Почему препараты железа не повышают гемоглобин
Препараты железа при низком гемоглобине у взрослых и детей являются нередким врачебным назначением. Приходя в аптеку, человек теряется от обилия препаратов. Отличаются они по валентности железа (двух- или трехвалентное), по виду соединения железа (органические — гюконаты, малаты, сукцинилаты, хелатные формы и неорганические — сульфаты, хлориды, гидроксиды), по способу введения (пероральное — таблетки, капли, сиропы и парентеральные — внутримышечные и внутривенные формы).
Если при лечении анемии лучший препарат железа вам порекомендует врач, то для профилактического повышения запасов железа в крови зачастую разбираться во всем этом безобразии разнообразии приходится самостоятельно. Разбором препаратов, эффективных при дефиците железа, мы и займемся.
Содержание:
- Причины развития дефицита железа
- Правила приема препаратов железа
- Особенности препаратов
- Таблица препаратов железа при низком гемоглобине для взрослых и детей
- Осложнения и побочные эффекты
Причины развития дефицита железа
В организме содержится от 3 до 5 граммов железа. Большая его часть (75-80%) находится в эритроцитах, часть в составе мышечной ткани (5-10%), около 1% является частью многих ферментов организма. Костный мозг, селезенка и печень являются местами запасания резервного железа.
Железо участвует в жизненно важных процессах нашего организма, поэтому так важно поддерживать баланс между его поступлением и потерями. Когда скорость выведения железа выше скорости поступления, развиваются различные железодефицитные состояния.
Если человек здоров, то выведение железа из нашего организма незначительно. Содержание железа контролируется большей частью с помощью изменения уровня его всасывания в кишечнике. В пище железо представлено в двух формах: Fe III (трехвалентное) и Fe II (двухвалентное). При поступлении в пищеварительный тракт неорганическое железо растворяется, образуются ионы и хелатные соединения железа.
Лучше всего усваиваются хелатные формы железа. Образованию хелатов железа способствует аскорбиновая кислота. Кроме этого помогают хелатированию железа фруктоза, янтарная и лимонная кислоты, аминокислоты (например, цистеин, лизин, гистидин).
Причины появления недостатка железа:
- Снижение эффективности всасывания железа в пищеварительном тракте (увеличение скорости прохождения пищи по пищеварительному тракту, наличие воспаления в кишечнике, операционные вмешательства на кишечнике и желудке, нарушения пищеварения и др.);
- Увеличение потребности организма в железе (во время интенсивного роста, беременности, лактации и др.);
- Снижение поступления железа, обусловленное особенностями питания (анорексия, вегетарианство и др.);
- Острые и хронические кровопотери (желудочные кровотечения при язвах, кровотечениях в кишечнике, почках, носовых, маточных и других локализаций);
- Как следствие опухолевых заболеваний, длительных воспалительных процессов;
- Снижение синтеза транспортных белков железа (например, трансферрина);
- Разрушение клеток крови с последующей потерей железа (гемолитические анемии);
- Повышенное поступление кальция в организм — более 2 г/сут;
- Недостаток микроэлементов (кобальта, меди).
Организм постоянно теряет железо с калом, мочой, потом, волосами, ногтями, при менструации.
Мужской организм за сутки теряет 0.8-1 мг железа. Женщины теряют железа больше при менструации. За месяц женщины теряют дополнительно от 0.5 мг железа. При кровопотерях в 30 мл организм лишается 15 мг железа. Расход железа существенно повышается у беременных и кормящих мам.
Потери железа, превышающие 2 мг/день, приводят к развитию нехватки железа. Так как больше чем 2 мг железа в день организм восполнить не способен.
Нехватка железа чаще возникает у женщин еще и потому, что у них железо запасается в 3 раза меньше, чем у мужчин. А поступающее железо не всегда покрывает затраты.
В России скрытый дефицит железа в отдельных местностях достигает 50%. Почти 12% девушек детородного возраста имеют железодефицитные состояния. 75-95% от всех анемий беременных составляют железодефицитные. Недостаток железа у беременных может грозить слабостью родовой деятельности, выкидышами, лишней кровопотерей во время родов, уменьшением лактации, уменьшением массы новорожденных.
Применение препаратов железа у беременных для снижения риска развития анемии обоснованно в третьем триместре, и прием продолжают 2-3 месяца после родов. Дополнительные источники железа не назначаются доношенным новорожденным в первые 3 месяца. Недоношенным назначаются добавки с железом в более ранние сроки.
Необходимое суточное поступление железа у мальчиков — 0.35-0.7 мг/день. У девочек до наступления менструаций — 0.3-0.45 мг.
Что может уменьшать поступление железа с едой:
- Избыток фосфатов в пище;
- Содержащаяся в некоторых растениях щавелевая кислота;
- Танин, придающий терпкий вкус, снижает усвоение железа;
- Чай уменьшает поступление железа на 60%, кофе на 40%;
- Содержащийся в отрубях пшеницы, рисе, орехах и кукурузе фитат;
- Избыточное содержание клетчатки в еде;
- Вещества, нейтрализующие соляную кислоту желудка — антациды;
- Яичный белок, белок сои и молока;
- Некоторые консерванты, например, ЭДТА.
Правила приема препаратов железа
Препараты железа применяются для снижения риска возникновения железодефицитных состояний, а также при комплексной терапии анемии.
Традиционно лечение начинается с таблетированных форм для перорального применения. Предпочтение отдается препаратам, которые могут дать быстрый рост гемоглобина в крови с низким риском побочных эффектов.
Обычно начинают с назначения высоких дозировок железа: 100-200 мг/сутки. Подобное количество железа способно компенсировать затраты организма на образования нужного количества гемоглобина. При превышении дозировки в 200 мг/сутки значительно чаще наблюдаются побочные эффекты.
Если препарат подобран верно, гемоглобин возвращается к норме за 15-30 дней. Когда показатели крови приходят к нужным значениям, препарат железа продолжают принимать не менее 2 месяцев, чтобы восполнить запасы железа (в костном мозге, печени, селезенке).
Как правильно принимать препараты железа:
- Перед едой или во время еды. Биодоступность не зависит от времени суток, но встречаются рекомендации принимать вечером;
- Рекомендуется запивать чистой водой;
- Нельзя запивать молоком, кофе, чаем из-за снижения усвоения;
- Не следует сочетать прием пероральных препаратов железа со средствами, блокирующими выработку или нейтрализующими действие соляной кислоты: антациды (пищевая сода, фосфалюгель, алмагель, гастал, ренни и пр.), ингибиторами протонной помпы (омепразол, лансопразол, эзомепразол и пр.);
- Препараты железа оказывают влияние на действие некоторых антибиотиков, поэтому прием этих препаратов следует разделять во времени на 2 часа;
- Не совместим прием препаратов железа с употреблением алкоголя. Алкоголь усиливает всасывание железа и увеличивает риск развития интоксикации железом;
- На усвоение железа не повлияет магний (магне B6, магнелис, кардиомагнил, магний хелат), но экстремальные дозировки кальция в 2 грамма и выше могут снизить его.
Особенности препаратов железа
В случае железодефицитной анемии принимаются препараты двух (Fe II) и трехвалентного (Fe III) железа. Препараты с Fe II обладают более высокой биодоступностью, чем трехвалентное. Молекулярное железо в этих препаратах заключено в органические и неорганические соединения, также отличающиеся по своей биодоступности и переносимости (частоте побочных эффектов).
I. Неорганические соли двухвалентного железа
Наиболее частый представитель неорганического соединения железа в препаратах с Fe II — сульфат железа. Характеризуется относительно невысокой биодступностью (до 10%) и частыми побочными эффектами, связанными с раздражением слизистой оболочки пищеварительного тракта.
Подобные препараты железа по стоимости обычно дешевле аналогов. Наиболее популярные представители, что можно встретить в аптеках: Сорбифер Дурулес, Актиферрин, Актиферрин композитум, Ферро-Фольгамма, Фенюльс, Тардиферон, Фероплект. Для повышения биодоступности железа в состав часто включают аскорбиновую и фолиевую кислоту.
Довольно скромный выбор предоставят вам аптеки, если вы захотите купить препарат железа с хлоридом железа. Двухвалентное железо, входящее в состав неорганической соли, не порадует биодоступностью в 4%, да и не гарантирует отсутствие побочных эффектов. Представитель: Гемофер.
II. Органические соли двухвалентного железа
Сочетают в себе более высокую бидоступность Fe II и органических солей, биодоступность может достигать 30-40%. Реже встречаются побочные эффекты, связанные с применением препарата железа. Прием лекарств неплохо переносятся во время беременности и лактации. В минусы можно записать более высокую стоимость данных препаратов.
- Сочетание органических солей глюконатов железа, меди и марганца представлено в французском препарате Тотема, который выпускается в виде раствора.
- Комбинация фумарата железа и фолиевой кислоты спрятана в капсуле австрийского происхождения — Ферретаб.
- Сложный состав из хелатных форм глюконата железа, аскорбиновой кислоты, трав-синергистов можно найти в Железо Хелат — бад американского производства. Не является лекарственным средством, но служит отличным источником легкоусвояемого железа с практически отсутствующими побочными эффектами.
III. Неорганические соединения трехвалентного железа
Характеризуются низкой биодоступностью данных форм железа (до 10%). Наиболее частые формы выпуска — инъекционные.
Такая форма лекарственных средств решает проблему проявления побочных эффектов, связанных с раздражением слизистой желудочно-кишечного тракта. Но добавляет ряд необходимых для выполнения условий при введении препарата и связанные с этим побочные эффекты и осложнения. Являются препаратами выбора при тяжелых формах анемии, при патологиях пищеварительного тракта, приводящих к снижению всасываемости железа.
Способ введения (парентеральный — внутривенные или внутримышечные инъекции, пероральный — таблетки, капли, сироп или раствор) никак не влияет на доступность самого железа. Более безопасный — пероральный, парентеральный назначают по показаниям.
Действующее вещество — комплексы с гидроксидом железа. В роли вспомогательного вещества используется фолиевая кислота. Популярные представители: Феррум Лек, Мальтофер, Мальтофер Фол, Биофер, Феринжект, Ферроксид, Ферропол, Венофер, КосмоФер, Ликферр, Монофер.
IV. Органические соединения трехвалентного железа
Представлены испанским препаратом Ферлатум в двух модификациях: с фолиевой кислотой и без. Выпускается в форме раствора для приема внутрь.
Список препаратов железа при низком гемоглобине для взрослых и детей
Название / Производитель | Форма выпуска | Цены ($) | Соединение железа | Количество железа | Вспомогательные вещества |
Неорганические соли Fe II | |||||
Сорбифер Дурулес / (Венгрия) | таб. 320 мг / №30/50 | 4.5- 15.5 | Сульфат | 100 мг/таб. | Аскорбиновая кислота |
Актиферрин / (Германия) | капс. 300 мг/ №20/50 | 2.33- 8.5 | Сульфат | 34,5 мг/капс. | L-серин |
капли / 30 мл | 3.33- 8.42 | 9,48 мг/мл | |||
сироп / 100 мл | 2.33- 5.82 | 6,87 мг/мл | |||
Актиферрин композитум/ (Германия) | капс / №30 | 5.9 | 34,5 мг/капс. | L-серин, фолиевая к-та, цианокобаламин | |
Ферро-Фольгамма / (Германия) | капс. / №20/50 | 4.17- 14.82 | Сульфат | 37 мг/капс. | Аскорбиновая, фолиевая к-та, цианокобаламин, |
Фенюльс / (Индия) | капс. / №10/30 | 1.67- 7.32 | Сульфат | 45 мг/капс. | Аскорбиновая, пантотеновая к-та, рибофлавин, тиамин, пиридоксин |
Ферроплекс / (Германия) | драже / №100 | — | Сульфат | 50 мг/драже | Аскорбиновая к-та |
Тардиферон / (Франция) | таб. / №30 | 3.17- 7.13 | Сульфат | 80 мг/таб. | — |
Гино-Тардиферон / (Франция) | 16.33 | Фолиевая к-та | |||
Ферроградумет / (Сербия) | таб. / №30 | — | Сульфат | 105 мг/таб. | — |
Фероплект / (Украина) | таб / №50 | 1.46- 1.65 | Сульфат | 10 мг/таб. | Аскорбиновая к-та |
Гемофер / (Польша) | капли / №30 | 1.19- 1.63 | Хлорид | 44 мг/мл | — |
Органические соли Fe II | |||||
Тотема / (Франция) | раствор / №10 | 6.67- 12.81 | Глюконат | 50 мг/10 мл | Глюконаты меди и марганца |
Ферретаб / (Австрия) | капс. / №30/100 | 4.17- 16.46 | Фумарат | 50 мг/капс. | Фолиевая к-та |
Железо Хелат / (США) | таб. / №180 | 14.52 | Хелат, глюконат | 25 мг/таб. | Аскорбиновая к-та, кальций хелат, сбор трав-синергистов |
Неорганические соединения Fe III | |||||
Феррум Лек / (Словения) | р-р для инъекций / №5/50 | 10.5- 67 | Гидроксид | 100 мг/2 мл | — |
сироп / 100 мл | 2.12- 9.07 | 50 мг/5 мл | — | ||
таб. жеват / №30/50/90 | 4.33- 14.48 | 100 мг/таб | — | ||
Мальтофер / (Швейцария) | таб. / №10/30 | 4.33- 9.3 | Гидроксид | 100 мг/таб. | — |
сироп / 150 мл | 4.03- 9.17 | 10 мг/мл | |||
р-р для инъекций / №5 | 13.33- 23.3 | 100 мг/2 мл | |||
капли / 30 мл | 3.67- 5.08 | 50 мг/мл | |||
Мальтофер Фол/ (Швейцария) | таб. / №10/30 | 6.67- 14.72 | 100 мг/таб. | Фолиевая к-та | |
Биофер/ (Индия) | таб. / №30 | 4.63- 7.22 | Гидроксид | 100 мг/таб. | Фолиевая к-та |
Феринжект/ (Германия) | р-р для инъекций / 2/10 мл | 20.45- 66.67 | Гидроксид | 50 мг/мл | — |
Ферроксид/ (Беларусь) | р-р для инъекций / №5/10 | 8.23- 16 | Гидроксид | 100 мг/2 мл | — |
Ферропол/ (Польша) | капли / 30 мл | 6.30- 7 | Гидроксид | 50 мг/мл | — |
Венофер/ (Германия) | р-р для в/в инъекций / №5 | 43.46- 58.95 | Гидроксид | 100 мг/5 мл | — |
КосмоФер/ (Германия) | р-р для инъекций / №5 | 31.67- 78.45 | Гидроксид | 100 мг/2 мл | — |
Ликферр/ (Индия) | р-р для в/в инъекций / №5 | 25- 58.33 | Гидроксид | 100 мг/5 мл | — |
Монофер/ (Германия) | р-р для в/в инъекций / №5 | 180.21- 223 | Гидроксид | 200 мг/2 мл | — |
Органические соли Fe III | |||||
Ферлатум/ (Испания) | раствор / №10 | 9.71- 23.37 | Сукцинилат | 40 мг/15 мл | — |
Ферлатум Фол/ (Испания) | раствор / №10 | 8.72- 17.62 | Сукцинилат | 40 мг/15 мл | Фолинат кальция |
Осложнения и побочные эффекты при приеме препаратов железа
Наиболее часто встречаемые осложнения связаны с пищеварительным трактом:
- чувство вздутия живота;
- ощущения тяжести в области желудка;
- рвота, чувство тошноты;
- нарушение стула (диарея или запор).
Степень выраженности этих симптомов зависит от количества железа, которое не всосалось в кишечнике. Соответственно, чем выше биодоступность железа в препаратах, тем лучше переносимость лечения и профилактики анемии.
Препараты железа зачастую окрашивают кал в темный или черный цвет. Черный стул, обычно являющийся признаком кровотечения, в данном случае просто свидетельствует, что какая-то часть железа не усвоилась и никакой угрозы не предвещает.
В некоторых случаях препараты железа влияют на цвет зубов, приводя к появлению временного темного налета. Такое свойство портит внешний вид зубов. Чтобы предотвратить появление налета, рекомендуется ничем не разбавлять жидкие формы железа и тщательно чистить зубы после приема.
Также встречаются аллергические реакции и непереносимость отдельных компонентов препарата: появление зуда, сыпи, крапивницы, астмы. Следует тут же перестать принимать препарат и обратиться за помощью к доктору.
При нарушении техники введения инъекционных форм препаратов часто встречается:
- появление абсцессов;
- окрашивание кожи в месте введения препарата;
- атрофические изменения;
- появление болезненных уплотнений в области инъекции.
При инъекционном введении чаще встречается передозировка железа в организме.
Избыточное поступление железа может привести к перегрузке им организма — гемосидерозу. Нередко такое состояние встречается у мужчин. Они не теряют такое количество железа как женщины и зачастую получают его с некоторыми спиртными напитками (портвейны, коньяки, красные вина, сидры). Отдельные виды сидра некоторых европейских стран могут содержать от 16 и более мг железа в литре.
© 2020 HappyNSP.com · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено. Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.
Ñåãîäíÿ õî÷ó ðàññêàçàòü ïðî àáîðòû. Ðàçâåÿòü íåêîòîðûå ìèôû.
Ðå÷ü ïîéä¸ò î ñàìîñòîÿòåëüíîì ðåøåíèè æåíùèíû î ïðåðûâàíèè áåðåìåííîñòè (ïî êëàññèôèêàöèè ÌÊÁ-10 ñåé÷àñ íåò òåðìèíà âûêèäûø – ëþáàÿ ïðåðâàâøàÿñÿ áåðåìåííîñòü äî 22 íåäåëü èìåíóåòñÿ àáîðòîì). Ìû ïîãîâîðèì íå î ñïîíòàííîì ñëó÷àå, íî î âçâåøåííîì ðåøåíèè ñ ïðèìåíåíèåì ìåäèöèíñêîãî ïîñîáèÿ.
Íà÷íó ñ òîãî, ÷òî äàííûé ïîñò áóäåò íîñèòü ñóãóáî èíôîðìàòèâíûé õàðàêòåð – ìîåãî ëè÷íîãî îòíîøåíèÿ òóò íå áóäåò. Êàê äîêòîð, ÿ íå äîëæíà îñóæäàòü ýòîò âûáîð èëè îäîáðÿòü – êàê ãîâîðèòñÿ, “íå âàøå äåëî”. Ìîÿ çàäà÷à ðàññêàçàòü ïàöèåíòêå ïðî âîçìîæíîñòè è ðèñêè, óáåäèòñÿ, ÷òî îíà íà 100% óâåðåíà â ñâî¸ì ðåøåíèè è ñîáðàòü å¸ â íåë¸ãêèé ïóòü.
Êîãäà ìû áûëè ìîëîäûìè îðäèíàòîðàìè è ïåðåä çàíÿòèåì ïî àáîðòàì, îáñóæäàëè êòî êàê îòíîñèòñÿ, íåñêîëüêî ÷åëîâåê ÿðîñòíî îòñòàèâàëè ïîçèöèþ, ÷òî îíè íå áóäóò çàíèìàòüñÿ íåáîãîóãîäíûì äåëîì. Íà ÷òî âîøåäøèé ïðåïîäàâàòåëü (êîòîðûé íåñêîëüêî ìèíóò çà äâåðüþ ñëóøàë ýòè äåáàòû) îòìåòèë, ÷òî òîãäà è ãèíåêîëîãàìè îí òîæå íå áóäóò. “Ïðåäñòàâüòå, åñëè õèðóðã áóäåò îïåðèðîâàòü ãðûæè, íî îòêàæåòñÿ îïåðèðîâàòü àïïåíäèöèòû, ìîòèâèðóÿ ýòî õîòü ðåëèãèåé, õîòü ñîáñòâåííîé êðèâîðóêîñòüþ. Äè÷ü? Áåçóñëîâíî. Òàê è òóò – òû ëèáî ãèíåêîëîã, ëèáî èäè çàíèìàéñÿ ÷åì óãîäíî è ïðîïàãàíäèðóé ÷òî õî÷åøü”. Íà ýòîì äèñêóññèîííûé êëóá çàêðûëñÿ.
Íàäî ñêàçàòü, ÷òî íà ñàìîì äåëå, æåëàþùèõ ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü â öåëîì íå òàê óæ è ìíîãî. Åñëè âåðèòü ìîèì åæåãîäíûì îò÷åòàì, òî íà àáîðò èäóò ïðèìåðíî 5-7 ÷åëîâåê â ãîä ñ ìîåãî ó÷àñòêà.  ìîåé êîíñóëüòàöèè èõ 14. Çíà÷èò íàøà êîíñóëüòàöèÿ íàïðàâëÿåò ïðèìåðíî 70-100 ÷åëîâåê â ãîä. Åñòü åù¸ òå, êòî ïîøëè äåëàòü ïëàòíî è â ãîäîâîé îò÷åò íå ïîïàëè: ëèáî ðàííèé ñðîê – è ìîæíî ïðåðâàòü ìåäèêàìåíòîçíî, ëèáî ñîáðàòü àíàëèçû äî 12 íåäåëü óæå íå óñïåâàåì, è íàäî áåæàòü òóäà, ãäå âñ¸ ñäåëàþò îäíèì äí¸ì. Òàêèõ â ãîä ÷åëîâåê 5-6. Ñîîòâåòñòâåííî, ïóò¸ì íåõèòðûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ èñ÷èñëåíèé ìû ïîëó÷àåì äèàïàçîí 140-180 æåíùèí, åæåãîäíî ïðåðûâàþùèõ áåðåìåííîñòü, êîòîðûå îòíîñÿòñÿ ê íàøåé êîíñóëüòàöèè. Åñëè ñîáðàòü èõ â ñïîðòèâíîì çàëå, òî ïîêàæåòñÿ, ÷òî ýòî îãðîìíàÿ òîëïà. Íî åñëè ïîìåñòèòü ðÿäîì âñåõ áåðåìåííûõ, êîòîðûå âñòàëè íà ó÷¸ò è ðîäèëè – òî ýòî êàê ñðàâíèâàòü ðàçìåðû àðáóçà è àáðèêîñà.
Êîãäà æåíùèíà ïðèõîäèò è ãîâîðèò, ÷òî æåëàåò ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü, âñåãäà íàäî âûÿñíèòü ïðè÷èíû, îáñòîÿòåëüñòâà, â êîòîðûõ îíà íàõîäèòñÿ.
Íàäî ñêàçàòü, ñèòóàöèè áûâàþò ðàçíûå: áûâàåò, ÷òî æåíùèíà ïðèõîäèò íåóâåðåííàÿ â ñâî¸ì ðåøåíèè, ëèáî îíî åé êåì-òî íàâÿçàíî.  òàêèõ ñëó÷àÿõ ïîìèìî àíàëèçîâ è íàïðàâëåíèé, ÿ îòïóñêàþ ïàöèåíòêó “ïîäóìàòü”. ×àùå âñåãî ìû ÷åðåç 9 ìåñÿöåâ ðîæàåì ìèëûõ ïóïñèêîâ, êîòîðûì æåíùèíû îêàçûâàþòñÿ î÷åíü ðàäû.
Èíîãäà æåëàíèå ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü âûçâàíî ñòðàõîì, ÷òî ðåá¸íîê áóäåò ðàçâèâàòüñÿ íåáëàãîïîëó÷íî – î áåðåìåííîñòè íå çíàëè, ñäåëàëè ðåíòãåí/óïîòðåáëÿëè àëêîãîëü èëè íàðêîòè÷åñêèå âåùåñòâà/ïðèíèìàëè ëå÷åáíûå ïðåïàðàòû ñòðîãî ïðîòèâîïîêàçàííûå â ïåðâîì òðèìåñòðå/ïåðåáîëåëè òÿæåëûì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèåì… Âàðèàíòîâ ìíîãî. È, ê ñîæàëåíèþ, çäåñü ÿ ìîãó òîëüêî ðàññêàçàòü ñòàòèñòè÷åñêèå äàííûå ïî ðàçâèòèþ òåõ èëè èíûõ àíîìàëèé. Îêîí÷àòåëüíîå ðåøåíèå îñòà¸òñÿ çà æåíùèíîé. Ðåøåíèå êðàéíå òÿæ¸ëîå, òàê êàê âåðîÿòíîñòü “ïðîñêî÷èòü” â îáå ñòîðîíû åñòü âñåãäà. Âðîäå âîçäåéñòâèå ìèíèìàëüíîå, à íà ÓÇÈ âèäèì ìíîæåñòâåííûå ïîðîêè, íåñîâìåñòèìûå ñ æèçíüþ. Èëè èìåëî ìåñòî áûòü ñî÷åòàíèå íåñêîëüêèõ òåðàòîãåííûõ ôàêòîðîâ, à ðåá¸íîê ïëåâàòü õîòåë íà âñ¸ ñ âûñîêîé êîëîêîëüíè – ðàçâèâàåòñÿ êðåïûø. Òóò íå óãàäàåøü.
Îñîáíÿêîì ñòîÿò èçíàñèëîâàíèÿ – íî ñ òàêèìè â ïðàêòèêå ÿ ïîêà íå ñòàëêèâàëàñü. Òàê êàê ýòà êàòåãîðèÿ æåíùèí ïîñòóïàåò íà îáñëåäîâàíèå â ñòàöèîíàð. Êàê ðàçâèâàþòñÿ äàëüøå ñîáûòèÿ, ìíå íåèçâåñòíî. Âîçìîæíî, êòî-òî è âñòàåò íà ó÷¸ò, íî â ãðàôå îòöà ñòàâèò ïðîïóñê. Íå ìî¸ äåëî, ïî÷åìó îíà ìàòü-îäèíî÷êà. Ìî¸ äåëî – å¸ ðàçâèâàþùàÿñÿ áåðåìåííîñòü è å¸ ñàìî÷óâñòâèå.
È ïîñëåäíÿÿ êàòåãîðèÿ: òå, êòî ïðèøëè ñ æåëåçîáåòîííûì ðåøåíèåì. Çäåñü äîëãèõ áåñåä è ðàçìóñîëèâàíèé íå áûâàåò – âîò íàïðàâëåíèÿ íà îáñëåäîâàíèÿ, çà ðåçóëüòàòàìè è íàïðàâëåíèåì íà ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè ïîäîéòè òîãäà-òî. Äî âñòðå÷è.
Òåïåðü ïðî ñàìè àáîðòû è ïîäãîòîâêó ê íèì.
Ñíà÷àëà ðàññêàæó ïðî àáîðòû ïî ÎÌÑ. Ïîëó÷èòü íàïðàâëåíèå ìîæåò ëþáàÿ æåíùèíà. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî:
1. Ïðåäîñòàâèòü ÓÇÈ î ñðîêå áåðåìåííîñòè
2. Ïðåäîñòàâèòü íåîáõîäèìûå îáñëåäîâàíèÿ (êëèíè÷åñêèé è áèîõèìè÷åñêèé àíàëèçû êðîâè, êîàãóëîãðàììó, ãðóïïó êðîâè è ðåçóñ-ôàêòîð, ãåïàòèò Â, ãåïàòèò Ñ, êðîâü íà ñèôèëèñ, íà ÂÈ× èíôåêöèþ, îáùèé àíàëèç ìî÷è, öèòîëîãè÷åñêèé ìàçîê è ìàçîê íà ôëîðó – ïîñëåäíèé, åñëè â í¸ì ìíîãî ëåéêîöèòîâ, ïîòðåáóþò ïðîëå÷èòü è ïåðåñäàòü)
3. Êîíñóëüòàöèÿ ïñèõîëîãà – ââåäåíà îòíîñèòåëüíî íåäàâíî, íî òðåáóåòñÿ âñåì (ïðè êàæäîé æåíñêîé êîíñóëüòàöèè åñòü ïñèõîëîã äëÿ ýòèõ öåëåé)
4. ÔËà íå áîëåå ãîäà äàâíîñòè, ÝÊÃ, çàêëþ÷åíèå òåðàïåâòà.
Îáû÷íî õâàòàåò íåäåëè, ÷òîáû ýòî ñîáðàòü. Äàëåå ìû äà¸ì íàïðàâëåíèå, è æåíùèíà, ëåòÿùåé ïîõîäêîé íàïðàâëÿåòñÿ â ñòàöèîíàð íà ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè.  Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå ýòèì â ðàìêàõ ÎÌÑ çàíèìàåòñÿ öåíòð ïëàíèðîâàíèÿ ñåìüè è ðåïðîäóêòîëîãèè (äîâîëüíî èðîíè÷íî). Îíè áåðóò â ñðîêàõ 7-12 íåäåëü áåðåìåííîñòè.
Áûâàþò ñèòóàöèè, êîãäà ÿ ðåêîìåíäóþ ñäåëàòü ïëàòíî.
1. Åñëè æåíùèíà óçíàëà î áåðåìåííîñòè äî 6 íåäåëü.  ýòîì ñëó÷àå åñòü âîçìîæíîñòü îáîéòèñü “ìàëîé êðîâüþ”: âàðèàíò ìåäèêàìåíòîçíîãî ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè èëè ìèíè-àáîðò (íèæå ðàññêàæó áîëåå ïîäðîáíî)
2. Åñëè æåíùèíà ïðèøëà ñëèøêîì ïîçäíî (10-11 íåäåëü) – ìû ïðîñòî íå óñïååì ñîáðàòüñÿ. À îíà íàñòðîåíà êàòåãîðè÷íî “òîëüêî àáîðò!”. Òîãäà ëó÷øå îïÿòü æå îáðàòèòüñÿ ïëàòíî, ÷òîáû óñïåòü âñ¸ ñäåëàòü â ñðîêàõ.
Âèäû àáîðòîâ:
1. Ìåäèêàìåíòîçíûé. Ïðîâîäèòñÿ äî 6 íåäåëü áåðåìåííîñòè, êîãäà ïëîäíîå ÿéöî åù¸ ìàëåíüêîå. Âûïèâàþòñÿ 2 ïðåïàðàòà, âûçûâàþùèå ñîêðàùåíèå ìàòêè è îòòîðæåíèå ýíäîìåòðèÿ. Ïî ñóòè, æåíùèíà ïðîñòî îáèëüíî îòìåíñòðóèðóåò âåñü ýíäîìåòðèé âìåñòå ñ ïëîäíûì ÿéöîì.
Íåäîñòàòêè: èíîãäà ñëó÷àåòñÿ íåïîëíûé àáîðò è ïðèõîäèòñÿ åõàòü â ñòàöèîíàð äëÿ óäàëåíèÿ îñòàòêîâ òêàíåé. Íî îòíîøåíèå êîëè÷åñòâà óäà÷ è îñëîæíåíèé ãîâîðèò “çà” ïðèìåíåíèå äàííîãî ìåòîäà.
2. Ìèíè-àáîðò èëè âàêóóì-àñïèðàöèÿ. Òàêæå ïðîâîäèòñÿ äî 6 íåäåëü áåðåìåííîñòè (íåêîòîðûå êëèíèêè áåðóò ãðåõ íà äóøó è óâåëè÷èâàþò ñðîê äî 8 íåäåëü, ÷òî ÷ðåâàòî â äàëüíåéøåì ðèñêîì îêàçàòüñÿ â ñòàöèîíàðå, òàê êàê óäàëèëèñü íå âñå òêàíè).  ïîëîñòü ìàòêè, ïðàêòè÷åñêè íå îùóòèìî äëÿ æåíùèíû ââîäèòñÿ êàòåòåð òîëùèíîé ñî ñòåðæåíü îò øàðèêîâîé ðó÷êè è âñ¸ îòñàñûâàåòñÿ â ñïåöèàëüíûé øïðèö. Äàííûé ìåòîä àáñîëþòíî èäåíòè÷åí ïðîöåäóðå àñïèðàòà èç ïîëîñòè ìàòêè â ðàìêàõ îáñëåäîâàíèÿ ïðè ìèîìå ìàòêè èëè ãèïåðïëàçèè ýíäîìåòðèÿ äî 6 ìì ó æåíùèí â ìåíîïàóçå.
Íåäîñòàòêè: ëþáîå âíóòðèìàòî÷íîå âìåøàòåëüñòâî èìååò ðèñê ðàçâèòèÿ ýíäîìåòðèòà (õîòü è ìèíèìàëüíûé). È, åñòü òàêæå âåðîÿòíîñòü, êàê è â ïåðâîì ñëó÷àå, íåïîëíîãî àáîðòà ñ ïîñëåäóþùèì ëå÷åíèåì â ñòàöèîíàðå
3. Àáîðò â ñðîêàõ 6-12 íåäåëü ïðîâîäèòñÿ ïóò¸ì êþðåòàæà ìàòêè. Äàííàÿ ïðîöåäóðà ïðîâîäèòñÿ ïîä âíóòðèâåííûì êðàòêîâðåìåííûì íàðêîçîì. Çàíèìàåò â ñðåäíåì 3-7 ìèíóò (çàâèñèò îò îïûòà äîêòîðà è ïàðàìåòðîâ ñàìîé æåíùèíû – åñëè äàìà âåñèò çà 100 êã, òî òóò ìèíóò 5 çàéì¸ò òîëüêî ïóòü ê ìåñòó ðàáîòû ÷åðåç âñå æèðîâûå çàïàñû Ðîäèíû). Ìåõàíèêà: ïðè ïîìîùè ñïåöèàëüíûõ ðàñøèðèòåëåé (ìåòàëëè÷åñêèå ïàëî÷êè ðàçíîãî äèàìåòðà) ðàñøèðÿåòñÿ öåðâèêàëüíûé êàíàë, ÷òîáû òóäà ìîæíî áûëî çàâåñòè êþðåòêó (èíñòðóìåíò âûãëÿäèò êàê ïàëî÷êà äëÿ ìûëüíûõ ïóçûðåé, òîëüêî ïî ôîðìå íå êðóãëàÿ íà êîíöå, à êàïëåâèäíàÿ). È äàëåå, êàê ïî ñòåíêàì áàíî÷êè ëîæêîé ñîáèðàþò êàêîå-íèáóäü ëàêîìñòâî, ïðèìåðíî òàêèìè æå äâèæåíèÿìè âûñêàáëèâàþò (à íå “÷èñòÿò”!) ñòåíêè ìàòêè.
Íåäîñòàòêè: – íå âñå õîðîøî îòõîäÿò îò íàðêîçà
– ëþáîå âíóòðèìàòî÷íîå âìåøàòåëüñòâî = ðèñê èíôåêöèè
– ðèñê “ïåðåñêîáëèòü”. Âæèâóþ íèêîãäà íå âèäåëà, íî â ëèòåðàòóðå ñëó÷àè îïèñàíû. Êàê äîêòîð îïðåäåëÿåò, ÷òî óæå âñ¸? ×òî àáîðò ìîæíî ñ÷èòàòü âûïîëíåííûì? Êîãäà óñëûøèò “õðóñò ñíåãà” (íà ïðàêòèêå, êàê ìíå êàæåòñÿ, òóò äàëüøå áîëüøå íå íà ñëóõ îðèåíòèðóåøüñÿ, à íà èçìåíèâøååñÿ ÷óâñòâà â ðóêå ïîä êþðåòêîé – ñëîæíî îïèñàòü, íî îäèí ðàç ïî÷óâñòâîâàâ, óæå íå çàáóäåøü). ×òîáû ïîíÿòü, ÷òî íàäî ñëûøàòü, âîçüìèòå ïðÿäü âîëîñ è ïîòðèòå â ïàëüöàõ, êàê áóäòî ÷òî-òî ñîëèòå. Âîò ýòîò ñàìûé çâóê. Íî åñëè ïðîäîëæèòü óñåðäñòâîâàòü íà “ãîëîé” ìàòêå, ìîæíî óäàëèòü áàçàëüíûé ñëîé êëåòîê, èç êîòîðîãî íàðàñòàåò ýíäîìåòðèé. Ñîîòâåòñòâåííî, æåíùèíà ëèøèòñÿ ìåíñòðóàöèé (ãîðìîíàëüíûå èçìåíåíèÿ áóäóò ïðîèñõîäèòü – ýòî íå ìåíîïàóçà), à çíà÷èò è øàíñîâ íà ïîñëåäóþùóþ áåðåìåííîñòü – ýìáðèîí áóäåò ôîðìèðîâàòüñÿ, íî óêîðåíèòüñÿ åìó áóäåò íåêóäà: âìåñòî ïëîäîðîäíîé ïî÷âû – âûææåíàÿ çåìëÿ.
È â çàêëþ÷åíèå, ïðî “àáîðò = óáèéñòâî!”. Íå áóäó âûñêàçûâàòü ñâî¸ ìíåíèå, òîëüêî ñóõèå ôàêòû.
 3-4 íåäåëè çàêëàäûâàåòñÿ íåðâíàÿ òðóáêà. Ýòî òàê. Íî ïåðâûé ðåôëåêñ, ñîñàòåëüíûé, ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî â 7 íåäåëü. Äî ýòîãî ñðîêà ýìáðèîí íè÷åãî íå ÷óâñòâóåò. Ê 8 íåäåëÿì îí ñïîñîáåí ðåàãèðîâàòü íà òàêòèëüíûå ïðèêîñíîâåíèÿ. Íî ñëîæíî ñêàçàòü íà ñ÷åò áîëåâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè – ýòè ðåöåïòîðû çàêëàäûâàþòñÿ ãîðàçäî ïîçäíåå. Òóò ñêîðåå êàê ó çóáíîãî: âû ÷óâñòâóåòå, ÷òî ó âàñ âî ðòó ÷òî-òî äåëàþò, íî áîëè íåò. Òàê ÷òî âñå âûñêàçûâàíèÿ “åìó æå áîëüíî” ñêîðåå áëèæå â ñòîðîíó èíñèíóàöèé, ÷åì äåéñòâèòåëüíîñòè.
Åäèíñòâåííîå, ïî ïîâîäó ÷åãî ÿ âûñêàæó ñâî¸ ìíåíèå – ðåøåíèå îá àáîðòå äîëæíî áûòü âçâåøåííûì. Ýòî òà ìûñëü, ñ êîòîðîé íóæíî “ïåðåñïàòü”. Âîçìîæíî, íå îäèí ðàç.
Ïðî ïîñëåäñòâèÿ ìîæíî ìíîãî ãîâîðèòü, íî òóò êàê â ðóññêîé ðóëåòêå “ïîâåç¸ò-íå ïîâåç¸ò”. Íåêîòîðûå ïóãàþò áåñïëîäèåì – ÿ ïîìíþ âî ñòóäåí÷åñòâå èñêàëà ÷åëþñòü ïîä ïëèíòóñîì, ïîñëå òîãî, êàê äîøëà äî ãèíåêîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà ó æåíùèíû è âûÿñíèëà, ÷òî ó 4 ðåá¸íêà – è 23 àáîðòà çà ïëå÷àìè.  öåëîì, 2-3 àáîðòà çà ïëå÷àìè èìååò ïðèìåðíî 50% ïàöèåíòîâ. Òàê ÷òî àáîðò è áåñïëîäèå – âîïðîñ äèñêóòàáåëüíûé.
Íî â öåëîì, ëó÷øèé àáîðò, êàê ìíå êàæåòñÿ, òîò, êîòîðîãî íå áûëî. Òàê ÷òî ãîñïîäà, áëóäèòå ñ óìîì