Роль медсестры при анемии у детей

Автор: Julia66smoll  •  Ноябрь 19, 2018  •  Курсовая работа  •  4,364 Слов (18 Страниц)  •  3,162 Просмотры

Страница 1 из 18

Роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей

   ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ        5

1.1. Этиология и классификация анемий        5

1.2. Диагностика и лечение анемии        8

ГЛАВА 2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ        11

2.1. Сестринская деятельность при уходе за детьми с анемией        11

2.2. Мероприятия по профилактике анемии у детей        15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        22

 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Анемия у детей (малокровие) – патологическое состояние, сопровождающееся снижением уровня гемоглобина и эритроцитов в крови ребенка. Анемия у детей – чрезвычайно распространенное заболевание в педиатрии. Около 40% случаев анемии диагностируется у детей в возрасте до 3-х лет; 30% – в пубертатном периоде; остальные – в различные возрастные периоды развития ребенка [4].

Частое возникновение анемии у детей обусловлено их интенсивным ростом, активностью процесса эритропоэза, прогрессивным увеличением числа форменных элементов и ОЦК. Вместе с тем, аппарат кроветворения у детей функционально незрел и весьма уязвим перед лицом различных воздействий. Нормальное протекание кроветворения у детей требует большого количества железа, белка, витаминов и микроэлементов, поэтому любые погрешности вскармливания, инфекции, токсические воздействия на костный мозг способны вызвать развитие анемии у ребенка. Особенно чувствительными в этом плане оказываются дети второго полугодия жизни, у которых истощены неонатальные резервы железа. Длительно существующая анемия у детей сопровождается развитием гипоксии, глубокими тканевыми и органными изменениями. Дети с анемией отстают в физическом и умственном развитии от здоровых сверстников, чаще страдают интеркуррентными заболеваниями, склонны к развитию хронических патологических процессов и различного рода осложнений.

Объект исследования: анемия.

Предмет исследования: роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей.

Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в профилактике анемии у детей.

Задачи исследования:

1. Выяснить этиологию и клинику заболевания;

2. Изучить диагностику и лечение анемии у детей;

3. Проанализировать сестринскую деятельность при уходе за детьми с анемией;

4. Проанализировать мероприятия по профилактике анемии у детей.

Практическая значимость исследования: Результаты проведенного исследования и новые теоретические подходы могут быть использованы в процессе анализа анемии у детей, её клинической характеристики и эффективности терапии.

  Методы исследования: 

  • Анализ литературных данных;
  • Информационно-поисковый;
  • Вербально-коммуникативный;
  • Аналитический.

 Структура работы целью и исследования, а необходимостью последовательного материала.

 Работа состоит из введения, 2 глав, , списка использованной литературы.

 Во обозначены актуальность, цель и работы.

 В главах работы приведены данные, полученные в ходе проведенного исследования.

 В представлены основные и даны рекомендации по теме исследования

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

1.1. Этиология и классификация анемий

Факторы, способствующие развитию анемии у детей, делятся на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

Антенатальные факторы действуют в течение внутриутробного развития. Для нормального протекания процессов кроветворения у ребенка за период беременности его организм должен получить от матери и накопить достаточное количество железа (около 300 мг). Наиболее интенсивная передача железа от беременной и его депонирование у плода происходит на 28-32 неделях гестации [15].

Доступно только на Essays.club

Источник

Определение 1

Анемия – это патологическое состояние, которое характеризуется снижением уровня гемоглобина в крови и снижением числа эритроцитов в единице объема крови.

Определение 2

Сестринский процесс – это научная технология или методология организации и оказания практической сестринской помощи (сестринского ухода за пациентом). По сути, это четкий план действий медсестры и алгоритм их выполнения.

Степени анемии у детей и причины ее возникновения

Из всех разновидностей анемий чаще всего встречается железодефицитная анемия, которая часто становится серьезной проблемой для детей первых двух лет жизни.

Основной причиной железодефицитной анемии является нарушение синтеза гемоглобина. Подобной ситуации способствуют несколько ключевых факторов. Среди них:

  • анемия матери во время беременности;
  • нарушение маточно-плацентарного кровообращения;
  • недоразвитость плаценты;
  • кровотечения во время беременности, преждевременные роды, крупный вес ребенка;
  • многоплодная беременность.
Читайте также:  Микросфероцитарная анемия мкб 10

Также развитию анемии способствуют искусственное вскармливание некачественными молочными смесями, позднее введение прикорма, частые простудные заболевания.

Дефицит железа в организме ребенка протекает в несколько стадий:

  • прелатентный дефицит, который отличается истощением запаса железе при сохранении гемоглобинового фонда;
  • латентный дефицит, который характеризуется снижением содержания клеточного железа в тканях при сохранении гемоглобинового фонда;
  • устойчивый дефицит железа крайней степени.

Прогноз при железодефицитной анемии у детей в случае оказания качественного лечения и добросовестного ухода со стороны медицинской сестры благоприятный. Длительность терапии может составлять от трех до шести месяцев. Лечение детей с легким и средним течением заболевания организуется «на дому». При более тяжелом течении болезни дети госпитализируются в стационар.

Принципы организации и этапы сестринского процесса при анемии у детей

При любой форме заболевания очень важно правильно организовать сестринский уход, который подчиняется нескольким основным принципам:

  • организация полноценного питания, которое соответствует возрасту ребенка и помогает снизить дисбаланс веществ в организме, в том числе и железа;
  • организация рационального режима дня, чередования сна и отдыха, пребывания на свежем воздухе.

Кроме того, медицинская сестра отслеживает прием ребенком назначенных врачом медикаментов, таких как феррокаль, ферроплекс и пр.

В целом сестринский процесс при анемии у детей состоит из следующих этапов:

  • сбор информации о пациенте, анализ жалоб пациента, составление анамнеза. Характерными жалобами пациентов можно назвать: снижение аппетита, повышенная утомляемость, потливость;
  • объективный осмотр. В данное понятие входят осмотр кожных покровов, ушных раковин, отслеживание динамики физического развития. При тяжелой анемии у детей наблюдается сухость, тусклость волос, слоистость ногтей и депигментация ногтевых пластин;
  • изучение резултатов лабораторных исследований, таких как общий анализ крови, при котором анализируется количество эритроцитов и уровень гемоглобина.

Также обязательно выявить весь спектр проблем больного ребенка. Для детей с тяжелой формой анемии характерно снижение аппетита, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожных покровов.

При осуществлении ухода за пациентом в условиях стационара медицинская сестра способствует выздоровлению пациента, а также не допускает перехода заболевания в более тяжелую форму. Такой уход дает возможность обеспечить быстрое выздоровление ребенка и предотвратить возникновение осложнений.

При выписке ребенка из стационара медицинская сестра:

  1. проводит беседу с ребенком и его родителями о природе заболевания, необходимости лечения, профилактики,
  2. дает конкретные рекомендации по питанию ребенка, советует включить в его рацион: говядину, печень, гречку, свеклу, цветную капусту.
  3. рекомендует постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, курс массажа и гимнастики в соответствии с возрастом ребенка,
  4. предупреждает родителей, что у ребенка в результате приема железосодержащих препаратов может появиться жидкий стул, кал, окрашенный в черный цвет.

Также сестринский процесс включает в себя активные патронажи ребенка с анемией. В данном случае медицинская сестра выполняет следующие задачи:

  • контролирует режим дня и питания ребенка;
  • отслеживает выполнение рекомендаций, назначений врача;
  • обучает родителей правильному приему препаратов, содержащих железо;
  • проводит динамическое наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
  • отслеживает самочувствие ребенка, его эмоциональное состояние;
  • отслеживает возможное ухудшение состояния ребенка и при необходимости рекомендует родителям обратиться к врачу.

Дети, которые перенесли железодефицитную анемию подлежат обязательной диспансеризации, которая продолжается в течение года. Она включает в себя ежемесячный осмотр у педиатра, анализ крови с периодичностью раз в два- три месяца. В дальнейшем ребенок может быть снят с учета при нормальных физическом состоянии и результатах лабораторных анализов крови. Эту информацию медицинская сестра также сообщает законным представителям ребенка.

Таким образом, сестринский процесс при анемии у детей является системой комплексной помощи родителям и ребенку, при которой решаются многие проблемы, в том числе и низкая степень информированности о природе, последствиях, профилактике заболевания.

Читайте также:  Анемия хронических заболеваний с фото

Источник

Сестринский процесс при железодефицитной анемии. Анемия – это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.
Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.
Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.
Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.
Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.
Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.
Дефицит железа в организме проходит по стадиям:
– прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;
– латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:
– железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.
Степени тяжести ЖДА: легкая – снижение гемоглобина 110-90 г/л; среднетяжелая – снижение гемоглобина до 70 г/л; тяжелая снижение гемоглобина ниже 70 г/л.
Прогноз ЖДА – благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.
Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.
Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.
Принципы:
– Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.
– Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.
Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.
– Лечение сопутствующих заболеваний.

Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:

1 этап. Сбор информации о пациенте

Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, потливость.
История (анамнез) заболевания: постепенное развитие.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.
Объективные методы обследования:
Осмотр: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные: восковидный цвет ушных раковин; сухость и шелушение кожи; заеды в углах рта; отставание в физическом и психомоторном развитии. При тяжелой анемии ломкость, сухость, тусклость и выпадение волос, слоистость и депигментация ногтей. Сглаженность или атрофия сосочков языка. Тахикардия.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни).
Общий анализ крови: снижение уровня гемоглобина (менее 110 г/л у детей до 5 лет) и количества эритроцитов; эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), различной величины и формы: снижение цветового показателя (менее 0,8).
Биохимический анализ крови: уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.

Читайте также:  Анемия хронического воспаления патофизиология

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточным поступлением кислорода в ткани (гипоксия): снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожи и слизистых.
Существующие проблемы, обусловленные дефицитом железа: сухость, шелушение кожи, заеды в углах рта; ломкость, тусклость, выпадение волос; слоистость, депигментация ногтей; сглаженность и атрофия сосочков языка; извращение обоняния – пристрастие к резким неприятным запахам; извращение вкуса – поедание извести, мела, земли, глины, сырого мяса, картофеля.
При поздней диагностики и отсутствии адекватного лечения возникают потенциальные проблемы, риск развития анемии тяжелой степени тяжести, вторичного иммунодефицита, частые ОРВИ, пневмонии. заболевания ЖКТ.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому»

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.

Сестринский процесс при железодефицитной анемии

План сестринского уходаРеализация ухода с мотивацией
1Организовать «стационар на дому»Взаимозависимое вмешательство:
– обеспечение сестринской помощи и лечения:
– обеспечение комфортных условий больному ребенку
2Провести беседу с ребенком и/или родителями о заболевании, причинах развития, необходимости лечения, профилактике.
Дать конкретные рекомендации по питанию: при естественном вскармливании кормящая мама должна обязательно в свой пищевой рацион включать продукты, богатые железом, белком и витаминами: телятина, говядина,печень, яйцо, греча, овес, морковь, свекла, горошек, цветная капуста. томаты, зелень, яблоки, курага, груша, гранаты; лучше всего железо усваивается из мяса (гемовое железо); при искусственном вскармливании – адаптированные молочные и кисломолочные смеси, адаптированные молочные смеси, обогащенные железом “Симилак”; прикормы вводить на 1 мес. раньше; введение мяса с 4.5-5 мес., желтка По организации режима: постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, сон на свежем воздухе: массаж и гимнастика по возрасту По правилам приема назначенных препаратов: препараты железа (сироп или капли) перед приемом необходимо разводить в небольшом количестве фруктового чая, фруктового или овощного сока, воды и принимать во время или сразу после еды. Предупредить маму, что у ребенка может появиться жидкий стул или кал, окрашенный в черный цвет
Независимые вмешательство
– Расширение знаний о заболевании.
– Обеспечение качества ухода за больным ребенком.
– Комплексное лечение
3Активные патронажи с целью: контроля над соблюдением режима и питания; проведением терапии, назначенной врачом, и выполнением всех рекомендаций по уходу за ребенком; обучении матери правильному приему препаратов железа; проведение динамического наблюдения за реакцией на лечение: самочувствие ребенка, аппетит, эмоциональное состояние, длительность и характер сна. физиологические отправления. При ухудшении состояния срочное сообщение врачу или вызов на дом.Зависимое вмешательство: контроль и коррекция лечебных мероприятий;
– оценка эффективности проводимого лечения;
– своевременное выявление осложнений. Коррекция лечения

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка. Дети, перенесшие ЖДА, подлежат диспансеризации длительностью 1 год. План диспансеризации: осмотр педиатром 1-2 раза в месяц; анализ крови 1 раз в 2-3 мес. и после интеркуррентных заболеваний. С учета ребенок снимается при нормальных клинико-лабораторных показателях.

Источник