Витамины при низком гемоглобине у детей

Витамины при низком гемоглобине у детей thumbnail

Гемоглобин – это особый белок, который содержится в эритроцитах, он транспортирует кислород от лёгких к тканям. Когда концентрация гемоглобина в крови снижается, наступает малокровие (анемия).

Это патологическое состояние, которое характеризуется уменьшением количества эритроцитов (красные кровяные тельца) и кислородным голоданием.

Гемоглобин состоит из белковой и железосодержащей части. В большинстве случаев малокровие возникает из-за снижения уровня железа в крови и называется железодефицитной анемией.

В статье вы узнаете, как понять, что у ребенка низкий гемоглобин и чем поднять его уровень. Про нормы гемоглобина у детей можно узнать здесь.

Причины и симптомы низкого гемоглобина у ребёнка

В результате снижения концентрации гемоглобина снижается функциональность всего организма из-за гипоксии (кислородное голодание). Это состояние не проявляется в течение длительного времени, однако состояние ребёнка нельзя назвать нормальным. Главный симптом, который не сразу бросается в глаза – это снижение иммунитета.

Основные признаки низкого гемоглобина:

  • Бледная кожа;
  • Сухие слизистые оболочки;
  • Синюшное окрашивание губ;
  • Шелушение кожных покровов;
  • Ломкие волосы и ногти;
  • Частые воспаления слизистой рта;
  • Предрасположенность к сезонным заболеваниям;
  • Нестабильное опорожнение кишечника;
  • Постоянная вялость и сонливость;
  • Нервозность;
  • Расстройства терморегуляции на фоне дисфункции ЦНС;
  • Частое головокружение.

Концентрация гемоглобина может снижаться по разным причинам, а поэтому выделяют следующие виды анемии:

  • blednaja-kozha-u-rebenkaОстрая – возникает после травм и сильных кровотечений;
  • Хроническая – при частых кровотечениях из носа;
  • Железодефицитная – является следствием недостатка железа в крови;
  • Гемолитическая – развивается под влиянием токсических веществ или дефицита ферментов, а также вследствие аутоиммунных болезней и надпочечной (гемолитической) желтухи.

Причины снижения гемоглобина:

  • Дефицит витамина В9, В12 или меди;
  • Рост ребёнка, который превышает нормальные показатели;
  • Неправильное питание;
  • Раннее прекращение лактации (железо находится в молоке матери, оно усваивается с помощью белка лактоферина, при раннем отлучении от груди снижается концентрация гемоглобина в организме новорождённого);
  • Нарушение естественной бактериальной флоры кишечника (из-за дисбактериоза организм ребёнка плохо усваивает витамины и минералы, в том числе и железо).

При дефиците железа или обильных кровотечениях у беременной повышается риск рождения ребёнка с низкой концентрацией гемоглобина в крови.

Также низкий гемоглобин у ребенка может быть вследствие заражения гельминтами (глисты), аллергии, частого приёма медикаментов, недостатка свежего воздуха и солнца зимой.

Последствия низкого гемоглобина у ребёнка

Гемоглобин транспортирует кислород от лёгких к тканям и выводит из них углекислый газ. При снижении его концентрации нарушается функциональность системы кислородного снабжения, из-за чего происходит увядание тканей и органов. Как следствие, нарушается работа всего организма.

Вследствие дефицита гемоглобина ослабляется иммунитет и в организм проникают болезнетворные микроорганизмы. Возникают серьёзные перебои в работе иммунитета, поэтому даже обычная простуда провоцирует опасные осложнения. Кроме того, ребёнок отстаёт от своих ровесников в психическом и интеллектуальном развитии.

Образ жизни для нормализации уровня гемоглобина

Чтобы определить уровень гемоглобина, необходимо сдать кровь на анализ. Медики рекомендуют проверять себя по этому показателю каждый месяц.

Чтобы выявить проблему, необходимо ознакомиться с нормами гемоглобина у детей разного возраста:

  • До 12 месяцев – от 117 до 140;
  • 1–5 лет – от 110 до 140;
  • 5–10 лет – от 115 до 145;
  • 10–12 лет – от 120 до 150.

Ребенок усталЕсли концентрация гемоглобина ниже нормы, то необходимо проконсультироваться с врачом. Кроме нормализации питания, медики рекомендуют вести здоровый образ жизни.

А для этого ребёнку необходимо гулять на свежем воздухе от 4 до 6 часов в день. Чтобы предотвратить гипоксию, нужно ежедневно проветривать комнату, в которой спит малыш.

Ну и, конечно же, ребёнок должен быть активным, участвовать в подвижных играх, ежедневно выполнять физические упражнения. Дыхательная гимнастика и закаливание также положительно влияют на организм, но использовать эти методики можно только после разрешения врача.

Только при соблюдении вышеперечисленных условий можно повысить концентрацию гемоглобина. Однако при активном образе жизни необходимо правильно питаться, в противном случае гемоглобин в крови ещё больше снизится.

Питание для повышения концентрации гемоглобина

Профилактику малокровия у ребёнка необходимо проводить ещё в период внутриутробного развития. Беременная должна употреблять продукты, которые содержат много железа: мясо, гречневая крупа, гранаты.

Кормящие женщины должны включить в рацион продукты, богатые железом. Если новорождённый находится на искусственном вскармливании, то нужно подобрать смесь с высоким содержанием железа.

kompot-iz-suhofruktovС 6 месяцев в рацион новорождённого можно вводить овощи, например, брюссельскую капусту. Гречневая каша и мясное пюре (из курицы или индейки) тоже благотворно повлияют на состояние младенца.

Ребёнку можно давать фруктовый компот или чай из шиповника. Гранатовый сок перед употреблением необходимо развести кипячёной водой в пропорции 1:1, чтобы предотвратить диспепсию (расстройства пищеварения).

Специфическая диета для детей от 2 лет должна включать в себя продукты с железом, которое легко усваивается организмом, например, отварное говяжье мясо. Готовьте блюда с телятиной, свининой, бараниной, а также с мясом кролика. Много железа содержится в почках, лёгких, печени, языке. Икра, моллюски, креветки предпочтительней рыбы, которая содержит меньше железа, чем вышеописанные морепродукты.

Включите в рацион сою, чечевицу, гречку, пшеничный и ржаной хлеб. Готовьте блюда из сои, фасоли, гороха и других бобовых. Чтобы повысить гемоглобин, необходимо регулярно употреблять гарнир.

Не обойтись без овощей и фруктов: свёкла, бананы, яблоки, шпинат, морковка. Очень полезен для организма ребёнка с пониженным гемоглобин гранат. Включите в рацион ягоды: шиповник, смородину, малину, клубнику.

На момент лечения необходимо уменьшить количество кисломолочных продуктов в рационе ребёнка. Уберите из детского меню продукты, которые содержат много кальция: йогурт, сметана, творог, сыр и т. д.

Для быстрой нормализации уровня гемоглобина исключите из рациона тонизирующие напитки (какао, чай, кофе, сладкая газировка). Травяные чаи и фильтрованная вода без газа благотворно влияют на организм ребёнка.

Кроме железосодержащей пищи, рекомендуется употреблять продукты с высоким содержанием аскорбиновой кислоты. Этот витамин облегчает усвоение железа организмом ребёнка. Для этого включите в рацион апельсины, лимоны, киви и другие цитрусовые, а также паприку. Другие железосодержащие продукты: хурма, айва, слива, помидоры и т. д.

Подробнее про продукты для повышения гемоглобина можно узнать здесь.

Народные методы повышения гемоглобина у ребёнка

Существует много рецептов, которые помогают нормализовать уровень гемоглобина, но использовать их можно только для детей старше 2 лет:

  • Возьмите по 200 г ядер грецких орехов и сырой гречки, измельчите в мясорубке или блендере. Залейте сухую смесь майским мёдом (200 мл), перемешайте и поставьте в холодное место. Дневная дозировка – 1 чайная ложка дважды;
  • Возьмите по 100 г ядер грецких орехов, кураги, изюма, чернослива, измельчите все компоненты в блендере и пересыпьте в стеклянную банку. Измельчите в блендере 1 лимон вместе со шкуркой и высыпьте в банку к остальным ингредиентам. Залейте смесь мёдом (220 мл), перемешайте всё, накройте крышкой и поставьте в холод. Дозировка – по 1-2 чайных ложки дважды в сутки;
  • shipovnikЗалейте 30 г плодов шиповника 200 мл кипятка в термосе, закройте и оставьте на 3 часа. Процедите отвар, добавьте в него 10 мл мёда и дольку лимона. Давайте ребёнку по 100 мл дважды в день;
  • Смешайте натуральный сок яблока (90 мл), свеклы и моркови (по 50 мл). Пусть ребёнок съест 30 г сметаны и запьёт её соком. Если малыш не может выпить весь сок сразу, то приём можно разделить на 2 раза;
  • Возьмите свежую свеклу, редьку и морковь и приготовьте сок. Смешайте овощные соки в соотношении 1:1:1, давайте малышу по 30 мл жидкости перед приёмом пищи.

Перед использованием народных рецептов проконсультируйтесь с доктором.

Медикаментозная терапия

Иногда правильное питание не помогает нормализовать уровень гемоглобина в крови, тогда врач назначает медикаменты. Выбор лекарственных средств зависит от возраста пациента и тяжести заболевания. Обычно терапевтический курс длится от 3 месяцев до полугода.

Медицинские препараты для профилактики и лечения железодефицитной анемии:

  • Сорбифер Дурулес – антианемический препарат, который назначают детям от 12 лет;
  • Феррум Лек – это лекарственное средство, которое восполняет дефицит железа в крови, дозировка зависит от веса ребёнка;
  • Тотема – эффективное антианемическое средство, которое укрепляет иммунитет, подходит для детей от 3 месяцев.

Для профилактики и лечения малокровия также используют Ферретаб, Глюконат Железа, Ферронал, Мальтофер и т. д.

Таким образом, чтобы предотвратить анемию, внимательно наблюдайте за состоянием ребёнка и при появлении первых симптомов обращайтесь к врачу. После проведения анализа крови доктор уточнит диагноз и определит схему лечения.

Теперь вы знаете, как повысить гемоглобин у ребенка в разном возрасте. С раннего возраста приучайте малыша к здоровому образу жизни и правильному питанию. Употребляйте здоровую пищу ещё при беременности и грудном вскармливании. И помните, самолечение опасно для здоровья!

Источник

Âèòàìèíû äëÿ ïîâûøåíèÿ ãåìîãëîáèíà â êðîâè ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ñàìûõ ýôôåêòèâíûõ ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ â áîðüáå õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, â òîì ÷èñëå — ñ àíåìèåé, ñâÿçàííîé ñ äåôèöèòîì æåëåçà. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêîé ôóíêöèåé, êîòîðóþ îíè âûïîëíÿþò.

Ïîä âëèÿíèåì âèòàìèíîâ â îðãàíèçìå ïðîèñõîäèò ñëåäóþùåå:
-àêòèâèçèðóþòñÿ ýíåðãåòè÷åñêèå ïðîöåññû;
-íîðìàëèçóåòñÿ ìåòàáîëèçì â êëåòêàõ;
-óëó÷øàåòñÿ ïèòàíèå òêàíåé;
-òêàíè ðàñòóò è ðåãåíåðèðóþòñÿ;
-ïðîèñõîäèò ðåïðîäóêöèÿ íîâûõ êëåòîê;
-óêðåïëÿåòñÿ èììóíîëîãè÷åñêàÿ çàùèòà.

Çà ñ÷¸ò ÷åãî ýòî äåëàåòñÿ? Ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî âèòàìèíû âõîäÿò â ñîñòàâ êîýíçèìîâ, àêòèâèçèðóþùèõ âñå áåëêîâûå ñòðóêòóðû è âûíóæäàþùèé èõ áåñïðåðûâíî âûïîëíÿòü ñâîè ôóíêöèè.

Ãåìîãëîáèí îòíîñèòñÿ èìåííî ê ýòèì áåëêàì. Ýòî ñâîåîáðàçíûé òðàíñïîðò¸ð, ïåðåäâèãàþùèéñÿ âíóòðè êðîâÿíîãî ðóñëà â âèäå ýðèòðîöèòîâ. Îí äîñòàâëÿåò íàøèì êëåòêàì, îáðàçóþùèì òêàíè è îðãàíû, ïîëó÷åííûé â ë¸ãêèõ êèñëîðîä, íåîáõîäèìûé äëÿ çàïóñêà è ïðîäîëæåíèÿ óêàçàííûõ âûøå ïðîöåññîâ íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè.
Óãëåêèñëûé ãàç â êà÷åñòâå ïîáî÷íîãî ïðîäóêòà îáíîâëåíèÿ îðãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé âûâîäèòñÿ èç îêèñëèòåëüíîãî öèêëà òåì æå ãåìîãëîáèíîì âîâíå ÷åðåç òå æå äûõàòåëüíûå ïóòè.

Íîðìîé ñ÷èòàåòñÿ, êîãäà óðîâåíü ãåìîãëîáèíà, ïðèñóòñòâóþùåãî â êðîâè, âïîëíå îáåñïå÷èâàåò æèçíåäåÿòåëüíîñòü.
Ó ìóæ÷èí ñðåäíåãî âîçðàñòà îí êîëåáëåòñÿ â ïðåäåëàõ îò 130 äî 170 ãðàììîâ íà ëèòð.
Ó æåíùèí — 120 è 150.
Ó äåòåé — 120 è 140.

 òîì ñëó÷àå, åñëè ýòè ïîêàçàòåëè îïóñêàþòñÿ íèæå ìèíèìàëüíîé ïëàíêè, â îðãàíèçìå âîçíèêàåò ñîñòîÿíèå, èçâåñòíîå êàê àíåìèÿ.  äèíàìèêå áîëåçíü ïðîÿâëÿåòñÿ ðÿäîì ñèìïòîìîâ:
-ñíà÷àëà áëåäíååò êîæà, ñòàíîâèòñÿ ñóõîé;
-çàòåì ïðè ìàëåéøåì íàïðÿæåíèè êðóæèòñÿ ãîëîâà, òåðÿåòñÿ îðèåíòàöèÿ â ïðîñòðàíñòâå;
-óõóäøàåòñÿ ñîí;
-ñíèæàåòñÿ àïïåòèò;
-óâåëè÷èâàåòñÿ âîñïðèèì÷èâîñòü ê èíôåêöèîííûì áîëåçíÿì;
-çàáîëåâøèé áûñòðî óòîìëÿåòñÿ,
-ñêëîíåí ê ïîñòîÿííûì ïåðåäûøêàì,
-âèä ó íåãî áîëåçíåííûé, îòñòðàí¸ííûé.

Ýòèîëîãèÿ àíåìèè

 îñíîâå çàáîëåâàíèÿ, êàê ïðàâèëî, äåôèöèò æåëåçîñîäåðæàùèõ âåùåñòâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ îáðàçîâàíèÿ ãåìîãëîáèíà. Îí ìîæåò èìåòü êàê ïàòîëîãè÷åñêóþ, òàê è ôóíêöèîíàëüíóþ ïðèðîäó, ñâÿçàííóþ ñ âîçäåéñòâèåì âíåøíèõ ôàêòîðîâ.

Ê ñàìûì ðàñïðîñòðàí¸ííûì ïðè÷èíàì âîçíèêíîâåíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè âíåøíåãî òèïà ìîæíî îòíåñòè:
-ïîòåðþ áîëüøèõ îáú¸ìîâ êðîâè â ðåçóëüòàòå, òðàâì, õèðóðãè÷åñêèõ îïåðàöèé, äîíîðñòâà;
-êðîâîïîòåðè ó æåíùèí ïðè ìåíñòðóàöèÿõ è áåðåìåííîñòè;
-íåäîñòàòîê â ïèùåâîì ðàöèîíå æåëåçà è âèòàìèíîâ, ñòèìóëèðóþùèõ åãî óñâîÿåìîñòü.

Ñðåäè ïàòîëîãè÷åñêèõ èñòî÷íèêîâ, ñïîñîáíûõ ïîíèçèòü óñâîåíèå æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðîäóêòîâ ñ âñïîìîãàòåëüíûìè âèòàìèíàìè, à ñ íèìè — ãåìîãëîáèí  ñëåäóåò âûäåëèòü:
-çàáîëåâàíèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà;
-çëîêà÷åñòâåííûå è äîáðîêà÷åñòâåííûå îïóõîëè, îñîáåííî â ñèñòåìå ïèùåâàðåíèÿ;
-èíôåêöèîííûé ãåïàòèò, ïíåâìîíèþ, òóáåðêóë¸ç;
-íàðóøåíèå ôóíêöèè ïî÷åê;
-âëèÿíèå ãåëüìèíòîâ, ñàëüìîíåë¸ç;
-àóòîèììóííûå ïàòîëîãèè: ïðåæäå âñåãî, ðåâìàòîèäíûé àðòðèò è «âîë÷àíêà»;
-îíêîëîãè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ êðîâè (ëåéêîç)
-ïåðåõîä îñòðîé ôàçû æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè â õðîíè÷åñêóþ.

Êàê íîðìàëèçîâàòü ãåìîãëîáèí

 ìåäèöèíñêîé ïðàêòèêå ïðè ïîíèæåííîì ãåìîãëîáèíå èñïîëüçóþòñÿ íåñêîëüêî ìåòîäîâ, ñïîñîáíûõ ñóùåñòâåííî ïîâûñèòü óðîâåíü ãåìîãëîáèíà â êðîâè. Íàçîâ¸ì òðè ñàìûõ ïðîñòûõ:
1) Âêëþ÷èòü â ïèùåâîé ðàöèîí ïðîäóêòû, èçîáèëóþùèå æåëåçîì, à òàêæå âèòàìèíàìè Â12 è Â9 (ôîëèåâàÿ êèñëîòà);
2) Ïðèíèìàòü ñïåöèàëüíûå ïðåïàðàòû, ïîâûøàþùèå ãåìîãëîáèí;
3) Êîìáèíèðîâàòü ïåðâûé ìåòîä ñî âòîðûì â ïðèåìëåìûõ ïðàïîðöèÿõ ïîä êîíòðîëåì âðà÷à.

Ðîëü âèòàìèíîâ â ïèòàíèè ïðè àíåìèè

Íåäîñòàòîê âèòàìèíà Â12 ñíèæàåò ýôôåêòèâíîñòü ïèòàíèÿ, íàïðàâëåííîãî íà óñòðàíåíèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè.

Æåëåçîñîäåðæàùèå âèòàìèíû äëÿ ïîäíÿòèÿ ãåìîãëîáèíà ñîâåðøåííî íåîáõîäèìû äëÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèé, õàðàêòåðèçóþùèõñÿ ïîíèæåííûì ñîäåðæàíèåì ãåìîãëîáèíà â êðîâÿíîì ðóñëå.
Îíè ïîìîãàþò èçáàâèòüñÿ:
-îò æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè â õðîíè÷åñêîé ôîðìå;
-àíåìèè àëèìåíòàðíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, âûçâàííîé íåõâàòêîé â ïèùå æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðîäóêòîâ;
-ôóíêöèîíàëüíîãî ãåìîãëîáèíîäåôèöèòà ó æåíùèí, òåðÿþùèõ êðîâü â ïåðèîä ìåíñòðóàöèé è áåðåìåííîñòè;
-ïîñòðàâìàòè÷åñêîé àíåìèè â ìèðíîå è â âîåííîå âðåìÿ;
-èíôåêöèîííûõ, òîêñè÷åñêèõ, îíêîëîãè÷åñêèõ àíåìèé.

Ïðîäóêòû, ñïîñîáíûå êîìïåíñèðîâàòü äåôèöèò æåëåçà è âèòàìèíîâ

Ïå÷åíü ãîâÿäèíû — ýòî íàèáîëåå ïðåäïî÷òèòåëüíûé èç ìÿñíûõ ïðîäóêòîâ, ïîìîãàþùèõ ïðè àíåìèè ïîâûñèòü äî íîðìû íèçêèé ãåìîãëîáèí ó âçðîñëûõ.  òêàíè ïå÷åíè ñîäåðæèòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî æåëåçà è âèòàìèíîâ. Ïðè÷¸ì íå òîëüêî îòíîñÿùèõñÿ ê ãðóïïå Â, íî è âèòàìèíîâ À è Ñ, ïîääåðæèâàþùèõ èììóíèòåò è äûõàòåëüíóþ ôóíêöèþ.
Êðîìå òîãî, ýòî ìÿñî ëåãêî óñâàèâàåòñÿ, íå òåðÿÿ ñâîèõ ïîëåçíûõ ñâîéñòâ.  êà÷åñòâå äèåòè÷åñêîãî ïèòàíèÿ åãî íàçíà÷àþò æåíùèíàì â ïåðèîä áåðåìåííîñòè è äåòÿì, ñòðàäàþùèì àíåìèåé. Ïðè¸ì ýòîãî ïðîäóêòà â ïðåêëîííîì âîçðàñòå äîëæåí áûòü îãðàíè÷åí. Ýêñòðàêòèâíûå âåùåñòâà, òàêæå ñîäåðæàùèåñÿ â ïå÷åíè, ïîâûøàþò ñåêðåöèþ â ïèùåâàðèòåëüíîì òðàêòå è ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ ãàñòðèòà è ÿçâû æåëóäêà.
Ðåãóëÿðíîå âêëþ÷åíèå â ðàöèîí áëþä èç ïå÷åíè äîñòàòî÷íî áûñòðî äîâîäèò óðîâåíü ãåìîãëîáèíà äî ïðèåìëåìûõ ïîêàçàòåëåé.

Ãðå÷íåâàÿ êðóïà ïðè ïîíèæåííîì ãåìîãëîáèíå ýôôåêòèâíà ïðèìåðíî òàê æå, êàê ãîâÿæüÿ ïå÷åíü.  íåé òîæå ìíîãî æåëåçà, âèòàìèíîâ Â-ãðóïïû è ìèêðîýëåìåíòîâ, ñòèìóëèðóþùèõ óñâîÿåìîñòü ïðîäóêòà â êèøå÷íèêå.
×òîáû â ïðîöåññå âñàñûâàíèÿ ïîëó÷èëñÿ áîëåå âûñîêèé ãåìîãëîáèí, ñûðóþ êðóïó ïåðåä óïîòðåáëåíèåì ñëåäóåò ìåëêî èçìîëîòü â áëåíäåðå è íàñòîÿòü â êèïÿòêå èëè ñâàðèòü, ïîëó÷èâ êàøó. È â òîì è â äðóãîì âàðèàíòå ãðå÷êà îòñòàèâàåòñÿ íå ìåíåå ïîëóñóòîê. Ýòî äà¸ò âîçìîæíîñòü å¸ àêòèâíûì âåùåñòâàì íàáðàòü êîíöåíòðàöèþ, äàþùóþ íàèáîëüøèé òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò ïîñëå ïåðåâàðèâàíèÿ â æåëóäêå.

Ñîê ãðàíàòà, ïîìèìî æåëåçà è Â-âèòàìèíîâ, ñîäåðæèò ðåòèíîë (âèòàìèí À), íèêîòèíîâóþ êèñëîòó, ñòèìóëèðóþùóþ êðîâîîáðàùåíèå (âèòàìèí ÐÐ) è âèòàìèí Å, èíîãäà åù¸ íàçûâàåìûé «âèòàìèíîì ìîëîäîñòè».
Åäèíñòâåííûé íåäîñòàòîê ýòîãî ñîêà – îí ïëîõî óñâàèâàåòñÿ, îñîáåííî â íåâûæàòîì âèäå. Íî äàæå è ÷èñòîãî ñîêà âïîëíå äîñòàòî÷íî íà ñóòêè 100 ãðàìì,  è òî — ëó÷øå, åñëè îí áóäåò ðàçáàâëåí ìîðêîâíûì ñîêîì èëè âîäîé.

Ñâåêëà òîæå èìååò â ñâî¸ì ñîñòàâå æåëåçî è âèòàìèíû Â9 è Â12. Îíà íå òåðÿåò ñâîèõ ñâîéñòâ íè â ñûðîì, íè â âàð¸íîì âèäå. Åñëè ñîäåðæàíèå ãåìîãëîáèíà â êðîâè ïîíèæåíî, âåñü àññîðòèìåíò áëþä èç ñâåêëû, íà÷èíàÿ îò ïðîñòîãî âèíåãðåòà è çàêàí÷èâàÿ ñåë¸äêîé ïîä øóáîé, ñãëàæèâàåò àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì. Îñîáåííî ïîëåçåí ñâåæåâûæàòûé ñâåêîëüíûé ñîê. Òîëüêî ïåðåä óïîòðåáëåíèåì îí äîëæåí áûòü âûäåðæàí íå ìåíåå ÷àñà è îõëàæä¸í â õîëîäèëüíèêå.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ñâÿçàíû ñ åãî ïîëîæèòåëüíûì âîçäåéñòâèåì íà ñåêðåòîðíóþ ôóíêöèþ æåëóäêà è ïå÷åíè. Ëþäÿì, ñòðàäàþùèì ãàñòðèòîì è ÿçâîé æåëóäêà, à òàêæå õîëåöèñòèòîì, ðåêîìåíäóåòñÿ âîçäåðæèâàòüñÿ îò ýòîãî ñïîñîáà ëå÷åíèÿ àíåìèè.

ßáëîêè ïðè ïîíèæåííîì ãåìîãëîáèíå ïîëåçíû áåç âñÿêèõ îãðàíè÷åíèé â êîëè÷åñòâå è ñòåïåíè êèñëîòíîñòè. Íî ñîäåðæàíèå â íèõ æåëåçà íå òàê âåëèêî, êàê â ïðîäóêòàõ, óêàçàííûõ âûøå. Êðîìå òîãî, â ýòèõ ôðóêòàõ, åñëè îíè íå óïîòðåáëÿþòñÿ ñâåæèìè, ïîñëå äîëãîâðåìåííîãî õðàíåíèÿ, ñîâñåì íå îñòà¸òñÿ âèòàìèíîâ.

Ê ñàìûì ïîçèòèâíûì ðåçóëüòàòàì ïðè àíåìèè ïðèâîäèò óïîòðåáëåíèå â ïèùó ðàçëè÷íûõ ñî÷åòàíèé âñåõ ýòèõ ïðîäóêòîâ. Íàïðèìåð:
-áëþäî, ñîñòîÿùåå èç ñëåãêà îáæàðåííîé ãîâÿæüåé ïå÷åíè ñ ãàðíèðîì èç ãðå÷íåâîé êàøè;
-ñàëàò èç ñâåêëû,
-ñòàêàí ãðàíàòîâîãî ñîêà,
-ÿáëîêè íà äåñåðò.

Ôàðìàêîëîãè÷åñêèå ïðåïàðàòû, ïîâûøàþùèå ãåìîãëîáèí

Îáû÷íî äëÿ íîðìàëèçàöèè ïîêàçàòåëåé ãåìîãëîáèíà äîñòàòî÷íî íàñûùåííîãî äèåòè÷åñêîãî ïèòàíèÿ, âêëþ÷àþùåãî â ñåáÿ ñîîòâåòñòâóþùèå âèòàìèíû è æåëåçî. Ïðèìåíåíèå ëåêàðñòâåííîé òåðàïèè íåîáõîäèìî, êîãäà:
-óðîâåíü ãåìîãëîáèíà ñóùåñòâåííî íèæå íîðìû;
-ïîäáîð ïðîäóêòîâ äëÿ åãî ïîâûøåíèÿ çàòðóäí¸í èëè íåâîçìîæåí;
-äèåòè÷åñêîå ïèòàíèå ïî âîñïîëíåíèþ äåôèöèòà æåëåçà â êðîâè íå ïðèíåñëî ðåçóëüòàòîâ;
-êîëè÷åñòâî ãåìîãëîáèíà â ýðèòðîöèòàõ ïàäàåò ñëèøêîì áûñòðî;
-íàçíà÷åíà õèðóðãè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ ïî óñòðàíåíèþ îäíîé èç ïðè÷èí àíåìèè.

Ñàìûìè äîñòóïíûìè è ýôôåêòèâíûìè äëÿ ïðîôèëàêòèêè è ëå÷åíèÿ àíåìèè â ýòèõ ñëó÷àÿõ ñ÷èòàþòñÿ ñëåäóþùèå ôàðìàêîëîãè÷åñêèå ñðåäñòâà:
-Ñîðáèôåð-äóðóëåñ (ïðîòèâîïîêàçàí ïðè ñòåíîçå ïèùåâîäà, íàëè÷èè âîñïàëèòåëüíûõ î÷àãîâ â êèøå÷íèêå, äåòÿì äî 12-òè ëåò).
-Òîòåìà (íå ïðèìåíÿåòñÿ ïðè ÿçâå æåëóäêà, ãåìîõðîìàòîçå, áîëåçíè Âèëüñîíà-Êîíîâàëîâà, àëëåðãèè ê ôðóêòîçå).
-Ôåíþëüñ — æåëåçîñîäåðæàùèé ïðåïàðàò ñ ïîëíûì íàáîðîì âèòàìèíîâ À, Â, Ñ, Å, ÐÐ. Î÷åíü âûñîêàÿ óñâîÿåìîñòü. Ïðîòèâîïîêàçàí òîëüêî ïðè ãåìîñèäåðîçå, ãåìîõðîìàòîçå è èäèîñèíêðàçèè ê òîìó èëè èíîìó âèòàìèíó, âõîäÿùåìó â îáùèé êîìïëåêñ.
-Ôåððóì ëåê. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ: àíåìèè ãåìîëèòè÷åñêîãî òèïà, ãåìîñèäåðîç, òàëàññåìèÿ.
-Ôåððî-ôîëüãàììà. Ìåõàíèçì äåéñòâèÿ òîò æå: êîíöåíòðèðîâàííîå âîçäåéñòâèå æåëåçà, õîðîøàÿ óñâîÿåìîñòü â æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå. Íå ïðèìåíÿåòñÿ ïðè ïå÷¸íî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ãåìîõðîìàòîçå.

Íàçâàíèå êàæäîãî ïðåïàðàòà, êðîìå «Òîòåìà», îòðàæàåò íàëè÷èå â í¸ì æåëåçà (Ferrum). Îáû÷íî ìåòàëë òàì íàõîäèòñÿ â ñâÿçàííîì ñîñòîÿíèè — â âèäå ñóëüôàòà.
 îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå âî âñåõ ýòèõ ëåêàðñòâàõ ïðèñóòñòâóþò îñíîâíûå âèòàìèíû, óëó÷øàþùèå ïåðåõîä Fe2 (SO4)3 â ñîñòàâ ãåìîãëîáèíà.

Çàêëþ÷åíèå

Îêàçàâøèñü â ïëåíó ó òàêîãî îïàñíîãî âðàãà êàê àíåìèÿ, ïîñòîÿííî ñíèæàþùåãî âàøè æèçíåííûå âîçìîæíîñòè, íå ñòîèò âïàäàòü â îò÷àÿíüå. Íóæíî ïðîñòî ïðè ïåðâûõ æå ïðîÿâëåíèÿõ áîëåçíè îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó è íà÷àòü ëå÷åíèå.
×òî ýòîìó ìîæåò ïîìåøàòü? Òîëüêî íàèâíîñòü, ñêëîíÿþùàÿ ê òîìó, ÷òî âñ¸ îáîéä¸òñÿ. Íî ýòî íå ëó÷øèé ñîâåò÷èê äëÿ çäðàâîìûñëÿùåãî ÷åëîâåêà.

Источник