Назвать элемент лимитирующий нормальный синтез гемоглобина эритроцитов

Назвать элемент лимитирующий нормальный синтез гемоглобина эритроцитов thumbnail

Методические
указания к аудиторному занятию на 1-2
неделе.

Тема.
Биология: основные понятия. Неорганические
вещества клетки.

Цель
занятия
.
Усвоить представления о живой материи
и основы организации атомного уровня
организации живого.

Знать:
определения основных понятий биологии.
Понятие о живом организме, основные
разделы науки. Роль биологии в подготовке
провизора. Уровни организации жизни.
Роль микро- и макроэлементов живых
организмов.

Уметь:
пользоваться микроскопом при использовании
постоянных препаратов.

Оснащение
занятия
:
таблицы, схемы, муляжи, микроскопы,
постоянные препараты, методические
указания по теме занятия.

Контрольные
вопросы для определения исходного
уровня знаний

1.
Дать определения жизни. Принципиальные
отличия живого и неживого.

2.
Роль биологии в подготовке провизора.

3.
Основные разделы курса биологии и
биологические науки.

4.
Дать определения 7 признакам жизни с
примерами.

Питание.
Дыхание. Выделение. Раздражимость.
Подвижность. Рост. Размножение (для вида
в целом).

5.
Дать определения 10 уровням организации
живого (элементарный – атомный;
молекулярный; субклеточный – уровень
органоидов; клеточный; тканевой; органный;
системно-органный – уровень систем
органов; организменный; популяционно-видовой;
биогеоценотический). Привести примеры
по каждому уровню.

6.
Основные химические элементы клетки
(макроэлементы, микро-элементы,
ультрамикроэлементы).

7.
Роль воды в организме.

Тестовый
контроль усвоения материала
.
Выбрать
только одну букву, соответствующую
правильному (правильному и полному)
ответу или верно законченному высказыванию.
Ответ «все верно» означает, что все
вышеназванные варианты ответов верны.

1.
Биология – наука о

а –
словах б – живых системах в –
химических элементах г – все верно
д – все неверно

2.
Получение живым организмом окислителя
называют термином:

а –
питание б – раздражимость в –
выделение г – дыхание д – все
неверно

3.
Пример выделения, как фундаментального
свойства живого

а –
мочеобразование поросенка б –
дефекация кролика в – выдыхаемый
углекислый газ человека г – все верно
д – все неверно

4.
Какое фундаментальное свойство живого
может отсутствовать у живой рабочей
пчелы?

а –
дыхание б – выделение в – движение
г – размножение д – все неверно

5.
Какое фундаментальное свойство живого
отсутствует в коралловом ожерелье?

а –
дыхание б – выделение в – размножение
г – все верно д – все неверно

6.
На каком уровне организации живого
преимущественно рассматриваются
органоиды клетки?

а –
атомном б – субклеточном в –
органном г – организменном д –
все неверно

7.
Пример проблемы, рассматриваемой на
системно-органном уровне организации
живого

а –
работа митохондрий б – охота стаи
волков в – обеспечение иммунитета
к инфекционным болезням у людей г –
все верно д – все неверно

8.
Пример организменного уровня организации
живого

а –
клетка печени носорога б – стафилококк
в – эритроцит человека г – все
верно д – все неверно

9.
Пример популяционно-видового уровня
организации живого

а –
тромбоциты человека б – клетки печени
бегемота в – шея жирафа г – все
верно д – все неверно

10.
Выбрать макроэлементы клетки

а –
Se б – C в – Ni г – I д – все
неверно

11.
Выбрать микроэлементы клетки

а –
I б – C в – N г – O д – все
неверно

12.
Выбрать ультрамикроэлементы клетки

а –
P б – H в – N г – Se д – все
неверно

13.
Назвать элемент, входящий в состав
гормонов щитовидной железы

а –
Fe б – I в – F г – P д – Se

14.
Назвать элемент, лимитирующий нормальный
метаболизм зубной эмали

а –
Fe б – I в – F г – P – Se

15.
Назвать элемент, лимитирующий нормальный
синтез гемоглобина эритроцитов

а –
Fe б – I в – F г – P д – Se

Основная
литература
:

1.
Чебышев Н. В. и др., Биология (Учебник).
–М.:ВУНМЦ 2000.

2.
Конспект лекции № 1.

Методические
указания к лабораторному занятию на
1-2 неделе.

Тема.
Введение в биологию. Правила работы с
микроскопом. Клетка при световой
микроскопии.

Работа
№ 1. Правила работы с микроскопом.
Постоянные препараты.

  1. Изучить
    инструкцию по работе с конкретной
    моделью микроскопа.

  2. Рассмотреть
    клеточную структуру в трех-четырех из
    предложенных постоянных препаратов,

  3. Схематично
    зарисовать 2 клетки из разных препаратов
    в тетради для лабораторных работ.

  4. Сделать
    обозначения.

Конспект
лекции № 1.

Биология
– наука (слово) о жизни.

Жизнь
– сложная открытая саморегулирующаяся,
самовоспроизводящаяся система, постоянно
обменивающаяся с окружающей средой
веществом и энергией.

Разделами
биологии можно считать все науки, которые
имеют отношение к живым организмам.
Это: физиология, ботаника, патология,
микробиология, биохимия, молекулярная
биология, фармакология, фармакотерапия…

Рост
значения биологии в подготовке провизоров
сопряжен с ростом требований к их
теоретической общемедицинской подготовке.
Расширение номенклатуры готовых
лекарственных форм и препаратов –
аналогов по действию требует большее
число провизоров – консультантов,
которые понимают механизмы этого
действия. Они должны грамотно предлагать
препараты клиентам и давать советы
врачам.

Принципиальные
отличия живого от неживого давно пытаются
понять. Одно из важных отличий связывают
с отношением живых и неживых систем ко
второму закону термодинамики. Только
живые системы и системы, созданные
разумными существами, могут не подчиняться
важнейшему аспекту этого универсального
закона физики. Второй закон термодинамики
– закон увеличения хаоса. Все неорганические
системы стремятся к минимальному
содержанию энергии и к максимуму
энтропии, как меры неупорядоченности
(степени хаоса). Во вселенной все известные
неживые системы теряют энергию и
упрощаются. Наоборот, живые системы
усложняются и увеличивают энергию
системы, что снижает энтропию. Так,
например, из желудя вырастает дуб, а
одна клетка – зигота становится человеком,
состоящим из сотни триллионов клеток.
Когда организм теряет жизнь, второй
закон термодинамики начинает действовать
в полном объеме. Разлагающиеся трупы
теряют энергию и упрощаются вплоть до
органических молекул.

Читайте также:  Средний концентрат гемоглобина в эритроците понижено

1.
Питание

– получение материала для строительства
тела.

Пища
состоит из белков, липидов, углеводов,
витаминов, минеральных веществ, которые
используются, для построения человеческого
тела.

2.
Дыхание
– получение окислителя.

Люди
и большинство других живых существ
используют для этого кислород.

3.
Выделение
– удаление отработанных продуктов
метаболизма.

Выведение
из организма конечных продуктов белкового
обмена (мочевина, мочевая кислота) при
работе почек.

4.
Раздражимость
– способность реагировать на изменения
в среде обитания.

Рефлекторное
одергивание руки при контакте с горячим
предметом (утюгом, угольком).

5.
Подвижность
– движение организма в среде обитания
и целенаправленное перемещение веществ
по организму.

Транспорт
глюкозы из листьев в стебель и корни
растений.

6.
Рост
– увеличение размеров и самообновление
живой системы.

Масса
ребенка в течение первых 15 лет жизни
увеличиваются от 3,5 до 80 кг: а рост от 50
до 180 см. Обновление кожи и других органов
у взрослых людей не прекращается до
смерти.

7.
Размножение
– способность воспроизводить себе
подобные живые системы (характерно для
вида в целом, а не для каждой особи).

В
пчелиной семье трутни и матка производят
на свет новых пчел, а рабочие пчелы, хотя
и живые организмы, не участвуют в
размножении.

Уровни организации живого.

1.
Атомный
(элементарный) уровень – это уровень, на
котором рассматривают роль отдельных
химических элементов в живом организме
(Fe, F, I, Se, Na …).

2.
Молекулярный
уровень. На этом уровне рассматривают
молекулярные компоненты живых организмов
(белки, липиды, углеводы, ДНК, РНК…).

3.
Субклеточный
уровень (органоидов). На этом уровне
рассматривают органоиды клетки
(миофибриллы, митохондрии, ядра,
лизосомы…).

4.
Клеточный
уровень. На этом уровне рассматривают
строение и функции отдельных клеток
(бактерий, гепатоцитов, лейкоцитов…).

Клеточная
теория (Шванн, Шлейден)- одно из важных
биологических обобщений. Согласно этой
теории все организмы имеют клеточное
строение. Клетки, имеющие ядро – эукариоты
(лейкоцит человека, амеба дизентерийная).
Клетки не имеющие ядра – прокариоты
(стафилококки, кишечные палочки).

5.
Тканевый
уровень. На этом уровне рассматривают
ткани организмов (эпителиальную,
соединительную, нервную, мышечную).

6.
Органный
уровень.
На этом уровне рассматривают отдельные
органы (печень, кожа, почки, сердце…).

7.
Системноорганный
уровень. На этом уровне рассматривают
системы органов (выделительную,
пищеварительную, дыхательную…).

8.
Организменный
уровень. На этом уровне рассматривают
целые организмы (человек, морская свинка,
лягушка, гельминт, бактерия…)

9.
Популяционно-видовой
уровень. На этом уровне рассматривают
группы особей одного вида (штамм
стафилококков, колонию грызунов,
человечество…).

10.
Биогеоценотический
уровень. На этом уровне рассматривают
взаимодействие разных видов животных
в среде обитания (биогеоценозах леса,
озера, луга, тундры, пустыни…).

Относительно
простых живых организмов (бактерии,
некоторые водоросли, простейшие)
организменный и клеточный уровни
совпадают, а тканевый, органный,
системно-органный отсутствуют.

Атомный
или элементарный уровень организации
живого.

Основные химические элементы живого и
примеры их роли в живых системах.

1.Макроэлементы:
О, C, H, N, P,
S,
Na,
K,
Ca,
Fe,
Mg
и др.

2.
Микроэлементы:
Cu,
I,
F,
Co,
Mo,
Mn,
Ni,
Zn
и др.

3.
Ультрамикроэлементы:U,
Au,
Be,
Hg,
Cz,
Se,
Li
и др.

Деление
химических элементов на группы достаточно
условно. Их значение для живого организма
непропорционально их количеству. У
одних элементов могут быть множественные
функции, а роль других не слишком ясна.

Углерод,
кислород, азот, водород – это базовые
химические элементы органических
молекул и воды, а кислород еще и главный
окислитель для большинства живых
организмов.

Фосфор
можно отнести к базовым элементам.
Фосфор – компонент ДНК, РНК, АТФ. Без
фосфора нет ДНК, а без ДНК нет жизни.

Сера
– компонент некоторых аминокислот, а
без аминокислот нет белков.

Натрий
и калий обеспечивают электрические
процессы в мембранах живых клеток.

Кальций
– активный участник сокращения мышц.

Железо
– компонент гемоглобина крови.

Магний
входит в состав хлорофилла, без которого
растения не усваивают солнечную энергию.

Медь
входит в состав окислительных ферментов.

Йод
компонент гормонов щитовидной железы.

Фтор
обеспечивает нормальную функцию эмали
зубов.

Кобальт
входит в состав витамина B12.

Физиологическая
роль ультрамикроэлементов часто не
ясна. В ряде случаев они обладают
полезными свойствами, а иногда их
обнаружение в организме связывают со
случайным попаданием, что может быть
вредным для организма. Так, наличие в
организме человека селена связывают с
усилением защиты клеточных мембран от
свободнорадикального перекисного
окисления, а обнаружение избытка лития
связывали с проявлением у людей
психических расстройств.

Основная
литература
.

1.
Чебышев Н.В. и др., Биология (Учебник).
–М.:ВУНМЦ 2000. С. 9-16.

2.
Конспект лекции № 1.

Методические
указания для самоподготовки к занятию
на 1-2 неделе.

Тема.
Биология: основные понятия. Элементарный
(атомный уровень жизни).

Цель
самоподготовки
.
Расширить и закрепить представления
по вопросам темы.

Вопросы
для самостоятельного изучения задания.

  1. Альтернативные
    классификации уровней организации
    жизни.

  2. Субатомный
    уровень материи (уровень элементарных
    частиц).

  3. Гипотетические
    уровни жизни.

  4. Атомный
    (элементарный) уровень жизни. Критерии
    классификации химических элементов
    живых систем.

Блок дополнительной
информации.

Деление живого на
уровни является попыткой понять
сложнейший из известных людям феноменов
– феномен жизни. Как правило, выделяют
10 или 12 уровней жизни. Изложенные в
конспекте лекции №1, представления о
10 уровнях жизни, часто расширяются до
12 за счет разделения “популяционно-видового”
и “биогеоценотического” уровней
на отдельные: “популяционный”,
“видовой”, “биоценотический”
и “глобально-экологический”.

Читайте также:  Что можно есть если высокий гемоглобин у женщин

В ряде случаев
вспоминают о наличии 13–го (или нулевого)
уровня жизни. Это уровень элементарных
частиц и квантовой физики. Биологи
пытаются объяснить события, происходящие
с живыми системами на основе взаимодействия
между электронами, протонами, фотонами,
нейтронами, позитронами, нейтрино,
кварками. При объяснении перекисного
свободнорадикального окисления липидов
клеточных мембран (гепатиты, инфаркты)
используют термины: “синглетный”
кислород, “спин” электронов. Действие
гомеопатических средств объясняют
сложными корпускулярно-волновыми
взаимодействиями. Квантовая физика не
входит в наш курс биологии, но помнить
о ее существовании полезно.

С другой стороны
ограниченная информационная емкость
молекул ДНК и РНК приходит в противоречие
с большим объемом информации необходимым
для формирования живых систем. Это и
высокий процент людей перенесших
клиническую смерть с “выходом” из
тела позволяет задуматься о наличии
неизвестной организующей субстанции
(или поля) – души организма (14-уровень
жизни?).

Еще в середине ХХ
века считали, что в состав живого вещества
входит только 22 элемента из сотни,
встречающейся в земной коре. Сейчас
ясно, что в организме могут быть обнаружены
почти все элементы, но это может быть в
результате их случайного попадания –
загрязнения. Но тот элемент, который
раннее считали загрязнением завтра
может оказаться важным для функций
организма.

Деление химических
элементов на три группы (1- макроэлементы;
2- микроэлементы; 3- ультрамикроэлементы)
основано на их содержании в организме.
Некоторых макроэлементов
в организме может быть по несколько
килограммов (см. домашнее задание).
Концентрация каждого микроэлемента
не превышает 0,001% от массы клетки.
Концентрация ультрамикроэлементов
не превышает 0,000001% от массы.

Источник

1. Получение живым организмом окислителя называют термином

а – питание б – раздражимость в – выделение г – дыхание д – все неверно

2. Пример фундаментального свойства живого “выделение”

а – мочеобразование поросенка б – дефекация кролика в – выдыхаемый углекислый газ человека г – все верно д – все неверно

3. Какой уровень организации живого отсутствует у бактерий

а – атомный б – субклеточный в – популяционно-видовой г – тканевый д – все неверно

4. На каком уровне организации живого чаще рассматривают органоиды клетки?

а – атомном б – субклеточном в – органном г – организменном д – все неверно

5. Пример системно-органного уровня организации живого

а – тромбоциты человека б – клетки печени бегемота в – пищеварительный тракт человека г – все верно д – все неверно

6. Назвать главный микроэлемент гормонов щитовидной железы

а – Fe б – I в – F г – P д – Se

7. При разрушении почек, прежде всего, страдает фундаментальное свойство живого

а- питание б- дыхание в- выделение г-все верно д- все неверно

8. Указать вещества входящие в состав чистых белков

а- глюкоза, галактоза, фруктоза б- триглицериды, холестерин, фосфолипиды в- крахмал, гликоген, клетчатка г- все верно д- все неверно

9. Главная защитная функция белков это:

а- механическая защита в составе подкожной жировой клетчатки б- иммуноглобулины – антитела в- резерв энергии г- все верно д- все неверно

10. Пример органного уровня организации живого

а – тромбоциты человека б – клетки печени бегемота в – сердце жирафа г – все верно д – все неверно

11. Назвать элемент, лимитирующий нормальный метаболизм зубной эмали

а – Fe б – I в – F г – P д – Se

12. Пример проблемы, рассматриваемой на системно-органном уровне организации живого

а – работа митохондрий б – охота стаи волков в – обеспечение иммунитета к инфекционным болезням у людей г – все верно д – все неверно

13. Назвать элемент, который часто ограничивает нормальную работу щитовидной железы

а– F б – H в – C г – I д –все неверно

14. Какое фундаментальное свойство живого отсутствует у мертвой рабочей пчелы?

а – дыхание б – выделение в – движение г – все верно д – все неверно

15. При оперативном удалении желудка в первую очередь страдает фундаментальное свойство жизни

а – питание б – раздражимость в – выделение г – дыхание д – все неверно

16. Пример сократительной функции белков

а- гистоны б- миозин в- инсулин г- гемоглобин д- все неверно

17. Пример регуляторной функции белков

а- желтый пигмент гороха б- зеленый пигмент гороха в- миозин г- инсулин д- все неверно

18. Назвать элемент, лимитирующий нормальный метаболизм зубной эмали

а – F б – I в – Fе г – P д – Se

19. Какое фундаментальное свойство живого отсутствует у практически здорового евнуха?

а – дыхание б – выделение в – движение г – все верно д – все неверно

20. Биологи изучают проблемы

а– лесов б- еды в- сна г- все верно д- все неверно

21. Получение живым организмом окислителя называют термином

а – питание б – раздражимость в – выделение г – дыхание д – все неверно

Читайте также:  Как сбить повышенный гемоглобин

22. Назвать элемент, лимитирующий нормальный синтез гемоглобина эритроцитов

а– F б – I в – C г – P д –все неверно

23. На каком уровне организации живого чаще рассматривают органоиды клетки?

а – атомном б – субклеточном в – органном г – организменном д – все неверно

24. Назвать главный микроэлемент гормонов щитовидной железы

а – Fe б – I в – F г – P д – Se

25. Белки – участники реализации генетической информации

а- гликолипиды б- нуклеопротеиды в- гликопротеиды г- все верно д- все неверно

26. Пример ферментативной функции белков

а- антитела б- миофибриллы в- гликопротеиды рецепторов г- амилаза д- все неверно

27. Пример проблемы системно-органного уровня организации живого

а – иммунитет собаки б – клетки печени бегемота в – сердце жирафа г – все верно д – все неверно

28. Назвать элемент, лимитирующий нормальный метаболизм зубной эмали

а – Fe б – I в – F г – P д – Se

29. Пример проблемы, рассматриваемой на субклеточном уровне организации живого

а – работа митохондрий б – охота стаи волков в – обеспечение иммунитета к инфекционным болезням у людей г – все верно д – все неверно

30. Назвать элемент, который необходим для нормальной работы щитовидной железы

а– F б – I в – C г – P д –все неверно

31. Какое фундаментальное свойство живого отсутствует у мертвой рабочей пчелы?

а – дыхание б – выделение в – движение г – все верно д – все неверно

32. Пример двигательной функции белков

а- гистоны б- миозин в- инсулин г- гемоглобин д- все неверно

33. Пример транспортной функции белков

а- гликопротеиды рецепторов б- гемоглобин в- антитела г- все верно д- все неверно

34. При удалении яичников первую очередь страдает фундаментальное свойство жизни

а – питание б – раздражимость в – выделение г – размножение д – все неверно

35. Пример организменного уровня организации живого

а – клетка печени носорога б – стафилококк в – эритроцит человека г – лейкоцит человека д – ухо мыши

36. Разделом биологии не считают

а- филателию б- фонетику в- орфографию г- все верно д- все неверно

37. В состав ДНК входит макроэлемент

а- U б- O в- Pb г-все верно д- все неверно

38. Назвать элемент, лимитирующий нормальный метаболизм зубной эмали

а – F б – I в – Fе г – P д – Se

39. Биологи изучают проблемы

а– лесов б- пищеварения в- сна г- все верно д- все неверно

40. Указать вещество белковой структуры

а- холестерин б- гормон-инсулин в- фосфолипиды г- все верно д- все неверно

41. Пример сигнальной функции белков

а- гистоны б- миофибриллы в- гликопротеиды рецепторов г- гемоглобин д- все неверно

42. Биология – наука о

а – мостостроении б – живых системах в – химических элементах г – все верно д – все неверно

43. Получение живым строительного материала и энергии называют термином

а – питание б – раздражимость в – выделение г – дыхание д – все неверно

44. Пример фундаментального свойства живого “выделение”

а – мочеобразование поросенка б – дефекация кролика в – выдыхаемый углекислый газ человека г – все верно д – все неверно

45. Какой уровень организации живого отсутствует у бактерий?

а – атомный б – субклеточный в – популяционно-видовой г – тканевый д – все неверно

46. Назвать элемент, лимитирующий синтез гемоглобина эритроцитов

а– Fe б – I в – C г – P д – все неверно

47. Пример белков, которые непосредственно обеспечивают репродуктивную функцию

а- гемоглобин б- нуклеопротеиды в- гликопротеиды г- все верно д- все неверно

48. Указать вещество белковой структуры

а- глюкоза, галактоза, фруктоза б- фосфорная кислота в- крахмал, гликоген, клетчатка г- амилаза д- все неверно

Решить ситуационную задачу (формулы аминокислот приведены ниже)

1. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из аланина глицина.

2. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из валина и глицина.

3. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из валина и аланина.

4. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из цистеина и аланина.

5. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из цистеина и валина.

6.Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из цистеина и глицина.

7. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из треонина и глицина.

8. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из треонина и валина.

9. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из цистеина и треонина.

10. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из двух молекул глицина.

11. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из двух молекул цистеина.

12. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из двух молекул валина.

13. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из двух молекул аланина.

14. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из валина и лизина.

15. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из валина и цистеина.

16. Напишите структурную формулу дипептида, состоящего из двух молекул лизина.

Date: 2015-09-25; view: 1378; Нарушение авторских прав

Источник