Иммунитет обеспечивается способностью гемоглобина

Иммунитет обеспечивается способностью гемоглобина thumbnail

Тренировочные тесты по теме «Кровеносная система» – 8 класс

Внутренняя среда организма образована

1) клетками тела

2) органами брюшной полости

3) кровью, межклеточной жидкостью, лимфой

4) содержимым желудка и кишечника

Причина непрерывного движения крови по сосудам —

1) высокое давление в артериях и низкое в венах

2) одинаковое давление в артериях и венах

3) увеличение давления при движении крови по сосудам от артерий к венам

4) высокое кровяное давление в капиллярах по сравнению с артериями

Эритроциты имеют форму двояковогнутых дисков, что

1) позволяет им плотно прилегать друг к другу

2) замедляет скорость переноса этих клеток кровью

3) способствует более быстрому и равномерному посту­плению в них кислорода

4) дает им возможность проникать сквозь стенки кро­веносных сосудов

4. Какой процесс предотвращает развитие утомления в сердце?

1) обмен газов в капиллярах большого круга

2) поочередное сокращение и расслабление предсердий и желудочков

3) перенос кровью питательных веществ к клеткам

4) образование оксигемоглобина

5. Образование лейкоцитов, в отличие от эри­троцитов, происходит не только в красном костном мозге, но и в

1) поджелудочной железе

2) печени

3) мышцах

4) лимфатических узлах

6. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, — это

1) вены малого круга кровообращения

2) вены большого круга кровообращения

3) артерии малого и большого кругов кровообращения

4) капилляры малого и большого кругов кровообращения

7. Врач тщательно изучает результаты анализа крови, так как с его помощью можно получить информацию о

1) количестве крови в организме

2) нарушениях в деятельности любого органа и орга­низма в целом

3) колебаниях артериального давления

4) характере физической нагрузки на сердце

8. Клетки крови, которые могут захватывать чужеродные тела ложноножками и совершать амебоидные движе­ния, — это

1) эритроциты 3) фагоциты

2) лимфоциты 4) тромбоциты

9. К большому кругу кровообращения относятся

1) артерии верхних конечностей 3) артерии легких

2) вены легких 4) капилляры легких

10. На что указывает увеличение числа лейкоцитов в крови человека?

1) возникновение малокровия

2) заболевание сахарным диабетом

3) воспалительный процесс в организме

4) уменьшение способности крови свертываться

Иммунитет обеспечивается способностью

1) гемоглобина присоединять кислород

2) крови образовывать тромб при ранениях

3) организма усваивать органические вещества

4) организма вырабатывать антитела

12. Какой буквой обозначен на
рисунке левый желудо­чек сердца человека?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

13. Если человек страдает ма­локровием, то у него в кро­ви по сравнению с нормой понижено содержание

1) эритроцитов 3) лейкоцитов

2) тромбоцитов 4) фибриногена

14. Максимальное (верхнее) кровяное давление возникает
в момент

1) сокращения желудочков 3) расслабления желудочков

2) сокращения предсердий 4) расслабления предсердий

15. При вторжении в организм бо­лезнетворных микроорганизмов
в крови вырабатываются

1) вещества, склеивающие эрит­роциты

2) особые защитные вещества —антитела

3) вещества, ускоряющие дви­жение крови

4) вещества, способствующие пре­вращению фибриногена в фиб­рин

16. Какой буквой на схеме строения большого круга кровообращения отмечены кровеносные сосуды, по которым кровь до­ставляет кислород к органам?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

17. Накладывая жгут, можно остановить кровотечение на

1) 5 часов 3) б часов

2) 2 часа 4) 24 часа

При свертывании крови

1) гемоглобин превращается в оксигемоглобин

2) растворимый белок фибриноген превращается в не­растворимый фибрин

3) образуются гормоны и другие биологически актив­ные вещества

4) уменьшается содержание гемоглобина в крови

19. Какая кровь у млекопитающих животных и человека течет в венах большого круга кровообращения?

1) насыщенная углекислым газом 3) насыщенная кислородом

2) артериальная 4) смешанная

20. Внутренняя среда организма не выполняет функцию

1) удаления из клеток тела конечных продуктов обмена

2) поддержания относительного постоянства химиче­ского состава жидкостей в организме

3) снабжения клеток кислородом и питательными веществами

4) передачи наследственной информации

21. Автоматизм сердца — это его способность

1) изменять ритм работы под воздействием факторов внешней среды

2) изменять ритм работы под воздействием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы

3) ритмически сокращаться без внешних раздражителей под воздействием импульсов, возникающих в нем самом

4) воспринимать гуморальные воздействия веществ, приносимых кровью

22. Кровь, лимфа, межклеточное вещество — разновидности ткани

1) нервной 3) мышечной

2) соединительной 4) эпителиальной

23. Почему кровь не может попасть из аорты в левый же­лудочек?

1) желудочек сокращается с большой силой и не пропускает кровь из аорты

2) кармашки полулунных клапанов заполняются кровью и плотно смыкаются

3) кармашки полулунных клапанов прижимаются к
стенкам аорты

4) от краев и поверхности створок клапанов отходят сухожильные нити, которые позволяют клапанам открываться только в одну сторону

24. Жидкая часть крови — это

1) плазма 3) лимфа

2) цитоплазма 4) межклеточная жидкость

25. Утолщенная стенка левого желудочка сердца обеспечи­вает передвижение крови

1) по малому кругу кровообращения

2) по большому кругу кровообращения

3) из левого предсердия в левый желудочек

4) из правого предсердия в левое предсердие

26. Какую функцию выполняют изображенные на рисунке клетки крови человека и ряда животных?

1) секреторную

2) проведения возбуждения

3) носителя наследственной информации

4) транспорта веществ

27. У человека и млекопитающих животных артериальная
кровь течет в

1) венах малого круга и в артериях большого круга
кровообращения

2) венах большого и малого кругов кровообращения

3) артериях малого и большого кругов кровообращения

4) артериях малого круга и в венах большого круга кровообращения

28. Антитела — вещества, способные избирательно пора­
жать тот или иной вид бактерий или вирусов, выраба­тываются в

1) тромбоцитах 3)эритроцитах

2) фагоцитах 4) лимфоцитах

29. Кровь из левого предсердия сердца человека и млеко­питающих животных поступает в

1) аорту 3)нижнюю полую вену

2) правый желудочек 4) левый желудочек

30. К малому кругу кровообращения относятся вены

1) печени 3) легких

2) верхних конечностей 4) нижних конечностей

31. Снижение содержания эритроцитов и гемоглобина в крови может привести к

1) дефициту иммунитета 3) малокровию

2) воспалению легких 4) аллергии

32. Защита организма от инфек­ции осуществляется не только
клетками фагоцитами, но и

1) красными кровяными клет­ками — эритроцитами

2) кровяными пластинками —тромбоцитами

3) особыми белковыми веще­ствами — антителами

4) резус-фактором — особым белком в эритроцитах

33. Артерии — это кровеносные со­
суды, по которым кровь течет

1) к сердцу и в малом, и в большом кругах кровообра­щения

2) от сердца и в малом, и в большом кругах кровообра­щения

3) в малом круге к сердцу, а в большом круге от сердца

4) в большом круге к сердцу, а в малом от сердца

34. Ритмические колебания стенок артерий позволяют оп­ределить

1) количество сокращений сердца в минуту

2) кровяное давление

3) жизненную емкость легких

4) реакцию оседания эритроцитов

35. При артериальном кровотечении

1) кровоточит вся раневая поверхность

2) кровь вытекает равномерной не пульсирующей струей

3) вытекает кровь темного цвета

4) кровь алого цвета вытекает фонтанирующей струей

36. Вокруг попавшей под кожу занозы может образоваться гной, который состоит из

1) фибриногена, сыворотки и гормонов

2) погибших и живых фагоцитов, бактерий

3) погибших и живых эритроци­тов, вирусов

4) лимфы и погибших тромбоцитов

37. Какой буквой на схеме большого
круга кровообращения обозначены артерии?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

38. Давящая повязка —

1) защищает рану от инфекции

2) согревает раненую конечность

3) способствует образованию сгустка крови

4) уменьшает кровяное давление

39. Вакцина содержит

1) лейкоциты 2) лимфоциты

3) готовые белки-антитела 4)ослабленных возбудителей болезни

40. Какой цифрой на рисунке обозначен левый желудочек сердца человека?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

41. Больные малокровием употребляют

железосодержащие препараты, так как железо

входит в состав

1) гемоглобина 2) лимфоцитов

3) тромбоцитов 4) фибриногена

42. 11 Давление крови на стенки крупных артерий возникает в результате сокращения

1) предсердий 2) левого желудочка

3) створчатых клапанов 4) полулунных клапанов

43. Самое высокое давление крови в

1) аорте 2) капиллярах

3) бедренной артерии 4) нижней полой вене

44. Красный костный мозг участвует в формировании

1) нервной ткани 2) клеток крови

3) железистого эпителия 4) губчатого вещества кости

45. Какие форменные элементы участвуют в свертывании крови?

1) фагоциты 2) эритроциты

3) лейкоциты 4) тромбоциты

46. Малый круг кровообращения заканчивается в

1) левом предсердии 2) правом предсердии

3) левом желудочке 4) правом желудочке

47. У больного перед операцией определяют группу крови. Это позволяет врачу

1) назначить правильное лечение

2) определить причину болезни

3) найти нужного донора

4) вычислить количество форменных элементов

48. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в

1) камерах сердца

2) артериях большого круга кровообращения

3) венах малого круга кровообращения

4) капиллярах большого круга кровообращения

49. Принцип создания вакцин и их практическое применение ввел:

1) И. Мечников 3) Н. Пирогов

2) Л. Пастер 4) И. Павлов

50. Лимфатические сосуды несут лимфу в

1) артерии малого круга 3) вены большого круга

2) артерии большого круга 4) вены малого круга

51. Пассивный искусственный иммунитет возникает у чело­века, если ему в кровь вводят

1) ослабленных возбудителей болезни

2)готовые антитела

3) фагоциты и лимфоциты

4) вещества, вырабатываемые возбудителями

52. Вакцина содержит

1) яды, выделяемые возбудителями

2) ослабленных возбудителей
3)готовые антитела

3) убитых возбудителей

53. Предупредительные прививки защищают человека от

1) любых заболеваний

2) ВИЧ-инфекции и СПИДа

3) хронических заболеваний

4) большинства инфекционных заболеваний

54. Фагоцитозом называют

1) способность лейкоцитов выходить из сосудов

2) уничтожение лейкоцитами бактерий, вирусов

3) превращение протромбина в тромбин

4) перенос эритроцитами кислорода от легких к тканям

55. Какая кровь заполняет правую половину сердца человека?
1)артериальная

2) венозная

3) смешанная, с преобладанием углекислого газа

4) смешанная, с преобладанием кислорода

56. Лимфа, в отличие от крови, не содержит
1)эритроцитов 2) глюкозы

3)лейкоцитов 4) тромбоцитов

57. Сущность свертывания крови заключается в

1) склеивании эритроцитов

2) превращении фибриногена в фибрин

3) превращении лейкоцитов в лимфоциты

4) склеивании лейкоцитов

58. При планировании рождения ребенка важно учитывать наличие или отсутствие в крови родителей

1) резус-фактора, находящегося в эритроцитах

2) антител против кори и скарлатины

3) веществ, влияющих на свертывание крови

4) солей кальция и калия

59. Невосприимчивость организма к воздействию возбудителей заболевания обеспечивается

1) обменом веществ 3) иммунитетом

2) ферментами 4) гормонами

60. Какие вещества обезвреживают в организме человека и
животных чужеродные тела и их яды?

1) ферменты 2) антитела

3)антибиотики 4) гормоны

61. Если транспортировка раненого с наложенным жгутом
к врачу продолжается более двух часов, то следует

1) затянуть жгут как можно туже

2) рядом с первым жгутом наложить второй

3) ослабить жгут на некоторое время, а потом вновь затянуть

снять жгут совсем, чтобы избежать омертвления тканей

4) снять жгут совсем, чтобы избежать омертвления тканей

62. Первая доврачебная помощь при артериальном кровоте­чении состоит в

1) наложении шины 3) наложении жгута

2) обработке раны йодом 4) воздействии холодом

В1 Искусственный иммунитет может

1)быть врождённым

2)вырабатываться после перенесенного инфекционного заболевания

3)образовываться вследствие прививки культуры убитых микроорганизмов

4)вырабатываться после введения в организм ослабленных микробных ядов

5)быть обусловлен переходом защитных антител из крови матери в кровь плода

6)создаваться путём введения сыворотки, содержащей антитела

В 2. Выберите признаки, характерные для лейкоцитов крови.

A) Живут 120 дней Б) Живут 10 дней

B) Безъядерные Г) В 1мм3 5млн клеток

Д) В 1мм3 8000 клеток Е) Содержат ядро

В 3. Установите соответствие между кровеносным сосудом и направлением движения крови в нем.

КРОВЕНОСНЫЙ СОСУД

A) аорта

Б) легочная артерия

B) легочная вена

Г) нижняя полая вена

Д) вены верхних конечностей

В 4. Установите соответствие между способом приобретения иммунитета человеком и его видом.

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ ВИД ИММУНИТЕТА

А)передается по наследству 1)естественный

Б)вырабатывается под действием вакцины 2)искусственный

В)возникает после введения в организм лечебной сыворотки

Г)формируется после перенесенного заболевания

В 5. Соотнесите форменные элементы крови с их признаками и функциями

Признаки и функции форменных элементов

1) безъядерные

2) срок жизни — 7-20 дней

3) фагоцитоз

4) транспорт кислорода

5) ядро есть

6) транспорт СО2

В 6. Установите соответствие между кровеносным сосудом и направлением движения крови в нем.

КРОВЕНОСНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СОСУДЫ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

1) вены малого круга кровообращения А) от сердца

2) вены большого круга кровообращения Б) к сердцу

3) артерии малого круга кровообращения

4) артерии большого круга кровообращения

В 7. Установите, в какой последовательности в организме человека кровь передвигается по большому кругу кровообращения.

A) вены большого круга

Б) артерии головы, рук и туловища

B) аорта

Г) капилляры большого круга

Д) левый желудочек

Е) правое предсердие

В 8. Установите, в какой последовательности надо располо­жить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления.

А)вены

Б) аорта

В)артерии

Г)капилляры

В 9. Определите последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца.

A) Правое предсердие
Б) Аорта

B) Левый желудочек
Г) Легкие

Д)Левое предсердие

Е) Правый желудочек

С1.1. С какой целью человеку измеряют пульс?

С 1.2.Что нужно обязательно внести в инструкцию о наложении жгута для остановки венозного кровотечения?

С2Внимательно прочитайте предложенный текст “Кровь” и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

КРОВЬ

1. Кровь — жидкая эпителиальная ткань 2. Она состоит из жидкости, называемой сывороткой, в которой содержатся форменные элементы. 3. Среди форменных элементов выделяют эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. 4. Эритроциты транспортируют газы. 5. Лейкоциты обеспечивают свертывание крови. 6. Тромбоциты способствуют образованию тромба.

Прочитайте текст «Сердце» и выполните задания СЗ – С5.

СЕРДЦЕ

Сердце — основной орган, обеспечивающий движение крови по сосудам. У человека оно состоит из четырех камер: двух предсердий и двух желудочков. Стенки левого желудочка толще, чем правого, поскольку он накачивает кровь в большой круг, сопротивление движению в котором больше, а давление крови выше, чем в малом круге кровообращения.

В покое сердце взрослого совершает в минуту около 75 циклов. В каждом цикле, продолжающемся 0,8 с, выделяют три фазы. В первую фазу наполненные кровью предсердия сокращаются, перемещая кровь в расслабленные в это время желудочки. Во вторую фазу сокращающиеся желудочки выталкивают кровь в аорту и легочные артерии. Третья фаза — общая пауза — короткий отдых сердца, заполнение предсердий кровью.

Однонаправленный кровоток обеспечивается раскрытием и смыканием в нужный момент клапанов сердца. Клапаны между предсердиями и желудочками называются створчатыми. Створки этих клапанов прикреплены сухожильными нитями к стенкам желудочков. Полулунные клапаны прикреплены к стенкам аорты и легочным артериям. Закрываясь, они препятствуют возврату крови в желудочки.

СЗ Прочитайте текст «Сердце». Заполните в таблице «Сердце и его работа» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

СЕРДЦЕ И ЕГО РАБОТА

Признаки для сравнения Створчатые клапаны Полулунные клапаны
Состояние клапанов в первой фазе сердечного цикла Закрыты
Состояния клапанов во второй фазе сердечного цикла Закрыты
Состояние клапанов в третьей фазе сердечного цикла Открыты

С4 Используя материал текста «Сердце» и известные Вам знания, опишите движение крови по малому кругу кровообращения, отмечая те камеры сердца, в которых начинается и заканчивается этот круг.

С5 Используя материалы текста «Сердце» и известные Вам знания, решите следующую задачу. Известно, что сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение выталкивает 100 мл крови. Сколько крови за 1 минуту поступает в большой круг кровообращения?

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

ЗАЩИТНИК ОРГАНИЗМА: КАК УСТРОЕН ИММУНИТЕТ И ПОЧЕМУ ОН ИНОГДА «СБОИТ»?Наш эксперт

Екатерина Дмитриевна ЗОЛОТАРЕВА
врач аллерголог-иммунолог, член общества Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов, «СМ-Клиника» на ул. Клары Цеткин (г. Москва)

В осенний период слово «иммунитет» звучит в нашей речи часто, ведь в разгаре сезон простудных и вирусных заболеваний. Но представления об иммунитете у большинства людей довольно смутные и во многом сформированы устойчивыми мифами и рекламой препаратов для его «укрепления». Компетентно и доходчиво об иммунитете мы попросили рассказать врача иммунолога. 

– Екатерина Дмитриевна, для начала давайте расскажем читателям доступным языком, что такое иммунитет и для чего он нужен каждому человеку.

Иммунитет – это способность нашего организма узнавать, уничтожать, выводить чужеродные биологические объекты. То есть, по сути, это способность организма отделять «свое» от «чужого».
В настоящее время иммунитетом принято называть только системы защиты от сложных элементов: микроорганизмов и их сложных структур: белков, полисахаридов и т. д. Поэтому, например, «иммунитета» к железу или к свинцу быть не может.
Информация о том, из каких именно молекул состоит наш организм, очень важна, на ней основана система опознавания «свой – чужой», поэтому, встречаясь с новой молекулой, белком или микроорганизмом, наше тело применяет набор стандартных методов, которые мы называем иммунным ответом. Это можно представить как найденный закрытый замок. Организм, обнаружив такой «замок», начинает подбирать «ключи» к нему. Замок сопротивляется, ключи ломаются, но их обломки только усиливают скорость перебора вариантов его открытия.

– Это происходит с самого начала жизни человека или механизм «распознавания» включается позднее?

– Распознавание «врагов» организма – настолько серьезная задача, что от ее решения зависит наше выживание. Начиная с самых первых дней жизни человека, его окружает среда, содержащая бесчисленное множество инфекционных агентов, стремящихся вести паразитический образ жизни за его счет. Большинство из этих патогенных организмов не видны невооруженным взглядом – это многочисленные вирусы, разнообразные бактерии и микроскопические грибы. На пути проникновения инфекции в организм встают естественные защитные барьеры, но в случае их преодоления в действие вступают различные механизмы иммунной защиты, которые позволяют человеку бороться с возбудителями заболеваний и в большинстве случаев добиваться победы.
Иммунитет также поддерживает жизнедеятельность организма путем выведения изношенных собственных клеток. Например, белков, которые не проходят тесты на целостность и опознаются как чужеродные. Поэтому понятие иммунитета шире способности защищать организм от инфекции.

– Расскажите в общих чертах, как устроена иммунная система?

– Иммунную систему делят на две части: центральную (тимус и костный мозг) и периферическую (селезенка и лимфатические узлы), кроме того, клетки периферической иммунной системы представлены и работают в крови и практически во всех органах и тканях, куда способны мигрировать через кровь и лимфу.
Основной и самый мощный компонент иммунной системы – лимфоидная система, состоящая из первичных (центральных) и вторичных (периферических) лимфатических органов. Основу лимфатической системы составляют Т- и В-клетки.
Через них и идет реализация специфического иммунного ответа, она осуществляется через два уровня реакции: Т-звено и В-звено, или через Т-систему иммунитета и В-систему иммунитета. Основными клетками Т-системы иммунитета являются Т-лимфоциты, основными клетками В-системы иммунитета – В-лимфоциты.
К главным структурным образованиям Т-системы иммунитета относятся тимус, Т-зоны селезенки и лимфатических узлов; для В-системы иммунитета важны костный мозг, В-зоны селезенки (центры размножения) и лимфатических узлов (кортикальная зона). Т-звено иммунной системы ответственно за реакции клеточного типа, В-звено реализует реакции гуморального типа. Т-система контролирует и регулирует работу В-системы. В свою очередь, В-система оказывает влияние на работу Т-системы через механизмы обратной связи.

– При таком сложном и многоступенчатом устройстве иммунной системы наверняка существуют несколько видов иммунитета, каждый из которых выполняет свои собственные, специфические задачи?

– В любой внутренней среде организма или его секретах (слюне, крови, лимфе, тканевой жидкости) всегда находятся клетки и молекулы, специализирующиеся на защитной функции. Часть из них присутствует в организме человека еще до встречи с чужеродными агентами – эти молекулы формируют так называемый врожденный, или неспецифический иммунитет.
Внутренняя среда организма охраняется и механизмами специфического иммунного ответа, действие которых избирательно и реализуется только в отношении конкретного чужеродного антигена. В этом случае «включается память», т. е. ранее подобранные к чужеродным агентам «ключики» используются для их быстрой деактивации и уничтожения. Это делается через многоуровневую систему управления иммунной системой.
Неспецифический иммунный ответ – первичное состояние борьбы с инфекцией, которое возникает в случае попадания микроба в организм человека. Он практически одинаков для всех враждебных микроорганизмов и выражается в первичном разрушении микроба и формировании очага воспаления. Кстати, многие ошибочно полагают, что очаг воспаления – это очень плохо. На самом деле именно он является универсальным защитным процессом, направленным на предотвращение размножения инфекции. Неспецифический иммунитет влияет на общее сопротивление организма.

– Насколько силен естественный врожденный иммунитет?

– Естественный врожденный иммунитет обеспечивает наш организм надежной защитой более чем на 60%. Его формирование начинается еще в первой половине беременности благодаря материнским иммуноглобулинам, проникающим через ткани плаценты. Дальнейшая функция защиты осуществляется с помощью антител (иммуноглобулинов) – клеток, которые поглощают и нейтрализуют чужеродные микроорганизмы. Они образуются из стволовых клеток, после чего проходят «обучение», которое позволяет отличать чужеродных агентов от «нормальных» клеток собственного организма. Клетки кожи, слизистые оболочки, секреция слюнных, потовых, желудочных желез, микрофлора кишечника – все это входит в защитные барьеры естественного иммунитета.
Готовые иммуноглобулины свободно лежат на слизистых и в средах организма и, как противотанковые «ежи», в любой момент готовы отразить атаку. Но если ослаблен врожденный иммунитет, это серьезная проблема, которая создает трудности даже для специалистов-иммунологов. Требуется обязательное лечение.

– А если снижен приобретенный иммунитет?

– Если приобретенный иммунитет человека снижен, он чаще болеет различными заболеваниями, такими как ОРЗ, инфекционные болезни.
Специфический иммунный ответ является вторичной защитной реакцией организма. Основным свойством данного иммунного ответа служит распознавание микроорганизма и выработка защитных факторов, направленных непосредственно на него.
Специфический иммунный ответ, в свою очередь, делится на два типа: клеточный и гуморальный.
Клеточный иммунный ответ выражается в формировании клона (специальной группы ориентированных на узко поставленную задачу лимфоцитов), он разрушает клетки-вредители, в мембранах которых содержатся опасные чужеродные материалы. Этот тип иммунитета участвует в уничтожении вирусной инфекции, а также туберкулеза, проказы, риносклеромы.
Гуморальный иммунный ответ опосредован В-лимфоцитами, которые после идентификации микроба активно синтезируют антитела по следующей схеме: на один тип антигена вырабатывается один тип антитела. При этом один микроб может переносить большое количество различных антигенов, в связи с чем организм вырабатывает целую серию антител.

– Давайте поясним читателям, что такое антитела…

– Антитела (иммуноглобулины, Ig) – это белковые молекулы, «пристраивающиеся» к конкретной структуре микроорганизма с последующим его разрушением или скорейшим выведением наружу. Различают несколько типов иммуноглобулинов, каждый из которых выполняет отведенную ему функцию.
Специфический иммунитет вырабатывает антитела для каждого конкретного случая, но при этом он активируется по требованию. Приобретенный иммунитет, в отличие от неспецифического, обладает памятью и способствует развитию устойчивости организма к молекулам возбудителя определенной болезни, по которым его и опознает.
Приобретенный (специфический) иммунитет начинает формироваться одновременно с врожденным, из стволовых клеток. Несмотря на одинаковое начало, в дальнейшем каждый вид иммунитета идет по собственному пути развития: за неспецифический иммунитет отвечает селезенка, а за специфический – костный мозг и тимус (вилочковая железа). По сути, чем больше разных микроорганизмов попадает в организм, тем больше образуется антител, каждое из которых предназначено для определенного антигена. И, естественно, тем обширнее «защитная память», благодаря которой при последующих заражениях иммунитету легче отразить удар.

– Именно поэтому считается, что дети, которые росли в «стерильных» условиях, в большей степени подвержены различным заболеваниям?

– Именно так! У них сформирована слишком бедная «защитная память». Поэтому не стоит создавать излишне чистой искусственной внешней среды вокруг человека с момента его рождения. Важно дать возможность организму ребенка «познакомиться» с микробами, которые нас окружают повсюду.

Беседовала Татьяна ГОЛЬЦМАН

Источник