Скрытая анемия при повышенном гемоглобине
Известно, что нормальный уровень гемоглобина важен для полноценного функционирования всех органов и систем организма. Если его концентрация ниже нормы, диагностируют анемию. Это патологический процесс, требующий срочного лечения. Но бывает, что развивается скрытая анемия при нормальном гемоглобине. Такое состояние редко диагностируется. До тех пор, пока не возникнут выраженные симптомы в виде дисфункций внутренних органов.
Как развивается скрытая анемия
Скрытая анемия также называется железодефицитной. Патология развивается при нормальном уровне гемоглобина, но на фоне значительного снижения ферритина в организме.
Железо не синтезируется в организме, а поступает вместе с пищей. Проходя по пищеварительному тракту, оно всасывается в тонком кишечнике и соединяется с транферрином и разносится по тканям.
Более 70% железа содержат эритроциты, остальная часть откладывается в других тканях. Это, как правило, костном мозге, селезенке и печени. Если содержание железа в пище недостаточно, организм начинает потреблять его из депо – ферритина.
При этом уровень гемоглобина годами может оставаться в норме, а клинические проявления патологии будут отсутствовать.
Причины снижения концентрации железа
Ежедневно около 1 г. железа выводится из организма вместе с каловыми массами, мочой и потом. Чтобы восполнить его потери, необходимо полноценно питаться. Но если организм теряет больше железа, чем получает вместе с пищей, развивается железодефицитная анемия.
Железодефицит возникает и при патологических состояниях, вызванных физиологическими особенностями организма и внешними воздействиями. Основной провоцирующие фактор анемии – регулярные кровопотери.
Сюда относятся
- меноррагии,
- эрозивные повреждение желудочно-кишечного тракта,
- геморроидальные узлы и
- анальные трещины, сопровождающиеся кровотечениями.
Отдельно отмечают патологии крови, проводящие к кровотечениям –
- гемофилию,
- геморрагический диатез,
- болезнь Виллебранда.
Предшествуют скрытой анемии
- обильные кровопотери, вызванные травмами и хирургическими вмешательствами,
- регулярная сдача крови донорами,
- прохождение гемодиализа при хронической почечной недостаточности.
Другие причины железодефицита:
- Факторы, влияющие на всасывание и транспорт железа – синдром мальабсорбции, кишечные инфекции, хронический энтерит, гепатит, цирроз печени, резекция желудка или части кишечника.
- Недостаточное поступление железа в организм — вегетарианство, диета с исключением мясных продуктов, скудное питание, анорексия.
- Хронические патологии – хронические инфекционно-воспалительные заболевания, эрозивные повреждения слизистой ЖКТ, злокачественные опухоли приводят к значительному расходу микроэлемента.
- Повышенное расходование железа – индивидуальная потребность в микроэлементе значительно выше нормы у недоношенных детей, подростков, беременных и кормящих грудью женщин.
Считается, что к анемии может быть генетическая предрасположенность – если у матери дефицит железа, то с высокой вероятность и ее дети будут страдать этой проблемой.
Стадии железодефицитной анемии
Недостаток железа остро ощущается исключительно при массивных кровопотерях, в остальных же случаях развитие железодефицита растягивается на многие года.
Принято выделять три стадии патологии:
- Предлатентная – снижается количество железа в резервах, но его еще достаточно для выработки красных кровяных клеток. Уровень гемоглобина остается в норме.
- Латентная (преанемия) – резервы полностью истощаются, возникает нехватка транспортного железа, снижается активность всех транспортных железосодержащих ферментов. Концентрация гемоглобина не меняется или незначительно снижается. Поэтому латентный дефицит железа по МКБ 10 рассматривается не как заболевание, а как функциональное расстройство.
- Манифестная – характеризуется снижением уровня гемоглобина и полным отсутствие ферритина в организме.
Но, согласно данным ВОЗ, почти у 13% больных в течение 3 лет от начала заболевания, уровень ферритина спонтанно восстанавливается. У 60% пациентов наблюдается 10-летнее течение латентного периода, а у 27% — последняя стадия развивается стремительно на фоне инфекционных заболеваний, после оперативных вмешательств или родов.
Как проявляется анемия при нормальном гемоглобине
Железодефицитная анемия годами себя не проявляет, и только по ряду признаков можно заподозрить развитие патологии.
Принято выделять ряд общих симптомов, которые указывают на дефицит железа в организме:
- Снижение работоспособности, постоянная утомляемость.
- Низкая концентрация внимания, нарушения памяти.
- Головокружение, предобморочное состояние.
- Частые головные боли.
- Ощущение сдавленности в эпигастрии.
- Нарушение сна, постоянное недосыпание.
- Расстройства органов пищеварения.
