Задачи с анемиями у детей

Ребенок 6 месяцев поступает на стационарное лечение в детское отделение с диагнозом: железодефицитная анемия среднетяжелая форма. Дистрофия типа гипотрофии 1 степени.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на беспокойный сон, стул со склонностью к запорам, дефицит массы тела, бледность кожи и слизистых.

Ребенок родился с массой 3200 г. С 1 мес. ребенок на вскармливании неадаптированными смесями, получает прикорм в виде каши, который получает 2-3 раза в день. Соки и фруктовое пюре получает нерегулярно.

Ребенок вял, капризен. Кожа и слизистые бледные. За кормлением съедает 100 мл пищи. Имеет дефицит массы тела 16%, ЧД 46 в минуту, пульс 140 уд./мин. Подкожно-жировой слой истончен на животе, груди, конечностях.

При исследовании крови: эр. 3,2 х 10 12/л, Нв = 84 г/л, ц.п. – 0,65

Задания:

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено и определите проблемы пациента с их обоснованием

2. Объясните матери особенности питания ребенка. Составьте меню на 1 день.

3. Обучите маму правилам введения препаратов железа.

4. Продемонстрируйте технику кормления из бутылочки согласно ППМУ.

Эталоны ответов

1. Нарушение потребностей: есть, дышать, выделять, спать, поддерживать состояние, общаться.

2. Проблемы пациента

Настоящие:

– дефицит массы тела

– снижение аппетита

– бледность кожных покровов

Потенциальные:

– ухудшение состояния ребенка, связанное с развитием осложнений

Из данных проблем приоритетной является дефицит знаний матери о полноценном питании ребенка.

3. Краткосрочная цель: мать будет свободно ориентироваться в особенностях питания своего ребенка.

Долгосрочная цель: мать организует рациональное питание ребенка.

План Мотивация
1. Организовать правильное питание.
2. Провести беседу с матерью о правилах кормления: кормить чаще, малыми порциями питание должно быть высококалорийным расчет питания ведется на долженствующий вес
ДВ = Вес рожд. + 800 хg =
3200 +4800 = 8000
Сут.дозы = 1000 мл
Кол-во кормлений – 6 раз в сутки
Разюдоза = 1000/6 = 160-170 мл
6.0 – смесь “симилак” -170,0
9.30 – каша гречневая на овощном отваре
150.0+1/2 яичного желтка
13.0 – мясной фарш (говядина или печень)
20,0 + овощное пюре – ассорти 140,0
16.30 – кефир 150,0 + творог 20
20.00 – смесь “Симилак” -170 мл
23.30
3. Давать препараты железа по назначению врача во время еды, запивать кислым соком.
4. Следить за стулом.
5. Организовать прогулки не менее 4-6 часов на свежем воздухе.
6. Проветривать палату каждые 2-3 часа по 15-20 минут.
7. Массаж, гимнастика, закаливание. Обучить мать приемам массажа, комплексом физических упражнений.
8. Выполнить назначения врача.
1. Для ликвидации дефицита знаний матери об особенностях питания ребенка.
2. Для ликвидации дефицита массы тела.
 
 
3. Для ликвидации дефицита железа и повышения уровня гемоглобина в крови.
4. Для оценки усвоения железа.
5. Для повышения аппетита.
 
6. Для повышения аппетита
 
7. Для улучшения кровообращения

Оценка: Цель будет достигнута. Студент продемонстрирует правильный уровень общения с мамой, доступно и грамотно объяснит особенности питания ребенка.

4. Продемонстрирует манипуляцию согласно протоколу простых медицинских услуг.

ЗАДАЧА № 43

Девочка 5 лет, поступила с матерью на стационарное лечение в детскую больницу. С диагнозом: острый гломерулонефрит. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: 7 дней назад девочка перенесла фолликулярную ангину, вялая, бледная, аппетит снижен, веки отечные, температура 38°С, моча мутная, цвета “мясных помоев”, редко мочится.

Объективно: сознание ясное, кожные покровы бледные, отечные, ЧД 20 в мин., дыхание везикулярное, хрипов нет, пульс 120 уд. в мин. удовлетворительных качеств, АД – 130/80 мм рт.ст. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, безболезненный.

Задания

1. Выявите удовлетворение, каких потребностей нарушено.

2. Определите проблемы пациента с их обоснованием.

3. Сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

4. Продемонстрируйте выполнение манипуляции “сбор мочи по Нечипоренко”.

Эталоны ответов

1. Нарушено удовлетворение потребностей: выделять, есть, поддерживать температуру тела, спать и отдыхать, играть, общаться, двигаться.

2. Проблемы пациента

Настоящие:

– задержка жидкости

– снижение аппетита

– лихорадка

– нарушение сна

– дефицит общения и нежелание играть из-за болезни

– артериальная гипертензия

Потенциальные:

– высокий риск развития гипертонического криза

– ухудшение состояния пациента, связанное с развитием осложнений.

Из данных проблем приоритетной является

– артериальная гипертензия.

Приоритетная проблема пациента:

– артериальная гипертензия.

3. Краткосрочная цель: артериальное давление снизится до 110/60 мм рт.ст. к концу недели.

Долгосрочная цель: артериальное давление нормализуется и не будет повышаться во время госпитализации.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. Обеспечит ребенку положение в постели с приподнятым головным концом.
2. Обеспечит соблюдение бессолевой диеты с ограничением животного белка и жидкости.
3. Будет вводить гипотензивные препараты по назначению врача.
4. Будет периодически осматривать цвет мочи.
 
 
5. Будет вести “Листок диуреза”.
 
6. Обеспечит согревание поясницы и нижних конечностей.
7. Будет ежедневно определять отеки и оценивать состояние ребенка.
 
 
8. Будет осуществлять своевременную смену нательного
и постельного белья.
9. Будет ежедневно взвешивать ребенка.
10. Будет проветривать палату по
10-15 минут каждые 3 часа.
11. Будет выполнять назначения
врача.
 
 
1. Для уменьшения притока крови к головному мозгу.
 
2. Для улучшения водно-солевого обмена.
 
3.Для борьбы с артериальной гипертензией.
4.Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений, для оценки эффективности лечения и ухода.
5.Для учета выпитой и выделенной жидкости.
6.Для уменьшения болевого синдрома.
 
7.Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
8. Для обеспечения комфортного состояния ребенка.
 
9.Для выявления скрытых отеков.
 
10.Для улучшения аэрации.

Оценка: артериальное давление снизится до 110/70 мм рт.ст. Цель будет достигнута.

Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациенткой и ее матерью, способность доступно, грамотно и аргументировано объяснить матери сущность назначенного обследования.

4. Студент продемонстрирует манипуляцию согласно протоколу простых медицинских услуг.

Источник

В стационар поступила пациентка 30 лет с диагнозом железодефицитная анемия. При сестринском обследовании выявлены жалобы на слабость, быструю утомляемость, одышку при движении, сердцебиение, отсутствие аппетита, иногда появляется желание есть мел. Менструация с 12 лет, обильная в течение недели. Пациентка раздражительна, пассивна, малоразговорчива.

1Объективно:

бледность и сухость кожных покровов, волосы тусклые, секутся, ногти ломкие с поперечной исчерченностью, ложкообразной формы. Границы сердца не изменены. При аускультации – систолический шум на верхушке сердца. Пульс 92 уд./мин. АД 100/60 мм рт. ст.

Анализ крови: Нв – 75 г/л, эритроциты 3,9´1012 /л., цветной показатель 0,8, лейкоциты – 4,5´109 /л, СОЭ 20 мм/час.

2Назначено:

1. Полупостельный режим.

2. Диета № 15 с высоким содержанием Fe в продуктах.

3. Ферроплекс по 1 таблетки 3 раза после еды.

4. Витамин В6 и В12 п/к.

5. Аскорбиновая кислота внутрь по 1 таблетке 3 раза в день.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулируйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните больной правила подготовки к сдаче крови на общий анализ, разъясните значение показателей (эритроциты, гемоглобин, цветной показатель СОЭ).

4. Обучите пациентку правилам приема препарата железа, объясните побочные эффекты.

5. Продемонстрируйте сбор системы для в/в вливаний.

Эталоны ответов

(1) Нарушены потребности:

дышать, двигаться, работать, питаться, общаться.

(2) Проблемы:

è Настоящие:

слабость, утомляемость, одышка, сердцебиение, отсутствие и извращение аппетита.

è Потенциальные:

риск нарушения сердечной деятельности, риск тяжелой нетрудоспособности и развития инвалидности.

è Приоритетные: отсутствие аппетита и извращение вкуса.

Краткосрочная цель –

стимуляция аппетита в течение 1 неделя.

(3) Долгосрочная цель

– восстановление аппетита ко дню выписки.

(4) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА:

План Мотивация
1. Обеспечение диетического питания с повышенным содержанием железа. Для ликвидация дефицита железа в пище.
2. Беседа с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо. Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме.
3. Обеспечение пациентки свежим воздухом, проветривание помещений, прогулки на воздухе. Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышения аппетита.
4. Рекомендация по приему горечей. Для стимуляции аппетита и желудочной секреции.
5. Наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД,ЧДД. Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы.
6. Контроль за деятельностью кишечника, недопущение запоров при приеме лекарственных препаратов. Предупреждение запоров при приеме препаратов железа.
7. Уход за полостью рта при приеме препаратов железа и соляной кислоты. Предупреждение разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты.
8. Выполнение врачебных назначений. Для эффективного лечения.

(5) Оценка эффективности:

у пациентки появляется аппетит, пациентка соблюдает назначенную диету и режим, знает правила приема лекарств.

3. Студент демонстрирует инструктаж пациентки перед сдачей крови на общий анализ и доступно объясняет значение показателей.

4. Студент демонстрирует объяснение пациентке правил приема и побочные эффекты препаратов железа.

5. Студент демонстрирует технику сбора системы для в/в вливания в соответствии с алгоритмом действия.

Задача №19 (сахарный диабет, инсулинозависимая форма)

Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом: сахарный диабет, инсулинозависимая форма.

При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.

В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, жалуется на усталость, плохой сон. На контакт идет хорошо, говорит что не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.

1Объективно:

состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст, ЧДД 16 в мин.

2Пациенту назначено:

1. Диета №9, режим палатный

2. Исследование суточной мочи на сахар, глюкозурический профиль, определение толерантности к глюкозе, уровень глюкозы в крови.

3. Инсулин простой

a) 8 ЕД — 8.00

b) 4 ЕД — 12.00

c) 4 ЕД – 18.00

Задания

1. Выявите потребности пациента, удовлетворение которых нарушено; определите проблемы пациента.

2. Сформулируйте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объяснить пациенту правила сбора мочи на сахар.

4. Обучите пациента технике введения инсулина.

5. Продемонстрируйте технику введения инсулина п/к.

Эталоны ответов

(1) Нарушенные потребности:

выделять, есть, пить, быть здоровым, избегать опасность, общаться, работать.

(2) Проблемы пациента:

è настоящие

жажда;

полиурия;

учащенное мочеиспускание;

кожный зуд;

слабость;

опасение за исход заболевания;

è потенциальные

риск развития гипо- и гипергликемической ком;

риск развития диабетической стопы;

риск развития ретинопатии.

Из перечисленных проблем пациента

è приоритетной является жажда.

(3) Краткосрочная цель:

пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина.

(4) Долгосрочная цель:

у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина.

(5) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

План Мотивация
1. Обеспечить питание согласно диете №9. Для нормализации углеводного обмена.
2. Обеспечить пациенту лечебно – охранительный режим. Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы.
3. Провести беседу с пациентом о сути его болезни. Для активного участия пациента в лечении.
4. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче. Для коррекции дозы инсулина.
5. Обеспечение гигиенического ухода за кожными покровами. Для предупреждения присоединения инфекций.
6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина. Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе.
7. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания). Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии.
8. Выполнение назначений врача. Для эффективного лечения.
9. Провести беседу с пациентом и его родственниками о питании в соответствии с диетой №9 Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений.

(6) Оценка эффективности:

пациент отмечает значительное улучшение общего состояния; продемонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель достигнута.

3. Студент демонстрирует доступный уровень общения с пациентом, объясняет ему правила сбора мочи на сахар.

4. Студент демонстрирует методику обучения пациента технике выполнения инъекции инсулина.

5. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Девочка И. родилась в срок от здоровой женщины. Роды путем экстренного кесарева сечения, сделанного по поводу отслойки нормально расположенной плаценты. Масса тела при рождении 3100 г, длина тела 51 см, оценка по шкале Апгар 4/6 баллов. В согласии с протоколом реанимации новорождённых в родильном зале и в палате интенсивной терапии проводился полный комплекс реанимационных мероприятий в соответствии со степенью перенесенной гипоксии. При первичном осмотре неонатолога обращали на себя внимание выраженная бледность кожных покровов и слизистых, приглушенность сердечных тонов, печень и селезенка не увеличены, ребенок вялый, мышечная гипотония, рефлексы новорождённого угнетены. При исследовании по cito периферической крови уровень Нb – 90 г/л.

1. Назначьте план обследования, необходимый для подтверждениядиагноза и определения тактики ведения больного.

2. С какими заболеваниями можно проводить дифференциальный диагноз в данном случае?

3. Какие осложнения возможны в данном случае?

4. Назначьте лечение.

5. Перечислите критерии оценки по шкале Апгар.

6. Каков прогноз у этого больного?

7. Надо ли этому ребенку наблюдаться у невропатолога и почему?

8. Какие препараты необходимо применить для коррекции неврологических расстройств у ребенка?

9. Что включает протокол реанимационных мероприятий при гипоксии?

10. В консультации каких специалистов нуждается пациент в течение 1-го года жизни?.

ОТВЕТ

1. Назначьте план обследования, необходимый для подтверждения диагноза и определения тактики ведения больного.

Предварительный диагноз: Острая постгеморрагическая анемия, тяжелая. Асфиксия новорождѐнного умеренная.

1). Общий анализ крови с определением цветового показателя (нормохромная или гиперхромная ранняя анемия, гипохромная поздняя анемия) и числа ретикулоцитов (норморегенератарная, гипорегенераторная анемия).

2). Определение фетальных эритроцитов в крови матери (окраска мазков крови матери по Клейнхауэру-Бетке).

3). Исследование HbF в желудочном аспирате или меконии (при развитии геморрагического синдрома).

4). УЗИ головного мозга (нейросонография) и органов брюшной полости (выявление кровоизлияний).

5). Ревизия плаценты и ее сосудов в родильном зале.

При подозрении на постгеморрагическую анемию проводится полный клинический анализ крови при рождении, а в последующие каждые 3 часа первых суток целесообразно определять уровень гемоглобина и гематокрита. Первоначально гематокрит может быть нормальным. Анемия часто нормохромная, в крови выявляются лейкоцитоз со сдвигом влево и ядерные формы эритроцитов.

В отличие от гемолитических анемий при острой постгеморрагической анемии отсутствуют гепатоспленомегалия, желтуха, реакция Кумбса всегда отрицательная.

2. Какие осложнения возможны в данном случае?

Постгеморрагический шок. Гидремическая реакция в ответ на кровопотерю, иногда количество тканевой жидкости поступившей в кровоток может быть избыточной (в 1,5 раза больше объѐма потерянной крови).

3. С какими заболеваниями можно проводить дифференциальный диагноз в данном случае?

Внутрижелудочковые кровоизлияния на фоне перенесенной асфиксии новорождѐнных.

4. Назначьте лечение.

1). При острой кровопотере при рождении в вену пуповины вводят катетер, измеряют давление в вене и исследуют кровь на АВО и Rh-принадлежность.

2). Температурная поддержка, так как новорожденные с анемией быстро охлаждаются.

3). Оксигенотерапия.

4). Энергетическая поддержка (при шоке – парентеральное питание), т.к. при голодании ухудшается адаптация новорожденного.

5). Возмещение острых кровопотерь трансфузией эритроцитарной массы (давностью не более 3 суток) по следующим показаниям:

а) анемия с сократительной сердечной недостаточностью (5 мл/кг массы тела медленно в течение 2-4 ч, если необходимо, то повторяют переливания эритромассы);

б) Hb < 100 г/л с симптомами анемии;

в) Hb < 130 г/л у детей с тяжелыми респираторными болезнями;

г) Hb < 130 г/л при рождении;

д) потеря крови 5-10% ОЦК.

Переливание эритроцитарной массы в объеме 10-15 мл/кг массы тела новорожденного повышает уровень Hb на 20-40 г/л. При тяжелых анемиях используется формула П.Найбурга и Дж.Стокмана (1977):

ОЦК (мл/кг):200,дефицит Hb (г/л)Количество эритромассы (мл) = m (кг)

где 200 – обычный уровень гемоглобина в эритроцитарной массе в г/л.

При очень низких уровнях гемоглобина желательным уровнем Hb, по которому определяют уровень дефицита Hb, является 130 г/л.

1012/л, тогда уже показано переливание эритромассы или крови. Обычно при гиповолемическом шоке внутривенно вводят «Инфукол» (препарат 6 % ГЭК), 20 мл/кг массы тела ребенка Rh(-) 0(I) группы крови, свежезамороженную плазму, изотонический раствор натрия хлорида.6). При гиповолемическом шоке при отсутствии возможности проведения гемотрансфузии для быстрого возмещения ОЦК в вену вливают 5% альбумина, свежезамороженную плазму, изотонический раствор натрия хлорида или раствором Рингера. У детей с геморрагическим синдромом более показана цельная кровь, которая имеет более высокий гемостатический потенциал, чем эритромасса. Пределом гемодилюции в первые часы жизни считают гематокрит 0,35 л/л и число эритроцитов 3,5

5. Каков прогноз у этого больного? Надо ли этому ребенку наблюдаться у невропатолога и почему?

Для жизни прогноз благоприятный. Однако в последующем у таких больных развивается железодефицитная анемия. Поэтому с 2 недель жизни детям, перенесшим постгеморрагическую анемию, необходимо назначить препараты железа в дозе по утилизируемому железу 2 мг/кг массы тела 3 раза в день внутрь. Следует иметь ввиду, что высокие дозы железа уменьшают всасывание цинка. Парентеральное введение препаратов железа повышает риск развития сепсиса. Гемотрансфузии при железодефицитной анемии не показаны, так как в эритромассе мало железа. Одновременно с препаратами железа внутрь назначают витамины С, В2, В6, Р, Е, А в дозе в 2 раза выше физиологической нормы.

Показано наблюдение у детского невролога, учитывая перенесенную острую гипоксию мозга в связи с асфиксией и хроническую – в связи с анемией, необходимость лечения последствий церебральной ишемии.

Date: 2015-08-06; view: 3639; Нарушение авторских прав

Источник