Анемия у ребенка школьного возраста
Комплекс исследований для диагностики железодефицитной анемии направлен на выявление причин и условий возникновения данного патологического состояния.
Чем опасна железодефицитная анемия?
Недостаток железа в крови особенно опасен в детстве, когда закладываются основы физического и психического здоровья ребенка.
Чем опасен дефицит железа?
«Детский феррогематоген» может стать дополнительным источником железа для организма.
Узнать больше…
«Детский феррогематоген» — БАД, созданный с целью профилактики железодефицитных состояний у детей и подростков.
Узнать стоимость…
Анемия — или пониженный уровень гемоглобина в крови — не самостоятельное заболевание, а симптом, который встречается достаточно часто. Во всем мире около 2 миллиардов людей страдает от анемии. Причем чаще всего симптом диагностируется у детей. По данным ВОЗ, анемия в той или иной степени присутствует у 47,4% дошкольников и у 25,4% детей школьного возраста. Насколько анемия опасна, из-за чего она возникает и как с ней бороться?
Пару слов о детской анемии
Анемией называют понижение уровня гемоглобина и, как следствие, снижение количества эритроцитов — клеток крови, которые переносят гемоглобин.
Гемоглобин — это крайне важный железосодержащий белок, его задача — транспортировка кислорода к органам и тканям организма. При нехватке гемоглобина весь организм испытывает кислородное голодание. Именно поэтому симптомы анемии у детей так разнообразны.
Нормальный уровень гемоглобина у детей отличается от показателей взрослых. У младенцев в первые дни жизни норма гемоглобина составляет 180–240 г/л, у детей до полугода — 115–175 г/л, от полугода до 5 лет — 110–140 г/л, с 5 до 12 лет — 110–145 г/л, с 12 до 15 лет — 115–150 г/л.
Очень часто анализы выявляют признаки железодефицитной анемии у детей. Причина столь широкой распространенности этой патологии в том, что механизм кроветворения у детей еще не отлажен и на него могут повлиять даже самые, казалось бы, малозначительные факторы. Другая причина анемии у детей — быстрый рост, что требует большого количества питательных веществ.
Железодефицитная анемия отнюдь не безобидна. У детей, страдающих данной патологией, плохой аппетит и слабый иммунитет, что приводит к частым заболеваниям. Такие дети малоактивны, они медленно набирают вес. Кроме того, при железодефицитной анемии дети часто бывают раздражительными и плаксивыми.
Причины состояния
Почему возникает анемия у детей? Вот самые распространенные причины:
- У новорожденных анемия может возникнуть из-за проблем во время беременности — кровотечений, отслойки плаценты, угрозы выкидыша, инфекционных болезней у матери. Особенно опасен период с 28-ой по 32-ую неделю. Анемия у будущей мамы — также существенный фактор риска. Нередко анемия диагностируется у детей, появившихся на свет раньше срока, а также при многоплодной беременности.
- Неправильное, несбалансированное или однообразное питание в любом возрасте — частая причина анемии. При погрешностях в питании в организм не поступает достаточное количество железа и витаминов, необходимых для его всасывания — в первую очередь витаминов С и В12.
- Анемия нередко вызывается регулярными кровотечениями.
- Аллергии, экссудативный диатез и нейродермит иногда могут приводить к железодефицитной анемии.
- Инфекционные заболевания (туберкулез, пиелонефрит и т.д.), глистные инвазии и микозы приводят к нарушению всасывания железа — ребенок может получать его в достаточном количестве, но микроэлемент попросту не усваивается.
Признаки анемии у детей
Чтобы точно диагностировать анемию, нужно проконсультироваться с врачом и сдать анализ крови. Но существуют признаки, позволяющие предположить нехватку железа:
- Кожа становится бледной и сухой, ногти и волосы — тусклыми и ломкими, в уголках рта возникают незаживающие язвочки. В запущенных случаях на ладонях и ступнях могут появиться трещинки.
- Поскольку дефицит железа вызывает снижение иммунитета, дети с железодефицитной анемией часто простужаются и «подхватывают» желудочно-кишечные инфекции.
- Вялость, сонливость, плаксивость и раздражительность, плохой сон и быстрая утомляемость — типичные признаки анемии у детей.
- Железодефицитная анемия у детей сказывается и на работе пищеварительной системы. Нехватка железа может проявляться тошнотой и рвотой, диареей или запорами, пониженным аппетитом. Некоторые родители отмечают, что при железодефицитной анемии дети иногда пытаются жевать известку, мел или землю.
- Давление при анемии обычно пониженное, отмечаются тахикардия и одышка, иногда ребенок падает в обморок.
- Дети с анемией нередко жалуются на головную боль, головокружения, шум в ушах.
Если у вашего ребенка наблюдаются похожие симптомы, не откладывайте визит к врачу. Диагностировать анемию легко, прогноз при правильно подобранном лечении также благоприятный. Но вот последствия запущенной железодефицитной анемии весьма серьезны.
Полезная информация
Суточная потребность в железе составляет 10–30 мг. Большинство современных горожан получают с пищей всего 1–3 мг железа — то есть около 10% от нормы.
Диагностика
Если вам кажется, что у вашего ребенка железодефицитная анемия, немедленно обращайтесь к врачу-педиатру. Он даст направление на анализы и, возможно, отправит к более узкому специалисту — гематологу.
Основной метод диагностики анемии у детей — лабораторные исследования, в частности — общий анализ крови. На наличие железодефицитной анемии могут указывать такие параметры, как пониженное содержание гемоглобина (нижний предел зависит от возраста ребенка), малое количество эритроцитов, а также понижение цветового показателя до 0,85 или ниже.
Для уточнения диагноза назначают и биохимический анализ крови. Помимо прочего, он показывает уровень ферритина (чем он ниже, тем дольше организм испытывает недостаток железа) и концентрацию сывороточного железа. Если оба эти параметра ниже нормы, железодефицитная анемия более чем вероятна. На тот же диагноз указывают повышение концентрации эритропоэтина и высокая железосвязывающая способность сыворотки крови.
В некоторых случаях требуется анализ кала — его проверяют на наличие эритроцитов (примеси крови).
Лечение анемии у детей
Как у детей раннего возраста, так и у школьников лечение анемии должно иметь комплексный характер. И самая важная его часть — пересмотр диеты и распорядка дня.
Необходимо организовать день ребенка так, чтобы он как можно больше времени проводил на свежем воздухе и играл в подвижные игры — умеренная физическая нагрузка крайне важна, так как она улучшает снабжение тканей кислородом. При этом важно следить и за тем, чтобы ребенок всегда ложился спать и просыпался в одно и то же время, так как недосып плохо сказывается на самочувствии детей с анемией.
Диета при анемии должна содержать большое количество продуктов, богатых железом. К ним относятся красное мясо и субпродукты, бобы и горох, гречневая крупа, яйца (особенно желток), какао, морская капуста, грибы, яблоки и гранаты, сухофрукты (курага, урюк, чернослив). Также необходимо пополнить рацион продуктами, которые содержат витамин С (болгарский перец, цитрусовые, шиповник, черная смородина, облепиха, брюссельская капуста, киви) и В12 (рыба и морепродукты, телячья печень, зеленые листовые овощи). Без этих витаминов железо не усваивается.
Иногда имеет смысл принимать витаминные комплексы и биодобавки. К последним, кстати, относится столь любимый детьми гематоген.
При серьезной железодефицитной анемии врач назначит точно дозированные препараты железа.
Профилактика
Важная часть профилактики железодефицитной анемии у детей — регулярные осмотры у врача и исследования крови. Нехватка железа легко выявляется даже на самых ранних стадиях, когда ее проще всего устранить. Особого внимания требуют дети, родившиеся недоношенными или с дефицитом массы тела, а также дети матерей, страдавших анемией во время беременности.
Чтобы избежать развития анемии, нужно строго следить за питанием ребенка, включая в меню железосодержащие продукты, а также фрукты и овощи. Чем разнообразнее рацион, тем меньше шансов, что ребенок будет испытывать недостаток в том или ином витамине или минерале.
Столкнулись ли ваши дети с такой проблемой, как анемия или нет, в любом случае, для полноценного развития ребенка необходимо поощрять активные игры и физические нагрузки, даже если ради этого придется проявить строгость и ограничить доступ малыша к телевизору, игровым приставкам и интернету. Многим родителям мультфильмы или видеоигры кажутся простым способом занять ребенка, однако благодаря развитию технологий около 30% современных детей ведут малоподвижный образ жизни. Это чревато не только анемией, но и набором лишнего веса, замедлением физического развития, проблемами с позвоночником, зрением и кровообращением.
.
Ïðè÷èíû àíåìèè ó äåòåé
Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ìàëîêðîâèÿ ó äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà ðàçíîîáðàçíû.
Îáû÷íî ìàëîêðîâèå ðàçâèâàåòñÿ íåçàìåòíî, èñïîäâîëü. Ó ðåáåíêà ïîñòåïåííî íàðàñòàåò áëåäíîñòü, ïðîïàäàåò
æèçíåðàäîñòíîñòü, îí ñòàíîâèòñÿ âÿëûì, ñêó÷íûì, íà÷èíàåò õóæå åñòü. Îáðàùåíèå ê âðà÷ó è èññëåäîâàíèå êðîâè
ïîçâîëÿþò ðàñïîçíàòü ýòî çàáîëåâàíèå è ñâîåâðåìåííî ïðèíÿòü ìåðû ê åãî óñòðàíåíèþ.
Îäíîñòîðîííåå ïèòàíèå, íåðåãóëÿðíûé ïðèåì ïèùè, åäà íàñïåõ, «âñóõîìÿòêó», íåãèãèåíè÷åñêèé îáðàç æèçíè,
âñå ýòè ôàêòîðû îòðèöàòåëüíî âëèÿþò íà êðîâåòâîðåíèå è
ìîãóò áûòü ïðè÷èíîé àíåìèè.
Ñåãîäíÿ áîëüøèíñòâî øêîëüíèêîâ ïðîâîäÿò ìíîãî âðåìåíè çà êîìïüþòåðàìè. Îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé,
ïåðåóòîìëåíèå, îòñóòñòâèå ñâåæåãî âîçäóõà è ñîëíöà, – âîò åùå îäíà ïðè÷èíà àíåìèè.
Ïðè÷èíîé àíåìèè ìîæåò áûòü è êóðåíèå ïîäðîñòêà. Ìîíîîêèñü óãëåðîäà, ñîäåðæàùàÿñÿ â ñèãàðåòàõ, ñîåäèíÿÿñü ñ ãåìîãëîáèíîì,
îáðàçóåò âåùåñòâî ïîä íàçâàíèåì “êàðáîêñèãåìîãëîáèí”. Ýòà ôîðìà ãåìîãëîáèíà íå îáëàäàåò ñïîñîáíîñòüþ ïåðåíîñèòü
êèñëîðîä.
Íåðåäêî ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ ìàëîêðîâèÿ ó øêîëüíèêîâ ñëóæàò ãëèñòû, îñîáåííî øèðîêèé ëåíòåö (ðûáèé ñîëèòåð), âëàñîãëàâ,
êàðëèêîâûé öåïåíü. Âûäåëÿåìûå èìè ÿäîâèòûå âåùåñòâà òîðìîçÿò âûðàáîòêó êðîâÿíûõ òåëåö. Êðîìå òîãî,
íåêîòîðûå ãëèñòû, íàïðèìåð âëàñîãëàâ, ïèòàþòñÿ êðîâüþ, äðóãèå (êàðëèêîâûé öåïåíü) ïðè ïðèêðåïëåíèè ê
ñòåíêå êèøå÷íèêà âûçûâàþò â íåé âîñïàëèòåëüíûå èçìåíåíèÿ è êðîâîòå÷åíèå èç ìåñò ïîâðåæäåíèÿ.
Èìåþòñÿ ãëèñòû (øèðîêèé ëåíòåö), êîòîðûå ïðè ñâîåì ðàçâèòèè ïîãëîùàþò íå òîëüêî ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà,
íî è âèòàìèí Â12, íåîáõîäèìûé äëÿ ïðàâèëüíîãî êðîâåòâîðåíèÿ. Â ðåçóëüòàòå ðàçâèâàåòñÿ àíåìèÿ.
×òîáû ïðåäóïðåäèòü ïîïàäàíèå ãëèñòîâ â îðãàíèçì, íàäî ñòðîãî ñîáëþäàòü ïðàâèëà ãèãèåíû: ìûòü ðóêè ïåðåä åäîé
è ïîñëå ïîëüçîâàíèÿ òóàëåòîì, áîðîòüñÿ ñ ìóõàìè, óïîòðåáëÿòü â ïèùó òùàòåëüíî âûìûòûå îâîùè è ôðóêòû,
ñîîòâåòñòâóþùèì òåðìè÷åñêèì ñïîñîáîì îáðàáàòûâàòü ìÿñî è ðûáó (òùàòåëüíî èõ âàðèòü èëè æàðèòü).
Ïðè÷èíîé ìàëîêðîâèÿ ó øêîëüíèêîâ ìîæåò ÿâèòüñÿ ñèëüíîå êðîâîòå÷åíèå íà ïî÷âå òðàâìû,
èíôåêöèîííûå è äðóãèå çàáîëåâàíèÿ, âûçûâàþùèå âåñüìà îïàñíûå ñîñòîÿíèÿ. Ìíîãèå èç ÷àñòûõ
â ïðîøëîì çàáîëåâàíèé (ìàëÿðèÿ, ñèôèëèñ, òÿæåëûå ôîðìû òóáåðêóëåçà, ïðèâîäèâøèå ê ðàçâèòèþ àíåìèè ó äåòåé)
â íàøåé ñòðàíå âñòðå÷àþòñÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ î÷åíü ðåäêî. Ïðèìåíåíèå ñîâðåìåííûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ
ïîçâîëÿåò ñåé÷àñ áûñòðî «ñïðàâèòüñÿ» ñ ìíîãèìè èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè è òåì ñàìûì ïðåäóïðåäèòü
ðàçâèòèå ìàëîêðîâèÿ.
Ïðîôèëàêòèêà àíåìèè.
Ðåæèì è ïðàâèëüíîå ïèòàíèå øêîëüíèêà âàæíåéøèå óñëîâèÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ìàëîêðîâèÿ.
Äåòè ñòàðøåãî âîçðàñòà äîëæíû ïîëó÷àòü ðàçíîîáðàçíîå ïèòàíèå ñ äîñòàòî÷íûì ñîäåðæàíèåì ïîëíîöåííûõ áåëêîâ, âèòàìèíîâ (C, B1, B2, B6, B12, PP, À, ôîëèåâîé êèñëîòû)
è ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ (æåëåçî, ìåäü, êîáàëüò, ìàðãàíåö è äð.), íåîáõîäèìûõ äëÿ íîðìàëüíîãî êðîâåòâîðåíèÿ.
Ïîëíîöåííûå áåëêè ñîäåðæàòñÿ ãëàâíûì îáðàçîì â òâîðîãå, ìÿñå, ïå÷åíè, ÿéöàõ, ðûáå, ñûðå, áîáîâûõ.
 ïðîäóêòàõ æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ (ïå÷åíè, ìÿñå, ðûáå, èêðå) ñîäåðæèòñÿ âèòàìèí B12, ïðèíèìàþùèé
àêòèâíîå ó÷àñòèå â êðîâåòâîðåíèè. Âèòàìèí À èìååòñÿ â ðûáüåì æèðå, ñëèâî÷íîì ìàñëå,
â âèäå êàðîòèíà â ìîðêîâè. Æåëåçî ñîäåðæèòñÿ â ïå÷åíè, ÿçûêå, ÿè÷íîì æåëòêå, çåìëÿíèêå, áîáîâûõ; ìåäü è êîáàëüò â êàðòîôåëå, êàïóñòå, ÿè÷íîì
æåëòêå, ñâåêëå.
Âàæíî íå òîëüêî çíàòü ñîñòàâ òîãî èëè èíîãî ïèùåâîãî ïðîäóêòà, íî è óìåòü ñîõðàíèòü åãî ïîëíîöåííûì â
ïðîöåññå ïðèãîòîâëåíèÿ ïèùè èëè õðàíåíèÿ.
Òàê, íàïðèìåð, î÷èùàòü îâîùè ñëåäóåò íåïîñðåäñòâåííî ïåðåä âàðêîé âî èçáåæàíèå ðàçðóøåíèÿ íåêîòîðûõ âèòàìèíîâ.
Ïîãðóæàòü èõ ïðè âàðêå íåîáõîäèìî â óæå êèïÿùóþ âîäó, íå çàòÿãèâàÿ âðåìÿ ãîòîâêè. Âàðèòü ëó÷øå â ýìàëèðîâàííîé
êàñòðþëå ñ ïëîòíî çàêðûòîé êðûøêîé. Òàê êàê â îòâàð ïðè ãîòîâêå îâîùåé ïåðåõîäÿò ìèíåðàëüíûå ñîëè,
à òàêæå âèòàìèíû, åãî èñïîëüçóþò äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ ïåðâûõ èëè âòîðûõ áëþä. Íåëüçÿ ïîìåùàòü ôðóêòû
ìåæäó ðàìàìè îêîí èõ íóæíî õðàíèòü â ïðîõëàäíîì ìåñòå áåç äîñòóïà ñîëíå÷íûõ ëó÷åé, ðàçðóøàþùèõ
íåêîòîðûå âèòàìèíû.
Ñ öåëüþ ñîõðàíåíèÿ âåùåñòâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ âûðàáîòêè êðàñíûõ êðîâÿíûõ òåëåö, ïå÷åíêó ãîòîâÿò â ïîëóñûðîì âèäå.
Ïðîìûâ è î÷èñòèâ, îò ïëåíîê, ñûðóþ ïå÷åíêó íàðåçàþò íà êóáèêè, ñëåãêà îáâàëèâàþò â ìóêå, êëàäóò íà ñêîâîðîäêó
èëè â êàñòðþëüêó ñ êèïÿùèì ìàñëîì è ñëåãêà îáæàðèâàþò (â ñåðåäèíå êóñêà ïå÷åíêà äîëæíà îñòàâàòüñÿ ðîçîâîé).
Çàòåì åå äâàæäû ïðîïóñêàþò ÷åðåç ìÿñîðóáêó è äàþò â âèäå ôàðøà, ïàøòåòà èëè íà÷èíêè â ïèðîæêàõ.
Òàêèì îáðàçîì, ðàçíîîáðàçíîå ïîëíîöåííîå ïèòàíèå è ñîáëþäåíèå ðåæèìà â ïðèåìå ïèùè èãðàþò áîëüøóþ ðîëü â
ïðåäóïðåæäåíèè ðàçâèòèÿ ìàëîêðîâèÿ. Íå ìåíåå âàæíî äîñòàòî÷íîå
ïðåáûâàíèå íà ñâåæåì âîçäóõå, ÷àñòîå ïðîâåòðèâàíèå ïîìåùåíèÿ, çàêàëèâàíèå, çàíÿòèÿ ôèçêóëüòóðîé è ñïîðòîì,
ñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû.
Äëÿ ñïðàâêè.
Ãåìîãëîáèí ñëîæíîå ñîåäèíåíèå, â ñîñòàâ êîòîðîãî âõîäèò æåëåçî, îáëàäàþùåå
çàìå÷àòåëüíûì ñâîéñòâîì îáðàçîâûâàòü ñ êèñëîðîäîì íåïðî÷íîå ñîåäèíåíèå. Ýðèòðîöèòû âñòóïàþò â ñîåäèíåíèå
ñ êèñëîðîäîì è ðàçíîñÿò åãî ïî âñåìó îðãàíèçìó ïî ìåëü÷àéøèì êðîâåíîñíûì ñîñóäàì êàïèëëÿðàì.
Îòäàâ êèñëîðîä, êðàñíûå êðîâÿíûå òåëüöà âçàìåí çàáèðàþò îò êëåòîê íåíóæíûé, îòðàáîòàííûé ïðîäóêò óãëåêèñëîòó,
îáðàçóþùóþñÿ â ðåçóëüòàòå èõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè. À ëåãêèõ óãëåêèñëûé ãàç îñâîáîæäàåòñÿ èç ýðèòðîöèòîâ è
çàòåì âûäûõàåòñÿ. Ýðèòðîöèòû æå âíîâü ñîåäèíÿþòñÿ ñ êèñëîðîäîì. È òàê ïðîèñõîäèò ïîñòîÿííî íà ïðîòÿæåíèè âñåé
æèçíè ÷åëîâåêà.
Ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè êàæäîãî ýðèòðîöèòà îãðàíè÷åíà òðåìÿ-÷åòûðüìÿ ìåñÿöàìè. Ó÷åíûå óñòàíîâèëè, ÷òî åæåäíåâíî
ãèáíåò îãðîìíàÿ ìàññà êðàñíûõ êðîâÿíûõ òåëåö, è åñëè áû çàïàñ èõ ïîñòîÿííî íå ïîïîëíÿëñÿ, òî ïðèáëèçèòåëüíî
÷åðåç ïîëìåñÿöà ó ÷åëîâåêà íå îñòàëîñü áû íè îäíîãî ýðèòðîöèòà.
Ìåñòîì âûðàáîòêè êðàñíûõ êðîâÿíûõ òåëåö ÿâëÿåòñÿ êðàñíûé êîñòíûé ìîçã, êîòîðûé îáðàçíî ìîæíî ñðàâíèòü
ñ «ôàáðèêîé». Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ îí èìååòñÿ ïî÷òè âî-âñåõ êîñòÿõ, à ïðèáëèçèòåëüíî ñ øåñòè ëåò ñîõðàíÿåòñÿ òîëüêî
â ïëîñêèõ (ðåáðàõ, ãðóäèíå, êîñòÿõ òàçà), òåëàõ ïîçâîíêîâ è êîíöàõ òðóá÷àòûõ êîñòåé.  îñòàëüíûõ ó÷àñòêàõ
îí óòðà÷èâàåò ñïîñîáíîñòü êðîâåòâîðåíèÿ è çàìåùàåòñÿ æèðîâûì (æåëòûì) êîñòíûì ìîçãîì. Ïî ìåðå ñîçðåâàíèÿ
ýðèòðîöèòû ïîñòóïàþò èç êîñòíîãî ìîçãà â êðîâü.
Ïðè ìàëîêðîâèè ïîä âëèÿíèåì ðàçëè÷íûõ íåáëàãîïðèÿòíûõ âîçäåéñòâèé íàðóøàåòñÿ âûðàáîòêà ãåìîãëîáèíà,
à èíîãäà è ñàìèõ ýðèòðîöèòîâ.  ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ îäíîâðåìåííî íàðóøàþòñÿ òîò è äðóãîé ïðîöåññû.
 ëþáîì ñëó÷àå êîíå÷íûé ðåçóëüòàò áóäåò îäíèì è òåì æå: íåäîñòàòî÷íûé «ïîäâîç» êèñëîðîäà ê êëåòêàì îðãàíèçìà,
èõ êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå.
Ïîíðàâèëàñü ñòàòüÿ? Ïîäåëèñü ññûëêîé
Àäìèíèñòðàöèÿ ñàéòà med39.ru íå äàåò îöåíêó ðåêîìåíäàöèÿì è îòçûâàì î ëå÷åíèè, ïðåïàðàòàõ è ñïåöèàëèñòàõ. Ïîìíèòå, ÷òî äèñêóññèÿ âåäåòñÿ íå òîëüêî âðà÷àìè, íî è îáû÷íûìè ÷èòàòåëÿìè,
ïîýòîìó íåêîòîðûå ñîâåòû ìîãóò áûòü îïàñíû äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ. Ïåðåä ëþáûì ëå÷åíèåì èëè ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì!
ÊOÌÌÅÍÒÀÐÈÈ
Ëàðèñà
/ 2020-02-21
Ó ìîåãî ðåáåíêà áîëü â óøêå îêàçàëàñü îòèòîì. È íàì â ýòîì ñëó÷àå î÷åíü ïîìîãëî ðàñòèòåëüíîå ñðåäñòâî Ýäàñ 801 Òóÿ. Îíî áåçâðåäíîå è î÷åíü õîðîøî ëå÷èò ýòó áîëåçíü.
Анемия у детей – гематологический синдром, характеризующийся снижением концентрации гемоглобина и количества эритроцитов в единице объема крови. При различных формах анемии у детей отмечаются общая слабость, быстрая утомляемость, бледность кожи и слизистых, головокружение, сердцебиение. Анемия у детей диагностируется по клиническим и лабораторным данным (общий анализ крови, определение билирубина, сывороточного железа, общей железосвязывающей способности сыворотки, исследование пунктата костного мозга и т. д.). Общие принципы лечения анемии у детей включают организацию рационального питания, своевременное введение прикормов, витаминотерапию, прием препаратов железа, ФТЛ (гимнастика, массаж, УФО), по показаниям – проведение гемотрансфузий.
Общие сведения
Анемия у детей (малокровие) – патологическое состояние, сопровождающееся снижением уровня гемоглобина и эритроцитов в крови ребенка. Анемия у детей – чрезвычайно распространенное заболевание в педиатрии. Около 40% случаев анемии диагностируется у детей в возрасте до 3-х лет; 30% – в пубертатном периоде; остальные – в различные возрастные периоды развития ребенка.
Частое возникновение анемии у детей обусловлено их интенсивным ростом, активностью процесса эритропоэза, прогрессивным увеличением числа форменных элементов и ОЦК. Вместе с тем, аппарат кроветворения у детей функционально незрел и весьма уязвим перед лицом различных воздействий. Нормальное протекание кроветворения у детей требует большого количества железа, белка, витаминов и микроэлементов, поэтому любые погрешности вскармливания, инфекции, токсические воздействия на костный мозг способны вызвать развитие анемии у ребенка. Особенно чувствительными в этом плане оказываются дети второго полугодия жизни, у которых истощены неонатальные резервы железа. Длительно существующая анемия у детей сопровождается развитием гипоксии, глубокими тканевыми и органными изменениями. Дети с анемией отстают в физическом и умственном развитии от здоровых сверстников, чаще страдают интеркуррентными заболеваниями, склонны к развитию хронических патологических процессов и различного рода осложнений.
Анемия у детей
Причины анемии у детей
Факторы, способствующие развитию анемии у детей, делятся на антенатальные, интранатальные и постнатальные.
Антенатальные факторы действуют в течение внутриутробного развития. Для нормального протекания процессов кроветворения у ребенка за период беременности его организм должен получить от матери и накопить достаточное количество железа (около 300 мг). Наиболее интенсивная передача железа от беременной и его депонирование у плода происходит на 28—32 неделях гестации. Нарушение нормального течения беременности в этот период (гестоз, фетоплацентарная недостаточность, угроза самопроизвольного прерывания беременности, преждевременная отслойка плаценты, кровотечение, инфекционные заболевания матери, обострение хронических процессов) приводит к нарушению обмена железом и его недостаточному накоплению в организме ребенка.
Анемия у детей возникает в том случае, если женщина также страдала анемией при беременности. Преждевременные роды приводят к тому, что анемия выявляется у всех недоношенных детей с рождения или приблизительно с 3-го месяца жизни. Развитию анемии у новорожденных детей способствует многоплодная беременность.
Интранатальные факторы анемии у детей связаны, главным образом, с кровопотерей во время родов. Кровопотеря возможна в случае преждевременной отслойки плаценты в период родов, ранней или поздней перевязки пуповины, истечения крови из пуповинного остатка при его ненадлежащей обработке, применения травмирующих акушерских пособий.
Постнатальные факторы анемии у детей включаются после рождения и могут быть эндогенными или экзогенными. Причинами эндогенной анемии у детей могут служить повреждение эритроцитов вследствие гемолитической болезни новорожденных, аномалии синтеза гемоглобина, первичная конституциональная недостаточность костного мозга.
Экзогенные анемии у детей наиболее часто обусловлены алиментарными причинами. В данном случае анемия развивается преимущественно у детей первого года жизни, находящихся на однообразном молочном вскармливании. Анемия у детей раннего возраста может возникать при недостаточном содержании железа в грудном молоке; раннем и необоснованном переводе ребенка на искусственное или смешанное вскармливание; использовании неадаптированных смесей, коровьего или козьего молока для кормления; позднем введении в рацион ребенка прикормов. В более высоком поступлении железа в организм нуждаются недоношенные дети и дети, рожденные с повышенной массой тела. Поэтому несоответствие между поступлением и расходом железа также может послужить причиной анемии у детей первого года жизни.
Анемии у детей могут возникать вследствие регулярных кровопотерь: при частных носовых кровотечениях, болезнях крови (гемофилии, болезни Виллебранда), меноррагии, желудочно-кишечных кровотечениях, после оперативных вмешательств. У детей с пищевыми аллергиями, экссудативным диатезом, нейродермитом отмечается повышенная потеря железа через эпителий кожных покровов, поэтому такие дети составляют группу риска по развитию железодефицитной анемии.
Кроме потери железа, к развитию анемии у детей может приводить нарушение его всасывания и обмена. Такие расстройства обычно встречаются при синдроме мальабсорбции (гипотрофии, рахите, лактазной недостаточности, целиакии, кишечной форме муковисцидоза и др.) Анемия у детей может являться следствием любого инфекционного или хронического соматического заболевания (туберкулеза, бактериального эндокардита, бронхоэктатической болезни, пиелонефрита и др.), лейкозов, микозов, глистной инвазии, коллагенозов (СКВ, ревматоидного артрита и др.).
В развитии анемии у детей определенное значение имеет дефицит витаминов группы B, микроэлементов (магния, меди, кобальта), неблагоприятные гигиенические условия, истощение запасов эндогенного железа, наступающее у грудного ребенка к 5-6 мес.
Классификация анемии у детей
В соответствии с этиопатогенезом выделяют следующие группы анемий:
I. Постгеморрагические анемии у детей, обусловленные с острой или хронической кровопотерей.
II. Анемии у детей, обусловленные нарушением гемопоэза:
- железодифицитные (гипохромные)
- наследственные и приобретенные железонасыщенные (сидероахрестические – связаны с дефектами синтеза порфиринов)
- мегалобластные (В12–дефицитные и фолиеводефицитные)
- наследственные и приобретенные дизэритропоэтические
- наследственные и приобретенные гипопластические и апластические (связаны с угнетением кроветворения)
III. Наследственные и приобретенные гемолитические анемии у детей, обусловленные повышенным разрушением эритроцитов и преобладанием процесса кроворазрушения над процессом кровообразования (мембранопатии, ферментопатии, гемоглобинопатии, аутоиммунные анемии, гемолитическая болезнь новорожденных и др.).
Симптомы анемии у детей
Норма гемоглобина крови у детей до 6 лет составляет 125–135 г/л; об анемии у ребенка говорят в том случае, если этот показатель опускается ниже 110 г/л (у детей до 5 лет) и ниже 120 г/л (у детей старше 5 лет).
Видимые изменения при анемии у детей наблюдаются со стороны кожи и ее придатков: кожные покровы становятся бледными, сухими, шелушащимися; ногти деформируются и становятся ломкими; волосы теряют здоровый блеск. Характерным признаком анемии у детей является симптом Филатова – бледность мочек ушей при осмотре в проходящем свете. При тяжелых формах анемии у детей появляются трещины на ладонях и подошвах, в уголках рта; развивается афтозный стоматит, глоссит. Дети с анемией ослаблены, астеничны, часто болеют ОРВИ, бронхитами и пневмониями, острыми кишечными инфекциями.
Со стороны нервной системы, испытывающей гипоксию, отмечается вялость, плаксивость, быстрая истощаемость, головокружения, поверхностный сон, энурез. Выявляется снижение мышечного тонуса, ребенок плохо переносит физические нагрузки, быстро утомляется. У детей первого года жизни отмечается гипотрофия, происходит регресс психомоторного развития.
При анемии у детей выявляются нарушения функции сердечно-сосудистой системы в виде артериальной гипотонии, ортостатических коллапсов, обмороков, тахикардии, систолического шума.
Со стороны пищеварительной системы у детей с анемией наблюдаются частые срыгивания и рвота после кормления, метеоризм, диарея или запоры, пониженный аппетит, возможно увеличение селезенки и печени.
Диагностика анемии у детей
Основу диагностики анемии у детей составляют лабораторные исследования. В общем анализе крови при анемии у детей выявляется снижение гемоглобина (Hb менее 120-110 г/л), снижение Er (12/л), снижение ЦП пункции и исследования костного мозга.
В процессе диагностики определяется форма и степень тяжести анемии у детей. Последняя оценивается по содержанию эритроцитов и гемоглобина:
- анемия легкой степени – Hb 110-90 г/л, Er – до 3,5х1012/л;
- анемия средней степени – Hb 90-70 г/л, Er – до 2,5х1012/л;
- анемия тяжелой степени – Hb менее 70г/л, Er – менее 2,5х1012/л.
По показаниям дети с анемией могут нуждаться в консультациях узких специалистов (детского гастроэнтеролога, детского ревматолога, детского нефролога, детского гинеколога и др.), обследовании ЖКТ (ЭГДС, УЗИ брюшной полости) и почек (УЗИ почек).
Лечение анемии у детей
При анемии у детей требуется организация правильного режима дня и сбалансированного питания ребенка, проведение лекарственной терапии и общеукрепляющих мероприятий. Детям рекомендуется достаточное пребывание на свежем воздухе, дополнительный сон; назначается гимнастика и массаж, УФО.
Детям с анемией, находящимся на грудном вскармливании, следует своевременно вводить прикормы (соки, яичный желток, овощи, мясное пюре). Одновременно необходимо скорректировать рацион кормящей женщины, добавить прием поливитаминов и препаратов железа. Детям, получающим искусственное вскармливание, назначаются адаптированные молочные смеси, обогащенные железом. Диета детей старшего возраста должна содержать печень, говядину, бобовые, зелень, морепродукты, фруктовые и овощные соки.
Медикаментозная терапия анемии у детей включает назначение препаратов железа и поливитаминных препаратов до полной нормализации клинико-лабораторных показателей (в среднем 6-10 недель). В тяжелых случаях может потребоваться проведение гемотрансфузии.
Прогноз и профилактика
Прогноз железодефицитных анемий у детей обычно благоприятный. При своевременной диагностике, правильной организации питания, лечении анемии и сопутствующих заболеваний наступает полное выздоровление. Тяжелая анемия у детей может явиться основанием для переноса сроков вакцинации.
Антенатальный этап профилактики анемии у детей включает полноценное питание беременной, достаточное пребывание на свежем воздухе, прием минерально-витаминных комплексов, содержащих железо. Постнатальное предупреждение анемии у детей сводится к естественному вскармливанию, введению прикормов в рекомендуемые сроки, профилактике заболеваний раннего возраста, организации хорошего ухода и оптимального режима для ребенка, проведению превентивных лечебно-профилактических курсов в группах риска.