Низкий гемоглобин при нормальном ферритине
Концентрация ферритина в организме человека меняется под влиянием определенных провоцирующих факторов. При этом гемоглобин остается на уровне нормальных показателей.
Низкий ферритин провоцирует появление определенных клинических признаков, с которыми необходимо обратиться в больницу. Установить диагноз и причину поможет комплексное обследование, по результатам которого специалист назначает специальное лечение и рекомендует придерживаться диетического питания.
Что такое ферритин?
Ферритином называется специальный белок, он является местом хранения железа. В его обязанности также входит транспортировка этого элемента другим внутренним органам. Но в некоторых ситуациях он указывает на развитие злокачественной опухоли – плацентарный ферритин.
Белковый комплекс образуется двумя методами. Анаболический – ферритин выделяется из железа, который человек получает с пищей. Катаболический – источником белка является железо гемолизированных эритроцитов. Наибольшее количество ферритина накапливается в головном мозге, печени, мышцах, селезенке и крови.
Биологическое значение и связь с гемоглобином
По причине низкой концентрации ферритина нарушается процесс выработки гемоглобина, который необходим для транспортировки кислорода к внутренним органам. В конечном результате развивается железодефицитная анемия. Патологические процессы прогрессируют постепенно.
На раннем этапе дефицита железа уровень гемоглобина будет нормальный, а ферритин понижаться, поскольку белок отдает свои запасы организму. Через время, если не принять меры, все показатели будут уменьшаться.
Ферритин для организма человека важен тем, что он выполняет многочисленные функции:
- Белок дает железо, которое необходимо для синтеза гемоглобина, отвечающего за транспортировку кислорода.
- Показывает уровень резервного и общего железа.
- Специфический белок отвечает за транспортировку железа к другим внутренним органам (печени, селезенке, костному мозгу).
Ферритин также активно участвует в синтезе определенных радикалов, которые способствуют восстановлению кислорода.
Норма ферритина в крови
Нормальные показатели ферритина в крови человека зависят от пола и возраста:
Возраст, пол | Уровень ферритина (нг/мл = мкг/л) |
Младенец | 25-200 |
1 месяц | 200-600 |
Полгода | 6-410 |
1 год | 6-80 |
От 1 до 5 лет | 6-60 |
От 5 до 14 лет | 6-320 |
Мужчины от 14 лет | 20-250 |
Женщины от 14 лет | 10-120 |
Менопауза у женщин | 15-200 |
Для женщины низкий ферритин – это нормальное состояние и не относится к патологиям.
В период вынашивания малыша показатели снижаются, в зависимости от срока беременности:
Триместр | Концентрация ферритина (нг/мл = мкг/л) |
I | <90 |
II | <74 |
III | <10-15 |
Низкий ферритин при нормальном гемоглобине (причины в некоторых ситуациях могут указывать на патологические изменения) в организме женщины объясняется тем, что его забирает плод, которому необходимо развиваться.
Большое количество эритроцитов и гемоглобина малышу требуются при появлении на свет, чтобы адаптироваться к окружающему миру. Постепенно система кроветворения начнет функционировать самостоятельно и уровень ферритина в маленьком организме стабилизируется.
Причины дефицита железосодержащего белка при нормальном гемоглобине
Причинами низкого уровня ферритина являются многочисленные провоцирующие факторы, которые важно своевременно устранить, чтобы предупредить возникновение серьезных осложнений:
Пол, возраст | Причины низкого ферритина |
У женщин |
|
У мужчин | |
У беременных |
|
У детей |
|
Причины низкого ферритина при нормальном гемоглобине важно своевременно диагностировать. Необходимо начать лечение на ранних этапах появившихся нарушений и предупредить опасные последствия. Это гипоксия, снижение защитных сил организма, сердечные заболевания, поражение почек и половых органов.
Симптомы скрытой анемии
В большинстве случаев низкий уровень ферритина удается выявить только благодаря лабораторным исследованиям, ярко выраженные клинические симптомы отсутствуют.
Однако есть признаки, на которые следует обратить внимание и посетить врача:
- часто кружится голова;
- присутствует отдышка;
- кожные покровы бледные, иногда приобретают синюшный оттенок;
- человек быстро устает;
- беспокоят головные боли;
- учащается сердцебиение;
- волосы становятся тусклые и ломкие;
- кожные покровы на лице и теле сухие;
- в области сердца периодически появляется дискомфорт и болезненные ощущения;
- ногти слоятся;
- в некоторых местах на теле образуются гнойнички;
- в уголках губ появляются язвы, которые долго заживают;
- человека тревожат частые простуды.
Низкий ферритин при нормальном гемоглобине (причины поможет определить врач, назначив комплексное обследование) также сопровождается сильной раздражительностью, депрессивным состоянием, резкой сменой настроения. Нарушается сон, появляется бессонница, меняются вкусовые привычки, возникает запор.
Одним из признаков дефицита специфического белка является болезненность нижних конечностей, которую невозможно объяснить. То же самое касается выпадения волос. Эти симптомы объясняются тем, что тканям не хватает кислорода.
Стадии
Скрытая анемия является следствием развития определенного заболевания или нарушений в теле человека. Иногда устранить их можно благодаря правильно составленному рациону, но в некоторых ситуациях требуется медицинская помощь.
Скрытую анемию классифицируют по определенным степеням тяжести:
Название | Описание |
I степень | Уровень гемоглобина падает до 90-120 г/л. В редких ситуациях возникают незначительные симптомы и нарушения, устранить которые можно с помощью правильно составленного рациона. |
II степень | Уровень гемоглобина колеблется в пределах от 70 до 90 г/л. Состояние человека удовлетворительное, госпитализация не обязательна, но прием лекарственных препаратов необходим. |
III степень | Уровень гемоглобина ниже 70 г/л. Комплексная терапия требует госпитализации человека. Симптоматика тяжелая, может понадобиться не только медикаментозная терапия, но и хирургическое вмешательство, учитывая причину патологического состояния. |
По мере прогрессирования изменений в крови человека внутренние органы страдают от нехватки кислорода. Нарушается их функционирование, на фоне чего развиваются другие патологические процессы. Поэтому важно принимать меры на раннем этапе нехватки железа.
Зачатие и бесплодие при низком ферритине
Зачатие ребенка при низком уровне железа и ферритина в организме женщины невозможно.
Дефицит специфического белка негативно влияет на работу репродуктивной системы:
- уменьшается жизнеспособность яйцеклетки;
- отсутствует овуляция;
- при созревании невозможна транспортировка яйцеклетки в область матки;
- нарушается также ее процесс крепления к стенкам органа.
Нет полной гарантии, забеременеть даже при искусственном оплодотворении яйцеклетки. Поэтому низкий уровень ферритина является одной из причин бесплодия у женщин.
Показания для обследования
Комплексная диагностика пациенту необходима, чтобы врач поставил точный диагноз и установил провоцирующую причину. Важно обратиться к специалисту при появлении любого клинического признака.
Существуют следующие показания для проведения лабораторных исследований на предмет оценки уровня ферритина:
- подозрение на развитие железодефицитной анемии;
- высокая вероятность развития злокачественных процессов;
- хронические инфекционные или воспалительные патологии;
- высокая вероятность развития гемохроматоза.
Иммунные и зрительные нарушения также являются показанием для проведения обследования. Заподозрить скрытую анемию позволит постоянная слабость и частое головокружение.
Методы диагностики
Определить уровень ферритина поможет анализ крови.
Но установить причину патологического состояния позволят дополнительные методы диагностики:
Название | Описание |
Биохимический анализ крови | Исследование помогает оценить уровень липидов, метаболизм, выявить также воспалительный процесс. |
Рентгенография легких | Метод диагностики, при помощи которого врач оценивает состояние органов дыхательной системы. |
Фиброгастродуоденоскопия (ФГДС) | Обследование позволяет определить воспалительные очаги или кровотечение, на фоне которых снизился уровень железа. |
Ультразвуковое исследование (УЗИ) | Специалист просматривает внутренние органы на предмет скрытого кровотечения, воспалительного процесса или развивающегося заболевания. |
Назначается также исследование кала на скрытую кровь, компьютерная томография (КТ), колоноскопия. Дифференцировать железодефицитную анемию с другими заболеваниями позволяет пункция костного мозга. Так определяется индекс созревания нейтрофилов и эритробластов.
Лечение взрослых
Терапия при низком уровне железа зависит от провоцирующего фактора. Диагностикой и лечением занимается врач гематолог. Специалист проводит осмотр, назначает обследование и на основании установленного диагноза подбирает схему терапии.
В большинстве случаев, чтобы восстановить уровень специфического белка, пациентам составляют специальную диету. В тяжелых ситуациях подбирается медикаментозная терапия.
Препараты
Лекарства врач назначает пациентам, учитывая результаты комплексной диагностики и провоцирующий фактор, также индивидуальные особенности организма больного. Важно строго придерживаться дозировок, чтобы не усугубить состояние здоровья.
Низкий ферритин при нормальном гемоглобине (причины определит врач гематолог с помощью лабораторных исследований) лечится следующими препаратами:
Название | Применение | Противопоказания |
Ферамид | Лекарство принимают внутрь после еды. Взрослая дозировка составляет 0,1 г 3 раза в сутки. Курс лечения продолжается 3-4 недели. |
|
Тотема | Содержимое ампулы растворяют предварительно в воде. Взрослым назначают по 2-4 ампулы в день. Курс лечения продолжается 3-6 месяцев. |
|
Ферроплекс | Лекарство принимают внутрь по 1-2 драже 3 раза в сутки. |
|
Если пищеварительный рефлекс у пациента нарушен, медикаменты назначаются внутривенно через капельницу. То же самое касается обезвоживания организма в результате длительной диареи. Самостоятельно нельзя принимать лекарства, высока вероятность появления побочных эффектов (увеличение печени, анафилактический шок, аллергическая реакция).
Диетотерапия
Большей части пациентов восстановить дефицит ферритина помогает правильное питание.
Рекомендуемые продукты | Запрещенные продукты |
|
|
Рацион пациента должен предусматривать продукты, которые содержат в большом количестве микроэлементы, поддерживающие процесс кроветворения.
Диетотерапия предусматривает определенные принципы, которых важно придерживаться:
- Питание должно быть частое и дробное, чтобы все необходимые вещества успевали усваиваться организмом человека.
- Все блюда предпочтительно запекать, варить, тушить или готовить на пару.
- Еда должна быть теплая.
Пить пациентам со скрытой анемией рекомендуется не меньше, чем 2 литра жидкости каждый день.
Особенности лечения беременных
Низкий ферритин при нормальном гемоглобине (причины поможет выявить специалист, назначив женщине комплексную диагностику) часто регистрируется у женщин во время беременности. В некоторых ситуациях это нормально. Но бывают случаи, когда причиной является серьезное нарушение, поэтому необходимо обследование и правильно подобранная терапия.
В период вынашивания малыша женщине нельзя принимать лекарственные препараты, они могут навредить плоду. Поэтому врачи при низком уровне ферритина назначают женщине БАДы и диетическое питание. Биологические активные добавки содержат железо, витамины, биостимуляторы и аскорбиновую кислоту.
Название | Применение | Противопоказания |
Текнофер | Взрослым пациентам рекомендуется ежедневно растворять 1 таблетку в стакане воды. Курс лечения продолжается месяц. Детям лекарство рекомендуется давать в каплях. |
|
Элевит пронаталь | Принимать лекарство следует внутрь во время еды, запивая достаточным количеством воды. Рекомендуемая дозировка составляет 1 таблетка в день. |
|
Медефер | Препарат следует принимать по 1-2 таблетке 1 раз в сутки. |
|
Лечение в период беременности назначает врач, учитывая состояние женщины. Самостоятельно нельзя принимать лекарства, они могут навредить плоду. Важно также строго придерживаться установленных дозировок, поскольку даже БАДы могут спровоцировать побочные эффекты.
Особенности лечения детей
Детям при низком ферритине независимо от возраста также назначаются препараты и диета, чтобы восполнить дефицит железа. В рацион ребенка важно добавить бобовые продукты, мясо, сухофрукты и какао. Необходимый организму витамин С содержится в шиповнике и киви. Повысить уровень гемоглобина и восстановить количество белка также помогут морепродукты.
Детям железосодержащие препараты подбираются в сиропах или сладких таблеток:
Феррум Лек таблетки
Название | Применение | Противопоказания |
Феррум лек | Дозировка препарата определяется с учетом возраста пациента и составляет 2,5-30 мл 1 раз в сутки. Детям в возрасте от 12 лет можно давать жевательные таблетки. Лечение продолжается 3-5 месяцев. |
|
Гематоген | В зависимости от возраста гематоген рекомендуется давать детям по 5-10 г 2-3 раза в сутки. |
|
Лекарства для восстановления уровня железа детям назначает врач педиатр. Самостоятельно нельзя давать препараты, учитывая высокую вероятность появления побочных эффектов.
Низкий ферритин при нормальном гемоглобине успешно лечится, если человек своевременно прошел диагностику. Были также установлены причины патологического состояния и подобрана эффективная схема терапии. Осложнения возникают в результате запоздалой медицинской помощи или неправильного лечения. Важно не игнорировать первые симптомы железодефицитной анемии, а сразу обратиться в больницу.
Видео о низком ферритине
Как поднять железо в крови:
Àâòîð: Æèâîòÿãèíà Ìàðèíà Ñåðãååâíà, àêóøåð-ãèíåêîëîã, ê. ì. í.
Ñòèìóëîì äëÿ íàïèñàíèÿ äàííîé ñòàòüè ïîñëóæèë íå òàê äàâíî ïðîèçîøåäøèé â Ìîñêâå òðàãè÷åñêèé ñëó÷àé: â íîÿáðå 2019 ãîäà ìîëîäàÿ æåíùèíà ñ äâóìÿ äåòüìè âûïàëà èç îêíà äåâÿòèýòàæíîãî äîìà. Ìàìà è äåâÿòèìåñÿ÷íàÿ ìàëûøêà ñêîí÷àëèñü íà ìåñòå, à øåñòèëåòíèé ìàëü÷èê â òÿæåëîì ñîñòîÿíèè áûë äîñòàâëåí áðèãàäîé ñêîðîé ïîìîùè â ðåàíèìàöèîííîå îòäåëåíèå áîëüíèöû. Ñîãëàñíî îñíîâíîé âåðñèè, ïðè÷èíîé ñëó÷èâøåãîñÿ ïîñëóæèëà ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ó ìîëîäîé ìàìû.
Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè íàõîäÿòñÿ â êîìïåòåíöèè âðà÷à-ïñèõèàòðà. Ïî÷åìó æå àâòîðîì äàííîé ñòàòüè ÿâëÿåòñÿ àêóøåð-ãèíåêîëîã? Ïîòîìó ÷òî çà÷àñòóþ èìåííî àêóøåð-ãèíåêîëîã ìîæåò çàïîäîçðèòü íàëè÷èå äåïðåññèâíîãî ñîñòîÿíèÿ ó ìàìû è äàòü ðåêîìåíäàöèè ïîñåòèòü ïðîôèëüíîãî ñïåöèàëèñòà. Äà è òåìà ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ñòèãìàòèçèðîâàíà íàøèì îáùåñòâîì, ïîýòîìó æåíùèíà ñêîðåå ïîæàëóåòñÿ íà ñâîè ïåðåæèâàíèÿõ ñâîåìó àêóøåðó-ãèíåêîëîãó, íåæåëè îáðàòèòñÿ ê ïñèõèàòðó. Äàííàÿ ñòàòüÿ îðèåíòèðîâàíà íå òîëüêî íà ìàì è áåðåìåííûõ æåíùèí, íî è íà èõ áëèçêèõ, êîòîðûì îòâåäåíà âåäóùàÿ ðîëü â ïîääåðæêå ìîëîäûõ ìàòåðåé.
Ïîñëåðîäîâûå ïåðåìåíû
Ðîäû – ñëîæíûé ïðîöåññ, òðåáóþùèé îãðîìíûõ ýíåðãîçàòðàò ñî ñòîðîíû æåíùèíû. Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà â îðãàíèçìå ìàòåðè ïðîèñõîäÿò ãëîáàëüíûå èçìåíåíèÿ (ýìîöèîíàëüíûå, ôèçè÷åñêèå, ïñèõîëîãè÷åñêèå, ãîðìîíàëüíûå), è ýòî íå ìîæåò íå ïîâëèÿòü íà æåíùèíó è åå îòíîøåíèÿ ñ áëèçêèìè.
 ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ðîäèëüíèöà ìîæåò èñïûòûâàòü øèðîêèé ñïåêòð íåïðåîäîëèìûõ ýìîöèé: îò âîëíåíèÿ, ñ÷àñòüÿ, ðàäîñòè è óäîâîëüñòâèÿ äî ðàçäðàæèòåëüíîñòè,áåñïîêîéñòâà, ðàçî÷àðîâàíèÿ, ðàñòåðÿííîñòè, ïå÷àëè, ÷óâñòâà âèíû, ïëàêñèâîñòè.
Êàê ïðàâèëî, îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íå âûçûâàþò äîëæíîãî âíèìàíèÿ áëèçêèõ.  ñîâðåìåííîì îáùåñòâå íå ïðèíÿòî ïðèçíàâàòüñÿ â íàëè÷èè ïðîáëåì, â òîì ÷èñëå ïñèõîëîãè÷åñêèõ, õîòÿ èíîãäà «îñîáåííîå» ïîñëåðîäîâîå ñîñòîÿíèå ïñèõèêè ñòàíîâèòñÿ íàñòîëüêî ñåðüåçíûì, ÷òî òðåáóåò âìåøàòåëüñòâà ñïåöèàëèñòîâ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ìîäíî áûòü «óñïåøíîé ìàìîé», êîòîðàÿ óñïåâàåò çàíèìàòüñÿ ðåáåíêîì è îäíîâðåìåííî ñ ýòèì ñàìîðàçâèòèåì, ñëåäèòü çà ñâîåé âíåøíîñòüþ, óäåëÿòü âíèìàíèå ìóæó, âåñòè äîìàøíåå õîçÿéñòâî è ïðè ýòîì íå óñòàâàòü è íå æàëîâàòüñÿ íà æèçíü. Ïîòîìó ó íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé ñ ïñèõîëîãè÷åñêèìè ïðîáëåìàìè ñóùåñòâóåò ñòðàõ áûòü íåïîíÿòûìè, íåïðèíÿòûìè, ÷òî çàòðóäíÿåò âûÿâëåíèå æåíùèí, êîòîðûå íóæäàþòñÿ â ïîìîùè.
Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ
Ïîñëåðîäîâàÿ (ïîñòíàòàëüíàÿ) äåïðåññèÿ ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì ïñèõè÷åñêèì ðàññòðîéñòâîì, íàáëþäàåìûì ïîñëå ðîäîâ. Ïî îôèöèàëüíûì äàííûì ÷àñòîòà ñëó÷àåâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ñîñòàâëÿåò îêîëî 20%. Îäíàêî, ñóùåñòâóåò ìíåíèå, ÷òî èñòèííûå öèôðû ãîðàçäî âûøå ââèäó òîãî, ÷òî ÷àñòî äåïðåññèÿ íå äèàãíîñòèðóåòñÿ èç-çà íåæåëàíèÿ ìàòåðè ðàñêðûòü èíôîðìàöèþ ÷ëåíàì ñâîåé ñåìüè, íå ãîâîðÿ óæå î âèçèòå ê ïñèõîòåðàïåâòó.
Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàðóøåíèå ïñèõîýìîöèîíàëüíîé ñôåðû, êîòîðîå âîçíèêàåò â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå (îò íåñêîëüêèõ äíåé äî øåñòè íåäåëü ñ ìîìåíòà ðîäîâ) è õàðàêòåðèçóåòñÿ âûðàæåííûì óõóäøåíèåì íàñòðîåíèÿ.
Ôàêòîðû ðèñêà ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè:
– ïðîæèâàíèå â ãîðîäñêîé ìåñòíîñòè;
– íåäîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü;
– êóðåíèå, ïðèåì àëêîãîëÿ;
– ãèïîâèòàìèíîç âèòàìèíà Â6;
– óÿçâèìûå ÷åðòû ëè÷íîñòè (ïîâûøåííàÿ òðåâîæíîñòü, ïåðôåêöèîíèçì);
– ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ â ïðîøëîì (äåïðåññèè);
– ïîñëåðîäîâàÿ õàíäðà â ñåìåéíîì àíàìíåçå;
– áåññîííèöà;
– ñòðåññîâûå ñîáûòèÿ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè;
– ïåðâûå ðîäû;
– îïåðàòèâíîå ðîäîðàçðåøåíèå (êåñàðåâî ñå÷åíèå);
– òðàâìàòè÷íûå, îñëîæíåííûå ðîäû;
– îñëîæíåííîå òå÷åíèå ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà;
– ðîæäåíèå ðåáåíêà âíå çàêîííîãî áðàêà, íåæåëàííûé ðåáåíîê;
– ïðîáëåìû ñî çäîðîâüåì ó íîâîðîæäåííîãî;
– ïîäàâëåíèå ëàêòàöèè èëè íåâîçìîæíîñòü êîðìèòü ðåáåíêà;
– ñîöèàëüíàÿ èçîëÿöèÿ, îòñóòñòâèå îáùåíèÿ ñ ñóïðóãîì (îòñóòñòâèå ïîääåðæêè);
– íàëè÷èå 2 è áîëåå äåòåé ñ ðàçíèöåé â âîçðàñòå ìåíåå 5 ëåò.
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè
Âûäåëåíû îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñòíàòàëüíîé äåïðåññèè.
Íàðóøåíèÿ ñíà
Ðàññòðîéñòâî ñíà ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ êàê â âèäå áåññîííèöû, òàê è â âèäå ñîíëèâîñòè. Îáû÷íî íà òàêèõ ïðèçíàêàõ ìàìû è èõ ðîäñòâåííèêè íå àêöåíòèðóþò âíèìàíèÿ, îáúÿñíÿÿ ýòî îòñóòñòâèåì íåïðåðûâíîãî ïîëíîöåííîãî íî÷íîãî ñíà. Èçìåíåíèÿ ñíà ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ÿðêèõ ïîêàçàòåëåé íàðóøåíèÿ ïñèõèêè, ïðè ýòîì îíè ìîãóò áûòü êàê ïðèçíàêîì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òàê è åå ïðè÷èíîé. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ðå÷ü èäåò íå î òîì, ÷òî ó ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ñïàòü, à î òîì, ÷òî æåíùèíà íå ìîæåò óñíóòü äàæå òîãäà, êîãäà ýòà âîçìîæíîñòü åñòü.
Íàðóøåíèå àïïåòèòà è/èëè èçìåíåíèå âåñà
Êàê è â ñëó÷àå ñ ðàññòðîéñòâîì ñíà, íà èçìåíåíèÿõ àïïåòèòà è âåñà ó íåäàâíî ðîäèâøåé ìàìû íå äåëàþò áîëüøîãî àêöåíòà, ïîñêîëüêó îíè ìîãóò áûòü ôèçèîëîãè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà. Îäíàêî èçìåíåíèå âåñà íà 5% è áîëåå çà 1 ìåñÿö äîëæíî íàñòîðîæèòü.
Ïîäàâëåííîå íàñòðîåíèå
Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðîæäåíèå ìàëûøà ñîáûòèå ðàäîñòíîå, ìàìû è áåç äåïðåññèè ìîãóò èñïûòûâàòü ãðóñòü. Ïðè÷èíû ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíîîáðàçíûìè: óñòàëîñòü, îãðàíè÷åíèå ñâîáîäû, íåäîïîíèìàíèå âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ñóïðóãîì. Îäíàêî îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîé ïîäàâëåííîãî íàñòðîåíèÿ ïðè ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî æåíùèíà ïðåáûâàåò â ýòîì ñîñòîÿíèè â òå÷åíèå áîëüøåé ÷àñòè äíÿ, íåçàâèñèìî îò êàêèõ-ëèáî îáñòîÿòåëüñòâ.
Ïîòåðÿ èíòåðåñà èëè íåâîçìîæíîñòü ïîëó÷èòü óäîâîëüñòâèå îò ÷åãî-ëèáî (àíãåäîíèÿ)
Ïðåæíèå è âíîâü ïîÿâèâøèåñÿ çàíÿòèÿ è óâëå÷åíèÿ (äîìàøíèå äåëà, õîááè, çàíÿòèÿ ñ ìëàäåíöåì) íå âûçûâàþò èíòåðåñà ó ìàòåðè. ×àñòî æàëîáû ïàöèåíòîê çâó÷àò òàê: «Âñå íàäîåëî, íè÷åãî íå õî÷åòñÿ, ïóñòîòà âíóòðè».
Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå èëè âÿëîñòü
Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå ïîâûøåíèÿ äâèãàòåëüíîé è ðå÷åâîé (íå âñåãäà) àêòèâíîñòè.
×óâñòâî óñòàëîñòè
Áîëüøèíñòâî ìàì ïîñëå ðîäîâ îòìå÷àþò óñòàëîñòü, ÷òî ñâÿçàíî ñ óâåëè÷åíèåì êàê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, òàê è ìîðàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè çà ìëàäåíöà. Î ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ìîæíî ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ÷óâñòâî óñòàëîñòè âîçíèêàåò ïîñëå ìàëåéøèõ óñèëèé è íå èìååò êàêîé-ëèáî äèíàìèêè íà ïðîòÿæåíèè íåñêîëüêèõ äíåé èëè íåäåëü.
×óâñòâî áåñïîëåçíîñòè èëè ÷óâñòâî âèíû, ñòûäà, ñòðàõà
Æåíùèíà èñïûòûâàåò íåïðåîäîëèìûé ñòðàõ íå ñïðàâèòüñÿ ñ íîâîðîæäåííûì, ñòðàõ îñòàòüñÿ íàåäèíå ñ ìàëûøîì ïðèâîäèò ê ÷óâñòâó ñòûäà çà ñâîè ìûñëè. Æåíùèíà ÷óâñòâóåò ñåáÿ áåñïîëåçíîé, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ìàìà åñòü öåëûé ìèð äëÿ ãðóäíè÷êà.
Íàðóøåíèå êîíöåíòðàöèè èëè íåðåøèòåëüíîñòü
Ðàññåÿííîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå íåêîíòðîëèðóåìîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ íà ðàçäðàæèòåëè, ïëîõîé êîíöåíòðàöèè, òðóäíîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ ñ îäíîãî ïðîöåññà íà äðóãîé.
Ñóèöèäàëüíûå ìûñëè (èëè ïîïûòêè) è ïîâòîðÿþùèåñÿ ìûñëè î ñìåðòè
Ìûñëè î ñóèöèäå (à òåì áîëåå ïîïûòêè åãî ñîâåðøèòü) ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ñàìûõ âåñîìûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, ïðè íàëè÷èè êîòîðîãî íåîáõîäèìî êàê ìîæíî ðàíüøå îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.
Íàëè÷èå îäíîâðåìåííî 5 è áîëåå èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ÿâëÿåòñÿ ïîäòâåðæäåíèåì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè.
Âðåìÿ îò âðåìåíè ëþáàÿ æåíùèíà èñïûòûâàåò êàêèå-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ñèìïòîìîâ. Îäíàêî î äåïðåññèâíîì ðàññòðîéñòâå ñëåäóåò ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ýòè ñèìïòîìû ìàëî ìåíÿþòñÿ èçî äíÿ â äåíü è íå çàâèñÿò îò îáñòîÿòåëüñòâ.
«Áýáè-áëþç»
Íàëè÷èå íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå õàðàêòåðíî íå òîëüêî äëÿ äåïðåññèè, íî è äëÿ íåêîòîðûõ äðóãèõ ñîñòîÿíèé.
 ïåðâóþ î÷åðåäü ê òàêèì ñîñòîÿíèÿì îòíîñÿò «áýáè-áëþç» (ïîñëåðîäîâûé áëþç, ïîñëåðîäîâàÿ ìåëàíõîëèÿ), êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ôàçó ýìîöèîíàëüíîé ëàáèëüíîñòè ïîñëå ðîäîâ ñ ÷àñòûìè ïðèñòóïàìè ïëà÷à, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, ðàñòåðÿííîñòè è áåñïîêîéñòâà.
«Áýáè-áëþç» âñòðå÷àåòñÿ ó 70-80% íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé è êóïèðóåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ íåäåëü.
Ïðè÷èíîé ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ÿâëÿþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå æåíùèíû. Ïîñëå ðîäîâ ïðîèñõîäèò ðåçêîå ñíèæåíèå óðîâíÿ ïðîãåñòåðîíà è ýñòðîãåíà, è ýòî âëèÿåò íà âûðàáîòêó ñåðîòîíèíà è äîôàìèíà, îòâå÷àþùèõ çà ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè.
Ñèìïòîìû «áýáè-áëþçà» âîçíèêàþò â òå÷åíèå ïåðâûõ 10 äíåé ïîñëå ðîäîâ, äîñòèãàÿ ñâîåãî ìàêñèìóìà ê 5 äíþ.
Îáû÷íî ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîãî áëþçà íå îêàçûâàþò âëèÿíèÿ íà ñïîñîáíîñòü çàáîòèòüñÿ î ðåáåíêå è ñîöèàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå ìàòåðåé. «Áýáè-áëþç» íå ÿâëÿåòñÿ ïàòîëîãèåé è íå òðåáóåò àêòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà, çà èñêëþ÷åíèåì ïîääåðæêè ñî ñòîðîíû ÷ëåíîâ ñåìüè. Îäíàêî ïðîÿâëåíèÿ «áýáè-áëþçà», ñîõðàíÿþùèåñÿ â òå÷åíèå áîëåå äâóõ íåäåëü, ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ áîëåå òÿæåëûõ ôîðì ðàññòðîéñòâ íàñòðîåíèÿ.
Äåïðåññèÿ êàê ñëåäñòâèå ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé
Èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû õàðàêòåðíû è äëÿ íåêîòîðûõ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Ñðåäè âñåãî ìíîãîîáðàçèÿ áîëåçíåé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ýìîöèîíàëüíûìè ðàññòðîéñòâàìè, â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ÷àùå âñåãî âñòðå÷àåòñÿ ïàòîëîãèÿ ùèòîâèäíîé æåëåçû è æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.
Ãèïîòèðåîç, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ ñíèæåíèåì óðîâíÿ ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû, ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ çàòîðìîæåííîñòüþ, ñíèæåíèåì íàñòðîåíèÿ, âÿëîñòüþ, ñîíëèâîñòüþ, óõóäøåíèåì ïàìÿòè è ñîîáðàçèòåëüíîñòè.
Íàïðîòèâ, ãèïåðòèðåîç è, ñîîòâåòñòâåííî, âûñîêèé óðîâåíü ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðîòèâîïîëîæíûìè ñèìïòîìàìè: ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå, ñóåòëèâîñòü, ïåðåïàäû íàñòðîåíèÿ ñ áûñòðûì ïåðåõîäîì îò ñìåõà ê ïëà÷ó.
Ñíèæåíèå óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà, õàðàêòåðíîå äëÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ òàêèõ ñèìïòîìîâ êàê ñëàáîñòü, ñîíëèâîñòü, âÿëîñòü.
Ïðèåì íåêîòîðûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, òàêèõ êàê ìåòèëäîïà, íèôåäèïèí, èíòåðôåðîí, òàêæå ìîæåò îòðàæàòüñÿ íà ýìîöèîíàëüíîì ñîñòîÿíèè.
Ëå÷åíèå
Äëÿ ëå÷åíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè èñïîëüçóþò ïñèõîòåðàïèþ è àíòèäåïðåññàíòû. Ó ïàöèåíòîê, ñòðàäàþùèõ äåïðåññèâíûìè ðàññòðîéñòâàìè ëåãêîé è ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, áåç ïñèõîòè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ è ñóèöèäàëüíûõ òåíäåíöèé, ïðèìåíÿþò ïñèõîòåðàïèþ.  áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ íàçíà÷àþòñÿ ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû.
Íå áîéòåñü îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ ê ïñèõèàòðó!
Âî-ïåðâûõ, ýòî àáñîëþòíî êîíôèäåíöèàëüíî. Âî-âòîðûõ, ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ íå ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî îïàñíûì çàáîëåâàíèåì. Â-òðåòüèõ, æåíùèíû ïåðåæèâàþò î òîì, ÷òî èì ïðèäåòñÿ çàâåðøèòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå â ñâÿçè ñ ïðèåìîì àíòèäåïðåññàíòîâ, íî â íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëüøèíñòâî ïðèìåíÿåìûõ â òàêîé ñèòóàöèè ïðåïàðàòîâ ðàçðåøåíû ïðè ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè.
Âàæíûì ìîìåíòîì ÿâëÿåòñÿ âûáîð êîìïåòåíòíîãî ïñèõèàòðà, óâàæàþùåãî æåëàíèå ìàìû íå ïðåðûâàòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå. Ñòðàõ çàâèñèìîñòè îò ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ òàêæå îñòàíàâëèâàåò æåíùèíó îò îáðàùåíèÿ ê ïñèõèàòðó. Àíòèäåïðåññàíòû íå âûçûâàþò çàâèñèìîñòè, ìíîãèå èç íèõ èìåþò íàêîïèòåëüíûé ýôôåêò, ëå÷åíèå ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî êóðñà ñ äàëüíåéøåé ïîñòåïåííîé îòìåíîé.
Åñëè âèçèò êî âðà÷ó íåâîçìîæåí
Áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ïîñåòèòü ñïåöèàëèñòà: åñëè ìàìà ðàñòèò ðåáåíêà â îäèíî÷åñòâå, îòñóòñòâèå ðîäñòâåííèêîâ, äëèòåëüíàÿ êîìàíäèðîâêà ìóæà.
 òàêèõ ñëó÷àÿõ ìîæíî ïîïðîáîâàòü ïîìî÷ü ñåáå ïóòåì ñîáëþäåíèÿ ñëåäóþùèõ ðåêîìåíäàöèé.
Ïîñòàðàéòåñü âûñûïàòüñÿ
Ëîæèòåñü ñïàòü êàæäûé ðàç, êîãäà ñïèò ðåáåíîê, îáåñïå÷üòå ñîâìåñòíûé ñîí è îòëîæèòå äîìàøíèå äåëà (ãðÿçíûé ïîë åùå íèêîãî íå ïðèâåë ê äåïðåññèè).
×àùå ïðèêëàäûâàéòå ìàëûøà ê ãðóäè
Âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ âûðàáàòûâàåòñÿ ãîðìîí îêñèòîöèí, êîòîðûé óñèëèâàåò ÷óâñòâî ïðèâÿçàííîñòè ê ìàëûøó.
×àùå äóìàéòå î ëþáâè ðåáåíêà ê âàì
Äóìàéòå î òîì, ÷òî âàø ìàëûø èñïûòûâàåò ê âàì âñåîáúåìëþùóþ áåçóñëîâíóþ ëþáîâü, à âñå òðóäíîñòè ýòî ÿâëåíèå âðåìåííîå, è ñêîðî ñòàíåò ïîëåã÷å.
Áàëóéòå ñåáÿ ëþáèìûìè ïðîäóêòàìè ïèòàíèÿ
Äîêàçàíî, ÷òî êîðìÿùåé ìàìå íåò íåîáõîäèìîñòè ñîáëþäàòü ñòðîãóþ äèåòó, äîñòàòî÷íî îçäîðîâèòü ñâîé ðàöèîí.
À òàêæå:
– áîëüøå ãóëÿéòå íà ñâåæåì âîçäóõå;
– îðãàíèçóéòå ñâîé äåíü;
– èçáàâüòåñü îò ìíîãîçàäà÷íîñòè, ýòî èçìàòûâàåò;
– ïîñòðîéòå èåðàðõèþ äåë ñ ðåáåíêîì è ñôîêóñèðóéòåñü òîëüêî íà ñàìûõ ãëàâíûõ;
– íàéäèòå ñïîñîáû ïîäíÿòü ñâîþ ìàòåðèíñêóþ ñàìîîöåíêó;
– íå ñòàðàéòåñü áûòü «èäåàëüíîé» ìàìîé;
– äåëèòåñü ñâîèìè ïåðåæèâàíèÿìè ñ òåìè, êòî ìîæåò èõ ïðèíÿòü (ïîäðóãà, èíòåðíåò-çíàêîìàÿ, ñîñåäêà);
– îáùàéòåñü ñ äðóãèìè ìàìàìè, â òîì ÷èñëå ñ ïîäîáíûìè ïðîáëåìàìè (â ñîîòâåòñòâóþùèõ èíòåðíåò-ñîîáùåñòâàõ);
– íå îòêàçûâàéòåñü îò ïîìîùè;
– ïðîêîíñóëüòèðóéòåñü ñî ñïåöèàëèñòîì â ðåæèìå îíëàéí-êîíñóëüòàöèè.
Îäíàêî âñå âûøåïåðå÷èñëåííûå ìåðîïðèÿòèÿ ìîãóò ïîìî÷ü òîëüêî ïðè ñóáäåïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèÿõ èëè ïðè äåïðåññèè ëåãêîé ñòåïåíè.  ñðåäíåòÿæåëûõ è òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ áåç ñïåöèàëèñòà íå ñïðàâèòüñÿ.
Ïîìîùü áëèçêèõ êàê ëåêàðñòâî
Ñåìüÿ èãðàåò âàæíóþ ðîëü â æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà. Áëèçêèå ëþäè ìîãóò êàê ïîìî÷ü ìàìå ñ íîâîðîæäåííûì, òàê è óñóãóáèòü ýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû. Ñêîëüêî ñîâðåìåííûõ ìîëîäûõ ìàòåðåé ñëûøàëî îò æåíùèí ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ òàêèå ñëîâà: «À êàê æå ìû ðàíüøå æèëè? Òðîå äåòåé, õîçÿéñòâî,î ìóëüòèâàðêå, ñòèðàëüíîé ìàøèíå àâòîìàò è ðîáîòå-ïûëåñîñå ìîãëè òîëüêî ìå÷òàòü. È íè÷åãî, ñïðàâëÿëèñü è íå æàëîâàëèñü».
Åñëè íîâîèñïå÷åííàÿ ìàìà æàëóåòñÿ íà òî, ÷òî îíà óñòàëà, õî÷åò ñïàòü è íè÷åãî íå óñïåâàåò, íå íóæíî äóìàòü (à òåì áîëåå ãîâîðèòü åé), ÷òî ýòî îò ëåíè è ýãîèçìà.
Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ýòî çàáîëåâàíèå. Çàáîòà, ïîíèìàíèå è ïîääåðæêà áëèçêèõ ïîìîæåò æåíùèíàì ñ ïîäîáíûìè ðàññòðîéñòâàìè ïðåîäîëåòü ýòîò íåäóã.
Èòàê, åñëè âû çàìåòèëè ó âàøåé ñóïðóãè, äî÷åðè, ñåñòðû, ñòàâøåé íåäàâíî ìàìîé, èçìåíåíèÿ â ïîâåäåíèè,ñîîòâåòñòâóþùèå êàêèì-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òî ïðîÿâèòå ó÷àñòèå:
– äàéòå ïîíÿòü ìàìå, ÷òî âû ïîíèìàåòå åå ñîñòîÿíèå è ãîòîâû îêàçàòü ïîìîùü;
– âûñëóøàéòå åå ïåðåæèâàíèÿ è ïîääåðæèòå;
– âåäèòå äîâåðèòåëüíûå áåñåäû;
– áóäüòå âíèìàòåëüíû è òåðïåëèâû;
– îáåñïå÷üòå äëÿ ìàìû ñâîáîäíîå âðåìÿ (íàïðèìåð, ïîãóëÿéòå ñ ìàëûøîì), ÷òîáû îíà ìîãëà îòäîõíóòü, íå ñïåøà ïðèíÿòü âàííó èëè çàíÿòüñÿ äåëîì, êîòîðîå ïðèíåñåò åé óäîâîëüñòâèå;
– îðãàíèçóéòå ïîìîùü â äîìàøíèõ äåëàõ (ïðèãîòîâüòå åäó, âûìîéòå ïîë, ñõîäèòå â ìàãàçèí);
íå êðèòèêóéòå, íå âîñïèòûâàéòå è íå äåëàéòå ðåçêèõ çàìå÷àíèé;
– ïîñîâåòóéòå îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòó.
Ïðîôèëàêòèêà ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè
1. Îòêàç îò âðåäíûõ ïðèâû÷åê.
2. Êîíòðîëü ðîæäàåìîñòè (êîëè÷åñòâî äåòåé, èíòåðâàë ìåæäó ðîäàìè).
3. Ïëàíèðîâàíèå áåðåìåííîñòè.
4. Äîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè è ïîñëå ðîäîâ (êàê òîëüêî ïîçâîëèò çäîðîâüå ìàòåðè).
5. Íîðìàëèçàöèÿ ïèòàíèÿ, äîïîëíèòåëüíûé ïðèåì âèòàìèííî-ìèíåðàëüíûõ êîìïëåêñîâ äëÿ áåðåìåííûõ è êîðìÿùèõ ìàòåðåé.
6. Ïîñåùåíèå êóðñîâ äëÿ áóäóùèõ ìàì, ÷òî ïîçâîëèò íàó÷èòüñÿ ïðèåìàì ñàìîðåãóëÿöèè è ïîäãîòîâèòüñÿ ê èçìåíåíèÿì æèçíè.
7. Íîðìàëèçàöèÿ ñíà (óâåëè÷åíèå âðåìåíè íî÷íîãî ñíà, äíåâíîé ñîí âî âðåìÿ ñíà ìàëûøà).
8. Èñïîëüçîâàíèå ýïèäóðàëüíîé àíåñòåçèè â ðîäàõ. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðîäû ÿâëÿþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì, çà÷àñòóþ ýòîò ïðîöåññ ñîïðîâîæäàåòñÿ çíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòüþ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ äîêàçàíî, ÷òî èñïîëüçîâàíèå ýïèäóðàëüíîé àíåñòåçèè â ðîäàõ ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ ðèñêà ïîñòíàòàëüíîé äåïðåññèè.
9. Ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, ñïîñîáñòâóþùåå óëó÷øåíèþ êà÷åñòâà ñíà ó ìàìû è, êàê ñëåäñòâèå, ñíèæàþùåå âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè. Äîêàçàíà çíà÷èìàÿ ñâÿçü ìåæäó èñêóññòâåííûì âñêàðìëèâàíèåì ðåáåíêà, íàðóøåíèåì ñíà è âåðîÿòíîñòüþ ðàçâèòèÿ äåïðåññèè ïîñëå ðîäîâ è åå òÿæåñòüþ ó ìàìû.
10. Ïîääåðæêà ñåìüè. Íåâîçìîæíî ïåðåîöåíèòü ðîëü ñåìüè äëÿ êîðìÿùèõ æåíùèí. Âîçìîæíîñòü ïîäåëèòüñÿ ïåðåæèâàíèÿìè ñ áëèçêèìè, à òàêæå èõ ïîìîùü ñ ðåáåíêîì è â áûòó óìåíüøàåò âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ó ìàìû.
11. Íîðìàëèçàöèÿ îòíîøåíèé ñ ñóïðóãîì.
12. Ñîöèàëèçàöèÿ (îáùåíèå ñ äðóãèìè ìàìàìè íà ôîðóìàõ, äåòñêèõ ïëîùàäêàõ, â êëóáàõ).
Êëèíè÷åñêèé ñëó÷àé
Ïîñêîëüêó ÿ ÿâëÿþñü àêóøåðîì-ãèíåêîëîãîì, ò