Какую из перечисленных анемий можно отнести к гипорегенераторным
^ Типовые нарушения системы крови. Общее учение об анемиях.
Общая цель занятия: Изучить различные патологические формы системы красной крови, их роль в диагностике и исследовании различных видов анемий.
Перечень учебных вопросов занятия:
-
Определения понятия «анемия». -
Методы изучения анемий. -
Принципы классификаций анемий -
Патологические формы эритроцитов, понятие. -
Дегенеративные формы эритроцитов. Значение. -
Регенеративные формы эритроцитов. Значение
Входной тест- контроль
1. Анемия характеризуется снижением в единице объема крови:
+а) эритроцитов; б) лейкоцитов; в) тромбоцитов; г) плазматических клеток;
д) плазменных факторов свертывания крови
^
а) ретикулоциты; +) эритроциты разной величины; в) полихроматофильные эритроциты; г) нормоциты; д) эритроциты с остатками ядерной субстанции
^
а) изменение среднего диаметра эритроцитов;+б) изменение формы эритроцитов;
в) эритроциты с базофильной пунктацией; г) эритроциты с тельцами Жолли;
д) эритроциты с кольцами Кабо
^
а) эритроциты с патологическими включениями; б) мишеневидные эритроциты; в) гиперхромия эритроцитов; г) овальная форма эритроцитов;
+д) наличие в крови эритроцитов различной величины
^
а) появлении гипер- или гипохромных эритроцитов;
+б) повышении функциональной активности костного мозга;
в) изменении формы эритроцитов; г) изменении диаметра эритроцитов;
д) мегалобластическом типе кроветворения
^
а) появлении гипер- или гипохромных эритроцитов;
+б) повышении функциональной активности костного мозга;
в) изменении формы эритроцитов;
г) изменении диаметра эритроцитов;
д) мегалобластическом типе кроветворени
^
+а) хроническую постгеморрагическую анемию;
б) острую постгеморрагическую анемию;
+в) анемию при дифиллоботриозе;
+г) наследственную апластическую анемию ;
д) наследственную микросфероцитарную анемию Минкофского-Шоффара
^
а) железодефицитную анемию;
+б) острую постгеморрагическую анемию;
+в) гемолитическую анемию Минковского-Шоффара ;
+г) аутоиммунную гемолитическую анемию ;
д) фолиеводефицитную анемию
^
+а) железодефицитной анемии ;
+б) гемолитической анемии Минковского-Шоффара ;
в) острой постгеморрагической анемии;
+г) хронической постгеморрагической анемии ;
д) гипопластической анемии
^
+а) хроническая постгеморрагическая анемия ;
б) гипопластическая анемия;
в) острая постгеморрагическая анемия;
г) анемия при дифиллоботриозе;
+д) талассемия
^
а) -талассемии; +б) анемии, связанной с дефицитом фолиевой кислоты;
в) анемии, связанной с резекцией желудка; г) апластической анемии
^
а) анемии всегда характеризуются уменьшением количества эритроцитов в единице объема крови; +б) в большинстве случаев анемий отмечается уменьшение количества эритроцитов в единице объема крови; +в) анемии всегда характеризуются уменьшением общего количества гемоглобина; г) анемии не обязательно сопровождаются уменьшением общего количества гемоглобина
^
+а) недостаточная продукция эритроцитов; +б) повышенное разрушение эритроцитов; в) повышенная продукция эритроцитов; г) недостаточное разрушение эритроцитов; +д) нарушение выхода эритроцитов из костного мозга
^
а) уменьшение общего количества нормального внутриэритроцитарного гемоглобина ;
б) уменьшение общего количества нормальных эритроцитов;
в) наличие другого патологического процесса, приведшего к развитию анемии;
г) полиморфизм проявлений;
д) наличие гипоксии гемического типа ;
+е) все перечисленные
^
+а) первичной; б) вторичной
16. Анемии подразделяются на постгеморрагические, гемолитические и дизэритропоэтические в зависимости от:
а) происхождения; 6) типа эритропоэза; в) цветового показателя; +г)патогенеза
^
+а)сущности; б) происхождения; в) механизма; г) типа эритропоэза
д) цветового показателя
^
а) сущности; +б)происхождения; в) механизма
г) природы; д) функционального состояния красного костного мозга
19. Анемии подразделяются на врожденные и приобретенные в зависимости от:
а) сущности; б) происхождения; в) механизма;
г) +природы; д) функционального состояния красного костного мозга
^
а) сущности; б) происхождения; в) механизма;
г) природы; +д) функционального состояния красного костного мозга
^
а) механизма; б) природы; в) функционального состояния красного костного мозга;
+г)типа эритропоэза; д) цветового показателя
^
а) функционального состояния красного костного мозга ; б) типа эритропоэза;
+в)цветового показателя; г) этиологии; д) патогенеза
^
а) типа эритропоэза; б) цветового показателя; +в) этиологии;
г) патогенеза; д) степени тяжести
^
а) течения; б) размера клеток; в) скорости развития; +г)прогноза
25. Анемии подразделяются на нормо-, гипер-, мета-, гипо-, апластические в зависимости от:
а) цветового показателя; б) этиологии; в) патогенеза;
г) +структурного состояния костного мозга; д) течения
^
а) сущности; +б)скорости развития; в) прогноза
27. Анемии подразделяются на компенсированные, субкомпенсированные, декомпенсированные в зависимости от:
а) механизма; б) скорости развития; +в) степени приспособленности
^
а) первичной; +б)вторичной
29. Каково содержание эритроцитов в крови у мужчин?
а) 3,0 тер /литр; +б) 4,5 – 5,5 тер /литр; в) 6,0 – 7,0 тер /литр
^
а) 3,0 – 3,6 тер /литр; +б) 4,0 – 5,0 тер /литр
31. Каково содержание Нв в единице объема крови у мужчин?
а) 100 – 110 г/л; б) 170 – 183 г/л; +в) 150 – 170 г/л
^
а) 100 – 105 г/л; б) 170 – 183 г/л; +в) 130 – 150 г/л
33. Какова величина цветового показателя в норме?
а) 0,5 – 0,7; +б) 0,9 – 1,1; в) 1,5 – 2,2
^
Ситуационные задачи
Задача №1
Больной М., 30 лет.
Кол-во эритроцитов тер/л (RBC) | Гемоглобин г/л (HGB) | ЦП | Кол-во ретикулоцитов %о | Примечание |
1,8 | 80 | ? | нет | Кол-во тромбоцитов 190 гиг/л(PLT); Кол-во лейкоцитов 2,5 гиг/л (WBC) |
-
Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв. -
Имеется ли анемия у данного больного? -
Рассчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП). -
Оценить анемию по типу кроветворения. -
Оценить анемию по функции костного мозга
Эталоны ответов на вопросы ситуационной задачи №1:
1. Количество эритроцитов и гемоглобина снижено.
2. Анемия есть.
3. По цветовому показателю – 1,3 – гиперхромная (ЦП= HGB/ RBC*0,03).
4. Эритробластический.
5. Арегенераторная.
Задача №2
Больная М,. 42 лгода.
Кол-во эритроцитов тер/л(RBC) | Гемоглобин г/л(HGB) | ЦП | Кол-во ретикулоцитов %о | Примечание |
2,4 | 78 | ? | 1 | Кол-во тромбоцитов 120 гиг/л; (PLT) Кол-во лейкоцитов 2,7 гиг/л(WBC); Мегалобласты, мегалоциты |
-
Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв. -
Имеется ли анемия у данного больного? -
Расcчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП). -
Оценить анемию по типу кроветворения. -
Оценить анемию по функции костного мозга.
Задача №3
Больной Б,.26 лет.
Кол-во эритроцитов тер/л(RBC) | Гемоглобин г/л(HGB) | ЦП | Кол-во ретикулоцитов %о | Примечание |
3,1 | 101 | 1 | 160 | Анизоцитоз; Макроцитоз |
-
Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв. -
Имеется ли анемия у данного больного? -
Оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП). -
Оценить анемию по типу кроветворения. -
Оценить анемию по функции костного мозга.
Задача №4
Больная М., 38 лет.
Кол-во эритроцитов тер/л(RBC) | Гемоглобин г/л(HGB) | ЦП | Кол-во ретикулоцитов %о | Примечание |
3 | 118 | ? | нет | Мегалобласты; Мегалоциты; Кол-во лейкоцитов 2 гиг/л(WBC); |
-
Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв. -
Имеется ли анемия у данного больного? -
Расcчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП). -
Оценить анемию по типу кроветворения. -
Оценить анемию по функции костного мозга.
Задача №5
Больной М., 42 года.
Кол-во эритроцитов тер/л(RBC) | Гемоглобин г/л(HGB) | ЦП | Кол-во ретикулоцитов %о | Примечание |
3,5 | 110 | ? | 115 | Нормоциты, непрямой билирубин 30 мкмоль/л, уробилин в моче |
-
Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв. -
Имеется ли анемия у данного больного? -
Расcчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП). -
Оценить анемию по типу кроветворения. -
Оценить анемию по функции костного мозга.
Задача №6
Больной М,. 42 года.
Кол-во эритроцитов тер/л(RBC) | Гемоглобин г/л(HGB) | ЦП | Кол-во ретикулоцитов %о | Примечание |
3,5 | 110 | ? | 500 | Сфероциты |
-
Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв. -
Имеется ли анемия у данного больного? -
Расcчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП). -
Оценить анемию по типу кроветворения. -
Оценить анемию по функции костного мозга.
Задача №7
Больная М, 40 лет.
Кол-во эритроцитов тер/л(RBC) | Гемоглобин г/л(HGB) | ЦП | Кол-во ретикулоцитов %о | Примечание |
3,2 | 105 | ? | 320 | Эритроциты серповидные |
-
Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв. -
Имеется ли анемия у данного больного? -
Расcчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП). -
Оценить анемию по типу кроветворения. -
Оценить анемию по функции костного мозга.
Задача №8
Студентка 20 лет.
Кол-во эритроцитов тер/л(RBC) | Гемоглобин г/л(HGB) | ЦП | Кол-во ретикулоцитов %о | Примечание |
4,5 | 150 | 1 | 8 | Кол-во лейкоцитов 9 гиг/л(WBC); |
-
Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв. -
Имеется ли анемия у данного больного? -
Оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП). -
Оценить анемию по типу кроветворения. -
Оценить анемию по функции костного мозга.
Задача №9
Больная М., 42 года.
Кол-во эритроцитов тер/л(RBC) | Гемоглобин г/л(HGB) | ЦП | Кол-во ретикулоцитов %о | Примечание |
3,2 | 80 | 0,75 | 80 | Анизоцитоз в сторону макроцитов; Пойкилоцитоз; Эритробласты |
-
Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв. -
Имеется ли анемия у данного больного? -
Оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП). -
Оценить анемию по типу кроветворения. -
Оценить анемию по функции костного мозга.
Задача №10
Больной М,. 42 года.
Кол-во эритроцитов тер/л(RBC) | Гемоглобин г/л(HGB) | ЦП | Кол-во ретикулоцитов %о | Примечание |
2 | 40 | ? | 15 | – |
-
Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв. -
Имеется ли анемия у данного больного? -
Расcчитать, а затем оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП). -
Оценить анемию по типу кроветворения. -
Оценить анемию по функции костного мозга.
Задача №11
Больной М, 42 года.
Кол-во эритроцитов тер/л(RBC) | Гемоглобин г/л(HGB) | ЦП | Кол-во ретикулоцитов %о | Примечание |
3,6 | 100 | 0,7 | 50 | Анизоцитоз; Пойкилоцитоз; Пронормоциты. |
-
Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв. -
Имеется ли анемия у данного больного? -
Оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП). -
Оценить анемию по типу кроветворения. -
Оценить анемию по функции костного мозга.
Задача №12
Студент 20 лет.
Кол-во эритроцитов тер/л(RBC) | Гемоглобин г/л(HGB) | ЦП | Кол-во ретикулоцитов %о | Примечание |
5 | 160 | 0,9 | 9 | Кол-во лейкоцитов 8 гиг/л (WBC); |
-
Дать оценку общему количеству эритроцитов и Нв. -
Имеется ли анемия у данного больного? -
Оценить анемию по величине цветового показателя (ЦП). -
Оценить анемию по типу кроветворения. -
Оценить анемию по функции костного мозга.
Занятие №5
Тема 13. Типовые нарушения системы крови
Наименование занятия. Типовые нарушения системы крови. Острая и хроническая кровопотери. Острая и хроническая постгеморрагические анемии.
^ Изучить этиологию, патогенез, изменения картины крови при острой постгеморрагической анемии и хронической постгеморрагической анемии.
^
1. Острая кровопотеря. Этиология, патогенез, стадии компенсации.
2. Патогенез острой постгеморрагической анемии в зависимости от стадии компенсации при острой кровопотере. Картина крови по стадиям.
3. Хронические кровопотери. Этиология, патогенез.
4.Хроническая постгеморрагическая анемия как симптом хронической кровопотери. Картина крови при ней.
5. Проявления в полости рта.
Входной тест- контроль
^
а) при обезвоживании организма; +б) в ранние сроки после острой кровопотери; в) при эритремии; г) через несколько суток после кровопотери;
д) при введении большого количества плазмозаменителей
^
+а) кровопотеря; б) гипоксия
3. Полицитемическая гиповолемия наблюдается при:
+а) обезвоживании организма; б) массивном гемолизе эритроцитов;
в) эритремии; г) анемии; д) кровопотере
^
а) обезвоживании; б) гипоксии; в) почечной недостаточности;
г) эритремии; +д) массивном гемолизе эритроцитов
^
+а) эритремии; б) недостаточности почек; в) обезвоживании;
г) анемии; д)кровопотере
6. При инфузии больших объемов изотонических растворов может развиться:
а) гиперволемия простая;
б) гиперволемия полицитемическая;
+в) гиперволемия олигоцитемическая ;
г) гиповолемия полицитемическая;
д) гиповолемия олигоцитемическая
^
+а) через 30-40 мин. после острой кровопотери;
б) через 24 часа после острой кровопотери средней тяжести;
в) при ожоговом шоке;
г) при перегревании организма
^
+а) обширные ожоги; +б) перегревание организма;
в) водная интоксикация; г) болезнь Вакеза (эритремия)
^
а) олигоцитемическая гиповолемия; +б) простая гиповолемия;
в) олигоцитемическая нормоволемия; г) простая нормоволемия
^
а) через 5-6 часов; +б) через 4-5 суток; в) через 24-48 часов; г) сразу после кровопотери
^
а) уменьшение венозного возврата крови; +б) периферическая вазоконстрикция ;
+в) централизация кровообращения; г) тканевая гипоперфузия;+д) гипервентиляция
^
+а) при переливании большого количества крови; б) у больных с заболеваниями почек; в) у больных эритремией; г) при в/в введении физиологического раствора;
д) при в/в введении кровезаменителей
^
а) железодефицитная анемия; б) В-12-дефицитная анемия; в) острая гемолитическая анемия; г) острая апластическая анемия; +д) острая постгеморрагическая анемия
^
+а) увеличением полихроматофилов; +б) увеличением ретикулоцитов
в) появлением мегалобластов; +г) развитием нейтрофильного лейкоцитоза с ядерным сдвигом влево; д) появлением микросфероцитов
^
+а) железодефицитной анемии ;
б) витамин В12-дефицитной анемии;
в) гемолитической анемии;
г) анемии Фанкони;
д) микросфероцитарной анемии Минковского-Шоффара
^
а) ретикулоцитозом;
+б) гипохромией ;
в) мегалобластическим типом кроветворения;
г) гемосидерозом;
д) гипербилирубинемией
^
а) ретикулоцитоз;
б) гиперхромия эритроцитов;
+в) микроциты;
г) нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево;
д) серповидные эритроциты
^
+а) хроническую постгеморрагическую анемию ;
б) острую постгеморрагическую анемию;
+в) анемию при дифиллоботриозе;
+г) наследственную апластическую анемию ;
д) наследственную микросфероцитарную анемию Минкофского-Шоффара
^
а) железодефицитную анемию;
+б) острую постгеморрагическую анемию ;
+в) гемолитическую анемию Минковского-Шоффара;
+г) аутоиммунную гемолитическую анемию ;
д) фолиеводефицитную анемию
^
+а) железодефицитной анемии;
+б) гемолитической анемии Минковского-Шоффара;
в) острой постгеморрагической анемии;
+г) хронической постгеморрагической анемии ;
д) гипопластической анемии
^
+а) хроническая постгеморрагическая анемия;
б) гипопластическая анемия;
в) острая постгеморрагическая анемия;
г) анемия при дифиллоботриозе;
+д) талассемия
^
+а) эритроциты 3*1012, Нв 60 г/л; б) эритроциты 1,2*1012, Нв 50 г/л
+в) ЦП 0,6; г) ЦП 1,2;
д) эритроциты с тельцами Жоли в периферической крови
^
а) острую массивную кровопотерю; +б) хроническую кровопотерю;
+в) ахлоргидрические состояния; г) облучение; +д) затяжные энтериты
^
а) анемии всегда характеризуются уменьшением количества эритроцитов в единице объема крови;
+б) в большинстве случаев анемий отмечается уменьшение количества эритроцитов в единице объема крови;
+в) анемии всегда характеризуются уменьшением общего количества гемоглобина;
г) анемии не обязательно сопровождаются уменьшением общего количества гемоглобина
^
+а) недостаточная продукция эритроцитов; +б) повышенное разрушение эритроцитов; в) повышенная продукция эритроцитов; г) недостаточное разрушение эритроцитов; +д) нарушение выхода эритроцитов из костного мозга
^
+а) микросфероцитоз; б) анемии вследствие дефицита глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы; в) a-талассемия; г) серповидно-клеточная анемия;
д) b- талассемия
^
а) генетическим дефектом белково-липидной структуры мембраны эритроцита;
б) нарушением метаболизма нуклеотидов;
в) нарушением скорости синтеза бетта-цепей глобина;
г) блокированием реакции окисления глюкозо-6-фосфата в пентозо-фосфатном цикле;
+д) замещением глютаминовой кислоты в бета-цепи глобина на валин
^
а) мегалобластический тип кроветворения;
б) жировое перерождение красного костного мозга;
+в) укорочение продолжительности жизни эритроцитов ;
г) дефицит железа в организме;
д) повышение осмотической резистентности эритроцитов
^
а) лучевая болезнь;
+б) субтотальная резекция желудка;
+в) резекция подвздошной кишки;
+г) резекция тощей кишки ;
+д) дефиллоботриоз
^
а) эритроцитопатиях; б) гемоглобинозах; +в) переливании несовместимой по группе крови; +г) действии гемолитических ядов
^
Ситуационные задачи
Задача № 1
У больного И., 40 лет, с диагнозом: язвенная болезнь желудка – появились жалобы на нарастающую слабость, потерю аппетита, «черный стул». При обследовании обнаружены бледность кожных покровов, «гусиная кожа», частый пульс малого наполнения, артериальное давление – 100/60 мм рт.ст., в клиническом анализе крови: эритроциты – 2,5 тер/л, гемоглобин – 80 г/л, ц.п.= 0,96, гематокрит 30%, лейкоциты – 10 гиг/л., тромбоциты – 200 гиг/л. Возникло подозрение на внутреннее кровотечение, и больной был переведен из терапевтического в хирургическое отделение городской больницы.
1) Какой синдром (по данным лабораторных исследований) развился у пациента?
2) Какие лабораторные данные доказывают его наличие?
3) Что могло явиться причиной развития данного синдрома в данном случае?
4) В какой фазе компенсации находится пациент после начала действия данной причины?
5) Приведите доказательства наличия этой фазы.
Эталоны ответов на вопросы ситуационной задачи №1:
-
Анемия. -
Снижено количество эритроцитов и гемоглобина, гематокрия. -
Язвенная болезнь желудка. -
2-ой фазе. -
Снижено количество эритроцитов и гемоглобина, а по ЦП – N (0,96)
Задача № 2
Сделать заключение:
1) О наличии или отсутствии анемии, ее виде (если она имеется);
2) По типу кроветворения
3) По функции костного мозга
4) По цветовому показателю, если известно, что в эритрограмме клинического анализа крови больной Т., 37 лет, страдающей маточными кровотечениями, эритроцитов – 2 тер/л., гемоглобина – 40 г/л., анизоцитоз.
5) Какое дополнительное исследование (действия) необходимо выполнить, чтобы ответить на все вопросы? Произведите его.
Задача № 3
У Веры Д., 14 лет, появилась резкая слабость, снижение интереса к учебе, играм, спорту. В течение последних 5 лет она периодически поступала в больницу по поводу обнаруженного врожденного порока сердца, однако подобных жалоб отмечено не было, и девочка благополучно выписывалась домой в удовлетворительном состоянии. В настоящие время при поступлении в терапевтическое отделение Краевой детской больницы, помимо указанных жалоб, отмечаются бледность кожных покровов, озноб, частый нитевидный пульс, артериальное давление – 90/55 мм рт.ст., глухие тоны сердца. Клинический анализ крови: эритроциты – 2,8 тер/л, гемоглобин – 90 г/л, гематокрит- 35%, ц.п.=0,96, лейкоциты – 11 гиг/л., тромбоциты – 250 гиг/л. К вечеру у девочки появился стул типа «кофейной гущи». При подозрении на желудочное кровотечение из вен пищевода и желудка девочка была срочно доставлена в реанимационное отделение, где подозрение подтвердилось.
1) Успела ли развиться у девочки анемия?
2) Какие лабораторные данные подтверждают Ваш ответ?
3) Что явилось причиной данного синдрома у пациентки?
4) В какой фазе компенсации после начала действия этой причины находился ребенок?
5) Подкрепите Ваш ответ лабораторными данными из анализа крови.
Задача № 4
Сделать заключение о наличии или отсутствии:
-
Анемии, у больного, П., 25 лет, страдающего хроническими легочными кровотечениями, если известно, что в эритрограмме клинического анализа крови: эритроциты – 4,5 тер/л, гемоглобин – 150 г/л, незначительный анизоцитоз, преобладают мезоциты, ретикулоцитов – 9 ‰, лейкоцитов – 6 гиг/л, тромбоцитов – 350 гиг/л. -
Оцените тип кроветворения. -
Оцените функцию костного мозга. -
Оцените цветовой показатель у данного пациента. -
Произведите необходимые действия для ответа на все вопросы задачи.
Задача № 5
Сделать заключение:
1) о наличии или отсутствие анемии у больного И., 20 лет, перенесшего тяжелую черепно-мозговую травму, если известно, что в эритрограмме клинического анализа крови: эритроциты – 3,6 тер/л, гемоглобин – 100 г/л, анизоцитоз 50 %, лейкоцитов – 7 гиг/л, тромбоцитов – 400 гиг/л.
Если анемия есть, оцените ее:
2) По типу кроветворения
3) По функции костного мозга
4) По цветовому показателю, производя его вычисление
5) Что могло быть причиной анемии в данном случае?
Занятие №6