Задачи с анемиями у детей
Ребенок 6 месяцев поступает на стационарное лечение в детское отделение с диагнозом: железодефицитная анемия среднетяжелая форма. Дистрофия типа гипотрофии 1 степени.
При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на беспокойный сон, стул со склонностью к запорам, дефицит массы тела, бледность кожи и слизистых.
Ребенок родился с массой 3200 г. С 1 мес. ребенок на вскармливании неадаптированными смесями, получает прикорм в виде каши, который получает 2-3 раза в день. Соки и фруктовое пюре получает нерегулярно.
Ребенок вял, капризен. Кожа и слизистые бледные. За кормлением съедает 100 мл пищи. Имеет дефицит массы тела 16%, ЧД 46 в минуту, пульс 140 уд./мин. Подкожно-жировой слой истончен на животе, груди, конечностях.
При исследовании крови: эр. 3,2 х 10 12/л, Нв = 84 г/л, ц.п. – 0,65
Задания:
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено и определите проблемы пациента с их обоснованием
2. Объясните матери особенности питания ребенка. Составьте меню на 1 день.
3. Обучите маму правилам введения препаратов железа.
4. Продемонстрируйте технику кормления из бутылочки согласно ППМУ.
Эталоны ответов
1. Нарушение потребностей: есть, дышать, выделять, спать, поддерживать состояние, общаться.
2. Проблемы пациента
Настоящие:
– дефицит массы тела
– снижение аппетита
– бледность кожных покровов
Потенциальные:
– ухудшение состояния ребенка, связанное с развитием осложнений
Из данных проблем приоритетной является дефицит знаний матери о полноценном питании ребенка.
3. Краткосрочная цель: мать будет свободно ориентироваться в особенностях питания своего ребенка.
Долгосрочная цель: мать организует рациональное питание ребенка.
План | Мотивация |
1. Организовать правильное питание. 2. Провести беседу с матерью о правилах кормления: кормить чаще, малыми порциями питание должно быть высококалорийным расчет питания ведется на долженствующий вес ДВ = Вес рожд. + 800 хg = 3200 +4800 = 8000 Сут.дозы = 1000 мл Кол-во кормлений – 6 раз в сутки Разюдоза = 1000/6 = 160-170 мл 6.0 – смесь “симилак” -170,0 9.30 – каша гречневая на овощном отваре 150.0+1/2 яичного желтка 13.0 – мясной фарш (говядина или печень) 20,0 + овощное пюре – ассорти 140,0 16.30 – кефир 150,0 + творог 20 20.00 – смесь “Симилак” -170 мл 23.30 3. Давать препараты железа по назначению врача во время еды, запивать кислым соком. 4. Следить за стулом. 5. Организовать прогулки не менее 4-6 часов на свежем воздухе. 6. Проветривать палату каждые 2-3 часа по 15-20 минут. 7. Массаж, гимнастика, закаливание. Обучить мать приемам массажа, комплексом физических упражнений. 8. Выполнить назначения врача. | 1. Для ликвидации дефицита знаний матери об особенностях питания ребенка. 2. Для ликвидации дефицита массы тела. 3. Для ликвидации дефицита железа и повышения уровня гемоглобина в крови. 4. Для оценки усвоения железа. 5. Для повышения аппетита. 6. Для повышения аппетита 7. Для улучшения кровообращения |
Оценка: Цель будет достигнута. Студент продемонстрирует правильный уровень общения с мамой, доступно и грамотно объяснит особенности питания ребенка.
4. Продемонстрирует манипуляцию согласно протоколу простых медицинских услуг.
ЗАДАЧА № 43
Девочка 5 лет, поступила с матерью на стационарное лечение в детскую больницу. С диагнозом: острый гломерулонефрит. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: 7 дней назад девочка перенесла фолликулярную ангину, вялая, бледная, аппетит снижен, веки отечные, температура 38°С, моча мутная, цвета “мясных помоев”, редко мочится.
Объективно: сознание ясное, кожные покровы бледные, отечные, ЧД 20 в мин., дыхание везикулярное, хрипов нет, пульс 120 уд. в мин. удовлетворительных качеств, АД – 130/80 мм рт.ст. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, безболезненный.
Задания
1. Выявите удовлетворение, каких потребностей нарушено.
2. Определите проблемы пациента с их обоснованием.
3. Сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
4. Продемонстрируйте выполнение манипуляции “сбор мочи по Нечипоренко”.
Эталоны ответов
1. Нарушено удовлетворение потребностей: выделять, есть, поддерживать температуру тела, спать и отдыхать, играть, общаться, двигаться.
2. Проблемы пациента
Настоящие:
– задержка жидкости
– снижение аппетита
– лихорадка
– нарушение сна
– дефицит общения и нежелание играть из-за болезни
– артериальная гипертензия
Потенциальные:
– высокий риск развития гипертонического криза
– ухудшение состояния пациента, связанное с развитием осложнений.
Из данных проблем приоритетной является
– артериальная гипертензия.
Приоритетная проблема пациента:
– артериальная гипертензия.
3. Краткосрочная цель: артериальное давление снизится до 110/60 мм рт.ст. к концу недели.
Долгосрочная цель: артериальное давление нормализуется и не будет повышаться во время госпитализации.
План | Мотивация |
Медицинская сестра: 1. Обеспечит ребенку положение в постели с приподнятым головным концом. 2. Обеспечит соблюдение бессолевой диеты с ограничением животного белка и жидкости. 3. Будет вводить гипотензивные препараты по назначению врача. 4. Будет периодически осматривать цвет мочи. 5. Будет вести “Листок диуреза”. 6. Обеспечит согревание поясницы и нижних конечностей. 7. Будет ежедневно определять отеки и оценивать состояние ребенка. 8. Будет осуществлять своевременную смену нательного и постельного белья. 9. Будет ежедневно взвешивать ребенка. 10. Будет проветривать палату по 10-15 минут каждые 3 часа. 11. Будет выполнять назначения врача. | 1. Для уменьшения притока крови к головному мозгу. 2. Для улучшения водно-солевого обмена. 3.Для борьбы с артериальной гипертензией. 4.Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений, для оценки эффективности лечения и ухода. 5.Для учета выпитой и выделенной жидкости. 6.Для уменьшения болевого синдрома. 7.Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. 8. Для обеспечения комфортного состояния ребенка. 9.Для выявления скрытых отеков. 10.Для улучшения аэрации. |
Оценка: артериальное давление снизится до 110/70 мм рт.ст. Цель будет достигнута.
Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациенткой и ее матерью, способность доступно, грамотно и аргументировано объяснить матери сущность назначенного обследования.
4. Студент продемонстрирует манипуляцию согласно протоколу простых медицинских услуг.
В стационар поступила пациентка 30 лет с диагнозом железодефицитная анемия. При сестринском обследовании выявлены жалобы на слабость, быструю утомляемость, одышку при движении, сердцебиение, отсутствие аппетита, иногда появляется желание есть мел. Менструация с 12 лет, обильная в течение недели. Пациентка раздражительна, пассивна, малоразговорчива.
1Объективно:
бледность и сухость кожных покровов, волосы тусклые, секутся, ногти ломкие с поперечной исчерченностью, ложкообразной формы. Границы сердца не изменены. При аускультации – систолический шум на верхушке сердца. Пульс 92 уд./мин. АД 100/60 мм рт. ст.
Анализ крови: Нв – 75 г/л, эритроциты 3,9´1012 /л., цветной показатель 0,8, лейкоциты – 4,5´109 /л, СОЭ 20 мм/час.
2Назначено:
1. Полупостельный режим.
2. Диета № 15 с высоким содержанием Fe в продуктах.
3. Ферроплекс по 1 таблетки 3 раза после еды.
4. Витамин В6 и В12 п/к.
5. Аскорбиновая кислота внутрь по 1 таблетке 3 раза в день.
Задания
1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулируйте проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объясните больной правила подготовки к сдаче крови на общий анализ, разъясните значение показателей (эритроциты, гемоглобин, цветной показатель СОЭ).
4. Обучите пациентку правилам приема препарата железа, объясните побочные эффекты.
5. Продемонстрируйте сбор системы для в/в вливаний.
Эталоны ответов
(1) Нарушены потребности:
дышать, двигаться, работать, питаться, общаться.
(2) Проблемы:
è Настоящие:
слабость, утомляемость, одышка, сердцебиение, отсутствие и извращение аппетита.
è Потенциальные:
риск нарушения сердечной деятельности, риск тяжелой нетрудоспособности и развития инвалидности.
è Приоритетные: отсутствие аппетита и извращение вкуса.
Краткосрочная цель –
стимуляция аппетита в течение 1 неделя.
(3) Долгосрочная цель
– восстановление аппетита ко дню выписки.
(4) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА:
План | Мотивация |
1. Обеспечение диетического питания с повышенным содержанием железа. | Для ликвидация дефицита железа в пище. |
2. Беседа с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо. | Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме. |
3. Обеспечение пациентки свежим воздухом, проветривание помещений, прогулки на воздухе. | Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышения аппетита. |
4. Рекомендация по приему горечей. | Для стимуляции аппетита и желудочной секреции. |
5. Наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД,ЧДД. | Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. |
6. Контроль за деятельностью кишечника, недопущение запоров при приеме лекарственных препаратов. | Предупреждение запоров при приеме препаратов железа. |
7. Уход за полостью рта при приеме препаратов железа и соляной кислоты. | Предупреждение разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты. |
8. Выполнение врачебных назначений. | Для эффективного лечения. |
(5) Оценка эффективности:
у пациентки появляется аппетит, пациентка соблюдает назначенную диету и режим, знает правила приема лекарств.
3. Студент демонстрирует инструктаж пациентки перед сдачей крови на общий анализ и доступно объясняет значение показателей.
4. Студент демонстрирует объяснение пациентке правил приема и побочные эффекты препаратов железа.
5. Студент демонстрирует технику сбора системы для в/в вливания в соответствии с алгоритмом действия.
Задача №19 (сахарный диабет, инсулинозависимая форма)
Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом: сахарный диабет, инсулинозависимая форма.
При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.
В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, жалуется на усталость, плохой сон. На контакт идет хорошо, говорит что не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.
1Объективно:
состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст, ЧДД 16 в мин.
2Пациенту назначено:
1. Диета №9, режим палатный
2. Исследование суточной мочи на сахар, глюкозурический профиль, определение толерантности к глюкозе, уровень глюкозы в крови.
3. Инсулин простой
a) 8 ЕД — 8.00
b) 4 ЕД — 12.00
c) 4 ЕД – 18.00
Задания
1. Выявите потребности пациента, удовлетворение которых нарушено; определите проблемы пациента.
2. Сформулируйте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объяснить пациенту правила сбора мочи на сахар.
4. Обучите пациента технике введения инсулина.
5. Продемонстрируйте технику введения инсулина п/к.
Эталоны ответов
(1) Нарушенные потребности:
выделять, есть, пить, быть здоровым, избегать опасность, общаться, работать.
(2) Проблемы пациента:
è настоящие
–жажда;
–полиурия;
–учащенное мочеиспускание;
–кожный зуд;
–слабость;
–опасение за исход заболевания;
è потенциальные
–риск развития гипо- и гипергликемической ком;
–риск развития диабетической стопы;
–риск развития ретинопатии.
Из перечисленных проблем пациента
è приоритетной является жажда.
(3) Краткосрочная цель:
пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина.
(4) Долгосрочная цель:
у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина.
(5) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация |
1. Обеспечить питание согласно диете №9. | Для нормализации углеводного обмена. |
2. Обеспечить пациенту лечебно – охранительный режим. | Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы. |
3. Провести беседу с пациентом о сути его болезни. | Для активного участия пациента в лечении. |
4. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче. | Для коррекции дозы инсулина. |
5. Обеспечение гигиенического ухода за кожными покровами. | Для предупреждения присоединения инфекций. |
6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина. | Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе. |
7. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания). | Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии. |
8. Выполнение назначений врача. | Для эффективного лечения. |
9. Провести беседу с пациентом и его родственниками о питании в соответствии с диетой №9 | Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений. |
(6) Оценка эффективности:
пациент отмечает значительное улучшение общего состояния; продемонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель достигнута.
3. Студент демонстрирует доступный уровень общения с пациентом, объясняет ему правила сбора мочи на сахар.
4. Студент демонстрирует методику обучения пациента технике выполнения инъекции инсулина.
5. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Девочка И. родилась в срок от здоровой женщины. Роды путем экстренного кесарева сечения, сделанного по поводу отслойки нормально расположенной плаценты. Масса тела при рождении 3100 г, длина тела 51 см, оценка по шкале Апгар 4/6 баллов. В согласии с протоколом реанимации новорождённых в родильном зале и в палате интенсивной терапии проводился полный комплекс реанимационных мероприятий в соответствии со степенью перенесенной гипоксии. При первичном осмотре неонатолога обращали на себя внимание выраженная бледность кожных покровов и слизистых, приглушенность сердечных тонов, печень и селезенка не увеличены, ребенок вялый, мышечная гипотония, рефлексы новорождённого угнетены. При исследовании по cito периферической крови уровень Нb – 90 г/л.
1. Назначьте план обследования, необходимый для подтверждениядиагноза и определения тактики ведения больного.
2. С какими заболеваниями можно проводить дифференциальный диагноз в данном случае?
3. Какие осложнения возможны в данном случае?
4. Назначьте лечение.
5. Перечислите критерии оценки по шкале Апгар.
6. Каков прогноз у этого больного?
7. Надо ли этому ребенку наблюдаться у невропатолога и почему?
8. Какие препараты необходимо применить для коррекции неврологических расстройств у ребенка?
9. Что включает протокол реанимационных мероприятий при гипоксии?
10. В консультации каких специалистов нуждается пациент в течение 1-го года жизни?.
ОТВЕТ
1. Назначьте план обследования, необходимый для подтверждения диагноза и определения тактики ведения больного.
Предварительный диагноз: Острая постгеморрагическая анемия, тяжелая. Асфиксия новорождѐнного умеренная.
1). Общий анализ крови с определением цветового показателя (нормохромная или гиперхромная ранняя анемия, гипохромная поздняя анемия) и числа ретикулоцитов (норморегенератарная, гипорегенераторная анемия).
2). Определение фетальных эритроцитов в крови матери (окраска мазков крови матери по Клейнхауэру-Бетке).
3). Исследование HbF в желудочном аспирате или меконии (при развитии геморрагического синдрома).
4). УЗИ головного мозга (нейросонография) и органов брюшной полости (выявление кровоизлияний).
5). Ревизия плаценты и ее сосудов в родильном зале.
При подозрении на постгеморрагическую анемию проводится полный клинический анализ крови при рождении, а в последующие каждые 3 часа первых суток целесообразно определять уровень гемоглобина и гематокрита. Первоначально гематокрит может быть нормальным. Анемия часто нормохромная, в крови выявляются лейкоцитоз со сдвигом влево и ядерные формы эритроцитов.
В отличие от гемолитических анемий при острой постгеморрагической анемии отсутствуют гепатоспленомегалия, желтуха, реакция Кумбса всегда отрицательная.
2. Какие осложнения возможны в данном случае?
Постгеморрагический шок. Гидремическая реакция в ответ на кровопотерю, иногда количество тканевой жидкости поступившей в кровоток может быть избыточной (в 1,5 раза больше объѐма потерянной крови).
3. С какими заболеваниями можно проводить дифференциальный диагноз в данном случае?
Внутрижелудочковые кровоизлияния на фоне перенесенной асфиксии новорождѐнных.
4. Назначьте лечение.
1). При острой кровопотере при рождении в вену пуповины вводят катетер, измеряют давление в вене и исследуют кровь на АВО и Rh-принадлежность.
2). Температурная поддержка, так как новорожденные с анемией быстро охлаждаются.
3). Оксигенотерапия.
4). Энергетическая поддержка (при шоке – парентеральное питание), т.к. при голодании ухудшается адаптация новорожденного.
5). Возмещение острых кровопотерь трансфузией эритроцитарной массы (давностью не более 3 суток) по следующим показаниям:
а) анемия с сократительной сердечной недостаточностью (5 мл/кг массы тела медленно в течение 2-4 ч, если необходимо, то повторяют переливания эритромассы);
б) Hb < 100 г/л с симптомами анемии;
в) Hb < 130 г/л у детей с тяжелыми респираторными болезнями;
г) Hb < 130 г/л при рождении;
д) потеря крови 5-10% ОЦК.
Переливание эритроцитарной массы в объеме 10-15 мл/кг массы тела новорожденного повышает уровень Hb на 20-40 г/л. При тяжелых анемиях используется формула П.Найбурга и Дж.Стокмана (1977):
ОЦК (мл/кг):200,дефицит Hb (г/л)Количество эритромассы (мл) = m (кг)
где 200 – обычный уровень гемоглобина в эритроцитарной массе в г/л.
При очень низких уровнях гемоглобина желательным уровнем Hb, по которому определяют уровень дефицита Hb, является 130 г/л.
1012/л, тогда уже показано переливание эритромассы или крови. Обычно при гиповолемическом шоке внутривенно вводят «Инфукол» (препарат 6 % ГЭК), 20 мл/кг массы тела ребенка Rh(-) 0(I) группы крови, свежезамороженную плазму, изотонический раствор натрия хлорида.6). При гиповолемическом шоке при отсутствии возможности проведения гемотрансфузии для быстрого возмещения ОЦК в вену вливают 5% альбумина, свежезамороженную плазму, изотонический раствор натрия хлорида или раствором Рингера. У детей с геморрагическим синдромом более показана цельная кровь, которая имеет более высокий гемостатический потенциал, чем эритромасса. Пределом гемодилюции в первые часы жизни считают гематокрит 0,35 л/л и число эритроцитов 3,5
5. Каков прогноз у этого больного? Надо ли этому ребенку наблюдаться у невропатолога и почему?
Для жизни прогноз благоприятный. Однако в последующем у таких больных развивается железодефицитная анемия. Поэтому с 2 недель жизни детям, перенесшим постгеморрагическую анемию, необходимо назначить препараты железа в дозе по утилизируемому железу 2 мг/кг массы тела 3 раза в день внутрь. Следует иметь ввиду, что высокие дозы железа уменьшают всасывание цинка. Парентеральное введение препаратов железа повышает риск развития сепсиса. Гемотрансфузии при железодефицитной анемии не показаны, так как в эритромассе мало железа. Одновременно с препаратами железа внутрь назначают витамины С, В2, В6, Р, Е, А в дозе в 2 раза выше физиологической нормы.
Показано наблюдение у детского невролога, учитывая перенесенную острую гипоксию мозга в связи с асфиксией и хроническую – в связи с анемией, необходимость лечения последствий церебральной ишемии.
Date: 2015-08-06; view: 3639; Нарушение авторских прав