Минимальная молекулярная масса гемоглобина
Как вычислить минимальную молекулярную массу гемоглобина
Задачи по теме «Белки»
Необходимые пояснения:
- средняя молекулярная масса одного аминокислотного остатка принимается за 120
- вычисление молекулярной массы белков:
а
в — процентное содержание компонента
Задача №1 . Гемоглобин крови человека содержит 0, 34% железа. Вычислите минимальную молекулярную массу гемоглобина.
Решение:
Мmin = 56 : 0,34% · 100% = 16471
Задача №2. Альбумин сыворотки крови человека имеет молекулярную массу 68400. Определите количество аминокислотных остатков в молекуле этого белка.
Решение:
68400 : 120 = 570 (аминокислот в молекуле альбумина)
Задача №3. Белок содержит 0,5% глицина. Чему равна минимальная молекулярная масса этого белка, если М глицина = 75,1? Сколько аминокислотных остатков в этом белке?
Решение:
- Мmin = 75,1 : 0,5% · 100% = 15020
- 15020 : 120 = 125 (аминокислот в этом белке)
Задачи по теме «Нуклеиновые кислоты»
Необходимые пояснения:
- относительная молекулярная масса одного нуклеотида принимается за 345
- расстояние между нуклеотидами в цепи молекулы ДНК (=длина одного нуклеотида)- 0, 34 нм
- Правила Чаргаффа:
- ∑(А) = ∑(Т)
- ∑(Г) = ∑(Ц)
- ∑(А+Г) = ∑(Т+Ц)
Задача №4. На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:
Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом гене и его длину.
Решение:
- достраиваем вторую нить (по принципу комплементарности)
- ∑(А +Т+Ц+Г)= 24,
из них ∑(А) = 8 = ∑(Т)
отсюда: х = 16,6%
- молекула ДНК двуцепочечная, поэтому длина гена равна длине одной цепи:
12 · 0,34 = 4,08 нм
Задача№5. В молекуле ДНК на долю цитидиловых нуклеотидов приходится 18%. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК.
Решение:
- Ц – 18% => Г – 18%
- На долю А+Т приходится 100% — (18% +18%)=64%, т.е. по 32%
Ответ: Г и Ц – по 18%,
Задача №6. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых
нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК.
Определите: а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК? б) какова длина этого фрагмента?
Решение:
На долю других нуклеотидов приходится 100% — (22%+22%)= 56%, т.е. по 28%
Для вычисления количества этих нуклеотидов
составляем пропорцию 22% — 880
2) для определения длины ДНК нужно узнать, сколько всего нуклеотидов содержится в 1 цепи:
(880 + 880 + 1120 + 1120) : 2 = 2000
2000 · 0,34 = 680 (нм)
Задача№7. Дана молекула ДНК с относительной молекулярной массой 69000, из них 8625 приходится на долю адениловых нуклеотидов. Найдите количество всех нуклеотидов в этой ДНК. Определите длину этого фрагмента.
Решение:
- 69000 : 345 = 200 (нуклеотидов в ДНК)
8625 : 345 = 25 (адениловых нуклеотидов в этой ДНК)
∑(Г+Ц) = 200 – (25+25)= 150, т.е. их по 75.
2) 200 нуклеотидов в двух цепях => в одной – 100.
Задачи по теме «Код ДНК»
Задача №8. Что тяжелее: белок или его ген?
Решение:
тогда масса этого белка – 120х,
количество нуклеотидов в гене, кодирующем этот
источник
Решение задач по молекулярной биологии
Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» – наиболее интересные и сложные темы в курсе «Общая биология». Эти темы изучаются и в 9-х, и в 11х классах, но времени на отработку умения решать задачи в программе явно недостаточно. Однако умение решать задачи по генетике и молекулярной биологии предусмотрено Стандартом биологического образования, а также такие задачи входят в состав КИМ ЕГЭ.
Для решения задач по молекулярной биологии необходимо владеть следующими биологическими понятиями: виды нуклеиновых кислот,строение ДНК, репликация ДНК , функции ДНК, строение и функции РНК, генетический код, свойства генетического кода,мутация.
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а «сюжетные»– полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной и привлекательной для учащихся. Подобранные задачи характеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Решение задач в биологии требует умения анализировать фактический материал, логически думать и рассуждать , а также определенной изобретательности при решении особенно трудных и запутанных задач.
Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля.
Примеры решения задач
- Один шаг это полный виток спирали ДНК–поворот на 360 o
- Один шаг составляют 10 пар нуклеотидов
- Длина одного шага – 3,4 нм
- Расстояние между двумя нуклеотидами – 0,34 нм
- Молекулярная масса одного нуклеотида – 345 г/моль
- Молекулярная масса одной аминокислоты – 120 г/мол
- В молекуле ДНК: А+Г=Т+Ц (Правило Чаргаффа: ∑(А) = ∑(Т), ∑(Г) = ∑(Ц), ∑(А+Г) =∑(Т+Ц)
- Комплементарность нуклеотидов: А=Т; Г=Ц
- Цепи ДНК удерживаются водородными связями, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями: аденин с тимином соединяются 2 водородными связями, а гуанин с цитозином тремя.
- В среднем один белок содержит 400 аминокислот;
- вычисление молекулярной массы белка:
где Мmin – минимальная молекулярная масса белка,
а – атомная или молекулярная масса компонента,
в – процентное содержание компонента.
Задача № 1.Одна из цепочек ДНК имеет последовательность нуклеотидов : АГТ АЦЦ ГАТ АЦТ ЦГА ТТТ АЦГ . Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка ДНК той же молекулы. Для наглядности можно использовать магнитную «азбуку» ДНК (прием автора статьи) .
Решение: по принципу комплементарности достраиваем вторую цепочку (А-Т,Г-Ц) .Она выглядит следующим образом: ТЦА ТГГ ЦТА ТГА ГЦТ ААА ТГЦ.
Задача № 2. Последовательность нуклеотидов в начале гена, хранящего информацию о белке инсулине, начинается так: ААА ЦАЦ ЦТГ ЦТТ ГТА ГАЦ. Напишите последовательности аминокислот, которой начинается цепь инсулина.
Решение: Задание выполняется с помощью таблицы генетического кода, в которой нуклеотиды в иРНК (в скобках – в исходной ДНК) соответствуют аминокислотным остаткам.
Задача № 3. Большая из двух цепей белка инсулина имеет (так называемая цепь В) начинается со следующих аминокислот : фенилаланин-валин-аспарагин-глутаминовая кислота-гистидин-лейцин. Напишите последовательность нуклеотидов в начале участка молекулы ДНК, хранящего информацию об этом белке.
Решение (для удобства используем табличную форму записи решения): т.к. одну аминокислоту могут кодировать несколько триплетов, точную структуру и-РНК и участка ДНКопределить невозможно, структура может варьировать. Используя принцип комплементарности и таблицу генетического кода получаем один из вариантов:
источник
Гемоглобин крови человека содержит 0.34% железа.Вычислите минимальную молекулярную массу гемоглобина
Мmin = 56: 0, 34 %? 100% = 16 471
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Биология.
А. Выберите один правильный ответ
1. Главный признак живого организма:
а) изменение формы,
б) изменение размера,
в) обмен веществ,
г) пассивное передвижение
А 2. Все живые организмы в отличие от неживых:
а) размножаются, растут, развиваются,
б) существуют независимо от среды,
в) изменяют форму,
г) изменяются под воздействием среды.
А 3. В предложенном перечне найди название систематической категории:
а) вид,
б) собака,
в) роза,
г) человек.
А 4. Группа особей, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство – это:
а) вид,
б) род,
в) тип,
г) отряд
А 5. Главная задача систематики – это изучение:
а) этапов эволюции,
б) отношений организмов и окружающей среды,
в) приспособленности организмов к условиям обитания,
г) рганизмов и объединение их в группы на основе родства.
Вариант 2
Б 1. Вирусы обладают такими признаками живого, как
1) питание
2) рост
3) обмен веществ
4) наследственность.
Б 2. Преемственность поколений обеспечивается за счет
1) развития
2) роста
3) размножения
4) обмена веществ.
Б 3. Удвоение ДНК происходит на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном
Б 4. Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.
Б 5. Цветение черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном
Б 6. Деление ядра – это пример проявления жизни на уровне
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном..
Б 7. Динамика численности уссурийского тигра – это пример на уровне
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.
Б 8. На каком уровне организации живого происходят генные мутации?
1) организменном
2) клеточном
3) видовом
4) молекулярном
Б 9. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют:
1) воспроизведением
2) эволюцией
3) раздражимостью
4) нормой реакции
Б 10. Живое от неживого отличается способностью
1) изменять свойства объекта под воздействием среды
2) участвовать в круговороте веществ
3) воспроизводить себе подобных
4) изменять размеры объекта под воздействием среды
Б 11. Клеточное строение — важный признак живого — характерен для
1) бактериофагов
2) вирусов
3) кристаллов
4) бактерий.
Б 12. Для изучения строения клетки необходимо:
1) рассмотреть под микроскопом орган растения, например, лист;
2) приготовить тонкий срез какого либо растения и рассмотреть его под микроскопом;
3) выделить из органа одну клетку и рассмотреть ее под микроскопом;
4) поставить опыт по изучению значения света в жизни растения и наблюдать за ним
источник
Гемоглобин крови человека содержит 0.34% железа.Вычислите минимальную молекулярную массу гемоглобина
Мmin = 56: 0, 34 %? 100% = 16 471
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Биология.
А. Выберите один правильный ответ
1. Главный признак живого организма:
а) изменение формы,
б) изменение размера,
в) обмен веществ,
г) пассивное передвижение
А 2. Все живые организмы в отличие от неживых:
а) размножаются, растут, развиваются,
б) существуют независимо от среды,
в) изменяют форму,
г) изменяются под воздействием среды.
А 3. В предложенном перечне найди название систематической категории:
а) вид,
б) собака,
в) роза,
г) человек.
А 4. Группа особей, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство – это:
а) вид,
б) род,
в) тип,
г) отряд
А 5. Главная задача систематики – это изучение:
а) этапов эволюции,
б) отношений организмов и окружающей среды,
в) приспособленности организмов к условиям обитания,
г) рганизмов и объединение их в группы на основе родства.
Вариант 2
Б 1. Вирусы обладают такими признаками живого, как
1) питание
2) рост
3) обмен веществ
4) наследственность.
Б 2. Преемственность поколений обеспечивается за счет
1) развития
2) роста
3) размножения
4) обмена веществ.
Б 3. Удвоение ДНК происходит на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном
Б 4. Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.
Б 5. Цветение черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном
Б 6. Деление ядра – это пример проявления жизни на уровне
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном..
Б 7. Динамика численности уссурийского тигра – это пример на уровне
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.
Б 8. На каком уровне организации живого происходят генные мутации?
1) организменном
2) клеточном
3) видовом
4) молекулярном
Б 9. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют:
1) воспроизведением
2) эволюцией
3) раздражимостью
4) нормой реакции
Б 10. Живое от неживого отличается способностью
1) изменять свойства объекта под воздействием среды
2) участвовать в круговороте веществ
3) воспроизводить себе подобных
4) изменять размеры объекта под воздействием среды
Б 11. Клеточное строение — важный признак живого — характерен для
1) бактериофагов
2) вирусов
3) кристаллов
4) бактерий.
Б 12. Для изучения строения клетки необходимо:
1) рассмотреть под микроскопом орган растения, например, лист;
2) приготовить тонкий срез какого либо растения и рассмотреть его под микроскопом;
3) выделить из органа одну клетку и рассмотреть ее под микроскопом;
4) поставить опыт по изучению значения света в жизни растения и наблюдать за ним
источник
Источник
Задачи
по молекулярной биологии
Задачи по теме «Белки»
Необходимые
пояснения:
- средняя
молекулярная масса одного аминокислотного остатка принимается за 120 - вычисление
молекулярной массы белков:
Мmin =
(а/в
)
· 100%
где Мmin – минимальная молекулярная масса белка,
а – атомная или молекулярная масса
компонента,
в – процентное содержание компонента
Задача №1. Гемоглобин
крови человека содержит 0, 34% железа. Вычислите минимальную молекулярную массу
гемоглобина.
Решение:
Мmin =
56 : 0,34% · 100% = 16471
Задача №2.Альбумин
сыворотки крови человека имеет молекулярную массу 68400. Определите количество
аминокислотных остатков в молекуле этого белка.
Решение:
68400 : 120 = 570
(аминокислот в молекуле альбумина)
Задача №3.Белок
содержит 0,5% глицина. Чему равна минимальная молекулярная масса этого белка,
если М глицина =
75,1? Сколько аминокислотных остатков в этом белке?
Решение:
1)
Мmin
= 75,1 :
0,5% · 100% = 15020
2)
15020 : 120 = 125 (аминокислот в этом белке)
Задачи по теме «Нуклеиновые кислоты»
Необходимые пояснения:
·
относительная молекулярная масса одного
нуклеотида принимается за 345
·
расстояние между нуклеотидами в цепи молекулы
ДНК (=длина одного нуклеотида)- 0, 34 нм
·
Правила Чаргаффа:
1. ∑(А)
= ∑(Т)
2. ∑(Г)
= ∑(Ц)
3. ∑(А+Г)
= ∑(Т+Ц)
Задача №4.На
фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды
расположены в последовательности:
А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т.
Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом
гене и его длину.
Решение:
1) достраиваем
вторую нить (по принципу комплементарности)
2) ∑(А
+Т+Ц+Г)= 24,
из них ∑(А) = 8 = ∑(Т)
24
– 100%
8 – х%
отсюда: х = 33,4%
∑(Г) = 4 = ∑(Ц)
24
– 100%
4 – х%
отсюда: х = 16,6%
3) молекула
ДНК двуцепочечная, поэтому длина гена равна длине одной цепи:
12
· 0,34 = 4,08 нм
Задача №5.
В молекуле ДНК на долю цитидиловых нуклеотидов приходится 18%.
Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК.
Решение:
1) Ц
– 18% => Г – 18%
2) На
долю А+Т приходится 100% – (18% +18%)=64%, т.е. по 32%
Ответ:
Г и Ц – по 18%,
А и
Т – по 32%.
Задача №6.
В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых
нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа
нуклеотидов в этой ДНК.
Определите: а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК? б) какова длина этого фрагмента?
Решение:
1) ∑(Г)= ∑(Ц)=
880 (это 22%)
На долю других нуклеотидов
приходится 100% – (22%+22%)= 56%, т.е. по 28%
Для вычисления количества этих
нуклеотидов
составляем пропорцию 22% – 880
28% –
х
отсюда: х = 1120
2) для определения длины ДНК
нужно узнать, сколько всего нуклеотидов содержится в 1 цепи:
(880 + 880 + 1120 + 1120) : 2 =
2000
2000 · 0,34 = 680 (нм)
Задача №7.
Дана молекула ДНК с относительной
молекулярной массой 69000, из них
8625 приходится на долю адениловых
нуклеотидов. Найдите количество всех нуклеотидов в этой ДНК. Определите длину
этого фрагмента.
Решение:
1) 69000
: 345 = 200 (нуклеотидов в ДНК)
8625 : 345 = 25 (адениловых
нуклеотидов в этой ДНК)
∑(Г+Ц) = 200 – (25+25)= 150, т.е.
их по 75.
2) 200 нуклеотидов в двух цепях => в одной –
100.
100 · 0,34 = 34 (нм)
Задачи по теме «Код ДНК»
Задача №8.
Что тяжелее: белок или его ген?
Решение:
Пусть х – количество аминокислот в белке,
тогда масса
этого белка – 120х,
количество
нуклеотидов в гене, кодирующем этот
белок – 3х
масса этого
гена – 345 · 3х
120х <
345 · 3х
Ответ: ген тяжелее
белка.
Задача №9.
Последовательность нуклеотидов в начале гена, хранящего информацию о
белке инсулине, начинается так:
АААЦАЦЦТГЦТТГТАГАЦ
Напишите последовательности аминокислот, которой начинается
цепь инсулина
Решение:
задание выполняется с
помощью следующей таблицы
Генетический код
Первое основание | Второе основание | основание | |||
У (А) | Ц (Г) | А (Т) | Г (Ц) | ||
У (А) | Фен Фен Лей Лей | СерСер Сер Сер | Тир Тир – – | Цис Цис – Три | У |
Ц (Г) | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У |
А (Т) | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У |
Г (Ц) | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У |
Двадцать аминокислот, входящих в состав белков
Сокращ. назв. | Аминокислота | Сокращ. назв. | Аминокислота |
Ала Арг Асн Асп Вал Гис Гли Глн Глу Иле | Аланин Аргинин Аспарагин Аспарагиновая к. Валин Гистидин Глицин Глутамин Глутаминовая к. Изолейцин | Лей Лиз Мет Про Сер Тир Тре Три Фен Цис | Лейцин Лизин Метионин Пролин Серин Тирозин Треонин Триптофан Фенилаланин Цистеин |
Ответ:
фенилаланин – валин –
аспарагиновая кислота – глутаминовая кислота – гистидин – лейцин.
Задача №10.
Вирусом табачной мозаики (РНК – овый вирус) синтезируется участок
белка с аминокислотной последовательностью:
Ала
– Тре – Сер – Глу – Мет-
Под действием
азотистой кислоты (мутагенный фактор) цитозин в результате дезаминирования
превращается в урацил. Какое строение будет иметь участок белка вируса табачной
мозаики, если все цитидиловые
нуклеотиды подвергнутся указанному
химическому превращению?
Решение:
Ала –
Тре – Сер
– Глу – Мет-
ГЦУ – АЦГ – АГУ – ГАГ –
АУГ
ГУУ – АУГ – АГУ – ГАГ –
АУГ
Вал –
Мет – Сер
– Глу – Мет-
Задачи по теме «Энергетический обмен»
Задача №11.
В процессе энергетического обмена произошло расщепление 7 моль
глюкозы, из которых полному подверглось только 2. Определите:
а) сколько моль молочной кислоты
и СО2 при
этом образовалось?
б) сколько АТФ при этом
синтезировано?
в) сколько энергии запасено в
этих молекулах
АТФ?
Решение:
5С6 Н12
О6 → 5 ·2 С3 Н6 О3 + 5
·2 АТФ
2С6 Н12 О6 +
2·6 О2 → 2·6 СО2 + 2·6 Н2 О + 2·38 АТФ
Ответ: а) 10 моль С3 Н6
О3 и 12 моль СО2
б) 10 + 76 = 86
(моль АТФ)
в) 86 ·
40 = 3440 (кДж энергии)
г) 12 моль О2
Задача №12.
В результате энергетического обмена в клетке образовалось 5 моль
молочной кислоты и 27 моль
углекислого газа. Определите:
а) сколько всего моль глюкозы
израсходовано?
б) сколько из них подверглось полному
расщеплению, а сколько гликолизу?
в) сколько энергии запасено?
г) Сколько моль кислорода пошло на
окисление?
Решение:
2,5С6 Н12
О6 → 2,5 ·2 С3 Н6 О3 + 2,5
·2 АТФ
4,5С6 Н12 О6 + 4,5·6 О2 →
4,5·6 СО2 + 4,5·6
Н2 О + 4,5·38 АТФ
Ответ: а) 17 моль С6
Н12 О6
б) 4,5 моль – полному
расщеплению, 2,5 – гликолизу
в) (2,5 · 2 + 4,5 · 38)
· 40 = 7040 (кДж)
г) 27 моль О2
Задача №13. Мышцы ног при беге со средней
скоростью расходуют за 1 минуту 24 кДж энергии. Определите:
а) сколько
всего граммов глюкозы
израсходуют мышцы ног за 25 минут бега, если
кислород доставляется кровью к мышцам в
достаточном количестве?
б) накопится ли в мышцах молочная кислота?
Решение:
Х
24 · 25
С6 Н12
О6 + 6 О2 → 6 СО2 + 6 Н2 О + 38 АТФ
180
38 · 40
Х = 600 · 180 : 1520
= 71 (г)
Ответ: а) 71 г
б) нет, т.к. О2 достаточно
Задача №14.
Мышцы руке при выполнении вольных упражнений расходуют за 1 минуту
12 кДж энергии. Определите: а) сколько всего граммов глюкозы израсходуют мышцы
ног за 10 минут, если кислород
доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве?
б) накопится ли в мышцах молочная кислота?
Решение:
Х
12 · 10
С6 Н12
О6 + 6 О2 → 6 СО2 + 6 Н2 О + 38 АТФ
180
38 · 40
Х =
120 · 180 : 1520 = 14, 2(г)
Ответ: а) 14,2 г
б) нет, т.к. О2 достаточно
Задача №15.
Бегун расходует за 1 минуту 24 кДж энергии. Сколько глюкозы
потребуется для бега с такой затратой, если 50 минут в его организме идет
полное окисление глюкозы, а 10 минут –
гликолиз?
Решение:
Х 24 · 10
1) С6 Н12
О6 → 2С3 Н6 О3 + ·2
АТФ
180 2 · 40
Х = 240 · 180 : 80 = 540 (г)
У
24 · 50
2) С6 Н12
О6 + 6 О2 → 6 СО2 + 6 Н2 О + 38 АТФ
180
38 · 40
У =
25 · 50 · 180 : 1520= 142 (г)
3)
540 + 142 = 682 (г)
Источник