Социальная анемия управленческие пути преодоления
Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
Челябинский филиал Финуниверситета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Социология управления
вариант №17
на тему Социальная анемия:
управленческие пути преодоления
Студент Сальникова Ольга Валерьевна
Факультет Менеджмента и бизнес-информатики
Курс 5 группа 527
Зач. книжка № 10МГБ01799
Преподаватель к.э.н., доцент Угрюмова
Н.В.
Челябинск 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие нормы………………………………………………………….4
2. Теории девиации……………………………………………………….12
3. Формы проявления отклоняющегося
поведения и пути преодоления………………………………………………..……………………18
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….26
Введение
Социальные нормы, которым люди
следуют в своих действиях, придают социальному
миру регулярность и предсказуемость.
Но не всегда и не все действия индивидов
соответствуют социальным ожиданиям.
Люди довольно часто отклоняются от правил,
которым они обязаны руководствоваться.
Анемия – это социальная дезорганизация,
то есть такое состояние общества, когда
старые социальные нормы и ценности не
соответствуют реальным отношениям, а
новые еще не сложились. В этом вакууме
норм изменяется ролевое поведение, нарушаются
привычные способы взаимодействия, происходит
конфликт ценностей, а социальные институты
изменяют свои функции. Понятие анемии
введено французским социологом Э. Дюркгеймом.
Состояние дезорганизации (анемии) создает
условия для девиации, то есть отклонения
от общепринятых социальных норм поведения.
Девиация возникает и в стабильных обществах.
Девиантное поведение, понимаемое
как нарушение социальных норм, приобрело
в последние годы массовый характер. Это
связано с тем что, чем сложнее становится
общество, чем больше протекает в нем процессов,
тем больше у людей появляется возможность
проявлять свое отклоняющееся поведение.
Поэтому эта проблема стоит в центре внимания
социологов, социальных психологов, медиков,
работников правоохранительных органов,
и нас обычных людей, членов общества.
Многочисленные формы отклоняющегося
поведения свидетельствуют о состоянии
конфликта между личностными и общественными
интересами. Отклоняющееся поведение
– это чаще всего попытка уйти из общества,
убежать от повседневных жизненных проблем
и невзгод, преодолеть состояние неуверенности
и напряжения через определенные компенсаторные
формы. Однако отклоняющееся поведение
не всегда носит негативный характер.
Цель работы – изучить социальную анемию,
управленческие пути ее преодоления.
- Понятие нормы
Понятие нормы определяется
разными исследователями по-разному. Но
самым показательным примером является,
пожалуй, схема нормальной личности по
К. Леонгарду. Центром этой схемы являются
задатки как анатомофизиологические предпосылки
для развития способностей. Следующий
круг – это способности как свойства личности,
отражающие скорость приобретения навыков,
знаний и умений. Затем идет темперамент
как свойство личности, отражающее динамику
психической деятельности. Далее идет
характер как свойство личности, отражающее
отношение человека к себе, людям и труду.
И, наконец, направленность, состоящая
из мотивационной сферы, убеждений, идеалов,
мировоззрения.
На самом деле психологическое
строение личности более сложно. Оно связано
с потребностями человека и его направленностью,
с эмоциональными и волевыми особенностями.
Несмотря на то, что последние рассматриваются
психологией как отдельные процессы, они
по существу являются включенными в строение
личности. Личность человека формируется
и проявляется в его деятельности, поступках,
действиях. В потребностях материальных
и духовных выражается связь человека
с окружающим миром, людьми. Оценивая человеческую
личность, прежде всего необходимо охарактеризовать
круг ее интересов, содержание ее потребностей.
Нужно судить о человеке по мотивам его
поступков, по тому, к каким явлениям жизни
он равнодушен, по тому, чему он радуется,
на что направлены его мысли и желания.
Совокупность основных отношений
к миру, людям и себе образует в своем единстве
свойственную человеку нравственную позицию.
Такая позиция особенно прочна, когда
она становится сознательной, то есть
когда появляются личностные ценности,
рассматриваемые как осознанные общие
смысловые образования.
Ценность – это осознанный
и принятый человеком общий смысл его
жизни. Подлинная ценность должна быть
всегда обеспечена «золотым запасом»
соответствующего смысла, в противном
случае она девальвируется до уровня простой
декларации, более того, может стать бутафорией,
маскирующей совсем другие устремления.
Именно общие смысловые образования,
являющиеся основными конституирующими
единицами личности, определяют главные
и относительно постоянные отношения
человека к миру, другим людям и к самому
себе. Нельзя говорить о нормальном или
аномальном развитии личности, не рассматривая
этих отношений как с динамической стороны,
так и со стороны содержательной. Кроме
того, уровень притязаний, типичные для
данного человека особенности выбора
жизненных целей так же составляют существенную
характеристику динамической стороны
личности. Разного рода нарушения этой
стороны нередко весьма типичны для аномального
развития личности. Можно, например, с
полным основанием думать, что ключ ко
многим превратностям жизни людей, страдающих
неврозами и психопатиями, надо искать
именно здесь – в способах реагирования
на успех и неуспех, в особенностях целеполагания.
Начнем с самого понятия уровня
притязаний. Ф. Хоппе пишет, что человек
приступает к работе с некоторыми притязаниями
и ожиданиями, которые в течение действия
могут меняться. Совокупность этих сдвигающихся,
то неопределенных, то точных ожиданий,
целей или притязаний относительно своих
будущих достижений Ф. Хоппе предложил
назвать уровнем притязаний. Судя по обстоятельствам,
уровень притязаний может колебаться
между целью извлечь из действия максимум
достижений и полным отказом от какого-либо
достижения. Уровень притязаний рождается
из двух противоположных тенденций: с
одной стороны, тенденции поддержать свое
“Я”, свою самооценку максимально
высоко, а с другой стороны – тенденции
умерить свои притязания, чтобы избегнуть
неудачи и тем самым не нанести урон самооценке.
Образующиеся в результате конфликта
двух тенденций колеблющиеся психологические
волны уровня притязаний выполняют по
крайней мере две важнейшие психологические
функции. Во-первых, они регулируют конкретную
тактику целеполагания, являясь необходимым
инструментом приспособления к меняющимся
условиям среды. Во-вторых, они по возможности
охраняют человека от нанесения вреда
его самооценке, чувству собственного
достоинства.
Важно заметить, что только
в результате борьбы, конфликта двух названных
тенденций возникает определенный, свойственный
данному человеку уровень притязаний,
с присущими ему переживаниями успеха
и неуспеха, но не наоборот – будто из
самих по себе переживаний успеха и неудачи
непосредственно рождается уровень притязаний.
Поэтому, в частности, выраженные аффективные
реакции на успех и неуспех, которые столь
часто констатируют, например, при психопатиях,
не должны быть главными объектами психологического
рассмотрения. На основании анализа понятий,
введенных Ф. Хоппе, можно утверждать,
что изменения притязаний и целеполагания
тесно зависят от того, как будет решен
в конкретной деятельности нередко возникающий
конфликт между реальными и идеальными
целями субъекта. Умение своевременно
разводить реальные и идеальные цели во
многом определяет зрелость, уравновешенность
личности, надежную защиту самооценки,
рациональную тактику и стратегию целеполагания.
Напротив, слияние, недифференцированность
реальных и идеальных целей может приводить
к серьезным психологическим и жизненным
последствиям, препятствующим полноценному
формированию личности.
А.Н. Леонтьев подчеркивает
важнейшую роль деятельности в формировании
личности, и пишет, что иерархические отношения
между мотивами определяются складывающимися
связями деятельности субъекта, их опосредованиями.
Опосредование связано с одной стороны,
с осознанием мотивов деятельности, перспективных
целей, с другой стороны – с критичностью,
с правильной оценкой своего «Я» и других,
с возможностью регуляции своего поведения.
Указывая, что личность представляет собой
относительно устойчивую конфигурацию
главных, внутри себя иерархизированных
мотивационных линий, А.Н. Леонтьев подчеркивает,
что деятельность человека на психологическом
уровне является единицей жизни, опосредованной
психическим отражением, образом, реальная
функция которого состоит в том, что он
ориентирует в предметном мире. Естественно,
что подобная ориентация не может актуализироваться
без учета контроля.
О механизмах контроля говорит
и П.Я. Гальперин, когда пишет, что действует
не сознание, а личность, которая регулирует
свои действия на основе сознания, и далее,
говоря об общественном сознании, он вновь
подчеркивает, что оно составляет важнейшую
ведущую структуру в системе управления
человеком своим поведением.[3, с.18]
Таким образом, основным радикалом
развитой личности является возможность
опосредования своего поведения, возможность
его регуляции, умение увидеть свои ошибки
и, главное, уметь их исправлять. Не случайно
в основах уголовного судопроизводства
России предусмотрена ответственность
человека за свои поступки; она предусматривается
только в том случае, если человек осознал
все значение своих действий и мог руководить
ими. Следовательно, критичность является
неотъемлемым компонентом, без которого
нельзя опосредовать свое поведение. Поэтому
правомерно предполагать, что изучение
опосредования и зрелости личности можно
изучать через анализ критического отношения
человека к себе и окружающему, через анализ
контроля. При этом следует отметить, что
понятие критичности и контроля в литературе
часто не разграничиваются. Это понятия
родственные, но не однозначные. Критичность
– это устойчивое психическое состояние
человека, которое как и любое другое психическое
состояние, является, говоря словами С.Л.
Рубинштейна, непосредственно динамическим
эффектом деятельности человека. Контроль
же представляет собой конкретное проявление
этого состояния и связан с осознанием
своих отдельных действий и поступков
в реальной ситуации. Иными словами состояние
критичности является существенным компонентом
деятельности человека, контроль же связан
с его действиями, является в известном
смысле производным от критичности. В
психологической литературе критичность
исследуется в основном как контроль в
процессе решения задачи, как компонент
ориентировочно – исследовательской деятельности,
как возможность отличия своих действий
от ожидаемого результата. Она связывается
с поисковой деятельностью, с механизмом
сличения, входящим в структуру мыслительного
акта. В действительности же критичность
выступает как компонент самосознания,
позволяющий оценить себя, свои мотивы
и поступки. В этом своем значении критичность
дает возможность человеку опосредовать
не только свои отдельные действия, но
и поведение в целом. И наоборот, нарушение
критичности приводит к нарушению опосредования,
которое принимает вид различных форм
неудачных способов компенсации, защиты,
нарушения общения.
Другой известный психолог
Э. Фромм пишет, что психически здоровый
индивид продуктивен и не отчуждаем; со
своими эмоциями он ощущает связь с окружающим
миром, со своим интеллектом он постигает
объективную реальность; он осознает свою
собственную неповторимую личность и
чувствует свою связь с ближними.
Следует отметить общность
взглядов большинства авторов по вопросу
о том, какие свойства личности могут быть
отнесены к кругу нормальных. Г. Олпорт,
проанализировав описания многих психологов,
представил их в виде следующего перечня:
1. интерес к внешнему
миру, расширение связей «Я» с
внешним миром;
2. самообъективизация, привнесение
своего внутреннего опыта в
актуально переживаемую ситуацию,
способность юмористически окрашивать
действительность;
3. наличие «жизненной
философии», которая упорядочивает,
систематизирует опыт и сообщает
смысл индивидуальным поступкам;
4. способность к установлению
теплых, душевных контактов с
окружением;
5. владение адекватными
навыками, способностями и восприятиями,
необходимыми при решении практических
проблем повседневной жизни;
6. любовь и уважение
ко всему живому.
Г. Олпорт выделяет ряд психологических
механизмов (сказать точнее – описательных
характеристик), которые свойственны нормальной
личности. Это следующие так называемые
анаболические механизмы:
1. активная позиция по
отношению к действительности, изучение
и преодоление реальности, а не
бегство от нее;
2. доступность опыта сознанию
(то есть способность видеть
события собственной жизни такими
каковы они есть, не прибегая
к «психологической защите»);
3. самопознание с присутствием
юмора;
4. способность к абстракции;
5. постоянный процесс
индивидуализации – развитие и усложнение
внутренней личности, не приводящий,
однако, к аутизму;
6. функциональная автономность
мотивов;
7. устойчивость к фрустрациям.
В противоположность анаболическим
механизмам, обеспечивающим психическое
здоровье, Г. Олпорт приводит список катаболических,
патогенных механизмов (опять же, если
сказать точнее, – свойств). Это:
1. пассивная позиция по
отношению к действительности;
2. вытеснение;
3. другие способы защиты
«Я» (рационализация, реактивные образования,
проекции и замещения, всевозможные
формы искажения истинного положения
вещей в угоду внутреннему
равновесию и спокойствию);
4. ограниченность мышления
на конкретном уровне;
5 всевозможные формы «закоснения»
развития.
По мнению Г. Олпорта, именно
эти механизмы, качественно отличные от
анаболических, характерны для различных
случаев аномалий.
Затрагивая вопрос о том, насколько
специфичен психологический процесс формирования
аномалий личности, то есть насколько
он отличается по своим внутренним механизмам
от формирования нормальной личности,
мы сразу сталкиваемся с острой методологической
проблемой соотношения нормы и патологии,
нормальных и патологических механизмов
в развитии личности. Не касаясь здесь
различных точек зрения и дискуссий по
этому поводу, перейдем сразу к тому выводу,
который вытекает из проведенного анализа.
Как показывают данные, при
формировании аномалий личности действуют
психологические механизмы, общие и для
протекания нормальной психологической
жизни. «Патология» проистекает не из
того, что наряду с этими начинают действовать
еще какие-то специфически патологические
механизмы, а из-за того, что условия работы
и протекания общих для любой психологической
жизни механизмов искажаются особыми
биологическими, физиологическими условиями.
Это положение диктует иной,
чем общепринятый, подход к пониманию
аномалий личности. Действительно, если
только описывать и исследовать продукты
болезненного процесса, то они предстанут
резко, качественно отличными от клиники
тех проявлений личности, которые признаются
нормальными. Отсюда – данные исследований
аномалий личности (подавляющее большинство
которых направлено на испытание сложившихся
форм патологии) нередко трактуются как
имеющие весьма ограниченную ценность
для общей психологии, как годные только
для гротескного примера извращения психологических
функций, но не для понимания сущности
человеческой психики. Другим (и теперь
более частым) уклоном является, напротив,
игнорирование качественных различий
нормальных и аномальных проявлений, например,
попытки строить общие модели структуры
личности из категории психопатологии,
сближение противоречий нормальной личности
и конфликтов невротика.
Между тем данное положение
позволяет понять принципиальное единство
законов психической жизни в норме и патологии.
Кроме того, чтобы правильно
оценить девиантное (отклоняющееся) поведение,
необходимо представлять, от каких именно
норм общества оно может отклоняться.
Норма – это явление группового сознания
в виде разделяемых группой представлений
и наиболее частых суждений членов группы
о требованиях к поведению с учетом их
социальных ролей, создающих оптимальные
условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют
и, отражая, формируют его. Выделяют следующие
нормы, которым следуют люди: правовые
нормы, нравственные нормы и эстетические
нормы. Правовые нормы оформлены в виде
свода законов и подразумевают наказание
при их нарушении, нравственные и эстетические
нормы не регламентированы столь строго
и при их несоблюдении возможно лишь общественное
порицание. Отдельно в рамках каждой из
вышеперечисленных общественных норм
описывают нормы сексуального поведения.
Это обусловлено повышенной значимостью
сексуального и полоролевого поведения
человека, а также частотой девиации именно
в этой интимной сфере жизнедеятельности
человека. При этом нормы сексуального
поведения регулируются как на уровне
прав, так и на уровне нравственности и
эстетики. Девиантным поведением считается
такое, при котором наблюдаются отклонения
хотя бы от одной из общественных норм.
Теории девиации
Проблема девиантного поведения
изучается давно, но, несмотря на это в
современном мире она не становится менее
актуальной. Дело в том, что девиантное
поведение, как правило, закладывается
в подростковом возрасте, ведь в течение
этого периода происходит своеобразный
переход от детства к взрослости, от незрелости
к зрелости, который пронизывает все стороны
развития подростка: анатомофизиологическое
строение, интеллектуальное, нравственное
развитие, а также разнообразные виды
его деятельности. Кроме того, общеизвестно,
что подростки в наше время, как и в любое
другое, являются одним из наименее защищенных
слоев населения. Следовательно, если
не заниматься выявлением и профилактикой
девиантного поведения в подростковом
возрасте, то эта проблема не исчезнет,
несмотря на обилие разработок научных
концепций и теорий девиации, но тем не
менее знать их необходимо. Основными
из них являются: биологическая теория,
психологическая и социологическая.
Сторонники биологической теории
девиации рассматривают отклонение поведения
от принятой в обществе социальной нормы
в связи с биологическим складом индивида.
В XIX веке итальянский врач Ч. Ломброзо
обнаружил связь между делинквентным
поведением человека и определенным физиологическим
строением его организма. Так, определяя
криминальный тип поведения преступника,
он выделил следующие характерные черты:
выступающая нижняя челюсть, реденькая
бородка, пониженная чувствительность
к боли. Известный американский врач У.
Шелдон позднее определил физиологический
тип человека, склонного к девиации. По
его мнению, таким является мезоморфный
тип со следующими эпитетами строения
организма: «тяжелый», «мускулистый»,
«атлетический».
В психологических и психиатрических
концепциях акцент делается на личностные
факторы человека. Тщательные исследования
показали, что сущность девиации нельзя
объяснить только лишь на основе какой-то
одной психологической черты или комплекса.
В 1950 году Шуэсслер и Крессли пытались
доказать, что преступникам присущи особенные
психологические черты, которые не свойственны
законопослушным гражданам, однако их
попытки потерпели неудачу.[5, с.3] Из этого
был сделан вывод, что, вероятно, девиация
возникает в результате сочетания психологических
и социальных факторов.
С точки зрения ролевых теорий,
ребенок в процессе социализации должен
овладеть наиболее значимыми для него
ролями, но если этот механизм нарушен,
может начать работать компенсаторный
механизм. Ребенок все равно будет овладевать
ролями, но уже не социальными, а антисоциальными,
например: вор, наркоман, хулиган, драчун
и другими, которые характеризуются определенными
атрибутами.
Освоение роли будет происходить
в несколько этапов. Вначале ребенок получает
определенные сведения о данной роли,
ее правах и обязанностях, узнает разнообразные
формы отклоняющегося поведения, способы
выяснения отношений, механизм решения
спорных вопросов. Далее следует этап
принятия этой роли, когда происходит
ее осознание и в нее вкладывается личностный
смысл.
Затем идет проигрывание выбранной
для себя роли. Здесь очень важно получить
одобрение товарищей, чтобы почувствовать
себя в этой роли комфортно. От реакции
окружающих во многом зависит, будет ли
противоправный поступок усилен вниманием,
одобрением, похвалой сверстников, либо
не получит такого подкрепления и подвергнется
осуждению. В этом случае вероятность
повторного проявления подобного противоправного
поступка значительно снизится. Для подростка
первый раз пробующего алкоголь или наркотики,
на первом месте стоит не познание их вкуса
или влияния на человека, а стремление
ощутить себя среди своих, избавиться
от чувства изолированности и беспокойства.
Последним этапом принятия
роли является закрепление за собой выбранной
роли, например, «козла отпущения», «тайного
мстителя», «грубияна» и других на психологическом
(когда ребенок точно знает, какие эмоции
сопровождают данную роль и каким образом
надо их регулировать) и межличностном
(когда выстраиваются определенные типы
взаимоотношений между детьми, играющими
разные роли, подобно тому как актеры играют
в одном спектакле) уровнях.
Немаловажным элементом социальных
отклонений является отношение самой
личности к совершенным ею нарушениям.
В большинстве своем это отношение носит
самооправдательный характер, в чем проявляется
самозащитная реакция организма. Социальными
психологами доказано, что людям с девиантным
поведением свойственно стремление к
самоудовлетворению психологической
потребности в оправдании своих поступков
и действий, какими бы опасными они не
были. Причем вследствие прогрессирующей
деградации личности мотивация поступков
снижается и утрачивается, что приводит
к полной потере свойственного человеку
стремления к признанию и успешности.
Первичная девиация (первоначальное нарушение
социальных норм) переходит во вторичную,
а затем к построению девиантной карьеры
– процессу восхождения от слабых форм
девиации к сильным, например, от бытового
пьянства к совершению уголовного преступления.
Принятие на себя роли девианта
может привести ребенка к социальной изоляции,
затем следует этап формирования девиантной
структуры личности, которая определяется
девиантным сознанием, не позволяющим
(или ограничивающим) ребенку овладеть
положительными социальными ролями и
полезными видами деятельности.
Социологические концепции
пытаются учесть в девиации социальные
и культурные факторы, влияющие и определяющие
поведение человека в обществе. Впервые
социологическое объяснение сущности
девиации было предложено Э. Дюркгеймом,
который разработал теорию аномии (от
греч. «аномос» – беззаконный, безнормный,
неуправляемый).
Под аномией он понимал такое
состояние общества, при котором отсутствует
четкая регуляция поведения людей вследствие
отсутствия в обществе всяческих норм
и ценностей (старые себя изжили, а новые
еще не приняты).[6,.c.45] В таких условиях
наблюдается равнодушие, отчужденность,
недоверие людей друг к другу, теряется
стабильность института семьи, выражается
полное безразличие к деятельности государства.
Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся
подверженными стрессу и тревожности,
что приводит к различным формам девиантного
поведения. Главная мысль Э. Дюркгейма
сводилась к тому, что в основе стабильного
функционирования общества лежит феномен
социальной солидарности, а всякие отклонения
от него есть социальная дезорганизация,
являющаяся причиной девиантного поведения.
Собрав обширный фактический материал,
он доказал, что число самоубийств в разных
социальных группах не одинаково: у католиков
их меньше, чем у протестантов. Объяснение
этому явлению было дано такое: чем выше
уровень сплоченности, солидарности социальной
группы, тем ниже уровень самоубийств.
Горожане и протестанты были более разобщены
и индивидуалистичны, нежели сельчане
и католики, которые жили общинами с очень
развитыми коллективными формами взаимопомощи.
Структура индивидуального
девиантного поведения состоит из поступка,
мотивов и целей. Начальным звеном девиантного
поведения является изменение ценностных
ориентаций в различных слоях населения
и социальных группах, что обусловлено
реальными социально- экономическими
условиями функционирования общества.
Если в нашем обществе еще недавно главенствовали
такие ценности как труд на общее благо,
дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм
и другие, то теперь им на смену пришли
стяжательство, культ денег, разгульный
образ жизни, эгоцентризм и так далее.
Следовательно, в обществе имеют место
расхождения между провозглашенными ценностями
и реально существующими; между намечаемыми
целями и теми возможностями, которые
существуют для их реализации.
Искажения в системе ценностей
большей частью ведут к разложению социальных
институтов. Например, нарушения в работе
институтов юстиции – суда, прокуратуры
– ведут к разложению аппарата власти,
порождают аморализм, безверие в правосудие,
апатию и агрессивность. Возникает «двойная
мораль», при которой противоречивые нормы
используются одним и тем же лицом или
социальной группой для разных целей и
в разных противоположных ситуациях. Это
проявляется в деятельности некоторых
представителей власти, политиков, бизнесменов
и других. Общественные нормы предписывают
«не укради», а государство ограничивает
возможности использовать законные пути
для получения средств к существованию,
что заставляет определенную часть населения
нарушать социальные нормы, допускать
социальные отклонения. Возникает «теневое
нормотворчество», своеобразная «мораль
преступного мира». Отсюда явное противоречие
между потребностью субъекта в выходе
из конфликтной ситуации и невозможностью
сделать это социально приемлемым, легальным
путем.
Сторонники культурологических
теорий (Селлин, Миллер, Сутер-Ленд) считали,
что причина девиации – в конфликтах между
нормами господствующей культуры и нормами
субкультуры, складывающейся в той или
иной социальной группе.
В теории стигматизации (клеймения),
представителем которой был Ч. Беккер,
считается, что девиация – «клеймо», которое
группы, обладающие властью, ставят на
поведении менее защищенных групп или
отдельного человека.
Сторонники радикальной криминологии,
отстаивают позицию, что девиация – это
результат противодействия норм общества.
Новейшие теории девиации делают
акцент на характере общества и стремятся
выявить в какой мере оно заинтересовано
в сознании и сохранении девиации, делая
акцент на исправлении не какого-то конкретного
человека, а всего общества.
Изучение механизма социальных
отклонений показывает, что факторами,
предопределяющими отклонение от социальных
норм, являются: уровень сознания, нравственности,
развитость в обществе систем социальных
регуляторов поведения человека и сформированное
отношение общества к людям, нарушающим
нормы морали и права.
Формы проявления
отклоняющегося поведения