Врач при низком гемоглобине
Гемоглобин представляет собой сложное химическое соединение белка с элементом железа, которое присутствует в эритроцитах. Функция гемоглобина в человеческом организме является одной из самых главных – он участвует в доставке молекул кислорода ко всем тканям и органам организма.
Кислород является незаменимым для обеспечения жизнедеятельности живого существа элементом, он принимает участие в получении и обмене энергией и проведении восстановительных реакций. Действие гемоглобина основывается на захвате кислорода в легких, проведении дальнейшего окисления и передаче его всем структурам организма.
Когда гемоглобин понижен, это значит наступление кислородного истощения всех клеток организма и ослабления иммунитета. Чтобы не допустить снижения гемоглобина в крови ниже нормы, нужно знать, что делать при недостатке в организме железа. Давайте разберемся, при каких случаях уровень гемоглобина в крови уменьшается, каковы его нормы у разных людей и какими способами повысить недостаток этого вещества в домашних условиях.
Норма гемоглобина
От уровня гемоглобина в крови зависит самочувствие и здоровье человека. Если показатели гемоглобина ниже нормы, тогда речь идет об анемии, которая считается довольно грозным и опасным заболеванием.
Норма гемоглобина в крови зависит от пола человека:
- У детей в норме содержание гемоглобина, как и у взрослых: перед рождением уже начинает синтезироваться HbA, который к году жизни практически заменяет фетальный гемоглобин, служивший ребенку во время внутриутробного развития.
- У женщин от 115 до 145 г/л (при беременности от 110 г/л);
- У мужчин от 130 до 160 г/л.
По объему понижения гемоглобина железодефицитные анемии бывают нескольких степеней:
- легкой (содержание гемоглобина от 110 г/л до 90 г/л);
- средней (содержание гемоглобина от 90 г/л до 70 г/л);
- тяжелой (содержание гемоглобина менее 70 г/л).
Встречается также латентная анемия (скрытая). Она характеризуется нормальным присутствием гемоглобина в эритроцитах на фоне уменьшения сывороточного железа. При этом симптомы его понижения проявляются достаточно ярко. Подобное состояние нередко присуще женщинам в периоде беременности.
Симптомы пониженного гемоглобина
Помимо анализа крови, который сразу выявляет нехватку этого важнейшего белка в организме, есть ряд симптомов: по ним можно самостоятельно предположить о низком уровне гемоглобина в крови.
У мужчин и женщин это такие признаки:
- общая слабость организма, сонливость;
- бледная кожа, иногда она даже кажется “прозрачной”;
- губы синеватого цвета;
- кожа становится сухой и начинает шелушиться;
- в особо запущенных случаях, начинают ломаться ногти и выпадать волосы;
- для детей основным признаком нехватки гемоглобина являются частые болезни.
Во время распознав симптомы пониженного гемоглобина у взрослых, можно с успехом привести его в норму, не прибегая к помощи врачей. Но прежде, необходимо знать причины, которые снижают содержание этого важного элемента в крови.
Причины низкого гемоглобина
Почему у взрослых гемоглобин понижен, что это значит? Организм может терять гемоглобин по различным причинам. Быстрее всего это происходит при кровопотерях – как явных, так и скрытых. Явные кровотечения случаются при обильной и длительной менструации у женщин (больше пяти дней), геморрое, различных ранениях, травмах или операциях.
Плохое питание с недостаточным количеством животных белков, витаминов и микроэлементов приводит к железодефицитной анемии. Часто низкий гемоглобин встречается у людей, пропагандирующих вегетарианство или длительное время находящихся на диете. В детском возрасте анемия развивается при несбалансированном или недостаточном питании.
Скрытые кровотечения возможны при некоторых желудочно-кишечных заболеваниях, патологиях женской репродуктивной системы (киста яичников, миома матки и проч.). К снижению гемоглобина и короткой жизни эритроцитов могут привести аутоиммунные болезни, инфекции или наследственные заболевания.
Последствия
У взрослых понижение концентрации гемоглобина ведет к тому, что организм недополучает требуемое количество кислорода. Нарушается общее состояние больных и появляются вышеописанные жалобы.
- Последствием этого может стать снижение иммунитета и, как результат, увеличение частоты инфекционных заболеваний.
- В большинстве случаев наблюдается быстрая утомляемость человека и постоянная слабость.
- Анемия может вызывать деформацию в эпителиальных тканях человека – слизистой дыхательных путей, ротовой полости, желудочно-кишечного тракта и верхних защитных слоев кожи.
- Нередко малокровие становится причиной расстройств нервной системы: появляется раздражительность, беспричинные перепады настроения, снижается концентрация внимания.
Кроме того, при малокровии могут быть такие проявления, как трещины на губах, резкая мышечная слабость, выпадение волос, ломкость ногтей и пристрастие к особым запахам, которые другим людям кажутся неприятными.
Низкий гемоглобин при беременности
Пониженный гемоглобин при беременности – распространенное явление для будущих мамочек. Значительное отклонение от нормы может негативно сказаться на здоровье и мамы, и малыша. Это чревато следующими осложнениями:
- гипотония матки (уменьшение сократительной способности ее мышц);
- гипоксия (кислородное голодание плода);
- задержка, а то и прекращение роста и развития плода;
- низкая масса при рождении;
- нарушения в работе дыхательной и нервной систем.
Помимо этого, многие врачи уверены, что пониженный гемоглобин у женщины во время родов может негативно отобразится на здоровье ребенка в будущем. Такие дети плохо учатся в школе, часто болеют, страдают разнообразными патологиями внутренних органов. Поэтому, если в период беременности он ниже нормы, лечение под присмотром врача крайне необходимо.
Как повысить гемоглобин?
Что делать? Для того, чтобы повысить гемоглобин в крови, нужно на всякий случай знать причину его падения. Можно сколько угодно употреблять продукты, повышающие гемоглобин (железо, витамины группы В), но если они не будут должным образом всасываться в ЖКТ, то успехов можно и не дождаться.
Основной патогенетический метод терапии — это прием железосодержащих препаратов (Хеферол, Ферроплекс, Ферлатум и другие). Как правило, назначаются пероральные формы, но в тяжелых случаях лекарства рекомендуется вводить парентерально. Лечение пациентов, склонных к дисфункциям кишечника, предусматривает параллельное назначение ферментных и обволакивающих препаратов.
При хорошей переносимости назначенных лекарств их применяют в максимальных дозах с последующей поддерживающей терапией с уменьшением дозировки в течение нескольких месяцев. При этом обязательно следят за уровнем железа в эритроцитах и сыворотке крови. При необходимости также назначают витамин В12, В9 и аскорбиновую кислоту. В тяжелых случаях прибегают к переливанию цельной крови или эритроцитарной массы.
Препараты железа при низком гемоглобине у взрослых
Препараты для повышения гемоглобина назначаются только врачом и, естественно, под его строгим контролем. Это объясняется наличием побочных эффектов после приема лекарств, среди которых выделяют: тошнота, ощущение раздражительности желудка, диарея, запор и рвота.
Весьма распространенными и популярными являются следующие препараты повышающие гемоглобин в крови:
- Ферро-фольгамма;
- Сорбифер Дурулес;
- Ферретаб;
- Феррум лек;
- Гемофер капли;
- Тотема;
- Мальтофер.
Курс лечения длиться от двух недель до трех месяцев. При этом видимый результат наступает примерно спустя 2-3 недели приема лекарства. Если в составе отсутствует аскорбиновая кислота, то необходимо дополнительно принимать витамин С до 0,3 г в сутки.
При обнаружении низкого гемоглобина и лечении таблетками запрещается одновременно пить средства, содержащие кальций, поскольку они являются антагонистами. Поэтому запивать железо молоком, зеленым чем и кофе нельзя.
Диета
К продуктам, способствующим алиментарной терапии при пониженном гемоглобине, относятся:
- Сорта красного мяса — кролик, говядина.
- Белое мясо курицы.
- Говяжий язык, говяжья печень.
- Яичные желтки.
- Морепродукты, рыба.
- Бобовые.
- Гречка и другие крупы.
- Морковь, свекла, темно-зеленые овощи.
- Грецкие орехи.
- Гранат, яблоки и ягоды с большим содержанием витамина С.
Ни в коем случае не нужно воспринимать такую диету при низком гемоглобине слишком буквально и переходить на одни белки – организму трудно это все усвоить. Обязательно гарнируйте мясо овощами и зеленью, а на завтрак кушайте каши грубого помола. В качестве дополнения к питанию для повышения гемоглобина можно посоветовать пить соки — виноградный, гранатовый, морковный, свекольный, яблочный.
При этом для улучшения усвоения железа следует максимально сократить потребление молочных продуктов, жирной пищи, мучных изделий, зеленого чая и кофе.
Я не врач, поэтому к моим советам относитесь с осторожностью. От запоров — порошок сульфат магнезии. Может так же снизить артериальное давление. Пейте в день 1,5-2л чистой воды. Если быть точным 30мл на 1кг массы тела. Это должно нормализовать проблемы с жкт, сделать кровь нормальной по вязкости. И если нет проблем с почками, то при низком железе и как общеукрепляюшее средство можно попробовать рецепт американского доктора Д. С. ДЖАРВИСА. На стакан кипячёной воды 2 чайные ложки мёда и 2 чайные ложки натурального яблочного уксуса. С уксусом осторожнее, очень много его нельзя употреблять за раз.
1566 просмотров
26 августа 2019
Здравствуйте. У моей мамы (60лет) сахарный диабет. Ухудшилось самочувствие. Обратились к терапевту, сдали анализы. По клин анализу крови 90 гемоглобин, 25 соэ, 11.3 лейкоциты. Остальные поуазатели в норме. Моча нехорошая, но с почками всегда ьыли проблемы. Биохимия тоже почечные и печеночные покащатели не ахти. Принимает железо, усилили питание. Уже пересдали два раза анализы, гемоглобин всё тот же. То есть от 90 до 94. Сахар высокий. Видимых кровотечений нет. Подскажите, пожалуйста, в каком направлении нам действовать?
Возраст: 60
Хронические болезни: Сахарный диабет, камни в почках, увеличенная печень
На сервисе СпросиВрача Вы можете задать вопрос гематологу по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Невролог, Терапевт
Здравствуйте. Сколько по времени мама принимает железо и какой именно препарат?
Олеся, 26 августа 2019
Клиент
Виктория, здравствуйте. Принимает месяц Сорбифер дурулес
Педиатр
Здравствуйте! Какое железо пьет?
Олеся, 26 августа 2019
Клиент
Маргуба, здравствуйте. Сорбифер дурулес
Педиатр
Не надо его пить
Проверьте Вит В12 и фолаты ,ферритин, сыв железо.
Олеся, 26 августа 2019
Клиент
Маргуба, это тоже кровь сдавать на это? Подскажите, а почему так высоко цветовой показатель увеличился?
Невролог, Терапевт
Прием препарата идет до 3 месяцев. Часто имеется анемия на фоне почечной патологии, диабета. Сахар нужно стараться к норме привести. И подключать вит. гр.В, можно комплексные для диабетиков.
Олеся, 26 августа 2019
Клиент
Виктория, да для диабетиков тоже пьет витамины около месяца. Три раза пересдавали, картина одна и таже. Даже пропили антибиотик раз по крови воспаление и почки не в норме, но соэ такое же и гемоглобин низкий.
Невролог, Терапевт
Гемоглобин сложно поднять в принципе, особенно на фоне хронических болезней. Поэтому дается 3 месяца на прием препарата.
Педиатр
Вот это и смущает, ТК может быть фолиево дефицитная или Вит В12 дефицитная анемия. Поэтому и советую сдать кровь на вышеозначенные параметры, да , и проверить общ белок крови, мочевину, креатининбЧасто у диабетиков причина анемии бываеттсвязанаи с почками,страдающими при повышенном сахаре. Там тоже вырабатывается фактор кроветворения( эритропоэтин)
Олеся, 26 августа 2019
Клиент
Маргуба, анализ биохимии приложила, мы сдавали
Педиатр
Здравствуйте гепатиты вирусные сдавали?
Олеся, 26 августа 2019
Клиент
Елена, здравствуйте. Нет, не сдавали
Педиатр
Когда гемоглабин от препаратов не растет, щначит есть зроническая вируснвя инфекции
Олеся, 26 августа 2019
Клиент
Елена, даже антибиотик неделю пили. А сдать толтко на гепатит?
Педиатр
Увидела. Там нормально. Досдайте остальное .
Олеся, 26 августа 2019
Клиент
Маргуба, то есть фоллаты, сыв кровь, в 12? Извините, что переспрашиваю
Педиатр
Гепатиты в и с
Вэб цмв впг токсоплазму методом ифа igg m
Олеся, 26 августа 2019
Клиент
Елена, спасибо! Будем действовать
Педиатр
Фолаты, Вит в12, ферритин, сыв железо ,ожсс, лжсс
Олеся, 26 августа 2019
Клиент
Маргуба, спасибо! Теперь хотя бы знаю на что сдать. Терапевт сказала проверять Всё! Но надо же с чего то начинать…
Педиатр
Гематолог
Добрый день, если железо не помогает, то подозрение на анемию хронических заболеваний. Необходимо сдать: С-реактивный белок+ферритин.
Олеся, 26 августа 2019
Клиент
Евгений, большое спасибо! Будем обязательно сдавать
Терапевт
По анализам диабетическая нефропатия,но без нарушения азотовыделительной функции. Повторите креатинин, надо посчитать скорость клубочковой фильтрации. При диабете развивается почечная недостаточность,и анемия вторична,за счёт снижения синтеза эритропоэтина страдающими почками.В этом случае рекомендуется прием фолиевой кислоты, препаратов трнхвалентоного железа и заместительная терапия эритропоэтином.
Покажите маму гинекологу, маммологу,сделайте ФГДС,пересдайте креатинин и ферритин. Более вероятно у пациента с такой коиорбиднлстью, анемия связана с ХБП.
Олеся, 26 августа 2019
Клиент
Лариса, здравствуйте. А что такое ХБП? Спасибо за расширенный ответ!
Терапевт
Хроническая болезнь почек
Олеся, 26 августа 2019
Клиент
Терапевт
Гематолог, Маммолог, Онколог
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, в каком направлении нам действовать?
Обратитесь к эндокринологу и терапевту.
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовало 2 человека,
средняя оценка 2
Гемоглобин
28 сентября 2017
Юлия, Сумы
Вопрос закрыт
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?
Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою 03 онлайн консультацию от врача эксперта.
Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!
Ñåãîäíÿ õî÷ó ðàññêàçàòü ïðî àáîðòû. Ðàçâåÿòü íåêîòîðûå ìèôû.
Ðå÷ü ïîéä¸ò î ñàìîñòîÿòåëüíîì ðåøåíèè æåíùèíû î ïðåðûâàíèè áåðåìåííîñòè (ïî êëàññèôèêàöèè ÌÊÁ-10 ñåé÷àñ íåò òåðìèíà âûêèäûø – ëþáàÿ ïðåðâàâøàÿñÿ áåðåìåííîñòü äî 22 íåäåëü èìåíóåòñÿ àáîðòîì). Ìû ïîãîâîðèì íå î ñïîíòàííîì ñëó÷àå, íî î âçâåøåííîì ðåøåíèè ñ ïðèìåíåíèåì ìåäèöèíñêîãî ïîñîáèÿ.
Íà÷íó ñ òîãî, ÷òî äàííûé ïîñò áóäåò íîñèòü ñóãóáî èíôîðìàòèâíûé õàðàêòåð – ìîåãî ëè÷íîãî îòíîøåíèÿ òóò íå áóäåò. Êàê äîêòîð, ÿ íå äîëæíà îñóæäàòü ýòîò âûáîð èëè îäîáðÿòü – êàê ãîâîðèòñÿ, “íå âàøå äåëî”. Ìîÿ çàäà÷à ðàññêàçàòü ïàöèåíòêå ïðî âîçìîæíîñòè è ðèñêè, óáåäèòñÿ, ÷òî îíà íà 100% óâåðåíà â ñâî¸ì ðåøåíèè è ñîáðàòü å¸ â íåë¸ãêèé ïóòü.
Êîãäà ìû áûëè ìîëîäûìè îðäèíàòîðàìè è ïåðåä çàíÿòèåì ïî àáîðòàì, îáñóæäàëè êòî êàê îòíîñèòñÿ, íåñêîëüêî ÷åëîâåê ÿðîñòíî îòñòàèâàëè ïîçèöèþ, ÷òî îíè íå áóäóò çàíèìàòüñÿ íåáîãîóãîäíûì äåëîì. Íà ÷òî âîøåäøèé ïðåïîäàâàòåëü (êîòîðûé íåñêîëüêî ìèíóò çà äâåðüþ ñëóøàë ýòè äåáàòû) îòìåòèë, ÷òî òîãäà è ãèíåêîëîãàìè îí òîæå íå áóäóò. “Ïðåäñòàâüòå, åñëè õèðóðã áóäåò îïåðèðîâàòü ãðûæè, íî îòêàæåòñÿ îïåðèðîâàòü àïïåíäèöèòû, ìîòèâèðóÿ ýòî õîòü ðåëèãèåé, õîòü ñîáñòâåííîé êðèâîðóêîñòüþ. Äè÷ü? Áåçóñëîâíî. Òàê è òóò – òû ëèáî ãèíåêîëîã, ëèáî èäè çàíèìàéñÿ ÷åì óãîäíî è ïðîïàãàíäèðóé ÷òî õî÷åøü”. Íà ýòîì äèñêóññèîííûé êëóá çàêðûëñÿ.
Íàäî ñêàçàòü, ÷òî íà ñàìîì äåëå, æåëàþùèõ ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü â öåëîì íå òàê óæ è ìíîãî. Åñëè âåðèòü ìîèì åæåãîäíûì îò÷åòàì, òî íà àáîðò èäóò ïðèìåðíî 5-7 ÷åëîâåê â ãîä ñ ìîåãî ó÷àñòêà.  ìîåé êîíñóëüòàöèè èõ 14. Çíà÷èò íàøà êîíñóëüòàöèÿ íàïðàâëÿåò ïðèìåðíî 70-100 ÷åëîâåê â ãîä. Åñòü åù¸ òå, êòî ïîøëè äåëàòü ïëàòíî è â ãîäîâîé îò÷åò íå ïîïàëè: ëèáî ðàííèé ñðîê – è ìîæíî ïðåðâàòü ìåäèêàìåíòîçíî, ëèáî ñîáðàòü àíàëèçû äî 12 íåäåëü óæå íå óñïåâàåì, è íàäî áåæàòü òóäà, ãäå âñ¸ ñäåëàþò îäíèì äí¸ì. Òàêèõ â ãîä ÷åëîâåê 5-6. Ñîîòâåòñòâåííî, ïóò¸ì íåõèòðûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ èñ÷èñëåíèé ìû ïîëó÷àåì äèàïàçîí 140-180 æåíùèí, åæåãîäíî ïðåðûâàþùèõ áåðåìåííîñòü, êîòîðûå îòíîñÿòñÿ ê íàøåé êîíñóëüòàöèè. Åñëè ñîáðàòü èõ â ñïîðòèâíîì çàëå, òî ïîêàæåòñÿ, ÷òî ýòî îãðîìíàÿ òîëïà. Íî åñëè ïîìåñòèòü ðÿäîì âñåõ áåðåìåííûõ, êîòîðûå âñòàëè íà ó÷¸ò è ðîäèëè – òî ýòî êàê ñðàâíèâàòü ðàçìåðû àðáóçà è àáðèêîñà.
Êîãäà æåíùèíà ïðèõîäèò è ãîâîðèò, ÷òî æåëàåò ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü, âñåãäà íàäî âûÿñíèòü ïðè÷èíû, îáñòîÿòåëüñòâà, â êîòîðûõ îíà íàõîäèòñÿ.
Íàäî ñêàçàòü, ñèòóàöèè áûâàþò ðàçíûå: áûâàåò, ÷òî æåíùèíà ïðèõîäèò íåóâåðåííàÿ â ñâî¸ì ðåøåíèè, ëèáî îíî åé êåì-òî íàâÿçàíî.  òàêèõ ñëó÷àÿõ ïîìèìî àíàëèçîâ è íàïðàâëåíèé, ÿ îòïóñêàþ ïàöèåíòêó “ïîäóìàòü”. ×àùå âñåãî ìû ÷åðåç 9 ìåñÿöåâ ðîæàåì ìèëûõ ïóïñèêîâ, êîòîðûì æåíùèíû îêàçûâàþòñÿ î÷åíü ðàäû.
Èíîãäà æåëàíèå ïðåðâàòü áåðåìåííîñòü âûçâàíî ñòðàõîì, ÷òî ðåá¸íîê áóäåò ðàçâèâàòüñÿ íåáëàãîïîëó÷íî – î áåðåìåííîñòè íå çíàëè, ñäåëàëè ðåíòãåí/óïîòðåáëÿëè àëêîãîëü èëè íàðêîòè÷åñêèå âåùåñòâà/ïðèíèìàëè ëå÷åáíûå ïðåïàðàòû ñòðîãî ïðîòèâîïîêàçàííûå â ïåðâîì òðèìåñòðå/ïåðåáîëåëè òÿæåëûì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèåì… Âàðèàíòîâ ìíîãî. È, ê ñîæàëåíèþ, çäåñü ÿ ìîãó òîëüêî ðàññêàçàòü ñòàòèñòè÷åñêèå äàííûå ïî ðàçâèòèþ òåõ èëè èíûõ àíîìàëèé. Îêîí÷àòåëüíîå ðåøåíèå îñòà¸òñÿ çà æåíùèíîé. Ðåøåíèå êðàéíå òÿæ¸ëîå, òàê êàê âåðîÿòíîñòü “ïðîñêî÷èòü” â îáå ñòîðîíû åñòü âñåãäà. Âðîäå âîçäåéñòâèå ìèíèìàëüíîå, à íà ÓÇÈ âèäèì ìíîæåñòâåííûå ïîðîêè, íåñîâìåñòèìûå ñ æèçíüþ. Èëè èìåëî ìåñòî áûòü ñî÷åòàíèå íåñêîëüêèõ òåðàòîãåííûõ ôàêòîðîâ, à ðåá¸íîê ïëåâàòü õîòåë íà âñ¸ ñ âûñîêîé êîëîêîëüíè – ðàçâèâàåòñÿ êðåïûø. Òóò íå óãàäàåøü.
Îñîáíÿêîì ñòîÿò èçíàñèëîâàíèÿ – íî ñ òàêèìè â ïðàêòèêå ÿ ïîêà íå ñòàëêèâàëàñü. Òàê êàê ýòà êàòåãîðèÿ æåíùèí ïîñòóïàåò íà îáñëåäîâàíèå â ñòàöèîíàð. Êàê ðàçâèâàþòñÿ äàëüøå ñîáûòèÿ, ìíå íåèçâåñòíî. Âîçìîæíî, êòî-òî è âñòàåò íà ó÷¸ò, íî â ãðàôå îòöà ñòàâèò ïðîïóñê. Íå ìî¸ äåëî, ïî÷åìó îíà ìàòü-îäèíî÷êà. Ìî¸ äåëî – å¸ ðàçâèâàþùàÿñÿ áåðåìåííîñòü è å¸ ñàìî÷óâñòâèå.
È ïîñëåäíÿÿ êàòåãîðèÿ: òå, êòî ïðèøëè ñ æåëåçîáåòîííûì ðåøåíèåì. Çäåñü äîëãèõ áåñåä è ðàçìóñîëèâàíèé íå áûâàåò – âîò íàïðàâëåíèÿ íà îáñëåäîâàíèÿ, çà ðåçóëüòàòàìè è íàïðàâëåíèåì íà ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè ïîäîéòè òîãäà-òî. Äî âñòðå÷è.
Òåïåðü ïðî ñàìè àáîðòû è ïîäãîòîâêó ê íèì.
Ñíà÷àëà ðàññêàæó ïðî àáîðòû ïî ÎÌÑ. Ïîëó÷èòü íàïðàâëåíèå ìîæåò ëþáàÿ æåíùèíà. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî:
1. Ïðåäîñòàâèòü ÓÇÈ î ñðîêå áåðåìåííîñòè
2. Ïðåäîñòàâèòü íåîáõîäèìûå îáñëåäîâàíèÿ (êëèíè÷åñêèé è áèîõèìè÷åñêèé àíàëèçû êðîâè, êîàãóëîãðàììó, ãðóïïó êðîâè è ðåçóñ-ôàêòîð, ãåïàòèò Â, ãåïàòèò Ñ, êðîâü íà ñèôèëèñ, íà ÂÈ× èíôåêöèþ, îáùèé àíàëèç ìî÷è, öèòîëîãè÷åñêèé ìàçîê è ìàçîê íà ôëîðó – ïîñëåäíèé, åñëè â í¸ì ìíîãî ëåéêîöèòîâ, ïîòðåáóþò ïðîëå÷èòü è ïåðåñäàòü)
3. Êîíñóëüòàöèÿ ïñèõîëîãà – ââåäåíà îòíîñèòåëüíî íåäàâíî, íî òðåáóåòñÿ âñåì (ïðè êàæäîé æåíñêîé êîíñóëüòàöèè åñòü ïñèõîëîã äëÿ ýòèõ öåëåé)
4. ÔËà íå áîëåå ãîäà äàâíîñòè, ÝÊÃ, çàêëþ÷åíèå òåðàïåâòà.
Îáû÷íî õâàòàåò íåäåëè, ÷òîáû ýòî ñîáðàòü. Äàëåå ìû äà¸ì íàïðàâëåíèå, è æåíùèíà, ëåòÿùåé ïîõîäêîé íàïðàâëÿåòñÿ â ñòàöèîíàð íà ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè.  Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå ýòèì â ðàìêàõ ÎÌÑ çàíèìàåòñÿ öåíòð ïëàíèðîâàíèÿ ñåìüè è ðåïðîäóêòîëîãèè (äîâîëüíî èðîíè÷íî). Îíè áåðóò â ñðîêàõ 7-12 íåäåëü áåðåìåííîñòè.
Áûâàþò ñèòóàöèè, êîãäà ÿ ðåêîìåíäóþ ñäåëàòü ïëàòíî.
1. Åñëè æåíùèíà óçíàëà î áåðåìåííîñòè äî 6 íåäåëü.  ýòîì ñëó÷àå åñòü âîçìîæíîñòü îáîéòèñü “ìàëîé êðîâüþ”: âàðèàíò ìåäèêàìåíòîçíîãî ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè èëè ìèíè-àáîðò (íèæå ðàññêàæó áîëåå ïîäðîáíî)
2. Åñëè æåíùèíà ïðèøëà ñëèøêîì ïîçäíî (10-11 íåäåëü) – ìû ïðîñòî íå óñïååì ñîáðàòüñÿ. À îíà íàñòðîåíà êàòåãîðè÷íî “òîëüêî àáîðò!”. Òîãäà ëó÷øå îïÿòü æå îáðàòèòüñÿ ïëàòíî, ÷òîáû óñïåòü âñ¸ ñäåëàòü â ñðîêàõ.
Âèäû àáîðòîâ:
1. Ìåäèêàìåíòîçíûé. Ïðîâîäèòñÿ äî 6 íåäåëü áåðåìåííîñòè, êîãäà ïëîäíîå ÿéöî åù¸ ìàëåíüêîå. Âûïèâàþòñÿ 2 ïðåïàðàòà, âûçûâàþùèå ñîêðàùåíèå ìàòêè è îòòîðæåíèå ýíäîìåòðèÿ. Ïî ñóòè, æåíùèíà ïðîñòî îáèëüíî îòìåíñòðóèðóåò âåñü ýíäîìåòðèé âìåñòå ñ ïëîäíûì ÿéöîì.
Íåäîñòàòêè: èíîãäà ñëó÷àåòñÿ íåïîëíûé àáîðò è ïðèõîäèòñÿ åõàòü â ñòàöèîíàð äëÿ óäàëåíèÿ îñòàòêîâ òêàíåé. Íî îòíîøåíèå êîëè÷åñòâà óäà÷ è îñëîæíåíèé ãîâîðèò “çà” ïðèìåíåíèå äàííîãî ìåòîäà.
2. Ìèíè-àáîðò èëè âàêóóì-àñïèðàöèÿ. Òàêæå ïðîâîäèòñÿ äî 6 íåäåëü áåðåìåííîñòè (íåêîòîðûå êëèíèêè áåðóò ãðåõ íà äóøó è óâåëè÷èâàþò ñðîê äî 8 íåäåëü, ÷òî ÷ðåâàòî â äàëüíåéøåì ðèñêîì îêàçàòüñÿ â ñòàöèîíàðå, òàê êàê óäàëèëèñü íå âñå òêàíè).  ïîëîñòü ìàòêè, ïðàêòè÷åñêè íå îùóòèìî äëÿ æåíùèíû ââîäèòñÿ êàòåòåð òîëùèíîé ñî ñòåðæåíü îò øàðèêîâîé ðó÷êè è âñ¸ îòñàñûâàåòñÿ â ñïåöèàëüíûé øïðèö. Äàííûé ìåòîä àáñîëþòíî èäåíòè÷åí ïðîöåäóðå àñïèðàòà èç ïîëîñòè ìàòêè â ðàìêàõ îáñëåäîâàíèÿ ïðè ìèîìå ìàòêè èëè ãèïåðïëàçèè ýíäîìåòðèÿ äî 6 ìì ó æåíùèí â ìåíîïàóçå.
Íåäîñòàòêè: ëþáîå âíóòðèìàòî÷íîå âìåøàòåëüñòâî èìååò ðèñê ðàçâèòèÿ ýíäîìåòðèòà (õîòü è ìèíèìàëüíûé). È, åñòü òàêæå âåðîÿòíîñòü, êàê è â ïåðâîì ñëó÷àå, íåïîëíîãî àáîðòà ñ ïîñëåäóþùèì ëå÷åíèåì â ñòàöèîíàðå
3. Àáîðò â ñðîêàõ 6-12 íåäåëü ïðîâîäèòñÿ ïóò¸ì êþðåòàæà ìàòêè. Äàííàÿ ïðîöåäóðà ïðîâîäèòñÿ ïîä âíóòðèâåííûì êðàòêîâðåìåííûì íàðêîçîì. Çàíèìàåò â ñðåäíåì 3-7 ìèíóò (çàâèñèò îò îïûòà äîêòîðà è ïàðàìåòðîâ ñàìîé æåíùèíû – åñëè äàìà âåñèò çà 100 êã, òî òóò ìèíóò 5 çàéì¸ò òîëüêî ïóòü ê ìåñòó ðàáîòû ÷åðåç âñå æèðîâûå çàïàñû Ðîäèíû). Ìåõàíèêà: ïðè ïîìîùè ñïåöèàëüíûõ ðàñøèðèòåëåé (ìåòàëëè÷åñêèå ïàëî÷êè ðàçíîãî äèàìåòðà) ðàñøèðÿåòñÿ öåðâèêàëüíûé êàíàë, ÷òîáû òóäà ìîæíî áûëî çàâåñòè êþðåòêó (èíñòðóìåíò âûãëÿäèò êàê ïàëî÷êà äëÿ ìûëüíûõ ïóçûðåé, òîëüêî ïî ôîðìå íå êðóãëàÿ íà êîíöå, à êàïëåâèäíàÿ). È äàëåå, êàê ïî ñòåíêàì áàíî÷êè ëîæêîé ñîáèðàþò êàêîå-íèáóäü ëàêîìñòâî, ïðèìåðíî òàêèìè æå äâèæåíèÿìè âûñêàáëèâàþò (à íå “÷èñòÿò”!) ñòåíêè ìàòêè.
Íåäîñòàòêè: – íå âñå õîðîøî îòõîäÿò îò íàðêîçà
– ëþáîå âíóòðèìàòî÷íîå âìåøàòåëüñòâî = ðèñê èíôåêöèè
– ðèñê “ïåðåñêîáëèòü”. Âæèâóþ íèêîãäà íå âèäåëà, íî â ëèòåðàòóðå ñëó÷àè îïèñàíû. Êàê äîêòîð îïðåäåëÿåò, ÷òî óæå âñ¸? ×òî àáîðò ìîæíî ñ÷èòàòü âûïîëíåííûì? Êîãäà óñëûøèò “õðóñò ñíåãà” (íà ïðàêòèêå, êàê ìíå êàæåòñÿ, òóò äàëüøå áîëüøå íå íà ñëóõ îðèåíòèðóåøüñÿ, à íà èçìåíèâøååñÿ ÷óâñòâà â ðóêå ïîä êþðåòêîé – ñëîæíî îïèñàòü, íî îäèí ðàç ïî÷óâñòâîâàâ, óæå íå çàáóäåøü). ×òîáû ïîíÿòü, ÷òî íàäî ñëûøàòü, âîçüìèòå ïðÿäü âîëîñ è ïîòðèòå â ïàëüöàõ, êàê áóäòî ÷òî-òî ñîëèòå. Âîò ýòîò ñàìûé çâóê. Íî åñëè ïðîäîëæèòü óñåðäñòâîâàòü íà “ãîëîé” ìàòêå, ìîæíî óäàëèòü áàçàëüíûé ñëîé êëåòîê, èç êîòîðîãî íàðàñòàåò ýíäîìåòðèé. Ñîîòâåòñòâåííî, æåíùèíà ëèøèòñÿ ìåíñòðóàöèé (ãîðìîíàëüíûå èçìåíåíèÿ áóäóò ïðîèñõîäèòü – ýòî íå ìåíîïàóçà), à çíà÷èò è øàíñîâ íà ïîñëåäóþùóþ áåðåìåííîñòü – ýìáðèîí áóäåò ôîðìèðîâàòüñÿ, íî óêîðåíèòüñÿ åìó áóäåò íåêóäà: âìåñòî ïëîäîðîäíîé ïî÷âû – âûææåíàÿ çåìëÿ.
È â çàêëþ÷åíèå, ïðî “àáîðò = óáèéñòâî!”. Íå áóäó âûñêàçûâàòü ñâî¸ ìíåíèå, òîëüêî ñóõèå ôàêòû.
 3-4 íåäåëè çàêëàäûâàåòñÿ íåðâíàÿ òðóáêà. Ýòî òàê. Íî ïåðâûé ðåôëåêñ, ñîñàòåëüíûé, ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî â 7 íåäåëü. Äî ýòîãî ñðîêà ýìáðèîí íè÷åãî íå ÷óâñòâóåò. Ê 8 íåäåëÿì îí ñïîñîáåí ðåàãèðîâàòü íà òàêòèëüíûå ïðèêîñíîâåíèÿ. Íî ñëîæíî ñêàçàòü íà ñ÷åò áîëåâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè – ýòè ðåöåïòîðû çàêëàäûâàþòñÿ ãîðàçäî ïîçäíåå. Òóò ñêîðåå êàê ó çóáíîãî: âû ÷óâñòâóåòå, ÷òî ó âàñ âî ðòó ÷òî-òî äåëàþò, íî áîëè íåò. Òàê ÷òî âñå âûñêàçûâàíèÿ “åìó æå áîëüíî” ñêîðåå áëèæå â ñòîðîíó èíñèíóàöèé, ÷åì äåéñòâèòåëüíîñòè.
Åäèíñòâåííîå, ïî ïîâîäó ÷åãî ÿ âûñêàæó ñâî¸ ìíåíèå – ðåøåíèå îá àáîðòå äîëæíî áûòü âçâåøåííûì. Ýòî òà ìûñëü, ñ êîòîðîé íóæíî “ïåðåñïàòü”. Âîçìîæíî, íå îäèí ðàç.
Ïðî ïîñëåäñòâèÿ ìîæíî ìíîãî ãîâîðèòü, íî òóò êàê â ðóññêîé ðóëåòêå “ïîâåç¸ò-íå ïîâåç¸ò”. Íåêîòîðûå ïóãàþò áåñïëîäèåì – ÿ ïîìíþ âî ñòóäåí÷åñòâå èñêàëà ÷åëþñòü ïîä ïëèíòóñîì, ïîñëå òîãî, êàê äîøëà äî ãèíåêîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà ó æåíùèíû è âûÿñíèëà, ÷òî ó 4 ðåá¸íêà – è 23 àáîðòà çà ïëå÷àìè.  öåëîì, 2-3 àáîðòà çà ïëå÷àìè èìååò ïðèìåðíî 50% ïàöèåíòîâ. Òàê ÷òî àáîðò è áåñïëîäèå – âîïðîñ äèñêóòàáåëüíûé.
Íî â öåëîì, ëó÷øèé àáîðò, êàê ìíå êàæåòñÿ, òîò, êîòîðîãî íå áûëî. Òàê ÷òî ãîñïîäà, áëóäèòå ñ óìîì