Актуальность темы анемии у детей

Актуальность темы анемии у детей thumbnail

Комплекс исследований для диагностики железодефицитной анемии направлен на выявление причин и условий возникновения данного патологического состояния.

Чем опасна железодефицитная анемия?

Недостаток железа в крови особенно опасен в детстве, когда закладываются основы физического и психического здоровья ребенка.

Чем опасен дефицит железа?

«Детский феррогематоген» может стать дополнительным источником железа для организма.

Узнать больше…

«Детский феррогематоген» — БАД, созданный с целью профилактики железодефицитных состояний у детей и подростков.

Узнать стоимость…

Анемия — или пониженный уровень гемоглобина в крови — не самостоятельное заболевание, а симптом, который встречается достаточно часто. Во всем мире около 2 миллиардов людей страдает от анемии. Причем чаще всего симптом диагностируется у детей. По данным ВОЗ, анемия в той или иной степени присутствует у 47,4% дошкольников и у 25,4% детей школьного возраста. Насколько анемия опасна, из-за чего она возникает и как с ней бороться?

Пару слов о детской анемии

Анемией называют понижение уровня гемоглобина и, как следствие, снижение количества эритроцитов — клеток крови, которые переносят гемоглобин.

Гемоглобин — это крайне важный железосодержащий белок, его задача — транспортировка кислорода к органам и тканям организма. При нехватке гемоглобина весь организм испытывает кислородное голодание. Именно поэтому симптомы анемии у детей так разнообразны.

Нормальный уровень гемоглобина у детей отличается от показателей взрослых. У младенцев в первые дни жизни норма гемоглобина составляет 180–240 г/л, у детей до полугода — 115–175 г/л, от полугода до 5 лет — 110–140 г/л, с 5 до 12 лет — 110–145 г/л, с 12 до 15 лет — 115–150 г/л.

Очень часто анализы выявляют признаки железодефицитной анемии у детей. Причина столь широкой распространенности этой патологии в том, что механизм кроветворения у детей еще не отлажен и на него могут повлиять даже самые, казалось бы, малозначительные факторы. Другая причина анемии у детей — быстрый рост, что требует большого количества питательных веществ.

Железодефицитная анемия отнюдь не безобидна. У детей, страдающих данной патологией, плохой аппетит и слабый иммунитет, что приводит к частым заболеваниям. Такие дети малоактивны, они медленно набирают вес. Кроме того, при железодефицитной анемии дети часто бывают раздражительными и плаксивыми.

Причины состояния

Почему возникает анемия у детей? Вот самые распространенные причины:

  • У новорожденных анемия может возникнуть из-за проблем во время беременности — кровотечений, отслойки плаценты, угрозы выкидыша, инфекционных болезней у матери. Особенно опасен период с 28-ой по 32-ую неделю. Анемия у будущей мамы — также существенный фактор риска. Нередко анемия диагностируется у детей, появившихся на свет раньше срока, а также при многоплодной беременности.
  • Неправильное, несбалансированное или однообразное питание в любом возрасте — частая причина анемии. При погрешностях в питании в организм не поступает достаточное количество железа и витаминов, необходимых для его всасывания — в первую очередь витаминов С и В12.
  • Анемия нередко вызывается регулярными кровотечениями.
  • Аллергии, экссудативный диатез и нейродермит иногда могут приводить к железодефицитной анемии.
  • Инфекционные заболевания (туберкулез, пиелонефрит и т.д.), глистные инвазии и микозы приводят к нарушению всасывания железа — ребенок может получать его в достаточном количестве, но микроэлемент попросту не усваивается.

Признаки анемии у детей

Чтобы точно диагностировать анемию, нужно проконсультироваться с врачом и сдать анализ крови. Но существуют признаки, позволяющие предположить нехватку железа:

  • Кожа становится бледной и сухой, ногти и волосы — тусклыми и ломкими, в уголках рта возникают незаживающие язвочки. В запущенных случаях на ладонях и ступнях могут появиться трещинки.
  • Поскольку дефицит железа вызывает снижение иммунитета, дети с железодефицитной анемией часто простужаются и «подхватывают» желудочно-кишечные инфекции.
  • Вялость, сонливость, плаксивость и раздражительность, плохой сон и быстрая утомляемость — типичные признаки анемии у детей.
  • Железодефицитная анемия у детей сказывается и на работе пищеварительной системы. Нехватка железа может проявляться тошнотой и рвотой, диареей или запорами, пониженным аппетитом. Некоторые родители отмечают, что при железодефицитной анемии дети иногда пытаются жевать известку, мел или землю.
  • Давление при анемии обычно пониженное, отмечаются тахикардия и одышка, иногда ребенок падает в обморок.
  • Дети с анемией нередко жалуются на головную боль, головокружения, шум в ушах.

Если у вашего ребенка наблюдаются похожие симптомы, не откладывайте визит к врачу. Диагностировать анемию легко, прогноз при правильно подобранном лечении также благоприятный. Но вот последствия запущенной железодефицитной анемии весьма серьезны.

Полезная информация
Суточная потребность в железе составляет 10–30 мг. Большинство современных горожан получают с пищей всего 1–3 мг железа — то есть около 10% от нормы.

Диагностика

Если вам кажется, что у вашего ребенка железодефицитная анемия, немедленно обращайтесь к врачу-педиатру. Он даст направление на анализы и, возможно, отправит к более узкому специалисту — гематологу.

Основной метод диагностики анемии у детей — лабораторные исследования, в частности — общий анализ крови. На наличие железодефицитной анемии могут указывать такие параметры, как пониженное содержание гемоглобина (нижний предел зависит от возраста ребенка), малое количество эритроцитов, а также понижение цветового показателя до 0,85 или ниже.

Для уточнения диагноза назначают и биохимический анализ крови. Помимо прочего, он показывает уровень ферритина (чем он ниже, тем дольше организм испытывает недостаток железа) и концентрацию сывороточного железа. Если оба эти параметра ниже нормы, железодефицитная анемия более чем вероятна. На тот же диагноз указывают повышение концентрации эритропоэтина и высокая железосвязывающая способность сыворотки крови.

В некоторых случаях требуется анализ кала — его проверяют на наличие эритроцитов (примеси крови).

Лечение анемии у детей

Как у детей раннего возраста, так и у школьников лечение анемии должно иметь комплексный характер. И самая важная его часть — пересмотр диеты и распорядка дня.

Необходимо организовать день ребенка так, чтобы он как можно больше времени проводил на свежем воздухе и играл в подвижные игры — умеренная физическая нагрузка крайне важна, так как она улучшает снабжение тканей кислородом. При этом важно следить и за тем, чтобы ребенок всегда ложился спать и просыпался в одно и то же время, так как недосып плохо сказывается на самочувствии детей с анемией.

Диета при анемии должна содержать большое количество продуктов, богатых железом. К ним относятся красное мясо и субпродукты, бобы и горох, гречневая крупа, яйца (особенно желток), какао, морская капуста, грибы, яблоки и гранаты, сухофрукты (курага, урюк, чернослив). Также необходимо пополнить рацион продуктами, которые содержат витамин С (болгарский перец, цитрусовые, шиповник, черная смородина, облепиха, брюссельская капуста, киви) и В12 (рыба и морепродукты, телячья печень, зеленые листовые овощи). Без этих витаминов железо не усваивается.

Иногда имеет смысл принимать витаминные комплексы и биодобавки. К последним, кстати, относится столь любимый детьми гематоген.

При серьезной железодефицитной анемии врач назначит точно дозированные препараты железа.

Профилактика

Важная часть профилактики железодефицитной анемии у детей — регулярные осмотры у врача и исследования крови. Нехватка железа легко выявляется даже на самых ранних стадиях, когда ее проще всего устранить. Особого внимания требуют дети, родившиеся недоношенными или с дефицитом массы тела, а также дети матерей, страдавших анемией во время беременности.

Чтобы избежать развития анемии, нужно строго следить за питанием ребенка, включая в меню железосодержащие продукты, а также фрукты и овощи. Чем разнообразнее рацион, тем меньше шансов, что ребенок будет испытывать недостаток в том или ином витамине или минерале.

Столкнулись ли ваши дети с такой проблемой, как анемия или нет, в любом случае, для полноценного развития ребенка необходимо поощрять активные игры и физические нагрузки, даже если ради этого придется проявить строгость и ограничить доступ малыша к телевизору, игровым приставкам и интернету. Многим родителям мультфильмы или видеоигры кажутся простым способом занять ребенка, однако благодаря развитию технологий около 30% современных детей ведут малоподвижный образ жизни. Это чревато не только анемией, но и набором лишнего веса, замедлением физического развития, проблемами с позвоночником, зрением и кровообращением.

Источник

Автор: Julia66smoll  •  Ноябрь 19, 2018  •  Курсовая работа  •  4,364 Слов (18 Страниц)  •  2,575 Просмотры

Страница 1 из 18

Роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей

   ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ        5

1.1. Этиология и классификация анемий        5

1.2. Диагностика и лечение анемии        8

ГЛАВА 2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ        11

2.1. Сестринская деятельность при уходе за детьми с анемией        11

2.2. Мероприятия по профилактике анемии у детей        15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        22

 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Анемия у детей (малокровие) – патологическое состояние, сопровождающееся снижением уровня гемоглобина и эритроцитов в крови ребенка. Анемия у детей – чрезвычайно распространенное заболевание в педиатрии. Около 40% случаев анемии диагностируется у детей в возрасте до 3-х лет; 30% – в пубертатном периоде; остальные – в различные возрастные периоды развития ребенка [4].

Частое возникновение анемии у детей обусловлено их интенсивным ростом, активностью процесса эритропоэза, прогрессивным увеличением числа форменных элементов и ОЦК. Вместе с тем, аппарат кроветворения у детей функционально незрел и весьма уязвим перед лицом различных воздействий. Нормальное протекание кроветворения у детей требует большого количества железа, белка, витаминов и микроэлементов, поэтому любые погрешности вскармливания, инфекции, токсические воздействия на костный мозг способны вызвать развитие анемии у ребенка. Особенно чувствительными в этом плане оказываются дети второго полугодия жизни, у которых истощены неонатальные резервы железа. Длительно существующая анемия у детей сопровождается развитием гипоксии, глубокими тканевыми и органными изменениями. Дети с анемией отстают в физическом и умственном развитии от здоровых сверстников, чаще страдают интеркуррентными заболеваниями, склонны к развитию хронических патологических процессов и различного рода осложнений.

Объект исследования: анемия.

Предмет исследования: роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей.

Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в профилактике анемии у детей.

Задачи исследования:

1. Выяснить этиологию и клинику заболевания;

2. Изучить диагностику и лечение анемии у детей;

3. Проанализировать сестринскую деятельность при уходе за детьми с анемией;

4. Проанализировать мероприятия по профилактике анемии у детей.

Практическая значимость исследования: Результаты проведенного исследования и новые теоретические подходы могут быть использованы в процессе анализа анемии у детей, её клинической характеристики и эффективности терапии.

  Методы исследования: 

  • Анализ литературных данных;
  • Информационно-поисковый;
  • Вербально-коммуникативный;
  • Аналитический.

 Структура работы целью и исследования, а необходимостью последовательного материала.

 Работа состоит из введения, 2 глав, , списка использованной литературы.

 Во обозначены актуальность, цель и работы.

 В главах работы приведены данные, полученные в ходе проведенного исследования.

 В представлены основные и даны рекомендации по теме исследования

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

1.1. Этиология и классификация анемий

Факторы, способствующие развитию анемии у детей, делятся на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

Антенатальные факторы действуют в течение внутриутробного развития. Для нормального протекания процессов кроветворения у ребенка за период беременности его организм должен получить от матери и накопить достаточное количество железа (около 300 мг). Наиболее интенсивная передача железа от беременной и его депонирование у плода происходит на 28-32 неделях гестации [15].

