Ферритин снижен при нормальном гемоглобине
Концентрация ферритина в организме человека меняется под влиянием определенных провоцирующих факторов. При этом гемоглобин остается на уровне нормальных показателей.
Низкий ферритин провоцирует появление определенных клинических признаков, с которыми необходимо обратиться в больницу. Установить диагноз и причину поможет комплексное обследование, по результатам которого специалист назначает специальное лечение и рекомендует придерживаться диетического питания.
Что такое ферритин?
Ферритином называется специальный белок, он является местом хранения железа. В его обязанности также входит транспортировка этого элемента другим внутренним органам. Но в некоторых ситуациях он указывает на развитие злокачественной опухоли – плацентарный ферритин.
Белковый комплекс образуется двумя методами. Анаболический – ферритин выделяется из железа, который человек получает с пищей. Катаболический – источником белка является железо гемолизированных эритроцитов. Наибольшее количество ферритина накапливается в головном мозге, печени, мышцах, селезенке и крови.
Биологическое значение и связь с гемоглобином
По причине низкой концентрации ферритина нарушается процесс выработки гемоглобина, который необходим для транспортировки кислорода к внутренним органам. В конечном результате развивается железодефицитная анемия. Патологические процессы прогрессируют постепенно.
На раннем этапе дефицита железа уровень гемоглобина будет нормальный, а ферритин понижаться, поскольку белок отдает свои запасы организму. Через время, если не принять меры, все показатели будут уменьшаться.
Ферритин для организма человека важен тем, что он выполняет многочисленные функции:
- Белок дает железо, которое необходимо для синтеза гемоглобина, отвечающего за транспортировку кислорода.
- Показывает уровень резервного и общего железа.
- Специфический белок отвечает за транспортировку железа к другим внутренним органам (печени, селезенке, костному мозгу).
Ферритин также активно участвует в синтезе определенных радикалов, которые способствуют восстановлению кислорода.
Норма ферритина в крови
Нормальные показатели ферритина в крови человека зависят от пола и возраста:
Возраст, пол | Уровень ферритина (нг/мл = мкг/л) |
Младенец | 25-200 |
1 месяц | 200-600 |
Полгода | 6-410 |
1 год | 6-80 |
От 1 до 5 лет | 6-60 |
От 5 до 14 лет | 6-320 |
Мужчины от 14 лет | 20-250 |
Женщины от 14 лет | 10-120 |
Менопауза у женщин | 15-200 |
Для женщины низкий ферритин – это нормальное состояние и не относится к патологиям.
В период вынашивания малыша показатели снижаются, в зависимости от срока беременности:
Триместр | Концентрация ферритина (нг/мл = мкг/л) |
I | <90 |
II | <74 |
III | <10-15 |
Низкий ферритин при нормальном гемоглобине (причины в некоторых ситуациях могут указывать на патологические изменения) в организме женщины объясняется тем, что его забирает плод, которому необходимо развиваться.
Большое количество эритроцитов и гемоглобина малышу требуются при появлении на свет, чтобы адаптироваться к окружающему миру. Постепенно система кроветворения начнет функционировать самостоятельно и уровень ферритина в маленьком организме стабилизируется.
Причины дефицита железосодержащего белка при нормальном гемоглобине
Причинами низкого уровня ферритина являются многочисленные провоцирующие факторы, которые важно своевременно устранить, чтобы предупредить возникновение серьезных осложнений:
Пол, возраст | Причины низкого ферритина |
У женщин |
|
У мужчин | |
У беременных |
|
У детей |
|
Причины низкого ферритина при нормальном гемоглобине важно своевременно диагностировать. Необходимо начать лечение на ранних этапах появившихся нарушений и предупредить опасные последствия. Это гипоксия, снижение защитных сил организма, сердечные заболевания, поражение почек и половых органов.
Симптомы скрытой анемии
В большинстве случаев низкий уровень ферритина удается выявить только благодаря лабораторным исследованиям, ярко выраженные клинические симптомы отсутствуют.
Однако есть признаки, на которые следует обратить внимание и посетить врача:
- часто кружится голова;
- присутствует отдышка;
- кожные покровы бледные, иногда приобретают синюшный оттенок;
- человек быстро устает;
- беспокоят головные боли;
- учащается сердцебиение;
- волосы становятся тусклые и ломкие;
- кожные покровы на лице и теле сухие;
- в области сердца периодически появляется дискомфорт и болезненные ощущения;
- ногти слоятся;
- в некоторых местах на теле образуются гнойнички;
- в уголках губ появляются язвы, которые долго заживают;
- человека тревожат частые простуды.
Низкий ферритин при нормальном гемоглобине (причины поможет определить врач, назначив комплексное обследование) также сопровождается сильной раздражительностью, депрессивным состоянием, резкой сменой настроения. Нарушается сон, появляется бессонница, меняются вкусовые привычки, возникает запор.
Одним из признаков дефицита специфического белка является болезненность нижних конечностей, которую невозможно объяснить. То же самое касается выпадения волос. Эти симптомы объясняются тем, что тканям не хватает кислорода.
Стадии
Скрытая анемия является следствием развития определенного заболевания или нарушений в теле человека. Иногда устранить их можно благодаря правильно составленному рациону, но в некоторых ситуациях требуется медицинская помощь.
Скрытую анемию классифицируют по определенным степеням тяжести:
Название | Описание |
I степень | Уровень гемоглобина падает до 90-120 г/л. В редких ситуациях возникают незначительные симптомы и нарушения, устранить которые можно с помощью правильно составленного рациона. |
II степень | Уровень гемоглобина колеблется в пределах от 70 до 90 г/л. Состояние человека удовлетворительное, госпитализация не обязательна, но прием лекарственных препаратов необходим. |
III степень | Уровень гемоглобина ниже 70 г/л. Комплексная терапия требует госпитализации человека. Симптоматика тяжелая, может понадобиться не только медикаментозная терапия, но и хирургическое вмешательство, учитывая причину патологического состояния. |
По мере прогрессирования изменений в крови человека внутренние органы страдают от нехватки кислорода. Нарушается их функционирование, на фоне чего развиваются другие патологические процессы. Поэтому важно принимать меры на раннем этапе нехватки железа.
Зачатие и бесплодие при низком ферритине
Зачатие ребенка при низком уровне железа и ферритина в организме женщины невозможно.
Дефицит специфического белка негативно влияет на работу репродуктивной системы:
- уменьшается жизнеспособность яйцеклетки;
- отсутствует овуляция;
- при созревании невозможна транспортировка яйцеклетки в область матки;
- нарушается также ее процесс крепления к стенкам органа.
Нет полной гарантии, забеременеть даже при искусственном оплодотворении яйцеклетки. Поэтому низкий уровень ферритина является одной из причин бесплодия у женщин.
Показания для обследования
Комплексная диагностика пациенту необходима, чтобы врач поставил точный диагноз и установил провоцирующую причину. Важно обратиться к специалисту при появлении любого клинического признака.
Существуют следующие показания для проведения лабораторных исследований на предмет оценки уровня ферритина:
- подозрение на развитие железодефицитной анемии;
- высокая вероятность развития злокачественных процессов;
- хронические инфекционные или воспалительные патологии;
- высокая вероятность развития гемохроматоза.
Иммунные и зрительные нарушения также являются показанием для проведения обследования. Заподозрить скрытую анемию позволит постоянная слабость и частое головокружение.
Методы диагностики
Определить уровень ферритина поможет анализ крови.
Но установить причину патологического состояния позволят дополнительные методы диагностики:
Название | Описание |
Биохимический анализ крови | Исследование помогает оценить уровень липидов, метаболизм, выявить также воспалительный процесс. |
Рентгенография легких | Метод диагностики, при помощи которого врач оценивает состояние органов дыхательной системы. |
Фиброгастродуоденоскопия (ФГДС) | Обследование позволяет определить воспалительные очаги или кровотечение, на фоне которых снизился уровень железа. |
Ультразвуковое исследование (УЗИ) | Специалист просматривает внутренние органы на предмет скрытого кровотечения, воспалительного процесса или развивающегося заболевания. |
Назначается также исследование кала на скрытую кровь, компьютерная томография (КТ), колоноскопия. Дифференцировать железодефицитную анемию с другими заболеваниями позволяет пункция костного мозга. Так определяется индекс созревания нейтрофилов и эритробластов.
Лечение взрослых
Терапия при низком уровне железа зависит от провоцирующего фактора. Диагностикой и лечением занимается врач гематолог. Специалист проводит осмотр, назначает обследование и на основании установленного диагноза подбирает схему терапии.
В большинстве случаев, чтобы восстановить уровень специфического белка, пациентам составляют специальную диету. В тяжелых ситуациях подбирается медикаментозная терапия.
Препараты
Лекарства врач назначает пациентам, учитывая результаты комплексной диагностики и провоцирующий фактор, также индивидуальные особенности организма больного. Важно строго придерживаться дозировок, чтобы не усугубить состояние здоровья.
Низкий ферритин при нормальном гемоглобине (причины определит врач гематолог с помощью лабораторных исследований) лечится следующими препаратами:
Название | Применение | Противопоказания |
Ферамид | Лекарство принимают внутрь после еды. Взрослая дозировка составляет 0,1 г 3 раза в сутки. Курс лечения продолжается 3-4 недели. |
|
Тотема | Содержимое ампулы растворяют предварительно в воде. Взрослым назначают по 2-4 ампулы в день. Курс лечения продолжается 3-6 месяцев. |
|
Ферроплекс | Лекарство принимают внутрь по 1-2 драже 3 раза в сутки. |
|
Если пищеварительный рефлекс у пациента нарушен, медикаменты назначаются внутривенно через капельницу. То же самое касается обезвоживания организма в результате длительной диареи. Самостоятельно нельзя принимать лекарства, высока вероятность появления побочных эффектов (увеличение печени, анафилактический шок, аллергическая реакция).
Диетотерапия
Большей части пациентов восстановить дефицит ферритина помогает правильное питание.
Рекомендуемые продукты | Запрещенные продукты |
|
|
Рацион пациента должен предусматривать продукты, которые содержат в большом количестве микроэлементы, поддерживающие процесс кроветворения.
Диетотерапия предусматривает определенные принципы, которых важно придерживаться:
- Питание должно быть частое и дробное, чтобы все необходимые вещества успевали усваиваться организмом человека.
- Все блюда предпочтительно запекать, варить, тушить или готовить на пару.
- Еда должна быть теплая.
Пить пациентам со скрытой анемией рекомендуется не меньше, чем 2 литра жидкости каждый день.
Особенности лечения беременных
Низкий ферритин при нормальном гемоглобине (причины поможет выявить специалист, назначив женщине комплексную диагностику) часто регистрируется у женщин во время беременности. В некоторых ситуациях это нормально. Но бывают случаи, когда причиной является серьезное нарушение, поэтому необходимо обследование и правильно подобранная терапия.
В период вынашивания малыша женщине нельзя принимать лекарственные препараты, они могут навредить плоду. Поэтому врачи при низком уровне ферритина назначают женщине БАДы и диетическое питание. Биологические активные добавки содержат железо, витамины, биостимуляторы и аскорбиновую кислоту.
Название | Применение | Противопоказания |
Текнофер | Взрослым пациентам рекомендуется ежедневно растворять 1 таблетку в стакане воды. Курс лечения продолжается месяц. Детям лекарство рекомендуется давать в каплях. |
|
Элевит пронаталь | Принимать лекарство следует внутрь во время еды, запивая достаточным количеством воды. Рекомендуемая дозировка составляет 1 таблетка в день. |
|
Медефер | Препарат следует принимать по 1-2 таблетке 1 раз в сутки. |
|
Лечение в период беременности назначает врач, учитывая состояние женщины. Самостоятельно нельзя принимать лекарства, они могут навредить плоду. Важно также строго придерживаться установленных дозировок, поскольку даже БАДы могут спровоцировать побочные эффекты.
Особенности лечения детей
Детям при низком ферритине независимо от возраста также назначаются препараты и диета, чтобы восполнить дефицит железа. В рацион ребенка важно добавить бобовые продукты, мясо, сухофрукты и какао. Необходимый организму витамин С содержится в шиповнике и киви. Повысить уровень гемоглобина и восстановить количество белка также помогут морепродукты.
Детям железосодержащие препараты подбираются в сиропах или сладких таблеток:
Феррум Лек таблетки
Название | Применение | Противопоказания |
Феррум лек | Дозировка препарата определяется с учетом возраста пациента и составляет 2,5-30 мл 1 раз в сутки. Детям в возрасте от 12 лет можно давать жевательные таблетки. Лечение продолжается 3-5 месяцев. |
|
Гематоген | В зависимости от возраста гематоген рекомендуется давать детям по 5-10 г 2-3 раза в сутки. |
|
Лекарства для восстановления уровня железа детям назначает врач педиатр. Самостоятельно нельзя давать препараты, учитывая высокую вероятность появления побочных эффектов.
Низкий ферритин при нормальном гемоглобине успешно лечится, если человек своевременно прошел диагностику. Были также установлены причины патологического состояния и подобрана эффективная схема терапии. Осложнения возникают в результате запоздалой медицинской помощи или неправильного лечения. Важно не игнорировать первые симптомы железодефицитной анемии, а сразу обратиться в больницу.
Видео о низком ферритине
Как поднять железо в крови:
Ñåãîäíÿ õî÷ó ðàññêàçàòü ïðî àáîðòû. Ðàçâåÿòü íåêîòîðûå ìèôû.
