Клинико морфологическая характеристика анемий

Анемия (малокровие) — состояние, характеризующееся уменьшением концентрации гемоглобина в единице объема крови ниже нормы, часто, но не всегда, одновременно уменьшается общая масса эритроцитов в единице объема крови. Анемия развивается тогда, когда наряду с разрушением или потерей эритроцитов снижается темп их воспроизводства в костном мозге. Существуют две большие классификационные группы анемий, каждая из которых включает в себя две подгруппы: 1) анемии после кровопотери или разрушения эритроцитов (постгеморрагические и гемолитические анемии); 2) анемии при недостаточном воспроизводстве эритроцитов (дисэритропоэтические и гипопластические), а также апластические анемии.

Главные клинические проявления анемии связаны со снижением способности крови к переносу кислорода, что приводит к гипоксии тканей. Больные становятся бледными, жалуются на утомляемость, головокружения, парестезии, одышку при физическом напряжении. Возникают изменения ногтей, жировая дистрофия и липофусциноз печени, миокарда. Жировая дистрофия миокарда может привести к сердечной недостаточности и утяжелить течение ишемической болезни сердца у пациентов с атеросклерозом. Повышение сосудистой проницаемости, обусловленное гипоксией, приводит к отеку, склерозу стромы, диапедезным кровоизлияниям и местному гемосидерозу.

Анемии при кровопотерях и разрушении эритроцитов. Постгеморрагическая анемия может быть острой и хронической. При острой кровопотере угрозой для жизни становится постгеморрагический шок с развитием шоковой почки и других характерных для шока изменений. В первые часы после кровотечения такая анемия является нормохромной, нормоцитарной. Восстановление объема плазмы после острой кровопотери вызывает временное разжижение крови и снижение гематокрита. Первым признаком регенерации красных кровяных телец после кровоизлияния является ретикулоцитоз, уровень которого указывает на активность гемопоэза. Изредка в пунктатах костного мозга встречаются эритроциты с ядрами — результат активной пролиферации эритробластов в костном мозге. В течение нескольких часов после кровопотери вследствие мобилизации гранулоцитов и тромбоцитов из депо развиваются умеренные нейтрофилия и тромбоцитоз. Хроническая постгеморрагическая анемия возникает при хронической кровопотере и может быть симптомом гинекологических, онкологических заболеваний и болезней желудочно-кишечного тракта. Она возникает в тех случаях, когда потеря крови превышает регенераторные возможности костного мозга. Характерные признаки анемии: гипохромия, микроцитоз, фокусы регенерации в костном мозге трубчатых костей (красный костный мозг трубчатых костей), наличие очагов внекостномозгового кроветворения, а также изменения, обусловленные хронической гипоксией.

Гемолитические анемии. Гемолитические анемии — это многочисленная группа анемий, важным диагностическим признаком которых является укорочение жизни эритроцитов. В норме красные кровяные тельца живут в среднем 120 дней. Классификация гемолитических анемий основана на трех показателях: причине гемолиза, внутри- или внесосудистой локализации гемолиза, а также врожденном или приобретенном характере заболевания.

Анемии, обусловленные эндоэритроцитарными факторами

Наследственные анемии: Дефекты плазмолеммы эритроцитов; Ферментные нарушения эритроцитов; Нарушение синтеза гемоглобина.

Анемии, обусловленные экзоэритроцитарными факторами

Приобретенные анемии: Аутоиммунные гемолитические анемии;  Изоиммунные гемолитические анемии; Механическое повреждение эритроцитов; Анемии при инфекционных заболеваниях (малярия).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

У большинства лиц с гемолитическими заболеваниями эритроциты разрушаются с помощью макрофагов в селезенке, печени и костном мозге путем внесосудистого гемолиза

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Анемия определяется как снижение концентрации гемоглобина в крови ниже стандартного уровня для лиц определенного возраста и пола. У взрослых мужчин нормальные значения гемоглобина крови соответствуют 130 г /л, для женщин – 115 г/л.

Симптоматика: вялость, быстрая утомляемость, общая мышечная слабость, сонливость и головные боли. У пожилых людей – сердечные боли, грудная жаба, перемежающаяся хромота, нарушения сознания и зрения.

Классификация анемий:

I. Анемии, связанные с потерей крови:

• острая постгеморрагическая анемия,

• хроническая постгеморрагическая анемия

II. Анемии, связанные с нарушением продукции эритроцитов.

А) цитоплазматические дефекты формирования клеток:

• Дефекты, связанные с нарушением синтеза гема: железодефицитные анемии.

• Нарушения, связанные с синтезом глобина: синдромы талассемии.

Б) Патология ядерных механизмов

• Дефицит Витамина В12 и фолиевой кислоты: мегалобластная анемия.

В) Патология пролиферации и дифференцировки стволовых клеток.

• Апластическая анемия.

• Аплазия эритроцитов.

Е) Врожденные анемии:

• Сидеробластные анемии,

• Наследственные нарушения гемопоэза.

III. Анемии, связанные с повышенным разрушением эритроцитов (гемолитические анемии).

А) Внутренние факторы – врожденные и приобретенные дефекты развития.

Б) Внешние факторы – гемолитические анемии приобретенного характера.

77. Железодефицитные гипохромные анемии: патогенез, клинико-морфологические характеристики (гемограмма, костный мозг).

II. Анемии, связанные с нарушением продукции эритроцитов.

А) цитоплазматические дефекты формирования клеток:

• Дефекты, связанные с нарушением синтеза гема: железодефицитные анемии.

Развивается при недостатке поступления железа с пищей, например, алиментарная железодефицитная анемия детского возраста. Она возникает также при экзогенной недостаточности железа в связи с повышенными запросами организма у беременных и кормящих, при некоторых инфекционных заболеваниях, у девушек (ювенильный хлороз). В основе железодефицитной анемии лежит и недостаточность резорбции железа, встречающаяся при заболеваниях ЖКТ, после резекции желудка (агастрическая анемия) или кишечника (анэнтеральная анемия). Анемия вследствие недостатка железа является гипохромной анемией.

Недостаточность железа Нb приводит к гемической гипоксии, так как снижается способность эритроцитов к связыванию и транспорту кислорода. Снижение транспортной функции крови приводит к усилению работы сердца. Повышение ударного объёма и учащение сердечных сокращений приводит к увеличению минутного объёма крови, что частично компенсирует недостаток кислорода. Этот механизм становится недостаточным при выраженной анемии, и развивается тканевая гипоксия. Гипоксия приводит к нарушению метаболизма и развитию ацидоза. Уменьшение синтеза миоглобина приводит к мышечной гипотонии и дистрофии. Истощение клеточных ферментов, участвующих в основных видах обмена, приводит к нарушению трофики клеток и тканей, их дегенеративным изменениям. Недостаточное поступление железа в костный мозг обусловливает нарушение эритропоэза. При истощении клеточного железа во внутренний обмен вступает железо запасов. Таким образом, в результате перечисленных механизмов развивается сидеропения – обеднение железом клеток.

Диагностическими критериями анемии считаются:

У мужчин: число эритроцитов <4.0 млн/мкл, Нb <130 г/л, Нt <40%

У женщин: число эритроцитов <3,8 млн/мкл, Hb <120 г/л, Нt <36%

78. Пернициозная анемия (Аддисона-Бирмера): патогенез, клинико-морфологическая характеристика. Морфологические изменения в органах.

Дефицит витамина В12. При этом заболевании прекращается секреция внутреннего фактора Касла из-за атрофии слизистой желудка, после резекции желудка и др. Или секретируется неактивный фактор Касла. Получено немало подтверждений аутоиммунной природы болезни Аддисона-Бирмера. (на фоне других аутоиммунных заболевания, и как самостоятельное аутоиммунное заболевание) И наконец, глюкокортикоиды вызывают у больных ремиссию.

Характерная гистологическая находка – атрофия слизистой желудка, охватывающая те его отделы, где происходит секреция соляной кислоты и пепсина, и не затрагивающая антральный отдел. Другие изменения обусловлены дефицитом витамина В12 и затрагивают желудочный и кишечный эпителий и нервную ткань. Измененные клетки желудочного эпителия при цитологическом исследовании выглядят как атипичные, поэтому необходима дифференциальная диагностика с раком желудка.



Источник

áÎÅÍÉÉ – ÜÔÏ ÇÒÕÐÐÁ ÒÁÚÎÏÏÂÒÁÚÎÙÈ ÐÁÔÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ, (ÍÁÌÏËÒÏ×ÉÅ) – ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÀÝÉÅÓÑ ÕÍÅÎØÛÅÎÉÅÍ ÏÂÝÅÇÏ ÏÂßÅÍÁ ÜÒÉÔÒÏÎÁ, ÐÒÏÔÅËÁÀÝÉÅ Ó ÐÏÎÉÖÅÎÉÅÍ × ÅÄÉÎÉÃÅ ÏÂßÅÍÁ ËÒÏ×É ËÏÌÉÞÅÓÔ×Á ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏ× É (ÉÌÉ)îb, ÎÅÒÅÄËÏ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÝÉÅÓÑ ÉÈ ËÁÞÅÓÔ×ÅÎÎÙÍÉ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑÍÉ.

áÎÅÍÉÉ ÍÏÇÕÔ ÂÙÔØ:

  • ÐÒÉÏÂÒÅÔÅÎÎÙÍÉ;
  • ×ÒÏÖÄÅÎÎÙÍÉ.

÷ ÚÁ×ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ÐÒÉÞÉÎ, ×ÙÚ×Á×ÛÉÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÅ, ÄÅÌÑÔÓÑ ÎÁ:

  • ÐÏÓÔÇÅÍÏÒÒÁÇÉÞÅÓËÉÅ, ×ÙÚ×ÁÎÎÙÅ ËÒÏ×ÏÐÏÔÅÒÑÍÉ;
  • ÇÅÍÏÌÉÔÉÞÅÓËÉÅ ÉÚ-ÚÁ ÐÏ×ÙÛÅÎÎÏÇÏ ÒÁÚÒÕÛÅÎÉÑ ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏ×;
  • ÁÎÅÍÉÉ ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÑ ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏ×.

ðÏ ÒÁÚÍÅÒÁÍ ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏ×:

  • ÍÉËÒÏÃÉÔÁÒÎÙÅ;
  • ÎÏÒÍÏÃÉÔÁÒÎÙÅ;
  • ÍÁËÒÏÃÉÔÁÒÎÙÅ.

ðÏ ÓÔÅÐÅÎÉ ÎÁÓÙÝÅÎÎÏÓÔÉ ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏ× ÇÅÍÏÇÌÏÂÉÎÏÍ:

  • ÇÉÐÏÈÒÏÍÎÙÅ;
  • ÎÏÒÍÏÈÒÏÍÎÙÅ;
  • ÇÉÐÅÒÈÒÏÍÎÙÅ.

áÎÅÍÉÑ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ËÁË ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÙÍ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÅÍ, ÔÁË É ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÅÍ ÉÌÉ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÅÍ ÄÒÕÇÉÈ ÂÏÌÅÚÎÅÊ (ÓÉÎÄÒÏÍÏ×). ðÒÉÞÉÎÙ ×ÏÚÎÉËÎÏ×ÅÎÉÑ É ÍÅÈÁÎÉÚÍÙ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÁÎÅÍÉÊ ÒÁÚÌÉÞÎÙ, ×ÙÑ×ÌÅÎÉÅ ÉÈ ÉÍÅÅÔ ÚÎÁÞÅÎÉÅ ÄÌÑ ×ÙÂÏÒÁ ÔÁËÔÉËÉ ÌÅÞÅÎÉÑ.

ëÌÁÓÓÉÆÉËÁÃÉÑ ÁÎÅÍÉÊ ×Ï ÍÎÏÇÏÍ ÕÓÌÏ×ÎÁ É ÏÔÎÏÓÉÔÅÌØÎÁ. ôÁË, ÈÒÏÎÉÞÅÓËÁÑ ÐÏÓÔÇÅÍÏÒÒÁÇÉÞÅÓËÁÑ ÁÎÅÍÉÑ ÐÏ ÓÕÝÅÓÔ×Õ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÖÅÌÅÚÏÄÅÆÉÃÉÔÎÏÊ.

÷ ÏÓÎÏ×Å ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Á ËÌÁÓÓÉÆÉËÁÃÉÊ ÌÅÖÉÔ ÒÁÓÐÒÅÄÅÌÅÎÉÅ ÁÎÅÍÉÊ ÎÁ ÔÒÉ ÂÏÌØÛÉÅ ÇÒÕÐÐÙ.

1. áÎÅÍÉÉ, ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÎÙÅ ËÒÏ×ÏÐÏÔÅÒÅÊ (ÐÏÓÔÇÅÍÏÒÒÁÇÉÞÅÓËÉÅ ÁÎÅÍÉÉ):

1) ÏÓÔÒÙÅ;

2) ÈÒÏÎÉÞÅÓËÉÅ.

2. áÎÅÍÉÉ, ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÎÙÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÐÒÏÃÅÓÓÁ ÇÅÍÏÇÌÏÂÉÎÏÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÑ ÉÌÉ ÐÒÏÃÅÓÓÏ× ÜÒÉÔÒÏÐÏÜÚÁ:

1) ÇÉÐÏÈÒÏÍÎÙÅ ÖÅÌÅÚÏÄÅÆÉÃÉÔÎÙÅ ÁÎÅÍÉÉ;

2) ÍÅÇÁÌÏÂÌÁÓÔÎÙÅ ÁÎÅÍÉÉ;

3) ÓÉÄÅÒÏÁÈÒÅÓÔÉÞÅÓËÉÅ;

4) ÇÉÐÏÐÌÁÓÔÉÞÅÓËÉÅ (ÁÐÌÁÓÔÉÞÅÓËÉÅ);

5) ÍÅÔÁÐÌÁÓÔÉÞÅÓËÉÅ.

3. áÎÅÍÉÉ, ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÎÙÅ ÕÓÉÌÅÎÎÙÍ ÒÁÓÐÁÄÏÍ ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏ× × ÏÒÇÁÎÉÚÍÅ (ÇÅÍÏÌÉÔÉÞÅÓËÉÅ ÁÎÅÍÉÉ):

1) ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏÐÁÔÉÉ;

2) ÆÅÒÍÅÎÔÏÐÁÔÉÉ;

3) ÇÅÍÏÇÌÏÂÉÎÏÐÁÔÉÉ;

4) ÁÎÅÍÉÉ ÐÒÉ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÉ ÁÎÔÉÔÅÌ, ÇÅÍÏÌÉÚÉÎÏ×, ÈÉÍÉÞÅÓËÉÈ ×ÅÝÅÓÔ× É ÄÒÕÇÉÈ ÆÁËÔÏÒÏ×.

üÔÉ ÞÁÓÔÙÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ ËÒÏ×É ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÙ ÁÎÁÔÏÍÏ-ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÍÉ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÑÍÉ ÄÅÔÓËÏÇÏ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ (ÎÅÚÒÅÌÏÓÔØ ÏÒÇÁÎÏ× ËÒÏ×ÅÔ×ÏÒÅÎÉÑ, ×ÙÓÏËÁÑ ÉÈ ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔØ Ë ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÑÍ ÎÅÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÙÈ ÆÁËÔÏÒÏ× ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ). áÎÅÍÉÉ, ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÎÙÅ ÄÅÆÉÃÉÔÏÍ ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ×ÅÝÅÓÔ× (ÖÅÌÅÚÏÄÅÆÉÃÉÔÎÙÅ, B12-ÄÅÆÉÃÉÔÎÙÅ, ÆÏÌÉÅ×ÏÄÅÆÉÃÉÔÎÙÅ, ÂÅÌËÏ×ÏÄÅÆÉÃÉÔÎÙÅ) ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏÇÏ ÐÏÓÔÕÐÌÅÎÉÑ × ÏÒÇÁÎÉÚÍ ×ÅÝÅÓÔ×, ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÙÈ ÄÌÑ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÑ ÇÅÍÏÇÌÏÂÉÎÁ.

