Профилактика анемии и рахита
Профилактика рахита и железодефицитной анемии
Профилактика железодефицитной анемии
Профилактику железодефицитных состояний у детей следует начинать еще с периода внутриутробного развития. Каждая будущая мама во второй половине беременности должна с профилактической целью принимать препараты железа (типа тардиферон, ферроплекс) в сочетании с препаратами фолиевой кислоты — витамина, стимулирующего рост и защищающего центральную нервную систему плода.
После рождения ребенка профилактика сводится к достаточному пребыванию на свежем воздухе, соблюдению естественного вскармливания, своевременному введению прикорма, что особенно важно для недоношенных детей и детей с крупной массой тела при рождении. Таким детям с 2-3-месячного возраста показано применение фитосбора из равных частей крапивы двудомной, череды трехраздельной, листьев земляники, листьев черной смородины. 1 столовую ложку смеси залить 1 стаканом кипятка, настоять 2 часа, процедить и пить по 10-50 мл в зависимости от возраста три раза в день до еды.
Недоношенным детям, детям, родившимся от многоплодной беременности, а также с крупной массой тела с 3 до 6 месяцев рекомендуются профилактические приемы препаратов железа в половинной дозе — 2-4 мг элементарного железа на килограмм веса. Анализ крови таким детям надо делать один раз в три месяца.
Профилактика рахита
Профилактика рахита заключается в правильном уходе и рациональном питании грудного ребенка. Необходимо обеспечить ребенку суточную потребность в витамине D.
Дородовая профилактика начинается с 32-й недели беременности. Наряду с общими гигиеническими и диетическими мероприятиями беременная женщина должна получать 500 ME витамина D в сутки, лучше всего в составе поливитаминного препарата, специально предназначенного для беременных.
После рождения ребенка профилактика включает правильный уход за ребенком, ультрафиолетовое облучение и прием масляного раствора витамина D, особенно зимой, но обязательно по назначению врача. Необходимо обеспечить ежедневное и продолжительное (не менее 4 часов) пребывание ребенка на чистом воздухе под непрямыми лучами солнца, лучше всего — в легкой тени деревьев. Важными профилактическими факторами являются правильное одевание ребенка, массаж, гимнастика, систематическое закаливание, правильное и рациональное вскармливание. Грудное вскармливание при полноценном питании кормящей женщины обеспечивает потребность ребенка в витамине D. Материнское молоко содержит полноценные белки, соли кальция и фосфора в соотношении, которое обеспечивает их полноценное усвоение. При искусственном вскармливании рекомендуется применение молочных смесей, обогащенных витамином D.
Ультрафиолетовое облучение (УФО) обычно проводят дважды в год по 10-15 сеансов. Во время проведения УФО и в течение месяца после окончания курса витамин D не назначается.
Медикаментозная профилактика проводится различными масляными или водными растворами витамина D2 (эргокальциферол) и D3 (холекальциферол).
Витамин D3 входит в состав рыбьего жира. Его рекомендуется принимать детям второго полугодия и второго года жизни. Профилактику рахита у доношенных детей начинают с третьей недели, у недоношенных — с 8-10-го дня жизни. Суточная профилактическая доза для доношенных детей — 500 ME, а для недоношенных — 100-1200 ME. В случае неустойчивого стула, при заболеваниях печени и приеме фенобарбитала рекомендуется увеличить профилактическую дозу в два раза.
Витамин D принимают утром, натощак. Рекомендуется разводить его грудным молоком или молочной смесью. Специфическую профилактику проводят круглый год, кроме летних месяцев (метод дробных доз). При малых размерах родничка необходим контроль за динамикой окружности головы. В случае малых прибавок окружности головы специфическая профилактика не проводится.
При покупке коляски для новорожденных обращайте внимание в первую очередь на то, что бы она была удобна малышу. Не маловажно обратить внимание на качество материала, из которого изготовлена коляска. Хорошо бы, что бы она отличалась большой функциональностью.
Далее
– Как приучить ребенка к труду
Вернуться в меню раздела
Вернуться на главную страницу
Смотрите:
Неправильный прикус у детей: в чем причина?
Прививки детям
Нарушение осанки у детей
Èçó÷åíèå ðàñïðîñòðàíåíèÿ ðàõèòà ó äåòåé è îïðåäåëåíèå ðîëè ìîëîêà ìàòåðè â ïðîôèëàêòèêå ðàõèòà. Îïèñàíèå ñèìïòîìîâ àíåìèè êàê áîëåçíåííîãî ñîñòîÿíèÿ, ñâÿçàííîãî ñ óìåíüøåíèåì ìàññû êðîâè. Ðîëü äèåòû â ïðîôèëàêòèêå àíåìèè. Ïðîôèëàêòèêà ãëèñòíûõ èíâàçèé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÐÅÔÅÐÀÒ
íà òåìó: «Ïðîôèëàêòèêà ðàõèòà, àíåìèè è ãëèíèñòûõ èíâàçèé»
Ïðîôèëàêòèêà ðàõèòà
Ðàõèò ó äåòåé, ê íåñ÷àñòüþ, è ïî ñåé äåíü äîñòàòî÷íî øèðîêî ðàñïðîñòðàíåí. Ðàõèò ó äåòåé ÷àñòî ðàññìàòðèâàåòñÿ â êîíòåêñòå ñîöèàëüíûõ çàáîëåâàíèé, ÿâëÿÿñü òåñíî ñâÿçàííûì ñ íåêîìôîðòíîé è íåáëàãîïðèÿòíîé îáñòàíîâêîé, â êîòîðîé ðåáåíîê æèâåò. Âðîäå áû, ñîâðåìåííàÿ ñòåïåíü óõîäà çà ðåáåíêîì, óëó÷øåíèå ýêîíîìèêè ñòðàíû â öåëîì, äîëæíû âûòåñíèòü äàííîå çàáîëåâàíèå èç ÷èñëà äåòñêèõ íåäóãîâ. Ðàçóìååòñÿ, êîëè÷åñòâî ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèÿ ðàõèòîì ñóùåñòâåííî ñîêðàòèëîñü, òåì íå ìåíåå, çàáîëåâàíèå ïðîäîëæàåò ïðåäñòàâëÿòü óãðîçó äëÿ çäîðîâüÿ äåòåé.
Ïðîôèëàêòèêà ðàõèòà îñíîâûâàåòñÿ íà êîìïëåêñå îïðåäåëåííûõ ìåð è äîëæíà íà÷èíàòüñÿ åùå äî òîãî äíÿ, êîãäà ðåáåíîê ïîÿâèòñÿ íà ñâåò. Ïðîôèëàêòèêà ðàõèòà ó ðåáåíêà ñîñòîèò â åæåäíåâíûõ ïðîãóëêàõ áåðåìåííîé ìàìû íà ñâåæåì âîçäóõå, ñîáëþäåíèè åþ ùàäÿùåãî ðåæèìà ðàáîòû, ïîëíîöåííîãî îòäûõà, êîíòðîëåì ðàöèîíà ñâîåãî ïèòàíèÿ. Ïðîôèëàêòèêà ðàõèòà – ýòî óïîòðåáëåíèå â ïèùó ñâåæèõ îâîùåé è ôðóêòîâ.  òå÷åíèå ïîñëåäíåãî òðèìåñòðà âûíàøèâàíèÿ ðåáåíêà âðà÷è ñîâåòóþò ïðèíèìàòü ìóëüòèâèòàìèíû, â ñîñòàâ êîòîðûõ âõîäèò âèòàìèí D – ãëàâíûé ïðîòèâíèê ðàõèòà.
Ïðîôèëàêòèêà ðàõèòà äëÿ òîëüêî ÷òî ïîÿâèâøåãîñÿ íà ñâåò ðåáåíêà – ýòî ãðóäíîå ìîëîêî ìàòåðè. Ñ ðåáåíêîì íåîáõîäèìî êàæäûé äåíü ãóëÿòü, îñîáåííî åñëè íà óëèöå ñîëíå÷íî. Íåïðåìåííî íàäî äåëàòü íîâîðîæäåííîìó äåòñêèé ìàññàæ è çàêàëèâàòü åãî.
Îñîáàÿ ïðîôèëàêòèêà ðàõèòà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ñ ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà è äî ïîëóòîðà ëåò ðåáåíêó íåîáõîäèìî äàâàòü ìàñëÿíûé ðàñòâîð âèòàìèíà D. Ëåòîì ïðèåì âèòàìèíà íóæíî ïðåêðàùàòü. Êàê àëüòåðíàòèâà ýòîìó âèòàìèíó âûñòóïàåò ïðîöåäóðà îáëó÷åíèÿ óëüòðàôèîëåòîì. Ïîñëå íåñêîëüêèõ ïðîöåäóð îáëó÷åíèÿ â òå÷åíèå ìåñÿöà ñòîèò âîçäåðæàòüñÿ îò âèòàìèíà D.
Äîçó âèòàìèíà ìîæíî óâåëè÷èâàòü, åñëè ðåáåíîê ðàñòåò â íåáëàãîïðèÿòíîé îáñòàíîâêå èëè îí ðîäèëñÿ ðàíüøå ñðîêà. Äîçà âèòàìèíà äîëæíà áûòü òùàòåëüíî âûâåðåíà, òàê êàê áîëüøàÿ äîçà ìîæåò ïðèâåñòè ê èíòîêñèêàöèè äåòñêîãî îðãàíèçìà. Ñèìïòîìàìè èíòîêñèêàöèè ÿâëÿþòñÿ ðåçêèé îòêàç ðåáåíêà îò åäû, ðâîòíûå ïîçûâû è ñàìà ðâîòà, èíîãäà ñîêðàùàåòñÿ ÷àñòîòà îïîðîæíåíèÿ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ èëè âîçíèêàþò çàïîðû.
Êîãäà ðåáåíîê áóäåò óæå äîñòàòî÷íî áîëüøîé, è ïðîèçîéäåò ïåðåâîä åãî ïèòàíèÿ íà ïèùó äëÿ âçðîñëûõ, â åæåäíåâíîå ìåíþ íåîáõîäèìî âêëþ÷èòü ïðîäóêòû ïèòàíèÿ, â êîòîðûõ â äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå ñîäåðæèòñÿ âèòàìèí D. À åãî ñîäåðæàíèå îñîáî âåëèêî â ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ – ðûáå è ãîâÿæüåé ïå÷åíè, ìîëî÷íûõ ïðîäóêòàõ è êóðèíûõ ÿéöàõ, èêðå.
ïðîôèëàêòèêà ðàõèò àíåìèÿ êðîâü èíâàçèÿ
Ïðîôèëàêòèêà ðàõèòà – ìîëîêî ìàòåðè è ìîëî÷íûå ñìåñè
 îòíîøåíèè êîíöåíòðàöèè âèòàìèíà D â ãðóäíîì ìîëîêå ìàòåðè, à òàêæå â îòíîøåíèè äîáàâëåíèÿ ê ãðóäíîìó ìîëîêó äîïîëíèòåëüíîé äîçà âèòàìèíà, åñòü íåñêîëüêî àáñîëþòíî ïðîòèâîïîëîæíûõ òî÷åê çðåíèÿ.
Ñåé÷àñ âñå ÷àùå ïðåâàëèðóåò òî÷êà çðåíèÿ, ÷òî äåòÿì, ðîäèâøèìñÿ â ñðîê è íàõîäÿùèìñÿ íà âñêàðìëèâàíèè ãðóäíûì ìîëîêîì, íå òðåáóåòñÿ äîïîëíèòåëüíîå óïîòðåáëåíèå âèòàìèíà D, ïðè óñëîâèè íîðìàëüíîãî ðîñòà è ðàçâèòèè è îòñóòñòâèÿ ñèìïòîìîâ ðàõèòà. Îäíîâðåìåííî ñ ýòèì, íåêîòîðûå ðîññèéñêèå ïåäèàòðû ïîëàãàþò, ÷òî ãðóäíîå ìîëîêî – ñêóäíûé èñòî÷íèê âèòàìèíà, è äîïîëíèòåëüíî ïðèíèìàòü åãî íàäî îáÿçàòåëüíî.
 îòíîøåíèè èñêóññòâåííîãî âñêàðìëèâàíèÿ ìíåíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ñõîäÿòñÿ – â èñêóññòâåííûõ ñìåñÿõ âèòàìèíà D ìàëî. Ýòî êîëè÷åñòâî íå ñïîñîáíî êîìïåíñèðîâàòü äåôèöèò ýòîãî âèòàìèíà â îðãàíèçìå. Êðîìå òîãî, âèòàìèí D îòíîñèòñÿ ê ðàçðÿäó òðóäíîóñâîÿåìûõ ñîåäèíåíèé, ÷òî òàêæå îáóñëîâëèâàåò îïðåäåëåííóþ äîëþ åãî äåôèöèòà â îðãàíèçìå ðåáåíêà.  ñâÿçè ñ ýòèì ñòîèò èìåòü ââèäó, ÷òî äàæå ñàìûå êà÷åñòâåííûå èñêóññòâåííûå ñìåñè íå ñìîãóò âîñïîëíèòü âåñü òðåáóåìûé îáúåì ýòîãî âàæíîãî â ïðîôèëàêòèêå ðàõèòà âèòàìèíà.
Ïðîôèëàêòèêà àíåìèè
Ïðåæäå ÷åì ãîâîðèòü î ïðîôèëàêòèêå àíåìèè íåîáõîäèìî îçíàêîìèòüñÿ ñ òåîðèåé, à èìåííî: Êðîâü — æèäêàÿ òêàíü, íåïðåðûâíî äâèæóùàÿñÿ ïî ñîñóäàì, ïðîíèêàþùàÿ âî âñå îðãàíû è òêàíè è êàê áû ñâÿçûâàþùàÿ èõ ðàáîòó âîåäèíî.  îðãàíèçìå îíà âûïîëíÿåò ìíîæåñòâî ôóíêöèé. Êîëè÷åñòâî êðîâè â íîðìå ñîñòàâëÿåò â ñðåäíåì ó ìóæ÷èí 5200 ìë, ó æåíùèí — 3900 ìë. Óìåíüøåíèå êîëè÷åñòâà êðîâè ïî ëþáîé ïðè÷èíå âñåãäà âûçûâàåò ðàññòðîéñòâî ðàáîòû âñåãî îðãàíèçìà è ìîæåò ïðèâåñòè ê òÿæåëûì ïîñëåäñòâèÿì.  ïåðâóþ î÷åðåäü îò ýòîãî ñòðàäàåò ãîëîâíîé ìîçã, êîòîðûé ïåðåñòàåò íîðìàëüíî ôóíêöèîíèðîâàòü, ÷òî ìîæåò âûçâàòü òÿæåëûå íåðâíûå è ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà.
Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî ëþáûå áîëåçíåííûå ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà îáÿçàòåëüíî ñêàçûâàþòñÿ íà ðàáîòå ñèñòåì êðîâîîáðàçîâàíèÿ è êðîâîòîêà, íàðóøàÿ èõ è áåç òîãî íàïðÿæåííûé ðèòì ðàáîòû.
Äëÿ îáëåã÷åíèÿ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ñèñòåìû åñòü åäèíñòâåííîå ñðåäñòâî — ñòðîãî ïðèäåðæèâàòüñÿ õîòÿ áû ýëåìåíòàðíîé äèåòû, íå çëîóïîòðåáëÿòü æèðíûì, ïîìåíüøå ââîäèòü â îðãàíèçì õîëåñòåðèíà, ðåãóëÿðíî çàíèìàòüñÿ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè, áîëüøå âðåìåíè ïðîâîäèòü íà ñâåæåì âîçäóõå.
Àíåìèÿ – Áîëåçíåííîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ óìåíüøåíèåì (ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìîé) ìàññû êðîâè, êîëè÷åñòâà êðîâÿíûõ òåëåö è ãåìîãëîáèíà.
Çàáîëåâàíèå àíåìèåé ïðèâîäèò ê óõóäøåíèþ ñíàáæåíèÿ êèñëîðîäîì è èíûìè âåùåñòâàìè îñíîâíûõ îðãàíîâ, â ïåðâóþ î÷åðåäü âñåãî ìîçãà.
Ñèìïòîìû àíåìèè:
Õàðàêòåðíûìè ñèìïòîìàìè ìàëîêðîâèÿ (àíåìèè) åñòü: áëåäíîòà íà ëèöî è êîæå, îáåñêðîâëåííûå ãóáû è äåñíû, îáùàÿ ñëàáîñòü, ïëîõàÿ ôèçè÷åñêàÿ è óìñòâåííàÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòü, çà÷àñòóþ çâîí â óøàõ, õóäîñòü, ñîãíóòîå ïîëîæåíèå, ñåðäöåáèåíèå, îùóùåíèå íåäîñòàòêà òåïëà, çÿáêîñòü. Îñîáåííî âñåãäà áðîñàåòñÿ â ãëàçà áëåäíîòà êîæíûõ ïîêðîâîâ è âèäèìûõ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê (ãóáû, êîíúþíêòèâà ãëàç).
Ïîñëåäñòâèÿ àíåìèè: ñåðäöåáèåíèÿ, áîëè ïîä ëîæå÷êîé è â êðåñòöå, ÷àñòûå çàïîðû, îáìîðîêè è èíîãäà îäûøêà, âÿëîñòü ïèùåâàðåíèÿ, ïîñòîÿííàÿ óñòàëîñòü è ñîíëèâîñòü. Î÷åíü ÷àñòî áîëüíûå æàëóþòñÿ íà ïëîõîå çðåíèå, áëåñòêè ïåðåä ãëàçàìè, áîëè è ðåçè â ãëàçàõ. Ïîÿâëÿåòñÿ è ðàññòðîéñòâî íåðâíîé ñèñòåìû, ÷òî âûðàæàåòñÿ â ãîëîâîêðóæåíèÿõ, øóìå â óøàõ, ÷àñòîé ñóäîðîæíîé çåâîòå.
Âàæíåéøèì ñèìïòîìîì àíåìèè íóæíî ñ÷èòàòü àíåìè÷åñêóþ ãîëîâíóþ áîëü, äàâÿùèå áîëåâûå îùóùåíèÿ, êîòîðûå áîëüøåé ÷àñòüþ îõâàòûâàþò âñþ ãîëîâó èëè ïðåèìóùåñòâåííî ëîáíóþ îáëàñòü è ìîãóò äîñòèãàòü áîëüøîé ñèëû.
Îäíà èç ÷àñòûõ ïðè÷èí òàê íàçûâàåìîé îñòðîé àíåìèè — áîëüøàÿ êðîâîïîòåðÿ â ðåçóëüòàòå êðîâîòå÷åíèÿ èç ðàíû, ÿçâû, íàïðèìåð, æåëóäêà, ðàñøèðåííûõ âåí ïèùåâîäà, ïðè ëåãî÷íîì êðîâîòå÷åíèè. Ñóùåñòâåííûé ïðèçíàê âíóòðåííåãî êðîâîòå÷åíèÿ — ãîëîâîêðóæåíèå è îáìîðî÷íîå ñîñòîÿíèå.
Äëèòåëüíûå ïîâòîðíûå ïîòåðè êðîâè, äàæå è â íåáîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ, âåäóò ê õðîíè÷åñêîé àíåìèè.  íåêîòîðûõ ñèòóàöèÿ ìàëîêðîâèå ïðîäóöèðóåòñÿ èçìåíåíèåì ñîñòàâà êðîâè â ñëåäñòâèè íàðóøåíèÿ ôóíêöèè îðãàíîâ êðîâåòâîðåíèÿ (ýòî ìîæåò áûòü ïðè ïîâûøåííîì ðàçðóøåíèè ýðèòðîöèòîâ èç-çà íåäîñòàòî÷íîé ôóíêöèè êîñòíîãî ìîçãà — ãëàâíîãî êðîâåòâîðíîãî îðãàíà) ëèáî ñíèæåíèÿ ñïîñîáíîñòè óñâàèâàòü ýëåìåíòû, íåîáõîäèìûå äëÿ îáðàçîâàíèÿ â êðîâè äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà êðàñíûõ êðîâÿíûõ òåëåö (ýðèòðîöèòîâ).
Àíåìèÿ ðàçâèâàåòñÿ ïðè íåêîòîðûõ çàáîëåâàíèÿõ, íàïðèìåð, èíôåêöèîííûõ, ãëèñòíûõ. Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåíû æåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íåäîñòàòêîì â îðãàíèçìå æåëåçà, ÷òî ïðèâîäèò ïåðâîíà÷àëüíî ê ìíîæåñòâåííûì òðîôè÷åñêèì íàðóøåíèÿì (ñóõîñòü êîæè, ëîìêîñòü íîãòåé, âûïàäåíèå âîëîñ), òàê êàê ïðè ýòîé áîëåçíè íàðóøàåòñÿ îáðàçîâàíèå ãåìîãëîáèíà. Îáû÷íî îíè âîçíèêàþò ïîñëå õðîíè÷åñêèõ êðîâîïîòåðü, òàêèõ êàê êðîâîèçëèÿíèÿ â ëåãêèå, ïðè ôèáðîìå ìàòêè, ãåìîððîå, ïðè íîñîâûõ êðîâîòå÷åíèÿõ. Îíè òàêæå ìîãóò áûòü ñëåäñòâèåì õðîíè÷åñêîãî âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â îðãàíèçìå, ïðè ãàñòðèòå ñ ïîíèæåííîé êèñëîòíîñòüþ è ïðè íåóñâîÿåìîñòè îðãàíèçìîì æåëåçà.
Ëå÷åíèå àíåìèè äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íà óñòðàíåíèå ïðè÷èíû ìàëîêðîâèÿ, áåç ýòîãî îíî ìîæåò äàòü ëèøü âðåìåííûé ýôôåêò. Íî çà÷àñòóþ â ñïåöèôè÷åñêîì ëå÷åíèè íåò íåîáõîäèìîñòè, òàê êàê ðåãåíåðàöèÿ íîðìàëüíîãî ñîñòàâà êðîâè ïðîèñõîäèò â ñèëó óñèëåííîãî êðîâåòâîðåíèÿ ñàìèì îðãàíèçìîì.
Ïðîôèëàêòèêà àíåìèè
Ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè àíåìèè íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü íåêîòîðóþ äèåòó, à èìåííî – óäåëÿòü âíèìàíèå êàëîðèéíûì ïðîäóêòàì, åñòü áîëüøå ìÿñà è ïå÷åíè âî âñåõ âèäàõ.  ñòàðèíó ðåêîìåíäîâàëè ìÿñíîé ñîê, ñûðîé ìîçã è êîñòè, áèôøòåêñû ñ êðîâüþ, ñûðóþ áû÷üþ êðîâü (ïî 1/4 ñòàêàíà â äåíü è áîëåå), áîëüøå óïîòðåáëÿòü ìàñëà, ñëèâîê, ìîëîêà (íî åãî íóæíî ïèòü ãëîòêàìè, à íå çàëïîì, èíà÷å îíî îòÿãîùàåò æåëóäîê è âûçûâàåò çàïîðû). Åñòü ìåíüøå, íî ÷àùå.
Ïîëåçíî êàê ìîæíî ÷àùå åñòü ïøåííóþ êàøó, îñîáåííî ñ æåëòîé òûêâîé.
Õîðîøî åñòü áîëüøå æåëòîé êóêóðóçû, íî íå áåëîé, òàê êàê â íåé ïî÷òè íåò âèòàìèíîâ.
Âîîáùå íàäî çàìåòèòü, ÷òî âñå æåëòûå ïëîäû, îâîùè, êîðíåïëîäû ñîäåðæàò ìíîãî âèòàìèíîâ. Ðåêîìåíäóþòñÿ òàêæå çåìëÿíèêà, ìàëèíà, âèíîãðàä, áàíàíû, îðåõè (îñîáåííî ãðåöêèå, êîòîðûå ñîäåðæàò ìíîãî æèðîâ è ïðîòåèíîâ). Íå ñëåäóåò çàáûâàòü åñòü ïîáîëüøå ëóêà è ÷åñíîêà — ýòî âèòàìèí Ñ. Ïèòü ñîê êðàñíîé ñâåêëû è ìîðêîâè. Êàê ìîæíî áîëüøå åñòü îðåõîâ, îñîáåííî ãðåöêèõ.
Âçðîñëûì ïðèäàåò ñèëû ðþìêà âîäêè, íàñòîÿííàÿ íà õèííîé êîðêå, ïèòü êîòîðóþ íóæíî ïåðåä îáåäîì.
×àùå ïðèíèìàòü ðûáèé æèð, æåëåçî, íàñòîéêó æåíüøåíÿ, ýëåóòåðîêîêêà.
Î÷åíü ïîëåçíî ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè àíåìèè ïèòü çàâàðåííûé è íàñòîÿííûé â òåðìîñå ÷àé èç øèïîâíèêà. Ïëîäû øèïîâíèêà ïðåäâàðèòåëüíî èñòîëî÷ü.
Óìåñòíî óìåðåííîå óïîòðåáëåíèå ñïèðòíûõ íàïèòêîâ, îñîáåííî åñëè ïðè ýòîì âîçáóæäàåòñÿ àïïåòèò, íî ëó÷øå âñåãî íåáîëüøèå êîëè÷åñòâà õîðîøåãî ïèâà. ×òîáû êîëè÷åñòâî êðîâè â îðãàíèçìå ñòàëî ïîáîëüøå î÷åíü õîðîøî âûïîëíÿòü óìåðåííûå äâèæåíèÿ è ðàáîòó íà ñâåæåì âîçäóõå.
Ïðîôèëàêòèêà Ãëèñòíûõ Èíâàçèé
Ïðîôèëàêòèêà çàðàæåíèÿ èíâàçèÿìè (êàê ãëèñòíûìè, òàê è ïðîòîçîéíûìè) çàêëþ÷àåòñÿ â ñîáëþäåíèè ëè÷íîé ãèãèåíû è â ïðàâèëüíîé îáðàáîòêå ïèùè. Ëÿìáëèîç, íåìàòîäíûå èíâàçèè (àñêàðèäîç, òðèõóðèàç, ýíòåðîáèîç, òîêñîêàðîç è äð.) è ýõèíîêîêêîç – ýòî áîëåçíè ãðÿçíûõ ðóê è íå òîëüêî. Öèñòû ëÿìáëèé ìîãóò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ ñ âîäîïðîâîäíîé âîäîé, îíè óñòîé÷èâû ê õëîðó è íå çàäåðæèâàþòñÿ áûòîâûìè ôèëüòðàìè äëÿ âîäû. Ïîýòîìó íåêèïÿ÷åíóþ âîäó íåëüçÿ ïèòü, è äëÿ ÷èñòêè çóáîâ òîæå ëó÷øå èñïîëüçîâàòü êèïÿ÷åíóþ. ßéöà è öèñòû ïàðàçèòîâ ìîãóò ïåðåíîñèòüñÿ ìåõàíè÷åñêèìè âåêòîðàìè – ìóõàìè. Äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ çàðàæåíèÿ ÷åðåç îâîùè è ôðóêòû íóæíî èõ ùàòåëüíî ìûòü ïðîòî÷íîé âîäîé è îêàòûâàòü êèïÿ÷åíîé. Ïðè êðàòêîâðåìåííîé îáðàáîòêå êèïÿòêîì (ìåíüøå 5 ìèíóò) ÿéöà è öèñòû ïàðàçèòîâ íå óñïåâàþò ïîãèáíóòü. Çàðàæåíèå äåòåé òîêñîêàðîçîì (ïàðàçèòàìè ñîáàê) ÷àñòî ïðîèñõîäèò ïðè èãðå â ïåñî÷íèöå, ïîýòîìó â íåêîòîðûõ ñòðàíàõ Åâðîïû ïåñî÷íèöû íà äåòñêèõ ïëîùàäêàõ çàïðåùåíû. Ýõèíîêîêêîçîì çàðàæàþòñÿ ïðè ïðîãëàòûâàíèè ÿèö ýòîãî ïàðàçèòà ñîáàê, ïîýòîìó íåëüçÿ ãëàäèòü è èãðàòü ñ áðîäÿ÷èìè è äåðåâåíñêèìè ñîáàêàìè, èìåþùèìè äîñòóï êî âíóòðåííîñòÿì çàáèâàåìûõ äîìàøíèõ æèâîòíûõ.
Äðóãèå èíâàçèè (òîêñîïëàçìîç, òðèõèíåëëåç, òåíèîç è òåíèàðèíõîç) ìîæíî ïîëó÷èòü, ãëàâíûì îáðàçîì ïðè íåäîñòàòî÷íîé òåðìè÷åñêîé îáðàáîòêå ìÿñà, ïðè èñïîëüçîâàíèè â ïèùó äîìàøíèõ êîï÷åíîñòåé èç ìÿñà, íå ïðîøåäøåãî âåòåðèíàðíûé êîíòðîëü. Äèôèëëîáîòðèîçîì è îïèñòîðõîçîì çàðàæàþòñÿ ïðè óïîòðåáëåíèè â ïèùó íåäîñòàòî÷íî îáðàáîòàííîé òåðìè÷åñêè ðûáû èëè èêðû äîìàøíåãî ïðèãîòîâëåíèÿ. Îäèí èç èñòî÷íèêîâ çàðàæåíèÿ – âîáëà ê ïèâó, ïîñêîëüêó ïðè çàñîëêå è ïðîñóøèâàíèè ëè÷èíêè ïàðàçèòîâ â ìûøöàõ ðûáû íå ïîãèáàþò.  ïîñëåäíèå ãîäû â ñâÿçè ñ ïîïóëÿðíîñòüþ ÿïîíñêîé êóõíè (ñóøè) ðàñïðîñòðàíèëñÿ àíèçàêèäîç, êîòîðûì çàðàæàþòñÿ ÷åðåç ñûðóþ ìîðñêóþ ðûáó. Òàêèì îáðàçîì, ïðîôèëàêòèêà èíâàçèé äîñòàòî÷íî ïðîñòà. Îäíàêî, íåëüçÿ èñêëþ÷èòü è âîçìîæíîñòè ñëó÷àéíûõ çàðàæåíèé, íàïðèìåð, âîçäóøíî-ïûëåâûì ïóòåì.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Рахит – полиэтиологическое заболевание обмена веществ, в основе которого лежит дисбаланс между потребностью детского организма в минеральных веществах (фосфоре, кальции и др.) и их транспортировкой и метаболизмом.Поскольку рахитом страдают преимущественно дети в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет, в педиатрии его часто называют «болезнью растущего организма». У детей старшего возраста и взрослых для обозначения подобного состояния используют термины остеомаляция и остеопороз.
Патогенез рахита
Определяющая роль в развитии рахита принадлежит экзо- или эндогенному дефициту витамина D: недостаточному образованию холекальциферола в коже, недостаточному поступлению витамина D с пищей и нарушению его метаболизма, что приводит к расстройству фосфорно-кальциевого обмена в печени, почках, кишечнике. Кроме этого, развитию рахита способствуют и другие метаболические нарушения – расстройство обмена белка и микроэлементов (магния, железа, цинка, меди, кобальта и др.), активизация перекисного окисления липидов, поливитаминная недостаточность (дефицит витаминов А, В1, В5, В6, С, Е) и пр.
Основными физиологическими функциями витамина D (точнее – его активных метаболитов 25-гидроксихолекальциферола и 1,25-дигидроксихолекальциферола) в организме служат: усиление всасывания солей кальция (Ca) и фосфора (P) в кишечнике; препятствие выведению Ca и P с мочой за счет усиления их реабсорбции в канальцах почек; минерализация костной ткани; стимуляция образования эритроцитов и др. При гиповитаминозе D и рахите замедляются все вышеперечисленные процессы, что приводит к гипофосфатемии и гипокальциемии (пониженному содержанию P и Ca в крови).
Вследствие гипокальциемии по принципу обратной связи развивается вторичный гиперпаратиреоз. Увеличение продукции паратиреоидного гормона обусловливает выход Ca из костей и поддержание его достаточно высокого уровня в крови.
Изменение кислотно-щелочного равновесия в сторону ацидоза препятствует отложению соединений P и Сa в костях, что сопровождается нарушением обызвествления растущих костей, их размягчением и склонностью к деформации. Взамен полноценной костной ткани в зонах роста образуется остеоидная необызвествленная ткань, которая разрастается в виде утолщений, бугров и т. д.
Кроме минерального обмена, при рахите нарушаются и другие виды обмена (углеводный, белковый, жировой), развиваются расстройства функции нервной системы и внутренних органов.
Причины рахита
Развитие рахита в большей степени связано не с экзогенным дефицитом витамина D, а с его недостаточным эндогенным синтезом. Известно, что более 90% витамина D образуется в коже вследствие инсоляции (УФО) и лишь 10% поступает извне с пищей. Всего 10-минутное локальное облучение лица или кистей рук способно обеспечить синтез необходимого организму уровня витамина D. Поэтому рахит чаще встречается у детей, рожденных осенью и зимой, когда солнечная активность крайне низка. Кроме этого, рахит наиболее распространен среди детей, проживающих в регионах с холодным климатом, недостаточным уровнем естественной инсоляции, частыми туманами и облачностью, неблагополучной экологической обстановкой (смогом).
Между тем, гиповитаминоз D является ведущей, но не единственной причиной рахита. Дефицит солей кальция, фосфатов и других остеотропных микро- и макроэлементов, витаминов у детей раннего возраста может быть вызван множественными рахитогенными факторами. Поскольку наиболее усиленное поступление Ca и P к плоду отмечается на последних месяцах беременности, то к развитию рахита более склонны недоношенные дети.
К возникновению рахита предрасполагает повышенная физиологическая потребность в минеральных веществах в условиях интенсивного роста. Дефицит витаминов и минералов в организме ребенка может быть следствием неправильного рациона беременной или кормящей женщины, либо самого грудничка. Нарушению всасывания и транспортировки Ca и P способствует незрелость ферментных систем либо патология ЖКТ, печени, почек, щитовидной и паращитовидных желез (гастрит, дисбактериоз, синдром мальабсорбции, кишечные инфекции, гепатит, атрезия желчных путей, ХПН и др.)
К группе риска по развитию рахита относятся дети с неблагополучным перинатальным анамнезом. Неблагоприятными факторами со стороны матери служат гестозы беременных; гиподинамия в период беременности; оперативные, стимулированные или стремительные роды; возраст матери моложе 18 и старше 36 лет; экстрагенитальная патология.
Со стороны ребенка определенную роль в развитии рахита могут играть большая масса (более 4 кг) при рождении, чрезмерная прибавка в весе или гипотрофия; ранний перевод на искусственное либо смешанное вскармливание; ограничение двигательного режима ребенка (слишком тугое пеленание, отсутствие детского массажа и гимнастики, необходимость длительной иммобилизации при дисплазии тазобедренных суставов), прием некоторых лекарств (фенобарбитала, глюкокортикоидов, гепарина и др.). Доказана роль гендерных и наследственных факторов: так, к развитию рахита более предрасположены мальчики, дети со смуглой кожей, II (А) группой крови; реже рахит встречается среди детей с I (0) группой крови.
Классификация рахита
Этиологическая классификация предполагает выделение следующих форм рахита и рахитоподобных заболеваний:
- Витамин-D-дефицитного рахита (кальцийпенического, фосфоропенического варианта)
- Витамин-D-зависимого (псевдодефицитного) рахита при генетическом дефекте синтеза в почках 1,25-дигидроксихолекальциферола (тип 1) и при генетической резистентности рецепторов органов-мишеней к 1,25-дигидроксихолекальциферолу (тип 2).
- Витамин D-резистентного рахита (врожденного гипофосфатемического рахита, болезни Дебре-де-Тони-Фанкони, гипофосфатазии, ренального тубулярного ацидоза).
- Вторичного рахита при заболеваниях ЖКТ, почек, обмена веществ или индуцированного лекарственными препаратами.
Клиническое течение рахита может быть острым, подострым и рецидивирующим; степень тяжести – легкой (I), среднетяжелой (II) и тяжелой (III). В развитии заболевания выделяют периоды: начальный, разгара болезни, реконвалесценции, остаточных явлений.
Симптомы рахита
Начальный период рахита приходится на 2-3-й месяц жизни, а у недоношенных на середину – конец 1-го месяца жизни. Ранними признаками рахита служат изменения со стороны нервной системы: плаксивость, пугливость, беспокойство, гипервозбудимость, поверхностный, тревожный сон, частые вздрагивания во сне. У ребенка усиливается потливость, особенно в области волосистой части головы и затылка. Клейкий, с кисловатым запахом пот раздражает кожу, вызывая появление стойких опрелостей. Трение головой о подушку приводит к образованию на затылке очагов облысения. Со стороны костно-мышечной системы характерно появление мышечной гипотонии (вместо физиологического гипертонуса мышц), податливости черепных швов и краев родничка, утолщений на ребрах («рахитических четок»). Продолжительность течения начального периода рахита составляет 1–3 месяца.
В период разгара рахита, который обычно приходится на 5-6-ой месяц жизни, отмечается прогрессирование процесса остеомаляции. Следствием острого течения рахита может служить размягчение черепных костей (краниотабес) и одностороннее уплощение затылка; деформация грудной клетки с вдавлением («грудь сапожника») или выбуханием грудины (килевидная грудь); формирование кифоза («рахитический горб»), возможно – лордоза, сколиоза; О-образное искривление трубчатых костей, плоскостопие; формирование плоскорахитического узкого таза. Кроме костных деформаций, рахит сопровождается увеличением печени и селезенки, выраженной анемией, мышечной гипотонией («лягушачьим» животом), разболтанностью суставов.
При подостром течении рахита возникает гипертрофия лобных и теменных бугров, утолщение межфаланговых суставов пальцев рук («нити жемчуга») и запястий («браслетки»), реберно-хрящевых сочленений («рахитические четки»).
Изменения со стороны внутренних органов при рахите обусловлены ацидозом, гипофосфатемией, расстройствами микроциркуляции и могут включать одышку, тахикардию, снижение аппетита, неустойчивый стул (диарею и запоры), псевдоасцит.
В период реконвалесценции нормализуется сон, уменьшается потливость, улучшаются статические функции, лабораторные и рентгенологические данные. Период остаточных явлений рахита (2-3 года) характеризуется остаточной деформацией скелета, мышечной гипотонией.
У многих детей рахит протекает в легкой форме и не диагностируется в детском возрасте. Дети, страдающие рахитом, часто болеют ОРВИ, пневмонией, бронхитом, инфекциями мочевыводящих путей, атопическим дерматитом. Отмечается тесная связь рахита и спазмофилии (детской тетании). В дальнейшем у детей, перенесших рахит, часто отмечается нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, нарушение прикуса, гипоплазия эмали.
Лечение рахита
Комплексная медицинская помощь ребенку с рахитом складывается из организации правильного режима дня, рационального питания, медикаментозной и немедикаментозной терапии. Детям, страдающим рахитом, необходимы ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 2-3 часов, достаточная инсоляция, более раннее введение прикорма, закаливающие процедуры (воздушные ванны, обтирания). Важное значение имеет правильное питание кормящей мамы с приемом витаминно-минеральных комплексов.
Специфическая терапия рахита требует назначения витамина D в лечебных дозах в зависимости от степени тяжести заболевания: при I ст. – в суточной дозе 1000-1500 МЕ (курс 30 дней), при II – 2000-2500 МЕ (курс 30 дней); при III – 3000-4000 МЕ (курс – 45 дней). После окончания основного курса витамин D назначается в профилактической дозе (100-200 МЕ/сут.). Лечение рахита следует проводить под контролем пробы Сулковича и биохимических маркеров для исключения развития гипервитаминоза D. Поскольку при рахите часто отмечается полигиповитаминоз, детям показан прием мультивитаминных комплексов, препаратов кальция, фосфора.
Неспецифическое лечение рахита включает массаж с элементами ЛФК, общее УФО, бальнеотерапию (хвойные и хлоридно-натриевые ванны), аппликации парафина и лечебных грязей.
Профилактика рахита
Профилактика рахита делится на антенатальную и постнатальную. Дородовая профилактика включает прием беременной специальных микронутриентных комплексов, достаточное пребывание на свежем воздухе, полноценное питание. После родов необходимо продолжать прием витаминов и минералов, осуществлять грудное вскармливание, придерживаться четкого распорядка дня, проводить ребенку профилактический массаж. Во время ежедневных прогулок личико ребенка следует оставлять открытым для доступа к коже солнечных лучей. Специфическая профилактика рахита новорожденным, находящимся на естественном вскармливании, осуществляется в осенне-зимне-весенний период с помощью витамина D и УФО.