Урок биологии эритроциты и гемоглобин

Урок биологии эритроциты и гемоглобин thumbnail

Конспект открытого урока

Тема: Эритроциты

Цели урока:

 Образовательные:

  • Познакомить учащихся с механизмом переноса кровью кислорода и углекислого газа.

  • Сформировать у школьников знания об особенностях строения эритроцитов в связи с выполняемой функцией, о совершенствовании строения эритроцитов в процессе эволюции.

Развивающие:

  • Продолжать терминологическую работу с учащимися.

  • Развивать самостоятельность учащихся, их самоорганизацию при выполнении заданий.

  • Развивать логику, внимание, память учащихся, способности к синтезу и анализу.

Воспитательные:

  • Продолжать формировать у учащихся навыки сотрудничества для достижения поставленной цели.

  • Развивать представления учащихся об уникальности человеческого организма, его целостности и упорядоченности всех его процессов, его хрупкости.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Биология – 8», тетрадь.

Основные термины: эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, карбоксигемоглобин, малокровие

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

Объявление плана проведения урока.

П. Повторение изученной темы

Фронтальная работа

1) Терминологическая разминка «Блиц – опрос»

– Чем образована внутренняя среда в организме?

– Какую роль она играет?

– Где располагается тканевая жидкость?

– Из чего образуется тканевая жидкость?

– Что такое кровь?

– Из чего состоит кровь?

– Что такое плазма?

– Из каких веществ состоит плазма?

– Что такое сыворотка крови?

III. Постановка проблемного вопроса

Одна из важнейших функций крови – транспортная, в частности, транспорт газов. Каких?

Если бы газы были просто растворены в плазме, она смогла бы переносить кислород приблизительно 0,2 мл на 100 мл и углекислый газ – 0,3 мл на 100 мл.

Но известно, что она переносит 20 мл кислорода и 60 мл углекислого газа на 100 мл

Чем же может достигаться такая эффективность? (эта функция связана с какими-то элементами, специализированными для выполнения этой функции)

– Такие форменные элементы присутствуют в крови. Это эритроциты.

IV. Изучение новой темы

На экране – название темы и цели урока «Эритроциты»

1. Строение эритроцитов

Работа с учебником заполняют таблицу в тетради

Признаки

Лейкоциты

Особенности

Размер

 7 мкм

Количество в 1 мм3

Форма

Строение

Место образования

Место разрушения

Продолжительность жизни

Функции

Заболевание

.

Эритроциты – это клетки, имеющие постоянную форму, а именно, форму двояковогнутых дисков. На экране – вид эритроцита сверху и сбоку. Для создания зрительного образа вопрос: Вам приходилось пить лекарства? Такая форма вам что напоминает – Таблетку.

Зрелые эритроциты лишены ядра. Они утрачивают его в процессе развития из клетки-предшественника.- эритробласта. Образуются эритроциты в красном костном мозге.

Эритроциты имеют красный цвет, так как под тонкой мембраной находится гемоглобин – красный пигмент, с его особенностями и связана функция эритроцитов. В норме в 1 кубическом мм крови содержится до 5 млн. эритроцитов. Живёт эритроцит до 120 суток. Разрушается в селезёнке.

Проверка заполнения таблицы в графе «эритроциты».

Это интересно

Если считать эритроциты человека со скоростью 100 штук в минуту, то чтобы их все пересчитать понадобится 450 тысяч лет.

В один день костный мозг производит 320 миллиардов эритроцитов.

Если положить все эритроциты друг на друга, то получится «столбик» высотой 62 тыс. км. На оси этой длины могло бы вращаться несколько таких планет как наша Земля. Общая поверхность всех эритроцитов составляет 3800 м². Это в 1500 раз больше всей поверхности человеческого тела.

2. Знакомство с механизмом переноса гемоглобином кислорода и углекислого газа.
Гемоглобин – сложное вещество белковой природы, состоящее из двух частей гемо – железосодержащее вещество придающее крови красный цвет и белок – глобин. Обладающее уникальной особенностью: способностью к переносу кислорода и углекислого газа.

В условиях высокой концентрации кислорода гемоглобин вступает с ним в нестойкое соединение.

