Курсовая работа профилактика анемии
Министерство здравоохранения
Российской Федерации
Государственное бюджетное
образовательное учреждение среднего
профессионального образования
Кисловодский медицинский
колледж
Допустить к
защите в ГАК
”
”
2013 года
Зам. Директора по учебной работе
Субботенко И.Н.
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
Работу выполняла
студентка
2курса
группы
отделение ”Сестринское
дело”
очной формы обучения
базовой подготовки
ф.и.о. студента
Руководитель работы
ф.и.о. Должность
дата подпись
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. АНЕМИЯ
1.1 Причины анемии
1.2 Стадии анемии
1.3 Проявления заболевания
1.4 Редкие формы анемии
1.5 Диагностика
1.7 Лечение
1.8 Профилактика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Анемии (малокровие)
– уменьшение в крови общего количества
гемоглобина, которое, за исключением
острых кровопотерь, характеризуется
снижением уровня гемоглобина в
единице объема крови. В большинстве случаев
при анемии падает и уровень эритроцитов
в крови. Однако при железодефицитных
состояниях, анемиях, связанных с нарушением
синтеза порфиринов, талассемии содержание
эритроцитов в крови может оставаться
нормальным (при талассемии – нередко повышенным)
при низком уровне гемоглобина. Анемии
всегда вторичны, т. е. являются одним из
симптомов какого-то общего заболевания.
Наряду с часто встречающимися и легко
диагностируемыми формами анемии имеются
и очень редкие анемические синдромы,
требующие для диагностики сложных методических
приемов. Некоторые формы анемии можно
диагностировать лишь в специализированных
учреждениях.
Цель данной работы заключается
в исследовании железодефицитной анемии,
ее причин возникновения.
Анемия, или
малокровие – это патологическое состояние,
характеризующееся уменьшением концентрации
гемоглобина и в подавляющем большинстве
случаев числа эритроцитов в единице объема
крови. Анемия возникает во все периоды
жизни человека не только при различных
заболеваниях, но и при некоторых физиологических
состояниях, например, при беременности,
в период усиленного роста, лактации. Важное
социальное значение имеет проблема анемий
у детей раннего возраста, так как анемия
в этом возрасте может привести к нарушениям
физического развития и обмена железа.
Развитие анемии может быть связано с
пубертатным и климактерическим периодом,
гормональными нарушениями, характером
питания, заболеваниями пищеварительного
тракта, печени, почек, нарушением всасывания,
аутоиммунными состояниями, оперативным
вмешательством и другими факторами. Нередко
анемия является самостоятельным или
сопутствующим симптомом многих внутренних
заболеваний, инфекционных и онкологических
болезней. Анемии, развивающиеся в результате
дефицита железа в организме, наиболее
широко распространены в клинической
практике. По данным ВОЗ около 1 миллиарда
человек на земле имеют дефицит железа.
Даже в развитых странах Европы и Северной
Америки железодефицитной анемией страдают
7,5-11% всех женщин детородного возраста,
а у 20-25% наблюдается скрытый тканевой
дефицит железа. Значительно большая частота
железодефицитных анемий в странах Азии,
Африки и Латинской Америки.
В соответствии
с указанной целью поставлены
следующие задачи:
– изучить симптомы
железодефицитной анемии;
– изучить диагностику, лечение и обследование
железодефицитной анемии;
– проанализировать
актуальность исследуемой темы,
а также методы предотвращения
заболевания.
1. АНЕМИЯ
1.1. Причины анемии
Основной причиной развития
анемий в младшем детском возрасте является дефицит железа,
в связи с чем они называются еще и железодефицитными.
Железо наряду с участием
в переносе гемоглобином кислорода
принимает участие в образовании
многих ферментных систем организма, которые
участвуют в тканевом дыхании, окислительно-восстановительных реакциях,
протекающих в организме, в синтезе белка
и клеток крови. Недостаточное поступление
железа приводит к обеднению его естественных
“депо” в организме — костного мозга,
печени, мышц. Несмотря на повышение всасывательной
функции кишечника при железодефицитной
анемии и усиленное всасывание железа
в тонком кишечнике, потребность организма
остается неудовлетворенной, так как всосавшееся
железо поступает из сыворотки крови в
первую очередь не в эритроциты, а в “депо”.
Такая анемия может быть вызвана многими причинами.
Среди дородовых причин отмечают многоплодную
беременность, значительный и длительный
дефицит железа в организме беременной
женщины, нарушение маточно-плацентарного
кровообращения, недоношенность. Кровотечение
во время родов, преждевременная или поздняя
перевязка пуповины могут также способствовать
развитию анемии. Большее значение имеют
послеродовые факторы — недостаточное
поступление железа с пищей, раннее искусственное
вскармливание, позднее введение прикорма,
длительная неразнообразная, в основном
молочная диета, растительная пища, лишенная
животного белка, частые заболевания ребенка,
рахит. Могут быть нарушения всасывания
железа в кишечнике в результате разных
причин, в том числе и дисбактериоза, синдрома
мальабсорбции (синдрома нарушенного
кишечного всасывания), у детей с пищевой
аллергией, при заболеваниях органов желудочно-кишечного
тракта — гастритах и гастродуоденитах,
заболеваниях печени и поджелудочной
железы, тонкого и толстого кишечника,
потере железа при повышенной потребности
организма ребенка в нем при ускоренных
темпах роста, при нарушении обмена железа
в результате гормональных изменений,
при кровотечениях (носовых, раневых).
Кроме железа важную роль
в процессах нормального кроветворения
играют такие микроэлементы, как медь и кобальт, в
меньшей степени — марганец, никель, цинк,
молибден, хром и др. Медь способствует
утилизации железа для образования гемоглобина,
кобальт участвует в выработке эритропоэтина
— фактора, стимулирующего образование
эритроцитов.
1.2. Стадии анемии
Каждая анемия в своем
развитии проходит определенные стадии:
- Предлатентный дефицит железа — истощение тканевых запасов железа, при этом уровень гемоглобина в периферической крови остается в пределах возрастной нормы; несмотря на то что содержание железа в тканях уменьшается, его усвоение из пищевых продуктов не увеличивается, а, наоборот, уменьшается, что объясняется снижением активности кишечных ферментов.
Латентный (скрытый) дефицит железа — уменьшаются не только тканевые запасы железа, но и депонированные, а также транспортное его количество — снижается содержание железа в сыворотке крови.
Заключительная стадия дефицита железа в организме, характеризующаяся снижением уровня гемоглобина, зачастую сочетающаяся с уменьшением количества эритроцитов в единице объема, собственно и есть железодефицитная анемия.
Содержание железа в пищевых продуктах
(в мг на 100 г съедобной части)
Крупа гречневая | 6,65 | Куры | 1,6 | Крупа “Геркулес” | 3,63 | Перец сладкий | 0,6 |
Хлеб ржаной | 3,9 | Свинина жирная | 1,94 | Макароны, в.с. | 1,58 | Яблоки | 2,2 |
Мясо кролика | 3,3 | Сыры твердые | 1,2 | Крупа ячневая | 1,81 | Орехи грецкие | 2,3 |
Говядина | 2,9 | Рыба | 2,45 | Крупа пшенная | 2,7 | Клубника | 1,2 |
Почки говяжьи | 5,95 | Печень трески | 1,9 | Крупа рисовая | 1,02 | Арбуз | 1,0 |
Колбаса вареная | 2,1 | Творог | 0,46 | Булка сдобная | 1,97 | Морковь | 0,7 |
Печень говяжья | 6,9 | Молоко коровье | 0,2 | Крупа манная | 0,96 | Помидоры | 0,9 |
1.3. Проявления заболевания
Для железодефицитной анемии
при длительно существующем дефиците железа и уровне гемоглобина ниже 90 г/л
характерен ряд синдромов (совокупности
признаков):
- Эпителиальный синдром — бледность кожи и слизистых оболочек, ушных раковин, сухость, шелушение и пигментация кожи, дистрофия волос и ногтей. Типичными для этого синдрома являются малосимптомный кариес зубов, снижение аппетита, изменения обоняния и вкуса, стоматит, “заеды” в уголках рта, гастрит, дуоденит, различные нарушения процессов пищеварения и всасывания — изжоги, отрыжки, тошнота, рвота, неустойчивые опорожнения кишечника из-за нарушения процессов переваривания и всасывания, реже — скрытые кишечные кровотечения.
Астеноневротический синдром характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью; постепенным отставанием в психомоторном, речевом и физическом развитии; утомляемостью, вялостью, апатией, заторможенностью.
Сердечно-сосудистый синдром сопровождается одышкой и сердцебиением, склонностью к гипотонии, приглушением тонов, функциональным систолическим шумом, выявляемыми при ЭКГ-исследовании гипоксическими и трофическими изменениями в сердечной мышце.
Увеличение печени и селезенки, наблюдающееся при сопутствующем дефиците белков, витаминов, активном рахите, представляет собой гепатолиенальный синдром.
Для мышечного синдрома характерна задержка физического развития, слабость сфинктера мочевого пузыря, что может проявиться энурезом (недержанием мочи).
Синдром снижения местной иммунной защиты обусловливает поражение барьерных тканей и находит свое проявление в частых ОРВИ, раннем возникновении хронических очагов инфекции.
Проявление вышеперечисленных
синдромов — от еле заметных до
ярко выраженных — и определяет
степень анемии легкую (с уровнем гемоглобина 110-91 г/л), среднетяжелую (90-71 г/л), тяжелую (менее 70 г/л) или сверхтяжелую (50 г/л и
менее).
Проявления скрытого дефицита железа
напоминают таковые при анемии, однако
проявляются они гораздо реже.
При легкой степени анемии все указанные
клинические синдромы могут отсутствовать,
в то же время отсутствие своевременной
диагностики и лечения приводит к увеличению
дефицита железа и более тяжелым функциональным
и обменным расстройствам. Бывают и парадоксальные
ситуации, когда при анемии легкой степени
симптоматика более выраженная, чем при
более тяжелых вариантах течения. В связи
с этим большое значение в диагностике
анемии приобретают данные лабораторных
исследований.
1.4. Редкие формы анемии
- Железодефицитные анемии у детей встречаются в 90% случаев из всех анемий, однако в остальных 10% занимают редко встречающиеся анемии.
При белководефицитной анемии характерно снижение содержания белка в сыворотке крови. Уровень гемоглобина низкий, появляются микроциты и макроциты (эритроциты уменьшенных и увеличенных размеров).
Витаминодефицитные анемии обусловлены недостаточностью железа, витамина В12 или фолиевой кислоты. Наследственная фолиево-дефицитная анемия выявляется обычно на первом году жизни, а В12—дефицитная — в возрасте около 2 лет.
Анемия Якша-Хайема развивается при преобладании в питании детей козьего молока, содержащего мало железа и производных фолиевой кислоты. Проявляется отставанием в развитии, кровоточивостью, увеличением селезенки и, в меньшей степени, печени. Сидеробластные анемии обусловлены нарушением синтеза гемоглобина и дефектами включения в него железа. Уровень гемоглобина низкий, однако уровень железа в сыворотке крови высокий, а железосвязывающая способность сыворотки низкая, отмечается снижение лейкоцитов и тромбоцитов. Кроме этого, у детей с такой анемией обнаруживают структурные и функциональные изменения поджелудочной железы. Такие анемии могут быть при отравлении свинцом, лечении изониазидом (при тубинфицировании) и сульфаниламидными препаратами, при некоторых хронических заболеваниях, хромосомных нарушениях.
Талассемия обусловлена нарушением образования белковых цепочек в структуре гемоглобина, дефектом утилизации железа. Отличием такой анемии отжелезодефицитной является ее наследственный характер — появление первых признаков болезни у детей 2-8 лет, реже — к концу первого года жизни, а также частота врожденных генетических аномалий (даунизм, аномалии развития черепа, зубов и др.).
1.5. Диагностика
Ведущую роль занимают показатели
содержания гемоглобина и эритроцитов. При обследовании важно указать, какая
кровь исследовалась, так как уровень
венозного гемоглобина на 5-10 г/л меньше,
чем артериального. Принятые предложенные
ВОЗ нормы гемоглобина предусматривают
исследование венозной крови.
Для постановки диагноза
анемии закономерного снижения уровня гемоглобина
недостаточно, учитываются такие показатели,
как количество эритроцитов, цветовой
показатель, средний объем эритроцита,
среднее содержание и средняя концентрация
гемоглобина в эритроците, содержание
железа в сыворотке крови, эффект от применения
препаратов железа, выявляемый на 7-12-й
день лечения, и ряд других факторов.
Очень простым тестом,
который может насторожить родителей
в плане железодефицита, является
симптом битурии — розовое
окрашивание мочи после употребления с пищей красной свеклы. Объясняется
это тем, что у здоровых детей при достаточном
количестве железа печень с помощью железосодержащих
ферментов способна полностью обесцвечивать
краситель свеклы. Этот признак характерен
не только для дефицита железа — он встречается
и при транзиторных (проходящих, временных)
иммунодефицитных состояниях. В любом
случае это повод обратиться к врачу.
1.6. Лечение
Лечение любой анемии
основывается на механизме ее развития.
При дефиците железа в организме
лечение предусматривает использование железосодержащих
препаратов.
Необходимо заметить,
что компенсация значительного
дефицита железа при анемиях средней
и тяжелых степеней с помощью
специальных диет не может быть достигнута,
и об этом должны помнить те родители,
которые предпочитают лечению “пищевую”
коррекцию.
Железо чаще всего
назначают внутрь в виде закисных
солей, преимущественно сульфата железа,
который всасывается и усваивается
наиболее полно. Лекарственные препараты
изготавливают из солей железа в
сочетании с аминокислотами, яблочной, аскорбиновой,
лимонной кислотами, которые в кислой
среде желудка способствуют образованию
легко растворимых соединений железа
и более полному его усвоению. Принимать
железо рекомендуется между кормлениями
или за час до еды, так как некоторые компоненты
пищи могут образовывать с ним нерастворимые
соединения. Запивать препараты необходимо
фруктовыми и овощными соками; особенно
полезны соки цитрусовых, но следует помнить,
что они часто вызывают аллергические
реакции.
Назначение адекватного лечения — дело вашего лечащего врача.
Однако всем родителям не помешает знать
общие принципы лечения железодефицит-ной
анемии. Они следующие:
- возместить дефицит железа без лекарственных железосодержащих препаратов невозможно при анемиях средней степени тяжести и тяжелых;
лечение не должно прекращаться после нормализации уровня гемоглобина, так как первоначальное повышение гемоглобина является временным, компенсаторным, наряду с одновременным снижением его запасов в “депо”.
и т.д……………..
Источник
Çàáîëåâàíèÿ, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ ñíèæåíèåì ñîäåðæàíèÿ ãåìîãëîáèíà, êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ â åäèíèöå îáú¸ìà êðîâè ÷åëîâåêà äàííîãî ïîëà è âîçðàñòà, ìàññû êðîâè â îðãàíèçìå. Èçó÷åíèå êëàññèôèêàöèÿ àíåìèè. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà çàáîëåâàíèÿ, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Àíåìèè – ýòî ãðóïïà çàáîëåâàíèé, õàðàêòåðèçóþùèõñÿ ñíèæåíèåì ñîäåðæàíèÿ â ýðèòðîöèòàõ ãåìîãëîáèíà (êðàñÿùåå âåùåñòâî êðîâè, ïåðåíîñÿùåå êèñëîðîä), êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ â åäèíèöå îáú¸ìà êðîâè ÷åëîâåêà äàííîãî ïîëà è âîçðàñòà, à òàêæå îáùåé ìàññû êðîâè â îðãàíèçìå.
Êëàññèôèêàöèÿ àíåìèè:
Áåëêîâî-äåôèöèòíàÿ
Âèòàìèíî-äåôèöèòíàÿ
Æåëåçîäåôèöèòíàÿ
Ãåìîëèòè÷åñêàÿ
Àïëàñòè÷åñêàÿ
Ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ
Áåëêîâî-äåôèöèòíàÿ àíåìèÿ – ýòî âèä àíåìèè, â îñíîâå êîòîðîé ëåæèò äåôèöèò áåëêà èëè íàðóøåíèå åãî óñâîåíèÿ â îðãàíèçìå
Ýòèîëîãèÿ
Åñëè ïèòàíèå íåïîëíîöåííî è ñîäåðæèò íåäîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî áåëêà, à òàêæå â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ãîëîäàåò, â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà ðàçâèâàåòñÿ äåôèöèò áåëêà. Ýòî ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ âñàñûâàòåëüíîé ñïîñîáíîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, íàðóøåíèþ ñèíòåçà ðÿäà âåùåñòâ, êîòîðûå àáñîëþòíî íåîáõîäèìû äëÿ íîðìàëüíîãî êðîâåòâîðåíèÿ. Âñå ýòè ïðîöåññû â êîíå÷íîì èòîãå ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ àíåìèè.
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà
Õàðàêòåðíû ïðèçíàêè äèñòðîôèè – ñíèæåííàÿ ìàññà òåëà, êîæíûå ïîêðîâû áëåäíûå, øåëóøàùèåñÿ, ñ ïîíèæåííûì òóðãîðîì. Òèïè÷íû íàðóøåíèÿ ïèãìåíòàöèè. Âîëîñû òóñêëûå, ëîìêèå, íîãòè ñëîÿòñÿ. Ïå÷åíü è ñåëåçåíêà óâåëè÷åíû, òàê êàê ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè ýðèòðîöèòîâ ïðè ýòîì âèäå àíåìèè ñíèæåíà â 2 ðàçà. Àïïåòèò ðåçêî ñíèæåí èëè îòñóòñòâóåò. ×àñòî âñòðå÷àåòñÿ íåóñòîé÷èâûé ñòóë, ïðåèìóùåñòâåííî ïîíîñû.
Äèàãíîñòèêà
Îñíîâàíà íà êëèíè÷åñêîé êàðòèíå çàáîëåâàíèÿ, èçìåíåíèÿõ â îáùåì àíàëèçå êðîâè, êîòîðûé âûÿâëÿåò ñíèæåííîå êîëè÷åñòâî ýðèòðîöèòîâ è ãåìîãëîáèíà, îïðåäåëÿþò öâåòîâîé ïîêàçàòåëü è ñîäåðæàíèå áåëêà â ñûâîðîòêå êðîâè ñíèæåí
Ëå÷åíèå
Äèåòîòåðàïèÿ, ïîëíîöåííûé ýìîöèîíàëüíûé êîíòàêò, îáùåóêðåïëÿþùèå ïðîöåäóðû (õâîéíûå âàííû, óëüòðàôèîëåòîâîå îáëó÷åíèå). Íàçíà÷àþò òàêæå ïðåïàðàòû æåëåçà è âèòàìèíîâ. Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ìàññû òåëà ìîãóò áûòü ïðèìåíåíû ãîðìîíû.
Ïðîôèëàêòèêà
Ïðàâèëüíûé ðåæèì, çàíÿòèÿ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé, ìàññàæ, äèåòó â ñîîòâåòñòâèè ñ âîçðàñòîì, äîñòàòî÷íîå ïðåáûâàíèå íà ñâåæåì âîçäóõå, ñàíàöèþ î÷àãîâ èíôåêöèè, ëå÷åíèå ãåëüìèíòîçîâ, íîðìàëèçàöèþ ôóíêöèé æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà.
Âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà ïðåäóñìàòðèâàåò ðàöèîíàëüíîå âñêàðìëèâàíèå, çàêàëèâàíèå, ïðîôèëàêòèêó èíôåêöèîííûõ (â òîì ÷èñëå æåëóäî÷íî-êèøå÷íûõ) çàáîëåâàíèé, äèñáàêòåðèîçà.
Âèòàìèíî-äåôèöèòíàÿ àíåìèÿ – ýòî âèä àíåìèè, âîçíèêàþùàÿ ïðè íåäîñòàòî÷íîì ïîñòóïëåíèè â îðãàíèçì âèòàìèíà Â12 èëè ôîëèåâîé êèñëîòû.
Ýòèîëîãèÿ
Äåôèöèò ýòèõ âèòàìèíîâ ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ íîðìàëüíîãî ñîçðåâàíèÿ êîñòíîìîçãîâûõ êëåòîê êðàñíîãî ðÿäà.  êîñòíîì ìîçãå ïîÿâëÿþòñÿ êðóïíûå êëåòêè — ìåãàëîáëàñòû, à â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè — êðóïíûå ýðèòðîöèòû. Ó âçðîñëûõ ëþäåé ðàñïðîñòðàíåíà Â12 – äåôèöèòíàÿ àíåìèÿ Àääèñîíà–Áèðìåðà, ñâÿçàííàÿ ñ àòðîôèåé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè æåëóäêà. Ïðè ýòîì ïðîèñõîäèò ïðåêðàùåíèå âûðàáîòêè ñëèçèñòîé îáîëî÷êîé ãëèêîïðîòåèíà (âíóòðåííåãî ôàêòîðà Êàñòëà), ñïîñîáñòâóþùåãî âñàñûâàíèþ âèòàìèíà Â12, ïîñòóïàþùåãî ñ ïèùåé.
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà
Ó áîëüíûõ âîçíèêàþò æàëîáû, ñâÿçàííûå ñ ïîðàæåíèåì êðîâåòâîðíîé òêàíè, ïèùåâàðèòåëüíîé è íåðâíîé ñèñòåì, óòîìëÿåìîñòü, ñëàáîñòü, ñåðäöåáèåíèå, îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, äèñïåïñè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà. Áîëüíûå ÷àñòî áûâàþò ïîëíûìè, ëèöî îäóòëîâàòîå.
Íàðóøåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè ñ îùóùåíèåì ïîêàëûâàíèÿ èãîëêàìè, õîëîäà, «ïîëçàíèÿ» ìóðàøåê, îíåìåíèå â êîíå÷íîñòÿõ
Äèàãíîñòèêà
Èññëåäóþò óðîâåíü âèòàìèíà Â12 â ñûâîðîòêå êðîâè (ïðè áîëåçíè îí ñíèæàåòñÿ äî 10–150 íã/ìë). Îïðåäåëÿþò â ìî÷å íàëè÷èå ìåòèëìàëîíîâîé êèñëîòû. Èñïîëüçóþò, êðîìå òîãî, ðàäèîèçîòîïíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ âñàñûâàíèÿ âèòàìèíà Â12.
Ëå÷åíèå
Èíúåêöèè âèòàìèíà Â12 (öèàíîêîáàëàìèí) îáû÷íîãî è ïðîëîíãèðîâàííîãî äåéñòâèÿ.  ñëó÷àå ãëèñòíîé èíâàçèè øèðîêèì ëåíòåöîì íàäî ïðîâîäèòü äåãåëüìèíòèçàöèþ ôåíàñîëîì. Ïåðåëèâàíèå êðîâè îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì.
Ïðîôèëàêòèêà. Ïðåäóïðåæäåíèå ðåöèäèâîâ áîëåçíè ñâîäèòñÿ ê ëå÷åáíûì ìåðîïðèÿòèÿì (ðåãóëÿðíîå ââåäåíèå âèòàìèíà Â12).
Ïðîôèëàêòèêà
Àêòèâíûé äâèãàòåëüíûé ðåæèì, ìàññàæ, ïîëíîöåííîå ïèòàíèå, ëå÷åíèå ãåëüìèíòîçîâ, ñàíàöèÿ î÷àãîâ õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè.
Âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà âêëþ÷àåò ñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå, ðàçëè÷íûå ìåòîäû çàêàëèâàíèÿ, äîñòàòî÷íóþ äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü, ïðîôèëàêòèêó ïðîñòóäíûõ çàáîëåâàíèé è êèøå÷íûõ èíôåêöèé.
Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ – ýòî ãèïîõðîìíàÿ àíåìèÿ, ðàçâèâàþùàÿñÿ â ðåçóëüòàòå äåôèöèòà æåëåçà â îðãàíèçìå.
Ýòèîëîãèÿ
Ïðè÷èíîé äåôèöèòà æåëåçà ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå åãî áàëàíñà â ñòîðîíó ïðåîáëàäàíèÿ ðàñõîäîâàíèÿ æåëåçà íàä ïîñòóïëåíèåì, íàáëþäàåìîå ïðè ðàçëè÷íûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ èëè çàáîëåâàíèÿõ:
êðîâîïîòåðè ðàçëè÷íîãî ãåíåçà;
ïîâûøåííàÿ ïîòðåáíîñòü â æåëåçå;
íàðóøåíèå óñâîåíèÿ æåëåçà;
âðîæä¸ííûé äåôèöèò æåëåçà;
íàðóøåíèå òðàíñïîðòà æåëåçà
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ñêëàäûâàåòñÿ èç ïðèçíàêîâ, õàðàêòåðíûõ äëÿ ìíîãèõ àíåìèé, ñèìïòîìîâ òêàíåâîãî äåôèöèòà æåëåçà (ãèïîñèäåðîçà) è íàðóøåíèÿ æåëóäî÷íîé ñåêðåöèè. Áîëüíûå æàëóþòñÿ íà ñëàáîñòü (èíîãäà î÷åíü ðåçêóþ, íåñìîòðÿ íà íåáîëüøóþ âûðàæåííîñòü àíåìèè), ÷àñòûå ãîëîâîêðóæåíèÿ, ãîëîâíóþ áîëü, îùóùåíèå ìóøåê ïåðåä ãëàçàìè.  ðÿäå ñëó÷àåâ âîçíèêàþò îáìîðîêè è îäûøêà ïðè íåáîëüøîé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, òàõèêàðäèÿ. Ïðè ïîñòåïåííîì ðàçâèòèè àíåìèè áîëüíûå ïî÷òè íå ïðåäúÿâëÿþò æàëîá è î÷åíü õîðîøî êîìïåíñèðîâàíû, íåñìîòðÿ íà å¸ âûðàæåííîñòü.
