Роль фельдшера при анемии
В функциональных обязанностях фельдшера ФАПа красной строкой стоит ранняя диагностика и профилактике основных соматических и инфекционных заболеваний, атак же диагностика неотложных состояний и оказание экстренной медицинской помощи.
Фельдшер обязан проводить все необходимые мероприятия по диагностике и профилактике анемий. Данная работа складывается из следующих направлений []4.
Во- первых важную роль в профилактике анемий играет правильное рациональное питание ребенка. Фельдшер должен объяснить родителям ребенка, какие продукты надо давать ему в его возрасте, что в состав продуктов обязательно должно входить железо, так как недостаток железа приводит к развитию анемий [17].
Во-вторых – фельдшер должен вести санитарно-просветительную работу по профилактике анемий (беседы с беременными женщинами, подростками по рациональному питанию и профилактике анемий, выпуск санитарных бюллетеней, работа с молодыми мамами и воспитателями детских садов ит.д.).
В- третьих – при подозрении на анемию фельдшер должен направить ребенка к педиатру, чтобы он начал своевременное лечение анемии. А значит, кроме санитарно-просветительной работы огромную роль играет ранняя диагностика заболевания [18].
Первичная профилактика заключается в употреблении продуктов, содержащих много железа (мясо, печень, сыры, творог, гречневая и пшеничная крупы, пшеничные отруби, соя, яичный желток, курага, чернослив, сушёный шиповник). Её проводят среди лиц группы риска (например, перенёсшим операции на ЖКТ, при синдроме нарушенного всасывания, постоянным донорам, беременным, женщинам с полименореей) [15].
Вторичная профилактика показана после завершения курса лечения железодефицитной анемии. После нормализации содержания Нb (особенно при плохой переносимости препаратов железа) терапевтическую дозу снижают до профилактической (30-60 мг ионизированного двухвалентного железа в сутки). При продолжающихся потерях железа (например, обильных менструациях, постоянном донорстве эритроцитов) профилактический приём препаратов железа проводят в течение 6 месяцев и более после нормализации уровня Нb в крови. Контроль содержания Нb в крови проводят ежемесячно в течение 6 месяцев после нормализации уровня Нb и концентрации сывороточного железа. Затем контрольные анализы проводят 1 раз в год (при отсутствии клинических признаков анемии) [16,17].
Диспансерное наблюдение одним из основных направлений профилактики рецидивов анемии и перехода их в более тяжелые заболевания.
Диспансерное наблюдение при железодефицитных анемиях состоит из:
- · диспансерный учет на 1 год;
- · осмотр педиатра ежемесячно первые 3 месяца после нормализации гемоглобина, затем1 раз в 3 месяца;
- · осмотр гематологом по показаниям;
- · общий анализ крови на фоне лечения 1 раз в 10 -14 дней, при поддерживающей дозе – 1 раз в месяц, затем 1 раз в 3 месяца;
- · общий анализ мочи 1 – 2 раза в год;
- · сывороточное железо по показаниям;
- · режим, питание;
- · профилактические прививки при уровне гемоглобина не менее 100 г/л.
При В-12 дефицитной анемии необходимо:
- · диспансерное наблюдение – пожизненное;
- · поддерживающую терапию (профилактику рецидивов) проводят под контролем уровня Нb и содержания эритроцитов, с этой целью применяют цианокобаламин курсами 25 инъекций 1 раз в год (в период ремиссии) в течение всей жизни;
- · один раз в полгода обязательно эндоскопическое исследование желудка с биопсией для исключения рака желудка;
- · обязателен ежеквартальный контроль анализа крови [11].
Антенатальная профилактика заключется:
- · всем женщинам во второй половине беременности целесообразно профилактическое назначение препаратов железа через рот или витаминов, обогащенных железом,
- · достаточное пребывание беременных на свежем воздухе
- · рациональное, сбалансированное питание [16].
Постнатальная:
- · естественное вскармливание со своевременным введением прикормов (мясное пюре). В грудном молоке содержится железа к 5 – 6 месяцам 0,5 мг/л, усваивается до 50% (0,25 мг). Суточная потребность ребёнка 1 мг в сутки, следовательно, необходимо употреблять не менее 4 литров молока ребёнку после 6 месяцев для покрытия физиологической потребности.
- · дети, находящиеся на искусственном вскармливании должны получать адаптированные смеси, содержащие железо с 4 месяцев
- · соблюдение режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе для профилактики рахита, гипотрофии, ОРВИ
- · недоношенным, детям от многоплодной беременности, с крупной массой тела или имеющим бурные темпы роста с 3 месяцев жизни до конца первого полугодия рекомендуется профилактический приём препаратов железа в дозе 1/3 – 1/2 суточной терапевтической дозы (2 – 4 мг/кг в сутки элементарного железа) [4,17].
Îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ àíåìèè ó äåòåé ìëàäøåãî è ñðåäíåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðîëü ôåëüäøåðà â ïðîôèëàêòèêå àíåìèè â äîðîäîâîì ïåðèîäå è ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Ðàçðàáîòêà êîìïëåêñà ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ äëÿ ïðîôèëàêòèêè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó ïîäðîñòêîâ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
3.3 Ðàçðàáîòêà ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ äëÿ ïðîôèëàêòèêè àíåìèè
 ïèùåâûõ ïðîäóêòàõ æåëåçî ñîäåðæèòñÿ â äâóõ ôîðìàõ: â âèäå äâóõâàëåíòíîãî æåëåçà èëè ãåìîæåëåçà â ìÿñå è â âèäå òðåõâàëåíòíîãî æåëåçà èëè íåãåìîæåëåçà â ðàñòèòåëüíîé ïèùå.
Ãåìîâîå æåëåçî îáû÷íî ñîñòàâëÿåò ïîðÿäêà 10% æåëåçà, íà äîëþ íåãåìîâîãî ïðèõîäèòñÿ ñâûøå 90 % ïèùåâîãî æåëåçà. Æåëåçî óñâàèâàåòñÿ â æåëóäêå è êèøå÷íèêå, íî, ïðåèìóùåñòâåííî, â äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêå, ïðè÷åì äâóõâàëåíòíîå æåëåçî óñâàèâàåòñÿ ãîðàçäî ëó÷øå òðåõâàëåíòíîãî (äâóõâàëåíòíîå íà 37,7%, à òðåõâàëåíòíîå íà 5,3%). Âîññòàíîâèòåëè, òàêèå êàê àñêîðáèíîâàÿ è ëèìîííàÿ êèñëîòû, æèâîòíûå áåëêè è íåêîòîðûå îðãàíè÷åñêèå êèñëîòû ïðåâðàùàþò òðåõâàëåíòíîå æåëåçî â äâóõâàëåíòíîå è òåì ñàìûì ïîâûøàþò åãî àäñîðáöèþ. Ñïîñîáñòâóþò åãî âñàñûâàíèþ íåêîòîðûå ïðîñòûå óãëåâîäû – ëàêòîçà, ôðóêòîçà, ñîðáèò; àìèíîêèñëîòû – ãèñòèäèí, öèñòåèí è ëèçèí è òàêèå âèòàìèíû, êàê Â12 è ôîëèåâàÿ êèñëîòà. Îäíîâðåìåííî â ïðîäóêòàõ èìåþòñÿ âåùåñòâà, êîòîðûå «óãíåòàþò» âñàñûâàíèå æåëåçà: ôèòèí, êëåò÷àòêà îòðóáåé, ôîñôàòû, íèòðèòíûå ñîåäèíåíèÿ, ëèãíèí, ãåìèöåëëþëîçà, íåêîòîðûå êîìïîíåíòû ÷àÿ è êîôå.
Ñðåäè ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà ïðîôèëàêòèêó àíåìèè, âàæíîå ìåñòî çàíèìàåò ñîçäàíèå ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ ôóíêöèîíàëüíîãî íàçíà÷åíèÿ ñ ïðîôèëàêòè÷åñêèìè èëè ëå÷åáíûìè ñâîéñòâàìè íà îñíîâå ìÿñîïðîäóêòîâ ñ äîáàâëåíèåì æåëåçà, ôîëèåâîé êèñëîòû, âèòàìèíà Â12 è áåëêîâûõ ïðåïàðàòîâ, ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ ìîæíî äîñòàòî÷íî áûñòðî âîñïîëíèòü äåôèöèò æèçíåííî âàæíûõ âåùåñòâ è ïîâûñèòü æèçíåäåÿòåëüíîñòü îðãàíèçìà.
 ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ ïðè ñîçäàíèè ðåöåïòóð ïðîäóêòîâ ôóíêöèîíàëüíîãî íàçíà÷åíèÿ êàê ïðàâèëî èñïîëüçóþò ìíîãîêðèòåðèàëüíûå ìåòîäû ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì îãðàíè÷åíèé, ó÷èòûâàþùèå êàëîðèéíîñòü ïðîäóêòîâ, èõ ïèùåâóþ öåííîñòü è âêóñîâûå êà÷åñòâà. Îäíàêî ÷ðåçìåðíî áîëüøîé ïåðå÷åíü èñõîäíûõ êîìïîíåíò ïðîäóêòîâ, à òàêæå çíà÷èòåëüíîå ÷èñëî ôèçèêî-õèìè÷åñêèõ è òåõíîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, èñïîëüçóåìûõ ïðè èõ ñîçäàíèè, íå ïîçâîëÿþò â ïîëíîì îáúåìå ðåøèòü ïîñòàâëåííóþ çàäà÷ó «ðó÷íûìè» ìåòîäàìè áåç ïðèìåíåíèÿ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé.
Ðåøåíèå ïðîáëåìû ñîçäàíèÿ ñïåöèàëèçèðîâàííîãî ïèòàíèÿ äëÿ ðàçëè÷íûõ ôóíêöèîíàëüíûõ, âîçðàñòíûõ è ðåãèîíàëüíûõ ãðóïï íàñåëåíèÿ ñ ó÷åòîì ôèçèîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé è ìåäèêî-áèîëîãè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà ìîæåò áûòü äîñòèãíóòî ïðèìåíåíèåì êîìïüþòåðíîé ýêñïåðòíîé ñèñòåìû àäåêâàòíîãî ïèòàíèÿ (Ðîñïàòåíò ¹ 2003611592 îò 03.07.2003 ã.), ðàçðàáîòàííîé íà êàôåäðå «Êîìïüþòåðíûå òåõíîëîãèè è ñèñòåìû» Ìîñêîâñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà ïðèêëàäíîé áèîòåõíîëîãèè.
Îñíîâó äàííîé ñèñòåìû ñîñòàâëÿþò áàçû çíàíèé, äàííûõ è öåëåé, íàêàïëèâàþùèõ àïðèîðíóþ èíôîðìàöèþ î ìîäåëÿõ, ìåòîäàõ è àëãîðèòìàõ ðàçðàáîòêè èíäèâèäóàëüíûõ ïðîäóêòîâ è ðàöèîíîâ ïèòàíèÿ ïî êðèòåðèÿì ïèùåâîé, áèîëîãè÷åñêîé è ýíåðãåòè÷åñêîé öåííîñòè, ñòðóêòóðíîãî ñîîòâåòñòâèÿ è ôèçèîëîãè÷åñêîé àäåêâàòíîñòè ïîòðåáíîñòÿì îðãàíèçìà.
Áàçà çíàíèé îðãàíèçóåòñÿ â âèäå ñòðóêòóðíî-ïàðàìåòðè÷åñêèõ ìîäåëåé ïðîäóêòîâ è èõ êîìïîçèöèé, îòðàæàþùèõ êîððåëÿöèîííûå è ôóíêöèîíàëüíûå ñâÿçè ìåæäó ïàðàìåòðàìè èñõîäíûõ ìàòåðèàëîâ è õàðàêòåðèñòèêàìè ñâîéñòâ æåëàåìûõ ïðîäóêòîâ è ïðèíèìàþùèõ âî âíèìàíèå ìíîæåñòâî êðèòåðèåâ è ñïåöèôè÷åñêèõ îãðàíè÷åíèé, îïðåäåëÿþùèõ öåëè, íàçíà÷åíèå è èñïîëüçîâàíèå ñîçäàâàåìûõ ïðîäóêòîâ äëÿ êîíêðåòíûõ ãðóïï ïîòðåáèòåëåé.
Èñïîëüçîâàíèå ýêñïåðòíîé ñèñòåìû àäåêâàòíîãî ïèòàíèÿ ïîçâîëÿåò çà ìèíèìàëüíûå ñðîêè ïîäîáðàòü ñîñòàâ êîìáèíèðîâàííûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ ïî âûáðàííûì êðèòåðèÿì ñ çàäàííûìè îãðàíè÷åíèÿìè èç áîëüøîãî ñîñòàâà êîìïîíåíò. Âàðèàöèÿ êðèòåðèåâ è îãðàíè÷åíèé äàåò âîçìîæíîñòü äîáèòüñÿ ìàêñèìàëüíîé ýôôåêòèâíîñòè ïðèìåíåíèÿ ñûðüÿ, èíãðåäèåíòîâ è ñîáñòâåííî ãîòîâûõ ïðîäóêòîâ è ïîäîáðàòü íàèáîëåå ðàöèîíàëüíûå òåõíîëîãèè èõ ïðîèçâîäñòâà.
 ïðîöåññå ïðîåêòèðîâàíèÿ ðåöåïòóðû íîâîãî âèäà ïðîäóêòà ïèòàíèÿ, ïðåäíàçíà÷åííîãî äëÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè àíåìèè, áûëî ó÷òåíî íåäîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî àíàëîãîâ àíòèàíåìè÷åñêîãî õàðàêòåðà íà ìÿñíîé îñíîâå.  ýòîé ñâÿçè ïðåäñòàâëÿëîñü öåëåñîîáðàçíûì ðàçðàáîòàòü ôóíêöèîíàëüíûé ïðîäóêò íà îñíîâå âàðåíîé êîëáàñû 1 ñîðòà, êàê íàèáîëåå äîñòóïíîãî è ÷àñòî óïîòðåáëÿåìîãî ìÿñíîãî ïðîäóêòà, ñ îáîãàùåíèåì åãî ìèíåðàëüíî-âèòàìèííûì êîìïëåêñîì: æåëåçî, ôîëèåâàÿ êèñëîòà, âèòàìèí Â12, àñêîðáèíîâàÿ êèñëîòà.
Íàðÿäó ñ ìèíåðàëüíî-âèòàìèííûì êîìïëåêñîì â ðåöåïòóðó ïðîäóêòà âçàìåí ÷àñòè ìÿñíîãî ñûðüÿ áûëî ïðåäóñìîòðåíî ââåäåíèå ñîåâûõ áåëêîâûõ ïðîäóêòîâ (ÑÁÏ) äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ñíèæåíèÿ ñîäåðæàíèÿ ôîñôàòîâ è íèòðèòíûõ ñîåäèíåíèé, áëîêèðóþùèõ è óõóäøàþùèõ óñâîÿåìîñòü æåëåçà îðãàíèçìîì.
Ïðè îïòèìèçàöèè ðåöåïòóðû áûëî ïðèíÿòî âî âíèìàíèå, ÷òî çàìåòíîå âëèÿíèå íà ñîõðàííîñòü è áèîëîãè÷åñêóþ äîñòóïíîñòü æåëåçà â ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ îêàçûâàþò óñëîâèÿ êóëèíàðíîé îáðàáîòêè è õðàíåíèÿ.  ÷àñòíîñòè, â ðåçóëüòàòå òåïëîâîé îáðàáîòêè ñíèæåíèå óðîâíÿ æåëåçà â ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ ñîñòàâëÿåò 5.25%; â ïðîöåññå äëèòåëüíîãî õðàíåíèÿ â ïðîäóêòàõ òåðÿåòñÿ 17.51% æåëåçà, à ãëóáîêîå çàìîðàæèâàíèå ïðèâîäèò ê ïîòåðå 15.20% ìèêðîýëåìåíòà. Äëèòåëüíîå è ïîâòîðíîå íàãðåâàíèå ãîòîâîé ïèùè òàêæå çíà÷èòåëüíî ñíèæàåò ñòåïåíü áèîëîãè÷åñêîé äîñòóïíîñòè æåëåçà.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå åãî áèîäîñòóïíîñòü ñâÿçàíà ñ ðàçðóøåíèåì àñêîðáèíîâîé êèñëîòû â ïðîöåññå òåïëîâîé îáðàáîòêè; ñîîòâåòñòâåííî, äîáàâëåíèå âèòàìèíà Ñ â ãîòîâûé ïðîäóêò ïîâûøàåò âñàñûâàåìîñòü æåëåçà.
Òàêèì îáðàçîì, ïðè ñîçäàíèè ïðîäóêòà ïèòàíèÿ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêîãî íàçíà÷åíèÿ íà îñíîâå âàðåíîé êîëáàñû 1 ñîðòà ó÷èòûâàëè:
õèìè÷åñêèé ñîñòàâ ñûðüÿ è èíãðåäèåíòîâ, îñîáåííîñòè âèòàìèííî-ìèíåðàëüíîãî, àìèíî- è æèðíî-êèñëîòíîãî ñîñòàâîâ ïðîäóêòà
âîçìîæíûå ïîòåðè âåùåñòâ è îñîáåííîñòè èçìåíåíèÿ èõ â õîäå òåõíîëîãè÷åñêîé îáðàáîòêè è õðàíåíèÿ
ôóíêöèîíàëüíî-òåõíîëîãè÷åñêèå ñâîéñòâà êàê èñïîëüçóåìûõ èíãðåäèåíòîâ, òàê è ïîëó÷àåìîé ðåöåïòóðû ïèùåâîãî ïðîäóêòà â öåëîì.
Ñ ó÷åòîì âûøåèçëîæåííûõ ïðèíöèïîâ è ïîäõîäîâ áûë ñïðîåêòèðîâàí ïèùåâîé ïðîäóêò íà îñíîâå âàðåíîé êîëáàñû 1 ñîðòà, ïðåäíàçíà÷åííûé äëÿ ïðîôèëàêòèêè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó äåòåé ìëàäøåãî è ñðåäíåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.
Áûëî òàêæå ó÷òåíî, ÷òî æåëåçî, ââîäèìîå â ìÿñîïðîäóêòû ñ öåëüþ èõ îáîãàùåíèÿ äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, ìîæåò âëèÿòü íà ñëåäóþùèå ïðîöåññû:
êàòàëèçèðîâàòü ïðîöåññû îêèñëåíèÿ æèðîâ â ìÿñå, êîòîðûå, â ñâîþ î÷åðåäü, ñóùåñòâåííî âëèÿþò íà ïèùåâóþ öåííîñòü ìÿñîïðîäóêòîâ è íà ñòåïåíü èõ áåçîïàñíîñòè.  çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ è õàðàêòåðà ðàçâèòèÿ ïðîöåññà, îêèñëèòåëüíûå ïðåâðàùåíèÿ ìîãóò ñîïðîâîæäàòüñÿ ïîíèæåíèåì áèîëîãè÷åñêîé öåííîñòè ïðîäóêòà âñëåäñòâèå ñíèæåíèÿ ñîäåðæàíèÿ ïîëèíåíàñûùåííûõ æèðíûõ êèñëîò, âèòàìèíîâ æèðîðàñòâîðèìûõ è ãðóïïû Â, îáðàçîâàíèÿ áåëêîâî-ëèïèäíûõ êîìïëåêñîâ è âåùåñòâ ñ òîêñè÷åñêèì è êàíöåðîãåííûì äåéñòâèåì, ìèãðàöèè äâîéíûõ ñâÿçåé, óõóäøåíèÿ îðãàíîëåïòè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé (çàïàõ, öâåò, âêóñ, êîíñèñòåíöèÿ);
âûçûâàòü èçìåíåíèÿ öâåòà ãîòîâîãî ïðîäóêòà: ïîä âîçäåéñòâèåì ñâåòà, âîçäóõà, ïðîäîëæèòåëüíîñòè íàãðåâàíèÿ â ðåçóëüòàòå îáðàçîâàíèÿ ìåòìèîãëîáèíà êîðè÷íåâî-ñåðîãî öâåòà, êîòîðûé òåðÿåò ñïîñîáíîñòü ñâÿçûâàòü ìîëåêóëÿðíûé êèñëîðîä.
 õîäå ýêñïåðèìåíòàëüíûõ èññëåäîâàíèé áûëî óñòàíîâëåíî, ÷òî ââåäåíèå â ðåöåïòóðó æåëåçà, à òàêæå ôîëèåâîé êèñëîòû è âèòàìèíà Â12, óëó÷øàþùèõ åãî óñâîåíèå îðãàíèçìîì, ñóùåñòâåííî íå âëèÿëî íà ôóíêöèîíàëüíî-òåõíîëîãè÷åñêèå ñâîéñòâà ìÿñíîé ñèñòåìû.
Ââåäåíèå æåëåçà â ðåöåïòóðó â îïðåäåëåííîì êîëè÷åñòâå íå âûçîâåò óñêîðåíèÿ îêèñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ è íå ïðèâåäåò ê ïîð÷å ãîòîâîãî ïðîäóêòà. Íåçíà÷èòåëüíî óâåëè÷èëàñü âîäîóäåðæèâàþùàÿ ñïîñîáíîñòü, èçìåíèëèñü ïëàñòè÷íîñòü è óðîâåíü ïðåäåëüíîãî íàïðÿæåíèÿ ñäâèãà, ÷òî ïðèâåëî ê óëó÷øåíèþ ñî÷íîñòè èçäåëèÿ.  öåëîì, ïî îñíîâíûì êà÷åñòâåííûì õàðàêòåðèñòèêàì, âêëþ÷àÿ îðãàíîëåïòè÷åñêèå, ñîçäàííûé ôóíêöèîíàëüíûé ïðîäóêò íå îòëè÷àëñÿ îò êîíòðîëüíîãî.
Òàêèì îáðàçîì, åñòü âîçìîæíîñòü ñîçäàâàòü ïðîäóêòû ïèòàíèÿ íàïðàâëåííîãî äåéñòâèÿ äëÿ ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèé, ó÷èòûâàÿ ïðè ýòîì êîìïëåêñ êà÷åñòâåííûõ ïîêàçàòåëåé ìÿñîïðîäóêòîâ: îðãàíîëåïòè÷åñêèõ, ôóíêöèîíàëüíî-òåõíîëîãè÷åñêèõ è ñòðóêòóðíî-ìåõàíè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê.  ÷àñòíîì ñëó÷àå âêëþ÷åíèå ðàçðàáîòàííîãî âèäà ìÿñîïðîäóêòà â ðàöèîí ïèòàíèÿ ïîçâîëèò îñóùåñòâèòü íåìåäèêàìåíòîçíóþ ïðîôèëàêòèêó àíåìèè, à, ñëåäîâàòåëüíî, óëó÷øèòü ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ äåòåé.
Çàêëþ÷åíèå
Èòàê, àíåìèÿ (ìàëîêðîâèå) ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé çàáîëåâàíèå êðîâè, õàðàêòåðèçóþùååñÿ óìåíüøåíèåì â íåé îáùåãî êîëè÷åñòâà ãåìîãëîáèíà, êîòîðîå, çà èñêëþ÷åíèåì îñòðûõ êðîâåïîòåðü, õàðàêòåðèçóåòñÿ ñíèæåíèåì óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà â åäèíèöå îáúåìà êðîâè, à çíà÷èò è êèñëîðîäà ñòàíîâèòñÿ ìåíüøå êàê â ñàìîé êðîâè, òàê è âî âñåõ òêàíÿõ îðãàíèçìà. Áåç æåëåçà íå ìîãóò ïîëíîöåííî ðàáîòàòü ùèòîâèäíàÿ æåëåçà è öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà; îíî ñïîñîáñòâóåò óêðåïëåíèþ èììóííîé ñèñòåìû è ïðîèçâîäñòâó ýíåðãèè.
Âàæíóþ ðîëü â ïðîôèëàêòèêå àíåìèè ó äåòåé ðàçíûõ âîçðàñòîâ îòâîäèòüñÿ ðàáîòå ôåëüäøåðà . Áëàãîäàðÿ åãî âíèìàòåëüíîé íàáëþäåíèè è áåñåäû ,ïðîâåä¸ííîþ äî ðîäîâûõ ïàòðîíàæ êîððåêöèè ïèòàíèÿ à òàê æå ãðàìîòíîìó äèñïàíñåðíîìó íàáëþäåíèþ çà äåòüìè ïðîöåíò ÄÆÀ è ñàìèõ àíåìèè ñíèæàåòñÿ.
Ãðóïïà çäîðîâüÿ ïðè äåôèöèòå æåëåçà — II, ïðè àíåìèè — íå íèæå III, â çàâèñèìîñòè îò ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé. Ãðóïïû äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ ïðè ÆÄÀ — III, ïðè äåôèöèòå æåëåçà — II. Îñíîâíàÿ çàäà÷à äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ — óñòðàíåíèå àíåìèè è íîðìàëèçàöèÿ çàïàñîâ æåëåçà â îðãàíèçìå, îñîáåííî ó äåâóøåê è ìîëîäûõ æåíùèí. Ìåäèöèíñêàÿ ãðóïïà äëÿ çàíÿòèé ôèçêóëüòóðîé ïðè äåôèöèòå æåëåçà — îñíîâíàÿ, ïðè àíåìèè — ñïåöèàëüíàÿ. ÆÄÀ — îòíîñèòåëüíîå ïðîòèâîïîêàçàíèå ê íàïðàâëåíèþ â òðóäîâûå îáúåäèíåíèÿ øêîëüíèêîâ. Ðàçðåøàþòñÿ âèäû ðàáîò, íå ñâÿçàííûå ñ ïîäíÿòèåì è ïåðåíîñêîé òÿæåñòåé. Ïðèçûâíèêàì ïðåäîñòàâëÿåòñÿ îòñðî÷êà äëÿ çàâåðøåíèÿ ëå÷åíèÿ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ åñòü âîçìîæíîñòü ñîçäàâàòü óñëîâèÿ,íàïðàâëåííûå äëÿ ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèé, ó÷èòûâàÿ ïðè ýòîì êîìïëåêñ âñåõ ìåðîïðèÿòèé, îñóùåñòâëÿåìûõ ìåäèöèíñêîé ñåñòðîé, êîòîðûå ïîçâîëÿò ñíèçèò àíåìèþ ó äåòåé
Áèáëèîãðàôèÿ
Àëåêñååâ Í.À. Àíåìèè. – ÑÏá.: Ãèïïîêðàò, 2004.
Àíåìèè ó äåòåé: äèàãíîñòèêà, äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå. Ïîä ðåä. À.Ã. Ðóìÿíöåâà è Þ.Í. Òîêàðåâà. 2-å èçä. äîï. è ïåðåðàá. – Ì.: ÌÀÊÑ Ïðåññ, 2004.
Áîòâèíüåâà Â.Â., Ãîðäååâà Î.Á., Íàìàçîâà-Áàðàíîâà Ë.Ñ. Ïåðñïåêòèâû äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ àíåìèè ó äåòåé // Ïåäèàòðè÷åñêàÿ ôàðìàêîëîãèÿ. – 2012. – ¹9.
Âîëêîâà Ñ.À. Àíåìèÿ è äðóãèå áîëåçíè êðîâè. Ïðîôèëàêòèêà è ìåòîäû ëå÷åíèÿ. – Ì., 2005.
Ãîðäååâà Î.Á., Áîòâèíüåâà Â.Â. Ñîâðåìåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ î æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó äåòåé è îïòèìèçàöèÿ ëå÷åíèÿ // Ìåäèöèíñêèé ñîâåò. – 2014. – ¹6.
Êàëèíè÷åâà Â.Í. Àíåìèè ó äåòåé. – Ì.: Ìåäèöèíà, 2003.
Êîðîâèíà Í.À., Çàïëàòíèêîâ À.Ë., Çàõàðîâà È.Í. Æåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè ó äåòåé. – Ì., 2009.
Ìèðîøíèêîâà Ê.À. Àíåìèÿ. Ëå÷åíèå íàðîäíûìè ñðåäñòâàìè. – Ì.: ÔÅÍÈÊÑ, 2007.
Ìèõàéëîâà Ã.À. Áîëåçíè äåòåé îò 7 äî 17 ëåò. Ãàñòðèò, àíåìèÿ, ãðèïï, àïïåíäèöèò, âåãåòîñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ, íåâðîç è äð. – Ì.: ÂÅÑÜ, 2005.
Ïàïàÿí À.Â., Æóêîâà Ë.Þ. Àíåìèè ó äåòåé. – ÑÏá.: Ïèòåð, 2001.
Ðóìÿíöåâ À.Ã. Êëàññèôèêàöèÿ è äèàãíîñòèêà àíåìèé ó äåòåé // Âîïðîñû ñîâðåìåííîé ïåäèàòðèè. – 2011. – ¹1.
Ðóñîâà Ò.Â., Ðàòìàíîâà Ã.À., Êîçëîâà Î.Á., Êóçíåöîâà Î.Â., Ôàäååâà Î.Þ., Êîëëåðîâ Ý.Þ., Çàâîäèí Ì.Â., Ôîêèí Â.Í., ×àñòóõèíà Ò.Â., Ëÿëÿêèíà Å.Â. Äèàãíîñòèêà æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó äåòåé // Çåìñêèé âðà÷. – 2011. – ¹5.
Òàðàñîâà È.Ñ. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ // Âîïðîñû ñîâðåìåííîé ïåäèàòðèè. – 2011. – ¹2.
Øóëóòêî Á.È., Ìàêàðåíêî Ñ.Â. Ñòàíäàðòû äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ âíóòðåííèõ áîëåçíåé. 3-å èçä. – ÑÏá.: Ýëáè-ÑÏÁ, 2005.
Ýëëàðä Ê. Àíåìèÿ. Ïðè÷èíû è ëå÷åíèå. – Ì.: Íîðèíò, 2010.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Список литературы
1. Белошевский, Е.А. Железодефицит у взрослых, детей и беременных [Текст]/ Е.А. Белошевский. – СПб.: «Издательство Н-Л», 2002. – 389с.
2. Акушерство и гинекология: краткое пособие по практическим умениям [Текст]/ под ред. Д. Ф. Костючек. – СПб: СПбГМА, 2001. – 116 с.
3. Акушерство и гинекология: диагностика и лечение [Текст]: учебное пособие в 2-х томах / под ред. А.Х. ДеЧерни, Л. Натан.- Издательство: МЕДпресс-информ, 2009 . – 345с.
4. Воробьев, П.А. Анемический синдром в клинической практике [Текст] / М.А. Алексеева [и д.р.] // Проблема анемии. – 2006. – №3. – С. 7 – 14.
5. Бакманн, Ч.Р. Акушерство и гинекология. Учебно-практическое пособие [Текст] / Ч.Р. Бакманн. – М., 2004. – 112 с.
6. Дворецкий, Л.И. Алгоритмы диагностики и лечения железодефицитной анемии [Текст.] / Л. И. Дворецкий [и др.] // Акушерство и гинекология. 2007. – 90 с.
7. Белоусов Ю. Б. Клиническая фармакология и фармакотерапия: Руководство для врачей [Текст]/ Ю. Б. Белоусов, С. В. Моисеев, В. К. Лепахин// Руководство для врачей. – М.: Универсиум, 1993. – 301 с.
8. Беркоу Р. Руководство по медицине, в 2 тт. [Текст]/Ред. Р. Беркоу (пер. с англ.). – М.: Мир, 1997 г. – 373 с.
9. Бреусенко, В.Г. Акушерство. Учебник. 4-е издание [Текст] / Г.М. Савельева, В.Г. Бреусенко. – М.:ГЭОТАР-Медиа., 2012. – 407 с.
10. Василевская, Л.Н. Акушерство [Текст] / Л.Н. Василевская, В.И. Грищенко. – М., 2002.- 512 с.
11. Гаспаров, А.С., Современная тактика ведения беременных при анемиях (медико – организационные аспекты) [Текст] / А.С. Гаспаров, Е.Г. Хилькевич, Л.В. Каушанская, О.М. Векилян // 2010. – С. 233 -234.
12. Акушерство [Текст]: национальное руководство, краткое руководство / под редакцией Г.М. Савельевой, Г.Т. Сухих, И.Б. Манухина; Российское общество акушеров-гинекологов, АСМОК. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.- 704с.
13. Дивакова, Т.С. Современный подход к лечению фетоплацентарной недостаточности [Текст] / Дивакова Т.С., Ю.А. Сачек Л.В Тихонова// Вестник ВГМУ. – 2006. – Т. 5. – №2. – С. 49 – 54.
14. Ищенко, А.И. Клинико-анатомические особенности системы мать-плацента-плод при течении беременности на фоне железодефицитной анемии [Текст]/ А.И. Ищенко, А.Д. Липман, А.А. Бахвалова, А.А. Ищенко// Вопросы акушерства и перинатологии. – 2004. – Т. 3. – №3. – С.16 – 20.
15. Каушанская, Л.В. Железодефицитные состояния в различные периоды жизни женщин [Текст]/ Л. В. Каушанская // Кубанский научный медицинский вестник. – 2009. – № 7. – С.88 – 92.
Каушанская, Л. В. Тактика ведения беременных при анемии [Текст]/ Л. В. Каушанская // Кубанский научный медицинский вестник. – 2009. – № 7. – С.92 – 95.
16. Клинические лекции по акушерству и гинекологии [Текст]/ под ред. А.Н.Стрижакова, А.И. Давыдова, Л.Д. Белоцерковцевой. – М.: Медицина, 2000. – 379 с., ил.
17. Колгушкина Т.Н. Основные методы исследования и оперативные вмешательства в гинекологии [Текст]: учебное пособие/ Т.Н. Колгушкина, Р.Л. Кортикова. – М., 1999. – 92 с.
18. Кулаков, В.И. Акушерские кровотечения [Текст]/ В.И. Кулаков. – М., 1998. – 256с.
19. Кулаков, В.И. Акушерство: учебник для студентов медицинских вузов. [Текст] / В.И. Кулаков, В.Н. Серов, А.С. Гаспаров. – М.: МИА, 2005. – 563 с.
20. Лихачев, В.К. Практическое акушерство. Руководство для врачей [Текст] / В.К.Лихачев. – М.: МИА, 2007. – 445 с.
21. Лучкевич В.С. Здоровьесберегающая медицина как основа оптимизации качества жизни населения [Текст]/ Вестн. национально медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова // В.С.Лучкевич. – 2013. – №3., 39 – 40 с.
22. Лысак, Л.А. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии. Издание 2-е. [Текст] / Л.А. Лысак. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 296 с.
23. Манухина, И.Б. Акушерство. Краткое руководство [Текст] / Под ред. Г.М. Савельевой, Г.Т. Сухих, И.Б. Манухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа , 2013. – 91 с.
24. Плацентарная недостаточность [Текст] : учеб. пособие / под ред. В.И. Кулакова. – М.: Медицина, 1990. – 221с.
25. Отт, Д. Практическое акушерство [Текст] / Д. Отт. – М.: МИА, 2006. – 155с.
26. Пересада О.А. Роль 3-D допплеровского сканирования плаценты в комплексной оценке фетоплацентарной системы у беременных высокого риска перинатальной патологии [Текст] / О.А. Пересада. – Мн.: ДД, 2004. – 42 с.
27. Подзолкова, Н.М. Симптом. Синдром. Диагноз. Дифференциальная диагностика в акушерстве [Текст]/ Н.М. Подзолкова, О.Л. Глазкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 520 с.
28. Пономарев, В.В. Коррекция железодефицитных состояний у беременных с гестозом [Текст]/ В.В. Пономарев, О.В. Безрукова, С.Г. Уманская, Н.В. Наумова // Проблемы репродукции / под ред. В.И. Кулакова, Л.В. Адамян. – М.: ПАНТОРИ, 2005. – С. 275 – 276.
29. Радзинский, В.Е. Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии [Текст] / Е. М. Радзинский. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 – 944 с.
30. Радзинский, В.Е. Руководство к практическим занятиям по акушерству [Текст] // Под ред. В.Е.Радзинского, – М.: МИА, 2014.- 361 с.
31. Рембез, И.Н. Оперативная гинекология [Текст] / И.Н. Рембез. – Киев, Здоровье, 1985. – 76 с.
32. Руководство по акушерству и гинекологии для фельдшеров и акушерок [Текст] // ред. В. Н. Прилепская, В. Е. Радзинский, АСМОК. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 20с.
33. Савельева, Г.М. «Справочник по акушерству и гинекологии» [Текст]/ Г.М. Савельева – М. 1992 . – 243с.
34. Савельева, Г.М. Гипохромные анемии [Текст] / Г.М. Савельева, И.В. Федоров. – М.: ГЭОТАР медицина, 2000. – 214 с.
35. Савельева, Г.М. Акушерство [Текст] / Г.М. Савельева. – М.: ГЭОТАР-МЕД., 2008.- 69 с.
36. Серов, В.Н. Неотложная помощь в акушерстве и гинекологии: краткое руководство [Текст]/ В.Н. Серов. – М.: Гэотар-Медиа, 2008. – 240с.
37. Славянова, И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии. Учебное пособие. 6-е издание [Текст] / И.К. Славянова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- 310 с.
38. Справочник по акушерству, гинекологии и перинатологии [Текст] / под ред. Г. М. Савельевой. – М.: МИА, – 2013. – 20с.
39. Сулайманов, С.Б. Латентная форма железодефицитной анемии у беременных и состояние здоровья их детей// Современные технологии в диагностике и лечении анемии [Текст] / под ред. В.И. Кулакова, Л.В. Адамян. – М.: ПАНТОРИ, 2005. – С. 279 – 280.
40. Сумин, С.А. Неотложные состояния. Учебное пособие [Текст] / С.А. Сумин. – М.: МИА, 2010. – 960 с.