Вывод на тему анемии

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.
Классификация……………………………………………………………….4

2.Этиология и
патогенез……………………………………………………….6

3. Клиническая
картина………………………………………………………..7

4.
Диагностика………………………………………………………………….8

5.Лечение………………………………………………………………………..9

6. Сестринский процесс
при анемии…………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………….11

Литература……………………………………………………………………..12

Введение

Анемия – уменьшение в
крови общего количества гемоглобина, которое, за исключением острых
кровопотерь, характеризуется снижением уровня гемоглобина в единице объема
крови.

В большинстве случаев при
анемии падает и уровень эритроцитов в крови. Однако при железодефицитных
состояниях, анемиях, связанных с нарушением синтеза порфиринов, талассемии
содержание эритроцитов в крови может оставаться нормальным (при талассемии –
нередко повышенным) при низком уровне гемоглобина.

Анемия может быть связана
с большой кровопотерей, понижением функции красного костного мозга, недоста­точным
поступлением в организм необходимых для про­цессов кроветворения веществ, в
частности цианокобаламина или железа, а также с инфекционно-токсическим
воздействием на костный мозг.

По цветовому показателю
крови различают гипохромную и гиперхромную анемию. Гиперхромная анемия характе­ризуется
высоким цветовым показателем крови (более 1,2), При гипохромной – количество
гемоглобина в крови сни­жается в меньшей степени, чем количество эритроцитов
(гемоглобин – менее 0,9).

В механизме развития ряда
анемий общим, моментом является понижение регенеративной способности красно­го
костного мозга. Потеря способности костного мозга вы­рабатывать эритроциты
приводит к быстрому нарастанию анемии.

Анемии всегда вторичны,
т. е. являются одним из симптомов какого-то общего заболевания. Наряду с часто
встречающимися и легко диагностируемыми формами анемии имеются и очень редкие
анемические синдромы, требующие для диагностики сложных методических приемов.
Некоторые формы анемии можно диагностировать лишь в специализированных учреждениях.

1. Классификация

Из многочисленных
классификаций, строившихся по этиологическому, патогенетическому и клиническому
принципу, наиболее удачными оказались патогенетические.

I.       Дефицитные
анемии

Преимущественно
белково-дефицитные.

Преимущественно
витамино-дефицитные.

Преимущественно
железодефицитные.

II.      Постгеморрагические
анемии

Анемии вследствие острых
кровопотерь.

Анемии вследствие
хронических кровопотерь.

III.    Гипо- и
апластические анемии А.
   

Врожденные формы

1.   С поражением эритро-,
лейко- и тромбоцитопоэза:

а)         с врожденными
аномалиями развития (тип Фанкони);

б)        без врожденных
аномалий развития (тип Эстрена-Дамешека).

2.   С парциальным
поражением гемопоэза:

а) избирательная
эритроидная аплазия (тип Блекфена-Даймонда)

 Б.    Приобретенные
формы

1.С поражением эритро-,
лейко- и тромбоцитопоэза: а) острая апластическая;

б) подострая
гипопластическая;  в) хроническая гипопластическая;

 г) хроническая
гипопластическая с гемолитическим компонентом на почве аутоиммунизации.

2.Парциальная
гипопластическая анемия с избирательным поражением эритропоэза.

IV.     Гемолитические
анемии А.   

Наследственные

1. Мембранопатии
(микросфероцитоз, элиптоцитоз, пиропойкилоцитоз, стоматоцитоз, ксероцитоз,
пароксизмальная ночная гемоглобинурия и др.);

2. Ферментопатии (дефекты
цикла Эмбдена – Мейергофа, пентозофосфатного цикла, обмена нуклетотидов,
метгемоглобинемия).

3. Дефекты структуры и
синтеза  гемоглобина  (серповидноклеточная  болезнь  и другие гемоглобинозы с
аномальными гемоглобинами; талассемии, эритропорфирии).

Б.    Приобретенные

1. Иммунные и
иммунопатологические (изоиммунные – переливание несовместимой крови,
гемолитическая болезнь новорожденных; утоиммунные, гаптеновые медикаментозные и
др.);

2. Инфекционные
(цитомегаловирусная и другие вирусные инфекции, бактериальные инфекции –
менингококковая и др.);

3. Витаминодефицитные
(Е-витаминодефицитная анемия недоношенных) и анемии, обусловленные отравлениями
тяжелыми металлами, ядом змей.

4. ДВС-синдром разной
этиологии.

Выделяют следующие
наиболее часто встречающиеся формы анемии
(классификация по В.Я. Шустова, 1988 г.):

Постгеморрагическая
анемия, возникающая в резуль­тате кровопотери (острая и хроническая),

Железодефицитная анемия,
развивающаяся в связи с недостатком в организме железа.

В12-дефицитная
анемия, связанная с недостатком анти­анемического фактора (цианокобаламина).

Гемолитическая анемия,
возникающая вследствие рас­пада эритроцитов.

5.         Гипопластическая
анемия, развивающаяся при угнете­
нии функции костного мозга.

2. Этиология и патогенез

Анемии, возникающие в
результате недостаточного поступления в организм или нарушенного всасывания
продуктов, необходимых для построения молекулы гемоглобина, называются
дефицитными. Самую большую группу среди дефицитных анемий составляют анемии
алиментарные. Эти анемии, по данным ВОЗ и ФАО, являются наиболее
распространенными в мире, поражая до 60% населения развивающихся стран.

 На этиологию указывает
само название этих анемий. Здесь  играет роль, как полное голодание, так и дефицит
железа, белка и витаминов при частичном голодании. В некоторых случаях
этиологическими моментами, препятствующими нормальному всасыванию пищи из
кишечника  являются патологические его состояния (целиакия, спру, потери белка
при белково-депривной  энтеропатии, язвенном колите и др.).

Несмотря на тесную
взаимосвязь всех видов обмена, в большинстве случаев можно выделить ведущее
звено в патогенезе анемии. Наиболее часто выявляется дефицит железа, который
наряду с участием в транспорте кислорода, гемоглобином принимает участие в
синтезе 13 ферментных систем организма. Вследствие этого дефицит железа
наиболее отчетливо проявляется в клинике. Недостаточное поступление железа
приводит к обеднению им депо организма (печень, мышцы, костный мозг). Несмотря
на повышение резорбтивной функции кишечника при железодефицитной анемии и
усиление пассивного всасывания железа на всем протяжении тонких кишок,
потребность организма в железе остается неудовлетворенной и гемоглобинизация
клеток эритроцитного ряда происходит недостаточно.

Белковый дефицит в свою
очередь препятствует достаточной выработке белков, обеспечивающих транспорт
железа, связывающих железо в депо, и белков, образующих гемоглобин.

3.
Клиническая картина

Железодефицитная 
анемия.
При осмотре
иногда определяется мягкий край печени, выступающий из-под реберной дуги на 2-4
см, иногда удается пальпировать край селезенки. В крови снижен  уровень
гемоглобина (до 80 г/л) и число эритроцитов (до 3,5-1012). Отмечается 
гипохромия.

Методы обследования
анемии широко распространены; их причиной может быть патология эритроцитов
костного мозга, либо системное заболевание. Термин «анемия» означает снижение
количества циркулирующих эритроцитов; общепринятые критерии этого состояния НЬ
< 120 г/л (Н1 < 36%) у женщин и НЬ < 140 г/л (Н1 < 42%) у мужчин.
При тяжелой железодефицитной анемии бывают извращенные вкусовые пристрастия
употребление в пищу льда, крахмала и глины; в 510% случаев наблюдается
спленомегалия; изредка отмечается койлонихия (ложко-образные ногти).

Клинические проявления
зависят от этиологии, выраженности и скорости развития анемии. Сопутствующие
заболевания, в частности болезни сердца и легких, усугубляют тяжесть анемии.
Как правило, при НЬ < 70 г/л появляются признаки тканевой гипоксии
(утомляемость, головная боль, одышка, головокружение, стенокардия). При тяжелой
анемии отмечаются бледность и компенсаторная тахикардия. Даже тяжелая анемия
может хорошо переноситься, если она развивается постепенно.

Клиническая картина
острой постгеморрагической анемии:
: довольно тяжелое об­щее состояние больного, слабость,
головокружение, шум в ушах, одышка, сердцебиение, тяжесть в области серд­ца,
зябкость, нарушение зрения, жажда (обезвоженность тканей), нередки обмороки, а
в тяжелых случаях – кол­лапс. Отмечаются бледность, светло-голубой оттенок
склер, зрачки расширены. Пульс частый, слабого напол­нения, иногда аритмичный,
артериальное давление по­нижено. Тургор кожи, температура тела понижены. При
аускультации сердца отмечается систолический шум (в данном случае – анемический).

4.
Диагностика

Острая постгеморрагическая анемия

В терапевтичес­кой
практике острые кровопотери могут произойти в ре­зультате обширного
кровотечения из язвы желудка и две­надцатиперстной кишки, из варикозных вен
пищевода, при поражении легких туберкулезом или бронхоэктазами.

OAK – определяется лейкоцитоз,
ретикулоцитоз. Эрит­роциты и гемоглобин снижаются только через 4-6 часов после
кровопотери. Анемия имеет гипохромный характер.

Хроническая
постгеморрагическая анемия.
Развива­ется анемия чаще всего в результате повторных желудоч­но-кишечных,
геморроидальных маточных кровотечений. OAK – лейкопения, относительный лимфоцитоз, цвет­ной
показатель 0,5-0,7. СОЭ – увеличена.

Железодефицитная 
анемия
. При
небольшом дефиците железа СЭО обычно нормальный. При нарастании дефицита железа
возрастает анизоцитоз, появляются гипохромные микроцитарные клетки. Далее
происходит снижение СЭО и развивается анемия. Анализ мазка периферической крови
позволяет выявить также пойкилоцитоз с уродливыми формами эритроцитов, иногда
мишеневидные эритроциты. Возможно повышение числа тромбоцитов.

Для подтверждения
диагноза нужно оценить запасы железа в организме, что можно сделать косвенным
образом по уровню ферритина в сыворотке.

1.
Уровень
сывороточного ферритина ниже 12 мкг% (норма – от 12 до 300 мкг%) указывает на
малый запас железа в организме. Ферритин белок острой фазы воспаления, поэтому
при воспалении, заболеваниях печени и опухолях его содержание может быть
нормальным, несмотря на снижение запасов железа. В целом, уровень ферритина,
превышающий 200 мкг%, свидетельствует (независимо от сопутствующих заболеваний)
о достаточном запасе железа. При железодефицитной анемии содержание
сывороточного железа, как правило, низкое (< 60 мкг%), а общая
железосвязывающая способность сыворотки повышена (> 360 мкг%), но эти
показатели подвержены колебаниям и потому относятся к менее достоверным
индикаторам дефицита железа. 2. Уровень протопорфирина эритроцитов при дефиците
железа, как правило, повышен.

5. Лечение

При острой
постгеморрагической анемии
проводится борь­ба с кровопотерей и острой
сосудистой недостаточностью, в случаях шока – внутривенно капельно вводятся
крове­заменители (полиглюкин, плазма крови, 5% раствор глю­козы и др.).

При хронической
постгеморрагической анемии
лечение направлено на устранение источника
кровотечения, тера­пию основного заболевания. Из медикаментозных средств
назначаются препараты железа (гемостимулин, ферроцерон, ферроплекс и др.)-
Лечение назначает и контролирует гематолог.

Прогноз зависит от
величины и скорости кровотечения. У здоровых людей даже при незначитель­ной
кровопотере состав крови восстанавливается через 4- 5 недель.

Для лечения железодефицитной
анемии
необходимо выявить ее причину и восполнить запасы железа в
организме. Последнее достигается назначением препаратов железа внутрь либо
парентерально; обычное поступление железа с пищей способно лишь восполнить его
суточную нормальную потерю. После начала лечения количество ретикулоцитов резко
возрастает уже через 5-10 сут, а НЬ поднимается на протяжении 12 мес. Низкая
эффективность терапии чаще всего обусловлена тем, что больной не принимает
препараты, однако могут играть роль и другие факторы: нарушение всасывания,
продолжающаяся кровопотеря или полиэтиологический характер анемии. Другие
средства для лечения железодефицитной анемии глюконат или фумарат железа.

6.
Сестринский процесс при анемии

Проблема

Действия медсестры

Потенциальная
угроза здоро­вью,
связанная с дефицитом информации о своем заболе­вании

Провести
беседу с пациентом о его заболевании, предупреждении возможных осложнений н профилактике обострений.
Обеспечить пациента необходимой
научно популярной литературой

Трудности в
принятии измене­ний
диеты в связи со сложив­шимися ранее привычками

Провести
беседу с пациентом о значении и влия­нии диетического питания на течение
болезни и выздоровление.

Поощрять
пациента к следованию диете. Прово­дить контроль за передачами родственников

Риск
падения из-за слабости, головокружения, высокой температуры; нарушений ко­ординации и онемения конеч­ностей

Проводить
контроль за соблюдением пациентом режима
двигательной активности. Оказывать
пациенту помощь при перемещении; сопровождать его.

Оказывать
помощь пациенту в выполнении ме­роприятий
по личной гигиене. Обеспечить средствами
связи с медперсоналом

Тошнота, изменение вкуса

Создать
благоприятную обстановку во время еды.

Следить,
чтобы пациент получал любимые блю­да и
красиво оформленные. Провести беседу с
родственниками пациента о характере передач.

Рекомендовать
принимать пищу маленькими порциями, но часто (дробное питание)

Слабость, быстрая
утомляе­мость

Проводить контроль за соблюдением пациентом

предписанного врачом режима
двигательной

активности.

Проводить контроль за
своевременным приемом

пациентом лекарственных
препаратов

Затруднения глотания
из-за болей в горле

Рекомендовать
принимать жидкую и полужид­кую пищу маленькими порциями, но часто (дробное питание).

Проводить
контроль за своевременным приемом пациентом лекарственных препаратов. Обеспечить уход за полостью
рта пациента

Снижение аппетита
из-за де­прессии
и высокой температу­ры
тела; риск снижения массы

тела; риск
обезвоживания

Провести
беседу с пациентом и его родственни­ками о необходимости полноценного
питания. Создать
благоприятную обстановку во время

еды.

Заключение

Анемия – патологическое
состояние, при котором уменьшено содержание гемоглобина в крови, чаще при од­новременном
снижении количества эритроцитов.

Анемия может быть связана
с большой кровопотерей, понижением функции красного костного мозга, недоста­точным
поступлением в организм необходимых для про­цессов кроветворения веществ, в
частности цианокобаламина или железа, а также с инфекционно-токсическим
воздействием на костный мозг.

Анемия возникает во все
периоды жизни человека не только при различных заболеваниях. Развитие анемии
может быть связано с климактерическим периодом, гормональными нарушениями,
характером питания, заболеваниями пищеварительного тракта, печени, почек,
нарушением всасывания, аутоиммунными состояниями, оперативным вмешательством и
другими факторами. Нередко анемия является самостоятельным или сопутствующим
симптомом многих внутренних заболеваний, инфекционных и онкологических
болезней.

Терапия зависит от
природы вызвавших анемию факторов. Наилучшие результаты наблюдаются при
введении отдельных недостающих веществ, например железа при железодефицитной
анемии, витамина B12 при пернициозной анемии и фолиевой кислоты при спру
(заболевании, характеризующемся нарушением процессов всасывания в кишечнике и
сопровождающегося мегалобластной анемией).

Анемия, обусловленная
снижением продукции эритроцитов и возникающая при таких хронических
заболеваниях, как рак, инфекции, артрит, болезни почек и гипотиреоз, зачастую
слабо выражена и не требует специального лечения. Лечение основного заболевания
должно благотворно повлиять и на анемию. В ряде случаев бывает необходима
отмена препаратов, подавляющих кроветворение, – антибиотиков или других
химиотерапевтических средств.

Литература

1.  
Справочник
медицинской сестры. – М.: Изд-во Эксмо, 2002 -356с.

2.  
Справочник врача
общей практики. В 2-х томах. / Под ред. Воробьева Н.С. –М.: Изд-во Эксмо, 2005
– 310с.

3.  
Смолева Э.В.
Сестринское дело в терапии. – Ростов н/Д : Феникс, 2007 – 332с.

4.  
Яромич И.В.
Сестринское дело. Учебное пособие./ 5-е изд. ООО «Оникс 21 век», 2005 – 414с.

Источник

Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ è êëàññèôèêàöèè àíåìèè. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü â ìèðå, îñíîâíûå ñèìïòîìû è ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Îáùèå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè àíåìèè. Îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ, òåðàïèè è ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèÿ ó áåðåìåííûõ è äåòåé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ãîñóäàðñòâåííîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèåñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

«×èòèíñêèé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ »

Ðåôåðàò

íà òåìó: ” Àíåìèÿ, ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà

Âûïîëíèëà: Ëîñêóòíèêîâà Èðèíà Ñåðãååâíà

Ïðîâåðèëà: Êîòåëüíèêîâà Àíàñòàñèÿ Àíàòîëüåâíà

×èòà, 2016

ÎÃËÀÂËÅÍÈÅ

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

1. ÏÎÍßÒÈÅ ÀÍÅÌÈÈ

2. ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÀÍÅÌÈÈ

3. ÑÈÌÒÎÌÛ ÀÍÅÌÈÈ

4. ËÅ×ÅÍÈÅ È ÏÐÎÔÈËÀÊÒÈÊÀ ÀÍÅÌÈÈ

5. ÀÍÅÌÈß Ó ÁÅÐÅÌÅÍÍÛÕ È ÄÅÒÅÉ

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Àíåìèÿ (ìàëîêðîâèå) — ãðóïïà êëèíèêî-ãåìàòîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ, îáùèì ìîìåíòîì äëÿ êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà â êðîâè, ÷àùå ïðè îäíîâðåìåííîì óìåíüøåíèè ÷èñëà ýðèòðîöèòîâ (èëè îáùåãî îáú¸ìà ýðèòðîöèòîâ). Òåðìèí «àíåìèÿ» áåç óòî÷íåíèÿ íå îïðåäåëÿåò êîíêðåòíîãî çàáîëåâàíèÿ, òî åñòü àíåìèþ ñëåäóåò ñ÷èòàòü îäíèì èç ñèìïòîìîâ ðàçëè÷íûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé. Êîä ïî ìåæäóíàðîäíîé êëàññèôèêàöèè áîëåçíåé ÌÊÁ-10.

Âî âñåì ìèðå àíåìèè ïîäâåðæåíî 1,62 ìèëëèàðäà ÷åëîâåê, ÷òî ñîîòâåòñòâóåò 24,8% íàñåëåíèÿ . Íàèáîëüøàÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòü îòìå÷àåòñÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà (47.4%), è íàèìåíüøàÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòü àíåìèè îòìå÷àåòñÿ ó ëèö ìóæñêîãî ïîëà (12.7%). Îäíàêî, ãðóïïîé íàñåëåíèÿ ñ íàèáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ëèö, ïîäâåðæåííûõ àíåìèè, ÿâëÿåòñÿ ãðóïïà íå áåðåìåííûõ 468,4 ìèëëèîíà( 41,8%)

 Ðîññèè, ïî äàííûì Ìèíçäðàâà ÐÔ, ñòðàäàþò àíåìèåé 15% íàñåëåíèÿ. Ïîðàæåííîñòü àíåìèåé â ãðóïïàõ ðèñêà: Áåðåìåííûå ~ 40%. Æåíùèíû äåòîðîäíîãî âîçðàñòà 18-25%. Äåòè äî 2-õ ëåò 18-25%. Äåâóøêè 14-18 ëåò 10-20%[1].

Öåëüþ íàñòîÿùåãî èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå àíåìèè è ïðè÷èíû å¸ âîçíèêíîâåíèÿ.

 ñîîòâåòñòâèè ñ öåëüþ áûëè ïîñòàâëåíû ñëåäóþùèå çàäà÷è:

· èçó÷èòü ñèìïòîìû àíåìèè;

· èçó÷èòü ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè àíåìèè;

· èçó÷èòü îñîáåííîñòè àíåìèè ó ðàçíûõ ãðóïï íàñåëåíèÿ;

Äëÿ äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííîé öåëè è ðåøåíèÿ ïîñòàâëåííûõ çàäà÷ â äàííîé ðàáîòå áûëà èñïîëüçîâàíà íàó÷íàÿ è ó÷åáíàÿ ëèòåðàòóðà, à òàê æå èíôîðìàöèîííûå ðåñóðñû ñåòè Èíòåðíåò.

1. ÏÎÍßÒÈÅ ÀÍÅÌÈÈ

Àíåìèÿ (ìàëîêðîâèå) – ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñíèæåíèåì ñîäåðæàíèÿ ãåìîãëîáèíà â åäèíèöå îáúåìà êðîâè, ÷àùå ïðè îäíîâðåìåííîì óìåíüøåíèè êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ.

Íîðìàëüíûå ïîêàçàòåëè ýðèòðîïîýçà: ÷èñëî ýðèòðîöèòîâ ó æåíùèí 4,0-5,0•10^12/ë, ó ìóæ÷èí 4,5-5,5•10^12/ë, ãåìîãëîáèí ó æåíùèí – 120-140 ã/ë, ó ìóæ÷èí – 130-160 ã/ë. Âñå àíåìèè èìåþò âòîðè÷íîå ïðîèñõîæäåíèå, ÷àùå íàáëþäàþòñÿ ó æåíùèí è íåðåäêî ñâÿçàíû ñ ìåíî- è ìåòðîððàãèåé[2]

Îñíîâíîé çàäà÷åé ýðèòðîöèòîâ ÿâëÿåòñÿ ïåðåíîñ êèñëîðîäà è óãëåêèñëîãî ãàçà. Ýòà ôóíêöèÿ ñòàíîâèòñÿ íåäîñòàòî÷íîé âñëåäñòâèå:

· óìåíüøåíèÿ êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ â êðîâè;

· ïàäåíèÿ ñîäåðæàíèÿ ãåìîãëîáèíà;

· ïîÿâëåíèå â êðîâè íåçðåëûõ èëè ïàòîëîãè÷åñêè èçìåíåííûõ ýðèòðîöèòîâ;

· íàëè÷èå ýðèòðîöèòîâ ñ íàñëåäñòâåííûì äåôåêòîì;

· ïîòåðè ñïîñîáíîñòè ãåìîãëîáèíà ñâÿçûâàòü êèñëîðîä è äðóãèå.

Àíåìèÿ âîçíèêàåò íà ïî÷âå:

· ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé è èíòîêñèêàöèé;

· íåäîñòàòêà ôàêòîðîâ, ó÷àñòâóþùèõ â êðîâåòâîðåíèè;

· ãèïîïëàçèè êîñòíîãî ìîçãà;

· êðîâîïîòåðü è ò.ä.

Èñòèííóþ àíåìèþ ñëåäóåò îòëè÷àòü îò ãåìîäèëþöèè ïðè óìåíüøåíèè îòåêîâ, ââåäåíèè áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ðàñòâîðîâ.  òî æå âðåìÿ àíåìèÿ ìîæåò ìàñêèðîâàòüñÿ ñãóùåíèåì êðîâè ïðè îáåçâîæèâàíèè îðãàíèçìà. Ïðè àíåìèè, êàê ïðàâèëî, íàáëþäàþòñÿ íå òîëüêî êîëè÷åñòâåííûå, íî è êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ ýðèòðîöèòîâ, èõ âåëè÷èíû (àíèçîöèòîç), ôîðìû (ïîéêèëîöèòîç).

Àíåìèÿ ìîæåò áûòü êàê ñàìîñòîÿòåëüíûì çàáîëåâàíèåì, òàê è ïðîÿâëåíèåì èëè îñëîæíåíèåì äðóãèõ çàáîëåâàíèé (ñèíäðîìîì). Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ è ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ àíåìèè ðàçëè÷íû, âûÿâëåíèå èõ èìååò ðåøàþùåå çíà÷åíèå äëÿ âûáîðà ðàöèîíàëüíîãî ëå÷åíèÿ.

Ïðè àíåìèè íàðóøàåòñÿ äûõàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ êðîâè – äîñòàâêà êèñëîðîäà ê òêàíÿì. Ïîòðåáíîñòü îðãàíèçìà êèñëîðîäå â êàêîé-òî ñòåïåíè êîìïåíñèðóåòñÿ ìîáèëèçàöèåé çàùèòíî-ïðèñïîñîáèòåëíûõ ðåàêöèé, êîòîðûå îáû÷íî âîçíèêàþò ïðè ãèïîêñè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ.  ñëó÷àå ïðîãðåññèðóþùåé àíåìèè íàñòóïàåò òÿæåëàÿ êèñëîðîäíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, êîòîðàÿ ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé ñìåðòè.

Äëÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ àíåìèè õàðàêòåðíî íå òîëüêî óìåíüøåíèå êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ, íî è êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ ýðèòðîöèòîâ êðîâè, ñòåïåíè èõ çðåëîñòè, ðàçìåðîâ, ôîðìû, îêðàñêè, ñòðóêòóðû è áèîõèìè÷åñêèõ ñâîéñòâ.

2. ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÀÍÅÌÈÈ

àíåìèÿ òåðàïèÿ ñèìïòîì ïðîôèëàêòèêà

Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî êëàññèôèêàöèé àíåìèé, îñíîâàííûõ íà ýòèîëîãè÷åñêèõ, ïàòîãåíåòè÷åñêèõ, ãåìàòîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêàõ. Íå âñå îíè èìåþò ïðàêòè÷åñêîå çíà÷åíèå â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî àíåìèÿ ïðåèìóùåñòâåííî ìîæåò áûòü ñèìïòîìîì êàêîãî-òî çàáîëåâàíèÿ, à ïàòî-ãåíåòè÷åñêèå ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ åå ïðè ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèÿõ ðàçíîîáðàçíû è ÷àñòî ñëîæíû.

Äëÿ ïðàêòè÷åñêèõ öåëåé íàèáîëåå óäîáíîé ÿâëÿåòñÿ êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé, ïîñòðîåííàÿ ïî ïàòîãåíåòè÷åñêîìó ïðèíöèïó. Ñîãëàñíî ýòîé êëàññèôèêàöèè âûäåëÿþò 3 îñíîâíûå ãðóïïû àíåìèé.

Ïàòîãåíåòè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé

Àíåìèè âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðè:

· Îñòðàÿ ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ àíåìèÿ

· Õðîíè÷åñêàÿ ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ àíåìèÿ

Àíåìèè, îáóñëîâëåííûå íåäîñòàòî÷íîñòüþ ýðèòðîïîýçà:

1. Ãèïîõðîìíûå àíåìèè:

· Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

· Àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íàðóøåíèåì ñèíòåçà ïîðôèðèíîâ

2. Íîðìîõðîìíûå àíåìèè:

· Àíåìèè õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé

· Àíåìèÿ ïðè õðîíè÷åñêîé ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè

· Àïëàñòè÷åñêèå àíåìèè

· Àíåìèè ïðè îïóõîëåâûõ è ìåòàñòàòè÷åñêèõ ïîðàæåíèÿõ êîñòíîãî ìîçãà

3. Ìåãàëîáëàñòíûå àíåìèè:

· Àíåìèè, îáóñëîâëåííûå äåôèöèòîì âèòàìèíà Â12

· Ôîëèåâîäåôèöèòíûå àíåìèè

Àíåìèè âñëåäñòâèå óñèëåííîãî ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ (ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè):

1. Àíåìèè, îáóñëîâëåííûå âíåýðèòðîöèòàðíûìè ôàêòîðàìè:

· Èììóííûå ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè:

§ èçîèììóííûå ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè;

§ àóòîèììóííûå ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè

· Ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, îáóñëîâëåííûå ìåõàíè÷åñêèì ïîâðåæäåíèåì ýðèòðîöèòîâ

2. Àíåìèè, îáóñëîâëåííûå ýðèòðîöèòàðíûìè ôàêòîðàìè:

· Ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íàðóøåíèåì ñòðóêòóðû ìåìáðàíû ýðèòðîöèòîâ (ýðèòðîöèòîïàòèè – íàñëåäñòâåííûå è ïðèîáðåòåííûå):

§ ìèêðîñôåðîöèòàðíàÿ ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ;

§ îâàëîöèòàðíàÿ ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ;

§ ñòîìàòîöèòàðíàÿ ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ;

§ ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, îáóñëîâëåííûå íàðóøåíèåì ñòðóêòóðû ëèïèäîâ ìåìáðàíû ýðèòðîöèòîâ (àêàíòîöèòîç)

· Ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, îáóñëîâëåííûå äåôèöèòîì ôåðìåíòîâ ýðèòðîöèòîâ (ýðèòðîöèòàðíûå ýíçèìîïàòèè):

§ ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íåäîñòàòî÷íîñòüþ àêòèâíîñòè ôåðìåíòîâ ãëèêîëèçà;

§ ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íåäîñòàòî÷íîñòüþ àêòèâíîñòè ôåðìåíòîâ ïåíòîçîôîñôàòíîãî øóíòà;

§ ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íåäîñòàòî÷íîñòüþ àêòèâíîñòè ôåðìåíòîâ ãëþòàòèîíîâîé ñèñòåìû.

· Ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íàðóøåííûì ñèíòåçîì ãëîáèíà (ãåìîãëîáèíîïàòèè):

§ òàëàññåìèè;

§ ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, îáóñëîâëåííûå íîñèòåëüñòâîì àíîìàëüíûõ ãåìîãëîáèíîâ (ÍbS, ÍbÑ, ÍbD, ÍbÅ è äð.);

§ ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, îáóñëîâëåííûå íîñèòåëüñòâîì àíîìàëüíûõ íåñòàáèëüíûõ ãåìîãëîáèíîâ

3. Ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ, îáóñëîâëåííàÿ ñîìàòè÷åñêîé ìóòàöèåé êëåòîê-ïðåäøåñòâåííèêîâ ìèåëîïîýçà:

· ïàðîêñèçìàëüíàÿ íî÷íàÿ ãåìîãëîáèíóðèÿ[3].

Êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé ïî ñòåïåíè òÿæåñòè

Ëåãêàÿ – óðîâåíü ãåìîãëîáèíà âûøå 90 ã/ë;

Ñðåäíåé òÿæåñòè – ãåìîãëîáèí â ïðåäåëàõ 90 – 70 ã/ë;

Òÿæåëàÿ – óðîâåíü ãåìîãëîáèíà ìåíåå 70 ã/ë.

3. ÑÈÌÒÎÌÛ ÀÍÅÌÈÈ

Ñèìïòîìû àíåìèè ôîðìèðóþòñÿ íà ôîíå ñíèæåíèÿ ãåìîãëîáèíà. Íîðìà ýòîãî âåùåñòâà äèñêóòàáåëüíà. Ïðèçíàêè ìàëîêðîâèÿ ïðîñëåæèâàþòñÿ ó íåêîòîðûõ ëþäåé ïðè ïîêàçàòåëå ãåìîãëîáèíà – 110 ã/ë.

Ó äðóãèõ ïàöèåíòîâ êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ íå ïðîñëåæèâàþòñÿ ïðè êîíöåíòðàöèè íèæå 90 ã/ë. Ïî êëàññè÷åñêèì ìåðêàì àíåìè÷åñêîå ñîñòîÿíèå òÿæåëîé ñòåïåíè íàáëþäàåòñÿ ïðè óðîâíå ãåìîãëîáèíà íèæå 70 ã/ë.

Íåêîòîðûå òåðàïåâòû íàáëþäàëè èäåàëüíîå ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ ó ïîæèëûõ ïàöèåíòîâ ïðè áîëåå íèçêèõ öèôðàõ äàííîãî ïîêàçàòåëÿ. Êîíå÷íî, ïàòîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ íà ýòîì ôîíå ïðîÿâëÿþòñÿ, íî îíè ñîâìåñòèìû ñ æèçíüþ.

Äèñêóññèè íà òåìó ëàáîðàòîðíîé íîðìû ïðè ìàëîêðîâèè ïðîäîëæàþòñÿ, íî ýòî íå îòìåíÿåò êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ, òðåáóþùèå íåçàìåäëèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ.

Ñèìïòîìû àíåìèè îòëè÷àþòñÿ íà íà÷àëüíûõ è ïîçäíèõ ñòàäèÿõ. Ïðåëàòåíòíàÿ ôîðìà çàáîëåâàíèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ñëåäóþùèìè ïðîÿâëåíèÿìè:

· Ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè;

· Îáùàÿ óòîìëÿåìîñòü;

· Ïîâûøåííàÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòü;

· Øóì â óøàõ;

· Ãîëîâîêðóæåíèå;

· Óñêîðåíèå ÷àñòîòû ñîêðàùåíèé ñåðäöà;

· Îäûøêà.

Æàëîá ó ëþäåé íà ðàííåé (ëàòåíòíîé) ñòàäèè íåäóãà íåìíîãî. ×àùå âñåãî ïðåîáëàäàåò 2-3 èç âûøåîïèñàííûõ ìàðêåðîâ àíåìè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ.

Ïðèçíàêè àíåìèè çàâèñÿò îò áèîõèìè÷åñêèõ èçìåíåíèé îðãàíèçìà. Ïðè ïàòîëîãèè ñòðàäàþò íå òîëüêî ýðèòðîöèòû. Íàáëþäàåòñÿ ðàçðóøåíèå äåïî æåëåçà – ôåððèòèíà, ïîâûøàåòñÿ óðîâåíü òðàíñïîðòíîãî áåëêà – òðàíñôåððèíà, ïðîèñõîäèò äåñòðóêöèÿ ìèîãëîáèíà. Ýòè ïðîöåññû âëèÿþò íà ïðîÿâëåíèÿ íåäóãà.

Êàêèå ïðèçíàêè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè:

· Òàõèêàðäèÿ – ó÷àùåíèå ñåðäöåáèåíèÿ;

· Áëåäíîñòü êîæè;

· Ãîëîâîêðóæåíèå è ãîëîâíàÿ áîëü;

· Ñóõîñòü ÿçûêà è îòå÷íîñòü;

· Èçâðàùåíèå âêóñà (óïîòðåáëåíèå ìåëà è èçâåñòè).

Ñèìïòîìû àíåìèè ðàçëè÷àþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò âèäà áîëåçíè. Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî åãî âàðèàíòîâ:

· Àïëàñòè÷åñêèé;

· Æåëåçîäåôèöèòíûé;

· Ãåìîëèòè÷åñêèé;

· Ñåðïîâèäíî-êëåòî÷íûé;

· Øàðîâèäíûé[4].

4. ËÅ×ÅÍÈÅ È ÏÐÎÔÈËÀÊÒÈÊÀ ÀÍÅÌÈÈ

Áîëüøèíñòâî áîëüíûõ ñ àíåìè÷åñêèì ñèíäðîìîì îáñëåäóþòñÿ è ëå÷àòñÿ â àìáóëàòîðíî-ïîëèêëèíè÷åñêèõ óñëîâèÿõ ó÷àñòêîâûìè âðà÷àìè, â ðÿäå ñëó÷àåâ ïîñëå êîíñóëüòàöèè ãåìàòîëîãà. Ýòî áîëüíûå ñ ÆÄÀ è Â12 – ôîëèåâîäåôèöèòíûìè àíåìèÿìè. Áîëüíûå ñ ãåìîëèòè÷åñêèìè, àïëàñòè÷åñêèìè è äðóãèìè àíåìèÿìè ïîñòîÿííî íàáëþäàþòñÿ ãåìàòîëîãàìè. Ïîêàçàíèÿ ê ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ ñ àíåìèÿìè – îñòðàÿ ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ àíåìèÿ; ãåìîëèòè÷åñêèå è àïëàñòè÷åñêèå àíåìèè; ïðåêîìàòîçíîå è êîìàòîçíîå ñîñòîÿíèÿ ïðè ëþáîì òèïå àíåìèé; òÿæåëûå ñòåïåíè àíåìèé; óòî÷íåíèå ïðè÷èíû àíåìèè, åñëè âîçìîæíîñòè ïîëèêëèíèêè â ýòîì îòíîøåíèè èñ÷åðïàíû; áåçóñïåøíàÿ àìáóëàòîðíàÿ òåðàïèÿ, íåîáõîäèìîñòü õèðóðãè÷åñêîãî èëè èíòåíñèâíîãî ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé, ÿâëÿþùèõñÿ ïðè÷èíîé àíåìè÷åñêîãî ñèíäðîìà (ôèáðîìèîìà ìàòêè, êðîâîòî÷àøàÿ ãàñòðîäóîäåíàëüíàÿ ÿçâà, ãåìîððîé, îïóõîëü è äð. )[5].

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ. Ÿ ëå÷åíèå ñîñòîèò èç òðåõ êîìïîíåíòîâ. Ïåðâûé êîìïîíåíò – ýòî âûÿâëåíèå è, ïî âîçìîæíîñòè, óñòðàíåíèå ïðè÷èíû, êîòîðàÿ âûçâàëà àíåìèþ. Âòîðîé ýòàï ëå÷åáíîãî ïðîöåññà – ýòî îðãàíèçàöèÿ àäåêâàòíîãî ïèòàíèÿ.  ðàöèîíå áîëüíîãî æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè äîëæíî áûòü ïîâûøåíî ñîäåðæàíèå áåëêà äî 140 – 150 ãðàìì â ñóòêè, â îñíîâíîì çà ñ÷åò æèâîòíûõ ïðîäóêòîâ, à ñîäåðæàíèå æèðà ñíèæåíî äî 70 – 80 ãðàìì. Îñîáîå âíèìàíèå íóæíî óäåëèòü íà íàñûùåííîñòü ïèùè âèòàìèíàìè. Çäåñü öåëåñîîáðàçíî èñïîëüçîâàòü íàðîäíûå ñðåäñòâà, ïðèâåäåííûå âûøå. Îäíàêî ñëåäóåò îáðàòèòü âíèìàíèå íà òî, ÷òî ðàöèîíàëüíàÿ äèåòà, ñïîñîáñòâóÿ âûçäîðîâëåíèþ è ïðîôèëàêòèêå ðåöèäèâîâ çàáîëåâàíèÿ, ñàìà ïî ñåáå íå ìîæåò êîìïåíñèðîâàòü óæå ðàçâèâøèéñÿ äåôèöèò æåëåçà ñ êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿìè. Òðåòèé ýòàï – òåðàïèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà, êîòîðûå ïðèìåíÿþò ïåðîðàëüíî (èðîâèò, ôåððîíàò, ôåððåòàá, ôåððîïëåêñ è äðóãèå) è ïàðåíòåðàëüíî (ôåððóì ëåê, âåíîôåð è äðóãèå).

Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, èñïîëüçóåìûå ïðè ëå÷åíèè àíåìèè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à: ïðåïàðàòû æåëåçà – Æåëåçà ñóëüôàò (Ãåìîôåð, Ôåððîãðàäóìåíò), Êîìáèíèðîâàííûå ïðåïàðàòû (Àêòèôåððèí, Ãåìîôåðïðîëîíãàòóì, Èðàäèàí, Èððâèò, Òàðäèôåðîí, Ôåððîë, Ôåððîìåä, Ôåððîïëåêñ, Ôåððîöèí, Ôåððóì Ëåê, Õåôåðîë)

Ëå÷åíèå Â-12 äåôèöèòíîé àíåìèè. Çäåñü îñíîâíîé ïðèíöèï – ýòî çàìåñòèòåëüíàÿ òåðàïèÿ âèòàìèíîì Â-12. Èñïîëüçóþò öèàíêîáàëàìèí (100, 200 è 500 ìêã/ìë), êîòîðûé ââîäÿò åæåäíåâíî. Ïîñëå êóðñà ëå÷åíèÿ ïðîâîäÿò êóðñ çàêðåïëÿþùåé òåðàïèè (â òå÷åíèå äâóõ ìåñÿöåâ öèàíêîáàëàìèí ââîäÿò åæåíåäåëüíî, à çàòåì â òå÷åíèå ïîëóãîäà 2 ðàçà â ìåñÿö ïî 400-500 ìêã. Ïîñëå ýòîãî ðåêîìåíäîâàíû åæåãîäíûå ïðîôèëàêòè÷åñêèå êóðñû ïî 400 ìèêðîãðàìì ÷åðåç äåíü â òå÷åíèå 3 íåäåëü.

Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, èñïîëüçóåìûå ïðè ëå÷åíèè àíåìèè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à: âèòàìèííûå ïðåïàðàòû – Âèòàìèí Â12 (Ãèäðîêñèêîáàëàìèí, Öèàíîêîáàëàìèí)

Ëå÷åíèå ôîëèåâîäåôèöèòíîé àíåìèè. Èñïîëüçóþò ôîëèåâóþ êèñëîòó îò 5 äî 15 ìã â ñóòêè, ââîäÿò îáû÷íî ïåðîðàëüíî. Åñëè îíà âûÿâëåíà âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè, òî íàçíà÷àþò â òàêîé æå äîçèðîâêå, à ïîòîì îñòàâëÿþò ïî 1 ìã â ñóòêè äî êîíöà áåðåìåííîñòè èëè ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ ðåáåíêà.

Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, èñïîëüçóåìûå ïðè ëå÷åíèè àíåìèè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à: Ôîëèåâàÿ êèñëîòà, Êîìáèíèðîâàííûå ñðåäñòâà ñ äîáàâêàìè æåëåçà è âèòàìèíà  (Ãèíî-Òàðäèôåðîí, Ìàëüòîôåð Ôîë, Ôåððåòàá êîìï, Ôåððî-Ôîëüãàììà)

Ãåìîððàãè÷åñêàÿ àíåìèÿ, ïðè õðîíè÷åñêèõ êðîâîòå÷åíèÿõ, ïîñëå ëèêâèäàöèè åãî, ëå÷åíèå òàêîå æå, êàê è ó æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè. Ïðè îñòðîé êðîâîïîòåðå èñïîëüçóþò ïðåïàðàòû êðîâè èëè êðîâåçàìåùàþùèå ðàñòâîðû[6].

Ïåðâè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà (òî åñòü äî âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ).

· Ïðèåì ïðåïàðàòîâ æåëåçà îñîáûì ãðóïïàì ëþäåé ñ íàèáîëåå âûñîêèì ðèñêîì ðàçâèòèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè — äîíîðàì.

· Ñáàëàíñèðîâàííîå è ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå (óïîòðåáëåíèå â ïèùó ïðîäóêòîâ ñ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì êëåò÷àòêè (îâîùè, ôðóêòû, çåëåíü), îòêàç îò êîíñåðâèðîâàííîé, æàðåíîé, îñòðîé, ãîðÿ÷åé ïèùè), óïîòðåáëåíèå â ïèùó ïðîäóêòîâ æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ (ÿèö, èêðû, ìÿñà, ðûáû), à ïðè âåãåòàðèàíñòâå (îòêàçå îò èñïîëüçîâàíèÿ â ïèùó ïðîäóêòîâ æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ) – ïðèìåíåíèå ïîëèâèòàìèííûõ êîìïëåêñîâ. ×àñòîå äðîáíîå ïèòàíèå (5-6 ðàç â äåíü íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè).

· Ïðîôèëàêòèêà õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, âûçûâàþùèõ äåôèöèò æåëåçà (íàïðèìåð, ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé æåëóäêà è êèøå÷íèêà – ðåãóëÿðíîå ïèòàíèå, îòêàç îò îñòðîé è æèðíîé ïèùè, óïîòðåáëåíèå òùàòåëüíî âûìûòûõ îâîùåé è ôðóêòîâ è äð.).

Âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà (òî åñòü ïîñëå ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ) çàêëþ÷àåòñÿ â ðåãóëÿðíûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ îñìîòðàõ íàñåëåíèÿ ñ öåëüþ íàèáîëåå ðàííåãî âûÿâëåíèÿ ó íèõ àíåìèè[7].

5. ÀÍÅÌÈß Ó ÁÅÐÅÌÅÍÍÛÕ È ÄÅÒÅÉ

Àíåìèÿ ó äåòåé ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì. Îíà ìîæåò âîçíèêàòü èç-çà ðàçíûõ çàáîëåâàíèé ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû, ïðè çàáîëåâàíèÿõ ïî÷åê, ïå÷åíè, ïðè íàðóøåííîì âñàñûâàíèè, à òàê æå ÿâëÿåòñÿ ñîïóòñòâóþùèì èëè ñàìîñòîÿòåëüíûì ïðèçíàêîì îíêîëîãè÷åñêèõ è èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé. Òàê æå àíåìèÿ ìîæåò âîçíèêàòü ïðè òàêèõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ êàê áåðåìåííîñòü, â ïåðèîä ëàêòàöèè, â ïåðèîä óñèëåííîãî ðîñòà, â ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ, ïîñëå îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà èëè ïðè ãîðìîíàëüíûõ èçìåíåíèÿõ.

Íî â îñíîâíîì ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ó äåòåé. Äåòñêèå îðãàíû êðîâåòâîðåíèÿ åùå íå ïîëíîñòüþ àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêè çðåëûå, ïîýòîìó îíè ëåãêî ïîääàþòñÿ äåéñòâèþ âñåõ íåãàòèâíûõ ôàêòîðîâ îêðóæàþùåé ñðåäû. Ó äåòîê ðàííåãî âîçðàñòà àíåìèÿ òðåáóåò îñîáîãî âíèìàíèÿ, òàê êàê ìîæåò ïðèâåñòè ê íàðóøåíèþ îáìåíà âåùåñòâ è ê íàðóøåíèþ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â öåëîì. ×àñòî ìàëîêðîâèå ó äåòåé ðàçâèâàåòñÿ â ðåçóëüòàòå ãëèñòíîé èíâàçèè, îñîáåííî ïðè àñêàðèäîçå. Ðåáåíîê ÷àùå âñåãî ïîäâåðãàåòñÿ äàííîìó çàáîëåâàíèþ ïî ïðè÷èíå íàðóøåííîãî ïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé.

Ãðóäíûå äåòè, êîòîðûå âñêàðìëèâàþòñÿ ìîëîêîì ìàòåðè, áîëåþò àíåìèåé íàìíîãî ðåæå, ÷åì äåòè, êîòîðûå ïèòàþòñÿ êîðîâüèì ìîëîêîì èëè ñìåñÿìè. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ õèìè÷åñêèì ñîñòàâîì ìîëîêà æåíùèíû: áåëêè ìîëîêà â îðãàíèçìå ìëàäåíöà î÷åíü õîðîøî óñâàèâàþòñÿ è îíè ïðè îáðàçîâàíèè ãåìîãëîáèíà áîëåå ïîëíîöåííû.  ìîëîêå ìàòåðè ñîäåðæèòñÿ íàìíîãî áîëüøå ìåäè è æåëåçà, â êîðîâüåé ìîëîêå ýòèõ ýëåìåíòîâ íåçíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî, òàê êàê ïîñëå ïàñòåðèçàöèè, êîòîðàÿ îáÿçàòåëüíà, áîëüøàÿ ÷àñòü âèòàìèíîâ òåðÿåò ñâîè ñâîéñòâà.

Åñëè â ïèùå íåäîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî áåëêà è äðóãèõ ìèêðîýëåìåíòîâ, òàêèõ êàê êîáàëüò, íèêåëü, æåëåçî, ìåäü, ìàðãàíåö, òî ïðîöåññ êðîâåòâîðåíèÿ çàòðóäíÿåòñÿ, à â ðåäêèõ ñëó÷àÿõ ïî÷òè îñòàíàâëèâàåòñÿ. Ýòî âåäåò ê ïîÿâëåíèþ àíåìèè. Òàê æå ðàçâèòèþ àíåìèè ñïîñîáñòâóåò íåäîñòàòîê âèòàìèíîâ, â îñîáåííîñòè ãðóïïû Â, ôîëèåâîé è àñêîðáèíîâîé êèñëîòû. Ó äåòåé ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà ïðè÷èíàìè çàáîëåâàíèÿ ìîãóò áûòü àëêîãîëü, êóðåíèå, óïîòðåáëåíèå íàðêîòèêîâ.

Àíåìèÿ áåðåìåííûõ 90 % ñëó÷àåâ ÿâëÿåòñÿ æåëåçîäåôèöèòíîé.  ðàçâèòûõ ñòðàíàõ Åâðîïû îêîëî 10 % æåíùèí äåòîðîäíîãî âîçðàñòà ñòðàäàþò æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé, ó 30 % èç íèõ íàáëþäàåòñÿ ñêðûòûé äåôèöèò æåëåçà, â íåêîòîðûõ ðåãèîíàõ íàøåé ñòðàíû äàííûé ïîêàçàòåëü äîñòèãàåò 50-60 %.

 êîíöå áåðåìåííîñòè ïðàêòè÷åñêè ó âñåõ æåíùèí èìååòñÿ ñêðûòûé äåôèöèò æåëåçà, ïðè÷åì ó 1/3 èç íèõ ðàçâèâàåòñÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.

Íàëè÷èå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè íàðóøàåò êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîê, ñíèæàåò èõ ðàáîòîñïîñîáíîñòü, âûçûâàåò ôóíêöèîíàëüíûå ðàññòðîéñòâà ñî ñòîðîíû ìíîãèõ îðãàíîâ è ñèñòåì. Ó áåðåìåííûõ äåôèöèò æåëåçà óâåëè÷èâàåò ðèñê ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé â ðîäàõ, à ïðè îòñóòñòâèè ñâîåâðåìåííîé è àäåêâàòíîé òåðàïèè âåäåò ê âîçíèêíîâåíèþ äåôèöèòà æåëåçà ó ïëîäà.

Âðà÷ó íåîáõîäèìî çíàòü ôîðìû àíåìèè, ïðè êîòîðûõ áåðåìåííîñòü ïðîòèâîïîêàçàíà.

· Õðîíè÷åñêàÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ III-IV ñòåïåíè.

· Ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ.

· Àíåìèÿ ïðè ãèïî- è àïëàçèè êîñòíîãî ìîçãà.

· Ëåéêîçû.

· Áîëåçíü Âåðëüãîôà ñ ÷àñòûìè îáîñòðåíèÿìè.

Ïðåðûâàíèå áåðåìåííîñòè ñëåäóåò ïðîâîäèòü äî ñðîêà 12 íåä[8].

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

àíåìèÿ òåðàïèÿ ïðîôèëàêòèêà

 ðåçóëüòàòå èññëåäîâàíèÿ äàííîé ðàáîòû áûëè èçó÷åíû âîïðîñû, êàñàþùèåñÿ àíåìèè – ïðè÷èíû, ñèìïòîìû, ëå÷åíèå, ïðîôèëàêòèêà è ñäåëàíû ñëåäóþùèå âûâîäû.

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. https://anemia.baldin.ru/

2. https://www.fito-terapevt.ru/anemii

3. Â.Â. Äîëãîâ, Ñ.À. Ëóãîâñêàÿ, Â.Ò. Ìîðîçîâà, Ì.Å. Ïî÷òàðü. Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà àíåìèé: Ïîñîáèå äëÿ âðà÷åé. – Òâåðü: “Ãóáåðíñêàÿ ìåäèöèíà”, 2001

4. https://vnormu.ru/anemiya-simptomy-priznaki-prichiny-u-vzroslyh.html

5. https://lekmed.ru/info/arhivy/anemicheskiy-sindrom-v-praktike-uchastkovogo-vracha-9.html

6. https://ñèìïòîìû-ëå÷åíèå.ðô/

7. https://lookmedbook.ru/disease/anemiya-zhelezodeficitnaya

8. https://www.eurolab.ua/diseases/642

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник