Уход медсестры за больным анемией

Уход медсестры за больным анемией thumbnail

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детейСестринский уход при железодефицитной анемии включает в себя 5 этапов, в ходе которых медсестра планирует уход, реализует его, ставит сестринский диагноз, оценивает полученные результаты.

В статье подробно расскажем о содержании сестринского ухода и об основных проблемах пациентов с железодефицитной анемией (ЖДА).


Больше статей в журнале

«Главная медицинская сестра»

Активировать доступ

Сестринский уход при железодефицитной анемии

Элементы ухода при железодефицитной анемии предполагают знание медсестрой особенностей этого состояния, на основании чего она планирует мероприятия по уходу.

К особенностям железодефицитной анемии можно отнести следующие:

  1. Анемия характеризуется утратой эритроцитов в костном мозге или их недостаточным образованием.
  2. По критериям ВОЗ ЖДА констатируется при уменьшении количества эритроцитов в единице объема крови и снижении гемоглобина у женщин <120 г/л и у мужчин <130 г/л.
  3. Дефицит железа в организме можно встретить у 1/3 населения планеты, поэтому профилактика и решение этой проблемы имеет большое социальное значение.
  4. Анемия может выступать как самостоятельное заболевание или как симптом другого заболевания.

СОП «Порядок взятия крови у пациента из вены процедурной сестрой» скачайте в журнале «Главная медицинская сестра»

анемия сестринский процессСкачать документ

Причины ЖДА:

    • нарушение образования эритроцитов в костном мозге или их разрушение;
    • инфекции;
    • дефицит железа, витаминов, белков;
    • потеря крови.

    Когда у пациента диагностирована анемия сестринский процесс включает в себя 5 этапов, на протяжении которых медсестра должна выявить основные проблемы пациента и разрешить их.

    Задачи медсестры на всех этапах сестринского процесса:

      • главная угроза для пациента – отсутствие информации о заболевании. В ходе беседы медсестра должна рассказать ему о проявлениях болезни, профилактике обострений и осложнений;
      • при необходимости медсестра должна ознакомить пациента с необходимой литературой о заболевании;
      • медсестра рассказывает пациенту об особенностях питания при заболевании, помогает ему пересмотреть вредные пищевые привычки;
      • поощрение пациента при соблюдении диеты;
      • профилактика падений, которые могут случаться из-за слабости, головокружения и онемения конечностей;
      • контроль двигательной активности пациента, помощь в передвижениях;
      • обеспечение обратной связи пациента и медперсонала;
      • контроль за своевременным приемом лекарств;
      • помощь в выполнении мероприятий по личной гигиене;
      • обеспечение ухода за полостью рта;
      • проведение бесед с родственниками по соблюдению режима питаний;
      • создание комфортных условий приема пищи.

      

      Проблемы пациента

      При заболевании железодефицитной анемией проблемы пациента могут быть разными. В первую очередь необходимо проанализировать гематологические и клинические симптомы анемии.

      Их можно разделить на две большие группы:

      1. Симптомы, связанные с гипоксией тканей:

        • шум в голове, головная боль, одышка;
        • бледность кожных покровов и слизистых оболочек;
        • сонливость, головокружение, повышенная утомляемость, слабость;
        • боли в области сердца, артериальная гипотония, тахикардия.

        2. Специфические симптомы:

          • выпадение волос, исчерченность ногтей;
          • трещины в уголках рта;
          • сухость кожи;
          • извращение вкусовых предпочтений – необходимость есть глину, мел, крупу, тесто, уголь и т.д.;
          • извращение обоняния – пристрастие к запаху бензина, резины, ацетона, керосина и т.д.;
          • койлонихия;
          • запоры, блестящий язык, глоссит.

          Осуществляя сестринский уход при железодефицитной анемии, медсестра может определить вид анемии по этиологическому фактору. Т.е. это анемия, 

            • возникшая из-за повышенного разрушения эритроцитов;
            • возникшая из-за нарушения кровообразования;
            • возникшая вследствие кровопотери.

            Как выполнять сестринские манипуляции: СОПы и алгоритмы в Системе Главная медсестра

            Также анемии подразделяются на микроцитарные, нормоцитарные, макроцитарные в зависимости от размера эритроцитов крови.

            В зависимости от концентрации гемоглобина в эритроците выделяют анемию гиперхромную, нормохромную.

            Железодефицитная анемия характеризуется нарушением утилизации железа из-за острой кровопотери, заболеваний ЖКТ или недостаточного поступления элемента с пищей.

            Потребность организма в железе ежесуточно обеспечивается за счет пищевого микроэлемента (10%). Остальная часть железа, необходимая для кроветворения, обеспечивается процессами физиологического распада эритроцитов.

            Клиническая картина болезни зависит от тяжести ее течения:

              • легкая степень- уровень гемоглобина 100 г/л и выше;
              • средняя степень – уровень гемоглобина 80-100 г/л;
              • тяжелая степень – снижение уровня гемоглобина составляет 55-80 г/л;
              • крайне тяжелая степень грозит развитием анемической комы, гемоглобин падает ниже уровня 55 г/л.

              Основные проблемы пациента:

                • ломкость ногтей и выпадение волос;
                • затруднение при глотании;
                • одышка и тахикардия;
                • головная боль;
                • головокружение;
                • бледность;
                • слабость, повышенная утомляемость.
                • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов.
                  В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

                Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

                Активировать

                Планирование и реализация ухода

                Элементы ухода при железодефицитной анемии включают в себя:

                  • ежедневный уход за слизистыми и кожей пациента, уход за полостью рта, гигиену при физиологических отправлениях;
                  • выполнение врачебных назначений, контроль за правильным приемом лекарств;
                  • контроль развития побочных эффектов;
                  • контроль таких параметров, как пульс, ЧДД, АД.

                  В процессе ухода медсестра должна быть готова к возможному переливанию крови, а также сывороток для переливания крови. Кроме того, медсестра беседует с пациентом о значении приема препаратов против анемии, правильном питании и т.д.

                  Сестринский уход при анемии у детейи взрослых предполагает назначение специальной диеты. Большинству пациентов подходит диета № 15 – она включает продукты, богатые железом, продукты с высоким содержанием витамина и белка.

                  Также препаратам назначают препараты, содержащие железо:

                    • сульфат железа (Ферроградумент, Тардиферон);
                    • лактат железа;
                    • хлорид железа (Гемофер, Алоэ сироп с железом);
                    • железа сульфат + аскорбиновая кислота;
                    • феррокаль;
                    • таблетки Бло, Каферид, фитоферролактол;
                    • поливитамины и минералы.

                    Препараты необходимо принимать 1-3 раза в сутки после еды в зависимости от конкретного лекарства. Выбор останавливают на препаратах, которые содержат достаточное количества железа, а также облегчают его всасывание.

                    Препараты для беременных назначают вместе с фолиевой кислотой.

                    Если у пациента нарушено всасывание железа в ЖКТ или при плохой переносимости препаратов парентерально вводят железа (III) гидроксид декстран (Феррум Лек), фербитол, ферковен или железа (III) гидроксид сахарозный комплекс (Венофер) (Швейцария).

                    Внутримышечно по показаниям вводится 1-2 мл железа (III) гидроксид декстран (Феррум Лек) через день. Другой вариант –содержимое одной ампулы растворяют в 10 мл изотонического раствора натрия хлорида и медленно вводят внутривенно.

                    При тяжелой анемии по жизненным показаниям проводят переливание цельной крови, эритроцитарной массы. Клиническое улучшение при проведении лечения наступает обычно раньше возрастания уровня гемоглобина, которое начинается через 2–3 недели с момента начала лечения.

                    Также пациентам могут быть назначены фитопрепараты:

                      • заваренные в кипятке ягоды шиповника. Отвар перед употреблением настаивают 20-30 минут;
                      • сборы против анемии (например, с листьями земляники, черной смородины, череды, крапивы и т.д.).

                      Сестринский уход при ЖДА включает обучение пациентов. Каждый пациент должен понимать, как важно начать лечение непосредственно после диагностики болезни.

                      Как самостоятельный метод лечения можно рассматривать фитотерапию и диетотерапию.

                      Другие особенности лечения и сестринского ухода:

                      1. Медперсонал должен организовать пациентам лечебное питание с преобладанием естественных источников витаминов (облепиха, лимоны, черна смородина) и мясных продуктов. Женщинам при обильных выделениях в период менструации показаны орехи и гранаты.
                      2. Прогноз лечения будет сомнительный, если дополнительно не назначить лечение заболеваний почек, ЖКТ, геморроя или фибромиомы матки с частыми кровотечениями.
                      3. В процессе ухода необходимо исключить медикаментозные, профессиональные и бытовые интоксикации.

                      Как выполнять сестринские манипуляции: СОПы и алгоритмы в Системе Главная медсестра

                      сестринский уход при анемии у детейСкачать документ

                      Железодефицитная анемия у детей: сестринский процесс

                      Сестринский уход при железодефицитной анемии у детей включает выявление проблем маленького пациента. После этого ставится сестринский диагноз, планируется и реализуется уход. Его результаты подлежат оценке.

                      У детей в норме наиболее часто встречается следующий уровень гемоглобина:

                        • у новорожденных – от 145 до 225 г/л;
                        • в возрасте 1 месяца – от 100 до 180 г/л;
                        • в возрасте от 2 месяцев до 2 лет – от 90 до 140 г/л;
                        • в возрасте 2-12 лет – от 110 до 150 г/л;
                        • в возрасте 13-16 лет – от 115 до 155 г/л.

                        В сутки дети теряют от 0,1 до 0,3 мг железа, к подростковому возрасту этот показатель возрастает до 1 мг в сутки.

                        Нормализации уровня гемоглобина – одна из важнейших задач в процессе ухода за пациентом. В детском и подростковом возрасте низкий уровень железа опасен следующими проблемами:

                          • нарушение поведенческих реакций и снижение интеллекта;
                          • задержка роста и развития;
                          • развития дистрофических изменений внутренних органов.

                          Вместе с тем, чрезмерные дозировки железа также несут определенные риски, поэтому назначение добавок возможно только по назначению врача.

                          Важнейшим фактором лечения, который должен учитывать сестринский процесс при железодефицитной анемии, является устранение причин, которые вызвали анемию. Пациентам рекомендуются ежедневные прогулки на свежем воздухе и активный образ жизни.

                          Диета при железодефицитной анемии у детей включает соблюдение следующих рекомендаций:

                            • прием пищи с высоким содержанием углеводов – изделия из муки, сахар, мед, варенье, крупы, бобовые, ягоды и фрукты;
                            • ограниченное употребление жиров – колбас, сала, рыбы, жирных сортов птицы и мяса. Выбирают жиры, которые легко усваиваются – оливковое, соевое, подсолнечное и сливочное масла;
                            • прием пищи с высоким содержанием белка – печень, почки, яичный белок, рыба, мясо, творог;
                            • ограниченное употребление молока до 0,5 литров в сутки и крепкого чая – эти продукты препятствуют всасыванию железа в кишечнике;
                            • употребление продуктов с высоким содержанием железа – черника, персики, крупы (пшено, ячневая, гречневая и т.д.), почти, печень, говяжий зык, икра рыб;
                            • употребление продуктов, содержащих высокое количествовитаминов В и С – творог, отруби, мясо, яичные желтки, бобовые, дрожжи, печень, почки, рыба и т.д.

                            В первые три месяца болезни назначают препараты с железом в лечебных дозах, далее – в профилактических дозах. Прием препаратов показан строго после еды. Их нельзя запивать молоком, преимущественно – водой и соками.

                            Также назначают медикаменты, которые улучшают всасывание железа – янтарная и аскорбиновая кислоты.

                            В тяжелых случаях препараты железа назначают пациентам в виде внутривенных и внутримышечных инъекций, а также назначают переливание эритроцитарной массы.

                            Уход медсестры за больным анемией

                            Профилактика ЖДА 

                            Сестринский уход при железодефицитной анемии происходит на этапе, когда болезнь уже диагностирована. Однако другие пациенты должны знать о первичных методах профилактики ЖДА:

                              • своевременное лечение болезней, которые сопровождаются кровопотерей – геморрой, язва, обильные менструации;
                              • здоровый образ жизни;
                              • двигательная активность;
                              • рациональное питание.