ïÎÉ ÎÅÒÅÄËÉ ÎÁ ÐÅÒ×ÏÍ ÇÏÄÕ ÖÉÚÎÉ, ÏÔÍÅÞÁÀÔÓÑ ÐÒÉ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑÈ, ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÝÉÈÓÑ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ×ÓÁÓÙ×ÁÎÉÑ × ËÉÛÅÞÎÉËÅ, ÐÒÉ ÞÁÓÔÙÈ ÉÎÆÅËÃÉÑÈ É Õ ÎÅÄÏÎÏÛÅÎÎÙÈ. îÁÉÂÏÌÅÅ ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÅÎÙ × ÜÔÏÊ ÇÒÕÐÐÅ ÁÌÉÍÅÎÔÁÒÎÙÅ ÁÎÅÍÉÉ (Ô.Å. ×ÙÚ×ÁÎÎÙÅ ÎÅÐÏÌÎÏÃÅÎÎÙÍ ÉÌÉ ÏÄÎÏÏÂÒÁÚÎÙÍ ÐÉÔÁÎÉÅÍ).

éÓÔÉÎÎÙÅ ÁÎÅÍÉÉ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÓÏÂÏÊ ÏÌÉÇÏÃÉÔÅÍÉÞÅÓËÉÅ ÇÉÐÏ- ÉÌÉ ÎÏÒÍÏ×ÏÌÅÍÉÉ, ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÀÝÉÅÓÑ ÓÎÉÖÅÎÉÅÍ ÇÅÍÁÔÏËÒÉÔÁ. ïÔ ÎÉÈ ÓÌÅÄÕÅÔ ÏÔÌÉÞÁÔØ ÌÏÖÎÙÅ ÁÎÅÍÉÉ, ÏÔÎÏÓÑÝÉÅÓÑ Ë ÏÌÉÇÏÃÉÔÅÍÉÞÅÓËÉÍ ÇÉÐÅÒ×ÏÌÅÍÉÑÍ, ËÏÔÏÒÙÅ ÔÁËÖÅ ÐÒÏÔÅËÁÀÔ Ó ÐÏÎÉÖÅÎÎÙÍ ÇÅÍÁÔÏËÒÉÔÏÍ É Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅÍ ÇÉÐÅÒÇÉÄÒÁÔÁÃÉÉ É ÇÅÍÏÄÉÌÀÃÉÉ (ÒÁÚ×ÅÄÅÎÉÑ ËÒÏ×É).

ðÒÉ ÁÎÅÍÉÉ ÓÔÒÁÄÁÅÔ ÏÓÎÏ×ÎÁÑ ÆÕÎËÃÉÑ ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏ× – ÐÅÒÅÎÏÓ ËÉÓÌÏÒÏÄÁ Ë ÔËÁÎÑÍ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ, ÞÔÏ ×ÙÚÙ×ÁÅÔ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÏËÉÓÌÉÔÅÌØÎÙÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ× É ÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÇÉÐÏËÓÉÉ. âÏÌØÛÅ ×ÓÅÇÏ ÇÉÐÏËÓÉÑ ÏÔÒÁÖÁÅÔÓÑ ÎÁ ÆÕÎËÃÉÑÈ ÃÅÎÔÒÁÌØÎÏÊ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ É ÓÅÒÄÃÁ: ÂÙÓÔÒÏ ÎÁÓÔÕÐÁÅÔ ÕÔÏÍÌÑÅÍÏÓÔØ, ÓÌÁÂÏÓÔØ, ÇÏÌÏ×ÏËÒÕÖÅÎÉÅ, ÕÈÕÄÛÁÅÔÓÑ ÐÁÍÑÔØ É ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÄÉÓÔÒÏÆÉÑ ÍÉÏËÁÒÄÁ. îÁ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÇÉÐÏËÓÉÉ ×ÌÉÑÀÔ ÓÔÅÐÅÎØ ÍÁÌÏËÒÏ×ÉÑ É ÓËÏÒÏÓÔØ ÅÇÏ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ, Á ÔÁËÖÅ ÓÔÅÐÅÎØ É ÓËÏÒÏÓÔØ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ Ë ÉÚÍÅÎÉ×ÛÉÍÓÑ ÕÓÌÏ×ÉÑÍ ÓÕÝÅÓÔ×Ï×ÁÎÉÑ. ðÏÓÌÅÄÎÅÅ ÄÏÓÔÉÇÁÅÔÓÑ ×ËÌÀÞÅÎÉÅÍ ËÏÍÐÅÎÓÁÔÏÒÎÙÈ ÍÅÈÁÎÉÚÍÏ×, ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÎÙÈ ÎÁ ÏÂÅÓÐÅÞÅÎÉÅ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÐÏÔÒÅÂÎÏÓÔÉ ÔËÁÎÅÊ × ËÉÓÌÏÒÏÄÅ. ÷ ÂÏÒØÂÕ Ó ÁÎÅÍÉÞÅÓËÉÍ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅÍ ×ËÌÀÞÁÀÔÓÑ ÎÅÒ×ÎÙÅ, ÓÅÒÄÅÞÎÏ-ÓÏÓÕÄÉÓÔÙÅ, ÄÙÈÁÔÅÌØÎÙÅ, ÇÅÍÉÞÅÓËÉÅ É ÔËÁÎÅ×ÙÅ ËÏÍÐÅÎÓÁÔÏÒÎÙÅ ÐÒÉÓÐÏÓÏÂÌÅÎÉÑ.

óÉÍÐÔÏÍÙ

òÁÚÌÉÞÎÙÅ ÓÉÍÐÔÏÍÙ: ÂÌÅÄÎÏÓÔØ, ÐÏ×ÙÛÅÎÎÁÑ ÕÔÏÍÌÑÅÍÏÓÔØ É ÓÌÁÂÏÓÔØ, ÏÂÍÏÒÏËÉ, ÏÄÙÛËÁ, ÕÞÁÝÅÎÎÏÅ ÓÅÒÄÃÅÂÉÅÎÉÅ. ðÒÉ ÁÎÅÍÉÉ, ×ÙÚ×ÁÎÎÏÊ ÎÅÄÏÓÔÁÔËÏÍ ÆÏÌÉÅ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ × ÐÉÝÅ, ÍÏÇÕÔ ×ÏÚÎÉËÁÔØ ÓÔÏÍÁÔÉÔ (×ÏÓÐÁÌÅÎÉÅ ÓÌÉÚÉÓÔÏÊ ÏÂÏÌÏÞËÉ ÒÔÁ), ×ÏÓÐÁÌÅÎÉÅ ÑÚÙËÁ, ÖÅÌÔÉÚÎÁ ËÏÖÉ, ÐÏËÁÌÙ×ÁÎÉÑ × ÒÕËÁÈ É ÎÏÇÁÈ.

ìÅÞÅÎÉÅ

ìÅÞÅÎÉÅ ÖÅÌÅÚÏÄÅÆÉÃÉÔÎÏÊ ÁÎÅÍÉÉ

õÓÔÒÁÎÅÎÉÅ ÐÒÉÞÉÎÙ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ÖÅÌÅÚÁ É ÁÎÅÍÉÉ (ÐÒÅËÒÁÝÅÎÉÅ ËÒÏ×ÏÔÅÞÅÎÉÑ É ËÒÏ×ÏÐÏÔÅÒÅ ÂÏÒØÂÁ Ó ÉÎÆÅËÃÉÅÊ, ÐÒÏÔÉ×ÏÏÐÕÈÏÌÅ×ÁÑ ÔÅÒÁÐÉÑ, ÐÒÅÄÕÐÒÅÖÄÅÎÉÅ ÁÌÉÍÅÎÔÁÒÎÏÊ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏÓÔÉ ÖÅÌÅÚÁ É ÄÒ.).

äÉÅÔÁ ÂÏÇÁÔÁÑ ÖÅÌÅÚÏÍ. òÅËÏÍÅÎÄÕÀÔÓÑ ÇÏ×ÑÖØÅ ÍÑÓÏ, ÒÙÂÁ, ÐÅÞÅÎØ, ÐÏÞËÉ, ÌÅÇËÉÅ, ÑÊÃÁ, ËÒÕÐÙ (Ï×ÓÑÎÁÑ, ÇÒÅÞÎÅ×ÁÑ), ÂÏÂÙ, ÆÁÓÏÌØ, ÇÏÒÏÈ, ÚÅÒÎÏ×ÙÅ (ÐÛÅÎÉÃÁ, ÒÏÖØ, Ï×ÅÓ, ÑÞÍÅÎØ), Ï×ÏÝÉ (ÑÂÌÏËÉ, ÐÅÒÓÉËÉ, ÉÚÀÍ, ÞÅÒÎÏÓÌÉ×), ÐÅÔÒÕÛËÁ, ÝÁ×ÅÌØ, ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ÑÇÏÄÙ, ÂÅÌÙÅ ÇÒÉÂÙ, ËÁËÁÏ, ÛÏËÏÌÁÄ, ÍÅÄ É ÄÒ. íÏÖÎÏ ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÔØ ÆÉÔÏÓÂÏÒ ÉÚ ×ÙÓÕÛÅÎÎÙÈ ÌÉÓÔØÅ× ËÒÁÐÉ×Ù, ÞÅÒÅÄÙ, ÚÅÍÌÑÎÉËÉ É ÞÅÒÎÏÊ ÓÍÏÒÏÄÉÎÙ, ËÏÔÏÒÙÅ ÓÍÅÛÉ×ÁÀÔ × ÒÁ×ÎÙÈ ÞÁÓÔÑÈ. ïÄÎÕ ÓÔÏÌÏ×ÕÀ ÌÏÖËÕ ÓÂÏÒÁ ÚÁÌÉ×ÁÀÔ 1 ÓÔÁËÁÎÏÍ ËÉÐÑÔËÁ, ÎÁÓÔÁÉ×ÁÀÔ × ÔÅÞÅÎÉÅ 2 ÞÁÓÏ×, ÐÒÏÃÅÖÉ×ÁÀÔ É ÐÒÉÎÉÍÁÀÔ ÄÏ ÅÄÙ ÐÏ 1/3 ÓÔÁËÁÎÁ 3 ÒÁÚÁ × ÄÅÎØ ÅÖÅÄÎÅ×ÎÏ × ÔÅÞÅÎÉÅ 6 ÎÅÄÅÌØ. ïÄÎÏ×ÒÅÍÅÎÎÏ ÎÕÖÎÏ ÐÒÉÎÉÍÁÔØ ÏÔ×ÁÒ ÉÌÉ ÎÁÓÔÏÊ ÐÌÏÄÏ× ÛÉÐÏ×ÎÉËÁ ÐÏ 1 ÓÔÁËÁÎÕ × ÄÅÎØ.

ïÄÎÁËÏ ÎÅ×ÏÚÍÏÖÎÏ ËÕÐÉÒÏ×ÁÔØ öäá ÔÏÌØËÏ ÄÉÅÔÏÊ, ÂÏÇÁÔÏÊ ÐÉÝÅ×ÙÍ ÖÅÌÅÚÏÍ ÉÚ-ÚÁ ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÎÏÊ ÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔÉ ÖÅÌÕÄÏÞÎÏ-ËÉÛÅÞÎÏÇÏ ÔÒÁËÔÁ ×ÓÁÓÙ×ÁÔØ ÖÅÌÅÚÏ ÉÚ ÐÉÝÉ. ðÏÜÔÏÍÕ ÏÓÎÏ×ÏÊ ÌÅÞÅÎÉÑ ÄÁÎÎÏÊ ÁÎÅÍÉÉ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÅ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ× ÖÅÌÅÚÁ.

ìÅËÁÒÓÔ×ÅÎÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÐÒÅÐÁÒÁÔÁÍÉ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÍÉ ÖÅÌÅÚÏ ÷ ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Å ÓÌÕÞÁÅ× ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ ÖÅÌÅÚÁ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ×ÎÕÔÒØ × ÓÕÔÏÞÎÏÊ ÄÏÚÅ ÏÔ 100 ÄÏ 300 ÍÇ Ä×ÕÈ×ÁÌÅÎÔÎÏÇÏ ÖÅÌÅÚÁ. ðÒÉÍÅÎÅÎÉÅ ÂÏÌÅÅ ×ÙÓÏËÉÈ ÄÏÚ ÎÅ ÉÍÅÅÔ ÓÍÙÓÌÁ, ÐÏÓËÏÌØËÕ ×ÓÁÓÙ×ÁÎÉÅ ÖÅÌÅÚÁ ÐÒÉ ÜÔÏÍ ÎÅ Õ×ÅÌÉÞÉ×ÁÅÔÓÑ.

ðÒÅÐÁÒÁÔÙ Ä×ÕÈ×ÁÌÅÎÔÎÏÇÏ ÖÅÌÅÚÁ ÌÕÞÛÅ ÐÒÉÎÉÍÁÔØ ÚÁ 30 ÍÉÎ. ÄÏ ÅÄÙ, ×Ï ×ÒÅÍÑ ÅÄÙ ÉÌÉ ÞÅÒÅÚ 1-2 ÞÁÓÁ ÐÏÓÌÅ ÅÄÙ ôÁÂÌÅÔËÉ É ËÁÐÓÕÌÙ ÇÌÏÔÁÔØ ÎÅ ÒÁÚÖÅ×Ù×ÁÑ, ÚÁÐÉ×ÁÔØ ×ÏÄÏÊ ÉÌÉ ÆÒÕËÔÏ×ÙÍ ÏÓ×ÅÔÌÅÎÎÙÍ (ÂÅÚ ÍÑËÏÔÉ) ÓÏËÏÍ. íÏÌÏËÏ, ËÅÆÉÒ É ÄÒÕÇÉÅ ÍÏÌÏÞÎÙÅ ÐÒÏÄÕËÔÙ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÅ ËÁÌØÃÉÊ, ÔÏÒÍÏÚÑÔ ×ÓÁÓÙ×ÁÎÉÅ ÖÅÌÅÚÁ. äÌÑ ÌÕÞÛÅÇÏ ×ÓÁÓÙ×ÁÎÉÑ ÖÅÌÅÚÁ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÁÓËÏÒÂÉÎÏ×ÕÀ ËÉÓÌÏÔÕ (0,3-0,5 Ç ÎÁ ÐÒÉÅÍ), ÑÎÔÁÒÎÕÀ ËÉÓÌÏÔÕ, ÁÎÔÉÏËÓÉÄÁÎÔÎÙÊ ËÏÍÐÌÅËÓ (×ÉÔÁÍÉÎÙ á, å, ÷6 É ÄÒ.), ÆÒÕËÔÏÚÕ, ÅÓÌÉ × ÓÏÓÔÁ×Å ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ× ÉÈ ÎÅÔ (ÔÁÂÌ. 6).

ðÏ×ÙÛÅÎÉÅ ÕÒÏ×ÎÑ ÇÅÍÏÇÌÏÂÉÎÁ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÏÂÙÞÎÏ ÞÅÒÅÚ 2-4 ÎÅÄÅÌÉ ÏÔ ÎÁÞÁÌÁ ÌÅÞÅÎÉÑ. ðÒÏÄÏÌÖÉÔÅÌØÎÏÓÔØ ÌÅÞÅÎÉÑ ÓÏÓÔÁ×ÌÑÅÔ 6-8 ÎÅÄÅÌØ (ÄÏ ÎÏÒÍÁÌÉÚÁÃÉÉ ÇÅÍÏÇÌÏÂÉÎÁ), ÚÁÔÅÍ 2-3 ÍÅÓÑÃÁ ÐÏÄÄÅÒÖÉ×ÁÀÝÅÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÄÌÑ ÐÏÐÏÌÎÅÎÉÑ ÚÁÐÁÓÏ× ÖÅÌÅÚÁ (‘ÔÅÒÁÐÉÑ ÎÁÓÙÝÅÎÉÑ’) × ÔÅÞÅÎÉÅ 3 ÍÅÓÑÃÅ× × 2-3 ÒÁÚÁ ÍÅÎØÛÅÊ ÓÕÔÏÞÎÏÊ ÄÏÚÙ, ÐÒÉÍÅÎÑ×ÛÅÊÓÑ ÎÁ ÜÔÁÐÅ ËÕÐÉÒÏ×ÁÎÉÑ ÁÎÅÍÉÉ

ðÒÉ ÎÅ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔÉ ÕÓÔÒÁÎÅÎÉÑ ÐÒÉÞÉÎÙ ÁÎÅÍÉÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÁ ÐÏÓÔÏÑÎÎÁÑ ÐÏÄÄÅÒÖÉ×ÁÀÝÁÑ ÔÅÒÁÐÉÑ ÐÒÅÐÁÒÁÔÁÍÉ ÖÅÌÅÚÁ.

õ ÖÅÎÝÉÎ Ó ÏÂÉÌØÎÙÍÉ ÍÅÎÓÔÒÕÁÌØÎÙÍÉ ËÒÏ×ÏÐÏÔÅÒÑÍÉ ÐÏÓÌÅ ÕÓÐÅÛÎÏÇÏ ÌÅÞÅÎÉÑ ÃÅÌÅÓÏÏÂÒÁÚÎÏ ÐÒÏ×ÏÄÉÔØ ÐÏÄÄÅÒÖÉ×ÁÀÝÕÀ ÔÅÒÁÐÉÀ ÐÒÅÐÁÒÁÔÁÍÉ ÖÅÌÅÚÁ ÎÅÄÅÌØÎÙÍÉ ËÕÒÓÁÍÉ ÐÏÓÌÅ ÏËÏÎÞÁÎÉÑ ÍÅÎÓÔÒÕÁÃÉÉ.

ëÏÓ×ÅÎÎÙÍ ËÒÉÔÅÒÉÅÍ ÎÁÓÙÝÅÎÉÑ ÄÅÐÏ ÖÅÌÅÚÏÍ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÎÏÒÍÁÌØÎÙÊ ÐÏËÁÚÁÔÅÌØ ÓÙ×ÏÒÏÔÏÞÎÏÇÏ ÖÅÌÅÚÁ (12,5-30,4 ÍÍÏÌØ/Ì).

ìÅÞÅÎÎÅ ÷12- É ÆÏÌÉÅ×ÏÄÅÆÉÃÉÔÎÙÈ ÁÎÅÍÉÊ

äÉÅÔÁ ÔÁËÁÑ ÖÅ, ËÁË É ÐÒÉ öäá. ðÒÉ ÆÏÌÉÅ×ÏÄÅÆÉÃÉÔÎÏÊ ÁÎÅÍÉÉ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÀÔÓÑ ÐÒÏÄÕËÔÙ, ÂÏÇÁÔÙÅ ÆÏÌÉÅ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÏÊ: ÂÏÂÙ, ÛÐÉÎÁÔ, ÐÅÔÒÕÛËÁ, ÓÅÌØÄÅÒÅÊ, ÓÁÌÁÔ, ÚÅÌÅÎÙÅ ÐÏÍÉÄÏÒÙ. îÅÐÒÅÍÅÎÎÏÅ ÕÓÌÏ×ÉÅ – ÚÁÐÒÅÝÅÎÉÅ ÕÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÑ ÁÌËÏÇÏÌÑ

ðÁÔÏÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÁÑ ÔÅÒÁÐÉÑ ÷ 12-ÄÅÆÉÃÉÔÎÏÊ ÁÎÅÍÉÉ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ×ÎÕÔÒÉÍÙÛÅÞÎÙÍÉ ÉÎßÅËÃÉÑÍÉ ×ÉÔÁÍÉÎÁ B12 ÐÏÓÌÅ ×ÅÒÉÆÉËÁÃÉÉ ÄÉÁÇÎÏÚÁ ÁÎÅÍÉÉ éÍÅÅÔÓÑ Ä×Á ÐÒÅÐÁÒÁÔÁ ×ÉÔÁÍÉÎÁ ÷12-ÃÉÁÎËÏÂÁÌÁÍÉÎ É ÏËÓÉËÏÂÁÌÁÍÉÎ.

ãÉÁÎËÏÂÁÌÁÍÉÎ ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ÐÏ 400-500 ÍËÇ ×ÎÕÔÒÉÍÙÛÅÞÎÏ 1 ÒÁÚ × ÄÅÎØ, ÏËÓÉËÏÂÁÌÁÍÉÎ – ÐÏ 1 ÍÇ/ÓÕÔËÉ ÞÅÒÅÚ ÄÅÎØ × ÔÅÞÅÎÉÅ 4-6 ÎÅÄÅÌØ. îÁ 3-4 ÄÅÎØ ÌÅÞÅÎÉÑ ×ÉÔÁÍÉÎÏÍ ÷12 ÎÁÞÉÎÁÅÔÓÑ Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÅ ÓÏÄÅÒÖÁÎÉÑ ÒÅÔÉËÕÌÏÃÉÔÏ× × ËÒÏ×É.

ðÏÓÌÅ ËÕÒÓÁ ÌÅÞÅÎÉÑ ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ÐÏÄÄÅÒÖÉ×ÁÀÝÁÑ ÔÅÒÁÐÉÑ ÃÉÁÎËÏÂÁÌÁÍÉÎ ××ÏÄÉÔÓÑ 1 ÒÁÚ × ÎÅÄÅÌÀ × ÔÅÞÅÎÉÅ 2 ÍÅÓÑÃÅ×, Á ÚÁÔÅÍ ÐÏÓÔÏÑÎÎÏ 2 ÒÁÚÁ × ÍÅÓÑà ÐÏ 400-500 ÍËÇ. ïËÓÉËÏÂÁÌÁÍÉÎ ××ÏÄÉÔÓÑ ÒÅÖÅ: × ÔÅÞÅÎÉÅ 3 ÍÅÓÑÃÅ× 1 ÒÁÚ × ÎÅÄÅÌÀ, Á ÚÁÔÅÍ ÐÏÓÔÏÑÎÎÏ 1 ÒÁÚ × ÍÅÓÑà ÐÏ 500 ÍËÇ.

óÏÇÌÁÓÎÏ ÒÅËÏÍÅÎÄÁÃÉÑÍ ÁÍÅÒÉËÁÎÓËÉÈ ÇÅÍÁÔÏÌÏÇÏ× ÐÏÄÄÅÒÖÉ×ÁÀÝÕÀ ÔÅÒÁÐÉÀ ÓÌÅÄÕÅÔ ÐÒÏ×ÏÄÉÔØ ÐÏÖÉÚÎÅÎÎÏ — ÐÏ 250 ÍËÇ 1 ÒÁÚ × ÍÅÓÑÃ.

ðÒÉ ÆÕÎÉËÕÌÑÒÎÏÍ ÍÉÅÌÏÚÅ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔÓÑ ÂÏÌØÛÉÅ ÄÏÚÙ ×ÉÔÁÍÉÎÁ ÷12 (1000 ÍËÇ ÅÖÅÄÎÅ×ÎÏ) × ÓÏÞÅÔÁÎÉÉ Ó ËÏÆÅÒÍÅÎÔÏÍ ×ÉÔÁÍÉÎÁ ÷12 ËÏÂÁÌÁÍÉÄÏÍ (500 ÍËÇ 1 ÒÁÚ × ÄÅÎØ ×ÎÕÔÒÉÍÙÛÅÞÎÏ), ËÏÔÏÒÙÊ ÕÞÁÓÔ×ÕÅÔ × ÏÂÍÅÎÅ ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ É ÕÌÕÞÛÁÅÔ ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÓÐÉÎÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ É ÎÅÒ×ÎÙÈ ×ÏÌÏËÏÎ. üÔÁ ÄÏÚÁ ×ÉÔÁÍÉÎÁ ÷12 ××ÏÄÉÔÓÑ ÄÏ ÉÓÞÅÚÎÏ×ÅÎÉÑ ËÌÉÎÉËÉ ÍÉÅÌÏÚÁ.

çÅÍÏÔÒÁÎÓÆÕÚÉÉ ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÁÒÎÏÊ ÍÁÓÓÙ ÐÒÏ×ÏÄÑÔÓÑ ÔÏÌØËÏ ÐÏ ÖÉÚÎÅÎÎÙÍ ÐÏËÁÚÁÎÉÑÍ: ÐÒÉ ËÏÍÅ: ÓÎÉÖÅÎÉÉ ÕÒÏ×ÎÑ ÇÅÍÏÇÌÏÂÉÎÁ ÄÏ 50-40 Ç/Ì É ÎÉÖÅ; ÒÁÚ×ÉÔÉÉ ÁÎÅÍÉÞÅÓËÏÊ ÜÎÃÅÆÁÌÏÐÁÔÉÉ É ÓÅÒÄÅÞÎÏÊ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏÓÔÉ.

Источник

Îáùàÿ ìîðôîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà àíåìèé (ìàëîêðîâèå), ñèìïòîìû. Ãèïî- è àïëàñòè÷åñêèå àíåìèè, âðîæäåííûå è ïðèîáðåòåííûå. Êëèíèêî-àíàòîìè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà àíåìèé Ôàíêîíè è Ýðëèõà. Èçìåíåíèÿ êðîâåòâîðíîé ñèñòåìû. Ïðè÷èíû äåôèöèòà âèòàìèíà Â12.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÀÍÅÌÈÈ

Äîöåíò Ò.À. Ëåòêîâñêàÿ

Àíåìèÿ (ìàëîêðîâèå) – ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ óìåíüøåíèåì ÷èñëà ýðèòðîöèòîâ èëè ñîäåðæàíèÿ ãåìîãëîáèíà, èëè òîãî è äðóãîãî â åäèíèöå îáúåìà êðîâè. Åñëè ñíèæåíèå óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà íå íèæå 100 ã/ë – àíåìèÿ ñ÷èòàåòñÿ ëåãêîé, îò 70 äî 100 ã/ë – óìåðåííîé, ìåíåå 70 – ã/ë – òÿæåëîé.

Êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû àíåìèè ðàçëè÷íû â çàâèñèìîñòè îò åå ñòåïåíè. Ïðè àíåìèÿõ ëåãêîé ñòåïåíè ðàçâèâàþùèåñÿ êîìïåíñàòîðíûå ìåõàíèçìû íàñòîëüêî ýôôåêòèâíû, ÷òî ïðîÿâëåíèÿ ìîãóò îòñóòñòâîâàòü. Ïðè àíåìèÿõ óìåðåííîé ñòåïåíè êëèíè÷åñêóþ ñèìïòîìàòèêó îáóñëàâëèâàþò êîìïåíñàòîðíûå ìåõàíèçìû, âêëþ÷àþùèå ïåðåðàñïðåäåëåíèå êðîâè îò êîæè ê âíóòðåííèì îðãàíàì (áëåäíîñòü êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê), òàõèêàðäèþ, òàõèïíîå. Ïðè àíåìèÿõ òÿæåëîé ñòåïåíè êîìïåíñàòîðíûå ìåõàíèçìû íåäîñòàòî÷íû è ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû, ÿâëÿþùèåñÿ ðåçóëüòàòîì òêàíåâîé ãèïîêñèè: ñòåíîêàðäèÿ, îáìîðî÷íûå ñîñòîÿíèÿ, ñëàáîñòü â êîíå÷íîñòÿõ.

1. Â çàâèñèìîñòè îò ìîðôîëîãèè ýðèòðîöèòîâ:

ìàêðî-

ìèêðî-

íîðìîöèòàðíûå

Íàèáîëåå çíà÷èìîé â ïàòîëîãèè ÷åëîâåêà ìàêðîöèòàðíîé àíåìèåé ÿâëÿåòñÿ àíåìèÿ Â12 è ôîëèåâî-äåôèöèòíàÿ, íîðìîöèòàðíîé – æåëåçî-äåôèöèòíàÿ.

2.  çàâèñèìîñòè îò âåëè÷èíû öâåòíîãî ïîêàçàòåëÿ:

ãèïåð-

ãèïî-

íîðìîõðîìíûå

3. Ïî òå÷åíèþ:

îñòðûå

õðîíè÷åñêèå

4. Ïî ýòèîëîãèè è ïàòîãåíåçó:

Ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ àíåìèè ìîæåò áûòü îäèí èç òðåõ ôàêòîðîâ (èëè êàêîå-ëèáî èõ ñî÷åòàíèå): êðîâîïîòåðÿ, íåäîñòàòî÷íîå îáðàçîâàíèå ýðèòðîöèòîâ èëè èõ óñèëåííîå ðàçðóøåíèå (ãåìîëèç) (ñì. òàáë.1).

Ãèïåðïëàçèÿ êðàñíîãî êîñòíîãî ìîçãà è ìåòàïëàçèÿ æåëòîãî

Ïîÿâëåíèå î÷àãîâ ýêñòðàìåäóëëÿðíîãî (âíåêîñòíîìîçãîâîãî) êðîâåòâîðåíèÿ â ïå÷åíè, ñåëåçåíêå, ëèìôîóçëàõ è äðóãèõ îðãàíàõ

Ãåìîððàãè÷åñêèé äèàòåç

Æèðîâàÿ äèñòðîôèÿ ïàðåíõèìàòîçíûõ îðãàíîâ

Æåëòóõà

Àíåìèè âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðè (ïîñòãåìîððàãè÷åñêèå)

Îñòðàÿ ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ àíåìèÿ âîçíèêàåò ïîñëå ìàññèâíîãî êðîâîòå÷åíèÿ.

Ïðè÷èíû:

· Ñïîíòàííûé èëè òðàâìàòè÷åñêèé ðàçðûâ ñîñóäà

· Àððîçèÿ àðòåðèè (ïåïòè÷åñêèå ÿçâû, îïóõîëè)

· Ðàçðûâ ìàòî÷íîé òðóáû (âíåìàòî÷íàÿ áåðåìåííîñòü)

· Íàðóøåíèÿ ãåìîñòàçà (ãåìîôèëèÿ)

Áûñòðàÿ ïîòåðÿ 1/3 îáùåãî îáúåìà êðîâè (íàïðèìåð, ïðè ðàçðûâå àîðòû) ìîæåò ïðèâåñòè ê ñìåðòè. Ïðè ýòîì ïðîèñõîäèò ðåçêîå óìåíüøåíèå îáúåìà öèðêóëèðóþùåé êðîâè è, êàê ñëåäñòâèå, ïàäåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, à âíóòðåííèå îðãàíû èçìåíåíû ìàëî. Ïðè ïîñòåïåííîé (â òå÷åíèå ñóòîê) ïîòåðå 2/3 ÎÖÊ îáû÷íî ñìåðòü íàñòóïàåò îò îñòðîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè, à âî âíóòðåííèõ îðãàíàõ îòìå÷àåòñÿ âûðàæåííîå ìàëîêðîâèå.

