Анемия в социологии это

Анемия в социологии это thumbnail

 
Эмиль Дюркгейм (1858–1917)  – французский социолог «классического периода», оказавший огромное влияние на становление социологии как автономной науки. Основные труды: «Общественное разделение труда», «Метод социологии», «Самоубийства», «Элементарные формы религиозной жизни».
Он полагал, что социология сможет стать наукой только в том случае, если у нее будут собственные предмет и метод.
Предмет социологии – это социальные факты, которые составляют особую социальную реальность, имеющие собственные качества и законы. Социальным фактом у него является любой социальный феномен, который накладывает определенные ограничения на действия индивида и одновременно является внешним, объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации). Примерами социального факта могут служить закон, норма, язык, религиозные верования и обряды (то, что существует до индивида и помимо него). Именно социальные факты управляют человеком.
Дюркгейм сформулировал три основных правила социологии. Правило первое состоит в том, чтобы рассматривать социальные факты как вещи. Это означает, что:
1) социальные факты являются внешними для индивидов;
2) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны;
3) устанавливаемые между социальными фактами причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Правило второе состоит в том, чтобы систематически отмежевываться от всех врожденных идей. Это означает, что:
1) социология должна порвать все свои связи с любыми идеологиями и личностными пристрастиями;
2) она также должна освободиться от всяких предрассудков, которыми обладают индивиды по отношению к социальным фактам. Правило третье состоит в признании первенства (примата) целого над составляющими его частностями. Это означает признание того, что:
1) источник социальных фактов находится в обществе, но не в мышлении и поведении индивидов;
2) общество представляет собой автономную систему, которая управляется своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию индивида.
Основываясь на выше сказанном, резюмируем, что в теории Дюркгейма уменьшается роль индивида в социальной реальности, на него с момента рождения оказывается сильное давление. Дюркгейм обозначил два типа социального давления:
1) принуждение, исходящее извне (от окружающих индивида людей и общества в целом);
2) давление перенесенных внутрь норм, которые становятся некими внутренними двигателями человека.
Утрату ценностей он называл анемией. Анемия – состояние, когда общество теряет свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в общественные ценности.
Дюркгейм провел глубокое исследование самоубийства. Он выделил четыре типа самоубийства:
1) эгоистическое самоубийство, совершаемое по личным мотивам;
2) анемическое самоубийство, вызванное тем, что индивид чувствует отсутствие норм или их непереносимое противоречие;
3) альтруистическое самоубийство, которое совершается членами группы ради других ее членов;
4) фаталистическое самоубийство, являющееся результатом чрезмерного социального давления и чрезмерной социальной регуляции.
 
 

Источник

аномия фотоАномия – это состояние общественного или индивидуального нравственно-психического сознания, которое характеризуется развращением нравственных норм, распадом морально-ценностной системы. Понятие аномия предложено социологом из Франции Дюркгеймом Эмилем с целью трактовки отклоняющегося поведенческого реагирования, например, суицидальные намерения, противоправные деяния. Состояние аномии присуще социуму во времена смут, революций, перестроек, кризиса общества, вследствие противоречия между обнародованными целями и их неосуществимостью для превалирующей части субъектов, то есть в те периоды, когда большинство членов конкретного социума теряют доверие к наличествующим нравственным ценностям, моральным ориентирам и социальным институтам. Тесно связана проблема аномии с профессиональной деградацией, разочарованием в жизни и осуществляемой деятельности, отчуждением индивида от социума, неизменно сопутствующим описываемому явлению.

Социальная аномия

В ходе довольно резкой смены целей и морали определенного социума отдельные социальные категории перестают ощущать собственную причастность к этому обществу.

Понятие аномия являет собой процесс разрушения фундаментальных основ культуры, в частности этических норм. В результате происходит отчуждение таких категорий граждан. Кроме того, ими отвергаются новые социальные идеалы, нормы и морали, включая и социально провозглашенные образцы поведения. Вместо использования общепринятых средств достижения целей индивидуальной либо общественной направленности они выдвигают собственные, нередко, противоправные.

Состояние аномии, задевая при социальных встрясках все пласты населения, особо сильно воздействуют именно на молодежь.

Аномия это в социологии любые виды «отклонений» в ценностной и нормативной системе социума. Впервые ввёл термин аномия Дюркгейм. Он считал аномией отсутствие закона, норм поведения или их недостаточность. Дюркгейм акцентировал, что проблема аномии зарождается чаще в условиях динамичных реформ и в периоды экономических кризисов. Описываемое понятие провоцирует определенное психологическое состояние индивида, характеризуемое чувством утраты жизненных ориентиров, зарождающееся, когда субъект становится перед необходимостью приводить в исполнение противоречащие друг другу нормы. Другими словами, такое состояние зарождается, когда прежняя иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока общественные силы, которые в кризисные периоды предоставлены самим себе, не прибудут в равновесие, сравнительную ценность их невозможно учесть, следовательно, всякая регламентация на некоторое время обнаруживается несостоятельной.

Позднее данное явление понимается как состояние социума, вызванное избыточностью противоречивых норм (Мертон аномия). В подобных условиях индивид теряется, не понимая, каким именно нормам необходимо следовать. Рушится цельность нормативной системы, порядок регулирования общественных взаимоотношений. Люди в описанных условиях социально дезориентированы, они переживают тревогу, чувство обособленности от общества, что закономерно провоцирует девиантное поведенческое реагирование, преступность, маргинальность и иные асоциальные феномены.

Дюркгейм видел причины аномии в противопоставлении «установившегося» и современного промышленного социума.

Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным спадом моральной регуляции новых экономико-капиталистических отношений.

Аномия является продуктом неполного трансформации от механического единства к органическому единству, так как объективный фундамент последней (общественное распределение труда) прогрессирует интенсивнее, нежели отыскивает моральный базис в коллективном сознании.

Факторы возникновения аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых феноменов (первой – интересы и потребности, второй – ресурс для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой личностной целостности является сплоченный и устойчивый социум. При общепризнанных порядках способности индивидов и их потребности обеспечивались довольно просто, поскольку их сдерживало на низком уровне соответствующее коллективное сознание, мешая развитию индивидуализма, личностному освобождению, устанавливая строгие пределы того, что мог добиваться субъект законным путем в данном социальном положении. Иерархический феодальный социум (традиционный) был константным, потому что ставил перед разными слоями различные цели и позволял каждому его члену ощущать собственное бытие осмысленным внутри ограниченного замкнутого слоя.

Развитие общественного процесса провоцирует рост «индивидуализации» и одновременно с этим надрывает силу группового надзора, устойчивые моральные границы, присущие старому времени. Степень личностной свободы от традиций, групповых нравов, предрассудков, наличие индивидуального выбора познаний и средств действия резко расширяется в новых условиях. Относительно свободное устройство промышленного социума перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воссоздает аномию, подразумевающую отсутствие устойчивых жизненных идеалов, норм и шаблонов поведения, что ставит большинство людей в положение неопределенности, лишает коллективного единства, ощущения связи с определенной категорией и в целом со всем социумом. Все перечисленное ведет к увеличению в обществе отклоняющихся и саморазрушающих поведенческих реакций.

Социальная норма и социальная аномия

Одним из основополагающих понятий социологии является социальная норма, которая рассматривается в качестве механизма оценивания и регуляции поведенческого реагирования индивидов, категорий и социальных общностей. Социальными нормами именуются предписания, установки, ожидания надлежащего (социально одобряемого) поведения. Нормами являются некоторые идеальные шаблоны, обуславливающие то, что индивидам надлежит говорить, думать, ощущать и делать в определенных условиях. Система норм, которые действуют в конкретном социуме, образует целостную совокупность, различные структурные элементы которой взаимообусловлены.

Социальные нормы являются обязанностью одного индивида в отношении другого либо социального окружения. Они обуславливают формирование сети общественных отношений группы, социума. Также социальные нормы являют собой ожидания групп различной численности и в целом общества. Окружающий социум ожидает от каждого индивида, который придерживается норм, определенного поведенческого реагирования. Социальные нормы обуславливают развитие системы социальных взаимоотношений, включающей мотивацию, идеалы, устремленность субъектов действия, ожидание, оценивание.

Общественное состояние, заключающееся в потере его членами значимости социальных установок и идеалов, что провоцирует приумножение отклоняющегося поведения, именуется социальной аномией. Кроме того, она проявляется:

  • в отсутствии эталонов сравнения у людей, социального оценивания собственного поведения, что провоцирует «люмпенизированное» состояние и утрату группового единства;
  • в несоответствии социальных целей одобренным способам их достижения, что толкает индивидов в сторону нелегальных средств достижения в случае недостижимости законным путем поставленных целей.

Социологи, сопоставляя понятия аномия девиантное поведение, считали точкой пересечения их несоблюдение членами социума установленных им же норм. Основное отличие между терминами аномия девиантное поведение заключается в общественном масштабе факторов, спровоцировавших их проявление. Природа аномии намного глубже. Ее вызывают серьезные социальные трансформации, которые влияют на общество как единую систему и на его отдельных членов.

Теория аномии

Аномией называется состояние отсутствия норм права и беззаконие.

Аномия это в социологии состояние социальной безнормности, применимое к большим общностям и малым группам. Фундамент для зарождения теории аномии, которая объясняет причины преступности, заложил Дюркгейм.

Теория аномии Дюркгейма. Французский социолог утверждал, что социально отклоняющиеся поведенческие реакции и преступность представляют собой явления вполне нормальные. Поскольку, если в социуме отсутствует подобное поведенческое реагирование, то, следовательно, общество находится до болезненности под контролем. Когда ликвидирована преступность, прогресс прекращается. Противозаконные поступки являются платой за социальные трансформации.

Теория аномии Дюркгейма базируется на постулате, что социум без криминальности немыслимо. Поскольку, если перестанут совершаться деяния, которые в современном социуме считаются противозаконными, то в категорию преступные деяния придется зачислить какие-то «свежие» вариации поведенческих реакций. Дюркгейм утверждал, что «криминал» неистребим и неизбежен. Причина этого заключается не в слабости и природной злости людей, а в существовании в обществе бесконечного множества разнообразных видов поведения. Единство в человеческом социуме достигается лишь при условии использования конформистского прессинга против подобного разнообразия в поведенческом реагировании. Такой прессинг могут обеспечить наказания.

Социальная норма и социальная аномия по Дюркгейму – это важнейшие социальные феномены, поскольку преступность является фактором здорового состояния общества и без социальной нормы она существовать не может. В социуме без криминалитета давление общественного сознания будет настолько жестким и интенсивным по силе, что никто не сможет ему противостоять. Исчезновение преступности влечет за собой утрату обществом возможности двигаться в сторону прогрессивного развития. Преступники – это факторы возникновения аномии, пешки, ведущие социум к новому витку, а не паразиты, люди, не способные пройти процесс социализации, не чуждые обществу элементы.

Дюркгейму утверждал, что преступления будут малочисленны и не масштабны в социуме, в котором достаточно человеческого единства и общественной сплоченности. Когда социальная солидарность разрушается, а обособленность его составных элементов увеличивается, возрастают отклоняющееся поведение и, следовательно, преступность. Так появляется аномия Дюркгейм считал.

В проблеме поддержания солидарности общества огромным значением, по Дюркгейму, обладает наказание преступников. Правильное понимание «законов» порядочности и честности представляет собой изначальный важнейший источник единства социума. Чтобы сберечь любовь к этой социальной структуре рядового гражданина необходимо наказание криминального элемента. При отсутствии угрозы наказания среднестатистический индивид может утратить собственную глубокую привязанность к определенному социуму и свою готовность принести ради сохранения такой привязанности необходимую жертву. Также, наказание правонарушителя служит видимым социальным подтверждением его «социальной уродливости».

Аномия примеры. Современная социологическая наука трактует аномию в качестве состояния, характеризуемого отсутствием самоидентичности, цели либо морально-этических ориентиров у отдельного субъекта или целого общества. Ниже приведены примеры ситуаций, указывающих на наличие явлений аномии в конкретном социуме:

  • состояние общественного беспорядка;
  • отдельные элементы социума не понимают жизненного смысла, для них главным является проблема выживания;
  •  утрата уверенности в наступающем дне.

Преодоление аномии, в большинстве своем, характеризуется зависимостью от специфики причины аномии и типа конфликта, который ее породил. В ситуациях, когда социум не в состоянии сформировать новую нормативно-ценностную систему либо возвести в ранг общезначимой какую-либо частную, то он обращается к прошлому, ища в нем основания для солидарности.

В социологии феномен аномии изучался не только Дюркгеймом, позднее ее существенно развил социолог из Америки Мертон аномия согласно его представлениям, являет собой ориентации отдельных граждан и социальные ситуации, которые не соответствуют целям, определяемым культурой социума. По Дюркгейму описываемый феномен означает неумение общества управлять естественными импульсами и стремлениями индивидов. В свою очередь, Мертон полагал, что многие стремления субъектов необязательно будут «естественными», зачастую бывают определены просветительской деятельностью самого социума. Общественная система ограничивает способность отдельных социальных групп удовлетворять собственные стремления. Она «прессует» в обществе определенные личности, вынуждая их действовать противоправно.

Мертон рассматривал аномию в качестве крушения системы управления индивидуальными желаниями, вследствие чего индивид начинает желать большего, чем способен добиться в условиях конкретной социальной структуры. Он отмечает, что описываемое явление появляется от невозможности многих граждан следовать нормам, полностью принимаемым ими, а не от присутствия свободы выбора.

Аномия примеры можно привести на модели устройства современного Американского общества, где все граждане устремлены на богатство, те из них, которые не могут легальным путем достичь финансового благополучия, добиваются его нелегальными средствами. Поэтому, во многом отклонения зависят от набора институциональных средств и наличия культурных целей, которым следует и использует тот или иной субъект.

Состояние аномии – это абсолютное расхождение декларируемых и цивилизаторских целей с социально структурированными средствами их достижения. Применимо к отдельному члену социума аномия является искоренением ее моральных установок. При этом индивид теряет всякое чувство традиционности, преемственности, утрачивает все обязательства. Связь с социумом разрушена. Таким образом, без обновления духовности и нравственных ориентиров, радикальное преобразование общества, выработка новых ценностей и норм, преодоление аномии невозможны.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

АНОМИ́Я (греч. ἀνομία – без­за­ко­ние), 1) со­стоя­ние об­ще­ст­ва, ха­рак­те­ри­зуе­мое дез­ор­га­ни­за­ци­ей со­ци­аль­ных норм и ин­сти­ту­тов, не­оп­ре­де­лён­но­стью и не­ста­биль­но­стью ус­ло­вий че­ло­ве­че­ско­го дей­ст­вия, а так­же рас­хо­ж­де­ни­ем ме­ж­ду про­воз­гла­шае­мы­ми об­ще­ст­вом це­ля­ми и дос­туп­но­стью для мас­сы лю­дей за­кон­ных средств их дос­ти­же­ния; 2) свя­зан­ное с об­ще­ст­вен­ным ин­ди­ви­ду­аль­ное пси­хо­ло­гич. со­стоя­ние, ха­рак­те­ри­зуе­мое де­мо­ра­ли­за­ци­ей, ос­лаб­ле­ни­ем свя­зи с об­ще­ст­вом, пе­ре­жи­ва­ни­ем бес­поч­вен­но­сти, от­чу­ж­дён­но­сти от лю­дей, пус­то­ты жиз­ни и т. п., ко­то­рое яв­ля­ет­ся при­чи­ной рас­про­стра­не­ния в об­ще­ст­ве от­кло­няю­ще­го­ся по­ве­де­ния и рос­та са­мо­убийств.

В со­цио­ло­гию тер­мин «А.» ввёл Э. Дюр­к­гейм (1893). Он счи­тал А. ат­ри­бу­том пе­ре­ход­но­го со­стоя­ния ин­ду­ст­ри­аль­но­го со­цио­эко­но­мич. по­ряд­ка, ко­гда рух­ну­ли тра­диц. «ме­ха­нич.» фор­мы мо­раль­но­го ав­то­ри­те­та, при ко­то­рых ка­ж­дый че­ло­век «знал своё ме­сто» в иерар­хии со­ци­аль­ных по­зи­ций и цен­но­стей, а но­вый сво­бод­ный са­мо­управ­ляе­мый по­ря­док дис­ци­п­ли­ни­ро­ван­но­го мо­раль­но­го ин­ди­ви­дуа­лиз­ма, по­ро­ж­даю­щий «ор­га­ни­че­скую со­ли­дар­ность» ме­ж­ду людь­ми, ещё не ус­та­но­вил­ся окон­ча­тель­но. Пре­одо­ле­ние по­след­ст­вий А. на уров­не со­ци­аль­но-эко­но­мич. жиз­ни в це­лом – за­да­ча го­су­дар­ст­ва, мо­раль­ная ре­гу­ля­ция по­ве­де­ния на уров­не отд. про­фес­сий дос­ти­га­ет­ся раз­ви­ти­ем не­за­ви­си­мых от го­су­дар­ст­ва проф. ас­со­циа­ций («кор­по­ра­ций» с креп­кой проф. эти­кой). Гл. уси­лия долж­ны на­прав­лять­ся да­же не столь­ко на улуч­ше­ние ма­те­ри­аль­ных ус­ло­вий че­ло­ве­че­ской жиз­ни, сколь­ко на борь­бу с не­ста­биль­но­стью в со­ци­аль­ной жиз­ни как осн. при­чи­ной ано­мич. яв­ле­ний.

Трак­тов­ка А. по­сле Э. Дюрк­гей­ма раз­ви­ва­лась в 2 на­прав­ле­ни­ях: А. вы­сту­па­ла как эк­ви­ва­лент «без­норм­но­сти», мо­раль­ной анар­хии, от­сут­ст­вия мо­раль­ной дис­ци­п­ли­ны и т. п.; А. обо­зна­ча­ла «нор­ма­тив­ную на­пря­жён­ность», «кон­фликт норм» в дан­ной куль­ту­ре, т. е. опи­сы­ва­ла си­туа­цию, где мо­раль­ные цен­но­сти и нор­мы чле­нов груп­пы не со­от­вет­ст­ву­ют воз­мож­но­стям реа­ли­за­ции за­ло­жен­ных в этих цен­но­стях це­лей (напр., не­дос­ти­жи­мость уров­ня жиз­ни, вы­те­каю­ще­го из на­вя­зы­вае­мых об­ще­ст­вом идеа­лов бо­гат­ст­ва и ус­пе­ха). Сто­рон­ни­ки 1-го на­прав­ле­ния скло­нны рас­смат­ри­вать вся­кий кон­фликт и раз­де­ление ин­те­ре­сов ме­ж­ду груп­па­ми как врем. со­стоя­ние не­урав­но­ве­шен­но­сти их функ­ций на пе­ре­ход­ных фа­зах со­ци­аль­но­го раз­ви­тия, в ко­неч­ном счё­те пре­одо­ли­мое все­об­щим мо­раль­ным со­гла­си­ем, пол­но­цен­ным мо­раль­ным вос­пи­та­ни­ем, со­циа­ли­за­ци­ей и т. п. Сто­рон­ни­ки 2-го на­прав­ле­ния (на­ча­ло ко­то­ро­му по­ло­жил Р. К. Мер­тон) ис­хо­дят из тео­ре­тич. мо­де­ли об­ще­ст­ва как сис­те­мы групп, пре­бы­ваю­щих в по­сто­ян­ном на­пря­же­нии и раз­но­об­раз­ных кон­флик­тах, что слу­жит сти­му­лом со­ци­аль­ных из­ме­не­ний. Это на­прав­ле­ние про­дол­жа­ет др. мысль Э. Дюрк­гей­ма, что А. – это ре­аль­ность, поч­ти «нор­маль­ное со­стоя­ние» вся­ко­го слож­но­го об­ще­ст­ва совр. ти­па, осо­бен­но в пе­рио­ды ра­ди­каль­ных пе­ре­мен.

Источник