Почему препараты железа не повышают гемоглобин

Почему препараты железа не повышают гемоглобин thumbnail

Препараты железа при низком гемоглобине у взрослых и детей являются нередким врачебным назначением. Приходя в аптеку, человек теряется от обилия препаратов. Отличаются они по валентности железа (двух- или трехвалентное), по виду соединения железа (органические — гюконаты, малаты, сукцинилаты, хелатные формы и неорганические — сульфаты, хлориды, гидроксиды), по способу введения (пероральное — таблетки, капли, сиропы и парентеральные — внутримышечные и внутривенные формы).

Если при лечении анемии лучший препарат железа вам порекомендует врач, то для профилактического повышения запасов железа в крови зачастую разбираться во всем этом безобразии разнообразии приходится самостоятельно. Разбором препаратов, эффективных при дефиците железа, мы и займемся.

Содержание:

  • Причины развития дефицита железа
  • Правила приема препаратов железа
  • Особенности препаратов
  • Таблица препаратов железа при низком гемоглобине для взрослых и детей
  • Осложнения и побочные эффекты

Причины развития дефицита железа

В организме содержится от 3 до 5 граммов железа. Большая его часть (75-80%) находится в эритроцитах, часть в составе мышечной ткани (5-10%), около 1% является частью многих ферментов организма. Костный мозг, селезенка и печень являются местами запасания резервного железа.

Железо участвует в жизненно важных процессах нашего организма, поэтому так важно поддерживать баланс между его поступлением и потерями. Когда скорость выведения железа выше скорости поступления, развиваются различные железодефицитные состояния.

Если человек здоров, то выведение железа из нашего организма незначительно. Содержание железа контролируется большей частью с помощью изменения уровня его всасывания в кишечнике. В пище железо представлено в двух формах: Fe III (трехвалентное) и Fe II (двухвалентное). При поступлении в пищеварительный тракт неорганическое железо растворяется, образуются ионы и хелатные соединения железа.

Лучше всего усваиваются хелатные формы железа. Образованию хелатов железа способствует аскорбиновая кислота. Кроме этого помогают хелатированию железа фруктоза, янтарная и лимонная кислоты, аминокислоты (например, цистеин, лизин, гистидин).

Причины появления недостатка железа:

  • Снижение эффективности всасывания железа в пищеварительном тракте (увеличение скорости прохождения пищи по пищеварительному тракту, наличие воспаления в кишечнике, операционные вмешательства на кишечнике и желудке, нарушения пищеварения и др.);
  • Увеличение потребности организма в железе (во время интенсивного роста, беременности, лактации и др.);
  • Снижение поступления железа, обусловленное особенностями питания (анорексия, вегетарианство и др.);
  • Острые и хронические кровопотери (желудочные кровотечения при язвах, кровотечениях в кишечнике, почках, носовых, маточных и других локализаций);
  • Как следствие опухолевых заболеваний, длительных воспалительных процессов;
  • Снижение синтеза транспортных белков железа (например, трансферрина);
  • Разрушение клеток крови с последующей потерей железа (гемолитические анемии);
  • Повышенное поступление кальция в организм — более 2 г/сут;
  • Недостаток микроэлементов (кобальта, меди).

Организм постоянно теряет железо с калом, мочой, потом, волосами, ногтями, при менструации.

Мужской организм за сутки теряет 0.8-1 мг железа. Женщины теряют железа больше при менструации. За месяц женщины теряют дополнительно от 0.5 мг железа. При кровопотерях в 30 мл организм лишается 15 мг железа. Расход железа существенно повышается у беременных и кормящих мам.

Потери железа, превышающие 2 мг/день, приводят к развитию нехватки железа. Так как больше чем 2 мг железа в день организм восполнить не способен.

Нехватка железа чаще возникает у женщин еще и потому, что у них железо запасается в 3 раза меньше, чем у мужчин. А поступающее железо не всегда покрывает затраты.

В России скрытый дефицит железа в отдельных местностях достигает 50%. Почти 12% девушек детородного возраста имеют железодефицитные состояния. 75-95% от всех анемий беременных составляют железодефицитные. Недостаток железа у беременных может грозить слабостью родовой деятельности, выкидышами, лишней кровопотерей во время родов, уменьшением лактации, уменьшением массы новорожденных.

Применение препаратов железа у беременных для снижения риска развития анемии обоснованно в третьем триместре, и прием продолжают 2-3 месяца после родов. Дополнительные источники железа не назначаются доношенным новорожденным в первые 3 месяца. Недоношенным назначаются добавки с железом в более ранние сроки.

Необходимое суточное поступление железа у мальчиков — 0.35-0.7 мг/день. У девочек до наступления менструаций — 0.3-0.45 мг.

Что может уменьшать поступление железа с едой:

  • Избыток фосфатов в пище;
  • Содержащаяся в некоторых растениях щавелевая кислота;
  • Танин, придающий терпкий вкус, снижает усвоение железа;
  • Чай уменьшает поступление железа на 60%, кофе на 40%;
  • Содержащийся в отрубях пшеницы, рисе, орехах и кукурузе фитат;
  • Избыточное содержание клетчатки в еде;
  • Вещества, нейтрализующие соляную кислоту желудка — антациды;
  • Яичный белок, белок сои и молока;
  • Некоторые консерванты, например, ЭДТА.

Правила приема препаратов железа

Препараты железа применяются для снижения риска возникновения железодефицитных состояний, а также при комплексной терапии анемии.

Традиционно лечение начинается с таблетированных форм для перорального применения. Предпочтение отдается препаратам, которые могут дать быстрый рост гемоглобина в крови с низким риском побочных эффектов.

Обычно начинают с назначения высоких дозировок железа: 100-200 мг/сутки. Подобное количество железа способно компенсировать затраты организма на образования нужного количества гемоглобина. При превышении дозировки в 200 мг/сутки значительно чаще наблюдаются побочные эффекты.

Если препарат подобран верно, гемоглобин возвращается к норме за 15-30 дней. Когда показатели крови приходят к нужным значениям, препарат железа продолжают принимать не менее 2 месяцев, чтобы восполнить запасы железа (в костном мозге, печени, селезенке).

Как правильно принимать препараты железа:

  • Перед едой или во время еды. Биодоступность не зависит от времени суток, но встречаются рекомендации принимать вечером;
  • Рекомендуется запивать чистой водой;
  • Нельзя запивать молоком, кофе, чаем из-за снижения усвоения;
  • Не следует сочетать прием пероральных препаратов железа со средствами, блокирующими выработку или нейтрализующими действие соляной кислоты: антациды (пищевая сода, фосфалюгель, алмагель, гастал, ренни и пр.), ингибиторами протонной помпы (омепразол, лансопразол, эзомепразол и пр.);
  • Препараты железа оказывают влияние на действие некоторых антибиотиков, поэтому прием этих препаратов следует разделять во времени на 2 часа;
  • Не совместим прием препаратов железа с употреблением алкоголя. Алкоголь усиливает всасывание железа и увеличивает риск развития интоксикации железом;
  • На усвоение железа не повлияет магний (магне B6, магнелис, кардиомагнил, магний хелат), но экстремальные дозировки кальция в 2 грамма и выше могут снизить его.

Особенности препаратов железа

В случае железодефицитной анемии принимаются препараты двух (Fe II) и трехвалентного (Fe III) железа. Препараты с Fe II обладают более высокой биодоступностью, чем трехвалентное. Молекулярное железо в этих препаратах заключено в органические и неорганические соединения, также отличающиеся по своей биодоступности и переносимости (частоте побочных эффектов).

I. Неорганические соли двухвалентного железа

Наиболее частый представитель неорганического соединения железа в препаратах с Fe II — сульфат железа. Характеризуется относительно невысокой биодступностью (до 10%) и частыми побочными эффектами, связанными с раздражением слизистой оболочки пищеварительного тракта.

Подобные препараты железа по стоимости обычно дешевле аналогов. Наиболее популярные представители, что можно встретить в аптеках: Сорбифер Дурулес, Актиферрин, Актиферрин композитум, Ферро-Фольгамма, Фенюльс, Тардиферон, Фероплект. Для повышения биодоступности железа в состав часто включают аскорбиновую и фолиевую кислоту.

Довольно скромный выбор предоставят вам аптеки, если вы захотите купить препарат железа с хлоридом железа. Двухвалентное железо, входящее в состав неорганической соли, не порадует биодоступностью в 4%, да и не гарантирует отсутствие побочных эффектов. Представитель: Гемофер.

II. Органические соли двухвалентного железа

Сочетают в себе более высокую бидоступность Fe II и органических солей, биодоступность может достигать 30-40%. Реже встречаются побочные эффекты, связанные с применением препарата железа. Прием лекарств неплохо переносятся во время беременности и лактации. В минусы можно записать более высокую стоимость данных препаратов.

  • Сочетание органических солей глюконатов железа, меди и марганца представлено в французском препарате Тотема, который выпускается в виде раствора.
  • Комбинация фумарата железа и фолиевой кислоты спрятана в капсуле австрийского происхождения — Ферретаб.
  • Сложный состав из хелатных форм глюконата железа, аскорбиновой кислоты, трав-синергистов можно найти в Железо Хелат — бад американского производства. Не является лекарственным средством, но служит отличным источником легкоусвояемого железа с практически отсутствующими побочными эффектами.

III. Неорганические соединения трехвалентного железа

Характеризуются низкой биодоступностью данных форм железа (до 10%). Наиболее частые формы выпуска — инъекционные.

Такая форма лекарственных средств решает проблему проявления побочных эффектов, связанных с раздражением слизистой желудочно-кишечного тракта. Но добавляет ряд необходимых для выполнения условий при введении препарата и связанные с этим побочные эффекты и осложнения. Являются препаратами выбора при тяжелых формах анемии, при патологиях пищеварительного тракта, приводящих к снижению всасываемости железа.

Способ введения (парентеральный — внутривенные или внутримышечные инъекции, пероральный — таблетки, капли, сироп или раствор) никак не влияет на доступность самого железа. Более безопасный — пероральный, парентеральный назначают по показаниям.

Действующее вещество — комплексы с гидроксидом железа. В роли вспомогательного вещества используется фолиевая кислота. Популярные представители: Феррум Лек, Мальтофер, Мальтофер Фол, Биофер, Феринжект, Ферроксид, Ферропол, Венофер, КосмоФер, Ликферр, Монофер.

IV. Органические соединения трехвалентного железа

Представлены испанским препаратом Ферлатум в двух модификациях: с фолиевой кислотой и без. Выпускается в форме раствора для приема внутрь.

Список препаратов железа при низком гемоглобине для взрослых и детей

Название /
Производитель
Форма
выпуска
Цены
($)
Соединение
железа
Количество
железа
Вспомогательные
вещества
Неорганические соли Fe II
Сорбифер Дурулес /
(Венгрия)
таб. 320 мг /
№30/50
4.5-
15.5
Сульфат100 мг/таб.Аскорбиновая кислота
Актиферрин /
(Германия)
капс. 300 мг/
№20/50
2.33-
8.5
Сульфат34,5 мг/капс.L-серин
капли /
30 мл
3.33-
8.42
9,48 мг/мл
сироп /
100 мл
2.33-
5.82
6,87 мг/мл
Актиферрин
композитум/
(Германия)
капс /
№30
5.934,5 мг/капс.L-серин,
фолиевая к-та,
цианокобаламин
Ферро-Фольгамма /
(Германия)
капс. /
№20/50
4.17-
14.82
Сульфат37 мг/капс.Аскорбиновая,
фолиевая к-та,
цианокобаламин,
Фенюльс /
(Индия)
капс. /
№10/30
1.67-
7.32
Сульфат45 мг/капс.Аскорбиновая,
пантотеновая к-та,
рибофлавин,
тиамин,
пиридоксин
Ферроплекс /
(Германия)
драже /
№100
Сульфат50 мг/дражеАскорбиновая к-та
Тардиферон /
(Франция)
таб. /
№30
3.17-
7.13
Сульфат80 мг/таб.
Гино-Тардиферон /
(Франция)
16.33Фолиевая к-та
Ферроградумет / (Сербия)таб. /
№30
Сульфат105 мг/таб.
Фероплект /
(Украина)
таб /
№50
1.46-
1.65
Сульфат10 мг/таб.Аскорбиновая к-та
Гемофер / (Польша)капли /
№30
1.19-
1.63
Хлорид44 мг/мл
Органические соли Fe II
Тотема /
(Франция)
раствор /
№10
6.67-
12.81
Глюконат50 мг/10 млГлюконаты меди и
марганца
Ферретаб /
(Австрия)
капс. /
№30/100
4.17-
16.46
Фумарат50 мг/капс.Фолиевая к-та
Железо Хелат /
(США)
таб. /
№180
14.52Хелат, глюконат25 мг/таб.Аскорбиновая к-та,
кальций хелат,
сбор трав-синергистов
Неорганические соединения Fe III
Феррум Лек /
(Словения)
р-р для инъекций /
№5/50
10.5-
67
Гидроксид100 мг/2 мл
сироп /
100 мл
2.12-
9.07
50 мг/5 мл
таб. жеват /
№30/50/90
4.33-
14.48
100 мг/таб
Мальтофер /
(Швейцария)
таб. /
№10/30
4.33-
9.3
Гидроксид100 мг/таб.
сироп /
150 мл
4.03-
9.17
10 мг/мл
р-р для инъекций /
№5
13.33-
23.3
100 мг/2 мл
капли /
30 мл
3.67-
5.08
50 мг/мл
Мальтофер Фол/
(Швейцария)
таб. /
№10/30
6.67-
14.72
100 мг/таб.Фолиевая к-та
Биофер/
(Индия)
таб. /
№30
4.63-
7.22
Гидроксид100 мг/таб.Фолиевая к-та
Феринжект/
(Германия)
р-р для инъекций /
2/10 мл
20.45-
66.67
Гидроксид50 мг/мл
Ферроксид/
(Беларусь)
р-р для инъекций /
№5/10
8.23-
16
Гидроксид100 мг/2 мл
Ферропол/
(Польша)
капли /
30 мл
6.30-
7
Гидроксид50 мг/мл
Венофер/
(Германия)
р-р для в/в инъекций /
№5
43.46-
58.95
Гидроксид100 мг/5 мл
КосмоФер/
(Германия)
р-р для инъекций /
№5
31.67-
78.45
Гидроксид100 мг/2 мл
Ликферр/
(Индия)
р-р для в/в инъекций /
№5
25-
58.33
Гидроксид100 мг/5 мл
Монофер/
(Германия)
р-р для в/в инъекций /
№5
180.21-
223
Гидроксид200 мг/2 мл
Органические соли Fe III
Ферлатум/
(Испания)
раствор /
№10
9.71-
23.37
Сукцинилат40 мг/15 мл
Ферлатум Фол/
(Испания)
раствор /
№10
8.72-
17.62
Сукцинилат40 мг/15 млФолинат кальция

Осложнения и побочные эффекты при приеме препаратов железа

Наиболее часто встречаемые осложнения связаны с пищеварительным трактом:

  • чувство вздутия живота;
  • ощущения тяжести в области желудка;
  • рвота, чувство тошноты;
  • нарушение стула (диарея или запор).

Степень выраженности этих симптомов зависит от количества железа, которое не всосалось в кишечнике. Соответственно, чем выше биодоступность железа в препаратах, тем лучше переносимость лечения и профилактики анемии.

Препараты железа зачастую окрашивают кал в темный или черный цвет. Черный стул, обычно являющийся признаком кровотечения, в данном случае просто свидетельствует, что какая-то часть железа не усвоилась и никакой угрозы не предвещает.

В некоторых случаях препараты железа влияют на цвет зубов, приводя к появлению временного темного налета. Такое свойство портит внешний вид зубов. Чтобы предотвратить появление налета, рекомендуется ничем не разбавлять жидкие формы железа и тщательно чистить зубы после приема.

Также встречаются аллергические реакции и непереносимость отдельных компонентов препарата: появление зуда, сыпи, крапивницы, астмы. Следует тут же перестать принимать препарат и обратиться за помощью к доктору.

При нарушении техники введения инъекционных форм препаратов часто встречается:

  • появление абсцессов;
  • окрашивание кожи в месте введения препарата;
  • атрофические изменения;
  • появление болезненных уплотнений в области инъекции.

При инъекционном введении чаще встречается передозировка железа в организме.

Избыточное поступление железа может привести к перегрузке им организма — гемосидерозу. Нередко такое состояние встречается у мужчин. Они не теряют такое количество железа как женщины и зачастую получают его с некоторыми спиртными напитками (портвейны, коньяки, красные вина, сидры). Отдельные виды сидра некоторых европейских стран могут содержать от 16 и более мг железа в литре.

© 2020 HappyNSP.com · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено. Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.

Источник

Ñåãîäíÿ õî÷ó ðàññêàçàòü ïðî àáîðòû. Ðàçâåÿòü íåêîòîðûå ìèôû.

Ðå÷ü ïîéä¸ò î ñàìîñòîÿòåëüíîì ðåøåíèè æåíùèíû î ïðåðûâàíèè áåðåìåííîñòè (ïî êëàññèôèêàöèè ÌÊÁ-10 ñåé÷àñ íåò òåðìèíà âûêèäûø – ëþáàÿ ïðåðâàâøàÿñÿ áåðåìåííîñòü äî 22 íåäåëü èìåíóåòñÿ àáîðòîì). Ìû ïîãîâîðèì íå î ñïîíòàííîì ñëó÷àå, íî î âçâåøåííîì ðåøåíèè ñ ïðèìåíåíèåì ìåäèöèíñêîãî ïîñîáèÿ.

Íà÷íó ñ òîãî, ÷òî äàííûé ïîñò áóäåò íîñèòü ñóãóáî èíôîðìàòèâíûé õàðàêòåð – ìîåãî ëè÷íîãî îòíîøåíèÿ òóò íå áóäåò. Êàê äîêòîð, ÿ íå äîëæíà îñóæäàòü ýòîò âûáîð èëè îäîáðÿòü – êàê ãîâîðèòñÿ, “íå âàøå äåëî”. Ìîÿ çàäà÷à ðàññêàçàòü ïàöèåíòêå ïðî âîçìîæíîñòè è ðèñêè, óáåäèòñÿ, ÷òî îíà íà 100% óâåðåíà â ñâî¸ì ðåøåíèè è ñîáðàòü å¸ â íåë¸ãêèé ïóòü.

Êîãäà ìû áûëè ìîëîäûìè îðäèíàòîðàìè è ïåðåä çàíÿòèåì ïî àáîðòàì, îáñóæäàëè êòî êàê îòíîñèòñÿ, íåñêîëüêî ÷åëîâåê ÿðîñòíî îòñòàèâàëè ïîçèöèþ, ÷òî îíè íå áóäóò çàíèìàòüñÿ íåáîãîóãîäíûì äåëîì. Íà ÷òî âîøåäøèé ïðåïîäàâàòåëü (êîòîðûé íåñêîëüêî ìèíóò çà äâåðüþ ñëóøàë ýòè äåáàòû) îòìåòèë, ÷òî òîãäà è ãèíåêîëîãàìè îí òîæå íå áóäóò. “Ïðåäñòàâüòå, åñëè õèðóðã áóäåò îïåðèðîâàòü ãðûæè, íî îòêàæåòñÿ îïåðèðîâàòü àïïåíäèöèòû, ìîòèâèðóÿ ýòî õîòü ðåëèãèåé, õîòü ñîáñòâåííîé êðèâîðóêîñòüþ. Äè÷ü? Áåçóñëîâíî. Òàê è òóò – òû ëèáî ãèíåêîëîã, ëèáî èäè çàíèìàéñÿ ÷åì óãîäíî è ïðîïàãàíäèðóé ÷òî õî÷åøü”. Íà ýòîì äèñêóññèîííûé êëóá çàêðûëñÿ.

Íàäî ñêàçàòü, ÷òî íà ñàìîì äåëå, æåëàþùèõ ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü â öåëîì íå òàê óæ è ìíîãî. Åñëè âåðèòü ìîèì åæåãîäíûì îò÷åòàì, òî íà àáîðò èäóò ïðèìåðíî 5-7 ÷åëîâåê â ãîä ñ ìîåãî ó÷àñòêà.  ìîåé êîíñóëüòàöèè èõ 14. Çíà÷èò íàøà êîíñóëüòàöèÿ íàïðàâëÿåò ïðèìåðíî 70-100 ÷åëîâåê â ãîä. Åñòü åù¸ òå, êòî ïîøëè äåëàòü ïëàòíî è â ãîäîâîé îò÷åò íå ïîïàëè: ëèáî ðàííèé ñðîê – è ìîæíî ïðåðâàòü ìåäèêàìåíòîçíî, ëèáî ñîáðàòü àíàëèçû äî 12 íåäåëü óæå íå óñïåâàåì, è íàäî áåæàòü òóäà, ãäå âñ¸ ñäåëàþò îäíèì äí¸ì. Òàêèõ â ãîä ÷åëîâåê 5-6. Ñîîòâåòñòâåííî, ïóò¸ì íåõèòðûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ èñ÷èñëåíèé ìû ïîëó÷àåì äèàïàçîí 140-180 æåíùèí, åæåãîäíî ïðåðûâàþùèõ áåðåìåííîñòü, êîòîðûå îòíîñÿòñÿ ê íàøåé êîíñóëüòàöèè. Åñëè ñîáðàòü èõ â ñïîðòèâíîì çàëå, òî ïîêàæåòñÿ, ÷òî ýòî îãðîìíàÿ òîëïà. Íî åñëè ïîìåñòèòü ðÿäîì âñåõ áåðåìåííûõ, êîòîðûå âñòàëè íà ó÷¸ò è ðîäèëè – òî ýòî êàê ñðàâíèâàòü ðàçìåðû àðáóçà è àáðèêîñà.

Êîãäà æåíùèíà ïðèõîäèò è ãîâîðèò, ÷òî æåëàåò ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü, âñåãäà íàäî âûÿñíèòü ïðè÷èíû, îáñòîÿòåëüñòâà, â êîòîðûõ îíà íàõîäèòñÿ.

Íàäî ñêàçàòü, ñèòóàöèè áûâàþò ðàçíûå: áûâàåò, ÷òî æåíùèíà ïðèõîäèò íåóâåðåííàÿ â ñâî¸ì ðåøåíèè, ëèáî îíî åé êåì-òî íàâÿçàíî.  òàêèõ ñëó÷àÿõ ïîìèìî àíàëèçîâ è íàïðàâëåíèé, ÿ îòïóñêàþ ïàöèåíòêó “ïîäóìàòü”. ×àùå âñåãî ìû ÷åðåç 9 ìåñÿöåâ ðîæàåì ìèëûõ ïóïñèêîâ, êîòîðûì æåíùèíû îêàçûâàþòñÿ î÷åíü ðàäû.

Èíîãäà æåëàíèå ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü âûçâàíî ñòðàõîì, ÷òî ðåá¸íîê áóäåò ðàçâèâàòüñÿ íåáëàãîïîëó÷íî – î áåðåìåííîñòè íå çíàëè, ñäåëàëè ðåíòãåí/óïîòðåáëÿëè àëêîãîëü èëè íàðêîòè÷åñêèå âåùåñòâà/ïðèíèìàëè ëå÷åáíûå ïðåïàðàòû ñòðîãî ïðîòèâîïîêàçàííûå â ïåðâîì òðèìåñòðå/ïåðåáîëåëè òÿæåëûì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèåì… Âàðèàíòîâ ìíîãî. È, ê ñîæàëåíèþ, çäåñü ÿ ìîãó òîëüêî ðàññêàçàòü ñòàòèñòè÷åñêèå äàííûå ïî ðàçâèòèþ òåõ èëè èíûõ àíîìàëèé. Îêîí÷àòåëüíîå ðåøåíèå îñòà¸òñÿ çà æåíùèíîé. Ðåøåíèå êðàéíå òÿæ¸ëîå, òàê êàê âåðîÿòíîñòü “ïðîñêî÷èòü” â îáå ñòîðîíû åñòü âñåãäà. Âðîäå âîçäåéñòâèå ìèíèìàëüíîå, à íà ÓÇÈ âèäèì ìíîæåñòâåííûå ïîðîêè, íåñîâìåñòèìûå ñ æèçíüþ. Èëè èìåëî ìåñòî áûòü ñî÷åòàíèå íåñêîëüêèõ òåðàòîãåííûõ ôàêòîðîâ, à ðåá¸íîê ïëåâàòü õîòåë íà âñ¸ ñ âûñîêîé êîëîêîëüíè – ðàçâèâàåòñÿ êðåïûø. Òóò íå óãàäàåøü.

Îñîáíÿêîì ñòîÿò èçíàñèëîâàíèÿ – íî ñ òàêèìè â ïðàêòèêå ÿ ïîêà íå ñòàëêèâàëàñü. Òàê êàê ýòà êàòåãîðèÿ æåíùèí ïîñòóïàåò íà îáñëåäîâàíèå â ñòàöèîíàð. Êàê ðàçâèâàþòñÿ äàëüøå ñîáûòèÿ, ìíå íåèçâåñòíî. Âîçìîæíî, êòî-òî è âñòàåò íà ó÷¸ò, íî â ãðàôå îòöà ñòàâèò ïðîïóñê. Íå ìî¸ äåëî, ïî÷åìó îíà ìàòü-îäèíî÷êà. Ìî¸ äåëî – å¸ ðàçâèâàþùàÿñÿ áåðåìåííîñòü è å¸ ñàìî÷óâñòâèå.

È ïîñëåäíÿÿ êàòåãîðèÿ: òå, êòî ïðèøëè ñ æåëåçîáåòîííûì ðåøåíèåì. Çäåñü äîëãèõ áåñåä è ðàçìóñîëèâàíèé íå áûâàåò – âîò íàïðàâëåíèÿ íà îáñëåäîâàíèÿ, çà ðåçóëüòàòàìè è íàïðàâëåíèåì íà ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè ïîäîéòè òîãäà-òî. Äî âñòðå÷è.

Òåïåðü ïðî ñàìè àáîðòû è ïîäãîòîâêó ê íèì.

Ñíà÷àëà ðàññêàæó ïðî àáîðòû ïî ÎÌÑ. Ïîëó÷èòü íàïðàâëåíèå ìîæåò ëþáàÿ æåíùèíà. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî:

1. Ïðåäîñòàâèòü ÓÇÈ î ñðîêå áåðåìåííîñòè

2. Ïðåäîñòàâèòü íåîáõîäèìûå îáñëåäîâàíèÿ (êëèíè÷åñêèé è áèîõèìè÷åñêèé àíàëèçû êðîâè, êîàãóëîãðàììó, ãðóïïó êðîâè è ðåçóñ-ôàêòîð, ãåïàòèò Â, ãåïàòèò Ñ, êðîâü íà ñèôèëèñ, íà ÂÈ× èíôåêöèþ, îáùèé àíàëèç ìî÷è, öèòîëîãè÷åñêèé ìàçîê è ìàçîê íà ôëîðó – ïîñëåäíèé, åñëè â í¸ì ìíîãî ëåéêîöèòîâ, ïîòðåáóþò ïðîëå÷èòü è ïåðåñäàòü)

3. Êîíñóëüòàöèÿ ïñèõîëîãà – ââåäåíà îòíîñèòåëüíî íåäàâíî, íî òðåáóåòñÿ âñåì (ïðè êàæäîé æåíñêîé êîíñóëüòàöèè åñòü ïñèõîëîã äëÿ ýòèõ öåëåé)

4. ÔËà íå áîëåå ãîäà äàâíîñòè, ÝÊÃ, çàêëþ÷åíèå òåðàïåâòà.

Îáû÷íî õâàòàåò íåäåëè, ÷òîáû ýòî ñîáðàòü. Äàëåå ìû äà¸ì íàïðàâëåíèå, è æåíùèíà, ëåòÿùåé ïîõîäêîé íàïðàâëÿåòñÿ â ñòàöèîíàð íà ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè.  Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå ýòèì â ðàìêàõ ÎÌÑ çàíèìàåòñÿ öåíòð ïëàíèðîâàíèÿ ñåìüè è ðåïðîäóêòîëîãèè (äîâîëüíî èðîíè÷íî). Îíè áåðóò â ñðîêàõ 7-12 íåäåëü áåðåìåííîñòè.

Áûâàþò ñèòóàöèè, êîãäà ÿ ðåêîìåíäóþ ñäåëàòü ïëàòíî.

1. Åñëè æåíùèíà óçíàëà î áåðåìåííîñòè äî 6 íåäåëü.  ýòîì ñëó÷àå åñòü âîçìîæíîñòü îáîéòèñü “ìàëîé êðîâüþ”: âàðèàíò ìåäèêàìåíòîçíîãî ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè èëè ìèíè-àáîðò (íèæå ðàññêàæó áîëåå ïîäðîáíî)

2. Åñëè æåíùèíà ïðèøëà ñëèøêîì ïîçäíî (10-11 íåäåëü) – ìû ïðîñòî íå óñïååì ñîáðàòüñÿ. À îíà íàñòðîåíà êàòåãîðè÷íî “òîëüêî àáîðò!”. Òîãäà ëó÷øå îïÿòü æå îáðàòèòüñÿ ïëàòíî, ÷òîáû óñïåòü âñ¸ ñäåëàòü â ñðîêàõ.

Âèäû àáîðòîâ:

1. Ìåäèêàìåíòîçíûé. Ïðîâîäèòñÿ äî 6 íåäåëü áåðåìåííîñòè, êîãäà ïëîäíîå ÿéöî åù¸ ìàëåíüêîå. Âûïèâàþòñÿ 2 ïðåïàðàòà, âûçûâàþùèå ñîêðàùåíèå ìàòêè è îòòîðæåíèå ýíäîìåòðèÿ. Ïî ñóòè, æåíùèíà ïðîñòî îáèëüíî îòìåíñòðóèðóåò âåñü ýíäîìåòðèé âìåñòå ñ ïëîäíûì ÿéöîì.

Íåäîñòàòêè: èíîãäà ñëó÷àåòñÿ íåïîëíûé àáîðò è ïðèõîäèòñÿ åõàòü â ñòàöèîíàð äëÿ óäàëåíèÿ îñòàòêîâ òêàíåé. Íî îòíîøåíèå êîëè÷åñòâà óäà÷ è îñëîæíåíèé ãîâîðèò “çà” ïðèìåíåíèå äàííîãî ìåòîäà.

2. Ìèíè-àáîðò èëè âàêóóì-àñïèðàöèÿ. Òàêæå ïðîâîäèòñÿ äî 6 íåäåëü áåðåìåííîñòè (íåêîòîðûå êëèíèêè áåðóò ãðåõ íà äóøó è óâåëè÷èâàþò ñðîê äî 8 íåäåëü, ÷òî ÷ðåâàòî â äàëüíåéøåì ðèñêîì îêàçàòüñÿ â ñòàöèîíàðå, òàê êàê óäàëèëèñü íå âñå òêàíè).  ïîëîñòü ìàòêè, ïðàêòè÷åñêè íå îùóòèìî äëÿ æåíùèíû ââîäèòñÿ êàòåòåð òîëùèíîé ñî ñòåðæåíü îò øàðèêîâîé ðó÷êè è âñ¸ îòñàñûâàåòñÿ â ñïåöèàëüíûé øïðèö. Äàííûé ìåòîä àáñîëþòíî èäåíòè÷åí ïðîöåäóðå àñïèðàòà èç ïîëîñòè ìàòêè â ðàìêàõ îáñëåäîâàíèÿ ïðè ìèîìå ìàòêè èëè ãèïåðïëàçèè ýíäîìåòðèÿ äî 6 ìì ó æåíùèí â ìåíîïàóçå.

Íåäîñòàòêè: ëþáîå âíóòðèìàòî÷íîå âìåøàòåëüñòâî èìååò ðèñê ðàçâèòèÿ ýíäîìåòðèòà (õîòü è ìèíèìàëüíûé). È, åñòü òàêæå âåðîÿòíîñòü, êàê è â ïåðâîì ñëó÷àå, íåïîëíîãî àáîðòà ñ ïîñëåäóþùèì ëå÷åíèåì â ñòàöèîíàðå

3. Àáîðò â ñðîêàõ 6-12 íåäåëü ïðîâîäèòñÿ ïóò¸ì êþðåòàæà ìàòêè. Äàííàÿ ïðîöåäóðà ïðîâîäèòñÿ ïîä âíóòðèâåííûì êðàòêîâðåìåííûì íàðêîçîì. Çàíèìàåò â ñðåäíåì 3-7 ìèíóò (çàâèñèò îò îïûòà äîêòîðà è ïàðàìåòðîâ ñàìîé æåíùèíû – åñëè äàìà âåñèò çà 100 êã, òî òóò ìèíóò 5 çàéì¸ò òîëüêî ïóòü ê ìåñòó ðàáîòû ÷åðåç âñå æèðîâûå çàïàñû Ðîäèíû). Ìåõàíèêà: ïðè ïîìîùè ñïåöèàëüíûõ ðàñøèðèòåëåé (ìåòàëëè÷åñêèå ïàëî÷êè ðàçíîãî äèàìåòðà) ðàñøèðÿåòñÿ öåðâèêàëüíûé êàíàë, ÷òîáû òóäà ìîæíî áûëî çàâåñòè êþðåòêó (èíñòðóìåíò âûãëÿäèò êàê ïàëî÷êà äëÿ ìûëüíûõ ïóçûðåé, òîëüêî ïî ôîðìå íå êðóãëàÿ íà êîíöå, à êàïëåâèäíàÿ). È äàëåå, êàê ïî ñòåíêàì áàíî÷êè ëîæêîé ñîáèðàþò êàêîå-íèáóäü ëàêîìñòâî, ïðèìåðíî òàêèìè æå äâèæåíèÿìè âûñêàáëèâàþò (à íå “÷èñòÿò”!) ñòåíêè ìàòêè.

Íåäîñòàòêè: – íå âñå õîðîøî îòõîäÿò îò íàðêîçà

– ëþáîå âíóòðèìàòî÷íîå âìåøàòåëüñòâî = ðèñê èíôåêöèè

– ðèñê “ïåðåñêîáëèòü”. Âæèâóþ íèêîãäà íå âèäåëà, íî â ëèòåðàòóðå ñëó÷àè îïèñàíû. Êàê äîêòîð îïðåäåëÿåò, ÷òî óæå âñ¸? ×òî àáîðò ìîæíî ñ÷èòàòü âûïîëíåííûì? Êîãäà óñëûøèò “õðóñò ñíåãà” (íà ïðàêòèêå, êàê ìíå êàæåòñÿ, òóò äàëüøå áîëüøå íå íà ñëóõ îðèåíòèðóåøüñÿ, à íà èçìåíèâøååñÿ ÷óâñòâà â ðóêå ïîä êþðåòêîé – ñëîæíî îïèñàòü, íî îäèí ðàç ïî÷óâñòâîâàâ, óæå íå çàáóäåøü). ×òîáû ïîíÿòü, ÷òî íàäî ñëûøàòü, âîçüìèòå ïðÿäü âîëîñ è ïîòðèòå â ïàëüöàõ, êàê áóäòî ÷òî-òî ñîëèòå. Âîò ýòîò ñàìûé çâóê. Íî åñëè ïðîäîëæèòü óñåðäñòâîâàòü íà “ãîëîé” ìàòêå, ìîæíî óäàëèòü áàçàëüíûé ñëîé êëåòîê, èç êîòîðîãî íàðàñòàåò ýíäîìåòðèé. Ñîîòâåòñòâåííî, æåíùèíà ëèøèòñÿ ìåíñòðóàöèé (ãîðìîíàëüíûå èçìåíåíèÿ áóäóò ïðîèñõîäèòü – ýòî íå ìåíîïàóçà), à çíà÷èò è øàíñîâ íà ïîñëåäóþùóþ áåðåìåííîñòü – ýìáðèîí áóäåò ôîðìèðîâàòüñÿ,  íî óêîðåíèòüñÿ åìó áóäåò íåêóäà: âìåñòî ïëîäîðîäíîé ïî÷âû – âûææåíàÿ çåìëÿ.

È â çàêëþ÷åíèå, ïðî “àáîðò = óáèéñòâî!”. Íå áóäó âûñêàçûâàòü ñâî¸ ìíåíèå, òîëüêî ñóõèå ôàêòû.

 3-4 íåäåëè çàêëàäûâàåòñÿ íåðâíàÿ òðóáêà. Ýòî òàê. Íî ïåðâûé ðåôëåêñ, ñîñàòåëüíûé, ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî â 7 íåäåëü. Äî ýòîãî ñðîêà ýìáðèîí íè÷åãî íå ÷óâñòâóåò. Ê 8 íåäåëÿì îí ñïîñîáåí ðåàãèðîâàòü íà òàêòèëüíûå ïðèêîñíîâåíèÿ. Íî ñëîæíî ñêàçàòü íà ñ÷åò áîëåâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè – ýòè ðåöåïòîðû çàêëàäûâàþòñÿ ãîðàçäî ïîçäíåå. Òóò ñêîðåå êàê ó çóáíîãî: âû ÷óâñòâóåòå, ÷òî ó âàñ âî ðòó ÷òî-òî äåëàþò, íî áîëè íåò. Òàê ÷òî âñå âûñêàçûâàíèÿ “åìó æå áîëüíî” ñêîðåå áëèæå â ñòîðîíó èíñèíóàöèé, ÷åì äåéñòâèòåëüíîñòè.

Åäèíñòâåííîå, ïî ïîâîäó ÷åãî ÿ âûñêàæó ñâî¸ ìíåíèå – ðåøåíèå îá àáîðòå äîëæíî áûòü âçâåøåííûì. Ýòî òà ìûñëü, ñ êîòîðîé íóæíî “ïåðåñïàòü”. Âîçìîæíî, íå îäèí ðàç.

Ïðî ïîñëåäñòâèÿ ìîæíî ìíîãî ãîâîðèòü, íî òóò êàê â ðóññêîé ðóëåòêå “ïîâåç¸ò-íå ïîâåç¸ò”. Íåêîòîðûå ïóãàþò áåñïëîäèåì – ÿ ïîìíþ âî ñòóäåí÷åñòâå èñêàëà ÷åëþñòü ïîä ïëèíòóñîì, ïîñëå òîãî, êàê äîøëà äî ãèíåêîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà ó æåíùèíû è âûÿñíèëà, ÷òî ó 4 ðåá¸íêà – è 23 àáîðòà çà ïëå÷àìè.  öåëîì, 2-3 àáîðòà çà ïëå÷àìè èìååò ïðèìåðíî 50% ïàöèåíòîâ. Òàê ÷òî àáîðò è áåñïëîäèå – âîïðîñ äèñêóòàáåëüíûé.

Íî â öåëîì, ëó÷øèé àáîðò, êàê ìíå êàæåòñÿ, òîò, êîòîðîãî íå áûëî. Òàê ÷òî ãîñïîäà, áëóäèòå ñ óìîì

Источник