Анемия произношение твердое или мягкое

В русском языке много слов, заимствованных из других языков. Попадая в русский язык, новое слово подчиняется его орфоэпическим нормам. Так, в соответствии с законами русского произношения, перед е произносится мягкий согласный звук: [д’]ел, но [д]ол. Однако это правило распространяется не на все слова иноязычного происхождения, что приводит к колебанию нормы и появлению ошибок в речи: можно слышать, например, [тэ]рмин вместо [т’]ермин, ши[нэ]ль вместо ши[н’]ель.

Причи­ной колебания данной орфоэпической нормы является влияние языка-источника, в котором слово произносилось с твердым со­гласным. Часто требуется немало времени для полного “освое­ния” нового слова. Например, слово декан (восходящее к латин­скому decim – десять; первоначально декан – старший над деся­тью монахами) давно пришло в русский язык, но до сих пор со­храняется вариантное твердое и мягкое произношение перед е : [дэ]кан и [д ‘]екан.

Запомните некоторые слова, в которых согласный перед е произносится твердо: анестезия, декольте, гротеск, де­градация, декаданс, деликатес, детектив, компьютер, менед­жер, миксер, сервис, стресс, тезис, антитеза, нонсенс, протек­ция, свитер, термос, бутерброд, темп, теннис, тент, шатен, экстрасенс, бифштекс, бизнес, инертный, ателье, идентичный, лазер, интервью, пастель, регби, тембр, тенденция, фонетика, индекс, интерьер, безе, реле, сексуальный.

Слова с мягким согласным перед е: академический, берет, бухгалтерия, дебют, анемия, брюнет, кларнет, компетенция, контекст, крем, музей, патент, паштет, пресса, прогресс, тер­мин, фланель, шинель, эссенция, юриспруденция, яхтсмен.

Во многих случаях допускается вариантное произношение;

[д’]екан и [дэ]кан, [д ‘]еканат и [дэ] канат, [с’]ессия и [сэ]ссия, но[вэ]лла и но[в’]елла, аг[р’]ессия и доп. аг[рэ]ссия, [д’]еп[р’]ессия и доп. [дэ]п[рэ]ссия, ба[сс’]ейн и ба[ссэ]йн, стра[т’]егия и доп. стра[тэ]гия, ло[тэ]рея и доп. ло[т’]ерея.

Произношение [чн], [шн] на месте орфографического чн

Конкуренция произносительных вариантов на месте орфо­графического сочетания чн имеет долгую историю, отголоски ко­торой мы ощущаем, когда нам приходится выбирать то или иное употребление: ску[чн]о или ску[шн]о, скворе[чн]ик или скворе[шн]ик?

Происходит постепенное вытеснение старомосковского произношения [шн] и сближение произношения с написанием, поэтому варианты кори[шн]евый, було[шн]ая, горни[шн]ая явля­ются устаревшими. Вместе с тем, следует помнить, что некоторые слова сохраняют в качестве обязательного произношение [шн] на месте орфографического чн: скучный, скучно, нарочно, конечно, яичница, скворечник, пустячный, очечник (футляр для очков), прачечная, горчичник, двоечник, подсвечник. Нормативным явля­ется произношение [шн] и в женских отчествах: Кузьминична, Фоминична, Ильинична.

Произношение [э] и [о] под ударением после мягких согласных и шипящих

В современной речи часто приходится слышать афёра, опё­ка вместо предусмотренных нормой афера, опека. Почему возни­кают такие колебания? Длительный процесс перехода [э] в [о], на письме обозначаемого буквой ё, в положении под ударением по­сле мягких согласных перед твердыми отражается на состоянии современной нормы. В большинстве случаев под ударением в по­ложении между мягким и твердым согласным и после шипящих произносится звук [о] (графически ё). Ср., например, решето – решётка, звезда -звёздный, слеза – слёзный.

Запомните слова с таким произношением:

разношёрстный, жёлоб, никчёмный, смётка, отёкший, жёрдочка, маркёр, стартёр, забытьё, гравёр, шофёр, ксёндз, стартёр, двоежёнство, истёк­ший (кровью).

Однако во многих словах, чаще всего заимствованных, в указанной позиции отсутствует переход [э] в [о]: опека (не опёка!), афера (не афёра!), дебелый, гренадер, двоеженец, истекший (день), жердь, жезл, бесхребетный, карабинер, оседлость, ва­лежник, одновременный.

О колебании данной орфоэпической нормы свидетельствует возможность вариантного произношения некоторых слов. При этом следует иметь в виду, что основными, наиболее предпочти­тельными являются вариантысё: белёсый, блёклый, жёлчь, жёлчный, манёвр, манёвренный, поблёкнуть. Варианты с еслова­ри фиксируют как допустимые, то есть менее желательные в употреблении: белесый, блеклый, желчь, желчный, маневр, ма­невренный, поблекнуть.

Источник

ДЕ [ДЭ] – адекватный, адепт, аутсайдер,
кодекс, модель, модерн, рандеву, тандем, кордебалет, идентичный.

ДЕ [Д’Э] – академик, аккордеон, дебаты, девиз, дезинфекция,
декламировать, декорация, декрет, деликатес, демократизм, демон, департамент,
идеализм, идейность, идеология, лидер, лидерский, лидерство, резиденция,
эпидемия, юриспруденция.

ДЕ [ДЭ] и [Д’Э] – декадент, деканат, демобилизация, демография,
депрессия.

ЗЕ [ЗЭ] – кузен, лазер, мадемуазель, шимпанзе, экзема.

ЗЕ [З’Э] –
музей, резерв.

ЗЕ [ЗЭ] и [З’Э] – экземпляр.

МЕ [МЭ] – макраме, менеджер, метр
(мастер), резюме.

МЕ [М’Э] – метр (мера длины), спортсмен, танцмейстер.

МЕ [МЭ] и [М’Э] – бизнесмен.

НЕ [НЭ] – анамнез, анестезия, баронесса, бизнес, вальдшнеп, генезис,
генетика, инертность, инерция, кашне, кибернетика, майонез, менеджер, пенсне,
портмоне, турне, фонетика, хабанера.

НЕ [Н’Э] – анемия, брюнет, винегрет,
магнетизм, нектар, неологизм, пенсионер, пионер, шинель, шрапнель.

НЕ [НЭ] и [Н’Э] – аннексия,
фешенебельный, фланель, энергия.

ПЕ [ПЭ] – купе.

ПЕ [П’Э] –
ампер, купейный, эксперт.

РЕ [РЭ] – амбре (запах), грейпфрут, кабаре, каре,
пюре, регби, рейх, реквием, реле, сомбреро, стресс, тире, фотореле, фрейлина,
экспрессия.

РЕ [Р’Э] – абрек, агрессор, акварель, берет, коррекция,
либретто, реализм, ревю, регион, регресс, резерв, резонанс, рельс, референдум,
рефрен, форейтор.

РЕ [РЭ] и [Р’Э] –
конгресс, репрессия, трек, юмореска.

СЕ [СЭ]
– антисептик, диспансер, нонсенс, продюсер, сервис, сеттер, шоссе, шоссейный,
экстрасенс, эссе.  

Читайте также:  Когда анемия становится хронической

СЕ [С’Э]
– семантика, семестр, серенада, серпантин, сертификат, эссенция.

СЕ [СЭ]
и [С’Э] – бассейн, консенсус, иксер, сентенция, сессия.

ТЕ [ТЭ]
– альма-матер, антенна, антитеза, астероид, атеизм, ателье, варьете, гантели,
гротеск, деликатес,изотерма, интеграл, интенсивный, интервал, интервенция,
интервью, интермедия, интернационал, интерференция, интерьер, кафетерий,
коктейль, компьютер, контейнер, коттедж, пантеон, пантера, партер, патетика,
поэтесса, протеже, протез, протекция, секретер, синтез, синтетика,стела,
стенд,тарантелла, тезаурус, теп, теннис, тент, термос, терция, тест, тет-а-тет,
тотем, фарватер, форте, чартер, шатен, экстерн, экстерьер, эстет, эстетика.

ТЕ [Т’Э]
– аттестат, гипотеза, гипотенуза, интеллект, истерия, категория, компетенция,
компостер, контекст, патент, стеллаж, текст, тема, тенор, теория, термин,
теорема, термометр, факультет, фильмотека.

ТЕ [ТЭ]
и [Т’Э] – кратер, критерий, лотерея, стратегия, тезис, тембр,
терапевт, цистерна.

ФЕ [ФЭ] –
кофе, эффект, перфект.

ФЕ [ФЭ] –
галифе.

Упражнение1.Нормы произношения нарушены в словах:

1)    Ку[п’е];

2)    Лабо[ла]тория;

3)    Биз[нэ]с;

4)    Ко[фэ];

5)    Му[з’e]й.

 Упражнение2.Из данных вариантов
произношения выделите нормативные.

1)    Ши[н’э]ль – ши[нэ]ль

2)    Друшлаг – дуршлаг

3)    Блеклый – блёклый

4)    Афёра – афера

5)    Компо[с’и]ровать – компо[с’т’и]ровать

6)    Ильини[ч’н]а – Ильини[шн]а

7)    Свитер – свитр.

Упражнение3.

1.Бассейн,
миксер, сейм, сейф, сессия, консенсус.

А.Де [дэ]

2.Кофе,
эффект, перфект.

Б.Де [д’э]

3.Кузен,
лазер, мадемуазель, шимпанзе, экзема, экзерсис.

В.Зе [зэ]

4.Галифе.

Г.Зе [з’э]

5.Адекватный,
декаданс, дендрарий, детектив, детектор, шедевр.

Д.Се [сэ]
и [с’э]

6.Демон,
академик, департамент, эпидемия, идеология, лидер.

Е.Те [тэ]
и [т’э]

7.Претензия,
артерия, бактерия, терапевт, критерий, стратег, террор.

Ж.Фе [фэ]

8. Музей,
презент, резерв.

З.Фе [ф’э]

Упражнение4.Поставьте ударение в словах.

Аэропортовый, апостроф, апокалипсис, арест, аристократия, баржа, бармен,
батист, бижутерия, бюрократия, внаймы, ветеринария, генезис, гренадер,
госпитальный, гравер, демократия, джинсовый, диалог, диспансер, договор,
документ, жалюзи, жерло, заумь, заусеница, знамение, импичмент, импозантный,
индустрия, инструмент, йогурт, катализ, каталог, квартал, катарсис, кета.
клаксон, колледж, комбайнер, компостер, конденсатор, консенсус, лассо,
логопедия, маркетинг, меланхолия, менеджер, молох, некролог, несессер, нонсенс,
оксфордский, обеспечение, охра, паралич, партер, плато, подростковый,
полифония, процент, пуловер, пурпурный, расклешить, револьвер, регент, ритор,
сабо, сальто-мортале, силос, симметрия,скумбрия, спаржа, спектрометр,средства,
стенография, табу, таможня, тефтели, трюфель, факсимиле, фантом, феерия,
феномен, филантропия, фортель, фрейлина, хаос, ходатайство, шампур, шасси,
эйфория, экскурс, эксперт, эндшпиль. 

Источник

В устной речи определенные трудности вызывает произнесение в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед буквой е: т[эм]п или [т”э]мп? бас[сэ]йн или бас[с”э]йн? В одних случаях произносится мягкий согласный.

В некоторых заимствованных словах после гласных и в начале слова звучит достаточно отчетливо безударное [э]: эгида, эволюция, дуэлянт и др.

Многие заимствованные слова имеют орфоэпические особенности, о которых необходимо помнить.

1.
В некоторых словах иноязычного происхождения на месте безударного о произносится звук [о]: бомонд, трио, боа, какао, биостимулятор, вето, брутто, нетто, авизо, оазис, реноме. Произношение слов поэзия, кредо и др. с безударным [о] факультативно. Иноязычные по происхождению имена собственные также сохраняют безударное [о] как вариант литературного произношения: Шопен, Вольтер, Сакраменто и др.

Мягкое произнесение:

Твердое произнесение:

4. В настоящее время наблюдаются колебания в произношении слов:

6. В заимствованных словах с двумя (и более) е
нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет твердость перед е: гене
зис [г”энэ], реле [рэл”э] и др.

7. Твердый [ш
] произносится в словах парашю
т [шу], брошю
ра [шу]. В слове жюри произносится мягкий шипящий [ж”
]. Так же мягко произносятся имена Жюльен, Жюль.

8. При произнесении некоторых слов иногда появляются ошибочные лишние согласные или гласные звуки.

Следует произносить:

инцидент, не инци[н]дент;

прецедент, не преце[н]дент;

компрометировать, не компроме[н]тировать;

конкурентоспособный, не конкурент[н]оспособный;

чрезвычайный, не ч[е]резвычайный;

учреждение, не уч[е]реждение;

будущий, не буду[ю]щий;

жаждущий, не жажда[ю]щий

В произношении ряда слов возникают трудности из-за неразличения в печатном тексте букв е

и ё

, так как для их обозначения употребляется только один графический символ – е

. Такое положение приводит к искажению фонетического облика слова, служит причиной частых произносительных ошибок. Нужно запомнить два ряда слов:

1)с буквой е

и звуком [“э
]: афе

ра, бытие

, житие

, гренаде

р, опе

ка, осе

длый, недоуме

нный, иноплеме

нный, же

ноненавистник;

2) с буквой ё

и звуком [“о
]: безнадё

жный, платежё

способный, манё

вры, белё

сый, блё

клый, жё

лчный, жё

лчь (вариант – же

лчь), одноимё

нный.

В некоторых парах слов различное значение сопровождается разным звучанием ударного гласного: исте

кший (срок) – но: истё

кший (кровью), кричит как оглаше

нный – но: указ, оглашё

нный утром и т.п.

Некоторые трудные случаи произношения согласных звуков

1. По старомосковским нормам орфографическое сочетание -чн-

всегда должно было произноситься как [шн
]
в словах: булочная
, нарочно
, копеечный
, пустячный
, сливочный
, яблочный
и под. В настоящее время произношение сохранилось лишь в некоторых словах: конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, девичник
. В подавляющем большинстве других слов произносится [чн], как и пишется: игрушечный, сливочный, яблочный, мучной, закусочная, рюмочная
и т.д.

Произношение [шн
] сохранилось сегодня также в женских отчествах, оканчивающихся на –ична:

Никитична
, Ильинична
и т.п..

По старомосковским нормам сочетание -чт-

произносилось как [шт] в слове что
и в словах, производных от него: ничто, кое-что
и др: в настоящее время это правило сохраняется (за исключением слова нечто
[чт]). Во всех остальных словах орфографическое –чт-
произносится всегда как [чт]: почта, мечта, мачта
.

2. В словах мужчина, перебежчик
на месте жч
, в форме сравнительной степени наречий жёстче, хлёстче
хлестче
) на месте стч
, а также на месте сочетаний зч
и сч
заказчик, песчаник, хозрасчёт
и др. произносится [щ
]: му[щ]ина, перебе[щ]ик, жё[щ]е
и т.д.

3. При скоплении нескольких согласных в некоторых словах один из них не произносится: уча[с”н”]ик, ве[с”н”]ик по[зн]о, пра[зн]ик, сове[с”л”]ивый, максимали[сс]кий
и т.п..

4. Твердые согласные перед мягкими согласными могут смягчаться:

а) обязательно смягчается н
перед мягкими з
и с
: лице[н”з”]ия, прете[н”з”]ия;

б) н
перед мягким т
и д
смягчается: а[“н”т”]ичный, ка[н”д”]идат.

Читайте также:  Стандарт оказания медицинской помощи детям с анемией

Произношение заимствованных слов

Многие заимствованные слова имеют орфоэпические особенности, о которых необходимо помнить.

1. В некоторых словах иноязычного происхождения на месте безударного о произносится звук [о]: бомонд, трио, боа, какао, биостимулятор, вето, брутто, нетто, авизо, оазис, реноме.
Произношение слов поэзия, кредо
и др. с безударным [о] факультативно. Иноязычные по происхождению имена собственные также сохраняют безударное [о] как вариант литературного произношения: Шопен, Вольтер, Сакраменто
и др.

2. В некоторых заимствованных словах после гласных и в начале слова звучит достаточно отчетливо безударное [э]: эгида, эволюция, дуэлянт
и др.

3. В устной речи определенные трудности вызывает произнесение в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед буквой е: т[эм]п
или [т”э]мп? бас[сэ]йн
или бас[с”э]йн?
В одних случаях произносится мягкий согласный.

Мягкое произнесение:

В других случаях перед е
произносится твердый согласный.

Твердое произнесение:

4. В настоящее время наблюдаются колебания в произношении слов:

6. В заимствованных словах с двумя (и более) е
нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет твердость перед е: гене

зис
[г”энэ], реле
[рэл”э]и др.

7. Твердый [ш
] произносится в словах парашю
т
[шу], брошю
ра
[шу]. В слове жюри
произносится мягкий шипящий [ж”
]. Так же мягко произносятся имена Жюльен, Жюль
.

8. При произнесении некоторых слов иногда появляются ошибочные лишние согласные или гласные звуки. Следует произносить:

инцидент,
не инци[н]дент;

прецедент,
не преце[н]дент;

компрометировать,
не компроме[н]тировать;

конкурентоспособный,
не конкурент[н]оспособный;

чрезвычайный,
не ч[е]резвычайный;

учреждение,
не уч[е]реждение;

будущий,
не буду[ю]щий;

жаждущий,
не жажда[ю]щий

Для русского языка в целом характерно противопоставление твердых и мягких согласных (ср.: мал
и мял
, дома
и Дёма
). Во многих европейских языках такого противопоставления нет. При заимствовании слово обычно подчиняется произносительным нормам русского языка. Так, перед «е» в русском языке обычно звучит мягкий согласный (м ь ел
, н ь ет
). Так же начинают произноситься и многие иноязычные слова: м ь етр
, р ь ебус
. Произношение твердых согласных сохраняют обычно все иностранные фамилии: Шопен[пэ], Вольтер[тэ]. Произношение твердого согласного перед «е» типично и для книжных, малоупотребительных слов (апартеид [тэ]. демарш [дэ]
).
Определенное значение имеет и тип согласного перед «е». Например, сочетание «де» чаще произносится с мягким согласным. а сочетание «те» – с твердым. Известную роль играет источник заимствования. Например, конечный ударный слог в словах из французского языка обычно произносится с твердым согласным (пастель [тэ], кюре [рэ], гофре [рэ]
). Но здесь есть и исключения, например, слово шинель
произносится с мягким «н». Приведем небольшую группу слов, в которых часто наблюдаются ошибки произношения.

Правильным считается произношение твердого согласного перед «е» в следующих словах: артерия, ателье, атеист, бижутерия, бизнес, бизнесмен, бифштекс, бренди, брудершафт, бундесвер, бутерброд, бюстгальтер, ватерполо, галифе, гангстер, гофре, гротеск, дезинтеграция, декадент, деквалификация, декольте, детектив, демпинг, денонсация, детерминизм, де-факто, де-юре, дешифровка, идентичный, импресарио, инертный, индекс, интервал, интеграция, интенсивность, интервенция, интервью, картель, каре, кабаре, конденсат, контейнер, кортеж, компьютер, кюре, лазер, лотерея, мадера, мадемуазель, менеджер, несессер, нонсенс, пастель, панель, пантера, продюсер, регби, реле, свитер, тезис, тембр, тенденция, темп, тент, шедевр, шимпанзе, штекер, эстет.

В словах диета, проект, кариес
не произносится звук [j], то есть они звучат как [д ь иэта], [проэкт], [кар ь иэс].

Согласный перед «е» произносится мягко: академия, аттестат, бенефис, берет, брюнет, букмекер, бухгалтерия, вексель, газель, галантерея, гегемон, дебет, дебаты, дебют, дегенерат, девальвация, деградация, дезинфекция, демагог, демократ, демисезонный, демонтаж, депонировать, депеша, деспот, дефект, дефис, дефицит, деформация, дивиденд, икебана, инвестор, интеллигент; конгресс, кондиционер, кофе, крем, патент, презентация, прогресс, ревю, реглан, реестр, резерв, рейд, рейс, рельс, рентген, рефери, термин, шинель, эффект.

В целом произношение твердых и мягких согласных в заимствованных словах является очень подвижной нормой. Как правило, заимствуясь, слово некоторое время произносится с твердым согласным. По мере того, как оно осваивается языком, утрачивает «налет» иностранного, «чужого», твердое произношение постепенно заменяется произношением мягкого согласного (в соответствии с написанием). Подчас этот процесс идет очень быстро. Например, школьники городских школ, где компьютер уже не воспринимается чем-то экзотическим, обычно произносят слово компьютер
с мягким «т», но общелитературной нормой такое произношение еще не стало.

В то же время в ряде случаев одинаково допустимым является произношение как твердого, так и мягкого согласного. Например, произношение «е» и «э» разрешается в словах: агрессия, дезинформация, декада, декан, кредо, претензия
и некоторых других.

Следует обратить внимание и на социальную значимость произношения твердых и мягких согласных в заимствованных словах. Если нормой еще является произношение твердого согласного, то произношение мягкого согласного может быть воспринято как проявление низкой культуры человека (ср.: шимпанз ь е, мед ь емуа ь ель) то же время произнесение твердого согласного в слове, где нормой уже стало произношение мягкого согласного, может быть воспринято как проявление мещанства, псевдоинтеллигентности. Так воспринимается, например, произношение типа ши[нэ]ль, к[рэ]м, ко[фэ], брю[нэ]т, ака[дэ]мия, [тэ]ма.

Произношение [е] и [о] под ударением после мягких согласных и шипящих

В русском языке в положении между мягким и твердым согласным под ударением обычно произносится «о» (графически «ё»): сестра – сестры, жена – жёны
. Однако в целых группах слов такого чередования не наблюдается. Это многие заимствованные слова (блеф, афера
и др.), слова, пришедшие к нам из старославянского языка. Например, существительные на -ие обычно старославянского происхождения, а слова с -ё – русского, поэтому можно выделить такие параллели: бытие- бытьё, житие- житьё
. Нет чередования и в позиции между двумя мягкими согласными, ср.: гололёд
, но – гололедица
.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

1. Внимательно прочитайте следующие слова, обратив внимание на правильное их произношение и поставьте ударение:

а
) Белёсый, блёклый, блёстка, вояжёр, жёрнов, жёлоб, жёлчь, киоскёр, маневр, околёсица, смётка, заём, приёмник, многоженство, ведёрный, ведёрко, ксёндз, коленопреклонённый, запечатлённый, шёрстка, жёрдочка, безнадёжный, никчёмный, импортёр, ретушёр, маркёр, тапёр, хроникёр, каскадёр, осведомлённый, стартёр, офицерьё.

б)
Акушер, опека, афера, бытие, житие, дебелый, львиный зев. гренадер, карабинер, восприемник, сметливость, оседлость, согбенный, двоеженец, многоженец, блеф, истекший срок, жердь, жезл, шершень, бесхребетный, модельер, диспансер, мизер, крупье, портье, острие.

Читайте также:  Глистная инвазия и анемия

2. Отметьте слова, в которых после мягкого согласного под ударением произносится [э].

Бытие, побасенка, одноименный, оглашенный, оглушенный, гренадер, разновременность, подключенный, груженный, грубошерстный.

3. Разделите данные ниже слова на две группы в зависимости от того, какой – твердый или мягкий – произносится согласный.

Ампер, анестезия, антенна, бежевый, бифштекс, брюнет, бутерброд, декан, демон, депрессия, капелла, каравелла, картотека, кафе, кекс, мель, модерн, музей, новелла, Одесса, отель, пастель, патент, пионер, резонанс, рельс, сарделька, супермен, таверна, тематический, фанера, фонотека, шатен, шинель.

4. Выделите слова, в которых согласный перед Е произносится твердо.

Антитеза, анапест, гротеск, эстетика, эффект, генетика, теннис, бассейн, фонема, бенефис.

Одна из главных трудностей русского произношения – это выбор между [э] и [е] в заимствованных словах. Проще всего решить, что «правильного ответа не существует». Или что надо произносить так, как нам кажется благозвучнее. Да и вообще, какая разница, бутЕрброд или бутЭрброд? СвитЕр или свитЭр? Главное, чтобы бутерброд был вкусным, а свитер тёплым. Но правильный ответ есть, и он зафиксирован в словаре. Как не перепутать [э] с [е], выясняем в очередном выпуске грамотности.

Правильно
: проект [э]

Мы так часто произносим это слово по работе, что, если спросить, как правильно: проЕкт или проЭкт, можно всерьёз засомневаться. Часто в заимствованных словах после гласных буква «е» обозначает звук «э»: риелтор или вот проект. Такое произношение многим кажется «не по-русски», но это норма, зафиксированная словарями. Приходится подчиниться и запомнить верный вариант: про[э]кт.

Правильно
: свитер [э]

Наверное, у каждого в гардеробе есть пара свитеров. Слово «свитер» любезно позаимствовано нами из английского языка («sweater»), поэтому в написании и произношении очень часто ошибаются: свитер или свитор? А может быть, свитэр? Пишем только так: свитер. И каким бы ваш любимый свитер ни был тёплым и уютным, слово произносится твёрдо – свит[э]р.

Правильно
: бутерброд [э]

Возможно, вы удивитесь, но бутерброд произносится твёрдо: бут[э]рброд. Такое непривычное произношение приводят все общеизвестные словари (орфоэпический, иноязычных слов и словарь ударений). Лингвист Марина Королёва рассказывает , что слово было зафиксировано в словаре иностранных слов ещё в начале XX века в качестве «ломтика белого хлеба с куском сыра, ветчины и так далее». Слово пришло к нам из немецкого языка – butterbrot (дословно «хлеб с маслом») – и произносится практически так же, как и в оригинале.

Правильно
: кетчуп [е]

А если в бутерброд добавить кетчуп, то будет ещё вкуснее. Согласный «к» в слове «кетчуп» произносится мягко, поэтому произношение к[э]тчуп ошибочно. Ну и расскажите уже вашей бабушке, что кетчУпов не существует: ударение в этом слове падает на первый слог.

Правильно
: сессия [е] или [э]

Как ни скажи, сЕссия или сЭссия, слово остаётся в числе нелюбимых у большинства студентов. Можно сколько угодно спорить, доказывая правильность того или иного произношения. Однако в Орфоэпическом словаре русского языка «сессия» входит в число слов с неустойчивым произношением, то есть допускается и твёрдое, и мягкое произношение согласного «с». При этом мягкое произношение отмечается как наиболее предпочтительное.

Для русского языка в целом характерно противопоставление твёрдых и мягких согласных.

Ср.: мал
и мял
, воз
и вёз
, сэр
и сер
, мышка
и мишка
.

Во многих европейских языках такого противопоставления нет. При заимствовании слово обычно подчиняется произносительным нормам русского языка. Так, перед е
в русском языке обычно звучит мягкий согласный: мел, нет
. Так же начинают произноситься и многие заимствованные слова: метр, ребус
. Однако в других случаях в заимствованном слове сохраняется произношение твёрдого согласного: адепт
[адэ́пт], амбре́
[амбрэ́], хотя графически это не отражено. Обычно после твёрдого согласного в русском языке пишется э
, после мягкого – е
. В заимствованных словах, как правило, пишется е
. Согласные же могут произноситься и мягко, и твёрдо.

При произнесении заимствованного слова надо учитывать несколько параметров.

1.

Произношение твёрдых согласных обычно сохраняют иноязычные фамилии:

Шопе[э]н, Вольте[э]р.

2.

Произношение твёрдых согласных обычно сохраняется в словах книжных, малоупотребительных, недавно вошедших в русский язык:

де[э]-факто, апарте[э]ид, ре[э]йтинг.

По мере закрепления слова в языке произношение твёрдого согласного может заменяться на произношение мягкого (в соответствии с написанием). Так, сейчас возможно двоякое произношение согласного в словах:

де[э/е]градировать, де[э/е]вальвация, де[э/е]дукция, де[э/е]зодорант, де[е/э]кан.

3.

Определённую роль играет тип согласного, расположенного перед е
.

    Так, в заимствованных словах с сочетанием де регулярно идёт процесс смягчения согласного (в соответствии с написанием):

    де[е]корация, де[е]кламация, де[е]мобилизация.

    Достаточно активно процесс смягчения согласного идёт и в словах с сочетаниями не
    , ре
    :

    абре[е]к, агре[е]ссия, акваре[е]ль, бере[е]т, ре[е]гент, ре[е]йтер, ре[е]фери, брюне[е]т, шине[е]ль.

    Напротив, сочетание те достаточно стабильно сохраняет твёрдое произношение согласного: ате[э]лье, бижуте[э]рия, буте[э]рброд, де[э]те[э]ктив, те[э]рьер.

4.

Известную роль играет источник заимствования и место в слове сочетания с е
.

    Так, устойчиво сохраняют произношение твёрдого согласного звука те слова, что заимствованы из французского языка с конечным ударным слогом:

    антре́[э], безе́[э], гофре́[э], кюре́[э], пасте́[э]ль.

5.

В книжных словах, в которых перед буквой е
стоит не согласная, а гласная буква, не произносится звук [j].

Ср.: в русских словах: по[j]ел, за[j]елся
; в заимствованных словах: дие[э]та, карие[э]с, прое[э]кт, прое[э]ктор, прое[э]кция, рее[э]стр.

    Абсолютно недопустимо произношение [j] в слове поэт
    и производных от него (поэтический, поэтесса
    ).

Обратите внимание

Произношение твёрдых и мягких согласных в заимствованных словах имеет социальную значимость. Если нормой ещё остаётся произношение твёрдого согласного (например, шимпанзе[э], гофре[э], компьюте[э]р, мадем[дм]уазе[э]ль
), то произношение мягкого согласного в таких словах (шимпанзе[е], гофре[е], компьюте[е]р, маде[е]муазе[е]ль
) может восприниматься слушателями как проявление низкой культуры говорящего. В то же время произнесение твёрдого согласного там, где нормой уже стало произношение мягкого согласного, может быть воспринято слушателями как проявление мещанства, претенциозности, псевдоинтеллигентности. Так, например, воспринимается произношение твёрдых согласных в словах: акаде[э]мик, бере[э]т, брюне[э]т, бухгалте[э]р, де[э]кларация, де[э]магог, де[э]мократ, кофе[э], те[э]ма, те[э]рмоме[э]тр, фане[э]ра, шине[э]ль
.

Источник