Принципы лечения железодефицитной анемии курсовая работа

Принципы лечения железодефицитной анемии курсовая работа thumbnail

Принципы лечения железодефицитной анемии курсовая работа

Классификация анемий; этиология и причины возникновения железодефицитной анемии, влияние уровня гемоглобина на степень ее тяжести. Лечение анемии; характеристика лекарственных железосодержащих препаратов, показания и противопоказания к их применению.

Подобные документы

  • Группы патогенетических факторов развития и степени тяжести анемии. Причины потерь железа в пожилом возрасте. Диагностика и лечение железодефицитной анемии. Мероприятия по уходу и поддержке пациентов, страдающих заболеваниями крови и костного мозга.

    реферат, добавлен 01.11.2015

  • Изучение этиологии, разновидностей, клинических проявлений и способов лечения анемий у беременных женщин. Особенности железодефицитной, апластической, мегалобластной и гемолитической анемии. Постановка дифференциального диагноза. Методы профилактики.

    презентация, добавлен 10.03.2012

  • Понятие, этиология, патогенез, классификация, причины, клиническая картина и развитие, лечение и профилактика железодефицитной анемии. Нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа. Нарушение транспорта железа вследствие дефицита трансферрина.

    презентация, добавлен 25.03.2014

  • Патогенетическая классификация анемий: постгеморрагические, гипопластические, гемолитические. Этиология и патогенез железодефицитной анемии у детей: антенатальные, интранатальные и постнатальные причины. Особенности распределения железа в организме.

    презентация, добавлен 17.05.2015

  • Определение и эпидемиология железодефицитной анемии – состояния, характеризующегося снижением количества гемоглобина в единице объема крови. Особенности дефицитных, постгеморрагических, гипопластических и гемолитических анемий. Роль железа в организме.

    презентация, добавлен 22.12.2014

  • Понятие и основные причины возникновения, а также факторы развития анемии как снижения уровня гемоглобина и (или) эритроцитов в единице объема крови, диагностика и лечение. Ее формы: железодефицитная, гемолитическая, апластическая, гипопролиферативная.

    разработка урока, добавлен 08.10.2014

  • Низкие запасы железа при рождении. Избыточные потери или повышенное потребление железа тканями. Клинические проявления железодефицитной анемии. Установление причин и факторов, сопутствующих развитию анемии. Наиболее употребляемые препараты железа.

    презентация, добавлен 21.12.2014

  • Клинические проявления железодефицитной анемии. Установление причин и факторов, сопутствующих развитию анемии. Методика лечения: получение полной клинико-гематологической ремиссии, которая достигается путем возмещения дефицита железа в крови и тканях.

    презентация, добавлен 31.03.2015

  • Физиологическая роль железа в организме. Эпидемиология железодефицитной анемии. Диагностика, этиология и патогенез ЖДА у детей, клиническая картина. Подходы к лечению анемии: медикаментозное, ферротерапия, витамины и микроэлементы; профилактика ЖДА.

    курсовая работа, добавлен 07.04.2016

  • Эпидемиология, классификация гемолитических анемий – группы анемий, обусловленных повышенным разрушением эритроцитов. Клинические проявления аутоиммунной гемолитической анемии с неполными тепловыми агглютинами. Лабораторные исследования. Методы лечения.

    презентация, добавлен 14.02.2016

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Ëàáîðàòîðíûå ïîêàçàòåëè, ñîîòâåòñòâóþùèå îïðåäåëåííûì ýòàïàì ðàçâèòèÿ äåôèöèòà æåëåçà â îðãàíèçìå. Êëèíèêî-ëàáîðàòîðíûå äèàãíîñòè÷åñêèå êðèòåðèè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, åå äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà. Òåðàïåâòè÷åñêàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà ïðåïàðàòà æåëåçà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru//

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru//

Ðåôåðàò íà òåìó:

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ (ÆÄÀ) — ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæèò äåôèöèò æåëåçà â îðãàíèçìå, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ íàðóøåíèåì ñèíòåçà æåëåçîñîäåðæàùåãî ïèãìåíòà ãåìà â ìîëåêóëå ãåìîãëîáèíà è, êàê ñëåäñòâèå ýòîãî, ðàçâèòèåì àíåìèè. Äåôèöèò æåëåçà â îðãàíèçìå ðàçâèâàåòñÿ èç-çà íàðóøåíèÿ åãî ïîñòóïëåíèÿ, óñâîåíèÿ èëè ïîâûøåííûõ ïîòåðü (äèñáàëàíñ ìåæäó ïîòðåáíîñòÿìè è ïîñòóïëåíèåì æåëåçà â îðãàíèçì). ÂÎÇ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ïðèçíàíà îäíîé èç âàæíûõ ñîöèàëüíûõ ïðîáëåì ñ ó÷åòîì øèðîêîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ äàííîé ïàòîëîãèè, â òîì ÷èñëå ñðåäè æåíùèí äåòîðîäíîãî âîçðàñòà è äåòåé, à òàêæå òîãî, ÷òî ñîöèàëüíûå ôàêòîðû (óðîâåíü æèçíè, îáðàçîâàíèÿ, çäðàâîîõðàíåíèÿ) âëèÿþò íà ÷àñòîòó çàáîëåâàåìîñòè. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ÿâëÿåòñÿ øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûì ïàòîëîãè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì è ñîñòàâëÿåò áîëåå 80% ñðåäè âñåõ àíåìèé. Íàèáîëåå ÷àñòî çàáîëåâàíèå âñòðå÷àåòñÿ â ðàçâèâàþùèõñÿ ñòðàíàõ, à â ðàçëè÷íûõ ãðóïïàõ íàñåëåíèÿ âûñîêàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê äåôèöèòó æåëåçà è æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè îòìå÷åíà ó äåòåé ïåðâûõ ëåò æèçíè, ïîäðîñòêîâ è æåíùèí äåòîðîäíîãî âîçðàñòà.Ïî äàííûì ðàçëè÷íûõ àâòîðîâ, ÆÄÀ â ñðåäíåì ñòðàäàåò 5-10% íàñåëåíèÿ ïëàíåòû. Êðîìå òîãî, ëàòåíòíûé äåôèöèò æåëåçà âûÿâëÿåòñÿ ó 12-15% è áîëåå îáñëåäîâàííûõ à ñðåäè æåíùèí ðåïðîäóêòèâíîãî âîçðàñòà — ó 50%.

Êëàññèôèêàöèÿ. Åäèíîé îáùåé êëàññèôèêàöèè ÆÄÀ íåò, íî îáû÷íî âûäåëÿþò ñëåäóþùèå âàðèàíòû:

1) õðîíè÷åñêàÿ ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ (ñîñòàâëÿåò îñíîâíóþ ÷àñòü ÆÄÀ);

2) þâåíèëüíàÿ àíåìèÿ (ñâÿçàíà ñ äèñáàëàíñîì îáìåíà æåëåçà íà ôîíå èíòåíñèâíîãî ðîñòà è íà÷àëîì ìåíñòðóàëüíîãî ïåðèîäà ó äåâî÷åê);

3) ïî ñòåïåíè òÿæåñòè ðàçëè÷àþò àíåìèþ ëåãêóþ (óðîâåíü ãåìîãëîáèíà êðîâè âûøå 90 ã/ë), ñðåäíåé òÿæåñòè (ãåìîãëîáèí – 70-89 ã/ë) è òÿæåëóþ (ãåìîãëîáèí ìåíåå 70 ã/ë).

4) ïî ñòàäèÿì — ïðåëàòåíòíûé äåôèöèò æåëåçà, ñòàäèÿ ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà è ñîáñòâåííî ÆÄÀ.

Îïðåäåëåííûì ýòàïàì ðàçâèòèÿ äåôèöèòà æåëåçà â îðãàíèçìå ñîîòâåòñòâóþò ñëåäóþùèå ëàáîðàòîðíûå ïîêàçàòåëè.

1. Ïðåëàòåíòíûé äåôèöèò æåëåçà — ñíèæåíèå óðîâíÿ ñûâîðîòî÷íîãî ôåððèòèíà íèæå 12 ìêã/ë (ïðè îïðåäåëåíèè ðàäèîèììóííûì ìåòîäîì); â äåñôåðàëîâîì òåñòå óìåíüøåíèå âûäåëåíèÿ æåëåçà ñ ìî÷îé ìåíåå 0,4-0,2 ìã; óìåíüøåíèå êîëè÷åñòâà ñèäåðîáëàñòîâ â ñòåðíàëüíîì ïóíêòàòå äî 15% è ìåíåå.

2. Ëàòåíòíûé äåôèöèò æåëåçà (ñ ïîÿâëåíèåì êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ ñèäåðîïåíèè) — ñûâîðîòî÷íîå æåëåçî ìåíåå 14 ìêìîëü/ë; ÎÆÑÑ è ËÆÑÑ ïðåâûøàþò íîðìàëüíûå ïîêàçàòåëè; ñíèæåíèå êîýôôèöèåíòà íàñûùåíèÿ òðàíñôåððèíà.

3. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ — ïîÿâëåíèå ãèïîõðîìíîé àíåìèè.

Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ÆÄÀ.

1. Õðîíè÷åñêèå êðîâîïîòåðè

Æåëóäî÷íî-êèøå÷íûå êðîâîòå÷åíèÿ.

Ìàòî÷íûå êðîâîòå÷åíèÿ.

Îïóõîëè:

— ðàê ïðÿìîé è òîëñòîé êèøêè;

— ðàê ïèùåâîäà, æåëóäêà, òîíêîé êèøêè;

— ãèïåðíåôðîìà;

— ðàê ìî÷åâîãî ïóçûðÿ;

Äðóãèå ïðè÷èíû:

— ïàðîêñèçìàëüíàÿ íî÷íàÿ ãåìîãëîáèíóðèÿ;

— ãåìîñèäåðîç ëåãêîãî;

— ãåìîððàãè÷åñêèå äèàòåçû.

2. Ïîâûøåííàÿ ïîòðåáíîñòü â æåëåçå:

— áåðåìåííîñòü è ïåðèîä ëàêòàöèè;

— ìëàäåí÷åñòâî;

— ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò (þâåíèëüíûé õëîðîç).

3. Íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà:

— ãàñòðîäóîäåíèò;

— ãàñòðýêòîìèÿ;

— àëèìåíòàðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü æåëåçà, âåãåòàðèàíñòâî, ãîëîäàíèå;

— èíôåêöèîííîå ïîðàæåíèå êèøå÷íèêà.

4. Íàðóøåíèå òðàíñïîðòà æåëåçà:

— ïðè íåäîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå èëè íèçêîé ôóíêöèîíàëüíîé àêòèâíîñòè òðàíñôåððèíà.

Êëèíèêî-ëàáîðàòîðíûå äèàãíîñòè÷åñêèå êðèòåðèè ÆÄÀ

1. Àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì.

2. Ñèäåðîïåíè÷åñêèé ñèíäðîì: äèñòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ êîæè è åå ïðèäàòêîâ (ñóõîñòü êîæè, ëîìêîñòü è ñëîèñòîñòü íîãòåé, êîéëîíèõèè, âûïàäåíèå âîëîñ), àíãóëÿðíûéõåéëèò, ñòîìàòèò, èçâðàùåíèå âêóñà è îáîíÿíèÿ, ìûøå÷íûå áîëè è ìûøå÷íàÿ ãèïîòîíèÿ (äèçóðèÿ è íåäåðæàíèå ìî÷è ïðè êàøëå, ñìåõå).

* Ïåðèôåðè÷åñêàÿ êðîâü: àíåìèÿ ãèïîõðîìíàÿ (ñíèæåíèå: ÖÏ, MCH-ñðåäíåå ñîäåðæàíèå ãåìîãëîáèíà â ýðèòðîöèòå, MCHC-ñðåäíÿÿ êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà â ýðèòðîöèòå), ìèêðîöèòàðíàÿ (ñíèæåíèå MCV-ñðåäíåãî îáúåìà ýðèòðîöèòîâ), â ìàçêå — àíèçîöèòîçEr, ãèïîõðîìíûé îâàëîöèòîç, íàëè÷èå ìèøåíåâèäíûõ êëåòîê.

* Ïîêàçàòåëè îáìåíà æåëåçà: ñíèæåíèå óðîâíÿ ÑÆ, ïîâûøåíèå ÎÆÑÑ, ñíèæåíèå ïðîöåíòà íàñûùåíèÿ æåëåçîì òðàíôåððèíà, ñíèæåíèå ñîäåðæàíèÿ ñûâîðîòî÷íîãî ôåððèòèíà â êðîâè, ïîâûøåíèå ñâîáîäíîãî ýðèòðîöèòàðíîãîïðîòîïîðôèðèíà(íîðìà — 2,7-9,0 ìêìîëü/ë) — î÷åíü ñïåöèôè÷íî äëÿ äèàãíîñòèêè ÆÄÀ.

* Êîñòíûé ìîçã (ÊÌ): ðàñøèðåíèå ýðèòðîèäíîãî ðîñòêà, ñíèæåíèå êîëè÷åñòâà è èíäåêñà ñîçðåâàíèÿ ýðèòðîáëàñòîâ.

Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà

Èçâåñòíî, ÷òî âñÿêàÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ãèïîõðîìíàÿ, íî íå âñÿêàÿ ãèïîõðîìíàÿ àíåìèÿ — æåëåçîäåôèöèòíàÿ. Ïîýòîìó äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç â ïåðâóþ î÷åðåäü ïðîâîäÿò ñ äðóãèìè ãèïîõðîìíûìè àíåìèÿìè, ê êîòîðûì, â ÷àñòíîñòè, îòíîñÿòñÿ ñèäåðîàõðåñòè÷åñêèå («æåëåçî-íåíàñûùåííûå») àíåìèè (ñ íàðóøåíèåì ñèíòåçà ãåìà â ðåçóëüòàòå óãíåòåíèÿ àêòèâíîñòè ôåðìåíòîâ, âêëþ÷àþùèå æåëåçî â ñîñòàâ ãåìà).  ýòó ãðóïïó âõîäÿò íàñëåäñòâåííûå ñèäåðîàõðåñòè÷åñêèå è ïðèîáðåòåííûå (ìåäèêàìåíòîçíûå) àíåìèè, à òàêæå àíåìèÿ ïðè ñâèíöîâîé èíòîêñèêàöèè. Äàííàÿ ãðóïïà àíåìèé ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷àåòñÿ îò ÆÄÀ òåì, ÷òî ïðè íèõ â îðãàíèçìå èìååòñÿ íå íåäîñòàòîê, à èçáûòîê æåëåçà, êîòîðûé ìîæíî îïðåäåëèòü ñîîòâåòñòâóþùèìè òåñòàìè. Ïðè ïðîñìîòðå ìàçêà êðîâè â ñëó÷àå ñâèíöîâîãî îòðàâëåíèÿ áàçîôèëüíàÿ ïóíêòàöèÿ â ýðèòðîöèòàõ âûãëÿäèò áîëåå ãðóáîé, òîãäà êàê ïðè ÆÄÀ îòìå÷àåòñÿ áîëåå íåæíàÿ çåðíèñòîñòü.  ýòîì ñëó÷àå ñêðèíèíãîâûì òåñòîì ìîæåò ñëóæèòü è îïðåäåëåíèå ñâîáîäíîãî ýðèòðîöèòàðíîãî ïðîòîïîðôèðèíà (íîðìà 2,7-9,0 ìêìîëü/ë), óðîâåíü êîòîðîãî îáû÷íî ïîâûøåí ïðè ÆÄÀ è, íàïðîòèâ, ïðè ñâèíöîâîé èíòîêñèêàöèè — ñ íàðóøåííûì ïîðôèðèíîâûì îáìåíîì. Ê ãèïîõðîìíûì àíåìèÿì îòíîñèòñÿ òàëàññåìèÿ — íàñëåäñòâåííàÿ ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ ñ íàðóøåíèåì ñèíòåçà ãåìîãëîáèíà.  äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêå ïðè òàëàññåìèè èìåþò çíà÷åíèå ñåìåéíûé àíàìíåç, íàëè÷èå ïðèçíàêîâ ãåìîëèçà è îïðåäåëåíèå ôðàêöèé ãåìîãëîáèíà. Êðîìå òîãî, â ñëó÷àÿõ âûÿâëåíèÿ ìèêðîöèòîçà ïðè àíåìèè óìåðåííîé ñòåïåíè òÿæåñòè î÷åíü âàæíî îïðåäåëèòü ïîêàçàòåëü RDW (ïîêàçàòåëü àíèçîöèòîçà ýðèòðîöèòîâ) – ïîâûøåííîãî ïðè ÆÄÀ è íîðìàëüíîãî ïðè òàëàññåìèè, ãäå èìååòñÿ áîëåå ãîìîãåííàÿ ïîïóëÿöèÿ ýðèòðîöèòîâ.

Ìîæåò âîçíèêíóòü íåîáõîäèìîñòü â äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêå ñ òàê íàçûâàåìîé àíåìèåé õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé (ÀÕÇ) — æåëåçîïåðåðàñïðåäåëèòåëüíîé àíåìèåé ñî ñëîæíûì ïàòîãåíåòè÷åñêèì ìåõàíèçìîì, ïðè êîòîðîé, òàê æå êàê ïðè ÆÄÀ, ãèïîõðîìíàÿ àíåìèÿ ñî÷åòàåòñÿ ñ íåâûñîêèì óðîâåíåìðåòèêóëîöèòîâ. Ïðè ÀÕÇ òàê æå, êàê è ïðè äðóãèõ âûøåóêàçàííûõ ñîñòîÿíèÿõ (òàëàññåìèè, ñèäåðîáëàñòíîé àíåìèè), ñûâîðîòî÷íûé ôåððèòèí â íîðìå èëè ïîâûøåí. Îäíàêî åñëè óðîâåíü ñûâîðîòî÷íîãî ôåððèòèíà íà íèæíåé ãðàíèöå íîðìû, ìîæåò áûòü ñëîæíî îòëè÷èòü àíåìèþ ïðè õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ îò äåôèöèòà æåëåçà. Áîëåå òîãî, ó íåêîòîðûõ áîëüíûõ ñî÷åòàþòñÿ ýòè äâà ñîñòîÿíèÿ. Ðàííèì äèôôåðåíöèàëüíî-äèàãíîñòè÷åñêèì êðèòåðèåì â îòíîøåíèè ÆÄÀ è ÀÕÇ ñ÷èòàåòñÿ ïîêàçàòåëü ñîîòíîøåíèÿ êîíöåíòðàöèè ðàñòâîðèìûõ òðàíñôåððèíîâûõ ðåöåïòîðîâ ñûâîðîòêè è óðîâíÿ ôåððèòèíà. Óðîâåíü ðåöåïòîðîâ ñûâîðîòî÷íîãî òðàíñôåððèíà íîðìàëåí â ñëó÷àÿõ àíåìèè ïðè õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ. Îäíîâðåìåííîå îïðåäåëåíèå óðîâíÿ TfR ñûâîðîòêè è ôåððèòèíà îáåñïå÷èâàåò î÷åíü âûñîêóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü è ñïåöèôè÷íîñòü ïðè âûÿâëåíèè èñòîùåíèÿ çàïàñîâ æåëåçà è â ïåðñïåêòèâå ìîæåò çàìåíèòü òàêèå îáùåïðèíÿòûå â íàñòîÿùåå âðåìÿ ïîêàçàòåëè îáìåíà æåëåçà, êàê îïðåäåëÿåìûå îòäåëüíî ñûâîðîòî÷íîå æåëåçî, òðàíñôåððèí è ôåððèòèí.

Íåëüçÿ òàêæå çàáûâàòü î âåðîÿòíîñòè ïîëèäåôèöèòíûõ àíåìèé, îñîáåííî ó ëèö ñòàðøåãî è ïîæèëîãî âîçðàñòà, íåðåäêî çàâèñÿùèõ îò ðÿäà ãåîãðàôè÷åñêèõ è ñîöèàëüíî-äåìîãðàôè÷åñêèõ ôàê-òîðîâ. Âûñîêà âåðîÿòíîñòü ñî÷åòàííîãî õàðàêòåðà àíåìèè ïðè çàáîëåâàíèÿõ èëè ðåçåêöèè òîíêîé êèøêè. Íîðìàëüíûé MCV ïðè âûñîêîì RDW óêàçûâàåò ïà âîçìîæíîñòü ñìåøàííîé ýòèîëîãèè àíåìèè, â ÷àñòíîñòè, ñî÷åòàíèå æåëåçî- è Â12-ôîëèåâîäåôèöèòà.

Êðàéíå âàæíî îïðåäåëåíèå ïðè÷èíû äåôèöèòà æåëåçà (àíàìíåç, èññëåäîâàíèå êàëà íà ñêðûòóþ êðîâü, êîëîíîñêîïèÿ, óçè âíóòðåííèõ îðãàíîâ, ýçîôàãîãàñòðîäóîäåíîñêîïèÿ, àíàëèç ìî÷è ïî Íå÷èïîðåíêî è äð…).

Ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî ÆÄÀ íå ñàìîñòîÿòåëüíîå çàáîëåâàíèå, è ïðè ôîðìóëèðîâêå äèàãíîçà íåîáõîäèìî îáÿçàòåëüíî óêàçûâàòü ýòèîëîãèþ ýòîé àíåìèè.

Ïðèìåð ôîðìóëèðîâêè äèàãíîçà: ÆÄÀ, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, àëèìåíòàðíîãî ãåíåçà.

ÆÄÀ, òÿæåëîé ñòåïåíèòÿæåñòè, ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ. Êðîâîòî÷àùèé ãåìîððîé.

Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ ÆÄÀ.

1. Âîçìåñòèòü äåôèöèò æåëåçà íåâîçìîæíî áåç æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðåïàðàòîâ.

2. Òåðàïèÿ äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ïðåïàðàòàìè æåëåçà äëÿ ïåðîðàëüíîãî ïðèåìà.

3. Òåðàïèÿ íå äîëæíà ïðåêðàùàòüñÿ ïîñëå íîðìàëèçàöèè Hb.

4. Ãåìîòðàíñôóçèè ïðîâîäèòü ñòðîãî ïî ïîêàçàíèÿì.

5. Ëå÷åíèå ïðè÷èíû àíåìèè (òåðàïèÿ ÿçâåííîé áîëåçíè, îïåðàòèâíîå óäàëåíèå îïóõîëè, àäåêâàòíîå ïèòàíèå è äð…), ëå÷åíèå «ôîíîâûõ» áîëåçíåé. Îäíîâðåìåííî ïðîâîäÿò êîððåêöèþ äåôèöèòà æåëåçà ñîîòâåòñòâóþùèìè ìåäèêàìåíòîçíûìè ïðåïàðàòàìè.

Òåðàïåâòè÷åñêàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà ïðåïàðàòà æåëåçà ñîñòàâëÿåò îò 100 äî 300 ìã ïî «ýëåìåíòàðíîìó»(äâóõâàëåíòíîìó) æåëåçó. Äëèòåëüíîñòü ïðèåìà òåðàïåâòè÷åñêîé äîçû — äî íîðìàëèçàöèè Hb, ÷òî â ñðåäíåì çàíèìàåò îò 4 äî 8 íåäåëü (íîðìàëèçàöèÿ óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà, èñ÷åçíîâåíèå ãèïîõðîìèè ïðîèñõîäèò îáû÷íî ê êîíöó ïåðâîãî ìåñÿöà ëå÷åíèÿ ïðè àäåêâàòíûõ äîçàõ ïðåïàðàòîâ). Îäíàêî ñ öåëüþ íàñûùåíèÿ äåïî ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèìåíåíèå ïîëîâèííîé äîçû æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðåïàðàòîâ íà ïðîòÿæåíèè åùå 4-8 íåäåëü. Ïîñëå íîðìàëèçàöèè Hb – ïðîäîëæàåòñÿ ïîääåðæèâàþùàÿ äîçà (50% îò òåðàïåâòè÷åñêîé) — 1-2 ìåñÿöà, â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè òÿæåñòè àíåìèè.Íàñûùåíèå äåïî îïðåäåëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ êîìïëåêñíîãî áèîõèìè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ. Ïðè îòñóòñòâèè ýòèõ ìåòîäîâ ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ ýìïèðè÷åñêè. Ò.å. â òåðàïèè ÆÄÀ âûäåëÿþò äâà ýòàïà: ýòàï íîðìàëèçàöèè óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà è ýòàï âîññòàíîâëåíèÿ ðåçåðâíûõ ôîíäîâ æåëåçà.Êîíòðîëü ýôôåêòèâíîñòè òåðàïèè ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíûì êîìïîíåíòîì ðàöèîíàëüíîãî ïðèìåíåíèÿ æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðåïàðàòîâ.  ïåðâûå äíè ëå÷åíèÿ ïðîâîäèòñÿ îöåíêà ñóáúåêòèâíûõ îùóùåíèé, íà 5-8-é äåíü îáÿçàòåëüíî îïðåäåëåíèå ðåòèêóëîöèòàðíîãî êðèçà (2-10-êðàòíîå óâåëè÷åíèå ÷èñëà ðåòèêóëîöèòîâ ïî ñðàâíåíèþ ñ èñõîäíûì çíà÷åíèåì). Íà 3-é íåäåëå îöåíèâàþò ïðèðîñò ãåìîãëîáèíà è ÷èñëà ýðèòðîöèòîâ. Îòñóòñòâèå ðåòèêóëîöèòàðíîãî êðèçà ñâèäåòåëüñòâóåò ëèáî îá îøèáî÷íîì íàçíà÷åíèè ïðåïàðàòà, ëèáî î íàçíà÷åíèè íåàäåêâàòíî ìàëîé äîçû.

Ïîêàçàíèå äëÿ ïàðåíòåðàëüíîãî ââåäåíèÿ ïðåïàðàòîâ æåëåçà — íàðóøåíèå âñàñûâàíèÿ ïðè ïàòîëîãèè êèøå÷íèêà (ýíòåðèòû, ñèíäðîì íåäîñòàòî÷íîñòè âñàñûâàíèÿ, ðåçåêöèÿ òîíêîãî êèøå÷íèêà è äð…).

Ïðîôèëàêòèêà ðàçâèòèÿÆÄÀ:

1. Âûÿâëåíèå ëàòåíòíîéÆÄÀ â ãðóïïå ðèñêà.

2. Óñòðàíåíèå ôàêòîðîâ ðèñêà.

3. Ïðîòèâîðåöèäèâíûå êóðñû ëå÷åíèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà íåñêîëüêî ðàç â ãîä ó ëþäåé ñ íåóñòðàíèìûìè ïðè÷èíàìè ðàçâèòèÿ ÆÄÀ.

4. Èñïîëüçîâàíèå ïèùåâûõ äîáàâîê â ðàöèîíå.

Ïðîãíîç áëàãîïðèÿòíûé. Òåðàïèÿ ìîæåò áûòü íåýôôåêòèâíà ïðè:

à) ïðîäîëæàþùèõñÿ ïîòåðÿõ æåëåçà â îðãàíèçìå, êîãäà êðîâîïîòåðÿ ïðåâûøàåò ñïîñîáíîñòü ê ïîâûøåííîìó âñàñûâàíèþ æåëåçà ïðè äîïîëíèòåëüíîì íàçíà÷åíèè æåëåçîñîäåðæàùåãî ïðåïàðàòà;

á) ïîâûøåííîì ïîòðåáëåíèè ïðîäóêòîâ, ñíèæàþùèõ âñàñûâàíèå æåëåçà;

â) íàëè÷èè âîñïàëèòåëüíûõ è çëîêà÷åñòâåííûõ çàáîëåâàíèé èëè íåâåðíî óñòàíîâëåííîì äèàãíîçå ÆÄÀ.

Òàêèì îáðàçîì, ïðè ïðàâèëüíîé äèàãíîñòèêå è àäåêâàòíîé òåðàïèè çàáîëåâàíèå ïîëíîñòüþ èçëå÷èìî.

Ëèòåðàòóðà

Âíóòðåííèå áîëåçíè: Ó÷åáíèê äëÿ ìåä.âóçîâ/Ïîä ðåä. Ñ.È.Ðÿáîâà. 2-å èçäàíèå, èñïðàâëåííîå. – ÑÏá: ÑïåöËèò, 2001. – 861 ñ.

Ìàêàðåâè÷ À.Ý. Âíóòðåííèå áîëåçíè: ó÷åáíîå ïîñîáèå.  3 ò./À.Ý.Ìàêàðåâè÷. – Ìèíñê: Âûø.øêîëà, 2008. – 543 ñ.: èë

Âíóòðåííèå áîëåçíè: ó÷åáíèê â 2-õ ò. /Ïîä ðåä. À.È.Ìàðòûíîâà è äð. Ò.2. – 648 ñ. äåôèöèò æåëåçî àíåìèÿ

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Èññëåäîâàíèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè è ïðåïàðàòîâ, ïðèìåíÿåìûõ äëÿ åå ëå÷åíèÿ. Êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé íà îñíîâå óäîáñòâà, âîçìîæíîñòè ýôôåêòèâíîãî åå ïðèìåíåíèÿ â êëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå. Ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç è ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Àíåìèÿ – ãðóïïà êëèíèêî-ãåìàòîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ, îáùèì ìîìåíòîì äëÿ êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà â êðîâè, ÷àùå ïðè îäíîâðåìåííîì óìåíüøåíèè ÷èñëà ýðèòðîöèòîâ (èëè îáùåãî îáú¸ìà ýðèòðîöèòîâ). Òåðìèí «àíåìèÿ» áåç äåòàëèçàöèè íå îïðåäåëÿåò êîíêðåòíîãî çàáîëåâàíèÿ, òî åñòü àíåìèþ ñëåäóåò ñ÷èòàòü îäíèì èç ñèìïòîìîâ ðàçëè÷íûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé.

Ñàìà ïî ñåáå ëþáàÿ àíåìèÿ íå ÿâëÿåòñÿ çàáîëåâàíèåì, íî ìîæåò âñòðå÷àòüñÿ êàê ñèíäðîì ïðè öåëîì ðÿäå çàáîëåâàíèé, êîòîðûå ìîãóò áûòü ëèáî ñâÿçàíû ñ ïåðâè÷íûì ïîðàæåíèåì ñèñòåìû êðîâè, ëèáî íå çàâèñåòü îò íåãî.  ñâÿçè ñ ýòèì ñòðîãàÿ íîçîëîãè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé íåâîçìîæíà. Äëÿ êëàññèôèêàöèè àíåìèé ïðèíÿòî èñïîëüçîâàòü ïðèíöèï ïðàêòè÷åñêîé öåëåñîîáðàçíîñòè. Äëÿ ýòîãî íàèáîëåå óäîáíî äåëèòü àíåìèè ïî åäèíîìó êëàññèôèêàöèîííîìó ïðèçíàêó — öâåòîâîìó ïîêàçàòåëþ.

Öåëü äàííîé ðàáîòû çàêëþ÷àåòñÿ â èññëåäîâàíèè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè è ïðåïàðàòîâ, ïðèìåíÿåìûõ äëÿ åå ëå÷åíèÿ.

 ñîîòâåòñòâèè ñ óêàçàííîé öåëüþ, ïîñòàâëåíû ñëåäóþùèå çàäà÷è:

1) èçó÷èòü ïîíÿòèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè;

2) èçó÷èòü ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû àïòåêè ãîðîäà Ïîëåâñêîé «Àëüôà Æèâèêà», ïðèìåíÿåìûå äëÿ ëå÷åíèÿ àíåìèè;

3) ïðîàíàëèçèðîâàòü ðàñõîä æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðåïàðàòîâ çà 2013 ãîä.

Íàèáîëåå ïîäðîáíî ïîñòàâëåííûå çàäà÷è ÿ ïîñòàðàëàñü îòðàçèòü â ãëàâàõ 1,2, 5 è 6.  çàêëþ÷åíèè ÿ ïîäâåëà èòîãè ïî ïðîäåëàííîé ðàáîòå è ñäåëàëà âûâîä ïî ïîñòàâëåííûì çàäà÷àì.

1. ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÀÍÅÌÈÉ

Àíåìèè ïîäðàçäåëÿþò íà ãðóïïû ïî ðàçëè÷íûì ïðèçíàêàì. Êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé â îñíîâíîì îñíîâûâàåòñÿ íà óäîáñòâå, âîçìîæíîñòè ýôôåêòèâíîãî å¸ ïðèìåíåíèÿ â êëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå.

1. Ïî öâåòîâîìó ïîêàçàòåëþ

Öâåòîâîé ïîêàçàòåëü (ÖÏ) ïîêàçûâàåò ñòåïåíü íàñûùåíèÿ ýðèòðîöèòà ãåìîãëîáèíîì.  íîðìå îí ðàâåí 0,85 — 1,05.  çàâèñèìîñòè îò íåãî ðàçëè÷àþò òàêèå àíåìèè êàê:

1) Ãèïîõðîìíàÿ àíåìèÿ

· Ãèïîõðîìíûå — ÖÏ < 0,85 (ïî íåêîòîðûì èñòî÷íèêàì íèæå 0,8):

· Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

· Òàëàññåìèÿ

2) Íîðìîõðîìíàÿ àíåìèÿ

· Íîðìîõðîìíûå — ÖÏ 0,85-1,05:

· ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè (êîãäà ñêîðîñòü ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ ïðåâûøàåò ñêîðîñòü èõ ïðîäóêöèè)

· ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ (êàê ðåçóëüòàò ïîòåðè êðîâè âñëåäñòâèå êðîâîòå÷åíèÿ èëè êðîâîèçëèÿíèÿ)

· íåîïëàñòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ êîñòíîãî ìîçãà

· àïëàñòè÷åñêèå àíåìèè

· âíåêîñòíîìîçãîâûå îïóõîëè

· àíåìèè âñëåäñòâèå ñíèæåíèÿ âûðàáîòêè ýðèòðîïîýòèíà

3) Ãèïåðõðîìíàÿ àíåìèÿ

· Ãèïåðõðîìíûå — ÖÏ > 1,1:

· âèòàìèí B12-äåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

· ôîëèåâîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

· ìèåëîäèñïëàñòè÷åñêèé ñèíäðîì

2. Ïî ñòåïåíè òÿæåñòè

 çàâèñèìîñòè îò âûðàæåííîñòè ñíèæåíèÿ óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà âûäåëÿþò òðè ñòåïåíè òÿæåñòè àíåìèè:

· ˸ãêàÿ — óðîâåíü ãåìîãëîáèíà íèæå íîðìû, íî âûøå 90 ã/ë;

· Ñðåäíÿÿ — ãåìîãëîáèí â ïðåäåëàõ 90-70 ã/ë;

· Òÿæ¸ëàÿ — óðîâåíü ãåìîãëîáèíà ìåíåå 70 ã/ë.

Êàê ìû ìîæåì çàìåòèòü – âèäîâ àíåìèé ìíîãî è âñå îíè îòëè÷àþòñÿ ïî âûøå èçëîæåííûì ïðèçíàêàì, ñëåäîâàòåëüíî, è ëå÷åíèå êàêîé-ëèáî àíåìèè áóäåò îòëè÷àòüñÿ îò äðóãîé.

Îçíàêîìèâøèñü ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì àíåìèé ÿ ðåøèëà ïîïîäðîáíåå èçó÷èòü æåëåçîäåôèöèòíóþ àíåìèþ (ÆÄÀ).

2. ÝÒÈÎËÎÃÈß. ÏÐÈ×ÈÍÛ ÂÎÇÍÈÊÍÎÂÅÍÈß ÆÅËÅÇÎÄÅÔÈÖÒÍÎÉ ÀÍÅÌÈÈ

Îäíîé èç ãëàâíûõ ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ ÆÄÀ ÿâëÿåòñÿ õðîíè÷åñêàÿ ïîòåðÿ êðîâè.

1. Æåëóäî÷íî-êèøå÷íûå êðîâîòå÷åíèÿ:

· ÿçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè

· äèâåðòèêóë ïèùåâîäà

· ãðûæà ïèùåâîäíîãî îòâåðñòèÿ äèàôðàãìû

· äèâåðòèêóëû è ïîëèïîç òîëñòîé êèøêè

· ãåìîððîé

· ïðèåì àñïèðèíà, èíäîìåòàöèíà, àíòèêîàãóëÿíòîâ

· íåìàòîäîç

2. Ìàòî÷íûå êðîâîòå÷åíèÿ:

· ïîòåðè â ìåíñòðóàëüíîì öèêëå,

· ôèáðîìèîìàòîç,

· ýíäîìåòðèîç,

· îïóõîëè.

3. Äðóãèå ïðè÷èíû:

· ïàðîêñèçìàëüíàÿ íî÷íàÿ ãåìîãëîáèíóðèÿ

· ãåìîñèäåðîç ëåãêîãî

4. Îïóõîëè:

· ðàê ïðÿìîé è òîëñòîé êèøêè

· ðàê ïèùåâîäà, æåëóäêà, òîíêîé êèøêè

· ðàê ìî÷åâîãî ïóçûðÿ

5. Ïîâûøåííàÿ ïîòðåáíîñòü â æåëåçå:

· áåðåìåííîñòü è ïåðèîä ëàêòàöèè

· ìëàäåí÷åñòâî

· ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò (þâåíèëüíûé õëîðîç)

· äèôèëîáîòðèîç

6. Íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà:

· ãàñòðîäóîäåíèò

· êîëèò

· ãàñòðýêòîìèÿ

· àëèìåíòàðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü æåëåçà, âåãåòàðèàíñòâî, ãîëîäàíèå

· àõëîðãèäðèÿ

Æåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè èìåþò ìíîãî ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ: íåäîñòàòîê ïîñòóïàþùåãî æåëåçà ñ ïèùåé, ïîâûøåíèå ïîòðåáíîñòè â æåëåçå (ïðè áåðåìåííîñòè, ëàêòàöèè), íåäîñòàòî÷íîå âñàñûâàíèå, ãîëîäàíèå (äåôèöèò áåëêîâîé ïèùè ïðèâîäèò ê óìåíüøåíèþ âñàñûâàíèÿ).òàêæå ïðè÷èíàìè ìîãóò íåóñâîåíèå æåëåçà çà ñ÷åò ïîðàæåíèÿ êèøå÷íèêà (ýíòåðèòû, ýíòåðîêîëèòû – íàðóøåíèå òðàíñïîðòà æåëåçà), ïðè äëèòåëüíîé ìàññèâíîé àíòèáèîòèêîòåðàïèè (äèñáàêòåðèîç); êðîâîïîòåðè îñòðûå è õðîíè÷åñêèå. Àíåìèè ìîãóò ñâÿçàíû ñ áûñòðûì ðîñòîì. Òàêæå ïðè÷èíàìè àíåìèé ìîãóò èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ.

Ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè ìîãóò áûòü ñâÿçàíû ñ ïðèìåíåíèåì òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ, ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ è äð.

Ãèïåðõðîìíûå àíåìèè ïîÿâëÿþòñÿ ïðè íåäîñòàòêå ôîëèåâîé êèñëîòû è âèòàìèíà Â12. Êàê ïðàâèëî ïðè÷èíîé ýòèõ àíåìèè ÿâëÿåòñÿ ïàòîëîãèÿ æåëóäêà (àòðîôèÿ ñëèçèñòîé, âûñîêàÿ ðåçåêöèÿ æåëóäêà è äð.), ïðè ãëèñòíûõ èíâàçèÿõ (øèðîêèé ëåíòåö), ïðè ìàññèâíûõ ïîðàæåíèÿõ âñåãî ÆÊÒ.

Íàñëåäñòâåííûå àíåìèè. Ñâÿçàíû â äåôèöèòîì òåõ èëè èíûõ ôåðìåíòîâ.

Òàêæå ñóùåñòâóþò àíåìèè ñâÿçàííûå ñ ïàòîëîãèåé ïå÷åíè è ïî÷åê. Ïðè ïàòîëîãèè ïå÷åíè âîçíèêàåò íåäîñòàòîê òðàíñïîðòíûõ áåëêîâ.

Òàêæå åñòü ïñåâäîæåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè – æåëåçà â êðîâè äîñòàòî÷íî, íî îíî íå óñâàèâàåòñÿ â êîñòíîì ìîçãå. Ýòà àíåìèÿ âîçíèêàåò ïðè îòðàâëåíèè ñâèíöîì, ãèïîòèðåîçå, âðîæäåííûõ àíîìàëèÿõ ðàçâèòèÿ. Ïðåïàðàòû æåëåçà ýòèì áîëüíûì ïðîòèâîïîêàçàíû.

3. ÏÀÒÎÃÅÍÅÇ

æåëåçîäåôèöèòíûé àíåìèÿ ëå÷åíèå êëèíè÷åñêèé

Îáùèå çàïàñû æåëåçà â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà ñîñòàâëÿþò îò 2 äî 6 ãðàìì, ñîäåðæàíèÿ æåëåçà ó ìóæ÷èí âûøå, ÷òî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ó æåíùèí èìååò ìåñòî ïîñòîÿííàÿ åæåìåñÿ÷íàÿ êðîâîïîòåðÿ. Æåëåçî ñîäåðæèòñÿ â ýðèòðîöèòàõ, öèòîõðîìàõ (ôåðìåíòû), íåêîòîðûõ ãèäðîëàçàõ. Æåëåçî äåïîíèðîâàíî â êîñòíîì ìîçãå.  ñóòêè îðãàíèçì ÷åëîâåêà òåðÿåò 1 ìã æåëåçà.  ïåðèîä ìåíñòðóàöèè æåíùèíà òåðÿåò 15-25 ìã æåëåçà.  ñóòî÷íîé äèåòå ñîäåðæèòñÿ äî 20 ìã æåëåçà, à âñàñûâàåòñÿ 1-3 ìã. Äëÿ ïîêðûòèÿ ñóòî÷íûõ ïîòåðü æåëåçà êîíöåíòðàöèÿ æåëåçà â ïðîñâåòå êèøêè äîëæíà áûòü â 10-15 ðàç âûøå. Åñëè ñîäåðæàíèÿ æåëåçà áóäåò â ïèùå ìåíüøå, òî è âñàñûâàíèå áóäåò ïðîèñõîäèò â ìåíüøåé ñòåïåíè.

Âñàñûâàíèå æåëåçà ïðîèñõîäèò â îñíîâíîì â 12-òèïåðñòíîé êèøêå. Âñàñûâàåòñÿ â ôîðìå ãåìîâîãî è íåãåìîâîãî æåëåçà. Ëó÷øå âñàñûâàåòñÿ â âèäå äâóõâàëåíòíîãî æåëåçà. Òðåõâàëåíòíîå æåëåçî ïðàêòè÷åñêè íå âñàñûâàåòñÿ, è äîëæíî ïðåâðàùàòüñÿ ïåðåä âñàñûâàíèåì â äâóõâàëåíòíîå æåëåçî. Ýòî ïåðåõîä îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ó÷àñòèåì ñîëÿíîé êèñëîòû, àñêîðáèíîâîé êèñëîòû è äðóãèõ îðãàíè÷åñêèõ êèñëîò.

 ïðîöåññå âñàñûâàíèÿ ó÷àñòâóþò ðàçëè÷íûå áåëêè – ïðè ïåðåíîñå ÷åðåç ñëèçèñòóþ, ïðè ïåðåíîñå èç êèøêè â êðîâåòâîðíûå îðãàíû. Áåëîê, êîòîðûé ïåðåíîñèò æåëåçî ÷åðåç ñëèçèñòóþ ïåðåíîñèò æåëåçî òîëüêî îäèí ðàç, à çàòåì ïîäâåðãàåòñÿ ðàçðóøåíèþ. Äëÿ ñèíòåçà íîâîé ïîðöèè áåëêà íåîáõîäèì ïåðèîä 4-6 ÷àñîâ. Ýòîò ôàêòîð âåðîÿòíî ÿâëÿåòñÿ òåì ôàêòîðîì, êîòîðûé îãðàíè÷èâàåò âñàñûâàíèå æåëåçà èç ÆÊÒ. Ïîýòîìó ñ÷èòàåòñÿ âñàñûâàíèå æåëåçà óëó÷øàåòñÿ ïðè èçìåíåíèè ÷àñòîòû ïðèåìà ïðåïàðàòîâ â òå÷åíèå ñóòîê.

4. ÏÎÊÀÇÀÍÈß Ê ÏÐÈÌÅÍÅÍÈÞ ÏÐÅÏÀÐÀÒÎÂ ÆÅËÅÇÀ

Ïðåïàðàòû æåëåçà íàçíà÷àþò â îñíîâíîì ïî ñëåäóþùèì ïîêàçàíèÿì:

1. Ñíèæåíèå æåëåçà â ñûâîðîòêå äî óðîâíÿ íèæå 14.3 ìêìîëü/ë, ãåìîãëîáèíà ìåíåå 100 ã/ë, ýðèòðîöèòîâ ìåíåå 4.0 × 1012.

2. Îñòðûå è õðîíè÷åñêèå òÿæåëûå èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ, òàê êàê ïðè íèõ æåëåçî ðàñõîäóåòñÿ íà íåéòðàëèçàöèþ òîêñèíîâ, æåëåçî ôèêñèðóåòñÿ â îáëàñòè âîñïàëåíèÿ, ôàãîöèòèðóåòñÿ ôàãîöèòàìè.

Ëå÷åíèå æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèé âñåãäà íà÷èíàþò ñ ïåðîðàëüíîãî ïðèåìà æåëåçà. Òîëüêî ïðè îñîáûõ ïîêàçàíèÿõ ïåðåâîäÿò íà ïàðåíòåðàëüíûé ïðèåì.

 àííîòàöèÿõ ê ïðåïàðàòàì ïðîèçâîäèòåëü âñåãäà ïîäðîáíî óêàçûâàåò ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ. (Ïðèëîæåíèå 1)

Ðåçóëüòàòû ëå÷åíèÿ îöåíèâàþò ïî:

1) Èçìåíåíèþ ñîäåðæàíèÿ ðåòèêóëîöèòîâ. Ñ÷èòàåòñÿ ðåòèêóëîöèòàðíûé êðèç ïîÿâëÿåòñÿ íà 3-7 ñóòêè îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà. Ñîäåðæàíèå ðåòèêóëîöèòîâ ìîæåò ïðè ýòîì âîçðàñòàòü äî 10-20 ïðîìèëëå. Ìàêñèìàëüíàÿ ðåòèêóëîöèòàðíàÿ ðåàêöèÿ íàñòóïàåò íà 7-10 ñóòêè îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ.

2) Ïðèðîñò ãåìîãëîáèíà íà÷èíàåòñÿ ñ 5 ñóòîê ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè. Åñëè â òå÷åíèå ýòîãî ïåðèîäà ïðèðîñòà ãåìîãëîáèíà íåò, òî ýòî ãîâîðèò î ïëîõîì óñâîåíèè ïðåïàðàòîâ æåëåçà. Íîðìàëüíûì ñ÷èòàåòñÿ ïðèðîñò ãåìîãëîáèíà 1% â ñóòêè, èëè íà 0.15 ã â ñóòêè.

3) Âîññòàíîâëåíèå ÷èñëà ýðèòðîöèòîâ è öâåòíîãî ïîêàçàòåëÿ.

Ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèå âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîãî ãåìîãëîáèíà äîëæíî ïðîèçîéòè ê 3-6 íåäåëå îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ. Ïîëíàÿ íîðìàëèçàöèÿ ãåìîãëîáèíà êðîâè ïðîèñõîäèò íà 2-3 ìåñÿöå îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ. Âîññòàíîâëåíèå çàïàñà æåëåçà íàñòóïàåò íà 4-6 ìåñÿö îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, êóðñ ëå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè äîëæåí ñîñòàâëÿòü íå ìåíåå 4-6 ìåñÿöåâ. Åñëè â òå÷åíèå ìåñÿöà ãåìîãëîáèí íå èìååò òåíäåíöèè ê âîññòàíîâëåíèþ, òî íàäî ïðîàíàëèçèðîâàòü âñþ òàêòèêó ëå÷åíèÿ è ñäåëàòü âûâîäû.

Ïîñëå ïðîâåäåíèÿ êóðñà ëå÷åíèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà ðåêîìåíäóþò äëÿ çàêðåïëåíèÿ ýôôåêòà ïîâòîðÿòü êóðñû 2-3 ðàçà ÷åðåç ïîëãîäà. Òàêèì îáðàçîì, âåñü ïðîöåññ ëå÷åíèÿ àíåìèè ñîñòàâëÿåò îêîëî 2-õ ëåò.

5. ÏÐÅÏÀÐÀÒÛ ÆÅËÅÇÀ

Âñå ïðåïàðàòû ñîäåðæàò íåñêîëüêî âèäîâ ñîëåé æåëåçà. ×àùå âñåãî ñóëüôàò æåëåçà, àñêîðáèíàò æåëåçà, ëàêòàò æåëåçà, òðåõâàëåíòíîå æåëåçî.

Ñóùåñòâóåò äâà ïîêàçàòåëÿ â âûáîðå äîçû ïðåïàðàòà: îáùåå ñîäåðæàíèå ñîëè æåëåçà è ñîäåðæàíèå ñâîáîäíîãî æåëåçà. Äåëî â òîì, ÷òî ïðè íàçíà÷åíèè ïðåïàðàòîâ æåëåçà äîçà ðàññ÷èòûâàåòñÿ íå ïî ñîëåâîìó ñîñòàâó, à ïî ñîäåðæàíèþ ñâîáîäíîãî æåëåçà.

Ìèíèìàëüíàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà ñâîáîäíîãî æåëåçà äîëæíà ñîñòàâëÿòü íå ìåíåå 100 ìã. Îïòèìàëüíîé ñóòî÷íîé äîçîé ÿâëÿåòñÿ 150-200 ìã. Åñëè îïòèìàëüíàÿ äîçà õîðîøî ïåðåíîñèòñÿ òî ìîæíî óâåëè÷èòü äîçó äî 300-400 ìã (ìàêñèìàëüíàÿ ïåðîðàëüíàÿ äîçà). Ïðè ýòîì îáû÷íî, ñêîðîñòü óâåëè÷åíèÿ ïðèðîñòà æåëåçà â êðîâè áóäåò ñîñòàâëÿòü 0.3 – 0.5ã â ñóòêè. Åñëè óâåëè÷èâàòü äîçó åùå áîëüøå ê ïîëîæèòåëüíîìó ýôôåêòó íå ïðèâîäèò òàê êàê âñàñûâàíèå íå óâåëè÷èâàåòñÿ. Òåðàïåâòè÷åñêèé äèàïàçîí äîç ñîñòàâëÿåò 100-400 ìã. Âûáîð çàâèñèò îò èíäèâèäóàëüíîé ïåðåíîñèìîñòè æåëåçà, âûðàæåííîñòè àíåìèè.

Îáû÷íî ñóòî÷íàÿ äîçà äåëèòñÿ íà 3-4 ïðèåìà. Ïðè íàçíà÷åíèè âûñîêèõ äîç (áîëåå 200 ìã), òî öåëåñîîáðàçíî äåëèòü òàêèå äîçû íà 6-8 ïðèåìîâ, òàê êàê ñ÷èòàåòñÿ ÷òî ïåðåíîñèìîñòü âûñîêèõ äîç óëó÷øàåòñÿ ïðè äðîáíîì ïðèåìå. Äëÿ òîãî ÷òîáû óëó÷øèòü ïåðåíîñèìîñòü ïðåïàðàòîâ æåëåçà, óëó÷øèòü èõ âñàñûâàíèå ðåêîìåíäóþò çà ÷àñ äî ïðèåìà ïðåïàðàòîâ æåëåçà ïðèíèìàòü ïàíêðåàòèí, ôåñòàë è äðóãèå ôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû. Ìîæíî ïðèìåíÿòü ìåä. Åñëè ïðè ïðèåìå æåëåçà äî åäû ïîÿâëÿþòñÿ äèñïåïñè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà òî ìîæíî íàçíà÷àòü æåëåçî ÷åðåç 2 ÷àñà ïîñëå åäû.

Âûøå óêàçàííûå äàííûå ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà âñå æåëåçîñîäåðæàùèå ïðåïàðàòû (Ïðèëîæåíèå 1).

Çà âðåìÿ ïðîõîæäåíèÿ ïðàêòèêè ÿ èçó÷èëà ðàñõîä ïÿòè æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðåïàðàòîâ, îòïóñêàåìûõ èç àïòåêè ãîðîäà Ïîëåâñêîãî «Àëüôà Æèâèêà» çà 2013 ãîä. Ýòè èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî íàèáîëüøèì ñïðîñîì ïîëüçóþòñÿ òàêèå ïðåïàðàòû êàê: Ôåíþëüñ êàïñ. ¹30 è Àêòèôåððèí êàï. ä/âí. ïðèì. ôë. 30ìë. Òàáëèöû è ãðàôèêè, ïî êîòîðûì ÿ ñäåëàëà òàêîé âûâîä, ïðåäñòàâëåíû â ïðèëîæåíèè 2.

Òàêæå, íà áàçå àíàëèòè÷åñêèõ äàííûõ, ÿ ïðîàíàëèçèðîâàëà, â êàêîå âðåìÿ ãîäà æåëåçîñîäåðæàùèå ïðåïàðàòû ïîëüçóþòñÿ ñïðîñîì. Ìîè èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî äàííûå ïðåïàðàòû ÷àùå âñåãî ïîêóïàþò âåñíîé (ìàðò, àïðåëü) è ðàííåé îñåíüþ (ñåíòÿáðü, îêòÿáðü). Ýòè ïîêàçàòåëè ñâÿçàíû ñ òåì, ÷òî â óêàçàííûå âðåìåíà ãîäà èäåò íåäîñòàòîê âèòàìèíîâ, ñíèæåíèå çàùèòíûõ ñèë îðãàíèçìà è èììóííîé ñèñòåìû.  ýòîò ïåðèîä íàèáîëåå âîñòðåáîâàí ïðèåì âèòàìèííî-ìèíåðàëüíûõ êîìïëåêñîâ Ñà, à îñîáåííî Fe, êîòîðîå ó÷àñòâóåò â îáùåì îáìåíå âåùåñòâ. Áîëåå ïîäðîáíûå äàííûå ïðèâåäåíû â ïðèëîæåíèè 3.

6. ÂÎÇÌÎÆÍÛÅ ÏÎÁÎ×ÍÛÅ ÝÔÔÅÊÒÛ ÏÐÈ ÏÐÈÌÅÍÍÅÍÈÈ ÏÐÅÏÀÐÀÒΠÆÅËÅÇÀ

Îñòðûå îñëîæíåíèÿ ñâÿçàíû ñ ïåðåäîçèðîâêîé ïðåïàðàòàìè. Ïðè ïðèåìå âíóòðü ìîãóò âûÿâëÿòüñÿ:

· äèñïåïñè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà (òîøíîòà, ðâîòà, çàïîðû)

· êîëëàïòîèäíûå ñîñòîÿíèÿ, ÷òî ñâÿçàíî ñ èçìåíåíèåì ïðîíèöàåìîñòè òêàíåé, ïðè ââåäåíèè áîëüøèõ äîç æåëåçà

· êîìàòîçíûå ñîñòîÿíèÿ

· íåêðîç ñëèçèñòîé êèøå÷íèêà ïðè íàçíà÷åíèè îäíîìîìåíòíî áîëüøèõ äîç æåëåçà ïåðîðàëüíî

· àöèäîç

· ïîðàæåíèå ïå÷åíè

Ïðè ïàðåíòåðàëüíîì ââåäåíèè:

· òîøíîòà, ðâîòà

· àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè

· áîëè çà ãðóäèíîé, îñîáåííî ïðè áûñòðîì ââåäåíèè ïðåïàðàòà.

Èíîãäà ïðåïàðàòû æåëåçà âíóòðèâåííî ââîäÿò ïîä ïðèêðûòèåì àíàëüãåòèêîâ – ïðîìåäîë.  òàêîì ñëó÷àå áîëü ìîæåò áûòü ñâÿçàíà ñ ìàññèâíûì ïîñòóïëåíèåì æåëåçà â îðãàíû êðîâåòâîðåíèÿ, à èìåííî:

· óñèëåíèå ïîòîîòäåëåíèÿ

· ïîêðàñíåíèÿ øåè è ëèöà

· àðèòìèè – AV-áëîêàäà

· äåïèãìåíòàöèÿ êîæè ïðè äëèòåëüíîì ïðèìåíåíèè

Õðîíè÷åñêèå ïîáî÷íûå ÿâëåíèÿ âîçíèêàþò ïðè èçáûòî÷íîì ââåäåíèè æåëåçà:

· ãåìîõðîìàòîç – îòëîæåíèå æåëåçà â îðãàíàõ è òêàíÿõ – ïå÷åíü, ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà (ôèáðîç, äèàáåò) ïðåæäå âñåãî.

Íàçíà÷àþò ïðåïàðàòû, êîòîðûå âûâîäÿò æåëåçî – êàòàöèí êàëüöèÿ, äèñôåðàë (60 ìã/êã).

 èíñòðóêöèè ïî ïðèìåíåíèþ â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå îïèñûâàþòñÿ âñå âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ (Ïðèëîæåíèå 1).

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

 ðåçóëüòàòå èññëåäîâàíèÿ äàííîé ðàáîòû áûëè èçó÷åíû âîïðîñû, êàñàþùèåñÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè – ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç, ïðåïàðàòû, íåîáõîäèìûå äëÿ ëå÷åíèÿ. Òàêæå ìíîþ áûëè ñäåëàíû ñëåäóþùèå âûâîäû: ÆÄÀ – ìàëîêðîâèå, êîòîðîå îáóñëàâëèâàåòñÿ íåäîñòàòêîì â îðãàíèçìå æåëåçà è ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé. Æåëåçî âõîäèò â ñîñòàâ ãåìîãëîáèíà êðàñíûõ êëåòîê êðîâè – ýðèòðîöèòîâ. Îñíîâíîé ïðè÷èíîé íåäîñòàòêà æåëåçà â îðãàíèçìå ÿâëÿåòñÿ êðîâîïîòåðÿ.

 õîäå ïðîäåëàííîé ðàáîòû ÿ äîñòèãëà ïîñòàâëåííîé ïåðåä ñîáîé öåëè, ïóòåì âûïîëíåíèÿ ñëåäóþùèõ çàäà÷:

· èçó÷èëà ïîíÿòèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè;

· èçó÷èëà ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû, ïðèìåíÿåìûå äëÿ åå ëå÷åíèÿ;

· ïðîàíàëèçèðîâàëà ðàñõîä æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðåïàðàòîâ çà âåñíó è îñåíü 2013 ãîäà.

 õîäå âûøåèçëîæåííûõ äàííûõ ÿ ïðèøëà ê âûâîäó î òîì, ÷òî æåëåçîñîäåðæàùèå ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû ÿâëÿþòñÿ íåìàëîâàæíûìè äëÿ ñîâðåìåííîé ìåäèöèíû è íåïîñðåäñòâåííî ôàðìàêîëîãèè. Ýòè ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû î÷åíü âîñòðåáîâàíû íà ôàðìàöåâòè÷åñêîì ðûíêå. Ñ äàâíèõ âðåìåí è ïî ñåé äåíü âñå ôàðìàöåâòè÷åñêèå çàâîäû è ôàáðèêè ìèðà ðàçâèâàþò äàííîå íàïðàâëåíèå è áóäóò ðàçâèâàòü åãî â äàëüíåéøåì.

ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÓÅÌÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Øóëóòêî Á. È. Âíóòðåííÿÿ ìåäèöèíà. Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé â 2 òîìàõ. Ñïá.: «Ëåâøà. Ñàíêò-Ïåòåðáóðã», 2006.

2. Øóëóòêî Á. È., Ìàêàðåíêî Ñ. Â. Ñòàíäàðòû äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ âíóòðåííèõ áîëåçíåé. 3-å èçä. ÑÏá.: «Ýëáè-ÑÏÁ», 2005.

3. Àíýìèÿ // Ýíöèêëîïåäè÷åñêèé ñëîâàðü Áðîêãàóçà è Åôðîíà:  86 òîìàõ (82 ò. è 4 äîï.). ÑÏá., 1890–1907 (èíòåðíåò èñòî÷íèê).

4. Âñ¸ î æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè è å¸ ëå÷åíèè (èíòåðíåò èñòî÷íèê).

5. Áîëåçíè ñèñòåìû êðîâè — Àíåìèè (ìàëîêðîâèå) (èíòåðíåò èñòî÷íèê).

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник