Сестринское дело железодефицитная анемия

Сестринский процесс при железодефицитной анемии. Анемия – это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.
Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.
Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.
Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.
Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.
Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.
Дефицит железа в организме проходит по стадиям:
– прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;
– латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:
– железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.
Степени тяжести ЖДА: легкая – снижение гемоглобина 110-90 г/л; среднетяжелая – снижение гемоглобина до 70 г/л; тяжелая снижение гемоглобина ниже 70 г/л.
Прогноз ЖДА – благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.
Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.
Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.
Принципы:
– Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.
– Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.
Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.
– Лечение сопутствующих заболеваний.

Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:

1 этап. Сбор информации о пациенте

Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, потливость.
История (анамнез) заболевания: постепенное развитие.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.
Объективные методы обследования:
Осмотр: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные: восковидный цвет ушных раковин; сухость и шелушение кожи; заеды в углах рта; отставание в физическом и психомоторном развитии. При тяжелой анемии ломкость, сухость, тусклость и выпадение волос, слоистость и депигментация ногтей. Сглаженность или атрофия сосочков языка. Тахикардия.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни).
Общий анализ крови: снижение уровня гемоглобина (менее 110 г/л у детей до 5 лет) и количества эритроцитов; эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), различной величины и формы: снижение цветового показателя (менее 0,8).
Биохимический анализ крови: уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточным поступлением кислорода в ткани (гипоксия): снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожи и слизистых.
Существующие проблемы, обусловленные дефицитом железа: сухость, шелушение кожи, заеды в углах рта; ломкость, тусклость, выпадение волос; слоистость, депигментация ногтей; сглаженность и атрофия сосочков языка; извращение обоняния – пристрастие к резким неприятным запахам; извращение вкуса – поедание извести, мела, земли, глины, сырого мяса, картофеля.
При поздней диагностики и отсутствии адекватного лечения возникают потенциальные проблемы, риск развития анемии тяжелой степени тяжести, вторичного иммунодефицита, частые ОРВИ, пневмонии. заболевания ЖКТ.

Читайте также:  Показатели общего анализа крови при анемии

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому»

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.

Сестринский процесс при железодефицитной анемии

План сестринского уходаРеализация ухода с мотивацией
1Организовать «стационар на дому»Взаимозависимое вмешательство:
– обеспечение сестринской помощи и лечения:
– обеспечение комфортных условий больному ребенку
2Провести беседу с ребенком и/или родителями о заболевании, причинах развития, необходимости лечения, профилактике.
Дать конкретные рекомендации по питанию: при естественном вскармливании кормящая мама должна обязательно в свой пищевой рацион включать продукты, богатые железом, белком и витаминами: телятина, говядина,печень, яйцо, греча, овес, морковь, свекла, горошек, цветная капуста. томаты, зелень, яблоки, курага, груша, гранаты; лучше всего железо усваивается из мяса (гемовое железо); при искусственном вскармливании – адаптированные молочные и кисломолочные смеси, адаптированные молочные смеси, обогащенные железом “Симилак”; прикормы вводить на 1 мес. раньше; введение мяса с 4.5-5 мес., желтка По организации режима: постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, сон на свежем воздухе: массаж и гимнастика по возрасту По правилам приема назначенных препаратов: препараты железа (сироп или капли) перед приемом необходимо разводить в небольшом количестве фруктового чая, фруктового или овощного сока, воды и принимать во время или сразу после еды. Предупредить маму, что у ребенка может появиться жидкий стул или кал, окрашенный в черный цвет
Независимые вмешательство
– Расширение знаний о заболевании.
– Обеспечение качества ухода за больным ребенком.
– Комплексное лечение
3Активные патронажи с целью: контроля над соблюдением режима и питания; проведением терапии, назначенной врачом, и выполнением всех рекомендаций по уходу за ребенком; обучении матери правильному приему препаратов железа; проведение динамического наблюдения за реакцией на лечение: самочувствие ребенка, аппетит, эмоциональное состояние, длительность и характер сна. физиологические отправления. При ухудшении состояния срочное сообщение врачу или вызов на дом.Зависимое вмешательство: контроль и коррекция лечебных мероприятий;
– оценка эффективности проводимого лечения;
– своевременное выявление осложнений. Коррекция лечения

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка. Дети, перенесшие ЖДА, подлежат диспансеризации длительностью 1 год. План диспансеризации: осмотр педиатром 1-2 раза в месяц; анализ крови 1 раз в 2-3 мес. и после интеркуррентных заболеваний. С учета ребенок снимается при нормальных клинико-лабораторных показателях.

Источник

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ—çàáîëåâàíèå, ñâÿçàííîå ñ íåäîñòàòêîì æåëåçà â êðîâè è êîñòíîì ìîçãå, â ðåçóëüòàòå ÷åãî íàðóøàåòñÿ ñèíòåç ãåìîãëîáèíà è âîçíèêàþò òðîôè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà â òêàíÿõ.

Ýòèîëîãèÿ

Õðîíè÷åñêàÿ êðîâîïîòåðÿ (âñëåäñòâèå ìàòî÷íîãî, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî êðîâîòå÷åíèé), ïîâûøåííàÿ ïîòðåáíîñòü â æåëåçå (ïðè áåðåìåííîñòè, ðîäàõ, ëàêòàöèè, â ïåðèîä ðîñòà è ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ), íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà â îðãàíèçì, íàðóøåíèå âñàñûâàíèÿ æåëåçà (õðîíè÷åñêèé ýíòåðèò, îïåðàöèè íà òîíêîì êèøå÷íèêå), íàðóøåíèå òðàíñïîðòà æåëåçà.

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ

Îòìå÷àþòñÿ ñëàáîñòü, ïîâûøåííàÿ óòîìëÿåìîñòü, ñíèæåíèå òðóäîñïîñîáíîñòè, øóì â óøàõ, ãîëîâîêðóæåíèå, ìåëüêàíèå «ìóøåê» ïåðåä ãëàçàìè, ñåðäöåáèåíèå, îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, îáìîðîêè, òàõèêàðäèÿ, ãèïîòîíèÿ.

Ïðè îñìîòðå îòìå÷àþòñÿ áëåäíîñòü êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê. Õàðàêòåðíà íèçêàÿ óñòîé÷èâîñòü ê ðàçëè÷íûì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèÿì. Âûðàæåííîñòü çàáîëåâàíèÿ çàâèñèò îò òîãî, íàñêîëüêî îðãàíèçì àäàïòèðîâàí ê àíåìèè, ïîëà è âîçðàñòà ïàöèåíòà.

Ïðè èññëåäîâàíèè êðîâè áîëüíûõ ñ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé îïðåäåëÿþò ñíèæåíèå êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ, ãåìîãëîáèíà, óìåíüøåíèå öâåòîâîãî ïîêàçàòåëÿ.

Îñëîæíåíèÿ

Íàðóøåíèÿ ðàáîòû âíóòðåííèõ îðãàíîâ.

Äèàãíîñòèêà

1. ÎÀÌ, ÎÀÊ, èññëåäîâàíèå êàëà íà ñêðûòóþ êðîâü.

2. Îïðåäåëåíèå óðîâíÿ ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà.

3. Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè.

4. Èììóíîëîãè÷åñêèé àíàëèç êðîâè.

5. ÝÊÃ.

6. Ýõîêàðäèîãðàôèÿ.

7. ÓÇÈ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè, ìàòêè è ïðèäàòêîâ (ó æåíùèí).

Ëå÷åíèå

1 Óñòðàíåíèå ïðè÷èííîãî ôàêòîðà àíåìèè.

2. Äèåòîòåðàïèÿ.

3. Ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ: ïðåïàðàòû æåëåçà, ïîëèâèòàìèíîòåðàïèÿ.

Ïðîôèëàêòèêà

1. Ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå.

2. Ëå÷åíèå æåëóäî÷íî-êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé.

Ñåñòðèíñêèé óõîä

1. Íóæíî âûÿâëÿòü è ïðîâîäèòü ñàíàöèþ î÷àãîâ õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè.

Читайте также:  Для лечения анемий в медицине используется

2. Ðåêîìåíäóåòñÿ ëå÷åáíîå ïèòàíèå, îáîãàùåííîå âèòàìèíàìè è æåëåçîì. Òðåáóåòñÿ óâåëè÷èòü ïîòðåáëåíèå ñëåäóþùèõ æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðîäóêòîâ: ñóáïðîäóêòîâ (ïå÷åíè, ïî÷åê, ëåãêèõ), òåëÿòèíû, ãîâÿäèíû, êðóï îâñÿíîé è ãðå÷íåâîé, ïøåíè÷íîé, áîáîâûõ, áåëûõ ãðèáîâ, ðûáû (îñîáåííî ñåëüäè), ôðóêòîâ (÷åðíîñëèâà, èçþìà, ÿáëîê, àáðèêîñîâ, ïåðñèêîâ), îâîùåé, çåëåíè.

Êðîìå æåëåçà, äëÿ íîðìàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ ãåìîãëîáèíà íåîáõîäèìî äîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå â îðãàíèçì äðóãèõ ìèíåðàëüíûõ âåùåñò⠖ ìåäè, êîáàëüòà, ìàðãàíöà è öèíêà. Ìåäü ñîäåðæèòñÿ â ãîâÿäèíå, ïî÷êàõ, êðóïàõ, áîáîâûõ, ãðèáàõ, ôðóêòàõ, ÿãîäàõ (àðáóçå, êëþêâå, çåìëÿíèêå); ìàðãàíåö – â êðóïàõ, áîáîâûõ, çåëåíè (ùàâåëå, ïåòðóøêå, øïèíàòå), ÿãîäàõ; öèíê – â ìÿñå ïòèöû, ÿéöàõ, äðîææàõ, ñûðå, ñóáïðîäóêòàõ; êîáàëüò – â ìîëîêå, ìÿñå, áîáîâûõ, ÿãîäàõ, îðåõàõ, çåëåíè è îâîùàõ. Ïîêàçàí áîëüíûì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ìåä (ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé).

3. Ïîñëå íîðìàëèçàöèè óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà è ýðèòðîöèòîâ íàäî ðåãóëÿðíî ïðîõîäèòü ïðîôèëàêòè÷åñêîå ëå÷åíèå (îñîáåííî æåíùèíàì ñ îáèëüíûìè ìåíñòðóàöèÿìè), êîòîðîå çàêëþ÷àåòñÿ â êóðñîâîì ïðèåìå ïðåïàðàòîâ æåëåçà.

4. Áîëüíîé, ïåðåíåñøèé àíåìèþ, äîëæåí íàõîäèòüñÿ íà äèñïàíñåðíîì ó÷åòå è äâàæäû â ãîä ñäàâàòü êðîâü íà îáùèé àíàëèç è îïðåäåëåíèå óðîâíÿ ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà.

Õàðàêòåðíûìè ñèìïòîìàìè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ÿâëÿþòñÿ èçâðàùåíèå âêóñà è îáîíÿíèÿ (æåëàíèå ñúåñòü ÷òî-ëèáî íåñúåäîáíîå è ïðèñòðàñòèå ê íåïðèÿòíûì çàïàõàì), ñóõîñòü, øåëóøåíèå êîæè, îáðàçîâàíèå íà êîæå òðåùèí, ëîìêîñòü íîãòåé, òóñêëîñòü âîëîñ, òðåùèíû â óãëàõ ðòà.

Источник

Сестринский процесс при железодефицитной анемии. Анемия – это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.
Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.
Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.
Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.
Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.
Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.
Дефицит железа в организме проходит по стадиям:
– прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;
– латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:
– железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.
Степени тяжести ЖДА: легкая – снижение гемоглобина 110-90 г/л; среднетяжелая – снижение гемоглобина до 70 г/л; тяжелая снижение гемоглобина ниже 70 г/л.
Прогноз ЖДА – благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.
Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.
Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.
Принципы:
– Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.
– Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.
Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.
– Лечение сопутствующих заболеваний.

Читайте также:  Помощь при кровотечениях при анемии

Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:

1 этап. Сбор информации о пациенте

Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, потливость.
История (анамнез) заболевания: постепенное развитие.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.
Объективные методы обследования:
Осмотр: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные: восковидный цвет ушных раковин; сухость и шелушение кожи; заеды в углах рта; отставание в физическом и психомоторном развитии. При тяжелой анемии ломкость, сухость, тусклость и выпадение волос, слоистость и депигментация ногтей. Сглаженность или атрофия сосочков языка. Тахикардия.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни).
Общий анализ крови: снижение уровня гемоглобина (менее 110 г/л у детей до 5 лет) и количества эритроцитов; эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), различной величины и формы: снижение цветового показателя (менее 0,8).
Биохимический анализ крови: уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточным поступлением кислорода в ткани (гипоксия): снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожи и слизистых.
Существующие проблемы, обусловленные дефицитом железа: сухость, шелушение кожи, заеды в углах рта; ломкость, тусклость, выпадение волос; слоистость, депигментация ногтей; сглаженность и атрофия сосочков языка; извращение обоняния – пристрастие к резким неприятным запахам; извращение вкуса – поедание извести, мела, земли, глины, сырого мяса, картофеля.
При поздней диагностики и отсутствии адекватного лечения возникают потенциальные проблемы, риск развития анемии тяжелой степени тяжести, вторичного иммунодефицита, частые ОРВИ, пневмонии. заболевания ЖКТ.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому»

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.

Сестринский процесс при железодефицитной анемии

План сестринского уходаРеализация ухода с мотивацией
1Организовать «стационар на дому»Взаимозависимое вмешательство:
– обеспечение сестринской помощи и лечения:
– обеспечение комфортных условий больному ребенку
2Провести беседу с ребенком и/или родителями о заболевании, причинах развития, необходимости лечения, профилактике.
Дать конкретные рекомендации по питанию: при естественном вскармливании кормящая мама должна обязательно в свой пищевой рацион включать продукты, богатые железом, белком и витаминами: телятина, говядина,печень, яйцо, греча, овес, морковь, свекла, горошек, цветная капуста. томаты, зелень, яблоки, курага, груша, гранаты; лучше всего железо усваивается из мяса (гемовое железо); при искусственном вскармливании – адаптированные молочные и кисломолочные смеси, адаптированные молочные смеси, обогащенные железом “Симилак”; прикормы вводить на 1 мес. раньше; введение мяса с 4.5-5 мес., желтка По организации режима: постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, сон на свежем воздухе: массаж и гимнастика по возрасту По правилам приема назначенных препаратов: препараты железа (сироп или капли) перед приемом необходимо разводить в небольшом количестве фруктового чая, фруктового или овощного сока, воды и принимать во время или сразу после еды. Предупредить маму, что у ребенка может появиться жидкий стул или кал, окрашенный в черный цвет
Независимые вмешательство
– Расширение знаний о заболевании.
– Обеспечение качества ухода за больным ребенком.
– Комплексное лечение
3Активные патронажи с целью: контроля над соблюдением режима и питания; проведением терапии, назначенной врачом, и выполнением всех рекомендаций по уходу за ребенком; обучении матери правильному приему препаратов железа; проведение динамического наблюдения за реакцией на лечение: самочувствие ребенка, аппетит, эмоциональное состояние, длительность и характер сна. физиологические отправления. При ухудшении состояния срочное сообщение врачу или вызов на дом.Зависимое вмешательство: контроль и коррекция лечебных мероприятий;
– оценка эффективности проводимого лечения;
– своевременное выявление осложнений. Коррекция лечения

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка. Дети, перенесшие ЖДА, подлежат диспансеризации длительностью 1 год. План диспансеризации: осмотр педиатром 1-2 раза в месяц; анализ крови 1 раз в 2-3 мес. и после интеркуррентных заболеваний. С учета ребенок снимается при нормальных клинико-лабораторных показателях.

Источник