Анемия у детей таблица анализ крови

Для начала запомним несколько важных вещей

Первое: не надо сдавать анализы «просто так». Для этого всегда должна быть веская причина — болезнь или период скрининга. Каждый прокол кожи — это стресс для ребёнка, особенно маленького. Любой стресс замедляет развитие малыша и приводит к нарушению метаболизма, пусть и на короткое время.

Второе: результаты анализов — это просто цифры, которые говорят вам и врачу, что в такой-то день и время кровь ребёнка выглядела именно таким образом. Всё. Сейчас, возможно, в крови у малыша всё совсем не так. Кровь — жидкость, не имеющая постоянного состава. Она меняется каждую минуту, если не секунду. Увидев результат, выходящий за пределы нормы, не паникуйте сразу. Возможно, это — случайность или ответ на какое-то кратковременное воздействие. К примеру, ребёнок сильно боялся сдавать кровь и плакал. В результате у него выработалось очень много стрессовых гормонов, которые повлияли на общий состав крови. Или накануне малыш съел приличную порцию сладкого, а может быть — жирного. Всё имеет значение. Поэтому врач, увидев отклонение анализов от нормы, обязательно назначит дообследование, хотя бы повторный анализ крови через 2-3 недели. И если ситуация не изменится, тогда будет думать, что делать.

Третье: проведите забор крови максимально комфортно для ребёнка. Чтобы не было испуга, слёз и криков. Подготовьте его к этому событию, приведите в пример мужество друзей и любимых киногероев, родственников. Тогда шансов на достоверность результатов будет больше.

А теперь познакомимся с показателями клинического анализа крови.

Гемоглобин

Гемоглобин захватывает из лёгких и переносит кислород к органам и тканям человека. Состоит из белка и железа. Если железа недостаточно, говорят о железодефицитной анемии и фиксируют снижение уровня гемоглобина в крови.

Гемоглобин в результатах может быть обозначен как:

  • hemoglobin,
  • HGB,
  • Hb.

Таблица № 1: Нормы гемоглобина у детей разного возраста по данным ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения считает нормальным достаточно широкий диапазон данных для детей даже одного и того же возраста.

У детей, находящихся только на грудном вскармливании, гемоглобин обычно ниже, чем у их сверстников-искусственников. Природа этого явления до конца не изучена, однако патологией такое снижение уровня гемоглобина в крови у грудничков уже не считают.

Читаем результат:

Эритроциты

Эритроциты — клетки крови человека (красные кровяные тельца), напоминающие сильно сплюснутые с двух сторон шарики. В них содержится тот самый гемоглобин, который переносит кислород.

Эритроциты в результатах обозначают:

  • эр.
  • red blood cells,
  • RBC.

Таблица № 2: Содержание эритроцитов в норме

С двух месяцев и примерно до двух лет содержание эритроцитов несколько ниже в связи с особенностями детского организма.

Читаем результат:

Цветной (цветовой) показатель крови

Цветовой показатель (ЦП) крови показывает относительное содержание гемоглобина в эритроцитах. То есть, сколько гемоглобина находится в эритроците по сравнению с нормальными величинами.

Для определения ЦП используют формулу: 3х гемоглобин (г/л)/эри, где эри — три первые цифры в числе, показывающем количество эритроцитов в крови.

Пример: у ребёнка гемоглобин =100г/л, а эритроциты 3,0х1012/л, тогда его ЦП = 3х100/300 = 1,0.

Нормой считается ЦП от 0,85 до 1,15. Снижение ЦП говорит об анемии или наследственном заболевании.

Сейчас в крупных лабораториях этот показатель не определяют. Вместо него используют эритроцитарные индексы.

Эритроцитарные индексы

MCV

MCV (Mean Cell Volume) переводится как средний объём эритроцита. Это, фактически, величина эритроцита. Может измеряться в микрометрах (мкм), но чаще — в фемтолитрах (фл).

Таблица № 3: Нормы МСV

В зависимости от размеров, эритроциты называют:

  • нормоцитами — если размеры в пределах нормы;
  • микроцитами — меньше нормы;
  • макроцитами — больше нормы.

Читаем результат:

MCH

MCH (mean corpuscular hemoglobin) показывает сколько гемоглобина содержится в каждом усреднённом эритроците. Это современный более точный аналог цветового показателя. Разница одна: результаты цветового показателя определяются в условных единицах, а MCH — в пикограммах.

Таблица № 4: нормы MCH

Повышение МСН называют гиперхромией, а понижение — гипохромией.

Читаем результаты:

MCHC

MCHC показывает среднюю концентрацию гемоглобина во всех эритроцитах сразу. Показатель рассчитывает анализатор, который может быть неправильно настроен.

Таблица № 5: MCHC у детей

Внимание! Результаты определения этого индекса могут отличаться в разных лабораториях. Смотрите нормы именно вашей лаборатории!

Расшифровка:

Тромбоциты

Тромбоциты тоже относятся к красным клеткам крови. Они выглядят как небольшие пластинки. Их основная цель — нормальная свертываемость крови.

Тромбоциты в результатах анализов обозначают:

  • тр.;
  • PLT;
  • platelets.

Таблица № 6: нормы тромбоцитов у детей

Различают:

  • Тромбоцитопению — когда тромбоцитов в крови меньше нормы;
  • Тромбоцитоз — если больше нормы.

Расшифровываем результаты:

В современных лабораториях определяют ещё и тромбоцитарные индексы.

Тромбоцитарные индексы

Тромбоцитарные индексы определяются только при заборе крови из вены в современных лабораториях.

MPV

MPV — от английского «mean platelet volume», что означает «средний объем тромбоцитов». Молодые тромбоциты более крупные. Они рождаются и живут не более двух недель, с возрастом становясь всё меньше. Нормальным считается, когда: 90% тромбоцитов имеют значения средние, а 10% – меньшие или большие. Анализатор строит кривую. Если она сдвигается влево — в крови преобладают незрелые тромбоциты (крупные), если вправо — старые (мелкие).

Нормальные показатели MPV 7,4 — 10,4 фл.

Что означает повышение и понижение MPV:

PDW

PDW — относительная ширина распределения тромбоцитов по объёму. То есть, измеряется объём тромбоцитов и их распределяют в группы. Абсолютное большинство тромбоцитов должны иметь стандартный объём.

Допускается «нестандарт» у 10-17%.

PDW выше и ниже нормы:

Pct

Pct, от английского platelet crit, означает «тромбокрит», то есть — сколько тромбоцитов находится в цельной крови. Результат получают в процентах.

Нормальные значения находятся в границах 0,15-0,35%.

Если есть отклонения:

P-LCR

P-LCR — это индекс, обозначающий число больших тромбоцитов в анализе крови. Определяется в процентах.

В норме его пределы 13-43%.

Имеет значение только вместе с анализом всех тромбоцитарных коэффициентов. Нормы зависят от конкретной лаборатории.

Лейкоциты

Лейкоциты это целая группа клеток, отличающихся по форме, размерам и по своим свойствам. Все они защищают наш организм от инфекций, вызванных бактериями, вирусами и другими чужеродными агентами. Поэтому общее количество лейкоцитов имеет существенное диагностическое значение.

Упрощённо лейкоциты можно считать солдатами, стоящими насмерть на страже границ нашего организма. Предотвращая проникновение врага, они гибнут, существуя всего 10-12 дней. Постоянно организм восполняет эти потери, производя новые клетки в костном мозге, селезёнке, лимфоузлах и миндалинах.

В анализах лейкоциты обозначают как:

  • лейкоциты;
  • лейк;
  • WBC;
  • white blood cells.

Нормы лейкоцитов у детей:

Что означает, если лейкоциты повышены или понижены:

Лейкоциты разнородны, поэтому врачи всегда учитывают не только их количество, но и показатели так называемой лейкоцитарной формулы, в которой различают: эозинофилы, нейтрофилы, базофилы, моноциты и лимфоциты.

Эозинофилы

Эозинофилы — разновидность лейкоцитов, по которым доктора судят о наличии или отсутствии аллергической реакции у ребёнка. Эозинофилы входят в состав лейкоцитарной формулы, а потому их считают в процентах. То есть, сколько процентов лейкоцитов (из всех) является эозинофилами.

Лаборатория обозначает так:

  • эозинофилы;
  • эоз.;
  • EO.

Нормы эозинофилов в крови ребёнка

Обычно врачи не считают эозинофилы до единиц, а рассуждают так:

  • до 5 — нормально;
  • 5-10 — сомнительно;
  • выше 10 — аллергия есть.

При каких заболеваниях повышаются эозинофилы у ребёнка?

Базофилы

Базофилы относятся к лейкоцитам и играют в организме человека важную роль. Они первыми реагируют на появление чужаков, пытаясь если не нейтрализовать их, то хотя бы остановить, пока не прибудет «подкрепление». Базофилы «набрасываются» на аллергены и яды, идут в места воспалительной реакции, помогая восстанавливать кровоток.

Лаборатории обозначают базофилы как:

  • базофилы;
  • баз.;
  • BA.

В норме количество базофилов у детей колеблется от 0,5 до 1% или, в абсолютных числах, 0,01 млрд/л.

Лимфоциты

Лимфоциты — это тоже разновидность лейкоцитов. Их много и они занимаются сразу несколькими делами:

  1. участвуют в синтезе антител, которые быстро справляются с инфекцией;
  2. уничтожают чужие и свои плохие (неполноценные, мутировавшие) клетки;
  3. скапливаются в местах травм: ран и порезов, чтобы преградить путь болезнетворным микробам.

Лимфоциты делятся на:

  • В-лимфоциты, которые, контактируя с микробами, запоминают их и формируют тот самый специфический иммунитет, который ребёнок может наработать переболев определённой инфекцией или вакцинировавшись против неё.
  • Т-лимфоциты занимаются непосредственным уничтожением неправильных или чужеродных клеток:
    • Т-киллеры уничтожают вредные клетки;
    • Т-хелперы помогают Т-киллерам;
    • Т-супрессоры следят за тем, чтобы случайно не пострадали собственные здоровые клетки.

Лимфоциты в лабораторном анализе обозначают как:

  • лимфоциты;
  • лим.;
  • LYM%;
  • LY%;
  • LYM;
  • LY.

Нормы лимфоцитов у детей разного возраста:

Лимфоциты считают в процентах от общего числа лейкоцитов, однако иногда можно увидеть в анализах и абсолютные числа. В этом случае нормой считают интервал от 1 до 4 млрд в литре.

Подсчитать абсолютное количество лимфоцитов можно самостоятельно (если вас тревожит тот факт, что процентное соотношение выше возрастной нормы). Для этого существует формула: ЛК х ЛФ% = ЛФ. То есть, вы смотрите — сколько у ребёнка в анализе лейкоцитов и умножаете это число на проценты лимфоцитов (умножаете на число лимфоцитов и делите на 100), получаете сколько лимфоцитов в абсолютных числах есть у ребенка сейчас. И если это значение укладывается в норму — беспокоиться сильно не надо.

Пример: у ребёнка 4,0 млрд лейкоцитов, а лимфоцитов 40%. Значит 4 млрд умножаем на 40 и делим на 100, получается 1,6 млрд. Это укладывается в норму.

Что означает, если лимфоцитов больше или меньше нормы?

В анализе могут быть указаны атипичные лимфоциты. В норме их должно быть не более 6%.

Моноциты

Моноциты — тоже представители группы лейкоцитов. Это очень интересные клетки, которые в крови живут всего 2-3 дня, а затем превращаются в тканевые макрофаги, где приобретают способность самостоятельно двигаться, напоминая крупных амёб. Они не просто двигаются, а, подобно дворникам, очищают ткани от вего ненужного и чужеродного — повреждённых и перерождённых (опухолевых) клеток, бактерий и вирусов. А ещё они вырабатывают интерферон — средство, помогающее справиться с возбудителями разных заболеваний.

В анализах моноциты обозначают как:

  • моноциты;
  • monocyte;
  • MON%;
  • MO%;
  • MON;
  • MO.

Чаще всего результаты анализов выдаются в процентах.

Нормы моноцитов у детей:

Причины повышения и понижения моноцитов у детей

Скорость оседания эритроцитов

Очень простой тест, который используют практически все лаборатории. Кровь набирается в узкую пробирку, которая устанавливается вертикально. Практически сразу жидкость разделяется на две фракции: тяжёлые эритроциты опускаются вниз. На сколько миллиметров они опустятся за час — такой результат и будет написан в анализе.

В анализе этот показатель обозначается как:

  • СОЭ;
  • ESR.

Нормы СОЭ у детей

СОЭ: причины понижения и повышения у детей

Это нужно знать обязательно!

Общий анализ крови — важный этап контроля здоровья ребёнка и верной диагностики. Однако кровь — динамическая, постоянно меняющаяся жидкость. Она чутко реагирует на все изменения питания, двигательной активности и даже самочувствия ребёнка. Поэтому сдавать кровь на анализ следует с соблюдением следующих правил:

  • накануне не давать ребёнку слишком жирную, острую или солёную пищу;
  • вечером и утром исключить активную физическую деятельность;
  • за 20-30 минут до сдачи анализа находиться в покое;
  • исключить влияние стресса;
  • грудного ребёнка обязательно кормить грудью по требованию;
  • не нервничать!

Что делать, если есть отклонения в общем анализе крови ребёнка?

  • Ни один показатель не рассматривается изолированно!
  • Врач анализирует все показатели в комплексе и то, что вам кажется патологией, может оказаться, именно для вашего ребёнка — нормой.
  • Результаты анализа из вены отличаются от анализа крови, взятой из пальца.
  • Результаты анализа взрослых отличаются от анализов детей.
  • У детей разных возрастов нормы разные.
  • У детей разной комплекции результаты разные.
  • По одному анализу крови никаких заключений не делается!
  • Анализ крови — вспомогательный метод диагностики, диагноз устанавливает только врач на основании комплексного обследования, осмотра и опроса.

Знаете ли вы, что в некоторых лабораториях специально устраиваются очереди на 20 минут, чтобы дети сидели спокойно и анализы были более достоверными?

Источник

В статье освещены клинико-анамнестические и лабораторные особенности железодефицитной, фолиеводефицитной и витамин В12-дефицитной анемий у детей. Представлены основные принципы дифференциальной диагностики и лечения указанных дефицитных анемий у детей.

   В настоящей публикации на основании данных литературы и анализа собственных наблюдений представлены клинико-анамнестические и лабораторные особенности железодефицитной, фолиеводефицитной и витамин В12-дефицитной анемий, а также принципы их лечения у детей. Установлено, что основной формой дефицитных анемий (ДА) в педиатрической популяции является анемия, обусловленная недостаточным содержанием в организме железа. При этом особо подчеркивается, что железодефицитная анемия (ЖДА) не только наиболее распространенная ДА, но и самое частое гематологическое заболевание у детей [1–3]. С учетом того, что другие типы анемий (в т. ч. развивающиеся при дефиците таких витаминов, как фолиевая кислота и В12) хуже известны врачам-педиатрам, их верификация, как правило, запаздывает, т. к. они ошибочно принимаются за ЖДА. Поздняя диагностика и отсутствие адекватной терапии при этом приводят к прогрессированию патологических процессов. Это негативно сказывается на росте и развитии детского организма и ухудшает качество жизни ребенка. Принимая во внимание актуальность данной проблемы, авторы пришли к выводу о необходимости представить для практикующих врачей-педиатров ключевые положения дифференциальной диагностики и лечения анемий, обусловленных дефицитом железа, фолиевой кислоты и витамина В12 у детей.

    Дифференциальная диагностика ДА у детей

    Критерием анемии, независимо от этиологии, является снижение уровня гемоглобина (Hb) ниже возрастной нормы. Так, синдром анемии констатируют, если концентрация Hb в капиллярной крови ниже: 110 г/л — у детей в возрасте от 1 мес. до 5 лет, 115 г/л — у детей 6–12 лет, 120 г/л — у детей старше 12 лет и подростков. Кроме этого, зная уровень Hb, можно определить тяжесть анемического синдрома. Так, для детей, достигших месячного возраста и старше, снижение Нb до 90 г/л является признаком анемии легкой степени, уровень Нb в пределах 70–90 г/л характерен для анемии средней тяжести, а падение Нb ниже 70 г/л определяет тяжелую степень анемии [1–4].
    Нозологическая верификация характера анемии проводится на основе анализа клинико-анамнестических данных, результатов лабораторного и, если необходимо, инструментального обследования пациента. Общими клиническими проявлениями анемии, независимо от этиологии, являются повышенная утомляемость, снижение работоспособности, склонность к инфекциям. Среди дополнительных симптомов, которые могут отмечаться при ЖДА, — извращение аппетита и пристрастие к необычным запахам, изменение ногтевых пластин, расслоение ногтей, выпадение волос, атрофия сосочков языка, дисфагия. В свою очередь, при витамин В12-дефицитной анемии имеют место неврологические нарушения (атаксия, парестезии, гипорефлексия и другие проявления фуникулярного миелоза), «лакированный» язык и желтуха. Непрямая гипербилирубинемия может также отмечаться и при фолиеводефицитной анемии (табл. 1).
Таблица 1. Клинические особенности различных вариан- тов дефицитных анемий*
   

Наличие желтухи и анемии при этом нередко становится причиной ошибочного заключения о гемолитическом характере анемии, если врач не обращает внимания на отсутствие ретикулоцитоза. Следует отметить, что иктеричность при анемиях, обусловленных дефицитом витамина В12 или фолиевой кислоты, связана с неэффективным эритропоэзом и повышенным разрушением предшественников эритроцитов в костном мозге [1–3, 5–7].
    Несмотря на описанные выше симптомы, типичные для конкретных ДА, их клинические проявления могут быть слабо выражены при легкой степени анемии, особенно у детей раннего возраста. В связи с этим этиологическая верификация генеза анемического синдрома проводится на основании не только клинических проявлений и анамнестических данных. Обязательным условием установления диагноза является корректная трактовка результатов лабораторного обследования. При этом минимально достаточным уровнем лабораторного обследования является проведение клинического и биохимического анализов крови.
     Хорошо известно, что показаниями к исследованию клинического анализа крови для исключения анемии у детей являются анамнестические (недоношенность, задержка внутриутробного развития, исключительно грудное вскармливание ребенка, если мать имеет хронические заболевания кишечника или является вегетарианкой и др.) и/или клинические факторы риска (геморрагический синдром, синдром мальабсорбции, инфекционно-воспалительные заболевания, желтуха, лимфаденопатия, гепато- или спленомегалия и другие патологические состояния). При оценке результатов клинического анализа крови нельзя ограничиваться только поиском лабораторных признаков анемии. Обязательно должны быть проанализированы все параметры гемограммы (эритроциты и их индексы, ретикулоциты, тромбоциты и их индексы, общее количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула, а также абсолютное количество нейтрофилов, лимфоцитов, моноцитов и эозинофилов, СОЭ). Это позволяет уже при первичном обращении пациента очертить круг основных причин выявленной анемии и наметить основные диагностические мероприятия для расшифровки генеза заболевания [1–4].
    Так, для ЖДА типичными признаками являются: гипохромия и микроцитоз эритроцитов при нормальном уровне ретикулоцитов, если недостаточное содержание железа в организме обусловлено алиментарными факторами или синдромом мальабсорбции. В тех же случаях, когда ЖДА имеет постгеморрагический генез, гипохромия и микроцитоз эритроцитов будут сопровождаться ретикулоцитозом [1–4]. В свою очередь для анемий, обусловленных недостатком в организме как фолиевой кислоты, так и витамина В12, характерны гиперхромия и макроцитоз эритроцитов, а также ретикулоцитопения (табл. 2).
Таблица 2. Лабораторные особенности различных вариантов дефицитных анемий
    Кроме этого, при фолиево- и витамин В12-дефицитной анемиях могут встречаться лейко- и тромбоцитопения, гиперсегментация нейтрофилов. С учетом того, что в ряде случаев ДА имеет комбинированный генез, при котором дефицит железа сочетается с дефицитом фолиевой кислоты или витамина В12, типичные гематологические признаки могут не выявляться или быть разнонаправленными. Это определяет необходимость обязательного проведения биохимического анализа крови с определением, кроме общепринятых показателей, таких параметров, как железо, железосвязывающая способность, процент насыщения трансферрина, ферритин, фолиевая кислота и витамин В12 [6, 7]. Особо следует подчеркнуть, что ферритин должен определяться вместе с С-реактивным белком (СРБ). При этом оценивать уровень ферритина можно только в тех случаях, когда значения СРБ находятся в пределах нормативных. Это объясняется тем, что ферритин относится к протеинам воспаления и его уровень повышается при воспалительных процессах в организме. В связи с этим нормальный или высокий уровень ферритина при повышенных значениях СРБ может стать причиной ошибочного заключения об отсутствии железодефицитного состояния [2–4]. Особенности биохимического анализа крови при различных вариантах ДА представлены в таблице 2.

    Лечение ДА у детей

    Корректная трактовка клинико-анамнестических данных и результатов лабораторного обследования позволяет верифицировать причину ДА и своевременно назначить адекватную терапию. Принципиально важным при этом является положение о том, что компенсировать дефицитные состояния невозможно только за счет нормализации рациона питания. Основная роль в купировании дефицита железа, фолиевой кислоты и витамина В12 принадлежит заместительной фармакотерапии [1–7]. При этом для лечения ЖДА используются солевые препараты железа или препараты на основе железа гидроксид полимальтозата. Суточная доза препаратов зависит от массы тела и возраста ребенка, расчет при этом проводится по элементарному железу. Так, для солевых препаратов железа, назначаемых внутрь, используются следующие дозы (расчет по элементарному железу!): для детей до 3 лет — 3 мг/кг/сут, для детей старше 3 лет — 45–60 мг/сут, для подростков — 
до 120 мг/сут. При использовании пероральных форм железа гидроксид полимальтозата рекомендованные дозы составляют 5 мг/кг/сут (расчет по элементарному железу!). Продолжительность терапии препаратами железа зависит от степени тяжести ЖДА. При легкой ЖДА курс лечения составляет 3 мес., при среднетяжелой форме — 4,5 мес., при тяжелой — до 6 мес. [3].
    В случае диагностики фолиеводефицитной анемии заместительная терапия проводится препаратами фолиевой кислоты. Рекомендовано использовать следующие суточные дозы фолиевой кислоты: для детей до 1 года — 0,25–0,5 мг/сут, для детей старше 1 года — 1,0 мг/сут. При синдроме мальабсорбции доза может быть повышена до 5–15 мг фолиевой кислоты в сутки. Терапия проводится в указанных дозах ежедневно на протяжении 4–6 нед. Через 7 дней от начала лечения необходимо выполнить клинический анализ крови с обязательным подсчетом ретикулоцитов (рис. 1). Повышение уровня ретикулоцитов на фоне приема фолиевой кислоты указывает на правильно установленный диагноз и является обоснованием для продолжения терапии. Купирование анемии достигается через 4–6 нед. от начала лечения [6].
Рис. 1. Фолиеводефицитная анемия: принципы лечения
    Для лечения витамин В12-дефицитной анемии используют препараты цианокобаламина для парентерального введения. При этом рекомендовано придерживаться следующего режима дозирования: для детей до 1 года — 5 мкг/кг/сут, для детей старше 1 года — 100 мкг/сут, для подростков — 200 мкг/сут. Препарат вводится внутримышечно 1 р./сут ежедневно. На 7–10-й день терапии проводят клинический анализ. Выявление ретикулоцитоза позволяет сделать вывод об эффективности проводимого лечения. Терапию следует продолжить в том же режиме дозирования еще в течение 3–4 нед. В дальнейшем, при достижении нормализации уровня гемоглобина, переходят на поддерживающее лечение: цианокобаламин вводят в терапевтической дозе 1 раз в 7 дней в течение 2 мес., а затем 1 раз в 14 дней в течение 6 мес. (рис. 2). Учитывая, что дефицит витамина В12, как правило, редко обусловлен алиментарными факторами, одновременно проводят поиск причин данного патологического состояния (болезнь Крона, целиакия, инвазия широким лентецом, наследственные нарушения всасывания и/или транспортировки витамина В12 и др.) [7]. В тех случаях, когда имеют место полидефицитные состояния с развитием анемического синдрома, оправданно комбинированное заместительное лечение. Чаще всего у детей встречается сочетанный дефицит железа и фолиевой кислоты, что требует одновременного назначения препаратов железа и фолиевой кислоты.
Рис. 2. Витамин В12-дефицитная анемия: принципы лечения

    Заключение

    Таким образом, выявление анемии у ребенка определяет необходимость обязательного уточнения причин указанного патологического состояния. Своевременная верификация этиологии анемии позволяет без промедления начать адекватную терапию, что определяет ее эффективность и улучшает качество жизни ребенка. Авторы выражают надежду, что информация, представленная в настоящей публикации, будет полезна практикующим врачам-педиатрам.

Источник