Расчетные нормы времени на забор крови

При больших потоках пациентов количество выполненных инъекцией может исчисляться десятками (или сотнями!). В таком случае, учёт и планирование времени для выполнения манипуляций крайне необходимо, более того, любые затраты времени формируют цену медицинской услуги, и следовательно, размер оплаты рабочего труда. Поэтому каждой медицинской манипуляции логично иметь собственный срок, в течение которого она будет выполнена.

Однако должностные обязанности обычно не формируют специальных сроков по выполнению рабочих процедур, соотвественные положения отсутствуют и в имеющихся профстандартах медицинских сестер. Тогда откуда брать данные?

Время на выполнение манипуляций реализуются помощью нормативных документов и устанавливаются учреждениями на основании учёта норм труда, сформированных на федеральном уровне.

В ГОСТе простых медицинских услуг для каждой манипуляции указаны коэффициенты условных единиц трудоемкости для медсестры и для врача (если его участие требуется). Определение условных единиц дает инструкция по расчёту стоимости медицинских услуг :

Трудоемкость измеряется затратами времени на оказание медицинской услуги. В целях упрощения расчетов целесообразно трудоемкость измерять в условных единицах трудоемкости (УЕТ), приняв время, равное 10 минутам, за 1 УЕТ.

Поэтому, согласно ГОСТу, коэффициент УЕТ медицинской сестры для выполнения внутримышечной инъекции равен 1,0, т.е. 10 минутам, на взятие крови из вены ровно половина — 0.5 УЕТ (5 минут), а на внутривенное струйное вливание в 2,5 раза больше — 2,5 УЕТ (25 минут). Примечательно то, что размер коэффициента отражает полный срок выполнения манипуляции, например, для внутривенного капельного введения раствора УЕТ = 5,0 (50 минут), что может соответствовать реальному времени работы капельной системы.

Данные некоторых других манипуляций из ГОСТов ( 52623.3—2015, 52623.4—2015) :

  • Внутрикожное введение лекарственных средств — 1 УЕТ.
  • Промывание желудка — 3 УЕТ.
  • Очистительная клизма — 1,5 УЕТ.

В общей сложности все алгоритмические манипуляции ГОСТов, от размещения пациента в постели до оценки интенсивности боли, имеют своё время выполнения.

Это время отличается от реальных (приблизительных цифр) почему?

Такое время указал ГОСТ, согласно собственным алгоритмам, которые сформированы с учётом асептических условий и требований санитарно-эпидемиологического режима. Для выполнения этих условий также требуется время. Более того, алгоритм каждой процедуры не учитывает соотношение времени отдельной манипуляции с объёмом всей работы, а некоторые данные и вовсе учитывают время нескольких манипуляций, например, для выполнения внутривенного струйного вливания требуется 2,5 УЕТ, однако в эту манипуляцию включены несколько алгоритмов, включая внутривенное введение через периферический и через центральный катетер. Поэтому понять к какому именно алгоритму относится этот коэффициент затруднительно.

Зачем это всё нужно

Приведённые данные не всегда могут соответствовать реальности. Эти значения были определены для измерения затрат труда и упрощения расчёта стоимости медицинских услуг. Они необходимы для расчёта расходов на оплату труда. Медицинские учреждения формируют нормы УЕТ на основании федеральных документов, это прежде всего :

1. Инструкция по расчёту стоимости медицинских услуг (временная) NN 01-23/4-10, 01-02/41 (утверждена Минздравом РФ и Российской академией медицинских наук 10 ноября 1999 г.);

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 февраля 2012 г. N 139н “Об утверждении методики определения размера платы за оказание необходимой и обязательной услуги по медицинскому освидетельствованию с выдачей справки в целях предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и предельных размеров платы за её оказание”.

Принятые нормы не должны противоречить федеральным значениям, утверждённым в данных документах.

Источник

  • Приложение 1. Положение о клинико-диагностической лаборатории лечебно-профилактического учреждения и централизованной клинико-диагностической лаборатории
  • Приложение 2. Положение о заведующем клинико-диагностической лабораторией
  • Приложение 3. Положение о враче клинической лабораторной диагностики
  • Приложение 4. Положение о биологе клинико-диагностической лаборатории
  • Приложение 5. Положение о медицинском технологе
  • Приложение 6. Положение о медицинском лабораторном технике
  • Приложение 7. Положение о лаборанте клинико-диагностической лаборатории
  • Приложение 8. Примерный перечень приборов, оборудования и медицинского инструментария для клинико-диагностических лабораторий лечебно-профилактических учреждений
  • Приложение 9. Примерный перечень лабораторных исследований для клинико-диагностических лабораторий лечебно-профилактических учреждений
  • Приложение 10. Положение о главном внештатном специалисте по клинической лабораторной диагностике территориального органа управления здравоохранением
  • Приложение 11. Положение о территориальном организационно-методическом и контрольном центре по клинической лабораторной диагностике
  • Приложение 12. Расчетные нормы времени на проведение клинических лабораторных исследований
  • Приложение 13. Методика расчета себестоимости лабораторного анализа
  • Приложение 14. Квалификационная характеристика врача клинической лабораторной диагностики
  • Приложение 15. Квалификационная характеристика специалиста с высшим биологическим образованием
  • Приложение 16. Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием
  • Приложение 17. Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием
  • Приложение 18. Аттестационные требования к врачу клинической лабораторной диагностики
  • Приложение 19. Аттестационные требования к биологу для аттестации на вторую, первую и высшую квалификационную категории
  • Приложение 20. Аттестационные требования к медицинскому технику
  • Приложение 21. Аттестационные требования к медицинскому лабораторному технику

Приказ Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380
“О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации”

Реформа здравоохранения и развитие экономических отношений в медицинской практике требуют коренного совершенствования лечебно-профилактической помощи населению, повышения качества диагностики заболеваний.

Важное место среди диагностических служб занимает клиническая лабораторная диагностика, поставляющая практическому здравоохранению около 80% объема объективной диагностической информации, необходимой для своевременного принятия правильного клинического решения и контроля за эффективностью проводимого лечения.

На начало 1997 года в лечебно-профилактических учреждениях системы Минздрава России было развернуто 14,2 тыс. клинико-диагностических лабораторий (КДЛ) общего типа и 5,2 тыс. специализированных лабораторий, в которых в 1996 г. было выполнено 2 182 млн. исследований, что составляет в среднем 32,7 анализа в расчете на 1 больного в стационаре и 0,88 анализа на 1 посещение в поликлинике.

Структура лабораторной службы в основном соответствует потребностям учреждений здравоохранения в лабораторной диагностике и мониторинге за лечением больных, обеспечивая повседневные запросы лечащих врачей в наиболее распространенных исследованиях (КДЛ общего типа), экстренном их выполнении в ургентной практике (экспресс-лаборатории), а также серийное производство наиболее сложных исследований (специализированные лаборатории).

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в здравоохранении, лабораторная служба устойчиво функционирует, обеспечивая возложенные на нее задачи.

Для интенсификации диагностического процесса в лабораторной практике широко используются готовые формы наборов реактивов и биоматериалов, а также автоматизированные средства анализа и компьютерные системы управления, включая обработку результатов исследований и связь лаборатории с клиническими подразделениями.

Осуществляются предусмотренные законодательными и нормативными актами меры по лицензированию лечебно-профилактических учреждений и их клинико-диагностических лабораторий и сертификации специалистов. Начата подготовка специалистов новых квалификаций со средним профессиональным образованием – медицинских лабораторных техников и медицинских технологов.

Читайте также:  Нормы в общем анализе крови диастаза

Вместе с тем в службе клинической лабораторной диагностики имеется и требует решения целый комплекс проблем, связанных с дальнейшим развитием сети лабораторий, укреплением их материально-технической базы, рациональным использованием и совершенствованием подготовки кадров, организационно-методическим обеспечением их деятельности.

В настоящее время 10% больниц, 20% участковых больниц и 42% самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений не имеют в своем составе клинико-диагностических лабораторий. Уровень оснащенности их современным диагностическим оборудованием по ряду важнейших позиций не превышает 20-30%. Среди выполняемых исследований относительно невелика доля наиболее информативных тестов – биохимических, гематологических и иммунологических исследований.

Во многих учреждениях из-за недостаточного внимания к проблеме руководителей органов и учреждений здравоохранения имеет место недооценка как внутрилабораторного, так и внешнего контроля качества клинических лабораторных исследований, снижающая возможности и качество лабораторной диагностики. В федеральной системе внешней оценки качества в 1996 г. участвовало лишь 10 процентов лабораторий.

Эффективность использования полученной информации в области лабораторной диагностики в медицинских учреждениях недостаточна из-за слабой подготовки специалистов по клинической лабораторной диагностике и лечащих врачей, отсутствия должной взаимосвязи в их работе.

Многие проблемы службы обусловлены устаревшей нормативной базой, отсутствием рекомендаций по ее функционированию в современных экономических условиях.

В целях совершенствования деятельности службы клинической лабораторной диагностики, повышения качества работы и обеспечения единства подходов по ее организации приказываю:

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть с привлечением заинтересованных организаций состояние лабораторного обеспечения в подведомственных учреждениях и в течение первого полугодия 1998 г. разработать конкретные мероприятия по его совершенствованию с учетом Концепции развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации и действующих нормативных документов по организации данного вида диагностической помощи.

В этих целях:

1.1.1. Организовать работу клинико-диагностических лабораторий и их персонала в соответствии с настоящим приказом (приложения 1-7).

1.1.2. Принять неотложные меры по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы клинико-диагностических лабораторий, при планировании их сети уделить внимание организации лабораторного обеспечения в учреждениях первичного звена здравоохранения (приложение 8).

1.1.3. Обеспечить своевременное, в полном объеме проведение клинических лабораторных исследований в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня и мощности (приложение 9).

1.2. Повысить уровень руководства подведомственной лабораторной службой, предусмотрев при этом:

1.2.1. Повышение ответственности за состояние лабораторной диагностики главных внештатных специалистов по клинической лабораторной диагностике (приложение 10).

1.2.2. Усиление роли региональных организационно-методических и контрольных центров (приложение 11).

1.3. При планировании мероприятий по организации и повышению эффективности функционирования службы лабораторной диагностики и ее подразделений предусмотреть:

1.3.1. Максимальную интеграцию диагностических возможностей различных субдисциплин лабораторной медицины (гематологические, цитологические, биохимические, иммунологические и др. исследования) в составе единой специальности “Клиническая лабораторная диагностика”.

1.3.2. Механизацию и автоматизацию пробоподготовительных и аналитических процедур в интересах экономии труда, сокращения времени анализа и повышения точности проводимых исследований.

1.3.3. Внедрение лабораторных технологий на основе рационального сочетания аналитической надежности и клинической целесообразности с учетом экономической эффективности.

1.3.4. Выбор форм организации лабораторий для оптимального удовлетворения потребностей клинических подразделений с учетом требуемого диапазона тестов, сроков их выполнения и доставки результатов исследований лечащим врачам на основе рационального использования помещений, персонала и оборудования.

1.4. Привести наименования должностей медицинского персонала клинико-диагностических лабораторий в соответствие с настоящим приказом.

1.5. Использовать при оценке, планировании и организации труда персонала клинико-диагностических лабораторий расчетные нормы времени и методику расчета цен на клинические лабораторные исследования (приложения 12,13).

1.6. Предоставить право главным врачам учреждений здравоохранения устанавливать численность персонала клинико-диагностических лабораторий в зависимости от выполняемого объема работы и потребности в конкретных видах лабораторных исследований применительно к действующим штатным нормативам.

1.7. Принять к руководству утвержденные настоящим приказом положения о специалистах и обеспечить рациональную расстановку и использование персонала клинико-диагностических лабораторий.

1.8. При приеме специалистов на работу и аттестации их на квалификационные категории руководствоваться квалификационными характеристиками специалистов и аттестационными требованиями к ним (приложения 14-21).

1.9. Обеспечить регулярную подготовку врачей-специалистов лечебно-профилактических учреждений по актуальным вопросам клинической лабораторной диагностики.

2. Управлению организации медицинской помощи населению, научно-методическому центру по клинической лабораторной диагностики Минздрава России:

2.1. Оказывать организационно-методическую помощь органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по организации и функционированию службы клинической лабораторной диагностики.

2.2. Разработать с учетом законодательных и нормативных актов в области стандартизации:

2.2.1. Номенклатуру лабораторных исследований в соответствии с Международной классификацией процедур в медицине (IX пересмотр) (срок 31.12.98 г.).

2.2.2. Перечень лабораторных исследований для клинических подразделений различного профиля лечебно-профилактических учреждений с учетом утвержденных Минздравом России отраслевых стандартов медицинской помощи (срок 31.12.98 г).

2.2.3. Проект отраслевого стандарта точности на основные виды лабораторных исследований (срок 01.07.99 г).

2.2.4. Методику аттестации клинико-лабораторных тестов, согласованную с Госстандартом России в установленном порядке (срок 31.12.99 г.).

3. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений:

3.1. Разработать и ввести в образовательных учреждениях последипломной подготовки преподавание по темам: “Молекулярно-биологические методы исследования”, “Лабораторный контроль лекарственной терапии”, “Применение иммунологических принципов в лабораторной аналитике” (срок 01.09.98 г).

3.2. Расширить подготовку медицинских технологов в соответствии с потребностями учреждений здравоохранения в данных специалистах.

3.3. Разработать унифицированные программы подготовки студентов медицинских институтов по специальности “Клиническая лабораторная диагностика”.

4. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений, Управлению организации медицинской помощи населению совместно рассмотреть вопрос об организации в институтах кафедр клинической лабораторной диагностики для лечебных и педиатрических факультетов и подготовки кадров для них (срок 01.07.98 г).

5. Ректорам образовательных учреждений последипломной подготовки:

5.1. Обеспечить в полном объеме заявки учреждений здравоохранения на подготовку специалистов по клинической лабораторной диагностике в соответствии с утвержденными типовыми программами.

5.2. Осуществлять прием квалификационного экзамена для получения сертификата специалиста по специальности “Клиническая лабораторная диагностика” только при наличии лицензии на образовательную деятельность по данной специальности.

6. Считать недействующими на территории Российской Федерации: приказы Минздрава СССР от 25.01.68 N 63 “О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию лабораторной клинико-диагностической службы в СССР”; от 18.05.73 N 386 “Об утверждении расчетных норм времени на лабораторные клинико-диагностические анализы”; от 16.04.75 N 380 “О состоянии и перспективах развития лабораторной клинико-диагностической службы в стране”; от 03.01.78 N 7 “О дополнении к приказу по Министерству здравоохранения СССР N 386 от 18.05.73”; пункт 40 приказа Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 “Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов”.

Считать утратившими силу: пункт 1.18 раздела 1; раздел 3; пункты 4.18, 4.19 и 4.20 раздела 4; пункты 5.9 и 6.9 приложения 8 к приказу Минздравмедпрома России от 19.01.95 N 8 “О развитии и совершенствовании деятельности лабораторий клинической микробиологии (бактериологии) лечебно-профилактических учреждений”.

Читайте также:  Содержание лимфоцитов в крови больше нормы

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра В.И.Стародубова.

Источник

РАСЧЕТНЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ПРОВЕДЕНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Принципы разработки расчетных норм времени

Использование расчетных норм времени на проведение клинических лабораторных исследований для организации труда специалистов с высшим и средним образованием

Таблица 1. Расчет годового бюджета рабочего времени медицинского персонала клинико-диагностической лаборатории

Таблица 2. Затраты рабочего времени медицинского персонала клинико-диагностической лаборатории на проведение исследований

Таблица 3. Расчетные нормы времени на отдельные трудовые операции при проведении исследований в КДЛ

Расчетные нормы времени на клинические лабораторные исследования

Принципы разработки расчетных норм времени

Нормы затрат времени рассчитаны на основе проведения хронометража, который был выполнен в нескольких лабораториях. Осуществлялся хронометраж отдельных элементов труда по заранее составленным картам технологических операций, после чего проводили статистическую обработку данных и расчет затрат времени на каждое исследование. Расчетные нормы времени на клинические лабораторные исследования определены с учетом оптимальной производительности труда медперсонала, обеспечивающей высокое качество исследований.

Нормы времени разработаны на одно исследование – “единичное” и “каждое последующее”, проведение одного изолированного исследования и первого исследования в серии рассматривается как “единичное”.

Расчетные нормы времени включают:

– для специалистов с высшим образованием (врачей клинической лабораторной диагностики и биологов): затраты времени на непосредственное проведение исследования, приготовление реактивов ех tempore, расчет результатов и запись их в рабочий журнал.

– для специалистов со средним медицинским образованием (медицинских технологов, медицинских лабораторных техников, лаборантов): затраты времени на непосредственное проведение исследования, приготовление реактивов ех tempore, регистрацию поступивших биоматериалов (кроме крови), расчет результатов и запись их в рабочий журнал, журнал регистрации и бланки анализов. Затраты времени лаборанта на взятие крови из пальца (включая регистрацию), а также обработку и регистрацию венозной крови (получение сыворотки, плазмы) даны отдельно.

Нормы времени не включают время на предварительное приготовление реактивов.

При расчете времени центрифугирования, инкубации, окраски и т.д. нормы времени включают только время помещения пробирок в центрифугу или термостат и время извлечения их; время процесса центрифугирования, инкубации (окраски, выпаривания и т.д.) не учитывается. Таким образом, расчетные нормы времени включают только время, непосредственно затраченное на анализ, и не являются показателем длительности анализа.

Расчет времени на цитологические исследования имеет некоторые особенности.

За единицу учета цитологического исследования принимается один препарат.

У одного больного может быть приготовлено разное число препаратов. Из обрабатываемой в лаборатории мокроты, жидкостей, а также отпечатков и соскобов операционного материала приготавливают обычно не более 5 препаратов.

В соответствии с функциональными обязанностями специалистов с высшим и средним образованием в расчетные нормы времени для цитологических исследований включены следующие этапы работы:

– для врача: ознакомление с материалом, микроскопия всех имеющихся препаратов данного больного (обзорная под малым увеличением и с иммерсией), комплексная оценка микроскопической картины с привлечением данных клиники и других методов диагностического исследования, консультации с другими врачами, работа с литературой, составление диагностического заключения о материале, внесение заключения в бланк;

– для специалиста со средним образованием: – приготовление посуды, предметных стекол, реактивов ех tempore, ознакомление с материалом и регистрация его, приготовление и окрашивание препаратов, раскладка и передача врачу для микроскопии, регистрация заключения, помещение препаратов в архив.

Так как за единицу учета работы врача принимается один препарат, в расчетные нормы включены средние затраты времени исследования одного препарата и затем каждого последующего из данного материала. В затраты времени одного (первого) препарата включено, кроме микроскопии, время на всю подготовительную и заключительную работу с данным материалом, (консультации с врачами, ознакомление с материалом, составление заключения и внесение его в бланк и т.д.); затраты времени на исследование каждого последующего препарата включают только время микроскопии. Затраты времени врача на цитологическое исследование материала, полученного во время проведения хирургических вмешательств, включает подготовительную работу до операции (изучение клинического материала по истории болезни, консультации, изучение литературы), микроскопическое исследование одного препарата и заключение. Затраты времени специалиста со средним образованием указаны в расчете на все препараты данного материала.

При проведении исследования материала, полученного при профилактических гинекологических осмотрах, в расчетные нормы для врача включено время микроскопии 2-х препаратов (из шейки матки и цервикального канала), в работу специалиста со средним образованием включена также микроскопия мазков.

Разработка расчетных норм времени на микробиологические исследования проведена по принципу расчета для исследуемого материала и для отдельных методов исследования.

Настоящие нормы включают затраты времени на выполнение исследования врачами-бактериологами и специалистами со средним образованием в отдельности. Допускаются отклонения соотношений нагрузки врачей и лаборантов. Они могут устанавливаться в зависимости от объема исследований и местных условий.

При распределении времени между врачом-бактериологом и специалистом со средним образованием работа врача включает отбор колоний и выделение чистых культур, микроскопирование мазков, серологическое типирование, оценку окончательных результатов всех анализов: иммуносерологических, фаготипирования, определение чувствительности микроорганизмов к антибиотикам, исследование по контролю качества и т.д.

Все остальные манипуляции выполняет специалист со средним образованием под контролем врача – регистрацию поступивших материалов, приготовление питательных сред, посевы биоматериалов, приготовление реактивов ех tempore, окраску мазков и т.д. В расчетных нормах суммировано время, затраченное на культуральное исследование при выделении микроорганизмов с изучением морфологических свойств, со временем, затраченным на идентификацию различных видов микроорганизмов.

При выделении более одного микроорганизма в группах аэробных, факультативно-анаэробных и облигатно-анаэробных микроорганизмов время увеличивается соответственно количеству выделенных микроорганизмов и проведенной идентификации.

Использование расчетных норм времени на проведение клинических лабораторных исследований для организации труда специалистов с высшим и средним образованием

Удельный вес работы медперсонала по непосредственному проведению всех видов лабораторных исследований (основная и вспомогательная деятельность, работа с документацией) составляет у специалистов с высшим образованием 75%, у специалистов со средним образованием 80% рабочего времени. Это время и включено в расчетные нормы. Время на другую необходимую работу и личное необходимое время в нормах не учтено. У специалистов с высшим образованием – это время на освоение новых методов, аппаратуры, предварительное приготовление реактивов, обучение и контроль за работой персонала, участие в конференциях, совещаниях, административно-хозяйственная работа, личное необходимое время, кратковременный отдых при работе с микроскопом и пользовании другими оптическими приборами. У специалистов со средним образованием – это время на подготовительную работу, предварительное приготовление реактивов, выдачу результатов анализов, получение необходимых реактивов и других материалов, уход за аппаратурой, стерилизацию капилляров, скарификаторов и т.д., личное необходимое время и кратковременный отдых при работе с микроскопом.

Читайте также:  Какой сахар в крови норма кровь из вены

Время переходов (переездов) для взятия материалов специалистом с высшим или средним образованием вне лаборатории учитывается по фактическим затратам.

В расчетных нормах указан исполнитель работы: сотрудник с высшим образованием или сотрудник со средним образованием. В зависимости от конкретных местных условий допускаются отклонения от распределения работы, указанного в расчетных нормах.

Наиболее сложные и ответственные для диагностики исследования выполняет врач клинической лабораторной диагностики – цитологические и цитохимические исследования при диагностике онкологических заболеваний, исследования крови и костного мозга при гематологических исследованиях, мочи при заболеваниях почек, сложные биохимические, иммунологические исследования, включая диагностическую интерпретацию результатов.

Однако, учитывая квалификацию специалистов со средним образованием, им может быть поручено выполнение многих видов общеклинических, гематологических, биохимических и других лабораторных исследований: микроскопия осадка мочи, если при химическом исследовании не выявлено патологии, подсчет лейкограммы (повторные анализы при отсутствии патологии), определение ферментов, работа на автоанализаторах, изосерологические исследования (после прохождения курса обучения изосерологическим методам и наличия документа, допускающего выполнять изосерологические исследования) и т.д.

Ответственным за распределение функциональных обязанностей персонала является заведующий КДЛ.

Нормы времени на исследования, применяемые эпизодически или используемые в отдельных лечебно-профилактических учреждениях, а также при внедрении новой аппаратуры или новых методов, устанавливаются руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом на основании объективных данных о затратах времени.

На основании объективно сложившегося или планируемого объема работы клинико-диагностической лаборатории с использованием нормативов по труду решаются вопросы использования, рациональной расстановки и формирования численности медицинского персонала.

На основании расчетных норм времени и результатов выкопировки числа исследований, проведенных в лаборатории за год, определяется годовой объем деятельности структурного подразделения (или отдельного работника ) по формуле:

T = t1n1 + t2n2 +…+ tini, (1)

где Т – годовой объем деятельности, выраженный в мин.,

n1, n2, ni – число исследований,

t1, t2, ti – время в мин на одно исследование.

Расчет необходимого числа должностей (А) на выполнение годового объема работы проводится по формуле:

А = Т/В, (2)

где Т – соответствует формуле 1,

В – годовой бюджет рабочего времени должности.

Годовой бюджет рабочего времени при 5-дневной рабочей неделе составляет 232 рабочих дня (из 365 вычитается 105 выходных и 8 праздничных дней, 20 дней отпуска); при 36-часовой рабочей неделе годовой бюджет рабочего времени равен 100224 мин., при 38,5- часовой рабочей неделе – 107184 мин.

Таблица 1

РАСЧЕТ ГОДОВОГО БЮДЖЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Наименование должностиОбщегодовой бюджет рабочего времени должности (мин)Годовой бюджет рабочего времени должности на проведение исследований (мин)
Специалист с высшим образованием (при 36-часовой неделе)232 x 7,2 x 60 = 100224100224 x 75/100 = 75168
Специалист с высшим образованием (при 38,5-часовой неделе)232 x 7,7 x 60 = 107184107184 x 75/100 = 80388
Специалист со средним образованием (при 38,5-часовой неделе)232 x 7,7 x 60 = 107184107184 x 80/100=85747,2

Результатом такого анализа является сопоставление числа должностей:

– введенного в штатное расписание учреждения,

– занятого,

– рассчитанного по объему выполненной в течение года работы.

Пример расчета необходимого числа должностей на выполнение годового объема.

Для расчета числа должностей необходимо определить затраты рабочего времени медицинского персонала за год на проведение исследований, как показано в таблице 2.

Таблица 2

ЗАТРАТЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

NНаименование исследования с указанием методики исследованияЧисло анализовВремя (в мин.), затраченное специалистами
со средним образованиемс высшим образованием
на 1 анализВсегона 1 анализВсего
Исследование мочи
1Определение количества, цвета, прозрачности, наличия осадка, относительной плотности, рН300001,545000
2Обнаружение глюкозы экспресс-тестом
– единичное2762,5690
– каждое последующее297200,514860
3Определение глюкозы орто-толуидиновым методом-
– единичное28051400
– каждое последующее50002,512500
4Обнаружение белка сульфосалициловой кислотой300001,545000
5Определение белка методом разведения по Брандберг-РобертсСтольникову6000424000
6Микроскопическое исследование осадка в нативных препаратах
в норме
– единичное2800,51403,5980
– каждое последующее237200,511860247440
при патологии
– единичное2800,51405,51540
– каждое последующее57200,52360422880
Исследование кала
7Микроскопическое исследование 3-х препаратов
– единичное28051440133640
– каждое последующее27205136001129920
Гематологические исследования
8Взятие крови из пальца для гематологических исследований: 5 показателей (гемоглобин, подсчет эритроцитов, лейкоцитов, лейкоцитарной формулы, СОЭ)300004120000
9Определение гемоглобина гемиглобинцианидным методом
– единичное28041120
– каждое последующее297202,574300
10Подсчет эритроцитов в крови в счетной камере
– единичное2809,52660
– каждое последующее2700718900
11Подсчет лейкоцитов с помощью автоматического счетчика типа Пикоскель, целоскоп и др.
– единичное50031500
– каждое последующее319801,547970
12Подсчет лейкоцитарной формулы
– единичное280514007,52100
– каждое последующее297201297206178320
13Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ)30000260000
Биохимические исследования
14Обработка венозной крови при получении сыворотки18000354000
15Определение общего белка сыворотки крови биуретовой реакцией
– единичное28051400
– каждое последующее14700229400
16Определение мочевины в сыворотке крови с диацетилмонооксимом
– единичное28051400
– каждое последующее120002,530000
17Определение креатинина в сыворотке крови по цветной реакции Яффе
– единичное28082240
– каждое последующее2500410000
18Определение глюкозы глюкозооксидазным методом в цельной (капиллярной) крови
– единичное280102800
– каждое последующее210005105000
19Определение билирубина и его фракций методом Иендрашека, Клеггорн-Грофа
– единичное28082240
– каждое последующее14000570000

Сумма времени, затраченного на микроскопию крови, выполняемую специалистом с высшим образованием с 6-часовым рабочим днем: 2100+178320=1800420 мин. Сумма времени на остальные исследования, проводимые специалистом с высшим образованием: 980+47440+…+29920=106400 минут; сумма времени на исследования, выполняемые специалистом со средним образованием: 45000+690+14860+…+70000=839040 минут.

Для получения численности должностей на приведенный в примере объем работы необходимо полученное суммарное время разделить на годовой бюджет рабочего времени соответствующей должности (на выполнение ис