Роль фельдшера в диагностике анемий

Роль фельдшера в диагностике анемий thumbnail

В функциональных обязанностях фельдшера ФАПа красной строкой стоит ранняя диагностика и профилактике основных соматических и инфекционных заболеваний, атак же диагностика неотложных состояний и оказание экстренной медицинской помощи.

Фельдшер обязан проводить все необходимые мероприятия по диагностике и профилактике анемий. Данная работа складывается из следующих направлений []4.

Во- первых важную роль в профилактике анемий играет правильное рациональное питание ребенка. Фельдшер должен объяснить родителям ребенка, какие продукты надо давать ему в его возрасте, что в состав продуктов обязательно должно входить железо, так как недостаток железа приводит к развитию анемий [17].

Во-вторых – фельдшер должен вести санитарно-просветительную работу по профилактике анемий (беседы с беременными женщинами, подростками по рациональному питанию и профилактике анемий, выпуск санитарных бюллетеней, работа с молодыми мамами и воспитателями детских садов ит.д.).

В- третьих – при подозрении на анемию фельдшер должен направить ребенка к педиатру, чтобы он начал своевременное лечение анемии. А значит, кроме санитарно-просветительной работы огромную роль играет ранняя диагностика заболевания [18].

Первичная профилактика заключается в употреблении продуктов, содержащих много железа (мясо, печень, сыры, творог, гречневая и пшеничная крупы, пшеничные отруби, соя, яичный желток, курага, чернослив, сушёный шиповник). Её проводят среди лиц группы риска (например, перенёсшим операции на ЖКТ, при синдроме нарушенного всасывания, постоянным донорам, беременным, женщинам с полименореей) [15].

Вторичная профилактика показана после завершения курса лечения железодефицитной анемии. После нормализации содержания Нb (особенно при плохой переносимости препаратов железа) терапевтическую дозу снижают до профилактической (30-60 мг ионизированного двухвалентного железа в сутки). При продолжающихся потерях железа (например, обильных менструациях, постоянном донорстве эритроцитов) профилактический приём препаратов железа проводят в течение 6 месяцев и более после нормализации уровня Нb в крови. Контроль содержания Нb в крови проводят ежемесячно в течение 6 месяцев после нормализации уровня Нb и концентрации сывороточного железа. Затем контрольные анализы проводят 1 раз в год (при отсутствии клинических признаков анемии) [16,17].

Диспансерное наблюдение одним из основных направлений профилактики рецидивов анемии и перехода их в более тяжелые заболевания.

Диспансерное наблюдение при железодефицитных анемиях состоит из:

  • · диспансерный учет на 1 год;
  • · осмотр педиатра ежемесячно первые 3 месяца после нормализации гемоглобина, затем1 раз в 3 месяца;
  • · осмотр гематологом по показаниям;
  • · общий анализ крови на фоне лечения 1 раз в 10 -14 дней, при поддерживающей дозе – 1 раз в месяц, затем 1 раз в 3 месяца;
  • · общий анализ мочи 1 – 2 раза в год;
  • · сывороточное железо по показаниям;
  • · режим, питание;
  • · профилактические прививки при уровне гемоглобина не менее 100 г/л.

При В-12 дефицитной анемии необходимо:

  • · диспансерное наблюдение – пожизненное;
  • · поддерживающую терапию (профилактику рецидивов) проводят под контролем уровня Нb и содержания эритроцитов, с этой целью применяют цианокобаламин курсами 25 инъекций 1 раз в год (в период ремиссии) в течение всей жизни;
  • · один раз в полгода обязательно эндоскопическое исследование желудка с биопсией для исключения рака желудка;
  • · обязателен ежеквартальный контроль анализа крови [11].

Антенатальная профилактика заключется:

  • · всем женщинам во второй половине беременности целесообразно профилактическое назначение препаратов железа через рот или витаминов, обогащенных железом,
  • · достаточное пребывание беременных на свежем воздухе
  • · рациональное, сбалансированное питание [16].

Постнатальная:

  • · естественное вскармливание со своевременным введением прикормов (мясное пюре). В грудном молоке содержится железа к 5 – 6 месяцам 0,5 мг/л, усваивается до 50% (0,25 мг). Суточная потребность ребёнка 1 мг в сутки, следовательно, необходимо употреблять не менее 4 литров молока ребёнку после 6 месяцев для покрытия физиологической потребности.
  • · дети, находящиеся на искусственном вскармливании должны получать адаптированные смеси, содержащие железо с 4 месяцев
  • · соблюдение режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе для профилактики рахита, гипотрофии, ОРВИ
  • · недоношенным, детям от многоплодной беременности, с крупной массой тела или имеющим бурные темпы роста с 3 месяцев жизни до конца первого полугодия рекомендуется профилактический приём препаратов железа в дозе 1/3 – 1/2 суточной терапевтической дозы (2 – 4 мг/кг в сутки элементарного железа) [4,17].

Источник

Àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè êðîâè è îðãàíîâ êðîâåòâîðåíèÿ ó äåòåé. Îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ àíåìèé ó äåòåé. Ìåòàáîëèçì, ðàñïðåäåëåíèå è äåïîíèðîâàíèå æåëåçà â îðãàíèçìå. Ðîëü ôåëüäøåðà â ïðîôèëàêòèêå àíåìèé ñðåäè äåòñêîãî íàñåëåíèÿ ã. Áîãîðîäñêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Èñõîäÿ èç âñåãî âûøåèçëîæåííîãî ìîæíî ñäåëàòü ñëåäóþùèå âûâîäû:

1. Óñòàíîâëåíî, ÷òî æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ ñîõðàíÿåò òèïè÷íûå êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è èìååò òåíäåíöèþ ê ïîâûøåíèþ. Ó áîëüøèíñòâà îáñëåäîâàííûõ äåòåé (áîëåå 80%) îòìå÷àëàñü ãèïîõðîìíàÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè.

2. Ó áîëüøèíñòâà îáñëåäîâàííûõ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ÆÄÀ âûÿâëåíû: íàëè÷èå ó ìàì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè (33,3%), ðîäîðàçðåøåíèå ïóòåì êåñàðåâà ñå÷åíèÿ (43,5%), íàëè÷èå èñêóññòâåííîãî èëè ñìåøàííîãî âñêàðìëèâàíèÿ ðàíåå 6 ìåñÿöåâ (áîëåå 70%).

3. Óñòàíîâëåíî, ÷òî â ôîðìèðîâàíèè çàáîëåâàåìîñòè äåòåé ÆÄÀ íàèáîëüøåå çíà÷åíèå èìåþò ôàêòîðû çäîðîâüÿ ðåáåíêà, íàñëåäñòâåííîé îòÿãîùåííîñòè è óñëîâèé æèçíè. Ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå èìåþò ôàêòîðû íåðàöèîíàëüíîãî îáðàçà æèçíè ñåìüè, íèçêàÿ ñîöèàëüíàÿ àêòèâíîñòü ðåáåíêà.

4. Óñòàíîâëåíî, ÷òî äåòè ñ ÆÄÀ áîëåå ïîäâåðæåíû âîñïàëèòåëüíûì çàáîëåâàíèÿ, ñëåäîâàòåëüíî àíåìèè ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâîïîëàãàþùèõ ôàêòîðîâ, ñíèæàþùèõ çàùèòíûå ñèëû îðãàíèçìà.

Òàêèì îáðàçîì, ôîðìèðîâàíèå ïîòðåáíîñòåé ðåáåíêà è ñåìüè â çäîðîâîì îáðàçå æèçíè çàíèìàåò ïðèîðèòåòíîå ìåñòî â ïðîôèëàêòè÷åñêîì íàïðàâëåíèè ïåðâè÷íîé ìåäèêî-ñàíèòàðíîé ïîìîùè.

Читайте также:  Все об анемиях животных

Ñ ó÷åòîì ðåçóëüòàòîâ ïðîâåäåííîãî êëèíèêî-ñîöèàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ â êîìïëåêñ ìåðîïðèÿòèé ïî ñíèæåíèþ çàáîëåâàåìîñòè ÆÄÀ ñðåäè äåòñêîãî íàñåëåíèÿ íåîáõîäèìî âêëþ÷èòü îðãàíèçàöèþ ðàííåé è êîìïëåêñíîé äèàãíîñòèêè ÆÄÀ; ïðîâåäåíèå êîððèãèðóþùèõ îïòèìàëüíûõ ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé, îðãàíèçàöèîííî-ìåòîäè÷åñêèõ è äèñïàíñåðíûõ ìåðîïðèÿòèé ïî ðàííåé äèàãíîñòèêå êîíòèíãåíòà ãðóïïû ðèñêà âîçíèêíîâåíèÿ ÆÄÀ; ñîâåðøåíñòâîâàíèå ìåòîäà äèôôåðåíöèðîâàííîãî âûäåëåíèÿ äåòåé, îòíîñÿùèõñÿ ê êàòåãîðèè ãðóïïû ðèñêà ïî âîçíèêíîâåíèþ ÆÄÀ; ñî÷åòàíèå èíäèâèäóàëüíîé ïðîôèëàêòèêè ñ ñåìåéíîé.

Ïðàêòè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè

Ñ öåëüþ ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ñèñòåìû ïðîôèëàêòèêè è ëå÷åíèÿ ÆÄÀ â óñëîâèÿõ àìáóëàòîðíî-ïîëèêëèíè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé íåîáõîäèìî ïðîâåäåíèå ñëåäóþùèõ ìåäèêî-îðãàíèçàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé:

1. Ñ öåëüþ ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ìåðîïðèÿòèé ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ÆÄÀ ðàáîòó â äåòñêèõ ïîëèêëèíèêàõ íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü äèôôåðåíöèðîâàííî â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà è ïîëà ðåá¸íêà, ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ â ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè è â ïîñëåäóþùèå âîçðàñòíûå ïåðèîäû, ÷àñòîòû îñòðûõ çàáîëåâàíèé, íàëè÷èÿ õðîíè÷åñêîé ïàòîëîãèè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà ðîäèòåëåé, çäîðîâüÿ ðîäèòåëåé, óðîâíÿ ìåäèöèíñêîé àêòèâíîñòè, âêëþ÷àþùåé ôàêòîðû îáðàçà æèçíè ñåìüè, óñëîâèé æèçíè ñåìüè.

2. Ñ öåëüþ ñíèæåíèÿ çàáîëåâàåìîñòè ÆÄÀ ñðåäè äåòñêîãî íàñåëåíèÿ â óñëîâèÿõ äåòñêîé ïîëèêëèíèêè ïðîâåäåíèå ðàííåé è êîìïëåêñíîé äèàãíîñòèêè ÆÄÀ, ïðîâåäåíèå êîððèãèðóþùèõ îïòèìàëüíûõ ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé, äèñïàíñåðíûõ ìåðîïðèÿòèé ïî ðàííåé äèàãíîñòèêå êîíòèíãåíòà “ãðóïïû ðèñêà” âîçíèêíîâåíèÿ ÆÄÀ, íà÷èíàÿ ñ ïåðèîäà íîâîðîæäåííîñòè è âñå ïîñëåäóþùèå ïåðèîäû, ïðè ýòîì îïðåäåëÿÿ ãðóïïû ìåäèöèíñêîãî è ñîöèàëüíîãî “ðèñêîâ”, ñîâåðøåíñòâîâàíèå ìåòîäà äèôôåðåíöèðîâàííîãî âûäåëåíèÿ äåòåé, îòíîñÿùèõñÿ ê êàòåãîðèè ãðóïïû ðèñêà ïî âîçíèêíîâåíèþ ÆÄÀ, ñî÷åòàíèå ïðîôèëàêòèêè èíäèâèäóàëüíîé ñ ñåìåéíîé, âîñïèòàíèå çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè ñåìüè, ïîâûøåíèå ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè ðåáåíêà è ìåäèöèíñêîé àêòèâíîñòè ñåìüè.

3. Ñ öåëüþ ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ äèôôåðåíöèðîâàííîé äèñïàíñåðèçàöèè äåòåé ñ ÆÄÀ ïðîâîäèòü îòáîð êîíòèíãåíòà äåòåé ñ ÆÄÀ äëÿ äèñïàíñåðèçàöèè â äåòñêîé ïîëèêëèíèêå ìåòîäàìè ñêðèíèíãîâîãî îáñëåäîâàíèÿ: ïî íàëè÷èþ ó íèõ ïîãðàíè÷íûõ ñîñòîÿíèé ïóòåì îïðåäåëåíèÿ ñòåïåíè ðèñêà ïåðåõîäà ýòèõ ïîãðàíè÷íûõ ñîñòîÿíèé â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ñ ðàçâ¸ðíóòîé êëèíè÷åñêîé êàðòèíîé; ïî ñòåïåíè íåîáðàòèìûõ ïîâðåæäåíèé â îðãàíèçìå â ðåçóëüòàòå çàáîëåâàíèÿ èëè ïî ñòåïåíè êîìïåíñèðîâàííîñòè íàðóøåííûõ ôóíêöèé.

ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÓÅÌÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Àäî À. Ä. Èøèìîâà Ë.Ì. Ïàòîëîãè÷åñêàÿ ôèçèîëîãèÿ. Ìîñêâà Ìåäèöèíà 1978 ã.

2. Àëåêñååâ Â. À. Ãåìàòîëîãèÿ äåòñêîãî âîçðàñòà. Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 1998 ã.

3. Àíòîíîâ È. Ï. Ëóïüÿí ß. À. Ñïðàâî÷íèê ïî ïðîãíîçèðîâàíèþ è ïðîãíîçèðîâàíèþ íåðâíûõ áîëåçíåé â òàáëèöàõ è ïåðå÷íÿõ. Ìîñêâà 1986 ã.

4. Áàäàëÿí Ë. Î. Æóðáà Ë. Ò. Ðóêîâîäñòâî ïî íåâðîëîãèè ðàííåãî äåòñêîãî âîçðàñòà. Êèåâ 1980 ã.

5. Âîðîáü¸âà À. È. Ðóêîâîäñòâî ïî ãåìàòîëîãèè. Ìîñêâà Ìåäèöèíà. 1985 ã.

6. Êàëèíè÷åâà Â. È. Àíåìèè ó íîâîðîæäåííûõ äåòåé. Ïåäèàòðèÿ 1984 ¹4

4. Êàþïîâà Í.À. Óëûáàåâà Ð. Ê.Ñîâðåìåííûå ïðîáëåìû îõðàíû çäîðîâüÿ ìàòåðè è ðåá¸íêà. Àëìàòû. 1995 ã.

8. Êàþïîâà È. À.Îõðàíà ðåïðîäóêòèâíîãî çäîðîâüÿ â Êàçàõñòàíå.

9. Ìàòåðèàëû ïÿòîãî ñúåçäà ïåäèàòðîâ Êàçàõñòàíà. Àëìàòû, 2000 ã.

10. Ìàëàõîâñêèé Þ. Å. Ìàíåðîâ Ô. Ê. Ñàðû÷åâà Å. Ã. Ëåãêàÿ ôîðìà ÆÄÀ è ëàòåíòíûé äåôèöèò æåëåçà -ïîãðàíè÷íûå ñîñòîÿíèÿ ó äåòåé ïåðâûõ äâóõ ëåò æèçíè. Ïåäèàòðèÿ 1988 ã.

11. Ìèòåðîâ Þ. Ã. Âîðîíèíà Ë. Í. ÆÄÀ è ñîñòîÿíèÿ (äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå, ïðîôèëàêòèêà). Êëèíè÷åñêàÿ ìåäèöèíà 1992 ã. ¹7-8.

12. Ìàððè Ð., Ãðåííåð Ä., Ìåéåñ Ï., Ðîäóýëë Â., Áèîõèìèÿ ÷åëîâåêà, òîì 1, “Ìèð”, Ìîñêâà 1993ã.

13. Ìàððè Ð., Ãðåííåð Ä.,.Ìåéåñ Ï,.Ðîäóýëë Â, Áèîõèìèÿ ÷åëîâåêà, òîì 1, “Ìèð”, Ìîñêâà 1993ã.

14. Ìàððè Ð.,.Ãðåííåð Ä,.Ìåéåñ Ï, .Ðîäóýëë Â, Áèîõèìèÿ

15. Íîâèêîâ Þ. Â. Ýêîëîãèÿ, îêðóæàþùàÿ ñðåäà è ÷åëîâåê. Ìîñêâà 1998ã.

16. Ñóøêî Å. Ï. Íîâèêîâà Â. È. Íåîíàòîëîãèÿ. Ìèíñê, 1998 ã.

17. Ñóëåéìåíîâà Ð. À. Î ñèñòåìå ðàííåãî âûÿâëåíèÿ ó äåòåé ñ ðèñêîì îòñòàâàíèÿ â ðàçâèòèè. Äåôåêòîëîãèÿ 2000 ã.

18. Òåòþõèíà Ë. Í. Ïðîôèëàêòèêà äåôèöèòà æåëåçà, êàê ìåðà ïî ñíèæåíèþ çàáîëåâàåìîñòè äåòåé. Ïåäèàòðèÿ 1987 ã. ¹7.

19. Òîäîðîâ È., Êëèíè÷åñêèå ëàáîðàòîðíûå èññëåäîâàíèÿ â ïåäèàòðèè, “Ìåäèöèíà è ôèçêóëüòóðà”,Ñîôèÿ 1968ã.

20. Òîäîðîâ È., Êëèíè÷åñêèå ëàáîðàòîðíûå èññëåäîâàíèÿ â ïåäèàòðèè, “Ìåäèöèíà è ôèçêóëüòóðà”,Ñîôèÿ 1968ã.

21. Õîðóíæàÿ Ò. À. Ìåòîäû îöåíêè ýêîëîãè÷åñêîé îïàñíîñòè. Ìîñêâà 1998 ã.

22. ßêóíèí Þ. À. ßìïîëüñêàÿ Ý. È. Êëèïíèñ Ñ. Ë. Áîëåçíè íåðâíîé ñèñòåìû ó íîâîðîæäåííûõ äåòåé è äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Ìîñêâà 1978 ã.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Анемия (малокровие) – уменьшение количества эритроцитов и (или) снижение содержания гемоглобина в единице объема крови. Анемия может быть как самостоятельным заболеванием, так и синдромом, сопровождающим течение другого патологического процесса.

Из статистических данных наглядно видно, что число заболеваемости анемиями у детей младшего и среднего школьного возраста с каждым годом растет. Это связано с неосведомленностью родителей о правильном рациональном питании ребенка и позднем обращении их в лечебные учреждения, а также с неблагоприятными условиями как окружающей, так и социальной среды.

Проведя анализ статистических данных, было определено, что

1).болезни органов кроветворения занимают 6 место в общей структуре заболеваемости детей;

2).ни одна женщина в период беременности не была абсолютно здорова.

3).анемия занимает первое место по количеству встречающихся случаев среди всех патологий у беременных;

4).исследуя влияние длительности грудного вскармливания на частоту заболеваний на частоту заболеваемости, было выявлено, что ни один ребенок не имел полноценного грудного вскармливания до 12 месяцев;

5).все дети в исследуемой группе рождены со II группой здоровья, т.к. имели различную патологию в интернатальном периоде;

6). внутриутробно и в постнатальном периоде 36,8% детей перенесли гипоксию, что является одним из факторов развития анемии.

Читайте также:  Дают ли инвалидность при железодефицитной анемии

Также были выделены группы риска, факторы и причины развития данной патологии:

Группу риска составляют:

– все недоношенные дети

– дети, рожденные от многоплодной беременности и при отягощенном протекании второй половины беременности (гестозы, фетоплацентарная недостаточность, осложнения хронических заболеваний)

– дети с дисбактериозами кишечника, пищевой аллергией

– дети, которые находятся на искусственном вскармливании

– дети, которые растут с опережением общепринятых стандартов физического развития

– дети, рожденные от матерей с анемией

Факторы риска по развитию анемии у детей:

– нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность (токсикозы, угрозы прерывания, перенашивание беременности, гипоксия, обострение соматических и инфекционных заболеваний);

– фетоматеринские и фетоплацентарные кровотечения;

– многоплодная беременность;

– геморрагический синдром в периоде новорожденности;

– гемолитическая болезнь новорожденного

– недоношенность

– многоплодие;

– глубокий и длительный дефицит железа в организме беременной;

– преждевременная или поздняя перевязка пуповины;

– интранатальные кровотечения;

– крупные дети;

– дети с аномалиями конституции;

– синдром мальабсорбции, хронические заболевания кишечника

Причины возникновения ЖДА у детей:

– недостаточный уровень железа в организме (нарушения маточно- плацентарного кровообращения, фетоматеринские и фетоплацентарные кровотечения, синдром фетальной трансфузии при многоплодной беременности, внутриутробная мелена, недоношенность, многоплодие, глубокий и долговременный дефицит железа в организме беременной, преждевременная или поздняя перевязка пуповины, интранатальное кровотечение вследствие травматических акушерских вмешательств или аномалии развития плаценты и сосудов пуповины)

– повышенная потребность в железе (недоношенные, дети с большой массой тела при рождении, с лимфатическим типом конституции, дети второго полугодия жизни).

– недостаточное количество железа в еде (раннее искусственное вскармливание коровьим или козьим молоком, мучной, молочной или молочно-вегетарианской едой, несбалансированная диета, в которой нет достаточного содержания молочных продуктов)

– повышенные потери железа вследствие кровотечений различной этиологии, нарушения кишечного всасывания (хронические заболевания кишечника, синдром мальабсорбции), а так же значительные и длительные геморрагические маточные кровотечения у девочек.

– нарушения обмена железа в организме (пре и пубертатный гормональный дисбаланс)

– нарушения транспорта и утилизации железа (гипо и атрансферинемия, энзимопатии, аутоиммунные процессы)

– недостаточная резорбция железа в пищеварительном тракте (пострезекционные и агастральные состояния).

Основная роль в раннем выявлении, наблюдении, лечении, профилактике анемии у детей отведена первичному звену. Фельдшер участка берет на учет беременных, проводит дородовые патронажи, дает рекомендации по профилактике анемии (рациональному питанию, приему пре правильному режиму дня, гимнастике). Всем детям проводится скриннинг в 5 месяцев, что является одним из факторов выявления анемии, с ежемесячным контролем развития – проводится исследование общего анализа крови, при выявлении анемии проводится постановка на «Д» учет.

В обязанности фельдшера, при постановке на учет с диагнозом анемии детей, входит также организация плана наблюдения:

– педиатр до 3 месяцев 2 раза в месяц

– общий анализ крови в 1,3,6,12 мес.; в более ранние сроки – по показаниям

– исследование сывороточного железа, общей железосвязывающей способности сыворотки (ОЖСС)

– консультации узких специалистов (кардиолог, гастроэнтеролог) по показаниям

– раннее введение прикорма (овощное и фруктовое пюре, мясной фарш, обогащенные железом каши промышленного производства)

– при искусственном вскармливании – адаптированные смеси, содержащие железо

– назначение ферротерапии после подтверждения железодефицита

Дальнейшее ведение детей с анемией проводится фельдшером участка в соответствии с Протоколом.

Протокол ведения детей с анемией

Железодефицитная анемия у детей пубертатного возраста (ювенильный хлороз). Дефицит железа в период быстрого роста является следствием некомпенсированного в первые годы жизни сниженного запаса железа. Скачкообразное увеличение расходов железа быстрорастущим организмом, появление менструальных кровопотерь формируют относительный дефицит. Поэтому в пубертатный период желательно использовать диетопрофилактику дефицита железа, а при появлении признаков гипосидероза – назначать препараты железа.

Железодефицитная анемия у женщин в период беременности и лактации. С целью профилактики анемии в этой группе пациентов часто используются комбинированные препараты с относительно невысоким содержанием железа (30-50 мг), включающие витамины, в том числе фолиевую кислоту и витамин В12.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ

1. Модель пациента

Нозологическая форма: железодефицитная анемия

Стадия: любая

Фаза: любая

Осложнение: вне зависимости от осложнений

Код по МКБ-10: D50.0

Критерии и признаки, определяющие модель пациента

Обязательно сочетание всех признаков:

* снижение уровня гемоглобина ниже 120 г/л;

* снижение уровня эритроцитов ниже 4,2 x 1012/л;

* гипохромия эритроцитов;

* снижение одного из показателей насыщения эритроцитов гемоглобином (цветовой показатель (ЦП) ниже 0,85, среднее корпускулярное содержание гемоглобина (MCH) ниже 24 пг, средняя концентрация гемоглобина в эритроцитах (МСНС) ниже 30-38 г/дцл);

* снижение уровня сывороточного железа ниже 13 мкмоль/л у мужчин и ниже 12 мкмоль/л у женщин.

2. Порядок включения пациента в протокол

Пациент включается в протокол в том случае, если состояние больного (анамнез, клинические и лабораторные данные) удовлетворяет критериям и признакам, определяющим модель пациента.

3. Требования к диагностике амбулаторно-поликлинической

Код Наименование Кратность выполнения

01.05.001 Сбор анамнеза и жалоб при болезнях органов кроветворения и крови 1

01.05.002 Визуальное исследование при болезнях органов кроветворения и крови 1

01.05.003 Пальпация при болезнях органов кроветворения и крови 1

01.05.004 Перкуссия при болезнях органов кроветворения и крови 1

01.31.012 Аускультация общетерапевтическая 1

08.05.003 Исследование уровня эритроцитов в крови 1

08.05.004 Исследование уровня лейкоцитов в крови 1

08.05.005 Исследование уровня тромбоцитов в крови 1

08.05.006 Соотношение лейкоцитов в крови (формула крови) 1

08.05.007 Просмотр мазка крови для анализа аномалий морфологии эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов 1

Читайте также:  Таблетки для беременных при анемии

08.05.008 Исследование уровня ретикулоцитов в крови 1

08.05.009 Определение цветового показателя 1

09.05.003 Исследование уровня общего гемоглобина в крови 1

09.05.007 Исследование уровня железа сыворотки крови 1

11.12.009 Взятие крови из периферической вены 1

11.05.001 Взятие крови из пальца 1

08.05.010 Определение среднего содержания и средней концентрации гемоглобина в эритроцитах (по потребности)

08.05.001 Цитологическое исследование мазка костного мозга (подсчет формулы костного мозга) (по потребности)

08.05.002 Гистологическое исследование препаратов костного мозга (по потребности)

09.05.002 Оценка гематокрита (по потребности)

09.05.008 Исследование уровня трансферрина сыворотки крови (по потребности)

09.05.077 Исследование уровня ферритина в крови (по потребности)

11.05.003 Получение цитологического препарата костного мозга путем пункции (по потребности)

11.05.004 Получение гистологического препарата костного мозга (по потребности)

12.05.031 Определение сидеробластов и сидероцитов (по потребности)

12.05.002 Исследование осмотической резистентности эритроцитов (по потребности)

12.05.003 Исследование кислотной резистентности эритроцитов (по потребности)

12.05.011 Исследование железосвязывающей способности сыворотки (по потребности)

12.05.020 Десфераловый тест (по потребности)

07.05.001 Определение объема кровопотери через желудочно-кишечный тракт с помощью радиоактивного хрома (по потребности)

4. Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения немедикаментозной помощи

Диагностика при железодефицитной анемии:

1-й этап – определение (подтверждение) железодефицитного характера анемии;

2-й этап – определение причины дефицита железа.

Определение железодефицитного характера анемии

Сбор анамнеза и жалоб при болезнях органов кроветворения и крови

Объективное исследование при болезнях органов кроветворения и крови – направлено на выявление у больного признаков, характеризующих гипосидероз, и определение заболеваний (состояний) с повышенным расходом железа.

Исследование уровня эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, ретикулоцитов цветового показателя. Соотношение лейкоцитов в крови (формула крови). Исследование уровня общего гемоглобина.

Результаты всех исследований анализируются врачом в совокупности, ни один признак в отдельности не является специфичным для дефицита железа.

Просмотр мазка крови для анализа аномалий морфологии эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов. Наиболее точным методом определения содержания гемоглобина в эритроцитах остается морфологическое исследование эритроцитов. При железодефицитной анемии выявляется отчетливая гипохромия.

Исследование уровня железа сыворотки – является обязательным диагностическим тестом для постановки диагноза железодефицитной анемии.

Определение среднего содержания гемоглобина в эритроцитах

Методика, применяемая в автоматических анализаторах.

Исследование уровня трансферрина, ферритина сыворотки

Определение причины дефицита железа

2-й этап – определение причины дефицита железа выполняется в соответствии с требованиями, предусмотренными иными протоколами ведения больных (язва желудка, лейомиома матки и др.).

5. Требования к лечению амбулаторно-поликлиническому

Код/ Наименование/Кратность выполнения

01.05.001 Сбор анамнеза и жалоб при болезнях органов кроветворения и крови /2

01.05.002 Визуальное исследование при болезнях органов кроветворения и крови/2

08.05.008 Исследование уровня ретикулоцитов в крови /1

08.05.009 Определение цветового показателя/2

09.05.003 Исследование уровня общего гемоглобина в крови/2

11.05.001 Взятие крови из пальца/2

01.05.003 Пальпация при болезнях органов кроветворения и крови /По потребности

01.05.004 Перкуссия при болезнях органов кроветворения и крови /По потребности

01.31.012 Аускультация общетерапевтическая /По потребности

08.05.010 Определение среднего содержания гемоглобина в эритроцитах/ По потребности

09.05.002 Оценка гематокрита /По потребности

09.05.007 Исследование уровня железа сыворотки крови /По потребности

09.05.077 Исследование уровня ферритина в крови /По потребности

09.05.008 Исследование уровня трансферрина сыворотки крови /По потребности

11.12.009 Взятие крови из периферической вены /По потребности

12.05.011 Исследование железосвязывающей способности сыворотки /По потребности

6. Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения немедикаментозной помощи

Сбор анамнеза и жалоб при болезнях органов кроветворения и крови, физикальное обследование

Сбор жалоб и физикальное обследование проводятся двухкратно для оценки динамики в общем состоянии (самочувствии) пациентов. «Малые признаки» эффективности очень важны с точки зрения ранней оценки эффективности терапии.

Исследование уровня ретикулоцитов крови

Исследование уровня эритроцитов крови, общего гемоглобина

Повышение уровня гемоглобина, числа эритроцитов отмечается обычно на 3-й неделе терапии, позже исчезают гипохромия и микроцитоз. К 21-22 дню лечения обычно нормализуется гемоглобин (при адекватных дозах), однако насыщение депо не происходит.

Проверить насыщение депо можно только с помощью комплексного биохимического исследования. Таким образом, контроль эффективности терапии является обязательным компонентом рационального применения железосодержащих препаратов.

7. Требования к лекарственной помощи

Наименование группы Кратность (продолжительность) лечения

Противоанемические средства Согласно алгоритму

8. Характеристика алгоритмов и особенностей применения медикаментов

Заместительная терапия дефицита железа проводится препаратами железа. В настоящее время используются две группы препаратов железа – содержащие двухвалентное и трехвалентное железо, в подавляющем большинстве случаев применяемые внутрь.

Некоторые препараты выпускаются в виде сиропов и суспензий, что облегчает их назначение детям. Однако и здесь пересчет суточной дозы должен производиться с учетом содержания железа в единице объема.

Препараты железа назначаются на протяжении 3-х недель, после получения эффекта, доза препарата снижается в 2 раза и назначается еще на 3 недели.

Терапия железодефицитной анемии у детей

Необходимо, чтобы ребенок получал не менее 6 мг железа в сутки (нормальная суточная потребность), при наличии дефицита нужно увеличивать это количество в 5-10 раз.

Для восполнения дефицита железа можно использовать специальные молочные смеси, обогащенные железом, но обязательно добавлять железосодержащие сиропы или растворы, рассчитав предварительно необходимый объем. Кроме того, мать, имеющая доказанный дефицит железа даже в отсутствие анемии, должна получать препараты железа как во время беременности, так и во время лактации, что будет являться в первом случае фактором профилактики дефицита железа у новорожденного, во втором – дополнительным фактором терапии.

дети кроветворение анемия диагностика лечение

Источник