Ребенок из группы риска по анемии

Ребенок из группы риска по анемии thumbnail

Медицинский эксперт статьи

Fact-checked

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Группу здоровья новорождённого оценивают при выписке из родильного.

  • I-я группа – здоровые дети от здоровых матерей, гестоз 1 половины беременности.
  • 2-я группа:
    • «А» подгруппа – дети от матерей, имеющих узкий таз, дети с физиологической незрелостью, недоношенностью I степени, токсической эритемой, отёчным синдромом I степени, переношенностью I степени.
    • «Б» группа – осложнённый соматический анамнез матери: хронические заболевания органов дыхания, эндокринопатии, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические заболевания, заболевания мочевыделительной системы. Осложнённый акушерско-гинекологический анамнез матери: острые и хронические заболевания половых органов, роды в ягодичном предлежании, вакуум-экстракция, наложение акушерских щипцов, кесарево сечение. Гипогалактия у матери. Асфиксия лёгкой степени (оценка по шкале Апгар 6-7 баллов), ребёнок от многоплодной беременности, задержка внутриутробного развития ребёнка, перекошенность II степени, дети с массой менее 2000 г или более 4000 г, множественные малые анатомические аномалии (более 4-5), транзиторная лихорадка, патологическая убыль массы тела (более 8%).
  • 3-я группа – асфиксия средней и тяжёлой степени, родовая травма, кефалогематома, катетеризация пупочной вены, недоношенность III степени, эмбриофетопатии, геморрагическая болезнь, гемолитическая болезнь новорождённого, внутриутробные инфекции.
  • 4-ю и 5-ю группу здоровья присваивают при наличии врождённых пороков развития с признаками выраженной декомпенсации.

trusted-source[1], [2], [3]

Диспансерное наблюдение здоровых новорождённых

trusted-source[4], [5], [6]

Наблюдение участковым педиатром

1-я группа здоровья:

  • в первые 3 дня после выписки из родильного дома:
  • на 18-20-й день жизни;
  • на 28-30-й день жизни – посещение ребёнком поликлиники, на 2-м месяце жизни здоровый ребёнок посещает поликлинику 2 раза, далее ежемесячно.

2-я группа здоровья:

  • в первые 3 дня после выписки из родильного дома:
  • 14-й день жизни:
  • 21-й день жизни;
  • на 28-30-й день жизни – посещение ребёнком поликлиники, на 1 месяце жизни здоровый ребёнок посещает поликлинику 2 раза, да ежемесячно.

3-я группа здоровья:

  • в первые сутки после выписки из родильного дома;
  • новорождённых осматривает заведующая отделением;
  • каждые 5 дней в течение первого месяца жизни детей осматривает педиатр. Далее наблюдение ведут по основному заболеванию вместе с узкими специалистами.
  • 4-ю и 5-ю группу наблюдают по основному заболеванию в стационар.

Диспансеризация и реабилитация новорождённых из различных групп риска на педиатрическом участке

Группы риска новорождённых детей (методические рекомендации СССР от 1984 г.)

  • 1-я группа – новорождённые с риском развития патологии ЦНС.
  • 2-я группа – новорождённые с риском внутриутробного инфицирования.
  • 3-я группа – новорождённые с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий.
  • 4-я группа – новорождённые с риском развития врождённых порой органов и систем.
  • 5-я группа – новорождённые из группы социального риска.

Выделяют также дополнительные группы (согласно приказу М3 РФ № 108 от 29.03.96 г. и методическим рекомендациям г. Иваново от 1988 г.

  • группа риска по тугоухости и глухоте;
  • группа риска по анемии;
  • группа риска по развитию синдрома внезапной смерти;
  • группа риска по развитию аллергических заболеваний.

Диспансерное наблюдение за новорождёнными из разных групп риска на педиатрическом участке осуществляют дифференцированно.

trusted-source[7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]

1-я группа – новорождённые с риском развития патологии ЦНС

Факторы риска:

  • возраст матери менее 16 и более 40 лет;
  • вредные привычки и профессиональные вредности матери;
  • экстрагенитальная патология матери;
  • патология беременности и родов (токсикозы, угроза прерывания, выкидыши, многоводие, многоплодная беременность в анамнезе, затяжные или стремительные роды);
  • токсоплазмоз и другие инфекционные заболевания;
  • масса ребёнка более 4000 г;
  • переношенность, асфиксия, стигмы.

План наблюдений

  • Осмотр участковым педиатром не менее 4 раз в течение первого месяца жизни, затем ежемесячно.
  • Осмотр с участием заведующего отделением не позднее 3 мес и обязательно при каждом заболевании ребёнка.
  • Осмотр невропатологом в 1 мес, в дальнейшем каждый квартал; сурдолог, окулист – по показаниям.
  • Строгий контроль участкового педиатра, направленный на обнаружение нарастания размеров головы, определение нервно-психического развития.
  • Профилактические прививки по индивидуальному плану после разрешения невропатолога.
  • По достижении года при отсутствии изменений со стороны ЦНС ребёнка снимают с учёта.

trusted-source[15], [16], [17], [18], [19], [20], [21], [22], [23], [24], [25], [26], [27], [28], [29], [30]

2-я группа – новорождённые с риском внутриутробного инфицирования

Факторы риска:

  • экстрагенитальная патология матери;
  • воспалительные гинекологические заболевания;
  • патология родов (длительный безводный промежуток, патология плаценты);
  • перенесённые в III триместре беременности инфекционные (краснуха,
  • токсоплазмоз, цитомегалия, ОРВИ) и бактериальные заболевания;
  • недоношенность, задержка внутриутробного развития (ЗВУР).

План наблюдений

  • Осмотр участковым педиатром не менее 4 раз в течение первого месяца, в дальнейшем ежемесячно; медсестрой – 2 раза в неделю.
  • Раннее лабораторное обследование в 1 и 3 мес (кровь, моча) и после каждого заболевания.
  • Обязательный осмотр с участием заведующего отделением не позднее 3 мес и после каждого заболевания.
  • Мероприятия по профилактике, ранней диагностике и лечению дисбактериоза.
  • При отсутствии симптомов внутриутробного инфицирования ребёнка снимают с диспансерного учета в 3-месячном возрасте.

trusted-source[31], [32], [33], [34], [35], [36], [37], [38]

3-я группа – новорождённые с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий

Факторы риска:

  • экстрагенитальная патология матери (сахарный диабет, гипотиреоз,
  • ожирение, гипертоническая болезнь);
  • предшествующие аборты;
  • патология беременности (выраженный токсикоз);
  • роды от 4-й и более беременности;
  • большая масса тела при рождении, гипотрофия, незрелость, дети из двойни;
  • гипогалактия у матери, раннее искусственное вскармливание, синдром мальабсорбции;
  • дети с неустойчивым стулом;
  • вредные привычки матери (курение).

План наблюдений

  • Осмотр участковым педиатром не менее 4 раз в течение первого месяца, затем ежемесячно.
  • Заведующий отделением осматривает ребёнка не позднее 3-месячного возраста.
  • Осмотр эндокринологом не менее 2 раз в течение первого года жизни (в первом квартале и в 12 мес).
  • Борьба за естественное вскармливание до 1,5-2 лет.
  • Диспансеризация в течение первого года жизни. При отсутствии патологии ребёнка снимают с учёта.

trusted-source[39], [40], [41], [42], [43], [44], [45], [46]

4-я группа – новорождённые с риском развития врождённых пороков I органов и систем

Факторы риска:

  • наличие врождённых пороков у супругов или их родственников;
  • предшествующее рождение детей с врождёнными пороками;
  • кровнородственный брак;
  • возраст матери старше 35 лет;
  • профессиональные вредности родителей;
  • вредные привычки родителей;
  • применение лекарственных средств в первой половине беременности;
  • патология беременности (токсикоз первой половины беременности многократная угроза прерывания, ОРВИ в 1 триместре беременности;
  • сахарный диабет у беременной;
  • перенесённая краснуха или контакт с больным в 1 триместре беременности;
  • самопроизвольные аборты в анамнезе;
  • количество стигм более пяти;
  • остро развивающееся многоводие.

План наблюдений

  • Осмотр участковым педиатром 4 раза в течение первого месяца жизни, затем ежемесячно.
  • Анализ мочи в 1 мес, затем ежеквартально и после каждого заболевания.
  • Консультации узких специалистов (окулист, кардиолог, генетик) в ранние сроки при малейшем подозрении на возможность патологии у ребёнка.
  • Снятие с диспансерного учёта в возрасте 1 года при отсутствии клинических симптомов заболевания.

trusted-source[47], [48], [49], [50], [51], [52], [53], [54], [55]

5-я группа – новорождённые из группы социального риска

Факторы риска:

  • неудовлетворительные социальные и бытовые условия;
  • неполные и многодетные семьи;
  • семьи с плохим психологическим климатом;
  • студенческие семьи.

План наблюдений

  • Осмотр участковым педиатром 4 раза в течение первого месяца жизни, затем ежемесячно 1-2 раза.
  • Контроль участковой медсестрой за фактическим местом проживания ребёнка.
  • Участие заведующего отделением в профилактическом наблюдении за ребёнком.
  • Обязательная госпитализация при заболевании.
  • Более раннее оформление в ДДУ (на первом году жизни), желательно с круглосуточным пребыванием.
  • В необходимых случаях – лишение матери родительских прав.

trusted-source[56], [57], [58], [59]

Группа риска по тугоухости и глухоте

Факторы риска:

  • инфекционные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная или герпесвирусная инфекция, токсоплазмоз); токсикозы беременности;
  • асфиксия;
  • внутриутробная родовая травма;
  • гипербилирубинемия (более 200 мкмоль/л);
  • гемолитическая болезнь новорождённого;
  • масса тела при рождении менее 1500 г;
  • недоношенность;
  • ототоксические препараты, принимаемые матерью во время беременности;
  • гестационный возраст более 40 нед;
  • наследственные заболевания у матери, сопровождающиеся поражением слухового анализатора.

План наблюдений

  • Новорождённых из данной группы риска наблюдает педиатр совместно с оториноларингологом, который осматривает его в 1, 4, 6 и 12 мес, проводит звукореактотест.
  • По рекомендации оториноларинголога – импедансометрия с акустическим рефлексом, консультация сурдолога.
  • Тщательный контроль развития слухового анализатора.
  • Избегать назначения аминогликозидов, ототоксичных препаратов (фуросемид, хинин, ушные капли софрадекс, анауран, гаразон).
  • Наблюдение до 18 лет.

Группа риска по развитию анемии

Факторы риска:

  • нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность (токсикозы, угроза прерывания, перенашивание беременности, гипоксия, обострение соматических и инфекционных заболеваний):
  • фетоматеринские и фетоплацентарные кровотечения;
  • многоплодная беременность;
  • внутриутробная мелена;
  • недоношенность;
  • многоплодие;
  • глубокий и длительный дефицит железа в организме беременной;
  • преждевременная или поздняя перевязка пуповины;
  • интранатальные кровотечения;
  • недоношенность;
  • крупные дети;
  • дети с аномалиями конституции;
  • синдром мальабсорбции, хронические заболевания кишечника.

План наблюдений

  • Педиатр до 3 мес 2 раза в месяц.
  • Общий анализ крови в 3, 6. 12 мес. В более ранние сроки по показаниям.
  • Исследование сывороточного железа, общей железосвязывающей способности сыворотки (ОЖСС).
  • Электрокардиография (ЭКГ).
  • Консультации узких специалистов (кардиолог, гастроэнтеролог) по показаниям.
  • Раннее введение пищевых добавок (сок, фруктовое пюре, мясной фарш).
  • При искусственном вскармливании рекомендованы адаптированные смеси, содержащие железо.
  • Назначение ферротерапии после подтверждения железодефицита.
  • Наблюдение до 1 года.
  • Группа риска по развитию синдрома внезапной смерти.

Факторы риска:

  • негативное отношение матери к ребёнку;
  • неблагоприятные жилищные условия;
  • неполная семья;
  • незарегистрированный брак;
  • алкоголизм, курение родителей:
  • низкий образовательный уровень семьи;
  • юный возраст матери;
  • недоношенность, рождение с весом менее 2000 г;
  • сибсы;
  • дети первых 3 мес жизни, перенёсшие острые заболевания;
  • дети с внутриутробной инфекцией;
  • дети с врождёнными пороками развития жизненно важных органов.

План наблюдений

  • При дородовом или первичном патронаже новорождённого выяснить все возможные адреса проживания ребёнка.
  • Наблюдение педиатра не реже 1 раза в неделю в течение первого месяца жизни, 1 раз в 2 нед до исполнения года.
  • Заболевших детей младше 1 года наблюдать ежедневно до выздоровления.
  • Информировать заведующего педиатрическим отделением о детях из данной группы риска.
  • Консультации ассистентов кафедры медицинской академии.
  • Санитарно-просветительная работа с семьёй.
  • Не выкладывать ребёнка спать на живот.
  • Не применять тугого пеленания, не перегревать ребёнка.
  • Не курить в помещении, где находится ребёнок.
  • Кроватка должна находиться в одной комнате с родителями.
  • Сохранение естественного вскармливания в первые 4 мес жизни.
  • Динамическое наблюдение за ребёнком до 1 года оформлять в виде эпикризов в 3, 6, 9, 12 мес и предоставлять истории на проверку заведующему педиатрическим отделением.

Группы риска по развитию аллергических заболеваний

Факторы риска:

  • истощённый аллергический семейный анамнез;
  • острые инфекционные заболевания и обострения хронических заболеваний во время беременности;
  • приём матерью во время беременности антибиотиков, сульфаниламидов, переливание крови;
  • прерывания беременности;
  • осложнения беременности (токсикоз, угроза прерывания);
  • злоупотребление беременной облигатными аллергенами;
  • профессиональные вредности во время беременности;
  • дисбиоз кишечника и влагалища у беременной;
  • неправильное питание ребёнка, ранний переход на искусственное вскармливание;
  • частое и нерациональное применение антибактериальной терапии.

План наблюдений

  • Осмотр педиатром не менее 4 раз в течение первого месяца жизни, далее в декретированные сроки.
  • Осмотр узкими специалистами (в том числе аллергологом, иммунологом, гастроэнтерологом) по показаниям.
  • Лабораторные анализы в декретированные сроки, включая анализ кала на дисбактериоз.
  • Гипоаллергенная диета матери и ребёнку.
  • Своевременная санация очагов инфекции.
  • Борьба за естественное вскармливание.
  • Элиминация бытовых аллергенов.
  • Применение антибактериальных препаратов строго по показания
  • Длительность наблюдения до 2-3 лет.

Стандарт диспансерного (профилактического] наблюдения ребёнка в течение первого года жизни

Задачи врача-педиатра на дородовом патронаже:

  • Сбор и оценка данных генеалогического анамнеза.
  • Сбор и оценка данных биологического анамнеза.
  • Сбор и оценка данных социального анамнеза.
  • Выявление групп риска.
  • Составление прогноза состояния здоровья и развития ребёнка.
  • Определение направленности риска.

Составление рекомендаций, в том числе по следующим разделам:

  • санитарно-гигиенические условия;
  • режим;
  • вскармливание и питание.

Задачи участкового врача-педиатра на первичном патронаже новорожденного:

  • Сбор и оценка данных генеалогического анамнеза.
  • Сбор и оценка данных биологического анамнеза.
  • Сбор и оценка данных социального анамнеза.
  • Выявление групп риска.
  • Прогноз состояния здоровья и развития ребёнка.
  • Определение направленности риска.
  • Оценка сведений за период, предшествующий осмотру.
  • Оценка физического развития. 

Диагностика и оценка нервно-психического развития, в том числе:

  • диагностика нервно-психического развития;
  • оценка нервно-психического развития с определением варианта группы развития;
  • выделение групп риска.

Оценка резистентности, в том числе:

  • анализ частоты, длительности и тяжести острых заболеваний.

Диагностика и оценка функционального состояния организма, в том числе:

  • выявление жалоб;
  • осмотр по органам и системам:
  • оценка частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхательных движений (ЧДД) и артериального давления (АД);
  • сбор сведений и оценка поведения ребёнка;
  • выделение групп риска по отклонениям в поведении.

Заключение о состоянии здоровья, в том числе:

  • направленность риска, группа риска;
  • оценка физического развития:
  • оценка нервно-психического развития;
  • оценка резистентности;
  • оценка функционального состояния и поведения;
  • прогноз адаптации;
  • диагноз, группа здоровья.

Рекомендации, в том числе по следующим разделам:

  • санитарно-гигиенические условия;
  • режим;
  • вскармливание и питание;
  • физическое воспитание и закаливание;
  • воспитательные воздействия;
  • рекомендации по иммунопрофилактике инфекционных заболеваний;
  • рекомендации по профилактике пограничных состояний и их прогрессирования;
  • лабораторные и другие методы исследования, включающие аудиологический скрининг, УЗИ (в том числе УЗИ тазобедренных суставов).

Осмотр врачами-специалистами

1 месяц

  • Невролог.
  • Детский хирург.
  • Травматолог-ортопед.
  • Офтальмолог.
  • Оториноларинголог.

2 месяц

  • Невролог.

3-4 месяц

  • Оториноларинголог.

5-6 месяц

  • Оториноларинголог.

7-9 месяц

  • Детский стоматолог.
  • Детский хирург.

В 12 месяцев

  • Невролог.
  • Детский хирург.
  • Травматолог-ортопед.
  • Офтальмолог.
  • Оториноларинголог.
  • Детский стоматолог.

Лабораторные методы обследования

1 месяц

  • Аудиологический скрининг.
  • УЗИ головного мозга.
  • УЗИ тазобедренных суставов.

3 месяца

  • Общий анализ крови, общий анализ мочи.

12 месяцев

  • Общий анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ.

На 2-м году жизни участковый педиатр осматривает ребёнка ежеквартально, в конце года наблюдения здоровому ребёнку назначают общий анализ крови, общий анализ мочи и исследование кала на яйца гельминтов.

На 3-м году жизни участковый педиатр осматривает ребёнка 1 раз в полугодие, в конце года наблюдения здоровому ребёнку назначают общий анализ крови, общий анализ мочи и исследование кала на яйца гельминтов.

Осмотр ребёнка узкими специалистами обязателен перед поступлением в детское дошкольное учреждение (хирург-ортопед, офтальмолог, невролог, стоматолог, логопед, оториноларинголог, психолог).

Источник

Анемия у детей

Анемия у детей – гематологический синдром, характеризующийся снижением концентрации гемоглобина и количества эритроцитов в единице объема крови. При различных формах анемии у детей отмечаются общая слабость, быстрая утомляемость, бледность кожи и слизистых, головокружение, сердцебиение. Анемия у детей диагностируется по клиническим и лабораторным данным (общий анализ крови, определение билирубина, сывороточного железа, общей железосвязывающей способности сыворотки, исследование пунктата костного мозга и т. д.). Общие принципы лечения анемии у детей включают организацию рационального питания, своевременное введение прикормов, витаминотерапию, прием препаратов железа, ФТЛ (гимнастика, массаж, УФО), по показаниям – проведение гемотрансфузий.

Общие сведения

Анемия у детей (малокровие) – патологическое состояние, сопровождающееся снижением уровня гемоглобина и эритроцитов в крови ребенка. Анемия у детей – чрезвычайно распространенное заболевание в педиатрии. Около 40% случаев анемии диагностируется у детей в возрасте до 3-х лет; 30% – в пубертатном периоде; остальные – в различные возрастные периоды развития ребенка.

Частое возникновение анемии у детей обусловлено их интенсивным ростом, активностью процесса эритропоэза, прогрессивным увеличением числа форменных элементов и ОЦК. Вместе с тем, аппарат кроветворения у детей функционально незрел и весьма уязвим перед лицом различных воздействий. Нормальное протекание кроветворения у детей требует большого количества железа, белка, витаминов и микроэлементов, поэтому любые погрешности вскармливания, инфекции, токсические воздействия на костный мозг способны вызвать развитие анемии у ребенка. Особенно чувствительными в этом плане оказываются дети второго полугодия жизни, у которых истощены неонатальные резервы железа. Длительно существующая анемия у детей сопровождается развитием гипоксии, глубокими тканевыми и органными изменениями. Дети с анемией отстают в физическом и умственном развитии от здоровых сверстников, чаще страдают интеркуррентными заболеваниями, склонны к развитию хронических патологических процессов и различного рода осложнений.

Анемия у детей

Анемия у детей

Причины анемии у детей

Факторы, способствующие развитию анемии у детей, делятся на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

Антенатальные факторы действуют в течение внутриутробного развития. Для нормального протекания процессов кроветворения у ребенка за период беременности его организм должен получить от матери и накопить достаточное количество железа (около 300 мг). Наиболее интенсивная передача железа от беременной и его депонирование у плода происходит на 28—32 неделях гестации. Нарушение нормального течения беременности в этот период (гестоз, фетоплацентарная недостаточность, угроза самопроизвольного прерывания беременности, преждевременная отслойка плаценты, кровотечение, инфекционные заболевания матери, обострение хронических процессов) приводит к нарушению обмена железом и его недостаточному накоплению в организме ребенка.

Анемия у детей возникает в том случае, если женщина также страдала анемией при беременности. Преждевременные роды приводят к тому, что анемия выявляется у всех недоношенных детей с рождения или приблизительно с 3-го месяца жизни. Развитию анемии у новорожденных детей способствует многоплодная беременность.

Интранатальные факторы анемии у детей связаны, главным образом, с кровопотерей во время родов. Кровопотеря возможна в случае преждевременной отслойки плаценты в период родов, ранней или поздней перевязки пуповины, истечения крови из пуповинного остатка при его ненадлежащей обработке, применения травмирующих акушерских пособий.

Постнатальные факторы анемии у детей включаются после рождения и могут быть эндогенными или экзогенными. Причинами эндогенной анемии у детей могут служить повреждение эритроцитов вследствие гемолитической болезни новорожденных, аномалии синтеза гемоглобина, первичная конституциональная недостаточность костного мозга.

Экзогенные анемии у детей наиболее часто обусловлены алиментарными причинами. В данном случае анемия развивается преимущественно у детей первого года жизни, находящихся на однообразном молочном вскармливании. Анемия у детей раннего возраста может возникать при недостаточном содержании железа в грудном молоке; раннем и необоснованном переводе ребенка на искусственное или смешанное вскармливание; использовании неадаптированных смесей, коровьего или козьего молока для кормления; позднем введении в рацион ребенка прикормов. В более высоком поступлении железа в организм нуждаются недоношенные дети и дети, рожденные с повышенной массой тела. Поэтому несоответствие между поступлением и расходом железа также может послужить причиной анемии у детей первого года жизни.

Анемии у детей могут возникать вследствие регулярных кровопотерь: при частных носовых кровотечениях, болезнях крови (гемофилии, болезни Виллебранда), меноррагии, желудочно-кишечных кровотечениях, после оперативных вмешательств. У детей с пищевыми аллергиями, экссудативным диатезом, нейродермитом отмечается повышенная потеря железа через эпителий кожных покровов, поэтому такие дети составляют группу риска по развитию железодефицитной анемии.

Кроме потери железа, к развитию анемии у детей может приводить нарушение его всасывания и обмена. Такие расстройства обычно встречаются при синдроме мальабсорбции (гипотрофии, рахите, лактазной недостаточности, целиакии, кишечной форме муковисцидоза и др.) Анемия у детей может являться следствием любого инфекционного или хронического соматического заболевания (туберкулеза, бактериального эндокардита, бронхоэктатической болезни, пиелонефрита и др.), лейкозов, микозов, глистной инвазии, коллагенозов (СКВ, ревматоидного артрита и др.).

В развитии анемии у детей определенное значение имеет дефицит витаминов группы B, микроэлементов (магния, меди, кобальта), неблагоприятные гигиенические условия, истощение запасов эндогенного железа, наступающее у грудного ребенка к 5-6 мес.

Классификация анемии у детей

В соответствии с этиопатогенезом выделяют следующие группы анемий:

I. Постгеморрагические анемии у детей, обусловленные с острой или хронической кровопотерей.

II. Анемии у детей, обусловленные нарушением гемопоэза:

  • железодифицитные (гипохромные)
  • наследственные и приобретенные железонасыщенные (сидероахрестические – связаны с дефектами синтеза порфиринов)
  • мегалобластные (В12–дефицитные и фолиеводефицитные)
  • наследственные и приобретенные дизэритропоэтические
  • наследственные и приобретенные гипопластические и апластические (связаны с угнетением кроветворения)

III. Наследственные и приобретенные гемолитические анемии у детей, обусловленные повышенным разрушением эритроцитов и преобладанием процесса кроворазрушения над процессом кровообразования (мембранопатии, ферментопатии, гемоглобинопатии, аутоиммунные анемии, гемолитическая болезнь новорожденных и др.).

Симптомы анемии у детей

Норма гемоглобина крови у детей до 6 лет составляет 125–135 г/л; об анемии у ребенка говорят в том случае, если этот показатель опускается ниже 110 г/л (у детей до 5 лет) и ниже 120 г/л (у детей старше 5 лет).

Видимые изменения при анемии у детей наблюдаются со стороны кожи и ее придатков: кожные покровы становятся бледными, сухими, шелушащимися; ногти деформируются и становятся ломкими; волосы теряют здоровый блеск. Характерным признаком анемии у детей является симптом Филатова – бледность мочек ушей при осмотре в проходящем свете. При тяжелых формах анемии у детей появляются трещины на ладонях и подошвах, в уголках рта; развивается афтозный стоматит, глоссит. Дети с анемией ослаблены, астеничны, часто болеют ОРВИ, бронхитами и пневмониями, острыми кишечными инфекциями.

Со стороны нервной системы, испытывающей гипоксию, отмечается вялость, плаксивость, быстрая истощаемость, головокружения, поверхностный сон, энурез. Выявляется снижение мышечного тонуса, ребенок плохо переносит физические нагрузки, быстро утомляется. У детей первого года жизни отмечается гипотрофия, происходит регресс психомоторного развития.

При анемии у детей выявляются нарушения функции сердечно-сосудистой системы в виде артериальной гипотонии, ортостатических коллапсов, обмороков, тахикардии, систолического шума.

Со стороны пищеварительной системы у детей с анемией наблюдаются частые срыгивания и рвота после кормления, метеоризм, диарея или запоры, пониженный аппетит, возможно увеличение селезенки и печени.

Диагностика анемии у детей

Основу диагностики анемии у детей составляют лабораторные исследования. В общем анализе крови при анемии у детей выявляется снижение гемоглобина (Hb менее 120-110 г/л), снижение Er (12/л), снижение ЦП пункции и исследования костного мозга.

В процессе диагностики определяется форма и степень тяжести анемии у детей. Последняя оценивается по содержанию эритроцитов и гемоглобина:

  • анемия легкой степени – Hb 110-90 г/л, Er – до 3,5х1012/л;
  • анемия средней степени – Hb 90-70 г/л, Er – до 2,5х1012/л;
  • анемия тяжелой степени – Hb менее 70г/л, Er – менее 2,5х1012/л.

По показаниям дети с анемией могут нуждаться в консультациях узких специалистов (детского гастроэнтеролога, детского ревматолога, детского нефролога, детского гинеколога и др.), обследовании ЖКТ (ЭГДС, УЗИ брюшной полости) и почек (УЗИ почек).

Лечение анемии у детей

При анемии у детей требуется организация правильного режима дня и сбалансированного питания ребенка, проведение лекарственной терапии и общеукрепляющих мероприятий. Детям рекомендуется достаточное пребывание на свежем воздухе, дополнительный сон; назначается гимнастика и массаж, УФО.

Детям с анемией, находящимся на грудном вскармливании, следует своевременно вводить прикормы (соки, яичный желток, овощи, мясное пюре). Одновременно необходимо скорректировать рацион кормящей женщины, добавить прием поливитаминов и препаратов железа. Детям, получающим искусственное вскармливание, назначаются адаптированные молочные смеси, обогащенные железом. Диета детей старшего возраста должна содержать печень, говядину, бобовые, зелень, морепродукты, фруктовые и овощные соки.

Медикаментозная терапия анемии у детей включает назначение препаратов железа и поливитаминных препаратов до полной нормализации клинико-лабораторных показателей (в среднем 6-10 недель). В тяжелых случаях может потребоваться проведение гемотрансфузии.

Прогноз и профилактика

Прогноз железодефицитных анемий у детей обычно благоприятный. При своевременной диагностике, правильной организации питания, лечении анемии и сопутствующих заболеваний наступает полное выздоровление. Тяжелая анемия у детей может явиться основанием для переноса сроков вакцинации.

Антенатальный этап профилактики анемии у детей включает полноценное питание беременной, достаточное пребывание на свежем воздухе, прием минерально-витаминных комплексов, содержащих железо. Постнатальное предупреждение анемии у детей сводится к естественному вскармливанию, введению прикормов в рекомендуемые сроки, профилактике заболеваний раннего возраста, организации хорошего ухода и оптимального режима для ребенка, проведению превентивных лечебно-профилактических курсов в группах риска.

Источник