Детские задачи по анемия и решения
В стационар поступила пациентка 30 лет с диагнозом железодефицитная анемия. При сестринском обследовании выявлены жалобы на слабость, быструю утомляемость, одышку при движении, сердцебиение, отсутствие аппетита, иногда появляется желание есть мел. Менструация с 12 лет, обильная в течение недели. Пациентка раздражительна, пассивна, малоразговорчива.
1Объективно:
бледность и сухость кожных покровов, волосы тусклые, секутся, ногти ломкие с поперечной исчерченностью, ложкообразной формы. Границы сердца не изменены. При аускультации – систолический шум на верхушке сердца. Пульс 92 уд./мин. АД 100/60 мм рт. ст.
Анализ крови: Нв – 75 г/л, эритроциты 3,9´1012 /л., цветной показатель 0,8, лейкоциты – 4,5´109 /л, СОЭ 20 мм/час.
2Назначено:
1. Полупостельный режим.
2. Диета № 15 с высоким содержанием Fe в продуктах.
3. Ферроплекс по 1 таблетки 3 раза после еды.
4. Витамин В6 и В12 п/к.
5. Аскорбиновая кислота внутрь по 1 таблетке 3 раза в день.
Задания
1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулируйте проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объясните больной правила подготовки к сдаче крови на общий анализ, разъясните значение показателей (эритроциты, гемоглобин, цветной показатель СОЭ).
4. Обучите пациентку правилам приема препарата железа, объясните побочные эффекты.
5. Продемонстрируйте сбор системы для в/в вливаний.
Эталоны ответов
(1) Нарушены потребности:
дышать, двигаться, работать, питаться, общаться.
(2) Проблемы:
è Настоящие:
слабость, утомляемость, одышка, сердцебиение, отсутствие и извращение аппетита.
è Потенциальные:
риск нарушения сердечной деятельности, риск тяжелой нетрудоспособности и развития инвалидности.
è Приоритетные: отсутствие аппетита и извращение вкуса.
Краткосрочная цель –
стимуляция аппетита в течение 1 неделя.
(3) Долгосрочная цель
– восстановление аппетита ко дню выписки.
(4) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА:
План | Мотивация |
1. Обеспечение диетического питания с повышенным содержанием железа. | Для ликвидация дефицита железа в пище. |
2. Беседа с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо. | Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме. |
3. Обеспечение пациентки свежим воздухом, проветривание помещений, прогулки на воздухе. | Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышения аппетита. |
4. Рекомендация по приему горечей. | Для стимуляции аппетита и желудочной секреции. |
5. Наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД,ЧДД. | Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. |
6. Контроль за деятельностью кишечника, недопущение запоров при приеме лекарственных препаратов. | Предупреждение запоров при приеме препаратов железа. |
7. Уход за полостью рта при приеме препаратов железа и соляной кислоты. | Предупреждение разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты. |
8. Выполнение врачебных назначений. | Для эффективного лечения. |
(5) Оценка эффективности:
у пациентки появляется аппетит, пациентка соблюдает назначенную диету и режим, знает правила приема лекарств.
3. Студент демонстрирует инструктаж пациентки перед сдачей крови на общий анализ и доступно объясняет значение показателей.
4. Студент демонстрирует объяснение пациентке правил приема и побочные эффекты препаратов железа.
5. Студент демонстрирует технику сбора системы для в/в вливания в соответствии с алгоритмом действия.
Задача №19 (сахарный диабет, инсулинозависимая форма)
Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом: сахарный диабет, инсулинозависимая форма.
При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.
В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, жалуется на усталость, плохой сон. На контакт идет хорошо, говорит что не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.
1Объективно:
состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст, ЧДД 16 в мин.
2Пациенту назначено:
1. Диета №9, режим палатный
2. Исследование суточной мочи на сахар, глюкозурический профиль, определение толерантности к глюкозе, уровень глюкозы в крови.
3. Инсулин простой
a) 8 ЕД — 8.00
b) 4 ЕД — 12.00
c) 4 ЕД – 18.00
Задания
1. Выявите потребности пациента, удовлетворение которых нарушено; определите проблемы пациента.
2. Сформулируйте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объяснить пациенту правила сбора мочи на сахар.
4. Обучите пациента технике введения инсулина.
5. Продемонстрируйте технику введения инсулина п/к.
Эталоны ответов
(1) Нарушенные потребности:
выделять, есть, пить, быть здоровым, избегать опасность, общаться, работать.
(2) Проблемы пациента:
è настоящие
–жажда;
–полиурия;
–учащенное мочеиспускание;
–кожный зуд;
–слабость;
–опасение за исход заболевания;
è потенциальные
–риск развития гипо- и гипергликемической ком;
–риск развития диабетической стопы;
–риск развития ретинопатии.
Из перечисленных проблем пациента
è приоритетной является жажда.
(3) Краткосрочная цель:
пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина.
(4) Долгосрочная цель:
у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина.
(5) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация |
1. Обеспечить питание согласно диете №9. | Для нормализации углеводного обмена. |
2. Обеспечить пациенту лечебно – охранительный режим. | Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы. |
3. Провести беседу с пациентом о сути его болезни. | Для активного участия пациента в лечении. |
4. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче. | Для коррекции дозы инсулина. |
5. Обеспечение гигиенического ухода за кожными покровами. | Для предупреждения присоединения инфекций. |
6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина. | Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе. |
7. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания). | Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии. |
8. Выполнение назначений врача. | Для эффективного лечения. |
9. Провести беседу с пациентом и его родственниками о питании в соответствии с диетой №9 | Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений. |
(6) Оценка эффективности:
пациент отмечает значительное улучшение общего состояния; продемонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель достигнута.
3. Студент демонстрирует доступный уровень общения с пациентом, объясняет ему правила сбора мочи на сахар.
4. Студент демонстрирует методику обучения пациента технике выполнения инъекции инсулина.
5. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Задачи по гематологии с ответами.
Задача 1
Больной О. 42 лет доставлен в стационар с жалобами на резкую слабость, сердцебиение, головокружение, боли в эпигастрии, рвоту в виде кофейной гущи, стул черного цвета.
Из анамнеза: 7 дней назад после стресса появились и стали нарастать боли в эпигастрии. Сегодня внезапно состояние ухудшилось, появилась рвота кофейной гущи, стул черного цвета.
Объективно: Кожные покровы бледные, влажные. Дыхание везикулярное. Пульс 102 ударов в минуту, АД 90/60 мм.рт.ст. Тоны сердца ритмичные, нежный систолический шум на верхушке. Живот мягкий, болезненный в пилородуоденальной области с мышечным напряжением в данной зоне. Размеры печени по Курлову 9-8-7 см.
Эр-2,8,0 *10 12 /л., Hb-82 г/л., ЦП-0,89 МСV – 82 фл, MCH – 30 пг, MCHC – 34 г/дл
Лейк.- 4,0*10 9 /л., п -3%, с — 44%, э -1%, лф — 44%, м — 8%, СОЭ-10 мм/ч,
Тромбоциты — 250*10 9 /л, ретикулоциты 2%,
Железо сыворотки – 10 ммоль/л
ФГДС- в пилорическом отделе желудка выявлена кровоточащая язва размером 1*1,5 см
- Выделите основные симптомы, объясните их патогенез, сгруппируйте их в синдромы.
- Поставьте предварительный диагноз.
- План лечения.
1) синдром Геморрагический – кровотечение из язвенного дефекта пилорического отдела желудка.
— Рвота «кофейной гущи», мелена – в результате желудочного кровотечения происходит окисление гемоглобина эритроцитов соляной кислотой желудочного сока,
— АД до 90/60 – снижение ОЦК в результате кровопотери ведет к снижению АД.
2) синдром Анемический – снижение гемоглобина и эритроцитов вследствие острой кровопотери.
А — циркуляторно-гипоксический синдром – реакция организма на гипоксию тканей и нарушения тканевого метаболизма вызванные гипогемоглобинемией
— резкая слабость, головокружение – гипоксия головного мозга,
— тахикардия – как компенсаторная реакция,
— систолический шум на верхушке сердца – обусловлен изменением реологических свойств крови.
Б – гематологический синдром – специфические изменения в анализе крови в результате острой кровопотери
— эр-2,8,0 *10 12 /л., Hb-82 г/л. (снижение гемоглобина и эритроцитов) – анемия
— ЦП-0,89, MCH–30 пг, MCHC–34 г/дл (нормальные показатели) – анемия нормохромная
— МСV – 82 фл (норма) — анемия нормоцитарная
— ретикулоциты 2% — анемия регенераторная.
