Сестринский уход при анемии детей
Сестринский процесс при железодефицитной анемии. Анемия – это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.
Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.
Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.
Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.
Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.
Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.
Дефицит железа в организме проходит по стадиям:
– прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;
– латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:
– железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.
Степени тяжести ЖДА: легкая – снижение гемоглобина 110-90 г/л; среднетяжелая – снижение гемоглобина до 70 г/л; тяжелая снижение гемоглобина ниже 70 г/л.
Прогноз ЖДА – благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.
Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.
Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.
Принципы:
– Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.
– Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.
Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.
– Лечение сопутствующих заболеваний.
Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:
1 этап. Сбор информации о пациенте
– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, потливость.
История (анамнез) заболевания: постепенное развитие.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные: восковидный цвет ушных раковин; сухость и шелушение кожи; заеды в углах рта; отставание в физическом и психомоторном развитии. При тяжелой анемии ломкость, сухость, тусклость и выпадение волос, слоистость и депигментация ногтей. Сглаженность или атрофия сосочков языка. Тахикардия.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни).
Общий анализ крови: снижение уровня гемоглобина (менее 110 г/л у детей до 5 лет) и количества эритроцитов; эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), различной величины и формы: снижение цветового показателя (менее 0,8).
Биохимический анализ крови: уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.
2 этап. Выявление проблем больного ребенка
Существующие проблемы, обусловленные недостаточным поступлением кислорода в ткани (гипоксия): снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожи и слизистых.
Существующие проблемы, обусловленные дефицитом железа: сухость, шелушение кожи, заеды в углах рта; ломкость, тусклость, выпадение волос; слоистость, депигментация ногтей; сглаженность и атрофия сосочков языка; извращение обоняния – пристрастие к резким неприятным запахам; извращение вкуса – поедание извести, мела, земли, глины, сырого мяса, картофеля.
При поздней диагностики и отсутствии адекватного лечения возникают потенциальные проблемы, риск развития анемии тяжелой степени тяжести, вторичного иммунодефицита, частые ОРВИ, пневмонии. заболевания ЖКТ.
3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому»
Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии
№ | План сестринского ухода | Реализация ухода с мотивацией |
1 | Организовать «стационар на дому» | Взаимозависимое вмешательство: – обеспечение сестринской помощи и лечения: – обеспечение комфортных условий больному ребенку |
2 | Провести беседу с ребенком и/или родителями о заболевании, причинах развития, необходимости лечения, профилактике. Дать конкретные рекомендации по питанию: при естественном вскармливании кормящая мама должна обязательно в свой пищевой рацион включать продукты, богатые железом, белком и витаминами: телятина, говядина,печень, яйцо, греча, овес, морковь, свекла, горошек, цветная капуста. томаты, зелень, яблоки, курага, груша, гранаты; лучше всего железо усваивается из мяса (гемовое железо); при искусственном вскармливании – адаптированные молочные и кисломолочные смеси, адаптированные молочные смеси, обогащенные железом “Симилак”; прикормы вводить на 1 мес. раньше; введение мяса с 4.5-5 мес., желтка По организации режима: постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, сон на свежем воздухе: массаж и гимнастика по возрасту По правилам приема назначенных препаратов: препараты железа (сироп или капли) перед приемом необходимо разводить в небольшом количестве фруктового чая, фруктового или овощного сока, воды и принимать во время или сразу после еды. Предупредить маму, что у ребенка может появиться жидкий стул или кал, окрашенный в черный цвет | Независимые вмешательство – Расширение знаний о заболевании. – Обеспечение качества ухода за больным ребенком. – Комплексное лечение |
3 | Активные патронажи с целью: контроля над соблюдением режима и питания; проведением терапии, назначенной врачом, и выполнением всех рекомендаций по уходу за ребенком; обучении матери правильному приему препаратов железа; проведение динамического наблюдения за реакцией на лечение: самочувствие ребенка, аппетит, эмоциональное состояние, длительность и характер сна. физиологические отправления. При ухудшении состояния срочное сообщение врачу или вызов на дом. | Зависимое вмешательство: контроль и коррекция лечебных мероприятий; – оценка эффективности проводимого лечения; – своевременное выявление осложнений. Коррекция лечения |
5 этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка. Дети, перенесшие ЖДА, подлежат диспансеризации длительностью 1 год. План диспансеризации: осмотр педиатром 1-2 раза в месяц; анализ крови 1 раз в 2-3 мес. и после интеркуррентных заболеваний. С учета ребенок снимается при нормальных клинико-лабораторных показателях.
Определение 1
Анемия – это патологическое состояние, которое характеризуется снижением уровня гемоглобина в крови и снижением числа эритроцитов в единице объема крови.
Определение 2
Сестринский процесс – это научная технология или методология организации и оказания практической сестринской помощи (сестринского ухода за пациентом). По сути, это четкий план действий медсестры и алгоритм их выполнения.
Степени анемии у детей и причины ее возникновения
Из всех разновидностей анемий чаще всего встречается железодефицитная анемия, которая часто становится серьезной проблемой для детей первых двух лет жизни.
Основной причиной железодефицитной анемии является нарушение синтеза гемоглобина. Подобной ситуации способствуют несколько ключевых факторов. Среди них:
- анемия матери во время беременности;
- нарушение маточно-плацентарного кровообращения;
- недоразвитость плаценты;
- кровотечения во время беременности, преждевременные роды, крупный вес ребенка;
- многоплодная беременность.
Также развитию анемии способствуют искусственное вскармливание некачественными молочными смесями, позднее введение прикорма, частые простудные заболевания.
Дефицит железа в организме ребенка протекает в несколько стадий:
- прелатентный дефицит, который отличается истощением запаса железе при сохранении гемоглобинового фонда;
- латентный дефицит, который характеризуется снижением содержания клеточного железа в тканях при сохранении гемоглобинового фонда;
- устойчивый дефицит железа крайней степени.
Прогноз при железодефицитной анемии у детей в случае оказания качественного лечения и добросовестного ухода со стороны медицинской сестры благоприятный. Длительность терапии может составлять от трех до шести месяцев. Лечение детей с легким и средним течением заболевания организуется «на дому». При более тяжелом течении болезни дети госпитализируются в стационар.
Принципы организации и этапы сестринского процесса при анемии у детей
При любой форме заболевания очень важно правильно организовать сестринский уход, который подчиняется нескольким основным принципам:
- организация полноценного питания, которое соответствует возрасту ребенка и помогает снизить дисбаланс веществ в организме, в том числе и железа;
- организация рационального режима дня, чередования сна и отдыха, пребывания на свежем воздухе.
Кроме того, медицинская сестра отслеживает прием ребенком назначенных врачом медикаментов, таких как феррокаль, ферроплекс и пр.
В целом сестринский процесс при анемии у детей состоит из следующих этапов:
- сбор информации о пациенте, анализ жалоб пациента, составление анамнеза. Характерными жалобами пациентов можно назвать: снижение аппетита, повышенная утомляемость, потливость;
- объективный осмотр. В данное понятие входят осмотр кожных покровов, ушных раковин, отслеживание динамики физического развития. При тяжелой анемии у детей наблюдается сухость, тусклость волос, слоистость ногтей и депигментация ногтевых пластин;
- изучение резултатов лабораторных исследований, таких как общий анализ крови, при котором анализируется количество эритроцитов и уровень гемоглобина.
Также обязательно выявить весь спектр проблем больного ребенка. Для детей с тяжелой формой анемии характерно снижение аппетита, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожных покровов.
При осуществлении ухода за пациентом в условиях стационара медицинская сестра способствует выздоровлению пациента, а также не допускает перехода заболевания в более тяжелую форму. Такой уход дает возможность обеспечить быстрое выздоровление ребенка и предотвратить возникновение осложнений.
При выписке ребенка из стационара медицинская сестра:
- проводит беседу с ребенком и его родителями о природе заболевания, необходимости лечения, профилактики,
- дает конкретные рекомендации по питанию ребенка, советует включить в его рацион: говядину, печень, гречку, свеклу, цветную капусту.
- рекомендует постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, курс массажа и гимнастики в соответствии с возрастом ребенка,
- предупреждает родителей, что у ребенка в результате приема железосодержащих препаратов может появиться жидкий стул, кал, окрашенный в черный цвет.
Также сестринский процесс включает в себя активные патронажи ребенка с анемией. В данном случае медицинская сестра выполняет следующие задачи:
- контролирует режим дня и питания ребенка;
- отслеживает выполнение рекомендаций, назначений врача;
- обучает родителей правильному приему препаратов, содержащих железо;
- проводит динамическое наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
- отслеживает самочувствие ребенка, его эмоциональное состояние;
- отслеживает возможное ухудшение состояния ребенка и при необходимости рекомендует родителям обратиться к врачу.
Дети, которые перенесли железодефицитную анемию подлежат обязательной диспансеризации, которая продолжается в течение года. Она включает в себя ежемесячный осмотр у педиатра, анализ крови с периодичностью раз в два- три месяца. В дальнейшем ребенок может быть снят с учета при нормальных физическом состоянии и результатах лабораторных анализов крови. Эту информацию медицинская сестра также сообщает законным представителям ребенка.
Таким образом, сестринский процесс при анемии у детей является системой комплексной помощи родителям и ребенку, при которой решаются многие проблемы, в том числе и низкая степень информированности о природе, последствиях, профилактике заболевания.
Анемия – это патологическое состояние организма при котором уменьшается число Er или Hb в единице объема крови.
ЭТИОЛОГИЯ
1. Малые запасы железа при рождении ребенка:
Ø Заболевания матери в период беременности (инфекционные, соматические, токсикозы, в/у инфекции);
Ø Интоксикации матери в период беременности (вредные привычки, ЛС, проф. вредности);
Ø Анемия у беременной (встречается до 80 случаев);
Ø Нарушение питания и режима дня беременной;
Ø Многоплодная беременность, недоношенность.
2. Нарушение питания ребенка:
Ø Искусственное вскармливание;
Ø Несвоевременное введение витаминов и прикормов (мясо, печень);
Ø Однообразное несбалансированное питание (мучное, белковое);
Ø Вегетарианское питание;
Ø Обилие коровьего молока (затрудненное усвоение Fe из-за Ca).
Все эти факторы приводят к нарушению всасывания и усвоения железа.
3. Повышение в потреблении Fe:
Ø Быстрые темпы роста (на 1-2 году жизни, 4-6 лет, в пубертатном периоде);
Ø Большая физ. нагрузка.
4. Соматические и вирусные инфекции (ОРВИ, пневмония, инфекционные заболевания), заболевания ЖКТ (целиакия, муковисцидоз), сердца, почек, гипотрофия, рахит, диатезы, гельминты и лямблии приводят к нарушению всасывания и усвоения Fe и приводят к ЖДА.
КЛАССИФИКАЦИЯ
1. Дефицитные анемии (Fe-, витамино-, белково- дефецитные анемии);
2. Гипо-, апластические анемии;
3. Постгеморрагические анемии;
4. Гемолитические анемии;
5. Анемии при различных заболеваниях, со сложным патогенезом.
КЛИНИКА 1. Синдром хронической интоксикации (астеноневротический с-м). Слабость, вялость, ↑ утомляемость, ↓ работоспособность, эмоциональная неустойчивость, отсутствие способности сосредоточить внимание на изучаемом предмете, ↓ интереса к обучению, мелькание мушек перед глазами, ↓ памяти и внимания, субфебрильная t0.
2. Синдром дистрофических и атрофических изменений кожи и слизистых. Бледность, сухость, мраморность кожи, сухость и гиперемия слизистых, заеды, стоматиты, ломкость и исчерченность ногтей, тусклые волосы, уменьшение п/ж слоя и тургора мягких тканей, быстрое разрушение зубной эмали.
3. Синдром поражения ЖКТ. Снижение аппетита, срыгивания, рвота, тошнота, извращение вкуса, склонность к запорам, пристрастие к необычным запахам.
4. Изменение состояния внутренних органов и систем – приглушение тонов сердца, расширение границ сердца, систолический шум на верхушке, экстрасистолы, ↓ АД, мышечная гипотония за счет снижения миоглобина, энурез (слабость сфинктера),
5. Гиперпластический синдром – лимфоаденопатия (↑ всех групп л/узлов), гепатоспленомегалия, ↓ иммунитета.
ЛЕЧЕНИЕ: Терапия ЖДА направлена на устранение дефицита Fe и восстановления запасов Fe в организме.
1. Устранить причину;
2. Полноценное питание (раннее введение в питание мясных продуктов у детей раннего возраста) – говяжий язык, мясо индейки, кролика, говядина (3-4 года), печень, рыба. Из растительных: бобовые, черная смородина, шиповник, персики, курага, петрушка, укроп. Детям старшего возраста не следует совмещать продукты мясного, молочного и мучного происхождения. Дети (до 1 года) находясь на искусственном вскармливании должны получать адаптированные смеси.
3. Медикаментозное лечение: препараты Fe (без ЛС нельзя вылечить ЖДА, так как в препаратах Fe в 20 раз больше, чем в продуктах). Препараты железа лучше вводить через рот, так как при парентеральном введении возможны осложнения. Назначают в основном препараты 2х валентного Fe (в виде сульфата, хлорида, лактада Fe , фуморат Fe), так как они лучше всасываются. Детям раннего возраста лучше применять сироп Феррум-лек, Антиферрин, Мальтофер, Гемофер. Подросткам лучше давать Феррум-лек или пролонгированные препараты Fe, которые даются 1 раз в день – Фенюльс, Тардиферон, Ферроплекс, Гемофер, Сорбифер.
Препараты Fe применяют до еды, при плохой переносимости во время еды.
Лучше использовать с витаминами С, Е, фолиевой кислотой.
Начинать принимать препараты Fe с малых доз, в течении 1 недели доводить до лечебных доз.
Для предупреждения диспепсических форм одновременно назначать ферменты после еды.
Принимать длительно 1,5-2 мес (до восстановления нормального уровня Hb, затем в ½ дозе еще 1,5-2 месяца для создания запаса Fe).
4. Витаминотерапия.
5. Соблюдение режима, прогулки, массаж, ЛФК, закаливание.
6. Диспансерное наблюдение педиатром, гематологом.
ПРОФИЛАКТИКА ЖДА:
Ø Антенатальная:
ü Рациональное питание беременной;
ü Прием препаратов Fe во 2 половине беременности;
ü Витаминные комплексы.
Ø Постнатальная:
ü Естественное вскармливание;
ü Режим прогулки;
ü Своевременное введение прикормов;
ü Профилактические осмотры с контролем ОАК 1 раз в год.
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ АНЕМИЯХ.
Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы и удовлетворять жизненно важные потребности больного ребёнка, оказывать психологическую поддержку родителям.
Возможные проблемы ребёнка:
– нарушение питания вследствие интоксикации;
– нарушение процессов терморегуляции;
– нарушение жизненно важных функций;
– нарушение целостности кожных покровов;
– нарушение двигательной активности;
– нарушение сна.
Возможные проблемы родителей:
– тревога за ребёнка;
– трудность осознания и адекватной оценки случившегося;
– неуверенность в благополучном исходе;
– чувство вины перед ребёнком.
СЕСТРИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
– Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребёнка в специализированное отделение. Оказать помощь в госпитализации, объяснить преимущества проведения своевременного комплексного лечения для благополучного исхода анемии.
– Помочь родителям увидеть перспективу выздоровления ребёнка, восполнить их дефицит знаний о причинах возникновения, особенностях клинического проявления и течения заболевания, оказать психологическую поддержку.
– Создать комфортные условия содержания ребёнка в палате, использовать тёплое стерильное бельё. Поддерживать оптимальный температурный режим в палате. Соблюдать асептику и антисептику при выполнении манипуляций (профилактика внутрибольничной инфекции).
– Осуществлять постоянное мониторирование состояния, специализированный уход за тяжелобольным ребёнком, проводить медицинское документирование сестринского процесса: контролировать общее состояние, регистрировать ЧДД, ЧСС, АД, отмечать характер температурной кривой и массы тела, частоту срыгиваний, рвоты, стула, учитывать объём и состав получаемой жидкости.
– Несколько раз в день проводить ревизию кожных покровов и слизистых оболочек.
– Взаимодействовать в бригаде, строго выполнять врачебные назначения. Оценивать эффективность проводимой терапии. Вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений.
– Обеспечить ребёнку адекватное полноценное питание
– Обучить родителей уходу за проблемным ребёнком в домашних условиях. Помочь им правильно оценивать состояние ребёнка и его возможности, убедить в необходимости проведения регулярного контроля за температурой тела, состоянием кожных покровов, слизистых оболочек, нарастанием массы тела, нервно-психическим развитием, характером стула и пр.
– Убедить маму ребёнка соблюдать гигиенические правила ухода (тщательно мыть руки, игрушки и др.). Обучить уходу за глазами, ушами, носом.
– Своевременно удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребёнка (чаще брать его на руки, поддерживая телесный контакт, поощрять игровую деятельность, ласково разговаривать с ним).
– Порекомендовать родителям постоянно проводить профилактику анемии (обеспечить ребёнка полноценным питанием с достаточным введением соков, овощей и фруктов, сочетая с общеукрепляющими и закаливающими мероприятиями, прогулки, массаж, ЛФК, витамино- и иммунокорригирующей терапией, избегать контактов с больными детьми и взрослыми).
– Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребёнком врачами: педиатром, гематологом и другими специалистами (по показаниям).
2. Расскажите о заболевании и осуществите сестринский уход при бронхите.
БРОНХИТЫ – это группа воспалительных заболеваний бронхов протекающих без признаков поражения легочной ткани. Распространенность связана с высокой заболеваемостью детей ОРВИ. Чаще болеют дети от 6 месяцев до 3 лет.
КЛАССИФИКАЦИЯ:
1. Острый простой бронхит;
2. Острый обструктивный бронхит;
3. Острый бронхиолит;
4. Рецидивирующий бронхит.
Этиология:
– инфекционный фактор – энтеровирус, вирус герпеса, RS вирус, парагрипп, аденовирус; бактерии, патогенная флора – хламидии, микоплазма;
– неинфекционный – химическое, аллергическое, физические воздействия;
– механическое и токсическое повреждение трахеи – инородное тело, длительная интубация, трахеостомия;
– наличие хронич. очагов инфекции – синуситы, гаймориты, поллинозы, ¯ иммунитета;
– наличие аллергических проявлений – пищевой, грибковой.
Острый простой бронхит.
Клиника: Начало заболевания с высокой температуры, головной боли, явлениями ренита, фарингита, покашливания, саднения в горле. Может быть ларингит – осиплость голоса. Может быть трахеит – саднение задней стенки и боль за грудиной и сухой болезненный раздражающий кашель.
Основной симптом – это кашель. В начале он сухой, затем влажный.
Редко у детей появляется болезненность при кашле внизу грудной клетки.
Аускультативно – сухие рассеянные хрипы над всей поверхностью, затем влажные крупно и среднепузырчатые на вдохе и в начале выдоха. Хрипы симметричные, исчезают при уменьшении кашля.
Перкуторно – легочный звук. Может быть небольшой коробочный оттенок. ДН I степени.
Острый обструктивный бронхит – это острое инфекционно- воспалительное заболевание, которое сопровождается нарушением бронхиальной проходимости по бронхиальному типу.
Клиника: На фоне катаральных явлений со стороны слизистой носоглотки появляется в начале сухой, а затем влажный поверхностный кашель с трудно отделяемой мокротой. Постепенно нарастает синдром ДН, который сопровождается одышкой по экспираторному типу с удлиненным выдохом. Частота дыхания до 50-70 в ¢ с участием вспомогательной мускулатуры, с раздуванием крыльев носа, периоральным цианозом. Тяжесть обусловлена развитием ДН. При нарастании ДН ребенок беспокойный, грудная клетка подвздута.
При аускультации дыхание с удлиненным выдохом, жесткое. Над всей поверхностью выслушиваются сухие рассеянные и влажные средне- и мелкопузырчатые хрипы, которые меняют свою локализацию после кашля. Перкуторно над всей поверхностью коробочный звук.
Бронхиолит – острое инфекционное воспаление у детей первого года жизни и характеризуется развитием обструкции мелких бронхов и бронхиол с развитием ДН.
Клиника: Заболевание развивается на 3-4 день на фоне ОРВИ и начинается с насморка. Со стороны ВДП выражены катаральные явления. На этом фоне появляется кашель приступообразный с трудно отделяемой мокротой; на фоне приступа кашля – рвота. Одышка. Гр. клетка бочкообразной формы.
При аускультации ослабление дыхания с удлиненным свистящим выдохом. На этом фоне выслушивается масса мелкопузырчатых влажных и крепитирующих звуков.
Перкуторно выраженный коробочный звук с уменьшением сердечной и печеночной тупостью.
Рецедивирующий бронхит – бронхит, который повторяется не реже 3-4 раз в год, протекает без признаков бронхоспазма, имеющий склонность к затяжному течению и характеризуется отсутствием склеротических изменений в бронхо-легочной системе.
По клинике он м. б. обструктивный и простой (необструктивный).
При этом общее состояние ребенка страдает мало, но характерен длительный влажный кашель со слизистой или слизисто-гнойной мокротой.
Общая клиническая картина соответствует простому либо обструктивному бронхиту, но характерен длительный кашель.
Лечение: 1. Щадящий режим (Т воздуха 18-20 и влажность воздуха 60%).
2. Обильное и витаминизированное питье.
3. Кашлеподавляющие препараты не более 3-4 дней (Каделак, Либексин, Синекод, Гвайфеназим)
4. Муколитики (чабрец, корень солодки, сиропы Геделикс, доктор Мом, Туссин, корень подорожника, Кленбутирол, Лазолван, АЦЦ…)
5. Ингаляции (лучше через небулайзер): Беродуал, Лазолван
6. Противовирусная и антибактериальная терапия: интерфероны (Виферон), макролиды и цефалоспорины.
7. Для снятия бронхоспазма используется ингаляции с Беродуалом, если не снимается, то кортикостероиды Пульмикорт, Флексатид.
8. Седативная терапия: Седуксен, Валериана, Пустырник.
9. Антигистамины: Тавегил, Супрастин (короткого действия), Зертек, Финистил, Кларитин.