Вывод на тему анемии
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1.
Классификация……………………………………………………………….4
2.Этиология и
патогенез……………………………………………………….6
3. Клиническая
картина………………………………………………………..7
4.
Диагностика………………………………………………………………….8
5.Лечение………………………………………………………………………..9
6. Сестринский процесс
при анемии…………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………….11
Литература……………………………………………………………………..12
Введение
Анемия – уменьшение в
крови общего количества гемоглобина, которое, за исключением острых
кровопотерь, характеризуется снижением уровня гемоглобина в единице объема
крови.
В большинстве случаев при
анемии падает и уровень эритроцитов в крови. Однако при железодефицитных
состояниях, анемиях, связанных с нарушением синтеза порфиринов, талассемии
содержание эритроцитов в крови может оставаться нормальным (при талассемии –
нередко повышенным) при низком уровне гемоглобина.
Анемия может быть связана
с большой кровопотерей, понижением функции красного костного мозга, недостаточным
поступлением в организм необходимых для процессов кроветворения веществ, в
частности цианокобаламина или железа, а также с инфекционно-токсическим
воздействием на костный мозг.
По цветовому показателю
крови различают гипохромную и гиперхромную анемию. Гиперхромная анемия характеризуется
высоким цветовым показателем крови (более 1,2), При гипохромной – количество
гемоглобина в крови снижается в меньшей степени, чем количество эритроцитов
(гемоглобин – менее 0,9).
В механизме развития ряда
анемий общим, моментом является понижение регенеративной способности красного
костного мозга. Потеря способности костного мозга вырабатывать эритроциты
приводит к быстрому нарастанию анемии.
Анемии всегда вторичны,
т. е. являются одним из симптомов какого-то общего заболевания. Наряду с часто
встречающимися и легко диагностируемыми формами анемии имеются и очень редкие
анемические синдромы, требующие для диагностики сложных методических приемов.
Некоторые формы анемии можно диагностировать лишь в специализированных учреждениях.
1. Классификация
Из многочисленных
классификаций, строившихся по этиологическому, патогенетическому и клиническому
принципу, наиболее удачными оказались патогенетические.
I. Дефицитные
анемии
Преимущественно
белково-дефицитные.
Преимущественно
витамино-дефицитные.
Преимущественно
железодефицитные.
II. Постгеморрагические
анемии
Анемии вследствие острых
кровопотерь.
Анемии вследствие
хронических кровопотерь.
III. Гипо- и
апластические анемии А.
Врожденные формы
1. С поражением эритро-,
лейко- и тромбоцитопоэза:
а) с врожденными
аномалиями развития (тип Фанкони);
б) без врожденных
аномалий развития (тип Эстрена-Дамешека).
2. С парциальным
поражением гемопоэза:
а) избирательная
эритроидная аплазия (тип Блекфена-Даймонда)
Б. Приобретенные
формы
1.С поражением эритро-,
лейко- и тромбоцитопоэза: а) острая апластическая;
б) подострая
гипопластическая; в) хроническая гипопластическая;
г) хроническая
гипопластическая с гемолитическим компонентом на почве аутоиммунизации.
2.Парциальная
гипопластическая анемия с избирательным поражением эритропоэза.
IV. Гемолитические
анемии А.
Наследственные
1. Мембранопатии
(микросфероцитоз, элиптоцитоз, пиропойкилоцитоз, стоматоцитоз, ксероцитоз,
пароксизмальная ночная гемоглобинурия и др.);
2. Ферментопатии (дефекты
цикла Эмбдена – Мейергофа, пентозофосфатного цикла, обмена нуклетотидов,
метгемоглобинемия).
3. Дефекты структуры и
синтеза гемоглобина (серповидноклеточная болезнь и другие гемоглобинозы с
аномальными гемоглобинами; талассемии, эритропорфирии).
Б. Приобретенные
1. Иммунные и
иммунопатологические (изоиммунные – переливание несовместимой крови,
гемолитическая болезнь новорожденных; утоиммунные, гаптеновые медикаментозные и
др.);
2. Инфекционные
(цитомегаловирусная и другие вирусные инфекции, бактериальные инфекции –
менингококковая и др.);
3. Витаминодефицитные
(Е-витаминодефицитная анемия недоношенных) и анемии, обусловленные отравлениями
тяжелыми металлами, ядом змей.
4. ДВС-синдром разной
этиологии.
Выделяют следующие
наиболее часто встречающиеся формы анемии (классификация по В.Я. Шустова, 1988 г.):
Постгеморрагическая
анемия, возникающая в результате кровопотери (острая и хроническая),
Железодефицитная анемия,
развивающаяся в связи с недостатком в организме железа.
В12-дефицитная
анемия, связанная с недостатком антианемического фактора (цианокобаламина).
Гемолитическая анемия,
возникающая вследствие распада эритроцитов.
5. Гипопластическая
анемия, развивающаяся при угнете
нии функции костного мозга.
2. Этиология и патогенез
Анемии, возникающие в
результате недостаточного поступления в организм или нарушенного всасывания
продуктов, необходимых для построения молекулы гемоглобина, называются
дефицитными. Самую большую группу среди дефицитных анемий составляют анемии
алиментарные. Эти анемии, по данным ВОЗ и ФАО, являются наиболее
распространенными в мире, поражая до 60% населения развивающихся стран.
На этиологию указывает
само название этих анемий. Здесь играет роль, как полное голодание, так и дефицит
железа, белка и витаминов при частичном голодании. В некоторых случаях
этиологическими моментами, препятствующими нормальному всасыванию пищи из
кишечника являются патологические его состояния (целиакия, спру, потери белка
при белково-депривной энтеропатии, язвенном колите и др.).
Несмотря на тесную
взаимосвязь всех видов обмена, в большинстве случаев можно выделить ведущее
звено в патогенезе анемии. Наиболее часто выявляется дефицит железа, который
наряду с участием в транспорте кислорода, гемоглобином принимает участие в
синтезе 13 ферментных систем организма. Вследствие этого дефицит железа
наиболее отчетливо проявляется в клинике. Недостаточное поступление железа
приводит к обеднению им депо организма (печень, мышцы, костный мозг). Несмотря
на повышение резорбтивной функции кишечника при железодефицитной анемии и
усиление пассивного всасывания железа на всем протяжении тонких кишок,
потребность организма в железе остается неудовлетворенной и гемоглобинизация
клеток эритроцитного ряда происходит недостаточно.
Белковый дефицит в свою
очередь препятствует достаточной выработке белков, обеспечивающих транспорт
железа, связывающих железо в депо, и белков, образующих гемоглобин.
3.
Клиническая картина
Железодефицитная
анемия. При осмотре
иногда определяется мягкий край печени, выступающий из-под реберной дуги на 2-4
см, иногда удается пальпировать край селезенки. В крови снижен уровень
гемоглобина (до 80 г/л) и число эритроцитов (до 3,5-1012). Отмечается
гипохромия.
Методы обследования
анемии широко распространены; их причиной может быть патология эритроцитов
костного мозга, либо системное заболевание. Термин «анемия» означает снижение
количества циркулирующих эритроцитов; общепринятые критерии этого состояния НЬ
< 120 г/л (Н1 < 36%) у женщин и НЬ < 140 г/л (Н1 < 42%) у мужчин.
При тяжелой железодефицитной анемии бывают извращенные вкусовые пристрастия
употребление в пищу льда, крахмала и глины; в 510% случаев наблюдается
спленомегалия; изредка отмечается койлонихия (ложко-образные ногти).
Клинические проявления
зависят от этиологии, выраженности и скорости развития анемии. Сопутствующие
заболевания, в частности болезни сердца и легких, усугубляют тяжесть анемии.
Как правило, при НЬ < 70 г/л появляются признаки тканевой гипоксии
(утомляемость, головная боль, одышка, головокружение, стенокардия). При тяжелой
анемии отмечаются бледность и компенсаторная тахикардия. Даже тяжелая анемия
может хорошо переноситься, если она развивается постепенно.
Клиническая картина
острой постгеморрагической анемии: : довольно тяжелое общее состояние больного, слабость,
головокружение, шум в ушах, одышка, сердцебиение, тяжесть в области сердца,
зябкость, нарушение зрения, жажда (обезвоженность тканей), нередки обмороки, а
в тяжелых случаях – коллапс. Отмечаются бледность, светло-голубой оттенок
склер, зрачки расширены. Пульс частый, слабого наполнения, иногда аритмичный,
артериальное давление понижено. Тургор кожи, температура тела понижены. При
аускультации сердца отмечается систолический шум (в данном случае – анемический).
4.
Диагностика
Острая постгеморрагическая анемия
В терапевтической
практике острые кровопотери могут произойти в результате обширного
кровотечения из язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, из варикозных вен
пищевода, при поражении легких туберкулезом или бронхоэктазами.
OAK – определяется лейкоцитоз,
ретикулоцитоз. Эритроциты и гемоглобин снижаются только через 4-6 часов после
кровопотери. Анемия имеет гипохромный характер.
Хроническая
постгеморрагическая анемия. Развивается анемия чаще всего в результате повторных желудочно-кишечных,
геморроидальных маточных кровотечений. OAK – лейкопения, относительный лимфоцитоз, цветной
показатель 0,5-0,7. СОЭ – увеличена.
Железодефицитная
анемия. При
небольшом дефиците железа СЭО обычно нормальный. При нарастании дефицита железа
возрастает анизоцитоз, появляются гипохромные микроцитарные клетки. Далее
происходит снижение СЭО и развивается анемия. Анализ мазка периферической крови
позволяет выявить также пойкилоцитоз с уродливыми формами эритроцитов, иногда
мишеневидные эритроциты. Возможно повышение числа тромбоцитов.
Для подтверждения
диагноза нужно оценить запасы железа в организме, что можно сделать косвенным
образом по уровню ферритина в сыворотке.
1.
Уровень
сывороточного ферритина ниже 12 мкг% (норма – от 12 до 300 мкг%) указывает на
малый запас железа в организме. Ферритин белок острой фазы воспаления, поэтому
при воспалении, заболеваниях печени и опухолях его содержание может быть
нормальным, несмотря на снижение запасов железа. В целом, уровень ферритина,
превышающий 200 мкг%, свидетельствует (независимо от сопутствующих заболеваний)
о достаточном запасе железа. При железодефицитной анемии содержание
сывороточного железа, как правило, низкое (< 60 мкг%), а общая
железосвязывающая способность сыворотки повышена (> 360 мкг%), но эти
показатели подвержены колебаниям и потому относятся к менее достоверным
индикаторам дефицита железа. 2. Уровень протопорфирина эритроцитов при дефиците
железа, как правило, повышен.
5. Лечение
При острой
постгеморрагической анемии проводится борьба с кровопотерей и острой
сосудистой недостаточностью, в случаях шока – внутривенно капельно вводятся
кровезаменители (полиглюкин, плазма крови, 5% раствор глюкозы и др.).
При хронической
постгеморрагической анемии лечение направлено на устранение источника
кровотечения, терапию основного заболевания. Из медикаментозных средств
назначаются препараты железа (гемостимулин, ферроцерон, ферроплекс и др.)-
Лечение назначает и контролирует гематолог.
Прогноз зависит от
величины и скорости кровотечения. У здоровых людей даже при незначительной
кровопотере состав крови восстанавливается через 4- 5 недель.
Для лечения железодефицитной
анемии необходимо выявить ее причину и восполнить запасы железа в
организме. Последнее достигается назначением препаратов железа внутрь либо
парентерально; обычное поступление железа с пищей способно лишь восполнить его
суточную нормальную потерю. После начала лечения количество ретикулоцитов резко
возрастает уже через 5-10 сут, а НЬ поднимается на протяжении 12 мес. Низкая
эффективность терапии чаще всего обусловлена тем, что больной не принимает
препараты, однако могут играть роль и другие факторы: нарушение всасывания,
продолжающаяся кровопотеря или полиэтиологический характер анемии. Другие
средства для лечения железодефицитной анемии глюконат или фумарат железа.
6.
Сестринский процесс при анемии
Проблема | Действия медсестры |
Потенциальная | Провести |
Трудности в | Провести Поощрять |
Риск | Проводить Оказывать |
Тошнота, изменение вкуса | Создать Следить, Рекомендовать |
Слабость, быстрая | Проводить контроль за соблюдением пациентом предписанного врачом режима активности. Проводить контроль за пациентом лекарственных |
Затруднения глотания | Рекомендовать Проводить |
Снижение аппетита тела; риск | Провести еды. |
Заключение
Анемия – патологическое
состояние, при котором уменьшено содержание гемоглобина в крови, чаще при одновременном
снижении количества эритроцитов.
Анемия может быть связана
с большой кровопотерей, понижением функции красного костного мозга, недостаточным
поступлением в организм необходимых для процессов кроветворения веществ, в
частности цианокобаламина или железа, а также с инфекционно-токсическим
воздействием на костный мозг.
Анемия возникает во все
периоды жизни человека не только при различных заболеваниях. Развитие анемии
может быть связано с климактерическим периодом, гормональными нарушениями,
характером питания, заболеваниями пищеварительного тракта, печени, почек,
нарушением всасывания, аутоиммунными состояниями, оперативным вмешательством и
другими факторами. Нередко анемия является самостоятельным или сопутствующим
симптомом многих внутренних заболеваний, инфекционных и онкологических
болезней.
Терапия зависит от
природы вызвавших анемию факторов. Наилучшие результаты наблюдаются при
введении отдельных недостающих веществ, например железа при железодефицитной
анемии, витамина B12 при пернициозной анемии и фолиевой кислоты при спру
(заболевании, характеризующемся нарушением процессов всасывания в кишечнике и
сопровождающегося мегалобластной анемией).
Анемия, обусловленная
снижением продукции эритроцитов и возникающая при таких хронических
заболеваниях, как рак, инфекции, артрит, болезни почек и гипотиреоз, зачастую
слабо выражена и не требует специального лечения. Лечение основного заболевания
должно благотворно повлиять и на анемию. В ряде случаев бывает необходима
отмена препаратов, подавляющих кроветворение, – антибиотиков или других
химиотерапевтических средств.
Литература
1.
Справочник
медицинской сестры. – М.: Изд-во Эксмо, 2002 -356с.
2.
Справочник врача
общей практики. В 2-х томах. / Под ред. Воробьева Н.С. –М.: Изд-во Эксмо, 2005
– 310с.
3.
Смолева Э.В.
Сестринское дело в терапии. – Ростов н/Д : Феникс, 2007 – 332с.
4.
Яромич И.В.
Сестринское дело. Учебное пособие./ 5-е изд. ООО «Оникс 21 век», 2005 – 414с.
Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ è êëàññèôèêàöèè àíåìèè. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü â ìèðå, îñíîâíûå ñèìïòîìû è ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Îáùèå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè àíåìèè. Îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ, òåðàïèè è ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèÿ ó áåðåìåííûõ è äåòåé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ãîñóäàðñòâåííîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèåñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ
«×èòèíñêèé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ »
Ðåôåðàò
íà òåìó: ” Àíåìèÿ, ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà“
Âûïîëíèëà: Ëîñêóòíèêîâà Èðèíà Ñåðãååâíà
Ïðîâåðèëà: Êîòåëüíèêîâà Àíàñòàñèÿ Àíàòîëüåâíà
×èòà, 2016
ÎÃËÀÂËÅÍÈÅ
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
1. ÏÎÍßÒÈÅ ÀÍÅÌÈÈ
2. ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÀÍÅÌÈÈ
3. ÑÈÌÒÎÌÛ ÀÍÅÌÈÈ
4. ËÅ×ÅÍÈÅ È ÏÐÎÔÈËÀÊÒÈÊÀ ÀÍÅÌÈÈ
5. ÀÍÅÌÈß Ó ÁÅÐÅÌÅÍÍÛÕ È ÄÅÒÅÉ
ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
Àíåìèÿ (ìàëîêðîâèå) — ãðóïïà êëèíèêî-ãåìàòîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ, îáùèì ìîìåíòîì äëÿ êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà â êðîâè, ÷àùå ïðè îäíîâðåìåííîì óìåíüøåíèè ÷èñëà ýðèòðîöèòîâ (èëè îáùåãî îáú¸ìà ýðèòðîöèòîâ). Òåðìèí «àíåìèÿ» áåç óòî÷íåíèÿ íå îïðåäåëÿåò êîíêðåòíîãî çàáîëåâàíèÿ, òî åñòü àíåìèþ ñëåäóåò ñ÷èòàòü îäíèì èç ñèìïòîìîâ ðàçëè÷íûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé. Êîä ïî ìåæäóíàðîäíîé êëàññèôèêàöèè áîëåçíåé ÌÊÁ-10.
Âî âñåì ìèðå àíåìèè ïîäâåðæåíî 1,62 ìèëëèàðäà ÷åëîâåê, ÷òî ñîîòâåòñòâóåò 24,8% íàñåëåíèÿ . Íàèáîëüøàÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòü îòìå÷àåòñÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà (47.4%), è íàèìåíüøàÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòü àíåìèè îòìå÷àåòñÿ ó ëèö ìóæñêîãî ïîëà (12.7%). Îäíàêî, ãðóïïîé íàñåëåíèÿ ñ íàèáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ëèö, ïîäâåðæåííûõ àíåìèè, ÿâëÿåòñÿ ãðóïïà íå áåðåìåííûõ 468,4 ìèëëèîíà( 41,8%)
 Ðîññèè, ïî äàííûì Ìèíçäðàâà ÐÔ, ñòðàäàþò àíåìèåé 15% íàñåëåíèÿ. Ïîðàæåííîñòü àíåìèåé â ãðóïïàõ ðèñêà: Áåðåìåííûå ~ 40%. Æåíùèíû äåòîðîäíîãî âîçðàñòà 18-25%. Äåòè äî 2-õ ëåò 18-25%. Äåâóøêè 14-18 ëåò 10-20%[1].
Öåëüþ íàñòîÿùåãî èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå àíåìèè è ïðè÷èíû å¸ âîçíèêíîâåíèÿ.
 ñîîòâåòñòâèè ñ öåëüþ áûëè ïîñòàâëåíû ñëåäóþùèå çàäà÷è:
· èçó÷èòü ñèìïòîìû àíåìèè;
· èçó÷èòü ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè àíåìèè;
· èçó÷èòü îñîáåííîñòè àíåìèè ó ðàçíûõ ãðóïï íàñåëåíèÿ;
Äëÿ äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííîé öåëè è ðåøåíèÿ ïîñòàâëåííûõ çàäà÷ â äàííîé ðàáîòå áûëà èñïîëüçîâàíà íàó÷íàÿ è ó÷åáíàÿ ëèòåðàòóðà, à òàê æå èíôîðìàöèîííûå ðåñóðñû ñåòè Èíòåðíåò.
1. ÏÎÍßÒÈÅ ÀÍÅÌÈÈ
Àíåìèÿ (ìàëîêðîâèå) – ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñíèæåíèåì ñîäåðæàíèÿ ãåìîãëîáèíà â åäèíèöå îáúåìà êðîâè, ÷àùå ïðè îäíîâðåìåííîì óìåíüøåíèè êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ.
Íîðìàëüíûå ïîêàçàòåëè ýðèòðîïîýçà: ÷èñëî ýðèòðîöèòîâ ó æåíùèí 4,0-5,010^12/ë, ó ìóæ÷èí 4,5-5,510^12/ë, ãåìîãëîáèí ó æåíùèí – 120-140 ã/ë, ó ìóæ÷èí – 130-160 ã/ë. Âñå àíåìèè èìåþò âòîðè÷íîå ïðîèñõîæäåíèå, ÷àùå íàáëþäàþòñÿ ó æåíùèí è íåðåäêî ñâÿçàíû ñ ìåíî- è ìåòðîððàãèåé[2]
Îñíîâíîé çàäà÷åé ýðèòðîöèòîâ ÿâëÿåòñÿ ïåðåíîñ êèñëîðîäà è óãëåêèñëîãî ãàçà. Ýòà ôóíêöèÿ ñòàíîâèòñÿ íåäîñòàòî÷íîé âñëåäñòâèå:
· óìåíüøåíèÿ êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ â êðîâè;
· ïàäåíèÿ ñîäåðæàíèÿ ãåìîãëîáèíà;
· ïîÿâëåíèå â êðîâè íåçðåëûõ èëè ïàòîëîãè÷åñêè èçìåíåííûõ ýðèòðîöèòîâ;
· íàëè÷èå ýðèòðîöèòîâ ñ íàñëåäñòâåííûì äåôåêòîì;
· ïîòåðè ñïîñîáíîñòè ãåìîãëîáèíà ñâÿçûâàòü êèñëîðîä è äðóãèå.
Àíåìèÿ âîçíèêàåò íà ïî÷âå:
· ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé è èíòîêñèêàöèé;
· íåäîñòàòêà ôàêòîðîâ, ó÷àñòâóþùèõ â êðîâåòâîðåíèè;
· ãèïîïëàçèè êîñòíîãî ìîçãà;
· êðîâîïîòåðü è ò.ä.
Èñòèííóþ àíåìèþ ñëåäóåò îòëè÷àòü îò ãåìîäèëþöèè ïðè óìåíüøåíèè îòåêîâ, ââåäåíèè áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ðàñòâîðîâ.  òî æå âðåìÿ àíåìèÿ ìîæåò ìàñêèðîâàòüñÿ ñãóùåíèåì êðîâè ïðè îáåçâîæèâàíèè îðãàíèçìà. Ïðè àíåìèè, êàê ïðàâèëî, íàáëþäàþòñÿ íå òîëüêî êîëè÷åñòâåííûå, íî è êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ ýðèòðîöèòîâ, èõ âåëè÷èíû (àíèçîöèòîç), ôîðìû (ïîéêèëîöèòîç).
Àíåìèÿ ìîæåò áûòü êàê ñàìîñòîÿòåëüíûì çàáîëåâàíèåì, òàê è ïðîÿâëåíèåì èëè îñëîæíåíèåì äðóãèõ çàáîëåâàíèé (ñèíäðîìîì). Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ è ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ àíåìèè ðàçëè÷íû, âûÿâëåíèå èõ èìååò ðåøàþùåå çíà÷åíèå äëÿ âûáîðà ðàöèîíàëüíîãî ëå÷åíèÿ.
Ïðè àíåìèè íàðóøàåòñÿ äûõàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ êðîâè – äîñòàâêà êèñëîðîäà ê òêàíÿì. Ïîòðåáíîñòü îðãàíèçìà êèñëîðîäå â êàêîé-òî ñòåïåíè êîìïåíñèðóåòñÿ ìîáèëèçàöèåé çàùèòíî-ïðèñïîñîáèòåëíûõ ðåàêöèé, êîòîðûå îáû÷íî âîçíèêàþò ïðè ãèïîêñè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ.  ñëó÷àå ïðîãðåññèðóþùåé àíåìèè íàñòóïàåò òÿæåëàÿ êèñëîðîäíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, êîòîðàÿ ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé ñìåðòè.
Äëÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ àíåìèè õàðàêòåðíî íå òîëüêî óìåíüøåíèå êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ, íî è êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ ýðèòðîöèòîâ êðîâè, ñòåïåíè èõ çðåëîñòè, ðàçìåðîâ, ôîðìû, îêðàñêè, ñòðóêòóðû è áèîõèìè÷åñêèõ ñâîéñòâ.
2. ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÀÍÅÌÈÈ
àíåìèÿ òåðàïèÿ ñèìïòîì ïðîôèëàêòèêà
Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî êëàññèôèêàöèé àíåìèé, îñíîâàííûõ íà ýòèîëîãè÷åñêèõ, ïàòîãåíåòè÷åñêèõ, ãåìàòîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêàõ. Íå âñå îíè èìåþò ïðàêòè÷åñêîå çíà÷åíèå â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî àíåìèÿ ïðåèìóùåñòâåííî ìîæåò áûòü ñèìïòîìîì êàêîãî-òî çàáîëåâàíèÿ, à ïàòî-ãåíåòè÷åñêèå ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ åå ïðè ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèÿõ ðàçíîîáðàçíû è ÷àñòî ñëîæíû.
Äëÿ ïðàêòè÷åñêèõ öåëåé íàèáîëåå óäîáíîé ÿâëÿåòñÿ êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé, ïîñòðîåííàÿ ïî ïàòîãåíåòè÷åñêîìó ïðèíöèïó. Ñîãëàñíî ýòîé êëàññèôèêàöèè âûäåëÿþò 3 îñíîâíûå ãðóïïû àíåìèé.
Ïàòîãåíåòè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé
Àíåìèè âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðè:
· Îñòðàÿ ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ àíåìèÿ
· Õðîíè÷åñêàÿ ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ àíåìèÿ
Àíåìèè, îáóñëîâëåííûå íåäîñòàòî÷íîñòüþ ýðèòðîïîýçà:
1. Ãèïîõðîìíûå àíåìèè:
· Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ
· Àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íàðóøåíèåì ñèíòåçà ïîðôèðèíîâ
2. Íîðìîõðîìíûå àíåìèè:
· Àíåìèè õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé
· Àíåìèÿ ïðè õðîíè÷åñêîé ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè
· Àïëàñòè÷åñêèå àíåìèè
· Àíåìèè ïðè îïóõîëåâûõ è ìåòàñòàòè÷åñêèõ ïîðàæåíèÿõ êîñòíîãî ìîçãà
3. Ìåãàëîáëàñòíûå àíåìèè:
· Àíåìèè, îáóñëîâëåííûå äåôèöèòîì âèòàìèíà Â12
· Ôîëèåâîäåôèöèòíûå àíåìèè
Àíåìèè âñëåäñòâèå óñèëåííîãî ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ (ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè):
1. Àíåìèè, îáóñëîâëåííûå âíåýðèòðîöèòàðíûìè ôàêòîðàìè:
· Èììóííûå ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè:
§ èçîèììóííûå ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè;
§ àóòîèììóííûå ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè
· Ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, îáóñëîâëåííûå ìåõàíè÷åñêèì ïîâðåæäåíèåì ýðèòðîöèòîâ
2. Àíåìèè, îáóñëîâëåííûå ýðèòðîöèòàðíûìè ôàêòîðàìè:
· Ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íàðóøåíèåì ñòðóêòóðû ìåìáðàíû ýðèòðîöèòîâ (ýðèòðîöèòîïàòèè – íàñëåäñòâåííûå è ïðèîáðåòåííûå):
§ ìèêðîñôåðîöèòàðíàÿ ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ;
§ îâàëîöèòàðíàÿ ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ;
§ ñòîìàòîöèòàðíàÿ ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ;
§ ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, îáóñëîâëåííûå íàðóøåíèåì ñòðóêòóðû ëèïèäîâ ìåìáðàíû ýðèòðîöèòîâ (àêàíòîöèòîç)
· Ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, îáóñëîâëåííûå äåôèöèòîì ôåðìåíòîâ ýðèòðîöèòîâ (ýðèòðîöèòàðíûå ýíçèìîïàòèè):
§ ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íåäîñòàòî÷íîñòüþ àêòèâíîñòè ôåðìåíòîâ ãëèêîëèçà;
§ ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íåäîñòàòî÷íîñòüþ àêòèâíîñòè ôåðìåíòîâ ïåíòîçîôîñôàòíîãî øóíòà;
§ ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íåäîñòàòî÷íîñòüþ àêòèâíîñòè ôåðìåíòîâ ãëþòàòèîíîâîé ñèñòåìû.
· Ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íàðóøåííûì ñèíòåçîì ãëîáèíà (ãåìîãëîáèíîïàòèè):
§ òàëàññåìèè;
§ ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, îáóñëîâëåííûå íîñèòåëüñòâîì àíîìàëüíûõ ãåìîãëîáèíîâ (ÍbS, ÍbÑ, ÍbD, ÍbÅ è äð.);
§ ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, îáóñëîâëåííûå íîñèòåëüñòâîì àíîìàëüíûõ íåñòàáèëüíûõ ãåìîãëîáèíîâ
3. Ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ, îáóñëîâëåííàÿ ñîìàòè÷åñêîé ìóòàöèåé êëåòîê-ïðåäøåñòâåííèêîâ ìèåëîïîýçà:
· ïàðîêñèçìàëüíàÿ íî÷íàÿ ãåìîãëîáèíóðèÿ[3].
Êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé ïî ñòåïåíè òÿæåñòè
Ëåãêàÿ – óðîâåíü ãåìîãëîáèíà âûøå 90 ã/ë;
Ñðåäíåé òÿæåñòè – ãåìîãëîáèí â ïðåäåëàõ 90 – 70 ã/ë;
Òÿæåëàÿ – óðîâåíü ãåìîãëîáèíà ìåíåå 70 ã/ë.
3. ÑÈÌÒÎÌÛ ÀÍÅÌÈÈ
Ñèìïòîìû àíåìèè ôîðìèðóþòñÿ íà ôîíå ñíèæåíèÿ ãåìîãëîáèíà. Íîðìà ýòîãî âåùåñòâà äèñêóòàáåëüíà. Ïðèçíàêè ìàëîêðîâèÿ ïðîñëåæèâàþòñÿ ó íåêîòîðûõ ëþäåé ïðè ïîêàçàòåëå ãåìîãëîáèíà – 110 ã/ë.
Ó äðóãèõ ïàöèåíòîâ êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ íå ïðîñëåæèâàþòñÿ ïðè êîíöåíòðàöèè íèæå 90 ã/ë. Ïî êëàññè÷åñêèì ìåðêàì àíåìè÷åñêîå ñîñòîÿíèå òÿæåëîé ñòåïåíè íàáëþäàåòñÿ ïðè óðîâíå ãåìîãëîáèíà íèæå 70 ã/ë.
Íåêîòîðûå òåðàïåâòû íàáëþäàëè èäåàëüíîå ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ ó ïîæèëûõ ïàöèåíòîâ ïðè áîëåå íèçêèõ öèôðàõ äàííîãî ïîêàçàòåëÿ. Êîíå÷íî, ïàòîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ íà ýòîì ôîíå ïðîÿâëÿþòñÿ, íî îíè ñîâìåñòèìû ñ æèçíüþ.
Äèñêóññèè íà òåìó ëàáîðàòîðíîé íîðìû ïðè ìàëîêðîâèè ïðîäîëæàþòñÿ, íî ýòî íå îòìåíÿåò êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ, òðåáóþùèå íåçàìåäëèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ.
Ñèìïòîìû àíåìèè îòëè÷àþòñÿ íà íà÷àëüíûõ è ïîçäíèõ ñòàäèÿõ. Ïðåëàòåíòíàÿ ôîðìà çàáîëåâàíèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ñëåäóþùèìè ïðîÿâëåíèÿìè:
· Ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè;
· Îáùàÿ óòîìëÿåìîñòü;
· Ïîâûøåííàÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòü;
· Øóì â óøàõ;
· Ãîëîâîêðóæåíèå;
· Óñêîðåíèå ÷àñòîòû ñîêðàùåíèé ñåðäöà;
· Îäûøêà.
Æàëîá ó ëþäåé íà ðàííåé (ëàòåíòíîé) ñòàäèè íåäóãà íåìíîãî. ×àùå âñåãî ïðåîáëàäàåò 2-3 èç âûøåîïèñàííûõ ìàðêåðîâ àíåìè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ.
Ïðèçíàêè àíåìèè çàâèñÿò îò áèîõèìè÷åñêèõ èçìåíåíèé îðãàíèçìà. Ïðè ïàòîëîãèè ñòðàäàþò íå òîëüêî ýðèòðîöèòû. Íàáëþäàåòñÿ ðàçðóøåíèå äåïî æåëåçà – ôåððèòèíà, ïîâûøàåòñÿ óðîâåíü òðàíñïîðòíîãî áåëêà – òðàíñôåððèíà, ïðîèñõîäèò äåñòðóêöèÿ ìèîãëîáèíà. Ýòè ïðîöåññû âëèÿþò íà ïðîÿâëåíèÿ íåäóãà.
Êàêèå ïðèçíàêè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè:
· Òàõèêàðäèÿ – ó÷àùåíèå ñåðäöåáèåíèÿ;
· Áëåäíîñòü êîæè;
· Ãîëîâîêðóæåíèå è ãîëîâíàÿ áîëü;
· Ñóõîñòü ÿçûêà è îòå÷íîñòü;
· Èçâðàùåíèå âêóñà (óïîòðåáëåíèå ìåëà è èçâåñòè).
Ñèìïòîìû àíåìèè ðàçëè÷àþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò âèäà áîëåçíè. Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî åãî âàðèàíòîâ:
· Àïëàñòè÷åñêèé;
· Æåëåçîäåôèöèòíûé;
· Ãåìîëèòè÷åñêèé;
· Ñåðïîâèäíî-êëåòî÷íûé;
· Øàðîâèäíûé[4].
4. ËÅ×ÅÍÈÅ È ÏÐÎÔÈËÀÊÒÈÊÀ ÀÍÅÌÈÈ
Áîëüøèíñòâî áîëüíûõ ñ àíåìè÷åñêèì ñèíäðîìîì îáñëåäóþòñÿ è ëå÷àòñÿ â àìáóëàòîðíî-ïîëèêëèíè÷åñêèõ óñëîâèÿõ ó÷àñòêîâûìè âðà÷àìè, â ðÿäå ñëó÷àåâ ïîñëå êîíñóëüòàöèè ãåìàòîëîãà. Ýòî áîëüíûå ñ ÆÄÀ è Â12 – ôîëèåâîäåôèöèòíûìè àíåìèÿìè. Áîëüíûå ñ ãåìîëèòè÷åñêèìè, àïëàñòè÷åñêèìè è äðóãèìè àíåìèÿìè ïîñòîÿííî íàáëþäàþòñÿ ãåìàòîëîãàìè. Ïîêàçàíèÿ ê ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ ñ àíåìèÿìè – îñòðàÿ ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ àíåìèÿ; ãåìîëèòè÷åñêèå è àïëàñòè÷åñêèå àíåìèè; ïðåêîìàòîçíîå è êîìàòîçíîå ñîñòîÿíèÿ ïðè ëþáîì òèïå àíåìèé; òÿæåëûå ñòåïåíè àíåìèé; óòî÷íåíèå ïðè÷èíû àíåìèè, åñëè âîçìîæíîñòè ïîëèêëèíèêè â ýòîì îòíîøåíèè èñ÷åðïàíû; áåçóñïåøíàÿ àìáóëàòîðíàÿ òåðàïèÿ, íåîáõîäèìîñòü õèðóðãè÷åñêîãî èëè èíòåíñèâíîãî ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé, ÿâëÿþùèõñÿ ïðè÷èíîé àíåìè÷åñêîãî ñèíäðîìà (ôèáðîìèîìà ìàòêè, êðîâîòî÷àøàÿ ãàñòðîäóîäåíàëüíàÿ ÿçâà, ãåìîððîé, îïóõîëü è äð. )[5].
Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ. Ÿ ëå÷åíèå ñîñòîèò èç òðåõ êîìïîíåíòîâ. Ïåðâûé êîìïîíåíò – ýòî âûÿâëåíèå è, ïî âîçìîæíîñòè, óñòðàíåíèå ïðè÷èíû, êîòîðàÿ âûçâàëà àíåìèþ. Âòîðîé ýòàï ëå÷åáíîãî ïðîöåññà – ýòî îðãàíèçàöèÿ àäåêâàòíîãî ïèòàíèÿ.  ðàöèîíå áîëüíîãî æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè äîëæíî áûòü ïîâûøåíî ñîäåðæàíèå áåëêà äî 140 – 150 ãðàìì â ñóòêè, â îñíîâíîì çà ñ÷åò æèâîòíûõ ïðîäóêòîâ, à ñîäåðæàíèå æèðà ñíèæåíî äî 70 – 80 ãðàìì. Îñîáîå âíèìàíèå íóæíî óäåëèòü íà íàñûùåííîñòü ïèùè âèòàìèíàìè. Çäåñü öåëåñîîáðàçíî èñïîëüçîâàòü íàðîäíûå ñðåäñòâà, ïðèâåäåííûå âûøå. Îäíàêî ñëåäóåò îáðàòèòü âíèìàíèå íà òî, ÷òî ðàöèîíàëüíàÿ äèåòà, ñïîñîáñòâóÿ âûçäîðîâëåíèþ è ïðîôèëàêòèêå ðåöèäèâîâ çàáîëåâàíèÿ, ñàìà ïî ñåáå íå ìîæåò êîìïåíñèðîâàòü óæå ðàçâèâøèéñÿ äåôèöèò æåëåçà ñ êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿìè. Òðåòèé ýòàï – òåðàïèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà, êîòîðûå ïðèìåíÿþò ïåðîðàëüíî (èðîâèò, ôåððîíàò, ôåððåòàá, ôåððîïëåêñ è äðóãèå) è ïàðåíòåðàëüíî (ôåððóì ëåê, âåíîôåð è äðóãèå).
Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, èñïîëüçóåìûå ïðè ëå÷åíèè àíåìèè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à: ïðåïàðàòû æåëåçà – Æåëåçà ñóëüôàò (Ãåìîôåð, Ôåððîãðàäóìåíò), Êîìáèíèðîâàííûå ïðåïàðàòû (Àêòèôåððèí, Ãåìîôåðïðîëîíãàòóì, Èðàäèàí, Èððâèò, Òàðäèôåðîí, Ôåððîë, Ôåððîìåä, Ôåððîïëåêñ, Ôåððîöèí, Ôåððóì Ëåê, Õåôåðîë)
Ëå÷åíèå Â-12 äåôèöèòíîé àíåìèè. Çäåñü îñíîâíîé ïðèíöèï – ýòî çàìåñòèòåëüíàÿ òåðàïèÿ âèòàìèíîì Â-12. Èñïîëüçóþò öèàíêîáàëàìèí (100, 200 è 500 ìêã/ìë), êîòîðûé ââîäÿò åæåäíåâíî. Ïîñëå êóðñà ëå÷åíèÿ ïðîâîäÿò êóðñ çàêðåïëÿþùåé òåðàïèè (â òå÷åíèå äâóõ ìåñÿöåâ öèàíêîáàëàìèí ââîäÿò åæåíåäåëüíî, à çàòåì â òå÷åíèå ïîëóãîäà 2 ðàçà â ìåñÿö ïî 400-500 ìêã. Ïîñëå ýòîãî ðåêîìåíäîâàíû åæåãîäíûå ïðîôèëàêòè÷åñêèå êóðñû ïî 400 ìèêðîãðàìì ÷åðåç äåíü â òå÷åíèå 3 íåäåëü.
Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, èñïîëüçóåìûå ïðè ëå÷åíèè àíåìèè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à: âèòàìèííûå ïðåïàðàòû – Âèòàìèí Â12 (Ãèäðîêñèêîáàëàìèí, Öèàíîêîáàëàìèí)
Ëå÷åíèå ôîëèåâîäåôèöèòíîé àíåìèè. Èñïîëüçóþò ôîëèåâóþ êèñëîòó îò 5 äî 15 ìã â ñóòêè, ââîäÿò îáû÷íî ïåðîðàëüíî. Åñëè îíà âûÿâëåíà âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè, òî íàçíà÷àþò â òàêîé æå äîçèðîâêå, à ïîòîì îñòàâëÿþò ïî 1 ìã â ñóòêè äî êîíöà áåðåìåííîñòè èëè ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ ðåáåíêà.
Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, èñïîëüçóåìûå ïðè ëå÷åíèè àíåìèè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à: Ôîëèåâàÿ êèñëîòà, Êîìáèíèðîâàííûå ñðåäñòâà ñ äîáàâêàìè æåëåçà è âèòàìèíà  (Ãèíî-Òàðäèôåðîí, Ìàëüòîôåð Ôîë, Ôåððåòàá êîìï, Ôåððî-Ôîëüãàììà)
Ãåìîððàãè÷åñêàÿ àíåìèÿ, ïðè õðîíè÷åñêèõ êðîâîòå÷åíèÿõ, ïîñëå ëèêâèäàöèè åãî, ëå÷åíèå òàêîå æå, êàê è ó æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè. Ïðè îñòðîé êðîâîïîòåðå èñïîëüçóþò ïðåïàðàòû êðîâè èëè êðîâåçàìåùàþùèå ðàñòâîðû[6].
Ïåðâè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà (òî åñòü äî âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ).
· Ïðèåì ïðåïàðàòîâ æåëåçà îñîáûì ãðóïïàì ëþäåé ñ íàèáîëåå âûñîêèì ðèñêîì ðàçâèòèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè — äîíîðàì.
· Ñáàëàíñèðîâàííîå è ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå (óïîòðåáëåíèå â ïèùó ïðîäóêòîâ ñ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì êëåò÷àòêè (îâîùè, ôðóêòû, çåëåíü), îòêàç îò êîíñåðâèðîâàííîé, æàðåíîé, îñòðîé, ãîðÿ÷åé ïèùè), óïîòðåáëåíèå â ïèùó ïðîäóêòîâ æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ (ÿèö, èêðû, ìÿñà, ðûáû), à ïðè âåãåòàðèàíñòâå (îòêàçå îò èñïîëüçîâàíèÿ â ïèùó ïðîäóêòîâ æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ) – ïðèìåíåíèå ïîëèâèòàìèííûõ êîìïëåêñîâ. ×àñòîå äðîáíîå ïèòàíèå (5-6 ðàç â äåíü íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè).
· Ïðîôèëàêòèêà õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, âûçûâàþùèõ äåôèöèò æåëåçà (íàïðèìåð, ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé æåëóäêà è êèøå÷íèêà – ðåãóëÿðíîå ïèòàíèå, îòêàç îò îñòðîé è æèðíîé ïèùè, óïîòðåáëåíèå òùàòåëüíî âûìûòûõ îâîùåé è ôðóêòîâ è äð.).
Âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà (òî åñòü ïîñëå ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ) çàêëþ÷àåòñÿ â ðåãóëÿðíûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ îñìîòðàõ íàñåëåíèÿ ñ öåëüþ íàèáîëåå ðàííåãî âûÿâëåíèÿ ó íèõ àíåìèè[7].
5. ÀÍÅÌÈß Ó ÁÅÐÅÌÅÍÍÛÕ È ÄÅÒÅÉ
Àíåìèÿ ó äåòåé ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì. Îíà ìîæåò âîçíèêàòü èç-çà ðàçíûõ çàáîëåâàíèé ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû, ïðè çàáîëåâàíèÿõ ïî÷åê, ïå÷åíè, ïðè íàðóøåííîì âñàñûâàíèè, à òàê æå ÿâëÿåòñÿ ñîïóòñòâóþùèì èëè ñàìîñòîÿòåëüíûì ïðèçíàêîì îíêîëîãè÷åñêèõ è èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé. Òàê æå àíåìèÿ ìîæåò âîçíèêàòü ïðè òàêèõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ êàê áåðåìåííîñòü, â ïåðèîä ëàêòàöèè, â ïåðèîä óñèëåííîãî ðîñòà, â ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ, ïîñëå îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà èëè ïðè ãîðìîíàëüíûõ èçìåíåíèÿõ.
Íî â îñíîâíîì ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ó äåòåé. Äåòñêèå îðãàíû êðîâåòâîðåíèÿ åùå íå ïîëíîñòüþ àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêè çðåëûå, ïîýòîìó îíè ëåãêî ïîääàþòñÿ äåéñòâèþ âñåõ íåãàòèâíûõ ôàêòîðîâ îêðóæàþùåé ñðåäû. Ó äåòîê ðàííåãî âîçðàñòà àíåìèÿ òðåáóåò îñîáîãî âíèìàíèÿ, òàê êàê ìîæåò ïðèâåñòè ê íàðóøåíèþ îáìåíà âåùåñòâ è ê íàðóøåíèþ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â öåëîì. ×àñòî ìàëîêðîâèå ó äåòåé ðàçâèâàåòñÿ â ðåçóëüòàòå ãëèñòíîé èíâàçèè, îñîáåííî ïðè àñêàðèäîçå. Ðåáåíîê ÷àùå âñåãî ïîäâåðãàåòñÿ äàííîìó çàáîëåâàíèþ ïî ïðè÷èíå íàðóøåííîãî ïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé.
Ãðóäíûå äåòè, êîòîðûå âñêàðìëèâàþòñÿ ìîëîêîì ìàòåðè, áîëåþò àíåìèåé íàìíîãî ðåæå, ÷åì äåòè, êîòîðûå ïèòàþòñÿ êîðîâüèì ìîëîêîì èëè ñìåñÿìè. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ õèìè÷åñêèì ñîñòàâîì ìîëîêà æåíùèíû: áåëêè ìîëîêà â îðãàíèçìå ìëàäåíöà î÷åíü õîðîøî óñâàèâàþòñÿ è îíè ïðè îáðàçîâàíèè ãåìîãëîáèíà áîëåå ïîëíîöåííû.  ìîëîêå ìàòåðè ñîäåðæèòñÿ íàìíîãî áîëüøå ìåäè è æåëåçà, â êîðîâüåé ìîëîêå ýòèõ ýëåìåíòîâ íåçíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî, òàê êàê ïîñëå ïàñòåðèçàöèè, êîòîðàÿ îáÿçàòåëüíà, áîëüøàÿ ÷àñòü âèòàìèíîâ òåðÿåò ñâîè ñâîéñòâà.
Åñëè â ïèùå íåäîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî áåëêà è äðóãèõ ìèêðîýëåìåíòîâ, òàêèõ êàê êîáàëüò, íèêåëü, æåëåçî, ìåäü, ìàðãàíåö, òî ïðîöåññ êðîâåòâîðåíèÿ çàòðóäíÿåòñÿ, à â ðåäêèõ ñëó÷àÿõ ïî÷òè îñòàíàâëèâàåòñÿ. Ýòî âåäåò ê ïîÿâëåíèþ àíåìèè. Òàê æå ðàçâèòèþ àíåìèè ñïîñîáñòâóåò íåäîñòàòîê âèòàìèíîâ, â îñîáåííîñòè ãðóïïû Â, ôîëèåâîé è àñêîðáèíîâîé êèñëîòû. Ó äåòåé ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà ïðè÷èíàìè çàáîëåâàíèÿ ìîãóò áûòü àëêîãîëü, êóðåíèå, óïîòðåáëåíèå íàðêîòèêîâ.
Àíåìèÿ áåðåìåííûõ 90 % ñëó÷àåâ ÿâëÿåòñÿ æåëåçîäåôèöèòíîé.  ðàçâèòûõ ñòðàíàõ Åâðîïû îêîëî 10 % æåíùèí äåòîðîäíîãî âîçðàñòà ñòðàäàþò æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé, ó 30 % èç íèõ íàáëþäàåòñÿ ñêðûòûé äåôèöèò æåëåçà, â íåêîòîðûõ ðåãèîíàõ íàøåé ñòðàíû äàííûé ïîêàçàòåëü äîñòèãàåò 50-60 %.
 êîíöå áåðåìåííîñòè ïðàêòè÷åñêè ó âñåõ æåíùèí èìååòñÿ ñêðûòûé äåôèöèò æåëåçà, ïðè÷åì ó 1/3 èç íèõ ðàçâèâàåòñÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.
Íàëè÷èå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè íàðóøàåò êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîê, ñíèæàåò èõ ðàáîòîñïîñîáíîñòü, âûçûâàåò ôóíêöèîíàëüíûå ðàññòðîéñòâà ñî ñòîðîíû ìíîãèõ îðãàíîâ è ñèñòåì. Ó áåðåìåííûõ äåôèöèò æåëåçà óâåëè÷èâàåò ðèñê ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé â ðîäàõ, à ïðè îòñóòñòâèè ñâîåâðåìåííîé è àäåêâàòíîé òåðàïèè âåäåò ê âîçíèêíîâåíèþ äåôèöèòà æåëåçà ó ïëîäà.
Âðà÷ó íåîáõîäèìî çíàòü ôîðìû àíåìèè, ïðè êîòîðûõ áåðåìåííîñòü ïðîòèâîïîêàçàíà.
· Õðîíè÷åñêàÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ III-IV ñòåïåíè.
· Ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ.
· Àíåìèÿ ïðè ãèïî- è àïëàçèè êîñòíîãî ìîçãà.
· Ëåéêîçû.
· Áîëåçíü Âåðëüãîôà ñ ÷àñòûìè îáîñòðåíèÿìè.
Ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè ñëåäóåò ïðîâîäèòü äî ñðîêà 12 íåä[8].
ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
àíåìèÿ òåðàïèÿ ïðîôèëàêòèêà
 ðåçóëüòàòå èññëåäîâàíèÿ äàííîé ðàáîòû áûëè èçó÷åíû âîïðîñû, êàñàþùèåñÿ àíåìèè – ïðè÷èíû, ñèìïòîìû, ëå÷åíèå, ïðîôèëàêòèêà è ñäåëàíû ñëåäóþùèå âûâîäû.
ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ
1. https://anemia.baldin.ru/
2. https://www.fito-terapevt.ru/anemii
3. Â.Â. Äîëãîâ, Ñ.À. Ëóãîâñêàÿ, Â.Ò. Ìîðîçîâà, Ì.Å. Ïî÷òàðü. Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà àíåìèé: Ïîñîáèå äëÿ âðà÷åé. – Òâåðü: “Ãóáåðíñêàÿ ìåäèöèíà”, 2001
4. https://vnormu.ru/anemiya-simptomy-priznaki-prichiny-u-vzroslyh.html
5. https://lekmed.ru/info/arhivy/anemicheskiy-sindrom-v-praktike-uchastkovogo-vracha-9.html
6. https://ñèìïòîìû-ëå÷åíèå.ðô/
7. https://lookmedbook.ru/disease/anemiya-zhelezodeficitnaya
8. https://www.eurolab.ua/diseases/642
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…