Особенности ухода за ребенком с анемией

Особенности ухода за ребенком с анемией thumbnail

Сестринский процесс при железодефицитной анемии. Анемия – это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.
Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.
Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.
Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.
Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.
Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.
Дефицит железа в организме проходит по стадиям:
– прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;
– латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:
– железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.
Степени тяжести ЖДА: легкая – снижение гемоглобина 110-90 г/л; среднетяжелая – снижение гемоглобина до 70 г/л; тяжелая снижение гемоглобина ниже 70 г/л.
Прогноз ЖДА – благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.
Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.
Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.
Принципы:
– Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.
– Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.
Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.
– Лечение сопутствующих заболеваний.

Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:

1 этап. Сбор информации о пациенте

Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, потливость.
История (анамнез) заболевания: постепенное развитие.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.
Объективные методы обследования:
Осмотр: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные: восковидный цвет ушных раковин; сухость и шелушение кожи; заеды в углах рта; отставание в физическом и психомоторном развитии. При тяжелой анемии ломкость, сухость, тусклость и выпадение волос, слоистость и депигментация ногтей. Сглаженность или атрофия сосочков языка. Тахикардия.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни).
Общий анализ крови: снижение уровня гемоглобина (менее 110 г/л у детей до 5 лет) и количества эритроцитов; эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), различной величины и формы: снижение цветового показателя (менее 0,8).
Биохимический анализ крови: уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточным поступлением кислорода в ткани (гипоксия): снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожи и слизистых.
Существующие проблемы, обусловленные дефицитом железа: сухость, шелушение кожи, заеды в углах рта; ломкость, тусклость, выпадение волос; слоистость, депигментация ногтей; сглаженность и атрофия сосочков языка; извращение обоняния – пристрастие к резким неприятным запахам; извращение вкуса – поедание извести, мела, земли, глины, сырого мяса, картофеля.
При поздней диагностики и отсутствии адекватного лечения возникают потенциальные проблемы, риск развития анемии тяжелой степени тяжести, вторичного иммунодефицита, частые ОРВИ, пневмонии. заболевания ЖКТ.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому»

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.

Сестринский процесс при железодефицитной анемии

План сестринского уходаРеализация ухода с мотивацией
1Организовать «стационар на дому»Взаимозависимое вмешательство:
– обеспечение сестринской помощи и лечения:
– обеспечение комфортных условий больному ребенку
2Провести беседу с ребенком и/или родителями о заболевании, причинах развития, необходимости лечения, профилактике.
Дать конкретные рекомендации по питанию: при естественном вскармливании кормящая мама должна обязательно в свой пищевой рацион включать продукты, богатые железом, белком и витаминами: телятина, говядина,печень, яйцо, греча, овес, морковь, свекла, горошек, цветная капуста. томаты, зелень, яблоки, курага, груша, гранаты; лучше всего железо усваивается из мяса (гемовое железо); при искусственном вскармливании – адаптированные молочные и кисломолочные смеси, адаптированные молочные смеси, обогащенные железом “Симилак”; прикормы вводить на 1 мес. раньше; введение мяса с 4.5-5 мес., желтка По организации режима: постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, сон на свежем воздухе: массаж и гимнастика по возрасту По правилам приема назначенных препаратов: препараты железа (сироп или капли) перед приемом необходимо разводить в небольшом количестве фруктового чая, фруктового или овощного сока, воды и принимать во время или сразу после еды. Предупредить маму, что у ребенка может появиться жидкий стул или кал, окрашенный в черный цвет
Независимые вмешательство
– Расширение знаний о заболевании.
– Обеспечение качества ухода за больным ребенком.
– Комплексное лечение
3Активные патронажи с целью: контроля над соблюдением режима и питания; проведением терапии, назначенной врачом, и выполнением всех рекомендаций по уходу за ребенком; обучении матери правильному приему препаратов железа; проведение динамического наблюдения за реакцией на лечение: самочувствие ребенка, аппетит, эмоциональное состояние, длительность и характер сна. физиологические отправления. При ухудшении состояния срочное сообщение врачу или вызов на дом.Зависимое вмешательство: контроль и коррекция лечебных мероприятий;
– оценка эффективности проводимого лечения;
– своевременное выявление осложнений. Коррекция лечения

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка. Дети, перенесшие ЖДА, подлежат диспансеризации длительностью 1 год. План диспансеризации: осмотр педиатром 1-2 раза в месяц; анализ крови 1 раз в 2-3 мес. и после интеркуррентных заболеваний. С учета ребенок снимается при нормальных клинико-лабораторных показателях.

Источник

Лекции.Орг

У детей чаще всего встречаются железодефицитные анемии (ЖДА). По статистическим данным, ЖДА занимает первое место среди 38 самых распространенных заболеваний человека. Из всех анемий она является самой распространенной, до 70-80% всех диагностируемых анемий. ЖДА – анемия, характеризующаяся снижением уровня гемоглобина в единице объема крови, уменьшением средней концентрации гемоглобина в одном эритроците при сниженном содержании сывороточного железа и повышенной железосвязывающей способности сыворотки крови (ЖСС). т.е. анемии, связанные с недостаточностью железа в организме. ЖДА, в отличие от большинства других анемий, может и не сопровождается снижением содержания эритроцитов в единице объема крови. Болеют преимущественно дети второго полугодия жизни, чаще недоношенные, незрелые или крупные. Анемия может протекать в латентной (скрытой) форме, когда состояние ребенка не нарушено, изменения отмечаются только в анализах крови, но в более выраженных формах это проявляется в отставании роста и развития, быстро возникают расстройства питания присоединяются инфекции, гиповитаминоз.

Общие подходы к диагностике железодефицитной анемии.Процесс диагностического обследования условно может быть представлен в виде следующих последовательных этапов:

1) выявление собственно анемического синдрома;

2) определение (подтверждение) железодефицитного характера анемии;

3) поиск причины заболевания, лежащего в основе дефицита железа у данного ребёнка.

1). Выявление анемического синдрома –определение снижения уровня гемоглобина сыворотки крови – проводится у больных с клиническими признаками заболевания, а также может быть случайным при рутинном анализе периферической крови, проводимом в связи с другим заболеванием, скрининговом исследовании. По рекомендации ВОЗ нижней границей гемоглобин следует считать 110 г/л у детей в возрасте до 5 лет и 120 г/л у детей старше 5-ти лет.

2). Установлением железодефицитного характера анемииявляется определение клинических проявлений сидеропении, морфологических признаков дефицита железа в эритроцитах, снижения уровня сывороточного железа, запасов железа в организме. На этом этапе диагностики железодефицитной анемии проводится тщательное лабораторное исследование, обязательно включающее: количества эритроцитов, количества ретикулоцитов, определение уровня гемоглобина, расчет цветового показателя (ЦП), гематокрита, среднего объема эритроцитов (MCV), ширины распределения эритроцитов по объему (RDW), среднего содержания гемоглобина в эритроците (MCH), средней концентрации гемоглобина в эритроците (MCHC), количества лейкоцитов, лейкоцитарной формулы, количества тромбоцитов, просмотр мазка крови для определения аномальных форм эритроцитов и их насыщения гемоглобином, лейкоцитов и клеточных включений.

При дефиците железа ЦП, как правило, становится ниже 0,85. Ошибки в подсчете цветового показателя связаны, в первую очередь, с неправильным определением гемоглобина и числа эритроцитов. Нередко приходится наблюдать в результатах анализа крови, что цветовой показатель нормален, а эритроциты содержат мало гемоглобина – т. е. имеет место неадекватное определение этого важного показателя.

Наиболее точным методом оценки содержания гемоглобина в эритроцитах остается морфологическое исследование эритроцитов. При железодефицитной анемии выявляется отчетливая гипохромия, характеризующаяся наличием широкого просветления в центре эритроцита, которое напоминает кольцо (анулоцит). В норме соотношение диаметра центрального просветления и периферического «затемнения» в эритроците соотносится, примерно, как 1:1, при гипохромии – как 2-3:1. В мазке крови больных железодефицитной анемией преобладают микроциты – эритроциты уменьшенного размера, отмечаетсяанизоцитоз (неодинаковая величина) и пойкилоцитоз (различные формы) эритроцитов. Могут обнаруживаться и мишеневидные эритроциты, хотя их число составляет 0,1-1% от общего числа клеток. Количество сидероцитов (эритроциты с гранулами железа, выявляемые при специальной окраске) резко снижено по сравнению с нормой вплоть до полного их отсутствия. Содержание ретикулоцитов в крови, как правило, в пределах нормы, за исключением случаев выраженной кровопотери при соответствующей патологии (обильные носовые и маточные кровотечения) или на фоне лечения препаратами железа (в этих случаях оно может повышаться). Количество лейкоцитов и тромбоцитов обычно не изменено. У некоторых больных может наблюдаться тромбоцитоз, исчезающий после коррекции анемии.

При анализе результатов следует учитывать подверженность концентрации железа в сыворотке суточным колебаниям (в утренние часы уровень железа выше), а также иным влияниям (рацион питания, менструальный цикл у девочек-подростков).

3). Причины железодефицитных состояний у детей раннего возраста, как правило, связаны с неблагополучным течением антенатального, интранатального периодов, недостаточным поступлением железа с пищей (раннее искусственное вскармливание, использование неадаптированных смесей, несбалансированная диета, лишенная достаточного содержания мясных продуктов).

Большое значение имеет и повышение потребности в железе у детей с ускоренными темпами роста (недоношенные, дети с большой массой тела при рождении, дети с лимфатическим типом конституции, дети второго полугодия и второго года жизни).

В ряде случаев у детей раннего возраста к дефициту железа приводят его повышенные потери из-за нарушения кишечного всасывания (наследственные и приобретенные синдромы мальабсорбции, хронические заболевания кишечника).

Анемия у новорожденных и грудных детей является следствием дефицита железа у матери не столько во время беременности, но особенно во время лактации. У детей с высоким уровнем риска железодефицитной анемии (высокий риск подразумевается при низком социально-экономическом положении семьи ребенка, малом весе при рождении (< 2500 г), вскармливании только коровьим молоком в течение первого года жизни, необходимы повторные определения гемоглобина крови в 6 и 12 месяцев.

Детям с впервые выявленными признаками железодефицитной анемии без явного источника кровопотери проводится тщательное лабораторно-инструментальное обследование: рентгенологические и эндоскопические исследования желудочно-кишечного тракта и др., направленное на определение причины железодефицитной анемии в соответствии с требованиями диагностических разделов других протоколов ведения больных.

Особенности при лечении ЖДА:

– возмещение дефицита железа без железосодержащих препаратов невозможно, диетой невозможно вылечить железодефицитную анемию;

– применение лекарственных средств, строго соответствующих определенному патогенетическому варианту анемии, т. е. использование только препаратов железа;

– использование практически препаратов орального применения;

– не назначать лечение препаратами железа до определения уровня сывороточного железа и количества ретикулоцитов; если ребёнок недолго получает препараты железа, их отменяют на 5-7 дней, после чего определяют содержание железа в сыворотке;

– после нормализации гемоглобина обязательно поддерживающая терапия, то есть длительный прием препаратов железа (3+3=6 мес.).

– в процессе контроля нормализации гемоглобина помнить о так называемых «физиологических изгибах» – спад уровня гемоглобина во время «ухода» железа в депо.

41. Организация рационального вскармливания детей раннего возраста (как и в 38 вопросе)

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих жизнедеятельность и уровень здоровья детей. Применительно к детям раннего возраста (дети до 3-х лет), значение питания многократно возрастает, так как рациональное питание является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, оптимальное психомоторное и интеллектуальной развитие, устойчивость к действию инфекций и различных неблагоприятных факторов внешней среды в период особо интенсивного роста.

Современная теория рационального питания детей предусматривает соблюдение следующих принципов:

1) поступление достаточного количества нутриентов, обеспечивающих потребности ребенка в энергии и основных компонентах (белках, жирах, углеводах, минералах и микроэлементах, витаминах);

2) принцип сбалансированного многокомпонентного питания;

3) соответствия количества и качества пищи физиологическим возможностям ребенка;

4) предупреждение дисбалансов питания путем опережающего поступления нутриентов;

5) принцип незаменимости грудного вскармливания на ранних этапах развития ребенка.

Наиболее оптимальным и естественным видом питания для детей 1-го жизни является материнское молоко, которое рассматривается как «золотой стандарт» физиологически адекватного питания. Материнское молоко является уникальным оптимально сбалансированным продуктом питания, который отвечает индивидуальным потребностям ребенка. Причем состав нутриентов женского молока меняется на протяжении лактации, приспосабливаясь к изменяющимся в процессе роста потребностям ребенка. Помимо питательных веществ, женское молоко содержит большое количество биологически активных веществ и защитных факторов (таурин, полинуклеотиды, гормоны, иммуноглобулины, факторы роста, макрофаги и др.), оказывающих влияние на рост, развитие, иммунологическую резистентность, интеллектуальное и нервно-психическое развитие. Кроме того, при кормлении грудью возникает тесная психоэмоциональная связь между матерью и ребенком. Необходимо поощрять кормление грудью и на втором году жизни ребенка. Переход от грудного вскармливания к обычной пище с семейного стола и прекращение грудного вскармливания должно происходить постепенно и для ребенка будет полезно, если кормление грудью будет продолжено и после года. На втором году жизни 500 мл грудного молока обеспечивает около 30 % суточной потребности ребенка в энергии, около 40 % в белках и 95 % в витаминах. Кроме того, грудное молоко дает дополнительную иммунологическую защиту и снижает риск возникновения диспепсических расстройств, лучше формируется чувство защищенности, безопасности и, самое главное, уверенности в материнской любви, что является важным фактором нормального физического и умственного развития ребёнка.

Дети раннего возраста условно могут быть подразделены на возрастные подгруппы: от 1 года до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. Рацион этих детей несколько различается по величине разовых порций и общему суточному количеству пищи.Суточное количество пищи для детей в возрасте до 1,5 лет в среднем должно составлять от 1000 до 1200 г (питье в данный объем не включается). Детям в возрасте от 1,5 до 3 лет объем пищи увеличивается до 1300—1500 г в сутки.Превышение этих объемов приводит к снижению аппетита и, наоборот, уменьшение – к недоеданию.Объем каждой порции пищи также зависит от возраста ребенка. Калорийность его дневного рациона должна составлять 110 ккал / кг, что составляет в среднем у детей до 1,5 лет 1100 ккал, с 1,5 до 3 лет – 1300 – 1400 ккал.

При построении рациона питания ребенка очень важно следить за правильным распределением продуктов в течение суток. Следует помнить, что богатые белком продукты, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке и требуют для своего переваривания значительно большего количества пищеварительных соков. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц лучше давать ребенку в первую половину дня — на завтрак и обед. На ужин лучше приготовить молочно – растительную пищу, которая легче переваривается, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются и «тяжелая» белковая пища плохо усваивается, что иногда приводит к нарушению сна ребенка. Распределение суточного объема (в том числе и по калорийности) на отдельные кормления должно быть следующим: завтрак и ужин по 25 %, обед – 35 %, полдник – 15 %. Приготовление блюд на пару, в микроволновой печи, выпечка или кипячение поможет уменьшить используемое в процессе приготовления количество жира, масла, соли и сахара. Важно обратить внимание на недопустимость приема какой-либо пищи между кормлениями, особенно сладостей. Дети от 1 года до 1,5 лет продолжают получать 5-разовое кормление (три основных и два промежуточных – например, второй завтрак и полдник), с 1,5 до 3 лет – 4 раза в сутки.

Очень важно соблюдать рекомендуемые объемы блюд и общее количество пищи.

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 1661 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник