Сестринский процесс при анемиях практическое занятие
АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология | Цель работы:научиться организации сестринского процесса при данном заболевании. Закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать неотложную помощь, лечение и уход. Продолжать совершенствование манипуляционной техники. Вырабатывать в себе морально-этические качества, необходимые медицинскому работнику. Задание № 1.Перечислите основные симптомы и синдромы, встречающиеся при данном заболевании. Слабость, вялость, изменение вкусовых ощущений, ломкость ногтей, выпадение волос, бледность кожных покровов, сердцебиения, нарушения ритма, снижение аппетита, неврологические расстройства. Задание № 2.Перечислите проблемы пациента, встречающиеся при данном заболевании, и заполните таблицу:
Задание № 3.Как вы будете осуществлять реализацию проблем при данном заболевании? Заполните таблицу.
Задание № 4.Перечислите основные направления при лечении пациента с данным заболеванием: диета, богатая железом, витаминами; режим с ограничением физических нагрузок, препараты железа при железодефицитной анемии и витамин В12 при В12 – дефицитной анемии, симптоматические средства, диспансерное наблюдение. Задание № 5.Заполните таблицу, используя рецептурный справочник. Выпишите основные лекарственные препараты, назначаемые при данном заболевании.
Задание № 6.Решите ситуационную задачу по теме занятия и заполните таблицу: В поликлинику на прием к терапевту обратилась молодая женщина 27 лет, с жалобами на слабость, головокружения, сердцебиение при подъёме на 2-ой этаж (живёт на 4-ом этаже, в доме без лифта), сухость кожи, извращение вкуса – ест уголь, мел. Находится в послеродовом отпуске – ребёнку 7 месяцев, кормит грудью. Муж в командировке. Обеспокоена своим состоянием, тревожна. ОБЪЕКТИВНО: кожа бледная. сухая. ЧСС – 90 в минуту (при нагрузке), ЧДД – 20 в минуту, АД 110/70 мм рт. ст. (р. д – 110/70 мм рт. ст). Врачебный диагноз: железодефицитная анемия. План работы медицинской сестры Нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, двигаться, поддерживать безопасность, социальные потребности. Сестринский процесс необходимо осуществлять в амбулаторных условиях (у больной маленький ребенок, которого не с кем оставить), возможно организовав стационар на дому.
Цели: краткосрочная – стимуляция аппетита в течение 1 недели; долгосрочная – восстановление аппетита к концу месяца Задание № 7.Вспомните, какие манипуляции необходимы при осуществлении сестринского процесса у больного с данным заболеванием. Заполните таблицу.
Оценка (замечания преподавателя)—————— Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 7262 | Нарушение авторских прав |
План занятия
Название: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в терапии и гериатрии
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс II Группа 633
Тема занятия: Сестринский процесс при анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах
Тип занятия: формирование умений и навыков
Форма проведения: практическое
Преподаватель: Гонтова Н.Г.
Цели занятия:
Учебные
Знать:
- Сестринский процесс при анемиях, связанных с питанием у взрослых, пациентов пожилого и старческого возраста, лейкозах, нарушениях свертываемости крови.
- Участие сестры в подготовке и проведении лабораторно-инструментальных исследований.
- Обучение пациента и членов его семьи выполнению врачебных назначений.
- Обучение пациента и членов его семьи уходу и самоуходу.
Уметь:
- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств и профилактике заболевания;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
Формирование компетенций
Формируемые ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Формируемые ПК:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
Воспитательные цели:
Общие компетенции | Цель воспитательная |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Воспитывать устойчивый интерес к профессии |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество | Воспитывать ответственность за организацию собственной деятельности |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Воспитывать способность принимать правильные решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Воспитывать потребность поиска необходимой информации для выполнения возложенных профессиональных задач и личностного развития. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Воспитывать необходимость использования информационнокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности |
Развивающие цели:
- развивать способность анализировать, стимулировать познавательную и мыслительную активность студентов, коммуникативные навыки.
Интеграция темы: междисциплинарные связи: ОП 01 Анатомия и физиология человека, ОП 03 Основы патологии, Основы латинского языка, ОП 07 Основы фармакологии, ПМ 07 Деятельность по уходу.
Место проведения: кабинет доклинической практики
Продолжительность: 270 минут
Оснащение:
Программное обеспечение: УМК, КТП, презентация.
Наглядные пособия: бланки анализов, направления в лабораторию, тонометр, муляжи, перевязочный материал, штативы, пробирки, перчатки, лекарственные средства.
Раздаточный материал: методические указания, карточки, тесты
Технические средства обучения: компьютер, принтер
Источники информации
Литература
Основная:
- Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. – М.: АНМИ.-2002- с. 359 – 363.
- Федюкович Н.И. Внутренние болезни. – Ростов – на – Дону: Феникс – 2001 –с. 418 –423.
Дополнительная:
- Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Медицина, 2001.
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике. М.: Медицина, 2000.
Структурно – логическая схема урока
№ | Этапы занятия | Продолжи тельность | ООД преподавателя | ООД студента | Приложения |
1 | Организационный момент | 2 мин | Приветствие, определение готовности группы к занятиям | Приветствие | |
2 | Сообщение плана занятия | 3 мин | Сообщает план занятия | Слушают, записывают | |
3 | Контроль знаний | 10 мин 20 мин | Тестирование Индивидуальный опрос | Отвечают на тест и устно | Приложение 1 |
4 | Практическая часть | 2 мин | Знакомит с планом самостоят. работы студентов | Слушают | Приложение 2 |
30 мин | Наблюдает за работой студентов | Решают ситуационные задачи | Приложение 3 | ||
28 мин | Проверяет решение задач | Устно отвечают на вопросы задач | Приложение 4 | ||
60 мин | Наблюдает за работой студентов | Переписыва ют в дневник алгоритмы | Приложение 5 | ||
20 мин | Демонстрирует манипуляции | Слушают, запоминают | |||
70 мин | Наблюдает за работой студентов, корректирует | Работают по алгоритмам под наблюдением преподавателя | Приложение 5 | ||
5 | Закрепление | 10 мин | Фронтальный опрос | Отвечают на вопросы | Приложение 6 |
6 | Проверка дневников | 15 мин | Проверяет учебные дневники | Сдают дневники на проверку | |
7 | Подведение итогов | 3 мин | Комментирует и выставляет оценки, (оценивает уровень подготовки, оценивает достижение целей урока) | Слушают | Приложение 7 |
8 | Домашнее задание | 2 мин | Разъясняет вопросы для подготовки, источники информации | Слушают, записывают | Приложение 8 |
Домашнее задание по теме: «Сестринский процесс при заболеваниях щитовидной железы»
Учебник 1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. «Сестринское дело в терапии», с. 396 –410. 2. Конспект лекции
Вопросы (темы) для повторения: 1. Анатомия – АФО щитовидной железы;
2. Фармакология – антитиреоидные препараты, препараты гормонов щитовидной железы, йодсодержащие препараты.
3. ТМУ – техника манипуляций: взятие крови из вены на исследование, уход за кожей, техника в/в инъекции, измерение АД, пульса, антропометрия, уход при лихорадке.
Индивидуальные задания: составить беседу о профилактике эндемического зоба и других заболеваний щитовидной железы.
Õàðàêòåðèñòèêà è îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, åå êëàññèôèêàöèÿ, ýòèîëîãèÿ è ôàêòîðû âîçíèêíîâåíèÿ. Îñîáåííîñòè äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Ïðîôèëàêòèêà àíåìèé ó áåðåìåííûõ æåíùèí. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà â áîëüíèöå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÁÎÓ ÑÏÎ ÓÐ «Èæåâñêèé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ
èìåíè Ãåðîÿ Ñîâåòñêîãî Ñîþçà Ô.À. Ïóøèíîé
Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ Óäìóðòñêîé Ðåñïóáëèêè»
ÊÎÍÒÐÎËÜÍÀß ÐÀÁÎÒÀ
Ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü ïðè àíåìèÿõ
Èñïîëíèòåëü: Ìàðòüÿíîâà Àííà Íèêîëàåâíà,
ñòóäåíòêà 4 êóðñà 401 ãðóïïû
ñïåöèàëüíîñòè «Ñåñòðèíñêîå äåëî»
Ðóêîâîäèòåëü: Òèõîíîâà Òàòüÿíà Íèêîëàåâíà,
ïðåïîäàâàòåëü ñåñòðèíñêîãî äåëà â òåðàïèè,
âûñøåé êâàëèôèêàöèîííîé êàòåãîðèè ÈÌÊ
Èæåâñê 2015
Ââåäåíèå
Âûáîð òåìû «ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü ïàöèåíòàì ñ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé» îáóñëîâëåí åå àêòóàëüíîñòüþ äëÿ ïðàêòè÷åñêîãî çäðàâîîõðàíåíèÿ. Ïðîáëåìà äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ àíåìèé ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ àêòóàëüíûõ â ñîâðåìåííîé òåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå. Àíåìèè âîçíèêàþò âî âñå ïåðèîäû æèçíè ÷åëîâåêà. Ïðîáëåìà èìååò âàæíîå ñîöèàëüíîå çíà÷åíèå. Àíåìèÿìè ñòðàäàåò îäíà òðåòü íàñåëåíèÿ ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè : 40% ñëó÷àåâ ýòî áåðåìåííûå æåíùèíû, 25-30% ýòî ìîëîäîé è ñðåäíèé âîçðàñò, à ïîæèëîì è ñòàð÷åñêîì âîçðàñòå ñòðàäàåò 30% íàñåëåíèÿ. Ïðè÷èíàìè ÿâëÿåòñÿ: ýêîëîãèÿ, ïèòàíèå, íåáëàãîïðèÿòíûå ôàêòîðû âíåøíåé ñðåäû, ñòðåññû è íåðåäêî ðàçëè÷íûå çàáîëåâàíèÿ. Äàííàÿ áîëåçíü ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ òðóäîñïîñîáíîñòè è óõóäøåíèþ êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ.
Ïðåäìåò èññëåäîâàíèÿ: ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè æåëåçîäèôèöèòíîé àíåìèè.
Öåëü èññëåäîâàíèÿ: ðàçðàáîòàòü ðåêîìåíäàöèè äëÿ ïàöèåíòà ïî ïèòüåâîìó ðåæèìó, äèåòå ïðè îñòðîì ïèåëîíåôðèòå
Çàäà÷è:
1. èçó÷èòü
– ýòèîëîãèþ è ôàêòîðû ðèñêà ÆÄÀ
– êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó è äèàãíîñòèêó ÆÄÀ
– ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêó ÆÄÀ
2. ïðîâåñòè èññëåäîâàòåëüñêóþ ðàáîòó ïî ñåñòðèíñêîìó ïðîöåññó ñ ïàöèåíòîì ñòðàäàþùèì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé.
3. ñîñòàâèòü ïàìÿòêó äëÿ ïàöèåíòà ñ ÆÄÀ.
Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ
1. Àíàëèç ëèòåðàòóðû
2. Íåïîñðåäñòâåííîå íàáëþäåíèå (ñóáúåêòèâíîå, îáúåêòèâíîå îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà)
3. Âûÿâëåíèÿ ó ïàöèåíòà íàðóøåííûõ ïîòðåáíîñòåé
4. Óñòàíîâëåíèå ïðîáëåì ïàöèåíòà
5. Ñîñòàâëåíèå ïëàíîâ ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ ïî ïðèîðèòåòíûì ïðîáëåìàì
6. Äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå çà ïàöèåíòîì ñ äîêóìåíòèðîâàíèåì
7. Èçó÷åíèå îñíîâíûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, êîìïåíñèðóþùèõ çàáîëåâàíèå.
æåëåçîäåôèöèòíûé àíåìèÿ ëå÷åíèå ñåñòðèíñêèé
Ãëàâà 1. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ
Àíåìèÿ (îò ãðå÷. àn – îòðèöàòü è háima – êðîâü) – ñîñòîÿíèå, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ óìåíüøåíèåì ñîäåðæàíèÿ íîðìàëüíîãî ãåìîãëîáèíà â åäèíèöå îáüåìà êðîâè, ÷àùå ïðè îäíîâðåìåííîì ñíèæåíèè êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ. Àíåìèþ êâàëèôèöèðóþò êàê ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà ñîñòàâëÿåò äëÿ ìóæ÷èí íèæå 130 ã/ë, äëÿ æåíùèí íèæå 120 ã/ë, äëÿ áåðåìåííûõ íèæå 110 ã/ë. Àíåìèÿ ìîæåò áûòü êàê ñàìîñòîÿòåëüíûì çàáîëåâàíèåì èëè îñëîæíåíèåì äðóãèõ çàáîëåâàíèé (ñèíäðîìîâ). Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ è ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ ïðè ýòîì íå îäèíàêîâûå.
Àíåìèè äåëÿòñÿ íà:
1. Àíåìèè âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðè (ïîñòãåìîððàãè÷åñêèå);
2. Àíåìèè âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ êðîâîîáðàçîâàíèÿ ( Â12- äåôèöèòíûå è æåëåçîäåôèöèòíûå, æåëåçîíàñûùåííûå, ãèïîïëàñòè÷åñêèå, ìåòîïëàñòè÷åñêèå);
3. Àíåìèè âñëåäñòâèå óñèëåííîãî ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ (ãåìîëèòè÷åñêèå); ýðèòðîöèòîïàòèè, ôåðìåíòîïàòèè, ãåìîãëàáèíîïàòèè, àíåìèè ïðè âîçäåéñòâèè àíòèòåë, ãåìîëèçèíîâ , õèìè÷åñêèõ âåùåñâ è äðóãèõ ôàêòîðîâ.
1.1 Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ, ýòèîëîãèÿ è åå ôàêòîðû
Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ- ýòî øèðîêî ðàñïðîñòðîíåííîå ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñíèæåíèåì êîëè÷åñòâà æåëåçà â îðãàíèçìå ( â êðîâè, êîñòíîì ìîçãå). Ïðè÷èíîé äåôèöèòà æåëåçà ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå áàëàíñà åãî â ñòîðîíó ïðåîáëàäàíèÿ ðàñõîäîâàíèÿ æåëåçà íàä ïîñòóïëåíèåì, íàáëþäàåìîå ïðè ðàçëè÷íûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ èëè çàáîëåâàíèÿõ.
Ïî äàííûì Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ, êàæäàÿ 3-ÿ æåíùèíà è êàæäûé 6-é ìóæ÷èíà â ìèðå (200 ìèëëèîíîâ ÷åëîâåê) ñòðàäàþò æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé .
Ôàêòîðû ðèñêà:
· Áåðåìåííûå æåíùèíû
· Ïîäðîñòêè
· Ëþäè, ïåðåíåñøèå îïåðàöèè íà êèøå÷íèêå
· Äîíîðû êðîâè
· ßçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè
Îñíîâíûìè ïðè÷èíàìè äåôèöèòà æåëåçà â îðãàíèçìå ÿâëÿþòñÿ:
· Êðîâîïîòåðè ðàçëè÷íîãî ãåíåçà ;
· Ïîâûøåííàÿ ïîòðåáíîñòü â æåëåçå;
· Íàðóøåíèå óñâîåíèÿ æåëåçà;
· Âðîæäåííûé äåôèöèò æåëåçà;
· Íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå;
Îáùèå ñèìïòîìû:
· Îáùàÿ ñëàáîñòü;
· Áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü;
· Çàòðóäíåíèå â ñîñðåäîòî÷åíèè âíèìàíèÿ, èíîãäà ñîíëèâîñòü;
· Ãîëîâîêðóæåíèå;
· Âîçìîæíû îáìîðîêè(ïðè òÿæåëîé ôîðìå àíåìèè);
· Îäûøêà;
· Áîëè ñ ñåðäöå;
· Øóì â óøàõ;
· Ñíèæåíèå àïïåòèòà;
· Íàðóøåíèå ôóíêöèè ðåöåïòîðîâ ðîòîâîé ïîëîñòè (òÿíåò åñòü ìåë, äåðåâî,çåìëþ);
Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ÆÄÀ:
1. Íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà â îðãàíèçì âñëåäñâèå ìàëîáåëêîâîé äèåòû è ïðè èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè; âñëåäñòâèå ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ; íàðóøåíèå âñàñûâàíèÿ ïðè ðåçåêöèÿõ æåëóäêà, êèøå÷íèêà, ýíòåðèòàõ; âðîæäåííûé äåôèöèò æåëåçà ó íåäîíîøåííûõ äåòåé.
2. Õðîíè÷åñêèå êðîâîïîòåðè. Ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ – ñàìàÿ ÷àñòàÿ ïðè÷èíà ïðè êðîâîïîòåðÿõ èõ ÆÊÒ: ÿçâåííàÿ áîëåçíü,ÿçâåííûé êîëèò, îïóõîëè, ãåìîððîé, äèâåðòèêóëû. Ýòè êðîâîïîòåðè – ÷àñòàÿ ïðè÷èíà äåôåöèòà æåëåçà ó ìóæ÷èí è âòîðàÿ ïðè÷èíà ïî ÷àñòîòå ïî ÷àñòîòå ó æåùèí;
3. Ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ è áóðíîãî ðîñòà, áåðåìåííîñòü, ïåðèîä ëàêòàöèè, ïîâåøåííûå ïîòðåáíîñòè â æåëåçå;
4. Íàðóøåíèå òðàíñïîðòà æåëåçà: âðîæäåííàÿ òðàíñôåððèíåìèÿ; íàëè÷èå àíòèòåë ê òðàíñôåððèíó, ñíèæåíèå ïðè ìàññèâíîé ïðîòåèíóðèè.
Ïàòîãåíåç
Íåäîñòàòî÷íîñòü æåëåçà Íb ïðèâîäèò ê ãåìè÷åñêîé ãèïîêñèè , òàê êàê ñíèæàåòñÿ ñïîñîáíîñòü ýðèòðîöèòîâ ê ñâÿçûâàíèþ è òðàíñïîðòó êèñëîðîäà. Ýòîò ìåõàíèçì ñòàíîâèòñ íåäîñòàòî÷íûì ïðè âûðàæåííîé àíåìèè, è ðàçâèâàåòñÿ òêàíåâàÿ ãèïîêñèÿ. Ãèïîêñèÿ ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ìåòàáîëèçìà è ðàçâèòèþ àöèäîçà. Óìåíüøåíèå ñèíòåçà ìèîãëîáèíà ïðèâîäèò ê ìûøå÷íîé ãèïîòîíèè è äèñòðîôèè. Èñòîùåíèå êëåòî÷íûõ ôåðìåíòîâ, ó÷àâñòâóþùèõ â îñíîâíûõ âèäàõ îáìåíà, ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ òðîôèêè êëåòîê è òêàíåé, èõ äåãåíåðàòèâíûì èçìåíåíèÿì. Íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà â êîñòíûé ìîçã îáóñëîâëèâàåò íàðóøåíèå ýðèòðîïîýçà. Ïðè èñòîùåíèè êëåòî÷íîãî æåëåçà âî âíóòðåííèé îáìåí âñòóïàåò æåëåçî çàïàñîâ. Òàêèì îáðàçîì, â ðåçóëüòàòå ïåðå÷èñëåííûõ ìåõàíèçìîâ ðàçâèâàåòñÿ ñèäåðîïåíèÿ- îáåäíåíèå æåëåçîì êëåòîê.
Êëèíèêà
1 ñòàäèÿ. Äåôåöèòà æåëåçà áåç êëèíèêè àíåìèè (ïðåäëàòåíòíàÿ àíåìèÿ). Ïðàêòè÷åñêè íåëüçÿ îáíàðóæèòü, òàê êàê îíà íå ñîïðîâîæäàåòñÿ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè.
2 ñòàäèÿ. Âòîðóþ ñòàäèþ íàçûâàþò ñòàäèåé ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà. Åñëè íå ïðîèñõîäèò àäåêâàòíîãî âîñïîëíåíèÿ äåôèöèòà æåëåçà íà ïåðâîé ñòàäèè, íàñòóïàåò âòîðàÿ ñòàäèÿ æåëåçîäåôèöèòíîãî ñîñòîÿíèÿ- ëàòåíòíûé äåôèöèò æåëåçà. Íà ýòîé ñòàäèè â ðåçóëüòàòå íàðóøåíèÿ ïîñòóïëåíèÿ íåîáõîäèìîãî ìåòàëëà â òêàíè îòìå÷àåòñÿ ñíèæåíèå àêòèâíîñòè òêàíåâûõ ôåðìåíòîâ (öèòîõðîìîâ, êàòàëàçû, ñóêöèíàòäåãèäðîãåíàçû è äð.), ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèåì ñèäåðåïåíèòè÷åñêîãî ñèíäðîìà. Ê êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì ñèäåðîïåíè÷åñêîãî ñèíäðîìà îòíîñèòñÿ èçâðàùåíèå âêóñà. Ïðèñòðàñòèå ê îñòðîé, ñîëåíîé, ïðÿíîé ïèùå, ìûøå÷íàÿ ñëàáîñòü, äèñòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ êîæè è ïðèäàòêîâ è äð.
Íà ñòàäèè ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà âîðãàíèçìå áîëåå âûðàæåíû èçìåíåíèÿ â ëàáàðàòîðíûõ ïîêàçàòåëÿõ. Ðåãèñòðèðóþòñÿ íå òîëüêî èñòîùåíèå çàïàñîâ æåëåçà â äåïî- ñíèæåíèå êîíöåíòðàöèè ôåððèòèíà ñûâîðîòêè, íî è ñíèæåíèå ñîäåðæàíèÿ æåëåçà â ñûâîðîòêå è áåëêàõ-ïåðåíîñ÷èêàõ îíà ïðîÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèåì óòîìëÿåìîñòè- ïðèçíàêàìè äåôèöèòà æåëåçà â òêàíÿõ â ñâÿçè ñ óìåíüøåíèåì êîëè÷åñòâà æåëåçîñîäåðæàùèõ ôåðìåíòîâ.
3 ñòàäèÿ. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.
Æåëåçîäåôèöèòíîå ñîñòîÿíèå çàâèñèò îò ñòåïåíè äåôèöèòà æåëåçà è ñêîðîñòè åãî ðàçâèòèÿ è âêëþ÷àåò ïðèçíàêè àíåìèè è òêàíåâîãî äåôåöèòà æåëåçà (ñèäåðîïåíèè). ßâëåíèÿ òêàíåâîãî äåôèöèòà æåëåçà îòñóòñòâóþò ëèøü ïðè íåêîòîðûõ æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèÿõ, îáóñëîâëåííûõ íàðóøåíèåì óòèëèçàöèè æåëåçà, êîãäà äåïî ïåðåïîëíåíû æåëåçîì. Òàêèì îáðàçîì, æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ â ñâååì òå÷åíèè ïðîõîäèò â äâà ïåðèîäà: ïåðèîä ñêðûòîãî äåôèöèòà æåëåçà è ïåðèîä ÿâíîé àíåìèè, âûçâàííîé äåôèöèòîì æåëåçà.  ïåðèîä ñêðûòîãî äåôèöèòà æåëåçà ïîÿâëÿþòñÿ ìíîãèå ñóáüåêòèâíûå æàëîáû è êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè, õàðàêòåðíû äëÿ æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèé, òîëüêî ìåíåå âûðàæåííûå. Áîëüíûå îòìå÷àþò îáùóþ ñëàáîñòü, íåäîìîãàíèå, ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Óæå â ýòîò ïåðèîä ìîãóò íàáëþäàòüñÿ èçâðàùåíèå âêóñà, ñóõîñòü è ïîùèïûâàíèå ÿçûêà, íàðóøåíèå ãëîòàíèÿ ñ îùóùåíèåì èíîðîäíîãî òåëà â ãîðëå( ñèíäðîì Ïëàììåðà- Âèíñîíà),ñåðäöåáèåíèå, îäûøêà.
Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ èçìåíåíèÿìè êîæè, íîãòåé è âîëîñ. Êîæà îáû÷íî áëåäíàÿ, èíîãäà ñ ëåãêèì çåëåíîâàòûì îòòåíêîì(õëîðîç) è ñ ëåãêî âîçíèêàþùèì ðóìÿíöåì ùåê, îíà ñòàíîâèòñÿ ñóõîé, äðÿáëîé, øåëóøèòñÿ, ëåãêî îáðàçóþòñÿ òðåùèíû. Âîëîñû òåðÿþò áëåñê, ñåðåþò, èñòîí÷àþòñÿ, ëåãêî ëîìàþòñÿ, ðåäåþò è ðàíî ñåäåþò. Ñïåöåôè÷íû èçìåíåíèÿ íîãòåé: îíè ñòàíîâÿòñÿ òîíêèìè, ìàòîâûìè, óïëîùàþòñÿ, ëåãêî ðàññëàèâàþòñÿ è ëîìàþòñÿ, ïîÿâëÿåòñÿ èñ÷åð÷åííîñòü. Ïðè âûðàæåííûõ èçìåíåíèÿõ íîãòè ïðèîáðåòàþò âîãíóòóþ, ëîæêîîáðàçíóþ ôîðìó(êîéëîíèõèÿ)
1.2 Äèàãíîñòèêà
 äèàãíîñòèêå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ÿâëÿåòñÿ óñòàíîâëåíèå ïðè÷èíû äåôèöèòà æåëåçà. Ïðè ïîñòàíîâêå äèàãíîçà æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ðåøàþùåå çíà÷åíèå èìåþò äàííûå ëàáîðàòîðíûõ èññëåäîâàíèé:
·Îáùèé àíàëèç êðîâè
·Àíàëèç êðîâè íà áèîõèìèþ
·Àíàëèç íà óðîâåíü æåëåçà â êðîâè
Îáíàðóæèâàåòñÿ ñíèæåíèå êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà. Êîëè÷åñòâî ýðèòðîöèòîâ âíà÷àëå ìîæåò áûòü íîðìàëüíûì. Ïðè çíà÷èòåëüíîì äåôèöèòå æåëåçà îíî òàêæå ñíèæàåòñÿ, íî â ìåíüøåé ñòåïåíè, ÷åì óðîâåíü ãåìîãëîáèíà. Îòìå÷àþòñÿ íèçêèé öâåòîâîé ïîêàçàòåëü è óìåíüøåíèå ñðåäíåé êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà â ýðèòðîöèòàõ. Óìåíüøàþòñÿ ðàçìåð ýðèòðîöèòîâ è èõ íàñûùåííîñòü ãåìîãëîáèíîì. Ëåéêîöèòàðíàÿ ôîðìóëà ìàëî èçìåíåíà.
Âñåì áîëüíûì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé íåîáõîäèìî ïðîâåñòè ðåíòãåíîñêîïè÷åñêîå èññëåäîâàíèå æåëóäêà è êèøå÷íèêà, èððèãîñêîïèþ, ãàñòðîñêîïèþ, êîëîíî- è ðåêòîðîìàíîñêîïèþ äëÿ óñòàíîâëåíèÿ ïðè÷èíû êðîâîòå÷åíèÿ, äàæå ïðè íàëè÷èè äðóãèõ ôàêòîðîâ, ïðèâîäÿùèõ ê äåôèöèòó æåëåçà. Êðîâîòå÷åíèÿ èç ïèùåâàðèòåëüíîãî êàíàëà ÿâëÿþòñÿ îñíîâíîé ïðè÷èíîé æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó ìóæ÷èí è æåíùèí, ïðè÷åì ÷àùå îíè èìåþò ñêðûòûé õàðàêòåð.
1.3 Ëå÷åíèå
Âî âñåõ ñëó÷àÿõ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè íåîáõîäèìî:
·óñòàíîâèòü íåïîñðåäñòâåííóþ ïðè÷èíó âîçíèêíîâåíèÿ äàííîãî ñîñòîÿíèÿ è ïî âîçìîæíîñòè ëèêâèäèðîâàòü åå (÷àùå âñåãî óñòðàíèòü èñòî÷íèê êðîâîïîòåðè èëè ïðîâåñòè òåðàïèþ îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ).
·äèåòà áîãàòàÿ æåëåçîì.
Ðåêîìåíäóþòñÿ ñëåäóþùèå ïðîäóêòû: ãîâÿæüå ìÿñî, ðûáà, ïå÷åíü, ïî÷êè, ÿéöà, ãðå÷íåâàÿ êàøà, áîáû, íåæèðíàÿ ñâèíèíà, ìÿñî èíäåéêè, êðîëèêà.
Îâîùè: ñâåêëà, ìîðêîâü, ïåòðóøêà, óêðîï, ñàëàò.
Ôðóêòû: ãðàíàò, øèïîâíèê, ñëèâû, ÿáëîêè, ïåðñèêè.
Ïðåïàðàòû æåëåçà:
·Ôåððîïëåêñ
·Ôåððóì-ëåê
·Æåêòîôåð
·Àêòèôåððèí
·Ôåððîêàëü
·Ôåððàìèä
1.4 Ïðîôèëàêòèêà àíåìèé
 ïðîôèëàêòèêå äåôèöèòà ôîëèåâîé êèñëîòû íóæäàþòñÿ áåðåìåííûå æåíùèíû, à òàêæå ïàöèåíòû, ïðèíèìàþùèå ïðåïàðàòû, ñïîñîáíûå íàðóøàòü ìåòàáîëèçì ôîëèåâîé êèñëîòû. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè Â-12-ôîëèåâî-äåôèöèòíîé àíåìèè èñïîëüçóþò ïðåïàðàòû ôîëèåâîé êèñëîòû â ñî÷åòàíèè ñ àñêîðáèíîâîé êèñëîòîé â äîçå 5 ìã/ñóò.
Îñíîâíûì ñðåäñòâîì â ïðîôèëàêòèêå àíåìèè ÿâëÿåòñÿ ñáàëàíñèðîâàííîå è áîãàòîå âèòàìèíàìè ïèòàíèå.  äíåâíîé ðàöèîí îáÿçàòåëüíî äîëæíû âõîäèòü âñå íåîáõîäèìûå âèòàìèíû è ìèêðîýëåìåíòû. Ðàöèîí çäîðîâîãî ÷åëîâåêà äîëæåí ñîäåðæàòü â ðàéîíå 20 ìã æåëåçà.
Äèñïàíñåðèçàöèÿ
Áîëüíûå ñ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé äîëæíû íàõîäèòüñÿ íà äèñïàíñåðíîì íàáëþäåíèè ó òåðàïåâòà ïðî ìåñòó æèòåëüñòâà , òàê êàê íåîáõîäèìî äëèòåëüíîå ïðîòèâîàíåìè÷åñêîå ëå÷åíèå, êîòîðîå ïîçâîëèò ïðåäóïðåäèòü ïðîãðåññèðîâàíèå àíåìèè, ñâîåâðåìåííî äèàãíîñòèðîâàòü è ëå÷èòü èíòåðêóðåíòíûå çàáîëåâàíèÿ. Äëèòåëüíîñòü ëå÷åíèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà, äîçèðîâêè, ïðîäîëæèòåëüíîñòü êóðñîâ ïîääåðæèâàþùåãî ëå÷åíèÿ è ñðîêè ïðåêðàùåíèÿ ëå÷åíèÿ çàâèñèò îò ñêîðîñòè âîññòàíîâëåíèÿ çàïàñîâ æåëåçà.  íà÷àëå àìáóëàòîðíîãî ëå÷åíèÿ áîëüíûå ïîñåùàþò ïîëèêëèíèêó îäèí ðàç â ìåñÿö, çàòåì îäèí ðàç â äâà-òðè ìåñÿöà. Ïðè êàæäîì îáðàùåíèè áîëüíîãî ê âðà÷ó îí íàïðàâëÿåòñÿ íà ïðîâåäåíèå ïîëíîãî îáùåêëèíè÷åñêîãî àíàëèçà êðîâè, æåëàòåëüíî îïðåäåëÿòü óðîâåíü ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà.
Âîññòàíîâëåíèå äî íîðìû óðîâåíü æåëåçà ñûâîðîòêè ÿâëÿåòñÿ óñëîâèåì äëÿ ïðåêðàùåíèÿ ïðèåìà æåëåçîñîäåðæàùèé ïðåïàðàòîâ (èëè ïåðåðûâà â ëå÷åíèè).  ïîñëåäóþùåì êîíòðîëüíûå àíàëèçû ñëåäóåò ïðîâîäèòü íå ðåæå îäíîãî ðàçà â òðè-÷åòûðå ìåñÿöà. Ñðåäíèå ñðîêè äèíàìè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ òðè-ïÿòü ëåò.
Ïîêàçàíèþ ê ñíÿòèþ ñ äèñïàíñåðíîãî ó÷åòà ÿâëÿåòñÿ ëèêâèäàöèÿ ïðè÷èíû, âûçâàâøåé àíåìèþ, ïîëíîå âîññòàíîâëåíèÿ óðîâíÿ æåëåçà â íîðìàòèâíûõ ïðåäåëàõ â òå÷åíèè îäíîãî ãîäà. Ïàöèåíòû äîëæíû ðàöèîíàëüíî òðóäîóñòðîåíû, ñîáëþäàòü äèåòó(ñûðû, ìÿñî, ïå÷åíü, ôðóêòû, îâîùè).  ïåðèîä äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ ïî ïîêàçàíèÿì îäèí ðàç â ãîä ïðîâîäÿò ðåíòãåíîñêîïèþ æåëóäêà, àíàëèç æåëóäî÷íîãî ñîêà, êîíñóëüòàöèÿ ãèíåêîëîãà, õèðóðãà è äðóãèõ ñïåöèàëèñòîâ.
1.5 Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà
1-é ýòàï – ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà.
Ïðè ðàññïðîñå ïàöèåíòà ñ àíåìèÿìè ìåäñåñòðà âûÿñíÿåò âñå åãî æàëîáû.
2-ýòàï – äèàãíîñòèðîâàíèå èëè îïðåäåëåíèå ïðîáëåì ïàöèåíòà.
Ïîñëå îöåíêè ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà, ìåäñåñòðà âûÿâëÿåò ïðîáëåìû ïàöèåíòà. Ïðè àíåìèÿõ îíè ìîãóò áûòü ñëåäóþùèìè:
-Ñíèæåíèå èëè îòñóòñòâèå àïïåòèòà;
-Ãîëîâîêðóæåíèå;
-Îäûøêà, áîëè â îáëàñòè ñåðäöà;
-Íåóñòîé÷èâûé ñòóë;
Ïîñëå îöåíêè ñåñòðà ðåøàåò âîïðîñ îá èõ ïðèîðèòåòíîñòè.
3-é ýòàï – ïëàíèðîâàíèå ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.
Ìåäñåñòðå íåîáõîäèìî îçíàêîìèòü ïàöèåíòà ñî ñâîåé îöåíêîé åãî ñîñòîÿíèÿ è ïîòðåáíîñòè â óõîäå.
4-é ýòàï – ðåàëèçàöèÿ ïëàíà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.
Ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà ïðîâîäÿòñÿ â ñîòðóäíè÷åñòâå ñ äðóãèìè ìåäèöèíñêèìè ðàáîòíèêàìè.  ýòîò ïåðèîä íàäî êîîðäèíèðîâàòü äåéñòâèÿ ìåäñåñòðû ñ äåéñòâèÿìè ïàöèåíòà, äðóãèõ ìåäðàáîòíèêîâ, ðîäñòâåííèêîâ, ó÷èòûâàÿ èõ ïëàíû è âîçìîæíîñòè.
5-é ýòàï – îöåíêà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.
Îöåíêà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ ïðîâîäèòñÿ ïîñòîÿííî. Ýôåêòèâíîñòü ñåñòðèíñêîãî óõîäà îïðåäåëÿåòñÿ ïîñëå äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííûõ öåëåé.
Ìåäñåñòðà â ñåñòðèíñêîé èñòîðèè áîëåçíè ôèêñèðóåò ìíåíèå ïàöèåíòà îá îêàçàííîé åìó ïîìîùè, âûïîëíåíèå ïëàíà ïî óõîäó, ýôôåêòèâíîñòü ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ, ïîáî÷íûå äåéñòâèÿ è íåîæèäàííûå ðåçóëüòàòû ïðè âûïîëíåíèè ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.
2. Ïðàêòè÷åñêàÿ ÷àñòü: Íàáëþäåíèÿ èç ïðàêòèêè
Íàáëþäåíèå èç ïðàêòèêè ¹1
 ãåìàòîëîãè÷åñêîì îòäåëåíèè ïàöèåíòêà Íàçàðîâà À. 31 ãîä ñ äèàãíîçîì æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.
Æàëîáû íà ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèÿ, ñåðäöåáèåíèå, ñóõîñòü êîæè, èçâðàùåíèå âêóñà – åñò óãîëü, ìåë. Ïàöèåíòêà îòìå÷àåò ÷àñòûå íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ è íå çíàåò ñïîñîáîâ èõ îñòàíîâêè. Îáúåêòèâíî: êîæà áëåäíàÿ, ñóõàÿ, ×ÑÑ – 90 óäàðîâ â ìèíóòó, ×ÄÄ – 30 â ìèíóòó, ÀÄ – 100 / 70 ìì ðò. ñò. Íà ôîíå ïîâûøåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ðàçâèëîñü íîñîâîå êðîâîòå÷åíèå.
Ïðîáëåìû ïàöèåíòà:
Íàñòîÿùèå:ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå, ñåðäöåáèåíèå, ñóõîñòü êîæè, èçâðàùåíèå âêóñà, ÷àñòûå íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ.
Ïîòåíöèàëüíûå:ðèñê òðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèé êîæè, âñëåäñòâèå åå ñóõîñòè è ñíèæåíèÿ èììóíèòåòà; ðèñê òðàâìàòèçàöèè, ðèñê ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.
Ïðèîðèòåòíàÿ ïðîáëåìà: íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ.
Öåëü: îáó÷èòü ïàöèåíòêó îêàçàíèþ íåîòëîæíîé ïîìîùè ïðè íîñîâîì êðîâîòå÷åíèè.
ÏëàíÌîòèâàöèÿ1. Ïîëîæèòü õîëîä íà ïåðåíîñèöó äëÿ îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ.
2. Âûïîëíèòü ïåðåäíþþ òàìïîíàäó ñ ïåðåêèñüþ âîäîðîäà äëÿ îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ.
3. Ãîëîâó íàêëîíèòü ñëåãêà âïåðåäÄëÿ ïðîôèëàêòèêè àñïèðàöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé.
4. Îáåñïå÷èòü ôèçè÷åñêèé è ïñèõè÷åñêèé ïîêîé .
5. Îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà.
6.Íàáëþäàòü çà âíåøíèì âèäîì, ïóëüñîì, ÀÄÑ öåëüþ êîíòðîëÿ ñîñòîÿíèÿ.
7.Âûçâàòü âðà÷à ïðè äëèòåëüíîì êðîâîòå÷åíèè.Ä