Доступно только на Essays.club

Источник

Àíåìèÿ êàê ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñíèæåíèåì ìàññû ýðèòðîöèòîâ, ðàññìîòðåíèå îñíîâíûõ ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå êàê îñíîâíàÿ ïðè÷èíà äåôèöèòà æåëåçà ó äåòåé âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îñîáåííîñòèòå÷åíèÿæåëåçîäåôèöèòíîéàíåìèèóäåòåéðàííåãîâîçðàñòà”

Âåäåíèå

Àêòóàëüíîñòü òåìû îïðåäåëÿåòñÿ òåì, ÷òî àíåìèÿ – ýòî äîâîëüíî òàêè ðàñïðîñòðàíåííîå çàáîëåâàíèå, ñâÿçàííîå ñ ìàññîé ðàçëè÷íûõ ïðè÷èí è ê òîìó æå òåìà ñàìà ïî ñåáå, î÷åíü óâëåêàòåëüíàÿ è ïîçíàâàòåëüíàÿ òåìà.

Ïîýòîìó ìíîé áûëà âûáðàíà èìåííî ýòà òåìà.

Öåëü ðàáîòû: Èçó÷èòü îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó äåòåé â ðàííåì âîçðàñòå.

Çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ:

1.Èçó÷èòü çàáîëåâàåìîñòü ÆÄÀ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà

2.Âûÿâèòü ôàêòîðû ðèñêà âîçíèêíîâåíèÿ ÆÄÀ3.Ïðîàíàëèçèðîâàòü ÷àñòîòó è òÿæåñòü îñëîæíåíèé ÆÄÀ

4.Ïðîâåñòè àíàëèç çàáîëåâàåìîñòè ÆÄÀ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ÿâëÿåòñÿ î÷åíü âàæíîé ïðîáëåìîé ïåäèàòðèè è èìååò íå òîëüêî ìåäèöèíñêèé, íî è ñîöèàëüíûé õàðàêòåð. Ýòî îáóñëîâëåíî øèðîêîé ðàñïðîñòðàí¸ííîñòüþ àíåìèè ñðåäè äåòåé, à òàêæå çíà÷èòåëüíîñòüþ îòðèöàòåëüíûõ ïîñëåäñòâèé äëÿ èõ çäîðîâüÿ.

Ïîñëåäñòâèÿ æåëåçîäåôèöèòà êðàéíå ñëîæíû, òàê êàê ëþáîé íåäîñòàòîê æåëåçà â îðãàíèçìå íàðóøàåò ñíàáæåíèå êëåòîê êèñëîðîäîì, ðàçâèâàåòñÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ, ñíèæàåòñÿ èììóíèòåò è, êàê ñëåäñòâèå ýòîãî, óâåëè÷èâàåòñÿ ðèñê èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Ó äåòåé ïðîèñõîäèò çàäåðæêà ðîñòà è óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, ïîâûøàåòñÿ óòîìëÿåìîñòü è ñíèæàåòñÿ óñïåâàåìîñòü, äåòè ïîñòàðøå æàëóþòñÿ íà ïîñòîÿííóþ óñòàëîñòü, ïðîèñõîäÿò íåæåëàòåëüíûå èçìåíåíèÿ â òêàíÿõ è îðãàíàõ. Îñîáîé ðàíèìîñòüþ ïðè æåëåçîäåôèöèòå ïîäâåðæåíû ýïèòåëèàëüíûå òêàíè: êîæà, ñëèçèñòàÿ ïîëîñòè ðòà, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Îäíîé èç ïðè÷èí ðàçëè÷íûõ ýêçåì, äåðìàòèòîâ è äðóãèõ çàáîëåâàíèé êîæè ìîæåò ñëóæèòü èìåííî æåëåçîäåôèöèò. Íàðóøåíèå ñëèçèñòîé ÆÊÒ ñîïðîâîæäàåòñÿ íàðóøåíèåì ïðîöåññà âñàñûâàíèÿ ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ, â òîì ÷èñëå âèòàìèíîâ è ìèêðîýëåìåíòîâ, òàêèì îáðàçîì, çàìûêàåòñÿ ïîðî÷íûé êðóã. Âîâëå÷åíèå â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû ïðè æåëåçîäåôèöèòå ïîäòâåðæäàåòñÿ îòñòàâàíèåì ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, îáåäíåíèåì èõ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ñ ïðåîáëàäàíèåì ïëîõîãî íàñòðîåíèÿ, âÿëîñòè, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, ïëàêñèâîñòè. Ó øêîëüíèêîâ çíà÷èòåëüíî ñíèæàåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ, îíè áûñòðî óòîìëÿþòñÿ, ó íèõ ñíèæàåòñÿ èíäåêñ èíòåëëåêòóàëüíîñòè. Êàê âèäíî èç âûøå ñêàçàííîãî, æåëåçî íåâåðîÿòíî âàæíî äëÿ ðàñòóùåãî îðãàíèçìà. Ïî äàííûì ïåäèàòðîâ, â íàøåé ñòðàíå îò ÆÄÀ ñòðàäàåò áîëåå 60% äîøêîëüíèêîâ è òðåòü øêîëüíèêîâ. Ê ñîæàëåíèþ, ýòà ïðîáëåìà èìååò òåíäåíöèþ ðîñòà.

Îñíîâíîé ïðè÷èíîé äåôèöèòà æåëåçà ó äåòåé âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï îñòà¸òñÿ íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå.

“Âëèÿíèå ïèòàíèÿ ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëÿþùèì â îáåñïå÷åíèè îïòèìàëüíîãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà, åãî òðóäîñïîñîáíîñòè, àäàïòàöèè ê âîçäåéñòâèþ ðàçëè÷íûõ àãåíòîâ îêðóæàþùåé ñðåäû, è â êîíå÷íîì èòîãå ìîæíî ñ÷èòàòü, ÷òî ôàêòîð ïèòàíèÿ îêàçûâàåò îïðåäåëÿþùåå âëèÿíèå íà äëèòåëüíîñòü æèçíè è àêòèâíóþ äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà” (À. À. Ïîêðîâñêèé). Çäîðîâüå ÷åëîâåêà áîëåå, ÷åì íà 90% îïðåäåëÿåòñÿ åãî ïèùåâûì ñòàòóñîì. Ëþáîå îòêëîíåíèå îò òàê íàçûâàåìîé ôîðìóëû ñáàëàíñèðîâàííîãî ïèòàíèÿ ïðèâîäèò ê îïðåäåë¸ííîìó íàðóøåíèþ ôóíêöèé îðãàíèçìà, îñîáåííî åñëè ýòè íàðóøåíèÿ äîñòàòî÷íî âûðàæåíû è ïðîäîëæèòåëüíû ïî âðåìåíè. Ó 60-75% â ðàöèîíå â èçáûòêå ïðèñóòñòâóþò ìó÷íûå áëþäà è ìîëîêî, ñîäåðæàíèå æåëåçà â êîòîðûõ íåâåëèêî. Íåðåãóëÿðíîå óïîòðåáëåíèå ìÿñíûõ ïðîäóêòîâ è âåãåòàðèàíñòâî (èíîãäà âûíóæäåííîå, ê ñîæàëåíèþ – èç-çà ìàòåðèàëüíîãî ïîëîæåíèÿ ñåìüè) íåèçáåæíî ïðèâîäèò ê íåäîñòàòêó æåëåçà â îðãàíèçìå ðåá¸íêà.

×òî êàñàåòñÿ ìëàäåíöåâ, òî â îðãàíèçìå ïëîäà â ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ñîäåðæàíèå æåëåçà íåâåëèêî: ïîòðåáíîñòü â í¸ì óäîâëåòâîðÿåòñÿ çà ñ÷¸ò ìàòåðèíñêîé êðîâè. Íåçàäîëãî äî ðîæäåíèÿ ñîäåðæàíèå æåëåçà ðåçêî óâåëè÷èâàåòñÿ, è ðåá¸íîê ïîÿâëÿåòñÿ íà ñâåò ñ îïðåäåë¸ííûì çàïàñîì ýòîãî íåîáõîäèìîãî ìèêðîýëåìåíòà, êîòîðîãî õâàòàåò â ñðåäíåì íà ïîëãîäà. Ïîòîì îí èñòîùàåòñÿ, è ýòî îáñòîÿòåëüñòâî ÿâëÿåòñÿ êàê áû ñèãíàëîì ðàñòóùåìó îðãàíèçìó: ïîðà ïåðåõîäèòü íà äîïîëíèòåëüíîå ïèòàíèå. Òàê äåëî îáñòîèò ó çäîðîâûõ äåòåé, ðîäèâøèõñÿ â ñðîê ïðè íîðìàëüíî ïðîòåêàþùåé áåðåìåííîñòè è íàõîäÿùèõñÿ íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè. Ñðåäè íåäîíîøåííûõ äåòåé, äåòè îò ìíîãîïëîäíîé áåðåìåííîñòè èëè áåðåìåííîñòè ïðîòåêàþùåé ñ îñëîæíåíèÿìè, ÆÄÀ äèàãíîñòèðóåòñÿ íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ó 59-100% äåòåé.

Ó äåòåé, íàõîäÿùèõñÿ íà èñêóññòâåííîì èëè ñìåøàííîì âñêàðìëèâàíèè, ÆÄÀ äèàãíîñòèðóåòñÿ â äâà ðàçà ÷àùå, ÷åì ó äåòåé íàõîäÿùèõñÿ íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè. Âûñîê ïðîöåíò àíåìèè ó áûñòðîðàñòóùèõ äåòåé, òåìïû ðîñòà êîòîðûõ îïåðåæàþò îáùåïðèíÿòûå ñòàíäàðòû (72%).

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ÆÄÀ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç íàèáîëåå èçó÷åííûõ çàáîëåâàíèé, íî äî ñèõ ïîð îñòà¸òñÿ íåóïðàâëÿåìîé ïàòîëîãèåé. Ïðè ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè ïî çàáîëåâàåìîñòè àíåìèåé, íåîáõîäèìà ðàçðàáîòêà è ðåàëèçàöèÿ ïðîãðàìì ïî ïðîôèëàêòèêå è ëå÷åíèþ ÆÄÀ, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, ñíèçèò â äàëüíåéøåì ïðîöåíò ïîïàäàíèÿ äåòåé â ãðóïïó ëèö ñ îïðåäåë¸ííûìè îáðàçîâàòåëüíûìè ïîòðåáíîñòÿìè. Îäíèì èç óñëîâèé å¸ ïîäãîòîâêè ÿâëÿåòñÿ ñáîð èíôîðìàöèè î ðàñïðîñòðàí¸ííîñòè àíåìèè è òÿæåñòè áîëåçíè.

1.Òåîðåòè÷åñêàÿ÷àñòü

ïàòîëîãè÷åñêèé íåñáàëàíñèðîâàííûé ïèòàíèå àíåìèÿ

Àíåìèÿ — ýòî ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñíèæåíèåì ìàññû ýðèòðîöèòîâ, ÷àñòî â ñî÷åòàíèè ñ óìåíüøåíèåì êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ â åäèíèöå îáúåìà êðîâè. Ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ àíåìèé î÷åíü ìíîãî; äëÿ äåòñêîãî æå âîçðàñòà íàèáîëåå òèïè÷íà æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ (ÆÄÀ). ÆÄÀ õàðàêòåðèçóåòñÿ íàëè÷èåì íåáîëüøèõ ãèïîõðîìíûõ ýðèòðîöèòîâ è èñòîùåíèåì çàïàñîâ æåëåçà â îðãàíèçìå.Ðàñïðîñòðàíåííîñòü äåôèöèòà æåëåçà ó äåòåé â ðàííåì âîçðàñòå, ïî äàííûì ÂÎÇ, ñîñòàâëÿåò îò 17,5 äî 30%. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ äåôèöèòà æåëåçà è ÆÄÀ î÷åíü ðàçíîîáðàçíû è óñëîâíî ìîãóò áûòü ñãðóïïèðîâàíû ñëåäóþùèì îáðàçîì:

Àíòåíàòàëüíûå ïðè÷èíû

· íàðóøåíèå ìàòî÷íî-ïëàöåíòàðíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, ïëàöåíòàðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü (òîêñèêîçû, óãðîçà ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè è ïåðåíàøèâàíèå, ãèïîêñè÷åñêèé ñèíäðîì, îñòðûå ñîìàòè÷åñêèå è èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ),

ôåòîìàòåðèíñêèå è ôåòîïëàöåíòàðíûå êðîâîòå÷åíèÿ,

ñèíäðîì ôåòàëüíîé òðàíñôóçèè ïðè ìíîãîïëîäíîé áåðåìåííîñòè,

âíóòðèóòðîáíàÿ ìåëåíà,

íåäîíîøåííîñòü, ìíîãîïëîäèå,

ãëóáîêèé è äëèòåëüíûé äåôèöèò æåëåçà â îðãàíèçìå áåðåìåííîé æåíùèíû.

Èíòðàíàòàëüíûå ïðè÷èíû

ôåòîïëàöåíòàðíàÿ òðàíñôóçèÿ,

ïðåæäåâðåìåííàÿ ïåðåâÿçêà ïóïîâèíû,

èíòðàíàòàëüíûå êðîâîòå÷åíèÿ èç-çà òðàâìàòè÷åñêèõ àêóøåðñêèõ ïîñîáèé èëè àíîìàëèé ðàçâèòèÿ ïëàöåíòû è ñîñóäîâ ïóïîâèíû.

Ïîñòàíàòàëüíûå ïðè÷èíû

íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà ñ ïèùåé (ðàííåå èñêóññòâåííîå âñêàðìëèâàíèå, èñïîëüçîâàíèå íåàäàïòèðîâàííûõ ìîëî÷íûõ ñìåñåé, âñêàðìëèâàíèå êîðîâüèì èëè êîçüèì ìîëîêîì, ìó÷íîé, ìîëî÷íûé èëè ìîëî÷íî-âåãåòàðèàíñêèé ðàöèîí, à òàêæå íåñáàëàíñèðîâàííàÿ äèåòà, ëèøåííàÿ äîñòàòî÷íîãî ñîäåðæàíèÿ ìÿñíûõ ïðîäóêòîâ);

ïîâûøåíèå ïîòðåáíîñòè â æåëåçå ó äåòåé ñ óñêîðåííûìè òåìïàìè ðîñòà (íåäîíîøåííûå, äåòè ñ áîëüøîé ìàññîé òåëà ïðè ðîæäåíèè, äåòè ñ äèàòåçîì, äåòè âòîðîãî ïîëóãîäèÿ æèçíè è âòîðîãî ãîäà æèçíè, äåòè ïðåïóáåðòàòíîãî è ïóáåðòàòíîãî âîçðàñòà);

ïîâûøåííûå ïîòåðè æåëåçà èç-çà êðîâîòå÷åíèé ðàçëè÷íîé ýòèîëîãèè, íàðóøåíèÿ êèøå÷íîãî âñàñûâàíèÿ (íàñëåäñòâåííûå è ïðèîáðåòåííûå ñèíäðîìû ìàëüàáñîðáöèè, õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ êèøå÷íèêà), à òàêæå îáèëüíûå è äëèòåëüíûå ãåìîððàãè÷åñêèå ìàòî÷íûå âûäåëåíèÿ ó ÷àñòè äåâî÷åê â ïåðèîä ñòàíîâëåíèÿ ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà â ïóáåðòàòå;

íàðóøåíèå îáìåíà æåëåçà â îðãàíèçìå èç-çà ãîðìîíàëüíûõ èçìåíåíèé (ïðåïóáåðòàòíûé è ïóáåðòàòíûé ãîðìîíàëüíûé äèñáàëàíñ), íàðóøåíèÿ òðàíñïîðòà æåëåçà èç-çà íåäîñòàòî÷íîé àêòèâíîñòè è (èëè) ñíèæåíèÿ ñîäåðæàíèÿ òðàíñôåððèíà â îðãàíèçìå.

Êëèíè÷åñêèå ôîðìû àíåìèé:

Ðàííÿÿ àíåìèÿ íåäîíîøåííûõ

Ðàííÿÿ àíåìèÿ íåäîíîøåííûõ èìååò ñëîæíûé ïàòîãåíåç è ðàçâèâàåòñÿ íà 1-2-ì ìåñÿöå æèçíè áîëåå ÷åì ó ïîëîâèíû íåäîíîøåííûõ è èçðåäêà ó äîíîøåííûõ äåòåé («ôèçèîëîãè÷åñêàÿ» äîáðîêà÷åñòâåííàÿ àíåìèÿ), îñîáåííî ïðè íåáëàãîïðèÿòíîì ïðåìîðáèäíîì ôîíå. Ïðè îáúåêòèâíîì îáñëåäîâàíèè îòìå÷àþò òîëüêî áëåäíîñòü (ïðè ñíèæåíèè êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà äî 80 ã/ë). Ïðè èññëåäîâàíèè ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè îáíàðóæèâàþò íîðìî- èëè ãèïåðõðîìóþ àíåìèþ, ÷àñòî äîñòèãàþùóþ òÿæ¸ëîé ñòåïåíè.

Îñíîâíûìè ïðè÷èíàìè ðàçâèòèÿ ðàííåé àíåìèè ñ÷èòàþò óñèëåííûé «ôèçèîëîãè÷åñêèé» ãåìîëèç ýðèòðîöèòîâ, ñîäåðæàùèõ HbF, íåäîñòàòî÷íóþ ôóíêöèîíàëüíóþ è ìîðôîëîãè÷åñêóþ çðåëîñòü êðàñíîãî êîñòíîãî ìîçãà, ñíèæåíèå ïðîäóêöèè òêàíåâûõ ýðèòðîïîçòèíîâ âñëåäñòâèå ãèïåðîêñèè, èìåâøåé ìåñòî ïðè ðîæäåíèè ðåá¸íêà. Áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò òàêæå äåôèöèò ìíîãèõ íåîáõîäèìûõ äëÿ êðîâåòâîðåíèÿ âåùåñòâ, îòêëàäûâàþùèõñÿ â äåïî òîëüêî â ïîñëåäíèå 2 ìåñ áåðåìåííîñòè (áåëîê, âèòàìèíû Ñ, Å, ãðóïïû Â, ìåäü, êîáàëüò) è îáåñïå÷èâàþùèõ âñàñûâàíèå, òðàíñïîðò, îáìåí è ôèêñàöèþ æåëåçà â ìîëåêóëå ãåìà, à òàêæå ñòàáèëüíîñòü îáîëî÷åê è ìåìáðàí ýðèòðîöèòîâ. Ïðèñóòñòâóåò è äåôèöèò æåëåçà â äåïî, âðåìåííî êîìïåíñèðîâàííûé òåêóùèì ãåìîëèçîì, íî ÷¸òêî âûÿâëÿåìûé ïóò¸ì îáíàðóæåíèÿ ìèêðîöèòîçà è ãèïîõðîìèè ÷àñòè ýðèòðîöèòîâ, ñíèæåíèÿ êîíöåíòðàöèè ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà è êîëè÷åñòâà ñèäåðîöèòîâ â ïóíêòàòå êðàñíîãî êîñòíîãî ìîçãà. Êàê òîëüêî íåîíàòàëüíûå çàïàñû æåëåçà èñòîùàþòñÿ, ðàííÿÿ àíåìèÿ ïåðåõîäèò â ïîçäíþþ àíåìèþ íåäîíîøåííûõ.

Ïîçäíÿÿ àíåìèÿ íåäîíîøåííûõ

Ïîçäíÿÿ àíåìèÿ íåäîíîøåííûõ (êîíñòèòóöèîíàëüíàÿ) ðàçâèâàåòñÿ íà 3-4-ì ìåñÿöå æèçíè â ðåçóëüòàòå èñòîùåíèÿ íåîíàòàëüíûõ çàïàñîâ æåëåçà â äåïî. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ îáû÷íî íåçíà÷èòåëüíû, ëàáîðàòîðíûå äàííûå ñâèäåòåëüñòâóþò î ïðåèìóùåñòâåííîì äåôèöèòå æåëåçà.

Àëèìåíòàðíàÿ è èíôåêöèîííàÿ àíåìèè

Àëèìåíòàðíàÿ è èíôåêöèîííàÿ àíåìèè ðàçâèâàþòñÿ âî âòîðîì ïîëóãîäèè æèçíè ó äîíîøåííûõ äåòåé.  ïðîèñõîæäåíèè àëèìåíòàðíîé àíåìèè èãðàþò ðîëü íàðóøåíèÿ âñêàðìëèâàíèÿ, îäíîâðåìåííî âûçûâàþùèå è äèñòðîôèþ. Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ, ÷àùå âñåãî ÎÐÂÈ è îòèòû, îáû÷íî ñïîñîáñòâóþò áîëåå òÿæ¸ëîìó òå÷åíèþ àëèìåíòàðíîé àíåìèè. Êëèíè÷åñêèå è ëàáîðàòîðíûå ïðîÿâëåíèÿ õàðàêòåðíû äëÿ ïðåîáëàäàíèÿ äåôèöèòà æåëåçà.

Õëîðîç

Õëîðîç – ðåäêîå çàáîëåâàíèå äåâî÷åê â ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ. Ðàçâèâàåòñÿ íà ôîíå íàðóøåíèÿ ðåæèìà è ýíäîêðèííîé äèñôóíêöèè. Ïðîÿâëÿåòñÿ ñëàáîñòüþ, ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòüþ, àíîðåêñèåé, èçâðàùåíèåì âêóñà, ãîëîâîêðóæåíèÿìè, èíîãäà îáìîðîêàìè, ñåðäöåáèåíèåì, áîëÿìè â ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè, òîøíîòîé, ðâîòîé, çàïîðàìè. Õàðàêòåðû «àëåáàñòðîâàÿ», â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ñ çåëåíîâàòûì îòòåíêîì, áëåäíîñòü êîæè, íàðóøåíèÿ ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà (îëèãî- èëè àìåíîðåÿ). Âûçäîðîâëåíèå îáû÷íî ñàìîïðîèçâîëüíîå, âîçìîæíû ðåöèäèâû. Ëàáîðàòîðíûå èññëåäîâàíèÿ óêàçûâàþò íà ïðåèìóùåñòâåííûé äåôèöèò æåëåçà.

2.Êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé

Ïî öâåòîâîìó ïîêàçàòåëþ

Öâåòîâîé ïîêàçàòåëü (ÖÏ) ïîêàçûâàåò ñòåïåíü íàñûùåíèÿ ýðèòðîöèòà ãåìîãëîáèíîì.  íîðìå îí ðàâåí 0,85 — 1,05.  çàâèñèìîñòè îò íåãî ðàçëè÷àþò òàêèå àíåìèè:

Ãèïîõðîìíàÿ àíåìèÿ

Ãèïîõðîìíûå ÖÏ < 0,85(ïî íåêîòîðûì èñòî÷íèêàì íèæå 0,8):

· æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

· òàëàññåìèÿ

Íîðìîõðîìíàÿ àíåìèÿ

Íîðìîõðîìíûå ÖÏ 0,85-1,05:

· ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè (êîãäà ñêîðîñòü ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ ïðåâûøàåò ñêîðîñòü èõ ïðîäóêöèè)

· ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ (êàê ðåçóëüòàò ïîòåðè êðîâè âñëåäñòâèå êðîâîòå÷åíèÿ èëè êðîâîèçëèÿíèÿ)

· íåîïëàñòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ êîñòíîãî ìîçãà

· àïëàñòè÷åñêèå àíåìèè

· âíåêîñòíîìîçãîâûå îïóõîëè

· àíåìèè âñëåäñòâèå ñíèæåíèÿ âûðàáîòêè ýðèòðîïîýòèíà

Ãèïåðõðîìíàÿ àíåìèÿ

Ãèïåðõðîìíûå ÖÏ > 1,1:

· âèòàìèí B12-äåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

· ôîëèåâîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

· ìèåëîäèñïëàñòè÷åñêèé ñèíäðîì

Ïî ñòåïåíè òÿæåñòè

 çàâèñèìîñòè îò âûðàæåííîñòè ñíèæåíèÿ óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà âûäåëÿþò òðè ñòåïåíè òÿæåñòè àíåìèè:

· ˸ãêàÿ — óðîâåíü ãåìîãëîáèíà íèæå íîðìû, íî âûøå 90 ã/ë;

· Ñðåäíÿÿ — ãåìîãëîáèí â ïðåäåëàõ 90-70 ã/ë;

· Òÿæ¸ëàÿ — óðîâåíü ãåìîãëîáèíà ìåíåå 70 ã/ë.

Ïàòîãåíåòè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ

Îñíîâàíà íà ìåõàíèçìàõ ðàçâèòèÿ àíåìèé êàê ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà

· Äèñãåìîïîýòè÷åñêèå àíåìèè — àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íàðóøåíèåì êðîâîîáðàçîâàíèÿ â êðàñíîì êîñòíîì ìîçãå

· Àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ îñòðîé èëè õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðåé

· Àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ ïîâûøåííûì ãåìîëèçîì

Ïðîôèëàêòè÷åñêîå íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòîâ æåëåçà ïîêàçàíî äåòÿì èç ãðóïï ðèñêà ïî ðàçâèòèþ ÆÄÀ: íåäîíîøåííûå äåòè (ñ 2-ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà); äåòè îò ìíîãîïëîäíîé áåðåìåííîñòè, îñëîæíåííûõ áåðåìåííîñòåé è ðîäîâ; êðóïíûå äåòè ñ âûñîêèìè òåìïàìè ïðèáàâêè ìàññû è ðîñòà; äåòè ñ àíîìàëèÿìè êîíñòèòóöèè; ñòðàäàþùèå àòîïè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè; íàõîäÿùèåñÿ íà èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè íåàäàïòèðîâàííûìè ñìåñÿìè; ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè; ïîñëå êðîâîïîòåðü è õèðóðãè÷åñêèõ âìåøàòåëüñòâ; ñ ñèíäðîìîì ìàëüàáñîðáöèè.

Äîçà æåëåçà, íàçíà÷àåìîãî ñ ïðîôèëàêòè÷åñêîé öåëüþ, çàâèñèò îò ñòåïåíè íåäîíîøåííîñòè ðåáåíêà: äëÿ äåòåé ñ ìàññîé òåëà ïðè ðîæäåíèè ìåíåå 1000 ã — 4 ìã Fe /êã/äåíü; äëÿ äåòåé ñ ìàññîé òåëà ïðè ðîæäåíèè îò 1000 äî 1500 ã — 3 ìã Fe/êã/äåíü; äëÿ äåòåé ñ ìàññîé òåëà ïðè ðîæäåíèè îò 1500 äî 3000 ã — 2 ìã Fe/êã/äåíü. Äëÿ äîíîøåííûõ äåòåé – ïðîôèëàêòè÷åñêàÿ äîçà 1 ìã/êã.

Òàáëèöà. Ëàáîðàòîðíûå êðèòåðèè æåëåçîäåôèöèòíûõ ñîñòîÿíèé ó äåòåé

3.Äèàãíîñòèêàæåëåçîäåôèöèòíûõñîñòîÿíèé

Äèàãíîç æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè è ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà îñíîâûâàþò íà èçëîæåííûõ âûøå ëàáîðàòîðíûõ êðèòåðèÿõ. Îñíîâíîé ïîêàçàòåëü – ñîäåðæàíèå ôåððèòèíà â ñûâîðîòêå êðîâè. Ïðè íåâîçìîæíîñòè ïîëó÷èòü âñå óêàçàííûå äàííûå ìîæíî îðèåíòèðîâàòüñÿ íà ñëåäóþùèå ïîêàçàòåëè, äîñòóïíûå â ëþáîì ìåäèöèíñêîì ó÷ðåæäåíèè.

· Êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà.

· Öâåòîâîé ïîêàçàòåëü ðàññ÷èòûâàþò ñëåäóþùèì îáðàçîì: öâåòîâîé ïîêàçàòåëü = [(êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà, ã/ë)?3]?(òðè ïåðâûå öèôðû êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ áåç çàïÿòîé).  íîðìå ñîñòàâëÿåò 0,85-1,05.

· Ìîðôîëîãèÿ ýðèòðîöèòîâ â ìàçêå ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè.

· Êîýôôèöèåíò Ëîèöêè ðàññ÷èòûâàþò ñëåäóþùèì îáðàçîì: êîýôôèöèåíò Ëîèöêè = (ãåìàòîêðèò, %)?(ãåìîãëîáèí, %).  íîðìå – ìåíåå 3,1.

· Ðåçóëüòàò îò ëå÷åíèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà ïðè ïðè¸ìå âíóòðü: ÷åðåç 10-14 äíåé êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà ïîâûøàåòñÿ åæåäíåâíî íà 1-4 ã/ë, ñîäåðæàíèå ðåòèêóëîöèòîâ óâåëè÷èâàåòñÿ äî 3-4% (ðåòèêóëîöèòàðíûé êðèç).

Òàáëèöà

Ëå÷åíèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ïðîâîäÿò â òðè ýòàïà

Òàáëèöà. Ýòàïû ëå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè

Îáÿçàòåëüíàÿ è íàèáîëåå âàæíàÿ ñîñòàâíàÿ ÷àñòü êàæäîãî èç ýòàïîâ – ïðè¸ì ïðåïàðàòîâ æåëåçà. Ïðåïàðàòû æåëåçà â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðèíèìàþò âíóòðü. Ïðè ëå÷åíèè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè è ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà ïîìèìî ïðåïàðàòîâ æåëåçà íåîáõîäèìî ñîáëþäåíèå ðåæèìà, ñîáëþäåíèå äèåòû, ñáàëàíñèðîâàííîé ïî îñíîâíûì èíãðåäèåíòàì; íîðìàëèçàöèÿ âñàñûâàíèÿ æåëåçà ïðè åãî íàðóøåíèè (íàïðèìåð, ñî÷åòàííîå ëå÷åíèå ôåðìåíòíûìè ïðåïàðàòàìè ïðè ñèíäðîìå ìàëüàáñîðáöèè), äîçèðîâàííàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü.

4.Ïðàêòè÷åñêàÿ÷àñòü

Ïî ñòàòèñòèêå ÂÎÇ â ìèðå íàñ÷èòûâàåòñÿ áîëåå 2 ìëðä ÷åëîâåê, ñòðàäàþùèõ àíåìèåé, áîëüøèíñòâî èç íèõ æåíùèíû è äåòè. Î÷åíü àêòóàëüíà ýòà ïðîáëåìà è äëÿ Ðîññèè. Ïî äàííûì óïðàâëåíèÿ ïî îõðàíå ìàòåðèíñòâà è äåòñòâà Ìèíçäðàâà ÐÔ êàæäûé òðåòèé ðåáåíîê â íàøåé ñòðàíå è ïî÷òè êàæäàÿ áåðåìåííàÿ è êîðìÿùàÿ æåíùèíà ñòðàäàþò æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé ðàçíîé ñòåïåíè òÿæåñòè.

Ðèñ.

Ïåäèàòð, Èñóïîâà Íàòàëüÿ Íèêîëàåâíà , ñîîáùèëà, ÷òî äåòè â âîçðàñòå îò 0 äî 18 ëåò èìåþò àíåìèþ:

Ëåãêîé ñòåïåíè -40%

Ñðåäíåé ñòåïåíè-10%

Åæåãîäíî ñðåäè íàñåëåíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ðåãèñòðèðóåòñÿ îêîëî 1 ìèëëèîíà 360 òûñÿ÷ ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèÿ àíåìèÿìè, èç êîòîðûõ áîëåå 50% ó äåòåé îò 0-17 ëåò.  ìíîãîëåòíåé äèíàìèêå ñ 2000-2012 ãîä à íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííàÿ íåãàòèâíàÿ òåíäåíöèÿ ðîñòà çàáîëåâàåìîñòè âñåãî íàñåëåíèÿ, åæåãîäíûé òåìï ïðèðîñòà ñîñòàâèë 6,6%.

Äåôèöèò æåëåçà, ïî äàííûì ÂÎÇ 2012ã., îïðåäåëÿåòñÿ ó 20-25% âñåõ ìëàäåíöåâ, 43% äåòåé â âîçðàñòå äî 4 ëåò è äî 50% ïîäðîñòêîâ (äåâî÷êè).

Ðèñ.

Ïî-ýòîé òàáëèöû ìîæíî ñäåëàòü âûâîäû, ÷òî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñòðàäàþò äåâî÷êè ïîäðîñòêè â ðåçóëüòàòå èõ ðàçâèòèÿ âñëåäñòâèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.

Ñîîòíîøåíèå çäîðîâûõ äåòåé ê áîëüíûì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé.

Ðèñ.

Ïî äàííûì ïîëèêëèíèêè ¹ 46 Êàëèíèíñêîãî ðàéîíà ìîæíî âûÿâèòü íåêîòîðûå ñîîòíîøåíèÿ çäîðîâûõ äåòåé ê äåòÿì ñ çàáîëåâàíèåì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè. Îíè ïðåäñòàâëåíû â äèàãðàììå âûøå.

Ðèñ.

Ïðîâåäåí àíàëèç çàáîëåâàåìîñòè ÆÄÀ äåòåé, ðîæäåííûõ â 2012 ãîäó è ñîñòîÿâøèõ íà ó÷åòå â Äåòñêîé ïîëèêëèíèêå ¹ 46 ã. Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà ó÷àñòîê ¹ 7. Àíàëèç ïðîâîäèëñÿ íà îñíîâàíèè 51 àìáóëàòîðíîé êàðòû. Óñòàíîâëåíèå äèàãíîçà ÆÄÀ ó âñåõ äåòåé îñíîâûâàëîñü íà äàííûõ àíàìíåçà, êëèíè÷åñêîé êàðòèíû, îáùåïðèíÿòûõ êðèòåðèÿõ ëàáîðàòîðíîé äèàãíîñòèêè.

Ïî äàííûì èññëåäîâàíèÿ, ó 28 äåòåé âûñòàâëåí äèàãíîç ÆÄÀ (55 %). Èç íèõ ó 24 äåòåé àíåìèÿ ëåãêîé ñòåïåíè Í (100–110 ã/ë) — 86 %. Ó 4 äåòåé — âûðàæåííàÿ àíåìèÿ — Í (70–100 ã/ë) — 14 %. Ñàìûé íèçêèé ïîêàçàòåëü íà ó÷àñòêå — 93 ã/ë áûë ó ðåáåíêà â 2 ìåñÿöà.  íàñòîÿùèé ìîìåíò ýòîìó ðåáåíêó 7 ìåñÿöåâ, ÆÄÀ ñîõðàíÿåòñÿ — Í 106 ã/ë. Ó 16 % äåòåé âûñòàâëåí äåôèöèò æåëåçà — 8 äåòåé — Í (120–130 ã/ë).

 64 % ñëó÷àåâ äèàãíîç ÆÄÀ ó ìàëü÷èêîâ — 18 ÷åëîâåê. Íà äèñïàíñåðíûé ó÷åò ïîñòàâëåíî 4 ðåáåíêà ñ âûðàæåííîé àíåìèåé.  âîçðàñòå äî 3 ìåñÿöåâ ÆÄÀ âûÿâëåíî ó 20 äåòåé — 71 %; äî 6 ìåñÿöåâ ó 3 äåòåé — 11 %; äî 9 ìåñÿöåâ ó 4 äåòåé — 14 %; â ãîä ó 1 ðåáåíêà — 4 %.

Ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî íàèáîëåå âåðîÿòíî íàëè÷èå ÆÄÀ â âîçðàñòå äî 3 ìåñÿöåâ.

Âûÿâëåíèå àíåìèè äî 3-õ ìåñÿöåâ ïîçâîëÿåò ïðîâåñòè êîððåêöèþ äåôèöèòà æåëåçà êàê ìîæíî ðàíüøå, ÷òî ÿâëÿåòñÿ çàëîãîì ïðàâèëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Ñïèñîêèñïîëüçîâàííîéëèòåðàòóðû

1. https://www.eurolab.ua/diseases/151

2. https://www.medmoon.ru/beremennost/akuherstvo327.html

3. Íèêóëè÷åâà, Â.È. Æåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè / Â.È. Íèêóëè÷å-âà, Ë.È. Èäåëüñîí, Þ.Ã. Ìèòåðåâ. Óôà, 1993.4. Áàðàíîâ À.À. Ïåäèàòðèÿ. Íàöèîíàëüíîå ðóêîâîäñòâî. – Ì.: ÃÎÝÒÀÐ-Ìåäèà, 2009 – 523 ñ.

5. Àëåêñàíäðîâà Â.À. Çäîðîâüå âàøåãî ðåáåíêà: ñïðàâî÷íèê. — 2003. — 768 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник