Детские витамины для поднятия гемоглобина
Гемоглобин представляет собой красный кровяной белок, основной функцией которого является перенос кислорода в ткани из легких и наоборот, углекислого газа в легкие. Уровень гемоглобина является важнейшим клиническим показателем. По его содержанию можно следить за работой многих органов.
Диагностика и норма гемоглобина у ребенка
Для исследования назначают общий анализ крови и оценивают все показатели. Кровь сдается на голодный желудок. Последний прием пищи должен быть не позднее 8 часов до забора крови.
Определяют уровень гемоглобина несколькими способами с учетом имеющихся в лаборатории приборов. Для измерения содержания в крови гемоглобина обычно применяют метод Сали. Этот метод заключается в том, что кровь смешивают с соляной кислотой, а затем добавляют дистиллированную воду, чтобы получить стандартный цвет. Такой способ более длительный и субъективный, и используется очень давно. Определить уровень гемоглобина можно и автоматизированными методами, с помощью гемометра. В результатах исследования крови гемоглобин обозначается Hg.
Нормальное значение гемоглобина изменяется с учетом возраста ребенка:
- В норме у грудничков до 1 месяца уровень гемоглобина составляет 115-180 г/л.
- У детей до полугода концентрация в пределах нормы составляет 90-140 г/л.
- С 6 месяцев до года – 105-140 г/л.
- Уровень гемоглобина у детей до 5 лет составляет 100-140 г/л,
- С 5 до 12 лет – 115-145 г/л.
В подростковом возрасте у девушек и юношей показатели отличаются:
- У девушек 12-15 лет норма нижней границы составляет 112 г/л, а верхней – 152 г/л.
- Для юношей норма находится в пределах 120-160 г/л.
Понижение гемоглобина: причины и признаки
Если результаты анализов показывают низкий уровень гемоглобина, то принято говорить о развитии анемии. Эта патология может возникнуть при травмах и кровопотерях, носовом кровотечении, аутоиммунных заболеваниях.
Снижение содержания гемоглобина в крови может быть обусловлено различными причинами:
- Несбалансированное питание.
- Дефицит витамина В12, меди, фолиевой кислоты.
- Дисбактериоз.
- Наследственная предрасположенность.
- Заболевания крови.
- Глистная инвазия.
- Инфекционные заболевания.
- Аллергия.
При низком уровне железосодержащего белка нарушаются функции всего организма в связи с нехваткой кислорода. Снижение гемоглобина приводит к нарушениям в иммунной системе, вследствие чего ребенок чаще подвергается сезонным заболеваниям.
Основные признаки низкого уровня гемоглобина у детей:
- бледность кожи
- шелушение и сухость кожи
- сонливость
- усталость
- частые головокружения
- капризность
- нестабильность стула
- снижение аппетита
- круги под глазами
При первой степени анемии, когда уровень гемоглобина не ниже 90 г/л, указанные признаки могут не наблюдаться. В дальнейшем можно заметить у ребенка одышку, тахикардию, ухудшение памяти и внимания, на фоне чего может возникнуть задержка в развитии. Важно сразу обратить внимание на перечисленные симптомы у ребенка, чтобы вовремя сдать анализы и назначить лечение.
Если не предпринимать меры и не устранять симптомы железодефицитной анемии, то это может привести к серьезным проблемам со здоровьем.
В детский организм к органам и тканям будет в недостаточном количестве поступать кислород. В результате длительной гипоксии ухудшается мозговая деятельность, нарушается работа внутренних органов.
При кислородном голодании развивается тахикардия, которая истощает сердечную мышцу. На фоне сниженного гемоглобина нарушается пищеварение, и дети часто страдают запорами. Также снижаются защитные функции иммунной системы. Чтобы не допустить возникновение возможных последствий низкого гемоглобина, следует вовремя обратиться к врачу и соблюдать все его рекомендации.
Медикаментозное повышение гемоглобина
Если причиной снижения гемоглобина является дефицит железа в организме, то назначают соответствующие препараты. Дозировка подбирается с учетом возраста ребенка.
Из железосодержащих препаратов обычно назначают Феррум лек, Мальтофер, Актиферрин, Ферронал 35, Тотема, Феронат, Ферретаб и др.
Следует знать, что существуют препараты, содержащие 2-х и 3-х валентное железо. В кишечнике всасывается 3-валентное железо, поэтому препарат применяют с аскорбиновой кислотой или фруктовыми соками с витамином С. К тому же 2-х валентные препараты с содержанием железа могут оказывать больше побочных действий, в отличие от 3-х валентных препаратов.
После курса применения лекарственного средства анализы сдаются повторно, чтобы проконтролировать показатель.
Если наблюдается положительная динамика, то в течение следующих 2 месяцев принимают половину дозы. Если после применения лекарственного препарата в анализах не повышается гемоглобин, то необходимо сменить средство. Лечение продолжается около 2,5-3 месяцев.
При острой кровопотери ребенком во время родов, которая обусловлена снижением гемоглобина, проводится переливание крови. Это же назначается и детям с тяжелой формой анемии. Во время процедуры можно устранить билирубин, материнские антитела, эритроциты из крови малыша. Одновременно с лечением необходимо придерживаться сбалансированного и правильного питания, чтобы нормализовать уровень гемоглобина в крови.
Эффективные народные рецепты
Для увеличения содержания гемоглобина рекомендуется использовать народные рецепты. Существует большое разнообразие рецептов, способствующих повышению гемоглобина. При незначительном снижении можно обойтись без медикаментозной терапии. Наиболее популярные рецепты при малокровии:
- Смесь из орехов и сухофруктов. Взять в равном количестве курагу, изюм, чернослив, орехи. Все ингредиенты измельчить, добавить ложку меда и цедру лимона. Употреблять по 1-2 ложки в день. Если у ребенка имеется аллергия на некоторые ингредиенты, то следует воспользоваться другим рецептом.
- Свекольно-морковная смесь. Свеклу, морковь и редьку натереть на терке и добавить в массу 2-3 чайные ложки растительного масла. Все хорошо перемешать. Кроме того, можно отжать сок из указанных овощей, смешать и употреблять перед едой.
- Чай шиповника. Взять 5-6 ложек плодов шиповника. Плоды залить литром кипятка. Далее прокипятить в течение 10 минут, а затем оставить настаиваться на 2 часа. Употреблять вместо чая.
- Отвар овса. Залить 0,5 литра молока пол стакана овса и прокипятить на огне в течение 30 минут. Далее процедить, добавить сливочное масло и мед. Если у малыша есть аллергия на некоторые ингредиенты, то их добавлять не следует. Давать пить по чайной ложке не более 6 раз в сутки. Каждый день необходимо готовить новый отвар.
Если ребенок находится на грудном вскармливании, то восполнить уровень гемоглобина можно при употреблении в пищу мамой полезного домашнего лекарства. Всыпать в стакан гречку до половины и залить стаканом кефира. Накрыть крышкой и оставить до утра.
Продукты, повышающие уровень гемоглобина
В рационе кормящей матери и детей должны присутствовать в большом количестве овощи и фрукты. Обязательно следует употреблять мясо и печень.
При пониженном гемоглобине полезно употреблять смородину и черноплодную рябину. При регулярном употреблении ягод в любом виде можно нормализовать уровень гемоглобина в крови.
Повысить гемоглобин у ребенка можно следующими продуктами:
- Зерновые культуры и каши: гречка, фасоль, рожь, чечевица, горох и др.
- Мясные и рыбные продукты: сердце, почки, печень, белое мясо, рыба разных сортов и др.
- Овощи и фрукты: картофель, свекла, тыква, шпинат, петрушка, яблоки, бананы, гранат, сливы и др.
- Красные и черные ягоды.
- Сухофрукты.
- Яичный желток.
Важно знать, что усвоение железа лучше происходит с витамином С, поэтому после употребления мясных или рыбных продуктов рекомендуется съесть дольку лимона или выпить отвар шиповника. Рекомендуется вместо конфет давать детям сухофрукты.
Полезное видео — Лучшие рецепты для повышения уровня гемоглобина:
Усвоению железа мешают молочные продукты, крепкий чай, кофе. К тому же замедляют усвоению мучные изделия, соевые продукты, манка. Должно пройти не менее двух часов с момента употребления молочных продуктов, только после этого можно давать мясо малышу.
Оптимальной дозой употребления в сутки считается для детей 7-12 месяцев – 8,5 мг, а от года и до 2 лет – 5 мг железа. Диету ребенка необходимо согласовать с врачом.
Чтобы снизить риск развития анемии, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Своевременно и правильно вводить прикорм.
- Употреблять пищу, богатую витаминами и микроэлементами.
- Ежедневно гулять на свежем воздухе.
- Ежегодно контролировать параметры клинического анализа.
- Своевременно ликвидировать источники кровопотери в организме.
Вторичной мерой профилактики является не только выявление латентного дефицита железа в организме, но и его лечение.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Низкие гемоглобин у малыша? Врачи призывают сразу принимать меры. О том, что нужно делать, – в нашей статье.
Часто от мам можно услышать жалобы, что её кроха стал часто болеть, и у него упал гемоглобин. Детям до пяти лет анемия ставится достаточно часто, если уровень гемоглобина в крови опускается ниже 110 гр/л. Нехватка железа в организме может привести к снижению иммунитета (отсюда и частые болезни), утомляемости, капризам, а также к развитию тяжёлых форм анемии. Часто с этой проблемой сталкиваются малыши на искусственном вскармливании и дети, которых недавно отлучили от груди. Без материнского молока ребёнок начинает терять запасы витаминов, которые он получал при кормлении грудью. В любом случае современные мамы не должны расстраиваться, на дворе 21 век, и при желании всё можно исправить. Главное – настроить себя правильно.
По каким внешним признакам можно распознать нехватку железа у ребёнка:
· бледная кожа, даже с синеватым или зеленоватым оттенком;
· отсутствие аппетита;
· часто мучает стоматит;
· синюшность губ;
· наблюдается отдышка;
· снижение эмоционального тонуса и т.д.
Если какие-то из вышеперечисленных признаков вы наблюдаете у своего ребёнка, то необходимо скорее обратиться к хорошему специалисту и сразу начать лечение. Доктор назначит вам лекарственные препараты, так как без них сложно будет поднять гемоглобин. Но вы и сами можете параллельно с лечением помогать ребёнку быстрее восстановиться. Как? В первую очередь правильно подобранным рационом питания. Во-первых, мама должна чётко знать, что любит его чадо и на что у него есть аллергия. Во-вторых, она должна составить меню, в котором детально указано, что она в течении дня будет давать малышу. В-третьих, мама должна учесть, сможет ли ребёнок все нужные продукты прожевать самостоятельно. Если нет, то можно воспользоваться блендером.
Давно известно, что большое количество железа содержится в мясе, поэтому отказывать в мясных продуктах ребёнку нельзя. Но для восстановления уровня гемоглобина нужно сочетать мясные блюда с овощным или бобовым гарниром, чтобы в каждом блюде были витамины и минералы, необходимые для лучшего усвоения железа. Выбирайте продукты, которые содержат много витамина С и фолиевой кислоты, например, печень, бобовые, томаты, орехи, цитрусовые, пшеница, гречневая крупа.
Оформляйте каждую порцию еды ребёнка красиво, чтобы он с удовольствием кушал то, что вы приготовили.
В рацион малыша можно добавить обогащённые железом растительные продукты, например, фасоль или сою. Но так как они не содержат витамина С, то их нужно готовить вместе с брокколи, морковью или шпинатом.
Пшеничная мука так же содержит железо. Если малыш ещё не может есть хлеб самостоятельно, то можно обмакнуть его в сок или суп. Так он становится очень мягким и начинает таять во рту.
Богаты железом курага, зелёное яблоко, черника, замороженные фрукты. Их можно при помощи блендера измельчить и давать в виде пюре, коктейля или смузи. Если нет аллергии, и малышу больше двух лет, то можно приготовить смесь из грецких орехов и мёда. Это повысит гемоглобин ребёнка и одновременно укрепит его иммунную систему. Очень полезно украшать блюда дроблёными семенами тыквы или кунжута.
Самое главное для поднятия гемоглобина – много гулять на свежем воздухе. Устраивайте прогулки по 3-4 часа на улице и наслаждайтесь здоровой жизнью.
А как вы поднимали гемоглобин ребёнку?
Âèòàìèíû äëÿ ïîâûøåíèÿ ãåìîãëîáèíà â êðîâè ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ñàìûõ ýôôåêòèâíûõ ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ â áîðüáå õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, â òîì ÷èñëå ñ àíåìèåé, ñâÿçàííîé ñ äåôèöèòîì æåëåçà. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêîé ôóíêöèåé, êîòîðóþ îíè âûïîëíÿþò.
Ïîä âëèÿíèåì âèòàìèíîâ â îðãàíèçìå ïðîèñõîäèò ñëåäóþùåå:
-àêòèâèçèðóþòñÿ ýíåðãåòè÷åñêèå ïðîöåññû;
-íîðìàëèçóåòñÿ ìåòàáîëèçì â êëåòêàõ;
-óëó÷øàåòñÿ ïèòàíèå òêàíåé;
-òêàíè ðàñòóò è ðåãåíåðèðóþòñÿ;
-ïðîèñõîäèò ðåïðîäóêöèÿ íîâûõ êëåòîê;
-óêðåïëÿåòñÿ èììóíîëîãè÷åñêàÿ çàùèòà.
Çà ñ÷¸ò ÷åãî ýòî äåëàåòñÿ? Ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî âèòàìèíû âõîäÿò â ñîñòàâ êîýíçèìîâ, àêòèâèçèðóþùèõ âñå áåëêîâûå ñòðóêòóðû è âûíóæäàþùèé èõ áåñïðåðûâíî âûïîëíÿòü ñâîè ôóíêöèè.
Ãåìîãëîáèí îòíîñèòñÿ èìåííî ê ýòèì áåëêàì. Ýòî ñâîåîáðàçíûé òðàíñïîðò¸ð, ïåðåäâèãàþùèéñÿ âíóòðè êðîâÿíîãî ðóñëà â âèäå ýðèòðîöèòîâ. Îí äîñòàâëÿåò íàøèì êëåòêàì, îáðàçóþùèì òêàíè è îðãàíû, ïîëó÷åííûé â ë¸ãêèõ êèñëîðîä, íåîáõîäèìûé äëÿ çàïóñêà è ïðîäîëæåíèÿ óêàçàííûõ âûøå ïðîöåññîâ íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè.
Óãëåêèñëûé ãàç â êà÷åñòâå ïîáî÷íîãî ïðîäóêòà îáíîâëåíèÿ îðãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé âûâîäèòñÿ èç îêèñëèòåëüíîãî öèêëà òåì æå ãåìîãëîáèíîì âîâíå ÷åðåç òå æå äûõàòåëüíûå ïóòè.
Íîðìîé ñ÷èòàåòñÿ, êîãäà óðîâåíü ãåìîãëîáèíà, ïðèñóòñòâóþùåãî â êðîâè, âïîëíå îáåñïå÷èâàåò æèçíåäåÿòåëüíîñòü.
Ó ìóæ÷èí ñðåäíåãî âîçðàñòà îí êîëåáëåòñÿ â ïðåäåëàõ îò 130 äî 170 ãðàììîâ íà ëèòð.
Ó æåíùèí 120 è 150.
Ó äåòåé 120 è 140.
 òîì ñëó÷àå, åñëè ýòè ïîêàçàòåëè îïóñêàþòñÿ íèæå ìèíèìàëüíîé ïëàíêè, â îðãàíèçìå âîçíèêàåò ñîñòîÿíèå, èçâåñòíîå êàê àíåìèÿ.  äèíàìèêå áîëåçíü ïðîÿâëÿåòñÿ ðÿäîì ñèìïòîìîâ:
-ñíà÷àëà áëåäíååò êîæà, ñòàíîâèòñÿ ñóõîé;
-çàòåì ïðè ìàëåéøåì íàïðÿæåíèè êðóæèòñÿ ãîëîâà, òåðÿåòñÿ îðèåíòàöèÿ â ïðîñòðàíñòâå;
-óõóäøàåòñÿ ñîí;
-ñíèæàåòñÿ àïïåòèò;
-óâåëè÷èâàåòñÿ âîñïðèèì÷èâîñòü ê èíôåêöèîííûì áîëåçíÿì;
-çàáîëåâøèé áûñòðî óòîìëÿåòñÿ,
-ñêëîíåí ê ïîñòîÿííûì ïåðåäûøêàì,
-âèä ó íåãî áîëåçíåííûé, îòñòðàí¸ííûé.
Ýòèîëîãèÿ àíåìèè
 îñíîâå çàáîëåâàíèÿ, êàê ïðàâèëî, äåôèöèò æåëåçîñîäåðæàùèõ âåùåñòâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ îáðàçîâàíèÿ ãåìîãëîáèíà. Îí ìîæåò èìåòü êàê ïàòîëîãè÷åñêóþ, òàê è ôóíêöèîíàëüíóþ ïðèðîäó, ñâÿçàííóþ ñ âîçäåéñòâèåì âíåøíèõ ôàêòîðîâ.
Ê ñàìûì ðàñïðîñòðàí¸ííûì ïðè÷èíàì âîçíèêíîâåíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè âíåøíåãî òèïà ìîæíî îòíåñòè:
-ïîòåðþ áîëüøèõ îáú¸ìîâ êðîâè â ðåçóëüòàòå, òðàâì, õèðóðãè÷åñêèõ îïåðàöèé, äîíîðñòâà;
-êðîâîïîòåðè ó æåíùèí ïðè ìåíñòðóàöèÿõ è áåðåìåííîñòè;
-íåäîñòàòîê â ïèùåâîì ðàöèîíå æåëåçà è âèòàìèíîâ, ñòèìóëèðóþùèõ åãî óñâîÿåìîñòü.
Ñðåäè ïàòîëîãè÷åñêèõ èñòî÷íèêîâ, ñïîñîáíûõ ïîíèçèòü óñâîåíèå æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðîäóêòîâ ñ âñïîìîãàòåëüíûìè âèòàìèíàìè, à ñ íèìè ãåìîãëîáèí ñëåäóåò âûäåëèòü:
-çàáîëåâàíèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà;
-çëîêà÷åñòâåííûå è äîáðîêà÷åñòâåííûå îïóõîëè, îñîáåííî â ñèñòåìå ïèùåâàðåíèÿ;
-èíôåêöèîííûé ãåïàòèò, ïíåâìîíèþ, òóáåðêóë¸ç;
-íàðóøåíèå ôóíêöèè ïî÷åê;
-âëèÿíèå ãåëüìèíòîâ, ñàëüìîíåë¸ç;
-àóòîèììóííûå ïàòîëîãèè: ïðåæäå âñåãî, ðåâìàòîèäíûé àðòðèò è «âîë÷àíêà»;
-îíêîëîãè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ êðîâè (ëåéêîç)
-ïåðåõîä îñòðîé ôàçû æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè â õðîíè÷åñêóþ.
Êàê íîðìàëèçîâàòü ãåìîãëîáèí
 ìåäèöèíñêîé ïðàêòèêå ïðè ïîíèæåííîì ãåìîãëîáèíå èñïîëüçóþòñÿ íåñêîëüêî ìåòîäîâ, ñïîñîáíûõ ñóùåñòâåííî ïîâûñèòü óðîâåíü ãåìîãëîáèíà â êðîâè. Íàçîâ¸ì òðè ñàìûõ ïðîñòûõ:
1) Âêëþ÷èòü â ïèùåâîé ðàöèîí ïðîäóêòû, èçîáèëóþùèå æåëåçîì, à òàêæå âèòàìèíàìè Â12 è Â9 (ôîëèåâàÿ êèñëîòà);
2) Ïðèíèìàòü ñïåöèàëüíûå ïðåïàðàòû, ïîâûøàþùèå ãåìîãëîáèí;
3) Êîìáèíèðîâàòü ïåðâûé ìåòîä ñî âòîðûì â ïðèåìëåìûõ ïðàïîðöèÿõ ïîä êîíòðîëåì âðà÷à.
Ðîëü âèòàìèíîâ â ïèòàíèè ïðè àíåìèè
Íåäîñòàòîê âèòàìèíà Â12 ñíèæàåò ýôôåêòèâíîñòü ïèòàíèÿ, íàïðàâëåííîãî íà óñòðàíåíèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè.
Æåëåçîñîäåðæàùèå âèòàìèíû äëÿ ïîäíÿòèÿ ãåìîãëîáèíà ñîâåðøåííî íåîáõîäèìû äëÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèé, õàðàêòåðèçóþùèõñÿ ïîíèæåííûì ñîäåðæàíèåì ãåìîãëîáèíà â êðîâÿíîì ðóñëå.
Îíè ïîìîãàþò èçáàâèòüñÿ:
-îò æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè â õðîíè÷åñêîé ôîðìå;
-àíåìèè àëèìåíòàðíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, âûçâàííîé íåõâàòêîé â ïèùå æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðîäóêòîâ;
-ôóíêöèîíàëüíîãî ãåìîãëîáèíîäåôèöèòà ó æåíùèí, òåðÿþùèõ êðîâü â ïåðèîä ìåíñòðóàöèé è áåðåìåííîñòè;
-ïîñòðàâìàòè÷åñêîé àíåìèè â ìèðíîå è â âîåííîå âðåìÿ;
-èíôåêöèîííûõ, òîêñè÷åñêèõ, îíêîëîãè÷åñêèõ àíåìèé.
Ïðîäóêòû, ñïîñîáíûå êîìïåíñèðîâàòü äåôèöèò æåëåçà è âèòàìèíîâ
Ïå÷åíü ãîâÿäèíû ýòî íàèáîëåå ïðåäïî÷òèòåëüíûé èç ìÿñíûõ ïðîäóêòîâ, ïîìîãàþùèõ ïðè àíåìèè ïîâûñèòü äî íîðìû íèçêèé ãåìîãëîáèí ó âçðîñëûõ.  òêàíè ïå÷åíè ñîäåðæèòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî æåëåçà è âèòàìèíîâ. Ïðè÷¸ì íå òîëüêî îòíîñÿùèõñÿ ê ãðóïïå Â, íî è âèòàìèíîâ À è Ñ, ïîääåðæèâàþùèõ èììóíèòåò è äûõàòåëüíóþ ôóíêöèþ.
Êðîìå òîãî, ýòî ìÿñî ëåãêî óñâàèâàåòñÿ, íå òåðÿÿ ñâîèõ ïîëåçíûõ ñâîéñòâ.  êà÷åñòâå äèåòè÷åñêîãî ïèòàíèÿ åãî íàçíà÷àþò æåíùèíàì â ïåðèîä áåðåìåííîñòè è äåòÿì, ñòðàäàþùèì àíåìèåé. Ïðè¸ì ýòîãî ïðîäóêòà â ïðåêëîííîì âîçðàñòå äîëæåí áûòü îãðàíè÷åí. Ýêñòðàêòèâíûå âåùåñòâà, òàêæå ñîäåðæàùèåñÿ â ïå÷åíè, ïîâûøàþò ñåêðåöèþ â ïèùåâàðèòåëüíîì òðàêòå è ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ ãàñòðèòà è ÿçâû æåëóäêà.
Ðåãóëÿðíîå âêëþ÷åíèå â ðàöèîí áëþä èç ïå÷åíè äîñòàòî÷íî áûñòðî äîâîäèò óðîâåíü ãåìîãëîáèíà äî ïðèåìëåìûõ ïîêàçàòåëåé.
Ãðå÷íåâàÿ êðóïà ïðè ïîíèæåííîì ãåìîãëîáèíå ýôôåêòèâíà ïðèìåðíî òàê æå, êàê ãîâÿæüÿ ïå÷åíü.  íåé òîæå ìíîãî æåëåçà, âèòàìèíîâ Â-ãðóïïû è ìèêðîýëåìåíòîâ, ñòèìóëèðóþùèõ óñâîÿåìîñòü ïðîäóêòà â êèøå÷íèêå.
×òîáû â ïðîöåññå âñàñûâàíèÿ ïîëó÷èëñÿ áîëåå âûñîêèé ãåìîãëîáèí, ñûðóþ êðóïó ïåðåä óïîòðåáëåíèåì ñëåäóåò ìåëêî èçìîëîòü â áëåíäåðå è íàñòîÿòü â êèïÿòêå èëè ñâàðèòü, ïîëó÷èâ êàøó. È â òîì è â äðóãîì âàðèàíòå ãðå÷êà îòñòàèâàåòñÿ íå ìåíåå ïîëóñóòîê. Ýòî äà¸ò âîçìîæíîñòü å¸ àêòèâíûì âåùåñòâàì íàáðàòü êîíöåíòðàöèþ, äàþùóþ íàèáîëüøèé òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò ïîñëå ïåðåâàðèâàíèÿ â æåëóäêå.
Ñîê ãðàíàòà, ïîìèìî æåëåçà è Â-âèòàìèíîâ, ñîäåðæèò ðåòèíîë (âèòàìèí À), íèêîòèíîâóþ êèñëîòó, ñòèìóëèðóþùóþ êðîâîîáðàùåíèå (âèòàìèí ÐÐ) è âèòàìèí Å, èíîãäà åù¸ íàçûâàåìûé «âèòàìèíîì ìîëîäîñòè».
Åäèíñòâåííûé íåäîñòàòîê ýòîãî ñîêà îí ïëîõî óñâàèâàåòñÿ, îñîáåííî â íåâûæàòîì âèäå. Íî äàæå è ÷èñòîãî ñîêà âïîëíå äîñòàòî÷íî íà ñóòêè 100 ãðàìì, è òî ëó÷øå, åñëè îí áóäåò ðàçáàâëåí ìîðêîâíûì ñîêîì èëè âîäîé.
Ñâåêëà òîæå èìååò â ñâî¸ì ñîñòàâå æåëåçî è âèòàìèíû Â9 è Â12. Îíà íå òåðÿåò ñâîèõ ñâîéñòâ íè â ñûðîì, íè â âàð¸íîì âèäå. Åñëè ñîäåðæàíèå ãåìîãëîáèíà â êðîâè ïîíèæåíî, âåñü àññîðòèìåíò áëþä èç ñâåêëû, íà÷èíàÿ îò ïðîñòîãî âèíåãðåòà è çàêàí÷èâàÿ ñåë¸äêîé ïîä øóáîé, ñãëàæèâàåò àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì. Îñîáåííî ïîëåçåí ñâåæåâûæàòûé ñâåêîëüíûé ñîê. Òîëüêî ïåðåä óïîòðåáëåíèåì îí äîëæåí áûòü âûäåðæàí íå ìåíåå ÷àñà è îõëàæä¸í â õîëîäèëüíèêå.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ñâÿçàíû ñ åãî ïîëîæèòåëüíûì âîçäåéñòâèåì íà ñåêðåòîðíóþ ôóíêöèþ æåëóäêà è ïå÷åíè. Ëþäÿì, ñòðàäàþùèì ãàñòðèòîì è ÿçâîé æåëóäêà, à òàêæå õîëåöèñòèòîì, ðåêîìåíäóåòñÿ âîçäåðæèâàòüñÿ îò ýòîãî ñïîñîáà ëå÷åíèÿ àíåìèè.
ßáëîêè ïðè ïîíèæåííîì ãåìîãëîáèíå ïîëåçíû áåç âñÿêèõ îãðàíè÷åíèé â êîëè÷åñòâå è ñòåïåíè êèñëîòíîñòè. Íî ñîäåðæàíèå â íèõ æåëåçà íå òàê âåëèêî, êàê â ïðîäóêòàõ, óêàçàííûõ âûøå. Êðîìå òîãî, â ýòèõ ôðóêòàõ, åñëè îíè íå óïîòðåáëÿþòñÿ ñâåæèìè, ïîñëå äîëãîâðåìåííîãî õðàíåíèÿ, ñîâñåì íå îñòà¸òñÿ âèòàìèíîâ.
Ê ñàìûì ïîçèòèâíûì ðåçóëüòàòàì ïðè àíåìèè ïðèâîäèò óïîòðåáëåíèå â ïèùó ðàçëè÷íûõ ñî÷åòàíèé âñåõ ýòèõ ïðîäóêòîâ. Íàïðèìåð:
-áëþäî, ñîñòîÿùåå èç ñëåãêà îáæàðåííîé ãîâÿæüåé ïå÷åíè ñ ãàðíèðîì èç ãðå÷íåâîé êàøè;
-ñàëàò èç ñâåêëû,
-ñòàêàí ãðàíàòîâîãî ñîêà,
-ÿáëîêè íà äåñåðò.
Ôàðìàêîëîãè÷åñêèå ïðåïàðàòû, ïîâûøàþùèå ãåìîãëîáèí
Îáû÷íî äëÿ íîðìàëèçàöèè ïîêàçàòåëåé ãåìîãëîáèíà äîñòàòî÷íî íàñûùåííîãî äèåòè÷åñêîãî ïèòàíèÿ, âêëþ÷àþùåãî â ñåáÿ ñîîòâåòñòâóþùèå âèòàìèíû è æåëåçî. Ïðèìåíåíèå ëåêàðñòâåííîé òåðàïèè íåîáõîäèìî, êîãäà:
-óðîâåíü ãåìîãëîáèíà ñóùåñòâåííî íèæå íîðìû;
-ïîäáîð ïðîäóêòîâ äëÿ åãî ïîâûøåíèÿ çàòðóäí¸í èëè íåâîçìîæåí;
-äèåòè÷åñêîå ïèòàíèå ïî âîñïîëíåíèþ äåôèöèòà æåëåçà â êðîâè íå ïðèíåñëî ðåçóëüòàòîâ;
-êîëè÷åñòâî ãåìîãëîáèíà â ýðèòðîöèòàõ ïàäàåò ñëèøêîì áûñòðî;
-íàçíà÷åíà õèðóðãè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ ïî óñòðàíåíèþ îäíîé èç ïðè÷èí àíåìèè.
Ñàìûìè äîñòóïíûìè è ýôôåêòèâíûìè äëÿ ïðîôèëàêòèêè è ëå÷åíèÿ àíåìèè â ýòèõ ñëó÷àÿõ ñ÷èòàþòñÿ ñëåäóþùèå ôàðìàêîëîãè÷åñêèå ñðåäñòâà:
-Ñîðáèôåð-äóðóëåñ (ïðîòèâîïîêàçàí ïðè ñòåíîçå ïèùåâîäà, íàëè÷èè âîñïàëèòåëüíûõ î÷àãîâ â êèøå÷íèêå, äåòÿì äî 12-òè ëåò).
-Òîòåìà (íå ïðèìåíÿåòñÿ ïðè ÿçâå æåëóäêà, ãåìîõðîìàòîçå, áîëåçíè Âèëüñîíà-Êîíîâàëîâà, àëëåðãèè ê ôðóêòîçå).
-Ôåíþëüñ æåëåçîñîäåðæàùèé ïðåïàðàò ñ ïîëíûì íàáîðîì âèòàìèíîâ À, Â, Ñ, Å, ÐÐ. Î÷åíü âûñîêàÿ óñâîÿåìîñòü. Ïðîòèâîïîêàçàí òîëüêî ïðè ãåìîñèäåðîçå, ãåìîõðîìàòîçå è èäèîñèíêðàçèè ê òîìó èëè èíîìó âèòàìèíó, âõîäÿùåìó â îáùèé êîìïëåêñ.
-Ôåððóì ëåê. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ: àíåìèè ãåìîëèòè÷åñêîãî òèïà, ãåìîñèäåðîç, òàëàññåìèÿ.
-Ôåððî-ôîëüãàììà. Ìåõàíèçì äåéñòâèÿ òîò æå: êîíöåíòðèðîâàííîå âîçäåéñòâèå æåëåçà, õîðîøàÿ óñâîÿåìîñòü â æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå. Íå ïðèìåíÿåòñÿ ïðè ïå÷¸íî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ãåìîõðîìàòîçå.
Íàçâàíèå êàæäîãî ïðåïàðàòà, êðîìå «Òîòåìà», îòðàæàåò íàëè÷èå â í¸ì æåëåçà (Ferrum). Îáû÷íî ìåòàëë òàì íàõîäèòñÿ â ñâÿçàííîì ñîñòîÿíèè â âèäå ñóëüôàòà.
 îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå âî âñåõ ýòèõ ëåêàðñòâàõ ïðèñóòñòâóþò îñíîâíûå âèòàìèíû, óëó÷øàþùèå ïåðåõîä Fe2 (SO4)3 â ñîñòàâ ãåìîãëîáèíà.
Çàêëþ÷åíèå
Îêàçàâøèñü â ïëåíó ó òàêîãî îïàñíîãî âðàãà êàê àíåìèÿ, ïîñòîÿííî ñíèæàþùåãî âàøè æèçíåííûå âîçìîæíîñòè, íå ñòîèò âïàäàòü â îò÷àÿíüå. Íóæíî ïðîñòî ïðè ïåðâûõ æå ïðîÿâëåíèÿõ áîëåçíè îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó è íà÷àòü ëå÷åíèå.
×òî ýòîìó ìîæåò ïîìåøàòü? Òîëüêî íàèâíîñòü, ñêëîíÿþùàÿ ê òîìó, ÷òî âñ¸ îáîéä¸òñÿ. Íî ýòî íå ëó÷øèé ñîâåò÷èê äëÿ çäðàâîìûñëÿùåãî ÷åëîâåêà.