Профилактика железодефицитной анемии роль медсестры

Профилактика железодефицитной анемии роль медсестры thumbnail

Этапы сестринского процесса при уходе за больными с анемией (на примере железодефицитной анемии)

С учетом выше сказанного представляется возможным предоставить алгоритм медсестринского процесса при анемии.

І этап. Состоит в оценке состояния пациента, при котором учитываются жалобы, анамнестические данные, данные объективного осмотра

1. Жалобы: потеря аппетита, общая слабость, постоянная сонливость, одышка, постоянная сухость кожи, шелушение.

2. Анамнестические данные: язва желудка, с прободением 3 года назад.

3. Объективный осмотр: общая бледность, тахикардия, систолический шум на верхушке, приглушенность тонов сердца, склонность к гипотонии

ІІ этап состоит в определении основных проблем с которыми сталкивается пациент.

Проблемы пациента: потеря аппетита, тахикардия, сухость, шелушение кожи, гипотония.

ІІІ этап.

Определение цели медсестринского ухода

1. Подготовка пациента и взятия материала для лабораторных исследований (рекомендации: не принимать с утра перед забором анализов пищу, разъяснение сути процедуры и ее значимости).

2. Уход и медсестринское наблюдение за пациентом (контроль за состоянием психоэмоционального состояния, контроль за частотой пульса, дыхания, уровнем артериального давления)

3. Выполнение врачебных назначений (забор материала для анализов, раздача медикаментов)

4. Обучение пациента самообслуживанию.

ІV этап. Планирование объема медсестринского вмешательства.

1. Взятие крови на общий анализ.

2. Рекомендовать диету пищей, обогащенной железом.

3. Осуществлять уход за кожей (гигиена кожи и слизистых оболочек, нанесение мазей на пораженные участки)

4. Систематический контроль за ЧСС, АД, частотой дыхания.

5. Выполнение врачебных назначений: витаминотерапия, препараты железа, симптоматическая терапия.

V этап. Оценка результатов и коррекция ухода.

1. Улучшение общего состояния.

2. Восстановление аппетита.

3. Коррекция медсестринских вмешательств возможна при различных осложнениях.

Роль медицинской сестры в профилактике анемии

Первичную профилактику железодефицитных анемий проводят беременным, женщинам в период лактации, девочкам-подросткам, особенно с обильными месячными, женщинам с длительными обильными месячными. Для выявления данного контингента пациентов среднему медицинскому работнику необходимо проводить активный патронаж групп риска

Для первичной профилактики применяют лекарственные препараты железа для перорального применения. Препараты для парентерального введения применять не рекомендуется.

Первичная профилактика проводится путем ежемесячного назначения в течение 7-10 дней после месячных 30-40 мг элементарного железа, или в течение года назначают 2 курса продолжительностью 6 недель с приемом 30-40 мг железа в день.

Вторичная профилактика железодефицитной анемии проводится у пациентов, которые ранее болели этой болезнью и вылечились от нее, но в настоящее время существует угроза рецидива. Для выявления таких пациентов медицинская сестра содержит журнал в котором записаны данные об этих пациентах. Таким пациентам назначают профилактические курсы пероральной ферротерапии продолжительностью 4-6 недель 2 раза в год [20, 22, 26].

Все больные, у которых риск возникновения или рецидива железодефицитной анемии, должны находиться под диспансерным наблюдением у терапевта. Обязательным обследованием для них общий анализ крови и исследование сывороточного железа (в случае необходимости) дважды в год [21].

Как уже отмечалось выше, для результативной профилактики анемии на уровне среднего медицинского персонала необходимо изучить условия и причины развития данного заболевания. Одним из частых условий его развития является несоблюдение режима питания. Медицинской сестре необходимо проводить регулярные беседы с контингентом групп риска по развитию анемии о пользе правильного питания, а также отказа от разного рода нетрадиционных диет (вегетарианская, веганская, сыроедение).

Что следует рекомендовать:

– Диета, богатая железосодержащими продуктами и веществами, которые способствуют его усвоению организмом, в частности, витамином С и фолиевой кислотой.

– Необходимо потреблять в достаточном количестве красное мясо – говядину, телятину, а также печень говяжью, есть больше фруктов и ягод, в первую очередь, черноплодной рябины и черной смородины, и овощей, а также зелени.

– Вегетарианская диета в этом смысле не является “здоровой” диетой, поскольку не обеспечивает поступление в организм достаточного количества железа и его усвоения.

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Выпускная квалификационная работа “ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ВЗРОСЛЫХ”

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департа...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департа

Описание слайда:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5» Филиал № 2 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ВЗРОСЛЫХ Выполнила студентка группы 43 МСО А. С. Рыжкова Руководитель Е.А. Спевакова 2017 год

2 слайд

Актуальность темы исследования

Описание слайда:

Актуальность темы исследования

3 слайд

Цели и задачи выпускной квалификационной работы Цель выпускной квалификационн

Описание слайда:

Цели и задачи выпускной квалификационной работы Цель выпускной квалификационной работы: выявить особенности профессиональной деятельности медицинской сестры при железодефицитной анемии у взрослых Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1.оценить уровень знаний пациентов о железодефицитной анемии у взрослых; 2.установить причины недостаточной информированности пациентов о железодефицитной анемии у взрослых; 3.предложить способы повышения информированности пациентов о железодефицитной анемии у взрослых

4 слайд

Метод исследования Объект исследования: уровень знаний пациентов о железодефи

Описание слайда:

Метод исследования Объект исследования: уровень знаний пациентов о железодефицитной анемии у взрослых. Предмет исследования: влияние профессиональной деятельности медицинской сестры на повышение уровня знаний пациентов о железодефицитной анемии у взрослых

5 слайд

База исследования

Описание слайда:

База исследования

6 слайд

Анализ результатов исследования

Описание слайда:

Анализ результатов исследования

7 слайд

Профилактика железодефицитной анемии роль медсестры

8 слайд

- снижение иммунитета, - учащение сердцебиения, которое ведет к большей нагру

Описание слайда:

– снижение иммунитета, – учащение сердцебиения, которое ведет к большей нагрузке на сердце и в итоге к сердечной недостаточности, – у беременных повышается риск преждевременных родов и задержки роста плода, – у детей недостаток железа обуславливает задержку роста и развития, – редким и тяжелым осложнением является гипоксическая кома, – гипоксия из-за недостатка железа осложняет течение уже имеющихся сердечно-легочных заболеваний (ИБС, бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь и другие).

9 слайд

Профилактика железодефицитной анемии роль медсестры

10 слайд

участвует в процессах кроветворения и внутриклеточного обмена необходимо для

Описание слайда:

участвует в процессах кроветворения и внутриклеточного обмена необходимо для образования гемоглобина и миоглобина обеспечивает транспортировку кислорода в организме нормализует работу щитовидной железы влияет на метаболизм витаминов группы В – входит в состав некоторых ферментов (в том числе рибонуклеотид-редуктаза, которая участвует в синтезе ДНК) является компонентом многих окислительных ферментов – предупреждает развитие анемии улучшает состояние кожи, ногтей, волос – регулирует иммунитет (обеспечивает активность интерферона и клеток-киллеров)

11 слайд

Диета

12 слайд

Профилактика железодефицитной анемии роль медсестры

13 слайд

Правила приема препаратов железа

Описание слайда:

Правила приема препаратов железа

14 слайд

Профилактика железодефицитной анемии роль медсестры

15 слайд

Профилактика железодефицитной анемии роль медсестры

16 слайд

Выводы исследования: 1.уровень знаний пациентов о железодефицитной анемии у в

Описание слайда:

Выводы исследования: 1.уровень знаний пациентов о железодефицитной анемии у взрослых составил: 44% (13) респондентов не знают об осложнениях ЖДА, у 63% (19) пациентов дефицит знаний об уровне Hb в крови, транспорт кислорода – 60% (18) респондентов назвали на их взгляд самой важно функцией железа в организме, 17% (5) респондентов не знают о продуктах, содержащих наибольшее количество железа; 2.56% (17) респондентов не соблюдают или не всегда соблюдают примерный план диспансерного наблюдения, можно предположить, что их уровень информированности о заболевании низкий; 53% (17) пациентов не посещают, либо посещают врача терапевта и гематолога один раз в год – причины недостаточной информированности пациентов о железодефицитной анемии у взрослых; 3.способы повышения информированности пациентов о железодефицитной анемии у взрослых являются: разработка памяток для пациентов, санбюллетеней, стендовой информации учреждения, проведение бесед с пациентами, обеспечение медицинской литературой по данному вопросу

17 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Профилактика железодефицитной анемии роль медсестры

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-617387

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Сестринская помощь при данном заболевании делится на зависимую и независимую. При зависимой помощи медицинская сестра выполняет назначения врача. А именно: контролирует прием выписанных препаратов, соблюдение курса приема препаратов, забирает кровь на анализ (опять же по назначению врача). При независимой помощи медицинская сестра проводит индивидуальную работу с каждой пациенткой: составление беседы по правильному питанию, об отказе от вредных привычек, мотивация пациентки на соблюдение указаний и их выполнение. Так же проведение бесед на тему факторах риска для женщины и для ребенка, подвижном образе жизни.

Можно отметить, что важной составляющей работы медицинской сестры является санитарно-просветительское направление, когда она установить контакт с беременной, а также ее семьей и дать необходимые рекомендации, советы не только пациенту, но и родственникам. Необходимо отметить важность тонкого знания психологии беременной, умение настроить ее на благоприятный исход.

Правильная организация профилактической работы – обязательная составная часть единого процесса оказания качественной медицинской помощи и ведущая роль в этом принадлежит среднему медицинскому персоналу.

Следовательно, функции медицинской сестры не ограничиваются выполнением сестринских манипуляций, а включают элементы медицинской, социальной, психолого-педагогической работы.

В ходе прохождения практики было проведено наблюдение за 2 беременными женщинами страдающих железодефицитной анемией.

Наблюдение № 1

В стационар поступила пациентка Л., 35 лет. Беременность вторая 36-37 недель, тазовое предлежание, язвенная болезнь желудка в анамнезе, железодефицитная анемия.

Жалобы пациентки: головокружения, слабость, периодические обмороки. извращение аппетита (в течение месяца ест мыло, семечки с шелухой, собственный слущивающийся эпидермис), сухость кожи.

При осмотре: кожа бледная, тургор сохранен, покровы сухие, чистые, шелушащиеся, отмечена ломкость ногтей и волос.

Оценка факторов риска: Язвенная болезнь желудка в анамнезе, обильные менструации, нарушение характера питания (питание нерегулярное 1-2 раза в день, преимущественное употребление растительной пищи, частые монодиеты. Привычные интоксикации: курение – стаж 10 лет, употребление кофе 6 раз в день.

При обследовании: температура тела –36,8оС, ЧДД – 21 в мин, ЧСС – 62 уд. в мин, АД – 90/70 мм. рт. ст.

Наблюдение № 2

В стационар поступила пациентка Д, 18 лет. Беременность первая 30-31 недель, многоводье, железодефицитная анемия.

Жалобы пациентки: извращение вкуса (желание съесть сырое мясо) сухость кожи, частые головокружения, головная боль, выраженная слабость, снижение работоспособности.

При осмотре: кожа бледная, тургор сохранен, покровы сухие, чистые, шелушащиеся, отмечена ломкость ногтей и волос.

Оценка факторов риска: Питание нерегулярное, 1-2 раза в день, пища растительного происхождения (вегетарианская диета). Частые разгрузочные дни. Курение – стаж 2 года (с момента наступления беременности курение отрицает)

При обследовании: температура тела –36,4оС, ЧДД – 19 в мин, ЧСС – 80 уд. в мин, АД – 110/75 мм. рт. ст.

На основании наблюдений за двумя пациентками можно выделить основные проблемы при развитии железодефицитной анемии в период беременности и составить план сестринского ухода по приоритетным проблемам для наблюдаемых пациентов: головокружение, слабость, извращение аппетита.

Приоритетная проблема: отсутствие аппетита и извращение вкуса.

Сестринский диагноз: отсутствие аппетита и извращение вкуса из-за недостатка железа в организме.

Краткосрочная цель: стимуляция аппетита в течение недели.

Долгосрочная цель: восстановление аппетита ко дню выписки.

СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

План Мотивация
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим Для улучшения психоэмоционального состояния пациента
2. Разнообразить меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету Для возбуждения аппетита.
3. Эстетически оформлять приём пищи. Для возбуждения аппетита.
4. Включить в рацион аппетитный чай, мясные и рыбные бульоны, пряности (с разрешения врача). Для возбуждения аппетита.
5. Провести беседу с пациентом о необходимости питания для улучшения здоровья. Для предупреждения потери массы тела.
6. Провести беседу с родственниками о дополнительном питании пациента в соответствии со вкусами пациента и рекомендациями диетолога. Для эффективного лечения.
7. Регулярно проветривать палату перед приёмом пищи. Для исключения неприятных запахов, снижающих аппетит.
8. Взвешивать пациента 1 раз в 3 дня Для наблюдения за массой тела как критерием эффективности проводимых мероприятий.
9. Вести наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы.
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, анализ крови на сывороточное железо, ЭКГ). Для точности диагностических процедур.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём лекарственных препаратов по назначению врача (препараты железа, аскорбиновая кислота). Для эффективного лечения.

Приоритетная проблема: слабость, головокружение.

Сестринский диагноз: слабость и головокружение из-за гипоксии мозга при анемии.

Краткосрочная цель: пациентка отметит уменьшение слабости и головокружения через 7 дней.

Долгосрочная цель: слабость и головокружение исчезнут к моменту выписки.

СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

План Мотивация
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим Для улучшения психоэмоционального состояния пациента
2. Обеспечить кормление пациентки в палате. Для уменьшения физической нагрузки.
3. Обеспечить помощь пациентке в удовлетворении основных физических потребностей. Для уменьшения физической нагрузки.
4. Провести беседу с родственниками о дополнительном питании пациента в соответствии с рекомендациями диетолога. Для эффективного лечения.
5. Провести беседы с пациенткой о сущности заболевания, принципах лечения и профилактики, диетическом питании, фитотерапии. Для информации пациентки, уменьшения беспокойства.
6. Регулярно проветривать палату. Для обогащения воздуха кислородом.
7. Вести наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы.
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, анализ крови на сывороточное железо, ЭКГ). Для точности диагностических процедур.
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём лекарственных препаратов по назначению врача (препараты железа, аскорбиновая кислота). Для эффективного лечения.

Таким образом, данное исследование еще раз подтвердило, что одним из важных составляющих качественно и грамотно организованной сестринской помощи, направленной на профилактику железодефицитной анемии и ее осложнений у беременных женщин является участие медицинской сестры.

В результате проведенных наблюдений и опроса беременных пациенток страдающих железодефицитной анемией удалось установить, что чаще страдают железодефицитной анемией женщины в возрасте от 21 года до 25 лет, чаще анемия развивается впервые во время данной беременности, на первом месте, среди факторов риска, стоит неправильное питание – 45%, на втором месте – гинекологические заболевания и беременность – по 20%, третье место занимают заболевания желудочно – кишечного тракта – 10%, на 4 месте находится донорство – 5%, так же отмечен низкий уровень информированности по данному заболеванию. Так же были выделены основные проблемы возникающие у беременных женщин при железодефицитной анемии (головокружение, слабость, извращение аппетита) и составлены планы сестринского ухода по данным проблемам.

Вывод по второй главе: Подробно рассмотрев проблемы беременных пациенток страдающих железодефицитной анемией были составлены планы ухода по данным проблемам и определены направления в беседах с пациентами страдающих острым гастритом на такие темы, как: правильного питания и соблюдения диеты, выполнений рекомендаций врача, отказ от вредных привычек и формирование здорового образа жизни, минимализация стрессов и нервно-психических перенапряжений.

Так же были проведены наблюдения за двумя беременными пациентками с диагнозом железодефицитная анемия, составлен опросный лист по которому был проведен опрос 20 а включают элементы медицинской, социальной, психолого-педагогической работы. И пациентками и результаты опроса по опросному листу конкретизировали проблемы данных пациенток, факторы и условий формирования железодефицитной анемии при беременности: чаще страдают железодефицитной анемией женщины в возрасте от 21 года до 25 лет, чаще анемия развивается впервые во время данной беременности, на первом месте, среди факторов риска, стоит неправильное питание , на втором месте – гинекологические заболевания и беременность, третье место занимают заболевания желудочно – кишечного тракта , на 4 месте находится донорство, заболеванию подвержены люди имеющие вредные привычки( курение, неправильное питание). Основными проблемами, среди опрошенных и наблюдаемых пациенток явились: головокружение, слабость, извращение аппетита.

Опираясь на полученные данные можно сделать вывод, что основной задачей медицинской сестры, при работе с беременными пациентками с диагнозом железодефицитная анемия, будет выполнение всех зависимых, взаимозависимых и независимых манипуляций в применении к каждой пациентке индивидуально, включение элементов медицинской, социальной, психолого-педагогической работы. Важной составляющей работы медицинской сестры является санитарно-просветительское направление, когда она установить контакт с беременной, а также ее семьей и дать необходимые рекомендации, советы не только пациенту, но и родственникам. Необходимо отметить важность тонкого знания психологии беременной, умение настроить ее на благоприятный исход.

Правильная организация профилактической работы – обязательная составная часть единого процесса оказания качественной медицинской помощи и ведущая роль в этом принадлежит среднему медицинскому персоналу.

Особое внимание следует уделить вопросам формирования у данных пациенток понятия о здоровом образе жизни, правильном питании, изменению образа жизни, важности применения в ходе лечения и профилактики препаратов железа назначенных врачом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы было определение путей профилактики железодефицитной анемии у беременных.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретический материал по вопросам возникновения железодефицитной анемии у беременных женщин.

2. Определить факторы, приводящие к развитию железодефицитной анемии у беременных женщин.

3. Провести анкетирование беременных женщин для выявления у них знаний о железодефицитной анемии, ее последствиях и профилактике.

4. Проанализировать особенности участия медицинской сестры в профилактике железодефицитной анемии у беременных женщин.

В ходе исследования был проведен теоретический обзор литературных источников посвященных проблеме железодефицитной анемии у беременных, проведено опроса по опросному листу беременных женщин с целью анализа осведомленности о железодефицитной анемии, ее последствиях и профилактике, а также были рассмотрены основные направления работы медицинской сестры, осуществляющей профилактическую работу при железодефицитной анемии у беременных.

Дефицит железа в организме матери является одной из основных причин развития дефицита железа и анемии у новорожденного, что может способствовать неблагоприятным перинатальным исходам в виде преждевременных родов, малого веса новорожденных, не соответствующего гестационному возрасту детей, увеличению риска развития инфекционных осложнений и перинатальной смертности

Своевременная профилактика железодефицитной анемии беременных женщин позволяет избежать развития данного заболевания и, соответственно, его возможных неблагоприятных последствий. В случае если железодефицитная анемия уже имеет место, полноценная и сбалансированная диета, включающая специализированные продукты питания для беременных женщин, будет являться одним из важных компонентов вспомогательной терапии.

Качество осуществляемой медицинской помощи и проводимой профилактики при железодефицитной анемии у беременных подразумевает не только выполнение медицинской сестрой зависимых вмешательств, но и проведение индивидуальной мотивированной работы с беременными женщинами. Грамотное и доступное проведение бесед с женщинами на тему правильного питания при беременности, соблюдения здорового образа жизни позволят избежать развития железодефицитной анемии, будут способствовать скорейшему выздоровлению пациентки и снижению неблагоприятного воздействия на будущего ребенка.

Таким образом, железодефицитная анемия беременных является важной проблемой, имеющей отношение как к здоровью матери, так и ее плода. Использование новых комплексных препаратов со сбалансированным содержанием железа, фолиевой кислоты, цианокобаламина и аскорбиновой кислоты позволяет добиться хороших результатов в лечении этой патологии, а профилактический прием во время беременности и лактации предотвращает развитие тяжелых осложнений со стороны матери и ее ребенка.

Задачи работы решены. Цель работы достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Источник