Дюркгейм об обществе анемии
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………3
Теория аномии Эмиля Дюркгейма………………………………………………………….5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………10
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение социологии как науки приходится на 1830-е гг., хотя попытки социологического анализа проблем общественной жизни предпринимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать «начало» социологии одним автором в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля. Однако большинство исследователей считают, что появление социологии необходимо рассматривать в связи с развитием капитализма в первой трети XIX в. Именно капитализм поставил проблемы общества и личности в их взаимодействии в центр социального знания.
Социология использует все богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и ее роли в социальной жизни, о влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение. Для социального анализа важны и выводы психологической науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп.
Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном – объектом и предметом социологии является общество, вся общественная жизнь.
Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой постановке вопроса, был Э. Дюркгейм (1858 – 1917). Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе – предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исходя из этого, он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека. Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благодаря этому сознанию существует социальная интеграция, ибо члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия, что характерно для всех обществ, переживающих резкое изменение своей структуры. В этой связи применение социологизма как теории общества к исследованию причин преступлений вскрыло необычные процессы, происходящие как в обществе, так и в индивиде.
Данная тема выбрана мной для того чтобы разобраться, что является причиной отклоняющегося поведения людей. Какие мотивы приводят их к этому. Для этого я рассматриваю различные точки зрения известных социологов, их взгляд на эту проблему. Как они оценивают происхождение и развитие аномии, можно ли её избежать. И возможно ли вообще, общество без данного явления.
Английское слово «anomy», приведенное в Оксфордском словаре устаревших понятий, в значении, которое дал ему Уильям Ламбард в 1951 г.: «создание беспорядков, сеяние смуты и неопределенности». В современную социологию понятие «anomie» ввел Эмиль Дюркгейм, определивший его как временную утрату социальными нормами действенности в результате экономического или политического кризиса.
Теория аномии Эмиля Дюркгейма
Аномия – это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин преступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность – это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность – это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник должен иметь шанс на преступление. Общество без преступности немыслимо. Если бы перестало совершаться всё то, что сейчас зовётся преступным, в категорию преступности пришлось бы зачислить какие-то новые виды поведения. Ибо преступность неизбежна, неистребима. И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения. Солидарность же в человеческом обществе достигается только тогда, когда против этого разнообразия в поведении используют конформистский прессинг. Этот прессинг обеспечивают наказания. Преступность – это фактор общественного здоровья, в обществе без преступности давление коллективного сознания было бы настолько сильным и жестким, что никто не смог бы ему противостоять. В этом случае преступность была бы, конечно, уничтожена. Но вместе с ней исчезла бы и всякая возможность прогрессивного социального развития. И если оригинальность идеалиста, чьи мечты опережают свой век, самовыражается, то должна найти своё выражение и «оригинальность» преступника, который изрядно отстает от своего века. Преступник — это не какое-то неспособное к социализации существо, не паразит, не чуждый элемент, не приспособившийся к обществу, а фактор, играющий в жизни общества определенную роль.
По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. В результате социальных изменений, которые могут идти как в сторону экономического краха, так и в направлении расцвета, создаются благоприятные условия для разделения труда и большего разнообразия жизни, а интегрирующие силы ослабляются. Общество распадается и раскалывается. Отдельные его осколки изолируются. Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии аномии. Данное положение Дюркгейм аргументирует следующим образом. Французское общество в последние 100 лет умышленно искореняло факторы самоуправления человеческими инстинктами и страстями. Религия почти полностью потеряла свое влияние на людей. Традиционные профессиональные объединения типа ремесленных гильдий (цехи и корпорации) были ликвидированы. Правительство твердо проводило политику свободы предпринимательства, невмешательства в экономику. А результатом этой политики оказалось то, что мечты и стремления уже ничем не сдерживаются. Эта свобода устремлений стала движущей силой французской промышленной революции; но она же породила хроническое состояние аномии с сопровождающим ее высоким уровнем самоубийств.
В деле поддержания общественной солидарности большую роль играет, по Дюркгейму, наказание преступников. Изначальный и важнейший источник солидарности общества — это правильное понимание честности и порядочности. Наказание преступника необходимо, чтобы сохранить приверженность рядового гражданина к данной социальной структуре. Без угрозы наказания средний гражданин может потерять свою глубокую привязанность к данному обществу и свою готовность принести необходимую жертву ради сохранения этой привязанности. Кроме того, наказание преступника служит видимым общественным подтверждением его неполноценности и оправданности порицания любой преступной группы. Это порицание и умаление достоинства преступников усиливает среди основной массы населения чувство превосходства и собственной правоты, что в свою очередь укрепляет и солидарность всего общества. Оно группирует преступников по категориям, делая уголовные наказания сильнейшим из всех имеющихся средств оправдания и сохранения социальной солидарности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь людей проходит в общении друг с другом. Любую потребность – в пище, одежде, работе, образовании, дружбе, любви – человек может получить лишь при взаимодействии с другими людьми. Главным условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые называются нормами. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение.
Девиантное поведение, девиантность (лат. deviatio – отклонение) – это:
– поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;
– социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.
Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Эмиль Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности, причин самоубийств. Он считал главной причиной самоубийств явление, названное им аномией.
“Аномия – общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.”
Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей.
“Умственный горизонт низших классов ограничен пределом, поставленным им классами, стоящими выше, и от этого желания их носят более определенный характер. Но те, кто выше себя чувствует уже одно только пустое пространство, невольно в нем теряются при отсутствии той суммы, которая могла бы отодвигать их назад.”
“Что бы ни делал человек, но его желания до известной степени должны сообразоваться с его средствами; наличное материальное положение всегда служит в некотором роде исходным пунктом для определения того, что желательно было бы иметь… Чем меньше человек ограничен в своих желаниях, тем тяжелее для него всякое ограничение…”
Представление Дюркгейма об основных
разделах и отраслях социологии в
определенной мере отражает его взгляд
на значение тех или иных сфер социальной
жизни. В соответствии с этими делениями
располагался материал в дюркгеймовском
“Социологическом ежегоднике” . В целом
социология делилась на три основные отрасли:
социальную морфологию, социальную физиологию
и общую социологию.
Социальная морфология аналогична
анатомии; она исследует “субстрат”
общества, его структуру, материальную
форму. В ее сферу входит изучение,
во-первых, географической основы жизни
народов в связи с социальной
организацией, во-вторых. народонаселения,
его объема, плотности, распределения
по территории.
Социальная физиология исследует
“жизненные проявления обществ” и
охватывает ряд частных социальных
наук. Она включает в себя: 1) социологию
религии; 2) социологию морали; 3) юридическую
социологию; 4) экономическую социологию;
5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую
социологию.
Общая социология, подобно общей
биологии, осуществляет теоретический
синтез и устанавливает наиболее
общие законы; это философская
сторона науки.
4. В поисках социальной солидарности:
от теории разделения труда
к теории религии
Тема социальной солидарности – главная
тема социологии Дюркгейма. По существу,
солидарность для него – синоним
общественного состояния. Его первый
лекционный курс в Бордоском университете
был посвящен проблеме социальной солидарности,
а первая книга – обоснованию “солидаризирующей”
функции разделения труда. В своем исследовании
самоубийства он связывал различные типы
этого явления с различной степенью социальной
сплоченности. Наконец, последнее значительное
исследование французского ученого посвящено
доказательству тезиса о том, что создание
и поддержание социального единства –
основная функция религиозных верований
и действий.
Дюркгейм был довольно плодовитым
автором, хотя и не столь плодовитым, как
его не менее знаменитый современник,
немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал
немало статей и бесчисленное множество
рецензий; многие его статьи, лекции и
лекционные курсы опубликованы посмертно.
При жизни Дюркгейм издал четыре
книги: “О разделении общественного труда”
(1893) , “Метод социологии” (1895) , “Самоубийство”
(1897) и “Элементарные формы религиозной
жизни” (1912) .
Книга “О разделении общественного
труда” представляет собой публикацию
успешно защищенной докторской диссертации
автора.
Содержание ее гораздо шире заглавия
и, по существу, составляет общую теорию
социальных систем и их развития. Основная
цель работы доказать, что, вопреки
некоторым теориям, разделение общественного
труда обеспечивает социальную
солидарность, или, иными словами, выполняет
нравственную функцию. Но за этой формулировкой
скрывается другая цель, более значимая
для автора: доказать, что разделение труда
– эти тот фактор, который создает и воссоздаст
единство обществ, в которых традиционные
верования утратили былую силу и привлекательность.
Для обоснования этого положения
Дюркгейм развивает теорию, которая
сводится к следующему. Если в архаических
(“сегментарных” ) обществах социальная
солидарность основана на полном растворении
индивидуальных сознаний в “коллективном
сознании” (“механическая солидарность”
) , то в развитых (“организованных” ) )
социальных системах она основана на автономии
индивидов, разделении функций, функциональной
взаимозависимости и взаимообмене (“органическая
солидарность” ) , причем “коллективное
сознание” здесь не исчезает, но становится
более общим, неопределенным, его состояния
становятся менее интенсивными, и оно
действует в более ограниченной сфере.
Разделение труда, понимаемое не как чисто
экономическое, а всеохватывающее социальное
явление – это фактор, который обусловливает
переход от первого типа обществ ко второму.
Автор стремится строить свою теорию
на определенной эмпирической основе.
В качестве этой основы выступают
некоторые древние и современные
системы нравственно-правовых норм, различающиеся
между собою характерными видами санкций.
Нормы с репрессивными санкциями,
характерные для уголовного права,
служат показателями механической солидарности;
нормы с реститутивными (восстановительными)
санкциями, характерные для права гражданского,
семейного, договорного, торгового и т.п.,
служат показателями органической солидарности.
Нижеследующая схема, составленная С.
Люксом, дает прекрасное представление
о дюркгеймовском описании механической
и органической солидарности в связи с
определенными типами обществ.
Общая схема дюркгеймовского описания
механической и органической солидарности
в соответствии с определенными
типами обществ (по С. Люксу)
Механическая солидарность
1) Морфологическая (структурная)
основа
Основана на сходствах (преобладает
в менее развитых обществах) Сегментарный
тип (вначале на плановой, затем на
территориальной основе) Слабая взаимозависимость(относительно
слабые социальные связи) Относительно
малый объем населения Относительно
низкая материальная и моральная плотность
2) Типы норм (воплощенные в праве)
Правила с репрессивными санкциями
Преобладание уголовного права
З а) Формальные признаки коллективного
сознания
Большой объем Высокая интенсивность
Высокая определенность Власть
группы абсолютна
3 б) Содержание коллективного
сознания
Высокая степень религиозности
Трансцендентность (господство над
интересами человека и беспрекословность)
Приписывание высшей ценности обществу
и интересам общества как целого
Конкретность и легальныйхарактер
Органическая солидарность 1) Морфологическая
(структурная) основа
Основана на разделении труда (преобладает
в более развитых обществах) Организованный
тип (слияние рынков и рост городов)
Большая взаимозависимость (относительно
сильные социальные связи) Относительно
большой объем населения Относительно
высокая материальная и моральная плотность
2) Типы норм (воплощенные в праве)
Правила с реститутивными санкциями
Преобладание кооперативного права (гражданского,
коммерческого, процессуального, административного
и конституционного)
З а) Формальные признаки коллективного
сознания
Малый объем Низкая интенсивность
Низкая определенность Больший простор
для индивидуальной инициативы и
рефлексии
3 б) Содержание коллективного
сознания
Возрастающая светскость Ориентированность
на человека (связь с интересами
человека и открытость для обсуждения)
Приписывание высшей ценности достоинству
индивида, равенству возможностей,
трудовой этике и социальной справедливости
Абстрактность и общий характер.
Дюркгеймовская теория разделения
общественного труда формировалась
под влиянием (“позитивным) ) и “негативным”
) соответствующих теорий Конта, Спенсера
и Тенниса.
В работе “О разделении общественного
труда” эволюционистский подход сочетается
со структурно-функциональным. Классификация
автором социальных структур (“сегментарных”
и “организованных” обществ) и рассмотрение
сложных обществ как сочетания простых
основаны на эволюционистском представлении
о последовательной смене во времени одних
социальных видов. другими. Однако уже
в этой работе Дюркгейм отказывается от
плоского однолинейного эволюционизма
в пользу представления о сложности и
многообразии путей социальной эволюции.
Он склонен главным образом говорить не
об обществе, а об обществах.
Хотя “механическая” солидарность
в его интерпретации характерна
преимущественно для архаических
обществ, а “органическая” – для
современных промышленных, все же
это деление в большой мере
носит аналитический характер. Дюркгейм
признает сохранение элементов “механической”
солидарности при господстве “органической”
, и вообще эти категории в его интерпретации
выступают преимущественно как “идеальные
тины” , по терминологии М. Вебера.
Вначале Дюркгейм рассчитывал на то,
что со временем разделение труда
само придет к своему “нормальному” состоянию
и начнет порождать солидарность. Но уже
ко времени опубликования “Самоубийства)
” (1897) и особенно выхода второго издания
книги “О разделении общественного труда”
(1902) он приходит к мысли о необходимости
социально-реформаторских действий по
внедрению новых форм социальной регуляции,
прежде всего посредством создания профессиональных
групп (корпораций) . Это нашло отражение
в предисловии ко второму изданию книги.
Теория, развитая Дюркгеймом в его
первой книге, послужила объектом
интенсивной, разносторонней и нередко
обоснованной критики, что но помешало
ей занять видное место в социологической
классике. В этой работе он разрабатывает
ключевые понятия своей социологической
теории; помимо уже упоминавшегося “коллективного
сознания” , это, в частности, такие понятия,
как “социальная функция” и “аномия”
.
Под социальной функцией Дюркгейм понимает
отношение соответствия между млением
или процессом и определенной
потребностью социальной системы. Образцом
для подобного понимания функции послужило
сложившееся в биологии представление
о функциях органов в биологическом организме,
представление, усвоенное затем биоорганической
школой (органицизмом) в социологии. Соединив
присущий органицизму взгляд на общество
как на интегрированное целое, состоящее
из взаимозависимых частей, с идеей специфичности
социального организма в сравнения с биологическим,
Дюркгейм создал один из первых вариантов
структурного функционализма в социологии.
Исследование социальной функции, или
социальной роли рассматриваемого явления,
он считал главной познавательной целью
социологии.
Вообще Дюркгейм исходит из принципа
функциональной обусловленности социальных
явлений. Он считает, что любой более
или менее значительный обычай или
институт; если они существуют достаточно
долго, соответствуют определенной социальной
потребности, какими бы бессмысленными
или вредными они ни казались с рациональной
точки зрения. В своем труде “Элементарные
формы религиозной жизни” в качестве
“главного постулата социологии” он
провозглашает: “… Созданный людьми институт
не может базироваться на заблуждении
и обмане; в противном случае он не мог
бы сколько-нибудь долго сохраняться.
Если бы он не коренился в природе вещей,
он встретил бы в ней сопротивление, которого
не смог бы преодолеть” .
Важное значение для развития социологического
знания имело понятие анемии, которым
Дюркгейм обозначает состояние ценностно-нормативного
вакуума, характерного для переходных
и кризисных периодов и состоянии
в развитии обществ, когда старые
нормы и ценности перестают действовать,
а новые еще не установились’.
Работа “Метод социологии” (заглавие
в оригинале – “Правила социологического
метода” ) вначале была опубликована
в 1894 г. в виде серии статей, а в
следующем году с небольшими
изменениями и предисловием была издана
отдельной книгой. Написанная по горячим
следам недавно опубликованной предыдущей
книги, она основана па опыте предшествующего
исследования и содержит развитие некоторых
выдвинутых в нем идей. Как уже отмечалось,
“Метод социологии” во многом перекликается
с “Рассуждением о методе” Декарта. По
решительности, сжатости и четкости стиля
эта работа с полным основанием может
быть отнесена к жанру манифеста. Дюркгейм
стремится дать четкое описание способов
постижения социологической истины: определения
и наблюдения социальных фактов, социологического
доказательства, различения “нормальных”
и “патологических” явлений, конструирования
социальных типов, описания и объяснения
фактов.
Сама попытка систематизации и
обоснования социологического метода
было новым явлением для того времени.
Ранее у многих социологов собственно
проблема метода в значительной мере растворялась
в проблематике предметной теории и общей
научной методологии.
В “Методе социологии” проявилось
стремление Дюркгейма строить социальную
науку не только на эмпирическом, но и
на методологически обоснованном фундаменте:
отсюда его понятие “методическая социология”
. Такой подход противостоял хаотическому
и произвольному подбору фактов для обоснования
тех или иных предвзятых идей. В то же время
он был направлен против дилетантизма
и поверхностности, характерных для многих
трудов по социальным вопросам. Дюркгейм
испытывал глубокую неприязнь к таким
трудам, считая, что они лишь дискредитируют
социальную пауку.
В связи с этим следует отметить и
неявно присутствующий этический пафос
в “Методе социологии” . Сформулированные
в нем “правила” – больше, чем просто исследовательские
приемы и процедуры. Это своего рода методологические
заповеди исследователя. В конечном счете,
они основываются на требовании интеллектуальной,
научной честности, освобождения научного
исследования от всяких политических,
религиозных, метафизических и прочих
предрассудков, препятствующих постижению
истины и приносящих немало бед на практике.
Это этика честного непредвзятого познания.
В данном отношении позиция Дюркгейма
была близка позиции Макса Вебера, выраженной
в его знаменитой работе “Наука как профессия”
.
Исследование Дюркгейма “Самоубийство”
в отличие от остальных его
исследований основано на анализе
статистического материала, характеризующего
динамику самоубийств в различных европейских
странах. Автор решительно отвергает попытки
объяснения исследуемого явления внесоциальными
факторами: психологическими, психопатологическими,
климатическими, сезонными и т.п. Только
социология способна объяснить различия
в количестве самоубийств, наблюдаемые
в разных странах и в разные периоды. Прослеживая
связь самоубийств с принадлежностью
к определенным социальным группам, Дюркгейм
устанавливает зависимость числа самоубийств
от степени ценностно-нормативной интеграции
общества (группы) . Он выделяет три основных
типа самоубийства, обусловленные различной
силой влияния социальных норм на индивида:
эгоистическое, альтруистическое и анемическое.
Эгоистическое самоубийство имеет место
в случае слабости социальных (групповых)
связей индивида, результате чего он остается
наедине с самим собой и утрачивает смысл
жизни. Альтруистическое самоубийство,
наоборот; вызывается полным поглощением
обществом индивида, отдающего ради него
свою жизнь, т.е. видящего ее смысл вне
се самой. Наконец, анемическое самоубийство
обусловлено состоянием анемии в обществе,
когда социальные нормы не просто слабо
влияют на индивидов (как при эгоистическом
самоубийстве) , а вообще практически отсутствуют,
когда в обществе наблюдается нормативный
вакуум, т.е. анемия. Понятие анемии, сформулированное
еще в первой книге Дюркгейма, получает
в “Самоубийстве” дальнейшее развитие
и углубленную разработку.