                              Препараты, содержащие железо, назначают беременным женщинам для профилактики анемии.

                              Вторичные меры профилактики актуальны при ЖДА и постгеморрагической анемии:

                                • профилактический прием препаратов с железом 2 раза в год весной и осенью;
                                • наблюдение у врача-гематолога;
                                • периодическое профилактическое лечение по назначению врача.

                                Для профилактики болезни в состав продуктов вводится железо, цинк и медь.

                                Материал проверен экспертами Актион Медицина

                                Источник

                                Õàðàêòåðèñòèêà è îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, åå êëàññèôèêàöèÿ, ýòèîëîãèÿ è ôàêòîðû âîçíèêíîâåíèÿ. Îñîáåííîñòè äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Ïðîôèëàêòèêà àíåìèé ó áåðåìåííûõ æåíùèí. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà â áîëüíèöå.

                                Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

                                Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

                                ÁÎÓ ÑÏÎ ÓÐ «Èæåâñêèé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ

                                èìåíè Ãåðîÿ Ñîâåòñêîãî Ñîþçà Ô.À. Ïóøèíîé

                                Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ Óäìóðòñêîé Ðåñïóáëèêè»

                                ÊÎÍÒÐÎËÜÍÀß ÐÀÁÎÒÀ

                                Ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü ïðè àíåìèÿõ

                                Èñïîëíèòåëü: Ìàðòüÿíîâà Àííà Íèêîëàåâíà,

                                ñòóäåíòêà 4 êóðñà 401 ãðóïïû

                                ñïåöèàëüíîñòè «Ñåñòðèíñêîå äåëî»

                                Ðóêîâîäèòåëü: Òèõîíîâà Òàòüÿíà Íèêîëàåâíà,

                                ïðåïîäàâàòåëü ñåñòðèíñêîãî äåëà â òåðàïèè,

                                âûñøåé êâàëèôèêàöèîííîé êàòåãîðèè ÈÌÊ

                                Èæåâñê 2015

                                Ââåäåíèå

                                Âûáîð òåìû «ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü ïàöèåíòàì ñ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé» îáóñëîâëåí åå àêòóàëüíîñòüþ äëÿ ïðàêòè÷åñêîãî çäðàâîîõðàíåíèÿ. Ïðîáëåìà äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ àíåìèé ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ àêòóàëüíûõ â ñîâðåìåííîé òåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå. Àíåìèè âîçíèêàþò âî âñå ïåðèîäû æèçíè ÷åëîâåêà. Ïðîáëåìà èìååò âàæíîå ñîöèàëüíîå çíà÷åíèå. Àíåìèÿìè ñòðàäàåò îäíà òðåòü íàñåëåíèÿ ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè : 40% ñëó÷àåâ ýòî áåðåìåííûå æåíùèíû, 25-30% ýòî ìîëîäîé è ñðåäíèé âîçðàñò, à ïîæèëîì è ñòàð÷åñêîì âîçðàñòå ñòðàäàåò 30% íàñåëåíèÿ. Ïðè÷èíàìè ÿâëÿåòñÿ: ýêîëîãèÿ, ïèòàíèå, íåáëàãîïðèÿòíûå ôàêòîðû âíåøíåé ñðåäû, ñòðåññû è íåðåäêî ðàçëè÷íûå çàáîëåâàíèÿ. Äàííàÿ áîëåçíü ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ òðóäîñïîñîáíîñòè è óõóäøåíèþ êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ.

                                Ïðåäìåò èññëåäîâàíèÿ: ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè æåëåçîäèôèöèòíîé àíåìèè.

                                Öåëü èññëåäîâàíèÿ: ðàçðàáîòàòü ðåêîìåíäàöèè äëÿ ïàöèåíòà ïî ïèòüåâîìó ðåæèìó, äèåòå ïðè îñòðîì ïèåëîíåôðèòå

                                Çàäà÷è:

                                1. èçó÷èòü

                                – ýòèîëîãèþ è ôàêòîðû ðèñêà ÆÄÀ

                                – êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó è äèàãíîñòèêó ÆÄÀ

                                – ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêó ÆÄÀ

                                2. ïðîâåñòè èññëåäîâàòåëüñêóþ ðàáîòó ïî ñåñòðèíñêîìó ïðîöåññó ñ ïàöèåíòîì ñòðàäàþùèì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé.

                                3. ñîñòàâèòü ïàìÿòêó äëÿ ïàöèåíòà ñ ÆÄÀ.

                                Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ

                                1. Àíàëèç ëèòåðàòóðû

                                2. Íåïîñðåäñòâåííîå íàáëþäåíèå (ñóáúåêòèâíîå, îáúåêòèâíîå îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà)

                                3. Âûÿâëåíèÿ ó ïàöèåíòà íàðóøåííûõ ïîòðåáíîñòåé

                                4. Óñòàíîâëåíèå ïðîáëåì ïàöèåíòà

                                5. Ñîñòàâëåíèå ïëàíîâ ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ ïî ïðèîðèòåòíûì ïðîáëåìàì

                                6. Äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå çà ïàöèåíòîì ñ äîêóìåíòèðîâàíèåì

                                7. Èçó÷åíèå îñíîâíûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, êîìïåíñèðóþùèõ çàáîëåâàíèå.

                                æåëåçîäåôèöèòíûé àíåìèÿ ëå÷åíèå ñåñòðèíñêèé

                                Ãëàâà 1. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

                                Àíåìèÿ (îò ãðå÷. àn – îòðèöàòü è háima – êðîâü) – ñîñòîÿíèå, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ óìåíüøåíèåì ñîäåðæàíèÿ íîðìàëüíîãî ãåìîãëîáèíà â åäèíèöå îáüåìà êðîâè, ÷àùå ïðè îäíîâðåìåííîì ñíèæåíèè êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ. Àíåìèþ êâàëèôèöèðóþò êàê ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà ñîñòàâëÿåò äëÿ ìóæ÷èí íèæå 130 ã/ë, äëÿ æåíùèí íèæå 120 ã/ë, äëÿ áåðåìåííûõ íèæå 110 ã/ë. Àíåìèÿ ìîæåò áûòü êàê ñàìîñòîÿòåëüíûì çàáîëåâàíèåì èëè îñëîæíåíèåì äðóãèõ çàáîëåâàíèé (ñèíäðîìîâ). Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ è ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ ïðè ýòîì íå îäèíàêîâûå.

                                Àíåìèè äåëÿòñÿ íà:

                                1. Àíåìèè âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðè (ïîñòãåìîððàãè÷åñêèå);

                                2. Àíåìèè âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ êðîâîîáðàçîâàíèÿ ( Â12- äåôèöèòíûå è æåëåçîäåôèöèòíûå, æåëåçîíàñûùåííûå, ãèïîïëàñòè÷åñêèå, ìåòîïëàñòè÷åñêèå);

                                3. Àíåìèè âñëåäñòâèå óñèëåííîãî ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ (ãåìîëèòè÷åñêèå); ýðèòðîöèòîïàòèè, ôåðìåíòîïàòèè, ãåìîãëàáèíîïàòèè, àíåìèè ïðè âîçäåéñòâèè àíòèòåë, ãåìîëèçèíîâ , õèìè÷åñêèõ âåùåñâ è äðóãèõ ôàêòîðîâ.

                                1.1 Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ, ýòèîëîãèÿ è åå ôàêòîðû

                                Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ- ýòî øèðîêî ðàñïðîñòðîíåííîå ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñíèæåíèåì êîëè÷åñòâà æåëåçà â îðãàíèçìå ( â êðîâè, êîñòíîì ìîçãå). Ïðè÷èíîé äåôèöèòà æåëåçà ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå áàëàíñà åãî â ñòîðîíó ïðåîáëàäàíèÿ ðàñõîäîâàíèÿ æåëåçà íàä ïîñòóïëåíèåì, íàáëþäàåìîå ïðè ðàçëè÷íûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ èëè çàáîëåâàíèÿõ.

                                Ïî äàííûì Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ, êàæäàÿ 3-ÿ æåíùèíà è êàæäûé 6-é ìóæ÷èíà â ìèðå (200 ìèëëèîíîâ ÷åëîâåê) ñòðàäàþò æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé .

                                Ôàêòîðû ðèñêà:

                                · Áåðåìåííûå æåíùèíû

                                · Ïîäðîñòêè

                                · Ëþäè, ïåðåíåñøèå îïåðàöèè íà êèøå÷íèêå

                                · Äîíîðû êðîâè

                                · ßçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè

                                Îñíîâíûìè ïðè÷èíàìè äåôèöèòà æåëåçà â îðãàíèçìå ÿâëÿþòñÿ:

                                · Êðîâîïîòåðè ðàçëè÷íîãî ãåíåçà ;

                                · Ïîâûøåííàÿ ïîòðåáíîñòü â æåëåçå;

                                · Íàðóøåíèå óñâîåíèÿ æåëåçà;

                                · Âðîæäåííûé äåôèöèò æåëåçà;

                                · Íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå;

                                Îáùèå ñèìïòîìû:

                                · Îáùàÿ ñëàáîñòü;

                                · Áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü;

                                · Çàòðóäíåíèå â ñîñðåäîòî÷åíèè âíèìàíèÿ, èíîãäà ñîíëèâîñòü;

                                · Ãîëîâîêðóæåíèå;

                                · Âîçìîæíû îáìîðîêè(ïðè òÿæåëîé ôîðìå àíåìèè);

                                · Îäûøêà;

                                · Áîëè ñ ñåðäöå;

                                · Øóì â óøàõ;

                                · Ñíèæåíèå àïïåòèòà;

                                · Íàðóøåíèå ôóíêöèè ðåöåïòîðîâ ðîòîâîé ïîëîñòè (òÿíåò åñòü ìåë, äåðåâî,çåìëþ);

                                Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ÆÄÀ:

                                1. Íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà â îðãàíèçì âñëåäñâèå ìàëîáåëêîâîé äèåòû è ïðè èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè; âñëåäñòâèå ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ; íàðóøåíèå âñàñûâàíèÿ ïðè ðåçåêöèÿõ æåëóäêà, êèøå÷íèêà, ýíòåðèòàõ; âðîæäåííûé äåôèöèò æåëåçà ó íåäîíîøåííûõ äåòåé.

                                2. Õðîíè÷åñêèå êðîâîïîòåðè. Ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ – ñàìàÿ ÷àñòàÿ ïðè÷èíà ïðè êðîâîïîòåðÿõ èõ ÆÊÒ: ÿçâåííàÿ áîëåçíü,ÿçâåííûé êîëèò, îïóõîëè, ãåìîððîé, äèâåðòèêóëû. Ýòè êðîâîïîòåðè – ÷àñòàÿ ïðè÷èíà äåôåöèòà æåëåçà ó ìóæ÷èí è âòîðàÿ ïðè÷èíà ïî ÷àñòîòå ïî ÷àñòîòå ó æåùèí;

                                3. Ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ è áóðíîãî ðîñòà, áåðåìåííîñòü, ïåðèîä ëàêòàöèè, ïîâåøåííûå ïîòðåáíîñòè â æåëåçå;

                                4. Íàðóøåíèå òðàíñïîðòà æåëåçà: âðîæäåííàÿ òðàíñôåððèíåìèÿ; íàëè÷èå àíòèòåë ê òðàíñôåððèíó, ñíèæåíèå ïðè ìàññèâíîé ïðîòåèíóðèè.

                                Ïàòîãåíåç

                                Íåäîñòàòî÷íîñòü æåëåçà Íb ïðèâîäèò ê ãåìè÷åñêîé ãèïîêñèè , òàê êàê ñíèæàåòñÿ ñïîñîáíîñòü ýðèòðîöèòîâ ê ñâÿçûâàíèþ è òðàíñïîðòó êèñëîðîäà. Ýòîò ìåõàíèçì ñòàíîâèòñ íåäîñòàòî÷íûì ïðè âûðàæåííîé àíåìèè, è ðàçâèâàåòñÿ òêàíåâàÿ ãèïîêñèÿ. Ãèïîêñèÿ ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ìåòàáîëèçìà è ðàçâèòèþ àöèäîçà. Óìåíüøåíèå ñèíòåçà ìèîãëîáèíà ïðèâîäèò ê ìûøå÷íîé ãèïîòîíèè è äèñòðîôèè. Èñòîùåíèå êëåòî÷íûõ ôåðìåíòîâ, ó÷àâñòâóþùèõ â îñíîâíûõ âèäàõ îáìåíà, ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ òðîôèêè êëåòîê è òêàíåé, èõ äåãåíåðàòèâíûì èçìåíåíèÿì. Íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà â êîñòíûé ìîçã îáóñëîâëèâàåò íàðóøåíèå ýðèòðîïîýçà. Ïðè èñòîùåíèè êëåòî÷íîãî æåëåçà âî âíóòðåííèé îáìåí âñòóïàåò æåëåçî çàïàñîâ. Òàêèì îáðàçîì, â ðåçóëüòàòå ïåðå÷èñëåííûõ ìåõàíèçìîâ ðàçâèâàåòñÿ ñèäåðîïåíèÿ- îáåäíåíèå æåëåçîì êëåòîê.

                                Êëèíèêà

                                1 ñòàäèÿ. Äåôåöèòà æåëåçà áåç êëèíèêè àíåìèè (ïðåäëàòåíòíàÿ àíåìèÿ). Ïðàêòè÷åñêè íåëüçÿ îáíàðóæèòü, òàê êàê îíà íå ñîïðîâîæäàåòñÿ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè.

                                2 ñòàäèÿ. Âòîðóþ ñòàäèþ íàçûâàþò ñòàäèåé ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà. Åñëè íå ïðîèñõîäèò àäåêâàòíîãî âîñïîëíåíèÿ äåôèöèòà æåëåçà íà ïåðâîé ñòàäèè, íàñòóïàåò âòîðàÿ ñòàäèÿ æåëåçîäåôèöèòíîãî ñîñòîÿíèÿ- ëàòåíòíûé äåôèöèò æåëåçà. Íà ýòîé ñòàäèè â ðåçóëüòàòå íàðóøåíèÿ ïîñòóïëåíèÿ íåîáõîäèìîãî ìåòàëëà â òêàíè îòìå÷àåòñÿ ñíèæåíèå àêòèâíîñòè òêàíåâûõ ôåðìåíòîâ (öèòîõðîìîâ, êàòàëàçû, ñóêöèíàòäåãèäðîãåíàçû è äð.), ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèåì ñèäåðåïåíèòè÷åñêîãî ñèíäðîìà. Ê êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì ñèäåðîïåíè÷åñêîãî ñèíäðîìà îòíîñèòñÿ èçâðàùåíèå âêóñà. Ïðèñòðàñòèå ê îñòðîé, ñîëåíîé, ïðÿíîé ïèùå, ìûøå÷íàÿ ñëàáîñòü, äèñòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ êîæè è ïðèäàòêîâ è äð.

                                Íà ñòàäèè ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà âîðãàíèçìå áîëåå âûðàæåíû èçìåíåíèÿ â ëàáàðàòîðíûõ ïîêàçàòåëÿõ. Ðåãèñòðèðóþòñÿ íå òîëüêî èñòîùåíèå çàïàñîâ æåëåçà â äåïî- ñíèæåíèå êîíöåíòðàöèè ôåððèòèíà ñûâîðîòêè, íî è ñíèæåíèå ñîäåðæàíèÿ æåëåçà â ñûâîðîòêå è áåëêàõ-ïåðåíîñ÷èêàõ îíà ïðîÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèåì óòîìëÿåìîñòè- ïðèçíàêàìè äåôèöèòà æåëåçà â òêàíÿõ â ñâÿçè ñ óìåíüøåíèåì êîëè÷åñòâà æåëåçîñîäåðæàùèõ ôåðìåíòîâ.

                                3 ñòàäèÿ. Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.

                                Æåëåçîäåôèöèòíîå ñîñòîÿíèå çàâèñèò îò ñòåïåíè äåôèöèòà æåëåçà è ñêîðîñòè åãî ðàçâèòèÿ è âêëþ÷àåò ïðèçíàêè àíåìèè è òêàíåâîãî äåôåöèòà æåëåçà (ñèäåðîïåíèè). ßâëåíèÿ òêàíåâîãî äåôèöèòà æåëåçà îòñóòñòâóþò ëèøü ïðè íåêîòîðûõ æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèÿõ, îáóñëîâëåííûõ íàðóøåíèåì óòèëèçàöèè æåëåçà, êîãäà äåïî ïåðåïîëíåíû æåëåçîì. Òàêèì îáðàçîì, æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ â ñâååì òå÷åíèè ïðîõîäèò â äâà ïåðèîäà: ïåðèîä ñêðûòîãî äåôèöèòà æåëåçà è ïåðèîä ÿâíîé àíåìèè, âûçâàííîé äåôèöèòîì æåëåçà.  ïåðèîä ñêðûòîãî äåôèöèòà æåëåçà ïîÿâëÿþòñÿ ìíîãèå ñóáüåêòèâíûå æàëîáû è êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè, õàðàêòåðíû äëÿ æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèé, òîëüêî ìåíåå âûðàæåííûå. Áîëüíûå îòìå÷àþò îáùóþ ñëàáîñòü, íåäîìîãàíèå, ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Óæå â ýòîò ïåðèîä ìîãóò íàáëþäàòüñÿ èçâðàùåíèå âêóñà, ñóõîñòü è ïîùèïûâàíèå ÿçûêà, íàðóøåíèå ãëîòàíèÿ ñ îùóùåíèåì èíîðîäíîãî òåëà â ãîðëå( ñèíäðîì Ïëàììåðà- Âèíñîíà),ñåðäöåáèåíèå, îäûøêà.

                                Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ èçìåíåíèÿìè êîæè, íîãòåé è âîëîñ. Êîæà îáû÷íî áëåäíàÿ, èíîãäà ñ ëåãêèì çåëåíîâàòûì îòòåíêîì(õëîðîç) è ñ ëåãêî âîçíèêàþùèì ðóìÿíöåì ùåê, îíà ñòàíîâèòñÿ ñóõîé, äðÿáëîé, øåëóøèòñÿ, ëåãêî îáðàçóþòñÿ òðåùèíû. Âîëîñû òåðÿþò áëåñê, ñåðåþò, èñòîí÷àþòñÿ, ëåãêî ëîìàþòñÿ, ðåäåþò è ðàíî ñåäåþò. Ñïåöåôè÷íû èçìåíåíèÿ íîãòåé: îíè ñòàíîâÿòñÿ òîíêèìè, ìàòîâûìè, óïëîùàþòñÿ, ëåãêî ðàññëàèâàþòñÿ è ëîìàþòñÿ, ïîÿâëÿåòñÿ èñ÷åð÷åííîñòü. Ïðè âûðàæåííûõ èçìåíåíèÿõ íîãòè ïðèîáðåòàþò âîãíóòóþ, ëîæêîîáðàçíóþ ôîðìó(êîéëîíèõèÿ)

                                1.2 Äèàãíîñòèêà

                                 äèàãíîñòèêå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ÿâëÿåòñÿ óñòàíîâëåíèå ïðè÷èíû äåôèöèòà æåëåçà. Ïðè ïîñòàíîâêå äèàãíîçà æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ðåøàþùåå çíà÷åíèå èìåþò äàííûå ëàáîðàòîðíûõ èññëåäîâàíèé:

                                ·Îáùèé àíàëèç êðîâè

                                ·Àíàëèç êðîâè íà áèîõèìèþ

                                ·Àíàëèç íà óðîâåíü æåëåçà â êðîâè

                                Îáíàðóæèâàåòñÿ ñíèæåíèå êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà. Êîëè÷åñòâî ýðèòðîöèòîâ âíà÷àëå ìîæåò áûòü íîðìàëüíûì. Ïðè çíà÷èòåëüíîì äåôèöèòå æåëåçà îíî òàêæå ñíèæàåòñÿ, íî â ìåíüøåé ñòåïåíè, ÷åì óðîâåíü ãåìîãëîáèíà. Îòìå÷àþòñÿ íèçêèé öâåòîâîé ïîêàçàòåëü è óìåíüøåíèå ñðåäíåé êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà â ýðèòðîöèòàõ. Óìåíüøàþòñÿ ðàçìåð ýðèòðîöèòîâ è èõ íàñûùåííîñòü ãåìîãëîáèíîì. Ëåéêîöèòàðíàÿ ôîðìóëà ìàëî èçìåíåíà.

                                Âñåì áîëüíûì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé íåîáõîäèìî ïðîâåñòè ðåíòãåíîñêîïè÷åñêîå èññëåäîâàíèå æåëóäêà è êèøå÷íèêà, èððèãîñêîïèþ, ãàñòðîñêîïèþ, êîëîíî- è ðåêòîðîìàíîñêîïèþ äëÿ óñòàíîâëåíèÿ ïðè÷èíû êðîâîòå÷åíèÿ, äàæå ïðè íàëè÷èè äðóãèõ ôàêòîðîâ, ïðèâîäÿùèõ ê äåôèöèòó æåëåçà. Êðîâîòå÷åíèÿ èç ïèùåâàðèòåëüíîãî êàíàëà ÿâëÿþòñÿ îñíîâíîé ïðè÷èíîé æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó ìóæ÷èí è æåíùèí, ïðè÷åì ÷àùå îíè èìåþò ñêðûòûé õàðàêòåð.

                                1.3 Ëå÷åíèå

                                Âî âñåõ ñëó÷àÿõ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè íåîáõîäèìî:

                                ·óñòàíîâèòü íåïîñðåäñòâåííóþ ïðè÷èíó âîçíèêíîâåíèÿ äàííîãî ñîñòîÿíèÿ è ïî âîçìîæíîñòè ëèêâèäèðîâàòü åå (÷àùå âñåãî óñòðàíèòü èñòî÷íèê êðîâîïîòåðè èëè ïðîâåñòè òåðàïèþ îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ).

                                ·äèåòà áîãàòàÿ æåëåçîì.

                                Ðåêîìåíäóþòñÿ ñëåäóþùèå ïðîäóêòû: ãîâÿæüå ìÿñî, ðûáà, ïå÷åíü, ïî÷êè, ÿéöà, ãðå÷íåâàÿ êàøà, áîáû, íåæèðíàÿ ñâèíèíà, ìÿñî èíäåéêè, êðîëèêà.

                                Îâîùè: ñâåêëà, ìîðêîâü, ïåòðóøêà, óêðîï, ñàëàò.

                                Ôðóêòû: ãðàíàò, øèïîâíèê, ñëèâû, ÿáëîêè, ïåðñèêè.

                                Ïðåïàðàòû æåëåçà:

                                ·Ôåððîïëåêñ

                                ·Ôåððóì-ëåê

                                ·Æåêòîôåð

                                ·Àêòèôåððèí

                                ·Ôåððîêàëü

                                ·Ôåððàìèä

                                1.4 Ïðîôèëàêòèêà àíåìèé

                                 ïðîôèëàêòèêå äåôèöèòà ôîëèåâîé êèñëîòû íóæäàþòñÿ áåðåìåííûå æåíùèíû, à òàêæå ïàöèåíòû, ïðèíèìàþùèå ïðåïàðàòû, ñïîñîáíûå íàðóøàòü ìåòàáîëèçì ôîëèåâîé êèñëîòû. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè Â-12-ôîëèåâî-äåôèöèòíîé àíåìèè èñïîëüçóþò ïðåïàðàòû ôîëèåâîé êèñëîòû â ñî÷åòàíèè ñ àñêîðáèíîâîé êèñëîòîé â äîçå 5 ìã/ñóò.

                                Îñíîâíûì ñðåäñòâîì â ïðîôèëàêòèêå àíåìèè ÿâëÿåòñÿ ñáàëàíñèðîâàííîå è áîãàòîå âèòàìèíàìè ïèòàíèå.  äíåâíîé ðàöèîí îáÿçàòåëüíî äîëæíû âõîäèòü âñå íåîáõîäèìûå âèòàìèíû è ìèêðîýëåìåíòû. Ðàöèîí çäîðîâîãî ÷åëîâåêà äîëæåí ñîäåðæàòü â ðàéîíå 20 ìã æåëåçà.

                                Äèñïàíñåðèçàöèÿ

                                Áîëüíûå ñ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé äîëæíû íàõîäèòüñÿ íà äèñïàíñåðíîì íàáëþäåíèè ó òåðàïåâòà ïðî ìåñòó æèòåëüñòâà , òàê êàê íåîáõîäèìî äëèòåëüíîå ïðîòèâîàíåìè÷åñêîå ëå÷åíèå, êîòîðîå ïîçâîëèò ïðåäóïðåäèòü ïðîãðåññèðîâàíèå àíåìèè, ñâîåâðåìåííî äèàãíîñòèðîâàòü è ëå÷èòü èíòåðêóðåíòíûå çàáîëåâàíèÿ. Äëèòåëüíîñòü ëå÷åíèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà, äîçèðîâêè, ïðîäîëæèòåëüíîñòü êóðñîâ ïîääåðæèâàþùåãî ëå÷åíèÿ è ñðîêè ïðåêðàùåíèÿ ëå÷åíèÿ çàâèñèò îò ñêîðîñòè âîññòàíîâëåíèÿ çàïàñîâ æåëåçà.  íà÷àëå àìáóëàòîðíîãî ëå÷åíèÿ áîëüíûå ïîñåùàþò ïîëèêëèíèêó îäèí ðàç â ìåñÿö, çàòåì îäèí ðàç â äâà-òðè ìåñÿöà. Ïðè êàæäîì îáðàùåíèè áîëüíîãî ê âðà÷ó îí íàïðàâëÿåòñÿ íà ïðîâåäåíèå ïîëíîãî îáùåêëèíè÷åñêîãî àíàëèçà êðîâè, æåëàòåëüíî îïðåäåëÿòü óðîâåíü ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà.

                                Âîññòàíîâëåíèå äî íîðìû óðîâåíü æåëåçà ñûâîðîòêè ÿâëÿåòñÿ óñëîâèåì äëÿ ïðåêðàùåíèÿ ïðèåìà æåëåçîñîäåðæàùèé ïðåïàðàòîâ (èëè ïåðåðûâà â ëå÷åíèè).  ïîñëåäóþùåì êîíòðîëüíûå àíàëèçû ñëåäóåò ïðîâîäèòü íå ðåæå îäíîãî ðàçà â òðè-÷åòûðå ìåñÿöà. Ñðåäíèå ñðîêè äèíàìè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ òðè-ïÿòü ëåò.

                                Ïîêàçàíèþ ê ñíÿòèþ ñ äèñïàíñåðíîãî ó÷åòà ÿâëÿåòñÿ ëèêâèäàöèÿ ïðè÷èíû, âûçâàâøåé àíåìèþ, ïîëíîå âîññòàíîâëåíèÿ óðîâíÿ æåëåçà â íîðìàòèâíûõ ïðåäåëàõ â òå÷åíèè îäíîãî ãîäà. Ïàöèåíòû äîëæíû ðàöèîíàëüíî òðóäîóñòðîåíû, ñîáëþäàòü äèåòó(ñûðû, ìÿñî, ïå÷åíü, ôðóêòû, îâîùè).  ïåðèîä äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ ïî ïîêàçàíèÿì îäèí ðàç â ãîä ïðîâîäÿò ðåíòãåíîñêîïèþ æåëóäêà, àíàëèç æåëóäî÷íîãî ñîêà, êîíñóëüòàöèÿ ãèíåêîëîãà, õèðóðãà è äðóãèõ ñïåöèàëèñòîâ.

                                1.5 Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà

                                1-é ýòàï – ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà.

                                Ïðè ðàññïðîñå ïàöèåíòà ñ àíåìèÿìè ìåäñåñòðà âûÿñíÿåò âñå åãî æàëîáû.

                                2-ýòàï – äèàãíîñòèðîâàíèå èëè îïðåäåëåíèå ïðîáëåì ïàöèåíòà.

                                Ïîñëå îöåíêè ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà, ìåäñåñòðà âûÿâëÿåò ïðîáëåìû ïàöèåíòà. Ïðè àíåìèÿõ îíè ìîãóò áûòü ñëåäóþùèìè:

                                -Ñíèæåíèå èëè îòñóòñòâèå àïïåòèòà;

                                -Ãîëîâîêðóæåíèå;

                                -Îäûøêà, áîëè â îáëàñòè ñåðäöà;

                                -Íåóñòîé÷èâûé ñòóë;

                                Ïîñëå îöåíêè ñåñòðà ðåøàåò âîïðîñ îá èõ ïðèîðèòåòíîñòè.

                                3-é ýòàï – ïëàíèðîâàíèå ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

                                Ìåäñåñòðå íåîáõîäèìî îçíàêîìèòü ïàöèåíòà ñî ñâîåé îöåíêîé åãî ñîñòîÿíèÿ è ïîòðåáíîñòè â óõîäå.

                                4-é ýòàï – ðåàëèçàöèÿ ïëàíà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

                                Ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà ïðîâîäÿòñÿ â ñîòðóäíè÷åñòâå ñ äðóãèìè ìåäèöèíñêèìè ðàáîòíèêàìè.  ýòîò ïåðèîä íàäî êîîðäèíèðîâàòü äåéñòâèÿ ìåäñåñòðû ñ äåéñòâèÿìè ïàöèåíòà, äðóãèõ ìåäðàáîòíèêîâ, ðîäñòâåííèêîâ, ó÷èòûâàÿ èõ ïëàíû è âîçìîæíîñòè.

                                5-é ýòàï – îöåíêà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

                                Îöåíêà ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ ïðîâîäèòñÿ ïîñòîÿííî. Ýôåêòèâíîñòü ñåñòðèíñêîãî óõîäà îïðåäåëÿåòñÿ ïîñëå äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííûõ öåëåé.

                                Ìåäñåñòðà â ñåñòðèíñêîé èñòîðèè áîëåçíè ôèêñèðóåò ìíåíèå ïàöèåíòà îá îêàçàííîé åìó ïîìîùè, âûïîëíåíèå ïëàíà ïî óõîäó, ýôôåêòèâíîñòü ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ, ïîáî÷íûå äåéñòâèÿ è íåîæèäàííûå ðåçóëüòàòû ïðè âûïîëíåíèè ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

                                2. Ïðàêòè÷åñêàÿ ÷àñòü: Íàáëþäåíèÿ èç ïðàêòèêè

                                Íàáëþäåíèå èç ïðàêòèêè ¹1

                                 ãåìàòîëîãè÷åñêîì îòäåëåíèè ïàöèåíòêà Íàçàðîâà À. 31 ãîä ñ äèàãíîçîì æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.

                                Æàëîáû íà ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèÿ, ñåðäöåáèåíèå, ñóõîñòü êîæè, èçâðàùåíèå âêóñà – åñò óãîëü, ìåë. Ïàöèåíòêà îòìå÷àåò ÷àñòûå íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ è íå çíàåò ñïîñîáîâ èõ îñòàíîâêè. Îáúåêòèâíî: êîæà áëåäíàÿ, ñóõàÿ, ×ÑÑ – 90 óäàðîâ â ìèíóòó, ×ÄÄ – 30 â ìèíóòó, ÀÄ – 100 / 70 ìì ðò. ñò. Íà ôîíå ïîâûøåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ðàçâèëîñü íîñîâîå êðîâîòå÷åíèå.

                                Ïðîáëåìû ïàöèåíòà:

                                Íàñòîÿùèå:ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå, ñåðäöåáèåíèå, ñóõîñòü êîæè, èçâðàùåíèå âêóñà, ÷àñòûå íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ.

                                Ïîòåíöèàëüíûå:ðèñê òðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèé êîæè, âñëåäñòâèå åå ñóõîñòè è ñíèæåíèÿ èììóíèòåòà; ðèñê òðàâìàòèçàöèè, ðèñê ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

                                Ïðèîðèòåòíàÿ ïðîáëåìà: íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ.

                                Öåëü: îáó÷èòü ïàöèåíòêó îêàçàíèþ íåîòëîæíîé ïîìîùè ïðè íîñîâîì êðîâîòå÷åíèè.

                                ÏëàíÌîòèâàöèÿ1. Ïîëîæèòü õîëîä íà ïåðåíîñèöó äëÿ îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ.

                                2. Âûïîëíèòü ïåðåäíþþ òàìïîíàäó ñ ïåðåêèñüþ âîäîðîäà äëÿ îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ.

                                3. Ãîëîâó íàêëîíèòü ñëåãêà âïåðåäÄëÿ ïðîôèëàêòèêè àñïèðàöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé.

                                4. Îáåñïå÷èòü ôèçè÷åñêèé è ïñèõè÷åñêèé ïîêîé .

                                5. Îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà.

                                6.Íàáëþäàòü çà âíåøíèì âèäîì, ïóëüñîì, ÀÄÑ öåëüþ êîíòðîëÿ ñîñòîÿíèÿ.

                                7.Âûçâàòü âðà÷à ïðè äëèòåëüíîì êðîâîòå÷åíèè.Äëÿ îêàçàíèÿ êâàëèôèöèðîâàííîé ïîìîùè.

                                Îöåíêà ðåçóëüòàòà:ïàöèåíòêà îáó÷åíà äåéñòâèÿì ïðè íîñîâîì êðîâîòå÷åíèè. Öåëü äîñòèãíóòà.

                                Çàêëþ÷åíèå

                                 äàííîé êóðñîâîé ðàáîòå áûëè ðàññìîòðåíû äâà ÷àñòî âñòðå÷àþùèõñÿ âèäà àíåìèè, òàêèå êàê: æåëåçîäåôèöèòíàÿ è Â-12 äåôèöèòíàÿ àíåìèè. Ìíîþ áûëè ñäåëàíû ñëåäóþùèå âûâîäû: 2 äàííûõ âèäà àíåìèé ñîâåðøåííî ðàçíûå ïî ýòèîëîãèè è ïðåäðàñïîëàãàþùèì ôàêòîðàì; êëèíè÷åñêèì êàðòèíàì è îñîáåííîñòÿì äèàãíîñòèêè; ìåòîäàì îáñëåäîâàíèÿ è ïîäãîòîâêè ê íèì; ïðèíöèïàì ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè è ãëàâíîå – îñîáåííîñòÿì ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà. Ïðàâèëüíî âûáðàííûé óõîä ïðè àíåìèÿõ ïîìîæåò ìåäèöèíñêîé ñåñòðå îñóùåñòâèòü êâàëèôèöèðîâàííî âñå ïÿòü ýòàïîâ ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà.

                                Ñâîåâðåìåííàÿ äèàãíîñòèêà àíåìèé ïîçâîëÿåò ïðàâèëüíî âûáðàòü êóðñ ëå÷åíèÿ è èçáåæàòü äàëüíåéøèõ îñëîæíåíèé.

                                Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ òðåáóåò îò ñåñòðû íå òîëüêî õîðîøåé òåõíè÷åñêîé ïîäãîòîâêè, íî è òâîð÷åñêîãî îòíîøåíèÿ ïî óõîäó çà ïàöèåíòàìè, óìåíèÿ ðàáîòàòü ñ ïàöèåíòàìè êàê ñ ëè÷íîñòüþ, à íå êàê ñ îáúåêòîì ìàíèïóëÿöèé.  îòäåëåíèè ñòàöèîíàðà îñóùåñòâëÿåòñÿ ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü, êîòîðàÿ çàêëþ÷àåòñÿ â ïîääåðæàíèè, âîññòàíîâëåíèè, è óäîâëåòâîðåíèè îñíîâíûõ ïîòðåáíîñòåé ïàöèåíòîâ ñ àíåìèÿìè.

                                Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

                                Источник