Курсовая работа по теме анемия при беременности

Анемия беременных — это состояние организма человека, характеризующееся снижением уровня гемоглобина, уменьшением количества эритроцитов, появлением их патологических форм, изменением витаминного баланса, количества микроэлементов и ферментов. Анемия — не диагноз, а симптом, поэтому в обязательном порядке необходимо выяснять причину ее развития.

Критериями анемии у женщин, согласно данным ВОЗ, являются: концентрация гемоглобина — менее 120 г/л, а во время беременности — менее 110 г/л.

Анемия — одно из наиболее частых осложнений беременности. По данным ВОЗ, частота железодефицитной анемии у беременных в странах с различными уровнями жизни колеблется от 21 до 80 %. За последнее десятилетие в связи с ухудшением социально-экономической обстановки в России частота железодефицитной анемии значительно возросла, несмотря на низкую рождаемость. Частота анемии, по данным Минздрава, за последние 10 лет увеличилась в 6,3 раза.

Анемия беременных в 90 % случаев является железодефицитной. Железодефицитная анемия — это клинико-гематологический синдром, характеризующийся нарушением синтеза гемоглобина из-за развивающегося вследствие различных физиологических и патологических процессов дефицита железа и проявляющийся симптомами анемии и сидеропении.

В конце беременности практически у всех женщин имеется скрытый дефицит железа, причем у ‘/з из них развивается железодефицитная анемия.

Наличие железодефицитной анемии нарушает качество жизни пациенток, снижает их работоспособность, вызывает функциональные расстройства со стороны многих органов и систем. У беременных дефицит железа увеличивает риск развития осложнений в родах, а при отсутствии своевременной и адекватной терапии ведет к возникновению дефицита железа у плода.

Врачу необходимо знать формы анемии, при которых беременность противопоказана.

  • Хроническая железодефицитная анемия III-IV степени.

  • Гемолитическая анемия.

  • Анемия при гипо- и аплазии костного мозга.

  • Лейкозы.

  • Болезнь Верльгофа с частыми обострениями.

    Прерывание беременности следует проводить до срока 12 нед.

    Этиология

    Факторы риска развития железодефицитной анемии и противопоказания к беременности:

  • Алиментарный фактор: снижение поступления железа в организм с пищей (вегетерианская диета, анорексия).

  • Отягощенный соматический анамнез: хронические заболевания внутренних органов (ревматизм, пороки сердца, пиелонефрит, гепатит); заболевания печени (нарушение процессов депонирования железа и его транспортировки в связи с дефицитом трансферрина); хронические заболевания инфекционного характера (происходит интенсивная аккумуляция железа зоной воспаления); анемия в анамнезе; гастрогенный и энтерогенный факторы; желудочно-кишечные кровотечения при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, геморрое, дивертикулезе кишечника, неспецифическом язвенном колите, глистной инвазии; наличие заболеваний, проявляющихся хроническими носовыми кровотечениями (тромбоцитопатии, тромбоцитопеническая пурпура).

  • Отягощенный акушерско-гинекологический анамнез: менометроррагии; многорожавшие женщины; самопроизвольные выкидыши в анамнезе; наличие кровотечения в предыдущих родах; эндометриоз; миома матки; недоношенность при рождении самой пациентки (поскольку до 1,5 лет механизм всасывания железа не работает и кроветворение ребенка происходит за счет накопленных запасов железа).

  • Осложненное течение настоящей беременности: многоплодная беременность; ранний токсикоз; юные первородящие; первородящие старше 30 лет; артериальная гипотония; обострение хронических инфекционных заболеваний во время беременности; гестоз; предлежание плаценты; преждевременная отслойка плаценты.

  • Время года (в осенне-зимний период имеет место дефицит витаминов).

    Патогенез

    Выделяют следующие основные механизмы, которые способствуют развитию анемии в организме беременной:

  • Накопление в течение гестации продуктов межуточного обмена, оказывающих токсическое влияние на костный мозг (многие авторы отмечают наличие значительных метаболических нарушений у беременных, страдающих анемией: метаболический ацидоз, задержка жидкости в интерстициальной ткани, повышение концентрации меди, снижение концентрации витаминов и микроэлементов — кобальта, марганца, цинка, никеля).

  • Изменение гормонального баланса во время беременности (в частности, увеличение количества Э2, вызывающего угнетение эритропоэза).

  • Частые беременности и роды, многоплодная беременность способствуют истощению депо железа в организме.

  • Наличие у пациентки сидеропении (недостаток железа в организме).

  • Дефицит в организме у беременной витамина В12, фолиевой кислоты и белка.

  • Кислородное голодание, при котором происходит нарушение окислительно-восстановительных процессов в организме женщины.

  • Иммунологические изменения в организме беременной, происходящие за счет постоянной антигенной стимуляции материнского организма со стороны тканей развивающегося плода (угнетение Т-клеточного звена иммунитета, повышение противотканевой сенсибилизации, накопление мелкодисперсных иммунных агрегантов и низкий уровень комплемента, снижение общего количества лимфоцитов).

  • Расход железа из депо организма матери, необходимый для правильного развития плода.

    Во время беременности встречаются все клинические варианты анемии, диагностируемые в популяции. Однако подавляющее большинство из них наблюдаются казуистически редко. В тех случаях, когда лечение анемии у беременной препаратами железа не дает эффекта, целесообразно уточнить этиологию патологического процесса и проводить дифференциальную диагностику с другими формами заболевания.

    Клиника

    Анемия осложняет течение беременности и родов, влияет на развитие плода. Даже при скрытом дефиците железа у 59 % женщин отмечается неблагоприятное течение беременности и родов.

    При анемии у беременных появляется общая слабость, утомляемость, головокружение, обмороки, головная боль, тошнота, сердцебиение, иногда одышка.

    Особенности течения беременности при анемии.

  • Угроза прерывания беременности (20- 42%).

  • Ранний токсикоз (29 %).

  • Гестоз (40 %).

  • Артериальная гипотония (40 %).

  • Преждевременная отслойка плаценты (25- 35 %).

  • Фетоплацентарная недостаточность, синдром задержки развития плода (25 %).

  • Преждевременные роды (11-42 %).

    Особенности течения родов и послеродового периода при анемии.

  • Преждевременное излитие околоплодных вод.

  • Слабость родовой деятельности (10-37 %).

  • Преждевременная отслойка плаценты.

  • Атоническое и гипотоническое кровотечение в последовом и раннем послеродовом периоде (10-51,8 %).

  • ДВС-синдром и коагулопатические кровотечения (хроническая и подострая форма ДВС-синдрома, гипофункция тромбоцитов, укорочение АЧТВ, увеличение протромбинового индекса).

  • Гнойно-септические заболевания в родах и послеродовом периоде (12 %).

  • Гипогалактия (39 %).

  • Антенатальная и интранатальная гипоксия плода.

    Перинатальная смертность при анемии составляет от 4,5 до 20,7 %. Врожденные аномалии развития плода имеют место в 17,8 % случаев.

    Диагностика

  • Главным лабораторным признаком железодефицитной анемии является низкий цветовой показатель, который отражает содержание гемоглобина в эритроците и представляет собой расчетную величину. Поскольку при железодефицитной анемии продукция эритроцитов в костном мозге снижается незначительно, а синтез гемоглобина нарушен, цветовой показатель всегда ниже 0,85.

  • Определение среднего содержания гемоглобина в эритроците (среднее содержание гемоглобина). Вычисляется путем деления показателя гемоглобина (в г/л) на число эритроцитов в 1 л крови, выражается в пикограммах.

  • Оценка количества эритроцитов. При железодефицитной анемии оно снижено.

  • Исследование морфологической картины эритроцитов. Морфологическим отображением низкого содержания гемоглобина в эритроцитах является их гипохромия, преобладающая в мазке периферической крови и характеризующаяся наличием широкого просветления в центре эритроцита, который по форме напоминает бублик или кольцо. В норме соотношение центрального просветления и периферического затемнения в эритроците составляет 1:1, при гипохромии — 2:1; 3:1.

    В мазке крови преобладают микроциты — эритроциты уменьшенного размера, отмечаются анизоцитоз (неодинаковая величина) и пойкилоцитоз (различные формы) эритроцитов.

    Количество сидероцитов (эритроциты с гранулами железа, выявляемого при специальной окраске) резко снижено вплоть до полного отсутствия, что отражает снижение запасов железа в организме.

    Содержание ретикулоцитов и лейкоцитов в пределах нормы может иметь место тромбоцитоз, исчезающий после медикаментозного устранения анемии.

  • Морфологическое исследование костного мозга при железодефицитной анемии малоинформативно. При использовании специальной окраски на железо и подсчета сидеробластов (содержащие гранулы железа созревающие эритробласты) отмечено, что количество последних значительно снижено. Однако «золотым стандартом» в диагностике железодефицитной анемии является окрашивание аспирата костного мозга на железо для определения его запасов (это исследование рекомендуется производить во всех неясных случаях).

  • Определение уровня железа в сыворотке крови. Содержание железа в сыворотке крови снижено (в норме у женщин составляет 12- 25 мкмоль/л).

  • Определение общей железосвязывающей способности сыворотки крови. Данный показатель отражает степень «голодания» сыворотки и насыщения железом трансферрина. Принцип метода заключается в том, что к сыворотке крови пациентки прибавляется заведомый избыток железа, часть которого связывается с белком, а другая, несвязанная часть, удаляется. После этого определяют содержание оставшегося железа, связанного с белком и рассчитывают количество железа (в микромолях), которое может связать 1 л сыворотки. Этот показатель и отражает общую железосвязывающую способность сыворотки крови (норма — 30-85 мкмоль/л).

    Разница между показателями общей железосвязывающей способности сыворотки крови и сывороточного железа отражает латентную железосвязывающую способность.

    Отношение показателя железа сыворотки к общей железосвязывающей способности сыворотки крови отражает процент насыщения трансферрина железом (норма — 16-50 %).

  • При железодефицитной анемии имеет место снижение содержания в сыворотке крови ферритина. Снижение этого показателя в сыворотке крови является наиболее чувствительным и специфичным лабораторным признаком дефицита железа. В норме содержание ферритина составляет 15-150 мкг/л.

  • Оценка запасов железа в организме производится при определении содержания железа в моче после введения комплексов, связывающих железо и выводящих его с мочой (десферал, десфероксамин). Десфераловый тест состоит в том, что после внутривенного введения 500 мг десферала у здорового человека выводится от 0,8 до 1,2 мг железа, в то время как у больных с дефицитом железа этот показатель снижается до 0,2 мг.

  • Клинический анализ крови (гемоглобин, эритроциты, гематокритное число, СОЭ).

  • Новая стратегия в диагностике железодефицитной анемии заключается в определении индекса соотношения растворимого рецептора трансферрина к ферритину. Это исследование в будущем заменит другие диагностические мероприятия по определению концентрации железа в организме.

    Лечение

    Наиболее часто встречается железодефицитная анемия. Беременным с железодефицитной анемией, кроме медикаментозной терапии, назначают специальную диету.

    Разработаны определенные правила терапии железодефицитной анемии.

    Из пищи всасывается 2,5 мг железа в сутки, в то время как из лекарственных препаратов — в 15-20 раз больше.

    Наибольшее количество железа содержится в мясных продуктах. Содержащееся в них железо в виде гема всасывается в организме человека в количестве 25-30 %.

    Всасывание железа из других продуктов животного происхождения (яйца, рыба) составляет 10-15 %, из растительных продуктов — всего 3- 5%.

    Наибольшее количество железа (в мг на 100 г продукта) содержится в:

  • свиной печени (19,0 мг);

  • какао (12,5 мг);

  • яичном желтке (7,2 мг);

  • сердце (6,2 мг);

  • телячьей печени (5,4 мг);

  • черством хлебе (4,7 мг);

  • абрикосах (4,9 мг);

  • миндале (4,4 мг);

  • индюшачьем мясе (3,8 мг);

  • шпинате (3,1 мг);

  • телятине (2,9 мг).

    В первую половину беременности рекомендуется суточный рацион, состоящий из ПО г белков, 80 г жиров и 350-400 г углеводов. Общая энергетическая ценность должна составлять 2600-2800 ккал.

    Во вторую половину беременности количество белков должно быть увеличено до 125 г, жиров — до 70-90 г, углеводов — до 400-420 г, калорийность питания составляет в этом случае 2900- 3050 кал.

    Из белковых продуктов рекомендуются говядина, бычья печень, язык, печень и сердце, птица, яйца и коровье молоко.

    Жиры содержатся в сыре, твороге, сметане, сливках.

    Углеводы должны восполняться за счет ржаного хлеба грубого помола, овощей (томаты, морковь, редис, свекла, тыква и капуста), фруктов (абрикосы, гранаты, лимоны, черешня), сухофруктов (курага, изюм, чернослив), орехов, ягод (смородина, шиповник, малина, клубника, крыжовник), круп (овсяная, гречневая, рис) и бобовых (фасоль, горох, кукуруза).

    Обязательно в питание должны включаться свежая зелень и мед.

    Препараты железа. Профилактика развития железо-дефицитной анемии у беременных группы риска по возникновению данной патологии заключается в назначении небольших доз препаратов железа (1-2 таблетки в день) в течение 4-6 мес, начиная с 14-16 нед гестации, курсами по 2-3 нед, с перерывами на 14-21 день, всего 3-5 курсов за беременность. Одновременно необходимо изменить режим питания в пользу повышения употребления продуктов, содержащих большое количество легкоусвояемого железа.

    Для профилактики развития железодефицитной анемии во время беременности используют те же препараты, что и для лечения этого осложнения.

    Согласно рекомендациям ВОЗ все женщины на протяжении II и III триместров беременности и в первые 6 мес в лактации должны принимать препараты железа.

    Лечение препаратами железа должно быть длительным. Подъем ретикулоцитов (ретикулоцитарный криз) отмечается на 8-12-й день лечения при адекватном назначении препаратов железа в достаточной дозе, содержание гемоглобина повышается к концу 3-й недели терапии железодефицитной анемии. Нормализация количества эритроцитов имеет место через 5-8 нед лечения.

    Для перорального применения используют препараты двухвалентного закисного железа ( Актиферрин, Тардиферон, Тотема
    ), поскольку в организме человека всасывается только оно. Необходимо, чтобы суточная доза двухвалентного железа составляла 100-300 мг. Трехвалентное окисное железо ( Ферлатум, Мальтофер, Феррум Лек), содержащееся в некоторых препаратах, в органах пищеварения переходит в двухвалентное, что необходимо для процессов всасывания, затем преобразуется в плазме крови в трехвалентное железо, чтобы участвовать в восстановлении уровня гемоглобина.

    Кроме железа, медикаменты для лечения железодефицитной анемии содержат различные компоненты, усиливающие всасывание железа (цистеин, аскорбиновая кислота, янтарная кислота, фолиевая кислота, фруктоза).

    Необходимо учитывать, что под влиянием некоторых содержащихся в пище веществ (фосфорная кислота, фитин, танин, соли кальция), а также при одновременном применении ряда медикаментов (антибиотики тетрациклинового ряда, альмагель) всасывание железа в организме уменьшается.

    Беременным предпочтительно назначать препараты железа в комбинации с аскорбиновой кислотой, которая принимает активное участие в процессах метаболизма данного минерала в организме. Содержание аскорбиновой кислоты должно превышать в 2-5 раз количество железа в препарате.

    Гемотрансфузия (теплая донорская кровь), переливание эритроцитной массы и отмытых эритроцитов — это процедуры, представляющие серьезную опасность для беременной и плода из-за высокого риска инфицирования (гепатит В и С, сифилис, СПИД, другие вирусные инфекции). Кроме того, железо из перелитых эритроцитов очень плохо утилизируется.

    Критерием жизненных показаний для проведения трансфузий этих препаратов является не уровень гемоглобина, а общее состояние пациентки (показания возникают за 1-2 дня до родоразрешения при уровне гемоглобина ниже 60 г/л).

    Профилактика

  • Для проведения эффективной профилактики анемии ежедневная доза составляет 60 мг элементарного железа и 250 мкг фолиевой кислоты.

  • В случае лечения уже имеющейся анемии эту дозу необходимо удвоить.

  • Предпочтительным является использование комбинированных пероральных препаратов железа и фолиевой кислоты с пролонгированным высвобождением железа.

  • Не следует прекращать лечение препаратами железа после нормализации уровня гемоглобина и содержания эритроцитов в организме. Нормализация уровня гемоглобина в организме не означает восстановления запасов железа в нем. Для этой цели эксперты ВОЗ рекомендуют после 2-3-месячного лечения и ликвидации гематологической картины анемии не прекращать проведение терапии, а лишь уменьшать вдвое дозу препарата, который использовался для лечения железодефицитной анемии. Такой курс лечения продолжается в течение 3 мес. Даже восстановив полностью запасы железа в организме, целесообразно в течение полугода принимать небольшие дозы железосодержащих препаратов.

    Следует иметь в виду, что наилучшим образом эффективность лечения железодефицитной анемии контролируется по уровню трансферрина и ферритина сыворотки крови, а не по уровню гемоглобина и эритроцитов.

  • Источник

    Ñîñòîÿíèå, îáóñëîâëåííîå ñíèæåíèåì ñîäåðæàíèÿ æåëåçà â ñûâîðîòêå êðîâè è êîñòíîì ìîçãå. Âîñïðèèì÷èâîñòü áåðåìåííûõ æåíùèí ê èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèÿì ïðè äåôèöèòå æåëåçà. Îñëîæíåíèÿ ó ìàòåðè è ïëîäà ïîä âëèÿíèåì ðàçâèòèÿ àíåìèè ó áåðåìåííûõ æåíùèí.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Íàó÷íûé öåíòð àêóøåðñòâà, ãèíåêîëîãèè è ïåðèíàòîëîãèè ÐÀÌÍ

    Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ áåðåìåííûõ

    Êàñàáóëàòîâ Í.Ì.

    Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ (ÆÄÀ) áåðåìåííûõ – ñîñòîÿíèå, îáóñëîâëåííîå ñíèæåíèåì ñîäåðæàíèÿ æåëåçà â ñûâîðîòêå êðîâè, êîñòíîì ìîçãå è äåïî â ñâÿçè ñ áîëüøèìè åãî çàòðàòàìè íà ñîçäàíèå ôåòîïëàöåíòàðíîãî êîìïëåêñà è ïåðåðàñïðåäåëåíèåì â ïîëüçó ïëîäà.

    ÆÄÀ îñòàåòñÿ ñåðüåçíîé ïðîáëåìîé ýêñòðàãåíèòàëüíîé ïàòîëîãèè â àêóøåðñòâå, ïîñêîëüêó ÷àñòîòà çàáîëåâàíèÿ íå ñíèæàåòñÿ. ×àñòîòà àíåìèè áåðåìåííûõ ñîñòàâëÿåò 15-80% [10]. Ó 9 èç 10 áîëüíûõ àíåìèÿ íîñèò æåëåçîäåôèöèòíûé õàðàêòåð [28,33].

    Æåíùèíà ïîòðåáëÿåò åæåñóòî÷íî ñ ïèùåé 10-20 ìã æåëåçà, èç íèõ óñâàèâàåòñÿ íå áîëåå 2 ìã. Äî 75% çäîðîâûõ æåíùèí òåðÿþò çà âðåìÿ ìåíñòðóàöèè 20-30 ìã æåëåçà. Òàêîå êîëè÷åñòâî æåëåçà íå ìîæåò áûòü óñâîåíî äàæå ïðè áîëüøîì ñîäåðæàíèè åãî â ïèùå. Âîçíèêàåò äèñáàëàíñ, âåäóùèé ê ðàçâèòèþ àíåìèè [13].

    Òðàíñïîðò ïëàçìåííîãî æåëåçà è åãî ýôôåêòèâíîñòü íåðàçðûâíî ñâÿçàíû ñ ôóíêöèåé äåïîíèðîâàíèÿ æåëåçà â âèäå ôåððèòèíà è ãåìîñèäåðèíà [8,30,33,35]. Îñíîâíàÿ ÷àñòü æåëåçà (65%) íàõîäèòñÿ â ãåìîãëîáèíå, ìåíüøå – â ìèîãëîáèíå (3,5%), íåáîëüøîå, íî ôóíêöèîíàëüíî âàæíîå êîëè÷åñòâî – â òêàíåâûõ ôåðìåíòàõ (0,5%), ïëàçìå (0,1%), îñòàëüíîå – â äåïî (ïå÷åíü, ñåëåçåíêà è äð.) – 31%. Âñåãî â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà èìååòñÿ 4 ã æåëåçà [16]. Ó áåðåìåííûõ ñ õðîíè÷åñêèì ãåïàòèòîì, ãåïàòîçîì, ïðè òÿæåëûõ òîêñèêîçàõ áåðåìåííûõ âîçíèêàåò íàðóøåíèå äåïîíèðîâàíèÿ â ïå÷åíè æåëåçà, à òàêæå íåäîñòàòî÷íîñòü ñèíòåçà áåëêîâ, òðàíñïîðòèðóþùèõ åãî: òðàíñôåððèíà è ôåððèòèíà [8,31,32,35].

    Íåîáõîäèìàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà â 18 ìã æåëåçà äëÿ âçðîñëûõ íåáåðåìåííûõ æåíùèí â ñàìûõ ðåäêèõ ñëó÷àÿõ ïîêðûâàåòñÿ òîëüêî çà ñ÷åò ïèòàíèÿ, ïîýòîìó ïî÷òè ó ïîëîâèíû âñåõ æåíùèí ê íà÷àëó áåðåìåííîñòè ðåçåðâû æåëåçà î÷åíü ìàëû. Ñîãëàñíî ñîâðåìåííûì äàííûì äåôèöèò æåëåçà â êîíöå ãåñòàöèîííîãî ïðîöåññà ðàçâèâàåòñÿ ó âñåõ áåç èñêëþ÷åíèÿ áåðåìåííûõ ëèáî â ñêðûòîé, ëèáî â ÿâíîé ôîðìå [8, 30]. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî áåðåìåííîñòü ñîïðîâîæäàåòñÿ äîïîëíèòåëüíîé ïîòåðåé æåëåçà: 320-500 ìã æåëåçà ðàñõîäóåòñÿ íà ïðèðîñò ãåìîãëîáèíà è âîçðîñøèé êëåòî÷íûé ìåòàáîëèçì, 100 ìã – íà ïîñòðîåíèå ïëàöåíòû, 50 ìã – íà óâåëè÷åíèå ðàçìåðîâ ìàòêè, 400-500 ìã – íà ïîòðåáíîñòè ïëîäà.  ðåçóëüòàòå, ñ ó÷åòîì çàïàñíîãî ôîíäà, ïëîä îáåñïå÷èâàåòñÿ æåëåçîì â äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå, íî ïðè ýòîì ó áåðåìåííûõ íåðåäêî ðàçâèâàþòñÿ æåëåçîäåôèöèòíûå ñîñòîÿíèÿ (ÆÄÑ) ðàçëè÷íîé ñòåïåíè òÿæåñòè [8].

    Áèîëîãè÷åñêàÿ çíà÷èìîñòü æåëåçà îïðåäåëÿåòñÿ åãî ó÷àñòèåì â òêàíåâîì äûõàíèè. Ïðè äåôèöèòå æåëåçà ó áåðåìåííûõ âîçíèêàåò ïðîãðåññèðóþùàÿ ãåìè÷åñêàÿ ãèïîêñèÿ ñ ïîñëåäóþùèì ðàçâèòèåì âòîðè÷íûõ ìåòàáîëè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. Ïîñêîëüêó ïðè áåðåìåííîñòè ïîòðåáëåíèå êèñëîðîäà óâåëè÷èâàåòñÿ íà 15-33%, ýòî óñóãóáëÿåò ðàçâèòèå ãèïîêñèè [1]. Ó áåðåìåííûõ ñ òÿæåëîé ñòåïåíüþ ÆÄÀ ðàçâèâàåòñÿ íå òîëüêî òêàíåâàÿ è ãåìè÷åñêàÿ ãèïîêñèÿ, íî è öèðêóëÿòîðíàÿ, îáóñëîâëåííàÿ ðàçâèòèåì äèñòðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ìèîêàðäå, íàðóøåíèåì åãî ñîêðàòèòåëüíîé ñïîñîáíîñòè, ðàçâèòèåì ãèïîêèíåòè÷åñêîãî òèïà êðîâîîáðàùåíèÿ [27].

    Ðàçëè÷íûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî ïðè äåôèöèòå æåëåçà áåðåìåííûå æåíùèíû áîëåå âîñïðèèì÷èâû ê èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèÿì, òàê êàê æåëåçî ïðèíèìàåò ó÷àñòèå â ðîñòå íåðâíûõ êëåòîê, ñèíòåçå êîëëàãåíà, ìåòàáîëèçìå ïîðôèðèíà, òåðìèíàëüíîì îêèñëåíèè è îêèñëèòåëüíîì ôîñôîðèëèðîâàíèè â êëåòêàõ, ðàáîòå èììóííîé ñèñòåìû [14].

    Ïðè äëèòåëüíîì òå÷åíèè àíåìèè íàðóøàåòñÿ ôóíêöèÿ ïëàöåíòû, ðàçâèâàåòñÿ ïëàöåíòàðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü [7].×àñòî (ó 40-50%) ïðèñîåäèíÿåòñÿ ãåñòîç, ïðåèìóùåñòâåííî îòå÷íî-ïðîòåèíóðè÷åñêîé ôîðìû; ïðåæäåâðåìåííûå ðîäû íàñòóïàþò ó 11-42%; ãèïîòîíèÿ è ñëàáîñòü ðîäîâîé äåÿòåëüíîñòè îòìå÷àþòñÿ ó 10-15%; ãèïîòîíè÷åñêèå êðîâîòå÷åíèÿ â ðîäàõ âîçíèêàþò ó 10% ðîæåíèö; ïîñëåðîäîâûé ïåðèîä îñëîæíÿåòñÿ ãíîéíî-ñåïòè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ó 12% è ãèïîãàëàêòèåé ó 38% ðîäèëüíèö [27,14]. Äàæå ïðè ñêðûòîì äåôèöèòå æåëåçà ó 59% æåíùèí îòìå÷åíî íåáëàãîïðèÿòíîå òå÷åíèå áåðåìåííîñòè â âèäå óãðîçû åå ïðåðûâàíèÿ è ãåñòîçà [6].

    Äåôèöèò æåëåçà è íåäîñòàòî÷íîå äåïîíèðîâàíèå åãî â àíòåíàòàëüíîì ïåðèîäå ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ ÆÄÀ ó íîâîðîæäåííûõ äåòåé, ïðèâîäÿ ê èçìåíåíèþ ìåòàáîëèçìà êëåòî÷íûõ ñòðóêòóð, íàðóøåíèþ ãåìîãëîáèíîîáðàçîâàíèÿ, çàäåðæêå óìñòâåííîãî è ìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ, ïîÿâëåíèþ õðîíè÷åñêîé ãèïîêñèè ïëîäà, à òàêæå ê íàðóøåíèÿì â èììóííîì ñòàòóñå íîâîðîæäåííûõ äåòåé, ïðîÿâëÿþùèìñÿ ñíèæåíèåì óðîâíÿ èììóíîãëîáóëèíîâ îñíîâíûõ êëàññîâ è êîìïëåìåíòà, àáñîëþòíîãî è îòíîñèòåëüíîãî ÷èñëà Â- è Ò-ëèìôîöèòîâ [20,15].

    Ïðè ëåãêîì òå÷åíèè áîëåçíè îáúåêòèâíûìè ïðèçíàêàìè ìàëîêðîâèÿ ñëóæàò òîëüêî ëàáîðàòîðíûå ïîêàçàòåëè. Êëèíè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà ïîÿâëÿåòñÿ îáû÷íî ïðè ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè àíåìèè. Îíà îáóñëîâëåíà íåïîëíûì êèñëîðîäíûì îáåñïå÷åíèåì òêàíåé è ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå îáùåé ñëàáîñòè, ãîëîâîêðóæåíèÿ, ãîëîâíîé áîëè, ñåðäöåáèåíèÿ, îäûøêè, îáìîðîêîâ, ñíèæåíèè ðàáîòîñïîñîáíîñòè, áåññîííèöû. Ñèìïòîìû, ïðèñóùèå òîëüêî ÆÄÀ, õàðàêòåðèçóþòñÿ èçìåíåíèÿìè êîæè, íîãòåé, âîëîñ, ìûøå÷íîé ñëàáîñòüþ, íå ñîîòâåòñòâóþùåé ñòåïåíè àíåìèè, èçâðàùåíèåì âêóñîâûõ îùóùåíèé. àíåìèÿ æåëåçî áåðåìåííàÿ æåíùèíà

    Êîæà ñòàíîâèòñÿ ñóõîé, íà íåé ïîÿâëÿþòñÿ òðåùèíû. Íàáëþäàåòñÿ ëåãêàÿ æåëòèçíà ðóê è òðåóãîëüíèêà ïîä íîñîì âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ îáìåíà êàðîòèíà ïðè äåôèöèòå æåëåçà. Èíîãäà âîçíèêàåò àíãóëÿðíûé ñòîìàòèò: òðåùèíû â óãëàõ ðòà. Èçìåíÿåòñÿ ôîðìà íîãòåé, îíè óïëîùàþòñÿ è äàæå ñòàíîâÿòñÿ âîãíóòûìè è ëîìêèìè. Âîëîñû ñòàíîâÿòñÿ ñóõèìè, ëîìêèìè, îáèëüíî âûïàäàþò. ×àñòî ó áîëüíûõ îòìå÷àåòñÿ îò÷åòëèâàÿ «ñèíåâà» ñêëåð [10]. ÆÄÀ ñâîéñòâåííû ñèìïòîìû ïîðàæåíèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû: ñåðäöåáèåíèå, îäûøêà, áîëè â ãðóäè è èíîãäà îòåêè íà íîãàõ.

    Àíåìèÿ áåðåìåííûõ ÿâëÿåòñÿ òåì íåáëàãîïðèÿòíûì ôîíîì, íà êîòîðîì ðàçâèâàþòñÿ ìíîãèå îñëîæíåíèÿ ó ìàòåðè è ïëîäà [8,28,29].

    Ê íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì òåñòàì äëÿ èññëåäîâàíèÿ îáìåíà æåëåçà â àêóøåðñêîé ïðàêòèêå îòíîñèòñÿ îïðåäåëåíèå ðÿäà ïîêàçàòåëåé ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè: ãåìîãëîáèíà, ýðèòðîöèòîâ, öâåòíîãî ïîêàçàòåëÿ, ãåìàòîêðèòà. Îñíîâíûìè êðèòåðèÿìè ÆÄÀ, îòëè÷àþùèìè åå îò äðóãèõ ïàòîãåíåòè÷åñêèõ âàðèàíòîâ àíåìèé, ÿâëÿþòñÿ: íèçêèé öâåòîâîé ïîêàçàòåëü, ãèïîõðîìèÿ ýðèòðîöèòîâ, ñíèæåíèå ñîäåðæàíèÿ ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà, ïîâûøåíèå îáùåé æåëåçîñâÿçûâàþùåé ñïîñîáíîñòè ñûâîðîòêè è êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè ãèïîñèäåðîçà. Î òÿæåñòè òå÷åíèÿ áîëåçíè ñóäÿò ïî óðîâíþ ãåìîãëîáèíà. Ëåãêàÿ ñòåïåíü àíåìèè õàðàêòåðèçóåòñÿ ñíèæåíèåì ãåìîãëîáèíà äî 110-90 ã/ë; ñðåäíÿÿ ñòåïåíü – îò 89 äî 70 ã/ë; òÿæåëàÿ – 69 ã/ë è íèæå [28].

    Äëÿ îöåíêè çàïàñîâ æåëåçà â îðãàíèçìå èñïîëüçóþò òàêæå îïðåäåëåíèå ôåððèòèíà ñûâîðîòêè. Ó çäîðîâûõ æåíùèí óðîâåíü ôåððèòèíà ñûâîðîòêè ðàâåí 32-35 ìêã/ë [8,9,24,14], ïðè ÆÄÀ – 12 ìêã/ë è ìåíåå. Îäíàêî ñîäåðæàíèå ôåððèòèíà ñûâîðîòêè íå âñåãäà îòðàæàåò çàïàñû æåëåçà. Îíî çàâèñèò òàêæå îò ñêîðîñòè îñâîáîæäåíèÿ ôåððèòèíà èç òêàíåé è ïëàçìû.

    Ëå÷åáíàÿ òàêòèêà ïðè ÆÄÀ áåðåìåííûõ âêëþ÷àåò áåëêîâóþ äèåòó, âèòàìèíû, ïðåïàðàòû æåëåçà. Ìàêñèìàëüíîå êîëè÷åñòâî æåëåçà, êîòîðîå ìîæåò âñîñàòüñÿ èç ïèùè, – 2,5 ìã/ñóò. Ïèòàíèå äîëæíî áûòü ïîëíîöåííûì, ñîäåðæàòü äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî æåëåçà è áåëêà [8,11]. Îñîáåííî ïîëåçíû ìÿñíûå ïðîäóêòû. Èç ìÿñà âñàñûâàåòñÿ 6% æåëåçà, èç ÿèö, ðûáû – â 2 ðàçà ìåíüøå, à èç ðàñòèòåëüíîé ïèùè – òîëüêî 0,2%. Ïîýòîìó Ë.Ì. Êàçàêîâà [14] ðåêîìåíäóåò äèåòó, ñîäåðæàùóþ 120-200 ã ìÿñà èëè 150-250 ã ðûáû â äåíü, 1 ÿéöî, äî 1 êã ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ (ñûð, òâîðîã, êåôèð è äð.), 80-100 ã æèðîâ; îâîùåé è ôðóêòîâ – îêîëî 800 ã, ÷àñòü èç êîòîðûõ íóæíî ñúåäàòü â ñûðîì âèäå (ìîðêîâü, ðåïà, êàïóñòà, ÿáëîêè). Íàðÿäó ñ ýòèì ïîêàçàíû âèòàìèíû: : Ñ – 100 ìã, À – 6600 ÌÅ, Â1 – 2,5 ìã, Â2 – 4 ìã, ÐÐ – 20 ìã [18].

    Ëå÷åíèå ÆÄÀ ñëåäóåò ïðîâîäèòü ïðåïàðàòàìè æåëåçà â îñíîâíîì äëÿ âíóòðåííåãî ïðèìåíåíèÿ. Ýêñïåðòû ÂÎÇ ðåêîìåíäóþò èñïîëüçîâàòü ïåðîðàëüíûå ïðåïàðàòû (óäîáñòâî ïðèìåíåíèÿ, ëó÷øàÿ ïåðåíîñèìîñòü), ïðåïàðàòû Fe2+, à íå Fe3+ (ëó÷øàÿ àáñîðáöèÿ), ñóëüôàò æåëåçà – FeSO4 (ëó÷øàÿ àáñîðáöèÿ, ýôôåêòèâíîñòü, äåøåâëå), ïðåïàðàòû ñ çàìåäëåííûì âûäåëåíèåì Fe2+ (ëó÷øàÿ àáñîðáöèÿ, ëó÷øàÿ ïåðåíîñèìîñòü). Ñóòî÷íàÿ äîçà äëÿ ïðîôèëàêòèêè àíåìèè è ëå÷åíèÿ ëåãêîé ôîðìû çàáîëåâàíèÿ 50-60 ìã Fe2+, à äëÿ ëå÷åíèÿ âûðàæåííîé àíåìèè – 100-120 ìã Fe2+. Êðîìå ýòîãî, îáÿçàòåëüíûì òðåáîâàíèåì ê æåëåçîñîäåðæàùèì ïðåïàðàòàì, èñïîëüçóþùèìñÿ äëÿ ïðîôèëàêòèêè ÆÄÀ, ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå òàêèõ êîìïîíåíòîâ, êàê ôîëèåâàÿ êèñëîòà è öèàíîêîáàëàìèí (âèòàìèí Â12).

    Ê ñîæàëåíèþ, â íàøåé ñòðàíå áîëüøîå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîëó÷èëè ïðåïàðàòû, ñîäåðæàùèå áîëüøîå êîëè÷åñòâî æåëåçà â ðàñ÷åòå íà îäíó òàáëåòêó (äðàæå). Ïîÿâëÿþùèåñÿ ïðè ýòîì òîêñè÷åñêèå ýôôåêòû òåðàïèè ñ÷èòàëèñü íåèçáåæíûìè, è äëÿ èõ ïðåäîòâðàùåíèÿ ðåêîìåíäîâàëñÿ ïðèåì ïðåïàðàòîâ âî âðåìÿ åäû, ñ öåëüþ ñâÿçàòü ñâîáîäíûå èîíû æåëåçà, ïðåäîòâðàùàÿ òåì ñàìûì èõ íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå íà æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò. Ïîëó÷àëñÿ ñâîåîáðàçíûé ïàðàäîêñ – ðåêîìåíäîâàëèñü áîëüøèå äîçû æåëåçà, îäíîâðåìåííî ñ ýòèì ñâÿçûâàíèå æåëåçà áåëêàìè ïèùè ñíèæàëî åãî ïîñòóïëåíèå âî ìíîãî ðàç.  ðåçóëüòàòå òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò íå çàâèñåë îò âûñîêîé äîçû æåëåçà â ïðåïàðàòå.

    Ïðè âûáîðå ïðåïàðàòà, ñîäåðæàùåãî æåëåçî, íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü íåñêîëüêî ôàêòîðîâ. Ïîñêîëüêó èç æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà èîíèçèðîâàííîå æåëåçî âñàñûâàåòñÿ òîëüêî â äâóõâàëåíòíîé ôîðìå è áîëüøîå çíà÷åíèå â ýòîì ïðîöåññå èãðàåò àñêîðáèíîâàÿ êèñëîòà, òî î÷åíü âàæíî åå íàëè÷èå â ïðåïàðàòå. Ñóùåñòâåííàÿ ðîëü â ãåìîïîýçå ïðèíàäëåæèò ôîëèåâîé êèñëîòå, óñèëèâàþùåé íóêëåèíîâûé îáìåí. Äëÿ íîðìàëüíîãî îáìåíà ôîëèåâîé êèñëîòû íåîáõîäèì öèàíîêîáàëàìèí, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì ôàêòîðîì ïðè îáðàçîâàíèè èç íåå àêòèâíîé ôîðìû. Äåôèöèò ýòèõ âåùåñòâ, ÷àñòî âîçíèêàþùèé ïðè àíåìèÿõ, ñâÿçàííûõ ñ êðîâîïîòåðÿìè, ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ñèíòåçà ÄÍÊ â êðîâåòâîðíûõ êëåòêàõ, òîãäà êàê âêëþ÷åíèå ýòèõ êîìïîíåíòîâ â ïðåïàðàò óâåëè÷èâàåò àêòèâíóþ àáñîðáöèþ æåëåçà â êèøå÷íèêå, åãî äàëüíåéøóþ óòèëèçàöèþ, à òàêæå îñâîáîæäàåò äîïîëíèòåëüíûå êîëè÷åñòâî òðàíñôåððèíà è ôåððèòèíà. Âñå ýòî çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàåò ñêîðîñòü ñèíòåçà ãåìîãëîáèíà è ïîâûøàåò ýôôåêòèâíîñòü òåðàïèè æåëåçîäåôèöèòíûõ ñîñòîÿíèé è æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè. Âñåì ýòèì òðåáîâàíèÿì óäîâëåòâîðÿåò êîìïëåêñíûé àíòèàíåìè÷åñêèé ïðåïàðàò ôåððî-ôîëüãàììà, ñîäåðæàùèé 100 ìã ñóëüôàòà æåëåçà, 5 ìã ôîëèåâîé êèñëîòû, 10 ìêã öèàíîêîáàëàìèíà è 100 ìã àñêîðáèíîâîé êèñëîòû. Àêòèâíûå êîìïîíåíòû ïðåïàðàòà ôåððî-ôîëüãàììà íàõîäÿòñÿ â ñïåöèàëüíîé íåéòðàëüíîé îáîëî÷êå, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàåò èõ âñàñûâàíèå, ãëàâíûì îáðàçîì, â âåðõíåì îòäåëå òîíêîé êèøêè. Îòñóòñòâèå ìåñòíîãî ðàçäðàæàþùåãî äåéñòâèÿ íà ñëèçèñòóþ æåëóäêà ñïîñîáñòâóåò õîðîøåé ïåðåíîñèìîñòè ïðåïàðàòà ñî ñòîðîíû æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Ôåððî-ôîëüãàììà íàçíà÷àåòñÿ ïî 1-2 êàïñóëû â äåíü. Íàèëó÷øèé ýôôåêò äàåò ïðèìåíåíèå ïðåïàðàòà äî åäû. Ïðè àíåìèè ëåãêîé ôîðìû ðåêîìåíäîâàí ïðèåì 1 êàïñóëû 3 ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 3-4 íåäåëü; ïðè ñðåäíåòÿæåëîì òå÷åíèè – ïî 1 êàïñóëå 3 ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 8-12 íåäåëü; ïðè òÿæåëîé ôîðìå – ïî 1 êàïñóëå 3 ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 16 íåäåëü è áîëåå.

    Õîðîøèé êëèíè÷åñêèé ýôôåêò ïðåïàðàòà ïîäòâåðæäåí äàííûìè êëèíè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé [22]. Òàê, äëÿ ëå÷åíèÿ àíåìèè áåðåìåííûõ èñïîëüçîâàíèå Ôåððî-Ôîëüãàììû ïî 1 êàïñóëå 2 ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 6 íåäåëü ïðèâåëî ê íîðìàëèçàöèè êëèíè÷åñêèõ è ëàáîðàòîðíûõ ïîêàçàòåëåé ó âñåõ ïàöèåíòîê.

    Ïðèìåíåíèå Ôåððî-Ôîëüãàììû ó áåðåìåííûõ ñ àíåìèåé è ïðè ñî÷åòàíèè ñ ãåñòîçîì ïðèâîäèò ê óëó÷øåíèþ êëèíè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, äîñòîâåðíîìó ïîâûøåíèþ ãåìàòîëîãè÷åñêèõ (ãåìîãëîáèíà íà 15%, ýðèòðîöèòîâ íà 10%, ãåìàòîêðèòà íà 9%) è ôåððîêèíåòè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé (ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà íà 32%, ôåððèòèíà íà 53%), óðîâíÿ ôîëèåâîé êèñëîòû (íà 24%) è âèòàìèíà Â12 (íà 21,7%) [17, 21].

    Äëÿ ïàðåíòåðàëüíîãî ââåäåíèÿ ïðèìåíÿþò ïðåïàðàòû òðåõâàëåíòíîãî æåëåçà: ôåððóì Ëåê, ôåðáèòîë, ôåðêîâåí, ôåðëåöèò, æåêòîôåð, èìôåðîí.

    Ëå÷åíèå ïðåïàðàòàìè æåëåçà äîëæíî áûòü äëèòåëüíûì.

    Ñòðåìëåíèå ñîêðàòèòü ïðîäîëæèòåëüíîñòü ëå÷åíèÿ, ñäåëàòü åãî áîëåå ýôôåêòèâíûì çàñòàâèëî ìíîãèõ èññëåäîâàòåëåé âîçäåéñòâîâàòü íà äðóãèå çâåíüÿ ìåõàíèçìà áîëåçíè. Ò.Å. Áåëîêðèíèöêàÿ, Á.È. Êóçíèê [2] ñ÷èòàþò, ÷òî âêëþ÷åíèå òèìîãåíà â êîìïëåêñíóþ òåðàïèþ àíåìèè áåðåìåííûõ ñïîñîáñòâóåò ñêîðåéøåìó âîññòàíîâëåíèþ ñîäåðæàíèÿ ãåìîãëîáèíà è ýðèòðîöèòîâ, íîðìàëèçóåò ïîêàçàòåëè èììóíèòåòà è ëèêâèäèðóåò ïðèçíàêè òðîìáîãåìîððàãè÷åñêîãî ñèíäðîìà, à âñëåäñòâèå ýòîãî óëó÷øàåò ñîñòîÿíèå ïëîäà.

    Èçâåñòíî, ÷òî ñòèìóëÿöèÿ ýðèòðîïîýçà è óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ ïðîèñõîäÿò âñëåäñòâèå âîçäåéñòâèÿ ýðèòðîïîýòèíà [34]. Ýðèòðîïîýòèí – ôàêòîð ðîñòà ãëèêîïðîòåèíîâîé ïðèðîäû, ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì ðåãóëÿòîðîì ýðèòðîïîýçà. Îí êîíòðîëèðóåò ïðîëèôåðàöèþ è äèôôåðåíöèðîâêó ýðèòðîèäíûõ ïðåäøåñòâåííèêîâ â êîñòíîì ìîçãå è âëèÿåò íà ïðîëèôåðàöèþ ýðèòðîáëàñòîâ, ñèíòåç ãåìîãëîáèíà è âûõîä ðåòèêóëîöèòîâ â êðîâü [26].

    Íåäàâíî áûëî âûñêàçàíî ïðåäïîëîæåíèå î öåëåñîîáðàçíîñòè èñïîëüçîâàíèÿ ðåêîìáèíàíòíîãî ýðèòðîïîýòèíà ïðè ëå÷åíèè ÆÄÀ â ñâÿçè ñ îáíàðóæåíèåì ñíèæåíèÿ áèîñèíòåçà ýðèòðîïîýòèíà ïðè ñðåäíåòÿæåëîé è òÿæåëîé àíåìèè. [4,29]. Îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì äëÿ ïðèìåíåíèÿ ðåêîìáèíàíòíîãî ýðèòðîïîýòèíà ÿâëÿåòñÿ àäåêâàòíîå íàñûùåíèå îðãàíèçìà æåëåçîì [29,34].

    Ïðîôèëàêòèêà àíåìèè ïðåæäå âñåãî òðåáóåòñÿ áåðåìåííûì ñ âûñîêèì ðèñêîì ðàçâèòèÿ ìàëîêðîâèÿ. Ê íèì ìîãóò áûòü îòíåñåíû:

    1) æåíùèíû, ïðåæäå áîëåâøèå àíåìèåé;

    2) æåíùèíû, èìåþùèå õðîíè÷åñêèå èíôåêöèîííûå áîëåçíè èëè õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ;

    3) ìíîãîðîæàâøèå æåíùèíû;

    4) áåðåìåííûå ñ óðîâíåì ãåìîãëîáèíà â I òðèìåñòðå ìåíüøå 120 ã/ë;

    5) áåðåìåííûå ñ ìíîãîïëîäèåì;

    6) áåðåìåííûå ñ ÿâëåíèÿìè òîêñèêîçà;

    7) æåíùèíû, ó êîòîðûõ â òå÷åíèå ìíîãèõ ëåò ìåíñòðóàöèè ïðîäîëæàëèñü áîëåå 5 äíåé.

    Ïðîôèëàêòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â íàçíà÷åíèè íåáîëüøîé äîçû ïðåïàðàòîâ æåëåçà (1-2 òàáëåòêè â äåíü) â òå÷åíèå 4-6 ìåñÿöåâ, íà÷èíàÿ ñ 12-14-é íåäåëè áåðåìåííîñòè. Îäíîâðåìåííî áîëüíûì ðåêîìåíäóþò óâåëè÷èòü ñîäåðæàíèå ìÿñíûõ ïðîäóêòîâ â åæåäíåâíîì ðàöèîíå [20].

    Òàêèì îáðàçîì, æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ áåðåìåííûõ ÿâëÿåòñÿ âàæíîé ïðîáëåìîé, èìåþùåé îòíîøåíèå êàê ê çäîðîâüþ ìàòåðè, òàê è åå ïëîäà. Èñïîëüçîâàíèå íîâûõ êîìïëåêñíûõ ïðåïàðàòîâ ñî ñáàëàíñèðîâàííûì ñîäåðæàíèåì æåëåçà, ôîëèåâîé êèñëîòû, öèàíîêîáàëàìèíà è àñêîðáèíîâîé êèñëîòû â îäíîé êàïñóëå (Ôåððî-Ôîëüãàììà) ïîçâîëÿåò äîáèòüñÿ õîðîøèõ ðåçóëüòàòîâ â ëå÷åíèè ýòîé ïàòîëîãèè, à ïðîôèëàêòè÷åñêèé ïðèåì âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè è ëàêòàöèè ïðåäîòâðàùàåò ðàçâèòèå òÿæåëûõ îñëîæíåíèé ñî ñòîðîíû ìàòåðè è åå ðåáåíêà.

    Ëèòåðàòóðà

    1. Àòàäæàíîâ Ò.Â. Îñîáåííîñòè èçìåíåíèé ïîêàçàòåëåé öåíòðàëüíîé ãåìîäèíàìèêè è êèñëîðîäòðàíñïîðòíîé ôóíêöèè êðîâè ó áåðåìåííûõ, áîëüíûõ àíåìèåé // Àêóø. è ãèí. 1990; 10, 30-2.

    2. Áåëîêðèíèöêàÿ Ò.Å., Êóçíèê Á.È. Íîâûå ïîäõîäû ê òåðàïèè àíåìèè ãåñòàöèîííîãî ïåðèîäà (îáìåí ìíåíèÿìè). //Ðîñ. âåñòí. ïåðèíàòîë. è ïåäèàòð. 1993; 6: 13-6.

    3. Áóãëàíîâ À.À., Ñàÿïèíà Å.Â., Òóðàåâ À.Ò. Ñðàâíèòåëüíàÿ îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ïðåïàðàòîâ æåëåçà ïðè ëå÷åíèè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó áåðåìåííûõ. // Àêóø è ãèí 1994; 6: 16-18.

    4. Áóðëåâ Â.À., Êîíîâîäîâà Å.Í., Ìóðàøêî Ë.Å. è äð. Îáúåìíûé òðàíñïîðò êèñëîðîäà íà ôîíå ëå÷åíèÿ ýðèòðîïîýòèíîì è ïðåïàðàòàìè æåëåçà ó áåðåìåííûõ ñ àíåìèåé. // Ïðîáë ðåïðîä. 1999;2: 10-14.

    5.Áóðëåâ Â.À., Êîíîâîäîâà Å.Í., Ìóðàøêî Ë.Å., Ñîïîåâà Æ.À.Êîððåêöèÿ æåëåçîäåôèöèòíûõ ñîñòîÿíèé ó áåðåìåííûõ ñ ãåñòîçîì.//Ïðîáëåìû ðåïðîäóêöèè.2002; 6, 30-34.

    6. Âàõðàìååâà Ñ.Í., Äåíèñîâà Ñ.Í., Õîòèì÷åíêî Ñ.À., Àëåêñååâà È.À. Ëàòåíòíàÿ ôîðìà æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè áåðåìåííûõ æåíùèí è ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ èõ äåòåé. // Ðîñ. âåñòí. ïåðèíàòîë. è ïåäèàòð. 1996; 41 (3): 26-30.

    7. Ãàâðèëîâ Â.ß., Íåìèðîâ Å.Ê. Ñîäåðæàíèå ïîëîâûõ ãîðìîíîâ â êðîâè çäîðîâûõ è áîëüíûõ àíåìèåé ðîæåíèö è ñîñóäàõ ïóïîâèíû èõ íîâîðîæäåííûõ. // Àêóø. è ãèí. 1991; 2: 40-3.

    8. Ãîðÿ÷åâ Â.Â. Ìåòàáîëèçì æåëåçà ïðè áåðåìåííîñòè. // Àñòðàõàíü 1994; 99.

    9. Ãóùèí È.Â. Âëèÿíèå ñèäåðîïåíèè ó ìàòåðè íà ãåìàòîëîãè÷åñêèå ïîêàçàòåëè è çàïàñû æåëåçà ó íîâîðîæäåííûõ.// Àêóø. è ãèí. 1990; 12: 38-41.

    10. Äâîðåöêèé Ë.È. Æåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè. // Ðóñ. ìåä. æóðí., 1997; 5 (19): 1234-42.

    11.Äâîðåöêèé Ë.È. Æåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè. //Ì 1998; 37.

    12. Æàðîâ Å.Â., Êîâàëü÷óê ß.Í. Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ïðåïàðàòà Ôåíþëüñ â àêóøåðñêî-ãèíåêîëîãè÷åñêîé ïðàêòèêå. //Âåñòíèê Ðîñ.àññîöèàöèè àêóøåðîâ-ãèíåêîëîãîâ//1999; 1, 110-111.

    13. Èäåëüñîí Ë.È. Ãèïîõðîìíûå àíåìèè.// Ì., Ìåäèöèíà, 1981, 190.

    14. Êàçàêîâà Ë.Ì. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ó áåðåìåííûõ. // Ìåä. ïîìîùü 1993; 1: 15-7.

    15. Êàçþêîâà Ò.Â., Ñàìñûãèíà Ã.À., Êàëàøíèêîâà Ã.Â. è äð. Íîâûå âîçìîæíîñòè ôåððîòåðàïèè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè // Êëèíè÷. ôàðìàêîë. è òåðàïèÿ 2000; 2: 88-91.

    16. Êîçëîâñêàÿ Ë.Â. Ãèïîõðîìíûå àíåìèè: äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç è ëå÷åíèå. // Íîâûé ìåä. æóðí. 1996; 5-6: 8-12.

    17. Êîíîâîäîâà Å.Í., Áóðëåâ Â.À., Êðàâ÷åíêî Í.Ô., Êàðèáäæàíîâ Î.Ê., Ìóðàøêî Ë.Å., Ñîïîåâà Æ.À.Êîýôôèöèåíò íàñûùåíèÿ òðàíñôåððèíà æåëåçîì ó áåðåìåííûõ // Ïðîáëåìû ðåïðîäóêöèè.2002; ¹6,45-47.

    18. Ìàíäåëüáàóì À.ß. Íóæíû ëè êàêèå-ëèáî «ëåêàðñòâåííûå äîáàâêè» êðîìå ïðåïàðàòîâ æåëåçà äëÿ ëå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè? // Òåð. àðõèâ 1987; 6: 119-23.

    19. Ìèòåðåâ Þ.Ã., Âîðîíèíà Ë.Í. Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèé. // Êëèí. ìåä. 1989; 8: 120-3.

    20. Ìèòåðåâ Þ.Ã., Âàëîâà Ã.Ì., Çàì÷èé À.À. Ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè áåðåìåííûõ. // Àíåìèÿ è àíåìè÷åñêèå ñèíäðîìû. Óôà, 1991, 99-101.

    21. Ìóðàøêî Ë.Å. Êîíîâîäîâà Å.Í, Áóðëåâ Â.À., Ñîïîåâà Æ.À. Îáúåìíûé òðàíñïîðò êèñëîðîäà ó áåðåìåííûõ ñ àíåìèåé è ãåñòîçîì ïðè ëå÷åíèè Ôåððî-Ôîëüãàììîé. // ÐÌÆ,, 2002, Òîì 10 ¹ 7,364-367.

    22. Ïåòðóõèí Â.À., Ãðèøèí Â.Ë. Ëå÷åíèå àíåìèè áåðåìåííûõ ñ èñïîëüçîâàíèåì ïðåïàðàòà ôåððî-ôîëüãàììà. // Ïðîáëåìû ðåïðîäóêöèè. 2002,6.

    23. Ïðèëåïñêàÿ Â.Í., Áàëèêà Þ.Ä., Àáóä È.Þ., Ôóðñîâà Ç.Ê. Ëå÷åíèå àíåìèè áåðåìåííûõ ïðåïàðàòàìè ñîðáèôåð è ïðåãíàâèò // III êîíãðåññ «×åëîâåê è ëåêàðñòâî», 1996, 190.

    24. Ðóñòàìîâà Ì.Ñ. Äèíàìèêà èçìåíåíèÿ çàïàñîâ æåëåçà â îðãàíèçìå æåíùèíû â òå÷åíèå áåðåìåííîñòè. // Âî