Мономерами являются аминокислоты гемоглобин

Мономерами являются аминокислоты гемоглобин thumbnail

А) окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских веществ

Б) об­ра­зо­ва­ние по­ли­ме­ров из мономеров

Г) за­па­са­ние энер­гии в клетке

Е) окис­ли­тель­ное фосфорилирование

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

При энер­ге­ти­че­ском об­ме­не окис­ля­ют­ся ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства с вы­де­ле­ни­ем энер­гии в форме АТФ (запасание энергии в клетке) во время ста­дии окис­ли­тель­но­го фосфорилирования. При пла­сти­че­ском об­ме­не об­ра­зу­ют­ся по­ли­мер­ные мо­ле­ку­лы из мономеров, энергия АТФ при этом растрачивается на биосинтез.

Расщепление АТФ — энергетический обмен, а запасание энергии в клетке — пластический, неправильно, однако ????

Расщепление АТФ — это пластический обмен. При отделении одного остатка фосфорной кислоты высвобождается энергия, которая необходима для биосинтеза.

Расщепление АТФ — это энергетический обмен, т.к. разрываются две макроэргические связи и выделяется энергия, а при за­па­са­нии энер­гии в клет­ке энергия расходуется, => вид обмена пластический

Рас­щеп­ле­ние АТФ — это пла­сти­че­ский обмен. При от­де­ле­нии од­но­го остат­ка фос­фор­ной кис­ло­ты вы­сво­бож­да­ет­ся энер­гия, ко­то­рая не­об­хо­ди­ма для био­син­те­за. Запасание энергии — это образование АТФ в процессе окислительного фосфолирирования в митохондриях

Какие функции выполняет комплекс Гольджи?

1) синтезирует органические вещества из неорганических

2) расщепляет биополимеры до мономеров

3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке

4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки

5) окисляет органические вещества до неорганических

6) участвует в образовании лизосом

Функции аппарата (комплекса) Гольджи:

1) модификация и упаковка веществ;

2) накапливает органические вещества, синтезированные в клетке;

3) транспорт (вынос) веществ из клетки;

4) образование первичных лизосом.

(1) синтезирует органические вещества из неорганических – функция хлоропласта;

(2) расщепляет биополимеры до мономеров – функция лизосомы;

(3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке – функция комплекса Гольджи;

(4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки – функция комплекса Гольджи;

(5) окисляет органические вещества до неорганических – функция митохондрии;

(6) участвует в образовании лизосом – функция комплекса Гольджи.

Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) интенсивное всасывание воды

2) набухание и частичное расщепление белков

3) начало расщепления крахмала

4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь

5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров

По­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка при пе­ре­ва­ри­ва­нии пищи: на­ча­ло рас­щеп­ле­ния крах­ма­ла (ротовая полость) → на­бу­ха­ние и ча­стич­ное рас­щеп­ле­ние бел­ков (желудок) → рас­щеп­ле­ние всех био­по­ли­ме­ров пищи до мо­но­ме­ров (двенадцатиперстная кишка) → вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот и глю­ко­зы в кровь (тонкий кишечник) → ин­тен­сив­ное вса­сы­ва­ние воды (толстый кишечник).

Клетчатка также является полимером, но ее расщепление происходит только в толстом кишечнике. Насколько корректна формулировка пятого высказывания?

Клетчатка расщепляется с помощью лакто- и бифидобактерий толстого кишечника

Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния строения и функций ми­то­хон­дрий. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) расщепляют биополимеры до мономеров

2) содержат соединённые между собой граны

3) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

4) окисляют органические вещества с образованием АТФ

5) имеют наружную и внутреннюю мембраны

1) двумембранные органоиды;

2) наружная мембрана гладкая, внутренняя со складками – кристами, на которых расположены дыхательные ферменты;

3) внутри (между кристами) находится матрикс;

4) матрикс содержит: кольцевую молекулу ДНК, рибосомы 70s, все виды РНК, ферменты;

5) образуются путем деления.

1) окисление органических веществ до углекислого газа и воды (цикл Кребса), синтез АТФ (окислительное фосфорилирование) – клеточное дыхание;

2) синтез некоторых собственных белков.

(1) расщепляют биополимеры до мономеров – выпадает (функция лизосом);

(2) содержат соединенные между собой граны – выпадает (граны содержат хлоропласты);

(3) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах – митохондрии;

(4) окисляют органические вещества с образованием АТФ – митохондрии;

(5) имеют наружную и внутреннюю мембрану – митохондрии, пластиды (хлоропласты), ядро.

Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния стро­е­ния и функ­ций ми­то­хон­дрий. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рас­щеп­ле­нии биополимеров до мономеров

2) рас­щеп­ле­нии молекул глю­ко­зы до пи­ро­ви­но­град­ной кислоты

3) окис­ле­нии пировиноградной кис­ло­ты до уг­ле­кис­ло­го газа и воды

4) за­па­са­нии энергии в мо­ле­ку­лах АТФ

5) синтез собственных белков

1) двумембранные органоиды;

2) наружная мембрана гладкая, внутренняя со складками – кристами, на которых расположены дыхательные ферменты;

3) внутри (между кристами) находится матрикс;

4) матрикс содержит: кольцевую молекулу ДНК, рибосомы 70s, все виды РНК, ферменты;

5) образуются путем деления.

1) окисление органических веществ (пировиноградной кислоты) до углекислого газа и воды (цикл Кребса), синтез АТФ (окислительное фосфорилирование) – клеточное дыхание;

2) синтез некоторых собственных белков.

(1) расщепление биополимеров до мономеров – выпадает (функция лизосом);

(2) расщепление молекул глюкозы до пировиноградной кислоты (гликолиз) – выпадает (происходит в гиалоплазме);

(3) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды – функция митохондрий;

(4) запасание энергии в молекулах АТФ – функция митохондрий (синтез АТФ);

(5) синтез собственных белков – функция митохондрий.

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса биосинтеза белка в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Процесс происходит при наличии ферментов.

2) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

3) Процесс сопровождается синтезом АТФ.

4) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

5) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ ЭУКАРИОТ (СИНТЕЗ БЕЛКА):

1) переписывание информации с ДНК на иРНК (транскрипция) в ядре;

2) иРНК перемещается из ядра в цитоплазму и 5’-концом связывается с малой субъединицей рибосомы (позже, с присоединением к иРНК первой тРНК присоединяется и большая субъединица рибосомы);

3) разные тРНК связываются (активация аминокислот) со свободными аминокислотами цитоплазмы (затрачивается энергия АТФ) и перемещают их к месту синтеза белка (к рибосоме);

4) антикодон тРНК связывается с соответствующим (комплементарным) кодоном иРНК;

5) аминокислота, прикрепленная к тРНК, связывается пептидной связью с растущей полипептидной цепью;

6) освободившаяся от аминокислоты тРНК выходит из рибосомы;

7) рибосома перемещается на один кодон вдоль иРНК;

8) стадии с 4 по 7 повторяются несколько раз пока не будет синтезирован белок;

9) синтезированный белок освобождается из рибосомы.

(1) Процесс происходит при наличии ферментов — биосинтез белка;

(2) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК — биосинтез белка;

(3) Процесс сопровождается синтезом АТФ — признак выпадает (биосинтез белка сопровождается расщеплением АТФ);

(4) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты — биосинтез белка;

(5) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах — признак выпадает (ложное утверждение, сборка молекул белка происходит не в лизосомах, а на рибосомах).

источник

Adblock
detector

Источник

Гемоглобин входит в состав группы белков гемопротеины, которые сами являются подвидом хромопротеинов и подразделяются на неферментативные белки (гемоглобин, миоглобин) и ферменты (цитохромы, каталаза, пероксидаза). Небелковой частью их является гем – структура, включающая в себя порфириновое кольцо (состоящее из 4 пиррольных колец) и иона Fe2+. Железо связывается с порфириновым кольцом двумя координационными и двумя ковалентными связями.

Читайте также:  Высокий гемоглобин в 33 года

Строение гемоглобина

Строение молекулы гемоглобина

Строение гемоглобина А

Гемоглобин представляет собой белок, включающий 4 гемсодержащие белковые субъединицы. Между собой протомеры соединяются гидрофобными, ионными, водородными связями, при этом они взаимодействуют не произвольно, а определенным участком – контактной поверхностью. Этот процесс высокоспецифичен, контакт происходит одновременно в десятках точек по принципу комплементарности. Взаимодействие осуществляют разноименно заряженные группы, гидрофобные участки, неровности на поверхности белка.

Белковые субъединицы в нормальном гемоглобине могут быть представлены различными типами полипептидных цепей: α, β, γ, δ, ε, ξ (соответственно, греч. – альфа, бета, гамма, дельта, эпсилон, кси). В состав молекулы гемоглобина входят по две цепи двух разных типов.

Гем соединяется с белковой субъединицей, во-первых, через остаток гистидина координационной связью железа, во-вторых, через гидрофобные связи пиррольных колец и гидрофобных аминокислот. Гем располагается как бы “в кармане” своей цепи и формируется гемсодержащий протомер.

Нормальные формы гемоглобина

Существует несколько нормальных вариантов гемоглобина:

  • HbР (primitive) – примитивный гемоглобин, содержит 2ξ- и 2ε-цепи, встречается в эмбрионе между 7-12 неделями жизни,
  • HbF (foetal) – фетальный гемоглобин, содержит 2α- и 2γ-цепи, появляется через 12 недель внутриутробного развития и является основным после 3 месяцев,
  • HbA (adult) – гемоглобин взрослых, доля составляет 98%, содержит 2α- и 2β-цепи, у плода появляется через 3 месяца жизни и к рождению составляет 80% всего гемоглобина,
  • HbA2 – гемоглобин взрослых, доля составляет 2%, содержит 2α- и 2δ-цепи,
  • HbO2 – оксигемоглобин, образуется при связывании кислорода в легких, в легочных венах его 94-98% от всего количества гемоглобина,
  • HbCO2 – карбогемоглобин, образуется при связывании углекислого газа в тканях, в венозной крови составляет 15-20% от всего количества гемоглобина.

Патологические формы гемоглобина

HbS – гемоглобин серповидно-клеточной анемии.

MetHb – метгемоглобин, форма гемоглобина, включающая трехвалентный ион железа вместо двухвалентного. Такая форма образуется спонтанно, при взаимодействии молекулы O2 и гемового Fe2+, но обычно ферментативных мощностей клетки хватает на его восстановление. При использовании сульфаниламидов, употреблении нитрита натрия и нитратов пищевых продуктов, при недостаточности аскорбиновой кислоты ускоряется переход Fe2+ в Fe3+. Образующийся metHb не способен связывать кислород и возникает гипоксия тканей. Для восстановления Fe3+ в Fe2+ в клинике используют аскорбиновую  кислоту и метиленовую синь.

Hb-CO – карбоксигемоглобин, образуется при наличии СО (угарный газ) во вдыхаемом воздухе. Он постоянно присутствует в крови в малых концентрациях, но его доля может колебаться от условий и образа жизни.

Угарный газ является активным ингибитором гем-содержащих ферментов, в частности, цитохромоксидазы, 4-го комплекса дыхательной цепи.

Карбоксигемоглобин присутствует и в норме в количестве 0,5-1,5%, в сельской местности меньше, чем в городе. У курильщиков концентрация Hb-CO возрастает, в зависимости от количества сигарет в день, до 8-9%.

HbA1С – гликозилированный гемоглобин. Концентрация его нарастает при хронической гипергликемии и является хорошим скрининговым показателем уровня глюкозы крови за длительный период времени (время жизни эритроцита, 3-4 месяца).

Источник

Зубр

Белки, жиры и углеводы служат для организма строительным материалом и источником энергии.

Белки, полисахара и нуклеиновые кислоты – полимеры, состоят из мономеров (соответственно аминокислот, моносахаров и нуклеотидов).

БЕЛКИ – главный строительный материал, составляют 50% от сухой массы организма, входят в состав органоидов, мембран и цитоплазмы клеток. Функции: каталитическая (ускоряют реакции), транспортная, двигательная, защитная и др.

Белки в организме не запасаются, избыток белков превращается в жиры или углеводы. Сами белки из углеводов и жиров синтезировать нельзя, потому что в жирах и углеводах нет азота. Недостаток белков в пище опасен, особенно для детей и подростков.

При окислении белков получается углекислый газ, вода и аммиак. Аммиак током крови доносится до печени и там превращается в мочевину, которая выделяется с мочой и потом.

УГЛЕВОДЫ делятся на моносахара, дисахара и полисахара.

Моносахара (растворяются в воде и имеют сладкий вкус):

  • рибоза (входит в состав АТФ, РНК),
  • дезоксирибоза (входит в состав ДНК),
  • глюкоза (главный источник энергии, образуется при фотосинтезе, при дыхании окисляется до воды и углекислого газа).

Резервом, с помощью которого концентрация глюкозы в крови поддерживается на постоянном уровне, служит запас гликогена в печени. Избыток углеводов в организме превращается в жиры.

Полисахара (в воде не растворяются, вкуса не имеют). Выполняют строительную и запасающую функции:

  • крахмал – запасной углевод у растений,
  • гликоген – запасной углевод у животных и грибов,
  • целлюлоза – компонент клеточной стенки растений.

ЛИПИДЫ – это группа веществ, не растворяющихся в воде. К ним относятся жиры, фосфолипиды (входят в состав плазматической мембраны – строительная функция) и стероиды (половые и корковые гормоны – регуляторная функция).

ЖИРЫ – состоят из глицерина и жирных кислот. Функция – запас энергии. При окислении жира выделяется в два раза больше энергии, чем при окислении грамма белка или углевода, а так же вода и углекислый газ.

Жиры запасаются в подкожной жировой клетчатке и в прокладках между органами. Кроме запаса энергии, жировые ткани выполняют функции теплоизоляции, запаса воды и механической защиты.

Жиры в организме могут образовываться из белков и углеводов.

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ участвуют в хранении и реализации наследственной информации.

  • ДНК входит в состав хромосом,
  • иРНК переносит информацию из ядра к рибосоме,
  • тРНК переносит аминокислоты к рибосоме,
  • рРНК входит в  состав рибосом.

Еще можно почитать

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Липиды, Ферментативная (каталитическая) функция белков, Функции белков с примерами, Углеводы

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Клетчатка, содержащаяся в сырых овощах и фруктах, употребляемых в пищу человеком, улучшает
1) пищеварение в желудке
2) расщепление углеводов
3) моторную функцию кишечника
4) всасывание питательных веществ в кровь

Выберите один, наиболее правильный вариант. В организме человека НЕ происходит превращение
1) белков в жиры
2) углеводов в белки
3) углеводов в жиры
4) органических веществ в неорганические

Выберите один, наиболее правильный вариант. Только белки выполняют функцию
1) защитную
2) энергетическую
3) запасающую
4) двигательную

БЕЛКИ
Выберите три варианта. Какие продукты питания характеризуются большим содержанием белков?

1) сметана
2) творог
3) сыр
4) картофель
5) хлеб
6) рыба

БЕЛКИ ОБМЕН
1. Установите последовательность обмена белков в организме человека, начиная с поступления их с пищей. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) окисление с образованием АТФ, углекислого газа, воды, мочевины
2) образование пептидов под действием пепсина
3) синтез миозина, казеина
4) белки пищи
5) образование аминокислот под действием трипсина

2. Установите правильную последовательность переваривания белков, начиная с поступления их в ротовую полость с пищей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) механическое измельчение и смачивание
2) поступление аминокислот в кровь
3) расщепление на пептиды в кислой среде
4) расщепление пептидов до аминокислот при помощи трипсина
5) поступление пищевого комка в двенадцатиперстную кишку

Читайте также:  Повышенный гемоглобин при беременности последствия

БЕЛКИ – ЛИПИДЫ
1. Установите соответствие между характеристикой и веществом, к которому она относится: 1) белки, 2) жиры. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) состоят из молекул жирных кислот и глицерина
Б) состоят из остатков молекул аминокислот
В) защищают организм от переохлаждения
Г) защищают организм от бактерий и вирусов
Д) являются полимерами
Е) при окислении 1 грамма дают 38,9 кДж

2. Установите соответствие между характеристиками и органическими веществами клетки: 1) белки, 2) липиды. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) состоят из остатков аминокислот
Б) входят в состав хромосом
В) формируют бислой в мембране клетки
Г) обладают высокой калорийностью (около 9 ккал/г)
Д) являются ферментами
Е) имеют третичную и четвертичную структуру

БЕЛКИ – УГЛЕВОДЫ
Установите соответствие между функциями и свойствами органических веществ в клетке и их видами: 1) углеводы, 2) белки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) выполняют транспортную функцию
Б) являются запасным веществом в клетке
В) состоят из мономеров глюкозы
Г) выполняют ферментативную функцию
Д) обеспечивают активный транспорт через мембраны
Е) образуют клеточную стенку

Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом: 1) Гемоглобин, 2) Гликоген. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Молекула сильно разветвлена
Б) Имеет четвертичную структуру
В) Откладывается в запас в печени
Г) Мономерами являются аминокислоты
Д) Используется для поддержания уровня кислорода

Установите соответствие между питательными веществами и продуктами питания, в которых они содержатся: 1) белки, 2) углеводы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) хлеб
Б) мясо
В) картофель
Г) творог
Д) сыр
Е) сахар

БЕЛКИ – НК
Установите соответствие между характеристиками и органическими веществами: 1) белки; 2) нуклеиновые кислоты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) представлены глобулой
Б) имеют пептидные связи
В) синтезируются в ядре
Г) служат биокатализаторами
Д) включают полинуклеотидную цепь
Е) способны к репликации

БЕЛКИ В ОЛИЧИЕ ОТ НК
Выберите три варианта. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,

1) участвуют в образовании плазматической мембраны
2) входят в состав хромосом
3) выполняют гуморальную регуляцию
4) осуществляют транспортную функцию
5) выполняют защитную функцию
6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

БЕЛКИ – ЛИПИДЫ – УГЛЕВОДЫ
Установите соответствие между особенностями строения и свойств вещества и веществом, имеющим эти особенности: 1) Белки, 2) Углеводы, 3) Липиды, запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.

А) Неполярны, нерастворимы в воде
Б) В состав входит остаток глицерина
В) Мономером является глюкоза
Г) Мономеры связаны пептидной связью
Д) Обладают ферментативными функциями
Е) Входит в состав клеточных стенок растительных клеток

ЛИПИДЫ ФУНКЦИИ
1. Выберите три варианта. Какие функции выполняют липиды в организме?

1) энергетическую
2) двигательную
3) информационную
4) строительную
5) защитную
6) транспортную

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Функциями липидов в организме человека являются:
1) каталитическая
2) энергетическая
3) строительная
4) двигательная
5) транспортная
6) регуляторная

ЛИПИДЫ ПРИМЕРЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных веществ относят к липидам?

1) инсулин
2) гликоген
3) триглицериды
4) холестерол
5) тестостерон
6) коллаген

ЛИПИДЫ КРОМЕ
Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения функций липидов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) запасающая
2) регуляторная
3) транспортная
4) ферментативная
5) строительная

ЛИПИДЫ ОБМЕН
Установите правильную последовательность обмена жиров в организме человека, начиная с их поступления с пищей. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование глицерина и высших карбоновых кислот
2) синтез липоидов в клетках тела
3) обработка жиров пищи ферментом липазой в двенадцатиперстной кишке
4) образование энергии при окислении веществ до углекислого газа и воды
5) всасывание продуктов расщепления в лимфатические капилляры тонкого кишечника

ЛИПИДЫ – УГЛЕВОДЫ
1. Установите соответствие между функциями и веществами: 1) углеводы, 2) липиды. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) обеспечивают узнавание клеток ткани своего типа
Б) образуют двойной слой мембраны
В) участвуют в гормональной регуляции
Г) образуют стенки растительных клеток
Д) защищают организм от теплопотерь

2. Установите соответствие между свойством или функцией органических веществ и их видом: 1) липиды, 2) моносахариды. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) растворимы в воде
Б) гидрофобны
В) составляют основу клеточных мембран
Г) состоят из остатков глицерина и жирных кислот
Д) образуются в результате расщепления крахмала

3. Установите соответствие между характеристиками и группами веществ: 1) липиды, 2) углеводы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образуют гликокаликс
Б) создают термоизоляционные покровы организма
В) неполярные гидрофобные вещества
Г) бесцветные кристаллические вещества
Д) составляют основу клеточных мембран
Е) состоят из остатков высших карбоновых кислот и глицерина

УГЛЕВОДЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Функциями углеводов в организме человека являются

1) регуляторная
2) энергетическая
3) запасающая
4) строительная
5) хранение генетической информации
6) ферментативная

Выберите три варианта. Какие углеводы относят к моносахаридам?
1) рибоза
2) глюкоза
3) целлюлоза
4) фруктоза
5) крахмал
6) гликоген

МОНОСАХАРА – ПОЛИСАХАРА
1. Установите соответствие между характеристикой углевода и его группой: 1) моносахарид, 2) полисахарид

А) является биополимером
Б) обладает гидрофобностью
В) проявляет гидрофильность
Г) служит запасным питательным веществом в клетках животных
Д) образуется в результате фотосинтеза
Е) окисляется при гликолизе

2. Установите соответствие между признаками и группами веществ: 1) моносахариды, 2) полисахариды. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) участвуют в синтезе нуклеиновых кислот
Б) образуют гликокаликс
В) имеют в составе молекулы от трех до семи атомов углерода
Г) образуют глюкозу при гидролизе
Д) являются запасным веществом в клетке
Е) имеют сладкий вкус

Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами: 1) целлюлоза, 2) глюкоза. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) мономер
Б) полимер
В) растворимы в воде
Г) не растворимы в воде
Д) входят в состав клеточных стенок растений
Е) входят в состав клеточного сока растений

УГЛЕВОДЫ КРОМЕ
1. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения свойств, строения и функций полисахаридов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) выполняют запасающую функцию
2) выполняют каталитическую и транспортную функции
3) состоят из остатков молекул аминокислот
4) выполняют энергетическую функцию
5) входят в состав клеточных стенок

2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания особенностей полисахаридов. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выполняют структурную и запасающую функции
2) состоят из остатков аминокислот
3) обладают гидрофобностью
4) служат ферментами
5) входят в состав клеточной стенки

Читайте также:  У шестимесячного ребенка понижен гемоглобин

3. Все перечисленные ниже характеристики используют для описания функций углеводов. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образуют клеточные стенки растений и грибов
2) ускоряют процессы метаболизма
3) запасаются в клетках
4) служат коферментами
5) входят в состав нуклеотидов

КРАХМАЛ КРОМЕ
1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы крахмала. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) состоит из одной цепи
2) хорошо растворяется в воде
3) в комплексе с белками образует клеточную стенку
4) подвергается гидролизу
5) является запасным веществом в растительных клетках

2. Все перечисленные признаки, кроме двух, можно использовать при описании молекулы крахмала. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) хорошо растворим в воде
2) состоит из остатков глюкозы
3) имеет как разветвлённые, так и неразветвлённые молекулы
4) обладает сладким вкусом
5) является запасным веществом растений

УГЛЕВОДЫ ОБМЕН
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы происходят при переваривании углеводов в пищеварительном канале человека?

1) распад моносахаридов с образованием молочной кислоты
2) расщепление моносахаридов до СО2 и Н2О
3) расщепление полисахаридов до дисахаридов
4) образование гликогена из глюкозы
5) превращение дисахаридов в моносахариды
6) расщепление клетчатки микроорганизмами

УГЛЕВОДЫ ОБМЕН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. Установите последовательность процессов обмена углеводов в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) всасывание моносахаридов в ворсинки кишечника
2) поступление моносахаридов в клетки организма
3) синтез собственных полисахаридов в клетках организма
4) расщепление полисахаридов в пищеварительном канале
5) поступление моносахаридов в кровь

2. Установите последовательность процессов углеводного обмена в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) поступление глюкозы в клетки организма и уменьшение ее концентрации в крови
2) расщепление крахмала ферментами пищеварительных соков до глюкозы
3) усиление секреции инсулина поджелудочной железой
4) поступление крахмала в организм с пищей
5) всасывание глюкозы и увеличение ее концентрации в крови

3. Определите правильную последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) Поступление сахаров в ткани
3) Всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) Начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) Окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке
6) Выведение из организма воды и углекислого газа

УГЛЕВОДЫ – НК
1. Установите соответствие между особенностями и видами молекул: 1) ДНК, 2) полисахарид. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) обладает способностью к репликации
Б) может образовывать разветвлённую структуру
В) состоит из нуклеотидов
Г) образуется путём соединения молекул простых углеводов
Д) выполняет защитную и энергетическую функции
Е) обеспечивает матричный синтез рибонуклеиновых кислот

2. Установите соответствие между видами органических веществ: 1) углеводы, 2) нуклеиновые кислоты – и выполняемыми ими функциями в клетке. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
A) запасание энергии
Б) сигнальная
B) хранение генетической информации
Г) перенос энергии
Д) входит в состав клеточных стенок и мембран
Е) реализация генетической информации (синтез белка)

Таблица
Проанализируйте таблицу «Органические вещества». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка и запишите выбранные цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) ускорение химических реакций
2) хлоропласты
3) белки
4) гормоны
5) жиры
6) ядро
7) передача наследственной информации
8) витамины

Таблица
Проанализируйте таблицу «Основные органические соединения». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) Нуклеиновые кислоты
2) 5-10%
3) Пластическая, запасающая, защитная
4) 0,2-2%
5) Белки
6) Энергетическая, пластическая, запасающая, защитная, регуляторная

Таблица
Проанализируйте таблицу «Потребности организма в питательных веществах». Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) углеводы
2) витамины
3) чай, соки, супы
4) злаки, крупы, корнеплоды
5) масла, яйца, молочные продукты
6) для роста и регенерации тканей
7) главный источник быстрой энергии
8) для передачи нервного импульса, поддержания гомеостаза

Таблица
Проанализируйте таблицу «Органические вещества». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) энергетическая, защитная, строительная
2) полисахариды
3) репликация
4) моносахариды
5) структурная, запасающая, транспортная
6) энергетическая, запасающая, регуляторная
7) регенерация
8) денатурация

Таблица
Проанализируйте таблицу «Органические вещества клетки». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) белки
2) липид
3) глицерин
4) жирные кислоты
5) нуклеотид
6) запасающая и ферментативная
7) транспортная и защитная
8) энергетическая

Таблица
Проанализируйте таблицу «Вещества клетки». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) Нуклеиновые кислоты
2) Энергетическая, структурная, регуляторная и защитная
3) Содержит рибозу
4) Вода
5) Хранение и передача наследственной информации
6) Содержит дезоксирибозу
7) Высокомолекулярные азотосодержащие биополимеры, мономером которых являются аминокислоты

Липиды
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенных на рисунке молекул. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) служат структурным компонентом мембран
2) ускоряют химические реакции
3) передают сигналы в организме
4) гидрофильны
5) могут служить запасом питательных веществ

Аминокислота и нуклеотид
Установите соответствие между химическими соединениями, изображенными на рисунке, и их характеристиками. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) аминокислота
Б) азотистое основание
В) глицин
Г) аденин
Д) входит в состав белков
Е) входит в состав нуклеиновых кислот

Выберите три варианта. Какие вещества относят к биополимерам?
1) крахмал
2) глицерин
3) глюкозу
4) белки
5) ДНК
6) фруктозу

Выберите три варианта. Какие функции выполняют в клетке молекулы углеводов и липидов?
1) информационную
2) каталитическую
3) строительную
4) энергетическую
5) запасающую
6) двигательную

Какие превращения веществ могут происходить в организме человека? Выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гликогена в глюкозу
2) жиров в белки
3) гормонов в ферменты
4) жиров в углеводы
5) гормонов в витамины
6) углеводов в жиры

Все приведённые ниже органические вещества, кроме двух, могут выполнять энергетическую функцию. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) гликоген
2) глюкоза
3) липид
4) витамин А
5) гемоглобин

© Д.В.Поздняков, 2009-2020

Источник