Первое причастие страдающих анемией девушек
Сюжет
За несколько десятилетий до концептуалистов, в частности, супрематистов в лице Казимира Малевича, Альфонс Алле написал серию монохромных полотен. Для него это было очередной шуткой — об этом говорят те остроумные названия, которые он придумал. И уж конечно, в глубину своего черного полотна или любого другого цвета он не пытался вместить мироздание. Если бы, к примеру, сначала появился «Черный квадрат» Малевича, а затем уже «Битва негров в тёмной пещере глубокой ночью» Алле, то последнее сочли бы пародией. Малевич, в отличие от Алле, относился к искусству серьезно.
«Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882. (artchive.ru)
После успеха «Битвы…» Алле продолжил серию монохромных полотен, подарив благодарным ценителям юмора еще несколько шедевров: «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору» (белый), «Сутенёры в расцвете сил, пьющие абсент, лежа на животах в траве» (зеленый), «Работа с охрой желтушными мужьями-рогоносцами» (желтый), «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналам» (красный), «Хоровод пьяных в тумане» (серый) и «Оцепенение новобранцев, впервые увидевших лазурь Средиземного моря» (синий).
«Работа с охрой желтушными мужьями-рогоносцами», 1884. (artchive.ru)
«Сутенёры в расцвете сил, пьющие абсент, лежа на животах в траве», 1884. (artchive.ru)
«Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналам», 1884. (artchive.ru)
«Хоровод пьяных в тумане», 1884. (artchive.ru)
«Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору», 1883. (artchive.ru)
«Оцепенение новобранцев, впервые увидевших лазурь Средиземного моря», 1884. (artchive.ru)
Контекст
Метафизика черного цвета интересовала художников и мыслителей разных эпох. О болезненных и мучительных коннотациях черного рассуждали в Античности. В Средневековье черный был синонимом тьмы и смерти, затем его начали оценивать и как необходимый элемент в дихотомии добра и зла, тьмы и света.
«Великая Тьма» Роберта Фладда, 1617 год (tate.org.uk)
В XIX веке Гете в своем исследовании цветов определил черный как наиболее тревожный, но увлекательный. При этом он не был уверен, что черный можно назвать цветом. По его мнению, это поверхность, поглощающая все цвета видимого спектра. Под влияние этого концепта попали многие художники, например, Пит Мондриан и тот же Малевич. Кто-то, как Ад Рейнхардт, пошел дальше и заявил, что черный — это отрицание всех цветов. Позднее суть черного не раз переосмысливалась. Один из последних наиболее сильных и заметных примеров — черный монолит из фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея».
Судьба художника
Альфонс Алле родился в 1854 году во французском Онфлере. Он должен был стать фармацевтом — как и его родители, — и стал бы, если бы не его чувство юмора, которое было несовместимо с химией. Выбрав жизнь свободного художника, Алле успел проявить себя как живописец, журналист, писатель, композитор, философ. Ежедневно он публиковался в масонском журнале кабаре «Чёрный кот» (Le Chat Noir). Начав писать под чужим именем, он дошел до должности главного редактора. Параллельно он писал рассказы, анекдоты и афоризмы (например, «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра») и не лишал себя удовольствия хорошо провести время в ресторане или театре.
За свою относительно короткую жизнь — он скончался от эмболии в 51 год — Алле написал несколько тысяч рассказов, новелл, пьес, стихов, статей и басен. Он и смерть хотел перешутить. Накануне кончины Алле получил предписание врача не выходить из дома полгода — в противном случае сатирика ждала неминуемая гибель. Но для Алле 6 месяцев в постели были страшнее смерти, и в тот же вечер он отправился в ресторан. После ужина провожавшему его другу Алле сказал: «Имейте в виду, завтра я буду уже труп! Вы найдёте, что это остроумно, но я уже не буду смеяться вместе с вами. Теперь вы останетесь смеяться — без меня. Итак, завтра я буду мёртв!» Так и произошло.
Альфонс Алле был похоронен на парижском кладбище Сент-Уан. А в 1944-м английский самолет по ошибке сбросил бомбу на могилу. От погребения ничего не осталось.
Наиболее эрудированные зрители при виде знаменитой картины “Черный квадрат” К. Малевича любят вспоминать тот факт, что задолго до появления этого полотна французский художник Альфонс Алле создал черный прямоугольник, названным им “Битва негров в пещере глубокой ночью”. Приводят этот пример как доказательство того, что Малевич не первооткрыватель в замалевывании холста черной краской.
При этом эрудиты не понимают простой вещи – дело не в краске, а в том, как она преподнесена художественной и прочей общественности.
Альфонс Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882
Вот полотно Алле. Что мы видим? Не черный прямоугольник, как можно было бы подумать. Отнюдь! Мы видим, как чернокожие мужчины занимаются всеми видами единоборств в темной пещере в ночное время суток. То есть эта картина имеет сюжет, персонажей и рассказывает конкретную историю. Это содержательное искусство. У Малевича же мы видим тупо черный квадрат, который есть просто черная геометрическая фигура. То есть это бессодержательное искусство, абстракция в чистом виде.
Короче говоря, сравнивать оба полотна неверно. Совершенно другие жанры! Цели. Смысл.
Альфонс Алле «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору», 1883
Альфонс Алле родился в 1854 году. Это был человек, как говорится, юморной. Папа у него был аптекарем, к тому же готовил и сына. Но юный Альфонс совсем не стремился к работе среди пилюль и порошков. Его влекло искусство. Имея прекрасное чувство юмора и живой характер, Алле начал писать юморески и рисовать. Он еще и музыку писал и серьезные статьи. Разносторонний был человек.
Альфонс Алле «Оцепенение новобранцев, впервые увидевших лазурь Средиземного моря», 1884
Алле стал сотрудничать с журналом “Черный кот”, который выпускало одноименное кабаре. Писал туда всякие смешные мелочи и вырос до главного редактора. Жил он весело, был окружен друзьями, которых привлекали его остроумие и хороший характер. Его афоризмы передавались из уст в уста, а некоторые дошли до наших дней, например: «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра».
Альфонс Алле «Хоровод пьяных в тумане», 1884
В 1882 году Альфонс шутя написал свою картину про негров в пещере, и неожиданно шутка имела большой успех. Окрыленный новой идеей, художник выпустил в течение 1883-84 годов целую серию подобных монохромных картин, где эксплуатировал разные цвета. Весь смак этих произведений был в их названии.
Альфонс Алле «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналам», 1884
Одновременно он продолжал много писать, и количество его текстов разного жанра (включая пьесы) перевалило за несколько тысяч. Жил он широко, весело, любил выпить и хорошо закусить. Такой образ жизни сказался на здоровье. Врачи предписали ему сидеть дома хотя бы полгода. Но такая жизнь была не по Алле.
Альфонс Алле «Сутенёры в расцвете сил, пьющие абсент, лежа на животах в траве», 1884
Сразу после этого предписания он отправился в ресторан, где нехило покутил с друзьями, потом сообщим им, что завтра помрет, и на другой день действительно умер. Ему был 51 год.
Могила Алле не сохранилась, так как во время второй мировой войны кладбище, где он был похоронен, было разбомблено. Но память о веселом художнике Альфонсе Алле вряд ли померкнет.
Альфонс Алле «Работа с охрой желтушными мужьями-рогоносцами», 1884
Полюбовавшись его работами, я сам вдохновился и в мановения ока тоже создал картину в стиле монохром. Она называется “Песец, пришедший незаметно, на фоне снежного поля”. Вот мое произведение:
Александр имхо “Песец, пришедший незаметно, на фоне снежного поля”
Мне кажется, ничего так получилось. Если и вас посетит Муза, покажите в комментариях свои работы в подобном стиле.
Засим откланиваюсь. Пошел творить дальше!
Подписывайтесь на мой канал и жмите на “поделиться”. Я пишу о том, что меня так или иначе удивило.
Читайте еще на моем канале:
Кончита Вурст, Верка Сердючка, Мадонна и Сергей Лазарев в одном флаконе: это Евровидение-19
Опасное развлечение: соревнования по скоростному поеданию пищи
Многие художники, как и большинство творческих людей, обладают незаурядным чувством юмора. Но от некоторых, как например от Ван Гога, не ждешь никаких хихонек-хахонек, и тем не менее…
Ван Гог. Череп с горящей сигаретой, 1885
Эта работа написана Ван Гогом в 1885 году в Антверпене, где художник посещал курсы живописи при Королевской Академии художеств, которые по его словам не принесли ему никакой пользы. Утомленный консервативными методами работы, в частности штудированием человеческого скелета и в особенности черепа, Ван Гог пририсовал подожженную сигарету черепу на одном из своих этюдов. Получилось жутковато. Кстати, Ван Гога зачастую считали критиком курения, хотя он сам не расставался с трубкой вплоть до своей смерти в 1890 году.
Ганс Гольбейн Младший. Послы. 1553
Еще одна мрачная шутка, которая вписывается в девиз Memento mori (Помни о смерти). В этой работе Гольбейн прибегнул к анаморфозе (намеренное искажение формы). В наполненном деталями групповом портрете Жана де Дентельвиля не сразу замечаешь размытое пятно на переднем плане. Но стоит вглядеться и увидеть череп – всё остальное уходит на второй план. Что хотел сказать Гольбейн? Что смерть всегда рядом?
Вот как комментирует этот трюк историк искусства Юргис Балтрушайтис в книге «Анаморфоза» (1955):
Первое действие разыгрывается, когда зритель входит через главную дверь и оказывается на некотором расстоянии от двух господ, выступающих в глубине, как на сцене. Он восхищен их позами, пышностью сцены. Единственное, что нарушает гармонию, — это странное тело у ног персонажей. <…> Обескураженный посетитель уходит в правую боковую дверь, единственно открытую, и тут начинается второе действие. Уже выходя в соседний зал, он поворачивает голову, чтобы в последний раз взглянуть на картину, и тогда вдруг всё понимает: ракурс полностью скрывает сцену и делает видимым скрытое изображение. На месте прежнего великолепия он видит череп. Персонажи и все их научные приборы исчезают, а на их месте возникает знак Конца. Пьеса завершается.
Перейдем к более жизнеутверждающим шуткам. Альфонс Алле, французский журналист, писатель и художник, был известен своим острым языком и мрачными абсурдистскими выходками. Сам того не ведая, более чем за четверть века до «Чёрного квадрата» Казимира Малевича, Алле изобрёл свою «монохромную живопись. Вот наиболее известные его работы.
Битва негров в пещере глубокой ночью, 1883
Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналам, 1884
Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору, 1883
Многие художники шутят в своих работах не разово, а избирают иронию и насмешку отличительной чертой свой живописи. Наиболее ярких примеров – два. Первый – американский художник Норман Роквелл. Много лет он иллюстрировал обложки журнала The Saturday Evening Post, и выпустил всего 321 обложку.А его картина «Застольная молитва», проданная на на аукционе Сотбис за 46 миллионов долларов в 2013 году, стала самым дорогим произведением американского реалистического искусства, когда-либо проданным на торгах.
И второй пример, мой любимый, – Павел Пепперштейн, чьи работы представляют так называемый «психоделический реализм», в котором традиционные формы реалистического искусства используются для наполнения их галлюцинаторным содержанием.
Девушка как рама ландшафта, 2018
Зевс явился ей в виде мешка с подарками, 1996
Песня, 2014
Фото с выставки в Почтовом отделении Эрмитажа
Спасибо, что дочитали!
Рекомендую также:
Ни ума, ни фантазии – худшие фильмы про художников
Вторник, 14 Февраля 2012 г. 01:21
+ в цитатник
Оцените юмор этого человека …
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B5,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%81
Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью
Перед Вами картина, которая имеет название “Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью” (1893). Она создана за двадцать лет до рождения “шедевра” Малевича (1915). Автор – француз с берегов la Manche, весьма эксцентричный человек, такой же писатель-юморист и художник Alphonse Allais (Альфонс Алле).
Кстати, он и другие цветные квадраты создал раньше Малевича. Но последний, почему-то, лучше продаётся на соответствующих аукционах. “Раскрученней” он, что ли… А может, просто не знают?
Также Альфонс Алле почти за семьдесят лет неожиданно предвосхитил известную минималистическую музыкальную пьесу «4’33″» Джона Кейджа, представляющую собой четыре с половиной «минуты молчания» – у Алле произведение называлось даже более концептуально “Похоронный марш для похорон глухих” (Funeral March for the Obsequies of a Deaf Man).
Он умер в одной из комнат отеля «Британия» (фр. Britannia), что на рю Амстердам, неподалёку от кафе «Остен-Фокс» (фр. Austin-Fox), где Альфонс Алле провёл много свободного времени. Накануне врач строжайшим образом прописал ему шесть месяцев не вставать в постели, только тогда выздоровление представлялось возможным. В противном случае — смерть. «Забавные люди, эти врачи! Они серьёзно думают, что смерть страшнее, чем шесть месяцев в постели»! Едва только врач скрылся за дверью, Альфонс Алле быстро собрался и провёл вечер в ресторане, а другу, который провожал его обратно до гостиницы, он рассказал свой последний анекдот:
«Имейте в виду, завтра я буду уже труп! Вы найдёте, что это остроумно, но я уже не буду смеяться вместе с вами. Теперь вы останетесь смеяться — без меня. Итак, завтра я буду мёртв!» В полном соответствии со своей последней весёлой шуткой, он скончался на следующий день, 28 октября 1905 года.
Как говорила вдова человека, умершего после консилиума трёх лучших врачей Парижа: „Но что же он мог сделать один, больной, против троих — здоровых?“
1. Альфонс Алле, «Битва негров в глубокой, тёмной пещере ночью», 1893
2.Альфонс Алле, «Группа пьяниц в тумане»
3.Альфонс Алле, «Желтушные азиаты, пьющие анисовый аперитив на пшеничном поле»
4.Альфонс Алле, «Оцепенение молодых новобранцев, первый раз увидевших лазурь Средиземного моря», 1887
5.Альфонс Алле, «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору», 1893
6.Альфонс Алле, «Сутенеры, пьющие абсент, лёжа на траве»
7.Альфонс Алле, «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами», 1882
Серия сообщений “Лица”:
Часть 1 – Непросвещённость уже не в моде
Часть 2 – К 300-летию со дня рождения М. Ломоносова.
…
Часть 5 – Репортаж с Международной Премии Гузи 2011
Часть 6 – Русский ответ Владимиру Путину
Часть 7 – Загадка и разгадка «Чёрного квадрата»
Часть 8 – Интересный комментарий об олигархе М. Прохорове и В.Путине
Часть 9 – Программа для Норильска – программа для всей страны?
…
Часть 26 – Выступление перед студентами социологического факультета МГУ.
Часть 27 – Из блога Сергея Трофимовича Алексеева
Часть 28 – Сергей Алексеев Приглашает на встречу в рамках 26 Московской международной книжной ярмарки!
Серия сообщений “Креатив,НО i”:
Часть 1 – 3D-иллюзия
Часть 2 – Маскировка 🙂 Автор Emma Hack.
Часть 3 – Художник по телу Evgeny Freeone
Часть 4 – КЕЛЛИ MCCOLLAM
Часть 5 – Загадка и разгадка «Чёрного квадрата»
Часть 6 – Добро пожаловать в Хоббитон!
Часть 7 – Живые портреты от Heather Ackroyd и Dan Harvey: порасти оно всё травой!
Часть 8 – Бассейны-инфинити
Часть 9 – Удивительные Дизайны Домашних печек
‘);
}
Проверка орфографии: (найти ошибки) | Прикрепить картинку: Переводить URL в ссылку |
Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
В Третьяковской галерее представили результаты исследований “Черного супрематического квадрата” Казимира Малевича, проведенных при помощи специальных микроскопов и рентгеновской пленки, на которой специалистам удалось запечатлеть изображения, лежащие под черной краской.
В декабре самая известная картина русского художника Казимира Малевича отметит 100-летний юбилей. К этому событию Третьяковская галерея подготовила специальное издание в серии “История одного шедевра: Казимир Малевич. “Черный супрематический квадрат”. В книге рассматривается история создания произведения, приводятся результаты последних исследований и авторские интерпретации картины, о которой художник размышлял до конца жизни, каждый раз трактуя ее по-новому.
Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий
Благодаря последним исследованиям оказалось, что под “Черным квадратом” находится еще две цветных композиции, сделанных в разные периоды творчества. О том, что под черной краской что-то есть, знали давно: в кракелюрах видна зеленая, розовая, голубая и желтая краски. Методом флуоресцентного анализа удалось выявить очертания абстрактных цветных форм, а также определить состав красок.
С помощью графического редактора сотрудники Третьяковки деликатно попытались восстановить изображение. Оказалось, подобные абстрактные композиции ранее ни разу не встречались в творчестве художника. Также анализ пигментов показал, что “Черный квадрат” написан сразу двумя черными красками, в которые к тому же добавлялся мел для придания бархатистости тона. Поля картины также были написаны двумя типами белил – свинцовыми и цинковыми. На краске удалось обнаружить отпечатки пальцев, которые, судя по всему, принадлежали не только самому Малевичу.
Фотогалерея
Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5
Но самым интересным открытием стала надпись в углу картины, которую сотрудники отдела научной экспертизы интерпретировали как “Битва негров ночью”. Эти слова отсылают к работе Альфонса Алле, “Бой негров ночью в темной пещере” 1882 года, которая была широко известна, так что Малевич, скорее всего, знал о ее существовании. Надпись была сделана карандашом поверх слоя белил и сохранилась достаточно плохо, или же была намеренно стерта.
Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Альфонс Алле был не художником, а писателем и эксцентричным журналистом, но его работы “Бой негров…”, “Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору” и “Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами” стали первыми монохромными композициями в истории живописи, что, впрочем, нисколько не дискредитирует популярность Малевича. Этот факт лишь говорит о том, что идея носилась в воздухе.
Сложный, особый состав краски говорит о том, что это была не спонтанная работа и мистическое озарение, а продуманная живописная концепция, ставшая откровением для художника. Малевич говорил: “Я неделю не мог спать и есть. Я хотел понять, что я сделал”.
Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий
Также ученым удалось обнаружить фрагменты авторской реставрации. Когда картину привезли из Музея живописной культуры в Третьяковскую галерею в 1929 году, Казимир Малевич готовил там персональную выставку, и его попросили прямо на месте отреставрировать работу. Также Малевича попросили сделать авторскую копию, это говорит о том, что уже в то время картина была легендой.
Все эти открытия оставили ученым больше вопросов, нежели ответов: почему художник дважды переписывал композицию на одном и том же холсте? Видел ли он работу Алле? Чьи отпечатки пальцев сохранились на картине? В ближайшее время сотрудники отдела экспертизы планируют исследовать еще несколько работ Малечива, среди которых первым объектом исследований будет портрет Матюшина. Возможно, и под ним специалистов ждет какое-то не менее значительное открытие, которое сможет пролить свет на все эти вопросы.
Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
Сегодня Третьяковская галерея располагает уникальным оборудованием, позволяющим бесконтактным методом определить химический состав грунта и красок, и сложными оптическими приборами: бинокулярными микроскопами с холодным светом, не разогревающим поверхность картины и возможностью фотофиксации наблюдаемых предметов.
Но, возможно, даже благодаря всем этим инновационным способам исследований ученые не смогут отгадать все загадки “Черного квадрата”, потому что в них и заключается аура произведения.