Дипломная работа на тему анемия беременных

 

Эту работу вы можете купить или заказть дипломную работу на заказ (индивидуально, договор, антиплагиат) 

телефон 89128530749, https://vk.com/k.diplomov 

Автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Удмуртской Республики

«ВОТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Министерства здравоохранения Удмуртской республики»

 г. Воткинск

2016  год

Содержание

Введение. 3

Теоретическая часть. 5

Глава 1. Анемия. Классификация и симптомы.. 5

Глава 2. Классификация анемий. 5

Глава 3. Общие симптомы анемий. 7

Глава 4. Алгоритм диагностического поиска при анемии. 9

Глава 5. Железофицитная анемия. 11

Глава 6. принципы профилактики и лечения. 14

Глава 7. Недостатки железа (факторы и клиника) 15

Практическая часть. 24

Изучение распространённости ЖДА в городе Воткинск. 24

Заключение. 32

Предложения. 34

Список использованных источников и литературы.. 35

Введение

железодефицитная анемия лабораторная диагностика

Анемия, или малокровие – это патологическое состояние, характеризующееся уменьшением концентрации гемоглобина (

В настоящее время широкое распространение анемии отмечено во всем мире. По данным Всемирной Организации Здравоохранения от анемии разной степени выраженности страдает около 1,8 млрд. человек на Земле. А что касается России, то ЖДА и скрытыми формами дефицита железа страдает 50-80% населения.

Актуальность обсуждения этой темы очень велика, так как анемии – это довольно таки распространенные заболевания, связанные с массой самых различных причин. Ионы железа выполняют в организме человека очень важную функцию. Они входят в состав белков, осуществляющих перенос кислорода, цитохромов и железосеропротеинов, железосодержащих ферментов. Поэтому недостаток железа в организме приводит ко многим негативным последствиям. Избыточное содержание железа в организме тоже опасно. Оно приводит к развитию токсикозов, патологическому повышению уровня активных форм кислорода. Анемия возникает во все периоды жизни человека не только при различных заболеваниях, но и при некоторых физиологических состояниях, например, при беременности, в период усиленного роста, лактации. Важное социальное значение имеет проблема анемий у детей раннего возраста, так как анемия в этом возрасте может привести к нарушениям физического развития и обмена железа.

Несмотря на то, что ЖДА является одним из наиболее изученных заболеваний, но до сих пор остаётся неуправляемой патологией. При сложившейся ситуации по заболеваемости анемией, необходима разработка и реализация программ по профилактике и лечению ЖДА, что, в свою очередь, снизит в дальнейшем процент попадания детей в группу лиц с определёнными образовательными потребностями. Одним из условий её подготовки является сбор информации о распространённости анемии и тяжести болезни.

Предмет исследования – женщины, обследованные в третьем триместре беременности;

Объект исследования городская больница №2 Родильное отделение. 

Цель данной работы: изучение железодефицитной анемии и, ее влияние на течение беременности.

В соответствии с целью работы были определены основные задачи:

  • Изучение литературы по теме
  • Изучение методов современной диагностики
  • Изучить распространённость ЖДА среди беременных женщин, состоящих на учёте в отделении женского консультирования при за период 2010-2014 гг.

Практическая значимость:

На основе сделанных выводов мы пришли к заключению о необходимости комплексного системного подхода в решении проблемы ЖДА. Раннее выявление, адекватное и своевременное лечение, с привлечением социальных работников, работников соцобеспечения, психологов, диетологов, экологов, гигиенистов может реально снизить процент детей имеющих стойкие неврологические и психофизические нарушения, иными словами снизить процент инвалидизации детей.

Заключение

Анемия стала насущной проблемой для большого числа людей по всему миру. Она поражает особенно уязвимые слои населения – детей младшего возраста, беременных женщин, пожилых людей и лиц, страдающих серьезными хроническими заболеваниями. Однако с этим аномальным состоянием можно и нужно бороться.

В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

Была изучена литература по теме: ЖДА.  Выявлена классификация анемий, способы диагностики ЖДА и скрытого дефицита железа, выделены причины снижения содержания железа и предложены варианты профилактики заболевания.

ЖДА до настоящего времени остаётся одной из актуальных проблем медицинской науки и практического здравоохранения вследствие широкого распространения и неблагоприятного воздействия на организм человека.

Опираясь на полученные в ходе исследования результаты, мы сделали соответствующие выводы:

1. Процент распространённости анемии среди будущих мам очень высок.

2. Процент детей с врожденной анемией, также, очень высок, и имеет тенденцию роста.

3. Практически все дети с врождённой анемией в более старшем возрасте имеют те или иные нарушения: психофизические, неврологические, речевые.

Полученные данные свидетельствуют о широком распространении ЖДА в городе Воткинск и неблагоприятном влиянии на психомоторное развитие детей.

На основе сделанных выводов мы пришли к заключению о необходимости комплексного системного подхода в решении проблемы ЖДА, Раннее выявление, адекватное и своевременное лечение, с привлечением социальных работников, работников соцобеспечения, психологов, диетологов, экологов, гигиенистов может реально снизить процент детей имеющих стойкие неврологические и психофизические нарушения, иными словами снизить процент инвалидизации детей.

Реализуя все вышеперечисленные задачи, мы добились достижения поставленной цели.

Предложения

Лечение железодефицитной анемии:

1.Диета содержащая в повышенном количестве мясо и печень, фрукты с высоким содержанием железа – яблоки, морковь.

2.Витаминные препараты: В6, В12, В1, препараты, содержащие фолиевую кислоту.

3.Препараты железа: ферроплекс, ферковен, феррокаль.

 
Список использованных источников и литературы

  1. Адо А. Д. Ишимова Л.М. Патологическая физиология. Москва Медицина 1978 г.
  2. Алексеев В. А. Гематология детского возраста. Санкт-Петербург 1998 г.
  3. Антонов В.С., Богомолова Н.В., Волков А.С. Автоматизация гематологического анализа. Интерпретация показателей гемограммы. Издательство Саратовского Медицинского Института, 2008. 4. Бадалян Л. О. Журба Л. Т. Руководство по неврологии раннего детского возраста. Киев 1980 г.
  4.  Воробьёва А. И. Руководство по гематологии. Москва Медицина. 1985 г.
  5. Дворецкий Л.И. Анемии: стратегия и тактика диагностического поиска. Справочник поликлинического врача, т.2, №6, 2009.
  6. Долгов В.В., Луговская С.А., Морозова В.Т., Почтарь М.Е. Лабораторная диагностика анемий (пособие для врачей). Изд-во «Губернская медицина», 2001.
  7. Клиническое руководство по лабораторным тестам под ред. проф. Н Тица. М.: Юнимед-пресс, 2010.
  8. Луговская С.А., Морозова В.Т., Почтарь М.Е., Долгов В.В. Лабораторная гематология. М.: Юнимед-пресс, 2009.
  9. Методики клинических лабораторных исследований под ред. В.В. Меньшикова, том 1, Лабора, 2008.
  10. Назаренко Г.И., Кишкун А.А. «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований. М.: Медицина, 2009.

Количество страниц: 36
Стоимость: 3000 руб.

Источник

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: РОЛЬ АКУШЕРКИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ БЕРЕМЕННЫХ

  Выполнила
Туляшева Айсылыу Мажитовна
 
студентка специальности
«Акушерское дело»
группы 301 А
 
  Руководитель ВКР
Габбасова Люция Ишбулдовна
_____________________________________
(подпись)
«»______________________20_____ г.

г. Сибай, 2014 год.

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………….3

ВВЕДЕНИЕ……………………….…………………..……………….……4

1. Теоретические предпосылки изучения проблемы железодефицитной анемии беременных…………………….………….9

1.1. Железодефицитная анемия беременных………………….………..9

1.2. Влияние железодефицитной анемии на течение беременности, родов, состояние плода и новорожденного………………………………..…..15

1.3. Профилактика ЖДА беременных…………………………….……16

2. Описание использованного материала и применяемых методик исследования……………………………………………………….….….22

1.1 Методика и материалы исследования………………………………22

1.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………….……24

3. Заключение……………………………………………………37

Выводы …………………………………………….………….….………38

Практические рекомендации……………………………………….……40

Список использованной литературы…………………………….……..42

Приложения…………………………………………………………..…..44

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ЖДА – железодефицитная анемия;

Hb – гемоглобин;

Ht – гематокрит;

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что анемия широко распространена среди беременных женщин всего мира. Ее частота колеблется от 15 до 30%, но в ряде развивающихся и экономически отсталых регионов она может достигать 70-90%. По распространенности, прямому и косвенному влиянию на материнскую, перинатальную заболеваемость и смертность, последствиям анемия беременных сохраняет свое значение, как одна из весьма актуальных проблем мирового здравоохранения.

С ухудшением качества жизни, снижением показателей здоровья женщин в Российской Федерации значительно возросла частота анемии беременных. К сожалению, по этим показателям многие регионы России опустились до уровня развивающихся стран. По данным МЗ РФ за последние 10 лет частота этой патологии увеличилась в 6,3 раза. В Республике Башкортостан анемия при беременности наблюдается у 40-60% женщин. В структуре алиментарных гестационных анемий ведущее место занимает ЖДА, наблюдающаяся у 75-95% женщин в этой группе.

Читайте также:  Анемия желудка у собак

Высокая распространенность анемии беременных, и те неблагоприятные последствия для беременной и плода, к которым они могут привести, делают эту проблему чрезвычайно актуальной и требуют совершенствования современной системы охраны здоровья матери и ребёнка. Наличие железодефицитной анемии приводит к нарушению качества жизни пациенток, снижает их работоспособность, вызывает функциональные расстройства со стороны многих органов и систем.

Дефицит железа у беременных неблагоприятно отражается на:

– течении беременности, родов, послеродового периода;

-состоянии плода и новорожденного, способствуя увеличению частоты преждевременных родов;

-плацентарной недостаточности;

-угрозы прерывания беременности;

-гипотрофии плода;

-аномалий родовой деятельности;

-инфекционных осложнений и гипогалактии у родильниц;

-частоты и объема патологической кровопотери в родах и послеродовом периоде.

Кроме того, недостаточное депонирование железа в антенатальном периоде является одной из причин развития дефицита железа и анемии у грудных детей, отставания в психомоторном и умственном развитии детей ранних лет жизни. При дефиците железа у беременных увеличивается риск развития осложнений в родах, а при отсутствии своевременной и адекватной терапии может возникнуть дефицит железа и у плода.

Актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность определили объект, предмет, цели и задачи выпускной квалификационной работы.

В исследовании выдвинута нами гипотеза:

Мы считаем, что своевременная профилактическая деятельность акушерки способствует успешному предотвращению железодефицитной анемии у беременных.

Объект исследования: железодефицитная анемия беременных.

Предмет исследования: Роль акушерки в профилактике железодефицитной анемии беременных.

Цель исследования:

Исследование роли акушерки в профилактике железодефицитной анемии беременных.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

1) Изучить современные подходы к рассмотрению железодефицитной анемии беременных.

2) Изучить в современной медицинской литературе влияние ЖДА на течение беременности и родов.

3) Изучить распространённость ЖДА среди беременных женщин, состоящих на учёте в женской консультации ГБУЗ Центральной городской больницы г. Сибай.

4) Изучить влияние ЖДА на течение беременности, плода и здоровье новорожденного.

5) Оценить степень информированности беременных о факторах риска заболевания, влиянии ЖДА на течение беременности, роды и здоровье новорожденного.

6) Изучить связь ЖДА с характером питания беременных.

7) Разработать рекомендации по профилактике ЖДА.

8) Провести экспериментальную работу по профилактике ЖДА.

Методика и материалы исследования:

1. Методы статистической обработки медицинской документации женской консультации ГБУЗ ЦГБ РБ «Перинатальный центр» г. Сибай.:

1) 50 индивидуальных карт беременных женщин для определения структуры тяжести ЖДА беременных,

2) 50 историй родов для изучения влияния ЖДА на течение беременности,

3) 50 историй развития ребенка для определения влияние ЖДА беременных для здоровья новорожденных.

Статистическая обработка обменных карт беременных женщин, историй развития новорожденных ГБУЗ ЦГБ РБ «Перинатальный центр» г. Сибай проводилась на персональном компьютере (Реntium IV) с использованием программы (Wоrd 2007).

2. Опрос беременных путем случайной выборки в количестве 50 человек:

1) «Связь плохого питания с трудным материальным положением»,

2) «Выяснение факторов риска ЖДА беременных».

3. Анкетирование беременных путем случайной выборки в количестве 50 человек:

1) «Уровень осведомленности беременных о ЖДА и мерах профилактики»,

2) «Частота употребления продуктов богатых железом»,

3) «Частота употребления продуктов, нарушающих всасывание железа».

4. Экспериментальное наблюдение за беременными II триместра с ЖДА в количестве 40 человек женской консультации ГБУЗ ЦГБ РБ «Перинатальный центр» г. Сибай. В экспериментальной части работы участвуют 2 группы: экспериментальная группа (20 беременных) и сравнительная группа (20 беременных). Критерии включения беременных женщин в экспериментальную и сравнительную группы: женщины с первой беременностью, возраст от 18 до 30 лет, срок беременности от 12 недель до 24 недель, гипохромная ЖДА легкой степени, гемоглобин (НЬ) <109 г/л, но не <90 г/л, цветовой показатель (ЦП) <0,85. При включении беременных в экспериментальную группу учтено их согласие.

Научная новизна исследования. Изучена роль акушерки в профилактике железодефицитной анемии беременных. Разработаны методика исследования железодефицитной анемии беременных и меры профилактики данного заболевания.

Теоретическая значимость работы. Получены дополнительные данные о необходимости усиления работы акушерки в профилактике железодефицитной анемии беременных.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы для проведения практических занятий для студентов специальности 060102 Акушерское дело. Практические рекомендации по профилактике ЖДА беременных могут быть использованы акушеркой в профессиональной деятельности.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из 45 страниц: введения, трёх глав, выводов, заключения, библиографии, практических рекомендаций и приложений. Работа иллюстрирована 7 диаграммами, 6 таблицами.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ БЕРЕМЕННЫХ

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Ñîñòîÿíèå, îáóñëîâëåííîå ñíèæåíèåì ñîäåðæàíèÿ æåëåçà â ñûâîðîòêå êðîâè è êîñòíîì ìîçãå. Âîñïðèèì÷èâîñòü áåðåìåííûõ æåíùèí ê èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèÿì ïðè äåôèöèòå æåëåçà. Îñëîæíåíèÿ ó ìàòåðè è ïëîäà ïîä âëèÿíèåì ðàçâèòèÿ àíåìèè ó áåðåìåííûõ æåíùèí.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Íàó÷íûé öåíòð àêóøåðñòâà, ãèíåêîëîãèè è ïåðèíàòîëîãèè ÐÀÌÍ

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ áåðåìåííûõ

Êàñàáóëàòîâ Í.Ì.

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ (ÆÄÀ) áåðåìåííûõ – ñîñòîÿíèå, îáóñëîâëåííîå ñíèæåíèåì ñîäåðæàíèÿ æåëåçà â ñûâîðîòêå êðîâè, êîñòíîì ìîçãå è äåïî â ñâÿçè ñ áîëüøèìè åãî çàòðàòàìè íà ñîçäàíèå ôåòîïëàöåíòàðíîãî êîìïëåêñà è ïåðåðàñïðåäåëåíèåì â ïîëüçó ïëîäà.

ÆÄÀ îñòàåòñÿ ñåðüåçíîé ïðîáëåìîé ýêñòðàãåíèòàëüíîé ïàòîëîãèè â àêóøåðñòâå, ïîñêîëüêó ÷àñòîòà çàáîëåâàíèÿ íå ñíèæàåòñÿ. ×àñòîòà àíåìèè áåðåìåííûõ ñîñòàâëÿåò 15-80% [10]. Ó 9 èç 10 áîëüíûõ àíåìèÿ íîñèò æåëåçîäåôèöèòíûé õàðàêòåð [28,33].

Æåíùèíà ïîòðåáëÿåò åæåñóòî÷íî ñ ïèùåé 10-20 ìã æåëåçà, èç íèõ óñâàèâàåòñÿ íå áîëåå 2 ìã. Äî 75% çäîðîâûõ æåíùèí òåðÿþò çà âðåìÿ ìåíñòðóàöèè 20-30 ìã æåëåçà. Òàêîå êîëè÷åñòâî æåëåçà íå ìîæåò áûòü óñâîåíî äàæå ïðè áîëüøîì ñîäåðæàíèè åãî â ïèùå. Âîçíèêàåò äèñáàëàíñ, âåäóùèé ê ðàçâèòèþ àíåìèè [13].

Òðàíñïîðò ïëàçìåííîãî æåëåçà è åãî ýôôåêòèâíîñòü íåðàçðûâíî ñâÿçàíû ñ ôóíêöèåé äåïîíèðîâàíèÿ æåëåçà â âèäå ôåððèòèíà è ãåìîñèäåðèíà [8,30,33,35]. Îñíîâíàÿ ÷àñòü æåëåçà (65%) íàõîäèòñÿ â ãåìîãëîáèíå, ìåíüøå – â ìèîãëîáèíå (3,5%), íåáîëüøîå, íî ôóíêöèîíàëüíî âàæíîå êîëè÷åñòâî – â òêàíåâûõ ôåðìåíòàõ (0,5%), ïëàçìå (0,1%), îñòàëüíîå – â äåïî (ïå÷åíü, ñåëåçåíêà è äð.) – 31%. Âñåãî â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà èìååòñÿ 4 ã æåëåçà [16]. Ó áåðåìåííûõ ñ õðîíè÷åñêèì ãåïàòèòîì, ãåïàòîçîì, ïðè òÿæåëûõ òîêñèêîçàõ áåðåìåííûõ âîçíèêàåò íàðóøåíèå äåïîíèðîâàíèÿ â ïå÷åíè æåëåçà, à òàêæå íåäîñòàòî÷íîñòü ñèíòåçà áåëêîâ, òðàíñïîðòèðóþùèõ åãî: òðàíñôåððèíà è ôåððèòèíà [8,31,32,35].

Íåîáõîäèìàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà â 18 ìã æåëåçà äëÿ âçðîñëûõ íåáåðåìåííûõ æåíùèí â ñàìûõ ðåäêèõ ñëó÷àÿõ ïîêðûâàåòñÿ òîëüêî çà ñ÷åò ïèòàíèÿ, ïîýòîìó ïî÷òè ó ïîëîâèíû âñåõ æåíùèí ê íà÷àëó áåðåìåííîñòè ðåçåðâû æåëåçà î÷åíü ìàëû. Ñîãëàñíî ñîâðåìåííûì äàííûì äåôèöèò æåëåçà â êîíöå ãåñòàöèîííîãî ïðîöåññà ðàçâèâàåòñÿ ó âñåõ áåç èñêëþ÷åíèÿ áåðåìåííûõ ëèáî â ñêðûòîé, ëèáî â ÿâíîé ôîðìå [8, 30]. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî áåðåìåííîñòü ñîïðîâîæäàåòñÿ äîïîëíèòåëüíîé ïîòåðåé æåëåçà: 320-500 ìã æåëåçà ðàñõîäóåòñÿ íà ïðèðîñò ãåìîãëîáèíà è âîçðîñøèé êëåòî÷íûé ìåòàáîëèçì, 100 ìã – íà ïîñòðîåíèå ïëàöåíòû, 50 ìã – íà óâåëè÷åíèå ðàçìåðîâ ìàòêè, 400-500 ìã – íà ïîòðåáíîñòè ïëîäà.  ðåçóëüòàòå, ñ ó÷åòîì çàïàñíîãî ôîíäà, ïëîä îáåñïå÷èâàåòñÿ æåëåçîì â äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå, íî ïðè ýòîì ó áåðåìåííûõ íåðåäêî ðàçâèâàþòñÿ æåëåçîäåôèöèòíûå ñîñòîÿíèÿ (ÆÄÑ) ðàçëè÷íîé ñòåïåíè òÿæåñòè [8].

Читайте также:  Железодефицитная анемия у детей этиология патогенез клиника

Áèîëîãè÷åñêàÿ çíà÷èìîñòü æåëåçà îïðåäåëÿåòñÿ åãî ó÷àñòèåì â òêàíåâîì äûõàíèè. Ïðè äåôèöèòå æåëåçà ó áåðåìåííûõ âîçíèêàåò ïðîãðåññèðóþùàÿ ãåìè÷åñêàÿ ãèïîêñèÿ ñ ïîñëåäóþùèì ðàçâèòèåì âòîðè÷íûõ ìåòàáîëè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. Ïîñêîëüêó ïðè áåðåìåííîñòè ïîòðåáëåíèå êèñëîðîäà óâåëè÷èâàåòñÿ íà 15-33%, ýòî óñóãóáëÿåò ðàçâèòèå ãèïîêñèè [1]. Ó áåðåìåííûõ ñ òÿæåëîé ñòåïåíüþ ÆÄÀ ðàçâèâàåòñÿ íå òîëüêî òêàíåâàÿ è ãåìè÷åñêàÿ ãèïîêñèÿ, íî è öèðêóëÿòîðíàÿ, îáóñëîâëåííàÿ ðàçâèòèåì äèñòðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ìèîêàðäå, íàðóøåíèåì åãî ñîêðàòèòåëüíîé ñïîñîáíîñòè, ðàçâèòèåì ãèïîêèíåòè÷åñêîãî òèïà êðîâîîáðàùåíèÿ [27].

Ðàçëè÷íûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî ïðè äåôèöèòå æåëåçà áåðåìåííûå æåíùèíû áîëåå âîñïðèèì÷èâû ê èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèÿì, òàê êàê æåëåçî ïðèíèìàåò ó÷àñòèå â ðîñòå íåðâíûõ êëåòîê, ñèíòåçå êîëëàãåíà, ìåòàáîëèçìå ïîðôèðèíà, òåðìèíàëüíîì îêèñëåíèè è îêèñëèòåëüíîì ôîñôîðèëèðîâàíèè â êëåòêàõ, ðàáîòå èììóííîé ñèñòåìû [14].

Ïðè äëèòåëüíîì òå÷åíèè àíåìèè íàðóøàåòñÿ ôóíêöèÿ ïëàöåíòû, ðàçâèâàåòñÿ ïëàöåíòàðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü [7].×àñòî (ó 40-50%) ïðèñîåäèíÿåòñÿ ãåñòîç, ïðåèìóùåñòâåííî îòå÷íî-ïðîòåèíóðè÷åñêîé ôîðìû; ïðåæäåâðåìåííûå ðîäû íàñòóïàþò ó 11-42%; ãèïîòîíèÿ è ñëàáîñòü ðîäîâîé äåÿòåëüíîñòè îòìå÷àþòñÿ ó 10-15%; ãèïîòîíè÷åñêèå êðîâîòå÷åíèÿ â ðîäàõ âîçíèêàþò ó 10% ðîæåíèö; ïîñëåðîäîâûé ïåðèîä îñëîæíÿåòñÿ ãíîéíî-ñåïòè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ó 12% è ãèïîãàëàêòèåé ó 38% ðîäèëüíèö [27,14]. Äàæå ïðè ñêðûòîì äåôèöèòå æåëåçà ó 59% æåíùèí îòìå÷åíî íåáëàãîïðèÿòíîå òå÷åíèå áåðåìåííîñòè â âèäå óãðîçû åå ïðåðûâàíèÿ è ãåñòîçà [6].

Äåôèöèò æåëåçà è íåäîñòàòî÷íîå äåïîíèðîâàíèå åãî â àíòåíàòàëüíîì ïåðèîäå ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ ÆÄÀ ó íîâîðîæäåííûõ äåòåé, ïðèâîäÿ ê èçìåíåíèþ ìåòàáîëèçìà êëåòî÷íûõ ñòðóêòóð, íàðóøåíèþ ãåìîãëîáèíîîáðàçîâàíèÿ, çàäåðæêå óìñòâåííîãî è ìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ, ïîÿâëåíèþ õðîíè÷åñêîé ãèïîêñèè ïëîäà, à òàêæå ê íàðóøåíèÿì â èììóííîì ñòàòóñå íîâîðîæäåííûõ äåòåé, ïðîÿâëÿþùèìñÿ ñíèæåíèåì óðîâíÿ èììóíîãëîáóëèíîâ îñíîâíûõ êëàññîâ è êîìïëåìåíòà, àáñîëþòíîãî è îòíîñèòåëüíîãî ÷èñëà Â- è Ò-ëèìôîöèòîâ [20,15].

Ïðè ëåãêîì òå÷åíèè áîëåçíè îáúåêòèâíûìè ïðèçíàêàìè ìàëîêðîâèÿ ñëóæàò òîëüêî ëàáîðàòîðíûå ïîêàçàòåëè. Êëèíè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà ïîÿâëÿåòñÿ îáû÷íî ïðè ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè àíåìèè. Îíà îáóñëîâëåíà íåïîëíûì êèñëîðîäíûì îáåñïå÷åíèåì òêàíåé è ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå îáùåé ñëàáîñòè, ãîëîâîêðóæåíèÿ, ãîëîâíîé áîëè, ñåðäöåáèåíèÿ, îäûøêè, îáìîðîêîâ, ñíèæåíèè ðàáîòîñïîñîáíîñòè, áåññîííèöû. Ñèìïòîìû, ïðèñóùèå òîëüêî ÆÄÀ, õàðàêòåðèçóþòñÿ èçìåíåíèÿìè êîæè, íîãòåé, âîëîñ, ìûøå÷íîé ñëàáîñòüþ, íå ñîîòâåòñòâóþùåé ñòåïåíè àíåìèè, èçâðàùåíèåì âêóñîâûõ îùóùåíèé. àíåìèÿ æåëåçî áåðåìåííàÿ æåíùèíà

Êîæà ñòàíîâèòñÿ ñóõîé, íà íåé ïîÿâëÿþòñÿ òðåùèíû. Íàáëþäàåòñÿ ëåãêàÿ æåëòèçíà ðóê è òðåóãîëüíèêà ïîä íîñîì âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ îáìåíà êàðîòèíà ïðè äåôèöèòå æåëåçà. Èíîãäà âîçíèêàåò àíãóëÿðíûé ñòîìàòèò: òðåùèíû â óãëàõ ðòà. Èçìåíÿåòñÿ ôîðìà íîãòåé, îíè óïëîùàþòñÿ è äàæå ñòàíîâÿòñÿ âîãíóòûìè è ëîìêèìè. Âîëîñû ñòàíîâÿòñÿ ñóõèìè, ëîìêèìè, îáèëüíî âûïàäàþò. ×àñòî ó áîëüíûõ îòìå÷àåòñÿ îò÷åòëèâàÿ «ñèíåâà» ñêëåð [10]. ÆÄÀ ñâîéñòâåííû ñèìïòîìû ïîðàæåíèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû: ñåðäöåáèåíèå, îäûøêà, áîëè â ãðóäè è èíîãäà îòåêè íà íîãàõ.

Àíåìèÿ áåðåìåííûõ ÿâëÿåòñÿ òåì íåáëàãîïðèÿòíûì ôîíîì, íà êîòîðîì ðàçâèâàþòñÿ ìíîãèå îñëîæíåíèÿ ó ìàòåðè è ïëîäà [8,28,29].

Ê íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì òåñòàì äëÿ èññëåäîâàíèÿ îáìåíà æåëåçà â àêóøåðñêîé ïðàêòèêå îòíîñèòñÿ îïðåäåëåíèå ðÿäà ïîêàçàòåëåé ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè: ãåìîãëîáèíà, ýðèòðîöèòîâ, öâåòíîãî ïîêàçàòåëÿ, ãåìàòîêðèòà. Îñíîâíûìè êðèòåðèÿìè ÆÄÀ, îòëè÷àþùèìè åå îò äðóãèõ ïàòîãåíåòè÷åñêèõ âàðèàíòîâ àíåìèé, ÿâëÿþòñÿ: íèçêèé öâåòîâîé ïîêàçàòåëü, ãèïîõðîìèÿ ýðèòðîöèòîâ, ñíèæåíèå ñîäåðæàíèÿ ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà, ïîâûøåíèå îáùåé æåëåçîñâÿçûâàþùåé ñïîñîáíîñòè ñûâîðîòêè è êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè ãèïîñèäåðîçà. Î òÿæåñòè òå÷åíèÿ áîëåçíè ñóäÿò ïî óðîâíþ ãåìîãëîáèíà. Ëåãêàÿ ñòåïåíü àíåìèè õàðàêòåðèçóåòñÿ ñíèæåíèåì ãåìîãëîáèíà äî 110-90 ã/ë; ñðåäíÿÿ ñòåïåíü – îò 89 äî 70 ã/ë; òÿæåëàÿ – 69 ã/ë è íèæå [28].

Äëÿ îöåíêè çàïàñîâ æåëåçà â îðãàíèçìå èñïîëüçóþò òàêæå îïðåäåëåíèå ôåððèòèíà ñûâîðîòêè. Ó çäîðîâûõ æåíùèí óðîâåíü ôåððèòèíà ñûâîðîòêè ðàâåí 32-35 ìêã/ë [8,9,24,14], ïðè ÆÄÀ – 12 ìêã/ë è ìåíåå. Îäíàêî ñîäåðæàíèå ôåððèòèíà ñûâîðîòêè íå âñåãäà îòðàæàåò çàïàñû æåëåçà. Îíî çàâèñèò òàêæå îò ñêîðîñòè îñâîáîæäåíèÿ ôåððèòèíà èç òêàíåé è ïëàçìû.

Ëå÷åáíàÿ òàêòèêà ïðè ÆÄÀ áåðåìåííûõ âêëþ÷àåò áåëêîâóþ äèåòó, âèòàìèíû, ïðåïàðàòû æåëåçà. Ìàêñèìàëüíîå êîëè÷åñòâî æåëåçà, êîòîðîå ìîæåò âñîñàòüñÿ èç ïèùè, – 2,5 ìã/ñóò. Ïèòàíèå äîëæíî áûòü ïîëíîöåííûì, ñîäåðæàòü äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî æåëåçà è áåëêà [8,11]. Îñîáåííî ïîëåçíû ìÿñíûå ïðîäóêòû. Èç ìÿñà âñàñûâàåòñÿ 6% æåëåçà, èç ÿèö, ðûáû – â 2 ðàçà ìåíüøå, à èç ðàñòèòåëüíîé ïèùè – òîëüêî 0,2%. Ïîýòîìó Ë.Ì. Êàçàêîâà [14] ðåêîìåíäóåò äèåòó, ñîäåðæàùóþ 120-200 ã ìÿñà èëè 150-250 ã ðûáû â äåíü, 1 ÿéöî, äî 1 êã ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ (ñûð, òâîðîã, êåôèð è äð.), 80-100 ã æèðîâ; îâîùåé è ôðóêòîâ – îêîëî 800 ã, ÷àñòü èç êîòîðûõ íóæíî ñúåäàòü â ñûðîì âèäå (ìîðêîâü, ðåïà, êàïóñòà, ÿáëîêè). Íàðÿäó ñ ýòèì ïîêàçàíû âèòàìèíû: : Ñ – 100 ìã, À – 6600 ÌÅ, Â1 – 2,5 ìã, Â2 – 4 ìã, ÐÐ – 20 ìã [18].

Ëå÷åíèå ÆÄÀ ñëåäóåò ïðîâîäèòü ïðåïàðàòàìè æåëåçà â îñíîâíîì äëÿ âíóòðåííåãî ïðèìåíåíèÿ. Ýêñïåðòû ÂÎÇ ðåêîìåíäóþò èñïîëüçîâàòü ïåðîðàëüíûå ïðåïàðàòû (óäîáñòâî ïðèìåíåíèÿ, ëó÷øàÿ ïåðåíîñèìîñòü), ïðåïàðàòû Fe2+, à íå Fe3+ (ëó÷øàÿ àáñîðáöèÿ), ñóëüôàò æåëåçà – FeSO4 (ëó÷øàÿ àáñîðáöèÿ, ýôôåêòèâíîñòü, äåøåâëå), ïðåïàðàòû ñ çàìåäëåííûì âûäåëåíèåì Fe2+ (ëó÷øàÿ àáñîðáöèÿ, ëó÷øàÿ ïåðåíîñèìîñòü). Ñóòî÷íàÿ äîçà äëÿ ïðîôèëàêòèêè àíåìèè è ëå÷åíèÿ ëåãêîé ôîðìû çàáîëåâàíèÿ 50-60 ìã Fe2+, à äëÿ ëå÷åíèÿ âûðàæåííîé àíåìèè – 100-120 ìã Fe2+. Êðîìå ýòîãî, îáÿçàòåëüíûì òðåáîâàíèåì ê æåëåçîñîäåðæàùèì ïðåïàðàòàì, èñïîëüçóþùèìñÿ äëÿ ïðîôèëàêòèêè ÆÄÀ, ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå òàêèõ êîìïîíåíòîâ, êàê ôîëèåâàÿ êèñëîòà è öèàíîêîáàëàìèí (âèòàìèí Â12).

Ê ñîæàëåíèþ, â íàøåé ñòðàíå áîëüøîå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîëó÷èëè ïðåïàðàòû, ñîäåðæàùèå áîëüøîå êîëè÷åñòâî æåëåçà â ðàñ÷åòå íà îäíó òàáëåòêó (äðàæå). Ïîÿâëÿþùèåñÿ ïðè ýòîì òîêñè÷åñêèå ýôôåêòû òåðàïèè ñ÷èòàëèñü íåèçáåæíûìè, è äëÿ èõ ïðåäîòâðàùåíèÿ ðåêîìåíäîâàëñÿ ïðèåì ïðåïàðàòîâ âî âðåìÿ åäû, ñ öåëüþ ñâÿçàòü ñâîáîäíûå èîíû æåëåçà, ïðåäîòâðàùàÿ òåì ñàìûì èõ íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå íà æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò. Ïîëó÷àëñÿ ñâîåîáðàçíûé ïàðàäîêñ – ðåêîìåíäîâàëèñü áîëüøèå äîçû æåëåçà, îäíîâðåìåííî ñ ýòèì ñâÿçûâàíèå æåëåçà áåëêàìè ïèùè ñíèæàëî åãî ïîñòóïëåíèå âî ìíîãî ðàç.  ðåçóëüòàòå òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò íå çàâèñåë îò âûñîêîé äîçû æåëåçà â ïðåïàðàòå.

Ïðè âûáîðå ïðåïàðàòà, ñîäåðæàùåãî æåëåçî, íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü íåñêîëüêî ôàêòîðîâ. Ïîñêîëüêó èç æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà èîíèçèðîâàííîå æåëåçî âñàñûâàåòñÿ òîëüêî â äâóõâàëåíòíîé ôîðìå è áîëüøîå çíà÷åíèå â ýòîì ïðîöåññå èãðàåò àñêîðáèíîâàÿ êèñëîòà, òî î÷åíü âàæíî åå íàëè÷èå â ïðåïàðàòå. Ñóùåñòâåííàÿ ðîëü â ãåìîïîýçå ïðèíàäëåæèò ôîëèåâîé êèñëîòå, óñèëèâàþùåé íóêëåèíîâûé îáìåí. Äëÿ íîðìàëüíîãî îáìåíà ôîëèåâîé êèñëîòû íåîáõîäèì öèàíîêîáàëàìèí, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì ôàêòîðîì ïðè îáðàçîâàíèè èç íåå àêòèâíîé ôîðìû. Äåôèöèò ýòèõ âåùåñòâ, ÷àñòî âîçíèêàþùèé ïðè àíåìèÿõ, ñâÿçàííûõ ñ êðîâîïîòåðÿìè, ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ñèíòåçà ÄÍÊ â êðîâåòâîðíûõ êëåòêàõ, òîãäà êàê âêëþ÷åíèå ýòèõ êîìïîíåíòîâ â ïðåïàðàò óâåëè÷èâàåò àêòèâíóþ àáñîðáöèþ æåëåçà â êèøå÷íèêå, åãî äàëüíåéøóþ óòèëèçàöèþ, à òàêæå îñâîáîæäàåò äîïîëíèòåëüíûå êîëè÷åñòâî òðàíñôåððèíà è ôåððèòèíà. Âñå ýòî çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàåò ñêîðîñòü ñèíòåçà ãåìîãëîáèíà è ïîâûøàåò ýôôåêòèâíîñòü òåðàïèè æåëåçîäåôèöèòíûõ ñîñòîÿíèé è æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè. Âñåì ýòèì òðåáîâàíèÿì óäîâëåòâîðÿåò êîìïëåêñíûé àíòèàíåìè÷åñêèé ïðåïàðàò ôåððî-ôîëüãàììà, ñîäåðæàùèé 100 ìã ñóëüôàòà æåëåçà, 5 ìã ôîëèåâîé êèñëîòû, 10 ìêã öèàíîêîáàëàìèíà è 100 ìã àñêîðáèíîâîé êèñëîòû. Àêòèâíûå êîìïîíåíòû ïðåïàðàòà ôåððî-ôîëüãàììà íàõîäÿòñÿ â ñïåöèàëüíîé íåéòðàëüíîé îáîëî÷êå, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàåò èõ âñàñûâàíèå, ãëàâíûì îáðàçîì, â âåðõíåì îòäåëå òîíêîé êèøêè. Îòñóòñòâèå ìåñòíîãî ðàçäðàæàþùåãî äåéñòâèÿ íà ñëèçèñòóþ æåëóäêà ñïîñîáñòâóåò õîðîøåé ïåðåíîñèìîñòè ïðåïàðàòà ñî ñòîðîíû æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Ôåððî-ôîëüãàììà íàçíà÷àåòñÿ ïî 1-2 êàïñóëû â äåíü. Íàèëó÷øèé ýôôåêò äàåò ïðèìåíåíèå ïðåïàðàòà äî åäû. Ïðè àíåìèè ëåãêîé ôîðìû ðåêîìåíäîâàí ïðèåì 1 êàïñóëû 3 ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 3-4 íåäåëü; ïðè ñðåäíåòÿæåëîì òå÷åíèè – ïî 1 êàïñóëå 3 ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 8-12 íåäåëü; ïðè òÿæåëîé ôîðìå – ïî 1 êàïñóëå 3 ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 16 íåäåëü è áîëåå.

Õîðîøèé êëèíè÷åñêèé ýôôåêò ïðåïàðàòà ïîäòâåðæäåí äàííûìè êëèíè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé [22]. Òàê, äëÿ ëå÷åíèÿ àíåìèè áåðåìåííûõ èñïîëüçîâàíèå Ôåððî-Ôîëüãàììû ïî 1 êàïñóëå 2 ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 6 íåäåëü ïðèâåëî ê íîðìàëèçàöèè êëèíè÷åñêèõ è ëàáîðàòîðíûõ ïîêàçàòåëåé ó âñåõ ïàöèåíòîê.

Читайте также:  Выпадение волос и ломкость ногтей при анемии

Ïðèìåíåíèå Ôåððî-Ôîëüãàììû ó áåðåìåííûõ ñ àíåìèåé è ïðè ñî÷åòàíèè ñ ãåñòîçîì ïðèâîäèò ê óëó÷øåíèþ êëèíè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, äîñòîâåðíîìó ïîâûøåíèþ ãåìàòîëîãè÷åñêèõ (ãåìîãëîáèíà íà 15%, ýðèòðîöèòîâ íà 10%, ãåìàòîêðèòà íà 9%) è ôåððîêèíåòè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé (ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà íà 32%, ôåððèòèíà íà 53%), óðîâíÿ ôîëèåâîé êèñëîòû (íà 24%) è âèòàìèíà Â12 (íà 21,7%) [17, 21].

Äëÿ ïàðåíòåðàëüíîãî ââåäåíèÿ ïðèìåíÿþò ïðåïàðàòû òðåõâàëåíòíîãî æåëåçà: ôåððóì Ëåê, ôåðáèòîë, ôåðêîâåí, ôåðëåöèò, æåêòîôåð, èìôåðîí.

Ëå÷åíèå ïðåïàðàòàìè æåëåçà äîëæíî áûòü äëèòåëüíûì.

Ñòðåìëåíèå ñîêðàòèòü ïðîäîëæèòåëüíîñòü ëå÷åíèÿ, ñäåëàòü åãî áîëåå ýôôåêòèâíûì çàñòàâèëî ìíîãèõ èññëåäîâàòåëåé âîçäåéñòâîâàòü íà äðóãèå çâåíüÿ ìåõàíèçìà áîëåçíè. Ò.Å. Áåëîêðèíèöêàÿ, Á.È. Êóçíèê [2] ñ÷èòàþò, ÷òî âêëþ÷åíèå òèìîãåíà â êîìïëåêñíóþ òåðàïèþ àíåìèè áåðåìåííûõ ñïîñîáñòâóåò ñêîðåéøåìó âîññòàíîâëåíèþ ñîäåðæàíèÿ ãåìîãëîáèíà è ýðèòðîöèòîâ, íîðìàëèçóåò ïîêàçàòåëè èììóíèòåòà è ëèêâèäèðóåò ïðèçíàêè òðîìáîãåìîððàãè÷åñêîãî ñèíäðîìà, à âñëåäñòâèå ýòîãî óëó÷øàåò ñîñòîÿíèå ïëîäà.

Èçâåñòíî, ÷òî ñòèìóëÿöèÿ ýðèòðîïîýçà è óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ ïðîèñõîäÿò âñëåäñòâèå âîçäåéñòâèÿ ýðèòðîïîýòèíà [34]. Ýðèòðîïîýòèí – ôàêòîð ðîñòà ãëèêîïðîòåèíîâîé ïðèðîäû, ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì ðåãóëÿòîðîì ýðèòðîïîýçà. Îí êîíòðîëèðóåò ïðîëèôåðàöèþ è äèôôåðåíöèðîâêó ýðèòðîèäíûõ ïðåäøåñòâåííèêîâ â êîñòíîì ìîçãå è âëèÿåò íà ïðîëèôåðàöèþ ýðèòðîáëàñòîâ, ñèíòåç ãåìîãëîáèíà è âûõîä ðåòèêóëîöèòîâ â êðîâü [26].

Íåäàâíî áûëî âûñêàçàíî ïðåäïîëîæåíèå î öåëåñîîáðàçíîñòè èñïîëüçîâàíèÿ ðåêîìáèíàíòíîãî ýðèòðîïîýòèíà ïðè ëå÷åíèè ÆÄÀ â ñâÿçè ñ îáíàðóæåíèåì ñíèæåíèÿ áèîñèíòåçà ýðèòðîïîýòèíà ïðè ñðåäíåòÿæåëîé è òÿæåëîé àíåìèè. [4,29]. Îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì äëÿ ïðèìåíåíèÿ ðåêîìáèíàíòíîãî ýðèòðîïîýòèíà ÿâëÿåòñÿ àäåêâàòíîå íàñûùåíèå îðãàíèçìà æåëåçîì [29,34].

Ïðîôèëàêòèêà àíåìèè ïðåæäå âñåãî òðåáóåòñÿ áåðåìåííûì ñ âûñîêèì ðèñêîì ðàçâèòèÿ ìàëîêðîâèÿ. Ê íèì ìîãóò áûòü îòíåñåíû:

1) æåíùèíû, ïðåæäå áîëåâøèå àíåìèåé;

2) æåíùèíû, èìåþùèå õðîíè÷åñêèå èíôåêöèîííûå áîëåçíè èëè õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ;

3) ìíîãîðîæàâøèå æåíùèíû;

4) áåðåìåííûå ñ óðîâíåì ãåìîãëîáèíà â I òðèìåñòðå ìåíüøå 120 ã/ë;

5) áåðåìåííûå ñ ìíîãîïëîäèåì;

6) áåðåìåííûå ñ ÿâëåíèÿìè òîêñèêîçà;

7) æåíùèíû, ó êîòîðûõ â òå÷åíèå ìíîãèõ ëåò ìåíñòðóàöèè ïðîäîëæàëèñü áîëåå 5 äíåé.

Ïðîôèëàêòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â íàçíà÷åíèè íåáîëüøîé äîçû ïðåïàðàòîâ æåëåçà (1-2 òàáëåòêè â äåíü) â òå÷åíèå 4-6 ìåñÿöåâ, íà÷èíàÿ ñ 12-14-é íåäåëè áåðåìåííîñòè. Îäíîâðåìåííî áîëüíûì ðåêîìåíäóþò óâåëè÷èòü ñîäåðæàíèå ìÿñíûõ ïðîäóêòîâ â åæåäíåâíîì ðàöèîíå [20].

Òàêèì îáðàçîì, æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ áåðåìåííûõ ÿâëÿåòñÿ âàæíîé ïðîáëåìîé, èìåþùåé îòíîøåíèå êàê ê çäîðîâüþ ìàòåðè, òàê è åå ïëîäà. Èñïîëüçîâàíèå íîâûõ êîìïëåêñíûõ ïðåïàðàòîâ ñî ñáàëàíñèðîâàííûì ñîäåðæàíèåì æåëåçà, ôîëèåâîé êèñëîòû, öèàíîêîáàëàìèíà è àñêîðáèíîâîé êèñëîòû â îäíîé êàïñóëå (Ôåððî-Ôîëüãàììà) ïîçâîëÿåò äîáèòüñÿ õîðîøèõ ðåçóëüòàòîâ â ëå÷åíèè ýòîé ïàòîëîãèè, à ïðîôèëàêòè÷åñêèé ïðèåì âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè è ëàêòàöèè ïðåäîòâðàùàåò ðàçâèòèå òÿæåëûõ îñëîæíåíèé ñî ñòîðîíû ìàòåðè è åå ðåáåíêà.

Ëèòåðàòóðà

1. Àòàäæàíîâ Ò.Â. Îñîáåííîñòè èçìåíåíèé ïîêàçàòåëåé öåíòðàëüíîé ãåìîäèíàìèêè è êèñëîðîäòðàíñïîðòíîé ôóíêöèè êðîâè ó áåðåìåííûõ, áîëüíûõ àíåìèåé // Àêóø. è ãèí. 1990; 10, 30-2.

2. Áåëîêðèíèöêàÿ Ò.Å., Êóçíèê Á.È. Íîâûå ïîäõîäû ê òåðàïèè àíåìèè ãåñòàöèîííîãî ïåðèîäà (îáìåí ìíåíèÿìè). //Ðîñ. âåñòí. ïåðèíàòîë. è ïåäèàòð. 1993; 6: 13-6.

3. Áóãëàíîâ À.À., Ñàÿïèíà Å.Â., Òóðàåâ À.Ò. Ñðàâíèòåëüíàÿ îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ïðåïàðàòîâ æåëåçà ïðè ëå÷åíèè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó áåðåìåííûõ. // Àêóø è ãèí 1994; 6: 16-18.

4. Áóðëåâ Â.À., Êîíîâîäîâà Å.Í., Ìóðàøêî Ë.Å. è äð. Îáúåìíûé òðàíñïîðò êèñëîðîäà íà ôîíå ëå÷åíèÿ ýðèòðîïîýòèíîì è ïðåïàðàòàìè æåëåçà ó áåðåìåííûõ ñ àíåìèåé. // Ïðîáë ðåïðîä. 1999;2: 10-14.

5.Áóðëåâ Â.À., Êîíîâîäîâà Å.Í., Ìóðàøêî Ë.Å., Ñîïîåâà Æ.À.Êîððåêöèÿ æåëåçîäåôèöèòíûõ ñîñòîÿíèé ó áåðåìåííûõ ñ ãåñòîçîì.//Ïðîáëåìû ðåïðîäóêöèè.2002; 6, 30-34.

6. Âàõðàìååâà Ñ.Í., Äåíèñîâà Ñ.Í., Õîòèì÷åíêî Ñ.À., Àëåêñååâà È.À. Ëàòåíòíàÿ ôîðìà æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè áåðåìåííûõ æåíùèí è ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ èõ äåòåé. // Ðîñ. âåñòí. ïåðèíàòîë. è ïåäèàòð. 1996; 41 (3): 26-30.

7. Ãàâðèëîâ Â.ß., Íåìèðîâ Å.Ê. Ñîäåðæàíèå ïîëîâûõ ãîðìîíîâ â êðîâè çäîðîâûõ è áîëüíûõ àíåìèåé ðîæåíèö è ñîñóäàõ ïóïîâèíû èõ íîâîðîæäåííûõ. // Àêóø. è ãèí. 1991; 2: 40-3.

8. Ãîðÿ÷åâ Â.Â. Ìåòàáîëèçì æåëåçà ïðè áåðåìåííîñòè. // Àñòðàõàíü 1994; 99.

9. Ãóùèí È.Â. Âëèÿíèå ñèäåðîïåíèè ó ìàòåðè íà ãåìàòîëîãè÷åñêèå ïîêàçàòåëè è çàïàñû æåëåçà ó íîâîðîæäåííûõ.// Àêóø. è ãèí. 1990; 12: 38-41.

10. Äâîðåöêèé Ë.È. Æåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè. // Ðóñ. ìåä. æóðí., 1997; 5 (19): 1234-42.

11.Äâîðåöêèé Ë.È. Æåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè. //Ì 1998; 37.

12. Æàðîâ Å.Â., Êîâàëü÷óê ß.Í. Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ïðåïàðàòà Ôåíþëüñ â àêóøåðñêî-ãèíåêîëîãè÷åñêîé ïðàêòèêå. //Âåñòíèê Ðîñ.àññîöèàöèè àêóøåðîâ-ãèíåêîëîãîâ//1999; 1, 110-111.

13. Èäåëüñîí Ë.È. Ãèïîõðîìíûå àíåìèè.// Ì., Ìåäèöèíà, 1981, 190.

14. Êàçàêîâà Ë.Ì. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ó áåðåìåííûõ. // Ìåä. ïîìîùü 1993; 1: 15-7.

15. Êàçþêîâà Ò.Â., Ñàìñûãèíà Ã.À., Êàëàøíèêîâà Ã.Â. è äð. Íîâûå âîçìîæíîñòè ôåððîòåðàïèè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè // Êëèíè÷. ôàðìàêîë. è òåðàïèÿ 2000; 2: 88-91.

16. Êîçëîâñêàÿ Ë.Â. Ãèïîõðîìíûå àíåìèè: äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç è ëå÷åíèå. // Íîâûé ìåä. æóðí. 1996; 5-6: 8-12.

17. Êîíîâîäîâà Å.Í., Áóðëåâ Â.À., Êðàâ÷åíêî Í.Ô., Êàðèáäæàíîâ Î.Ê., Ìóðàøêî Ë.Å., Ñîïîåâà Æ.À.Êîýôôèöèåíò íàñûùåíèÿ òðàíñôåððèíà æåëåçîì ó áåðåìåííûõ // Ïðîáëåìû ðåïðîäóêöèè.2002; ¹6,45-47.

18. Ìàíäåëüáàóì À.ß. Íóæíû ëè êàêèå-ëèáî «ëåêàðñòâåííûå äîáàâêè» êðîìå ïðåïàðàòîâ æåëåçà äëÿ ëå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè? // Òåð. àðõèâ 1987; 6: 119-23.

19. Ìèòåðåâ Þ.Ã., Âîðîíèíà Ë.Í. Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèé. // Êëèí. ìåä. 1989; 8: 120-3.

20. Ìèòåðåâ Þ.Ã., Âàëîâà Ã.Ì., Çàì÷èé À.À. Ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè áåðåìåííûõ. // Àíåìèÿ è àíåìè÷åñêèå ñèíäðîìû. Óôà, 1991, 99-101.

21. Ìóðàøêî Ë.Å. Êîíîâîäîâà Å.Í, Áóðëåâ Â.À., Ñîïîåâà Æ.À. Îáúåìíûé òðàíñïîðò êèñëîðîäà ó áåðåìåííûõ ñ àíåìèåé è ãåñòîçîì ïðè ëå÷åíèè Ôåððî-Ôîëüãàììîé. // ÐÌÆ,, 2002, Òîì 10 ¹ 7,364-367.

22. Ïåòðóõèí Â.À., Ãðèøèí Â.Ë. Ëå÷åíèå àíåìèè áåðåìåííûõ ñ èñïîëüçîâàíèåì ïðåïàðàòà ôåððî-ôîëüãàììà. // Ïðîáëåìû ðåïðîäóêöèè. 2002,6.

23. Ïðèëåïñêàÿ Â.Í., Áàëèêà Þ.Ä., Àáóä È.Þ., Ôóðñîâà Ç.Ê. Ëå÷åíèå àíåìèè áåðåìåííûõ ïðåïàðàòàìè ñîðáèôåð è ïðåãíàâèò // III êîíãðåññ «×åëîâåê è ëåêàðñòâî», 1996, 190.

24. Ðóñòàìîâà Ì.Ñ. Äèíàìèêà èçìåíåíèÿ çàïàñîâ æåëåçà â îðãàíèçìå æåíùèíû â òå÷åíèå áåðåìåííîñòè. // Âîïð. îõðàíû ìàò. è äåò. 1991; 1: 51-3.

25. Ñìèðíîâà Î.Â., ×åñíîêîâà Í.Ï., Ìèõàéëîâ À. Â. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ó áåðåìåííûõ. Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç ìåòàáîëè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâ. // Ñàðàòîâ, 1994, 30.

26.Cîáîëåâà Ì.Ê., Ìàíàêîâà Ò.Å. Ýðèòðîïîýòè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ïëàçìû ó çäîðîâûõ è áîëüíûõ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé äåòåé. //Áþëëåòåíü ýêñïåðèìåíòàëüíîé áèîëîãèè è ìåäèöèíû 1993; 1: 31-32.

27. Øåõòìàí Ì.Ì., Ãîðåíáàóì Â.Ñ., Ðîìàíîâñêàÿ À.Ð. Îñîáåííîñòè ãåìîäèíàìèêè ïðè àíåìèè ó áåðåìåííûõ. // Àêóø. è ãèí. 1985; 1: 46-8.

28. Øåõòìàí Ì.Ì. Ðóêîâîäñòâî ïî ýêñòðàãåíèòàëüíîé ïàòîëîãèè ó áåðåìåííûõ. // Ì 1999; 815.

29.Breymann C., Major A., Richter C. et al. Recombinant human erythropoietin and parentrral iron in the treatment of pregnancy anemia: a pilot study. // J Perinat Med 1995; 23: 89-98.

30. Ho C.H., Yuan C.C., Yeh S.H. Serrum ferritin levels and their significance in normal full-term pregnant women. // Int J Gynaecol Obstet 1987; 25; 291-295.

31 Ponka P., Beaumont C., Richardson D.R. Function and regulation of transferrin and ferritin. //Seminars in Hematology. 1998; 35: 1: 35-54.

32. Provan D. Mechanisms and management of iron deficiency anaemia. // Br J Haematol 1999; 105: Suppl 1: 19-26.

33. Singh K., Fong Y.F., Arulkumaran S. The role of prophylactic iron supplementation in pregnancy. //Int J Food Sci Nutr 1998; 49: 5: 383-9.

34. Spivak J.L. Serum immunoreactive erythropoietin in health and disease. // J Perinat Med 1995; 23: 13-17.

35. Umbreit J.N., Conrad M.E., Moore E.G. et al. Iron absorbtion and cellular transport: the mobilferrin/paraferrin paradigm. //Seminars in Hematology. 1998; 35: 1: 13-26.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник