Опишите процессы происходящие с гемоглобином

Опишите процессы происходящие с гемоглобином thumbnail

69. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

  • Ответ: Из чего состоит кровь? Какую функцию выполняют форменные тела крови? Функция жидкостей внутренней среды?

70. Назовите три жидкости, составляющие внутреннюю среду организма.

  • Ответ: Кровь, лимфа, тканевая жидкость.

71. Ответьте, работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянство внутренней среды организма.

  • Ответ: Нервная и эндокринная система.

72. Укажите, где располагаются структуры, сигнализирующие регулирующим системам об отклонении концентрации определённого вещества в жидкостях внутренней среды организма от нормального диапазона.

  • Ответ: В стенках кровеносных сосудов.

74. Зарисуйте и опишите строение и функции форменных элементов крови, используя следующую таблицу.

  • Ответ:

                   Клетки крови

    Характеристика

    Эритроциты

    Лейкоциты

    Тромбоциты

    Рисунок и описание строения

    Красные кровяные тельца двояковогнутой формы. Ядра нет.

    Округлые прозрачные кровяные тельца с выраженным ядром.

    Мелкие клетки.

    Функция

    Транспорт веществ.

    Защитная (фагоцитоз).

    Свертывание крови.

    Количество (в 1 )

    4-5 млн.

    4-8 тыс.

    200-400 тыс.

74. Прочитайте статью «Состав крови» (§17). Ответьте на вопросы.

1) Почему артериальная кровь ярко – алая, а венозная – тёмно – вишнёвая? (Опишите процессы, происходящие с гемоглобином при превращении венозной крови в артериальную и артериальной крови в венозную.)

  • Ответ: Гемоглобин в артериальной несёт кислород от сердца к органам, а потому кровь имеет светлый цвет. В венозной крови гемоглобин несет углекислый газ от органов к сердцу, а потому кровь имеет темный цвет.

2) Следователь, изучая подозрительные капли крови, обнаружил, что её эритроциты имеют ядро. Могли ли такая кровь принадлежать человеку?

  • Ответ: Нет, у млекопитающих зрелые эритроциты ядер не имеют.

А курице?

  • Ответ: Да, курица – это птица.

3) Фагоциты уничтожают чужеродные клетки – антигены путём их захвата. А как действуют лимфоциты?

  • Ответ: Они выделяют антитела, которые нейтрализуют антигены.

75.Прочитайте материал о тромбоцитах(§17). Дополните схему, отражающую порядок событий, происходящих при свёртывании крови.

  • Ответ:Опишите процессы происходящие с гемоглобином

76. Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Гемофилия – наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свертывания крови. Врождённое изменение структуры ДНК (определённого гена) приводит к тому, что у человека не образуются необходимые белки – факторы свёртывания. В результате резко взрастает опасность гибели человека, даже при незначительной травме. Обычно болезнью страдают мужчины, женщины же являются носительницами гена гемофилии и могут родить больных сыновей или дочерей – носительниц. Самой известной в истории носительницей гена гемофилии была английская королева Виктория, которая передала этот патологический ген своим потомкам – представителям царских семей Европы. Царевич Алексей – сын последнего российского императора Николая II – страдал гемофилией. Ген гемофилии он получил от матери –  императрицы Александры, которая была внучатой племянницей королевы Виктории. Наиболее распространённое заблуждение о гемофилии – это то, что больной гемофилией может истечь кровью от малейшей царапины. На самом деле, кровотечение из мелких ссадин и порезов у гемофиликов прекращается почти так же быстро, как и у здоровых людей. Опасны крупные ранения, хирургические операции, удаление зубов. А также внутренние кровоизлияния в мышцы и суставы.

Как вы считает, в каком направлении должна развиваться помощь людям, живущим с диагнозом «гемофилия»? какие лекарственные препараты необходимы для компенсации этого заболевания?

  • Ответ: Необходимо искусственно стимулировать синтез фактора свертывания крови таких больных, либо вводить в качестве инъекции.

77. Прочитайте дополнительный материал и сформулируйте к нему вопрос.

При повреждении сосуда вся кровь не сворачивается благодаря наличию системы противосвёртывания. Специальные белки плазмы препятствуют распространению реакции далеко от места повреждения сосуда. Они присоединяются к факторам свёртывания и блокируют их. Если этих белков недостаточно, то сгусток крови вырастает очень большой и возникает опасность тромбоза (закупорки) сосудов. Это заболевание получило название тромбофилия. В 70% случаев тромбофилия имеет наследственную природу.

  • Ответ: Как передается тромбофилия? Опасна ли для жизни тромбофилия?

78. Прочитайте статью «Защитные барьеры организма» (§18). Заполните таблицу.

  • Ответ:

    Защитные барьеры организма

    Тип защиты

    Барьер: кожа и слизистые оболочки

    Физическая

    Химическая

    Экологическая

    Преграда на пути к внутренней среде.

    Выделения потовых и сальных желез губительны для многих бактерий и вирусов.

    На коже человека находятся организмы, которые уничтожают других микробов.

    Барьер: кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма)

    Неспецифический иммунитет

    Специфический иммунитет

    Осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза.

    Антигены уничтожаются антителами.

79. Дайте определение понятия иммунитет.

  • Ответ: Это способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и сохранять постоянство внутренней системы.

80. Дополните схему иммунной системы организма человека.

  • Ответ:

    Опишите процессы происходящие с гемоглобином

81. Заполните таблицу.

  • Ответ:

    Функция T-лимфоцитов

    Функция B – лимфоцитов

    Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру. Информацию о химической структуре антигены передают в B – лимфоциты

    Получит информацию от T – лимфоцитов, начинают выделять антитела.

82. Прочитав статью «Воспаление» (§18), напишите в правом столбце таблицы процессы, происходящие в поражённых тканях.

  • Ответ:

    Внешние признаки

    Процессы, происходящие в поражённых тканях

    Воспалённое место краснее, на этом участке повышается температура.

    Расширяются капилляры, усиливается приток крови.

    Возникает боль и опухоль. Ограничивается участок воспаления.

    Раздражаются рецепторы, вызывающие боль к воспаленному участку прибывают лейкоциты и макрофаги. Начинается фагоцитоз. Вокруг микробов образуется защитный вал, внутри которого происходит уничтожение возбудителей.

     Появляется гной.

    Смесь погибших микробов и фагоцитов, вышедшая на поверхность.

83. Допишите приведённые утверждения.

  • Ответ: Заразные болезни, вызываемые вирусами, микробами, грибками, называют инфекционными. Заразные болезни, вызываемые простейшими, червями, паразитами, клещами, называются паразитами. Инфекционные заболевания протекают поэтапно. Время от момента заражения до появления первых симптомов называется скрытым периодом. Далее следует острый период, после которого наступает выздоровление.

84. Напишите, какие процессы в организме имеют место в скрытый, острый периоды болезни и при выздоровлении.

  • Ответ:

    Период болезни

    Процессы, происходящие в организме

    Скрытый

    Размножение возбудителя и иммунная реакция.

    Острый

    Интенсивное накопление возбудителя и токсинов антител.

    Период выздоровления

    Антитела нейтрализуют яды сдерживают размножение.

85. Прочитайте статью «Инфекционные болезни» (§18). Ответьте на вопросы.

1) Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?

  • Ответ: Да. На горлышке стакана могут оставаться вредоносные организмы.

2) Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды?

  • Ответ: Можно избавиться от большинства микробов, но не от всех.

3) Вчём состоит опасность бацилло- и вирусоносительства?

  • Ответ: После перенесенного заболевания бациллы и вирусы могут долгое время без симптомов находится в организме человека, заражая других людей.

86. Прочитайте статьи «История изобретения вакцин» и «Лечебные сыворотки» (§19) и запишите в табличной форме разницу между вакцинами и лечебными сыворотками.

  • Ответ:

    Критерии сравнения

    Вакцины

    Лечебные сыворотки

    Состав препарата.

    Ослабленные микробы или их токсины.

    Готовые антитела.

    Механизм действия

    Организм сам вырабатывает антитела. Иммунитет развивается в течение месяца

    Организм получает готовые антитела, ему не нужно вырабатывать их самостоятельно.

    Продолжительность действия

    Длительное

    Короткое

        

87. Изучите рисунок 60 на с. 122 учебника. Заполните пропуски в тексте об изготовлении и применении антидифтерийной сыворотки, приведённое ниже.

  • Ответ: Для приготовления антидифтерийного антитоксина лошади вводят возбудителя инфекции или токсин. Процедуру повторяют несколько раз, увеличивая дозу препарата. В организме лошади вырабатывается антитела. Из взятой у лошади крови берут антитела путём выделения сыворотки. Ампулы антидифтерийного антитоксина применяют в лечении больных и профилактике здоровых. Сыворотка специфична, т.е. обладает строгой направленностью действия.

88. Прочитайте статью «Аллергию» (§19). Впишите в текст о развитии аллергического процесса необходимые термины.

  • Ответ: I стадия аллергии протекает безболезненно и без внешних проявлений. Аллерген вызывает иммунную реакцию. Образующиеся антитела выходят из стенок сосудов и адсорбируются на слизистых оболочках. II стадия аллергии вызывает конъюнктивит, насморк, кашель, крапивницу, расстройство желудка и пр. Попавший в организм аллерген улавливается антителами, осевшими на слизистых. Образуется комплекс антиген – антитела. При этом выделяются вещества, которые поражают клетки слизистых. Происходит аллергическая реакция.

89. Прочитайте статью «Переливание крови» (§19). Укажите стрелками теоретические пути переливания крови.

  • Ответ:Опишите процессы происходящие с гемоглобином

90. Повторите информацию о факторах, по которым различаются группы крови у человека.

  • По содержанию антигенов в эритроцитах и антител плазмы людей можно разделить на четыре группы. Антигены эритроцитов обозначаются буквами А и В, антитела плазмы – греческими буквами α и β. Иммунный конфликт происходит тогда, когда антиген А встречается с антителом α, а антиген В – с антителом β. В крови любого человека эти антигены и антитела никогда не встречаются вместе.

    I группа крови

    II группа крови

    III группа крови

    VI группа крови

    Антигены эритроцитов

    Отсутствуют

    A

    B

    AB

    Антитела плазмы

    αβ

    β

    α

    Отсутствуют

Переливание совместимой крови, но другой группы крови проводится капельным способом и в небольших объёмах, поэтому несовместимые антитела донорской крови разбавляются плазмой реципиента и не могут склеить эритроциты, содержащие несовместимые антигены.

При переливании несовместимой крови антигены донорских эритроцитов попадают сразу в плазму реципиента с высокой концентрацией антител, и донорские эритроциты склеиваются.

Однако в настоящее время пациенту стараются переливать кровь столько своей группы.

Знаете ли вы свою группу крови? Если нет, спросите у родителей и запишите её в тетрадь.

  • Ответ: Да, знаю. Первая положительная.

91. Прочитайте статью «Резус – фактор» (§19). Ответьте на вопросы.

1) Что происходит в организме резус – отрицательной женщины, если она вынашивает резус – положительного ребёнка в первую беременность?

  • Ответ: Возникает резус – конфликт. В организме начинают вырабатываться антитела, которые уничтожают этот белок. Но их так много.

2) Что происходит при повторной беременности, если плод снова резус – положительный?

  • Ответ: Тогда антител накапливается достаточно, и они разрушают эритроциты ребенка, что приводит к гемолитической болезни.

3) С наследственным или приобретённым иммунитетом связаны: а) несовместимость групп крови по системе АВ0;

  • Ответ: Наследственным

б) резус-конфликт?

  • Ответ: приобретённым.

92. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

  • Ответ: Знание своего резус-фактора и группы крови может спасти жить. Также знания о совместимости групп крови пригодятся в будущем, если мы решим стать донором крови для кого-то из близких или для всех. Зная, что у меня первая группа, то я являюсь универсальным донором.

93. Решите кроссворд № 5.

  • Ответ:

    Опишите процессы происходящие с гемоглобином

    По горизонтали:
    2. Культура ослабленных микробов или их ядов, применяемые для предохранительных прививок.
    5. Клетка крови, участвующая в образовании антител.
    7. Человек, дающий кровь для переливания.
    9. Способность организма уничтожать чужеродные клетки и вещества.
    10. Вещество, присоединяющее кислород и находящееся в эритроцитах.
    11. Химические вещества, поступающие в кровь и уничтожающие определённый вид антигенов.

    По вертикали:
    1. Клетка крови, транспортирующая кислород и углекислый газ.
    3. Чужеродное вещество.
    4. Сгусток крови, возникающий в процессе свёртывания.
    6. Кровяные пластинки, участвующие в свёртывании крови.
    8. Человек, получающий кровь при переливании.

Источник

69) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

Из чего состоит кровь? Какую функцию выполняют форменные тела крови? Функция жидкостей внутренней среды?

70) Назовите три жидкости, составляющие внутреннюю среду организма.

Кровь, тканевая жидкость, лимфа.

71) Ответьте, работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянство внутренней среды организма.

Нервная и эндокринная системы.

72) Укажите, где располагаются структуры, сигнализирующие регулирующим системам об отклонении концентрации определённого вещества в жидкостях внутренней среды организма от нормального диапазона.

В стенках кровеносных сосудов.

73) Зарисуйте и опишите строение и функции форменных элементов крови, используя следующую таблицу.

Опишите процессы происходящие с гемоглобином

74) Прочитайте статью «Состав крови» (§17). Ответьте на вопросы. Почему артериальная кровь ярко-алая, а венозная – тёмно-вишнёвая? (Опишите процессы, происходящие с гемоглобином при превращении венозной крови в артериальную и артериальной крови в венозную.)

Гемоглобин в артериальный несет кислород от сердца к органам, а потому кровь имеет светлый цвет. В венозной крови гемоглобин несет углекислый газ от органов к сердцу, а потому кровь имеет темный цвет.

Следователь, изучая подозрительные капли крови, обнаружил, что её эритроциты имеют ядра. Могла ли такая кровь принадлежать человеку

Нет, у млекопитающих зрелые эритроциты ядер не имеют.

А курице?

Да, курица – это птица.

Фагоциты уничтожают чужеродные клетки-антигены путём захвата. А как действуют лимфоциты?

Они выделяют антитела, которые нейтрализуют антигены.

75) Прочитайте материал о тромбоцитах (§17). Дополните схему, отражающую порядок событий, происходящих при свёртывании крови.

Опишите процессы происходящие с гемоглобином

76) Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.
Гемофилия – наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови. Врождённое изменение структуры ДНК (определенного гена) приводит к тому, что у человека не образуются необходимые белки – факторы свёртывания. В результате резко возрастает опасность гибели человека, даже при незначительной травме. Обычно болезнью страдают мужчины, женщины же являются носительницами гена гемофилии и могут родить больных сыновей или дочерей-носительниц. Самой известной в истории носительницей гена гемофилии была английская королева Виктория, которая передала этот патологический ген своим потомкам – представителям царских семей Европы. Цесаревич Алексей – сын последнего российского императора Николая II – страдал гемофилией. Ген гемофилии он получил от матери – императрицы Александры, которая была внучатой племянницей королевы Виктории. Наиболее распространенное заблуждение о гемофилии – это то, что больной гемофилией может истечь кровью от малейшей царапины. На самом деле, кровотечение из мелких ссадин и порезов у гемофиликов прекращается почти так же быстро, как и у здоровых людей. Опасны крупные ранения, хирургические операции, удаление зубов, а также внутренние кровоизлияния в мышцы и суставы. 
Как вы считаете, в каком направлении должна развиваться помощь людям, живущим с диагнозом «гемофилия»? Какие лекарственные препараты необходимы для компенсации этого заболевания?

Необходимо искусственно стимулировать синтез фактора свертываемости крови у таких больных, либо вводить в качестве инъекций.

77) Прочитайте дополнительный материал и сформулируйте к нему вопрос.
При повреждении сосуда вся кровь не сворачивается благодаря наличию системы противосвертывания. Специальные белки плазмы препятствуют распространению реакции далеко от места повреждения сосуда. Они присоединяются к факторам свертывания и блокируют их. Если этих белков недостаточно, то сгусток крови вырастает очень большой и возникает опасность тромбоза (закупорки) сосудов. Это заболевание получило название тромбофилия. В 70% случаев тромбофилия имеет наследственную природу.

1) Как передается тромбофлибия?

2) Опасна ли для жизни тромбофлибия?

78) Прочитайте статью «Защитные барьеры организма» (§18). Заполните таблицу.

Опишите процессы происходящие с гемоглобином

79) Дайте определение понятия иммунитет.

Это способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и сохранять постоянство внутренней системы.

80) Дополните схему иммунной системы организма человека.

Опишите процессы происходящие с гемоглобином

81) Заполните таблицу.

Функция Т-лимфацитовФункция В-лимфацитов
Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру. Информацию о химической структуре антигена передают в В-лимфацитыПолучит информацию от Т-лимфацитов, начинают выделять антитела

82) Прочитав статью «Воспаление» (§18), напишите в правом столбце таблицы процессы, происходящие в поражённых тканях.

Внешние признакиПроцессы, происходящие в пораженных тканях
Воспаленное место краснеет, на этом участке повышается температураРасширяются капиляры, усиливается приток крови
Возникает больи опухоль. Ограничивается участок воспаленияРаздражаются рецепторы, вызывающие боль. К воспаленному участку прибывают лейкоциты и макрофаги. Начинается фагоцитоз. Вокруг микробов образуется защитный вал, внутри которого происходит уничтожение возбудителей
Появляется гнойСмесь погибших микробов и фагоцитов, вышедшая на поверхность

83) Допишите приведённые утверждения.

Заразные болезни, вызываемые вирусами, микробами, грибами, называются инфекционными. Заразные болезни, вызываемые простейшими, червями, паразитами, клещами, называются паразитарными. Инфекционные заболевания протекают поэтапно. Время от момента заражения до появления первых симптомов называютскрытым периодом. Далее следует острый период, после которого наступает выздоровление.

84) Напишите, какие процессы в организме имеют место в скрытый, острый периоды болезни и при выздоровлении.

Период болезниПроцессы, происходящие в организме
СкрытыйРазмножение возбудителя и имунная реакция
ОстрыйИнтенсивное накопление возбудителя и антител токсинов
Период выздоровленияАнтитела нейтрализуют яды и сдерживают размножение

85) Прочитайте статью «Инфекционные болезни» (§18). Ответьте на вопросы.Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?

Можно. Бактерии его остаются на стакане.

* Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды? 

Можно. От многих, но не ото всех.

В чём состоит опасность бацилло- и вирусоносительства?

После перенесенного заболевания бациллы и вирусы могут долгое время без симптомов находится в организме человека, заражая других.

86) Прочитайте статьи «История изобретения вакцин» и «Лечебные сыворотки» (§19) и запишите в табличной форме разницу между вакцинами и лечебными сыворотками.

Критерии сравненияВакциныЛечебные сыворотки
Состав препаратаОслабленные микробы или токсиныГотовые антитела
мехнизм действияОрганизм сам вырабатывает антитела. Иммунитет развивается в течение месяцаОрганизм получает готовые антитела, ем уне нужно вырабатывать их самостоятельно
Продолжительность действияДлительнойКороткое

87) Изучите рисунок 60 на с. 122 учебника. Заполните пропуски в тексте об изготовлении и применении антидифтерийной сыворотки, приведённом ниже.

Для приготовления антидифтерийного антитоксина лошади вводя возбудителя инфекции или токсин. Процедуру повторяют несколько раз, увеличивая дозу препарата. В организме лошади вырабатываются антитела. Из взятой у лошади крови берут антитела путём выделения сыворотки. Ампулы антидифтерийного антитоксина применяют в лечении больных и профилактике здоровых. Сыворотка специфичная, т.е. обладают строгой направленностью действия.

88) Прочитайте статью «Аллергия» (§19). Впишите в текст о развитии аллергического процесса необходимые термины.

I стадия аллергии протекает безболезненно и без внешних проявлений. Аллерген вызывает иммунную реакцию. Образующиеся антитела выходят из стенок сосудов и абсорбируются на слизистых оболочках. 
II стадия аллергии вызывает конъюнктивит, насморк, кашель, крапивницу, расстройство желудка и пр. Попавший организм аллерген улавливается антителами, осевшими на слизистых. Образуется комплекс антиген-антитело. При этом выделяются вещества, которые поражают клетки слизистых. Происходит аллергическая реакция.

89) Прочитайте статью «Переливание крови» (§19). Укажите стрелками теоретически возможные пути переливания крови.

Опишите процессы происходящие с гемоглобином

90) Повторите информацию о факторах, по которым различаются группы крови у человека.

Опишите процессы происходящие с гемоглобином

У меня четвертная группа крови.

91) Прочитайте статью «Резус-фактор» (§19). Ответьте на вопросы. Что происходит в организме резус-отрицательной женщины, если она вынашивает резус-положительного ребёнка в первую беременность?

Возникает резус-конфликт. В организме начинают вырабатываться антитела, которые уничтожают этот белок, но их не так много.

Что происходит при повторной беременности, если плод снова резус-положительный?

Тогда антител накапливается достаточно для того, чтобы они разрушили эритроциты ребенка, что приводит к гемолитической болезни.

С наследственным или приобретённым иммунитетом связаны:

а) несовместимость групп крови по системе АВО; 

б) резус-конфликт?

а) С наследственным.

б) С приобретенным.

92) Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

Знание своего резус-фактора и группы крови может спасти жизнь. Также знания о совместимости групп крови пригодятся в будущем, если мы решим стать донорами крови для близкого человека или кого-то еще.

93) Решите кроссворд №5.

Опишите процессы происходящие с гемоглобином

Источник