Адекватный альтернатива анемия антенна атеист ателье
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Редакционного совета
протокол №____
от ___ _______ 2016 г.
Данная рабочая тетрадь содержит материалы, позволяющие обучающимся самостоятельно изучить тему, выполнить практические задания по разделу русского языка и культуры речи «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ», закрепить полученные знания.
Автор-составитель:
Елена Владимировна Ершова – преподаватель высшей квалификационной категории.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 2. Фонетика………………………………………..
3
Тема 2.1. фонетические единицы (фонемы). Особенности русского ударения. Орфоэпические нормы. Варианты русского литературного произношения……………………………………………..
3
Краткое изложение теоретических вопросов…………
3
Задания для самостоятельного выполнения………….
4
Вопросы для самоконтроля по теме……………………….
4
Тема 2.2. Варианты русского литературного произношения. Фонетические средства речевой выразительности……………………………………………..
5
Краткое изложение теоретических вопросов…………
5
Задания для самостоятельного выполнения………….
6
Практическое занятие № 1…………………………………..
8
Тестовые задания……………………………………
9
Литература……………………………………………
11
Раздел 2. Фонетика
Тема 2.1. Фонетические единицы (фонемы). Особенности русского ударения. Орфоэпические нормы. Варианты русского литературного произношения
План изучения темы
Фонетические единицы (фонемы).
Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения.
Логическое ударение.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
Правила слогораздела.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Фонетические единицы (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
Фонетическая сторона русского языка характеризуется системой согласных, гласных, фонетическими законами изменения (оглушением, озвончением, редукцией), ударением, интонацией.
36 согласных организованы в пары по твердости-мягкости и глухости-звонкости, 6 гласных звуков. Различное звучание объясняется положением языка и губ, сочетанием пропорций голоса и шума. Качество звука зависит от места и способа образования. Всю эту работу, важную для произношения, важную для того, чтобы нас правильно поняли, мы выполняем бессознательно, когда говорим на родном языке.
Но, как только мы начинаем изучать иностранный язык, мы сталкиваемся с неожиданностями, которые, как ни странно, помогают нам глубже постичь особенности языка родного. Например, качество звучания согласного Л – разное в европейских языках. Количество гласных: в русском – 6, во французском – 15, некоторые с носовым признаком.
Русский язык более передний по сравнению с английским языком. Когда мы говорим по-русски, язык как бы продвигается вперед, касаясь зубов, альвеол. Звук образуется в передней части артикуляционного аппарата. Тот, кто изучает английский язык, знает, как важно научиться «уводить звук назад». Явление оглушения конечных согласных (газ – [гас]) мешает нам при изучении английского или французского языка, где подобные фонетические изменения не наблюдаются.
Редуцирование гласных (т.е. их качественное изменение в безударной позиции) тоже составляет особенность русского языка. Мы ее ощущаем при изучении европейских языков (ср. произношение в испанском языке слов muchacha и muchacho).
Немало сложностей вызывает ударение даже у носителей языка, которое в русском языке носит подвижный характер. Ударение влияет и на семантику речи (время по´шло´). Незнание же правильного ударения приводит к ошибкам, которые свидетельствуют о недостаточной речевой культуре.
Нельзя забывать и о характере интонации в русском языке, которая выполняет смыслоразличительную функцию, так как в русском языке, особенно в устной речи, порядок слов с точки зрения организации предложений носит необязательный характер. (Произнесите слово «хорош», выражая при этом разные эмоции, и вы все поймете.)
К фонетическим особенностям русского языка относятся следующие. По природе русский язык консонантный (преобладание согласных), преимущественно переднеязычный, отличается активной артикуляцией, подвижным ударением и богатой интонацией, передающей все нюансы смысла, эмоций и состояния человека.
Правила слогораздела:
Сочетание сонорного согласного с шумным между гласными имеет слогораздел внутри: стен-ка, тор-чит, мол-ва;
Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными переходит к следующему слогу: ве-сна, те-сьма, гу-сли;
Сочетание шумных согласных переходит к следующему слогу: ча-шка, ло-жка, бле-стит, кре-пкий.
Сочетание сонорных согласных переходит к следующему слогу: ко-рма, о-фо-рми-тель, но-рма-льно;
Буква й всегда остается с предшествующим гласным: пой-мал, чай-ка, май-ский.
Задания для самостоятельного выполнения
1. Провести наблюдение над собственным произношением.
2. На основе наблюдения провести анализ, учет и классификацию собственных ошибок в произношении и словесном ударении.
3. Начать ведение личного словарика «Пишу и говорю правильно!»
Вопросы для самоконтроля по теме
Что такое акцентологические варианты и каковы их основные типы?
Чем вызвана неустойчивость норм ударения в существительных, кратких прилагательных, глаголах и причастиях?
Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?
Почему наблюдается смешение ударных [ó] и [э], обозначаемых на письме соответственно буквами ё и е?
Какая тенденция наблюдается в произношении твердых согласных перед мягкими?
Какое произношение сочетаний –чн- и -шн- устаревает?
Каковы основные особенности произношения иноязычных слов?
Тема 2.2. Варианты русского литературного произношения.
Фонетические средства речевой выразительности
План изучения темы
Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков
Произношение заимствованных слов
Сценическое произношение и его особенности
Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация
Краткое изложение теоретических вопросов:
Фонетико-орфоэпические нормы определяют варианты правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Определенную трудность вызывает употребление [е] или [о] после мягких согласных под ударением. Правильными являются формы: а[ф’е]ра, быти[е], о[п’е]ка, [п’е]кло, совре[м’е]нный. В других случаях имеются варианты произношения: желчь – жёлчь, белесый – белёсый, головешка – головёшка, поблекнуть – поблёкнуть, маневры – манёвры.
В заимствованных словах перед ударным Е в ряде случаев произносится мягкий согласный: ака[д’е]мик, [д’е]к[р’е]т, му[з’е]й, [т’е]рмин, эф[ф’е]кт, в ряде случаев – твердый согласный: диспан[сэ]р, ин[тэ]рвью, ин[тэ]грал, компью[тэ]р, [мэ][нэ]джер, резю[мэ], [тэ]ст, э[нэ]ргия. В словах агрессия, бактерии, депрессия, прогресс, экспресс и др. допускается произношение твердого и мягкого согласного перед Е.
Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознается лишь при определенной постановке ударения. Ударение в русском языке свободное. Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой, например: головá – голóв – гóловы. Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: áтлас и атлáс, зáмок и замóк, мýка и мукá. Разноместность ударения в русском языке дает возможность разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: стéны и стены´, рýки и рукú, насы´пать и насыпáть. В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например, твóрог и творóг, мышлéние и мы´шление, одноврéменно и одновремéнно.
Задания для самостоятельного выполнения
1. Составить таблицу «Варианты русского произношения».
2. Прокомментировать подготовленный материал.
3 .Составить таблицу «Распространенные ошибки в речи»
(для справок используйте предложенную схему-конспект).
Практическое занятие № 1.
Правила слогораздела.
Разделите слова на слоги: коробка, подушка, убегать, отстаивать, выдвигаться, обоняние, приятный, сладкозвучная, амбразура, терраса, аккордеон.
Орфоэпические нормы. Анализ особенностей русского ударения.
Расставьте ударение в словах:
Агент, алкоголь, алфавит, аналог, арахис, бармен, бюрократия, валовой, генезис, грошовый, грушевый, девица, дефис, договор, документ, доцент, дремота, жалюзи, заговор, закупорить, знамение, зубчатый, индустрия, инсульт, искра, каталог, квартал, кетчуп, километр, коклюш, колледж, кулинария, кухонный, магазин, маркетинг, маркировать, менеджмент, мышление, намерение, обеспечение, оптовый, партер, переосмысление, петля, приговор, принудить, портфель, свекла, сливовый, созыв, статуя, творог, туфля, украинский, упрочение, феномен, хвоя, щавель, эксперт.
Определите значения слов, составьте с ними предложения:
Атлáс – áтлас, брóня – броня, запáсник – запаснúк, крýгом – кругóм, подвúжный – подвижнóй, зáнятый – занятóй, безóбразный – безобрáзный, вúдение – видéние.
Распределите приведенные слова по группам в зависимости от произношения согласного звука перед Е. При выполнении упражнения пользуйтесь словарем.
Мягкое произношение
Вариантное произношение
Твердое произношение
[д’]емагог
[д’]епо – [дэ]по
[дэ]нди
Адекватный, альтернатива, анемия, антенна, антисептика, атеист, ателье, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демисезонный, депрессия, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, современный, соплеменник, текст, темп, тема, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, термос, террор, тире, трек, фанера, фланель, форель, шатен, экспресс, энергия, юмореска.
Проверьте орфоэпическую грамотность (норму произношения). Напишите, что вы произносите на месте букв ЧН [ чн ] или [ шн ].
Например: подсвечник [ шн ].
Булочная, бутылочный, горчичник, кирпичный, гоночный, сливочный, игрушечный, прачечная, сердечный друг, нарочно, Кузьминична, вербовочный, сердечные капли, елочный, горничная, тренировочный, молочный, мелочный, яблочный, троечный, порядочный. яичница, скучно.
Выполните тестовые задания
1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда.
1) дожила’, заняла’
2) издала’, клала’
3) начала’, обмерла’
4) отбыла’, солга’ла
5) убрала’, кра’лась
2.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда.
1) дожила’, заняла’
2) издала’, клала’
3) начала’, обмерла’
4) отбыла’, солга’ла
5) убрала’, кра’лась
3.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда.
1) измождена’, взро’сла
2) де’льна, ввезена’
3) бледна’,проли’та
4) засорена’, понята’
5) отдана’, придана’
4.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда.
1) пе’реданный, за’дешево
2) по’хороны, красиве’е
3) пле’сневеть, гастроно’мия
4) ме’льком, балова’ть
5) некроло’г, облегчи’ть
5.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда.
1) агроно’мия, ополо’снутый
2) облегчи’ть, моза’ичный
3) испове’дание, согляда’тай
4) гази’ровать, зу’бчатый
5) э’кскурс, э’ксперт
6.Отметьте слова, в которых вариантные ударения равноправны.
1) звонит
2) кожанка
3) кухонный
4) кета
5) камбала
7.Отметьте слова, орфоэпические варианты которых имеют разные лексические значения.
1) броня
2) масличный
3) характерный
4) электрик
5) квартал
8.Отметьте слова,с ударением на первом слоге.
1) сливовый
2) согнутый
3) гусеничный
4) валовой
5) оптовый
9.Отметьте слова с ударением на последнем слоге.
1) средства
2) дремота
3) ломота
4) некролог
5) щавель
10. Отметьте слова, где в корне произносится [‘о]
1) никчемный
2) жернов
3) афера
4) свекла
5) опека
ЛИТЕРАТУРА
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 2010. – 544 с.
Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2010. – 287с.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений/ Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры; М.: АЗЪ, 1993. – 960 с.
Розенталь Д. Э. Русский язык. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений/ Д. Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир и Образование», 2012. – 384 с.
Розенталь Д. Э. Современный русский язык/ Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с.
Практическое занятие №1
Тема: Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка
Цель работы:совершенствование умения выявлять закономерности функционирования фонетической системы русского языка.
Форма выполнения: индивидуальная работа
Время выполнения: 45 минут
Учебные пособия: Антонова Е.С. Русский язык:учеб.для студентов учрежд.сред.проф.образ./Е.С.Антонова,Т.М.Воителева-М.:«Академия»,2016;
Воителева Т.М. Русский язык:сборник упражнений:учеб.пособие для студентов учреждений среднего проф.образ.-М.: «Академия»,2015.
Критерии оценивания:
«2» | Выполнено правильно менее 50% заданий |
«3» | Выполнено правильно от50%до 60% заданий |
«4» | Выполнено правильно от 70% до 90% заданий |
«5» | Выполнено правильно 90%-100% заданий |
Основные теоретические сведения
Теоретические сведения см. в учебнике, указанном выше, на стр.63-69.
Ход практического занятия
Задание 1
Орфоэпические нормы. Анализ особенностей русского ударения
Расставьте ударение в словах:
Агент, алкоголь, алфавит, аналог, арахис, бармен, бюрократия, валовой, генезис, грошовый, грушевый, девица, дефис, договор, документ, доцент, дремота, жалюзи, заговор, закупорить, знамение, зубчатый, индустрия, инсульт, искра, каталог, квартал, кетчуп, километр, коклюш, колледж, кулинария, кухонный, магазин, маркетинг, маркировать, менеджмент, мышление, намерение, обеспечение, оптовый, партер, переосмысление, петля, приговор, принудить, портфель, свекла, сливовый, созыв, статуя, творог, туфля, украинский, упрочение, феномен, хвоя, щавель, эксперт.
Задание 3
Определите значения слов, составьте с ними предложения:
Атлáс – áтлас, запáсник – запаснúк, крýгом – кругóм, подвúжный – подвижнóй, зáнятый – занятóй, безóбразный – безобрáзный, вúдение – видéние.
Задание 4
Распределите приведенные слова по группам в зависимости от произношения согласного звука перед Е.
Мягкое произношение
Вариантное произношение
Твердое произношение
[д’]емагог
[д’]епо – [дэ]по
[дэ]нди
Адекватный, альтернатива, анемия, антенна, антисептика, атеист, ателье, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демисезонный, депрессия, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, современный, соплеменник, текст, темп, тема, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, термос, террор, тире, трек, фанера, фланель, форель, шатен, экспресс, энергия, юмореска.
Задание 5
Выполните тестовые задания
1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда.
1) дожила’, заняла’
2) издала’, клала’
3) начала’, обмерла’
4) отбыла’, солга’ла
5) убрала’, кра’лась
2.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда.
1) дожила’, заняла’
2) издала’, клала’
3) начала’, обмерла’
4) отбыла’, солга’ла
5) убрала’, кра’лась
3.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда.
1) измождена’, взро’сла
2) де’льна, ввезена’
3) бледна’,проли’та
4) засорена’, понята’
5) отдана’, придана’
4.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда.
1) пе’реданный, за’дешево
2) по’хороны, красиве’е
3) пле’сневеть, гастроно’мия
4) ме’льком, балова’ть
5) некроло’г, облегчи’ть
5.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда.
1) агроно’мия, ополо’снутый
2) облегчи’ть, моза’ичный
3) испове’дание, согляда’тай
4) гази’ровать, зу’бчатый
5) э’кскурс, э’ксперт
6.Отметьте слова, в которых вариантные ударения равноправны.
1) звонит
2) кожанка
3) кухонный
4) кета
5) камбала
7.Отметьте слова, орфоэпические варианты которых имеют разные лексические значения.
1) броня
2) масличный
3) характерный
4) электрик
5) квартал
8.Отметьте слова,с ударением на первом слоге.
1) сливовый
2) согнутый
3) гусеничный
4) валовой
5) оптовый
9.Отметьте слова с ударением на последнем слоге.
1) средства
2) дремота
3) ломота
4) некролог
5) щавель
10. Отметьте слова, где в корне произносится [‘о]
1) никчемный
2) жернов
3) афера
4) свекла
5) опека
Практическое занятие №2
Тема: «Наблюдение над выразительными средствами фонетики»
Цель работы: анализ выразительных средств фонетики.
Время выполнения: 45 минут
Критерии оценивания:
«5» | Выполнены все задания верно |
«4» | Выполнено не менее 3/4 заданий |
«3» | Выполнено не менее половины заданий |
«2» | Не выполнено более половины заданий |
«1» | Не выполнено ни одного задания |
Основные теоретические сведения
Коммуникативные качества речи – это объективные свойства, признаки речи, обеспечивающие ей коммуникативное совершенство. Эстетическое восприятие художественной речи во многом зависит от выразительности ее звуковой организации.
1). Звуковой повтор:
*Пора, пора, рога трубят! (Пушкин).
*За все, за все тебя благодарю я…(Лермонтов).
*Мело, мело по всей земле… (Пастернак).
2). Анафора (повтор слова в начале предложений, стихов):
* Где найду исход желанный? \ Где воскресну я душой? (Жуковский).
3). Эпифора (повтор слова в конце предложения, стихов):
* Уюта – нет. Покоя – нет. (Блок).
4). Симплока (сочетание анафоры и эпифоры):
* Я ушел в никуда. Я сбежал в никуда.
5). Кольцо (повтор слова в начале и конце одного и того же предложения, стиха):
* Мутно небо, ночь мутна. (Пушкин).
6). Звуковой повтор как следствие корневого повтора:
* Расцветайте, расцветающие, увядайте, увядающие…(Сологуб).
*Грущу я; но и грусть минует (Баратынский).
7). Ассонанс (повтор гласных):
* Степью лазурною, цепью жемчужною… (Лермонтов).
8). Аллитерация (повтор согласных):
* Бренчат кавалергарда шпоры (Пушкин).
9). Звукоподражательный повтор:
* Тревожно шелк зашевелят// Трепещущие пальцы (Блок).
Ход практического занятия:
Задание 1.Спишите предложения. Определите вид звуковой организации, подчерните слова или звуки.
1). Забудь, забудь о страшном мире (Блок). 2). Не вечный для времен, я вечен для себя (Баратынский). 3). Как жарко поцелуй пылает на морозе! Как дева русская свежа в пыли снегов! 4). Когда же отойду под тень// Колонны мраморной угрюмо,// И пожирающая дума// Мне на лицо наложит тень…//. 5). Душа любви желает, // Но я любить не буду вновь (Баратынский). 6). Своей дремоты превозмочь// Не хочет воздух (Пушкин). 7). В черном небе – слова начертаны… (М.Цветаева). 8). Еле слышный шелест шагов…(Ахматова). 9). Мира летят. Года летят. (Блок). 10). Мне нравится, что вы больны не мной, // Мне нравится, что я больна не вами. (Цветаева). 11). Привычные к степям – глаза, //Привычные к слезам – глаза. (Цветаева).
Задание 2. Спишите стихотворение. Определите звуки, при помощи которых автор создаёт нужное настроение и впечатление. Как называется этот приём?
Понакаркали чёрные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озёр.
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из лёгкого золота
Закачались лампадки небес.
(С.Есенин)
Задание 3.Спишите предложения. Определите вид звуковой организации, подчерните слова или звуки.
Глухим путём, неезженным,
На бледном склоне дня
Иду в лесу оснеженном,
Печаль ведёт меня.
Молчит дорога странная,
Молчит неверный лес,
Не мгла ползёт туманная
С безжизненных небес, –
То вьюги хлопья снежные.
И мягкой пеленой,
Бесшумные, безбрежные,
Ложатся предо мной.
(Д.Мережковский)
Практическое занятие №3
Тема: «Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова»
Цель работы: обобщение сведений по фонетике и графике, орфоэпии.
Форма выполнения: индивидуальная работа
Время выполнения: 45 минут
Учебные пособия:Антонова Е.С. Русский язык:учеб.для студентов учрежд.сред.проф.образ./Е.С.Антонова,Т.М.Воителева-М.:«Академия»,2016
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53000 сл. / Под ред. Проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд. испр. – М.: ООО Изд. – во Оникс, ООО Изд – во Мир и Образование, 2007.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под. ред. Р.И. Аванесова. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1988 –704 с.
Критерии оценивания:
«5» | Выполнены все задания верно |
«4» | Выполнено не менее 3/4 заданий |
«3» | Выполнено не менее половины заданий |
«2» | Не выполнено более половины заданий |
«1» | Не выполнено ни одного задания |
Основные теоретические сведения
См. учебник , указанный выше (параграф 10, с.63-69).
Ход практического занятия:
Запишите слова. Расставьте ударение в данных словах, проверяя себя по орфоэпическому словарю.
Свекла, квартал, шофер, магазин, процент, каталог, инструмент цемент, обеспечение, щавель оптовый, кухонный, красивее, иконопись, досуг, мельком, повторит, повторим, повторят, средства, столяр, облегчить, газопровод, изобретение, поняла, понял, собрала, баловать, балую, ремень, ходатайство, начать, начали, диалог, звонит.
Спишите, расставьте недостающие знаки препинания при однородных членах предложения. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Русский язык пр..нёс нам из д..лёких времён редкий подарок – «Слово о полку Игореве» его ст..пную ширь и гореч.. трепет синих зарниц звоны м..чей.
Этот язык украшал сказками и песнями тяж..лую долю простого русского человека. Он был главным и праз..ничным ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев томительно звучал в ст..хах Пушкина гудел, как колокол на башн.. вечевой, у Лермонтова р..совал гр..мадные полотна русской жизни у Толстого Герцена Тургенева Достоевского Чехова был гром..подобен в устах Маяковского прост и строг в р..здумьях Горького колдовскими напевами зв..нел в строфах Блока.
Нужны, конечно, целые книги, что(бы) рас..казать о всём велик..лепии красоте неслыханной щедрости нашего действительно в..лшебного языка.
Выпишите из текста в тетрадь слова, в которых происходит оглушение согласных в середине слова. Сделайте фонетическую запись выписанных в тетрадь слов.