Ребенок из группы риска по анемии
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Группу здоровья новорождённого оценивают при выписке из родильного.
- I-я группа – здоровые дети от здоровых матерей, гестоз 1 половины беременности.
- 2-я группа:
- «А» подгруппа – дети от матерей, имеющих узкий таз, дети с физиологической незрелостью, недоношенностью I степени, токсической эритемой, отёчным синдромом I степени, переношенностью I степени.
- «Б» группа – осложнённый соматический анамнез матери: хронические заболевания органов дыхания, эндокринопатии, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические заболевания, заболевания мочевыделительной системы. Осложнённый акушерско-гинекологический анамнез матери: острые и хронические заболевания половых органов, роды в ягодичном предлежании, вакуум-экстракция, наложение акушерских щипцов, кесарево сечение. Гипогалактия у матери. Асфиксия лёгкой степени (оценка по шкале Апгар 6-7 баллов), ребёнок от многоплодной беременности, задержка внутриутробного развития ребёнка, перекошенность II степени, дети с массой менее 2000 г или более 4000 г, множественные малые анатомические аномалии (более 4-5), транзиторная лихорадка, патологическая убыль массы тела (более 8%).
- 3-я группа – асфиксия средней и тяжёлой степени, родовая травма, кефалогематома, катетеризация пупочной вены, недоношенность III степени, эмбриофетопатии, геморрагическая болезнь, гемолитическая болезнь новорождённого, внутриутробные инфекции.
- 4-ю и 5-ю группу здоровья присваивают при наличии врождённых пороков развития с признаками выраженной декомпенсации.
[1], [2], [3]
Диспансерное наблюдение здоровых новорождённых
[4], [5], [6]
Наблюдение участковым педиатром
1-я группа здоровья:
- в первые 3 дня после выписки из родильного дома:
- на 18-20-й день жизни;
- на 28-30-й день жизни – посещение ребёнком поликлиники, на 2-м месяце жизни здоровый ребёнок посещает поликлинику 2 раза, далее ежемесячно.
2-я группа здоровья:
- в первые 3 дня после выписки из родильного дома:
- 14-й день жизни:
- 21-й день жизни;
- на 28-30-й день жизни – посещение ребёнком поликлиники, на 1 месяце жизни здоровый ребёнок посещает поликлинику 2 раза, да ежемесячно.
3-я группа здоровья:
- в первые сутки после выписки из родильного дома;
- новорождённых осматривает заведующая отделением;
- каждые 5 дней в течение первого месяца жизни детей осматривает педиатр. Далее наблюдение ведут по основному заболеванию вместе с узкими специалистами.
- 4-ю и 5-ю группу наблюдают по основному заболеванию в стационар.
Диспансеризация и реабилитация новорождённых из различных групп риска на педиатрическом участке
Группы риска новорождённых детей (методические рекомендации СССР от 1984 г.)
- 1-я группа – новорождённые с риском развития патологии ЦНС.
- 2-я группа – новорождённые с риском внутриутробного инфицирования.
- 3-я группа – новорождённые с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий.
- 4-я группа – новорождённые с риском развития врождённых порой органов и систем.
- 5-я группа – новорождённые из группы социального риска.
Выделяют также дополнительные группы (согласно приказу М3 РФ № 108 от 29.03.96 г. и методическим рекомендациям г. Иваново от 1988 г.
- группа риска по тугоухости и глухоте;
- группа риска по анемии;
- группа риска по развитию синдрома внезапной смерти;
- группа риска по развитию аллергических заболеваний.
Диспансерное наблюдение за новорождёнными из разных групп риска на педиатрическом участке осуществляют дифференцированно.
[7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]
1-я группа – новорождённые с риском развития патологии ЦНС
Факторы риска:
- возраст матери менее 16 и более 40 лет;
- вредные привычки и профессиональные вредности матери;
- экстрагенитальная патология матери;
- патология беременности и родов (токсикозы, угроза прерывания, выкидыши, многоводие, многоплодная беременность в анамнезе, затяжные или стремительные роды);
- токсоплазмоз и другие инфекционные заболевания;
- масса ребёнка более 4000 г;
- переношенность, асфиксия, стигмы.
План наблюдений
- Осмотр участковым педиатром не менее 4 раз в течение первого месяца жизни, затем ежемесячно.
- Осмотр с участием заведующего отделением не позднее 3 мес и обязательно при каждом заболевании ребёнка.
- Осмотр невропатологом в 1 мес, в дальнейшем каждый квартал; сурдолог, окулист – по показаниям.
- Строгий контроль участкового педиатра, направленный на обнаружение нарастания размеров головы, определение нервно-психического развития.
- Профилактические прививки по индивидуальному плану после разрешения невропатолога.
- По достижении года при отсутствии изменений со стороны ЦНС ребёнка снимают с учёта.
[15], [16], [17], [18], [19], [20], [21], [22], [23], [24], [25], [26], [27], [28], [29], [30]
2-я группа – новорождённые с риском внутриутробного инфицирования
Факторы риска:
- экстрагенитальная патология матери;
- воспалительные гинекологические заболевания;
- патология родов (длительный безводный промежуток, патология плаценты);
- перенесённые в III триместре беременности инфекционные (краснуха,
- токсоплазмоз, цитомегалия, ОРВИ) и бактериальные заболевания;
- недоношенность, задержка внутриутробного развития (ЗВУР).
План наблюдений
- Осмотр участковым педиатром не менее 4 раз в течение первого месяца, в дальнейшем ежемесячно; медсестрой – 2 раза в неделю.
- Раннее лабораторное обследование в 1 и 3 мес (кровь, моча) и после каждого заболевания.
- Обязательный осмотр с участием заведующего отделением не позднее 3 мес и после каждого заболевания.
- Мероприятия по профилактике, ранней диагностике и лечению дисбактериоза.
- При отсутствии симптомов внутриутробного инфицирования ребёнка снимают с диспансерного учета в 3-месячном возрасте.
[31], [32], [33], [34], [35], [36], [37], [38]
3-я группа – новорождённые с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий
Факторы риска:
- экстрагенитальная патология матери (сахарный диабет, гипотиреоз,
- ожирение, гипертоническая болезнь);
- предшествующие аборты;
- патология беременности (выраженный токсикоз);
- роды от 4-й и более беременности;
- большая масса тела при рождении, гипотрофия, незрелость, дети из двойни;
- гипогалактия у матери, раннее искусственное вскармливание, синдром мальабсорбции;
- дети с неустойчивым стулом;
- вредные привычки матери (курение).
План наблюдений
- Осмотр участковым педиатром не менее 4 раз в течение первого месяца, затем ежемесячно.
- Заведующий отделением осматривает ребёнка не позднее 3-месячного возраста.
- Осмотр эндокринологом не менее 2 раз в течение первого года жизни (в первом квартале и в 12 мес).
- Борьба за естественное вскармливание до 1,5-2 лет.
- Диспансеризация в течение первого года жизни. При отсутствии патологии ребёнка снимают с учёта.
[39], [40], [41], [42], [43], [44], [45], [46]
4-я группа – новорождённые с риском развития врождённых пороков I органов и систем
Факторы риска:
- наличие врождённых пороков у супругов или их родственников;
- предшествующее рождение детей с врождёнными пороками;
- кровнородственный брак;
- возраст матери старше 35 лет;
- профессиональные вредности родителей;
- вредные привычки родителей;
- применение лекарственных средств в первой половине беременности;
- патология беременности (токсикоз первой половины беременности многократная угроза прерывания, ОРВИ в 1 триместре беременности;
- сахарный диабет у беременной;
- перенесённая краснуха или контакт с больным в 1 триместре беременности;
- самопроизвольные аборты в анамнезе;
- количество стигм более пяти;
- остро развивающееся многоводие.
План наблюдений
- Осмотр участковым педиатром 4 раза в течение первого месяца жизни, затем ежемесячно.
- Анализ мочи в 1 мес, затем ежеквартально и после каждого заболевания.
- Консультации узких специалистов (окулист, кардиолог, генетик) в ранние сроки при малейшем подозрении на возможность патологии у ребёнка.
- Снятие с диспансерного учёта в возрасте 1 года при отсутствии клинических симптомов заболевания.
[47], [48], [49], [50], [51], [52], [53], [54], [55]
5-я группа – новорождённые из группы социального риска
Факторы риска:
- неудовлетворительные социальные и бытовые условия;
- неполные и многодетные семьи;
- семьи с плохим психологическим климатом;
- студенческие семьи.
План наблюдений
- Осмотр участковым педиатром 4 раза в течение первого месяца жизни, затем ежемесячно 1-2 раза.
- Контроль участковой медсестрой за фактическим местом проживания ребёнка.
- Участие заведующего отделением в профилактическом наблюдении за ребёнком.
- Обязательная госпитализация при заболевании.
- Более раннее оформление в ДДУ (на первом году жизни), желательно с круглосуточным пребыванием.
- В необходимых случаях – лишение матери родительских прав.
[56], [57], [58], [59]
Группа риска по тугоухости и глухоте
Факторы риска:
- инфекционные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная или герпесвирусная инфекция, токсоплазмоз); токсикозы беременности;
- асфиксия;
- внутриутробная родовая травма;
- гипербилирубинемия (более 200 мкмоль/л);
- гемолитическая болезнь новорождённого;
- масса тела при рождении менее 1500 г;
- недоношенность;
- ототоксические препараты, принимаемые матерью во время беременности;
- гестационный возраст более 40 нед;
- наследственные заболевания у матери, сопровождающиеся поражением слухового анализатора.
План наблюдений
- Новорождённых из данной группы риска наблюдает педиатр совместно с оториноларингологом, который осматривает его в 1, 4, 6 и 12 мес, проводит звукореактотест.
- По рекомендации оториноларинголога – импедансометрия с акустическим рефлексом, консультация сурдолога.
- Тщательный контроль развития слухового анализатора.
- Избегать назначения аминогликозидов, ототоксичных препаратов (фуросемид, хинин, ушные капли софрадекс, анауран, гаразон).
- Наблюдение до 18 лет.
Группа риска по развитию анемии
Факторы риска:
- нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность (токсикозы, угроза прерывания, перенашивание беременности, гипоксия, обострение соматических и инфекционных заболеваний):
- фетоматеринские и фетоплацентарные кровотечения;
- многоплодная беременность;
- внутриутробная мелена;
- недоношенность;
- многоплодие;
- глубокий и длительный дефицит железа в организме беременной;
- преждевременная или поздняя перевязка пуповины;
- интранатальные кровотечения;
- недоношенность;
- крупные дети;
- дети с аномалиями конституции;
- синдром мальабсорбции, хронические заболевания кишечника.
План наблюдений
- Педиатр до 3 мес 2 раза в месяц.
- Общий анализ крови в 3, 6. 12 мес. В более ранние сроки по показаниям.
- Исследование сывороточного железа, общей железосвязывающей способности сыворотки (ОЖСС).
- Электрокардиография (ЭКГ).
- Консультации узких специалистов (кардиолог, гастроэнтеролог) по показаниям.
- Раннее введение пищевых добавок (сок, фруктовое пюре, мясной фарш).
- При искусственном вскармливании рекомендованы адаптированные смеси, содержащие железо.
- Назначение ферротерапии после подтверждения железодефицита.
- Наблюдение до 1 года.
- Группа риска по развитию синдрома внезапной смерти.
Факторы риска:
- негативное отношение матери к ребёнку;
- неблагоприятные жилищные условия;
- неполная семья;
- незарегистрированный брак;
- алкоголизм, курение родителей:
- низкий образовательный уровень семьи;
- юный возраст матери;
- недоношенность, рождение с весом менее 2000 г;
- сибсы;
- дети первых 3 мес жизни, перенёсшие острые заболевания;
- дети с внутриутробной инфекцией;
- дети с врождёнными пороками развития жизненно важных органов.
План наблюдений
- При дородовом или первичном патронаже новорождённого выяснить все возможные адреса проживания ребёнка.
- Наблюдение педиатра не реже 1 раза в неделю в течение первого месяца жизни, 1 раз в 2 нед до исполнения года.
- Заболевших детей младше 1 года наблюдать ежедневно до выздоровления.
- Информировать заведующего педиатрическим отделением о детях из данной группы риска.
- Консультации ассистентов кафедры медицинской академии.
- Санитарно-просветительная работа с семьёй.
- Не выкладывать ребёнка спать на живот.
- Не применять тугого пеленания, не перегревать ребёнка.
- Не курить в помещении, где находится ребёнок.
- Кроватка должна находиться в одной комнате с родителями.
- Сохранение естественного вскармливания в первые 4 мес жизни.
- Динамическое наблюдение за ребёнком до 1 года оформлять в виде эпикризов в 3, 6, 9, 12 мес и предоставлять истории на проверку заведующему педиатрическим отделением.
Группы риска по развитию аллергических заболеваний
Факторы риска:
- истощённый аллергический семейный анамнез;
- острые инфекционные заболевания и обострения хронических заболеваний во время беременности;
- приём матерью во время беременности антибиотиков, сульфаниламидов, переливание крови;
- прерывания беременности;
- осложнения беременности (токсикоз, угроза прерывания);
- злоупотребление беременной облигатными аллергенами;
- профессиональные вредности во время беременности;
- дисбиоз кишечника и влагалища у беременной;
- неправильное питание ребёнка, ранний переход на искусственное вскармливание;
- частое и нерациональное применение антибактериальной терапии.
План наблюдений
- Осмотр педиатром не менее 4 раз в течение первого месяца жизни, далее в декретированные сроки.
- Осмотр узкими специалистами (в том числе аллергологом, иммунологом, гастроэнтерологом) по показаниям.
- Лабораторные анализы в декретированные сроки, включая анализ кала на дисбактериоз.
- Гипоаллергенная диета матери и ребёнку.
- Своевременная санация очагов инфекции.
- Борьба за естественное вскармливание.
- Элиминация бытовых аллергенов.
- Применение антибактериальных препаратов строго по показания
- Длительность наблюдения до 2-3 лет.
Стандарт диспансерного (профилактического] наблюдения ребёнка в течение первого года жизни
Задачи врача-педиатра на дородовом патронаже:
- Сбор и оценка данных генеалогического анамнеза.
- Сбор и оценка данных биологического анамнеза.
- Сбор и оценка данных социального анамнеза.
- Выявление групп риска.
- Составление прогноза состояния здоровья и развития ребёнка.
- Определение направленности риска.
Составление рекомендаций, в том числе по следующим разделам:
- санитарно-гигиенические условия;
- режим;
- вскармливание и питание.
Задачи участкового врача-педиатра на первичном патронаже новорожденного:
- Сбор и оценка данных генеалогического анамнеза.
- Сбор и оценка данных биологического анамнеза.
- Сбор и оценка данных социального анамнеза.
- Выявление групп риска.
- Прогноз состояния здоровья и развития ребёнка.
- Определение направленности риска.
- Оценка сведений за период, предшествующий осмотру.
- Оценка физического развития.
Диагностика и оценка нервно-психического развития, в том числе:
- диагностика нервно-психического развития;
- оценка нервно-психического развития с определением варианта группы развития;
- выделение групп риска.
Оценка резистентности, в том числе:
- анализ частоты, длительности и тяжести острых заболеваний.
Диагностика и оценка функционального состояния организма, в том числе:
- выявление жалоб;
- осмотр по органам и системам:
- оценка частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхательных движений (ЧДД) и артериального давления (АД);
- сбор сведений и оценка поведения ребёнка;
- выделение групп риска по отклонениям в поведении.
Заключение о состоянии здоровья, в том числе:
- направленность риска, группа риска;
- оценка физического развития:
- оценка нервно-психического развития;
- оценка резистентности;
- оценка функционального состояния и поведения;
- прогноз адаптации;
- диагноз, группа здоровья.
Рекомендации, в том числе по следующим разделам:
- санитарно-гигиенические условия;
- режим;
- вскармливание и питание;
- физическое воспитание и закаливание;
- воспитательные воздействия;
- рекомендации по иммунопрофилактике инфекционных заболеваний;
- рекомендации по профилактике пограничных состояний и их прогрессирования;
- лабораторные и другие методы исследования, включающие аудиологический скрининг, УЗИ (в том числе УЗИ тазобедренных суставов).
Осмотр врачами-специалистами
1 месяц
- Невролог.
- Детский хирург.
- Травматолог-ортопед.
- Офтальмолог.
- Оториноларинголог.
2 месяц
- Невролог.
3-4 месяц
- Оториноларинголог.
5-6 месяц
- Оториноларинголог.
7-9 месяц
- Детский стоматолог.
- Детский хирург.
В 12 месяцев
- Невролог.
- Детский хирург.
- Травматолог-ортопед.
- Офтальмолог.
- Оториноларинголог.
- Детский стоматолог.
Лабораторные методы обследования
1 месяц
- Аудиологический скрининг.
- УЗИ головного мозга.
- УЗИ тазобедренных суставов.
3 месяца
- Общий анализ крови, общий анализ мочи.
12 месяцев
- Общий анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ.
На 2-м году жизни участковый педиатр осматривает ребёнка ежеквартально, в конце года наблюдения здоровому ребёнку назначают общий анализ крови, общий анализ мочи и исследование кала на яйца гельминтов.
На 3-м году жизни участковый педиатр осматривает ребёнка 1 раз в полугодие, в конце года наблюдения здоровому ребёнку назначают общий анализ крови, общий анализ мочи и исследование кала на яйца гельминтов.
Осмотр ребёнка узкими специалистами обязателен перед поступлением в детское дошкольное учреждение (хирург-ортопед, офтальмолог, невролог, стоматолог, логопед, оториноларинголог, психолог).
Анемия у детей – гематологический синдром, характеризующийся снижением концентрации гемоглобина и количества эритроцитов в единице объема крови. При различных формах анемии у детей отмечаются общая слабость, быстрая утомляемость, бледность кожи и слизистых, головокружение, сердцебиение. Анемия у детей диагностируется по клиническим и лабораторным данным (общий анализ крови, определение билирубина, сывороточного железа, общей железосвязывающей способности сыворотки, исследование пунктата костного мозга и т. д.). Общие принципы лечения анемии у детей включают организацию рационального питания, своевременное введение прикормов, витаминотерапию, прием препаратов железа, ФТЛ (гимнастика, массаж, УФО), по показаниям – проведение гемотрансфузий.
Общие сведения
Анемия у детей (малокровие) – патологическое состояние, сопровождающееся снижением уровня гемоглобина и эритроцитов в крови ребенка. Анемия у детей – чрезвычайно распространенное заболевание в педиатрии. Около 40% случаев анемии диагностируется у детей в возрасте до 3-х лет; 30% – в пубертатном периоде; остальные – в различные возрастные периоды развития ребенка.
Частое возникновение анемии у детей обусловлено их интенсивным ростом, активностью процесса эритропоэза, прогрессивным увеличением числа форменных элементов и ОЦК. Вместе с тем, аппарат кроветворения у детей функционально незрел и весьма уязвим перед лицом различных воздействий. Нормальное протекание кроветворения у детей требует большого количества железа, белка, витаминов и микроэлементов, поэтому любые погрешности вскармливания, инфекции, токсические воздействия на костный мозг способны вызвать развитие анемии у ребенка. Особенно чувствительными в этом плане оказываются дети второго полугодия жизни, у которых истощены неонатальные резервы железа. Длительно существующая анемия у детей сопровождается развитием гипоксии, глубокими тканевыми и органными изменениями. Дети с анемией отстают в физическом и умственном развитии от здоровых сверстников, чаще страдают интеркуррентными заболеваниями, склонны к развитию хронических патологических процессов и различного рода осложнений.
Анемия у детей
Причины анемии у детей
Факторы, способствующие развитию анемии у детей, делятся на антенатальные, интранатальные и постнатальные.
Антенатальные факторы действуют в течение внутриутробного развития. Для нормального протекания процессов кроветворения у ребенка за период беременности его организм должен получить от матери и накопить достаточное количество железа (около 300 мг). Наиболее интенсивная передача железа от беременной и его депонирование у плода происходит на 28—32 неделях гестации. Нарушение нормального течения беременности в этот период (гестоз, фетоплацентарная недостаточность, угроза самопроизвольного прерывания беременности, преждевременная отслойка плаценты, кровотечение, инфекционные заболевания матери, обострение хронических процессов) приводит к нарушению обмена железом и его недостаточному накоплению в организме ребенка.
Анемия у детей возникает в том случае, если женщина также страдала анемией при беременности. Преждевременные роды приводят к тому, что анемия выявляется у всех недоношенных детей с рождения или приблизительно с 3-го месяца жизни. Развитию анемии у новорожденных детей способствует многоплодная беременность.
Интранатальные факторы анемии у детей связаны, главным образом, с кровопотерей во время родов. Кровопотеря возможна в случае преждевременной отслойки плаценты в период родов, ранней или поздней перевязки пуповины, истечения крови из пуповинного остатка при его ненадлежащей обработке, применения травмирующих акушерских пособий.
Постнатальные факторы анемии у детей включаются после рождения и могут быть эндогенными или экзогенными. Причинами эндогенной анемии у детей могут служить повреждение эритроцитов вследствие гемолитической болезни новорожденных, аномалии синтеза гемоглобина, первичная конституциональная недостаточность костного мозга.
Экзогенные анемии у детей наиболее часто обусловлены алиментарными причинами. В данном случае анемия развивается преимущественно у детей первого года жизни, находящихся на однообразном молочном вскармливании. Анемия у детей раннего возраста может возникать при недостаточном содержании железа в грудном молоке; раннем и необоснованном переводе ребенка на искусственное или смешанное вскармливание; использовании неадаптированных смесей, коровьего или козьего молока для кормления; позднем введении в рацион ребенка прикормов. В более высоком поступлении железа в организм нуждаются недоношенные дети и дети, рожденные с повышенной массой тела. Поэтому несоответствие между поступлением и расходом железа также может послужить причиной анемии у детей первого года жизни.
Анемии у детей могут возникать вследствие регулярных кровопотерь: при частных носовых кровотечениях, болезнях крови (гемофилии, болезни Виллебранда), меноррагии, желудочно-кишечных кровотечениях, после оперативных вмешательств. У детей с пищевыми аллергиями, экссудативным диатезом, нейродермитом отмечается повышенная потеря железа через эпителий кожных покровов, поэтому такие дети составляют группу риска по развитию железодефицитной анемии.
Кроме потери железа, к развитию анемии у детей может приводить нарушение его всасывания и обмена. Такие расстройства обычно встречаются при синдроме мальабсорбции (гипотрофии, рахите, лактазной недостаточности, целиакии, кишечной форме муковисцидоза и др.) Анемия у детей может являться следствием любого инфекционного или хронического соматического заболевания (туберкулеза, бактериального эндокардита, бронхоэктатической болезни, пиелонефрита и др.), лейкозов, микозов, глистной инвазии, коллагенозов (СКВ, ревматоидного артрита и др.).
В развитии анемии у детей определенное значение имеет дефицит витаминов группы B, микроэлементов (магния, меди, кобальта), неблагоприятные гигиенические условия, истощение запасов эндогенного железа, наступающее у грудного ребенка к 5-6 мес.
Классификация анемии у детей
В соответствии с этиопатогенезом выделяют следующие группы анемий:
I. Постгеморрагические анемии у детей, обусловленные с острой или хронической кровопотерей.
II. Анемии у детей, обусловленные нарушением гемопоэза:
- железодифицитные (гипохромные)
- наследственные и приобретенные железонасыщенные (сидероахрестические – связаны с дефектами синтеза порфиринов)
- мегалобластные (В12–дефицитные и фолиеводефицитные)
- наследственные и приобретенные дизэритропоэтические
- наследственные и приобретенные гипопластические и апластические (связаны с угнетением кроветворения)
III. Наследственные и приобретенные гемолитические анемии у детей, обусловленные повышенным разрушением эритроцитов и преобладанием процесса кроворазрушения над процессом кровообразования (мембранопатии, ферментопатии, гемоглобинопатии, аутоиммунные анемии, гемолитическая болезнь новорожденных и др.).
Симптомы анемии у детей
Норма гемоглобина крови у детей до 6 лет составляет 125–135 г/л; об анемии у ребенка говорят в том случае, если этот показатель опускается ниже 110 г/л (у детей до 5 лет) и ниже 120 г/л (у детей старше 5 лет).
Видимые изменения при анемии у детей наблюдаются со стороны кожи и ее придатков: кожные покровы становятся бледными, сухими, шелушащимися; ногти деформируются и становятся ломкими; волосы теряют здоровый блеск. Характерным признаком анемии у детей является симптом Филатова – бледность мочек ушей при осмотре в проходящем свете. При тяжелых формах анемии у детей появляются трещины на ладонях и подошвах, в уголках рта; развивается афтозный стоматит, глоссит. Дети с анемией ослаблены, астеничны, часто болеют ОРВИ, бронхитами и пневмониями, острыми кишечными инфекциями.
Со стороны нервной системы, испытывающей гипоксию, отмечается вялость, плаксивость, быстрая истощаемость, головокружения, поверхностный сон, энурез. Выявляется снижение мышечного тонуса, ребенок плохо переносит физические нагрузки, быстро утомляется. У детей первого года жизни отмечается гипотрофия, происходит регресс психомоторного развития.
При анемии у детей выявляются нарушения функции сердечно-сосудистой системы в виде артериальной гипотонии, ортостатических коллапсов, обмороков, тахикардии, систолического шума.
Со стороны пищеварительной системы у детей с анемией наблюдаются частые срыгивания и рвота после кормления, метеоризм, диарея или запоры, пониженный аппетит, возможно увеличение селезенки и печени.
Диагностика анемии у детей
Основу диагностики анемии у детей составляют лабораторные исследования. В общем анализе крови при анемии у детей выявляется снижение гемоглобина (Hb менее 120-110 г/л), снижение Er (12/л), снижение ЦП пункции и исследования костного мозга.
В процессе диагностики определяется форма и степень тяжести анемии у детей. Последняя оценивается по содержанию эритроцитов и гемоглобина:
- анемия легкой степени – Hb 110-90 г/л, Er – до 3,5х1012/л;
- анемия средней степени – Hb 90-70 г/л, Er – до 2,5х1012/л;
- анемия тяжелой степени – Hb менее 70г/л, Er – менее 2,5х1012/л.
По показаниям дети с анемией могут нуждаться в консультациях узких специалистов (детского гастроэнтеролога, детского ревматолога, детского нефролога, детского гинеколога и др.), обследовании ЖКТ (ЭГДС, УЗИ брюшной полости) и почек (УЗИ почек).
Лечение анемии у детей
При анемии у детей требуется организация правильного режима дня и сбалансированного питания ребенка, проведение лекарственной терапии и общеукрепляющих мероприятий. Детям рекомендуется достаточное пребывание на свежем воздухе, дополнительный сон; назначается гимнастика и массаж, УФО.
Детям с анемией, находящимся на грудном вскармливании, следует своевременно вводить прикормы (соки, яичный желток, овощи, мясное пюре). Одновременно необходимо скорректировать рацион кормящей женщины, добавить прием поливитаминов и препаратов железа. Детям, получающим искусственное вскармливание, назначаются адаптированные молочные смеси, обогащенные железом. Диета детей старшего возраста должна содержать печень, говядину, бобовые, зелень, морепродукты, фруктовые и овощные соки.
Медикаментозная терапия анемии у детей включает назначение препаратов железа и поливитаминных препаратов до полной нормализации клинико-лабораторных показателей (в среднем 6-10 недель). В тяжелых случаях может потребоваться проведение гемотрансфузии.
Прогноз и профилактика
Прогноз железодефицитных анемий у детей обычно благоприятный. При своевременной диагностике, правильной организации питания, лечении анемии и сопутствующих заболеваний наступает полное выздоровление. Тяжелая анемия у детей может явиться основанием для переноса сроков вакцинации.
Антенатальный этап профилактики анемии у детей включает полноценное питание беременной, достаточное пребывание на свежем воздухе, прием минерально-витаминных комплексов, содержащих железо. Постнатальное предупреждение анемии у детей сводится к естественному вскармливанию, введению прикормов в рекомендуемые сроки, профилактике заболеваний раннего возраста, организации хорошего ухода и оптимального режима для ребенка, проведению превентивных лечебно-профилактических курсов в группах риска.