Õðîíè÷åñêèå ïîñòãåìîððàãè÷åñêèå àíåìèè âîçíèêàþò ïðè äëèòåëüíûõ óìåðåííûõ êðîâîïîòåðÿõ.

Ïðè÷èíû:

· Ïåïòè÷åñêèå ÿçâû ÆÊÒ

· Âàðèêîçíûå ðàñøèðåíèÿ ãåìîððîèäàëüíûõ âåí

· Ðàñïàäàþùèåñÿ îïóõîëè

· Ãèíåêîëîãè÷åñêèå è óðîëîãè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ

· Ãåìîôèëèÿ

· Âûðàæåííûé ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì

 íà÷àëå õðîíè÷åñêîãî êðîâîòå÷åíèÿ ðåãåíåðàòîðíàÿ ôóíêöèÿ êîñòíîãî ìîçãà êîìïåíñèðóåò ïîòåðþ ýðèòðîöèòîâ.  ðåçóëüòàòå ãèïîêñèè ^ ñîäåðæàíèå ýðèòðîïîýòèíà, êîòîðûé ñòèìóëèðóåò ïðîëèôåðàöèþ êëåòîê êðàñíîãî êîñòíîãî ìîçãà, â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè óâåëè÷èâàåòñÿ êîëè÷åñòâî ðåòèêóëîöèòîâ. Íî îäíîâðåìåííî ñ ýðèòðîöèòàìè ïàöèåíò òåðÿåò æåëåçî, ñîäåðæàùååñÿ â ãåìîãëîáèíå. Ïîýòîìó ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ àíåìèÿ ïåðåõîäèò â æåëåçîäåôèöèòíóþ.

 ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè íàáëþäàåòñÿ ãèïîõðîìíàÿ àíåìèÿ.  êðàñíîì êîñòíîì ìîçãå, òàêæå êàê ïðè îñòðîé êðîâîïîòåðå åñòü ãèïåðïëàçèÿ ýðèòðîèäíîãî ðîñòêà ñ óâåëè÷åíèåì îáùåãî êîëè÷åñòâà íîðìîöèòîâ, çà ñ÷åò, ãëàâíûì îáðàçîì, áàçîôèëüíûõ èëè ïîëèõðîìàòîôèëüíûõ ýðèòðîèäíûõ êëåòîê.

Ìàêðîñêîïè÷åñêè îòìå÷àåòñÿ áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ, áëåäíîñòü âíóòðåííèõ îðãàíîâ, âîçíèêàþùàÿ ãèïîêñèÿ îðãàíîâ è òêàíåé ïðèâîäèò ê æèðîâîé äèñòðîôèè ìèîêàðäà ïå÷åíè, ïî÷åê. ×àñòî âûðàæåí ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì, êîòîðûé ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå êðîâîèçëèÿíèé íà ñëèçèñòûõ è ñåðîçíûõ îáîëî÷êàõ. Íàáëþäàþòñÿ î÷àãîâûå ïðåâðàùåíèÿ æåëòîãî êîñòíîãî ìîçãà â êðàñíûé, ïîÿâëÿþòñÿ î÷àãè ýêñòðàìåäóëëÿðíîãî êðîâåòâîðåíèÿ â ïå÷åíè è ñåëåçåíêå.

Ãèïî- è àïëàñòè÷åñêèå àíåìèè. Âðîæäåííûå è ïðèîáðåòåííûå

Äàííûå òåðìèíû èñïîëüçóþòñÿ, êàê ïðàâèëî, äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ïàíãèïîïëàçèè êîñòíîãî ìîçãà, ïðèâîäÿùåé ê ñíèæåíèþ âûðàáîòêè âñåõ êðîâåòâîðíûõ êëåòîê, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè ýðèòðîïåíèåé, ëåéêîïåíèåé è òðîìáîöèòîïåíèåé.

Ïðè÷èíàìè ðàçâèòèÿ ïðèîáðåòåííûõ ãèïî- è àïëàñòè÷åñêèõ àíåìèé ìîãóò ÿâèòüñÿ ðàçëè÷íûå ýêçîãåííûå ôàêòîðû – èîíèçèðóþùåå îáëó÷åíèå, ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû (íàïðèìåð, öèòîñòàòèêè, íåñòåðîèäíûå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ñðåäñòâà) è äðóãèå.

Âðîæäåííàÿ ãèïîïëàñòè÷åñêàÿ àíåìèÿ ïî àâòîðó íàçûâàåòñÿ àíåìèÿ Ýðëèõà. Âðîæäåííàÿ àïëàñòè÷åñêàÿ àíåìèÿ – àíåìèÿ Ôàíêîíè. Ïîñëåäíÿÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðåäêîå ñåìåéíîå çàáîëåâàíèå ñ êîñòíûìè àíîìàëèÿìè, ìèêðîöåôàëèåé, ãèïîãåíèòàëèçìîì è êîðè÷íåâîé ïèãìåíòàöèåé êîæè.

Êëèíèêî-àíàòîìè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà àíåìèé Ôàíêîíè è Ýðëèõà:

Ñòèãìû äèçýìáðèîãåíåçà

Óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü

Ãèïî- (àíåìèÿ Ýðëèõà) èëè àïëàçèÿ (àíåìèÿ Ôàíêîíè) êîñòíîãî ìîçãà

Ãåìîððàãè÷åñêèé äèàòåç (èç-çà òÿæåëîé òðîìáîöèòîïåíèè)

Æèðîâàÿ äèñòðîôèÿ ïàðåíõèìàòîçíûõ îðãàíîâ

Æåëòóõà

Èíôåêöèîííûå îñëîæíåíèÿ (ñëåäñòâèå àãðàíóëîöèòîçà)

Àíåìèÿ Àääèñîí-Áèðìåðà

Âîçíèêàåò èç-çà äåôèöèòà èëè íàðóøåííîé óòèëèçàöèè âèòàìèíà B12 èëè ôîëèåâîé êèñëîòû

Äëÿ âñàñûâàíèÿ âèòàìèíà B12 (â êîíöåâîì îòäåëå ïîäâçäîøíîé êèøêè) íåîáõîäèìî ïðèñóòñòâèå âíóòðåííåãî ôàêòîðà – ñåêðåòà âûäåëÿåìîãî âìåñòå ñ ñîëÿíîé êèñëîòîé ïàðèåòàëüíûìè êëåòêàìè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè æåëóäêà è òðàíñïîðòèðóþùåãî âèòàìèí ÷åðåç ñëèçèñòóþ êèøå÷íèêà.

Ïðè÷èíû äåôèöèòà âèòàìèíà Â12

· Íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå (åãî áîëüøå âñåãî ñîäåðæèòñÿ â ìÿñå è äðóãèõ áåëêîâûõ ïðîäóêòàõ æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, è â áîáîâûõ ðàñòåíèÿõ)

· Íàðóøåíèå âñàñûâàíèÿ (îòñóòñòâèå âíóòðåííåãî ôàêòîðà (ðåçåêöèÿ æåëóäêà, ïåðíèöèîçíàÿ àíåìèÿ – àóòîèììóííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ îòñóòñòâèåì ïàðèåòàëüíûõ êëåòîê â òåëå æåëóäêà ñ àõëîðãèäðèåé è àòðîôèåé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè æåëóäêà (ãàñòðèò À)), ïàòîëîãèÿ òîíêîãî êèøå÷íèêà (öåëèàêèÿ, îïóõîëè, ðåçåêöèÿ, ìàëüàáñîðáöèÿ), êîíêóðåíòíîå èñïîëüçîâàíèå (øèðîêèé ëåíòåö)

· Ïîâûøåííàÿ ïîòðåáíîñòü (ãèïåðòèðåîç, ãðóäíîé âîçðàñò)

· Íåàäåêâàòíûé îáìåí (àíòàãîíèñòû, äåôèöèò ôåðìåíòîâ, òÿæåëûå çàáîëåâàíèÿ ïå÷åíè, ïî÷åê)

1. Èçìåíåíèÿ êðîâåòâîðíîé ñèñòåìû:

· êîñòíûé ìîçã ìàëèíîâî-êðàñíûé ñî÷íûé, â òðóá÷àòûõ êîñòÿõ èìååò âèä ìàëèíîâîãî æåëå

· íàëè÷èå ìåãàëîáëàñòîâ

· àíèçîöèòîç è ïîéêèëîöèòîç

· òðîìáîöèòîïåíèÿ

· ëåéêîïåíèÿ ñ ãèïåðñåãìåíòèðîâàííûìè ãðàíóëîöèòàìè

· ãåìîñèäåðîç ïå÷åíè, ñåëåçåíêè, ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ

· «ãóíòåðîâñêèé ãëîññèò» (ãëàäêèé, áëåñòÿùèé ÿçûê êðàñíîãî öâåòà ñ ñèììåòðè÷íî ðàñïîëîæåííûìè êðàñíûìè ïÿòíàìè, òðåùèíàìè, ìèêðî: àòðîôèÿ ýïèòåëèÿ è ñîñî÷êîâ, ïîä ýïèòåëèåì äèôôóçíûå ëèìôîïëàçìîöèòàðíûå èíôèëüòðàòû, çíà÷èòåëüíîå ðàñøèðåíèå âåíîçíîé è êàïèëëÿðíîé ñåòêè)

· àòðîôèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëîòêè è ïèùåâîäà

· ðåçêàÿ àòðîôèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè æåëóäêà ñ ïî÷òè ïîëíûì èñ÷åçíîâåíèåì ïàðèåòàëüíûõ êëåòîê (àõëîðãèäðèÿ)

· àòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â êèøå÷íèêå

3. Èçìåíåíèÿ â íåðâíîé ñèñòåìå (âîçíèêàþò ïðè äåôèöèòå âèòàìèíà Â12, ïðè èçîëèðîâàííîì äåôèöèòå ôîëèåâîé êèñëîòû èõ íåò)

· «ôóíèêóëÿðíûé ìèåëîç» – äåãåíåðàòèâíûå èçìåíåíèÿ â çàäíèõ ñòîëáàõ è êîðòèêîñïèíàëüíûõ òðàêòàõ (íàáóõàíèå è ðàñïàä ìèåëèíîâûõ îáîëî÷åê è îñåâûõ öèëèíäðîâ ïðåèìóùåñòâåííî â çàäíèõ è áîêîâûõ ñòîëáàõ â øåéíîé îáëàñòè ñïèííîãî ìîçãà)

ìàëîêðîâèå âðîæäåííûé âèòàìèí àïëàñòè÷åñêèé

Òàáëèöà 1. Ýòèîïàòîãåíåòè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé (E.P. Frenkel, 1997)

I. Àíåìèè âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðü

1. Îñòðàÿ

2. Õðîíè÷åñêàÿ

II. Àíåìèè âñëåäñòâèå íåäîñòàòî÷íîãî îáðàçîâàíèÿ ýðèòðîöèòîâ

1. Íàðóøåíèÿ ïðîöåññîâ ïðîëèôåðàöèè è äèôôåðåíöèðîâêè ñòâîëîâîé êëåòêè (ãèïî- è àïëàñòè÷åñêèå)

À. ïðè âîçäåéñòâèè ýêçîãåííûõ ôàêòîðîâ (ðàäèàöèÿ, ëåêàðñòâà è äð.)

Á. ïðè âîçäåéñòâèè ýíäîãåííûõ ôàêòîðîâ (íàñëåäñòâåííûå àíåìèè Ôàíêîíè è Ýðëèõà, ó áîëüíûõ ÕÏÍ ïðè íåäîñòàòêå ýðèòðîïîýòèíà è äð.)

2. Íàðóøåíèÿ ïðîöåññîâ ïðîëèôåðàöèè è ñîçðåâàíèÿ ýðèòðîáëàñòîâ

À. ìåãàëîáëàñòè÷åñêàÿ àíåìèÿ (à. Àääèñîíà – Áèðìåðà);

Á. äåôèöèò ñèíòåçà Íâ

äåôèöèò ñèíòåçà ãåìà (æåëåçîäåôèöèòíûå è ñèäåðîàõðåñòè÷åñêèå)

äåôèöèò ñèíòåçà ãëîáèíà (òàëàññåìèè)

III. Àíåìèè âñëåäñòâèå óñèëåííîãî ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ (ãåìîëèòè÷åñêèå)

1. Ãåìîëèç, ñâÿçàííûé ñ ýíäîýðèòðîöèòàðíûìè ôàêòîðàìè

À. Àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ èçìåíåíèÿìè ìåìáðàí Er (ìåìáðàíîïàòèè)

à) Âðîæäåííûå

· Âðîæäåííàÿ ýðèòðîïîýòè÷åñêàÿ Ïîðôèðèÿ

· Íàñëåäñòâåííûé îâàëîöèòîç

· Íàñëåäñòâåííûé ñôåðîöèòîç

á) Ïðèîáðåòåííûå

· Ñòîìàòîöèòîç

· Àíåìèÿ, âûçâàííàÿ ãèïîôîñôàòåìèåé

Á. Àíåìèè ïðè íàðóøåíèÿõ ìåòàáîëèçìà ýðèòðîöèòîâ (íàñëåäñòâåííûå ýíçèìîïàòèè)

à) Äåôåêòû ãëèêîëèòè÷åñêîãî ïóòè

á) Äåôåêòû ãåêñîçîìîíîôîñôàòíîãî ïóòè (äåôèöèò ãëþêîçî-6-ôîñôàòäåãèäðîãåíàçû)

Â. Àíåìèè, âûçâàííûå äåôåêòíûì ñèíòåçîì ãåìîãëîáèíà (ãåìîãëîáèíîïàòèè)

à) Ñåðïîâèäíîêëåòî÷íûå àíåìèè

á) C-ãåìîãëîáèíîïàòèÿ

â) S-C-ãåìîãëîáèíîïàòèÿ

ã) E-ãåìîãëîáèíîïàòèÿ

ä) Òàëàññåìèè

2. Ãåìîëèç, ñâÿçàííûé ñ ýêçîýðèòðîöèòàðíûìè ôàêòîðàìè

À. Ãèïåðñïëåíèçì

Á. Àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ èììóíîëîãè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè

à) Èçîèììóííûé ãåìîëèç

á) Àóîòèììóííàÿ ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ

· Áîëåçíü Õîëîäîâûõ àíòèòåë (Õîëîäîâûõ àããëþòèíèíîâ)

· Ïàðîêñèçìàëüíàÿ õîëîäîâàÿ ãåìîãëîáèíóðèÿ (ñèíäðîì Äîíàòà-Ëàíäøòåéíåðà)

· Àíåìèÿ, ñâÿçàííàÿ ñ ñåíñèáèëèçàöèåé ê êîìïëåìåíòó

â) Ïàðîêñèçìàëüíàÿ íî÷íàÿ ãåìîãëîáèíóðèÿ (ñèíäðîì Ìàðêèàôàâû-Ìèêåëè)

Â. Àíåìèè, âûçâàííûå ìåõàíè÷åñêèìè ïîâðåæäåíèÿìè Er

à) òðàâìàòè÷åñêîãî ãåíåçà (ïðè îáûçâåñòâëåíèè êëàïàíîâ ñåðäöà, èõ ïîðîêàõ, äåôåêòàõ ïðîòåçîâ)

á) ãåìîëèç ïðè èíôåêöèÿõ

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник