Детские задачи по анемиям

Детские задачи по анемиям thumbnail

Ситуационная задача 285 [K003464]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Родители ребёнка (девочка 14 лет) обратились к врачу-педиатру участковому с
жалобами на снижение её успеваемости в школе, частую головную боль по утрам,
избирательный аппетит, утомляемость.
При осмотре девочки обращает на себя внимание астеничность больной, бледность
кожных покровов и слизистых оболочек. Отмечается истончение и ломкость ногтей и
волос, заеды в углах рта. В лёгких дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧД — 20 в минуту.
При аускультации на верхушке выслушивается лёгкий систолический шум. ЧСС — 80 в
минуту. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации во всех отделах, безболезненный.
Стул регулярный 1 раз в день, оформленный, диурез достаточный.
При проведении общего анализа крови выявлено: эритроциты — 3,6?1012/л,
гемоглобин — 88 г/л, цветовой показатель — 0,73, ретикулоциты, МСV — 75 fL, МСН — 24 pg,
МСНС — 300 г/л. В мазках эритроциты бледной окраски, микроанизоцитоз ++.
Вопросы:
1. Предположите наиболее вероятный диагноз.
2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3. Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациентки.
4. Сформулируйте план лечения данной пациентки.
5. Назовите клинические проявления передозировки препаратами железа и методы
детоксикации.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 285 [K003464]
1. Железодефицитная анемия средней степени тяжести.
2. Диагноз «железодефицитная анемия» установлен на основании данных
объективного осмотра (наличие анемического и сидеропенического синдромов) и
результатов анализа крови и морфологии эритроцитов (гипохромная анемия с
микроанизоцитозом).
3. Биохимический анализ крови: сывороточное железо, общая железосвязывающая
способность сыворотки, ферритин, АЛТ, ACT, билирубин и его фракции, мочевина,
креатинин, глюкоза, общий белок. Для подтверждения дефицита железа и выявления
заболеваний, которые могут сопровождаться хронической кровопотерей или приводить к
нарушению усвоения железа.
Общий анализ мочи, копрограмма.
Анализ кала на яйца гельминтов, кал на скрытую кровь.
УЗИ органов брюшной полости, почек, мочевого пузыря, малого таза.
4. Лечение железодефицитной анемии.
В настоящее время все препараты железа разделяют на две группы:
ионные железосодержащие препараты (солевые, полисахаридные соединения
железа) – Гемофер, Ферронат, Сорбифер-дурулес, Ферроплекс и др.;
неионные соединения (гидроксид-полимальтозный комплекс тр?хвалентного
железа) – Мальтофер, Феррум лек.
Неионные соединения железа, представленные гидроксид-полимальтозным
комплексом Fe (III): структура комплекса состоит из многоядерных центров гидроксида –
Fe (III), окруж?нных нековалентно связанными молекулами полимальтозы. Химическая
структура данного комплекса максимально приближена к структуре естественных
соединений железа с ферритином. Данные особенности гидроксид-полимальтозного
комплекса Fe (III) обеспечивают поступление тр?хвалентного железа из кишечника в
кровь путем активного всасывания. Это объясняет невозможность передозировки
препаратов в отличие от солевых соединений железа, всасывание которых происходит по

градиенту концентрации.
Рекомендуемая доза препаратов Fe (III) на основе гидроксид-полимальтозный
комплекса тр?хвалентного железа в детской практике должна составлять 5 мг/кг массы
тела в сутки независимо от возраста. Назначение препаратов неионного Fe (III) не требует
постепенного увеличения дозы до терапевтической и лечение начинается с полной дозы.
При необходимости может быть использована так называемая «трапециевидная»
методика расч?та лечебной дозы препарата железа, которая применяется при проведении
ферротерапии только солевыми препаратами железа. Солевые препараты железа
целесообразно назначать за 1–2 часа до или после еды. При плохой переносимости можно
применять данные лекарственные средства и во время еды, но биодоступность
медикаментозного железа при этом будет значительно снижаться.
Полную терапевтическую дозу препарата пациент должен принимать в течение 6
недель. Ферротерапию целесообразно продолжать после достижения нормальных уровней
гемоглобина еще в течение 2–3 месяцев в зависимости от количества факторов риска
развития ЖДА. Суточная доза элементарного железа при этом должна соответствовать 1/2
терапевтической дозы.
5. При назначении препаратов железа у больных со сниженным уровнем
трансферрина в крови возникает отравление из-за увеличения уровня свободного железа в
крови. Свободное железо является капиллярным ядом. В первые 6–8 часов у больного
наблюдаются покраснение кожи лица, шеи, прилив крови к голове, грудной клетке,
снижается артериальное давление, появляется тахикардия, возникают эпигастральные
боли, тошнота, рвота (в том числе кровью), диарея, сонливость. Нарушение кровотока в
кишечнике и других тканях приводит к освобождению из них ферритина – мощного
гипотензивного вещества, подавляющего реакцию сосудов на норадреналин и
ангиотензин. В течение 12–24 часов возникают метаболический ацидоз, лейкоцитоз,
конвульсии, шок, кома, через 2–4 дня появляются почечные и печ?ночные некрозы.
Возможен летальный исход.
Для купирования начальных симптомов передозировки применяют промывание
желудка, дают в пищу вещества, связывающие препарат (молоко с яичным белком). В
дальнейшем применяется специфическая терапия – Дефероксамин (Десферал) — и
симптоматическая терапия.

Читайте также:  Причины и механизм развития гемолитических анемий

Ситуационная задача 263 [K003388]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Во время профилактического осмотра ребёнка 1 года жизни врач-педиатр
участковый обратила внимание на бледность кожных покровов и слизистых оболочек.
При сборе анамнеза стало известно: мать – студентка 19 лет; ребёнок быстро утомляется,
раздражителен, не активен, мать отмечает потерю аппетита. На первом году жизни
питание ребёнка однообразное: молочная манная каша дважды в день, сладкое,
картофельное пюре, молоко, из мясных продуктов курица 1–2 раза в неделю. Другие
продукты предпочитают ему не давать. На таком питании отмечались высокие прибавки в
весе. Гуляют редко.
Анамнез жизни: ребёнок от первой беременности, протекавшей на фоне анемии
лёгкой степени тяжести, первых физиологических родов, искусственное вскармливание с
2 месяцев – смесь «Малютка 1», с 6 месяцев – цельное коровье молоко по причине
материальных затруднений в семье, злаковый прикорм начали вводить с 5 месяцев,
мясные продукты и овощи получает с 8 месяцев.
В настоящее время в сутки употребляет до 600 мл молока и кефира. На первом году
мальчик 6 раз болел ОРВИ.
При осмотре: состояние у мальчика удовлетворительное. Рост – 78 см, масса – 12
кг. Бледность кожных покровов и видимых слизистых, ушных раковин, подкожно-
жировая клетчатка развита избыточно, распределена равномерно, периферические
лимфатические узлы не увеличены, мышечная гипотония. Отмечается истончение и
ломкость ногтей и волос, заеды в углах рта. В лёгких дыхание пуэрильное, хрипов нет, ЧД
– 30 в минуту. Со стороны сердца: тоны приглушены, выслушивается систолический шум,
границы сердца не расширены. ЧСС – 128 ударов в минуту. Живот мягкий, печень
выступает на 2 см из подреберья. Стул регулярный 1 раз в день, оформленный, диурез
достаточный.
При проведении общего анализа крови выявлено: Er – 3,5?1012/л, гемоглобин – 89
г/л, цветовой показатель – 0,76. В мазках: Er бледной окраски, микро-анизоцитоз.
Вопросы:
1. Предположите наиболее вероятный диагноз.
2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3. Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациента.
4. Назначьте лечение и обоснуйте его.
5. Через 3 недели приёма лекарственного препарата Er – 4,0?1012/л, Hb – 118 г/л,
ретикулоциты – 3%. Какова Ваша дальнейшая лечебная тактика? Обоснуйте Ваш
выбор.

Страниц: 1 2 3 4

Источник

Ребенок 6 месяцев поступает на стационарное лечение в детское отделение с диагнозом: железодефицитная анемия среднетяжелая форма. Дистрофия типа гипотрофии 1 степени.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на беспокойный сон, стул со склонностью к запорам, дефицит массы тела, бледность кожи и слизистых.

Ребенок родился с массой 3200 г. С 1 мес. ребенок на вскармливании неадаптированными смесями, получает прикорм в виде каши, который получает 2-3 раза в день. Соки и фруктовое пюре получает нерегулярно.

Ребенок вял, капризен. Кожа и слизистые бледные. За кормлением съедает 100 мл пищи. Имеет дефицит массы тела 16%, ЧД 46 в минуту, пульс 140 уд./мин. Подкожно-жировой слой истончен на животе, груди, конечностях.

При исследовании крови: эр. 3,2 х 10 12/л, Нв = 84 г/л, ц.п. – 0,65

Задания:

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено и определите проблемы пациента с их обоснованием

2. Объясните матери особенности питания ребенка. Составьте меню на 1 день.

3. Обучите маму правилам введения препаратов железа.

4. Продемонстрируйте технику кормления из бутылочки согласно ППМУ.

Эталоны ответов

1. Нарушение потребностей: есть, дышать, выделять, спать, поддерживать состояние, общаться.

2. Проблемы пациента

Настоящие:

– дефицит массы тела

– снижение аппетита

– бледность кожных покровов

Потенциальные:

– ухудшение состояния ребенка, связанное с развитием осложнений

Из данных проблем приоритетной является дефицит знаний матери о полноценном питании ребенка.

3. Краткосрочная цель: мать будет свободно ориентироваться в особенностях питания своего ребенка.

Долгосрочная цель: мать организует рациональное питание ребенка.

План Мотивация
1. Организовать правильное питание.
2. Провести беседу с матерью о правилах кормления: кормить чаще, малыми порциями питание должно быть высококалорийным расчет питания ведется на долженствующий вес
ДВ = Вес рожд. + 800 хg =
3200 +4800 = 8000
Сут.дозы = 1000 мл
Кол-во кормлений – 6 раз в сутки
Разюдоза = 1000/6 = 160-170 мл
6.0 – смесь “симилак” -170,0
9.30 – каша гречневая на овощном отваре
150.0+1/2 яичного желтка
13.0 – мясной фарш (говядина или печень)
20,0 + овощное пюре – ассорти 140,0
16.30 – кефир 150,0 + творог 20
20.00 – смесь “Симилак” -170 мл
23.30
3. Давать препараты железа по назначению врача во время еды, запивать кислым соком.
4. Следить за стулом.
5. Организовать прогулки не менее 4-6 часов на свежем воздухе.
6. Проветривать палату каждые 2-3 часа по 15-20 минут.
7. Массаж, гимнастика, закаливание. Обучить мать приемам массажа, комплексом физических упражнений.
8. Выполнить назначения врача.
1. Для ликвидации дефицита знаний матери об особенностях питания ребенка.
2. Для ликвидации дефицита массы тела.
 
 
3. Для ликвидации дефицита железа и повышения уровня гемоглобина в крови.
4. Для оценки усвоения железа.
5. Для повышения аппетита.
 
6. Для повышения аппетита
 
7. Для улучшения кровообращения
Читайте также:  Составляющие крови при анемии показатели

Оценка: Цель будет достигнута. Студент продемонстрирует правильный уровень общения с мамой, доступно и грамотно объяснит особенности питания ребенка.

4. Продемонстрирует манипуляцию согласно протоколу простых медицинских услуг.

ЗАДАЧА № 43

Девочка 5 лет, поступила с матерью на стационарное лечение в детскую больницу. С диагнозом: острый гломерулонефрит. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: 7 дней назад девочка перенесла фолликулярную ангину, вялая, бледная, аппетит снижен, веки отечные, температура 38°С, моча мутная, цвета “мясных помоев”, редко мочится.

Объективно: сознание ясное, кожные покровы бледные, отечные, ЧД 20 в мин., дыхание везикулярное, хрипов нет, пульс 120 уд. в мин. удовлетворительных качеств, АД – 130/80 мм рт.ст. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, безболезненный.

Задания

1. Выявите удовлетворение, каких потребностей нарушено.

2. Определите проблемы пациента с их обоснованием.

3. Сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

4. Продемонстрируйте выполнение манипуляции “сбор мочи по Нечипоренко”.

Эталоны ответов

1. Нарушено удовлетворение потребностей: выделять, есть, поддерживать температуру тела, спать и отдыхать, играть, общаться, двигаться.

2. Проблемы пациента

Настоящие:

– задержка жидкости

– снижение аппетита

– лихорадка

– нарушение сна

– дефицит общения и нежелание играть из-за болезни

– артериальная гипертензия

Потенциальные:

– высокий риск развития гипертонического криза

– ухудшение состояния пациента, связанное с развитием осложнений.

Из данных проблем приоритетной является

– артериальная гипертензия.

Приоритетная проблема пациента:

– артериальная гипертензия.

3. Краткосрочная цель: артериальное давление снизится до 110/60 мм рт.ст. к концу недели.

Долгосрочная цель: артериальное давление нормализуется и не будет повышаться во время госпитализации.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. Обеспечит ребенку положение в постели с приподнятым головным концом.
2. Обеспечит соблюдение бессолевой диеты с ограничением животного белка и жидкости.
3. Будет вводить гипотензивные препараты по назначению врача.
4. Будет периодически осматривать цвет мочи.
 
 
5. Будет вести “Листок диуреза”.
 
6. Обеспечит согревание поясницы и нижних конечностей.
7. Будет ежедневно определять отеки и оценивать состояние ребенка.
 
 
8. Будет осуществлять своевременную смену нательного
и постельного белья.
9. Будет ежедневно взвешивать ребенка.
10. Будет проветривать палату по
10-15 минут каждые 3 часа.
11. Будет выполнять назначения
врача.
 
 
1. Для уменьшения притока крови к головному мозгу.
 
2. Для улучшения водно-солевого обмена.
 
3.Для борьбы с артериальной гипертензией.
4.Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений, для оценки эффективности лечения и ухода.
5.Для учета выпитой и выделенной жидкости.
6.Для уменьшения болевого синдрома.
 
7.Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
8. Для обеспечения комфортного состояния ребенка.
 
9.Для выявления скрытых отеков.
 
10.Для улучшения аэрации.

Оценка: артериальное давление снизится до 110/70 мм рт.ст. Цель будет достигнута.

Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациенткой и ее матерью, способность доступно, грамотно и аргументировано объяснить матери сущность назначенного обследования.

4. Студент продемонстрирует манипуляцию согласно протоколу простых медицинских услуг.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: есть, пить, дышать, быть здоровым, играть, спать, отдыхать, двигаться.

Проблемы пациента:

настоящие:

– одышка,

– кашель,

– страх по поводу исхода заболевания.

потенциальные:

– риск для жизни и деятельности, связанный с приступом одышки.

2. Приоритетная проблема – одышка.

Краткосрочная цель: уменьшить тяжесть одышки в течение 30 минут.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на затрудненное дыхание к моменту выписки.

План Мотивация
Медицинская сестра:  
1. обеспечит психологический и физический покой пациенту; 1. Для улучшения состояния.
2. обеспечит частое проветривание палаты (не менее 4 раз в день по 30 минут); 2. Для обогащения воздуха кислородом
3. обеспечит пациенту оксигенотерапию; 3. Для обогащения организма кислородом.
4. проведет простейшие физиопроцедуры (по назначению врача); 4. Для уменьшения одышки.
5. обеспечит теплое питье, не раздражающее слизистые; 5. Для уменьшения одышки
6. создаст вынужденное положение пациенту (с приподнятой головной частью кровати); 6. Для облегчения дыхания.
7. будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациента; 7. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
8. проведет беседу с родственниками пациента о правильном уходе за ребенком; 8. Для обсуждения дальнейшего ухода и последующего лечения и наблюдения.
9. применит карманный ингалятор с беротеком; 9. Для облегчения дыхания.
10. будет выполнять назначения врача. 10. Для лечения пациента.
Читайте также:  Что есть беременным для профилактики анемии

Оценка: состояние пациента значительно улучшится, одышка не будет беспокоить. Цель будет достигнута.

Задача №21

Ребенок 9 месяцев. Поступил в клинику с диагнозом: железодефицитная анемия, среднетяжелая форма.

При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на бледность кожных покровов, снижение аппетита, нарушение сна. Ребенок с 2-х мес. возраста на искусственном вскармливании смесью “Малыш”, с 4-х мес. возраста получает манную кашу 3-4 раза в день. Овощное пюре введено в 5 мес., но ест его ребенок неохотно, поэтому получает его нерегулярно. Получает соки виноградный и морковный, но нерегулярно. Мясной бульон, фарш куриный, творог ребенок получает ежедневно. В анализе крови: эр. 3,6х10 12/л, Нв 80 г/л, ц.п. 0,7.

Задания

1. В чем Вы видите причину развития анемии у ребенка?

2. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка.

3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

4. Обучите мать правилам приема препаратов железа.

1. Нарушено удовлетворение потребностей: есть, спать, отдыхать, общаться.

Проблемы пациента: – снижение аппетита.

настоящие:

– нерациональное вскармливание,

– нарушение сна,

– дефицит знаний матери о рациональном вскармливании ребенка

потенциальные:

– ухудшение состояния ребенка, связанное с развитием осложнений

Приоритетная проблема – нерациональное вскармливание из-за дефицита знаний матери о вскармливании ребенка.

2. Краткосрочная цель: мать будет свободно ориентироваться в вопросах рационального вскармливания малыша.

Долгосрочная цель: мать организует ребенку правильное питание

План Мотивация
1. Медицинская сестра будет проводить с матерью беседы о правильном питании ребенка, о содержании железа и продуктах его содержащих; 1. Для ликвидации дефицита знаний матери о питании ребенка.
2. В питании ребенка медицинская сестра порекомендует использовать продукты, богатые железом; 2. Для ликвидации дефицита железа.
3. Медицинская сестра будет кормить ребенка чаще, малыми порциями; 3. Для лучшего усвоения железа из пищи.
4. Медицинская сестра организует прогулки не менее 4-х часов сутки, а также сон на свежем воздухе; 4. Для улучшения дыхания и повышения защитных сил организма.
5. Медицинская сестра будет проветривать палату в течение 15 минут каждые – 2-3 час.; 5. Для обогащения воздуха кислородом.
6. Медицинская сестра обучит мать простейшим элементам массажа, комплексам гимнастических упражнений, составит индивидуальную схему закаливающих мероприятий ; 6. Для улучшения кровообращения и повышения защитных сил организма.
7. Медицинская сестра будет выполнять назначения врача.  

Оценка: мать будет свободно ориентироваться в вопросах рационального питания ребенка, продемонстрирует знания о значении железа в лечении анемии. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей правила дачи ребенку препаратов железа.

Задача №22

Боря С., 7 лет. Диагноз: гемофилия. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные. С 2-х лет у мальчика отмечаются длительные (в течение суток и более) кровотечения при самых незначительных травмах. При небольших ушибах часто образуются обширные массивные подкожные гематомы. В возрасте 4-х лет развился гемартроз левого коленного сустава после ушиба.

Два дня назад ребенок случайно порезал палец, с тех пор кровотечение из пореза не прекращается. При обследовании в крови: эр. – 3,3х1012/л, Н – 70 г/л, лейкоциты – 7,2х109/л.

Задания

1. Удовлетворение каких потребностей нарушено у мальчика и проблемы пациента.

2. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Проведите с мальчиком беседу о значении и профилактике травматизма.

4. Обучите мать остановке кровотечения.

Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 14125; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник