Независимое сестринское вмешательство при анемии

Сестринский процесс при железодефицитной анемии. Анемия – это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.
Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.
Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.
Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.
Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.
Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.
Дефицит железа в организме проходит по стадиям:
– прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;
– латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:
– железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.
Степени тяжести ЖДА: легкая – снижение гемоглобина 110-90 г/л; среднетяжелая – снижение гемоглобина до 70 г/л; тяжелая снижение гемоглобина ниже 70 г/л.
Прогноз ЖДА – благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.
Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.
Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.
Принципы:
– Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.
– Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.
Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.
– Лечение сопутствующих заболеваний.

Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:

1 этап. Сбор информации о пациенте

Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, потливость.
История (анамнез) заболевания: постепенное развитие.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.
Объективные методы обследования:
Осмотр: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные: восковидный цвет ушных раковин; сухость и шелушение кожи; заеды в углах рта; отставание в физическом и психомоторном развитии. При тяжелой анемии ломкость, сухость, тусклость и выпадение волос, слоистость и депигментация ногтей. Сглаженность или атрофия сосочков языка. Тахикардия.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни).
Общий анализ крови: снижение уровня гемоглобина (менее 110 г/л у детей до 5 лет) и количества эритроцитов; эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), различной величины и формы: снижение цветового показателя (менее 0,8).
Биохимический анализ крови: уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточным поступлением кислорода в ткани (гипоксия): снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожи и слизистых.
Существующие проблемы, обусловленные дефицитом железа: сухость, шелушение кожи, заеды в углах рта; ломкость, тусклость, выпадение волос; слоистость, депигментация ногтей; сглаженность и атрофия сосочков языка; извращение обоняния – пристрастие к резким неприятным запахам; извращение вкуса – поедание извести, мела, земли, глины, сырого мяса, картофеля.
При поздней диагностики и отсутствии адекватного лечения возникают потенциальные проблемы, риск развития анемии тяжелой степени тяжести, вторичного иммунодефицита, частые ОРВИ, пневмонии. заболевания ЖКТ.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому»

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.

Сестринский процесс при железодефицитной анемии

План сестринского уходаРеализация ухода с мотивацией
1Организовать «стационар на дому»Взаимозависимое вмешательство:
– обеспечение сестринской помощи и лечения:
– обеспечение комфортных условий больному ребенку
2Провести беседу с ребенком и/или родителями о заболевании, причинах развития, необходимости лечения, профилактике.
Дать конкретные рекомендации по питанию: при естественном вскармливании кормящая мама должна обязательно в свой пищевой рацион включать продукты, богатые железом, белком и витаминами: телятина, говядина,печень, яйцо, греча, овес, морковь, свекла, горошек, цветная капуста. томаты, зелень, яблоки, курага, груша, гранаты; лучше всего железо усваивается из мяса (гемовое железо); при искусственном вскармливании – адаптированные молочные и кисломолочные смеси, адаптированные молочные смеси, обогащенные железом “Симилак”; прикормы вводить на 1 мес. раньше; введение мяса с 4.5-5 мес., желтка По организации режима: постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, сон на свежем воздухе: массаж и гимнастика по возрасту По правилам приема назначенных препаратов: препараты железа (сироп или капли) перед приемом необходимо разводить в небольшом количестве фруктового чая, фруктового или овощного сока, воды и принимать во время или сразу после еды. Предупредить маму, что у ребенка может появиться жидкий стул или кал, окрашенный в черный цвет
Независимые вмешательство
– Расширение знаний о заболевании.
– Обеспечение качества ухода за больным ребенком.
– Комплексное лечение
3Активные патронажи с целью: контроля над соблюдением режима и питания; проведением терапии, назначенной врачом, и выполнением всех рекомендаций по уходу за ребенком; обучении матери правильному приему препаратов железа; проведение динамического наблюдения за реакцией на лечение: самочувствие ребенка, аппетит, эмоциональное состояние, длительность и характер сна. физиологические отправления. При ухудшении состояния срочное сообщение врачу или вызов на дом.Зависимое вмешательство: контроль и коррекция лечебных мероприятий;
– оценка эффективности проводимого лечения;
– своевременное выявление осложнений. Коррекция лечения

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка. Дети, перенесшие ЖДА, подлежат диспансеризации длительностью 1 год. План диспансеризации: осмотр педиатром 1-2 раза в месяц; анализ крови 1 раз в 2-3 мес. и после интеркуррентных заболеваний. С учета ребенок снимается при нормальных клинико-лабораторных показателях.

Источник

Сестринский процесс при железодефицитной анемии. Анемия – это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.
Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.
Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.
Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.
Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.
Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.
Дефицит железа в организме проходит по стадиям:
– прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;
– латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:
– железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.
Степени тяжести ЖДА: легкая – снижение гемоглобина 110-90 г/л; среднетяжелая – снижение гемоглобина до 70 г/л; тяжелая снижение гемоглобина ниже 70 г/л.
Прогноз ЖДА – благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.
Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.
Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.
Принципы:
– Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.
– Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.
Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.
– Лечение сопутствующих заболеваний.

Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:

1 этап. Сбор информации о пациенте

Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, потливость.
История (анамнез) заболевания: постепенное развитие.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.
Объективные методы обследования:
Осмотр: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные: восковидный цвет ушных раковин; сухость и шелушение кожи; заеды в углах рта; отставание в физическом и психомоторном развитии. При тяжелой анемии ломкость, сухость, тусклость и выпадение волос, слоистость и депигментация ногтей. Сглаженность или атрофия сосочков языка. Тахикардия.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни).
Общий анализ крови: снижение уровня гемоглобина (менее 110 г/л у детей до 5 лет) и количества эритроцитов; эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), различной величины и формы: снижение цветового показателя (менее 0,8).
Биохимический анализ крови: уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточным поступлением кислорода в ткани (гипоксия): снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожи и слизистых.
Существующие проблемы, обусловленные дефицитом железа: сухость, шелушение кожи, заеды в углах рта; ломкость, тусклость, выпадение волос; слоистость, депигментация ногтей; сглаженность и атрофия сосочков языка; извращение обоняния – пристрастие к резким неприятным запахам; извращение вкуса – поедание извести, мела, земли, глины, сырого мяса, картофеля.
При поздней диагностики и отсутствии адекватного лечения возникают потенциальные проблемы, риск развития анемии тяжелой степени тяжести, вторичного иммунодефицита, частые ОРВИ, пневмонии. заболевания ЖКТ.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому»

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.

Сестринский процесс при железодефицитной анемии

План сестринского уходаРеализация ухода с мотивацией
1Организовать «стационар на дому»Взаимозависимое вмешательство:
– обеспечение сестринской помощи и лечения:
– обеспечение комфортных условий больному ребенку
2Провести беседу с ребенком и/или родителями о заболевании, причинах развития, необходимости лечения, профилактике.
Дать конкретные рекомендации по питанию: при естественном вскармливании кормящая мама должна обязательно в свой пищевой рацион включать продукты, богатые железом, белком и витаминами: телятина, говядина,печень, яйцо, греча, овес, морковь, свекла, горошек, цветная капуста. томаты, зелень, яблоки, курага, груша, гранаты; лучше всего железо усваивается из мяса (гемовое железо); при искусственном вскармливании – адаптированные молочные и кисломолочные смеси, адаптированные молочные смеси, обогащенные железом “Симилак”; прикормы вводить на 1 мес. раньше; введение мяса с 4.5-5 мес., желтка По организации режима: постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, сон на свежем воздухе: массаж и гимнастика по возрасту По правилам приема назначенных препаратов: препараты железа (сироп или капли) перед приемом необходимо разводить в небольшом количестве фруктового чая, фруктового или овощного сока, воды и принимать во время или сразу после еды. Предупредить маму, что у ребенка может появиться жидкий стул или кал, окрашенный в черный цвет
Независимые вмешательство
– Расширение знаний о заболевании.
– Обеспечение качества ухода за больным ребенком.
– Комплексное лечение
3Активные патронажи с целью: контроля над соблюдением режима и питания; проведением терапии, назначенной врачом, и выполнением всех рекомендаций по уходу за ребенком; обучении матери правильному приему препаратов железа; проведение динамического наблюдения за реакцией на лечение: самочувствие ребенка, аппетит, эмоциональное состояние, длительность и характер сна. физиологические отправления. При ухудшении состояния срочное сообщение врачу или вызов на дом.Зависимое вмешательство: контроль и коррекция лечебных мероприятий;
– оценка эффективности проводимого лечения;
– своевременное выявление осложнений. Коррекция лечения

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка. Дети, перенесшие ЖДА, подлежат диспансеризации длительностью 1 год. План диспансеризации: осмотр педиатром 1-2 раза в месяц; анализ крови 1 раз в 2-3 мес. и после интеркуррентных заболеваний. С учета ребенок снимается при нормальных клинико-лабораторных показателях.

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà è îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, åå êëàññèôèêàöèÿ, ýòèîëîãèÿ è ôàêòîðû âîçíèêíîâåíèÿ. Îñîáåííîñòè äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Ïðîôèëàêòèêà àíåìèé ó áåðåìåííûõ æåíùèí. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà â áîëüíèöå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÁÎÓ ÑÏÎ ÓÐ «Èæåâñêèé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ

èìåíè Ãåðîÿ Ñîâåòñêîãî Ñîþçà Ô.À. Ïóøèíîé

Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ Óäìóðòñêîé Ðåñïóáëèêè»

ÊÎÍÒÐÎËÜÍÀß ÐÀÁÎÒÀ

Ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü ïðè àíåìèÿõ

Èñïîëíèòåëü: Ìàðòüÿíîâà Àííà Íèêîëàåâíà,

ñòóäåíòêà 4 êóðñà 401 ãðóïïû

ñïåöèàëüíîñòè «Ñåñòðèíñêîå äåëî»

Ðóêîâîäèòåëü: Òèõîíîâà Òàòüÿíà Íèêîëàåâíà,

ïðåïîäàâàòåëü ñåñòðèíñêîãî äåëà â òåðàïèè,

âûñøåé êâàëèôèêàöèîííîé êàòåãîðèè ÈÌÊ

Èæåâñê 2015

Ââåäåíèå

Âûáîð òåìû «ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü ïàöèåíòàì ñ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé» îáóñëîâëåí åå àêòóàëüíîñòüþ äëÿ ïðàêòè÷åñêîãî çäðàâîîõðàíåíèÿ. Ïðîáëåìà äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ àíåìèé ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ àêòóàëüíûõ â ñîâðåìåííîé òåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå. Àíåìèè âîçíèêàþò âî âñå ïåðèîäû æèçíè ÷åëîâåêà. Ïðîáëåìà èìååò âàæíîå ñîöèàëüíîå çíà÷åíèå. Àíåìèÿìè ñòðàäàåò îäíà òðåòü íàñåëåíèÿ ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè : 40% ñëó÷àåâ ýòî áåðåìåííûå æåíùèíû, 25-30% ýòî ìîëîäîé è ñðåäíèé âîçðàñò, à ïîæèëîì è ñòàð÷åñêîì âîçðàñòå ñòðàäàåò 30% íàñåëåíèÿ. Ïðè÷èíàìè ÿâëÿåòñÿ: ýêîëîãèÿ, ïèòàíèå, íåáëàãîïðèÿòíûå ôàêòîðû âíåøíåé ñðåäû, ñòðåññû è íåðåäêî ðàçëè÷íûå çàáîëåâàíèÿ. Äàííàÿ áîëåçíü ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ òðóäîñïîñîáíîñòè è óõóäøåíèþ êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ.

Ïðåäìåò èññëåäîâàíèÿ: ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè æåëåçîäèôèöèòíîé àíåìèè.

Öåëü èññëåäîâàíèÿ: ðàçðàáîòàòü ðåêîìåíäàöèè äëÿ ïàöèåíòà ïî ïèòüåâîìó ðåæèìó, äèåòå ïðè îñòðîì ïèåëîíåôðèòå

Çàäà÷è:

1. èçó÷èòü

– ýòèîëîãèþ è ôàêòîðû ðèñêà ÆÄÀ

– êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó è äèàãíîñòèêó ÆÄÀ

– ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêó ÆÄÀ

2. ïðîâåñòè èññëåäîâàòåëüñêóþ ðàáîòó ïî ñåñòðèíñêîìó ïðîöåññó ñ ïàöèåíòîì ñòðàäàþùèì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé.

3. ñîñòàâèòü ïàìÿòêó äëÿ ïàöèåíòà ñ ÆÄÀ.

Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ

1. Àíàëèç ëèòåðàòóðû

2. Íåïîñðåäñòâåííîå íàáëþäåíèå (ñóáúåêòèâíîå, îáúåêòèâíîå îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà)

3. Âûÿâëåíèÿ ó ïàöèåíòà íàðóøåííûõ ïîòðåáíîñòåé

4. Óñòàíîâëåíèå ïðîáëåì ïàöèåíòà

5. Ñîñòàâëåíèå ïëàíîâ ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ ïî ïðèîðèòåòíûì ïðîáëåìàì

6. Äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå çà ïàöèåíòîì ñ äîêóìåíòèðîâàíèåì

7. Èçó÷åíèå îñíîâíûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, êîìïåíñèðóþùèõ çàáîëåâàíèå.

æåëåçîäåôèöèòíûé àíåìèÿ ëå÷åíèå ñåñòðèíñêèé

Ãëàâà 1. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

Àíåìèÿ (îò ãðå÷. àn – îòðèöàòü è háima – êðîâü) – ñîñòîÿíèå, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ óìåíüøåíèåì ñîäåðæàíèÿ íîðìàëüíîãî ãåìîãëîáèíà â åäèíèöå îáüåìà êðîâè, ÷àùå ïðè îäíîâðåìåííîì ñíèæåíèè êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ. Àíåìèþ êâàëèôèöèðóþò êàê ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà ñîñòàâëÿåò äëÿ ìóæ÷èí íèæå 130 ã/ë, äëÿ æåíùèí íèæå 120 ã/ë, äëÿ áåðåìåííûõ íèæå 110 ã/ë. Àíåìèÿ ìîæåò áûòü êàê ñàìîñòîÿòåëüíûì çàáîëåâàíèåì èëè îñëîæíåíèåì äðóãèõ çàáîëåâàíèé (ñèíäðîìîâ). Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ è ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ ïðè ýòîì íå îäèíàêîâûå.

Àíåìèè äåëÿòñÿ íà:

1. Àíåìèè âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðè (ïîñòãåìîððàãè÷åñêèå);

2. Àíåìèè âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ êðîâîîáðàçîâàíèÿ ( Â12- äåôèöèòíûå è æåëåçîäåôèöèòíûå, æåëåçîíàñûùåííûå, ãèïîïëàñòè÷åñêèå, ìåòîïëàñòè÷åñêèå);

3. Àíåìèè âñëåäñòâèå óñèëåííîãî ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ (ãåìîëèòè÷åñêèå); ýðèòðîöèòîïàòèè, ôåðìåíòîïàòèè, ãåìîãëàáèíîïàòèè, àíåìèè ïðè âîçäåéñòâèè àíòèòåë, ãåìîëèçèíîâ , õèìè÷åñêèõ âåùåñâ è äðóãèõ ôàêòîðîâ.

1.1 Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ, ýòèîëîãèÿ è åå ôàêòîðû

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ- ýòî øèðîêî ðàñïðîñòðîíåííîå ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñíèæåíèåì êîëè÷åñòâà æåëåçà â îðãàíèçìå ( â êðîâè, êîñòíîì ìîçãå). Ïðè÷èíîé äåôèöèòà æåëåçà ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå áàëàíñà åãî â ñòîðîíó ïðåîáëàäàíèÿ ðàñõîäîâàíèÿ æåëåçà íàä ïîñòóïëåíèåì, íàáëþäàåìîå ïðè ðàçëè÷íûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ èëè çàáîëåâàíèÿõ.

Ïî äàííûì Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ, êàæäàÿ 3-ÿ æåíùèíà è êàæäûé 6-é ìóæ÷èíà â ìèðå (200 ìèëëèîíîâ ÷åëîâåê) ñòðàäàþò æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé .

Ôàêòîðû ðèñêà:

· Áåðåìåííûå æåíùèíû

· Ïîäðîñòêè

· Ëþäè, ïåðåíåñøèå îïåðàöèè íà êèøå÷íèêå

· Äîíîðû êðîâè

· ßçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè

Îñíîâíûìè ïðè÷èíàìè äåôèöèòà æåëåçà â îðãàíèçìå ÿâëÿþòñÿ:

· Êðîâîïîòåðè ðàçëè÷íîãî ãåíåçà ;

· Ïîâûøåííàÿ ïîòðåáíîñòü â æåëåçå;

· Íàðóøåíèå óñâîåíèÿ æåëåçà;

· Âðîæäåííûé äåôèöèò æåëåçà;

· Íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå;

Îáùèå ñèìïòîìû:

· Îáùàÿ ñëàáîñòü;

· Áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü;

· Çàòðóäíåíèå â ñîñðåäîòî÷åíèè âíèìàíèÿ, èíîãäà ñîíëèâîñòü;

· Ãîëîâîêðóæåíèå;

· Âîçìîæíû îáìîðîêè(ïðè òÿæåëîé ôîðìå àíåìèè);

· Îäûøêà;

· Áîëè ñ ñåðäöå;

· Øóì â óøàõ;

· Ñíèæåíèå àïïåòèòà;

· Íàðóøåíèå ôóíêöèè ðåöåïòîðîâ ðîòîâîé ïîëîñòè (òÿíåò åñòü ìåë, äåðåâî,çåìëþ);

Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ÆÄÀ:

1. Íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà â îðãàíèçì âñëåäñâèå ìàëîáåëêîâîé äèåòû è ïðè èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè; âñëåäñòâèå ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ; íàðóøåíèå âñàñûâàíèÿ ïðè ðåçåêöèÿõ æåëóäêà, êèøå÷íèêà, ýíòåðèòàõ; âðîæäåííûé äåôèöèò æåëåçà ó íåäîíîøåííûõ äåòåé.

2. Õðîíè÷åñêèå êðîâîïîòåðè. Ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ – ñàìàÿ ÷àñòàÿ ïðè÷èíà ïðè êðîâîïîòåðÿõ èõ ÆÊÒ: ÿçâåííàÿ áîëåçíü,ÿçâåííûé êîëèò, îïóõîëè, ãåìîððîé, äèâåðòèêóëû. Ýòè êðîâîïîòåðè – ÷àñòàÿ ïðè÷èíà äåôåöèòà æåëåçà ó ìóæ÷èí è âòîðàÿ ïðè÷èíà ïî ÷àñòîòå ïî ÷àñòîòå ó æåùèí;

3. Ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ è áóðíîãî ðîñòà, áåðåìåííîñòü, ïåðèîä ëàêòàöèè, ïîâåøåííûå ïîòðåáíîñòè â æåëåçå;

4. Íàðóøåíèå òðàíñïîðòà æåëåçà: âðîæäåííàÿ òðàíñôåððèíåìèÿ; íàëè÷èå àíòèòåë ê òðàíñôåððèíó, ñíèæåíèå ïðè ìàññèâíîé ïðîòåèíóðèè.

Ïàòîãåíåç

Íåäîñòàòî÷íîñòü æåëåçà Íb ïðèâîäèò ê ãåìè÷åñêîé ãèïîêñèè , òàê êàê ñíèæàåòñÿ ñïîñîáíîñòü ýðèòðîöèòîâ ê ñâÿçûâàíèþ è òðàíñïîðòó êèñëîðîäà. Ýòîò ìåõàíèçì ñòàíîâèòñ íåäîñòàòî÷íûì ïðè âûðàæåííîé àíåìèè, è ðàçâèâàåòñÿ òêàíåâàÿ ãèïîêñèÿ. Ãèïîêñèÿ ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ìåòàáîëèçìà è ðàçâèòèþ àöèäîçà. Óìåíüøåíèå ñèíòåçà ìèîãëîáèíà ïðèâîäèò ê ìûøå÷íîé ãèïîòîíèè è äèñòðîôèè. Èñòîùåíèå êëåòî÷íûõ ôåðìåíòîâ, ó÷àâñòâóþùèõ â îñíîâíûõ âèäàõ îáìåíà, ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ òðîôèêè êëåòîê è òêàíåé, èõ äåãåíåðàòèâíûì èçìåíåíèÿì. Íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà â êîñòíûé ìîçã îáóñëîâëèâàåò íàðóøåíèå ýðèòðîïîýçà. Ïðè èñòîùåíèè êëåòî÷íîãî æåëåçà âî âíóòðåííèé îáìåí âñòóïàåò æåëåçî çàïàñîâ. Òàêèì îáðàçîì, â ðåçóëüòàòå ïåðå÷èñëåííûõ ìåõàíèçìîâ ðàçâèâàåòñÿ ñèäåðîïåíèÿ- îáåäíåíèå æåëåçîì êëåòîê.

Êëèíèêà

1 ñòàäèÿ. Äåôåöèòà æåëåçà áåç êëèíèêè àíåìèè (ïðåäëàòåíòíàÿ àíåìèÿ). Ïðàêòè÷åñêè íåëüçÿ îáíàðóæèòü, òàê êàê îíà íå ñîïðîâîæäàåòñÿ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè.

2 ñòàäèÿ. Âòîðóþ ñòàäèþ íàçûâàþò ñòàäèåé ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà. Åñëè íå ïðîèñõîäèò àäåêâàòíîãî âîñïîëíåíèÿ äåôèöèòà æåëåçà íà ïåðâîé ñòàäèè, íàñòóïàåò âòîðàÿ ñòàäèÿ æåëåçîäåôèöèòíîãî ñîñòîÿíèÿ- ëàòåíòíûé äåôèöèò æåëåçà. Íà ýòîé ñòàäèè â ðåçóëüòàòå íàðóøåíèÿ ïîñòóïëåíèÿ íåîáõîäèìîãî ìåòàëëà â òêàíè îòìå÷àåòñÿ ñíèæåíèå àêòèâíîñòè òêàíåâûõ ôåðìåíòîâ (öèòîõðîìîâ, êàòàëàçû, ñóêöèíàòäåãèäðîãåíàçû è äð.), ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèåì ñèäåðåïåíèòè÷åñêîãî ñèíäðîìà. Ê êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì ñèäåðîïåíè÷åñêîãî ñèíäðîìà îòíîñèòñÿ èçâðàùåíèå âêóñà. Ïðèñòðàñòèå ê îñòðîé, ñîëåíîé, ïðÿíîé ïèùå, ìûøå÷íàÿ ñëàáîñòü, äèñòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ êîæè è ïðèäàòêîâ è äð.

Íà ñòàäèè ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà âîðãàíèçìå áîëåå âûðàæåíû èçìåíåíèÿ â ëàáàðàòîðíûõ ïîêàçàòåëÿõ. Ðåãèñòðèðóþòñÿ íå òîëüêî èñòîùåíèå çàïàñîâ æåëåçà â äåïî- ñíèæåíèå êîíöåíòðàöèè ôåððèòèíà ñûâîðîòêè, íî è ñíèæåíèå ñîäåðæàíèÿ æåëåçà â ñûâîðîòêå è áåëêàõ-ïåðåíîñ÷èêàõ îíà ïðîÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèåì óòîìëÿåìîñòè- ïðèçíàêàìè äåôèöèòà æåëåçà â òêàíÿõ â ñâÿçè ñ óìåíüøåíèåì êîëè÷åñòâà æåëåçîñîäåðæàùèõ ôåðìåíòîâ.

3 ñòàäèÿ. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.

Æåëåçîäåôèöèòíîå ñîñòîÿíèå çàâèñèò îò ñòåïåíè äåôèöèòà æåëåçà è ñêîðîñòè åãî ðàçâèòèÿ è âêëþ÷àåò ïðèçíàêè àíåìèè è òêàíåâîãî äåôåöèòà æåëåçà (ñèäåðîïåíèè). ßâëåíèÿ òêàíåâîãî äåôèöèòà æåëåçà îòñóòñòâóþò ëèøü ïðè íåêîòîðûõ æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèÿõ, îáóñëîâëåííûõ íàðóøåíèåì óòèëèçàöèè æåëåçà, êîãäà äåïî ïåðåïîëíåíû æåëåçîì. Òàêèì îáðàçîì, æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ â ñâååì òå÷åíèè ïðîõîäèò â äâà ïåðèîäà: ïåðèîä ñêðûòîãî äåôèöèòà æåëåçà è ïåðèîä ÿâíîé àíåìèè, âûçâàííîé äåôèöèòîì æåëåçà.  ïåðèîä ñêðûòîãî äåôèöèòà æåëåçà ïîÿâëÿþòñÿ ìíîãèå ñóáüåêòèâíûå æàëîáû è êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè, õàðàêòåðíû äëÿ æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèé, òîëüêî ìåíåå âûðàæåííûå. Áîëüíûå îòìå÷àþò îáùóþ ñëàáîñòü, íåäîìîãàíèå, ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Óæå â ýòîò ïåðèîä ìîãóò íàáëþäàòüñÿ èçâðàùåíèå âêóñà, ñóõîñòü è ïîùèïûâàíèå ÿçûêà, íàðóøåíèå ãëîòàíèÿ ñ îùóùåíèåì èíîðîäíîãî òåëà â ãîðëå( ñèíäðîì Ïëàììåðà- Âèíñîíà),ñåðäöåáèåíèå, îäûøêà.

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ èçìåíåíèÿìè êîæè, íîãòåé è âîëîñ. Êîæà îáû÷íî áëåäíàÿ, èíîãäà ñ ëåãêèì çåëåíîâàòûì îòòåíêîì(õëîðîç) è ñ ëåãêî âîçíèêàþùèì ðóìÿíöåì ùåê, îíà ñòàíîâèòñÿ ñóõîé, äðÿáëîé, øåëóøèòñÿ, ëåãêî îáðàçóþòñÿ òðåùèíû. Âîëîñû òåðÿþò áëåñê, ñåðåþò, èñòîí÷àþòñÿ, ëåãêî ëîìàþòñÿ, ðåäåþò è ðàíî ñåäåþò. Ñïåöåôè÷íû èçìåíåíèÿ íîãòåé: îíè ñòàíîâÿòñÿ òîíêèìè, ìàòîâûìè, óïëîùàþòñÿ, ëåãêî ðàññëàèâàþòñÿ è ëîìàþòñÿ, ïîÿâëÿåòñÿ èñ÷åð÷åííîñòü. Ïðè âûðàæåííûõ èçìåíåíèÿõ íîãòè ïðèîáðåòàþò âîãíóòóþ, ëîæêîîáðàçíóþ ôîðìó(êîéëîíèõèÿ)

1.2 Äèàãíîñòèêà

 äèàãíîñòèêå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ÿâëÿåòñÿ óñòàíîâëåíèå ïðè÷èíû äåôèöèòà æåëåçà. Ïðè ïîñòàíîâêå äèàãíîçà æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ðåøàþùåå çíà÷åíèå èìåþò äàííûå ëàáîðàòîðíûõ èññëåäîâàíèé:

·Îáùèé àíàëèç êðîâè

·Àíàëèç êðîâè íà áèîõèìèþ

·Àíàëèç íà óðîâåíü æåëåçà â êðîâè

Îáíàðóæèâàåòñÿ ñíèæåíèå êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà. Êîëè÷åñòâî ýðèòðîöèòîâ âíà÷àëå ìîæåò áûòü íîðìàëüíûì. Ïðè çíà÷èòåëüíîì äåôèöèòå æåëåçà îíî òàêæå ñíèæàåòñÿ, íî â ìåíüøåé ñòåïåíè, ÷åì óðîâåíü ãåìîãëîáèíà. Îòìå÷àþòñÿ íèçêèé öâåòîâîé ïîêàçàòåëü è óìåíüøåíèå ñðåäíåé êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà â ýðèòðîöèòàõ. Óìåíüøàþòñÿ ðàçìåð ýðèòðîöèòîâ è èõ íàñûùåííîñòü ãåìîãëîáèíîì. Ëåéêîöèòàðíàÿ ôîðìóëà ìàëî èçìåíåíà.

Âñåì áîëüíûì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé íåîáõîäèìî ïðîâåñòè ðåíòãåíîñêîïè÷åñêîå èññëåäîâàíèå æåëóäêà è êèøå÷íèêà, èððèãîñêîïèþ, ãàñòðîñêîïèþ, êîëîíî- è ðåêòîðîìàíîñêîïèþ äëÿ óñòàíîâëåíèÿ ïðè÷èíû êðîâîòå÷åíèÿ, äàæå ïðè íàëè÷èè äðóãèõ ôàêòîðîâ, ïðèâîäÿùèõ ê äåôèöèòó æåëåçà. Êðîâîòå÷åíèÿ èç ïèùåâàðèòåëüíîãî êàíàëà ÿâëÿþòñÿ îñíîâíîé ïðè÷èíîé æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó ìóæ÷èí è æåíùèí, ïðè÷åì ÷àùå îíè èìåþò ñêðûòûé õàðàêòåð.

1.3 Ëå÷åíèå

Âî âñåõ ñëó÷àÿõ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè íåîáõîäèìî:

·óñòàíîâèòü íåïîñðåäñòâåííóþ ïðè÷èíó âîçíèêíîâåíèÿ äàííîãî ñîñòîÿíèÿ è ïî âîçìîæíîñòè ëèêâèäèðîâàòü åå (÷àùå âñåãî óñòðàíèòü èñòî÷íèê êðîâîïîòåðè èëè ïðîâåñòè òåðàïèþ îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ).

·äèåòà áîãàòàÿ æåëåçîì.

Ðåêîìåíäóþòñÿ ñëåäóþùèå ïðîäóêòû: ãîâÿæüå ìÿñî, ðûáà, ïå÷åíü, ïî÷êè, ÿéöà, ãðå÷íåâàÿ êàøà, áîáû, íåæèðíàÿ ñâèíèíà, ìÿñî èíäåéêè, êðîëèêà.

Îâîùè: ñâåêëà, ìîðêîâü, ïåòðóøêà, óêðîï, ñàëàò.

Ôðóêòû: ãðàíàò, øèïîâíèê, ñëèâû, ÿáëîêè, ïåðñèêè.

Ïðåïàðàòû æåëåçà:

·Ôåððîïëåêñ

·Ôåððóì-ëåê

·Æåêòîôåð

·Àêòèôåððèí

·Ôåððîêàëü

·Ôåððàìèä

1.4 Ïðîôèëàêòèêà àíåìèé

 ïðîôèëàêòèêå äåôèöèòà ôîëèåâîé êèñëîòû íóæäàþòñÿ áåðåìåííûå æåíùèíû, à òàêæå ïàöèåíòû, ïðèíèìàþùèå ïðåïàðàòû, ñïîñîáíûå íàðóøàòü ìåòàáîëèçì ôîëèåâîé êèñëîòû. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè Â-12-ôîëèåâî-äåôèöèòíîé àíåìèè èñïîëüçóþò ïðåïàðàòû ôîëèåâîé êèñëîòû â ñî÷åòàíèè ñ àñêîðáèíîâîé êèñëîòîé â äîçå 5 ìã/ñóò.

Îñíîâíûì ñðåäñòâîì â ïðîôèëàêòèêå àíåìèè ÿâëÿåòñÿ ñáàëàíñèðîâàííîå è áîãàòîå âèòàìèíàìè ïèòàíèå.  äíåâíîé ðàöèîí îáÿçàòåëüíî äîëæíû âõîäèòü âñå íåîáõîäèìûå âèòàìèíû è ìèêðîýëåìåíòû. Ðàöèîí çäîðîâîãî ÷åëîâåêà äîëæåí ñîäåðæàòü â ðàéîíå 20 ìã æåëåçà.

Äèñïàíñåðèçàöèÿ

Áîëüíûå ñ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé äîëæíû íàõîäèòüñÿ íà äèñïàíñåðíîì íàáëþäåíèè ó òåðàïåâòà ïðî ìåñòó æèòåëüñòâà , òàê êàê íåîáõîäèìî äëèòåëüíîå ïðîòèâîàíåìè÷åñêîå ëå÷åíèå, êîòîðîå ïîçâîëèò ïðåäóïðåäèòü ïðîãðåññèðîâàíèå àíåìèè, ñâîåâðåìåííî äèàãíîñòèðîâàòü è ëå÷èòü èíòåðêóðåíòíûå çàáîëåâàíèÿ. Äëèòåëüíîñòü ëå÷åíèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà, äîçèðîâêè, ïðîäîëæèòåëüíîñòü êóðñîâ ïîääåðæèâàþùåãî ëå÷åíèÿ è ñðîêè ïðåêðàùåíèÿ ëå÷åíèÿ çàâèñèò îò ñêîðîñòè âîññòàíîâëåíèÿ çàïàñîâ æåëåçà.  íà÷àëå àìáóëàòîðíîãî ëå÷åíèÿ áîëüíûå ïîñåùàþò ïîëèêëèíèêó îäèí ðàç â ìåñÿö, çàòåì îäèí ðàç â äâà-òðè ìåñÿöà. Ïðè êàæäîì îáðàùåíèè áîëüíîãî ê âðà÷ó îí íàïðàâëÿåòñÿ íà ïðîâåäåíèå ïîëíîãî îáùåêëèíè÷åñêîãî àíàëèçà êðîâè, æåëàòåëüíî îïðåäåëÿòü óðîâåíü ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà.

Âîññòàíîâëåíèå äî íîðìû óðîâåíü æåëåçà ñûâîðîòêè ÿâëÿåòñÿ óñëîâèåì äëÿ ïðåêðàùåíèÿ ïðèåìà æåëåçîñîäåðæàùèé ïðåïàðàòîâ (èëè ïåðåðûâà â ëå÷åíèè).  ïîñëåäóþùåì êîíòðîëüíûå àíàëèçû ñëåäóåò ïðîâîäèòü íå ðåæå îäíîãî ðàçà â òðè-÷åòûðå ìåñÿöà. Ñðåäíèå ñðîêè äèíàìè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ òðè-ïÿòü ëåò.

Ïîêàçàíèþ ê ñíÿòèþ ñ äèñïàíñåðíîãî ó÷åòà ÿâëÿåòñÿ ëèêâèäàöèÿ ïðè÷èíû, âûçâàâøåé àíåìèþ, ïîëíîå âîññòàíîâëåíèÿ óðîâíÿ æåëåçà â íîðìàòèâíûõ ïðåäåëàõ â òå÷åíèè îäíîãî ãîäà. Ïàöèåíòû äîëæíû ðàöèîíàëüíî òðóäîóñòðîåíû, ñîáëþäàòü äèåòó(ñûðû, ìÿñî, ïå÷åíü, ôðóêòû, îâîùè).  ïåðèîä äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ ïî ïîêàçàíèÿì îäèí ðàç â ãîä ïðîâîäÿò ðåíòãåíîñêîïèþ æåëóäêà, àíàëèç æåëóäî÷íîãî ñîêà, êîíñóëüòàöèÿ ãèíåêîëîãà, õèðóðãà è äðóãèõ ñïåöèàëèñòîâ.

1.5 Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà

1-é ýòàï – ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà.

Ïðè ðàññïðîñå ïàöèåíòà ñ àíåìèÿìè ìåäñåñòðà âûÿñíÿåò âñå åãî æàëîáû.

2-ýòàï – äèàãíîñòèðîâàíèå èëè îïðåäåëåíèå ïðîáëåì ïàöèåíòà.

Ïîñëå îöåíêè ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà, ìåäñåñòðà âûÿâëÿåò ïðîáëåìû ïàöèåíòà. Ïðè àíåìèÿõ îíè ìîãóò áûòü ñëåäóþùèìè:

-Ñíèæåíèå èëè îòñóòñòâèå àïïåòèòà;

-Ãîëîâîêðóæåíèå;

-Îäûøêà, áîëè â îáëàñòè ñåðäöà;

-Íåóñòîé÷èâûé ñòóë;

Ïîñëå îöåíêè ñåñòðà ðåøàåò âîïðîñ îá èõ ïðèîðèòåòíîñòè.

3-é ýòàï – ïëàíèðîâàíèå ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

Ìåäñåñòðå íåîáõîäèìî îçíàêîìèòü ïàöèåíòà ñî ñâîåé îöåíêîé åãî ñîñòîÿíèÿ è ïîòðåáíîñòè â óõîäå.

4-é ýòàï – ðåàëèçàöèÿ ïëàíà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

Ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà ïðîâîäÿòñÿ â ñîòðóäíè÷åñòâå ñ äðóãèìè ìåäèöèíñêèìè ðàáîòíèêàìè.  ýòîò ïåðèîä íàäî êîîðäèíèðîâàòü äåéñòâèÿ ìåäñåñòðû ñ äåéñòâèÿìè ïàöèåíòà, äðóãèõ ìåäðàáîòíèêîâ, ðîäñòâåííèêîâ, ó÷èòûâàÿ èõ ïëàíû è âîçìîæíîñòè.

5-é ýòàï – îöåíêà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

Îöåíêà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ ïðîâîäèòñÿ ïîñòîÿííî. Ýôåêòèâíîñòü ñåñòðèíñêîãî óõîäà îïðåäåëÿåòñÿ ïîñëå äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííûõ öåëåé.

Ìåäñåñòðà â ñåñòðèíñêîé èñòîðèè áîëåçíè ôèêñèðóåò ìíåíèå ïàöèåíòà îá îêàçàííîé åìó ïîìîùè, âûïîëíåíèå ïëàíà ïî óõîäó, ýôôåêòèâíîñòü ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ, ïîáî÷íûå äåéñòâèÿ è íåîæèäàííûå ðåçóëüòàòû ïðè âûïîëíåíèè ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

2. Ïðàêòè÷åñêàÿ ÷àñòü: Íàáëþäåíèÿ èç ïðàêòèêè

Íàáëþäåíèå èç ïðàêòèêè ¹1

 ãåìàòîëîãè÷åñêîì îòäåëåíèè ïàöèåíòêà Íàçàðîâà À. 31 ãîä ñ äèàãíîçîì æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.

Æàëîáû íà ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèÿ, ñåðäöåáèåíèå, ñóõîñòü êîæè, èçâðàùåíèå âêóñà – åñò óãîëü, ìåë. Ïàöèåíòêà îòìå÷àåò ÷àñòûå íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ è íå çíàåò ñïîñîáîâ èõ îñòàíîâêè. Îáúåêòèâíî: êîæà áëåäíàÿ, ñóõàÿ, ×ÑÑ – 90 óäàðîâ â ìèíóòó, ×ÄÄ – 30 â ìèíóòó, ÀÄ – 100 / 70 ìì ðò. ñò. Íà ôîíå ïîâûøåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ðàçâèëîñü íîñîâîå êðîâîòå÷åíèå.

Ïðîáëåìû ïàöèåíòà:

Íàñòîÿùèå:ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå, ñåðäöåáèåíèå, ñóõîñòü êîæè, èçâðàùåíèå âêóñà, ÷àñòûå íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ.

Ïîòåíöèàëüíûå:ðèñê òðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèé êîæè, âñëåäñòâèå åå ñóõîñòè è ñíèæåíèÿ èììóíèòåòà; ðèñê òðàâìàòèçàöèè, ðèñê ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Ïðèîðèòåòíàÿ ïðîáëåìà: íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ.

Öåëü: îáó÷èòü ïàöèåíòêó îêàçàíèþ íåîòëîæíîé ïîìîùè ïðè íîñîâîì êðîâîòå÷åíèè.

ÏëàíÌîòèâàöèÿ1. Ïîëîæèòü õîëîä íà ïåðåíîñèöó äëÿ îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ.

2. Âûïîëíèòü ïåðåäíþþ òàìïîíàäó ñ ïåðåêèñüþ âîäîðîäà äëÿ îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ.

3. Ãîëîâó íàêëîíèòü ñëåãêà âïåðåäÄëÿ ïðîôèëàêòèêè àñïèðàöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé.

4. Îáåñïå÷èòü ôèçè÷åñêèé è ïñèõè÷åñêèé ïîêîé .

5. Îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà.

6.Íàáëþäàòü çà âíåøíèì âèäîì, ïóëüñîì, ÀÄÑ öåëüþ êîíòðîëÿ ñîñòîÿíèÿ.

7.Âûçâàòü âðà÷à ïðè äëèòåëüíîì êðîâîòå÷åíèè.Äëÿ îêàçàíèÿ êâàëèôèöèðîâàííîé ïîìîùè.

Îöåíêà ðåçóëüòàòà:ïàöèåíòêà îáó÷åíà äåéñòâèÿì ïðè íîñîâîì êðîâîòå÷åíèè. Öåëü äîñòèãíóòà.

Çàêëþ÷åíèå

 äàííîé êóðñîâîé ðàáîòå áûëè ðàññìîòðåíû äâà ÷àñòî âñòðå÷àþùèõñÿ âèäà àíåìèè, òàêèå êàê: æåëåçîäåôèöèòíàÿ è Â-12 äåôèöèòíàÿ àíåìèè. Ìíîþ áûëè ñäåëàíû ñëåäóþùèå âûâîäû: 2 äàííûõ âèäà àíåìèé ñîâåðøåííî ðàçíûå ïî ýòèîëîãèè è ïðåäðàñïîëàãàþùèì ôàêòîðàì; êëèíè÷åñêèì êàðòèíàì è îñîáåííîñòÿì äèàãíîñòèêè; ìåòîäàì îáñëåäîâàíèÿ è ïîäãîòîâêè ê íèì; ïðèíöèïàì ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè è ãëàâíîå – îñîáåííîñòÿì ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà. Ïðàâèëüíî âûáðàííûé óõîä ïðè àíåìèÿõ ïîìîæåò ìåäèöèíñêîé ñåñòðå îñóùåñòâèòü êâàëèôèöèðîâàííî âñå ïÿ?