Профилактика анемии у детей роль медсестры
Автор: Julia66smoll • Ноябрь 19, 2018 • Курсовая работа • 4,364 Слов (18 Страниц) • 2,832 Просмотры
Страница 1 из 18
Роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ 5
1.1. Этиология и классификация анемий 5
1.2. Диагностика и лечение анемии 8
ГЛАВА 2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ 11
2.1. Сестринская деятельность при уходе за детьми с анемией 11
2.2. Мероприятия по профилактике анемии у детей 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Анемия у детей (малокровие) – патологическое состояние, сопровождающееся снижением уровня гемоглобина и эритроцитов в крови ребенка. Анемия у детей – чрезвычайно распространенное заболевание в педиатрии. Около 40% случаев анемии диагностируется у детей в возрасте до 3-х лет; 30% – в пубертатном периоде; остальные – в различные возрастные периоды развития ребенка [4].
Частое возникновение анемии у детей обусловлено их интенсивным ростом, активностью процесса эритропоэза, прогрессивным увеличением числа форменных элементов и ОЦК. Вместе с тем, аппарат кроветворения у детей функционально незрел и весьма уязвим перед лицом различных воздействий. Нормальное протекание кроветворения у детей требует большого количества железа, белка, витаминов и микроэлементов, поэтому любые погрешности вскармливания, инфекции, токсические воздействия на костный мозг способны вызвать развитие анемии у ребенка. Особенно чувствительными в этом плане оказываются дети второго полугодия жизни, у которых истощены неонатальные резервы железа. Длительно существующая анемия у детей сопровождается развитием гипоксии, глубокими тканевыми и органными изменениями. Дети с анемией отстают в физическом и умственном развитии от здоровых сверстников, чаще страдают интеркуррентными заболеваниями, склонны к развитию хронических патологических процессов и различного рода осложнений.
Объект исследования: анемия.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей.
Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в профилактике анемии у детей.
Задачи исследования:
1. Выяснить этиологию и клинику заболевания;
2. Изучить диагностику и лечение анемии у детей;
3. Проанализировать сестринскую деятельность при уходе за детьми с анемией;
4. Проанализировать мероприятия по профилактике анемии у детей.
Практическая значимость исследования: Результаты проведенного исследования и новые теоретические подходы могут быть использованы в процессе анализа анемии у детей, её клинической характеристики и эффективности терапии.
Методы исследования:
- Анализ литературных данных;
- Информационно-поисковый;
- Вербально-коммуникативный;
- Аналитический.
Структура работы целью и исследования, а необходимостью последовательного материала.
Работа состоит из введения, 2 глав, , списка использованной литературы.
Во обозначены актуальность, цель и работы.
В главах работы приведены данные, полученные в ходе проведенного исследования.
В представлены основные и даны рекомендации по теме исследования
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ
1.1. Этиология и классификация анемий
Факторы, способствующие развитию анемии у детей, делятся на антенатальные, интранатальные и постнатальные.
Антенатальные факторы действуют в течение внутриутробного развития. Для нормального протекания процессов кроветворения у ребенка за период беременности его организм должен получить от матери и накопить достаточное количество железа (около 300 мг). Наиболее интенсивная передача железа от беременной и его депонирование у плода происходит на 28-32 неделях гестации [15].
…
Доступно только на Essays.club
Министерство здравоохранения Республики
Марий Эл
Филиал государственного бюджетного
учреждения Республики Марий Эл
среднего профессионального образования
«Йошкар-Олинский медицинский колледж» в г.Волжске
КУРСОВАЯ РАБОТА
по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных
процессах
Сестринское дело в педиатрии:
«Анемии у детей»
Выполнила: Анфимова Д.С.
обучающаяся 4-го курса гр.С-41;
Руководитель: Самойлова Л.П.,
преподаватель дисциплины «Сестринское
дело в педиатрии»
г.Волжск,
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. АНЕМИЯ
1.1.Железодифицитная анемия……………………………………………………4
Причины………………………………………………………………………………4
Симптомы……………………………………………………………………………6
Диагностика………………………………………………………………………….9
Диета…………………………………………………………………………………10
Лечение………………………………………………………………………………11
Профилактика………………………………………………………………………14
Диспансерное наблюдение…………………………………………………………16
1.2.Гемолитическая анемия………………………………………………………17
Причины…………………………………………………………………………….17
Симптомы……………………………………………………………………………18
Диагностика…………………………………………………………………………19
Диета…………………………………………………………………………………..19
Лечение……………………………………………………………………………….20
Диспансерное наблюдение…………………………………………………………21
1.3.В-12 дефицитная анемия……………………………………………………..22
Причины…………………………………………………………………………….22
Симптомы……………………………………………………………………………23
Диагностика…………………………………………………………………………24
Диета…………………………………………………………………………………..24
Лечение……………………………………………………………………………….25
Профилактика………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………27
ВВЕДЕНИЕ
Анемии (малокровие) – уменьшение в крови
общего количества гемоглобина, которое, за исключением
острых кровопотерь, характеризуется
снижением уровня гемоглобина в единице
объема крови. В большинстве случаев при
анемии падает и уровень эритроцитов в
крови. Однако при железодефицитных состояниях,
анемиях, связанных с нарушением синтеза
порфиринов, талассемии содержание эритроцитов
в крови может оставаться нормальным (при
талассемии – нередко повышенным) при низком
уровне гемоглобина. Анемии всегда вторичны,
т. е. являются одним из симптомов какого-то
общего заболевания. Наряду с часто встречающимися
и легко диагностируемыми формами анемии
имеются и очень редкие анемические синдромы,
требующие для диагностики сложных методических
приемов. Некоторые формы анемии можно
диагностировать лишь в специализированных
учреждениях.
Цель данной работы заключается в исследовании
анемии, ее причин возникновения.
В соответствии с указанной целью поставлены
следующие задачи:
– изучить симптомы анемии;
– изучить диагностику, лечение
и обследование анемии;
– проанализировать актуальность исследуемой темы, а также методы
предотвращения заболевания.
1. АНЕМИЯ
1.1. Железодефицитная анемия.
Железодефицитная анемия (ЖДА) возникает
в результате недостаточного поступления
в организм или нарушенного всасывания
продуктов, необходимых для построения гемоглобина.
Причины.
Антенатальные причины (дефицит железа
закладывается еще внутриутробно). Антенатальными
причинами могут быть провоцированы ЖДА
у детей до 1,5 лет. Следует помнить, что
железо в организме имеет свойство депонироваться, т. е. складироваться в специальных
депо (в основном в печени). Если организму
требуется повышенный расход железа (например,
болезнь, стресс и другие повышенные нагрузки),
он получает его из депо. У ребенка, не
получившего достаточное количество железа
внутриутробно, депо железа не сформированы.
При этом уровень гемоглобина в крови
может быть нормальным, но его дефицит
тут же скажется при возникновении какой-либо
травмирующей здоровье ситуации.
К дефициту железа у младенцев могут приводить:
- частые беременности у матери;
- аборты в анамнезе;
- многоплодная беременность (близнецы);
- токсикозы беременной, анемия беременной,
инфекционные заболевания беременной; - кровотечения у матери во время беременности
и родов; - недоношенность;
- быстрая перевязка пуповины и др.
Особенно плохо сказывается недостаточное
поступление железа плоду в последние
2 месяца беременности, когда идет формирование
депо. По той же причине от анемии часто
страдают недоношенные дети, так как у
них не успевает сформироваться депо железа.
Во время беременности потребность в железе
у женщины составляет 4 мг в сутки.
Постнатальные анемии. Связаны с причинами, возникшими уже
после рождения ребенка. Недостаточное
поступление железа с пищей (алиментарные
факторы). Предрасполагающими факторами
могут быть:
- раннее искусственное вскармливание;
- позднее введение прикормов;
- длительное одностороннее (молочное)
вскармливание; - вегетарианский рацион, лишенный животного
белка.
Дефицит железа может
быть связан с интенсивным ростом ребенка
в предподростковом и подростковом периодах.
В этот время кровообращение не успевает
обеспечить быстро растущий организм
и «запаздывает». Важную роль играет несоответствие
между физиологическими потребностями
растущего организма и количеством железа,
поступающего с пищей.
Различные заболевания:
- Нарушение всасывания железа в кишечнике.
Причиной могут служить дисбактериоз,
муковисцидоз, синдром мальабсорбции,
лактозная недостаточность, целиакия,
пониженная кислотность желудочного сока,
дуодениты, кишечная инфекция, лямблии. - Заболевания печени.
- Хроническая кровопотеря. Причины: полипозы,
тромбоцитопеническая пурпура, носовые
кровотечения, эрозивный гастрит, глисты,
непереносимость белка коровьего молока,
обильные менструации у девочек и др. - Инфекционные заболевания могут служить
причиной ЖДА по причине того, что железо
активно участвует в процессах формирования
клеток иммунной защиты, фагоцитов. Каждая
инфекция сопровождается высокой лихорадкой,
интоксикацией, и перестройкой иммунитета,
ведущей к нарушению распределения железа
в организме (снижение железа в плазме крови),
так как во время болезни для организма
важнее сформировать адекватный иммунный
ответ.
Кроме того, бактерии и вирусы используют
железо для своего питания и размножения,
что усугубляет дефицит железа. Поэтому
на время острого воспаления гемоглобин крови
у ребенка может быть снижен. И это вполне
оправдано на время болезни и не вызывает
серьезных опасений, так как после выздоровления
его уровень восстановится. Прием некоторых
препаратов: анальгин, амидопирин, цитостатики.
Симптомы.
Развитие дефицита железа в организме
имеет четкую стадийность. Выделяют следующие,
последовательно развивающиеся стадии
железодефицитного состояния:
· прелатентный дефицит железа,
· латентный дефицит железа,
· железодефицитная анемия.
Прелатентный дефицит железа – первая стадия развития железодефицитного
состояния, характеризуется истощением
запасов железа в костном мозге и печени.
У пациента отсутствуют какие-либо симптомы,
показатели транспортного фонда железа
и уровень гемоглобина остаются в пределах
возрастных нормативов. Уровень ферритина
сыворотки и количество железа в костном
мозге снижены.
Латентный дефицит железа
(ЛДЖ) – вторая стадия железодефицитного состояния,
характеризуется дефицитом железа в тканевых
депо и уменьшением транспортного его
фонда без снижения гемоглобина и развития
анемии. Клинически ЛДЖ не имеет строго
очерченной и специфической картины. Проявляется
в виде утренних головных болей, снижения
аппетита, повышенной утомляемости, эмоциональной
лабильности, плаксивости, снижения способности
к длительному сосредоточению внимания
и мыслительной деятельности, снижения
успеваемости в школе, повышенной предрасположенностью
к инфекциям.
Железодефицитная анемия – заключительная, клинически манифестная
стадия железодефицитного состояния.
Клинические проявления ЖДА имеют возрастные
особенности и характеризуются двумя
основными синдромами: анемическим и сидеропеническим.
Анемический синдром обусловлен недостаточным обеспечением
тканей кислородом и проявляется бледностью
кожи и слизистых оболочек, снижением
аппетита, слабостью, повышенной физической
и умственной утомляемостью, снижением
работоспособности, сердечно-сосудистыми
нарушениями (головокружение, шум в ушах,
приглушенность тонов, систолический
шум при аускультации сердца).
Сидеропенический синдром обусловлен наличием тканевого дефицита
железа и подавлением окислительно-восстановительных
процессов в клетках практически всех
органов и систем из-за дефицита феррозависимых
и ферросодержащих ферментов. Он включает
эпителиальные изменения, извращение
вкуса и обоняния, астено-вегетативные
нарушения, нарушения кишечного всасывания,
дисфагию и диспепсические изменения,
снижение местного иммунитета (повышенная
заболеваемость острыми кишечными и респираторными
инфекциями).
Сидеропенические симптомы, относящиеся к изменениям
кожи, ногтей, волос, давно используются
врачами как клинические признаки оценки
обеднения организма железом. К ним относятся:
сухость, шелушение кожи; трещины на концах
пальцев кистей и стоп; ломкость, иногда
выпадение волос. Ногти обычно утрачивают
блеск, становятся тусклыми, истонченными,
слоятся, уплощены, с отчетливой поперечной
исчерченностью. В то же время койлонихии
(ложкообразные ногти) у детей раннего
возраста вообще не выявляются.
Извращение вкуса, обоняния и аппетита, наблюдаются у каждого
третьего ребенка с дефицитом железа после
3-летнего возраста. Так, детям доставляет
удовольствие ощущать запах керосина,
бензина, мыла, выхлопных газов. Они предпочитают
употреблять в пищу острые, соленые, кислые
продукты, иногда испытывают неодолимое
влечение к сухим крупам и макаронным
изделиям, к несъедобным веществам – мелу,
глине, земле, крахмалу (пикацизм). Иногда
появляется пристрастие к холодному (пагофагия)
– поедают снег, лед. Эти своеобразные
изменения, характерные для дефицита железа,
известны под названием pica chlorotica и встречаются в основном у детей и подростков.
Сидеропеническая энцефалопатия, в зависимости
от возраста детей, проявляется обеднением
эмоциональной сферы, задержкой умственного
и моторного развития, замедлением реакции в игровых
ситуациях, эмоциональной лабильностью,
плаксивостью, негативизмом, плохим настроением,
эпизодами пониженного артериального
давления, ослаблением всех видов памяти
и когнитивной способности, снижением
успеваемости, развитием астено-вегетативного
синдрома.
Сидеропеническая дисфагия (синдром
Пламмера-Винсона), клинически проявляется
затруднением при глотании сухой и плотной
пищи, ощущением застревания пищи в глотке.
Морфологическим субстратом этих нарушений
являются дистрофические изменения слизистой оболочки
и мышечного слоя пищевода.
Изменения со стороны полости рта, которые
можно отнести к сидеропеническим, касаются
слизистой оболочки щек, десен, языка и
зубов. Отмечаются сухость полости рта,
снижение вкусовых ощущений, покалывание кончика языка. Нередко
наблюдаются глоссит, гингивит, ангулярный
стоматит («воробьиный рот») – болезненные
трещины в углах рта. Характерны дистрофические
изменения языка – атрофия нитевидных
и грибовидных сосочков («лаковый язык»),
афтозные явления вплоть до типичного
полированного языка («гюнтеровский»
глоссит). Зубы больного подвержены кариесу
в результате нарушения обмена в эмали.
Мышечная гипотония иногда бывает столь
значительной, что невропатологи нередко
расценивают ее как миатонический синдром.
Изменения со стороны мочевыделительной
системы могут проявляться неспособностью
длительно удерживать мочу, причем ее
неудержание провоцируется смехом, плачем
или кашлем. Может наблюдаться ночное
недержание мочи.
Выраженность сидеропенических симптомов, изменений со стороны сердечно-сосудистой
(анемическая миокардиодистрофия) и пищеварительной
(вплоть до развития атрофического гастрита)
систем увеличиваются с возрастом, в то
время как отклонения со стороны нервной
системы, наклонность к обморокам и артериальной
гипотензии, повышение температуры тела,
pica chlorotica наблюдаются чаще у детей младшей
возрастной группы. Следует иметь в виду, что при легкой
степени ЖДА клинические проявления минимальны
и часто просматриваются педиатрами и
родителями. Вследствие того, что развитие
железодефицитного состояния происходит
стадийно, медленно, дети обычно неплохо
адаптированы к своему состоянию, родители
также привыкают к незначительным отклонениям
в состоянии здоровья своих детей. Поэтому,
при малейшем подозрении на возможность
развития анемии у ребенка, очень важно
своевременно провести клинический анализ
крови, хотя бы только исследование уровня
гемоглобина. Особое место среди ЖДА занимает так
называемый ювенильный хлороз – редкое заболевание девочек в периоде
полового созревание, которое развивается
на фоне нарушения режима и эндокринной
дисфункции. Заболевание проявляется
слабостью, утомляемостью, анорексией,
pica chlorotica, головокружениями, обмороками,
болями в эпигастрии, тошнотой, рвотой,
запорами. Характерны «алебастровая»,
с зеленоватым оттенком, бледность кожи,
нарушения менструального цикла (олиго-
или аменорея). Выздоровление часто самопроизвольное,
возможны рецидивы.
Определение 1
Анемия – это патологическое состояние, которое характеризуется снижением уровня гемоглобина в крови и снижением числа эритроцитов в единице объема крови.
Определение 2
Сестринский процесс – это научная технология или методология организации и оказания практической сестринской помощи (сестринского ухода за пациентом). По сути, это четкий план действий медсестры и алгоритм их выполнения.
Степени анемии у детей и причины ее возникновения
Из всех разновидностей анемий чаще всего встречается железодефицитная анемия, которая часто становится серьезной проблемой для детей первых двух лет жизни.
Основной причиной железодефицитной анемии является нарушение синтеза гемоглобина. Подобной ситуации способствуют несколько ключевых факторов. Среди них:
- анемия матери во время беременности;
- нарушение маточно-плацентарного кровообращения;
- недоразвитость плаценты;
- кровотечения во время беременности, преждевременные роды, крупный вес ребенка;
- многоплодная беременность.
Также развитию анемии способствуют искусственное вскармливание некачественными молочными смесями, позднее введение прикорма, частые простудные заболевания.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Дефицит железа в организме ребенка протекает в несколько стадий:
- прелатентный дефицит, который отличается истощением запаса железе при сохранении гемоглобинового фонда;
- латентный дефицит, который характеризуется снижением содержания клеточного железа в тканях при сохранении гемоглобинового фонда;
- устойчивый дефицит железа крайней степени.
Прогноз при железодефицитной анемии у детей в случае оказания качественного лечения и добросовестного ухода со стороны медицинской сестры благоприятный. Длительность терапии может составлять от трех до шести месяцев. Лечение детей с легким и средним течением заболевания организуется «на дому». При более тяжелом течении болезни дети госпитализируются в стационар.
Принципы организации и этапы сестринского процесса при анемии у детей
При любой форме заболевания очень важно правильно организовать сестринский уход, который подчиняется нескольким основным принципам:
- организация полноценного питания, которое соответствует возрасту ребенка и помогает снизить дисбаланс веществ в организме, в том числе и железа;
- организация рационального режима дня, чередования сна и отдыха, пребывания на свежем воздухе.
Кроме того, медицинская сестра отслеживает прием ребенком назначенных врачом медикаментов, таких как феррокаль, ферроплекс и пр.
В целом сестринский процесс при анемии у детей состоит из следующих этапов:
- сбор информации о пациенте, анализ жалоб пациента, составление анамнеза. Характерными жалобами пациентов можно назвать: снижение аппетита, повышенная утомляемость, потливость;
- объективный осмотр. В данное понятие входят осмотр кожных покровов, ушных раковин, отслеживание динамики физического развития. При тяжелой анемии у детей наблюдается сухость, тусклость волос, слоистость ногтей и депигментация ногтевых пластин;
- изучение резултатов лабораторных исследований, таких как общий анализ крови, при котором анализируется количество эритроцитов и уровень гемоглобина.
Также обязательно выявить весь спектр проблем больного ребенка. Для детей с тяжелой формой анемии характерно снижение аппетита, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожных покровов.
При осуществлении ухода за пациентом в условиях стационара медицинская сестра способствует выздоровлению пациента, а также не допускает перехода заболевания в более тяжелую форму. Такой уход дает возможность обеспечить быстрое выздоровление ребенка и предотвратить возникновение осложнений.
При выписке ребенка из стационара медицинская сестра:
- проводит беседу с ребенком и его родителями о природе заболевания, необходимости лечения, профилактики,
- дает конкретные рекомендации по питанию ребенка, советует включить в его рацион: говядину, печень, гречку, свеклу, цветную капусту.
- рекомендует постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, курс массажа и гимнастики в соответствии с возрастом ребенка,
- предупреждает родителей, что у ребенка в результате приема железосодержащих препаратов может появиться жидкий стул, кал, окрашенный в черный цвет.
Также сестринский процесс включает в себя активные патронажи ребенка с анемией. В данном случае медицинская сестра выполняет следующие задачи:
- контролирует режим дня и питания ребенка;
- отслеживает выполнение рекомендаций, назначений врача;
- обучает родителей правильному приему препаратов, содержащих железо;
- проводит динамическое наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
- отслеживает самочувствие ребенка, его эмоциональное состояние;
- отслеживает возможное ухудшение состояния ребенка и при необходимости рекомендует родителям обратиться к врачу.
Дети, которые перенесли железодефицитную анемию подлежат обязательной диспансеризации, которая продолжается в течение года. Она включает в себя ежемесячный осмотр у педиатра, анализ крови с периодичностью раз в два- три месяца. В дальнейшем ребенок может быть снят с учета при нормальных физическом состоянии и результатах лабораторных анализов крови. Эту информацию медицинская сестра также сообщает законным представителям ребенка.
Таким образом, сестринский процесс при анемии у детей является системой комплексной помощи родителям и ребенку, при которой решаются многие проблемы, в том числе и низкая степень информированности о природе, последствиях, профилактике заболевания.