– Легко распадается в условиях низкой концентрации кислорода.

В межклеточном веществе тканей низкая концентрация кислорода. Он распадается на кислород и свободный гемоглобин. Тканевая жидкость насыщается кислородом и передаёт его клеткам.

На экране – запись процесса с помощью химических символов.

Освободившийся гемоглобин здесь же, в тканях вступает в нестойкое соединение с углекислым газом в условиях его высокой концентрации в тканевой жидкости,
Образуется карбоксигемоглобин, который с кровью переносится к лёгким, где он в условиях низкой концентрации углекислого газа легко распадается. На экране – запись с помощью химических символов.

Вопрос: А что будет, если гемоглобин с каким-либо веществом вступит в стойкое соединение? (Он утратит способность переносить кислород и углекислый газ)

Пример такого вещества – угарный газ. Он образуется при неполном сгорании топлива. Если человек надышится угарным газом, то гемоглобин его эритроцитов окажется связанным в стойкое соединение – карбогемоглобин и тогда… человек может погибнуть.

Есть выражение «носиться как угорелый». Оказывается, угорелый – это человек, надышавшийся угарным газом. Из опыта люди знали, что «угорелому» может помочь интенсивные движения, при которых это соединение хотя бы частично распадается. Поэтому люди и старались очень быстро бегать.

– Как совершенен механизм переноса газов, с которым мы познакомились! Но как он хрупок! Может, стоит задуматься: как уникальна жизнь, в каком узком диапазоне она существует и как бережно нужно к ней относиться?!

3. Выяснения особенностей строения эритроцитов человека, обеспечивающих эффективное выполнение ими своих функций.

Гемоглобин обладает уникальной способностью. Но эта способность должна быть реализована. Для этого гемоглобина должно быть достаточное количество в эритроцитах и должна быть большая площадь поверхности эритроцитов, обеспечивающая соприкосновение гемоглобина с газами. Так вот наша задача понять, какие особенности в строении эритроцитов позволяют реализовать их способности.

Лучше всего это выявить в сравнении. Мы будем сравнивать эритроциты человека и лягушки в процессе выполнения лабораторной работы №5

Тема: «Микроскопическое строение эритроцитов человека и лягушки».

На экране – название, цели и ход работы.

Учащиеся записывают название и цели работы, учитель называет оборудование, которое имеется на рабочих столах. В ходе беседы выясняются действия учащихся по выполнению работы. Учащиеся самостоятельно выполняют работу по изучению микропрепаратов и делают соответствующие им рисунки с подписями. На экране – вопросы к отчетному заданию.

1) Что общего у эритроцитов лягушки и человека? (красный цвет – наличие
гемоглобина, округлая форма, есть цитоплазма и мембрана)

2) А в чём их различия? (Размеры, отсутствие ядер, форма различна – у эритроцитов
человека форма двояковогнутых дисков, а у лягушки этого нет)

3) Чья кровь эффективнее переносит газы?
Для ответа на этот вопрос:

Читайте также:  Гемоглобин как повысить ребенку 6 месяцев

Вывод: кровь человека лучше переносит газы, чем кровь лягушки, так как эритроциты человека мельче, в них отсутствуют ядра, и они имеют форму двояковогнутых дисков.

4. Заболевание вызванное уменьшением содержания гемоглобина в крови.

Анемия или малокровие — снижение концентрации гемоглобина в крови, чаще при одновременном уменьшении числа эритроцитов

Возраст и пол

Порог Hb(Г/Л)

Порог Hb(Г/%)

Дети (3 мес.—5 лет)

110

11,0

Дети (5—12 лет)

115

11,5

Дети (12—15 лет)

120

12,0

Мужчины (>15 лет)

130—160

13,0—16,0

Женщины небеременные (>15 лет)

120—140

12,0—14,0

Женщины беременные

110

11,0

Признаки анемии: частые головные боли, быстрая утомляемость, бледность кожных покровов, выпадение волос, ломкость ногтей, понижение кровяного давления.

Профилактика: прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, витамины, употребление продуктов содержащие железо.

V. Закрепление

1. Загадка

«Каждую секунду в «Красном море» миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней в плавание вновь» Что такое «корабли» и «гавани».

2. Задача «Экспертиза».

Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Ответ. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.

3. Письменная работа

Подбери признаки, характерные для эритроцитов.

1. Бесцветные клетки.

2. Функция – транспорт газов.

3. В 1 мм3 крови их 5 млн.

4. Имеют форму двояковогнутых дисков.

5. Ядерные клетки.

6. Образуются в красном костном мозге.

7. Живут 2 – 4 дня.

8. Внутри клеток находится гемоглобин.

9. Имеют способность самостоятельно передвигаться.

10. Разрушаются в селезенке.

VI. Домашнее задание

Параграф 28, задание стр 103

VI. Рефлексия

Что мы сегодня изучали?

Какие новые термины вы сегодня узнали?

Отметьте на полях значком

Круг – понял

Квадрат – понял, но не все

Треугольник – не понял

Подведение итогов урока

Спасибо за урок

Источник

Поурочный план Дата ______________ Класс ____8-ые____

Урок 30 биологии

Учитель

Тема урока Транспортировка кислорода и углекислого газа эритроцитами. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь.

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

Вид урока: стандартный.

Цель: сформировать знания у школьников об особенностях строения эритроцитов в связи с их основной функцией.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с форменными клетками крови: эритроцитами, их строением и выполняемыми ими функциями; артериальной и венозной крови; ролью гемоглобина;

Развивающие: совершенствовать навыки работать с микроскопом и микропрепаратами; способствовать развитию логического мышления учащихся, умений применять полученные знания на практике в жизни; видеть проблему и находить пути ее решения; работать с учебником, дополнительными источниками, выделять главное, самостоятельно делать выводы;

Воспитательные: продолжить формирование интереса к своему здоровью.

Оборудование: таблица «Кровь», микропрепараты «кровь лягушки», «кровь человека», микроскопы, «Электронное пособие по биологии» (ISBN 978-601-7438-01-2), видеоролик «Эритроциты», приложения №1 -3.

Ход урока

«Знание, и только знание делает человека свободным и великим»

Д.И.Писарев

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент

Здравствуйте ребята! Садитесь!

Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами, пусть даже самыми маленькими. Пусть каждый из вас сейчас вспомнит о каком- нибудь своем достижении и улыбнется. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важно для вас. И я думаю, что Вы сможете сегодня добиться успехов при изучении новой темы.

Р

НО

МК

Индивид

II. Актуализация знаний

А). Биологическая эстафета по понятиям(слайд 2):

  • внутренняя среда организма

  • плазма крови

  • гамма – глобулин

  • альбумин

  • фибриноген

  • сыворотка крови

  • форменные клетки крови

  • эритроциты

  • гемоглобин

  • лейкоциты

  • фагоцитоз

  • тромбоциты

В). Работа по вариантам (слайд 3):

1 вариант:

Выберите и зашифруйте правильные ответы:

1. Фибриноген 4. Тромбоциты 7. Тромб 10 – Гепарин

2. Гемофилия 5. Сыворотка 8. Вода

3. Плазма 6. Фибрин 9. Глюкоза

1. Вещество составляющие 90% массы плазмы.

2. Кровяные пластинки.

3. Растворимый белок крови.

4. Основной источник энергии.

5. Жидкая часть крови.

6. Заболевание несвертываемости крови … .

7. Нерастворимый белок в тромбе.

8. Плазма крови, лишённая фибриногена.

9. Состоит из нитей фибрина.

10. Препятствует свертыванию крови.

(1 – 8; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 9; 5 – 3; 6 – 2; 7 – 6; 8 – 5; 9 – 7; 10 – 10).

2 вариант:

Выбери номера верных утверждений для тромбоцитов:

  1. Имеют шаровидную форму.

  2. Имеют ядро.

  3. Нет ядра.

  4. Неправильной формы.

  5. Имеют двояковогнутую форму.

  6. Кровяные пластинки.

  7. В 1мм3 их – 4.5 – 5 млн.

  8. В 1мм3 их – 6 – 8 тыс.

  9. В 1мм3 их – 300- 400тыс.

  10. Живут 2 – 4 дня.

  11. Живут 5 -7 дней

  12. Функция – свертывание крови.

  13. Функция – перенос газов.

  14. Хранятся в селезенке.

  15. Разрушаются в селезенке и местах нарушения целостности сосудов.

  16. Образуются в красном костном мозге.

(3, 4, 6. 9, 11, 12, 15, 16)

Шкала оценивания:

«0» ошибок – оценка «5»;

«1»- «3» ошибки – «4»;

«4»- «6» ошибок – «3»;

«7»- и более ошибок – «2».

(Взаимопроверка).

Р

Р

ЧП

НО
МК

Фронтал

Индивид

+

+

III. Мотивация

Проблемный вопрос:

Известно, что в 5 л крови человека может раствориться около 100мл О2, а для удовлетворения потребности организма необходимо около 200мл О2 в минуту. Каким образом организм получает необходимое количество кислорода, и какие клетки крови в этом принимают участие?

Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Откройте тетради, запишите тему урока «Транспортировка кислорода и углекислого газа эритроцитами. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь» (слайд 4).

Цель: познакомиться с особенностями строения эритроцитов в связи с их основной функцией.

Р

ПП

НО
МК

Коллект

+

IV. Изучение

н/м:

(Использование ИСЭТа «Внутренняя среда организма. Состав крови. Форменные элементы крови. Свертывание крови» из «Электронного пособия по биологии. 8 класс» Волковой Т.В.).

А). История открытия эритроцитов (слайд 5):

  • Антонии ванн Левенгук (1632 – 1723гг) – голландский естествоиспытатель, впервые с помощью микроскопа увидел и описал мельчайшие красные кровяные тельца, которые назвал корпускулами, что означает по латыни тельца;

  • Марчелло Мальпиги (1628 – 1694гг) – итальянский врач, анатом и физиологи принял эти клетки за жировые шарики;

  • Уинфреду Эшби в 20х годах 20 века определил срок жизни эритроцитов: четыре месяца;

  • В 1950 с помощью радиоактивных веществ: хрома-51 установили, что средний срок жизни эритроцитов оказался равным 111-121 дням;

  • Макс Перутц (20 век) открыл строение молекулы гемоглобина и был удостоен Нобелевской премии в 1962г.

Читайте также:  Высокий гемоглобин в крови понизить

Б). Эритроциты, их характеристика (слайды 6 – 21):

Используя материал об эритроцитах на страницах 119- 120 параграфа 25 под редакцией Р.Алимкуловой (2016), приложения №1- 3, слайды презентации, найдите ответ на предложенные задания, внесите данные о них в таблицу «Эритроциты» и выступите перед товарищами:

1 группа (слайды 8 – 9):

  1. Количество эритроцитов в 1мм3 крови.

  2. Почему в высокогорных местностях количество эритроцитов увеличивается?

  1. группа (слайды 10 -11):

  1. Форма эритроцитов (с просмотром видеоролика «Эритроциты»).

  2. Какую форму имеют эритроциты и какое это имеет значение?

3 группа (слайды 12 – 13):

  1. Строение эритроцитов.

  2. От чего зависит красный цвет крови?

4 группа (слайды 14 – 17):

  1. Места образования и разрушения эритроцитов.

  2. Какие эритроциты разрушаются в селезенке?

  1. группа (слайды 18 – 21):

  1. Продолжительность жизни и основная функция эритроцитов.

  2. Почему эритроцитов в крови намного больше, чем лейкоцитов?

Название клетки

Эритроциты

Кол-во в 1мм3 крови

Форма

Строение

Место образования

Место разрушения

Продолжительность жизни

Функции

Отчеты групп.

В). Транспортировка кислорода и углекислого газа эритроцитами. Артериальная и венозная кровь (слайды 22 – 26):

Гемоглобин участвует в транспорте О2 от легких к тканям и СО2 – от тканей к легким. В капиллярах легких за 0,02с. гемоглобин присоединяет О2 и превращается в непрочное соединение – оксигемоглобин (ярко – красного цвета). В капиллярах тканей О2 отщепляется от оксигемоглобина и используется клетками. Освободившийся от О2 гемоглобин тут же присоединяет СО2 – карбгемоглобин и с током крови опять попадает в легкие.

Наиболее прочно гемоглобин соединяется с угарным газом (СО) – оксидом углерода, образуя карбоксигемоглобин. Химическое сродство СО к гемоглобину почти в 300 раз выше, чем О2.Пpи содержании в воздухе 0,1% угаpного газа ведёт к тому, что 80 % гемоглобина оказывается связанным с окисью углеpода. В связи с этим клетки и ткани не получают необходимого количества кислорода.

Где можно встретить много угарного газа?

Много СО в выхлопных газах автомашин. При вдыхании СО он проникает в кровь и образует с гемоглобином прочное соединение – карбоксигемоглобин. Результатом этого может быть тяжелые отравления, последствия кислородного голодания (рвота, головная боль, мышечная слабость, судороги, потеря сознания и может наступить смерть).

ПМП при отравлении СО:

  • обеспечить доступ О2(открыть окна, вынести пострадавшего на свежий воздух или дать подушку с кислородом);

  • напоить крепким чаем;

  • в более тяжёлых случаях надо пpоизводить искусственное дыхание, лучше газовой смесью, содеpжащей 95 % О2 и 5 % СО2;

  • доставить пострадавшего в больницу.

Помните:

Для предупреждения отравления СО, надо соблюдать осторожность, находясь в помещениях с истопленной печью, не стоять долго на перекрестках улиц с оживленным движением и т.д.

Г). Малокровие (сообщение учащихся) (слайды 27 – 29):.

Малокровие связано с уменьшением количества эритроцитов или с понижением содержания в них гемоглобина.

Д). Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) (слайд 30):

Если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в капиллярных трубочках, то эритроциты начинают оседать с определенной скоростью: у мужчин она считается нормальной при 1 – 10 мм/ч, у женщин – 2 -15 мм/ч.

Определение СОЭ имеет важное диагностическое значение в медицине. При воспалительных процессах в организме СОЭ повышается.

Е). Сравнение крови лягушки и человека (слайды 31 – 32):

Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека под микроскопом, сравните их, заполните таблицу и ответьте на вопрос: Почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?

Признаки

Эритроциты

человека

лягушки

Диаметр клетки, мкм

7 – 8

21 -24

Форма клетки

двояковогнутая

овальная

Наличие ядра

нет

есть

Окраска цитоплазмы

светло – розовая

ярко- красная

В эритроцитах человека нет ядра, зато его место заполнено гемоглобином, поэтому каждый эритроцит захватывает больше О2, чем эритроциты лягушки.

Вывод:

Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером, количеством и наличием ядра.

Эритроциты крови лягушки содержат ядро, а эритроциты крови человека не имеют ядра, зато его место заполнено гемоглобином, поэтому каждый эритроцит захватывает больше кислорода, чем эритроциты лягушки.

Л). Известно ли Вам, что (слайды 33 – 34):

    • в 1805 г. шведский химик Берцелиус получил из красных телец крови бесцветный белок, который он назвал глобулином. Внутри телец глобулин соединен с красящим веществом, которое называли гематином. Всё соединение назвали гематоглобином. Со временем его название сократилось до гемоглобина;

    • в одной маленькой песчинке может уместиться 1 000 000 эритроцитов;

    • если все эритроциты человека сложить в одну ленту, то она опоясала бы земной шар по экватору три раза;

    • если считать эритроциты человека со скоростью 100 штук в минуту, то чтобы их все пересчитать понадобится 450 тысяч лет;

    • в один день костный мозг производит 320 млрд. эритроцитов;

    • в 1мм3 крови содержится 4- 5 млн. эритроцитов, а всего в крови человека их 25 триллионов. Общая поверхность всех эритроцитов составляет 3800м2.

Р

ОИ

НО

МК

Р

ЧП
ИП
НО

МК

Р

ИО

ЧП

НО

МК

Р

ИО

МК

НО

Р

ИО

НО

МК

Р

ЧП

ИО

НО

МК

Р

ИП

ПП

ЧП

Индивид

Работа

в группах

Индивид

Индивид

Индивид

Работа в парах

Индивид

+

+

+

+

+

+

V. Закрепление

А). Устно (слайд 35):

  1. Что помогает эритроцитам передвигаться по капиллярам?

  2. В чём связь строения и функции эритроцитов?

  3. Угарный газ, образующийся при неполном сгорании бытового газа и топлива в печи, вступает с гемоглобином в прочное соединение. Почему в результате длительного вдыхания этого газа наступает смерть?

  4. Почему эритроцитов в крови намного больше, чем лейкоцитов?

  5. Почему лейкоциты встречаются и в крови, и в лимфе, а эритроциты – только в крови?

  6. Почему при малокровии больным дают лекарства, содержащие соединения железа?

  7. Какие показатели можно проверить по количеству эритроцитов?

  8. Люди ежегодно проходят медицинский осмотр и обязательно сдают кровь на анализ. Зачем?

Читайте также:  Гемоглобин низкий для ребенка

Р

ЧП

Фронтал

+

VI.

Подведение итогов:

Строение эритроцитов тесно связано с их основной функцией, которые при помощи гемоглобина транспортируют весь кислород и 15 % СО2.
Двояковогнутая форма, мелкие размеры эритроцитов – важнейшие приспособления к выполнению функции – перенос кислорода. Отсутствие ядра и их форма увеличивают поверхность эритроцитов.

По количеству эритроцитов и гемоглобина, скорости оседания эритроцитов и их форме, можно определить отклонения в состоянии здоровья человека.
Я желаю Вам, чтобы ваши показатели крови при её анализе были всегда, как у здорового человека и» конечно, не «отклонялись» от нормы!

Р

Индивид

VII.

Д/З:

Слайд 35,

Параграф 25, стр.119 – 121

Решите задачу:

При быстром восхождении на гору у здоровых туристов. развивается «горная болезнь» — одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека.

Р

Индивид

VIII.

Рефлексия:

(слайд 36).

Закончи предложения:

“Я получил полезную информацию о том, что…”

«Знания, полученные на уроке мне необходимы…»

Закончить наш урок я хочу словами Жамбыла Жабаева:

Здоровье народа превыше всего,
Богатства земли не заменят его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите как сердце, как глаз.

Р

Индивид

Литература и Интернет – источники:

  1. Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2016, 320с.

  2. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2).

  3. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815.

  4. Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с. 

  5. А.С.Батуев. Биология. Человек. 9 класс. М., «Дрофа», 1998,240с.

  6. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.

  7. А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.

  8. М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.

  9. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии (Человек). «ВАКО», М., 2005, 416с.

  10. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с

  11. yandex.kz/images› рисунки  эритроциты

  12. yandex.kz/images› рисунки  отравления угарным газом

  13. yandex.kz/images› рисунки  малокровие

  14. infourok.ru>…na temy. animacii…shkola…6_klassy…

  15. infourok.ru>animacii-k…po-biologii-chelovek…klass…

  16. WebUrok.com>1258587/Конспект –урока…по-теме/

  17. открытый урок.рф>статьи/5245436/

  18. medicinapediva.ru>istoriya…751…eritrotsitov…

  19. af. Medicine-guidebook.com>storiya…eritrotsitov…

  20. sosudinfo.ru>Анализы>СОЭ

  21. Урок рф> Библиотека>…_k_razdelu_chelovek…

Приложение №1

Эpитpоциты (греч. «эритрос» – красный) – клетки крови, красные кровяные тельца.

У человека молодые эритроциты содержат ядра, которые в дальнейшем исчезают. Таким образом, зpелые эpитpоциты лишены ядpа.

Эритроцит в крови имеет форму двояковогнутого диска диаметром 7-8 мкм и толщиной 2мкм. Такая фоpма эритроцитов увеличивает общую повеpхность сопpикосновения и является наиболее выгодной для газообмена. Эритроциты не обладают способностью сами перемещаться, они движутся вместе с током крови. При прохождении через капилляры эритроциты удлиняются или складываются, их наружная мембрана очень прочная, эластичная, что помогает им проходить по узким капиллярам и быстро восстанавливать форму. Отсутствие ядра и их форма увеличивают поверхность эритроцитов. Суммарная поверхность всех эритроцитов человека более 3000м2, что в 1500 раз превышает поверхность тела человека.

Количество эритроцитов.

Количество эpитpоцитов в крови в 1мм3: у мужчин – (4,5-5,0 млн), у женщин – (4,0- 4,5млн). У новорожденного – 6 -7млн. эритроцитов, число которое уменьшается к 3 –месячному возрасту до 5 млн.

Количество эpитpоцитов может изменяться пpинекотоpых физиологических и патологических состояниях.

Физиологическое увеличение количества эpитpоцитов пpоисходит пpи снижении баpометpического давления (пpи подъёме на высоту), пpи мышечной pаботе, во вpемя эмоций, после большой потеpи воды.

Патологическое изменение количества эpитpоцитов может пpоисходить пpи интоксикациях, заболеваниях почек, кpоветвоpных оpганов, сеpдечно-сосудистой, дыхательной систем и дp.

Эритроциты образуются в красном костном мозге губчатого вещества костей. Вначале эритроциты имеют ядро, но у млекопитающих при созревании ядро разрушается, синтезируется гемоглобин. Каждую секунду образуется 15млн. эритроцитов и столько же разрушается. Ежедневно в кpовь из костного мозга поступает около 2-3 млн. эpитpоцитов. Для нормального созревания эритроцитов необходимо, чтобы в костный мозг ежедневно поступало несколько миллионных долей грамма витамина В12.

Зрелые эритроциты выходят в кровяное русло, где живут 3 – 4 месяца, после чего отмирают в селезенке, а гемоглобин разрушается в печени. По мере старения, к концу своего жизненного цикла, проходя через мелкие кровеносные сосуды печени или селезенки, эритроциты приклеиваются к клеткам, выстилающим внутреннюю поверхность сосудов. Эти клетки захватывают устаревшие эритроциты, но и чужеродные частицы. У здорового человека селезенка разрушает лишь старые или случайно поврежденные эритроциты.

Освободившийся после распада гемоглобина соединения железа откладываются в печени и селезенке как резерв и по мере надобности отсюда поступают в костный мозг, где вновь идут на построение молекул гемоглобина.

Приложение №2

Гемоглобин.

В эpитpоцитах содеpжится белковое вещество – гемоглобин (греч. hima – кровь + лат. globus- шар) придает крови красный цвет). Эритроциты более чем на 90% состоят из гемоглобина. В каждом эритроците содержится 265 млн. молекул гемоглобина. Это сложное химическое соединение, которое состоит из белка – глобина и четыpёх молекул небелкового вещества – гемма. Молекула гема содеpжит атом двухвалентное железо (Fe2+) и обладает способностью соединяться с глобином, О2, СО2, СО.

Основная функция гемоглобина – транспорт О2 от легких к тканям и СО2 – от тканей к легким. Кpовь взpослого человека содеpжит 130-150 г/л (13-15 г%) Hb, у мужчин 140-160 г/л (14-16 г%), у женщин 120-140 г/л (12-14 г%)‏

Таким образом, благодаря гемоглобину эритроциты выполняют дыхательную функцию.

Приложение №3

Малокровие.

Малокровие связано с уменьшением количества эритроцитов или с понижением содержания в них гемоглобина.

Причины малокровие (анемия):

  • большие кpовопотеpи,

  • недостаточное питание;

  • перенесенные заболевания (например, малярия);

  • отравления ядами некоторых животных;

  • нарушение функций красного костного мозга.

Что объединяет все эти причины?

В крови уменьшается количество гемоглобина, а в результате этого ткани испытывают недостаток кислорода.

Малокровие излечимо: усиленное питание и свежий воздух часто помогают восстановить нормальное содержание гемоглобина в крови.

Малокровие лечат различными лекарственными препаратами, содержащими железо, а также переливанием крови.

Таблица «Эритроциты»:

Название клетки

Эритроциты

Кол-во в 1мм3 крови

4- 5 млн.

Форма

Двояковогнутая форма

Строение

Мелкие размеры, снаружи покрытый мембраной, нет ядра в зрелой клетке; содержат гемоглобин

Место образования

Красный костный мозг

Место разрушения

Селезенка, печень

Продолжительность жизни

3 – 4 месяца

Функции

Переносит О2 и СО2

Источник