Нормы анализов крови детей 6 лет
Содержание:
Очень часто при посещении медицинского учреждения педиатр для оценки состояния здоровья ребенка назначает взятие материала из пальца на клинический анализ. Его также называют общим, ведь он включает в себя обзорное определение картины крови и дает информацию о состоянии организма в целом.
Как проходит забор материала?
Процедура взятия крови для проведения клинического анализа крови у ребенка не слишком отличается от таковой у взрослого. Но при работе с детьми, особенно младшего возраста, как никогда важно взаимодействие родителей и медицинского персонала. При планировании проведения процедуры и непосредственно во время ее выполнения необходимо действовать в следующем порядке:
- Подготовку к анализу желательно начинать за несколько дней до самого забора материала. Следует ограничить употребление чрезмерно жирной и острой пищи. По поводу приема лекарственных препаратов перед сдачей крови следует проконсультироваться с педиатром.
- Не стоит проводить накануне сдачи анализа рентгенологические исследования и физиотерапевтические процедуры, а также давать организму сильные эмоциональные и физические нагрузки.
- Прием пищи перед анализом следует осуществлять не позднее, чем за 8 часов до забора материала.
- Кровь, как правило, берут в утренние часы. Здесь важно максимально успокоить и занять ребенка, чтобы процедура прошла быстро и без лишнего беспокойства.
- Малыша садят напротив лаборанта – как правило, для места прокола используется безымянный (IV) палец. Его дезинфицируют и обезжиривают, для чего используют спирт и эфир соответственно.
- Прокол делается в области подушечки специальным инструментом – скарификатором. Режущая его часть в длину находятся на уровне 2-3 миллиметров. Именно такой должен быть прокол для забора крови из пальца.
- Каплю, которая сразу же выступает на подушечке, убирают сухой стерильной ватой, после чего, используя специальный стеклянный переходник, набирают последующие капельки и переносят их в пробирки. Любую емкость с биологической жидкостью подписывают в обязательном порядке.
- Палец по окончанию забора материала вновь протирают тампоном со спиртом и прижимают стерильную ватку до момента, когда кровотечение полностью остановится.
Выбор безымянного пальца в качестве мишени для прокола связывают с тем, что он несет на себе минимальную нагрузку при работе руками. Но этому есть и топографо-анатомическое обоснование. Дело в том, что второй, третий и четвертый пальцы (указательный, средний и безымянный) имеют относительно изолированные соединительнотканные оболочки для сухожилий, поэтому в случае попадания инфекции в ткани воспалительный процесс будет распространяться медленнее. Таким образом, останется больше времени для успешного лечения и благополучного исхода столь неприятной ситуации. Также считается, что в области подушечки безымянного пальца находится меньшее количество нервных окончаний.
Нормальные значения общего анализа у детей: расшифровка
Клинический анализ крови может быть как развернутым, так и кратким, сокращенным. Какие именно значения необходимо определить у ребенка в первую очередь решает лечащий врач. Во время проведения общего анализа могут исследоваться следующие показатели:
- абсолютное количество форменных элементов;
- СОЭ – показывает сравнительное содержание различных фракций белков плазмы и может являться неспецифическим маркером воспалительного процесса;
- гематокритное число, отражающее соотношение суммарного объема форменных элементов (преимущественно, эритроцитов) и плазмы крови;
- концентрация гемоглобина – вещества, входящего в состав эритроцитов и отвечающего за перенос кислорода;
- цветовой показатель – отражает относительную концентрацию гемоглобина, железосодержащего белка, в эритроците;
- лейкоцитарная формула – дает представление о соотношении между собой разных фракций белых клеток крови;
- эритроцитарные индексы: средний объем (величина) красных кровяных телец, среднее количество белка гемоглобина, содержащегося в эритроците, средняя его концентрация в эритроцитах, распределение красных кровяных телец по величине.
Эти показатели могут характеризовать состояние различных систем организма, и наиболее информативным является наблюдение за ними в динамике. По специальным показаниям также может определяться количество молодых форм эритроцитов – ретикулоцитов.
У детей нормальные значения компонентов анализа могут отличаться от таковых у взрослых. Более того малыш и ребенок старшего возраста также в норме могут иметь разные их величины.
В таблице ниже представлены диапазоны нормальных значений для компонентов клинического анализа крови у детей, согласно возрасту.
Показатель | Единицы измерения | 1 неделя | 1 мес. | 6 мес. | 12 мес. | 6 лет | 12 лет | С 13 лет до взрослого возраста | |
Форменные элементы | Эритроциты | х1012/л | 4,0-6,6 | 4-5 | 3,5-4,5 | 4-4,9 | 4-5,3 | 4-4,7 | 3,6-5,1 (в зависимости от пола) |
Тромбоциты | х109/л | 180-400 | 160-390 | 160-380 | 160-360 | ||||
Лейкоциты | х109/л | 10-30 | 8-12 | 5,5-12,5 | 7-11 | 5-12 | 5-10 | 4,3-9,5 | |
Ретикулоциты | % | 3-15 | 3-10 | 4-9 | |||||
Гематокрит | % | 42-65 | 31-54 | 29-41 | 33-39 | 34-40 | 35-45 | 35-48 (для девочек – 34-44) | |
СОЭ | мм/ч | 4-5 | 4-8 | 4-10 | 4-12 | ||||
Цветовой показатель | – | 0,85-1,15 | |||||||
Гемоглобин | г/л | 134-198 | 115-175 | 103-141 | 110-135 | 110-140 | 110-150 | 115-150 |
Всегда следует помнить, что в различных лабораториях значения могут разниться, это связано с особенностями реактивов и самого исследовательского оборудования. Важна оценка не только каждого показателя по отдельности, но общая картина анализа – их соотношение между собой.
Лейкоцитарная формула
Отдельно следует сказать о таком важнейшем диагностическом приеме как подсчет лейкоцитарной формулы. Она, как уже отмечалось, отражает соотношение различных фракций лейкоцитов. К примеру, грамотная оценка лейкограммы позволяет определить, что послужило причиной развития инфекционного воспалительного процесса – микроорганизм бактериального или вирусного происхождения.
Лейкоцитарную формулу принято записывать в виде таблицы, взглянув на которую можно говорить о ее сдвиге влево или вправо, что соответствует левой и правой группе столбцов, отражающих количество нейтрофилов.
Так, сдвиг лейкограммы влево – это чрезмерное количество палочкоядерных и, возможно, юных форм данной фракции. Сдвиг вправо характеризуется увеличением свыше нормальных значений концентрации зрелых сегментоядерных нейтрофилов. В первом случае это может свидетельствовать как о таких грозных патологиях как лейкемия или гнойные инфекции, так и о наличии банального психоэмоционального переутомления. Второй, как правило, наблюдается при мегалобластной анемии, а также при заболеваниях печени и почек.
Причины отклонения от нормы различных значений клинического анализа крови
Взятие крови из пальца для лабораторного исследования является обязательной процедурой при поступлении в стационар. Это связано с тем, что, включая в себя целый ряд важнейших показателей общего состояния организма, данный анализ может послужить помощником в выявлении большого количества самых различных заболеваний у детей:
- Повышение или понижение содержания эритроцитов может свидетельствовать о патологиях органов кроветворения, мочеобразования, а также печени и селезенки.
- Лейкоцитоз наблюдается при острых и хронических воспалительных процессах, травмах, аллергических реакциях и чаще появляется в детском возрасте. Лейкопения – уменьшение количества лейкоцитов, бывает обусловлена генетически, также возникает как следствие истощения защитных сил организма.
- Изменение концентрации тромбоцитов в большую или меньшую сторону может указывать на дефекты в области костного мозга, в том числе злокачественные новообразования. Снижение их количества наблюдается при железодефицитной анемии, приеме некоторых фармакологических средств (глюкокортикостероидов, цитостатиков, антидепрессантов, противоязвенных препаратов и антибиотиков), повышение – при тяжелых инфекциях, а также удалении селезенки.
- Увеличение СОЭ свидетельствует о наличии в организме воспалительного процесса. Также у ребенка подобная картина может наблюдаться при некоторых физиологических состояниях: во время периода, когда режутся зубы, при дефиците витаминов, а также при приеме некоторых препаратов, к примеру, парацетамола.
- Гемоглобин является жизненно важным компонентом системы крови. Его сниженная концентрация характеризуется различного рода анемиями, повышение показателя может наблюдаться у детей, выросших в высокогорной местности, а также активно занимающихся спортом.
- Количество ретикулоцитов увеличивается при патологиях костного мозга, обширном разрушении эритроцитов и массивных кровотечениях.
Трактовка результатов любого анализа крови является прерогативой специалистов. Лишь выяснив все жалобы, собрав подробный анамнез, сопоставив его с данными диагностики, которая включает в себя не только лабораторные анализы, но и клинические, а также инструментальные обследования, врач может поставить верный диагноз.
Клинический анализ крови используется не только при наличии различного рода недомоганий, но и в составе скрининговых или профилактических обследований.
Нормы клинического анализа крови у детей от рождения до года
Таблица № 1
Показатель | Возраст ребенка | |||||
новорожденный | 0-7 дней | 7-30 дней | 1 месяц | 6 месяцев | 12 месяцев | |
Гемоглобин (Hb, г/л) | 180-240 | 134-198 | 107-171 | 115-175 | 110-140 | 110-140 |
Эритроциты (RBC x10¹²/л) | 3,9-5,5 | 4,0-6,6 | 3,6-6,2 | 2,7-4,5 | 3,5-4,8 | 3,7-5,3 |
Цветовой показатель (MCHC,%) | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 |
Ретикулоциты (RTC,%) | 3-15 | 3-15 | 3-15 | 3- 15 | 3-15 | 3-15 |
Лейкоциты (WBCx109/ л) | 8,5-24,5 | 7,2-18,5 | 6,5-13,8 | 6,5-13,8 | 5,5-12,5 | 6-12 |
Палочкоядерные (%) | 1-17 | 0,5-4 | 0,5-4 | 0,5-4 | 0,5-4 | 0,5-4 |
Сегментоядерные (%) | 45-80 | 30-50 | 16-45 | 15-45 | 15-45 | 15-45 |
Эозинофилы (EOS,%) | 1-6 | 1-6 | 1-5 | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-7 |
Базофилы (BAS,%) | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 |
Лимфоциты (LYM,%) | 15-35 | 22-55 | 45-70 | 40-76 | 42-74 | 38-72 |
Тромбоциты (PLTx109/л) | 180-490 | 180-400 | 180-400 | 180-400 | 180-400 | 180-400 |
СОЭ (ESR,мм/ч) | 2-4 | 4-8 | 4-10 | 4-8 | 4-10 | 4-12 |
Нормы клинического анализа крови у детей от года до 15 лет
Таблица № 2
Показатель | Возраст ребенка | |||||
1-2 года | 2-3 года | 3-6 лет | 6-9 лет | 9-12 лет | 13-15 лет | |
Гемоглобин (Hb, г/л) | 100-140 | 100-140 | 100-140 | 120-150 | 120-150 | 110-150 |
Эритроциты (RBC x10¹²/л) | 3,7-5,3 | 3,9-5,3 | 3,9-5,3 | 4,0-5,2 | 4,0-5,2 | 4,0-5,5 |
Цветовой показатель (MCHC,%) | 0,75-0,96 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 |
Ретикулоциты (RTC,%) | 0,3-1,2 | 0,3-1,2 | 0,3-1,2 | 0,3-1,2 | 0,3-1.2 | 0,4-1,2 |
Лейкоциты (WBCx109/л) | 6,0-17 | 3,9-5,3 | 3,9-5,3 | 4,0-5,2 | 4,0-5,2 | 4,3-9,5 |
Палочкоядерные (%) | 0,5-4 | 0,5- 4 | 0,5- 5 | 0,5- 5 | 0,5-5 | 0,5-6 |
Сегментоядерные (%) | 15-45 | 25-60 | 25-60 | 38-58 | 35-60 | 40-65 |
Эозинофилы (EOS,%) | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-6 |
Базофилы (BAS,%) | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 |
Лимфоциты (LYM,%) | З8-72 | 33-60 | 26-60 | 26-60 | 24-54 | 22-50 |
Тромбоциты (PLTx109/л) | 160-390 | 160-390 | 160-390 | 160-390 | 160-380 | 160-360 |
СОЭ (ESR,мм/ч) | 4-12 | 4-12 | 4-12 | 4-12 | 4-12 | 4-15 |
Нормы биохимического анализа крови у детей
Таблица № 3
Показатель | Возраст ребенка | ||
от рождения до месяца | от месяца до года | От года до 14 лет | |
Белок общий (г/л) | 49-69 | 57-73 | 62-82 |
Альбумин (г/л) | 34-44 | 36-49 | 37-55 |
Серомукоид (ед) | 0,13-0,20 | 0,13-0,20 | 0,13-0,20 |
Амилаза (ед/л) | до 120 | до 120 | до 120 |
АЛТ (ед/л) | до 40 | до 40 | до 40 |
АСТ (ед/л) | до 40 | до 40 | до 40 |
Холинэстераза (ед/л) | 3000-9300 | 3000-9300 | 3000-9300 |
ЛДГ (ед/л) | до 1536 | до 960 | до 576 |
Билирубин общий (мкмоль/л) | 17-68 | 3,4-20,7 | 3,4-20,7 |
Билирубин прямой (мкмоль/л) | 4,3-12,8 | 0,83-3,4 | 0,83-3,4 |
Билирубин непрямой (мкмоль/л) | 12,8-55,2 | 2,56-17,3 | 2,56-17,3 |
Холестерин (мкмоль/л) | 1,6-3,0 | 1,8-4,9 | 3,7-6,5 |
Глюкоза (мкмоль/л) | 1,7-4,7 | 3,3-6,1 | 3,3-6,1 |
Мочевина (мкмоль/л) | 2,5-4,5 | 3,3-5,8 | 4,3-7,3 |
Мочевая кислота (мкмоль/л) | 0,14-0,29 | 0,14-0,21 | 0,17-0,41 |
Креатинин (мкмоль/л) | 35-110 | 35-110 | 35-110 |
Калий (мкмоль/л) | 4,5-6,5 | 4,0-5,6 | 3,6-5,1 |
Натрий (мкмоль/л) | 135-155 | 133-142 | 132-156 |
Кальций общий (мкмоль/л) | 2,2-2,5 | 2,3-2,87 | 2,3-2,87 |
Фосфор (мкмоль/л) | 1,8-2,7 | 1,3-2,3 | 1,0-1,8 |
Магний (мкмоль/л) | 0,66-0,95 | 0,7-1,2 | 0,7-1,2 |
Медь (мкмоль/л) | 1,9-10,5 | 4,2-24,0 | 11,0-25,0 |
Железо (мкмоль/л) | 9,8-33,0 | 6,3-15,0 | 9,3-32,0 |
Хлориды (мкмоль/л) | 96-107 | 96-107 | 96-107 |
Липаза (ед/л) | до 183 | до 183 | до 183 |
Анализ крови у детей. Расшифровка.
Анализ крови – этот один из ключевых методов диагностики, ведь любые изменения в человеческом организме сразу же отражаются на ее составе. Чаще всего врачи назначают детям клинический или биохимический анализы крови.
Общий анализ крови у детей
Клинический (общий) анализ крови – это самый простой и очень информативный способ диагностики состояния здоровья ребенка. Клинический анализ крови у детей позволяет выявить наличие воспалительных процессов в организме, определить природу инфекции (бактериальная или вирусная), выяснить резервы иммунитета и узнать все ли в порядке с гемоглобином, то есть достаточно ли получают ткани и органы кислорода.
Врач, читающий результаты общего анализа крови, сопоставляет их с другими данными о состоянии ребенка и на основании этого делает выводы о диагнозе. Но и для родителей важно знать, что такое расшифровка анализа крови — хотя бы для того, чтобы понимать врача, когда он сообщает вам, что у вашего ребенка гемоглобин ниже нормы или высокие показатели СОЭ.
Для расшифровки анализа крови у детей необходимо понимать, что обозначает каждый показатель в бланке анализа, видеть уровень нормы по каждому показателю и знать, о чем может говорить отклонение от нормы в сторону его увеличения или уменьшения.
Расшифровка клинического анализа крови у детей: что обозначают показатели
В бланке клинического анализа крови содержится ряд показателей. Разберемся, что эти показатели обозначают.
Гемоглобин – это белок, транспортирующий кислород ко всем тканям организма и доставляющий от тканей в легкие углекислый газ.
Эритроциты – клетки крови, содержащие гемоглобин. Основная их функция – переносить по организму кислород.
Цветовой показатель – отражает степень насыщенности эритроцитов гемоглобином.
Ретикулоциты – это молодые эритроциты, их количество в крови зависит от общей потребности организма в эритроцитах. Количество ретикулоцитов в крови свидетельствует о состоянии почек и костного мозга.
Лейкоциты – клетки крови, отражающие систему иммунитета, основная функция лейкоцитов состоит в защите организма от чужеродных клеток. Исследование лейкоцитов позволяет определить природу заболевания (вирусная, бактериальная инфекции, аллергия). По анализу крови врач легко определит вирусная или бактериальная инфекция у вашего ребенка. Если ближе к верхней границе нормы находятся сегментоядерные нейтрофилы, то инфекция бактериальная и лечится она только антибиотиками. Если же на верхней границе нормы стоят лимфоциты, то инфекция вирусная и лечится она противовирусными препаратами.
Сегментоядерные – это созревшие нейтрофилы. Нейтрофилы – это клетки крови, способствующие уничтожению бактерий.
Палочкоядерные – это недозрелые нейтрофилы (разновидность лейкоцитов). Палочкоядерные нейтрофилы выбрасываются в большом количестве в кровь в случае, если в организме ребенка развивается воспалительный процесс или имеет место какая-то бактериальная инфекция.
Эозинофилы – это разновидность лейкоцитов. Эозинофилы способны поглощать и растворять чужеродный белок. Эти клетки защищают организм от аллергии, способствуют подавлению воспалений, уничтожению паразитов, заживлению открытых ран и замедлению роста онкологических образований.
Базофилы – разновидность лейкоцитов. Базофилы участвуют в процессе свертываемости крови и в аллергических реакциях.
Лимфоциты – это разновидность лейкоцитов. Функции лимфоцитов — это синтез антител и уничтожение антигенов. Если в крови много лимфоцитов, это обозначает, что организм борется с вирусной инфекцией.
Тромбоциты – клетки, отвечающие за свертывание крови.
Моноциты – это клетки крови, которые переваривают мертвые клетки, в том числе и бактерии. Увеличение моноцитов может свидетельствовать о наличии в организме ребенка длительных вялотекущих заболеваний.
СОЭ – скорость оседания эритроцитов. Этот показатель обозначает величину столбика осевших за час эритроцитов. При наличии воспалительных процессов в организме СОЭ увеличивается.
Расшифровка анализа крови у детей: отклонения от нормы
В бланке результатов анализа крови у детей есть графа «норма», где даны нормальные показатели для данного возраста и графа «результат», где отражены результаты анализа конкретного ребенка. Если вы получили данные о результатах анализа в другом формате, то показатели нормы по возрастам можно найти в интернете. Рассмотрим, о чем могут говорить отклонения от нормы по показателям в общем анализе крови у детей.
Гемоглобин. Повышение гемоглобина свидетельствует об обезвоживании. Обезвоживание может возникать при рвоте, диарее, недостатке питья в рационе ребенка, при заболеваниях почек, проблемах с сердцем или легкими. Низкий гемоглобин может свидетельствовать об анемии, недостатке железа и витаминов, общем истощении организма, лейкозах и ряде заболеваний крови.
Эритроциты. Уровень эритроцитов может понижаться при плохом питании, при лейкозах, аутоиммунных поражениях. Количество эритроцитов в крови повышается при обезвоживании, заболеваниях сердечно-сосудистой, легочной и кроветворной систем.
Лейкоциты. Уровень лейкоцитов повышается на фоне гнойно-воспалительных процессов (например, при бронхите, гайморите или аппендиците), при лейкозах и наличии в организме онкологических процессов. Уровень лейкоцитов снижается на фоне вирусных и инфекционных заболеваний, таких как вирусный гепатит, грипп, корь, малярия, краснуха, паротит. Снижение уровня лейкоцитов происходит при гиповитаминозах, на фоне применения противоопухолевых препаратов.
Цветовой показатель. Цветовой показатель повышается при обезвоживании, сердечной или дыхательной недостаточности, эритремии. Показатели ниже нормы наблюдаются при анемии и почечной недостаточности.
Нейтрофилы. Повышение уровня нейтрофилов в результатах анализа крови у детей свидетельствует о наличии в организме бактериальной инфекции. В крови ребенка наблюдается много палочкоядерных нейтрофилов при таких бактериальных инфекциях как пневмония, ангина, аппендицит, сепсис, малярия, дифтерия, скарлатина. Понижение уровня нейтрофилов может свидетельствовать о наличии в организме вирусных инфекций, таких как грипп, ветряная оспа, корь, вирусный гепатит, краснуха, брюшной тиф, а также о заболеваниях крови.
Эозинофилы. Повышение уровня эозинофилов в крови может говорить о наличии аллергии или присутствии кишечных паразитов в организме ребенка. Эозинофилы повышаются при скарлатине, туберкулезе, мононуклеозе, заболеваниях кроветворной системы и наличии злокачественных опухолей. Понижение уровня эозинофилов может быть связано с гнойными процессами в организме или свидетельствовать об отравлении тяжелыми металлами.
Моноциты. Повышение уровня моноцитов наблюдается при заболеваниях кроветворной системы, при вирусных, грибковых инфекциях и при заражении паразитами. Уровень моноцитов снижен при гнойных поражениях, апластической анемии и лейкозе.
Базофилы. Уровень базофилов повышается при аллергии, анемии, ветряной оспе, хроническом миелолейкозе.
Лимфоциты. Повышение количества лимфоцитов в крови может свидетельствовать о наличии в организме вирусных инфекций, таких как вирусный гепатит, герпес, краснуха, ОРВИ, а также может быть одним из симптомов заболеваний крови. Показатели ниже нормы могут говорить об анемии, туберкулезе, почечной недостаточности или о наличии онкологических заболеваний в терминальной стадии.
Тромбоциты. Уровень тромбоцитов в крови повышается при наличии в организме воспалительных процессов разной природы, при анемии и в случае развития раковых опухолей. Уровень тромбоцитов снижается при любых инфекционных заболеваниях, на фоне гемофилии, при красной волчанке, анемии и любых заболеваниях крови.
Приведенные данные не могут быть использованы для постановки диагноза только по отклонению от нормы того или иного показателя. Ведь для того, чтобы определить диагноз, врач сопоставляет результаты клинического анализа крови у детей с симптоматикой и другими диагностическими данными. Но отклонения от нормы в общем анализе крови всегда свидетельствуют о тех или иных процессах в организме ребенка и позволяют определить направление для дальнейшего обследования.
Если есть необходимость, то врач назначает развернутый анализ крови. Такой анализ включает в себя лейкоцитарную формулу, которая показывает количественное соотношение в анализе крови пяти разновидностей лейкоцитов: нейтрофилов, базофилов, эозинофилов, моноцитов и лимфоцитов. По лейкоцитарной формуле крови можно точно сказать, бактериальная или вирусная инфекция у ребенка и нужны ли при лечении антибиотики.
Биохимический анализ крови у детей
Биохимический анализ крови у детей дает возможность получить информацию о состоянии внутренних органов и о том, как работают различные системы организма. Такой анализ позволяет выявить на ранней стадии патологии в обмене веществ, сахарный диабет, холецистит, заболевания щитовидной железы, почек и печени.
Биохимический анализ крови делается натощак, до процедуры нельзя есть и желательно не пить в течении минимум шести часов. Забор крови для анализа делается из вены. Расшифровку биохимического анализа крови у детей может сделать только врач, однако родителям важно понимать, что за показатели они видят в бланке и что обозначает каждый показатель. Это поможет разговаривать с врачом на одном языке и лучше понимать, что происходит с ребенком.
Расшифровка биохимического анализа крови у детей: что обозначают показатели
В готовом бланке анализа родители увидят ряд показателей, возрастную норму и результат анализа их ребенка. Разберемся, что обозначает каждый показатель и о чем могут говорить результаты биохимического анализа крови у детей.
Белки. Без белка невозможна транспортировка в ткани организма гормонов, липидов и билирубина. Количественный показатель белка в анализе крови отражает качество обменных процессов. Повышенный белок в результатах биохимического анализа крови у детей может говорить об общем обезвоживании и сгущении крови, наличии воспалительных процессов в организме или о развивающемся заболевании почек.
Глюкоза – это компонент крови, отвечающий за углеводный обмен. Повышенный уровень глюкозы в крови может свидетельствовать о гормональных нарушениях или об угрозе сахарного диабета.
Мочевина – это продукт распада в организме белков. Мочевина остается в крови после того, как кровь проходит фильтрацию в почках. Таким образом, повышение в крови уровня мочевины может свидетельствовать о нарушениях в работе почек. Высокое содержание мочевины в биохимическом анализе крови у детей может говорить также о наличии кишечной непроходимости, внутренних кровотечениях, опухолях или непроходимости мочевыводящих путей. Следует отметить, что непродолжительным повышением уровня мочевины в крови организм реагирует на усиленные физические нагрузки. Поэтому перед процедурой забора крови на биохимический анализ в течении трех дней не рекомендуется активно заниматься спортом.
Креатин – это вещество участвует в энергетическом обмене тканей, высокий уровень креатина в крови может говорить о почечной недостаточности. Пониженный уровень креатинина наблюдается при заболеваниях мышц, сбоях в работе эндокринной системы.
Холестерин – это один из компонентов жирового обмена, он участвует в синтезе витамина D и построении мембран клеток. Повышенный уровень холестерина в результатах анализа крови у детей может указывать на наличие заболеваний сердечно-сосудистой системы или печени.
Билирубин – это пигмент крови желто-красного цвета, образующийся при распаде гемоглобина. Повышенный уровень билирубина бывает при вирусных гепатитах, холецистите, краснухе, недостатке витамина В 12, желчекаменной болезни, развивающихся злокачественных опухолях и циррозе печени.
Аланинаминотрасфераза (АЛТ) – это фермент печени. Он содержится в клетках печени, почек и сердца, в кровь попадает при разрушение клеток этих трех органов. Соответственно, высокое содержание АЛТ в анализе крови у детей может свидетельствовать о поражениях печени, почек или сердца. В частности высокое содержание в крови АЛТ (превышение нормы в несколько раз) бывает при вирусном гепатите, циррозе печени, раке печени, сердечной недостаточности.
Аспартатаминотрансфераза (АСТ) – еще один клеточный фермент, содержащийся в клетках сердца, печени и почек и участвующий в обмене аминокислот. Повышение показателя АСТ бывает при гепатите, панкреатите, сердечной недостаточности и реке печени.
Лактатдегидрогеназы (ЛДГ) – уровень этого вещества в сыворотки крови отражает состояние сердца, печени и почек. Отклонения от нормы этого показателя могут свидетельствовать о нарушениях в работе почек и легких, а также о наличии острого инфекционного гепатита.
Липаза – это фермент , необходимый для расщепления жиров в организме. Показатели уровня липазы в биохимическом анализе крови отражают состояние поджелудочной железы. Увеличение количества липазы в крови свидетельствует о развитии заболеваний этого органа.
Амилаза – фермент, без которого невозможно расщепление углеводов, поступающих в организм с пищей. Амилаза содержится в слюнных железах и в поджелудочной железе. Высокое содержание амилазы в результатах анализа крови у детей может говорить о развивающемся сахарном диабете, наличие перитонита, почечной недостаточности, холецистите или о наличии кисты поджелудочной железы.
Мочевая кислота – это вещество необходимо для построения ДНК, образуется в печени и выводится через почки. Соответственно, отклонения от нормы содержания мочевой кислоты в результатах анализа говорит о нарушениях в работе печени, мочевыводящей системы или о развитии болезней крови.
Калий – неорганическое вещество, присутствующее во всех внутренних органах. Отклонения от допустимой нормы по калию могут говорить о сбоях в работе ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, о проблемах в работе желудочно-кишечного тракта или почек.
Натрий – этот элемент участвует в выведении жидкости из организма и в нормальном водно-солевом обмене. Увеличение количества натрия в крови может говорить о сбое в работе почек.
Кальций – этот элемент незаменим в процессах свертывания крови, принимает участие в сокращении мышц. Недостаток кальция свидетельствует о дефиците витамина D, высокие показатели кальция в крови появляются при пневмонии, нарушениях работы печени и сердца, при развитии онкозаболеваний.
Фосфор – элемент, необходимый для нормального роста и развития костных тканей.
Магний – этот элемент необходим для нормальной работы сердца, он участвует в процессе синтеза белка. Отклонение от нормы количества магния в организме может быть связано с проблемами в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, с нарушениями в работе ЦНС и желудочно-кишечного тракта.
Железо – без этого элемента в организме человека невозможен процесс кроветворения. Железо поступает в организм с продуктами питания, его дефицит ведет к развитию железодефицитной анемии.
Хлориды – это неорганические анионы, играющие важнейшую роль в поддержании кислотно-щелочного баланса организма. Если уровень хлоридов в результатах биохимического анализа крови у детей повышен, это может свидетельствовать о почечной недостаточности, обезвоживании или нефрозе. Пониженный уровень содержания хлоридов может быть при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, при диабетическом ацидозе и дефиците калия в организме.
Конечно, без медицинского образования пытаться ставить диагнозы своему ребенку, опираясь на расшифровку анализов крови, ни в коем случае нельзя. Но если вы видите отклонения от нормы по тому или иному показателю и знаете, что обозначает этот показатель, то сможете задавать врачу вопросы более грамотно и лучше понимать, что же происходит с вашим малышом.