Ðå÷ü ïîéä¸ò î ñàìîñòîÿòåëüíîì ðåøåíèè æåíùèíû î ïðåðûâàíèè áåðåìåííîñòè (ïî êëàññèôèêàöèè ÌÊÁ-10 ñåé÷àñ íåò òåðìèíà âûêèäûø – ëþáàÿ ïðåðâàâøàÿñÿ áåðåìåííîñòü äî 22 íåäåëü èìåíóåòñÿ àáîðòîì). Ìû ïîãîâîðèì íå î ñïîíòàííîì ñëó÷àå, íî î âçâåøåííîì ðåøåíèè ñ ïðèìåíåíèåì ìåäèöèíñêîãî ïîñîáèÿ.
Íà÷íó ñ òîãî, ÷òî äàííûé ïîñò áóäåò íîñèòü ñóãóáî èíôîðìàòèâíûé õàðàêòåð – ìîåãî ëè÷íîãî îòíîøåíèÿ òóò íå áóäåò. Êàê äîêòîð, ÿ íå äîëæíà îñóæäàòü ýòîò âûáîð èëè îäîáðÿòü – êàê ãîâîðèòñÿ, “íå âàøå äåëî”. Ìîÿ çàäà÷à ðàññêàçàòü ïàöèåíòêå ïðî âîçìîæíîñòè è ðèñêè, óáåäèòñÿ, ÷òî îíà íà 100% óâåðåíà â ñâî¸ì ðåøåíèè è ñîáðàòü å¸ â íåë¸ãêèé ïóòü.
Êîãäà ìû áûëè ìîëîäûìè îðäèíàòîðàìè è ïåðåä çàíÿòèåì ïî àáîðòàì, îáñóæäàëè êòî êàê îòíîñèòñÿ, íåñêîëüêî ÷åëîâåê ÿðîñòíî îòñòàèâàëè ïîçèöèþ, ÷òî îíè íå áóäóò çàíèìàòüñÿ íåáîãîóãîäíûì äåëîì. Íà ÷òî âîøåäøèé ïðåïîäàâàòåëü (êîòîðûé íåñêîëüêî ìèíóò çà äâåðüþ ñëóøàë ýòè äåáàòû) îòìåòèë, ÷òî òîãäà è ãèíåêîëîãàìè îí òîæå íå áóäóò. “Ïðåäñòàâüòå, åñëè õèðóðã áóäåò îïåðèðîâàòü ãðûæè, íî îòêàæåòñÿ îïåðèðîâàòü àïïåíäèöèòû, ìîòèâèðóÿ ýòî õîòü ðåëèãèåé, õîòü ñîáñòâåííîé êðèâîðóêîñòüþ. Äè÷ü? Áåçóñëîâíî. Òàê è òóò – òû ëèáî ãèíåêîëîã, ëèáî èäè çàíèìàéñÿ ÷åì óãîäíî è ïðîïàãàíäèðóé ÷òî õî÷åøü”. Íà ýòîì äèñêóññèîííûé êëóá çàêðûëñÿ.
Íàäî ñêàçàòü, ÷òî íà ñàìîì äåëå, æåëàþùèõ ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü â öåëîì íå òàê óæ è ìíîãî. Åñëè âåðèòü ìîèì åæåãîäíûì îò÷åòàì, òî íà àáîðò èäóò ïðèìåðíî 5-7 ÷åëîâåê â ãîä ñ ìîåãî ó÷àñòêà.  ìîåé êîíñóëüòàöèè èõ 14. Çíà÷èò íàøà êîíñóëüòàöèÿ íàïðàâëÿåò ïðèìåðíî 70-100 ÷åëîâåê â ãîä. Åñòü åù¸ òå, êòî ïîøëè äåëàòü ïëàòíî è â ãîäîâîé îò÷åò íå ïîïàëè: ëèáî ðàííèé ñðîê – è ìîæíî ïðåðâàòü ìåäèêàìåíòîçíî, ëèáî ñîáðàòü àíàëèçû äî 12 íåäåëü óæå íå óñïåâàåì, è íàäî áåæàòü òóäà, ãäå âñ¸ ñäåëàþò îäíèì äí¸ì. Òàêèõ â ãîä ÷åëîâåê 5-6. Ñîîòâåòñòâåííî, ïóò¸ì íåõèòðûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ èñ÷èñëåíèé ìû ïîëó÷àåì äèàïàçîí 140-180 æåíùèí, åæåãîäíî ïðåðûâàþùèõ áåðåìåííîñòü, êîòîðûå îòíîñÿòñÿ ê íàøåé êîíñóëüòàöèè. Åñëè ñîáðàòü èõ â ñïîðòèâíîì çàëå, òî ïîêàæåòñÿ, ÷òî ýòî îãðîìíàÿ òîëïà. Íî åñëè ïîìåñòèòü ðÿäîì âñåõ áåðåìåííûõ, êîòîðûå âñòàëè íà ó÷¸ò è ðîäèëè – òî ýòî êàê ñðàâíèâàòü ðàçìåðû àðáóçà è àáðèêîñà.
Êîãäà æåíùèíà ïðèõîäèò è ãîâîðèò, ÷òî æåëàåò ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü, âñåãäà íàäî âûÿñíèòü ïðè÷èíû, îáñòîÿòåëüñòâà, â êîòîðûõ îíà íàõîäèòñÿ.
Íàäî ñêàçàòü, ñèòóàöèè áûâàþò ðàçíûå: áûâàåò, ÷òî æåíùèíà ïðèõîäèò íåóâåðåííàÿ â ñâî¸ì ðåøåíèè, ëèáî îíî åé êåì-òî íàâÿçàíî.  òàêèõ ñëó÷àÿõ ïîìèìî àíàëèçîâ è íàïðàâëåíèé, ÿ îòïóñêàþ ïàöèåíòêó “ïîäóìàòü”. ×àùå âñåãî ìû ÷åðåç 9 ìåñÿöåâ ðîæàåì ìèëûõ ïóïñèêîâ, êîòîðûì æåíùèíû îêàçûâàþòñÿ î÷åíü ðàäû.
Èíîãäà æåëàíèå ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü âûçâàíî ñòðàõîì, ÷òî ðåá¸íîê áóäåò ðàçâèâàòüñÿ íåáëàãîïîëó÷íî – î áåðåìåííîñòè íå çíàëè, ñäåëàëè ðåíòãåí/óïîòðåáëÿëè àëêîãîëü èëè íàðêîòè÷åñêèå âåùåñòâà/ïðèíèìàëè ëå÷åáíûå ïðåïàðàòû ñòðîãî ïðîòèâîïîêàçàííûå â ïåðâîì òðèìåñòðå/ïåðåáîëåëè òÿæåëûì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèåì… Âàðèàíòîâ ìíîãî. È, ê ñîæàëåíèþ, çäåñü ÿ ìîãó òîëüêî ðàññêàçàòü ñòàòèñòè÷åñêèå äàííûå ïî ðàçâèòèþ òåõ èëè èíûõ àíîìàëèé. Îêîí÷àòåëüíîå ðåøåíèå îñòà¸òñÿ çà æåíùèíîé. Ðåøåíèå êðàéíå òÿæ¸ëîå, òàê êàê âåðîÿòíîñòü “ïðîñêî÷èòü” â îáå ñòîðîíû åñòü âñåãäà. Âðîäå âîçäåéñòâèå ìèíèìàëüíîå, à íà ÓÇÈ âèäèì ìíîæåñòâåííûå ïîðîêè, íåñîâìåñòèìûå ñ æèçíüþ. Èëè èìåëî ìåñòî áûòü ñî÷åòàíèå íåñêîëüêèõ òåðàòîãåííûõ ôàêòîðîâ, à ðåá¸íîê ïëåâàòü õîòåë íà âñ¸ ñ âûñîêîé êîëîêîëüíè – ðàçâèâàåòñÿ êðåïûø. Òóò íå óãàäàåøü.
Îñîáíÿêîì ñòîÿò èçíàñèëîâàíèÿ – íî ñ òàêèìè â ïðàêòèêå ÿ ïîêà íå ñòàëêèâàëàñü. Òàê êàê ýòà êàòåãîðèÿ æåíùèí ïîñòóïàåò íà îáñëåäîâàíèå â ñòàöèîíàð. Êàê ðàçâèâàþòñÿ äàëüøå ñîáûòèÿ, ìíå íåèçâåñòíî. Âîçìîæíî, êòî-òî è âñòàåò íà ó÷¸ò, íî â ãðàôå îòöà ñòàâèò ïðîïóñê. Íå ìî¸ äåëî, ïî÷åìó îíà ìàòü-îäèíî÷êà. Ìî¸ äåëî – å¸ ðàçâèâàþùàÿñÿ áåðåìåííîñòü è å¸ ñàìî÷óâñòâèå.
È ïîñëåäíÿÿ êàòåãîðèÿ: òå, êòî ïðèøëè ñ æåëåçîáåòîííûì ðåøåíèåì. Çäåñü äîëãèõ áåñåä è ðàçìóñîëèâàíèé íå áûâàåò – âîò íàïðàâëåíèÿ íà îáñëåäîâàíèÿ, çà ðåçóëüòàòàìè è íàïðàâëåíèåì íà ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè ïîäîéòè òîãäà-òî. Äî âñòðå÷è.
Òåïåðü ïðî ñàìè àáîðòû è ïîäãîòîâêó ê íèì.
Ñíà÷àëà ðàññêàæó ïðî àáîðòû ïî ÎÌÑ. Ïîëó÷èòü íàïðàâëåíèå ìîæåò ëþáàÿ æåíùèíà. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî:
1. Ïðåäîñòàâèòü ÓÇÈ î ñðîêå áåðåìåííîñòè
2. Ïðåäîñòàâèòü íåîáõîäèìûå îáñëåäîâàíèÿ (êëèíè÷åñêèé è áèîõèìè÷åñêèé àíàëèçû êðîâè, êîàãóëîãðàììó, ãðóïïó êðîâè è ðåçóñ-ôàêòîð, ãåïàòèò Â, ãåïàòèò Ñ, êðîâü íà ñèôèëèñ, íà ÂÈ× èíôåêöèþ, îáùèé àíàëèç ìî÷è, öèòîëîãè÷åñêèé ìàçîê è ìàçîê íà ôëîðó – ïîñëåäíèé, åñëè â í¸ì ìíîãî ëåéêîöèòîâ, ïîòðåáóþò ïðîëå÷èòü è ïåðåñäàòü)
3. Êîíñóëüòàöèÿ ïñèõîëîãà – ââåäåíà îòíîñèòåëüíî íåäàâíî, íî òðåáóåòñÿ âñåì (ïðè êàæäîé æåíñêîé êîíñóëüòàöèè åñòü ïñèõîëîã äëÿ ýòèõ öåëåé)
4. ÔËà íå áîëåå ãîäà äàâíîñòè, ÝÊÃ, çàêëþ÷åíèå òåðàïåâòà.
Îáû÷íî õâàòàåò íåäåëè, ÷òîáû ýòî ñîáðàòü. Äàëåå ìû äà¸ì íàïðàâëåíèå, è æåíùèíà, ëåòÿùåé ïîõîäêîé íàïðàâëÿåòñÿ â ñòàöèîíàð íà ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè.  Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå ýòèì â ðàìêàõ ÎÌÑ çàíèìàåòñÿ öåíòð ïëàíèðîâàíèÿ ñåìüè è ðåïðîäóêòîëîãèè (äîâîëüíî èðîíè÷íî). Îíè áåðóò â ñðîêàõ 7-12 íåäåëü áåðåìåííîñòè.
Áûâàþò ñèòóàöèè, êîãäà ÿ ðåêîìåíäóþ ñäåëàòü ïëàòíî.
1. Åñëè æåíùèíà óçíàëà î áåðåìåííîñòè äî 6 íåäåëü.  ýòîì ñëó÷àå åñòü âîçìîæíîñòü îáîéòèñü “ìàëîé êðîâüþ”: âàðèàíò ìåäèêàìåíòîçíîãî ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè èëè ìèíè-àáîðò (íèæå ðàññêàæó áîëåå ïîäðîáíî)
2. Åñëè æåíùèíà ïðèøëà ñëèøêîì ïîçäíî (10-11 íåäåëü) – ìû ïðîñòî íå óñïååì ñîáðàòüñÿ. À îíà íàñòðîåíà êàòåãîðè÷íî “òîëüêî àáîðò!”. Òîãäà ëó÷øå îïÿòü æå îáðàòèòüñÿ ïëàòíî, ÷òîáû óñïåòü âñ¸ ñäåëàòü â ñðîêàõ.
Âèäû àáîðòîâ:
1. Ìåäèêàìåíòîçíûé. Ïðîâîäèòñÿ äî 6 íåäåëü áåðåìåííîñòè, êîãäà ïëîäíîå ÿéöî åù¸ ìàëåíüêîå. Âûïèâàþòñÿ 2 ïðåïàðàòà, âûçûâàþùèå ñîêðàùåíèå ìàòêè è îòòîðæåíèå ýíäîìåòðèÿ. Ïî ñóòè, æåíùèíà ïðîñòî îáèëüíî îòìåíñòðóèðóåò âåñü ýíäîìåòðèé âìåñòå ñ ïëîäíûì ÿéöîì.
Íåäîñòàòêè: èíîãäà ñëó÷àåòñÿ íåïîëíûé àáîðò è ïðèõîäèòñÿ åõàòü â ñòàöèîíàð äëÿ óäàëåíèÿ îñòàòêîâ òêàíåé. Íî îòíîøåíèå êîëè÷åñòâà óäà÷ è îñëîæíåíèé ãîâîðèò “çà” ïðèìåíåíèå äàííîãî ìåòîäà.
2. Ìèíè-àáîðò èëè âàêóóì-àñïèðàöèÿ. Òàêæå ïðîâîäèòñÿ äî 6 íåäåëü áåðåìåííîñòè (íåêîòîðûå êëèíèêè áåðóò ãðåõ íà äóøó è óâåëè÷èâàþò ñðîê äî 8 íåäåëü, ÷òî ÷ðåâàòî â äàëüíåéøåì ðèñêîì îêàçàòüñÿ â ñòàöèîíàðå, òàê êàê óäàëèëèñü íå âñå òêàíè).  ïîëîñòü ìàòêè, ïðàêòè÷åñêè íå îùóòèìî äëÿ æåíùèíû ââîäèòñÿ êàòåòåð òîëùèíîé ñî ñòåðæåíü îò øàðèêîâîé ðó÷êè è âñ¸ îòñàñûâàåòñÿ â ñïåöèàëüíûé øïðèö. Äàííûé ìåòîä àáñîëþòíî èäåíòè÷åí ïðîöåäóðå àñïèðàòà èç ïîëîñòè ìàòêè â ðàìêàõ îáñëåäîâàíèÿ ïðè ìèîìå ìàòêè èëè ãèïåðïëàçèè ýíäîìåòðèÿ äî 6 ìì ó æåíùèí â ìåíîïàóçå.
Íåäîñòàòêè: ëþáîå âíóòðèìàòî÷íîå âìåøàòåëüñòâî èìååò ðèñê ðàçâèòèÿ ýíäîìåòðèòà (õîòü è ìèíèìàëüíûé). È, åñòü òàêæå âåðîÿòíîñòü, êàê è â ïåðâîì ñëó÷àå, íåïîëíîãî àáîðòà ñ ïîñëåäóþùèì ëå÷åíèåì â ñòàöèîíàðå
3. Àáîðò â ñðîêàõ 6-12 íåäåëü ïðîâîäèòñÿ ïóò¸ì êþðåòàæà ìàòêè. Äàííàÿ ïðîöåäóðà ïðîâîäèòñÿ ïîä âíóòðèâåííûì êðàòêîâðåìåííûì íàðêîçîì. Çàíèìàåò â ñðåäíåì 3-7 ìèíóò (çàâèñèò îò îïûòà äîêòîðà è ïàðàìåòðîâ ñàìîé æåíùèíû – åñëè äàìà âåñèò çà 100 êã, òî òóò ìèíóò 5 çàéì¸ò òîëüêî ïóòü ê ìåñòó ðàáîòû ÷åðåç âñå æèðîâûå çàïàñû Ðîäèíû). Ìåõàíèêà: ïðè ïîìîùè ñïåöèàëüíûõ ðàñøèðèòåëåé (ìåòàëëè÷åñêèå ïàëî÷êè ðàçíîãî äèàìåòðà) ðàñøèðÿåòñÿ öåðâèêàëüíûé êàíàë, ÷òîáû òóäà ìîæíî áûëî çàâåñòè êþðåòêó (èíñòðóìåíò âûãëÿäèò êàê ïàëî÷êà äëÿ ìûëüíûõ ïóçûðåé, òîëüêî ïî ôîðìå íå êðóãëàÿ íà êîíöå, à êàïëåâèäíàÿ). È äàëåå, êàê ïî ñòåíêàì áàíî÷êè ëîæêîé ñîáèðàþò êàêîå-íèáóäü ëàêîìñòâî, ïðèìåðíî òàêèìè æå äâèæåíèÿìè âûñêàáëèâàþò (à íå “÷èñòÿò”!) ñòåíêè ìàòêè.
Íåäîñòàòêè: – íå âñå õîðîøî îòõîäÿò îò íàðêîçà
– ëþáîå âíóòðèìàòî÷íîå âìåøàòåëüñòâî = ðèñê èíôåêöèè
– ðèñê “ïåðåñêîáëèòü”. Âæèâóþ íèêîãäà íå âèäåëà, íî â ëèòåðàòóðå ñëó÷àè îïèñàíû. Êàê äîêòîð îïðåäåëÿåò, ÷òî óæå âñ¸? ×òî àáîðò ìîæíî ñ÷èòàòü âûïîëíåííûì? Êîãäà óñëûøèò “õðóñò ñíåãà” (íà ïðàêòèêå, êàê ìíå êàæåòñÿ, òóò äàëüøå áîëüøå íå íà ñëóõ îðèåíòèðóåøüñÿ, à íà èçìåíèâøååñÿ ÷óâñòâà â ðóêå ïîä êþðåòêîé – ñëîæíî îïèñàòü, íî îäèí ðàç ïî÷óâñòâîâàâ, óæå íå çàáóäåøü). ×òîáû ïîíÿòü, ÷òî íàäî ñëûøàòü, âîçüìèòå ïðÿäü âîëîñ è ïîòðèòå â ïàëüöàõ, êàê áóäòî ÷òî-òî ñîëèòå. Âîò ýòîò ñàìûé çâóê. Íî åñëè ïðîäîëæèòü óñåðäñòâîâàòü íà “ãîëîé” ìàòêå, ìîæíî óäàëèòü áàçàëüíûé ñëîé êëåòîê, èç êîòîðîãî íàðàñòàåò ýíäîìåòðèé. Ñîîòâåòñòâåííî, æåíùèíà ëèøèòñÿ ìåíñòðóàöèé (ãîðìîíàëüíûå èçìåíåíèÿ áóäóò ïðîèñõîäèòü – ýòî íå ìåíîïàóçà), à çíà÷èò è øàíñîâ íà ïîñëåäóþùóþ áåðåìåííîñòü – ýìáðèîí áóäåò ôîðìèðîâàòüñÿ, íî óêîðåíèòüñÿ åìó áóäåò íåêóäà: âìåñòî ïëîäîðîäíîé ïî÷âû – âûææåíàÿ çåìëÿ.
È â çàêëþ÷åíèå, ïðî “àáîðò = óáèéñòâî!”. Íå áóäó âûñêàçûâàòü ñâî¸ ìíåíèå, òîëüêî ñóõèå ôàêòû.
 3-4 íåäåëè çàêëàäûâàåòñÿ íåðâíàÿ òðóáêà. Ýòî òàê. Íî ïåðâûé ðåôëåêñ, ñîñàòåëüíûé, ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî â 7 íåäåëü. Äî ýòîãî ñðîêà ýìáðèîí íè÷åãî íå ÷óâñòâóåò. Ê 8 íåäåëÿì îí ñïîñîáåí ðåàãèðîâàòü íà òàêòèëüíûå ïðèêîñíîâåíèÿ. Íî ñëîæíî ñêàçàòü íà ñ÷åò áîëåâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè – ýòè ðåöåïòîðû çàêëàäûâàþòñÿ ãîðàçäî ïîçäíåå. Òóò ñêîðåå êàê ó çóáíîãî: âû ÷óâñòâóåòå, ÷òî ó âàñ âî ðòó ÷òî-òî äåëàþò, íî áîëè íåò. Òàê ÷òî âñå âûñêàçûâàíèÿ “åìó æå áîëüíî” ñêîðåå áëèæå â ñòîðîíó èíñèíóàöèé, ÷åì äåéñòâèòåëüíîñòè.
Åäèíñòâåííîå, ïî ïîâîäó ÷åãî ÿ âûñêàæó ñâî¸ ìíåíèå – ðåøåíèå îá àáîðòå äîëæíî áûòü âçâåøåííûì. Ýòî òà ìûñëü, ñ êîòîðîé íóæíî “ïåðåñïàòü”. Âîçìîæíî, íå îäèí ðàç.
Ïðî ïîñëåäñòâèÿ ìîæíî ìíîãî ãîâîðèòü, íî òóò êàê â ðóññêîé ðóëåòêå “ïîâåç¸ò-íå ïîâåç¸ò”. Íåêîòîðûå ïóãàþò áåñïëîäèåì – ÿ ïîìíþ âî ñòóäåí÷åñòâå èñêàëà ÷åëþñòü ïîä ïëèíòóñîì, ïîñëå òîãî, êàê äîøëà äî ãèíåêîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà ó æåíùèíû è âûÿñíèëà, ÷òî ó 4 ðåá¸íêà – è 23 àáîðòà çà ïëå÷àìè.  öåëîì, 2-3 àáîðòà çà ïëå÷àìè èìååò ïðèìåðíî 50% ïàöèåíòîâ. Òàê ÷òî àáîðò è áåñïëîäèå – âîïðîñ äèñêóòàáåëüíûé.
Íî â öåëîì, ëó÷øèé àáîðò, êàê ìíå êàæåòñÿ, òîò, êîòîðîãî íå áûëî. Òàê ÷òî ãîñïîäà, áëóäèòå ñ óìîì