- Нарушение кровообращения, приводящее к ознобу.
- Отдышка, тахикардия.
Читайте также
Железодефицитная анемия у женщин: лечение, симптомы
Гемоглобин, красный пигмент крови, переносит к тканям кислород и забирает углекислый газ. Основным компонентом…
Длительное течение скрытой анемии и недостаток железосодержащих ферментов приводит к развитию сидеропенического синдрома, выражающегося следующими проявлениями:
- Ослабление мышечного аппарата, мышечная слабость у детей приводят к непроизвольному мочеиспусканию у детей.
- Ухудшение состояния кожи и волос – кожа становится сухой, шелушится, появляются трещины в области складок. Волосы, особенно у женщины, начинают сечься и выпадать, появляется первая седина.
- Повышается склонность к эрозивным поражениям слизистой оболочки пищеварительного тракта.
- Меняются вкусовые пристрастия, наблюдается склонность к острой и соленой пище, появляется желание съесть несъедобное – зубную пасту, землю, бумагу, лед, уголь.
- Зрительные нарушение – изменение остроты зрения, мушки перед глазами, утолщение склер.
- Иммунные нарушения – снижается количество лимфоцитов и иммуноглобулинов, нарушается фагоцитарная активность нейтрофилов. Повышается склонность к заболеваниям инфекционного характера.
- Эндогенная интоксикация приводит к нарушению терморегуляции и развития психоэмоциональных расстройств.
На манифестной стадии железодефицита нарушается синтез гемоглобина и транспорт кислорода в тканях, что приводит к циркуляторно-гипоксическому синдрому. Он выражается постоянной слабостью, шумом в ушах, обмороками.
Развиваются патологии сердечно-сосудистой системы – ишемическая болезнь сердца, дистрофия миокарда, хроническая сердечная недостаточность.
Диагностика скрытой анемии
Заподозрить скрытую анемию можно по бледности кожных покровов, постоянной слабости, частым головокружениям и ледяным конечностям. Эти признаки сопровождают и другие заболевания, поэтому важно своевременно пройти диагностику.
Для подтверждения железодефицитной анемии проводят лабораторные исследования:
- Общий анализ крови для подсчета числа эритроцитов и выявления уровня гемоглобина.
- Биохимический анализ крови включает: выявление уровня ферритина, трансферина, сывороточного железа, железосвязывающей способности сыворотки крови, концентрацию фолиевой кислоты и витамина В-12, печеночные пробы.
- Исследование кала на скрытую кровь.
Инструментальные методы диагностики направлены на выявление скрытых кровотечений и заболеваний, способных повлиять на концентрацию железа в крови.
К необходимым исследованиям относятся:
- рентгенография легких;
- фирогастродуоденоскопия;
- колоноскопия;
- ультразвуковое исследование;
- компьютерная томограмма.
Комплекс диагностических мероприятий назначает врач, после сбора анамнеза и оценки общего самочувствия больного.
Если не удается сразу поставить диагноз, назначают пункцию костного мозга для подсчета количества элементов костного мозга, определения индекса созревания нейтрофилов и эритробластов. Данный метод позволяет дифференцировать железодефицит с другими видами анемий.
Как повысить концентрацию железа
Терапия скрытой анемии заключается в устранении провоцирующих факторов, коррекции рациона, восполнении запасов железа в депо. Схему лечения подбирает гематолог, совместно с другими узкими специалистами – проктологом, гастроэнтерологом, гинекологом и другими, в зависимости от причины развития патологии.
Всем пациентам показано полноценное питание, заключающееся в употреблении достаточного количества мяса – субпродуктов, говядины, телятины, баранины.
Следует учитывать, что усвояемость ферритина повышается при достаточном употреблении аскорбиновой, лимонной и янтарной кислоты. А ее абсорбция снижается от кофе, чая, молочных продуктов и шоколада, поэтому между ними и употреблением железосодержащих продуктов нужно выжидать несколько часов.
Но при полном истощении ресурсов железа в организме рациональное питание не способно приводить его концентрацию в норму. Требуется длительное лечение железосодержащими препаратами.
Читайте также
Народное лечение железодефицитной анемии: основные методы
Дефицит железа, невозможность усвоения его из продуктов в достаточном количестве приводит к развитию…
Лучше всего усваивается двухвалентное железо. Поэтому препаратами выбора считаются:
- Мальтофер,
- Сорбифер,
- Фенюльс,
- Актиферрин,
- Гемогловит.
Обычно курс основного лечения длится 2-4 месяца, но даже при нормализации уровня ферритина в крови, необходимо продолжать прием препаратов, чтобы восполнить депо.
Заключение
Скрытая анемия при нормальном гемоглобине поддается коррекции и не вызывает тяжелых осложнений. Но только в том случае, если была своевременная диагностика.
Затруднения в лечении железодефицита возникают, если оно начато слишком поздно, не установлена причина нарушения или были назначены слишком малые дозы железосодержащих препаратов.
Поэтому специалисты рекомендуют не игнорировать симптомы в виде слабости, регулярных головокружений, бледности кожных покровов, а своевременно обратиться за медицинской помощью.
812 просмотров
19 сентября 2019
Добрый день! Мне 33 года, была прооперирована по поводу Тетрады Фалло в детстве, год назад перитонит. Несколько лет чувствую сильную утомляемость, обязательно сплю днем, постоянные головные боли, язвы возле губ и в носу, выпадение волос. Гемоглобин стабильно 120-130. У эндокринолога обследовалась, все в норме. В последнее время сил совсем нет, еду на работу и засыпаю, все время хочу спать, извратились вкусовые пристрастия. Сдала анализы и у меня ферритин 8, а гемоглобин 120. 2 месяца принимала феррум-лек. Ферритин стал 12. Подскажите, что делать в этой ситуации, какие еще обследования нужно пройти и как лечить? Могу приложить полный результат анализа
Возраст: 33
Хронические болезни: Оперированный ВПС Тетрада фалло.
На сервисе СпросиВрача доступна консультация гематолога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Терапевт
Здравствуйте,приложите анализы.
Светлана, 19 сентября 2019
Клиент
Терапевт, Гастроэнтеролог
Здравствуйте. Гормоны щитовидной железы проверяли?
Светлана, 19 сентября 2019
Клиент
Проверяю регулярно, анализы вроде в норме. Узи тоже. анализы приложила
Терапевт, Гастроэнтеролог
Здравствуйте, возможно, имеет место скрытый дефицит железа.Приложите анализы.
Светлана, 19 сентября 2019
Клиент
Терапевт, Гастроэнтеролог
Что с щитовидной?Гормоны, УЗИ?
Терапевт
Добрый день! Сделать ФГДС,весь спектр обмена железа, вит Д,гормоны щитовидной. Продолжить заместительную терапию препаратами трехвалентного железа (мальтофер). Феррум-Лек без проводника аскорбиновой кислоты не работает. Ферритин 12 низкий.
Светлана, 19 сентября 2019
Клиент
Лариса, приложила анализы
Стоматолог, Детский стоматолог
Здравствуйте. Щитовидку проверяли?
Светлана, 19 сентября 2019
Клиент
Ольга, проверяю регулярно, т.к. плохая наследственность. Но анализы в номе и узи тоже
Педиатр
Здравствуйте! Ваша норма ферритина по цифрам равна Вашей маме тела- иначе щитовидная просто не может нормально работать. Отсюда и Ваши жалобы.
Пейте только современные препараты железа- это сидерал, ферлатум, тотема или железо солгар. Все !
Поверьте Вит д крови
Кал на гельминты пцр методом или обогащения з хкратно
Эфгдс
Кал на скр кровотечение иммунохимч методом
Педиатр
Очень хорошая и понятная статья по Вашей теме. Много интересного узнаете . И полезного
https://cyberleninka.ru/article/v/nezhelatelnye-effekty-sulfata-zheleza-v-akusherskoy-pediatricheskoy-i-terapevticheskoy-praktike
Педиатр
Проверьте также общ белок крови, ифа ig g m цмв вэб впг токсоплазма хламидии микоплазма
Вит д надо корректировать! 14 кап аквадетрима в день 2 мес
Светлана, 19 сентября 2019
Клиент
Педиатр, Терапевт, Массажист
У Вас низкий ферритин. Нужно продолжать принимать железо до нормализации цифр.
Терапевт
Железодефицит абсолютный. Принимайте мальтофер, или с приемом феррум-лек добавляйте по 1 драже аскорбинки. Через месяц приема повторите ферритин. Вит Д тоже можно компенсировать малыми дозами аквадетрима,или кальций-Д3, или просто чаще выходите на солнце. ФГДС запланируйте.
Светлана, 19 сентября 2019
Клиент
Терапевт
Ещё увеличьте в рационе белок, так как он тоже необходим для переноса железа в депо. Красное мясо (говядина) богата железом и белком.
Педиатр
Здравствуйте ферум лек продолжайте
Сдайте кровь на вэб цмв впг токсоплазму методом ифа igg m
Терапевт
Не за что,выздоравливайте!
Педиатр
Гематолог
Добрый день, возможно длительная латентная железодефицитная анемия привела и к снижению нейтрофилов (легкая нейтропения). Нужно помимо приема феррум-лек, соблюдать диету богатую железом (печень, говядина). Добавить витамин В12 перорально в профилактической дозе. Есть есть обильные менструации, обратитесь обязательно к гинекологу. Вы лечите анемию, но железо все равно теряется, нужно понять причину потери. Если в гинекологии все нормально, сдайте кал на скрытую кровь (гемоглобин/гаптоглобин – метод анализа). Если есть проблемы с кишечником – диарея, обязательно обратитесь к гастроэнтерологу, возможно железо плохо усваивается.
Светлана, 21 сентября 2019
Клиент
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовал 1 человек,
средняя оценка 5
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?
Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою 03 онлайн консультацию от врача эксперта.
Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!
Ñåãîäíÿ õî÷ó ðàññêàçàòü ïðî àáîðòû. Ðàçâåÿòü íåêîòîðûå ìèôû.
Ðå÷ü ïîéä¸ò î ñàìîñòîÿòåëüíîì ðåøåíèè æåíùèíû î ïðåðûâàíèè áåðåìåííîñòè (ïî êëàññèôèêàöèè ÌÊÁ-10 ñåé÷àñ íåò òåðìèíà âûêèäûø – ëþáàÿ ïðåðâàâøàÿñÿ áåðåìåííîñòü äî 22 íåäåëü èìåíóåòñÿ àáîðòîì). Ìû ïîãîâîðèì íå î ñïîíòàííîì ñëó÷àå, íî î âçâåøåííîì ðåøåíèè ñ ïðèìåíåíèåì ìåäèöèíñêîãî ïîñîáèÿ.
Íà÷íó ñ òîãî, ÷òî äàííûé ïîñò áóäåò íîñèòü ñóãóáî èíôîðìàòèâíûé õàðàêòåð – ìîåãî ëè÷íîãî îòíîøåíèÿ òóò íå áóäåò. Êàê äîêòîð, ÿ íå äîëæíà îñóæäàòü ýòîò âûáîð èëè îäîáðÿòü – êàê ãîâîðèòñÿ, “íå âàøå äåëî”. Ìîÿ çàäà÷à ðàññêàçàòü ïàöèåíòêå ïðî âîçìîæíîñòè è ðèñêè, óáåäèòñÿ, ÷òî îíà íà 100% óâåðåíà â ñâî¸ì ðåøåíèè è ñîáðàòü å¸ â íåë¸ãêèé ïóòü.
Êîãäà ìû áûëè ìîëîäûìè îðäèíàòîðàìè è ïåðåä çàíÿòèåì ïî àáîðòàì, îáñóæäàëè êòî êàê îòíîñèòñÿ, íåñêîëüêî ÷åëîâåê ÿðîñòíî îòñòàèâàëè ïîçèöèþ, ÷òî îíè íå áóäóò çàíèìàòüñÿ íåáîãîóãîäíûì äåëîì. Íà ÷òî âîøåäøèé ïðåïîäàâàòåëü (êîòîðûé íåñêîëüêî ìèíóò çà äâåðüþ ñëóøàë ýòè äåáàòû) îòìåòèë, ÷òî òîãäà è ãèíåêîëîãàìè îí òîæå íå áóäóò. “Ïðåäñòàâüòå, åñëè õèðóðã áóäåò îïåðèðîâàòü ãðûæè, íî îòêàæåòñÿ îïåðèðîâàòü àïïåíäèöèòû, ìîòèâèðóÿ ýòî õîòü ðåëèãèåé, õîòü ñîáñòâåííîé êðèâîðóêîñòüþ. Äè÷ü? Áåçóñëîâíî. Òàê è òóò – òû ëèáî ãèíåêîëîã, ëèáî èäè çàíèìàéñÿ ÷åì óãîäíî è ïðîïàãàíäèðóé ÷òî õî÷åøü”. Íà ýòîì äèñêóññèîííûé êëóá çàêðûëñÿ.
Íàäî ñêàçàòü, ÷òî íà ñàìîì äåëå, æåëàþùèõ ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü â öåëîì íå òàê óæ è ìíîãî. Åñëè âåðèòü ìîèì åæåãîäíûì îò÷åòàì, òî íà àáîðò èäóò ïðèìåðíî 5-7 ÷åëîâåê â ãîä ñ ìîåãî ó÷àñòêà.  ìîåé êîíñóëüòàöèè èõ 14. Çíà÷èò íàøà êîíñóëüòàöèÿ íàïðàâëÿåò ïðèìåðíî 70-100 ÷åëîâåê â ãîä. Åñòü åù¸ òå, êòî ïîøëè äåëàòü ïëàòíî è â ãîäîâîé îò÷åò íå ïîïàëè: ëèáî ðàííèé ñðîê – è ìîæíî ïðåðâàòü ìåäèêàìåíòîçíî, ëèáî ñîáðàòü àíàëèçû äî 12 íåäåëü óæå íå óñïåâàåì, è íàäî áåæàòü òóäà, ãäå âñ¸ ñäåëàþò îäíèì äí¸ì. Òàêèõ â ãîä ÷åëîâåê 5-6. Ñîîòâåòñòâåííî, ïóò¸ì íåõèòðûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ èñ÷èñëåíèé ìû ïîëó÷àåì äèàïàçîí 140-180 æåíùèí, åæåãîäíî ïðåðûâàþùèõ áåðåìåííîñòü, êîòîðûå îòíîñÿòñÿ ê íàøåé êîíñóëüòàöèè. Åñëè ñîáðàòü èõ â ñïîðòèâíîì çàëå, òî ïîêàæåòñÿ, ÷òî ýòî îãðîìíàÿ òîëïà. Íî åñëè ïîìåñòèòü ðÿäîì âñåõ áåðåìåííûõ, êîòîðûå âñòàëè íà ó÷¸ò è ðîäèëè – òî ýòî êàê ñðàâíèâàòü ðàçìåðû àðáóçà è àáðèêîñà.
Êîãäà æåíùèíà ïðèõîäèò è ãîâîðèò, ÷òî æåëàåò ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü, âñåãäà íàäî âûÿñíèòü ïðè÷èíû, îáñòîÿòåëüñòâà, â êîòîðûõ îíà íàõîäèòñÿ.
Íàäî ñêàçàòü, ñèòóàöèè áûâàþò ðàçíûå: áûâàåò, ÷òî æåíùèíà ïðèõîäèò íåóâåðåííàÿ â ñâî¸ì ðåøåíèè, ëèáî îíî åé êåì-òî íàâÿçàíî.  òàêèõ ñëó÷àÿõ ïîìèìî àíàëèçîâ è íàïðàâëåíèé, ÿ îòïóñêàþ ïàöèåíòêó “ïîäóìàòü”. ×àùå âñåãî ìû ÷åðåç 9 ìåñÿöåâ ðîæàåì ìèëûõ ïóïñèêîâ, êîòîðûì æåíùèíû îêàçûâàþòñÿ î÷åíü ðàäû.
Èíîãäà æåëàíèå ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü âûçâàíî ñòðàõîì, ÷òî ðåá¸íîê áóäåò ðàçâèâàòüñÿ íåáëàãîïîëó÷íî – î áåðåìåííîñòè íå çíàëè, ñäåëàëè ðåíòãåí/óïîòðåáëÿëè àëêîãîëü èëè íàðêîòè÷åñêèå âåùåñòâà/ïðèíèìàëè ëå÷åáíûå ïðåïàðàòû ñòðîãî ïðîòèâîïîêàçàííûå â ïåðâîì òðèìåñòðå/ïåðåáîëåëè òÿæåëûì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèåì… Âàðèàíòîâ ìíîãî. È, ê ñîæàëåíèþ, çäåñü ÿ ìîãó òîëüêî ðàññêàçàòü ñòàòèñòè÷åñêèå äàííûå ïî ðàçâèòèþ òåõ èëè èíûõ àíîìàëèé. Îêîí÷àòåëüíîå ðåøåíèå îñòà¸òñÿ çà æåíùèíîé. Ðåøåíèå êðàéíå òÿæ¸ëîå, òàê êàê âåðîÿòíîñòü “ïðîñêî÷èòü” â îáå ñòîðîíû åñòü âñåãäà. Âðîäå âîçäåéñòâèå ìèíèìàëüíîå, à íà ÓÇÈ âèäèì ìíîæåñòâåííûå ïîðîêè, íåñîâìåñòèìûå ñ æèçíüþ. Èëè èìåëî ìåñòî áûòü ñî÷åòàíèå íåñêîëüêèõ òåðàòîãåííûõ ôàêòîðîâ, à ðåá¸íîê ïëåâàòü õîòåë íà âñ¸ ñ âûñîêîé êîëîêîëüíè – ðàçâèâàåòñÿ êðåïûø. Òóò íå óãàäàåøü.
Îñîáíÿêîì ñòîÿò èçíàñèëîâàíèÿ – íî ñ òàêèìè â ïðàêòèêå ÿ ïîêà íå ñòàëêèâàëàñü. Òàê êàê ýòà êàòåãîðèÿ æåíùèí ïîñòóïàåò íà îáñëåäîâàíèå â ñòàöèîíàð. Êàê ðàçâèâàþòñÿ äàëüøå ñîáûòèÿ, ìíå íåèçâåñòíî. Âîçìîæíî, êòî-òî è âñòàåò íà ó÷¸ò, íî â ãðàôå îòöà ñòàâèò ïðîïóñê. Íå ìî¸ äåëî, ïî÷åìó îíà ìàòü-îäèíî÷êà. Ìî¸ äåëî – å¸ ðàçâèâàþùàÿñÿ áåðåìåííîñòü è å¸ ñàìî÷óâñòâèå.
È ïîñëåäíÿÿ êàòåãîðèÿ: òå, êòî ïðèøëè ñ æåëåçîáåòîííûì ðåøåíèåì. Çäåñü äîëãèõ áåñåä è ðàçìóñîëèâàíèé íå áûâàåò – âîò íàïðàâëåíèÿ íà îáñëåäîâàíèÿ, çà ðåçóëüòàòàìè è íàïðàâëåíèåì íà ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè ïîäîéòè òîãäà-òî. Äî âñòðå÷è.
Òåïåðü ïðî ñàìè àáîðòû è ïîäãîòîâêó ê íèì.
Ñíà÷àëà ðàññêàæó ïðî àáîðòû ïî ÎÌÑ. Ïîëó÷èòü íàïðàâëåíèå ìîæåò ëþáàÿ æåíùèíà. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî:
1. Ïðåäîñòàâèòü ÓÇÈ î ñðîêå áåðåìåííîñòè
2. Ïðåäîñòàâèòü íåîáõîäèìûå îáñëåäîâàíèÿ (êëèíè÷åñêèé è áèîõèìè÷åñêèé àíàëèçû êðîâè, êîàãóëîãðàììó, ãðóïïó êðîâè è ðåçóñ-ôàêòîð, ãåïàòèò Â, ãåïàòèò Ñ, êðîâü íà ñèôèëèñ, íà ÂÈ× èíôåêöèþ, îáùèé àíàëèç ìî÷è, öèòîëîãè÷åñêèé ìàçîê è ìàçîê íà ôëîðó – ïîñëåäíèé, åñëè â í¸ì ìíîãî ëåéêîöèòîâ, ïîòðåáóþò ïðîëå÷èòü è ïåðåñäàòü)
3. Êîíñóëüòàöèÿ ïñèõîëîãà – ââåäåíà îòíîñèòåëüíî íåäàâíî, íî òðåáóåòñÿ âñåì (ïðè êàæäîé æåíñêîé êîíñóëüòàöèè åñòü ïñèõîëîã äëÿ ýòèõ öåëåé)
4. ÔËà íå áîëåå ãîäà äàâíîñòè, ÝÊÃ, çàêëþ÷åíèå òåðàïåâòà.
Îáû÷íî õâàòàåò íåäåëè, ÷òîáû ýòî ñîáðàòü. Äàëåå ìû äà¸ì íàïðàâëåíèå, è æåíùèíà, ëåòÿùåé ïîõîäêîé íàïðàâëÿåòñÿ â ñòàöèîíàð íà ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè.  Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå ýòèì â ðàìêàõ ÎÌÑ çàíèìàåòñÿ öåíòð ïëàíèðîâàíèÿ ñåìüè è ðåïðîäóêòîëîãèè (äîâîëüíî èðîíè÷íî). Îíè áåðóò â ñðîêàõ 7-12 íåäåëü áåðåìåííîñòè.
Áûâàþò ñèòóàöèè, êîãäà ÿ ðåêîìåíäóþ ñäåëàòü ïëàòíî.
1. Åñëè æåíùèíà óçíàëà î áåðåìåííîñòè äî 6 íåäåëü.  ýòîì ñëó÷àå åñòü âîçìîæíîñòü îáîéòèñü “ìàëîé êðîâüþ”: âàðèàíò ìåäèêàìåíòîçíîãî ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè èëè ìèíè-àáîðò (íèæå ðàññêàæó áîëåå ïîäðîáíî)
2. Åñëè æåíùèíà ïðèøëà ñëèøêîì ïîçäíî (10-11 íåäåëü) – ìû ïðîñòî íå óñïååì ñîáðàòüñÿ. À îíà íàñòðîåíà êàòåãîðè÷íî “òîëüêî àáîðò!”. Òîãäà ëó÷øå îïÿòü æå îáðàòèòüñÿ ïëàòíî, ÷òîáû óñïåòü âñ¸ ñäåëàòü â ñðîêàõ.
Âèäû àáîðòîâ:
1. Ìåäèêàìåíòîçíûé. Ïðîâîäèòñÿ äî 6 íåäåëü áåðåìåííîñòè, êîãäà ïëîäíîå ÿéöî åù¸ ìàëåíüêîå. Âûïèâàþòñÿ 2 ïðåïàðàòà, âûçûâàþùèå ñîêðàùåíèå ìàòêè è îòòîðæåíèå ýíäîìåòðèÿ. Ïî ñóòè, æåíùèíà ïðîñòî îáèëüíî îòìåíñòðóèðóåò âåñü ýíäîìåòðèé âìåñòå ñ ïëîäíûì ÿéöîì.
Íåäîñòàòêè: èíîãäà ñëó÷àåòñÿ íåïîëíûé àáîðò è ïðèõîäèòñÿ åõàòü â ñòàöèîíàð äëÿ óäàëåíèÿ îñòàòêîâ òêàíåé. Íî îòíîøåíèå êîëè÷åñòâà óäà÷ è îñëîæíåíèé ãîâîðèò “çà” ïðèìåíåíèå äàííîãî ìåòîäà.
2. Ìèíè-àáîðò èëè âàêóóì-àñïèðàöèÿ. Òàêæå ïðîâîäèòñÿ äî 6 íåäåëü áåðåìåííîñòè (íåêîòîðûå êëèíèêè áåðóò ãðåõ íà äóøó è óâåëè÷èâàþò ñðîê äî 8 íåäåëü, ÷òî ÷ðåâàòî â äàëüíåéøåì ðèñêîì îêàçàòüñÿ â ñòàöèîíàðå, òàê êàê óäàëèëèñü íå âñå òêàíè).  ïîëîñòü ìàòêè, ïðàêòè÷åñêè íå îùóòèìî äëÿ æåíùèíû ââîäèòñÿ êàòåòåð òîëùèíîé ñî ñòåðæåíü îò øàðèêîâîé ðó÷êè è âñ¸ îòñàñûâàåòñÿ â ñïåöèàëüíûé øïðèö. Äàííûé ìåòîä àáñîëþòíî èäåíòè÷åí ïðîöåäóðå àñïèðàòà èç ïîëîñòè ìàòêè â ðàìêàõ îáñëåäîâàíèÿ ïðè ìèîìå ìàòêè èëè ãèïåðïëàçèè ýíäîìåòðèÿ äî 6 ìì ó æåíùèí â ìåíîïàóçå.
Íåäîñòàòêè: ëþáîå âíóòðèìàòî÷íîå âìåøàòåëüñòâî èìååò ðèñê ðàçâèòèÿ ýíäîìåòðèòà (õîòü è ìèíèìàëüíûé). È, åñòü òàêæå âåðîÿòíîñòü, êàê è â ïåðâîì ñëó÷àå, íåïîëíîãî àáîðòà ñ ïîñëåäóþùèì ëå÷åíèåì â ñòàöèîíàðå
3. Àáîðò â ñðîêàõ 6-12 íåäåëü ïðîâîäèòñÿ ïóò¸ì êþðåòàæà ìàòêè. Äàííàÿ ïðîöåäóðà ïðîâîäèòñÿ ïîä âíóòðèâåííûì êðàòêîâðåìåííûì íàðêîçîì. Çàíèìàåò â ñðåäíåì 3-7 ìèíóò (çàâèñèò îò îïûòà äîêòîðà è ïàðàìåòðîâ ñàìîé æåíùèíû – åñëè äàìà âåñèò çà 100 êã, òî òóò ìèíóò 5 çàéì¸ò òîëüêî ïóòü ê ìåñòó ðàáîòû ÷åðåç âñå æèðîâûå çàïàñû Ðîäèíû). Ìåõàíèêà: ïðè ïîìîùè ñïåöèàëüíûõ ðàñøèðèòåëåé (ìåòàëëè÷åñêèå ïàëî÷êè ðàçíîãî äèàìåòðà) ðàñøèðÿåòñÿ öåðâèêàëüíûé êàíàë, ÷òîáû òóäà ìîæíî áûëî çàâåñòè êþðåòêó (èíñòðóìåíò âûãëÿäèò êàê ïàëî÷êà äëÿ ìûëüíûõ ïóçûðåé, òîëüêî ïî ôîðìå íå êðóãëàÿ íà êîíöå, à êàïëåâèäíàÿ). È äàëåå, êàê ïî ñòåíêàì áàíî÷êè ëîæêîé ñîáèðàþò êàêîå-íèáóäü ëàêîìñòâî, ïðèìåðíî òàêèìè æå äâèæåíèÿìè âûñêàáëèâàþò (à íå “÷èñòÿò”!) ñòåíêè ìàòêè.
Íåäîñòàòêè: – íå âñå õîðîøî îòõîäÿò îò íàðêîçà
– ëþáîå âíóòðèìàòî÷íîå âìåøàòåëüñòâî = ðèñê èíôåêöèè
– ðèñê “ïåðåñêîáëèòü”. Âæèâóþ íèêîãäà íå âèäåëà, íî â ëèòåðàòóðå ñëó÷àè îïèñàíû. Êàê äîêòîð îïðåäåëÿåò, ÷òî óæå âñ¸? ×òî àáîðò ìîæíî ñ÷èòàòü âûïîëíåííûì? Êîãäà óñëûøèò “õðóñò ñíåãà” (íà ïðàêòèêå, êàê ìíå êàæåòñÿ, òóò äàëüøå áîëüøå íå íà ñëóõ îðèåíòèðóåøüñÿ, à íà èçìåíèâøååñÿ ÷óâñòâà â ðóêå ïîä êþðåòêîé – ñëîæíî îïèñàòü, íî îäèí ðàç ïî÷óâñòâîâàâ, óæå íå çàáóäåøü). ×òîáû ïîíÿòü, ÷òî íàäî ñëûøàòü, âîçüìèòå ïðÿäü âîëîñ è ïîòðèòå â ïàëüöàõ, êàê áóäòî ÷òî-òî ñîëèòå. Âîò ýòîò ñàìûé çâóê. Íî åñëè ïðîäîëæèòü óñåðäñòâîâàòü íà “ãîëîé” ìàòêå, ìîæíî óäàëèòü áàçàëüíûé ñëîé êëåòîê, èç êîòîðîãî íàðàñòàåò ýíäîìåòðèé. Ñîîòâåòñòâåííî, æåíùèíà ëèøèòñÿ ìåíñòðóàöèé (ãîðìîíàëüíûå èçìåíåíèÿ áóäóò ïðîèñõîäèòü – ýòî íå ìåíîïàóçà), à çíà÷èò è øàíñîâ íà ïîñëåäóþùóþ áåðåìåííîñòü – ýìáðèîí áóäåò ôîðìèðîâàòüñÿ, íî óêîðåíèòüñÿ åìó áóäåò íåêóäà: âìåñòî ïëîäîðîäíîé ïî÷âû – âûææåíàÿ çåìëÿ.
È â çàêëþ÷åíèå, ïðî “àáîðò = óáèéñòâî!”. Íå áóäó âûñêàçûâàòü ñâî¸ ìíåíèå, òîëüêî ñóõèå ôàêòû.
 3-4 íåäåëè çàêëàäûâàåòñÿ íåðâíàÿ òðóáêà. Ýòî òàê. Íî ïåðâûé ðåôëåêñ, ñîñàòåëüíûé, ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî â 7 íåäåëü. Äî ýòîãî ñðîêà ýìáðèîí íè÷åãî íå ÷óâñòâóåò. Ê 8 íåäåëÿì îí ñïîñîáåí ðåàãèðîâàòü íà òàêòèëüíûå ïðèêîñíîâåíèÿ. Íî ñëîæíî ñêàçàòü íà ñ÷åò áîëåâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè – ýòè ðåöåïòîðû çàêëàäûâàþòñÿ ãîðàçäî ïîçäíåå. Òóò ñêîðåå êàê ó çóáíîãî: âû ÷óâñòâóåòå, ÷òî ó âàñ âî ðòó ÷òî-òî äåëàþò, íî áîëè íåò. Òàê ÷òî âñå âûñêàçûâàíèÿ “åìó æå áîëüíî” ñêîðåå áëèæå â ñòîðîíó èíñèíóàöèé, ÷åì äåéñòâèòåëüíîñòè.
Åäèíñòâåííîå, ïî ïîâîäó ÷åãî ÿ âûñêàæó ñâî¸ ìíåíèå – ðåøåíèå îá àáîðòå äîëæíî áûòü âçâåøåííûì. Ýòî òà ìûñëü, ñ êîòîðîé íóæíî “ïåðåñïàòü”. Âîçìîæíî, íå îäèí ðàç.
Ïðî ïîñëåäñòâèÿ ìîæíî ìíîãî ãîâîðèòü, íî òóò êàê â ðóññêîé ðóëåòêå “ïîâåç¸ò-íå ïîâåç¸ò”. Íåêîòîðûå ïóãàþò áåñïëîäèåì – ÿ ïîìíþ âî ñòóäåí÷åñòâå èñêàëà ÷åëþñòü ïîä ïëèíòóñîì, ïîñëå òîãî, êàê äîøëà äî ãèíåêîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà ó æåíùèíû è âûÿñíèëà, ÷òî ó 4 ðåá¸íêà – è 23 àáîðòà çà ïëå÷àìè.  öåëîì, 2-3 àáîðòà çà ïëå÷àìè èìååò ïðèìåðíî 50% ïàöèåíòîâ. Òàê ÷òî àáîðò è áåñïëîäèå – âîïðîñ äèñêóòàáåëüíûé.
Íî â öåëîì, ëó÷øèé àáîðò, êàê ìíå êàæåòñÿ, òîò, êîòîðîãî íå áûëî. Òàê ÷òî ãîñïîäà, áëóäèòå ñ óìîì