Äèàãíîñòèêà
Êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè
Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè
Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà
Ëå÷åíèå
Ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ òîëüêî äëèòåëüíûì ïðè¸ìîì ïðåïàðàòîâ äâóõâàëåíòíîãî æåëåçà âíóòðü â óìåðåííûõ äîçàõ.
Îáû÷íî íàçíà÷àåòñÿ ëþáîé ïðåïàðàò äâóõâàëåíòíîãî æåëåçà — ÷àùå ýòî ñóëüôàò æåëåçà — ëó÷øå åãî ïðîëîíãèðîâàííàÿ ëåêàðñòâåííàÿ ôîðìà, â ñðåäíåé ëå÷åáíîé äîçå íà íåñêîëüêî ìåñÿöåâ, çàòåì äîçà ñíèæàåòñÿ äî ìèíèìàëüíîé åù¸ íà íåñêîëüêî ìåñÿöåâ, à çàòåì (åñëè ïðè÷èíà ìàëîêðîâèÿ íå óñòðàíåíà), ïðîäîëæàåòñÿ ïðè¸ì ïîääåðæèâàþùåé ìèíèìàëüíîé äîçû â òå÷åíèå íåäåëè åæåìåñÿ÷íî ìíîãèå ãîäû
Ïðîôèëàêòèêà
Äèåòà ñ èñïîëüçîâàíèåì ïðîäóêòîâ, áîãàòûõ æåëåçîì.
Ìîëî÷íûå ïðîäóêòû äîëæíû áûòü ñâåäåíû ê ìèíèìóìó.
Íåîáõîäèìî çíà÷èòåëüíî îãðàíè÷èòü è ìó÷íûå èçäåëèÿ. Ðåêîìåíäóåòñÿ ïîääåðæèâàþùàÿ äîçà ïðåïàðàòîâ æåëåçà.
Äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå íåîáõîäèìî â òå÷åíèå 6 ìåñÿöåâ.
Ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ – ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé êëèíèêî-ãåìàòîëîãè÷åñêèé ñèíäðîì, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ óêîðî÷åíèåì ïðîäîëæèòåëüíîñòè æèçíè ýðèòðîöèòîâ â ñâÿçè ñ èõ ïîâûøåííûì ðàñïàäîì.
Ýòèîëîãèÿ
Íàèáîëåå ÷àñòîé ïðè÷èíîé ÿâëÿåòñÿ äåôèöèò ãëþêîçî-6-ôîñôàòäåãèäðî-ãåíàçû, ïèðóâàòêèíàçû, ïîíèæåííîå ñîäåðæàíèå âîññòàíîâëåííîãî ãëþòàòèîíà. Ïðè äåôèöèòå Ã-6-ÔÄ ãåìîëèòè÷åñêèå êðèçû ÷àùå âñåãî ìîãóò áûòü ñïðîâîöèðîâàíû ëåêàðñòâåííûìè ñðåäñòâà
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà
Õàðàêòåðíû íàðóøåíèå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ, ñëàáîñòü, ãîëîâíûå áîëè, æåëòóõà ðàçëè÷íîé èíòåíñèâíîñòè, ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà òåëà, óìåðåííîå óâåëè÷åíèå ñåëåçåíêè (÷àùå ó äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà), èíîãäà ïå÷åíè.  êðîâè: ïðèçíàêè àíåìèè ðàçëè÷íîé ñòåïåíè, ðåòèêóëîöèòîç. Îñìîòè÷åñêàÿ ðåçèñòåíòíîñòü ýðèòðîöèòîâ íå èçìåíåíà èëè íåñêîëüêî ïîâûøåíà. Äèàìåòð ýðèòðîöèòîâ íîðìàëüíûé. Òå÷åíèå õðîíè÷åñêîå, îäíàêî ìîãóò íàáëþäàòüñÿ îñòðûå òÿæåëûå ãåìîëèòè÷åñêèå êðèçû ñ âûñîêîé òåìïåðàòóðîé òåëà, ïðèçíàêàìè ãëóáîêîé àíåìèè, ãåìîãëîáèíóðèåé.
Äèàãíîñòèêà
Èññëåäóþò: àíàëèç êðîâè, àíàëèç ìî÷è, àíàëèç êàëà, ýðèòðîöèòîìåòðèÿ, ïóíêöèÿ êîñòíîãî ìîçãà, èììóíîôåðìåíòíûé àíàëèç íà îáíàðóæåíèå àíòèòåë, ïîëèìåðàçíàÿ öåïíàÿ ðåàêöèÿ.
Ëå÷åíèå
Ïðèìåíÿþòñÿ êîðòèêîñòåðîèäíûå ãîðìîíû (ïðåäíèçîëîí 0,5–1 ìã/êã ìàññû), îñîáåííî ïðè ãåìîëèòè÷åñêèõ êðèçàõ, òðàíñôóçèè îäíîãðóïïíîé èíäèâèäóàëüíî ñîâìåñòèìîé ýðèòðîöèòíîé ìàññû, ïîäîáðàííîé ïî îòðèöàòåëüíîé íåïðÿìîé ïðîáå Êóìáåà. Âèòàìèí B12, ïðåïàðàòû æåëåçà íåýôôåêòèâíû. Ñïëåíýêòîìèÿ ïîêàçàíà ëèøü ïðè îòñóòñòâèè óñïåõà ïîñëå äëèòåëüíîé êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè.
Ïðîôèëàêòèêà
Äèñïàíñåðíîå íàáëþäåíèå – 1 ðàç â 2-3 ìåñ. Ïðè óâåëè÷åíèè êîëè÷åñòâà ðåòèêóëîöèòîâ è áèëèðóáèíà öåëåñîîáðàçíî êóðñîâîå ëå÷åíèå ãëþêîêîðòèêîèäàìè â èíäèâèäóàëüíî ïîäîáðàííîé äîçå.
Àïëàñòè÷åñêàÿ àíåìèÿ – çàáîëåâàíèå ñèñòåìû êðîâè ñî ñíèæåííîé ïðîäóêöèåé êîñòíûì ìîçãîì ýðèòðîöèòîâ, ãðàíóëîöèòîâ è òðîìáîöèòîâ. Îòíîñèòñÿ ê äåïðåññèâíûì áîëåçíÿì êðîâåòâîðåíèÿ, ê êîòîðûì ïðèíàäëåæàò àãðàíóëîöèòîç è öèòîñòàòè÷åñêàÿ áîëåçíü.
Ýòèîëîãèÿ
Áîëåçíü ðàçâèâàåòñÿ ïîä âîçäåéñòâèåì ðÿäà òîêñè÷åñêèõ ôàêòîðîâ: õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ (ìûøüÿêà è áåíçîëà), èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ, íåêîòîðûõ ëåêàðñòâ (ëåâîìèöåòèíà, áóòàäèîíà, àìèíîçèíà, ìåòîòðåêñàòà, öèêëîôîñôàíà). Äîêàçàíà ðîëü èíôåêöèè Ýïøòåéí-Áàðð, îñòðîãî âèðóñíîãî ãåïàòèòà â ðàçâèòèè àïëàñòè÷åñêîé àíåìèè. Ñóùåñòâóåò è íàñëåäñòâåííàÿ ôîðìà áîëåçíè – àíåìèÿ Ôàíêîíè. Ó 50% áîëüíûõ íå óäà¸òñÿ âûÿâèòü êàêèõ-ëèáî ïðè÷èííûõ ôàêòîðîâ.
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà
Àïëàñòè÷åñêàÿ àíåìèÿ ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî. Ñíà÷àëà âîçíèêàþò íåñïåöèôè÷åñêèå ñèìïòîìû – îáùàÿ óñòàëîñòü, ñëàáîñòü. Îòìå÷àåòñÿ áëåäíîñòü êîæè, îäûøêà, òàõèêàðäèÿ, ìîãóò âûñëóøèâàòüñÿ ñåðäå÷íûå øóìû.
Ñíèæåíèå ëåéêîöèòîâ ïðèâîäèò ê îñëàáëåíèþ èììóííîãî îòâåòà è ÷àñòûì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèÿì. Íèçêèé óðîâåíü òðîìáîöèòîâ ïðîÿâëÿåòñÿ ðàçâ¸ðíóòûì ãåìîððàãè÷åñêèì ñèíäðîìîì: ïåòåõèàëüíûìè âûñûïàíèÿìè íà êîæå, êðîâîòî÷èâîñòüþ ä¸ñåí, íîñîâûìè è ìàòî÷íûìè êðîâîòå÷åíèÿìè.
Äèàãíîñòèêà
Âî ìíîãîì äèàãíîñòèêà îñíîâûâàåòñÿ íà ðåçóëüòàòàõ àíàëèçà êðîâè. Àïëàçèÿ êîñòíîãî ìîçãà õàðàêòåðèçóåòñÿ ñíèæåíèåì óðîâíÿ ýðèòðîöèòîâ, ïàäåíèåì ãåìîãëîáèíà äî 20-30 ã/ë, óìåíüøåíèåì ëåéêîöèòîâ è òðîìáîöèòîâ.  êðîâå îòñóòñòâóþò ðåòèêóëîöèòû. Êîëè÷åñòâî æåëåçà â íîðìå, ÑÎÝ ïîâûøåíà. Ïðè ïóíêöèîííîé áèîïñèè îáíàðóæèâàþò îïóñòîøåíèå êîñòíîãî ìîçãà. Áûñòðîå ïðîãðåññèðîâàíèå àïëàñòè÷åñêîé àíåìèè ìîæåò ïðèâåñòè ê ñìåðòè ÷åðåç íåñêîëüêî ìåñÿöåâ, íî îáû÷íî áîëåçíü ïðîòåêàåò ñ ÷åðåäîé îáîñòðåíèé è ðåìèññèé.
Ëå÷åíèå
 ïåðâóþ î÷åðåäü îòìåíèòü âñå ëåêàðñòâà, êîòîðûå ìîãóò âëèÿòü íà ðàçâèòèå àïëàñòè÷åñêîé àíåìèè. Ïðè òÿæ¸ëîì òå÷åíèè ïðîâîäÿò òðàíñôóçèè ýðèòðîöèòàðíîé è òðîìáîöèòàðíîé ìàññû. Èíôåêöèîííûå îñëîæíåíèÿ ëå÷àò àíòèáèîòèêàìè øèðîêîãî ñïåêòðà äåéñòâèÿ.
Ëó÷øèì ìåòîäîì ëå÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ òðàíñïëàíòàöèÿ ðîäñòâåííîãî êîñòíîãî ìîçãà, êîòîðàÿ âûïîëíÿåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñî ñòðîãèìè ïîêàçàíèÿìè.
Ïðîôèëàêòèêà
 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîÿâëåíèå àïëàñòè÷åñêîé àíåìèè íå ìîæåò áûòü ïðåäîòâðàùåíî, îãðàíè÷èâàÿ âîçäåéñòâèå îïðåäåëåííûõ òîêñèíîâ îêðóæàþùåé ñðåäû, ñîäåðæàùèõñÿ â áåíçèíå, êðàñêå, íåôòè è ïðîìûøëåííûõ âûáðîñàõ, ìîæíî ñíèçèòü ðèñê ðàçâèòèÿ áîëåçíè.
Ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ àíåìèÿ — æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ, êîòîðàÿ ðàçâèâàåòñÿ ïîñëå êðîâîïîòåðè. Ïîñòãåìîððàãè÷åñêèå àíåìèè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà îñòðûå è õðîíè÷åñêèå. Îñòðàÿ ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ àíåìèÿ ðàçâèâàåòñÿ ïîñëå îáèëüíûõ, îñòðî âîçíèêàþùèõ êðîâîòå÷åíèé. Õðîíè÷åñêèå ïîñòãåìîððàãè÷åñêèå àíåìèè ðàçâèâàþòñÿ ïîñëå äëèòåëüíûõ íåîáèëüíûõ êðîâîòå÷åíèé.
Ýòèîëîãèÿ
Ïðè÷èíàìè ïîñòãåìîððàãè÷åñêîé àíåìèè ÿâëÿþòñÿ: òðàâìû, ãåìîððàãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ (òðîìáîöèòîïàòèè, êîàãóëîïàòèè, ÄÂÑ-ñèíäðîì, ãåìîððàãè÷åñêèé âàñêóëèò, ëåéêîçû, àïëàñòè÷åñêèå àíåìèè, äèçîâàðèàëüíûå ìåíîððàãèè ó äåâóøåê), ëåãî÷íîå êðîâîòå÷åíèå, ÆÊ êðîâîòå÷åíèÿ
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà
Íàáëþäàåòñÿ îñòðàÿ ñîñóäèñòàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, îäûøêà, îðòîñòàòè÷åñêèé êîëëàïñ. Òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ íå òîëüêî êîëè÷åñòâîì, íî è ñêîðîñòüþ êðîâîïîòåðè. Íàáëþäàåòñÿ ñíèæåíèå äèóðåçà.
 ïåðâûå ìèíóòû ñîäåðæàíèå Hb èç-çà óìåíüøåíèÿ ÎÖÊ ìîæåò áûòü äàæå âûñîêèì. Íà âòîðûå ñóòêè óâåëè÷èâàåòñÿ êîëè÷åñòâî ðåòèêóëîöèòîâ.
Äèàãíîñòèêà
Ó÷èòûâàþò ñâåäåíèÿ î ïðîèçîøåäøåé îñòðîé êðîâîïîòåðå ïðè âíåøíåì êðîâîòå÷åíèè; â ñëó÷àå ìàññèâíîãî âíóòðåííåãî êðîâîòå÷åíèÿ äèàãíîç îñíîâûâàåòñÿ íà êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêàõ â ñî÷åòàíèè ñ ëàáîðàòîðíûìè ïðîáàìè (Ãðåãåðñåíà, Âåáåðà), ïîâûøåíèè óðîâíÿ îñòàòî÷íîãî àçîòà ïðè êðîâîòå÷åíèè èç âåðõíèõ îòäåëîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà.
Ëå÷åíèå
Ñàìîå ãëàâíîå — óñòðàíèòü èñòî÷íèê êðîâîòå÷åíèÿ. Çàòåì âîñïîëíÿþò êðîâîïîòåðþ. Îáùèé îáú¸ì ãåìîòðàíñôóçèè íå äîëæåí ïðåâûøàòü 60 % äåôèöèòà îáú¸ìà öèðêóëèðóþùåé êðîâè. Îñòàëüíîé îáú¸ì âîñïîëíÿåòñÿ êðîâåçàìåíèòåëÿìè
Ïðîôèëàêòèêà
Ëå÷åíèå îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ è ïðåäîòâðàùåíèå êðîâîòå÷åíèÿ. Åñëè ýòî ñäåëàòü íå óäàëîñü, âàæíî ñâîåâðåìåííîå îáíàðóæåíèå èñòî÷íèêà êðîâîïîòåðè.
çàáîëåâàíèå àíåìèÿ êðîâü
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник