Профилактика анемии у школьников

Профилактика анемии у школьников thumbnail

Комплекс исследований для диагностики железодефицитной анемии направлен на выявление причин и условий возникновения данного патологического состояния.

Чем опасна железодефицитная анемия?

Недостаток железа в крови особенно опасен в детстве, когда закладываются основы физического и психического здоровья ребенка.

Чем опасен дефицит железа?

«Детский феррогематоген» может стать дополнительным источником железа для организма.

Узнать больше…

«Детский феррогематоген» — БАД, созданный с целью профилактики железодефицитных состояний у детей и подростков.

Узнать стоимость…

Анемия — или пониженный уровень гемоглобина в крови — не самостоятельное заболевание, а симптом, который встречается достаточно часто. Во всем мире около 2 миллиардов людей страдает от анемии. Причем чаще всего симптом диагностируется у детей. По данным ВОЗ, анемия в той или иной степени присутствует у 47,4% дошкольников и у 25,4% детей школьного возраста. Насколько анемия опасна, из-за чего она возникает и как с ней бороться?

Пару слов о детской анемии

Анемией называют понижение уровня гемоглобина и, как следствие, снижение количества эритроцитов — клеток крови, которые переносят гемоглобин.

Гемоглобин — это крайне важный железосодержащий белок, его задача — транспортировка кислорода к органам и тканям организма. При нехватке гемоглобина весь организм испытывает кислородное голодание. Именно поэтому симптомы анемии у детей так разнообразны.

Нормальный уровень гемоглобина у детей отличается от показателей взрослых. У младенцев в первые дни жизни норма гемоглобина составляет 180–240 г/л, у детей до полугода — 115–175 г/л, от полугода до 5 лет — 110–140 г/л, с 5 до 12 лет — 110–145 г/л, с 12 до 15 лет — 115–150 г/л.

Очень часто анализы выявляют признаки железодефицитной анемии у детей. Причина столь широкой распространенности этой патологии в том, что механизм кроветворения у детей еще не отлажен и на него могут повлиять даже самые, казалось бы, малозначительные факторы. Другая причина анемии у детей — быстрый рост, что требует большого количества питательных веществ.

Железодефицитная анемия отнюдь не безобидна. У детей, страдающих данной патологией, плохой аппетит и слабый иммунитет, что приводит к частым заболеваниям. Такие дети малоактивны, они медленно набирают вес. Кроме того, при железодефицитной анемии дети часто бывают раздражительными и плаксивыми.

Причины состояния

Почему возникает анемия у детей? Вот самые распространенные причины:

  • У новорожденных анемия может возникнуть из-за проблем во время беременности — кровотечений, отслойки плаценты, угрозы выкидыша, инфекционных болезней у матери. Особенно опасен период с 28-ой по 32-ую неделю. Анемия у будущей мамы — также существенный фактор риска. Нередко анемия диагностируется у детей, появившихся на свет раньше срока, а также при многоплодной беременности.
  • Неправильное, несбалансированное или однообразное питание в любом возрасте — частая причина анемии. При погрешностях в питании в организм не поступает достаточное количество железа и витаминов, необходимых для его всасывания — в первую очередь витаминов С и В12.
  • Анемия нередко вызывается регулярными кровотечениями.
  • Аллергии, экссудативный диатез и нейродермит иногда могут приводить к железодефицитной анемии.
  • Инфекционные заболевания (туберкулез, пиелонефрит и т.д.), глистные инвазии и микозы приводят к нарушению всасывания железа — ребенок может получать его в достаточном количестве, но микроэлемент попросту не усваивается.

Признаки анемии у детей

Чтобы точно диагностировать анемию, нужно проконсультироваться с врачом и сдать анализ крови. Но существуют признаки, позволяющие предположить нехватку железа:

  • Кожа становится бледной и сухой, ногти и волосы — тусклыми и ломкими, в уголках рта возникают незаживающие язвочки. В запущенных случаях на ладонях и ступнях могут появиться трещинки.
  • Поскольку дефицит железа вызывает снижение иммунитета, дети с железодефицитной анемией часто простужаются и «подхватывают» желудочно-кишечные инфекции.
  • Вялость, сонливость, плаксивость и раздражительность, плохой сон и быстрая утомляемость — типичные признаки анемии у детей.
  • Железодефицитная анемия у детей сказывается и на работе пищеварительной системы. Нехватка железа может проявляться тошнотой и рвотой, диареей или запорами, пониженным аппетитом. Некоторые родители отмечают, что при железодефицитной анемии дети иногда пытаются жевать известку, мел или землю.
  • Давление при анемии обычно пониженное, отмечаются тахикардия и одышка, иногда ребенок падает в обморок.
  • Дети с анемией нередко жалуются на головную боль, головокружения, шум в ушах.

Если у вашего ребенка наблюдаются похожие симптомы, не откладывайте визит к врачу. Диагностировать анемию легко, прогноз при правильно подобранном лечении также благоприятный. Но вот последствия запущенной железодефицитной анемии весьма серьезны.

Полезная информация
Суточная потребность в железе составляет 10–30 мг. Большинство современных горожан получают с пищей всего 1–3 мг железа — то есть около 10% от нормы.

Диагностика

Если вам кажется, что у вашего ребенка железодефицитная анемия, немедленно обращайтесь к врачу-педиатру. Он даст направление на анализы и, возможно, отправит к более узкому специалисту — гематологу.

Основной метод диагностики анемии у детей — лабораторные исследования, в частности — общий анализ крови. На наличие железодефицитной анемии могут указывать такие параметры, как пониженное содержание гемоглобина (нижний предел зависит от возраста ребенка), малое количество эритроцитов, а также понижение цветового показателя до 0,85 или ниже.

Для уточнения диагноза назначают и биохимический анализ крови. Помимо прочего, он показывает уровень ферритина (чем он ниже, тем дольше организм испытывает недостаток железа) и концентрацию сывороточного железа. Если оба эти параметра ниже нормы, железодефицитная анемия более чем вероятна. На тот же диагноз указывают повышение концентрации эритропоэтина и высокая железосвязывающая способность сыворотки крови.

В некоторых случаях требуется анализ кала — его проверяют на наличие эритроцитов (примеси крови).

Лечение анемии у детей

Как у детей раннего возраста, так и у школьников лечение анемии должно иметь комплексный характер. И самая важная его часть — пересмотр диеты и распорядка дня.

Необходимо организовать день ребенка так, чтобы он как можно больше времени проводил на свежем воздухе и играл в подвижные игры — умеренная физическая нагрузка крайне важна, так как она улучшает снабжение тканей кислородом. При этом важно следить и за тем, чтобы ребенок всегда ложился спать и просыпался в одно и то же время, так как недосып плохо сказывается на самочувствии детей с анемией.

Диета при анемии должна содержать большое количество продуктов, богатых железом. К ним относятся красное мясо и субпродукты, бобы и горох, гречневая крупа, яйца (особенно желток), какао, морская капуста, грибы, яблоки и гранаты, сухофрукты (курага, урюк, чернослив). Также необходимо пополнить рацион продуктами, которые содержат витамин С (болгарский перец, цитрусовые, шиповник, черная смородина, облепиха, брюссельская капуста, киви) и В12 (рыба и морепродукты, телячья печень, зеленые листовые овощи). Без этих витаминов железо не усваивается.

Иногда имеет смысл принимать витаминные комплексы и биодобавки. К последним, кстати, относится столь любимый детьми гематоген.

При серьезной железодефицитной анемии врач назначит точно дозированные препараты железа.

Профилактика

Важная часть профилактики железодефицитной анемии у детей — регулярные осмотры у врача и исследования крови. Нехватка железа легко выявляется даже на самых ранних стадиях, когда ее проще всего устранить. Особого внимания требуют дети, родившиеся недоношенными или с дефицитом массы тела, а также дети матерей, страдавших анемией во время беременности.

Чтобы избежать развития анемии, нужно строго следить за питанием ребенка, включая в меню железосодержащие продукты, а также фрукты и овощи. Чем разнообразнее рацион, тем меньше шансов, что ребенок будет испытывать недостаток в том или ином витамине или минерале.

Столкнулись ли ваши дети с такой проблемой, как анемия или нет, в любом случае, для полноценного развития ребенка необходимо поощрять активные игры и физические нагрузки, даже если ради этого придется проявить строгость и ограничить доступ малыша к телевизору, игровым приставкам и интернету. Многим родителям мультфильмы или видеоигры кажутся простым способом занять ребенка, однако благодаря развитию технологий около 30% современных детей ведут малоподвижный образ жизни. Это чревато не только анемией, но и набором лишнего веса, замедлением физического развития, проблемами с позвоночником, зрением и кровообращением.

Источник

.

Ïðè÷èíû àíåìèè ó äåòåé

Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ìàëîêðîâèÿ ó äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà ðàçíîîáðàçíû.

Îáû÷íî ìàëîêðîâèå ðàçâèâàåòñÿ íåçàìåòíî, èñïîäâîëü. Ó ðåáåíêà ïîñòåïåííî íàðàñòàåò áëåäíîñòü, ïðîïàäàåò
æèçíåðàäîñòíîñòü, îí ñòàíîâèòñÿ âÿëûì, ñêó÷íûì, íà÷èíàåò õóæå åñòü. Îáðàùåíèå ê âðà÷ó è èññëåäîâàíèå êðîâè
ïîçâîëÿþò ðàñïîçíàòü ýòî çàáîëåâàíèå è ñâîåâðåìåííî ïðèíÿòü ìåðû ê åãî óñòðàíåíèþ.

Îäíîñòîðîííåå ïèòàíèå, íåðåãóëÿðíûé ïðèåì ïèùè, åäà íàñïåõ, «âñóõîìÿòêó», íåãèãèåíè÷åñêèé îáðàç æèçíè,
— âñå ýòè ôàêòîðû îòðèöàòåëüíî âëèÿþò íà êðîâåòâîðåíèå è
ìîãóò áûòü ïðè÷èíîé àíåìèè.

Ñåãîäíÿ áîëüøèíñòâî øêîëüíèêîâ ïðîâîäÿò ìíîãî âðåìåíè çà êîìïüþòåðàìè. Îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé,
ïåðåóòîìëåíèå, îòñóòñòâèå ñâåæåãî âîçäóõà è ñîëíöà, – âîò åùå îäíà ïðè÷èíà àíåìèè.

Ïðè÷èíîé àíåìèè ìîæåò áûòü è êóðåíèå ïîäðîñòêà. Ìîíîîêèñü óãëåðîäà, ñîäåðæàùàÿñÿ â ñèãàðåòàõ, ñîåäèíÿÿñü ñ ãåìîãëîáèíîì,
îáðàçóåò âåùåñòâî ïîä íàçâàíèåì “êàðáîêñèãåìîãëîáèí”. Ýòà ôîðìà ãåìîãëîáèíà íå îáëàäàåò ñïîñîáíîñòüþ ïåðåíîñèòü
êèñëîðîä.

Íåðåäêî ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ ìàëîêðîâèÿ ó øêîëüíèêîâ ñëóæàò ãëèñòû, îñîáåííî øèðîêèé ëåíòåö (ðûáèé ñîëèòåð), âëàñîãëàâ,
êàðëèêîâûé öåïåíü. Âûäåëÿåìûå èìè ÿäîâèòûå âåùåñòâà òîðìîçÿò âûðàáîòêó êðîâÿíûõ òåëåö. Êðîìå òîãî,
íåêîòîðûå ãëèñòû, íàïðèìåð âëàñîãëàâ, ïèòàþòñÿ êðîâüþ, äðóãèå (êàðëèêîâûé öåïåíü) ïðè ïðèêðåïëåíèè ê
ñòåíêå êèøå÷íèêà âûçûâàþò â íåé âîñïàëèòåëüíûå èçìåíåíèÿ è êðîâîòå÷åíèå èç ìåñò ïîâðåæäåíèÿ.

Èìåþòñÿ ãëèñòû (øèðîêèé ëåíòåö), êîòîðûå ïðè ñâîåì ðàçâèòèè ïîãëîùàþò íå òîëüêî ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà,
íî è âèòàìèí Â12, íåîáõîäèìûé äëÿ ïðàâèëüíîãî êðîâåòâîðåíèÿ. Â ðåçóëüòàòå ðàçâèâàåòñÿ àíåìèÿ.

×òîáû ïðåäóïðåäèòü ïîïàäàíèå ãëèñòîâ â îðãàíèçì, íàäî ñòðîãî ñîáëþäàòü ïðàâèëà ãèãèåíû: ìûòü ðóêè ïåðåä åäîé
è ïîñëå ïîëüçîâàíèÿ òóàëåòîì, áîðîòüñÿ ñ ìóõàìè, óïîòðåáëÿòü â ïèùó òùàòåëüíî âûìûòûå îâîùè è ôðóêòû,
ñîîòâåòñòâóþùèì òåðìè÷åñêèì ñïîñîáîì îáðàáàòûâàòü ìÿñî è ðûáó (òùàòåëüíî èõ âàðèòü èëè æàðèòü).

Ïðè÷èíîé ìàëîêðîâèÿ ó øêîëüíèêîâ ìîæåò ÿâèòüñÿ ñèëüíîå êðîâîòå÷åíèå íà ïî÷âå òðàâìû,
èíôåêöèîííûå è äðóãèå çàáîëåâàíèÿ, âûçûâàþùèå âåñüìà îïàñíûå ñîñòîÿíèÿ. Ìíîãèå èç ÷àñòûõ
â ïðîøëîì çàáîëåâàíèé (ìàëÿðèÿ, ñèôèëèñ, òÿæåëûå ôîðìû òóáåðêóëåçà, ïðèâîäèâøèå ê ðàçâèòèþ àíåìèè ó äåòåé)
â íàøåé ñòðàíå âñòðå÷àþòñÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ î÷åíü ðåäêî. Ïðèìåíåíèå ñîâðåìåííûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ
ïîçâîëÿåò ñåé÷àñ áûñòðî «ñïðàâèòüñÿ» ñ ìíîãèìè èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè è òåì ñàìûì ïðåäóïðåäèòü
ðàçâèòèå ìàëîêðîâèÿ.

Ïðîôèëàêòèêà àíåìèè.

Ðåæèì è ïðàâèëüíîå ïèòàíèå øêîëüíèêà — âàæíåéøèå óñëîâèÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ìàëîêðîâèÿ.
Äåòè ñòàðøåãî âîçðàñòà äîëæíû ïîëó÷àòü ðàçíîîáðàçíîå ïèòàíèå ñ äîñòàòî÷íûì ñîäåðæàíèåì ïîëíîöåííûõ áåëêîâ, âèòàìèíîâ (C, B1, B2, B6, B12, PP, À, ôîëèåâîé êèñëîòû)
è ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ (æåëåçî, ìåäü, êîáàëüò, ìàðãàíåö è äð.), íåîáõîäèìûõ äëÿ íîðìàëüíîãî êðîâåòâîðåíèÿ.
Ïîëíîöåííûå áåëêè ñîäåðæàòñÿ ãëàâíûì îáðàçîì â òâîðîãå, ìÿñå, ïå÷åíè, ÿéöàõ, ðûáå, ñûðå, áîáîâûõ.
 ïðîäóêòàõ æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ (ïå÷åíè, ìÿñå, ðûáå, èêðå) ñîäåðæèòñÿ âèòàìèí B12, ïðèíèìàþùèé
àêòèâíîå ó÷àñòèå â êðîâåòâîðåíèè. Âèòàìèí À èìååòñÿ â ðûáüåì æèðå, ñëèâî÷íîì ìàñëå,
â âèäå êàðîòèíà — â ìîðêîâè. Æåëåçî ñîäåðæèòñÿ â ïå÷åíè, ÿçûêå, ÿè÷íîì æåëòêå, çåìëÿíèêå, áîáîâûõ; ìåäü è êîáàëüò — â êàðòîôåëå, êàïóñòå, ÿè÷íîì
æåëòêå, ñâåêëå.

Âàæíî íå òîëüêî çíàòü ñîñòàâ òîãî èëè èíîãî ïèùåâîãî ïðîäóêòà, íî è óìåòü ñîõðàíèòü åãî ïîëíîöåííûì â
ïðîöåññå ïðèãîòîâëåíèÿ ïèùè èëè õðàíåíèÿ.
Òàê, íàïðèìåð, î÷èùàòü îâîùè ñëåäóåò íåïîñðåäñòâåííî ïåðåä âàðêîé âî èçáåæàíèå ðàçðóøåíèÿ íåêîòîðûõ âèòàìèíîâ.
Ïîãðóæàòü èõ ïðè âàðêå íåîáõîäèìî â óæå êèïÿùóþ âîäó, íå çàòÿãèâàÿ âðåìÿ ãîòîâêè. Âàðèòü ëó÷øå â ýìàëèðîâàííîé
êàñòðþëå ñ ïëîòíî çàêðûòîé êðûøêîé. Òàê êàê â îòâàð ïðè ãîòîâêå îâîùåé ïåðåõîäÿò ìèíåðàëüíûå ñîëè,
à òàêæå âèòàìèíû, åãî èñïîëüçóþò äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ ïåðâûõ èëè âòîðûõ áëþä. Íåëüçÿ ïîìåùàòü ôðóêòû
ìåæäó ðàìàìè îêîí — èõ íóæíî õðàíèòü â ïðîõëàäíîì ìåñòå áåç äîñòóïà ñîëíå÷íûõ ëó÷åé, ðàçðóøàþùèõ
íåêîòîðûå âèòàìèíû.

Ñ öåëüþ ñîõðàíåíèÿ âåùåñòâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ âûðàáîòêè êðàñíûõ êðîâÿíûõ òåëåö, ïå÷åíêó ãîòîâÿò â ïîëóñûðîì âèäå.
Ïðîìûâ è î÷èñòèâ, îò ïëåíîê, ñûðóþ ïå÷åíêó íàðåçàþò íà êóáèêè, ñëåãêà îáâàëèâàþò â ìóêå, êëàäóò íà ñêîâîðîäêó
èëè â êàñòðþëüêó ñ êèïÿùèì ìàñëîì è ñëåãêà îáæàðèâàþò (â ñåðåäèíå êóñêà ïå÷åíêà äîëæíà îñòàâàòüñÿ ðîçîâîé).
Çàòåì åå äâàæäû ïðîïóñêàþò ÷åðåç ìÿñîðóáêó è äàþò â âèäå ôàðøà, ïàøòåòà èëè íà÷èíêè â ïèðîæêàõ.

Òàêèì îáðàçîì, ðàçíîîáðàçíîå ïîëíîöåííîå ïèòàíèå è ñîáëþäåíèå ðåæèìà â ïðèåìå ïèùè èãðàþò áîëüøóþ ðîëü â
ïðåäóïðåæäåíèè ðàçâèòèÿ ìàëîêðîâèÿ. Íå ìåíåå âàæíî äîñòàòî÷íîå
ïðåáûâàíèå íà ñâåæåì âîçäóõå, ÷àñòîå ïðîâåòðèâàíèå ïîìåùåíèÿ, çàêàëèâàíèå, çàíÿòèÿ ôèçêóëüòóðîé è ñïîðòîì,
ñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû.

Äëÿ ñïðàâêè.

Ãåìîãëîáèí — ñëîæíîå ñîåäèíåíèå, â ñîñòàâ êîòîðîãî âõîäèò æåëåçî, îáëàäàþùåå
çàìå÷àòåëüíûì ñâîéñòâîì îáðàçîâûâàòü ñ êèñëîðîäîì íåïðî÷íîå ñîåäèíåíèå. Ýðèòðîöèòû âñòóïàþò â ñîåäèíåíèå
ñ êèñëîðîäîì è ðàçíîñÿò åãî ïî âñåìó îðãàíèçìó ïî ìåëü÷àéøèì êðîâåíîñíûì ñîñóäàì— êàïèëëÿðàì.
Îòäàâ êèñëîðîä, êðàñíûå êðîâÿíûå òåëüöà âçàìåí çàáèðàþò îò êëåòîê íåíóæíûé, îòðàáîòàííûé ïðîäóêò — óãëåêèñëîòó,
îáðàçóþùóþñÿ â ðåçóëüòàòå èõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè. À ëåãêèõ óãëåêèñëûé ãàç îñâîáîæäàåòñÿ èç ýðèòðîöèòîâ è
çàòåì âûäûõàåòñÿ. Ýðèòðîöèòû æå âíîâü ñîåäèíÿþòñÿ ñ êèñëîðîäîì. È òàê ïðîèñõîäèò ïîñòîÿííî íà ïðîòÿæåíèè âñåé
æèçíè ÷åëîâåêà.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè êàæäîãî ýðèòðîöèòà îãðàíè÷åíà òðåìÿ-÷åòûðüìÿ ìåñÿöàìè. Ó÷åíûå óñòàíîâèëè, ÷òî åæåäíåâíî
ãèáíåò îãðîìíàÿ ìàññà êðàñíûõ êðîâÿíûõ òåëåö, è åñëè áû çàïàñ èõ ïîñòîÿííî íå ïîïîëíÿëñÿ, òî ïðèáëèçèòåëüíî
÷åðåç ïîëìåñÿöà ó ÷åëîâåêà íå îñòàëîñü áû íè îäíîãî ýðèòðîöèòà.
Ìåñòîì âûðàáîòêè êðàñíûõ êðîâÿíûõ òåëåö ÿâëÿåòñÿ êðàñíûé êîñòíûé ìîçã, êîòîðûé îáðàçíî ìîæíî ñðàâíèòü
ñ «ôàáðèêîé». Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ îí èìååòñÿ ïî÷òè âî-âñåõ êîñòÿõ, à ïðèáëèçèòåëüíî ñ øåñòè ëåò ñîõðàíÿåòñÿ òîëüêî
â ïëîñêèõ (ðåáðàõ, ãðóäèíå, êîñòÿõ òàçà), òåëàõ ïîçâîíêîâ è êîíöàõ òðóá÷àòûõ êîñòåé.  îñòàëüíûõ ó÷àñòêàõ
îí óòðà÷èâàåò ñïîñîáíîñòü êðîâåòâîðåíèÿ è çàìåùàåòñÿ æèðîâûì (æåëòûì) êîñòíûì ìîçãîì. Ïî ìåðå ñîçðåâàíèÿ
ýðèòðîöèòû ïîñòóïàþò èç êîñòíîãî ìîçãà â êðîâü.
Ïðè ìàëîêðîâèè ïîä âëèÿíèåì ðàçëè÷íûõ íåáëàãîïðèÿòíûõ âîçäåéñòâèé íàðóøàåòñÿ âûðàáîòêà ãåìîãëîáèíà,
à èíîãäà — è ñàìèõ ýðèòðîöèòîâ.  ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ îäíîâðåìåííî íàðóøàþòñÿ òîò è äðóãîé ïðîöåññû.
 ëþáîì ñëó÷àå êîíå÷íûé ðåçóëüòàò áóäåò îäíèì è òåì æå: íåäîñòàòî÷íûé «ïîäâîç» êèñëîðîäà ê êëåòêàì îðãàíèçìà,
èõ êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå.

Ïîíðàâèëàñü ñòàòüÿ? Ïîäåëèñü ññûëêîé

Профилактика анемии у школьников Àäìèíèñòðàöèÿ ñàéòà med39.ru íå äàåò îöåíêó ðåêîìåíäàöèÿì è îòçûâàì î ëå÷åíèè, ïðåïàðàòàõ è ñïåöèàëèñòàõ. Ïîìíèòå, ÷òî äèñêóññèÿ âåäåòñÿ íå òîëüêî âðà÷àìè, íî è îáû÷íûìè ÷èòàòåëÿìè,
ïîýòîìó íåêîòîðûå ñîâåòû ìîãóò áûòü îïàñíû äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ. Ïåðåä ëþáûì ëå÷åíèåì èëè ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì!

Профилактика анемии у школьников ÊOÌÌÅÍÒÀÐÈÈ

 Ëàðèñà
/ 2020-02-21

Ó ìîåãî ðåáåíêà áîëü â óøêå îêàçàëàñü îòèòîì. È íàì â ýòîì ñëó÷àå î÷åíü ïîìîãëî ðàñòèòåëüíîå ñðåäñòâî Ýäàñ 801 Òóÿ. Îíî áåçâðåäíîå è î÷åíü õîðîøî ëå÷èò ýòó áîëåçíü.

Источник

Детскому растущему организму крайне важно насыщать клетки кислородом. Кислород передвигается по организму при помощи гемоглобина — белка, состоящего из железа.

При дефиците железа у ребенка снижается уровень гемоглобина, что соответственно приводит к недостатку кислорода в клетках и тканях. Данное состояние принято называть железодефицитной анемией.

При хронической анемии у ребенка возникает задержка физического и нервно-психического развития.

Тяжелые формы анемии встречаются у детей все реже, но даже при небольшом снижении питания клеток возникают симптомы слабости мышц, головокружения, апатии, снижения иммунитета и нарушений сердечно-легочных функций.

Самое страшное в анемии — ее бессимптомное течение. Поэтому важно регулярно посещать врачей и сдавать общий анализ крови как ребенку, так и любому взрослому человеку.

Причины

Основной причиной железодефицитной анемии, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, считается несбалансированное питание. Реже состояние может возникать при кровотечениях, врожденных нарушениях обмена веществ и глистных инвазиях.

Основные причины анемии, которые наиболее часто встречаются во врачебной практике:

  1. Врожденный дефицит железа.
  2. Неправильное питание.
  3. Скачок роста и развития, которые требуют повышенного содержания железа в организме.
  4. Повышенная потеря железа из организма.
  5. Недостаточное потребление железа с пищей.
  6. Снижение всасываемости железа.
  7. Увеличенная потеря железа из-за повреждения кишечника вследствие раннего введения в прикорм коровьего молока и кефира (родителям необходимо обратить на этот пункт особое внимание!).

Диагностика

Заподозрить анемию у ребенка можно по следующим признакам:

  • снижение уровня эритроцитов (ниже 3,8×1012/л)
  • снижение цветового показателя (менее 0,85)
  • снижение показателей ретикулоцитов (на начальных стадиях могут оставаться в норме)
  • анизоцитоз или пойкилоцитоз

Также могут измениться такие показатели, как средний объем эритроцита, его концентрация и т. д.

Следует отметить, что в каждом организме имеется своеобразное «депо железа». При недостатке этого вещества, железо в первую очередь расходуется из указанного «депо».

В связи с этим, общий анализ крови может не выявить анемию на начальных стадиях, поэтому рекомендуется проведение биохимического исследования. Биохимический анализ крови позволяет выявить различные фракции железа, снижение уровня которых и станет сигналом о наличии железодефицитной анемии.

Основная мера профилактики патологии — обеспечение ребенку правильного сбалансированного питания. Для этого родители должны позаботиться о том, чтобы детский рацион содержал достаточное количество продуктов с высоким содержанием железа.

Мясо рекомендуется вводить уже на стадии первого-второго прикорма. Мамам в период грудного вскармливания необходимо контролировать уровень железа не только у ребенка, но и у себя.

Особенно это касается матерей, у которых при беременности диагностировалась железодефицитная анемия. В некоторых случаях, когда вероятность железодефицитной анемии высока, первый прикорм может начинаться не с каш или овощей, а именно с мяса. Ведь железо — это одна из основных составляющих нормального развития ребенка.

В современных условиях достаточно трудно найти качественные продукты, содержащие в своем составе все необходимые для растущего организма вещества. В добавок к этому большинство беременных и кормящих матерей не питаются должным образом, цельное коровье молоко слишком рано вводится в рацион ребенка.

Все это приводит к тому, что диагноз железодефицитная анемия ставится практически каждой беременной женщине и множеству детей в раннем возрасте.

Как же решить эту проблему? Ведь лекарства от анемии могут вызывать различные нарушения стула, аллергические реакции и так далее, а само заболевание отрицательно сказывается на самочувствии и развитии ребенка.

Профилактика железодефицитной анемии

Так как проблема недостатка железа в организме — это в большей степени проблема питания, основная мера профилактики патологии заключается в обеспечении сбалансированного рациона (вне зависимости от возраста человека).

Взрослым необходимо 1-2 мг железа в сутки, детям от 0,5 до 1,2. Необходимо отметить, что в кишечнике всасывается лишь часть потребляемого с пищей железа — примерно 10-15%.

Главный источник железа из пищи — продукты животного происхождения. Самыми ценными в этом плане являются говядина и баранина. В рыбе, курице и твороге содержание железа значительно меньше. Важно не только количество вещества в продукте, но и его биодоступность (то есть всасываемость).

В отличие от продуктов животного происхождения, растительная пища имеет более низкий уровень всасываемости железа. Для хорошей всасываемости необходимы определенные факторы.

Так, например, витамин C улучшает показатели всасываемости железа, а тининовая кислота (содержится в чае) или фитаты значительно снижают степень всасываемости микроэлемента.

Рассмотрим основные рекомендации по профилактике дефицита железа, опубликованные Американской академией педиатрии:

  1. У здорового доношенного ребенка в первые 4 месяца жизни имеется достаточный запас железа, и в употреблении железосодержащих лекарств нет необходимости. Затем ребенку на грудном вскармливании необходим дополнительный прием железа вплоть до введения прикорма. Дозировка препарата в этом возрасте должна составлять 1 мг на 1 кг веса в день.
  2. Если здоровый доношенный ребенок находится на смешанном типе вскармливания (материнское молоко составляет около 50%), ему необходим дополнительный прием железа в дозировке 1 мг на 1 кг веса в день. Длительность приема — до введения прикорма.
  3. При искусственном вскармливании рекомендуется давать ребенку смеси, обогащенные железом. В таком случае необходимость дополнительного приема препаратов не потребуется. При этом, цельное коровье молоко не рекомендуется давать детям в возрасте до года!
  4. Детям с 6 месяцев и до года необходимо употреблять около 11 мг железа в сутки. Чтобы обеспечить нормальное функционирование организма, в ранний прикорм следует вводить красное мясо и овощи, содержащие большое количество железа. При недостаточном потреблении таких продуктов ребенку назначаются железосодержащие капли или сиропы.
  5. От года до 3 лет суточная норма железа составляет 7 мг. При этом рекомендуется получать его из тех продуктов, которые содержат и железо, и витамин C.
  6. Дети, рожденные раньше срока, должны в обязательном порядке получать минимум 2 мг железа на 1 кг веса в сутки до наступления 12 месяцев.

Отметим, что содержание мяса в рационе является лишь профилактикой анемии, если у ребенка уже диагностировалась патология, с ней можно бороться исключительно препаратами железа! Однако если анемии на данный момент не выявлено, то пить железо в качестве профилактики нецелесообразно.

Лечение железодефицитной анемии

Самой главной задачей при лечении анемии является устранение причины ее возникновения (режим питания, обнаружение и ликвидация источников кровопотери и др.), а также борьба с нехваткой железа в организме.

К основным положениям лечения заболевания относятся:

  1. Употребление лекарственных железосодержащих препаратов. Иных способов восстановления нормального уровня микроэлемента на данный момент не изобретено. Не стоит ошибочно полагать, что только одной диетой удастся поднять уровень гемоглобина в крови. Запасы железа надо пополнять целенаправленно.
  2. Прием пероральных препаратов. Лечение при помощи внутримышечных или внутривенных инъекций рекомендуется лишь при наличии противопоказаний к приему пероральных средств или если они оказались малоэффективны.
  3. Предварительный расчет дозировки препарата в соответствии с массой тела ребенка и выбранной тактикой лечения анемии.
  4. Расчет длительности приема железа в зависимости от тяжести заболевания. Легкая степень — 3 месяца, средняя — 4,5, тяжелая — полгода. В процессе лечения контролируется общеклинический анализ крови.
  5. Восполнение запасов микроэлемента в так называемом «депо железа».
  6. Регулярный контроль эффективности лечения при помощи сдачи анализов крови.

В нашей стране тактику лечения анемии определяет Протокол ведения больных с диагнозом «Железодефицитная анемия», который был опубликован в 2004 году.

Также имеются соответствующие рекомендации ВОЗ, базирующиеся на принципах доказательной медицины.

На сегодня существует лишь два препарата железа:

  1. На основе солевых растворов. Препарат токсичен, нередко вызывает побочные эффекты. Однако встречаются случаи, когда помогает только он.

  2. На основе полимальтозного комплекса гидроксида. Наиболее целесообразен при лечении анемии.

Современные исследования показывают, что у лекарственных средств первой и второй группы одинаковая степень эффективности. В педиатрии детская дозировка средств второго типа составляет 5 мг на 1 кг веса в сутки (независимо от возраста ребенка).

Как оценить эффективность лечения

Критерии эффективности терапии при анемии:

  1. На 7-10-е сутки с начала терапии уровень ретикулоцитов начинает повышаться.
  2. Концентрация гемоглобина повышается к концу 4-й недели на 10 г/л. Гематокрит увеличивается на 3% в сравнении с первоначальными данными.
  3. Спустя 1-1,5 месяца приема препаратов исчезают клинические проявления дефицита железа.
  4. «Депо железа» восстанавливается спустя 3-6 месяцев (в зависимости от степени заболевания). Оценивать уровень необходимо по показателям сывороточного ферритина (более 30 нг/мл).

В случае, если спустя 4 недели результаты анализа крови не изменяются, необходимы остановка лечения и пересмотр диагноза. В ряде случаев у таких пациентов имеется не железодефицитная анемия.

При возникновении устойчивости к лечению железосодержащими препаратами следует проверить адекватность назначенной терапии. Может быть анемия не связана с дефицитом железа. Для этого требуется дополнительная консультация гематолога.

Автор: Ирина Еловикова, врач-педиатр.

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/592/,

Источник