3) синдром Болевой – раздражение болевых рецепторов желудка в результате изъязвления
— жалобы на боли в эпигастрии,
— живот болезненный в пилородуоденальной области с мышечным напряжением в данной зоне
4) синдром Клинико-анамнестический – заболевание развилось остро, связь заболевания с психоэмоциональным возбуждением.
Предварительный диагноз:
Язвенная болезнь желудка впервые выявленная. Желудочное кровотечение. Острая постгеморрагическая анемия средней тяжести.
План лечения: срочная госпитализация в хирургическое отделение для остановки кровотечения и устранения анемии.
Задача 2
Больная Ж. 45 лет. Жалобы на слабость, сердцебиение, одышку при незначительной физической нагрузке, головокружение, повышенную утомляемость, шум в голове, выпадение волос, желание есть мел.
В анамнезе неоднократно маточные кровотечения, миома матки. Данные жалобы беспокоят в течение нескольких месяцев и постепенно нарастают.
Объективно: Кожные покровы бледные, сухие, шелушащиеся. Отмечается исчерченность и ломкость ногтей. Периферические лимфоузлы не увеличены. Дыхание везикулярное. Пульс 96 ударов в минуту, АД 110/80 мм.рт.ст. Левая граница сердца в 5 межреберьи по среднеключичной линии. Тоны сердца ритмичные, приглушены, систолический шум во всех точках. Шум волчка на яремных венах. Язык чистый, сосочки сглажены. Живот мягкий, безболезненный. Размеры печени по Курлову 9*8*7 см., селезенка не пальпируется, размеры 4*6 см.
Эр-2,9 *10 12 /л., Hb-72 г/л., ретикулоциты – 0,4 %, ЦП-0,75 МСV – 72 фл, MCH – 22 пг, MCHC – 28 г/дл СОЭ-12 мм/ч, железо сыворотки – 8 ммоль/л., ОЖСС – 95 мкмоль/л
- Выделите основные симптомы, объясните их патогенез, сгруппируйте их в синдромы.
- Поставьте предварительный диагноз.
- План обследования.
- План лечения.
1) синдром Анемический (ведущий) – снижение гемоглобина и эритроцитов вследствие хронической кровопотери.
А — циркуляторно-гипоксический синдром – реакция организма на гипоксию тканей и нарушения тканевого метаболизма вызванные гипогемоглобинемией
— резкая слабость, головокружение – гипоксия головного мозга,
— тахикардия, жалобы на сердцебиения – как компенсаторная реакция,
— систолический шум во всех точках аускультации сердца, шум волчка на яремных венах – обусловлен изменением реологических свойств крови.
Б – сидеропенический синдром – поражение органов и систем (прежде всего быстрообновляющихся тканей — кожи и слизистых оболочек ЖКТ) в результате изменения тканевого метаболизма вызванного нарушением синтеза тканевых ферментов при дефиците железа.
— жалобы на извращение вкуса, выпадение волос,
— кожные покровы сухие, шелушащиеся, исчерченность и ломкость ногтей.
В – гематологический синдром – специфические изменения в анализе крови в результате хронической кровопотери
— эр-2,9 *10 12 /л., Hb-72 г/л. (снижение гемоглобина и эритроцитов) – анемия
— ЦП-0,75 MCH – 22 пг, MCHC – 28 г/дл (показатели снижены) – анемия гипохромная
— МСV – 72 фл (снижен) — анемия микроцитарная
— ретикулоциты 0,4% — анемия гипорегенераторная.
— железо сыворотки – 8 ммоль/л. (снижено), ОЖСС – 95 мкмоль/л (повышена) – анемия железодефицитная
3) синдром поражения миокарда:
Синдром кардиомегалии – увеличение размеров сердца в результате дистрофии миокарда при анемии.
— левая граница сердца расширена
4) синдром Клинико-анамнестический – заболевание развилось постепенно, неоднократно маточные кровотечения, миома матки.
Железодефицитная анемия средней тяжести. Миома матки.
— ЭКГ, ЭХОКС для подтверждения поражения миокарда и оценка сократительной способности миокарда
1.при наличии кровотечения — остановка кровотечения
- Консультация гинеколога и решение вопроса о хирургическом лечении миомы матки.
- Устранение анемии (насыщение и поддерживающая терапия препаратами железа)
Задача 3
Больной Б. 50 лет. Поступила с жалобами на резкую слабость, головокружение, шум в ушах, одышку при ходьбе, отсутствие аппетита, жжение языка, жидкий стул до 3 раз в сутки. Чувство онемения и ползания мурашек в ногах, неуверенность походки.
В анамнезе 5 лет назад проведена резекция желудка по поводу язвенной болезни ДПК.
Объективно: Походка шаткая. Кожные покровы бледные, на передней брюшной стенке послеоперационный рубец, язык ярко-красный с трещинами. Болезненность при поколачивании по костям. Дыхание везикулярное. Пульс 104 ударов в минуту, АД 110/70 мм.рт.ст. Тоны сердца ритмичные, систолический шум на верхушке. Живот мягкий, безболезненный. Размеры печени по Курлову 10-9-8 см.
Эр-2,3 *10 12 /л., Hb-82 г/л., ЦП-1,08 тромбоциты — 100*10 9 /л., ретикулоциты – 0,5%, МСV- 98 фл, MCH – 38 пг, MCHC – 40 г/дл
Кольца Кебота и тельца Жолли.
Миелограмма: костномозговой пунктат ярко красный, много мегалобластов.
- Выделите основные симптомы, объясните их патогенез, сгруппируйте их в синдромы.
- Поставьте предварительный диагноз.
- План обследования.
- План лечения.
1) синдром Анемический (ведущий) – снижение гемоглобина и эритроцитов вследствие дефицита витамина В12.
А — циркуляторно-гипоксический синдром – реакция организма на гипоксию тканей и нарушения тканевого метаболизма вызванные гипогемоглобинемией
— резкая слабость, шум в ушах, головокружение – гипоксия головного мозга,
— тахикардия – как компенсаторная реакция,
-систолический шум на верхушке сердца – обусловлен изменением реологических свойств крови
Б – В12 дефицитный синдром – нарушение кроветворения и поражение органов и систем в результате нарушения синтеза ДНК и воздействия токсичных продуктов измененного обмена веществ при дефиците витамина В12
* гастроэнтерологический синдром – обусловлен развитием атрофических процессов слизистой оболочке ЖКТ
— жалобы на жжение языка, снижение аппетита, учащенный жидкий стул .
— язык ярко-красный с трещинами
* неврологический синдром – развитие фуникулярного миелоза (поражение задних и боковых столбов спинного мозга) в результате накопления в организме и токсического воздействия на ЦНС метилмолоновой и пропионовой кислот при нарушении обмена жирных кислот обусловленном дефицитом витамина В12
— чувство онемения и ползания мурашек в ногах, неуверенность походки.
В — гематологический синдром – специфические изменения в анализе крови в результате дефицита витамина В12
— эр-2,3 *10 12 /л., Hb-82 г/л. (снижение гемоглобина и эритроцитов) – анемия
— ЦП-1,08 MCH – 38 пг, MCHC – 40 г/дл (показатели увеличены) – анемия гиперхромная
— МСV- 98 фл, — анемия макроцитарная
— ретикулоциты 0,5% — анемия гипорегенераторная.
— тромбоциты — 100*10 9 /л., лейк.- 2,5*10 9 /л.- тромбоцито- и лейкопения
— кольца Кебота и тельца Жолли – остатки ядра или его оболочки в эритроците.
— миелограмма: костномозговой пунктат ярко красный, много мегалобластов – анемия мегалобластная.
2) синдром Клинико-анамнестический — в анамнезе 5 лет назад проведена резекция желудка по поводу язвенной болезни ДПК.
В12 дефицитная анемия средней тяжести. Резецированный желудок.
— ФГДС– для уточнения поражения культи желудка
— анализ кала — исключение скрытого кровотечения, выявление нарушения переваривания пищи, исключения глистной инвазии.
— биохимический анализ крови для исключения нарушения функции печени (билирубин, АСАТ, АЛАТ, общий белок)
- Устранение анемии (насыщение и поддерживающая терапия препаратами вит В12)
- Сбалансированная диета, ферментные препараты для улучшения переваривания пищи.
Задача 4
Больная Г. 33 лет поступила с жалобами на слабость, головокружение, одышку при физической нагрузке, желтое окрашивание кожи, тяжесть в левом подреберье.
В анамнезе несколько эпизодов появления желтухи, слабости после стрессов, ОРЗ. Похожие симптомы отмечает у родственников. 2 дня назад после сильного переутомления усилилась слабость, появился озноб, температура 37,8, боли в левом подреберье, кал и моча потемнели.
Объективно: Кожные покровы и слизистые желтые. Дыхание везикулярное. Пульс 100 ударов в минуту, АД 110/70 мм.рт.ст. Тоны сердца ритмичные, систолический шум на верхушке. Живот мягкий, болезненный в левом подреберье. Размеры печени по Курлову 11-10-9 см. Селезенка 12-16 см.
Эр-2,8 *10 12 /л., Hb-79 г/л., ЦП-0,85 тромбоциты — 230*10 9 /л., ретикулоциты – 12%, МСV- 95 фл, MCH – 32 пг, MCHC – 36 г/дл, лейк.- 7,5*10 9 /л., СОЭ-15 мм/ч, микросфероцитоз.
Билирубин 77 ммоль/л, прямой билирубин10,6ммоль/л, АСТ 0,11 мкмоль/л, АЛТ 0,12 мкмоль/л, железо сыворотки 22 ммоль/л
- Выделите основные симптомы, объясните их патогенез, сгруппируйте их в синдромы.
- Поставьте предварительный диагноз.
- План обследования.
- План лечения.
1) синдром Анемический (ведущий) – снижение гемоглобина и эритроцитов вследствие дефицита витамина В12.
А — циркуляторно-гипоксический синдром – реакция организма на гипоксию тканей и нарушения тканевого метаболизма вызванные гипогемоглобинемией
— слабость, головокружение – гипоксия головного мозга,
— тахикардия – как компенсаторная реакция,
-систолический шум на верхушке сердца – обусловлен изменением реологических свойств крови
Б – синдром гемолитической (надпеченочной) желтухи – обусловлен гемолизом эритроцитов в результате наследственного дефекта мембраны – мембранопатии (повышается проницаемость мембраны для ионов натрия и воды, что ведет к набуханию эритроцитов, которые теряют способность к деформации в узких участках кровотока)
— билирубин 77 ммоль/л, прямой билирубин10,6ммоль/л – повышение непрямого билирубина, образующегося в процессе гемолиза эритроцитов.
— кожные покровы и слизистые желтые.
— озноб, температура 37,8 – действие пирогенов выделяющихся при гемолизе эритроцитов
— кал и моча потемнели – большое количество непрямого билирубина, образующегося в процессе гемолиза, перерабатывается гепатоцитами в прямой, который в составе желчи поступает в кишечник, где в увеличенном количестве синтезируются стеркобилиноген и уробилиноген
— синдром спленомегалии – увеличение размеров селезенки в связи с усиленным разрушением измененных эритоцитов.
В — гематологический синдром – специфические изменения в анализе крови в результате гемолиза эритроцитов
— эр-2,8 *10 12 /л., Hb-79 г/л.- (снижение гемоглобина и эритроцитов) – анемия
— ЦП-0,85 MCH – 32 пг, MCHC – 36 г/дл, железо сыворотки 22 ммоль/л – анемия нормохромная
— ретикулоциты – 12% — анемия гиперрегенераторная
2) синдром Клинико-анамнестический – заболевание хроническое, прослеживается наследственный генез заболевания.
Гемолитическая анемия средней тяжести. Спленомегалия.
— анализ кала – увеличение стеркобилина
— анализ мочи – увеличение уробилина
— биохимический анализ крови для исключения нарушения функции печени (билирубин, АСАТ, АЛАТ, общий белок)
- Устранение анемии — спленэктомия
источник
Задача №18 (железодефицитная анемия)
В стационар поступила пациентка 30 лет с диагнозом железодефицитная анемия. При сестринском обследовании выявлены жалобы на слабость, быструю утомляемость, одышку при движении, сердцебиение, отсутствие аппетита, иногда появляется желание есть мел. Менструация с 12 лет, обильная в течение недели. Пациентка раздражительна, пассивна, малоразговорчива.
1Объективно:
бледность и сухость кожных покровов, волосы тусклые, секутся, ногти ломкие с поперечной исчерченностью, ложкообразной формы. Границы сердца не изменены. При аускультации — систолический шум на верхушке сердца. Пульс 92 уд./мин. АД 100/60 мм рт. ст.
Анализ крови: Нв — 75 г/л, эритроциты 3,9´10 12 /л., цветной показатель 0,8, лейкоциты — 4,5´10 9 /л, СОЭ 20 мм/час.
2. Диета № 15 с высоким содержанием Fe в продуктах.
3. Ферроплекс по 1 таблетки 3 раза после еды.
5. Аскорбиновая кислота внутрь по 1 таблетке 3 раза в день.
1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулируйте проблемы пациента .
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объясните больной правила подготовки к сдаче крови на общий анализ, разъясните значение показателей (эритроциты, гемоглобин, цветной показатель СОЭ).
4. Обучите пациентку правилам приема препарата железа, объясните побочные эффекты.
5. Продемонстрируйте сбор системы для в/в вливаний.
Эталоны ответов
(1) Нарушены потребности:
дышать, двигаться, работать, питаться, общаться.
è Настоящие:
слабость, утомляемость, одышка, сердцебиение, отсутствие и извращение аппетита.
è Потенциальные:
риск нарушения сердечной деятельности, риск тяжелой нетрудоспособности и развития инвалидности.
è Приоритетные: отсутствие аппетита и извращение вкуса.
Краткосрочная цель —
стимуляция аппетита в течение 1 неделя.
(3) Долгосрочная цель
— восстановление аппетита ко дню выписки.
(4) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА:
План | Мотивация |
1. Обеспечение диетического питания с повышенным содержанием железа. | Для ликвидация дефицита железа в пище. |
2. Беседа с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо. | Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме. |
3. Обеспечение пациентки свежим воздухом, проветривание помещений, прогулки на воздухе. | Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышения аппетита. |
4. Рекомендация по приему горечей. | Для стимуляции аппетита и желудочной секреции. |
5. Наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД,ЧДД. | Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. |
6. Контроль за деятельностью кишечника, недопущение запоров при приеме лекарственных препаратов. | Предупреждение запоров при приеме препаратов железа. |
7. Уход за полостью рта при приеме препаратов железа и соляной кислоты. | Предупреждение разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты. |
8. Выполнение врачебных назначений. | Для эффективного лечения. |
(5) Оценка эффективности:
у пациентки появляется аппетит, пациентка соблюдает назначенную диету и режим, знает правила приема лекарств.
3. Студент демонстрирует инструктаж пациентки перед сдачей крови на общий анализ и доступно объясняет значение показателей.
4. Студент демонстрирует объяснение пациентке правил приема и побочные эффекты препаратов железа.
5. Студент демонстрирует технику сбора системы для в/в вливания в соответствии с алгоритмом действия.
Задача №19 (сахарный диабет, инсулинозависимая форма)
Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом: сахарный диабет, инсулинозависимая форма.
При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.
В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, жалуется на усталость, плохой сон. На контакт идет хорошо, говорит что не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.
1Объективно:
состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст, ЧДД 16 в мин.
2Пациенту назначено:
2. Исследование суточной мочи на сахар, глюкозурический профиль, определение толерантности к глюкозе, уровень глюкозы в крови.
1. Выявите потребности пациента, удовлетворение которых нарушено; определите проблемы пациента.
2. Сформулируйте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объяснить пациенту правила сбора мочи на сахар.
4. Обучите пациента технике введения инсулина.
5. Продемонстрируйте технику введения инсулина п/к.
Эталоны ответов
(1) Нарушенные потребности:
выделять, есть, пить, быть здоровым, избегать опасность, общаться, работать.
(2) Проблемы пациента:
è настоящие
—опасение за исход заболевания;
è потенциальные
—риск развития гипо- и гипергликемической ком;
—риск развития диабетической стопы;
—риск развития ретинопатии.
Из перечисленных проблем пациента
è приоритетной является жажда.
(3) Краткосрочная цель:
пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина.
(4) Долгосрочная цель:
у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина.
(5) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация |
1. Обеспечить питание согласно диете №9. | Для нормализации углеводного обмена. |
2. Обеспечить пациенту лечебно — охранительный режим. | Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы. |
3. Провести беседу с пациентом о сути его болезни. | Для активного участия пациента в лечении. |
4. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче. | Для коррекции дозы инсулина. |
5. Обеспечение гигиенического ухода за кожными покровами. | Для предупреждения присоединения инфекций. |
6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина. | Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе. |
7. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания). | Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии. |
8. Выполнение назначений врача. | Для эффективного лечения. |
9. Провести беседу с пациентом и его родственниками о питании в соответствии с диетой №9 | Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений. |
(6) Оценка эффективности:
пациент отмечает значительное улучшение общего состояния; продемонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель достигнута.
3. Студент демонстрирует доступный уровень общения с пациентом, объясняет ему правила сбора мочи на сахар.
4. Студент демонстрирует методику обучения пациента технике выполнения инъекции инсулина.
5. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.
источник